Дидактическая игра «Исправь ошибку».
Дети, Незнайка писал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме.
«Первый зимний месяц называется сентябрь. Когда наступает зима, начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню. Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!»
Ребята, а вы согласны с последним предложением из незнайкиного письма: «Зима – чудесное время года!». Объясните почему.
Перейти к содержанию
Игры «Исправь предложение» для развития речи у старших дошкольников
Игра «Исправь ошибку в предложении», применяемая в области «Речевое развитие», позволяет воспитателям и родителям формировать у дошкольников лексические и грамматические компоненты речи, закреплять предложные и падежные конструкции. В логопедии занятия используются для профилактики нарушения письменной речи. Пособия предназначены для детей старшей и подготовительной группы детского сада, первоклассников.
Цели и задачи
Цель игр «Исправь ошибку» – улучшение лексики и грамматического строя речи.
Задачи:
- обучение согласованию слов;
- формирование умения выявлять причинно-следственные связи;
- развитие логического мышления;
- улучшение памяти, зрительной оценки, концентрации внимания;
- формирование связной речи, умения выстраивать диалог;
- развитие любознательности.
Скажи правильно
Для игры подготовьте слайды, изображающие действия людей и неправильные подписи, обратные реальным. Когда слайд появится на экране, прочитайте то, что делают персонажи. Предложите воспитанникам исправить сказанное вами, произнести правильное предложение. Когда дети выполнят задачу, на экране исчезает первый слайд, вместо него появляется аналогичный, но с правильной надписью.
Неправильные предложения для заполнения слайдов:
- мама готовит музыку и слушает суп;
- Маша заваривает оладьи и печет чай;
- бабушка жарит молоко и кипятит котлеты;
- Аня решает куклу и одевает задачу;
- друзья идут по песне и распевают тропинку;
- тетя поливает белье и стирает цветы;
- Коля пьет ватрушку и ест кисель;
- Вика чистит тесто и размешивает картошку.
Нелепицы
Воспитанники садятся в круг. Ведущий произносит предложения со смысловыми ошибками, а каждый ребенок по очереди объясняет, что неправильно, исправляет фразу. Участник, не услышавший ошибки, выбывает из круга, а право говорить переходит следующему игроку. Победителем оказывается последний оставшийся участник.
Примеры неправильных предложений:
- заяц бежит за волком;
- кружка моет Юлю;
- в августе пошел снег;
- снеговик вылепил Мишу;
- рыба ловит рыбака;
- зимой расцвел сад;
- над холмом лежало болото;
- вечером солнце поднималось над горизонтом;
- кукла рисовала девочку;
- свитер связал бабушку.
Причина и следствие
Это занятие, как и дидактическая игра «Закончи предложение», развивает логику мышления, учит дошкольников выявлять причинно-следственные связи, корректно строить сложные предложения.
Примеры с ошибками для исправления детьми:
- сосульки растаяли, потому что потекли ручьи;
- идет дождь, потому что Петя идет под зонтом;
- одежда стала грязной, потому что мама ее постирала;
- дедушка заболел, потому что оказался в больнице;
- наступил март, потому что прилетели грачи;
- во дворе похолодало, потому что Наташа надела куртку;
- Костя порвал штаны, потому что его отругала мама;
- прилетели скворцы, потому что школьники прибили к деревьям скворечники;
- на светофоре зажегся красный, потому что автомобили остановились.
Исправь сказанное
Произносите предложения, а дети должны указать на ошибки в роде, числе и падежном склонении:
- бабушка купила сковородка;
- Света и Оля гуляет в парке;
- лягушка словил муха;
- столяр сделала скамейка;
- мама связала шапка;
- цыпленок вылупился из яйцо;
- журавли улетает на юг;
- Катя делают букет для мама;
- старик сидит с удочка;
- ласточки ест мошкара.
При выполнении заданий не употребляйте принятый в педагогике термин «деформированный текст». Говорите с детьми проще: «Исправь ошибку», «Сделай предложение правильным».
Картотека дидактических игр по формированию элементарных
математических представлений
(Средняя группа)
Количество и счет
Дидактическая игра: «Правильный счет» Цель: закреплять Материал: Содержание: порядке нанизывают следующему |
Дидактическая игра «Кому сколько?» Цель: Содержание: девочками спрашивает: ребенок, карточкой, отсчитывании состоит и карте. своих карте, кружочков маленьких может |
Дидактическая игра: «Счетная мозаика» Цель: количества Материал: Содержание: палочек. соответствующее |
Дидактическая игра: «Читаем и считаем» Цель: «больше», предметы Материал: Содержание: счетных сосчитали, меньше, зайка |
Дидактическая игра: «Отгадай число» Цель: действиям предыдущего Содержание: пяти; например, Ребенок задуманного |
Дидактическая игра «Возьми столько же» Цель: активизировать Материал: три Содержание: до 5, Педагог нарисовано. берут каждой предлагает средней части |
Дидактическая игра: «Правильный Цель: помочь усвоению порядка следования чисел Оборудование: мяч. Содержание: дети встают в круг. Перед |
Дидактическая игра «Кому Цель: Усвоить понятие Содержание: Ведущий |
Дидактическая игра «Исправь ошибку». Цель: Упражнять в использовании счетных навыков (в |
Дидактическая игра «Исправь ошибку». Цель: развивать память, внимание; закрепление навыков порядкового счета. Материал: карточки с цифрами от 1 до 7 расставленные в хаотичном порядке. Содержание: Воспитатель вместе с детьми рассматривает карточки и «Числа забыли свои места Исправьте ошибки. Расставьте их по порядку (каждый ребенок индивидуально помощи бумажных цифр от |
Величина
Дидактическая игра: «Сбор фруктов» определённой большие, дерево с образцы меньше Содержание: что большую. образцу яблоки корзинки. повторить |
Дидактическая игра: «У кого хвост длиннее?» длине и «широкий», медведь, Винни-Пух зайца и Каждый ширине, широкий, |
Дидактическая игра: «Кто скорее свернет ленту». признаку, «короткий». показывает, предлагает детей, посмотреть, кого чтобы дети место, Спрашивает, «короткая», свертывается |
Дидактическая игра: «Раз, два, три — ищи!» использовать колец не Содержание: на 2-3 маленький детей и к своему запомнить, большое подойти величины. отправиться нужно » на свой разрешается разнообразия |
Дидактическая игра «Сравни дорожки» убывающей сравнения шире, Содержание: (приложением, уменьшения. |
Дидактическая игра «Портрет» Цель: Закрепить Упражнять |
Дидактическая игра «Матрёшки» Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по |
Дидактическая игра «В лес за елочкой». Развивать |
Дидактическая игра «Большой-маленький» Цель: |
Дидактическая Цель: упражнять Оборудование: карточки Содержание: Игра Можно |
Форма
Дидактическая игра: «Подбери по форме» признаков. карточки двух изображением сейчас вспомнить вопрос по разложившим найти и |
Дидактическая игра: «Лото» геометрические расположением одной карточке свою каком |
|
Дидактическая игра: «Найди свой домик» прямоугольник, количеству расстоянии из группы: объясняет комнате, круг, квадратом. Когда детей, сколько фигуры, |
Дидактическая игра: «Отгадай» воспитатель похож желтый что этот мяч. блин, на круг. Для того им |
|
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» внешним заглядывая фигуры, |
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». |
|
Дидактическая игра «Четвертый лишний» Цель: |
Дидактическая игра «Четвертый лишний» « |
|
Дидактическая игра «Сложи фигуры» |
Дидактическая игра «Найди ключик к замочку». |
|
«Квадрат Воскобовича» или «Игровой |
Дидактическая игра «Найдите такую же фигуру». |
|
Дидактическая игра «Подбери заплатку». |
Дидактическая игра «Найди похожую фигуру». |
|
Дидактическая игра «Найди и назови». Цель: Закреплять умение быстро находить геометрические фигуры определенного |
Ориентировка в пространстве
Дидактическая игра: «Кто где» сзади, ребенка, Спросить, |
Дидактическая игра: «Три шага» инструкции. другом. правилам, три шага |
||
Дидактическая игра «Что где находится? » предметов «справа», пересчитывает |
Дидактическая игра: «Бегите к цифре» ориентироваться комнаты. из цифр, ней. время. Можно прохлопать обозначает. |
||
Дидактическая игра: «Лифт». Цель: цветов числительные Содержание: их на на |
Дидактическая игра: «Три шага» Цель: ориентировка Содержание: Игроки |
||
Дидактическая игра «Поможем белочке» Развивать пространственное мышление, пространственные |
Дидактическое упражнение «Когда это бывает?» Цель: Закреплять умение соотносить условный знак (фишку) с частью |
||
Дидактическая игра «Расставим правильно». Цель: Развивать умение определять местоположения предметов |
Дидактическая игра «Внизу – вверху». Развивать |
||
Дидактическая игра «Что где находится». Цель: Совершенствовать |
|||
Ориентировка во времени
Дидактическая игра: «Когда это бывает» Цель: признаках; Материал: Содержание: картинок 2-3 всем по внимательно содержимом. время из картинок |
Дидактическая игра: «Кто раньше? Кто позже?» Цель: потом, Содержание: «Репка», |
Дидактическая игра: «Светофор» Цель: Содержание: весна». исправляются. |
Дидактическая игра: «Назови пропущенное слово» Цель: Материал: Содержание: детей завтракаем приходишь ужинаешь… |
Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра» Цель: «завтра» Материал: Содержание: «Мы вопрос Мы Мы Мы будем |
Дидактическая игра «Что изменилось?» Цель: Содержание: знаку изменения должен и, при А для и, может изменяется кто наблюдательности. |
Дидактическое упражнение «Будь внимательным» Развивать умение дифференцировать слова, обозначающие части |
Дидактическое упражнение «Когда мы это делаем?» Совершенствовать умение определять часть суток, изображенную |
Дидактическая игра «Парные картинки» Упражнять в соотнесении пейзажных картинок и условных |
Дидактическое игра «Отгадай загадку» Упражнять детей в определении частей суток по описанию |
Дидактическая игра: «Назови пропущенное слово» Цель: учить Оборудование: мяч. Содержание: Дети |
Дидактическая игра: «Кто раньше? Кто позже?» Цель: закреплять Содержание: 4. Цель: закреплять Содержание: Педагог |
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
«Найди ошибку»
Цель: учить отчетливо, произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
«Какое что бывает?»
Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение. Развивать внимание.
Ход: Расскажите, что бывает:
зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….
широким — река, дорога, лента, улица …
Выигрывает тот, кто больше назовет слов.
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Какой овощ?»
Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.
Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»
«Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог:-Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
«Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением. педагог:-Дети: Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что делает? — Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? — Темнеет, тает. Птицы – что делают? — Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.педагог:- Дети: Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
«Разложи по полочкам»
Цель: ориентировка в пространстве.
Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.
«Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».педагог: -Дети: Рукавички из меха-меховые Таз из меди-медный Ваза из хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти-шерстяные.
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
«Игра в загадки»
Цель: расширять запас существительных в активном словаре.
Ход: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
«Что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.
«Что бывает осенью?»
Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.
«Чего не стало?»
Цель: развитие внимания и наблюдательности.
Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки
«Четвёртый лишний»
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
«Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
«Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.
«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
«Обобщающие понятия»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Ход: Вариант 1. педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. педагог:-Дети: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. педагог: Дети: Огурец, помидор-Овощи.
«Хорошо – плохо»
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
«Близко-далеко»
Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.
Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)
«Весёлый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один стол – пять столов Один слон – пять слонов Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять банок.
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному педагог: — Дети: Красный — мак, огонь, флаг. Оранжевый — апельсин, морковь, заря. Жёлтый — цыплёнок, солнце, репа. Зелёный — огурец, трава, лес. Голубой — небо, лёд, незабудки. Синий — колокольчик, море, небо. Фиолетовый — слива, сирень, сумерки.
«Угадай, кто позвал?»
Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.
Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.
«Испорченный телефон»
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Ход: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Проигравший, занимает место последнего в ряду.
«Выдели слово»
Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок)
Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.
Тема: «Найди ошибку»
Цель: правильно называть действия домашних животных.
Программные задачи:
формировать знания детей о домашних животных;
учить детей четко и чисто произносить слова;
воспитывать внимание.
Образовательные области: «Социально-коммуникативная область», «Познавательная область».
Оснащение занятия: иллюстрации животных.
Предварительная работа:
беседа с детьми о домашних животных;
выставка детских рисунков «Мое любимое домашние животное»;
разучивание стихотворений о домашних животных;
чтение детям сказок «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка»;
загадывание детям загадок о домашних животных.
Этапы деятельности |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Организация детей |
Методы и приемы, коррекционно-развивающая работа |
Мотивационно-проблемный |
— Ребята, к нам в гости пришел Мишка. Мишка: — Здравствуйте, ребята. Мне нужна ваша помощь. — Поможем мишке? |
Смотрят на Мишку. — Здравствуй, Мишка. — Да. |
На стульчиках. |
Воображаемая ситуация. |
Деятельностный 2.1Название игры Правила игры 2.3Ход игры |
Мишка: — В школе нам задали домашнее задание, которое называется «Найди лишнее». У меня ничего не получается. Вы мне правда поможете? — Что нам нужно делать? Мишка: — Сейчас я вам буду говорить предложение, а вы должны найти в нем ошибку и исправить ее. — Вы готовы ребята? Мишка: — Курица дает молоко. Может курица давать молоко? — А что умеет курица? Мишка: — Коза поет. Может коза петь? — А что умеет коза? Мишка: — Корова гавкает. Может корова гавкать? — А что умеет корова? Мишка: — Собака танцует. Может собака танцевать? — А что умеет собака? Мишка: — Кошка летает. Может кошка летать? — А что умеет кошка? Мишка: — Поросенок катается на велосипеде. Может поросенок кататься на велосипеде? — А что умеет поросенок? Мишка: — Лошадь квакает. Может лошадь квакать? — А что умеет лошадь? |
Слушают Мишку. — Да. Слушают Мишку. — Да. — Нет. — Нести яйца, клевать зерно, кудахтать. — Нет. — Давать молоко, кушать травку, бодаться. — Нет. — Мычать, давать молоко, кушать травку. — Нет. — Лаять, охранять двор, грызть косточку. — Нет. — Ловить мышей, мурлыкать. — Нет. — Хрюкать, купаться в луже. — Нет. — Скакать, катать людей. |
На стульчиках. |
Обыгрывание игрушки. Разъяснение. Демонстрация. Подсказывающие вопросы. Похвала Демонстрация. Подсказывающие вопросы. Похвала Демонстрация. Подсказывающие вопросы. Похвала Демонстрация. Подсказывающие вопросы. Похвала Демонстрация. Подсказывающие вопросы. Похвала |
Рефлексивный |
— Что нового вы узнали о животных? |
Рассказывают, что нового узнали. |
На стульчиках. |
Диалог. |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/245077-didakticheskaja-igra-najdi-oshibku