Дидактическая игра исправь ошибку средняя группа

Дидактическая игра «Исправь ошибку». 

Дети, Незнайка писал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме.

«Первый зимний месяц называется сентябрь. Когда наступает зима, начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню. Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!»

Ребята, а вы согласны с последним предложением из незнайкиного письма: «Зима – чудесное время года!». Объясните почему.

Перейти к содержанию

Незнайка

Игры «Исправь предложение» для развития речи у старших дошкольников

Игра «Исправь ошибку в предложении», применяемая в области «Речевое развитие», позволяет воспитателям и родителям формировать у дошкольников лексические и грамматические компоненты речи, закреплять предложные и падежные конструкции. В логопедии занятия используются для профилактики нарушения письменной речи. Пособия предназначены для детей старшей и подготовительной группы детского сада, первоклассников.

Цели и задачи

Цель игр «Исправь ошибку» – улучшение лексики и грамматического строя речи.

Задачи:

  • обучение согласованию слов;
  • формирование умения выявлять причинно-следственные связи;
  • развитие логического мышления;
  • улучшение памяти, зрительной оценки, концентрации внимания;
  • формирование связной речи, умения выстраивать диалог;
  • развитие любознательности.

Игра «Исправь ошибку в предложении»

Скажи правильно

Для игры подготовьте слайды, изображающие действия людей и неправильные подписи, обратные реальным. Когда слайд появится на экране, прочитайте то, что делают персонажи. Предложите воспитанникам исправить сказанное вами, произнести правильное предложение. Когда дети выполнят задачу, на экране исчезает первый слайд, вместо него появляется аналогичный, но с правильной надписью.

Неправильные предложения для заполнения слайдов:

  • мама готовит музыку и слушает суп;
  • Маша заваривает оладьи и печет чай;
  • бабушка жарит молоко и кипятит котлеты;
  • Аня решает куклу и одевает задачу;
  • друзья идут по песне и распевают тропинку;
  • тетя поливает белье и стирает цветы;
  • Коля пьет ватрушку и ест кисель;
  • Вика чистит тесто и размешивает картошку.

Скажи правильно

Нелепицы

Воспитанники садятся в круг. Ведущий произносит предложения со смысловыми ошибками, а каждый ребенок по очереди объясняет, что неправильно, исправляет фразу. Участник, не услышавший ошибки, выбывает из круга, а право говорить переходит следующему игроку. Победителем оказывается последний оставшийся участник.

Примеры неправильных предложений:

  • заяц бежит за волком;
  • кружка моет Юлю;
  • в августе пошел снег;
  • снеговик вылепил Мишу;
  • рыба ловит рыбака;
  • зимой расцвел сад;
  • над холмом лежало болото;
  • вечером солнце поднималось над горизонтом;
  • кукла рисовала девочку;
  • свитер связал бабушку.

Нелепицы

Причина и следствие

Это занятие, как и дидактическая игра «Закончи предложение», развивает логику мышления, учит дошкольников выявлять причинно-следственные связи, корректно строить сложные предложения.

Примеры с ошибками для исправления детьми:

  • сосульки растаяли, потому что потекли ручьи;
  • идет дождь, потому что Петя идет под зонтом;
  • одежда стала грязной, потому что мама ее постирала;
  • дедушка заболел, потому что оказался в больнице;
  • наступил март, потому что прилетели грачи;
  • во дворе похолодало, потому что Наташа надела куртку;
  • Костя порвал штаны, потому что его отругала мама;
  • прилетели скворцы, потому что школьники прибили к деревьям скворечники;
  • на светофоре зажегся красный, потому что автомобили остановились.

Причина и следствие для детей

Исправь сказанное

Произносите предложения, а дети должны указать на ошибки в роде, числе и падежном склонении:

  • бабушка купила сковородка;
  • Света и Оля гуляет в парке;
  • лягушка словил муха;
  • столяр сделала скамейка;
  • мама связала шапка;
  • цыпленок вылупился из яйцо;
  • журавли улетает на юг;
  • Катя делают букет для мама;
  • старик сидит с удочка;
  • ласточки ест мошкара.

Исправь сказанное

При выполнении заданий не употребляйте принятый в педагогике термин «деформированный текст». Говорите с детьми проще: «Исправь ошибку», «Сделай предложение правильным».



Картотека дидактических игр по формированию  элементарных
математических представлений 

(Средняя группа)

Количество и счет

Дидактическая игра: «Правильный счет»

Цель:
помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда;

закреплять
навыки прямого и обратного счета.

Материал:
мяч.

Содержание:
дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком

порядке
(прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и

нанизывают
число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч

следующему
игроку

 Дидактическая игра «Кому сколько?»

Цель:
Усвоить понятие «сколько»

Содержание:
Ведущий раздает карточки с нарисованными мальчиками и

девочками
и их одеждой, а на стол кладет карточку с двумя девочками и

спрашивает:
«Сколько им надо шапочек?» Дети отвечают: «Две». Тогда

ребенок,
у которого на руках картинка с двумя шапочками, кладет ее рядом с

карточкой,
где нарисованы две девочки, и т. д. В присчитывании и

отсчитывании
дети упражняются в играх с мелкими игрушками. Игра

состоит
в том, что ребенок, получив карточку с нарисованными кружочками

и
сосчитав их, отсчитывает себе столько игрушек, сколько кружочков на

карте.
Затем карты смешиваются и снова раздаются. Дети пересчитывают на

своих
картах кружочки и, если их больше, чем отобрано игрушек по первой

карте,
решают, сколько еще надо прибавить игрушек или отнять, если

кружочков
меньше. Игрушек на столе должно быть много. А кружочков на

маленьких
карточках пять (1, 2, 3, 4, 5). Это число кружочков в карточках

может
несколько раз повторяться.

Дидактическая игра: «Счетная мозаика»

Цель:
познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие

количества
с цифрой.

Материал:
счетные палочки.

Содержание:
вместе с ребенком составлять цифры с помощью счетных

палочек.
Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить

соответствующее
ей количество счетных палочек.

 Дидактическая игра: «Читаем и считаем»

Цель:
помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько»,

«больше»,
«меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение сравнивать

предметы
по величине; умение считать в пределах 5.

Материал:
счетные палочки.

Содержание:
читая ребенку книжку, попросить его отложить столько

счетных
палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как

сосчитали,
сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого –

меньше,
а кого – одинаково. Сравнить игрушки по величине: кто больше –

зайка
или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?

Дидактическая игра: «Отгадай число»

Цель:
способствовать подготовке детей к элементарным математическим

действиям
сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения

предыдущего
и последующего числа в пределах первого десятка.

Содержание:
спросить, например, какое число больше трех, но меньше

пяти;
какое число меньше трех, но больше единицы и т. д. Задумать,

например,
число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его.

Ребенок
называет разные числа, а воспитатель говорит больше или меньше

задуманного
названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

Дидактическая игра «Возьми столько же»

Цель:
упражнять в составлении двух равных групп предметов,

активизировать
словарь «столько же», «поровну».

Материал:
У детей таблица с тремя полосками, деленная по вертикали на

три
равные части.

Содержание:
В левой части карточки изображены разные предметы (от 1

до 5,
наборы геометрических фигур и счетных палочек.

Педагог
предлагает рассмотреть таблицы и рассказать, что на них

нарисовано.
Затем дети заполняют среднюю (по вертикали) часть таблицы,

берут
столько же геометрических фигур, сколько предметов изображено в

каждой
клетке. Педагог спрашивает ребенка, сколько фигур он положил,

предлагает
проверить правильность путем наложения. После заполнения

средней
части таблицы дети берут счетные палочки и выкладывают в правой

части
таблицы по количеству нарисованных предметов.

Дидактическая игра: «Правильный
счет»

Цель: помочь усвоению порядка следования чисел
натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

Оборудование: мяч.

Содержание: дети встают в круг. Перед
началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать.
Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет,
перебрасывая мяч следующему игроку

Дидактическая игра «Кому
сколько?»

Цель: Усвоить понятие
«сколько»

Содержание: Ведущий
раздает карточки с нарисованными мальчиками и девочками и их одеждой, а на
стол кладет карточку с двумя девочками и спрашивает: «Сколько им надо
шапочек?» Дети отвечают: «Две». Тогда ребенок, у которого на руках картинка с
двумя шапочками, кладет ее рядом с карточкой, где нарисованы две девочки, и
т. д. В присчитывании и отсчитывании дети упражняются в играх с мелкими
игрушками. Игра состоит в том, что ребенок, получив карточку с нарисованными
кружочками и сосчитав их, отсчитывает себе столько игрушек, сколько кружочков
на карте. Затем карты смешиваются и снова раздаются. Дети пересчитывают на
своих картах кружочки и, если их больше, чем отобрано игрушек по первой
карте, решают, сколько еще надо прибавить игрушек или отнять, если кружочков
меньше. Игрушек на столе должно быть много. А кружочков на маленьких
карточках пять (1, 2, 3, 4, 5). Это число кружочков в карточках может
несколько раз повторяться.

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Цель: Упражнять в использовании счетных навыков (в
пределах пяти), ориентировке в пространстве.
 

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Цель: развивать память, внимание;

закрепление навыков порядкового счета.

Материал: карточки с цифрами от 1 до 7

расставленные в хаотичном порядке.

Содержание: Воспитатель вместе с детьми рассматривает карточки и
говорит

«Числа забыли свои места
и перепутались.

 Исправьте ошибки.
Помогите каждому числу встать на своё место.

Расставьте их по порядку
от меньшего к большему, т.е от 1 до 7

(каждый ребенок индивидуально
выкладывает числовой ряд при

помощи бумажных цифр от
1 до 7).

Величина

Дидактическая игра: «Сбор фруктов»

     
Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов

определённой   
величины.

     
Материал: яблоки образцы (вырезанные из картона) трёх величин

большие,
поменьше, маленькие; три корзины большая, поменьше, маленькая;

дерево с
подвешенными картонными яблоками такой же величины, что и

образцы
(по 8-10 яблок были одной величины). Диаметр каждого яблока

меньше
предыдущего на 0, 5 см.

Содержание:
воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины и говорит,

что
маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзиночку, а большие в

большую.
Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку

образцу
и предлагает им сорвать по одному такому же яблоку с дерева. Если

яблоки
сорваны правильно, педагог просит положить их в соответствующие

корзинки.
Затем задание выполняет новая группа детей. Игру можно

повторить
несколько раз.

Дидактическая игра:  «У кого хвост длиннее?»

    
Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по

длине и
ширине, использовать в речи понятия: «длинный», «длиннее»,

«широкий»,
«узкий.

    
Содержание. Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик,

медведь,
обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост.

Винни-Пух
предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей

зайца и
волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны.

Каждый
раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и

ширине,
пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее,

широкий,
узкий и т. д.

Дидактическая игра: «Кто скорее свернет ленту».

   
Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому

признаку,
обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный»,

«короткий».

   
Содержание. Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и

показывает,
как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем

предлагает
поиграть в игру «Кто скорее свернет ленту». Вызывает двоих

детей,
дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех

посмотреть,
кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у

кого
лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так,

чтобы
разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем

дети
меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на

место,
педагог вызывает детей и предлагает одному из них выбрать ленту.

Спрашивает,
почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты

«короткая»,
«длинная» и обобщает действия детей: «Короткая лента

свертывается
быстро, а длинная медленно».

Дидактическая игра: «Раз, два, три — ищи!»

   
Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и

использовать
его в игровых действиях.

   
Материал: Одноцветные пирамидки (желтые и зеленые, с количеством

колец не
менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета.

Содержание:
Дети усаживаются на стульчики полукругом. В. раскладывает

на 2-3
столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на

маленький
столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает

детей и
каждому ин них дает по колечку одного размера и просит найти пару

к своему
колечку. «Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь

запомнить,
какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко,

большое
или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, В. предлагает

подойти
к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой

величины.
Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и

отправиться
на поиски других колечек такой же величины. Искать колечки

нужно
только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три-ищи!

»
Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его

на свой
образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему

разрешается
исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для

разнообразия
при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.

Дидактическая игра «Сравни дорожки»

   
Материал: Дорожки (полоски) разной ширины.

   
Цель: Учить сравнивать предметы по ширине, раскладывать их в

убывающей
и возрастающей последовательности, обозначать результаты

сравнения
соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий,

шире,
самый широкий.

Содержание:
Педагог предлагает сравнить дорожки разными способами

(приложением,
наложением, разложить в порядке увеличения ширины,

уменьшения.

Дидактическая игра «Портрет»

 Цель: Закрепить
умение различать понятия величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

Упражнять
в умении различать геометрические фигуры.

Дидактическая игра «Матрёшки»

Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по
величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке.

Дидактическая игра «В лес за елочкой».

Развивать
умение сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький),
использовать эти слова в речи. Закрепить умение выделять сходства предметов
по величине и объединять их по этому признаку.

Дидактическая игра «Большой-маленький»

Цель:
Развивать умение сравнивать предметы по размеру, распределяя их по убыванию
или возрастанию визуально. Совершенствовать умение действовать самостоятельно
в соответствии с заданием.

Дидактическая
игра: «Бегите к цифре»

Цель: упражнять
в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве;
развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: карточки
с изображением цифр, развешанные в разных местах комнаты.

Содержание: Игра
малой подвижности. Педагог (водящий) называет одну из цифр, дети находят в
помещении карточку с ее изображением и бегут к ней. Если какой-то ребенок
ошибается, он выбывает из игры на некоторое время. Игра проводится до тех
пор, пока не выявится победитель.

Можно
усложнить задание, предложив детям, встав около цифры, прохлопать в ладоши
(или протопать, или присесть) число, которое она обозначает.

Форма

Дидактическая игра: «Подбери по форме»

   
Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его

признаков.

   
Материал: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм,

карточки
с контурами геометрических фигур по две фигуры каждой формы

двух
величин разного цвета (большая фигура совпадает с контурным

изображением
на карточке) .

   
Содержание: детям раздаются фигуры и карточки. Воспитатель: «Мы

сейчас
будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо

вспомнить
названия разных форм. Какой формы эта фигура? (далее этот

вопрос
повторяется с показом других фигур). Вы должны разложить фигуры

по
форме, не обращая внимания на на цвет». Детям, неправильно

разложившим
фигуры, педагог предлагает обвести пальцем контур фигуры,

найти и
исправить ошибку.

Дидактическая игра: «Лото»

   
Цель: освоение умений выделять различные формы.

   
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

   
Содержание. Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3

геометрические
фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются

расположением
геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по

одной
предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на

карточке
которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на

свою
карточку так, чтобы фигура совпала, с нарисованной. Дети говорят, в

каком
порядке расположены фигуры.

Дидактическая игра: «Найди свой домик»

   
Цель: закреплять умение различать и называть круг, треугольник,

прямоугольник,
квадрат.

   
Материал: 4 обруча, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники по

количеству
детей, бубен.

   
Содержание: Воспитатель кладет на пол два обруча на большом

расстоянии
друг от друга. Внутри первого обруча он помещает вырезанный

из
картона квадрат, внутри второго – круг. Детей надо разделить на две

группы:
у одних в руках квадрат, а у других – круг. Затем воспитатель

объясняет
правила игры, которые заключаются в том, что ребята бегают по

комнате,
а когда он ударит в бубен, должны найти свои домики. Те, у кого

круг,
бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат, — к обручу с

квадратом.

Когда
дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет, какие фигуры у

детей,
правильно ли они выбрали домик, уточняет, как называются фигуры и

сколько
их. При повторном проведении игры надо поменять местами

фигуры,
лежащие внутри обручей.

Дидактическая игра: «Отгадай»

    
Цель: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник.

    
Материал: мяч; круги, квадраты, треугольники разных цветов.

    
Содержание: Дети становятся в круг, в центре которого находится

воспитатель
с мячом. Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что

похож
тот предмет, который будет показан. Вначале воспитатель показывает

желтый
круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на

что этот
круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит

мяч.
Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на

блин, на
солнце, на тарелку… Далее педагог показывает большой красный

круг.
Дети фантазируют: яблоко, помидор… В игре принимают участие все.

Для того
чтобы детям был более понятен смысл игры «Отгадай», покажите

им
иллюстрации. Так, красный круг – помидор, желтый круг – мяч.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

    
Цель: Упражнять детей определять, что это за предмет, по характерным

внешним
признакам, то есть по форме.

    
Материал: Мешок с различными геометрическими фигурами.

   
Содержание: Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не

заглядывая
в мешочек. Также  можно спрятать в него геометрические

фигуры,
ребенок должен угадать на ощупь, какая фигура  спрятана.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
    
Цель:
 Развивать умение устанавливать общее
свойство группы предметов и находить лишний предмет.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель:
Совершенствовать представления о форме и размере фигур и объёмных тел.
Формировать образы, адекватные геометрическим фигурам.
 

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

   
Цель: закрепление названий геометрических фигур: «треугольник», «квадрат»,

«
прямоугольник».

Дидактическая игра «Сложи фигуры»

   
Цель:
Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, образное
мышление.

Дидактическая игра «Найди ключик к замочку».

   
Цель: Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, конус.

«Квадрат Воскобовича» или «Игровой
квадрат» бывает 2х цветным (для детей 2-5 лет)

   
Цель:
закрепление знаний эталонов цвета, формы,  Уточнить представления о форме: (квадрат, прямоугольник,
треугольник)

Дидактическая игра «Найдите такую же фигуру».

   
Цель: Развивать восприятие объёмных фигур; обучать умению выделять и
сохранять указанный признак фигуры.

Дидактическая игра «Подбери заплатку».

   
Цель:
Формировать умение находить требуемую геометрическую форму для
починки испорченного предмета. Развивать восприятие, мышление.

Дидактическая игра «Найди похожую фигуру».
 
Цель:
Развивать умение видеть геометрические фигуры в контурах
окружающих предметов.

Дидактическая игра «Найди и назови».   Цель: Закреплять умение быстро находить геометрические фигуры определенного
размера, цвета

Ориентировка в пространстве

Дидактическая игра: «Кто где»

     
Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди,

сзади,
между, посредине, справа, слева, внизу, вверху) .

    
Материал : игрушки.

    
Содержание: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить

ребенка,
какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д.

Спросить,
что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.

Дидактическая игра: «Три шага»

     
Цель: ориентировка в пространстве, умение слушать и выполнять

инструкции.

     
Материал: Игроки разбиваются на две равные команды, встают друг за

другом.
Задача каждой команды – полным составом, ровно, строго следуя

правилам,
как можно быстрее достичь финиша: произносят хором правила:

три шага
влево, три шага вправо, шаг вперед, один назад и четыре прямо.

Дидактическая игра «Что где находится? »

   
Цель: Упражнять в определении пространственного расположения

предметов
по отношению от себя «впереди», «сзади»,
«перед», «слева»,

«справа»,
«вверху», «внизу».

   
Материал: Игрушки

   
Содержание: Ребенок останавливается в определенном месте комнаты и

пересчитывает
предметы находящиеся впереди, сзади, слева, справа.

Дидактическая игра: «Бегите к цифре»

    
Цель: упражнять в запоминании и различении цифр, умении

ориентироваться
в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание.

    
Материал: карточки с изображением цифр, развешанные в разных местах

комнаты.

   
Содержание: Игра малой подвижности. Педагог (водящий) называет одну

из цифр,
дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к

ней.
Если какой-то ребенок ошибается, он выбывает из игры на некоторое

время.
Игра проводится до тех пор, пока не выявится победитель.

Можно
усложнить задание, предложив детям, встав около цифры,

прохлопать
в ладоши (или протопать, или присесть) число, которое она

обозначает.

Дидактическая игра: «Лифт».

Цель:
закреплять прямой и обратный счет до 5, закрепление основных

цветов
радуги, закреплять понятия «вверх», «вниз», запоминать порядковые

числительные
(первый, второй)

Содержание:
Ребенку предлагается помочь жителям поднять или опустить

их на
лифте, на нужный этаж, считать этажи, узнать, сколько живет жильцов

на
этаже.

Дидактическая игра: «Три шага»

Цель: ориентировка
в пространстве, умение слушать и выполнять инструкции.

Содержание: Игроки
разбиваются на две равные команды, встают друг за другом. Задача каждой
команды – полным составом, ровно, строго следуя правилам, как можно быстрее
достичь финиша: произносят хором правила: три шага влево, три шага вправо,
шаг вперед, один назад и четыре прямо.

Дидактическая игра «Поможем белочке»

Развивать пространственное мышление, пространственные
представления: ниже, выше

Дидактическое упражнение «Когда это бывает?»

Цель: Закреплять умение соотносить условный знак (фишку) с частью
суток, указанной на картинке.

Дидактическая игра «Расставим правильно».

Цель: Развивать умение определять местоположения предметов
относительно себя, действовать самостоятельно в соответствии с заданием.

Дидактическая игра «Внизу – вверху».

Развивать
умения ориентироваться в пространстве

Дидактическая игра «Что где находится».

Цель: Совершенствовать
умение ориентироваться на листе бумаги. Научить детей ориентироваться по
рядам и столбикам на плоскости.

Ориентировка во времени

Дидактическая игра: «Когда это бывает»

Цель:
закреплять знания детей о временах года, их характерных

признаках;
развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку.

Материал:
картинки по временам года.

Содержание:
Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько

картинок
с изображением разных времён года, для каждого времени года по

2-3
картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт

всем по
картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала,

внимательно
рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её

содержимом.
Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает

время
года. Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков

из
художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск

картинок
с соответствующим содержанием.

Дидактическая игра: «Кто раньше? Кто позже?»

Цель:
закреплять знания детей о временных представлениях: сначала,

потом,
до, после, раньше, позже.

Содержание:
Инсценировка сказок с использованием иллюстраций

«Репка»,
«Теремок», «Колобок» и др.

Дидактическая игра: «Светофор»

Цель:
закреплять представления детей о временах года.

Содержание:
Педагог говорит, например, «Кончилось лето, наступила

весна».
Дети поднимают красный круг – сигнал остановки, ошибки

исправляются.

Дидактическая игра: «Назови пропущенное слово»

Цель:
учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.

Материал:
мяч.

Содержание:
Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из

детей
мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток: — Мы

завтракаем
утром, а обедаем. Дети называют пропущенное слово. — Утром ты

приходишь
в детский сад, а уходишь домой .-Днем ты обедаешь, а

ужинаешь…

Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра»

Цель:
Закреплять понятие о таких категориях, как «вчера», «сегодня»,

«завтра»

Материал:
Мяч

Содержание:
Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим и говорит:

«Мы
лепили. когда». Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечает на

вопрос
«когда?»

Мы
пойдем гулять в парк. (сегодня)

Мы
навещали бабушку. (вчера)

Мы будем
читать книгу. (завтра)

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель:
развить внимание и память детей.

Содержание:
Дети образуют круг. Внутри круга стоят несколько детей. По

знаку
воспитателя один уходит, затем, войдя, он должен определить, какие

изменения
произошли внутри круга. В этом варианте отгадывающий ребенок

должен
подсчитать, сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось,

и,
сопоставив эти два числа, определить, сколько детей ушло из круга. Затем

при
повторении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка.

А для
этого требуется удержать в памяти имена всех стоящих в кругу детей

и,
посмотрев на оставшихся, установить, кого нет. Дальнейшее усложнение

может
быть таким: число детей в кругу остается то же (в пределах пяти, но

изменяется
их состав. Отгадывающий должен сказать, кто из детей ушел и

кто
встал на его место. Этот вариант требует от детей больше внимания и

наблюдательности.

Дидактическое упражнение «Будь внимательным» Развивать умение дифференцировать слова, обозначающие части
суток.

Дидактическое упражнение «Когда мы это делаем?»

Совершенствовать умение определять часть суток, изображенную
на картинке, отражающей циклично повторяющуюся деятельность людей

Дидактическая игра «Парные картинки»

Упражнять в соотнесении пейзажных картинок и условных
обозначений частей суток

Дидактическое игра «Отгадай загадку»

Упражнять детей в определении частей суток по описанию
характерной деятельности и состояния природы и соотнесении их с цветом фишки

Дидактическая игра: «Назови пропущенное слово»

Цель: учить
называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.

Оборудование: мяч.

Содержание: Дети
образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает
предложение, пропуская названия частей суток: — Мы завтракаем утром, а
обедаем. Дети называют пропущенное слово. — Утром ты приходишь в детский сад,
а уходишь домой ….-Днем ты обедаешь, а ужинаешь…

Дидактическая игра: «Кто раньше? Кто позже?»

Цель: закреплять
знания детей о временных представлениях: сначала, потом, до, после, раньше,
позже.

Содержание:
Инсценировка сказок с использованием иллюстраций «Репка»,
«Теремок», «Колобок» и др.

4.
Дидактическая игра: «Светофор»

Цель: закреплять
представления детей о временах года.

Содержание: Педагог
говорит, например, «Кончилось лето, наступила весна». Дети
поднимают красный круг – сигнал остановки, ошибки исправляются.

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе

«Найди ошибку»

Цель: учить отчетливо, произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

«Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

«Какое что бывает?»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение. Развивать внимание.

Ход: Расскажите, что бывает:

зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким — река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Какой овощ?»

Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог:-Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением. педагог:-Дети: Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что делает? — Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? — Темнеет, тает. Птицы – что делают? — Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.педагог:- Дети: Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Разложи по полочкам»

Цель: ориентировка в пространстве.

Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

«Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».педагог: -Дети: Рукавички из меха-меховые Таз из меди-медный Ваза из хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти-шерстяные.

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком

«Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

«Игра в загадки»

Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

«Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

«Что бывает осенью?»

Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

«Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

«Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход: Вариант 1. педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. педагог:-Дети: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. педагог: Дети: Огурец, помидор-Овощи.

«Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

«Близко-далеко»

Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.

Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

«Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один стол – пять столов Один слон – пять слонов Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять банок.

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному педагог: — Дети: Красный — мак, огонь, флаг. Оранжевый — апельсин, морковь, заря. Жёлтый — цыплёнок, солнце, репа. Зелёный — огурец, трава, лес. Голубой — небо, лёд, незабудки. Синий — колокольчик, море, небо. Фиолетовый — слива, сирень, сумерки.

«Угадай, кто позвал?»

Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.

«Испорченный телефон»

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Ход: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Проигравший, занимает место последнего в ряду.

«Выдели слово»

Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок)

Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

Тема: «Найди ошибку»

Цель: правильно называть действия домашних животных.

Программные задачи:

формировать знания детей о домашних животных;

учить детей четко и чисто произносить слова;

воспитывать внимание.

Образовательные области: «Социально-коммуникативная область», «Познавательная область».

Оснащение занятия: иллюстрации животных.

Предварительная работа:

беседа с детьми о домашних животных;

выставка детских рисунков «Мое любимое домашние животное»;

разучивание стихотворений о домашних животных;

чтение детям сказок «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка»;

загадывание детям загадок о домашних животных.

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организация детей

Методы и приемы, коррекционно-развивающая работа

Мотивационно-проблемный

— Ребята, к нам в гости пришел Мишка.

Мишка: — Здравствуйте, ребята. Мне нужна ваша помощь.

— Поможем мишке?

Смотрят на Мишку.

— Здравствуй, Мишка.

— Да.

На стульчиках.

Воображаемая ситуация.

Деятельностный

2.1Название игры

Правила игры

2.3Ход игры

Мишка: — В школе нам задали домашнее задание, которое называется «Найди лишнее». У меня ничего не получается. Вы мне правда поможете?

— Что нам нужно делать?

Мишка: — Сейчас я вам буду говорить предложение, а вы должны найти в нем ошибку и исправить ее.

— Вы готовы ребята?

Мишка: — Курица дает молоко.

Может курица давать молоко?

— А что умеет курица?

Мишка: — Коза поет.

Может коза петь?

— А что умеет коза?

Мишка: — Корова гавкает.

Может корова гавкать?

— А что умеет корова?

Мишка: — Собака танцует.

Может собака танцевать?

— А что умеет собака?

Мишка: — Кошка летает.

Может кошка летать?

— А что умеет кошка?

Мишка: — Поросенок катается на велосипеде.

Может поросенок кататься на велосипеде?

— А что умеет поросенок?

Мишка: — Лошадь квакает.

Может лошадь квакать?

— А что умеет лошадь?

Слушают Мишку.

— Да.

Слушают Мишку.

— Да.

— Нет.

— Нести яйца, клевать зерно, кудахтать.

— Нет.

— Давать молоко, кушать травку, бодаться.

— Нет.

— Мычать, давать молоко, кушать травку.

— Нет.

— Лаять, охранять двор, грызть косточку.

— Нет.

— Ловить мышей, мурлыкать.

— Нет.

— Хрюкать, купаться в луже.

— Нет.

— Скакать, катать людей.

На стульчиках.

Обыгрывание игрушки.

Разъяснение.

Демонстрация. Подсказывающие вопросы. Похвала

Демонстрация. Подсказывающие вопросы. Похвала

Демонстрация. Подсказывающие вопросы. Похвала

Демонстрация. Подсказывающие вопросы. Похвала

Демонстрация. Подсказывающие вопросы. Похвала

Рефлексивный

— Что нового вы узнали о животных?

Рассказывают, что нового узнали.

На стульчиках.

Диалог.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/245077-didakticheskaja-igra-najdi-oshibku

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Диагностика ошибок форд мондео 4
  • Диаскинтест вероятность ошибки
  • Дидактическая игра исправь ошибки цель
  • Диана и черлидерши сделали большую ошибку
  • Диагностические ошибки врачей