Диалектикой называется логическая ошибка

1. ДИАЛЕКТИКОЙ
НАЗЫВАЕТСЯ…

  1. методология
    познания, требующая изучать явления в
    их противоречивости, изменчивости и
    взаимосвязи

  2. техника использования
    понятий, исключающая эмоциональную
    беспорядочность обыденного спора

  3. логическая ошибка

  4. искусство ведения
    диалога

2. СЛОВО «ДИАЛЕКТИКА»
ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ИСКУССТВА ВЕСТИ СПОР
ВПЕРВЫЕ ПРИМЕНИЛ:

  1. Платон

  2. Аристотель

  3. Сократ

  4. Гераклит

3. ТЕОРИЯ САМОРГАНИЗАЦИИ
СЛОЖНЫХ СИСТЕМ НАЗЫВАЕТСЯ:

  1. диалектикой

  2. синергетикой

  3. аналитикой

  4. майевтикой

4. СОГЛАСНО
ДИАЛЕКТИКЕ, ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ И ИСТОЧНИКОМ
САМОДЕТЕРМИНАЦИИ, САМОРАЗВИТИЯ ЛЮБОГО
ОБЪЕКТА ЯВЛЯЕТСЯ:

  1. свободная воля к
    жизни

  2. взаимодействие
    противоположностей

  3. божественная
    предопределенность

  4. целеполагание

5. ЗАКОНЫ, ОПИСЫВАЮЩИЕ
БОЛЬШИЕ СОВОКУПНОСТИ ОБЪЕКТОВ И НОСЯЩИЕ
ВЕРОЯТНОСТНЫЙ И НЕОДНОЗНАЧНЫЙ ХАРАКТЕР
ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СОСТОЯНИЮ КАЖДОГО ИЗ
НИХ, В НАУКЕ ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ:

  1. статистическими

  2. историческими

  3. динамическими

  4. социальными

6. МЕТОД ФИЛОСОФСКОГО
МЫШЛЕНИЯ, ОБЪЯСНЯЮЩИЙ МИР В ЕГО ЕДИНСТВЕ,
ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ И ДИНАМИКЕ, НАЗЫВАЮТ:

  1. телеологическим

  2. аксиоматическим

  3. диалектическим

  4. метафизическим

7. ЗАКОН ДИАЛЕТИЧЕСКОГО
СИНТЕЗА ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ:

  1. в виде спирали

  2. как хаотического
    процесса

  3. в виде волнового
    процесса

  4. в виде круговорота

8. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
ОПИСЫВАЕТСЯ ТРЕМЯ ВСЕОБЩИМИ ЗАКОНАМИ,
ВПЕРВЫЕ СФОРМУЛИРОВАННЫМИ:

  1. К. Марксом

  2. Г. Гегелем

  3. Аристотелем

  4. Р. Декартом

9. ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА
СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ТОМ, ЧТО:

1) любое явление
самопроизвольно

2) в иррациональном
мире нет ни границ, ни следствий

3) следствие может
опережать причину

4) причина всегда
предшествует следствию

10. ДИАЛЕКТИКА –
ЭТО:

(укажите не менее
двух вариантов ответа)

  1. умение спорить

  2. учение о всеобщей
    связи и взаимодействии в мироздании

  3. способ доказывать
    существование сверхъестественных
    явлений

  4. метод познания,
    противоположный метафизической
    методологии

11. ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ
МЫШЛЕНИЕ ВОЗНИКЛО…

  1. в античности

  2. в Средние века

  3. в Новое время

  4. в философии Гегеля

  5. в учении К. Маркса

12. МЕТАФИЗИКА –
ЭТО:

(укажите не менее
двух вариантов ответа)

  1. противоположное
    диалектике учение

  2. учение физиков о
    механизмах движения космических тел

  3. методология
    мышления, познания

  4. представление о
    движении как механическом перемещении

13. СОФИСТИКА –
ЭТО:

(укажите не менее
двух вариантов ответа)

  1. учение о «софии»
    (мудрость)

  2. античные анекдоты,
    забавные случаи

  3. учение о софистах

  4. сознательный
    обман, хитрое доказательство с целью
    выиграть спор

  5. логические приемы
    для доказательства недоказуемого

14. ЭКЛЕКТИКА –
ЭТО:

  1. некритическое
    смешение разных учений

  2. ошибочные суждения

  3. понятие, употребляемое
    в астрономии

  4. присвоение чужих
    идей

15. ОСОБЕННОСТЬ
КАТЕГОРИЙ ФИЛОСОФИИ В ОТЛИЧИЕ ОТ
ЧАСТНОНАУЧНЫХ…

(укажите не менее
двух вариантов ответа)

  1. в предельной
    всеобщности

  2. применительны к
    природным, общественным и познавательным
    явлениям

  3. внутренне
    взаимосвязаны друг с другом в единую
    систему

  4. отражают мир как
    целое

  5. играют методологическую
    роль по отношению к частнонаучным
    понятиям

16. ПРИЧИНА —
КАТЕГОРИЯ, ОБОЗНАЧАЮЩАЯ:

(укажите не менее
двух вариантов ответа)

  1. то, что предшествует
    по времени другому событию

  2. познанные
    обстоятельства и условия происшедшего
    события

  3. то, что порождает
    другое событие

  4. вымышленную
    философами связь событий

17. ДЕТЕРМИНИЗМ –
ЭТО:

(укажите не менее
двух вариантов ответа)

  1. учение о взаимосвязи
    и взаимообусловленности в мире

  2. учение о невозможности
    познания причинности событий и явлений
    в мире

  3. учение о том, что
    все причины познаваемы наукой или
    философией

  4. учение о причинности
    событий и явлений

18. СЛЕДСТВИЕ –
ЭТО:

  1. событие, которое
    по времени происходит после того
    события, которое его порождает

  2. результат чужой
    деятельности, отличающийся от собственной
    цели

  3. то, что всегда по
    времени происходит за другим событием

19. ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ
ДЕТЕРМИНИЗМУ УЧЕНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ:
(укажите не менее двух вариантов ответа)

  1. адетерминизм

  2. редетерминация

  3. дедетерминизация

  4. индетерминизм

20. ФАТАЛИЗМ – ЭТО:

(укажите не менее
двух вариантов ответа)

  1. учение, противоположное
    волюнтаризму

  2. учение о том, что
    все предопределено и происходит по
    необходимости

  3. учение, отрицающее
    случайность

  4. вера в «фатум»
    (рок, судьбу)

21. ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ ЯВЛЯЕТСЯ:

  1. Л. Фейербах

  2. Аристотель

  3. Г. Гегель

  4. К. Маркс

22. ПОНЯТИЕ,
ЦЕНТРАЛЬНОЕ В СОВРЕМЕННОЙ ДИАЛЕКТИКЕ:

  1. добро

  2. противоречие

  3. красота

  4. истина

23. МЕРА – ЭТО:

  1. предел, установленный
    начальником

  2. граница бытия
    объекта

  3. различие в весе

  4. соответствие
    желания возможностям

24.
КАЧЕСТВО ПРЕДМЕТА, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
ДИАЛЕКТИКИ, ЕСТЬ…

  1. система необходимых
    свойств предмета

  2. внешние признаки
    предмета

  3. то, что можно
    измерить

  4. то, что никогда
    не изменяется в предмете

25. ФИЛОСОФСКОЕ
УЧЕНИЕ ОБ ОБЪКТИВНОЙ, ЗАКОНОМЕРНОЙ
СВЯЗИ И ВСЕОБЩЕЙ ПРИЧИННОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ
ВСЕХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ ОКРУЖАЮЩЕГО
МИРА:

  1. волюнтаризм

  2. детерминизм

  3. индетерминизм

  4. синергетика

26. РАЗДВОЕНИЕ,
РАЗДЕЛЕНИЕ, РАЗВЕТВЛЕНИЕ ЧЕГО-ЛИБО:

  1. репродукция

  2. бифуркация

  3. реализация

  4. герменевтика

27. МНОЖЕСТВО
СВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ ЭЛЕМЕНТОВ,
ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ СОБОЙ ОПРЕДЕЛЕННОЕ
ЦЕЛОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО:

  1. система

  2. структура

  3. совокупность

  4. интеграция

28. УЧЕНИЕ,
ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОТОРОГО ОТРИЦАЮТ
ОБЪЕКТИВНОСТЬ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ И ИХ
ЦЕННОСТЬ ДЛЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ,
НАЗЫВАЕТСЯ:

  1. детерминизм

  2. индетерминизм

  3. теология

  4. финализм

29. КОНЦЕПЦИЯ,
АБСОЛЮТИЗИРУЮЩАЯ РОЛЬ ЧАСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ
К ЦЕЛОМУ, НАЗЫВАЕТСЯ:

  1. меризм

  2. холизм

  3. диалектика

  4. аналитика

30. СИНЕРГЕТИКА
ИЗУЧАЕТ…

  1. закономерности
    изменения закрытых систем

  2. закономерности
    саморегуляции в открытых неравновесных
    системах

  3. закономерности
    самоорганизации в открытых неравновесных
    системах

  4. закономерности
    изменения открытых систем

31. В СИНЕРГЕТИКЕ
СОГЛАСОВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ ОБОЗНАЧАЕТСЯ
ПОНЯТИЕМ:

  1. фракталия

  2. когерентность

  3. диссипация

  4. диалектика

32. ЗАКОН «ВЗАИМОПЕРЕХОДА
КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО» ОТВЕЧАЕТ НА
ВОПРОС:

  1. в каком направлении
    осуществляется развитие

  2. каков механизм
    развития

  3. что является
    источником развития

  4. что такое бытие

  5. что такое природа

33. ПОНЯТИЕ «МЕРА»
СВЯЗАНО С ЗАКОНОМ:

  1. диалектической
    противоречивости

  2. взаимного перехода
    количественных и качественных изменений

  3. отрицания отрицания

  4. закон исключенного
    третьего

34. СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ,
ПРИ КОТОРОМ ВЕЩИ И ЯВЛЕНИЯ РАССМАТРИВАЮТСЯ
ИЗОЛИРОВАННО ДРУГ ОТ ДРУГА И ВНЕ ИХ
РАЗВИТИЯ:

  1. метафизика

  2. диалектика

  3. синергетика

  4. герменевтика

35. СПОСОБНОСТЬ
ОБЪЕКТОВ, СИСТЕМ ИЗМЕНЯТЬСЯ, ПЕРЕХОДИТЬ
В ИНОЕ СОСТОЯНИЕ НАЗЫВАЮТ:

  1. революцией

  2. развитием

  3. движением

  4. прогрессом

36. КЛЮЧЕВЫМ МОМЕНТОМ
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ
ПРИНЦИП…

  1. относительности

  2. противоречия

  3. дополнительности

  4. системности

37. НЕОБРАТИМОЕ,
ОДНОНАПРАВЛЕННОЕ И ЗАКОНОМЕРНОЕ
ИЗМЕНЕНИЕ, ПРИВОДЯЩЕЕ К ПОЯВЛЕНИЮ НОВОГО
КАЧЕСТВА – ЭТО:

  1. движение

  2. прогресс

  3. регресс

  4. развитие

38. ОТРИЦАНИЕМ В
ДИАЛЕКТИКЕ ЯВЛЯЕТСЯ…

  1. абсолютизация
    момента преемственности в процессе
    развития

  2. отказ от
    преемственности в процессе развития

  3. хаос и неустойчивость

  4. переход системы
    из одного состояния в другое,
    сопровождающийся сохранением некоторых
    элементов старого состояния

39. ВСЯКИЙ ПРОЦЕСС
ИЗМЕНЕНИЯ И ПЕРЕХОДА ИЗ ОДНОГО СОСТОЯНИЯ
В ДРУГОЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ:

  1. существование

  2. движение

  3. прогресс

  4. круговорот

40. ЯДРОМ ДЕТЕРМИНИЗМА
ПРИЗНАЕТСЯ ПОЛОЖЕНИЕ О СУЩЕСТВОВАНИИ…

  1. бытия

  2. вероятности

  3. случайности

  4. причинности

41. РАЗВИТИЕМ, С
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ, ЯВЛЯЕТСЯ…

  1. циклическое
    движение

  2. любое изменение

  3. количественное
    изменение в структуре объекта

  4. необратимое,
    поступательное изменение предметов
    материального и духовного мира

42. СОГЛАСНО
ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
РАЗВИТИЯ, СЛУЧАЙНОСТЬ ЕСТЬ…

  1. ничем не
    детерминированное событие, явление,
    процесс

  2. иллюзия, так как
    все в мире закономерно

  3. продукт нашего
    незнания причин того или иного явления

  4. реализация одной
    из многих возможностей

43. ВНУТРЕННЯЯ
УПОРЯДОЧЕННОСТЬ МНОЖЕСТВА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ НАЗЫВАЕТСЯ…

  1. системой

  2. суммой

  3. организацией

  4. структурой

44. СВЕДЕНИЕ ВЫСШИХ
ФОРМ ДВИЖЕНИЯ К НИЗШИМ ВЕДЕТ К …

  1. солипсизму

  2. механицизму

  3. нигилизму

  4. абстракционизму

45. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА, ЗАКОНЫ
ДИАЛЕКТИКИ…

  1. отражают саморазвитие
    абсолютного духа

  2. имеют универсальный
    характер

  3. есть теоретические
    конструкции, не обнаруживающие себя в
    объективной реальности

  4. реализуются только
    в живой природе

46. ОТНОСИТЕЛЬНО
СВЯЗИ ДВИЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЕРНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ
СУЖДЕНИЕ, ЧТО…

  1. не всякое движение
    является развитием

  2. не всегда развитие
    есть движение

  3. движение тождественно
    развитию

  4. движение и развитие
    не связаны друг с другом

47. ЭЛЕМЕНТЫ
ДИАЛЕКТИКИ ВСТРЕЧАЮТСЯ В МЕТАФИЗИЧЕСКОМ
ПОДХОДЕ, КОТОРЫЙ НАЗЫВАЕТСЯ…

  1. догматизм

  2. софистика

  3. релятивизм

  4. эклектика

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
ДИАЛЕКТИКА
СОКРАТА  (ПЛАТОНА) — ИСКУССТВО ДИАЛОГА В ПОЛИТИКЕ, РЕЛИГИИ, НАУКЕ (ФИЗИКЕ), СЕКСЕ.

Диалектика Платона (википедия)

Майевтика (википедия):

Диалектика (википедия)

Диалог (википедия)

Спор (википедия)

Внутренний диалог (википедия)

Внутренний диалог как механизм развития сознания. 2006 г.

Вопрос (собрания) (википедия)

Метод Сократа (википедия) — метод, названный в честь древнегреческого философа Сократа, базирующийся на проведении диалога между двумя индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Этот метод часто подразумевает дискуссию, в которой собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывал суждения, обнаруживая свои знания или, напротив, свое неведение.

Демагогия (википедия) — набор ораторских и полемических приёмов, позволяющих ввести аудиторию в заблуждение) — нарушение правил Сократа ведения диалога (игнорирование вопросов, отвечать не на вопрос, а разглагольствовать на другую тему и т. д.).

Главным методом
познания Платон называет диалектику и майевтику, которую он определяет как познание самих
сущностей вещей. В диалоге «Государство» собеседники приходят к выводу, что
занимается диалектикой лишь тот, кто, «делает попытку рассуждать, он, минуя
ощущения, посредством одного лишь разума.
Диалектика — это искусство рассуждать в общении, особенно во
время спора.
Для Платона важно было подчеркнуть
момент всеобъемлющего, а не одностороннего рассмотрения вещи.
В истории философии выдвигались различные толкования диалектики:

  • искусство диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ);
  • метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон);
  • способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к
    цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант);


Искусство диалога
— это искусство ставить вопросы и отвечать на них. Доступно только избранным.

«Диалектик — тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы» Платон. Кратил. стр. 390-391.

«Искусный диалектик — очень немногие из тех, кого я встречал» Платон.

В
действительности оппоненты часто стараются вольно или невольно игнорировать
существующие вопросы — занимать страусиную позицию. Примеров полно в
области религии, политике, интимной области-сексе.
Поэтому при
диалоге необходимо вести чёткий учёт вопросов и ответов, а также постоянно
напоминать оппоненту о наличии заданных вопросов, на которые не получены
ответы.

Внутренний диалог (википедия)

Метод Сократа (википедия) Психотерапия.

Сократовский
диалог является важным элементом различных личностно-ориентированных
психотерапевтических методов, задачей которых служит вовлечение пациента
в сотрудничество и расширение сферы его сознания. Со времен Поля Дюбуа
метод Сократа используется в психотерапии, чтобы «развить и укрепить ум
больного, научить его правильно смотреть на вещи, умиротворить его
чувства, меняя вызвавшие их представления». Наибольшее применение данный
метод нашел в классической адлерианской терапии, когнитивной терапии и
терапии реальностью, в которых он используется в виде своеобразной
интеллектуальной борьбы, в ходе которой корригируются
непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения больного.
Психотерапевт постепенно, шаг за шагом подводит пациента к необходимому
и запланированному выводу. В основе этого процесса лежит логическая
аргументация, составляющая суть методики сократовского диалога. Во время
беседы психотерапевт задает вопросы пациенту таким образом, чтобы тот
давал лишь положительные ответы, на основе чего пациент подводится к
принятию суждения, которое в начале беседы не принималось, было
непонятным или неизвестным.

Наиболее развит сократовский диалог в когнитивной модальности,
где он назван «краеугольным камнем когнитивной терапии» и состоит из 4-х
этапов:

  1. Конкретные вопросы
  2. Эмпатическое слушание
  3. Подведение итогов
  4. Аналитические вопросы

В современной философии возникло понятие «диалогического мышления» (Ф. Эбнер, М. Бубер, Г. Марсель),

Украина: Вопрос задан 9 раз, но ответа нет!! (видео=0,40 мин.)

Право на восстание (майдан). Соловьев против Карасева.

Дебилизм бандеровцев — неспособность ответить на вопросы (видео=0,10 мин.).

11.12.15 Представителя Госдепа США раздражают вопросы российской журналистки (видео=2,05))

Часто спорное утверждение безапелляционно выдается за единственно достоверное и правильное.
Факт наличия другой точки зрения игнорируется.

Это — ЛОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА (википедия) , которая называется ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ ОСНОВАНИЯ

ЭТО ПОСТОЯННО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В РЕЛИГИИ, ПОЛИТИКЕ И ПР. И ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ МЕТОДОМ ЗОМБИРОВАНИЯ,    МАНИПУЛИРОВАНИЯ,   ПРОМЫВАНИЕМ МОЗГОВ.

Например: В статье: НАТО об агрессии России против Украины. игнорируются спорность утверждений:
1. Агрессия России против Украины.
2. Российское вторжение в Грузию в 2008 г.

ОЧЕНЬ ВАЖНО УМЕТЬ РАЗОБЛАЧАТЬ ДАННЫЙ МЕТОД.

Необходимо уметь разоблачать провокационные вопросы (википедия), а также логические ошибки (википедия), делать в процессе диалога  исправление имён (википедия).

Не ходите по кругу в дискуссии, диалоге (правила википедии).

«Диалектик установит имена прекрасным образом». Платон. Кратил или о правильности имён.

«Диалектический метод Сокроата — Платона» может и должен быть эффективным оружием против дезинформации, информационно-пропагандистской войны в современных условиях на примере Украинского кризиса и других политических, глобальных проблем.
Данный метод необходимо узаконить специальным постановлением и применять на всех возможных уровнях: в общении между главами государств, совете безопасности ООН, Евросоюза, между простыми форумчанинами, блогерами и т. д. Вопросы, на которые не даются ответа, должны строго учитываться в отдельном списке (википедии).
Факт игнорирования вопросов должен быть не допустимым и признаваться как поражение в диалоге, дискуссии, информационно-пропагандистской войне. Только нежелание той или иной стороны отвечать на поставленные вопросы может быть основанием для применения санкций!!

Ещё одна распространённая логическая и этическая ошибка — отвечающий на вопрос сам определяет и заявляет, что он дал ответ «всесторонний, убедительный». Решать является ли ответ убедительный или нет, должен определять не отвечающий, а спрашивающий.

НЕСПОСОБНОСТЬ ПРЕДОСТАВИТЬ ОТВЕТЫ НА ВОЗНИКШИЕ ВОПРОСЫ — ПРИЧИНА ПЕРЕРАСТАНИЯ КОНФЛИКТОВ В «КРОВАВОЮ СТАДИЮ»:

«Неспособность полиции предоставить ответы на возникшие в связи с гибелью подростка 9.08.2014 вопросы привели к тому, что мирные акции протестов скорбящих друзей и родственников Брауна обернулись многодневным противостоянием с полицией. Из-за начавшихся беспорядков в Фергюсон была введена национальная гвардия, полиция применяла слезоточивый газ и резиновые пули для разгона толпы.

Шойгу добавил, что Украина до сих пор не ответила ни на один из вопросов Минобороны России по катастрофе лайнера. «Мы сформулировали десять простых вопросов украинской стороне, ответы на которые могли бы пролить свет на обстоятельства случившегося. К сожалению, ни на один из этих вопросов мы пока не получили ответов», — сказал министр.

25.07.2014 Россия подготовила 28 вопросов по катастрофе Boeing

Особенно болезненно воспринимаются вопросы на интимные, сексуальные темы.
Даже среди самых близких людей — супругов, попытки анализировать свою интимную жизнь чрезвычайно редки. Поэтому способность супругов анализировать интимные отношения  и говорить о них является критерием высоких духовных отношений. Необходимо создать своеобразный международный  Единый Гос. Экзамен по проблемам семьи.

Как давно у вас был секс?

Данный «Семейный ЕГЭ» предлагать сдавать всем, в особенности — разводящимся супругам.

«Не учите своих детей читать. Учите их задавать вопросы тому, что они узнают из чтения. Учите их задавать вопросы всему вокруг».   Джордж Карлин

В 19—20 вв. Философский диалог утрачивает своё прежнее значение.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

ПЕРЕВОРОТ, ПУТЧ, РЕВОЛЮЦИЯ, ВОССТАНИЕ ИЛИ СМЕНА ВЛАСТИ?

Открытое государство (википедия)

Мир, где женщины говорят только правду.

Совершенствовать эффективность диалогов по Платону.

        [греч. dialektiké (téchnе) — искусство вести беседу, спор, от dialégomai — веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей (См. Единство и борьба противоположностей). В этом смысле Д., начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике (См. Метафизика) — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. По характеристике В. И. Ленина, Д. — это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. В истории Д. выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная Д. древних мыслителей; Д. философов эпохи Возрождения; идеалистическая Д. немецкой классической философии; Д. русских революционных демократов 19 в.; марксистско-ленинская материалистическая Д. как высшая форма современной Д. В философии марксизма получило научно обоснованное и последовательное выражение единство материализма и Д.

         Диалектическое мышление имеет древнейшее происхождение. Древневосточная, а также античная философия создали непреходящие образцы диалектических воззрений. Античная Д., основанная на живом чувственном восприятии материального мира, уже начиная с первых представлений греческой философии, формулировала понимание действительности как изменчивой, становящейся, совмещающей в себе противоположности. Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Это была универсальная Д. движения и покоя. Далее, они понимали всеобщую изменчивость вещей как результат превращения какого-нибудь одного основного элемента (земля, вода, воздух, огонь и эфир) во всякий другой. Это была универсальная Д. тождества и различия. Гераклит и др. греческие натурфилософы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей.

         Аристотель считал первым диалектиком Зенона Элейского (См. Зенон Элейский). Именно элеаты впервые резко противопоставили единство и множественность, или мысленный и чувственный мир. На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отрицательная Д. у софистов (См. Софисты), которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили Д. до крайнего скептицизма, не исключая и морали. Роль софистов и Сократа в истории Д. велика. Именно они, отойдя от Д. бытия ранней классики, привели в бурное движение человеческую мысль с её вечными противоречиями, с её неустанным исканием истины в атмосфере ожесточённых споров и погоней за всё более тонкими и точными мыслительными понятиями, категориями. Этот дух эристики (споров) и вопросо-ответной, разговорной теории Д., внесённый софистами и Сократом, стал пронизывать всю античную философию и свойственную ей Д.

         Продолжая мысль Сократа и трактуя мир понятий, или идей, как особую самостоятельную действительность, Платон под Д. понимал не только разделение понятий на чётко обособленные роды (как Сократ) и не только искание истины при помощи вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Достигнуть этого он считал возможным только при помощи сведения противоречащих частностей в цельное и общее. Замечательные образцы этого рода античной идеалистической Д. содержатся в диалогах Платона. У Платона даётся Д. пяти основных категорий: движения, покоя, различия, тождества и бытия, в результате чего бытие трактуется здесь у Платона в качестве активно самопротиворечащей координированной раздельности. Всякая вещь оказывается тождественной сама с собой и со всем другим, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего другого.

Аристотель, превративший платоновские идеи в формы вещей и, кроме того, присоединивший сюда учение о потенции и энергии (как и ряд др. аналогичных учений), развил Д. дальше. Аристотель в учении о четырёх причинах — материальной, формальной, движущей и целевой — утверждал, что все эти четыре причины существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью. Учение Аристотеля о перводвигателе, который мыслит сам же себя, т. е. является сам для себя и субъектом и объектом, есть фрагмент всё той же Д. Называя «диалектикой» учение о вероятных суждениях и умозаключениях или о видимости, Аристотель даёт здесь Д. становления, поскольку сама возможность только и возможна в области становления. Ленин говорит: «Логика Аристотеля есть запрос, искание, подход к логике Гегеля — а из нее, из логики Аристотеля (который всюду, на каждом шагу, ставит вопрос именно о диалектике) сделали мертвую схоластику, выбросив все поиски, колебания, приемы постановки вопросов» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 326).

         Стоики определяли Д. как «науку правильно беседовать относительно суждений в вопросах и ответах» и как «науку об истинном, ложном и нейтральном», о вечном становлении и о взаимном превращении элементов и т.п. Сильно выражена тенденция к материалистической Д. у атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар): появление каждой вещи из атомов есть диалектический скачок, поскольку каждая вещь несёт с собой новое качество в сравнении с теми атомами, из которых она возникает.

         В Неоплатонизме (Плотин, Прокл и др.) вполне диалектична основная иерархия бытия: единое, числовая раздельность этого единого; качественная наполненность этих первочисел, или мир идей; переход этих идей в становление и т.д. Важна, например, концепция раздвоения единого, взаимоотражения субъекта и объекта в познании, учение о вечной подвижности космоса, о становлении и др. Диалектические концепции неоплатонизма часто даются в форме мистических рассуждений и схоластической систематики.

         Господство монотеистических религий в средние века перенесло Д. в область теологии; Аристотель и неоплатонизм использовались при этом для создания схоластически разработанных учений о личном абсолюте. У Николая Кузанского (См. Николай Кузанский) идеи Д. развиваются в учении о тождестве знания и незнания, о совпадении максимума и минимума, о вечном движении, о совпадении противоположностей, о любом в любом и т.д.

         Дж. Бруно высказывал идею и о единстве противоположностей, и о тождестве минимума и максимума, и о бесконечности Вселенной (трактуя, что её центр находится повсюду, в любой её точке) и т.д.

         В философии нового времени учения Р. Декарта о неоднородном пространстве, Б. Спинозы (См. Спиноза) о мышлении и материи или о свободе и необходимости, Г. Лейбница о присутствии каждой монады (См. Монада) во всякой др. монаде несомненно содержат в себе диалектические построения.

         Классическую для нового времени форму Д. создал немецкий идеализм, начавший с её негативной и субъективистской трактовки у И. Канта и перешедший через И. Фихте и Ф. Шеллинга к объективному идеализму Г. Гегеля (См. Гегель). У Канта Д. является разоблачением иллюзий человеческого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. Т. к. научным знанием, по Канту, является только знание, которое опирается на чувственный опыт и обосновано деятельностью рассудка, а высшие понятия разума (бог, мир, душа, свобода) этими свойствами не обладают, то Д., по Канту, и обнаруживает те неминуемые противоречия, в которых запутывается разум, желающий достигнуть абсолютной цельности. Эта чисто негативная трактовка Д. у Канта имела огромное историческое значение, т.к. она обнаружила в человеческом разуме его необходимую противоречивость. А это в дальнейшем привело к поискам путей преодоления противоречий разума, что и легло в основу Д. в позитивном смысле.

         У Гегеля Д. охватывает всю область действительности, начиная от чисто логических категорий, переходя далее к сферам природы и духа, и кончая категориальной диалектикой всего исторического процесса. Гегелевская Д. представляет собой систематически развитую науку, в которой дана содержательная картина общих форм движения (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 19). Гегель делит Д. на бытие, сущность и понятие. Бытие есть самое первое и самое абстрактное определение мысли. Оно конкретизируется в категориях качества, количества и меры. Исчерпав категорию бытия, Гегель рассматривает то же бытие, но уже с противопоставлением этого бытия ему же самому. Отсюда рождается категория сущности бытия; диалектический синтез исходной сущности и явления выражается в категории действительности. Этим исчерпывается у него сущность. Но сущность не может существовать в отрыве от бытия. Гегель исследует и ту ступень Д., где фигурируют категории, содержащие в себе одинаково и бытие, и сущность. Это — понятие. Гегель является абсолютным идеалистом, и поэтому он именно в понятии находит высший расцвет и бытия, и сущности. Гегель рассматривает своё понятие как субъект, как объект и как абсолютную идею.

         Домарксистская Д. выступала, т. о., как общее становление материи, природы, общества, духа (греческая натурфилософия); как становление этих областей в виде логических категорий (платонизм, Гегель); как учение о правильных вопросах и ответах и о спорах (Сократ, стоики); как критика становления и замена его дискретной и непознаваемой множественностью (Зенон Элейский); как учение о закономерно возникающих вероятных понятиях, суждениях и умозаключениях (Аристотель); как систематическое разрушение всех иллюзий человеческого разума, незакономерно стремящегося к абсолютной цельности и потому распадающегося на противоречия (Кант); как субъективистическая (Фихте), объективистическая (Шеллинг) и абсолютная (Гегель) философия духа, выраженная в становлении категорий.

         В 19 в. к материалистической Д. подошли русские революционные демократы — В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский. В отличие от Гегеля, из идей вечного движения и развития они делали революционные выводы: Д. была для них «алгеброй революции» (см. А. И. Герцен, Собрание соч., т. 9, 1956, с. 23). Буржуазная философия после Гегеля отказывается от тех достижений в области Д., которые имелись в прежней философии. Диалектика Гегеля отвергается рядом философов как «софистика», «логическая ошибка» и даже «болезненное извращение духа» (Р. Гайм, А. Тренделенбург, Э. Гартман). В неокантианстве (См. Неокантианство) марбургской школы (Коген, Наторп) Д. «абстрактных понятий» подменяется «логикой математического понятия о функции», что приводит к отрицанию понятия субстанции и «физическому идеализму». Неогегельянство приходит к так называемой «отрицательной диалектике», утверждая, что противоречия, обнаруживаемые в понятиях, свидетельствуют о нереальности, «кажимости» их объектов. Единство противоположностей заменяется единством сосуществующих дополнительных элементов ради достижения цельности знания (Ф. Брэдли). Д. выступает также как совмещение противоположностей при помощи чистой интуиции (Б. Кроче, Р. Кронер, И. А. Ильин). У А. Бергсона выдвигается требование иррационалистического и чисто инстинктивного совмещения противоположностей, трактуемого как «чудо». В экзистенциализме (К. Ясперс, Ж. П. Сартр) Д. релятивистски понимается как более или менее случайная структура сознания. Природа рассматривается как область «позитивистского разума», тогда как общество познаётся «диалектическим разумом», который черпает свои принципы из человеческого сознания и индивидуальной практики человека. Др. экзистенциалисты (Г. Марсель, М. Бубер) теологически трактуют Д. как систему вопросов и ответов между сознанием и бытием. Идеи «негативной» Д., понимаемой как тотальное отрицание действительности, не приводящее к новому синтезу, развивают Т. Адорно и Г. Маркузе.

         Последовательно материалистическое истолкование Д. было дано К. Марксом и Ф. Энгельсом — основоположниками учения диалектического материализма. Критически переработав достижения предшествующей Д., К. Маркс и Ф. Энгельс применили созданное ими учение к переработке философии, политической экономии, истории, к обоснованию политики и тактики рабочего движения. Выдающийся вклад в развитие материалистической Д. принадлежит В. И. Ленину. Классики марксизма-ленинизма рассматривают материалистическую Д. как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления.

         Материалистическая Д. выражается в системе категорий и законов. Характеризуя диалектику, Ф. Энгельс писал: «Главные законы: превращение количества и качества — взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности, — развитие путем противоречия, или отрицание отрицания, — спиральная форма развития» («Диалектика природы», 1969, с. 1). Среди всех законов Д. особое место занимает закон единства и борьбы противоположностей, который В. И. Ленин назвал ядром Д.

         Принцип всеобщей связи явлений Ленин называл одним из основных принципов Д. Отсюда методологический вывод: чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все стороны, все связи и опосредования. Характеризуя Д. как учение о развитии, Ленин писал: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (“отрицание отрицания”), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; — “перерывы постепенности”; превращение количества в качество; — внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; — взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления…, связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, — таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 26, с. 55).

         Диалектическая концепция развития, в противоположность метафизической, понимает его не как увеличение и повторение, а как единство противоположностей, раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними. Д. видит в противоречии источник самодвижения материального мира (см. там же, т. 29, с. 317). Подчёркивая единство субъективной и объективной Д., диалектический материализм отмечал, что Д. существует в объективной действительности, а субъективная Д. — отражение объективной Д. в человеческом сознании: Д. вещей создаёт Д. идей, а не наоборот. Д. — это учение об относительности бесконечно углубляющегося и расширяющегося человеческого знания. Материалистическая Д. — последовательное критическое и революционное учение, она не терпит застоя, не налагает никаких ограничений на познание и его возможности и показывает исторически преходящий характер всех форм общественной жизни. Неудовлетворённость достигнутым — её стихия, революционная активность — её суть. «Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 276).

         Сознательное применение Д. даёт возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, возможность перехода противоположностей друг в друга. Только диалектико-материалистический подход к анализу явлений природы, общественной жизни и сознания позволяет вскрыть их действительные закономерности и движущие силы развития, научно предвидеть грядущее и находить реальные способы его созидания. Д. не совместима с застойностью мысли и схематизмом. Научный диалектический метод познания является революционным, ибо признание того, что всё изменяется, развивается, ведёт к выводам о необходимости уничтожения всего отжившего, мешающего историческому прогрессу. Подробнее о законах и категориях материалистической Д. см. в ст. Диалектический материализм.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, гл. 3, §3; его же, Философские тетради, там же, т. 29; Копнин П. В., Диалектика как логика, К., 1961; Кедров Б. М., Единство диалектики, логики и теории познания, М., 1963; Основы марксистско-лениской философии, М., 1971; Cohn J., Theorie der Dialektik, Lpz., 1923; Marck S., Die Dialektik in der Philosophie der Gegenwart, Tl 1—2, Tübingen, 1929—31; Heiss R., Wesen und Formen der Dialektik, Köln — B., 1959; Goldmann L., Recherches dialectiques, P., 1959; Adorno Th. W., Negative Dialektik, Fr./M., 1966. См. также лит. к ст. Диалектическая логика, Диалектический материализм.

А. Ф. Лосев, А. Г. Спиркин.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.

ДИАЛЕКТИКА [греч.  διαλεκτική  (τέχνη)— искусство вести беседу, спор, от διαλέγομαι — веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Диалектика есть философская теория,   метод  и  методология   научного познания  и  творчества  вообще.  Теоретические  принципы диалектики составляют  существенное содержание мировоззрения. Таким образом, диалектика выполняет теоретическую, мировоззренческую и методологическую   функции.   Основные   принципы диалектики,   составляющие её стержень, — всеобщая связь, становление и развитие,   которые   осмысливаются  с   помощью   всей  исторически   сложившейся   системы   категорий   и   законов.

Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком и обществом. Мера диалектичности человеческого мышления определяется уровнем развития общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в интересах людей. Осмысление этого реального познавательного процесса восходит к древней культуре Востока, достигнув своей более зрелой формы в античности, создавшей непреходящие образцы пластичности диалектического мышления.

История диалектики. Само слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести эффективный спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путём противоборства мнений. Вслед за своим учителем Сократом Платон понимал под диалектикой именно диалог как логические операции расчленения и связывания понятий, осуществляемые посредством вопросов и ответов и ведущие к истинному определению понятий. В смысле, близком к современному, понятие диалектика впервые употребляется Гегелем, трактовавшим её как умение отыскивать противоположности в самой действительности.

Уже древние мыслители исходили из представления о космосе как мировом завершённом целом, пребывающем в покое; внутри этого целого вечно совершаются непрерывные процессы изменения, движения, становления. Космос мыслился как совмещающий в себе противоположности покоящегося и изменчивого. Всеобщая изменчивость бытия представлялась как превращение одного первоначала в другое — земли в воду, воды в воздух, воздуха в огонь, огня в эфир и обратно. Наиболее яркое проявление античной диалектики получила у Гераклита, согласно которому мир, находящийся в постоянном потоке, внутренне противоречив и мыслится в вечном становлении, движении, в единстве противоположностей. Если у Гераклита речь идёт о диалектике действительности в целом, то Зенон Элейский впервые выдвинул противоречивость понятий движения и вообще отдельные форм бытия. Именно элейская школа резко противопоставила мысленный и чувственный мир, единство и множественность. Стихийно-диалектические идеи сильно выражены у атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций): появление любой вещи из атома есть диалектический «скачок», поскольку каждая вещь несёт в себе новое качество в сравнении с составляющими её атомами.

На основе философии Гераклита и элеатов возникла отрицательная диалектика софистов, которые, отойдя от диалектики бытия натурфилософов, привели в бурное движение человеческой мысль с её противоречиями, неустанным исканием истины в атмосфере постоянных споров. Однако, гипертрофируя относительность человеческого знания, они дошли до релятивизма, доведя диалектику до крайнего скептицизма. В историческом смысле учение софистов было лишь моментом в развитии теории положительного знания, которую развивал уже Сократ. Именно он, исследуя противоречия жизни, требовал искать также и положительные стороны человеческой мысли, стремился осмыслить диалектические противоречия как путь к абсолютной истине. Этот дух эристики (споров) и вопросно-ответной, разговорной теории диалектики, внесённый Сократом, стал пронизывать всю античную философию и свойственную ей диалектику.

Продолжая мысль Сократа и трактуя мир понятий, или идей, как особую самостоятельную действительность, Платон понимал под диалектикой не только расчленение понятий на чётко обособленные роды и не только искание истины с помощью вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Этого можно достигнуть лишь с помощью сведения противоречивых частностей в цельное и общее. Свои многочисленные труды Платон написал именно в форме диалогов, заключающих в себе замечательные образцы античной диалектики в её идеалистической интерпретации. У Платона даётся диалектика таких категорий, как движение, покой, различие, тождество, бытие. А само бытие трактуется как активно самопротиворечивая координированная раздельность. Каждая вещь является тождественной сама с собой и со всем иным, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего иного. Аристотель превратил платоновские идеи (доведённые в их абсолютизированном обобщении до автономных сущностей) в единичные формы вещей и присоединил учение о потенции и энергии идей. Он развил диалектику дальше — в направлений познания реально существующего космоса. В своём учении о четырёх причинах (материальной, формальной, движущей и целевой) Аристотель утверждал, что все они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью. Аристотель считал необходимым обобщение единичных форм самодвижущихся вещей в общее самодвижение всей действительности, которое он и назвал перводвигателем, мыслящим самого же себя, т. е. являющегося и субъектом, и объектом. С другой стороны, признавая обязательность единичных форм вещей, но учитывая их текучесть, Аристотель трактовал диалектику не просто как абсолютное знание, выражаемое путём формальной силлогистики, но и как знание только ещё возможного, или вероятного. Стоики Зенон из Китиона, Клеан, Хрисипп (см. Стоицизм), углубили трактовку диалектики на основе тщательного анализа не только мыслительных, но и языковых категорий. Своё учение о слове они проецировали на действительность, которая мыслилась ими досократовским первоогнём, или словом, логосом, порождающим из себя всё бесконечное разнообразие космоса и человека как его часть. Признавая всё существующее как систему тел, стоики в известном смысле оказались большими материалистами, чем все предшествующие мыслители.

В неоплатонизме (Плотин, Прокл и др.) диалектически трактуется основная иерархия бытия: единое, его числовая раздельность; качественная наполненность этих первочисел, или мир идей; переход этих идей в становление, т. е. возникновение мировой души и космоса. Были развиты концепции раздвоения абсолютно неразличимого единого, взаимоотражения субъекта и объекта в познании, учение о вечной подвижности космоса. Диалектические воззрения неоплатонизма, отражавшие ощущение приближающейся гибели античного мира, пронизаны мистическими рассуждениями и схоластической систематикой.

Господство монотеистической религии в средние века перенесло диалектику в сферу теологии. Центром схоластического мышления стал личный абсолют. В пантеистических (см. Пантеизм) воззрениях этого периода содержались элементы диалектики. Отождествление пантеизмом бога и природы приводило к тому, что бог из творца и устроителя мироздания превращался в принцип самодвижения всего сущего. У Николая Кузанского идеи диалектики развиваются в учении о вечном движении, о совпадении противоположностей, о любом в любом, о совпадении максимума и минимума и т. п. Диалектические идеи единства противоположностей развивались Бруно.

В философии нового времени, несмотря на господство метафизических воззрений во всех сферах мышления, выдвигались диалектические идеи. Декарт развивал идею о неоднородности пространства, о развитии применительно к космологии. Спиноза вводит диалектическое понимание субстанции (природы) как «причины самой себя» и выявляет диалектику необходимости и свободы, утверждая, что свобода есть осознанная необходимость, а связь идей в мышлении трактует как отражение связи вещей. Отвергая представление о материи как о чём-то косном. Лейбниц заменяет его учением, согласно которому материя проявляется в самодвижущихся, активных субстанциях — монадах, каждая из которых отражает мир и присутствует во всякой иной. Лейбниц подошёл к глубокой диалектической идее о единстве пространства и времени: пространство мыслилось им как порядок сосуществования материальных вещей, а время — как порядок их последовательности. Глубоки мысли Лейбница о диалектике непрерывности, связи прошлого и настоящего.

Классическая немецкая философия разрабатывает на идеалистической основе целостную концепцию диалектики как универсальной теории и метода познания мира. У Канта диалектика выступает как средство разоблачения иллюзий человеческого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. По Канту, знание опирается на чувственный опыт и обосновывается деятельностью рассудка, а высшие понятия разума (бог, мир, душа, свобода) этими свойствами не обладают. Поэтому диалектика и обнаруживает те неминуемые противоречия, в которых запутывается разум, устремлённый к постижению абсолютной цельности. Эта критическая диалектика имела огромное историческое значение: она обнаружила в разуме его необходимую противоречивость, что в дальнейшем привело к поискам путей преодоления противоречий разума и легко в основание позитивной диалектики.

Вершиной классической идеалистической диалектики явилось учение Гегеля, который «…впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в  беспрерывном  движении,   изменении,   преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 23). У Гегеля диалектика охватывает всю область действительности, начиная от чисто логических категорий, переходя далее к природе и духу и кончая категориальной диалектикой исторического процесса. В его диалектике дана содержательная картина общих форм движения. Он делит диалектику на бытие, сущность и понятие. Бытие есть  самое  первое  и самое  абстрактное  определение мысли   конкретизирующееся   в  категориях   качества, количества и меры. Логически исчерпав категорию бытия, Гегель вновь рассматривает бытие, но уже с противопоставлением его самому же себе, т. е.   как рефтактирующее. Отсюда рождается категория сущности, а синтез сущности и  явления  выражается в категории действительности. Этим исчерпывается у него сущность. Но сущность не может пребывать в отрыве от бытия. Он исследует ту ступень диалектики, где фигурируют категории, содержащие в себе как бытие, так и сущность. Это и есть понятие.  Развитие, таким образом,  есть переход от абстрактного к конкретному, переход явления из одного качественного состояния в другое, осуществляющийся на   основе   выявления   и   разрешения   противоречий. При  этом  само   развитие  трактовалось  как  саморазвитие абсолютного духа, проходящего в своём поступательном шествии от бытия к сущности, а от сущности к понятию. Будучи объективным идеалистом, Гегель именно в понятии находил высший расцвет и бытия, и сущности. У него понятие  выступало n как субъект, и как объект, и как абсолютная идея.

По Гегелю, каждая из ступеней развития имеет свой принцип: переход, рефлексия (отражение) и собственно развитие. На этом пути раскрывается диалектика всей разно-уровневой системы категорий философского и научного мышления: качество, количество, мера, сущность и явление, тождество и различие, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, и т. д. Моделью гегелевской диалектики служила не объективная реальность, а отражающее её мышление. Отсюда проистекает   утверждение   Гегеля,  что  порождение  происходит лишь в лоне идеи, а не природы. Диалектика Гегеля противоречила данным естествознания,  которое  выдвинуло глубоко диалектические идеи: теория развития применительно к геологии (Ч. Лайель), эволюционной идеи Ламарка, космогонические идеи Канта—Лапласа и др.

Серьёзную попытку материалистического осмысления диалектики осуществили русские революционные демократы Герцен, Белинский, Чернышевский — как применительно к естествознанию, так и к явлениям социальной реальности: они усмотрели в её принципах свидетельство закономерности прогрессирующего развития общества.

Однако лишь марксизм смог подняться до всеобъемлющего синтеза принципа материализма и диалектики на основе научного обобщения общественной практики, а также данных общественных наук и естествознания. Результаты этого обобщения на философском уровне выразились в создании диалектического материализма.

Буржуазная философия 2-й половины 19 века отказывается от диалектики, которая трактуется как «софистика», «логическая ошибка» и даже «болезненное извращение духа» (Р. Гайм, А. Тренделенбург, Э. Гартман). В неокантианстве марбургской школы (Г. Коген, П. Наторп) диалектика «абстрактных понятий» подменяется «логикой математических понятия о функции», что приводит к отрицанию понятия субстанции. Лишь в конце 19 века под влиянием обострения социальных противоречий возрождается интерес к диалектике. Однако она трактуется с позиций субъективизма, иррационализма и пессимистического мироощущения. Неогегельянство приходит к так называемой отрицательной диалектике, заявляя, что противоречия, обнаруживаемые в понятиях, свидетельствуют о нереальности, лишь «кажимости» их объектов. У Бергсона наблюдается иррационалистическая трактовка единства противоположностей, а само единство мыслится как «чудо». В экзистенциализме (Ясперс, Сартр) диалектика релятивистски понимается как более или менее случайная структура сознания. В познании природы действует «позитивистский разум», диалектический же разум, будто бы черпающий свои принципы из глубин сознания и индивидуальной практики человека, познаёт социальные феномены. Другие экзистенциалисты (Марсель, Бубер) теологически трактуют диалектику как диалог между человеком и богом. И только в рамках отдельных школ (например, неорационализм Башлара) получает выражение, хотя и далеко непоследовательное, диалектика природы.

Диалектика и метафизика. Диалектика возникла и исторический развивалась в борьбе с метафизическим методом мышления (см. Метафизика), характерной особенностью которого является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Метафизические ходы мысли прошли различные исторические формы. Так, в античности Гераклит подчёркивал одну сторону противоречия бытия — изменение вещей, доведённое софистами до полного релятивизма. Подвергая критике гераклитовский принцип текучести всего сущего, элеаты заострили внимание на другой стороне — на устойчивости и впали в др. крайность, предположив, что всё неизменно. Одни расплавляли мир в потоке огня, а другие как бы кристаллизовали его в неподвижном камне. В новое время метафизика выступила в виде абсолютизации аналитико-классификационных приёмов в познании природы. Постоянно повторяясь в научных исследованиях, приёмы анализа, экспериментальной изоляции и классификации со временем породили в мышлении учёных некоторые общие принципы, согласно которым в «мастерской» природы предметы существуют как бы изолированно, особняком. В связи с дальнейшим развитии философии и конкретных наук центр борьбы диалектики и метафизики переместился на интерпретацию принципа развития. Метафизическое мышление проявлялось в виде так называемого плоского эволюционизма и различных концепций «творческой эволюции». Если первый гипертрофирует количественные и постепенные изменения, упуская из вида качественные переходы и перерывы постепенности, то вторые абсолютизируют именно качественные, существенные преобразования, не улавливая их предварительные, постепенные количественные процессы. Таким образом, для метафизики характерно «шараханье» мысли в крайности, преувеличение какой-либо стороны объекта: устойчивости, повторяемости, относит самостоятельности и др. Единственным противоядием против метафизики и её разновидности — догматизма — является диалектика, не терпящая застоя и не налагающая никаких ограничений на познание и его возможности: неудовлетворенность достигнутым — её стихия, революционная активность — её суть.

Марксистская диалектика. В марксизме, который обобщил всё ценное в истории развития диалектической мысли и поднял философскую мысль на новый уровень, диалектика выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистическая диалектика выражается в системе философских категорий и законов. «Главные законы: превращение количества и качества — взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности,— развитие путем противоречия, или отрицание отрицания, — спиральная форма развития» (Энгельс Ф., там же, с. 343). Среди основных законов особое место занимает закон единства и борьбы противоположностей, названный В. И. Лениным ядром диалектики.

В философии марксизма-ленинизма диалектика рассматривается и как теория познания, и как логика (диалектическая логика). Это вытекает из того, что человеческое мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам, поэтому они не могут противоречить друг другу в своих результатах (см. там же, с. 581). Однако единство бытия и мышления, их подчинённость одним и тем же законам не означает, что это единство есть тождество. Если всеобщие связи и развитие объективной реальности существуют вне и помимо сознания человека, то связи и развитие познающего мышления, отражая объективные связи и развитие, подчиняются своим специфическим гносеологическим и логическим принципам.

Диалектика как теория познания основана на принципе отражения и представляет собой применение «…диалектики к Bildertheorie (теории отражения.— Ред.), к процессу и развитию познания» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 29, с. 322). Она несколько шире, чем диалектическая логика, и изучает такие проблемы, как познаваемость мира, виды знания, движущие силы познавательной деятельности, практика как основа познания и критерий истины, формы истинного знания, чувственное и рациональное знание и диалектика их соотношения, и др. Вместе с тем диалектика как логика в ином отношении шире теории познания — она изучает весь категориальный строй мышления. Предмет исследования диалектики как логики — творчески познающее мышление (в его поисковой деятельности и развитии через преодоление постоянно возникающих противоречий); его логические структуры и соотношения их элементов — понятий, суждений, теорий; прогнозирующая функция мышления. Диалектика как логика изучает принципы и закономерности формирования, изменения и развития знания, средства и методы их получения и проверки. Диалектическое исследование мышления предполагает анализ его возникновения и истории развития в результате обобщения истории материальной в духовной культуры. Диалектика как логика изучает всю систему категорий в их гносеологических и логических функциях, а также специфические познавательные категории, принципы и процедуры (например, восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, переход от абстрактного к понятийно-конкретному, соотношение эмпирического и теоретического, приёмы обобщения, идеализации, анализа и синтеза, индукции и дедукции и др.). Следовательно, диалектика как логика изучает не только принципы и категории, равным образом действующие в природе, истории и мышлении, но и такие, которые присущи лишь процессу познания, мышления. Одной из характерных особенностей диалектики как логики является то, что она исследует переходы от одной системы знания к другой, более высокой. При этом неизбежно выявляются диалектические противоречия, отражающие как противоречия в самом объекте познания, так и противоречия взаимодействия субъекта и объекта познания, а также противоречивость в самом процессе познания. Особенно острую форму они приобретают на «границах» такой теории, которая исчерпала свои объяснительные возможности, и требуется переход к новой. Этот переход предполагает разрешение противоречий между старой теорией и новой системой фактов. Такое разрешение противоречий не является формализуемой процедурой. Допуская определенную типологию разрешения противоречий, диалектика как логика не определяет однозначно результат разрешения: здесь происходит изменение содержания знания (см. Теория, Гипотеза).

Будучи логикой мышления, диалектика отвлекается от конкретного содержания мыслей, и в этом отношении она является «формальной» наукой, однако существенно отличающейся от формальной логики, изучающей приемлемые способы рассуждения, ведущие к истине, логически необходимую связь суждений в рассуждениях, принудительную убедительность которых вытекает из самой формы этой связи безотносительно к содержанию мысли. Ограничение формальной логики относительно устойчивыми, инвариантными структурами мышления с необходимостью вытекает из самого существа метода формализации как основного её принципа. Диалектическая логика находится в сложном диалектическом соотношении с формальной логикой, являющейся частной наукой. Обладая принципиально иной мерой формализации, чем диалектика как логика, формальная логика исследует такие нормативные требования, согласно которым строится любое научное рассуждение и соблюдение которых является необходимым признаком культуры мышления. Нарушение этих требований связано или с ошибками в рассуждении, или с отсутствием подлинной культуры мышления. Формальная логика подчинена принципам диалектики как своему философско-методологическому основанию. Вместе с тем сама диалектика как логика неукоснительно подчинена всем принципам формальной логики, рассматривающей мышление в его устойчивых структурных образованиях и под своим специфическим ракурсом обобщающей опыт человеческого мышления. Одним из необходимых условий развития диалектики как логики является максимальный учёт и обобщение достижений формальной логики.

Диалектика природы. Природа, по Энгельсу, есть «пробный камень диалектики», и её изучение по существу невозможно без учёта диалектики; при этом к диалектическому «…пониманию природы можно прийти, будучи вынужденным к этому накопляющимися фактами естествознания; но его можно легче достигнуть, если к диалектическому характеру этих фактов подойти с пониманием законов диалектического мышления» (M a p к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 14). Поскольку законы диалектики — это прежде всего законы природы (а потом уже истории и мышления), постольку они неизбежно имеют силу и для теоретического естествознания, которое изначально заключало в себе элементы диалектики. Своё теоретическое осмысление диалектика природы нашла в открытии закона сохранения и превращения энергии, в эволюционном учении Дарвина, в создании Менделеевым таблицы химических элементов, в теории относительности Эйнштейна, в создании квантовой механики, в разработке генетики, кибернетики, астрофизики и др. Современная научная картина мира насквозь диалектична. Физика, например, освободилась от метафизического представления об извечно существующих простых частицах материи, выяснив, что элементарные частицы рождаются и исчезают, испытывая многообразные превращения. Установлены взаимосвязь массы и энергии, массы и скорости движения, двойственный, прерывисто-непрерывный характер структурных форм материи. При переходе от макромира к микромиру или мегамиру скачкообразно изменяются многие основные физические закономерности и связи, которым эти миры подчиняются. Если прежде астрономия рассматривала Вселенную главным образом в статике, то благодаря новым открытиям стало возможным рассматривать её в эволюции. В области химии прежняя картина строения вещества (атом, молекулы, макротело) сменилась новой картиной (атомы, молекулы, радикалы, ионы, комплексы, мицеллы, микромолекулы и т. д.). Различные виды частиц — это последовательные уровни развития материи. Дискретные частицы различных ступеней являются узловыми точками, обусловливающими различные качественные формы существования материи. Поскольку современные науки вплотную заняты проблемой саморазвития изучаемых ими объектов, постольку методом их теоретической «стратегии» неизбежно становится диалектика, которая во главу угла ставит внутреннюю связь вещей, рассматривая любую систему как конкретное единство и внутри себя расчленённую целостность. Самим ходом развития науки противоречие возводится ныне в руководящий принцип науч. исследования. Фундаментальными проблемами диалектики природы являются прежде всего противоречивость природных процессов как их сущностная характеристика, движущая сила их развёртывания, становления; соотношение качественно различных типов изменений в природе и их обусловленность количественными изменениями; иерархия различных уровней организации материи; формы движения и связанная с этим классификация наук о природе; порождение жизни и возникновение мыслящей материи, становление человека, переход от природы к обществу.

Диалектика общественной жизни. Если процессы природы совершаются сами собой, то история общества делается людьми, поведение которых мотивировано определенными потребностями, интересами и целями. «Исследовать движущие причины, которые… непосредственно или в идеологической, может быть, даже в фантастической форме отражаются в виде сознательных побуждений в головах действующих масс и их вождей, так называемых великих людей,— это единственный путь, ведущий к познанию законов, господствующих в истории…» (Энгельс Ф., там же, т. 21, с. 308). Кардинальными проблемами социального познания являются диалектика объективного и субъективного в истории; взаимодействие производительных сил и производственных отношений; взаимосвязь производственных отношений с политической и юридической надстройкой и соответствующими ей формами общественного сознания; взаимоотношение общества и природы, личности и общества и др. Выявляя противоречия исторического процесса во всех сферах социальной реальности, диалектика показывает, что каждая ступень общественного развития (общественной формации) носит исторически преходящий характер. В положительное осмысление существующего диалектика вместе с тем «…включает… понимание его отрицания, его необходимой гибели…» (Маркс К., там же, т. 23, с. 22). Однако было бы серьёзной методологической ошибкой абсолютизировать «разрушительный» аспект диалектики в ущерб положительному пониманию существующего. В таком случае она превращается в «негативную диалектику» (Адорно), «критическую теорию общества» (Маркузе, Хоркхаймер и др.). Подлинно научное понимание социальной диалектики исходит из того, что «ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества» (там же, т. 13, с. 7). Социальная практика и социальная теория предполагают и диалектически совмещают в себе как положительную, созидательную, так и разрушительную, критические стороны жизни общества, утверждая единство как преходящего в данном социальном организме, так и его наличные и скрытые потенции и перспективы.

Сознательное применение диалектики даёт возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, возможность перехода противоположностей друг в друга. Только диалектико-материалистический подход к анализу явлений природы, общественной жизни и сознания позволяет вскрыть их действительные закономерности и движущие силы развития, научно предвидеть грядущее и находить реальные способы его созидания. Научный диалектический метод познания является революционным, ибо признание того, что всё изменяется, развивается, ведёт к выводам о необходимости уничтожения всего отжившего, мешающего историческому прогрессу. Подробнее о законах и категориях материалистической диалектики см. в ст. Диалектический материализм. См. также Философия.

А. Ф. Лосев, А. Г. Спиркин.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Маркс К., Капитал, т. l, M a p к с К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его ж е, Д. природы, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18, гл. 3, § 3; е г о же, Филос. тетради, там же, т. 29; Кедров В. М., Единство Д., логики и теории познания, М., 1963; История марксистской Д. От возникновения марксизма до ленинского этапа, М., 1971; История марксистской Д. Ленинский этап, М., 1973; Копнин П. В., Д. как логика и теория познания, М., 1973; О ρ у д ж е в 3. М., Д. как система, М., 1973; Ильенков Э. В., Диалектич. логика. Очерк истории и теории, М., 1974; Ф е д о с е е в П. Н., Д. совр. эпохи, М., 1978s; Д. науч. познания. Очерк диалектич. логики, М., 1978; Проблемы материалистич. Д. как теории познания, М., 1979; Материалистич. Д. Краткий очерк теории, М.,1980; Основы марксистско-ленинской философии, М., 1980s; С о h n J., Theorie der Dialektik, Lpz., 1923; M a r с k S., Die Dialektik in der Philosophie der Gegenwart, Tl 1—2, Tüb., 1929—31; H e i s s R., Wesen und Formen der Dialektik, Köln — B., 1959; Goldmann L., Recherchea dialectiques, P.. 1959; Adorno Th. W., Negative Dialektik, Fr./M., 1966; см. также лит. к ст. Диалектический материализм, Философия.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дивинити ориджинал син 2 ошибка директ х
  • Диадок ошибка 402 пакет документов исчерпан
  • Дидактическая игра незнайкины ошибки
  • Дивижн ошибка mike 01
  • Диафрагмальное дыхание ошибки