Детские образовательные учреждения проблемы и ошибки проектирования

Слайд 1

Тема: «Ошибки в проектировании РППС с учётом новой ФОП ДО 2023 года» МБДОУ «ЦРР – детский сад №123» Уровень: муниципальный Мероприятие: РМО Советского района Подготовила и провела: Николаева М.А. (ВКК) Воронеж , 2023

Слайд 2

ФОП ДО: новая федеральная образовательная программа С 1 сентября 2023 года дошкольные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО. ЦЕЛЬ: модернизация РППС , создание компонентов единого образовательного индивидуализированного пространства.

Слайд 3

БЫЛО

Слайд 4

СТАЛО принцип соответствия возрастным , индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям обучающихся принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей/законных представителей, педагогов, специалистов и иных работников ДОО) и детей принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности принцип единства обучения и воспитания в образовательной среде ДОО принцип организации качественного доступного образования детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ ) принцип формирования общей культуры детей, в том числе ценностей здорового образа жизни и нравственных ориентиров

Слайд 5

Критерий 1.1. Требования к оценке качества РППС, организуемой педагогом в соответствии с ФГОС ДО С одержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое оборудование , которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование , развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением , возможность самовыражения Т рансформируемой (меняющейся от интересов и возможностей детей) П олифункциональной (возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности) В ариативной — наличие различных пространств (зоны), а также периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей Доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ОВЗ) к играм, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности Безопасной — соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность, в том числе СЭС и правилам пожарной безопасности

Слайд 6

РППС группы ДОУ Размещение оборудования в группах предполагает гибкое (нежесткое) зонирование и возможность трансформации среды с учетом стоящих воспитательных и образовательных задач, а также игровых замыслов детей . Так , все оборудование можно условно сгруппировать по трем пространствам: пространству активной деятельности пространству спокойной деятельности пространству познания и творчества

Слайд 7

РППС группы ДОУ (1 вариант) В пространстве активной деятельности может размещаться оборудование, связанное с двигательной активностью, сюжетно-ролевыми играми и т.д. В пространстве спокойной деятельности – зона релаксации, конструктивные и театрализованные игры, настольные игры, книги и мягкая детская мебель, места приема пищи и иное. Пространство познания и творчества может включать оборудование для экспериментирования, оборудование для творчества. При этом следует учитывать, что любое деление условно , поскольку текущая задача или замысел детей могут трансформировать всё групповое помещение в пространство для активной деятельности или пространство познания и творчества.

Слайд 8

РППС группы ДОУ (2 вариант) Оборудование в групповом помещении также можно разместить в соответствии с его функциональным назначением, выделив несколько модулей: — Физкультурно-оздоровительный Игровой Х удожественно-творческий Поисково — познавательный Релаксации Бытовой Каждый функциональный модуль охватывает все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников

Слайд 9

РППС группы ДОУ (3 вариант) Оборудование в группе может быть размещено и по центрам детской активности (самый приемлемый). При такой организации следует продумывать соседство центров с учетом пересечения детских активностей и их интеграции (объединения). В группах раннего возраста создаются 6 центров детской активности . В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) предусматривается комплекс из 12 центров детской активности.

Слайд 10

РППС группы ДОУ (3 вариант) 1. Центр двигательной активности (ориентирован на организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях) в интеграции с содержанием образовательных областей « Ф/р.», « С-К/р», « Р/р» 2. Центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в интеграции содержания образовательных областей «Ф/р.», «С-К/р», «Р/р », «П/р» 3. Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно- ролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции с содержанием образовательных областей «Ф/р.», «П/р », « С-К/р», «Р/р», «Х-Э/р» 4. Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «П/р», « С-К/р», «Р/р», « Х-Э/р »

Слайд 11

РППС группы ДОУ (3 вариант) 5. Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций в интеграции с содержанием образовательных областей «П/р», «С-К/р», « Р/р» 6. Центр экспериментирования , организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «П/р», « Р/р », «С-К/р» 7 . Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции с содержанием образовательных областей «П/р», «Р/р», «С-К/р»

Слайд 12

РППС группы ДОУ (3 вариант) 8 . Книжный уголок, содержащий художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей в интеграции содержания всех образовательных областей . 9. Центр театрализации и музицирования , оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с содержанием образовательных областей «П/р», «С-К/р», «Р/р», «Х-Э/р» , «Ф/р» 10. Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников 11. Центр коррекции предназначен для организации совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений 12 . Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в интеграции с содержанием образовательных областей «П/р», «Р/р», «С-К/р»

Слайд 13

Спасибо за внимание!!!

Ещё Елизавета Ивановна Тихеева подчеркивала тот факт, что игровая деятельность приносит детям большое количество радости и удовольствия. Также игровую деятельность можно назвать средством всестороннего развития физических и духовных сил детей. Она писала, что «на игры в детском саду должно быть обращено огромное и притом продуманное внимание, игра является основным содержанием жизни ребенка, его работой и развлечением в одно и то же время; она представляет его душе,  широчайшую возможность предстать во всей многогранности своих черт и особенностей».

Современные условия диктуют  необходимость в том, чтобы дошкольное образовательное учреждение, а затем и школа, выстраивали принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности.

В хорошем детском саду дети:

  • создают, а не действуют по образцу;
  • двигаются, а не ждут;
  • решают проблемы, а не просят педагога их решить;
  • говорят, а не пассивно слушают;
  • действуют в соответствии со своим интересом, а не идут туда, куда им скажут идти;
  • делают выбор, а не повинуются;
  • пишут свои книжки, а не в рабочих тетрадях;
  • создают искусство, а не воспроизводят образцы;
  • решают, а не пассивно соглашаются;
  • ценят процесс, а не только результат;
  • задают вопросы, а не просто слушают;
  • выводят ответ, а не получают его от взрослого;
  • учатся важным умениям, а не абстрактным концептам;
  • распорядок дня построен на детских потребностях, а не на потребностях взрослых или программы.

Анализ пунктов шкалы показывает, что оценка качества среды, проводимая с помощью ECERS, позволяет ответить на следующие вопросы:

  • Насколько среда создает условия для эмоционального благополучия ребенка?
  • Насколько дети активны в процессе обучения? Какие условия созданы для стимулирования  детской  любознательности и учения?
  • Насколько соблюдается баланс во взаимодействии взрослых и детей?
  • Как среда способствует развитию творческого и критического мышления детей?

Ответив на эти вопросы, мы видим пробелы в организации РППС.

К недостаткам обустройства пространства для игр относят: неэргономичность, плохая функциональность, непрактичность, острые углы, громоздкость, плохой крепёж деталей, отсутствие многофункциональности и разностилье, агрессивная визуальная игровая среда, среда групп преимущественно девичья.

Проблемы заключаются в следующем:

1. Неформальное взаимодействие с детьми (наиболее масштабная проблема – педагоги мало взаимодействуют с детьми; педагог должен выполнять функцию посредничества между ребенком и средой, направлять ребенка).

2. Отсутствие вариативности в образовательном процессе (вариативность предполагает такой тип коммуникации, в котором с помощью педагога ребенок поймет правила и самостоятельно начнет им следовать)

3. Образовательные задачи решаются преимущественно во время занятий («режимные моменты» часто не рассматриваются как часть образовательного процесса и это противоречит идее образовательной среды, в которой ребенок действует самостоятельно и инициативно).

4. Недостаточная эмоциональная поддержка ребенка.

Доступное пространство и оптимальное устройство внешней территории дает детям возможность: активно осваивать пространство, самостоятельно изменять окружающую среду, испытывать радость от физических нагрузок, знакомиться с природой,экспериментировать, иметь возможность уединиться и отдохнуть.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е.обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого,познавательного, эстетического развития. Поэтому рекомендуется демонстрация работ детей, отличающихся индивидуальностью и расположенных на уровне глаз детей. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенностьв себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества. Для обеспечения возможности ребенку осваивать окружающий мир и развивать свою индивидуальность, в ДОУ необходим переход от линейного и полностью регламентированного устройства к пространственной организации образовательно-развивающей среды.

Размещение материалов должно быть функциональным, а не витринным:ребенку должно быть удобно их взять, перенести с места на место. Статичная, витринная «красота» интерьера с расставленными на полках шкафов игрушками и пособиями, зачастую недоступными детям, должно уступить место «красоте» функциональной. Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках, корзинках и т.д.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор. При организации игрового пространства в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.

Для зонирования пространства целесообразно использовать невысокие двусторонние стеллажи на колесиках, не переполненных различными пособиями и играми, легкие переносные ширмы.Должно быть предусмотрены более одного места (уголки уединения) для обособленной игры и занятий. Вместо традиционных больших ковров удобнее и правильнее использовать небольшие коврики, которые при необходимости можно совместить в единое игровое пространство, либо разъединить на несколько тематических зон (поляна, озеро, дом и т.д.).

Все большую популярность в последнее время приобретает трансформируемая мебель, позволяющая расширить игровое пространство в соответствии с выполняемыми задачами. Предметно-пространственная среда группового помещения — неотъемлемая часть целостной образовательной среды. Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как иот воспитывающих его взрослых.

Skip to search formSkip to main contentSkip to account menu

Semantic ScholarSemantic Scholar’s Logo

Search 214,182,131 papers from all fields of science

  • Corpus ID: 199914819

Детские образовательные учреждения: проблемы и ошибки проектирования

@inproceedings{2011,
  title={Детские образовательные учреждения: проблемы и ошибки проектирования},
  author={Козлов Михаил Леонидович},
  year={2011},
  url={https://api.semanticscholar.org/CorpusID:199914819}
}
  • Козлов Михаил Леонидович
  • Published 2011
  • Economics

No Paper Link Available

Related Papers

Showing 1 through 3 of 0 Related Papers

    АННОТАЦИЯ

    В статье представлены проблемы, возникающие у образовательных организаций при проектировании основной образовательной программы. Большинство проблем вызвано формальным отношением к проектированию ООП.

    Представленные проблемы были выявлены в результате проведенного мониторинга ООП, обсуждены на круглом столе.

    ABSTRACT

    The article describes the problems encountered by educational institutions when designing of the basic educational program. Most of the problems caused by the formal relation to the design of the basic educational program.

    Presented problems were identified as a result of monitoring of the basic educational program, discussed at the workshop.

    На современном этапе развития общего образования в практику работы начальной и основной школы внедряется Федеральный государственный образовательный стандарт. В нем обозначены требования к основной образовательной программе – документу, регламентирующему деятельность образовательных организаций.

    Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на определенном уровне общего образования. Этот документ должен быть разработан каждой образовательной организацией c учетом примерной основной образовательной программы, но из-за отсутствия опыта проектирования ООП многие образовательные организации сталкиваются с рядом проблем.

    Обсуждению выявленных в результате проведенного мониторинга проблем был посвящен круглый стол «Проблемы проектирования основных образовательных программ начального и основного общего образования», который был проведен лабораторией развития общего образования института системных проектов ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». В работе круглого стола приняли участие заместители директора по учебно-воспитательной работе, председатели методических объединений, учителя начальной и основной школы, методисты, преподаватели педагогического колледжа, научные сотрудники, магистранты и преподаватели института педагогики и психологии ГАОУ ВО МГПУ.

    К обсуждению участникам круглого стола были представлены результаты мониторинга 32 основных образовательных программ образовательных организаций Москвы.

    Часть образовательных организаций не редактируют ООП после внесения изменений во ФГОС НОО и ФГОС ООО. До сих пор многие образовательные организации используют варианты тех ООП начального общего образования, которые разрабатывались до принятия Приказа Минобрнауки России № 2357 от 22.09.2011 года.

    В ООП на достаточно высоком уровне сформулированы цели, задачи, предполагаемые результаты, но методы и технологии их достижения скорее называются; конкретные способы воплощения в ООП практически не представлены, что свидетельствует о формальном отношении к данному документу, а не как к плану деятельности образовательной организации.

    Данный вывод также подтверждает тот факт, что большинство ООП представляют набор отдельных программ, полученных простым копированием опубликованных ранее в интернете программ (иногда с перепечатыванием опечаток, сделанных при копировании предшественниками), часто документ даже не отформатирован, встречаются разные шрифты, цвет шрифта, интервалы, отступы.

    Одним из требований ФГОС к составлению ООП является включение в программу части, формируемой участниками образовательных отношений, и обязательной части, причем должно выполняться определенное соотношение этих частей, но многие программы не содержат часть, формируемую участниками образовательных отношений.

    Несмотря на требование времени взаимодействовать с родителями (законными представителями) обучающихся, различными социальными партнерами, данное требование стандарта не выполняется большинством образовательных организаций. Это сама по себе сложная задача, так как должно быть создано такое информационное пространство, которое порождает активность родителей как внутри образовательной организации, так и за ее пределами. Взаимодействие с родителями предполагает не только поддержку образовательных инициатив семьи и создание образовательных проектов совместно с семьей, но и возможности влияния родителей на коррекцию самой образовательной программы. В лучшем случае в анализируемых ООП представлены мероприятия по повышению педагогической культуры родителей для гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе. Взаимодействие с социальными партнерами представлено простым перечислением социальных партнеров, а не указанием конкретных форм.

    Все выше сказанное, свидетельствует о формальном отношении образовательных организаций к ООП, а также к идеям и требованиям ФГОС. Перечисленные недостатки усиливаются фактами отсутствия учета особенностей образовательной организации, субъекта Российской Федерации, образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей).

    Проведение анализа условий образовательной деятельности образовательной организации и региональной специфики, а также выявления образовательных потребностей и проблем обучающихся по всем видам здоровья позволит решить указанные проблемы. Результаты анализа позволят уточнить цели и задачи, внести соответствующие изменения и дополнения во все программы содержательного раздела ООП.

    Было подчеркнуто, что проектирование основной образовательной программы является сферой ответственности образовательной организации, что означает, что она самостоятельно выбирает схемы и ресурсы для осуществления этой деятельности.

    Далее участники круглого стола рассматривали требования стандарта, предъявляемого к ООП в части организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. В частности, ФГОС основного общего образования обращает внимание на то, что программа развития УУД должна содержать описание особенностей реализации основных направлений (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности.

    Как показали результаты мониторинга ООП основного общего образования, только 10 % образовательных организаций не представили описание учебно-исследовательской и проектной деятельности. Отразили в ООП возможности и проектной, и исследовательской деятельности около 30 % участников мониторинга. Описание только проектной или только исследовательской деятельности представили более 60 % образовательных организаций.

    Урочная учебно-исследовательская деятельность может быть представлена проблемными уроками, семинарами, практическими и лабораторными занятиями.

    Внеурочная деятельность является логическим продолжением урочной деятельности и включает научно-исследовательскую и реферативную работу, интеллектуальный марафон, конкурсы, конференции и др.

    Мониторинг показал, что в большинстве ООП основного общего образования представлены особенности только некоторых направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности, причем без наполнения их кон-кретным содержанием, отражающим специфику образовательной организации.

    Иногда исследовательская и проектная деятельность заявлены в пояснительной записке к целевому разделу ООП, описано их значение в образовательной деятельности в целом, но использование в процессе обучения не показано.

    Участники круглого стола подчеркнули, что на всех уровнях общего образования между исследовательской и проектной деятельностью необходимо соблюдать баланс – ни одна из них не должна абсолютизироваться. Исследовательская деятельность требует большего напряжения, чем проектная. Выполняя исследование, обучающиеся находятся в режиме постоянного поиска, что может вызвать перенапряжение и отрицательно повлиять на психическое здоровье. В тоже время организация исключительно проектной деятельности будет препятствовать формированию у обучающихся исследовательского поведения.

    Много проблем у образовательных организаций вызывает разработка программы коррекционной работы.

    Успешная реализация коррекционной работы заключается во внутришкольном и сетевом взаимодействии педагогов различного профиля и специалистов (логопеды, психологи, дефектологи – представители разных отраслей специальной педагогики), обеспечивающем системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной деятельности.

    В рамках круглого стола участники обсудили условия реализации программы коррекционной работы: организационные (формы получения образования, программа, зоны ответственности специалистов и педагогов, их взаимодействие); кадровое, психолого-педагогическое, программно-методическое, материально-техническое и информационное сопровождение.

    Далее были обозначены особенности структуры индивидуальной образовательной программы, которая включает: долгосрочную цель (на год); краткосрочную цель (на четверть) и задачи; форму обучения; программу обучения; участие и взаимодействие специалистов; аттестацию; периодический пересмотр по результатам обучения.

    Одним из механизмом реализации ООП является план внеурочной деятельности, который определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (НОО – до 1350 часов за 4 года обучения, ООО – до 1750 часов за 5 лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией и должен быть направлен, прежде всего, на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Недостаточная проработанность плана внеурочной деятельности может привести к низкому уровню планируемых результатов обучения.

    В рамках обсуждения был сделан вывод о том, что выявленные проблемы являются факторами риска, провоцирующими появление новых потенциальных опасностей, в частности:

    •      риск подмены реализации системно-деятельностного подхода репродуктивными методами;
    •      риск недооценки важности проектирования воспитательного компонента содержания школьного образования;
    •      риск имитации системно-организуемой развивающе-деятельностной и воспитательно-ориентированной деятельности в школе.

    Неоднократно отмечалась необходимость развития профессиональных компетентностей педагогических и руководящих работников.

    Наиболее активно участники круглого стола обсуждали проблемы проектирования учебного плана. В частности, обсуждались ошибки в представленных учебных планах образовательных организаций, обнаруживались нарушения требований оформления учебных планов, отражения части, формируемой участниками образовательных отношений.

    Большое внимание было уделено вопросу соотношения обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в организационных механизмах реализации ООП. В рамках круглого стола был представлен вариант графического представления связей, которые необходимо учитывать при составлении учебного плана.

    Кроме того, участники круглого стола обсуждали необходимость разработки пояснительной записки к учебному плану, которая бы отражала:

    •      каких приоритетов в распределении часов необходимо придерживаться и в связи с чем;
    •      является ли учебный план стабильным в течение года или меняется в соответствии с календарным учебным графиком, как распределяются учебные предметы, курсы, модули по периодам обучения;
    •      какие формы и методы обучения предполагается использовать;
    •      какие формы промежуточной и итоговой аттестации планирует использовать образовательная организация.

    Таким образом, круглый стол был посвящен обсуждению с профессиональным сообществом наиболее острых проблем проектирования основных образовательных программ начального и основного общего образования на основе результатов мониторинга ООП образовательных организаций г. Москвы, в том числе особенностям отражения учебно-исследовательской и проектной деятельности в ООП, разработке и реализации программы коррекционной работы на разных уровнях образования, проектированию учебного плана и плана внеурочной деятельности.

    Круглый стол показал значимость для профессионального педагогического сообщества обсуждения возникающих проблем при проектировании образовательными организациями г. Москвы основных образовательных программ начального и основного общего образования, позволил ответить на часть возникающих в ходе процесса проектирования вопросов и подчеркнул необходимость продолжения подобных обсуждений.

    Список литературы:

    1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Эксмо, 2013. – 208 с.

    2. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241,от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507, от 31.12.2015 N 1576) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/
    online.cgi?req=doc&base=LAW&n=193503&fld=134&from=96801-0&rnd=214990.7749807160297464& (дата обращения: 14.07.2016).
    3. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644,от 31.12.2015 N 1577) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/
    online.cgi?req=doc&base=LAW&n=193504&rnd=214990.5386535445153937&SEARCHPLUS=%CF%F0%E8%EA%E0%E7%20%CC%

    E8%ED%EE%E1%F0%ED%E0%F3%EA%E8%20%D0%EE%F1%F1%E8%E8%20%20%20%20%EE%F2%2017%20%E4

    %E5%EA%E0%E1%F0%FF%202010%20%E3.%20%B9%201897%20%AB%CE%E1%20%F3%F2%E2%E5%F0%E6%E4

    %E5%ED%E8%E8%20%E8%20%E2%E2%E5%E4%E5%ED%E8%E8%20%E2%20%E4%E5%E9%F1%F2%E2%E8%

    E5%20%F4%E5%

    E4%E5%F0%E0%EB%FC%ED%EE%E3%EE%20%E3%EE%F1%F3%E4%E0%F0%F1%F2%E2%E5%ED%ED%EE%E3%

    EE%20%EE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%F2%E5%EB%FC%ED%EE%E3%EE%20%F1%F2%E0%ED%E4%E0%F0%

    F2%E0%20%EE%F1%ED%EE%E2%ED%EE%E3%EE%20%EE%E1%F9%E5%E3%EE%20%EE%E1%F0%E0%E7%EE%

    E2%E0%ED%E8%

    FF%BB&EXCL=PBUN%2CQSBO%2CKRBO%2CPKBO&SRD=true&SRDSMODE=QSP_GENERAL (дата обращения: 14.07.2016).

    image description

    disserCat — электронная библиотека диссертаций работаем для вас с 2009 года

    • Корзина пуста

    Вход
    |
    Регистрация

    Вы робот?

    Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.

    Подтвердите, что вы не робот

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Джава ошибка 1601
  • Джава ланг ошибка
  • Детство пора слепой правды юношество зрячей ошибки иллюзии
  • Джава выдает ошибку при установке
  • Детско родительские отношения ошибки воспитания