День начинался ясный чуть дребезжал рассвет ошибка



  • 0




Найдите лексические ошибки, сгруппируйте их по типам и объясните. Дайте правильный вариант.

Ученики пристально слушали выступление артиста. Зарисовка – это своенравное объяснение материала. После тяжелого приступа больной начал отходить. Врач обошел седьмую палату. Доктор решил это лекарство оставить. Обстановка выглядит мрачной. Это свойство свойственно всем писателям. Питательная маска подпитывает кожу. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. Татьяна противопоказана Онегину и Ленскому. Эту передачу слушали по радио на двух континентах – в Арктике и Антарктике. В течение февраля продолжительность суток возрастет на два часа. При хорошем уходе каждое животное будет давать по 12 литров молока. Может, и к тебе пришла бессонница, и лежишь ты, не смыкая взора синего. Качество продукции комбината удовлетворяет современным требованиям. Мы прослушали все лекции. Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца. День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет. В ночлежке Костылева на нартах ютятся ее обитатели. Артист рассказал нашему корреспонденту о своих планах на будущее. Долгое время ему приходилось простаивать без дела. После экскурсии гостям вручили памятные сувениры.

  • Комментариев (0)



  • 0


Ученики внимательно слушали выступление артиста. Зарисовка – это своеобразное объяснение материала. После тяжелого приступа больному стало легче. Врач провел обход больных в  седьмой палате. Доктор решил, что больному следует продолжить прием этого лекарства. Обстановка выглядит мрачно. Это свойство присуще всем писателям. Питательная маска улучшает состояние кожи. Строительство школы не должно прекращаться. Татьяна не подходит ни Онегину, ни Ленскому. Эту радиопередачу слушали  на двух континентах – в Арктике и Антарктике. В течение февраля продолжительность дня возрастет на два часа. При хорошем уходе каждая корова будет давать по 12 литров молока. Может, и к тебе пришла бессонница, и лежишь ты, не смыкая синих глаз. Качество продукции комбината удовлетворяет современные требования. Мы прослушали все лекции. Долг врача не отмахиваться от больного, а помочь ему. День начинался ясный, чуть брезжил рассвет. В ночлежке Костылева на нарах ютятся ее обитатели. Артист рассказал нашему корреспонденту о  планах на будущее. Долгое время ему приходилось жить без работы. После экскурсии гостям вручили  сувениры.

  • Комментариев (0)

Типы языковых норм

Цели урока:

Совершенствование, расширение и углубление знаний учащихся о культуре речи, о языковой норме и о типах языковых норм.

Ознакомление с двумя уровнями речевой культуры: 1) владение нормами устного и письменного литературного языка; 2) использование выразительных языковых средств в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Формирование и совершенствование умений видеть нарушение языковой нормы, определять ее тип, исправлять ошибки. Совершенствование аналитических и коммуникативных навыков учащихся.

Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры.

Воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Оборудование: учебник, раздаточный материал

ХОД УРОКА.

«Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».

О.А. Щерба

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему. Самоопределение к деятельности

Учитель:

Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание известного лингвиста Л.В. Щербы «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».

Объясниться на русском языке может каждый из нас, это бесспорно. Но достаточно поместить человека в более сложную языковую ситуацию — составление важного документа, заполнение анкеты, деловые переговоры и проч., — чтобы увидеть на его лице растерянность, смешанную с полной неуверенностью в себе. И вот здесь-то становится ясно, как далека от истины расхожая фраза “А я русский и так знаю”. Каждый из нас хочет, чтобы его речь была правильной, содержательной и культурной, желает уметь правильно и красиво выражать свои мысли. Что нужно знать для этого? Чем нужно владеть? (Нормы русского языка.)-

  1. Тема. Целеполагание

  2. Актуализация знаний (через проверку дом. задания)

— Что такое «НОРМА» русского языка?

Норма — это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

— Какие бывают нормы?

Фронтальный опрос:

Какие нормы отражают следующие правила?

  • произношения, ударения, использования интонации;

  • употребления слов и устойчивых сочетаний в точном соответствии с их значением;

  • образования слов;

  • образования форм слов различных частей речи;

  • построения словосочетаний и предложений;

  • употребления языковых единиц, наиболее уместных в данной речевой ситуации;

  • написания слов и форм слов;

  • постановки знаков препинания?

  1. Работа по теме урока.

  1. Орфоэпическая разминка

Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, озвучение, ивовый

ответы:

добЫча,прибЫвший,асимметрИя,закУпорить,премировАть,вероисповЕдание,водопровОд,избаловАть,обеспЕчение,договОр,завсегдАтай,облегчИть,озвУчение,Ивовый).

1 ош. – 9

2 ош. – 8

3 ош. – 7

4 ош. – 6

5 ош. – 5

6 ош – 4

7 ош – 3

8 ош – 2

Проверьте себя. Посчитайте количество ошибок. Оцените себя.

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Задание: Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Подумайте, отчего возникли эти ошибки? Исправьте предложения.(устно).

  1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.(употребление лишнего слова).

  2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов).

  3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать

( употребление слова в несвойственном ему значении).

  1. Провожая меня, лицо его выражало сожаление. (неправильное употребление Д.О.).

  2. Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных).

  1. Отработка практических умений и навыков

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.

Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа.

Возвращаясь в порт, корабль застиг шторм.

Подойдя к дому, мне стало прохладно.

В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предло-жения, исправленный вариант запишите.

В конце вечера трибуну представили гостям.

Одень пальто, на улице холодно.

Пушкин был крепко связан узлами с декабристами.

Татьяна любила вставать с зарницей.

День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет.

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предло-жения, исправленный вариант запишите.

с обоими медвежатами

удивляться юмором рассказчика

упаковка макаронов

победил вопреки прогнозов

самый высочайший дуб

вкусный кольраби

в двухтысяча двенадцатом году

  1. Коллективная работа

Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

  1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.

  1. Исследовательская работа

Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/

2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур, словесная шутка/

3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ). / Повтор слов, ругательные слова/.

ВЫВОД: Подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта.

  1. Итоги урока. Рефлексия

  • Кластер «Секреты хорошей речи»:

ясность

точность

краткость

выразительность

  • Задание “Оратор”.

Подготовьте устное выступление на 1 минуту, с помощью которого убедите своего одноклассника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Поставить ударения:

Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, озвучение, ивовый

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Подумайте, отчего возникли эти ошибки? Исправьте предложения.(устно).

1.Впереди лидирует команда наших спортсменов.

2.На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.

3.Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.

4.Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

5.Родители хотели устроить праздник более пышнее.

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.

Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа.

Возвращаясь в порт, корабль застиг шторм.

Подойдя к дому, мне стало прохладно.

В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

1.По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Мо-лодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.

Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов)

2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин).

3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ).

Поставить ударения:

Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, озвучение, ивовый

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Подумайте, отчего возникли эти ошибки? Исправьте предложения.(устно).

1.Впереди лидирует команда наших спортсменов.

2.На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.

3.Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.

4.Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

5.Родители хотели устроить праздник более пышнее.

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.

В конце вечера трибуну представили гостям.

Одень пальто, на улице холодно.

Пушкин был крепко связан узлами с декабристами.

Татьяна любила вставать с зарницей.

День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет.

Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Мо-лодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.

Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов)

2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин).

3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ).

Поставить ударения:

Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, озвучение, ивовый

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Подумайте, отчего возникли эти ошибки? Исправьте предложения.(устно).

1.Впереди лидирует команда наших спортсменов.

2.На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.

3.Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.

4.Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

5.Родители хотели устроить праздник более пышнее.

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.

с обоими медвежатами

удивляться юмором рассказчика

упаковка макаронов

победил вопреки прогнозов

самый высочайший дуб

вкусный кольраби

в двухтысяча двенадцатом году

Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Мо-лодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.

Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов)

2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин).

3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ).

Поставить ударения:

Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, озвучение, ивовый

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Подумайте, отчего возникли эти ошибки? Исправьте предложения.(устно).

1.Впереди лидирует команда наших спортсменов.

2.На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.

3.Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.

4.Провожая меня, лицо его выражало сожаление.

5.Родители хотели устроить праздник более пышнее.

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.

Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа.

Возвращаясь в порт, корабль застиг шторм.

Подойдя к дому, мне стало прохладно.

В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

1.По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.

Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов)

2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин).

3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ).

От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите существительные, у которых в этой форме нулевое окончание. Поставьте ударение

Апельсин

банан

баран

бойня

басня

вишня

ворот

ворчунья

ворон

дупло

дно

деревня

жаровня

манжет

монгол

полотенце

певунья

отпуск

поросенок

ружье

сын

ставня

солдат

тетерев

туфли

чулки

юла

Вставить вместо точек нужные по смыслу слова.

1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите существительные, у которых в этой форме нулевое окончание. Поставьте ударение

Апельсин

банан

баран

бойня

басня

вишня

ворот

ворчунья

ворон

дупло

дно

деревня

жаровня

манжет

монгол

полотенце

певунья

отпуск

поросенок

ружье

сын

ставня

солдат

тетерев

туфли

чулки

юла

Вставить вместо точек нужные по смыслу слова.

1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите существительные, у которых в этой форме нулевое окончание. Поставьте ударение

Апельсин

банан

баран

бойня

басня

вишня

ворот

ворчунья

ворон

дупло

дно

деревня

жаровня

манжет

монгол

полотенце

певунья

отпуск

поросенок

ружье

сын

ставня

солдат

тетерев

туфли

чулки

юла

Вставить вместо точек нужные по смыслу слова.

1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите существительные, у которых в этой форме нулевое окончание. Поставьте ударение

Апельсин

банан

баран

бойня

басня

вишня

ворот

ворчунья

ворон

дупло

дно

деревня

жаровня

манжет

монгол

полотенце

певунья

отпуск

поросенок

ружье

сын

ставня

солдат

тетерев

туфли

чулки

юла

Вставить вместо точек нужные по смыслу слова.

1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

Конспект урока – практикума по теме

«Нормы русского литературного языка». 11 класс

ЦЕЛИ:

Закрепить понятие «языковая норма», обобщить знания по культуре речи.

Уметь различать грамматические ошибки, развивать навыки владения орфоэпическими и

лексическими нормами языка.

Формировать навыки использования нормированной речи.

Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи.

Воспитывать самостоятельность.

Задачи:

актуализировать знания, приобретённые при изучении темы;

дать ученикам возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

совершенствование коллективных форм работы и творческой деятельности.

Тип урока по основной дидактической цели: урок обобщения и систематизации знаний,

умений и навыков учащихся

Форма урока: урокпрактикум

Тема урока: «Нормы русского литературного языка»

обучающий аспект:

закрепить понятие языковая норма;

формировать стремление овладеть отточенной и яркой речью;

разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи.

развивающий аспект:

создать условия для овладения обучающимися орфоэпическими, лексическими нормами

русского литературного языка;

повысить уровень речевой культуры.

воспитательный аспект:

привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка;

призвать школьников к обогащению своего языка, научить прислушиваться к своей

разговорной речи;

воспитывать чувство ответственности за свой язык, чувство уважения к культурному

прошлому русского народа.

Современные педагогические технологии: тестовые технологии

Формы работы на уроке: сочетание работы в паре, фронтальной и индивидуальной

работы.

Средства обучения:

раздаточный материал (карточки, перфокарты);

мультимедийная презентация;

видеоролик;

компьютер,

проектор.

Оформление:

афоризмы;

выставка словарей

Планируемые результаты

предметные: соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и

оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;

метапредметные:

регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие

трудности и стараться искать способы их преодоления;

познавательные: давать определение понятиям.

коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в

сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

личностные: проявлять интерес к изучению темы; осознавать собственные достижения

при освоении учебной темы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Знаете ли вы, как правильно поставить ударение: жАлюзи или жалюзИ, обеспЕчение или

обеспечЕние?

(Ответы учащихся)

А как правильно сказать: «у рыб нет зуб», «у рыбов нет зубов» или «у рыбей нет зубей»?

А может быть, както иначе?

(Ответы учащихся)

Как записать числительное словами: «Дорожил своими 888 книгами»?

(Ответы учащихся)

Почему нельзя сказать «МГУ принимала студентов», «розовое фламинго»?

(Ответы учащихся)

О чём будем говорить?

(Ответы учащихся, слайд 1)

На эти и многие другие вопросы отвечает культура речи – раздел языкознания, где

изучаются нормы русского языка, то есть правила литературного употребления языковых

единиц: слов, словосочетаний, предложений.

3. Актуализация знаний.

Показ презентации (слайды 2, 3, 4).

На доске:

Литературным называется образцовый язык повседневного общения, официально

деловых документов, школьного обучения, науки, культуры, художественной литературы.

Отличительная черта литературного языка – НОРМИРОВАННОСТЬ, то есть наличие

правил, норм, соблюдение которых обязательно для всех членов общества.

4. Обобщение и систематизация знаний.

1. Фронтальная работа.

На доске:

Какие нормы отражают следующие правила?

1. произношения, ударения, использования интонации;

2. употребления слов и устойчивых сочетаний в точном соответствии с их значением;

3. образования слов;

4. образования форм слов различных частей речи;

5. построения словосочетаний и предложений;

6. употребления языковых единиц, наиболее уместных в данной речевой ситуации;

7. написания слов и форм слов;

8. постановки знаков препинания.

2. Работа в паре.

Слайд 5.

1. Прочитайте выразительно предложения. Какие ошибки вы заметили? (речевые

и орфографические)

1. Неокрашенная деревяная посуда была менее удобнее в быту.

2. Тогда её стали расписывать специальными красками.

3. Росписью посуды стали заниматься крестьяне, живущие в расположеных

деревнях вокруг Хохломы.

4. Хохлома затерянное стариное село в глуши.

5. Поэтому промысел стали называть «Хохломой».

6. Расписная посуда это невиданое созданое чудо руками и умом человеческим.

Проверяем и ставим оценку за свою работу (Слайд 6, 7).

2. Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка

нарушены? Исправьте ошибки.

1. –Не скажете, кого подобрали для заглавной роли при экранизации «Войны и мира»?

2. В конце вечера трибуну представили гостям.

3. Одень пальто, на улице холодно.

4. В эти дни в гостинице Анны Павловны Шерер чувствовалось волнение.

5. Татьяна любила вставать с зарницей.

6. Горько страдает Тихон, ставший косным виновником в гибели Катерины.

7. День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет.

Устное оценивание.

5. Физкультминутка.

6. Подготовка учащихся к обобщённой деятельности.

Просмотр видеоролика.

Слайды 8 – 20.

7. Применение знаний и умений в новой ситуации (индивидуальная работа

учащихся).

Виды работ: карточки, перфокарты.

8. Контроль усвоения знаний.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Слайд 21.

Работа над своей речью – очень трудная задача, но речь нужно совершенствовать,

иначе она станет такой же бедной, как у одного из героев стихотворения

Р.Рождественского «Разговор со случайным знакомым».

Чтение стихотворения Р.Рождественского «Разговор со случайным знакомым».

Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…

Чо?

Смотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде…

Где?

Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну!..

Ну?!

Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги…

Гы!..

И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш…

Врёшь!

Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха…

Ха!..

А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожаньи рос…

Брось!..

Да погоди! Почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих…

Псих!..

Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не понять снега?..

Ага!..

10. Домашнее задание (с комментарием).

Прочитайте текст Д.С.Лихачёва о культуре речи. Ваша задача – вспомнить нормы

орфографии и пунктуации, то есть расставить недостающие знаки препинания, раскрыть

скобки, вставить пропущенные буквы.

Приложение.

Мы почти забыли о склонени(и,е) числительных. Поразительно что даже в Академии наук в

отчётных докладах где постоя(нн,н)о фигурируют ц…фры, эти ц…фры (не) склоняют(?)ся.

«Более триста», а не «более трёхсот»; «до пятьдесят», а не «до пятидесяти». А когда дело

доходит до сложных числительных и докладчик в самом деле попытает(?)ся склонять их, —

затыкай уши.

Отказ от склонения названий населё(нн,н)ых пунктов особе(нн,н)о интенсивно пош…л во

время (В,в)еликой (О,о)течестве(нн,н)ой (в,В)ойны. В сводках с фронта: «Наши войска

освободили город Рига» а не «город Ригу». Признат(?)ся, эта тенденц…я ведёт к об(е,и)днению

языка. Я предпочитаю вместо «ж…ву в городе Ленинград», слышать «ж…ву в городе

Ленинград(е,и)».

А женский род должностей или жён должностных лиц? Когда говорят «генеральша», ясно,

что это о жене генерала. А «докторша»? Что это такое: жена доктора или сама доктор? Можно

ли сказать «докторша наук» или «кандидатша»? Я думаю: правильно, что за последние годы

почти исчезло «докторша». Иногда шутливо говорят «докторесса», но не шутливо говорят

«поэтесса», а я думаю что о женщинепоэте если она настоящий поэт, следует говорить «поэт»,

а не «поэтесса». А. Ахматова это слово (не)навидела, Цветаева тоже.

Но вот ещё один вопрос. Чехи говорят «чиновничка» вместо «женщиначиновник».

(По)русски сказать так нельзя. Мы говорим «секретарша», а не «секретарка».

Повидимому, только старые женские профессии сохраняют и будут ещё долго сохранять

женский род «парикмахерша», «маникюрша», «кухарка», но в целом постепенный отказ от

женского рода в названиях про(ф,фф)е(сс,с)ий процесс естестве…ый и (не) реж…щий уха.

Самая большая ценность народа это язык, — язык на котором он пишет говорит думает.

Думает!

Вернейший способ узнать человека его умстве…ое развитие его моральный облик его

характер — прислушат(?)ся к тому как он говорит.

Если мы замеча…м манеру человека себя держать его п…ходку его поведение и по ним

судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точ(?ный

пок…затель его человеческих качеств его культуры.

О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков

мира, язык развивавшийся в течени… более тысячелетия давший в XIX веке лучшую в мире

литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке «…нельзя верить чтобы такой язык

(не) был дан великому народу!»

А ведь бывает и так что человек не говорит а «плюётся словами». Для каждого расхожего

понятия у него не обычные слова, а жарго…ые выражения. Когда такой человек с его словами

плевками говорит он выявляет свою ц…ническую сущность.

Старайтесь (не) говорить вычурно. (Не) говорите «об…яснить», «волнительно». (Не) надо

употреблять милиц…онерских терминов или выражений пришедших из детективных романов:

«получать прописку» в смысле «поселить» какоелибо р…стение, рыбу, ж…вотное в новом

месте («сиг получил прописку в озере N»), «выходить на кого(либо)» в значении «связат(?)ся с

кем(либо)» или «получить доступ к кому(либо)». И (не) употребляйте штампова…ых выражений

(если то или иное слово часто употребляет(?)ся в газетах бойтесь его): «высвечивать»,

«высвечиват(?)ся», «эмоц…ональный настрой», «контакты» вместо «связи» и некоторые др.

…Язык наш беднеет…

Завет Гоголя: «Со словом надо обращат(?)ся че…но».

(Д.С.Лихачёв)

Главная и заглавная роль…

— Кто сыграл заглавную роль в фильме «Анна Каренина»?
— Мы помним две экранизации этого романа Л. Н. Толстого: первый раз в заглавной роли выступила Алла Тарасова, второй — Татьяна Самойлова.
— А не скажете, кого подобрали для заглавной роли экранизации «Войны и мира» Толстого?
— Этого вам никто не скажет…

Вы не догадываетесь, почему этот диалог закончился столь безна­дежным отрицанием? Дело в том, что слово заглавный означает «от­носящийся к заглавию, содержащий заглавие, являющийся заглавием, названием чего-либо». Но в названии фильма «Война и мир» нет име­ни героя, роль которого можно сыграть, поэтому в экранизации нет и заглавных ролей, а есть только главные.

Слова главный и заглавный нередко путают, искажая обычно смысл второго: «Заглавный для судьбы шаг — выбор профессии»; «Девочка будет играть заглавную роль в пьесе «Голубой портрет» (это значит, что она сыграет роль… портрета!). Лексические ошибки возникли из-за неправильного употребления паронимов, то есть однокоренных слов, разных по значению, но сходных, хотя и не тожде­ственных по звучанию.

Термин пароним образован из греческих элементов: пара — возле, вблизи и онима — имя. Паронимия охватывает различные части речи, о чем можно судить по таким примерам: узнать — признать, представить — предоставить, лицо — личность, подпись — роспись, безответный — безответственный, тормоз — торможение, убеж­денно — убедительно, сыто — сытно. Паронимы могут отличаться приставками, суффиксами, один из них часто имеет непроизводную основу, а другой — производную. Количество примеров всевозмож­ных паронимов легко увеличить, но это все равно не застрахует нас от ошибок на все случаи жизни. Чтобы не смешивать паронимы в речи, нужно внимательно относиться к созвучным, похожим сло­вам, анализировать оттенки их значений.

Вам не приходилось наблюдать, как порой неправильно говорят?

— Ах, неужели вы меня не признали!
— Его личность мне знакома: я вспомнил эту родинку на щеке.
— В конце вечера трибуну представили гостям…

Тонкий знаток русского языка А. Т. Твардовский, обращая вни­мание на подобные ошибки, заметил: «Я сам, как песчинку в хлебе, попадающую на зуб, не выношу слова — одел шапку, а так упорно почему-то пишется вместо надел». В речи, действительно, то и дело смешивают эти паронимы: «Одень пальто, на улице холодно»; «На мебель одели чехлы»; «Обновка так понравилась Лене, что она одевала ее и вертелась перед зеркалом». Глагол надеть, который следо­вало употребить в этих случаях, как правило, имеет при себе предлог на или позволяет нам мысленно его подставить: надень пальто (на сына); надень очки (на нос) и т. д. Прямое дополнение при этом глаго­ле обычно выражено неодушевленным существительным. Вспом­ните, как это слово употреблял А. С. Пушкин: Надев широкий боли­вар, Онегин едет на бульвар; Мансуров, закадычный друг, надень венок терновый; Копье стальное взял он в руки, кольчугу он надел на грудь; Он взял ее руку и надел ей на палец кольцо.

Слово одеть обычно имеет дополнения без предлога, причем прямое дополнение часто выражено одушевленным существитель­ным: одеть — кого?: Лазурный, пышный сарафан одел Людмилы стройный стан (А. С. Пушкин).

Исправляя рукописи начинающих авторов, М. Горький часто ука­зывал на смешение паронимов. Например: «»Верней клади ступень ноги«, — советует один поэт, не замечая некоторого несходства меж­ду ступней ноги и ступенью лестницы».

Самые невероятные утверждения можно встретить и в ученичес­ких сочинениях: «Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить» (вместо дворовых); «Пушкин связан крепкими узлами с декабристами» (следовало: узами); «В эти дни в гостинице Анны Павловны Шерер чувствовалось волнение» (в гостиной); «Писатель показывает «дно», которое приготовлено жестоким миром неудач­никам» (уготовано); «Заветы отцов перевоплощаются в жизнь» (воплощаются). Многие речевые ошибки можно было бы избежать, если бы вы, друзья, правильно употребляли паронимы. Не утруждая себя анализом похожих слов, ученица и не подозревает, что смеше­ние паронимов исказило смысл фраз: «Это была спокойная, чув­ственная девушка» (о пушкинской Татьяне) (следовало: чувствитель­ная); «Татьяна любила вставать с зарницей» (с зарей); «Она охотно отдала бы эту праздничную жизнь за жизнь в деревне, где она встре­тила Онегина» (не праздничную, а праздную).

Укажите смешение паронимов в предложениях, взятых из сочинений абиту­риентов (они хотели поступить на филологический факультет, но паронимы их подвели).

  1. Реальные люди силой писательского таланта превращаются в художественные прообразы.
  2. На собрании станичников царствовала разноголосица.
  3. Клещ тешит себя надеждой, что вернется в общество полным членом его.
  4. Ученик, школьник, студент должен стать соучастником образо­вания и воспитания.

К такому же печальному результату приводит и возникающее под влиянием ложных ассоциаций неразличение созвучных слов, имею­щих разные корни. Из-под пера учащихся выходят «странные» утвер­ждения: «День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет» (следова­ло: брезжил); «В ночлежке Костылева на нартах (нарах) ютятся ее обитатели». Особенно не везет почему-то словам косный — косвен­ный — закосневший и созвучным с ними: «Драматург изображает закостенелое (почему не закосневшее?) мещанство»; «Горько стра­дает Тихон, ставший косным (а не косвенным!) виновником гибели Катерины»; и даже: «Кульминация борьбы Чацкого с костной сре­дой наступает на балу у Фамусова». Но где тут разобраться в словах, которые уже совпали в произношении (косный — костный), если ученик путает даже такие, как недюжинный — недужий (то есть «боль­ной»), знамение — знамя: «Пьер тратил свои недужие силы на раз­гул»; «Обломов был знаменем (вместо знамением) своего времени».

И все-таки, несмотря на трудности, которые создает паронимия, она представляет собой интересное языковое явление, достойное изучения. Паронимы нам нужны для точного выражения мысли. Использование их в речи помогает передать тонкие оттенки значений. В книге «Думы о русском слове» А. Югов заметил: «Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и пустырь: пустошь распахивают, а пустыри застраивают». Вы помните знаменитую фразу Чацкого?

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Ведь игра слов здесь основана на противопоставлении паронимов. Писатели нередко прибегают к этому приему, чтобы усилить действенность речи: Морозка чувствовал, что именно из-за этой красивости, которой нет в нем, в Морозке, Варя предпочла Мечика, считая, что в Мечике это не только внешняя красивость, а подлинная душевная красота (А. Фадеев). Ведь при чтении мы невольно выделяем в подобных случаях созвучные слова, ставим на них логические ударения. Используя паронимы, писатели обращают наше внимание на их тонкие смысловые отличия: Вспомнил ли он [Сабуров] об Ане в эти дни? Нет, не вспомнил — он помнил о ней, и боль не проходила (К. Симонов).

Столкновение паронимов усиливает эмоциональность речи. Например, у М. Шолохова в «Тихом Доне»: Из дверей сарая, стоявшего в конце двора, вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха. Такое использование паронимов особенно свойственно нашей публицистике: Суеверные считали кометы знамением войны, но все видят теперь, что наша комета — это знамение и знамя мира (имеется в виду космическая станция «Луна-9»). Или: Я слушал его и радовался, видя, как он убежденно и убедительно излагает свои мысли (Из газет). Похожие, созвучные слови (притом не только однокоренные) журналисты остроумно соединяют в заголовках: «Настающее настоящее»; «Нелады с наладкой», «Долг и должность»; «Дуэль и дуэт»; «И быт, и бытие»; «Вещие вещи»; «Грани гранита»; «Потоки патоки»

Паронимы предоставляют речевые краски и для каламбуров: «памятник первоопечатнику». В словесную игру вовлекаются не только слова с одинаковыми корнями, но и разнокорневые, смешение которых оказывается еще более неожиданным и комичным: «червь самомнения», «освежеватель старинных романсов», «содрание сочинений». Такие шутки еще и еще раз убеждают нас в неисчерпаемых выразительных возможностях родного языка, в котором каждое слово открывает простор для творчества и фантазии.

Источник: http://www.ozon.ru/context/detail/id/3064825/?partner=mvg2327303

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Деонтологические ошибки примеры
  • День исправления ошибок
  • Демир докум ошибка f04
  • Денис борисов ошибки
  • Депеш мод ошибка