Деление на ноль это синтаксическая ошибка

Виды ошибок в программах

Я учусь на своих ошибках. Ругаю себя за это, но продолжаю ошибаться. С другой стороны — это всё-таки лучше, чем не учиться совсем, и наступать на одни и те же грабли бесконечно.

При создании программ, даже простых, ошибки неизбежны. Поэтому для поиска ошибок во всех средствах разработки имеются особые инструменты для отладки. Но сегодня не об отладке и не о поиске ошибок. Сегодня о видах ошибок, которые встречаются в программах.

Итак, основных вида всего три:

  • Синтаксические ошибки
  • Логические ошибки
  • Ошибки выполнения программы

Синтаксические ошибки в программах

Эти ошибки довольно распространены, особенно среди начинающих. Но эти ошибки — самые безобидные. Потому что компиляторы легко находят ошибки синтаксиса и указывают место в исходном коде, где обнаружена такая ошибка. Программисту остаётся только исправить её.

Синтаксические ошибки — это ошибки синтаксиса (а то бы вы не догадались))). То есть ошибки правил языка. Например, для Паскаля это будет синтаксической ошибкой:

WriteLn('Hello, World !!!')
ReadLn;

Потому что после первой строки нет точки с запятой.

Подобные ошибки очень часто совершают новички. И это вгоняет их в ступор — они пугаются и не могут понять, что же не так с их кодом. Хотя если бы они внимательно его посмотрели и прочитали сообщение об ошибке, то легко могли бы исправить её:

Синтаксические ошибки в программах

Потому что в сообщении чётко сказано:

Syntax error, ";" expected but "identifier READLN" found

что можно перевести как

синтаксическая ошибка, ";" ожидалось, но "READLN" найден

То есть компилятор говорит нам: я ожидал увидеть точку с запятой, а нашёл идентификатор READLN.

Логические ошибки в программах

Это самые противные и самые труднонаходимые ошибки. Программа может быть написана совершенно правильно с точки зрения синтаксиса языка, и при этом она будет неправильно работать. Потому что программист допустил где-то логическую ошибку.

И компилятор вам ничего об этой ошибке не расскажет, потому что правила языка не нарушены.

Поиски таких ошибок могут занять много времени и отнять у вас немало здоровья. Поэтому при разработке программ лучше не торопиться и стараться не допускать логических ошибок.

Пример логической ошибки:

for i := 1 to 10 do
  if i = 15 then WriteLn('i = 15');

Здесь мы сравниваем значение i с числом 15, и выводим сообщение, если i = 15.
Но фишка в том, что в данном цикле i не будет равно 15 НИКОГДА, потому что в цикле переменной i присваиваются значения от 1 до 10.

Эта ошибка довольно безобидная. Здесь мы имеем просто бессмысленный код, который не причинит никакого вреда.
Однако представьте, что программа должна выдавать какой-то сигнал тревоги, если i = 15. Тогда получится, что никакого сигнала пользователь никогда не услышит, даже если случилось что-то страшное. А всё потому, что программист немного ошибся. Вот так вот и падают ракеты и самолёты…

Распространённые логические ошибки в С++ вы можете посмотреть здесь.

Ошибки времени выполнения программы

Даже если исходный код не содержит ни логических, не синтаксических ошибок, это ещё не означает, что ваша программа безупречна. Потому что ошибки могут возникнуть в ходе выполнения программы. Например, случайно будет удалён файл, который должна читать программа, и она не сможет его найти. Если не принять мер, то программа может завершиться аварийно. А пользователям такое поведение программ очень не нравится.

Одна из самых рапространённых ошибок времени выполнения — это неожиданное деление на ноль. Пример:

Write('y = ');
ReadLn(y);
x := 100 / y;
WriteLn('100 / ', y, ' = ', x);

Что здесь такого? Всё правильно и с точки зрения логики, и с точки зрения синтаксиса. И в большинстве случаев программа отработает без каких-либо неожиданностей.

Но представьте, что пользователь введёт ноль. Что тогда будет? Правильно — попытка деления на ноль. А на ноль делить нельзя. Поэтому во время выполнения этой программы произойдёт ошибка, которая очень расстроит пользователя. Потому что в случае, например, с консольным приложением программа просто закроется, и пользователь не поймёт, что это было. Но зато поймёт, что программа — говно, и программы от этого разработчика лучше больше никогда не использовать.

В данном случае, если вы не уверены на 100%, что y будет отличаться от нуля, надо всегда делать проверку на ноль. И хороший код должен быть хотя бы таким:

Write('y = ');
ReadLn(y);
if y = 0 then WriteLn('ERROR: y = 0')
else
  begin
    x := 100 / y;
    WriteLn('100 / ', y, ' = ', x);
  end;

Ну что же. На этом с видами ошибок пока всё. Изучайте программирование и поменьше ошибайтесь.

Основы программирования

Основы программирования
Каждый профессионал когда-то был чайником. Наверняка вам знакомо состояние, когда “не знаешь как начать думать, чтобы до такого додуматься”. Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда вы просто не знаете, с чего начать.
Эта книга ориентирована как раз на таких людей, кто хотел бы стать программистом, но совершенно не знает, как начать этот путь.
Подробнее…

1. Синтаксические ошибки.

Причиной
таких ошибок могут быть неправильно
написанные ключевые слова, неверно
примененные разделители или недопустимые
комбинации операторов. Такие ошибки
VisualBasicраспознает сразу после того, как курсор
покидает только что написанную строку.
Строка с синтаксической ошибкой
выделяется красным цветом. После
устранения ошибки выделение цветом
снимается.

VisualBasicимеет средства,
позволяющие не только обнаружить
синтаксическую ошибку, но и избежать
ее в процессе написания кода. К таким
средствам относятся

– механизм
контекстной подсказки (после написании
ключевого слова появляется окно, в
котором отображается полный синтаксис
вводимого оператора или список аргументов
используемой процедуры);

– автоматическое
отображение списка элементов (например,
после имени элемента управления
появляется список всех свойств и
методов, из которого можно выбрать
требуемое);

– дополнение
слова (при вводе нескольких начальных
символов, достаточных для распознавания
ключевого слова, недостающие символы
автоматически добавляются).

2. Ошибки в структуре программы.

Ошибки
такого рода появляется в результате
неправильного написания многострочного
оператора (например, в операторе цикла
Forнет последней
строки со словомNext
или в уловном оператореIfнетEnd If).

Такие
ошибки VisualBasicраспознает не в процессе ввода символов,
а на этапе компиляции. Сообщение об
ошибке выводится в специальном окне и
начинается оно словамиCompileerror(«ошибка компиляции»)
и содержит указание на ошибку (например,BlockIfwithoutEndIf– «блокIfбезEndIf»).

3. Ошибки, возникающие во время выполнения программы.

Это
ошибки, возникающие во время работы
программы (например, при выполнении
деления на ноль или при попытки чтения
из несуществующего на диске файла). В
таких случаях выводится сообщение в
специальном окне, в котором указывается
причина прерывания программы и номер
ошибки. На этом окне есть четыре кнопки
«Continue», «End»,
«Debug» и «Help».

В
качестве примера на рис.33 показано окно
с сообщением об ошибке деления на ноль.

Рис.33.
Вид окна с сообщением об ошибке на этапе
выполнения

Из
рисунка видно, что надпись на кнопке
«Continue» бледнее остальных.
Это означает, что при такой ошибке
дальнейшее продолжение программы
невозможно. Контур кнопки «Debug»
выделен жирной линией, это означает,
что для перехода в режим отладки эту
кнопку можно «нажать» не только с
помощью манипулятора «мышь», но и путем
нажатия кнопки «Enter»
клавиатуры. Нажатие кнопки «End»
приведет к завершению программы, а
кнопки «Help» – к появлению
окна справки с информацией о типе ошибки
и возможности ее устранения.

При
переходе в режим отладки открывается
окно с текстом программы, в которой
выделена строка с командой, выполнение
которой привело к прерыванию. При этом
появляется возможность определить
значения переменных на момент выполнения
прерывания. Для этого достаточно
подвести курсор к имени переменной, в
появившемся окошке появится либо ее
значение, либо слово «Empty»
(«пустая»), если на момент выполнения
команды переменная не получила никакого
значения.

На
этапе разработки программы можно
предусмотреть перехват возможных
ошибок. Это делается с помощью специальной
процедуры – обработчика ошибок.

Для
перехвата возможной ошибки в исполняемой
процедуре используется оператор On
Error. В нем указывается
метка, которая должна находиться в той
же процедуре и помечать тот фрагмент
кода, куда будет осуществлен переход
при возникновении ошибки выполнения.
Обычно этот фрагмент находится в конце
процедуры, а перед меткой помещается
операторExit, благодаря
которому процедура завершается, если
ошибка не возникла.

Обработка
ошибки начинается с установления типа
ошибки. Для этого используется объект
Err, свойство которогоNumber содержит код
последней возникшей ошибки.

После
обработки ошибки программа должна
продолжить свое исполнение. Для того,
чтобы программа продолжала выполняться
в строке, в которой возникла ошибка, в
обработчике указывается оператор
Resume. Если нужно
продолжить программу не с этой, а со
следующей строки, используется операторResume Next.

В
качестве примера рассмотрим процедуру,
которая запускается при нажатии кнопки
со знаком «/» в проекте «Простой
калькулятор» (Лекция №№). При этом
число, введенное в текстовое окноText1делится на число, введенное в окноText2, результат
заносится в окноText3.
Возможная ошибка – деление на ноль.
Обработка ошибки может выглядеть
следующим образом.

Private
Sub Command3_Click()

On
Error GoTo ошибка

X=Val(
Text1.Text)

Y=Val(
Text2.Text)

Z=X/Y

Text3.Text=Z

Exit
Sub

ошибка:

Z=
Val
(InputBox(“Введите
число, не равное нулю”))

Resume

End
Sub

Если
в программе возможно появление нескольких
ошибок, их можно обработать, предварительно
определив их код и в зависимости от
кода применить тот или иной метод. В
табл.11 приведены описания основных
ошибок этапа выполнения программы.

Таблица
11. Коды основных ошибок

Код
ошибки

Ошибка
выполнения

6

Переполнение

7

Мало
памяти

11

Деление
на ноль

13

Несовпадение
типов

35

Подпрограмма
или функция не заданны

53

Файл
не найден

55

Файл
уже открыт

57

Ошибка
устройств ввода-вывода

75

Ошибка
доступа к файлу

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Ошибки в программировании – дело обычное, хоть и неприятное. В данной статье будет рассказано о том, какими бывают ошибки (баги), а также что собой представляют исключения.

Определение

Ошибка в программировании (или так называемый баг) – это ситуация у разработчиков, при которой определенный код вследствие обработки выдает неверный результат. Причин данному явлению множество: неисправность компилятора, сбои интерфейса, неточности и нарушения в программном коде.

Баги обнаруживаются чаще всего в момент отладки или бета-тестирования. Реже – после итогового релиза готовой программы. Вот несколько вариантов багов:

  1. Появляется сообщение об ошибке, но приложение продолжает функционировать.
  2. ПО вылетает или зависает. Никаких предупреждений или предпосылок этому не было. Процедура осуществляется неожиданно для пользователя. Возможен вариант, при котором контент перезапускается самостоятельно и непредсказуемо.
  3. Одно из событий, описанных ранее, сопровождается отправкой отчетов разработчикам.

Ошибки в программах могут привести соответствующее приложение в негодность, а также к непредсказуемым алгоритмам функционирования. Желательно обнаруживать баги на этапе ранней разработки или тестирования. Лишь в этом случае программист сможет оперативно и относительно недорого внести необходимые изменения в код для отладки ПО.

История происхождения термина

Баг – слово, которое используется разработчиками в качестве сленга. Оно произошло от слова «bug» – «жук». Точно неизвестно, откуда в программировании и IT возник соответствующий термин. Существуют две теории:

  1. 9 сентября 1945 года ученые из Гарварда тестировали очередную вычислительную машину. Она называлась Mark II Aiken Relay Calculator. Устройство начало работать с ошибками. Когда его разобрали, то ученые заметили мотылька, застрявшего между реле. Тогда некая Грейс Хоппер назвала произошедший сбой упомянутым термином.
  2. Слово «баг» появилось задолго до появления Mark II. Термин использовался Томасом Эдисоном и указывал на мелкие недочеты и трудности. Во время Второй Мировой войны «bugs» называли проблемы с радарной электроникой.

Второй вариант кажется более реалистичным. Это факт, который подтвержден документально. Со временем научились различать различные типы багов в IT. Далее они будут рассмотрены более подробно.

Как классифицируют

Ошибки работы программ разделяются по разным факторам. Классификация у рядовых пользователей и разработчиков различается. То, что для первых – «просто программа вылетела» или «глючит», для вторых – огромная головная боль. Но существует и общепринятая классификация ошибок. Пример – по критичности:

  1. Серьезные неполадки. Это нарушения работоспособности приложения, которые могут приводить к непредвиденным крупным изменениям.
  2. Незначительные ошибки в программах. Чаще всего не оказывают серьезного воздействия на функциональность ПО.
  3. Showstopper. Критические проблемы в приложении или аппаратном обеспечении. Приводят к выходу программы из строя почти всегда. Для примера можно взять любое клиент-серверное приложение, в котором не получается авторизоваться через логин и пароль.

Последний вариант требует особого внимания со стороны программистов. Их стараются обнаружить и устранить в первую очередь. Критические ошибки могут отложить релиз исходной программы на неопределенный срок.

Также существуют различные виды сбоев в плане частоты проявления: постоянные и «разовые». Вторые встречаются редко, чаще – при определенных настройках и действиях со стороны пользователя. Первые появляются независимо от используемой платформы и выполненных клиентом манипуляций.

Иногда может получиться так, что ошибка возникает только на устройстве конкретного пользователя. В данном случае устранение неполадки требует индивидуального подхода. Иногда – полной замены компьютера. Связано это с тем, что никто не будет редактировать исходный код, когда он «глючит» только у одного пользователя.

Виды

Существуют различные типы ошибок в программах в зависимости от типовых условий использования приложений. Пример – сбои, которые возникают при возрастании нагрузки на оперативную память или центральный процессор устройства. Есть баги граничных условий, сбоя идентификаторов, несовместимости с архитектурой процессора (наиболее распространенная проблема на мобильных устройствах).

Разработчики выделяют следующие типы ошибок по уровню сложности:

  1. «Борбаг» – «стабильная» неполадка. Она легко обнаруживается на этапе разработки и компилирования. Иногда – во время тестирования наработкой исходной программы.
  2. «Гейзенбаг» – баги с поддержкой изменения свойств, включая зависимость от среды, в которой было запущено приложение. Сюда относят периодические неполадки в программах. Они могут исчезать на некоторое время, но через какой-то промежуток вновь дают о себе знать.
  3. «Мандельбаг» – непредвиденные ошибки. Обладают энтропийным поведением. Предсказать, к чему они приведут, практически невозможно.
  4. «Шрединбаг» – критические неполадки. Приводят к тому, что злоумышленники могут взломать программу. Данный тип ошибок обнаружить достаточно трудно, потому что они никак себя не проявляют.

Также есть классификация «по критичности». Тут всего два варианта – warning («варнинги») и критические весомые сбои. Первые сопровождаются характерными сообщениями и отчетами для разработчиков. Они не представляют серьезной опасности для работоспособности приложения. При компилировании такие сбои легко исправляются. В отдельных случаях компилятор справляется с этой задачей самостоятельно. А вот критические весомые сбои говорят сами за себя. Они приводят к серьезным нарушениям ПО. Исправляются обычно путем проработки логики и значительных изменений программного кода.

Типы багов

Ошибки в программах бывают:

  • логическими;
  • синтаксическими;
  • взаимодействия;
  • компиляционные;
  • ресурсные;
  • арифметические;
  • среды выполнения.

Это – основная классификация сбоев в приложениях и операционных системах. Логические, синтаксические и «среды выполнения» встречаются в разработке чаще остальных. На них будет сделан основной акцент.

Ошибки синтаксиса

Синтаксические баги распространены среди новичков. Они относятся к категории «самых безобидных». С данной категорией ошибок способны справиться компиляторы тех или иных языков. Соответствующие инструменты показывают, где допущена неточность. Остается лишь понять, как исправить ее.

Синтаксические ошибки – ошибки синтаксиса, правил языка. Вот пример в Паскале:

Код написан неверно. Согласно действующим синтаксическим нормам, в Pascal в первой строчке нужно в конце поставить точку с запятой.

Логические

Тут стоит выделить обычные и арифметические типы. Вторые возникают, когда программе при работе необходимо вычислить много переменных, но на каком-то этапе расчетов возникают неполадки или нечто непредвиденное. Пример – получение в результатах «бесконечности».

Логические сбои обычного типа – самые сложные и неприятные. Их тяжелее всего обнаружить и исправить. С точки зрения языка программа может быть написана идеально, но работать неправильно. Подобное явление – следствие логической ошибки. Компиляторы их не обнаруживают.

Выше – пример логической ошибки в программе. Тут:

  1. Происходит сравнение значения i с 15.
  2. На экран выводится сообщение, если I = 15.
  3. В заданном цикле i не будет равно 15. Связано это с диапазоном значений – от 1 до 10.

Может показаться, что ошибка безобидная. В приведенном примере так и есть, но в более крупных программах такое явление приводит к серьезным последствиям.

Время выполнения

Run-time сбои – это ошибка времени выполнения программы. Встречается даже когда исходный код лишен логических и синтаксических ошибок. Связаны такие неполадки с ходом выполнения программного продукта. Пример – в процессе функционирования ПО был удален файл, считываемый программой. Если игнорировать подобные неполадки, можно столкнуться с аварийным завершением работы контента.

Самый распространенный пример в данной категории – это неожиданное деление на ноль. Предложенный фрагмент кода с точки зрения синтаксиса и логики написан грамотно. Но, если клиент наберет 0, произойдет сбой системы.

Компиляционный тип

Встречается при разработке на языках высокого уровня. Во время преобразований в машинный тип «что-то идет не так». Причиной служат синтаксические ошибки или сбои непосредственно в компиляторе.

Наличие подобных неполадок делает бета-тестирование невозможным. Компиляционные ошибки устраняются при разработке-отладке.

Ресурсные

Ресурсный тип ошибок – это сбои вроде «переполнение буфера» или «нехватка памяти». Тесно связаны с «железом» устройства. Могут быть вызваны действиями пользователя. Пример – запуск «свежих» игр на стареньких компьютерах.

Исправить ситуацию помогают основательные работы над исходным кодом. А именно – полное переписывание программы или «проблемного» фрагмента.

Взаимодействие

Подразумевается взаимодействие с аппаратным или программным окружением. Пример – ошибка при использовании веб-протоколов. Это приведет к тому, что облачный сервис не будет нормально функционировать. При постоянном возникновении соответствующей неполадки остается один путь – полностью переписывать «проблемный» участок кода, ответственный за соответствующий баг.

Исключения и как избежать багов

Исключение – событие, при возникновении которых начинается «неправильное» поведение программы. Механизм, необходимый для стабилизации обработки неполадок независимо от типа ПО, платформ и иных условий. Помогают разрабатывать единые концепции ответа на баги со стороны операционной системы или контента.

Исключения бывают:

  1. Программными. Они генерируются приложением или ОС.
  2. Аппаратными. Создаются процессором. Пример – обращение к невыделенной памяти.

Исключения нужны для охвата критических багов. Избежать неполадок помогут отладчики на этапе разработки. А еще – своевременное поэтапное тестирование программы.

P. S. Большой выбор курсов по тестированию есть и в Otus. Присутствуют варианты как для продвинутых, так и для начинающих пользователей.

Ключевое различие между Синтаксической и Логической ошибкой состоит в том, что Синтаксическая ошибка возникает из-за ошибки в синтаксисе последовательности символов или знаков, которые предназначены для записи на определенном языке программирования, тогда как Логическая ошибка — это ошибка, возникающая из-за ошибки в алгоритме или логике программы.

Разница между Синтаксической ошибкой и Логической ошибкой

.

При программировании часто возможны ошибки. Ошибка — это непредвиденное выполнение программы. Ошибки влияют на правильное выполнение программы. Таким образом, необходимо удалять все ошибки из программы. Процесс выявления ошибок, а также их исправление — называется отладкой. Любой язык программирования имеет строго определенный синтаксис. Каждый программист обязан следовать правильному синтаксису при написании программы. При возникновении ошибки в синтаксисе программы, эта ошибка называется синтаксической ошибкой. В этом случае во время компиляции появляется синтаксическая ошибка. Ошибки, возникающие во время выполнения программы, называются ошибками среды выполнения (run time errors). Выход за пределы массива, деление на ноль, попытка доступа к недоступной памяти, это некоторые примеры ошибок среды выполнения. При написании программы, существует определённая последовательность шагов, для получения в итоге правильной программы. Эта методология для решения поставленной задачи в программе называется алгоритмом. Если логика работы программы будет неверная, то программа выдаст неверный результат. Такого рода ошибка называется логической ошибкой.

Содержание

  1. Обзор и основные отличия
  2. Что такое Синтаксическая ошибка
  3. Что такое Логическая ошибка
  4. Сходство между Синтаксической и Логической ошибкой
  5. Разница между Синтаксической и Логической ошибкой
  6. Заключение

Что такое Синтаксическая ошибка?

Как правило, программы пишутся с использованием языков программирования высокого уровня. Примерами языков программирования высокого уровня являются:  C, Python, Java. Их исходный код легко читается и понятен программистам. Но для компьютера эти программы не являются понятными. Компьютер может понять только машинный код. Таким образом, программа высокого уровня преобразуется в машинный код с помощью специальной программы, называемой компилятором.

Ошибка компиляции на Windows 7

Ошибка компиляции на Windows 7

Для написания программы каждый язык программирования имеет свой собственный набор синтаксиса. Программисты пишут программы в соответствии с синтаксисом используемого языка программирования. Если нарушить этот синтаксис, то это вызовет ошибку. Этот тип ошибки называется — синтаксической ошибкой и она возникает во время компиляции программы.

Синтаксические ошибки легко определяются и удаляются, так как компилятор отображает расположение её и тип этой ошибки. Во время компиляции, при наличии синтаксических ошибок исходный код не будет переведен в машинный код. И для успешного выполнения компиляции программист должен исправить имеющуюся синтаксическую ошибку, указанную компилятором. Некоторыми распространенными примерами синтаксических ошибок являются: пропущенные точки с запятой, пропущенные фигурные скобки, необъявленные переменные или неправильно написанные ключевые слова и идентификаторы. Если программист только напишет «int x» без точки с запятой, то это будет синтаксической ошибкой. Неправильное написание «int» является синтаксической ошибкой. Поэтому, при написании программы необходимо следовать синтаксису, соответствующему языку программирования. Программа не будет компилироваться до тех пор, пока не будет исправлена в ней синтаксическая ошибка.

Синтаксическая ошибка в интерпретируемом языке обнаруживается во время выполнения программы, из-за этого синтаксические ошибки легче отличить чем другие ошибки.

Что такое Логическая ошибка?

Логическими ошибками называются такие ошибки, которые возникают из-за ошибки алгоритма. Программа с логической ошибкой не приводит к тому, что она завершает выполнение, но сгенерированный результат будет неверным. При появлении синтаксической ошибки, ее можно легко обнаружить, так как компиляция указывает о типе ошибки и строке, в которой происходит эта ошибка.

Логическая ошибка

Но идентифицировать логическую ошибку трудно, так как нет никакого сообщения от компилятора. Вывод результата при этом будет неверен, но сама программа будет выполнена. Поэтому программисту необходимо прочитать каждый оператор и определить ошибку самостоятельно. Примером логической ошибки является неправильное использование операторов. Если программист использовал оператор деления (/) вместо оператора умножения (*), то это логическая ошибка.

Сходство между Синтаксической и Логической ошибкой?

  • Синтаксическая ошибка, а так же Логическая ошибка являются категориями ошибок в программировании.

Разница между Синтаксической и Логической ошибкой?

Синтаксические ошибки против Логических ошибок
Синтаксические ошибки — это ошибки в синтаксисе последовательности символов или знаков предназначенных для написания на определенном языке программирования Логические ошибки — это ошибки в программе, которые заставляют ее работать некорректно, но выполнение программы при этом не прерывается
Возникновение
Синтаксические ошибки возникают из-за ошибок в синтаксисе программы Логические ошибки возникают из-за ошибок в алгоритме программы
Обнаружение
Компилятор сам указывает расположение и тип синтаксической ошибки Программист сам обнаруживает ошибку
Простота выявления
Проще выявить синтаксическую ошибку Труднее выявить логическую ошибку

Заключение — Синтаксическая ошибка против Логической ошибки

При программировании часто возникают ошибки. Существуют различные типы ошибок. При выполнении программы может возникнуть — ошибка среды выполнения. Примеры ошибок среды выполнения  программы — это деление на ноль, попытка доступа к недоступной памяти. Из-за ошибок в синтаксисе возникают — Синтаксические ошибки, тогда как из-за сбоя в логике работы программы возникают Логические ошибки. Разница между Синтаксическими и Логическими ошибками заключается в том, что Синтаксические ошибки возникают из-за ошибки в синтаксисе последовательности символов или знаков, которые предназначены для записи на определенном языке программирования, тогда как Логическая ошибка — это ошибка, которая возникает из-за ошибки в алгоритме программы.

8.10. Каковы характерные ошибки программирования?

Ошибки могут быть допущены на всех
этапах решения задачи — от ее постановки до оформления. Разновидности
ошибок и соответствующие примеры приведены в таблице:

Вид ошибки Пример
Неправильная постановка задачи Правильное решение неверно сформулированной задачи
Неверный алгоритм Выбор алгоритма, приводящего к неточному или эффективному решению задачи
Ошибка анализа Неполный учет ситуаций, которые могут возникнуть; логические ошибки
Семантические ошибки Непонимание порядка выполнения оператора
Синтаксические ошибки Нарушение правил, определяемых языком программирования
Ошибки при выполнении операций Слишком большое число, деление на ноль, извлечение квадратного корня из отрицательного числа и т. п.
Ошибки в данных Неудачное определение возможного диапазона изменения данных
Опечатки Перепутаны близкие по написанию символы, например, цифра 1 и буквы I, l
Ошибки ввода-вывода Неверное считывание входных данных, неверное задание форматов данных


8.11. Является ли отсутствие синтаксических ошибок свидетельством правильности программы?

Обычно синтаксические ошибки выявляются на этапе трансляции. Многие же другие ошибки транслятору выявить невозможно, так как транслятору неизвестны замыслы программиста.

Отсутствие сообщений машины о синтаксических ошибках является необходимым , но не достаточным условием, чтобы считать программу правильной.

Примеры синтаксических ошибок:

  •  
    • пропуск знака пунктуации;
    • несогласованность скобок;
    • неправильное формирование оператора;
    • неверное образование имен переменных;
    • неверное написание служебных слов;
    • отсутствие условий окончания цикла;
    • отсутствие описания массива и т.п.

8.12. Какие ошибки не обнаруживаются транслятором?

Существует множество ошибок, которые
транслятор выявить не в состоянии, если используемые в программе
операторы сформированы верно.

Примеры таких ошибок.

Логические ошибки:

  •  
    • неверное указание ветви алгоритма после проверки некоторого условия;
    • неполный учет возможных условий;
    • пропуск в программе одного или более блоков алгоритма.

Ошибки в циклах:

  •  
    • неправильное указание начала цикла;
    • неправильное указание условий окончания цикла;
    • неправильное указание числа повторений цикла;
    • бесконечный цикл.

Ошибки ввода-вывода; ошибки при работе с данными:

  •  
    • неправильное задание тип данных;
    • организация считывания меньшего или большего объёма даных, чем требуется;
    • неправильное редактирование данных.

Ошибки в использов нии переменных:

  •  
    • использование переменных без указания их начальных значений;
    • ошибочное указание одной переменной вместо другой.

Ошибки при работе с массивами:

  •  
    • массивы предварительно не обнулены;
    • массивы неправильно описаны;
    • индексы следуют в неправильном порядке.

Ошибки арифметических операций:

  •  
    • неверное указание типа переменной (например, целочисленного вместо вещественного);
    • неверное определение порядка действий;
    • деление на нуль;
    • извлечение квадратного корня из отрицательного числа;
    • потеря значащих разрядов числа.

Эти ошибки обнаруживаются с помощью тестирования.

8.13. В чем заключается сопровождение программы?

Сопровождение программ — это работы, связанные с обслуживанием программ в процессе их эксплуатации.

Многократное использование
разработанной программы для решения различных задач заданного класса
требует проведения дополнительных работ, связанных с доработками программы для решения конкретных задач, проведения дополнительных тестовых просчетов и т.п.

Программа, предназначеная для длительной эксплуатации, должна иметь соответствующую документацию и инструкцию по её использованию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Делая перевод пользуйтесь словарем ошибки
  • Делонги кофемашина magnifica ошибки
  • Делонги венеция ошибки
  • Деление на ноль тип ошибки
  • Деловой этикет ошибки