Делалось это дурачась мистификации ради ошибка

Тесты по нормам современного русского литературного языка

1. Правильно
поставлено ударение в словах:

1. шампу′ры

2. изба′лованный

3. ката′лог

4. позвони′т

5. то′рты

6. догово′р

7. сливо′вый

2. Два нормативных
варианта ударения имеют слова:

1. обеспечение

2. щавель

3. творог

4. апостроф

5. мышление

6. гренки

3. Ударение на
последний слог падает в словах:

1. алкоголь

2. эксперт

3. пломбировать

4. постриг

5. дремота

6. немота

7. исподволь

4. Правильным
является произношение слов:

1. [беспрецендентный]

2. [афера]

3. [дермантин]

4. [мукулатура]

5. [гренадер]

6. [грейпфрукт]

7. [эскалатор]

5. Согласный перед
е произносится твердо:

1. пюре

2. темп

3. патент

4. фанера

5. тезис

6. бутерброд

7. термометр

6. Нетавтологичными
являются словосочетания:

1. главная суть

2. очевидный факт

3. памятный сувенир

4. звучный голос

5. предварительный
анонс

6. тактичное
обращение

7. сервисное
обслуживание

7. Синонимами
прилагательного
высокомерный
являются:

1. гордый

2. важный

3. спесивый

4. эгоистичный

5. себялюбивый

6. чванливый

7. зазнавшийся

8. Соответствие
слова и его антонима:

А. истина

1. убыток

Б. мажор

2. минор

В. восторг

3. ужас

Г. спокойствие

4. сочувствие

Д. безучастность

5. тревога

Е. барыш

6. заблуждение

9. Соотношение
заимствованных слов и их русских
соответствий:

А. консервация

1. приспособление

Б. аккумуляция

2. сохранение

В. декларация

3. накопление

Г.гибридизация

4. разграничение

5. официальное
одобрение

6. официальное
заявление

7. скрещивание

10. Соответствие
современных слов и архаизмов:

А. выя

1. шея

Б. рамена

2. парикмахер

В. паки

3. лоб

Г. цирюльник

4. опять

Д. чело

5. плечи

11. Соответствие
существительных и сочетающихся с ними
прилагательных:

А. помещение

1. дымный

Б. головня

2. дымовой

В. завеса

3. дымчатый

Г. игрушка

4. дымковский

Д. кот

5. дымящийся

12. Соответствие
фразеологизмов и их синонимов:

А. без сучка, без
задоринки

1. два сапога пара

Б. считать ворон

2. после дождичка
в четверг

В. из одного теста

3. как по маслу

Г. как рак на горе
свистнет

4. рассыпаться
бисером

Д. не на жизнь, а
на смерть

5. до последней
капли крови

6. бить баклуши

13. Существительными
мужского рода являются слова:

1. куль

2. дурь

3. шампунь

4. тюль

5. путь

6. медаль

14. Существительными
среднего рода являются слова:

1. какао

2. кафе

3. кольраби

4. авеню

5. бра

6. протеже

15. Употребляются
как существительные мужского рода
аббревиатуры:

1. ЮНЕСКО

2. ТЮЗ

3. КПРФ

4. УВД

5. ЦСКА

6. ПТУ

7. ЖЭК

16. Склоняются
фамилии:

1. Эрнест Хемингуэй

2. Альберт Камю

3. Александр
Лукашенко

4. Леонид Гайдай

5. Зоя Гайдай

6. Наталия Герцен

7. Алексей Крученых

17. Форма
множественного числа на –а-/-я- образуется
у слов:

1. клапан

2. директор

3. почерк

4. учитель

5. тормоз

6. тополь

18. Пары слов
отличаются по значению:

1. образы – образа

2. лагери – лагеря

3. листы – листья

4. камни – каменья

5. сыны – сыновья

6. редукторы –
редуктора

7. крем

19. Форма родительного
падежа множественного числа является
правильной у существительных:

1. таможень

2. чулок

3. носок

4. кочерёг

5. мандарин

6. вафлей

7. цыганов

20. Числительные
использованы правильно:

1. стоимость пальто
от девятиста пятидесяти рублей

2. достаточно
четырехсот шестидесяти восьми килограммов

3. дом с четырьмя
комнатами

4. дом находится в
полутора километрах от станции

5. на полу играли
двое котят

6. на занятиях не
было обоих сестер

21. Имеют формы 1
лица единственного числа глаголы:

1. победить

2. чувствовать

3. пылесосить

4. лицемерить

5. убедить

22. Правильно
построены словосочетания:

1. находиться в
Гусь-Хрустальном

2. жить в
Каменец-Подольске

3. виднеться за
Москвой-рекой

4. укрыться
плащом-палаткой

5. подготовиться
к восьмому марту

6. гулять во
Владимир-Волынском

7. отдыхать в Сочах

23. Правильным
является сочетание слов:

1. играть роль

2. заслужить
известность

3. придавать внимание

4. одержать победу

5. поднять тост

6. пускать пыль в
глаза

7. положить в долгий
ящик

24. Правильно
построены словосочетания:

1. согласно
распоряжения

2. управляющий
банка

3. иск против
предприятия

4. соответственно
положению

5. заведующий
кафедрой

6. отдать предпочтение
перед победителем

7. благодаря
трудностей

25. Правильно
построены сочетания:

1. превосходство
над кем-либо

2. преимущество
над чем-либо

3. уделить внимание
к кому-либо

4. проявить внимание
к кому-либо

5. оплатить за
проезд

6. заплатить за
проезд

26. Правильно
построены предложения:

1. Половина жильцов
старого дома не получила новые квартиры.

2. Несколько человек
кого-то отталкивало.

3. Половина
собравшихся являются студентами.

4. Несколько человек
остались на второй год.

5. Половина
избирателей голосовали против.

27. Правильно
построены следующие предложения:

1. Создавая партию,
вы имеете шанс нарушить эту тенденцию.

2. Придя домой, я
вскрыл конверт.

3. Увидев это жилище,
у меня сложилось плохое впечатление.

4. Делалось это
дурачась, мистификации ради.

28. Правильно
построены предложения:

1. Певица была щедра
для раздачи автографов.

2. Допытайтесь от
него хотя бы части истины.

3. Кандидат недобрал
голосами для перехода во второй тур.

4. Нам бы хотелось
отметить о преимуществах этого метода.

Контрольная
работа

Вариант 1

1.
Дайте развернутое определение терминов
(с примерами).

Литературный
язык, описание, паронимы, плеоназм.

2.
Расставьте ударения в словах:

баловать,
воздухопровод, втридорога, газопровод,
генезис, дви­жимый, добыча, закупорить,
завсегдатай, каталог, кожанка, красивее,
мальчиковый, нефтепровод, оптовый,
перчить, путепровод, средства, трубопровод.

3.
Определите лексические значения
выделенных слов.

А.
Долохов, семеновский офицер, известный
игрок ибретер, живший вместе с
Анатолем (Л.Н. Толстой. Война и
мир).

Б.
Репетилов: Да! Водевиль есть вещь, а
прочее всегиль(A.С. Грибоедов.
Горе от ума).

B. Летят версты,
летят навстречу купцы наоблучкахсвоих кибиток, летит с обеих сторон лес
(Н.В. Гоголь. Мертвые души).

4.
Объясните смысл следующих устойчивых
выражений.

A.Потемкинские деревни.

B.Сказка про белого бычка.

5.
Вставьте пропущенные буквы:

аккомпан…мент,
а(п,пп?)л…дировать, д…зинфекция,
в…сти­бюль, вин…грет, д…стилляция,
презид…ум, и(р,рр?)игация, м…ртиролог,
пала(ц,цц?)о.

6.
Определите, по какому признаку объединены
слова, най­дите «лишнее» слово.

Рагу,
бра, купе, леди, такси.

Салями,
какао, лобби, резюме.

Коммюнике,
шимпанзе, кенгуру, кофе.

Сани,
салями, сливки, тиски.

Запевала,
плакса, актриса, сирота.

7.
Вставьте пропущенные буквы. Употребите
выделенное словосочетание в форме
родительного, творительного и пред­ложного
падежей.

407 полотня…ых
платков; 287 подержа…ых автомобилей;
1306 соломе…ых шляпок; 3005 грамм(ов)
свежемороже…ых ягод; 550 подстрел…ых
уток.

8. Найдите среди
приведенных ниже словосочетаний
оши­бочные, сделайте необходимые
исправления.

Лесистая чащоба,
цивильное государство, редакторская
правка, оплатить проезд, уплатить за
проезд, сыскать уваже­ние, буднее
платье.

9. Найдите ошибки
в следующих предложениях. Укажите, какие
нормы литературного языка они нарушают
.
Исправьте ошибки.

  1. Петр чувствовал,
    как слипаются от усталости глаза и
    страш­ную ломоту в теле.

  1. Употребление этих
    выражений и оборотов может быть по­казано
    на наглядных примерах, взяв в качестве
    иллюстрации образцы художественной
    литературы.

  1. Российская армия
    формирует в освободившихся районах
    отделения милиции из жителей прилегающих
    к Чечне областей; эти люди хорошо знают
    менталитет местности.

  2. Необходимо собрать
    лучшие политические идеи от всех
    политических сил, но не делать из них
    конгломерат, а составить цельный
    документ, который был бы близок каждому.

  3. Победа СПС – это
    первая после большого перерыва победа
    молодых реформаторов, но этой викторией
    обольщаться не надо.

  4. Игральная кампания
    в большом футболе началась жаркими
    поединками команд.

  5. Этот поступок
    стал басней во языцех.

  6. Самое наибольшее
    количество пуделей и сеттеров было
    представлено на выставке более передового
    клуба кинологов.

  7. Правда, были
    тщеславные страдания, когда она видела
    красивых девушек в шляпках, стоящих с
    ней в церкви.

  8. Мне было бы
    интересно узнать твое мнение и на эту
    проблему.

  9. Она владеет
    несколькью европейскими языками.

  10. С собственноручным
    автографом солиста Макса Кавалеры
    призы были разыграны через Интернет.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Василий Петров, «Приезд гувернантки в купеческий дом»

В конце XIX века главными местами гуляний в Москве оставались бульвары и улицы с дорогими магазинами. Еще Гоголь предупреждал современников: «Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но Боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать».

Сельская молодежь Москвы знакомилась на гуляньях в парках или у монастырей в дни религиозных праздников, а нередко влюбленные высматривали друг друга на воскресной службе в церкви. Что делать, когда общественных пространств нет, аналогов домов культуры еще не придумали, а в парк соседней усадьбы не пускают? Только собираться возле окраинной церкви после окончания службы. Священники со вздохом строчили: «Храм нередко делается местом радостных встреч, свиданий, разговоров, шуток между молодыми людьми». При этом именно на окраинах традиции нарушались чаще, чем в центре, и постепенно умирали:

«Фабричную девушку, которая с малых лет кормит сама себя, родителям не так-то легко „выдать“ замуж. Она сама себе ищет жениха по душе».

Свой заработок позволял уходить от воли сурового отца.

Если в пушкинские времена главной торговой артерией считался Кузнецкий Мост, то на заре Серебряного века предпринимательская жилка заставляет денежных воротил строить огромные пассажи окрест. Так возникли «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ), Верхние торговые ряды (ГУМ), Фирсановский пассаж (Петровский) — там кавалеры искали легких знакомств в плохую погоду. Ходовым эвфемизмом тех времен было выражение «заглядывать под шляпки».

Стандартная история — познакомиться на Тверском бульваре, послушать музыку или отобедать в многочисленных ресторациях и кабачках вокруг. Прогулочных пространств в городе практически не было: публика признавала Воробьевы горы (но это точно не вариант для первого свидания!), часть Бульварного кольца, Третьяковский проезд.

Проститутки часто искали случайный заработок как раз на Тверском, обычно ночью все скамейки на бульваре были заняты.

Василий Петров, «Трапеза»

Главный километр России, по которому в 1820–1830-х годах прогуливалась исключительно знать, стал фактически московской аллеей красных фонарей. Молодой студент Ключевский, переехавший в Москву из Пензы, писал о «патриархальных» столичных нравах той поры: «Вот как наступит вечер, там музыка около маленького ресторанчика и, братец ты мой, столько прохвостов, что и-и!.. Нагулявшись, ты можешь, если опять есть охота, попросить спутницу (признаться, иногда очень красивую и милую) проводить тебя самого до квартиры и непременно получишь согласие».

Леонид Андреев в рассказе «Памятник» описывает нелегкие трудовые будни жриц любви. Главная героиня «вышла на работу и находилась в центре рынка того труда, одной из представительниц которого, официально признанной, она была. Но метеорологические условия невыгодно отразились на спросе. Второй уже раз проделывала она нелегкий путь по бульвару, не встречая ни души, даже сторожа, который, согнав ее с бульвара, мог бы внести некоторое разнообразие в однообразную прогулку. Все, кому мог понадобиться ее труд, сидели по портерным и кофейням, куда ей, мокрой, грязной и не имеющей гроша за душой, доступ был закрыт».

Проституция в Российской империи XIX века была легализована: женщины отдавали свой паспорт в полицию, взамен получали знаменитый «желтый билет» и обязывались регулярно проходить врачебный осмотр. Тверской бульвар считался местом, где работали девушки из категории «повыше», — остальным приходилось довольствоваться грязными окраинами вроде Немецкого рынка или окрестностей Трубной площади.

Однако существовал и мир кофеен Филиппова, Трамбле, дорогих магазинов, не очень-то пересекавшийся с другими. Он, конечно, выглядел несколько старомодным. Большинство переводных и доморощенных пособий по этикету продолжали сыпать многочисленными советами, как встречать гостей, вести себя в семье, но социальные границы стремительно размывались.

Василий Петров, «На железной дороге»

Вот что рекомендовали в 1896 году: «Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны. Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый.

При плаче можно уронить не более трех-четырех слезинок и наблюдать, чтобы не испортить цвет лица.

<…> Следует сидеть опустивши глазки и только изредка вскидывать их на собеседника. Барышня вообще должна иметь вид невинный, но отнюдь не глупый». В другой инструкции подобного рода — «Правилах светской жизни» — женщинам советовали не вступать в дискуссии о политике и экономике, но при этом читать газеты и книги, чтобы разбираться в тонкостях мужских разговоров.

Российские рабочие, мастеровые, разночинцы, купцы в своем поведении при ухаживании за девушкой старались подражать дворянам, давно утратившим ореол былой славы вместе с выкупными платежами. Поэтому столкновение двух типов сознания порождает уникальный тип документов — любовные письмовники. Это сборники романтических посланий, чем-то напоминающие продававшиеся в 2000-х на каждом углу брошюры а-ля «500 SMS любимой на ночь».

Такой довольно «макулатурный», но интересный том содержал пару сотен вариантов писем на любые случаи жизни. И по всей России доставлялись почтой послания примерно одного содержания:

«Только в Вас я нашел все совершенства, только Вы соединяете в себе с восхитительными чертами симпатию, нежность, ум и доброту».

Василий Петров, «Накануне девичника. Проводы невесты из бани»

В ответ летело (тоже списанное из письмовника): «Выраженные Вами чувства чрезвычайно лестны для меня… Но только я боюсь, не приняли ли Вы за любовь игру воображения и что все это… минутное увлечение. Разберите хорошенько Ваши чувства… Если Ваша любовь действительно не минутная вспышка воображения, то я сочту себя счастливою и не откажусь отвечать Вам взаимностью». Своему обожателю полагалось писать крупным четким почерком, не ограничиваясь одной страницей, а хотя бы немного залезая на вторую. Это считалось признаком любезного тона.

Технический прогресс способствовал тому, что начали издаваться сверхпопулярные «Брачная газета», «Почта Амура», «Голос всеобщей любви». Там размещались объявления как весьма пространного характера, так и простенькие, что говорит о банальной попытке обеспечить спокойную старость: «Инженер с германским дипломом, служащий в крупном предприятии, желает найти подходящую партию». Некоторые даже печатали в таких газетах свою бухгалтерскую отчетность, чтобы будущая невеста могла сама оценить уровень доходов жениха. «Брачная газета» помогала соединять одинокие сердца в Туркестане и на Кавказе, но в столицах стала поводом для насмешек. Например, однажды дворник семьи Цветаевых настойчиво прогонял какого-то ухажера со двора. Причина открылась быстро: «Оказалось, Марина дала объявление в „Брачную газету“, что требуется жених, указав при этом свой адрес. Делалось это дурачась, мистификации ради».

На рубеже XIX–XX веков знакомства в разных частях Москвы сильно различались. Пока на городских окраинах и в центре царили фривольные нравы, в Замоскворечье еще пользовались услугами профессиональных свах. «Брачная газета» и телеграф были своеобразным тиндером эпохи, что еще сильнее размывало представления о морали, традициях и границах допустимого.

Возможно, это звучит странно в отношении той совсем юной девушки, о которой говорится в этой главе. В те времена Цветаева не думала ни о чем подобном. Она была своевольной, беспорядочной, пренебрегающей мнением и интересами окружающих девчонкой. В семнадцать лет она начала курить и пристрастилась к рябиновой настойке – прячась от отца, которого любила и уважала, несмотря на множество приносимых ему огорчений. Бутылку из-под настойки, как вспоминает В. И. Цветаева, Марина выбрасывала в форточку, не думая о том, что падает она возле крыльца и может попасть кому-нибудь в голову. Запомнился старшей сестре и такой случай: «Как-то вечером отец, возвращаясь домой, видит: дворник настойчиво выпроваживает кого-то со двора.

– Кто это? В чем дело?

Оказалось, Марина дала объявление в «Брачную газету», что требуется жених, указав при этом свой адрес.

Делалось это дурачась, мистификации ради».

Озорство, нежелание учиться, пренебрежение общепринятыми правилами жизни… Может быть, она давала себе разрядку и как-то компенсировала владевшее ею чувство одиночества? Ведь в то же время, выключаясь из окружающего, она неустанно работала: читала, писала, переводила. К восемнадцати годам Цветаева перевела «Орленка» и выпустила первую книгу стихов. В девятнадцать она стала автором еще одной книги. Еще не осознавая этого, она уже шла дорогой своего долга. Было ли близким легче от этого? Полгода спустя после смерти отца Цветаева признавалась, что он «очень страдал от нас, совсем не знал, что с нами делать».

Обстановка в Трехпрудном становилась все более тяжелой; не было центра, вокруг которого сплотилась бы семья, не было общих интересов, каждый шел в свою сторону. Силы и помыслы Ивана Владимировича были отданы Музею, завершение и открытие которого откладывалось из года в год. Здоровье его ухудшалось, он страшился, что не доведет дело до конца. К тому же с начала 1909 года его лихорадила тяжба с министром народного просвещения А. Н. Шварцем, бывшим его однокурсником по университету. Придравшись к случаю кражи гравюр в Румянцевском музее, директором которого все еще состоял И. В. Цветаев, министр начал присылать в музей одну ревизию за другой, ища материалы для обвинения директора в халатности и злоупотреблениях. Трижды Шварц обращался в Правительствующий сенат с предложением привлечь Цветаева к уголовной ответственности, его не останавливало даже то, что вор и бо́льшая часть гравюр были обнаружены Цветаевым сразу после пропажи. Трижды Сенат рассматривал дело «Шварца – Цветаева» и в конце концов прекратил его за «бездоказательностью обвинений». Однако «нравственная победа» дорого обошлась Ивану Владимировичу: получив доклад министра и не узнав мнения Сената, Николай II согласился на увольнение Цветаева, не приняв во внимание его двадцативосьмилетней службы и не назначив ему никакой пенсии. Кто мог помочь ему, поддержать и утешить? Мария Александровна, если бы была жива. Но ее не было, а с детьми не было близости, и если они от души сочувствовали отцу, то вряд ли при своих характерах могли это сочувствие выразить. Они мало понимали друг друга, и он знал, что у него нет ни влияния, ни власти над ними. Младшие дочери научились его потихоньку обманывать. Возможно, это была «святая ложь» – чтобы не огорчать. Жить по его – «старым» – правилам никто из детей не хотел и не собирался.

В жестоком и по-юношески несправедливом стихотворении «Столовая» Марина изобразила членов своей семьи как «во всем друг другу чуждых» и даже «врагов», а их совместную жизнь в Трехпрудном как «мир из-за тарелки супа». Очевидно, именно по поводу этого стихотворения В. Брюсов сказал в своем отзыве на «Вечерний альбом»: «Когда читаешь ее книгу, минутами становится неловко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру и подсмотрел сцену, видеть которую не должны бы посторонние». Стихи свидетельствуют, что устойчивость покинула этот дом и Мариной владело чувство, что «все неустойчиво, недружелюбно, ломко…». Не сами ли они были в этом виноваты? Каждый свою боль скрывал, уносил к себе, замыкался в ней, а на поверхности, для других оставались отчуждение и холод. В. И. Цветаева записывала в дневнике: «…в Трехпрудном выяснилось что-то все-таки несообразное. Оно перемелется, но лучше бы не было таких толчков друг о друга.

Марина молча, упорно, ни с кем не считаясь – куда она идет? Так жить с людьми невозможно. Так, с закрытыми глазами, можно оступиться в очень большое зло. И кажется мне, что Марина и не «закрывает глаз», а как-то органически не чувствует других людей, хотя бы и самых близких, когда они ей не нужны. Какие-то клавиши не подают звука. В жизни это довольно страшно.

Ее нельзя назвать злой, нельзя назвать доброй. В ней стихийные порывы. Уменье ни с чем не считаться. Упорство. Она очень способна, умна. Труд над тем, что ей любо – уже не труд, а наслаждение! Это, конечно, огромно. И она еще только подросток… Время скажет свое.

Только чувствую: от Марины, близкой, младшей, родной, я отхожу… Без слов, как-то само собой, внутренне трудно».

Эта запись рисует Цветаеву в необычайно тяжелое для нее переходное от отрочества к юности время. Старшая сестра видит необычность Марины, кажется, понимает ее достоинства и недостатки – и совершенно ее не чувствует, не может – и не старается – проникнуть за поверхность, в глубь души и характера. Она «отходит», отступает, отступается от Марины, не сделав попыток помочь, преодолеть «трудный» возраст и трудную ситуацию. В сознании Валерии никак не связались ум, талант, умение трудиться средней сестры с ее «закрытостью», стихийностью, отчужденностью от окружающих. Увы, это типично: видя перед собой большого поэта, люди хотели бы, чтобы он был к тому же «рубахой-парнем», душой компании и отличным соседом по коммунальной квартире. Непонимание того, что поэтический дар накладывает отпечаток на личность и взаимоотношения с людьми, часто сопутствует поэтам. Так было и в данном случае. Старшей сестре легче было «отойти», чем вникнуть в то, что происходит с Мариной. А между тем, может быть, только она могла бы хоть отчасти заменить мать.

Тестовые задания

1.
Правильно поставлено ударение в
словах:

1.
шампУры

2.
избАлованный

3.
катАлог

4.
позвонИт

5.
тОрты

6.
кофе-латтЕ

7.
договОр

8.
сливОвый

2.
Правильным является произношение
слов:

1.
[беспрецендентный] 5.
[гренадер]

2.
[афера] 6.
[грейпфрукт]

3.
[дермантин] 7.
[эскалатор]

4.
[мукулатура] 8.
[светопредставление]

3.
Правильным является написание слов:

1.
программный 5.
кристальный

2.
компромисный 6. финский

3.
пятибальный 7.
кристаллический

4.
норманнский 8.
кристалльный

4.
Склоняются фамилии:

1.
Василий Лановой 5. Леонид
Гайдай

2.
Эрнест Хемингуэй 6. Наталия
Герцен

3.
Альбер Камю 7. Зоя
Гайдай

4.
Александр Лукашенко 8. Алексей
Крученых

5.
Форма родительного падежа множественного
числа является правильной у имен
существительных:

1.
таможень

2.
шпингалетов

3.
чулок

4.
носок

5.
апельсинов

6.
мандарин

6.
Равноправными вариантами являются
падежные формы:

1.
договоры — договора 4.
директора — директоры

2.
кремы — крема 5.
гардемаринов — гардемарин

3.
дверьми — дверями 6.
клапаны —
клапана

7.
Имена числительные использованы
правильно:

1.
стоимость пальто от девятиста пятидесяти
рублей

2.
достаточно четырехсот шестидесяти
восьми килограммов

3.
обратиться к восьмисот девяносто двум
зрителям

4.
дом с четырьмя комнатами

5.
дом находится в полутора километрах
от станции

8.
Правильно построены словосочетания:

1.
находиться в Гусь-Хрустальном

2.
жить в Каменец-Подольске

3.
виднеться за Москвой-рекой

4.
укрыться плащом-палаткой

5.
подготовиться к восьмому марту

6.
гулять во Владимир-Волынском

7.
отдыхать в Сочах

9.
Правильным является написание частиц
в предложениях:

1.
Чем ты ни молодец?

2.
Где только мы не бывали!

3.
Нельзя не упомянуть о ваших заслугах.

4.
Что не скажет, все в точку!

5.
После происшествия он остался ни жив
ни мертв.

6.
Доехали уже чуть ли не под вечер.

10.
Правильным является сочетание слов:

1.
играть роль

2.
заслужить известность

3.
придавать внимание

4.
одержать победу

5.
поднять тост

6.
уморить червячка

7.
пускать пыль в глаза

8.
положить в долгий ящик

11.
Правильно построены словосочетания:

1.
согласно распоряжения

2.
управляющий банка

3.
иск против предприятия

4.
соответственно положению

5.
заведующий кафедрой

6.
отдать предпочтение перед победителем

12.
Синонимами имени прилагательного
высокомерный
являются:

1.
гордый 5. себялюбивый

2.
важный 6. чванливый

3.
спесивый 7. надутый

4.
эгоистичный 8. зазнавшийся

13.
Правильные сочетания паронимов
наложить
и
положить
со
словами:

1.
положить на себя руки

2.
положить раненого

3.
положить повязку

4.
положить запрет

5.
наложить позолоту

6.
наложить гарнир на тарелку

14.
Ударение на первый слог падает в
словах:

1.
ряженый

2.
книксен

3.
розлив

4.
щавель

5.
звонит

6.
(всё)
включено

15.
Имя прилагательное «
кислый»
употреблено в переносном значении в
следующих сочетаниях:

1.
кислое яблоко 4.
кислое настроение

2.
кислая картошка 5.
кислое выражение лица

3.
кислое тесто 6.
кислая среда

16.
Антонимами являются пары слов:

1.
веселье – горе

2.
упрек –
похвала

3.
зной – прохладный

4.
помнить – забвение

5.
кошка – собака

6.
холодно – горячий

17.
Правильная форма имени существительного
родительного падежа мужского рода в
следующих словах:

1.
валенок

2.
чулков

3.
носков

4.
ботинок

5.
погонов

6.
эполет

18.
Правильные формы имен существительных
родительного падежа мужского рода:

1.
яблоков

2.
апельсинов

3.
помидор

4.
мандарин

5.
томатов

6.
дел

19.
Имена существительные, образующие
имена прилагательные с помощью суффикса
ск:

1.
матрос

2.
сентябрь

3.
немец

4.
вес

5.
рыбак

6.
низ

20.
Правильно образована форма множественного
числа родительного падежа имен
существительных:

1.
анчоусов

2.
гландов

3.
браслетов

4.
очисток

5.
консервов

6.
чулков

7.
дебат

21.
Соответствие имен существительных и
имен прилагательных:

1.
помещение 1. дымный

2.
головня 2.
дымовой

3.
завеса 3.
дымчатый

4.
игрушка 4.
дымковский

5.
кот 5.
дымящийся

22.
Нормативным является ударение в
словах:

1.
пулОвер 6.
обеспЕчение

2.
отходнАя (молитва) 7. жАлюзи

3.
средствА 8. лЕска

4.
мизантрОпия 9.
избалОванный

5.
хлопчАтый 10. щАвель

23.
Именами существительными мужского
рода являются слова:

1.
куль

2.
дурь

3.
шампунь

4.
толь

5.
путь

6.
медаль

24.
Именами существительными среднего
рода являются слова:

1.
какао

2.
кафе

3.
кольраби

4.
авеню

5.
сирокко

6.
бра

25.
Синонимы к слову
бурлить:

1.
клокотать

2.
источать

3.
кипеть

4.
бушевать

5.
дымиться

6.
гневаться

26.
Антонимы к
слову
уступать

27.
Два нормативных варианта ударения
имеют слова:

1.
обеспечение

2.
щавель

3.
творог

4.
апостроф

5.
мышление

6.
гренки

28.
Склоняются следующие фамилии:

1.
Александр Живаго

2.
Владимир Станкевич

3.
Нина Коршук

4.
Чарльз Дарвин

5.
Джек Лондон

6.
Алексей Кузьменко

29.
Слова, заимствованные из английского
языка:

1.
дилер

2.
бизнес

3.
бутик

4.
дистрибьютер

5.
ландо

6.
нокаут

7.
стенд

8.
хаос

9.
жалюзи

30.
Имеют парный глагол совершенного
вида:

1.
составить 5.
ранить

2.
исследовать 6.
рекомендовать

3.
замечать 7.
наследовать

4.
помогать 8.
посещать

31.
Форма множественного числа на
-а/-я
образуется
у слов:

1.
клапан

2.
директор

3.
клей

4.
почерк

5.
учитель

6.
тормоз

7.
тополь

8.
крем

9.
шофер

32.
Правильные с точки зрения лексической
сочетаемости сочетания слов:

1.
самоотверженный проступок

2.
желательное присутствие

3.
лиричная симфония

4.
экономичная политика

5
тактический ход

6.
длительная ночь

33.
Соответствие фразеологизмов и их
синонимов:

1.
без сучка, без задоринки 1.
два сапога пара

2.
считать ворон 2.
после дождичка в четверг

3.
из одного теста 3.
как по маслу

4.
как рак на горе свистнет 4.
рассыпаться бисером

5.
не на жизнь, а на смерть 5. до
последней капли крови

6.
бить баклуши

34.
Правильно построены словосочетания
с фразеологизмами:

1.
поднять занавес над этой историей

2.
красной нитью проходит мысль

3.
пускать туман в глаза

4.
пока суд да дело

5.
результаты не замедлят себя ждать

35.
Автор цитаты «
И
какой же русский не любит быстрой езды
»:

1.
А.С. Пушкин

2.
М.Ю. Лермонтов

3.
Н.В. Гоголь

4.
Л.Н. Толстой

5.
И.С. Тургенев

36.
Ударение поставлено правильно в
словах:

1.
бАнты

2.
диспансЕр

3.
жАлюзи

4.
завИдно

5.
катАлог

6.
красИвее

7.
тортЫ

8.
откупОрить

9.
ходАтайство

37.
Правильным является написание слов:

1.
дуршлаг

2.
кварплата

3.
интриган

4.
инцидент

5.
юрисконсульт

6.
протвень

7.
флюорография

8.
прескурант

9.
фотоаппарат

38.
Правильным является написание слов:

1.
перрон

2.
балласт

3.
атракцион

4.
аннулировать

5.
драматург

6.
галлерея

7.
гроссмейстер

39.
Правильным является написание следующих
словосочетаний:

1.
пол-апельсина

2.
в пол голоса

3.
пол-литровка

4.
пол-лимона

5.
пол Атлантики

40.
Правильно образованы формы множественного
числа слов:

1.
директора

2.
сторожа

3.
столяра

4.
гусляры

5.
маляры

6.
откупы

41.
Правильно образована форма родительного
падежа множественного числа имен
существительных:

1.
чулок

2.
носок

3.
полотенец

4.
блюдцев

5.
платий

6.
туфель

7.
помидоров

8.
оладьев

9.
абрикосов

42.
Правильным является образование
родительного падежа множественного
числа выделенных слов в словосочетаниях:

1.
не до смеху 4.
много шуму

2.
нагнать страху 5.
поддать жару

3.
танцевать до упада 6.
полно народа

43.
Краткую форму образуют имена
прилагательные:

1.
длинный

2.
короткий

3.
младший

4.
тесный

5.
поздний

6.
рваный

44.
Правильными являются следующие
сочетания:

1.
обоих братьев

2.
по обеим сторонам

3.
у обоих ворот

4.
обеим подругам

5.
обоих чашек

45.
Правильным является сочетание слов:

1.
уделяется внимание 4.
важную роль стали играть

2.
придается большое внимание 5.
подвести результат

3.
большую роль приобрели

46.
Правильно построены сочетания:

1.
превосходство над кем-то

2.
преимущество над чем-либо

3.
уделить внимание к кому-либо

4.
проявить внимание к кому-либо

5.
оплатить за проезд

6.
заплатить за проезд

47.
Правильно употреблено местоимение
третьего лица в сочетаниях:

1.
наподобие него 5. в
отношении его

2.
сзади него 6.
внутри ее

3.
после нее 7.
насчет его

4.
по поводу нее

48.
Нетавтологичными являются словосочетания:

1.
главная суть 5.
предварительный анонс

2.
очевидный факт 6.
тактичное обращение

3.
памятный сувенир 7.
сервисное обслуживание

4.
звучный голос 8.
коллеги по работе

49.
Правильно построены предложения:

1.
Половина жильцов старого дома не
получила новые квартиры.

2.
Несколько человек кого-то отталкивало.

3.
Половина собравшихся являются
студентами.

4.
Несколько человек остались на второй
год.

5.
Половина избирателей голосовали
против.

50.
Правильно построены предложения:

1.
Большинство команд были не согласны
с решением судей.

2.
Большинство решили не ходить на
концерт.

3.
Большинство было настроено решительно.

51.
Склоняются следующие фамилии:

1.
Георгий Данелия

2.
Алексей Голубь

3.
Анна Вишня

4.
Михаил Салтыков-Щедрин

5.
Валентин Фоминых

52.
На месте буквосочетания
чн
произносится
[шн] в словах:

1.
прачечная

2.
ночной

3.
справочник

4.
скворечник

5.
что

53.
В метафорическом значении употреблены
следующие выделенные иноязычные слова:

1.
реанимация
российской экономики

2.
политический бомонд

3.
объявление импичмента

4.
рейтинг
вранья

5.
электорат
президента

54.
Правильно построены следующие
предложения:

1.
Создавая партию, вы имеете шанс нарушить
эту тенденцию.

2.
Придя домой, я вскрыл конверт.

3.
Совещание состоялось с целью согласовать
позиции сторон.

4.
Увидев это жилище, у меня сложилось
плохое впечатление.

5.
Делалось это дурачась, мистификации
ради.

55.
Следующие фразеологизмы имеют значение
«
неопределенности
состояния
»:

1.
между небом и землей 4. как
рыба об лед

2.
ни рыба ни мясо 5. ждать
у моря погоды

3.
через час по чайной ложке

56.
Правильно поставлено ударение в
словах:

1.
христианИн

2.
оптОвый

3.
нувОриши

4.
квАртал

5.
валовОй

57.
Выделенные слова употреблены в прямом
значении:

1.
короткие волосы 5.
хвойный лес

2.
сказать правду 6.
встретить Новый год

3.
верх совершенства 7.
встретить знакомого

4.
гасить ссору

58.
Имеют формы 1 лица единственного и
множественного числа глаголы:

1.
победить

2.
чувствовать

3.
течь

4.
лицемерить

5.
убедить

59.
Формы множественного числа с окончанием
-а(-я)
образуются
у имен существительных:

1.
мастер

2.
фронт

3.
повар

4.
госпиталь

5.
конструктор

6.
катер

7.
порт

8.
лес (множество деревьев)

60.
Пары слов отличаются по значению:

1.
образы — образа

2.
лагери — лагеря

3.
листы — листья

4.
камни — каменья

5.
сыны — сыновья

6.
редукторы — редуктора

61.
Просторечными являются фразеологизмы:

1.
кот наплакал

2.
стереть с лица земли

3.
золотая середина

4.
хватит кондрашка

5.
волком вою

6.
Ахиллесова пята

62.
Ударение падает на первый слог в
словах:

1.
пурпурный

2.
партер

3.
догмат

4.
вальдшнеп

5.
колледж

6.
бармен

7.
квартал

8.
эксперт

9.
ревень

63.
Нормативная форма родительного падежа
у имен существительных:

1.
шесть пар чулков

2.
пять вафель

3.
пара сапог

4.
отряд партизанов

5.
сто англичан

64.
Правильно поставлено ударение в
словах:

1.
жАлюзи

2.
мизЕрный

3.
обеспеченИе

4.
алкогОль

5.
балОванный

65.
Значения одного слова представлены
в словосочетаниях:

1.
ключ
к
замку

2.
гаечный ключ

3.
ключ
к
разгадке

4.
скрипичный ключ

5.
горный ключ

66.
Склоняются имена и фамилии:

1.
Эльдар Рязанов

2.
Андре Моруа

3.
Эдит Пиаф

4.
Альберто Моравиа

5.
Маргарет Тэтчер

6.
Мартирос Сарьян

67.
Согласный перед
е
произносится
твердо в словах:

1.
пюре

2.
кофе

3.
темп

4.
патент

5.
фанера

6.
паштет

7.
бутерброд

8.
термометр

68.
Несклоняемыми являются имена
существительные:

1.
какаду

2.
галифе

3.
эйфория

4.
харакири

5.
жюри

6.
гамаши

69.
Соответствие иноязычного слова и его
толкования:

1.
дифирамб

2.
брифинг

3.
мезальянс

4.
пиетет

1.
глубокое уважение, почтительное
отношение

2.
неравный брак

3.
встреча официальных лиц с журналистами

4.
неумеренная восторженная похвала

70.
При употреблении заимствованных слов
возникли повторы

в
словосочетаниях:

1.
обмен имеющимся опытом

2.
короткий брифинг

3.
главный приоритет

4.
будущие потомки

5.
быть в эпицентре событий

6.
ландшафт местности

7.
незаконное растаскивание

71.
Правильно построены предложения:

1.
Певица была щедра для раздачи автографов.

2.
Трогательный своей беспомощностью
ребенок.

3.
«Допытайтесь от него хотя бы части
истины!»

4.
Кандидат недобрал голосами для перехода
во второй тур.

5.
Нам бы хотелось отметить о преимуществах
этого метода.

72.
Правильно поставлено ударение в форме
множественного числа имен существительных:

1.
сирОты

2.
блюдА

3.
средствА

4.
тОрты

5.
бАнты

6.
стУпни

КЛЮЧ
К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ

  1. Правильно
    поставлено ударение в словах: 1, 4, 5, 7.

  1. Правильным
    является произношение слов: 2, 5, 7.

  1. Правильным
    является написание слов: 1, 4, 5, 6, 7.

  1. Склоняются
    фамилии: 1, 2, 5.

  1. Форма
    родительного падежа множественного
    числа является правильной у имен
    существительных: 2, 3, 5.

  1. Равноправными
    вариантами являются падежные формы:
    3, 5.

  1. Имена
    числительные использованы правильно:
    2, 4, 5.

  1. Правильно
    построены словосочетания: 1, 2, 6.

  1. Правильным
    является написание частиц в предложениях:
    2, 3, 5, 6.

  1. Правильным
    является сочетание слов: 1, 4, 7.

  1. Правильно
    построены словосочетания: 4, 5.

  1. Синонимами
    прилагательного высокомерный
    являются:
    1, 3, 6, 7, 8.

  1. Правильные
    сочетания паронимов наложить
    и
    положить
    со словами: 2, 5.

  1. Ударение
    на первый слог падает в словах: 1, 2, 3.

  1. Имя
    прилагательное «кислый»
    употреблено в переносном значении в
    следующих сочетаниях: 4, 5.

  1. Антонимами
    являются пары слов: 1, 2.

  1. Правильная
    форма имени существительного родительного
    падежа мужского рода в следующих
    словах: 1, 3, 4, 6.

  1. Правильные
    формы имен существительных родительного
    падежа мужского рода: 2, 5, 6.

  1. Имена
    существительные, образующие имена
    прилагательные с помощью суффикса
    -ск:
    1, 2.

  1. Правильно
    образована форма множественного числа
    родительного падежа имен существительных:
    1, 3, 5.

  1. Соответствие
    существительных и сочетающихся с ними
    имен прилагательных: 1–1; 2–5; 3–2; 4–4;
    5–3.

  1. Нормативным
    является ударение в словах: 1, 4, 5, 6, 9.

  1. Именами
    существительными мужского рода являются
    слова:

1, 3, 4, 5.

  1. Именами
    существительными среднего рода являются
    слова: 1, 2, 6.

  1. Синонимы
    к слову бурлить:
    1, 3, 4.

  1. Антонимы
    к слову уступать:
    противиться,
    упорствовать.

  1. Два
    нормативных варианта ударения имеют
    слова: 3, 5, 6.

  1. Склоняются
    следующие фамилии: 2, 4, 5.

  1. Слова,
    заимствованные из английского языка:
    1, 2, 4, 6, 7.

  1. Имеют
    парный глагол совершенного вида: 1, 3,
    4, 8.

  1. Форма
    множественного числа на -а/-я
    образуется у слов: 2, 5, 6, 7.

  1. Правильными
    являются сочетания: 2, 3, 5.

  1. Соответствие
    фразеологизмов и синонимов: 1–3; 2–6;
    3–1; 4–2; 5–5.

  1. Правильно
    построены словосочетания с фразеологизмами:
    2, 4.

  1. Автор
    данной цитаты – Н.В. Гоголь: 3.

  1. Ударение
    поставлено правильно в словах: 1, 2, 4,
    6, 9.

  1. Правильным
    является написание слов: 1, 3, 5, 7.

  1. Правильным
    является написание слов: 1, 2, 4, 7.

  1. Правильным
    является написание слов и словосочетаний:
    1, 4.

  1. Правильно
    образованы формы множественного числа
    слов: 1, 2, 4, 5.

  1. Правильно
    образована форма родительного падежа
    множественного числа имен существительных:
    1, 3, 6, 7.

  1. Правильным
    является образование родительного
    падежа множественного числа выделенных
    слов в словосочетаниях: 1, 2, 4, 5.

  1. Краткую
    форму образуют имена прилагательные:
    1, 2, 4.

  1. Правильными
    являются следующие сочетания: 1, 2, 4.

  1. Правильным
    является сочетание слов: 1, 4.

  1. Правильно
    построены сочетания: 1, 4, 6.

  1. Правильно
    употреблено местоимение третьего лица
    в сочетаниях:

2, 3, 5, 7.

  1. Нетавтологичными
    являются словосочетания: 2, 4, 6, 8.

  1. Правильно
    построены предложения: 1, 4.

  1. Правильно
    построены предложения: 1, 3

  1. Склоняются
    следующие фамилии: 2, 4.

  1. На
    месте буквосочетания чн
    произносится [шн]
    в
    словах: 1, 4, 5.

  1. В
    метафорическом значении употреблены
    следующие выделенные иноязычные слова:
    1, 2, 4.

  1. Правильно
    построены следующие предложения: 1, 2.

  1. Следующие
    фразеологизмы имеют значение
    «неопределенности
    состояния»
    :
    1, 2, 5.

  1. Правильно
    поставлено ударение в словах: 1, 2, 4.

  1. Выделенные
    слова употреблены в прямом значении:
    1, 5, 7.

  1. Имеют
    формы 1 лица единственного и множественного
    числа глаголы: 2, 4.

  1. Формы
    множественного числа с окончанием
    –а(-я)
    образуются у имен существительных: 1,
    3, 6, 8.

  1. Пары
    слов отличаются по значению: 1, 2, 3, 5.

  1. Просторечными
    являются фразеологизмы: 1, 4.

  1. Ударение
    падает на первый слог в словах: 1, 3, 4,
    6.

  1. Нормативная
    форма родительного падежа у имен
    существительных: 2, 3, 5.

  1. Правильно
    поставлено ударение в словах: 2, 4, 5.

  1. Значения
    одного слова представлены в
    словосочетаниях: 1, 2, 3, 4.

  1. Склоняются
    имена и фамилии: 1, 6.

  1. Согласный
    перед е
    произносится твердо в словах: 1, 3, 7.

  1. Несклоняемыми
    являются следующие имена существительные:

1, 2, 4, 5.

  1. Соответствие
    иноязычного заимствованного слова и
    его толкования: 1 – 4; 2 – 3; 3 – 2; 4 – 1.

  1. При
    употреблении заимствованных слов
    возникли повторы в словосочетаниях:
    2, 3, 5, 6.

  1. Правильно
    построены предложения: 2, 3.

  1. Правильно
    поставлено ударение в форме множественного
    числа имен существительных: 1, 4, 5.

С младшим братом и сестрами, которых я была приблизительно на 10 лет старше, большой близости у нас не получилось. Я понимала, что нет вокруг них той осторожности, в которой они все трое нуждались. Были они детьми незаурядными. Мое мимоходное баловство, ласка для них мало что значили.


Сестра Марина, едва овладев подобием грамотности, детскими каракулями на всех случайных клочках писала стихи. Внешне тяжеловесная, неловкая в детстве, с светлой косичкой, круглым, розовым лицом, с близорукими светлыми глазами, на которых носила долгое время очки, Марина характером была неподатливая, грубовата. Заметен был в ней ум и с детства собственный внутренний мир. Слабая ориентировка в действительности в дальнейшем превратилась в до странности непонимание реального окружения и равнодушие к другим.


Забегая вперед, скажу, что с возрастом внешность Марины менялась к лучшему, она выросла, выровнялась. 16-ти лет, будучи еще в гимназии, Марина выкрасила волосы в золотой цвет, что очень ей шло, очки носить бросила (несмотря на сильную слепоту), гимназию кончать не стала. Жила своей внутренней жизнью. 18-ти лет напечатала первый сборник стихов «Вечерний альбом». 20-ти лет напечатала вторую книгу стихов «Волшебный фонарь». Кто, зная Марину в те годы, мог предвидеть трагическую судьбу поэтессы Марины Цветаевой.


Младшая сестра Ася, подвижная, находчивая, ловкая, в детстве с мальчишескими ухватками, была небольшого роста, худенькая, с легкими светлыми волосами, нежным цветом лица, как и Марина, и тоже близорукая. Ася обладала блестящей памятью. быстротой мысли и впоследствии обращавшим на себя внимание даром слова. Характера она была открытого, живого, довольно дерзкого, в детстве надоедавшая всем назойливым, требовательным, ноющим плачем по всякому поводу. Становясь старше, оставалась трудной в быту и трудной самой себе.


20-ти лет напечатала первую книгу «Королевские размышления» и 22-х лет вторую «Дым, дым и дым».


Сестер сближала с их матерью общая одаренность, мучительная тяга к чему-то, надрыв в горе и в радости (так ярко сказавшийся позднее в стихах Марины, например в «Поэме Конца»). Надрыв, приводивший к поступкам исступленным, часто общая для них всех троих субъективность восприятия (окраска звука и т. п.) и эгоцентризм, безотчетно переходивший порою в холодный цинизм, находивший для себя почву в сложившихся обстоятельствах.


Болезненные явления приписываю я наследственности из семьи Мейн, сестра старика Мейна была психически ненормальною.


Таким детям с ранних лет нужно было руководство, прежде всего богатое душевным теплом. Мария Александровна сама была человек порывистый, несдержанный. Отец поощрял в детях, поддерживал, не жалея средств, все, что могло повысить их культурный уровень: общее образование, знание языков, помощь репетиторов и гувернанток, занятия музыкой, путешествия, но личное повседневное руководство разве мог он взять на себя? Да педагогика и не была его призванием. Я избегала столкновений с М. Ал. Отец, видимо понимая мою линию поведения, и сам шел на многие уступки ради покоя, весь поглощенный своей работой и делами Музея. Все шло более или менее благополучно, пока судьба не нанесла всему решительный удар. Но то было еще впереди.


Весной <1906 года> отец выехал в Крым, чтобы перевезти М. Ал. и двух девочек домой. Брат Андрей целых 4 года не видел их. Да и я уже 3 года. Марине было уже 14 лет, Асе — 12. Какими они стали? Дорога им будет очень трудная: до железной дороги много езды на лошадях! Как справиться с совсем слабой больной и беспомощными в дороге детьми? 21 мая 1906 г. отец писал Нечаеву-Мальцеву из Ялты: «Я переживаю здесь тяжелые дни. Что делается в Москве? Числа 28-го надеемся переехать в Тарусу. При благополучии 31-го надеюсь быть в Москве». Отец беспокоился о делах на службе и в музее: «Здоровье больной безнадежное. Больная страдает не одной чахоткой, но и совершенно разбитыми нервами, астмой и крайней слабостью сердца.


Был на почтовом дворе, законтрактовал 2 ландо и подводу под багаж. Больная так слаба, что до экипажа придется нести ее в кресле».


После долгого и трудного пути семья была водворена в знакомый, милый домик над Окой.


«Я совсем измучен», — писал отец. «Дамоклов меч висит над нами», — добавлял он по поводу все ухудшавшегося здоровья больной.


Девочки сильно выросли. Прямо с дороги обежали они и дом, и свои верхние комнатки с балконом над садом, и двор с кустами бузины у большого сарая, и старый сад, и спуск к реке, где еще цела была лестница с земляными ступенями, которую выкопал Сережа Иловайский, когда гостил у нас в Тарусе.


У городского сторожа, что жил недалеко от нашей дачи, в семье оказалось много молодежи, подростков — найдутся нашим девочкам товарищи для игр и походов…


Из нашей дружбы с Мариною в те дни помню такой случай. Как-то под вечер шли мы вдвоем из Тарусы от Добротворских к себе домой. Несли мы 2 толстых тома «Войны и мира» в крепких переплетах. Шли берегом, мимо кладбища. И захотелось Марине заночевать на кладбище! Дома беспокоиться о нас не стали бы, думая, что мы остались у Добротворских.


Я легко согласилась: было лето, тепло. Ушли мы подальше от дороги, зашли за кусты на краю кладбища, положили себе по тому «Войны и мира» под голову и залегли. Уже смеркалось. Люди шли по дороге, голоса нам слышны, но нас не видно. Лежим молча, смотрим, как меняют краски облака там, высоко над нами. Поднялся ветерок, стало беспокойно. Мы придвинулись друг к другу. Лежать неудобно — от жестких переплетов голове больно. Лежим, терпим. Говорить ни о чем не хочется. От реки потянуло сыростью, и стали мы зябнуть в летних своих платьях. Уснуть почти невозможно; так, маета одна! А все-таки, видно, устали мы и, сами того не заметив, уснули.


Летняя ночь коротка: вот уже и голоса слышны, солнце всходит, по реке плоты идут, плотогоны перекликаются. Белый туман от солнца тает, трава мокрым-мокра, с берез и кустов каплет, все кругом росой блестит. Лежать больше нет возможности, но идти в такую пору нам некуда. И стали мы бродить, на всю эту незнакомую нам утреннюю красоту любоваться. Цветов набрали полны руки, а от мокрой травы в башмаках вода, платье чуть не до пояса намокло, висит как клеенка, хлопает, шагать мешает.


Не рассуждая, сами не зная, что будет, повернули мы домой… А там видим: дом заперт, прислуга еще не вставала. Куда деваться? Залезли мы на сеновал над сараем, пригрелись и заснули, благо сухо да тихо… Когда проснулись и стукнула входная дверь без ключа, сама судьба помогла нам незаметно пробраться в дом, наверх, к своим постелям, и, как были, во всей «красе» свалились, заснули мы мертвым сном, проспав до самого завтрака, до 12 часов. Быстро переоделись, вышли к завтраку в обычном, приличном виде.


Сестры были большие любительницы приключений, ночных костров, фантастических рассказов, романтики стихов. <…>


Был июль. Уже второй месяц жили мы все вместе. Почти каждый день приходил к нам из Тарусы врач И. З. Добротворский. Он не скрывал от отца, что состояние М. Ал. таково, что надо быть готовым к очень близкому концу. Тетя Лена Добротворская озаботилась: девочкам, не имевшим темных платьев, сшила что-то темное и длинное. На тех же днях отец вышел к нам сказать, что М. Ал. зовет детей прощаться.


Меня она не звала; я была ей благодарна за эту прямоту в тяжелый час. А дальше все было как бывало обычно в то время: привезли свинцовый гроб, и уехали мы все в Москву, а там похороны на Ваганьковском кладбище…


Отец долго болел. Дома жили мы — брат, сестры, я, двоюродный брат наш, студент Добротворский и репетитор.


С хозяйством справлялась я плохо: трудны были мне дом в 12 комнат, прислуга — дворник, кухарка, горничная… Появилась немка-экономка. В отсутствие отца за стол садилось нас семь человек.


Марина входила в полосу своего увлечения Наполеоном, приведшего ее к серьезной работе, — через год Марина перевела всего ростановского «Орленка» — работа, показавшая, сколько в этой девочке-подростке способности к упорному труду, самозабвенному увлечению и силы прирожденного таланта.


Большим событием было появление у нас в Трехпрудном Эллиса.


Отец благоволил Эллису, как человеку одаренному, образованному. Для Марины и Аси Эллис стал просто Чародеем. Артистичностью своей природы, искренностью, блеском таланта он подчинил души обеих сестер: вдохновенные экспромты его вели их в манящий мир бурной фантастики, приучили чувствовать пульс поэтического творчества.


Удивительна была его способность мгновенного перевоплощения, и его мимические импровизации, точность жеста, от смешного до страшного, были неотразимы для каждого видевшего их. Под звуки музыки он преображался, с головы до ног совсем другой. То клоун цирка, то ученый с бородой на стариковский лад, а то


По первому аккорду марша…

Чу! — Звон трубы! — Чу! — Конский топот,

Треск барабана! — Кивера!

Ах, к черту ум и к черту опыт!

Ура! Ура!..

Должно быть, бледны наши лица,

Стук сердца разрывает грудь.

Нет времени остановиться,

Нет сил — вздохнуть.

Магическою силой руки

По клавишам — уже летят!

Гремят вскипающие звуки,

Как водопад…

В плаще из разноцветных блесток,

Под говор напряженных струн

На площадь вылетел подросток,

Как утро—юн!

— Привет, миледи и милорды! —

Уже канат дрожит тугой

Под этой маленькой и твердой;

Его ногой.

В своей чешуйке многозвездной,

— Закончив резвый пируэт —

Он улыбается над бездной,

Подняв берет…


Бурное воздействие оказал Эллис на Марину и Асю самую восприимчивую, переломную пору их жизни.


Утром вместо гимназии Марина прячется на мерзлом чердаке:


ждет, пока отец уйдет из дома и можно будет распорядиться днем жизни согласно своему желанию. В крупном и мелочах у сестер укрепились навыки своеволия и беспорядочного быта: неразлучные подсолнухи; на ночь, засыпая, непременный во рту леденец и т. д.


Как-то вечером отец, возвращаясь домой, видит: дворник настойчиво выпроваживает кого-то со двора.


— Кто это? В чем дело?


Оказалось, Марина дала объявление в «Брачную газету», что требуется жених, указав при этом свой адрес.


Делалось это дурачась, мистификации ради.


В общем же и от «младших», «поднимать» которых я не соблазнилась, и от себя самой у меня уже голова шла кругом. А тут еще и свои романы… Нет, уехать, непременно, подальше, из Москвы уехать!


Так или иначе — с начала учебного года, по приглашению начальницы гимназии, оказалась я в городе Козлове (теперешний Мичуринск).


Вернувшись в Москву, я не вернулась в наш «Трехпрудный» дом, поселилась рядом с местом работы;[6] домой к своим заходила и, бывало, ночевала и день и два.


Что нового я видела теперь у нас дома, в Трехпрудном (как мы привыкли говорить)?


Всего больше нового было вокруг Марины. Она вошла в полосу какой-то театрализации быта. Днем вижу спущенные шторы, на письменном столе горит лампа, Марина пишет; рядом чашка холодного черного чая. Все стены увешаны портретами Наполеона, на столе кипы книг, главным образом французских, о Наполеоне, о его сыне. Марина во власти Ростана. Она работает не шутя. И рядом с тем какие-то непонятности: за обедом, изо дня в день, на 2-е блюдо ест одни шампиньоны. Приучилась пить рябиновую настойку, за которой посылает дворника в соседнюю «колониальную» лавочку. Пустую бутылку бросает в форточку, никогда не спросив себя: куда она падает? А падает она не куда-то в пустоту, а на дорожку у самого крыльца в дом. Дворник аккуратно бутылки эти убирает, и пока все благополучно продолжается.


Каждый день у Марины с лампой беда!


Каждый день она забывает, что надо дать стеклу согреться, а потом уж пускать сильнее. В заборной книжке каждый день лавочник записывает ламповое стекло. Каждый день на столе осколки. Марина сидит в темноте, пока дворник ходит в лавочку за новым стеклом. Как не надоест! Как не запомнить, не понять не столь уж «хитрую механику»? Марина просто не замечает окружающего.


Без оглядки на кого-либо, действие следует у нее за первым же импульсом, удовлетворяя ближайшую потребность.


Как-то вижу: по двору идет наш дворник и в обнимку несет мое одеяло, подушку. «Откуда это?» — «Барышня Марина велели выкупить из ломбарда».


Оказывается, понадобились Марине карманные деньги, и, не задумываясь, велит она дворнику снести в ломбард «ненужную» вещь… Но случилось мне зайти и, быть может, останусь ночевать — дворник на скорую руку, пока не хватились, уже послан в ломбард… Откуда эти навыки? Знакомство с ломбардом? В котором нужды никакой не было! На что-нибудь доброе отец никогда бы не отказал.


Я перестаю понимать что-либо…


А «Орленок» Ростана переведен. Марина счастлива победой. Поработала-таки на славу.


<…> В Трехпрудном выяснилось что-то все-таки несообразное.


Марина молча, упорно, ни с кем не считаясь — куда она идет? Так жить с людьми невозможно. Так, с закрытыми глазами можно оступиться в очень большое зло. И кажется мне, что Марина и не «закрывает глаз», а как-то органически не чувствует других людей, хотя бы и самых близких, когда они ей не нужны. Какие-то клавиши не подают звука.


В жизни это довольно страшно.


Ее нельзя назвать злой, нельзя назвать доброй. В ней стихийные порывы. Уменье ни с чем не считаться. Упорство. Она очень способна, умна. Труд над тем, что ей любо, — уже не труд, а наслажденье. Это, конечно, огромно. И она еще только подросток. Время скажет свое. Только чувствую: от Марины близкой, младшей, родной отхожу… Без слов, как-то само собой, внутренне трудно.


Передо мной стихи Марины «Столовая». Говорят они о нашей семье, о времени, когда Марине было 15 лет, Асе — 13, а брат был на 2 года старше Марины. Я уже не жила дома со всеми в Трехпрудном. С ужасом читаю, что пишет, о чем вспоминает Марина.

Столовая, четыре раза в день

Миришь на миг во всем друг другу чуждых.

Здесь разговор о самых скучных нуждах,

Безмолвен тот, кому ответить лень.

Все неустойчиво, недружелюбно, ломко,

Тарелок стук… Беседа коротка:

— «Хотела в семь она прийти с катка?»

— «Нет, к девяти», — ответит экономка.

Звонок. — «Нас нет: уехали, скажи!»

— «Сегодня мы обедаем без света…»

Вновь тишина, не ждущая ответа;

Ведут беседу с вилками ножи.

— «Все кончили? Анюта, нá тарелки!»

Враждебный тон в негромких голосах,

И все глядят, как на стенных часах

Одна другую догоняют стрелки.

Роняют стул… Торопятся шаги…

Прощай, о мир из-за тарелки супа!

Благодарят за пропитанье скупо

И вновь расходятся — до ужина враги.

Откуда все это? Когда началось? Трудный, тяжелый вопрос. Припоминаю отдельные случаи, стараюсь найти разгадку всей этой беде.


Началось, должно быть, с детства сестер и брата. Были няни, были бонны, немки и француженки, были окрики, в ходу были и шлепки, но не было воспитания: терпеливого надзора в пору, когда складывается характер и приобретаются навыки поведения.


Дети одаренные, с характерами резкими, самоуверенными, трудными. Но в них была и нежность, они любили животных, помнили тех, кто был к ним добр. Неприятным воспоминанием остались детские драки. Поводом к драке было то, что каждый хотел все для себя одного <…>


Азарт драк, озверение были в обиходе наших детей. <…> Помню, что сестры были в детстве очень привязаны друг к другу. Но все же они постоянно соперничали: что-то делили, отнимали, спорили. <…> Росли дикарями, к тому же еще и изобретательными. <…>


Непоправимым злом в нашем доме было отсутствие обязательной и привычной заботы об отце, не слыхавшем заслуженного им благодарного «спасибо» от детей и жены, не видавшем от них ни ласки, ни внимания.


Из песни слова не выкинешь. Недаром отец к концу жизни признавался: «Семья мне не удалась…»…В семье, в самом корне, не было благополучия. В одном из случаев последних своих увлечений М. Ал. до конца дней решала, не повернуть ли свою жизнь по новому пути. И дети об этом знали.


С Италии (в Нерви) жизнь девочек сорвалась в сумасбродную вольницу. Было им тогда: Марине 10, Асе 8 лет. Дальнейший путь их по школам-интернатам Швейцарии и Германии (близ санаторий и курортов, где лечилась мать) не дал им нужного тепла, не упорядочил навыков и характера. Обязательные смены мест и людей, смена привязанностей и порядков создали чувство бездомности, неустойчивости. <…> Начались затеи, несообразные для девочек 13 и 11 лет: в свободный день, гуляя по благоустроенным сосновым дорогам Шварцвальда, зайти в придорожную пивнушку и пить наперебой, кто счетом больше проглотит кружек пива, и идти на дорогу с палкой в руках, изображая подвыпивших буржуа.


Правда, и раньше бывали тяжелые выдумки: так, молодечества ради, в гостях у художника унести под бельем пачку этюдов, поставив этим родителей в невозможное положение.


Случай этот, бывший еще до болезни матери, в условиях кажущегося благополучия, обнаруживал тем не менее явную беспризорность 7 — 9-летних детей, отсутствие у детей понимания того, что годится и что не годится делать, и это стало залогом многих трудностей для них в дальнейшем, показывая на полную беспризорность детей, не понимавших, что годится и чего нельзя делать. <…>


М. Ал. понимаю я как человека, не нашедшего своего постоянного места в жизни. В нашу семью она вошла ураганом. И дальше не сумела дать покой и здоровый семейный уклад.


Трудно было и ей самой, и другим с нею тоже.


Словом, в семье давно уже дело шло по не совсем счастливой кривой. Да так и не выправилось.


Начало 1960-х годов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Декабристы любили и восхищались русским народом грамматическая ошибка
  • Дейз ошибка 101
  • Дейтон лен вторая мировая ошибки промахи потери
  • Действия кадастрового инженера при обнаружении реестровой ошибки
  • Дейз ошибка 0х00020009