Декабрь работа над ошибками

Памятка для ученика начальной школы

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

работа над ошибками

Правило № 1.

Звуки и буквы.

Запомни! В русском языке 33 буквы. Гласных 10 букв –
а о у ы э я ё ю и е

Гласных звуков 6 – [а] [о] [у] [ы] [э] [и]

Буквы – видим и пишем.

Звуки – слышим и произносим.

Согласных букв 21, ъ знак и ь знак.

Парные звуки по глухости – звонкости.

Всегда –
твёрдые звуки [ж] [ш] [ц]
мягкие звуки [ч ‘] [щ ‘] [й ‘]

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни нужную букву и запиши
какая она: гласная или согласная.

Правило № 2.

Гласные е ё ю я

Гласные, которые обозначают 2 звука

Запомни!

1. Вначале слова – юла, ели, яма.

2. После гласной – маяк, читает.

3. После разделительного ъ и ь знаков: разъезд, подъём, пью, семья.

Работа над ошибками.

Выпиши слово с гласной буквой, подчеркни её, сделай звуковой анализ слов и
придумай ещё 3 слова.

Правило № 3.

Обозначение мягкости согласных.

Запомни! Мягкость согласного на письме обозначают ь
знаком и гласными буквами е ё ю я и – день,
книга, мяч.

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно подчеркни мягкую согласную
и придумай ещё 3 слова.

Правило № 4.

Ударение.

Запомни! Ударение падает на гласную букву. В слове один ударный
звук.
Ударение не ставится над ё
и над словом из одного слога: кино, полёт, кот.

Работа над ошибками.

Выпиши слово, поставь правильно ударение, запиши ещё 3 слова и обозначь
ударение.

Правило № 5.

Слог. Перенос слов.

Запомни! Слова делятся на слоги. Сколько в слове гласных,
столько и слогов.
Слова переносятся по слогам. Одна буква
не остаётся на строке и не переносится на другую
строчку. При переносе й, ь остаются на
строке.

зай – ка, день – ки.

Слог может состоять из одной гласной: И – ра, е – ли.

Работа над ошибками.

Выпиши слово с ошибкой и правильно раздели для переноса, придумай ещё 3
примера.

Правило № 6.

Запомни! Сочетания:

жи – ши пиши с и
ча – ща
пиши с а
чу – щу
пиши с у

Работа над ошибками.

Запиши правильно слова, подчеркни сочетание, в котором допущена ошибка и
придумай ещё 3 примера с этим сочетанием.

Правило № 7.

Запомни!

Работа над ошибками.

Запиши правильно слово, придумай ещё 3 слова.

Правило № 8.

Запомни! Имена собственные – имя, фамилия, отчество,
названия городов, деревень, стран, государств, рек, озёр, морей – пишутся с
заглавной буквы.

Россия, Москва, Таня.

Работа над ошибками.

Запиши правильно слово, придумай ещё 3 примера.

Правило № 9.

Безударная гласная, проверяемая ударением.

Запомни! Безударная гласная в словах пишется так же, как ударная.

Чтобы проверить надо:

1. подобрать однокоренное слово или

2. изменить форму слова, чтобы на гласную падало ударение.

стена – стены
– стенки

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни гласную, рядом запиши
проверочное слово (смотри п.1 или п.2). Запиши ещё 3 примера.

Правило № 10.

Парные согласные.

Запомни! Чтобы проверить парную согласную в слове надо:

1) подобрать однокоренное слово,
2) изменить форму слова так, чтобы после согласной, стояла гласная.

грядка – гряды

Работа над ошибками.

Выпиши правильно слово, подбери проверочное, запиши ещё 3 слова.

Правило № 11.

Безударная гласная, непроверяемая ударением.

Запомни наизусть!

Работа над ошибками.

Выпиши правильно слово, подчеркни гласную букву, запомни и запиши его
несколько раз.

Правило № 12.

Непроизносимые согласные.

Запомни! Чтобы проверить непроизносимую согласную:
подбери родственное слово, чтобы эта согласная слышалась чётко;
известный – известие, поздняя – опоздать, местный
– место.

Запомни! Лестница, здравствуй, праздник, чувство, участвовать.

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово, запиши ещё 3 слова на это
правило.

Правило № 13.

Слова с двойными согласными.

Запомни! Слова с двойными согласными пишутся:

1) в середине слова (коллектив, группа, теннис, аллея, масса, аккуратный,
дрожжи, терраса).
2) если в слове приставка заканчивается на букву, с которой начинается корень
(рассказ, бессердечный, рассыпать, рассвет).
3) если в конце корня и в суффиксе одинаковая буква (ранний, осенний).

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Подчеркни двойную согласную. Запиши ещё 3 слова на
это правило.

Правило № 14.

Приставки и предлоги.

Запомни! Приставка – это часть слова, поэтому пишется слитно. Предлог –
часть речи, пишется раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос
или слово. (На столе; на чём? – на столе; на большом столе.)

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку или предлог. Запиши 3 слова с
приставкой или предлогом.

Правило № 15.

Не с глаголами.

Запомни! Не с глаголами пишется отдельно.

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило.

Правило № 16.

Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Запомни! В конце существительных женского рода после шипящих в
единственном числе пишется ь знак (мышь, брошь, печь).

В конце существительных мужского рода после шипящих ь знак не пишется
(грач, камыш, гараж).

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова с этой
орфограммой.

Луч (м. р. ), шалаш, товарищ.
Ночь (ж. р. ), помощь, тишь.

Правило № 17.

Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Запомни! Слова могут состоять из нескольких основ, которые соединяются
буквами о или е, иногда без них. Сложные слова – это слова, состоящие из
нескольких основ.

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную.
Запиши ещё три слова.

(Водовоз, самолёт.)

Правило № 18.

Мягкий знак ь на конце глаголов 2го лица, ед.ч.

Запомни! На конце глаголов 2го лица ед.числа, после
шипящих пишется ь знак:

(пишешь, читаешь, спишь).

Работа над ошибками.

Выпиши глагол правильно. Определи число, лицо, запиши ещё три примера.

Правило № 19.

Мягкий знак в неопределённой форме глагола (ться и тся, чь).

Запомни! Глаголы неопределённой формы, которые отвечают на вопрос что
делать? пишутся с ь знаком: купаться (что делать?)

беречь (что делать?)

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Запиши ещё три слова с этой
орфограммой.

Правило № 20.

Предлог с местоимением.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными)
пишутся отдельно. (Ко мне, у нас, с тобой.)

Работа над ошибками.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё три примера на эту
орфограмму.

Правило № 21.

Однородные члены предложения.

Запомни! Однородными членами предложения являются слова, которые являются
одной и той же частью речи и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены
предложения выделяются на письме запятой, и перед союзами а, но.

Работа над ошибками.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены предложения и слово, от
которого они зависят. (Сильный ветер сорвал листья с деревьев,
разметал их по дороге.)

Правило № 22.

Правописание безударных падежных окончаний имён сущ.

Запомни! В именах существительных в безударных окончаниях пишется такое
же окончание как и в ударных (на опушке, на полянке, у речки – на земле 1скл.

Работа над ошибками.

Выпиши имя существительное. Поставь в начальную форму, определи склонение.
Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Запиши ещё три слова с
примерами.

Правило № 23.

Спряжение глаголов.

Запомни! Ко ІІ спряжению относятся глаголы на – ить и ещё; смотреть,
обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть
и терпеть. Глаголы – исключения: брить, стелить – І спр.

Работа над ошибками.

Запиши глагол правильно, выдели окончание, поставь ударение, определи
спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании. Запиши ещё три
примера.

Грамматические задания.

№ 1 Разбор предложения.

Придумай новое предложение или выпиши из учебника. Подчеркни главные и
второстепенные члены предложения. Обозначь часть речи.

№ 2 Состав слова.

Выпиши слово, разбери правильно по составу. Запиши ещё три слова и разбери по
составу. Сначала выдели основу и окончание, для этого измени форму слова, т.е.
число: стол – столы. Выдели корень, подобрав однокоренные слова:

стол – столяр – столовая. Выдели приставку и суффикс.

№ 3 Определение падежа имён существительных.

Исправь ошибку. Запиши ещё пять имён существительных с предлогом и определи
падеж.

№ 4 Словосочетания.

Выпиши правильно словосочетания. Поставь вопрос от основного слова к
зависимому (солнечным днём: днём каким? Солнечным).

Работа над ошибками (ПАМЯТКА)

1.  Прописная (заглавная)  буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.                          Делай так: Антон  Мурка  Волга

2. Проверяемые безударные в корне слова

Выпиши слово. Поставь ударение, подчеркни безударную гласную. Подбери и напиши проверочное слово, где проверяемый гласный звук станет ударным.                                                                                                                         Делай так: сад̀ы – са̀д   снег̀а – снѐг

3. Проверяемые парные по звонкости-глухостми  согласные в конце и в середине слова.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Напиши проверочное слово.      Делай так:  мороз  —  морозы   ягодка — ягода

4. Непроверяемые безударные  гласные (словарные слова)

Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную.             Делай так: я̀года  я̀года   я̀года

5.  Непроизносимые согласные. Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Проверь непроизносимую согласную. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.                                              Делай так: звёздный — звезда

6. Гласные после шипящих. Сочетание жи-ши; ча-ща; чу-щу.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 2 слова на эту орфограмму.                              Делай так: малыши    карандаши   ежи 

7. Сочетания  чк,  чн,  нщ,  щн.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 2 слова с этой орфограммой.                                             Делай так: дочка, точка, почка.

8. Удвоенные согласные

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса.                                          Делай так: группа—груп – па  масса—мас-са

9. Разделительный твердый (ъ) и мягкий знаки (ь)

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.            Например: съезд  объявление  объем    льёт           вьюга

10. Перенос слова.

Раздели слово для переноса. ЗАПОМНИ! Слова переносятся по слогам!!!  При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.  При переносе буквы Й , Ь  примыкают к предыдущему слогу.             Делай так: оси – на  май-ка   паль-то

Чтобы научиться писать правильно и грамотно, необходимо читать по несколько страниц в день. Также нужно выполнять упражнения, которые помогают запомнить правила орфографии.

Содержание

  • Как сделать работу над ошибками по русскому языку: памятка
  • Видео: Работа над ошибками по русскому в 1-2 классе
  • Видео: Работа над ошибками по русскому в 3-4 классе

Эта подборка несложных упражнений поможет проверить и подтянуть знания в области правописания.

Как сделать работу над ошибками по русскому языку: памятка

Проводить работу над ошибками по русскому языку очень важно. Ведь только так вы сможете разобрать причину неправильного написания того или иного слова. Такая методика работы над ошибками по русскому языку поможет вам навсегда запомнить грамотное написание.

  1. Большая буква в начале предложения.
  • найти и переписать предложение правильно;
  • придумать схожее предложение для закрепления;
  • привлечь внимание для лучшего запоминания подчеркиванием.

Например: Сегодня нелетная погода. Идет снег.

  1. Знаки препинаний в конце предложений.
  • найти и выписать предложение правильно с такими знаками препинания: (.); (!); (?);
  • подчеркнуть знаки препинания, которые находятся в конце предложений.

Например: В магазине за углом продаются вкусные сладости. Мне очень нравится шоколадное мороженое! Можно ли перед обедом съесть одну конфету?

  1. Знак (Ь) в конце предложения.
  • найти и выписать слово, в котором есть знак (ь) правильно;
  • закрепить повторным написанием слов с подобным употреблением (выбирайте др.слова);
  • подчеркнуть мягкий знак в словах для акцентирования внимания.

Например: жизнь, ноготь, капать, морковь.

  1. Знак (Ь) в середине предложения.
  • найти и записать слова, в которых знак (ь) стоит в середине слова;
  • придумать и записать несколько своих слов с использованием этого знака;
  • подчеркнуть знак (ь).

Например: кольцо, борьба, калька, семья.

  1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
  • выписать три слова, соответствующих этому правилу;
  • подчеркнуть заглавные буквы;
  • придумать и записать еще три слова под это правило;
  • также подчеркнуть большие буквы.

Например: Костя, Ирина, Белгород, Мерседес, Халк, Жучка.

  1. Правильный перенос слова.
  • найти и выписать понравившиеся четыре слова, которые имеют минимум два слога;
  • разделить слова на слоги и сделать правильный перенос.

Например:

  • Дружба — друж — ба;
  • Граница — гра — ни — ца;
  • Квартира — квар — ти — ра;
  • Вешалка — ве — шал — ка.
  1. Безударную гласную необходимо проверять при помощи ударения.
  • выписать слово и поставить ударение;
  • нужно подобрать проверочное слово и его однокоренные слова.

Например: больной — боль, болит, больница.

  1. Правильное написание слогов ча-ща.
  • вначале нужно выписать слово;
  • написать еще несколько слов на это правило.
  • выделить нужный слог.

Например: часто, щавель чаща, чаша.

  1. Правильное написание слогов чу-щу.
  • нужно найти и выписать слово;
  • написать еще два слова, подходящих под это правило.
  • подчеркнуть нужный слог.

Например: щука, щупальца, чумка, чудо, чувство.

10. Правильное написание слогов жи-ши.

  • придумать и написать несколько слов с использованием слогов жи-ши;
  • подчеркнуть слоги, подходящие под это правило.

Например: лыжи, машина, жизнь, животное, шило.

  1. Двойные согласные в словах.
  • необходимо найти и выписать слова с удвоенными буквами;
  • подчеркнуть двойные буквы;
  • разделить слова для переноса.

Например:

  • Терраса, хоккей, аттракцион, искусство, миллион.
  • Тер-раса, хок-кей, ат-тракцион, искус-ство, мил-лион.
  1. Удвоенные согласные
  • выписать слово с удвоенной согласной три раза;
  • придумать и записать два предложения с этим словом;
  • подчеркнуть удвоенные буквы.

Например: жужжать, жужжать, жужжать. Муха над моей головой не перестает жужжать.

  1. Словосочетание букв чн и чк пишутся без мягкого знака.
  • найти и выписать по три слова на данное правило;
  • подчеркнуть словосочетание.

Например: кончик, бабочка, привычка, кирпичный, отличник цветочный.

  1. Предлоги всегда пишутся отдельно.
  • написать предложение, в котором есть предлог;
  • выделить предлог в предложении.

Например: Из-за облаков выглянули солнечные лучи.

  1. Наречия всегда пишутся одним словом. Перед ними никогда не бывает предлогов.
  • выписать три наречия;
  • к каждому слову поставить вопрос.

Например: (где?) справа, (когда?) вчера, (откуда?) издалека.

  1. Приставка НЕ с глаголами практически всегда пишется раздельно. Исключением являются ситуации, когда глагол без НЕ не употребляется.
  • выписать три глагола с приставкой НЕ раздельно;
  • подчеркнуть приставку;
  • придумать несколько слов с приставкой НЕ, которые пишутся слитно;
  • выделить приставку.

Например:

  • Не знал, не выучил, не понял;
  • Недоумевать, несдобровать, невзлюбить.
  1. Глаголы второго лица единственного числа всегда пишутся с мягким знаком.
  • найти и выписать несколько примеров глаголов второго лица единственного числа;
  • подчеркнуть окончание.

Например: (Что делаешь?) — играешь, читаешь, танцуешь.

Проверяйте наличие ошибок

Проверяйте наличие ошибок
Полезные правила
Полезные правила
С правилами и советами вы легко подтянете грамотность
С правилами и советами вы легко подтянете грамотность
Разбирайте целые предложения
Разбирайте целые предложения

Продолжим тему о правописании такими статьями:

  • Как правильно написать «Привести» или «Привезти»
  • Глажка или глажение: как правильно написать
  • Как писать слово НЕ БЫЛО
  • «Не правильно» или «неправильно» — как писать
  • Как правильно писать приставку БЕЗ и БЕС в словах в русском языке

Видео: Работа над ошибками по русскому в 1-2 классе

Видео: Работа над ошибками по русскому в 3-4 классе

Морозные узоры на окнах

Как делать работу над ошибками? Всю жизнь мы учимся, на своем опыте убеждается, как не надо было бы поступать. Что же предпринять? Если мы допускаем всевозможные ошибки в диктантах, сочинениях и изложениях, не говоря уже о тестах, то без работы над ошибками нам не обойтись. Вовремя не сделаешь, будешь ошибаться по-прежнему.

Памятка по выполнению работы над ошибками

по русскому языку в 5-8 классах

1.Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило. Делай так: жил, жизнь, машина.

2. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ру-чей-ки.

3. Большая буква в собственных именах и названиях. Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: Саша, Москва, Россия.

4. Словарное слово. Напиши слово три раза.

5. Ь в конце и середине слова. Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: огонь, морковь, коньки.

6. Разделительные Ъ и Ь знаки. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка.

7. Ь знак после шипящих в существительных. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.).

8. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа. Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой. Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2-е лицо, ед.ч.), читаешь (2-е лицо, ед.ч.).

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь. Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда. Пытаться (что делать?), он учится (что делает?), беречь, стеречь.

9. Приставки в словах. Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками. Делай так: приехал, заехал, сделал, исчез.

10. Предлоги со словами. Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Делай так: у дома (какого?) — у большого дома.

11. Ошибка в предлоге. Запиши предлог с существительным или местоимением: из-за ветра, из-под руки, подо мной, ко мне.

12. Безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Делай так: гористая — горка, теоретический — теория.

13. Звонкие и глухие согласные в корне слова. Подбери проверочное слово. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово. Делай так: честный — честь. НО: чувствовать, лестница.

14. Мнимый непроизносимый согласный в корне. Выпиши слово и запиши два подобных: интересный, дерматин, участвовать.

15. Правописание слов с шипящим на конце. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).

16. Гласные е–и в окончаниях имен существительных. Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е–и в окончаниях. Делай так: на дороге – дорога  как страна, на стране; применяй слова-помощники: земля, окно, стол, степь. Если перед окончанием есть буква И (в словах на -ия, -ие, -ий), пиши всегда И: здание – в здании.

17. Гласные в окончаниях имен прилагательных и причастий. Выпиши слово вместе с тем существительным, к которому оно относится. Делай так: к дальнему лесу — к лесу (какому?), занявшему человеку (какому?). Учитывай мягкий (после мягкого или шипящего согласного) или твёрдый вариант.

18. Гласные е–и в окончаниях глаголов. Выпиши глагол. Обоснуй окончание глагола. Делай так: пишет – писать (1 спр.) — е; смотрит — смотреть (2 спр) — и (исключение).

19. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой. Дочка, речка, мощный.

20. Соединительные гласные в сложных словах. Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой: водовоз, самолёт.

21. Дефис в сложных словах. Запиши слово верно, подбери похожие: русско-английский, светло-русый.

22. НЕ с глаголом.  Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.  Не_пришёл, не_выучил.

23. Не с другими частями речи. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму: неряха, не портфель; неяркий, не кожаный; неярко, не ярко, а темно.

24. Суффиксы существительных и прилагательных. Выпиши слово и подбери похожие слова с эти же суффиксом: белизна, дождевой.

25. Н-НН в разных частях речи. Запиши слово, определи часть речи и разбери его по составу: пленник (сущ.), пустынный (прил.), масляный (прил.), купленный (прич.), нечаянно (нар.).

26. Гласные в суффиксах глаголов,  причастий, деепричастий.  Выпиши слово, выдели суффикс, подбери слово с таким же суффиксом: лаял, лаявший, хохочущий, невидимый, увидев.

27. Написание предлогов. Выпиши предлог со словом, определите смысловые отношения: вследствие непогоды (причина); ввиду урагана (причина); из-за тебя не пойду (причина).

28. Написание союзов. Выпиши союз в том предложении, в котором он используется, если есть, подбери омонимичное слово: Иван не пошёл в кино, я тоже остался дома. То же самое было и со мной.

29. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Составь схему.

30. Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ). Выпиши предложение правильно. Придумай своё с таким же знаком.

31. Сложное предложение. Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы. Обозначь союзы, если они есть.

32. Предложения с прямой речью. Запиши правильно предложение. Составь схему. Например:   «П,»- а.     А: «П!»

33. Обособленные и уточняющие члены предложения. Запиши правильно предложение. Составь схему.

34. Вводные слова и обращения. Запиши правильно предложение. Составь схему.

1.Не оформлено начало или конец   

   предложения.

2.Пропуск или замена буквы в слове.          

3.Предлог.

   За ‌‌_ столом (сущ.), со _мной (мест.)

4.Единая приставка.

   От-, на-, под-, с-, до-, по-, перед-…

   за ‌‌‌/ заметил, забил, закрыл…

  ☺Помню:

   Пусть никто никогда не забудет,

   Что З приставкой не была и не будет.

   Обрати внимание

    На здесь, здоровье, здание       

    З нельзя в них отделить,

    Чтобы смысл не повредить:

    —десь,-доровье, -дание –

    нет в них содержания.

5.Суффикс.

  а) -ен- у разноскл. существительных

   пламя – пламЕНи

  б) -ова-/-ева-; -ива-/-ыва- у глагола:

  ☺Ставлю ? «я что делаю?».Если глагол

   будет на –ую,-юю, то пишу –ова/ева.

  Я рисую – значит рисовать

  Я выкапываюне на -ую – значит выкапывать

  в)Гласная перед суффиксом Л в прошед.

   времени у глаг.

  ☺Помню: пишу ту гласную, которая

   в инфинитиве перед –ТЬ

   таЯть→ таЯл;  клеИть→ клеИл

     г)  –чик-/-щик- у существительных

  ☺Помню: после Д,Т,З,С,Ж – пишу ЧИК

   Подсказка: Да Ты Же Сам Знаешь!

   СмаЗчик, каменщикнет д,т,ж,с,з

  д) Только Е,Ё в суфф. причастий (не О)

   испечённый, перчёный, копчёный

   е)  –к-/-ск- у прилагательных

  ☺Помню: -к-пишу:

   — у качеств. прилаг (узКий→ужестеп. сравн)

   — если прилаг. образует краткую форму

     (дерзКий→ дерзоккр. ф.)

   — после Ц,Ч,К (ткаЧ → ткацКий)

  ☺Исключения: узбекСКий, угличСКий,

    таджикСКий

  ж) –ик-/-ек- у существительного

  ☺Помню: зову на помощь родит. падеж.

   Если гласная «беглая», то это Е.

   цветочЕК → цветочКарод. п.

   ключИК → ключИКарод.п.

    Смотри продолжение справа →→→→→

6.Словарное слово.

   (непроверяемые гласные и согласные в

   корне)

7. жи-ши /  ча-ща / чу-щу

    Помню исключения:

    брошюра, жюри, парашют

8.Буквы и-ы после ц:

  Помню: И пишу в словах на –ЦИЯ

       и в корне слова.

   ☺Исключения: цыган, цыпочки, цыкнул,

   цыпленку, цыц, цыпка

   цифра, лекция, с улицы, сестрицын,

   цыганискл 

9.Мягкость согласного

  (пропуск мягкого знака): коньки, лебедь.

10.Разделительный ь

     пью, соловьи, бьет

11.Разделительный ъ

   а)ъ пишу только после приставок на

     согласную

     объяснение, въезд.

   б) ъ пишу в инояз. словах после приставок

      ад-, ин-, кон-, об-, суб-,

      адъютант, конъюнктура, инъекция

    в) ъ пишу в иноязыч. словах после

      первой части сложного слова:

      фельдъегерь

12.ь после шипящих в конце

     существительных и наречий

     калач_, дочь, без туч_, горяч_, настежь

    Помню:

    а) ь пишу у всех сущ. 3-го скл.

        Дочь3 скл, задачне 3 скл

    б) ь пишу у всех наречий:

        навзничьнар.

         Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

13.Вежливый ь в окончаниях

     глаголов 2-го л. ед. ч.:

     пишешь, моешься.

     Ь в неопр. форме (инфинитиве)

      глагола:

     беречь, мочь.

     Ь в повелительном наклонении

     глаголов:

     режь, мажь.

14.В сочетаниях

     чк, чн, нч, нщ, рщ, нт

     не должно быть ь.

15.Безударная проверяемая гласная

     в корне слова:

     варенье – варит;                     ☻

     сварил, заварка, вареный

16.Проверяемая парная глухая или

     звонкая согласная в корне      ☻

     (б-п,  в-ф,  г-к,  д-т,  ж-ш,  з-с)

     редко – редок;

     редкость, проредить, редкий.

17.Единственный ь в сложном

     числительном:

     семнадцать, семьдесят, семьсот

    (Помню: если у числит. нет мягкого

    знака на конце слова, то он есть в

    середине!)

18.Двойная согласная в корне:

     аллея, группа

19.Соединительная гласная о или е

     в сложных словах:

     босоножки, землеройка

    ☺ (Помню: после мягких и шипящих

      пишу е)

20.Непроизносимая согласная в корне:

     грустно – грустить;

     грустный, загрустил, грусть

21.Частица не с глаголами и

     деепричастиями:

     не _ былгл; не _ раздумываядееп;

     ненавидетьгл (искл.)

     ☺ (Помню: всегда раздельно!)

22.-тся или -ться в глаголах.

23.Слабое (безударное) окончание

     существительных.

     ☺Контрольные слова:

     1 скл –земля (м.р.,ж.р. –а,-я)

     2 скл –конь (ср.р. –о,-е , м.р. -…)            

     3 скл –степь (ж.р. на шипящую)

24. Слабое окончание в прилагательных,

      местоимениях, порядковых

      числительных и причастиях.

25.Ошибка в наречии (слитно, раздельно,

     через дефис). См. таблицу!ٱ

26.Частицы бы, (б), ли (ль), же (ж).

    (Помню: если можно переставить бы, же

    в другое место или опустить, то

    это частица и пишется она отдельно). ☺

27.Заглавная буква в имени собственном.

28.Частицы –то, -либо, кое-, -нибудь в

     неопределенных местоимениях и

     наречиях:

     кто-то, кто-либо, кое-кто, кто-нибудь

    ☺ (Помню: кое-, -то, -либо, -нибудь,

                    черточку не позабудь!)

29.Не или ни в местоимениях и наречиях:

     никто – некто;

     никогда – некогда

    (Помню: под ударением пишу е)

30.Кавычки в названии:

     «Маленький принц» (книга)

     «Трамвай» (журнал)

     «Ну, погоди» ( мультфильм)

31.Буквы З и С на конце приставок:

     разбудить, расписание.

      (Помню: З пишу перед звонкими,

                          С пишу перед глухими!)

      Все глухие ищу здесь:

    —Степка, хочешь щец?

    — Фи!

32.Буквы О и Е после шипящих и Ц

     в окончаниях существительных,

     прилагательных и местоимений:

     врачом – солнцем

     большого– могучего

     (Помню: под ударением пишу О!)

33.Буквы Е и И в корнях с чередованием:

     наБИРаю – наБЕРу

     выТИРаю – выТЕРеть

     уМИРать – уМЕРеть

     заДИРать – заДЕРешь

     заПИРать – заПЕРеть

     БЛИСТать – БЛЕСТеть

     расСТИЛать – расСТЕЛить

   выЧИТание – выЧЕТ

   заЖИГание — заЖЕГ

    ☺ (Помню: в корне пишу И,

                     если за ним суффикс А

    Исключения: сочетание, сочетать,

         побирушка

34.Чередование –ним-// -а

                              -ин-// -я

     заНИМать – заНЯть

35.Буквы О и А в корнях с чередованием

     изЛАГать – изЛОЖить

     КАСание – КОСнуться

     ☺ (Помню: в корне пишу А,

                     если за ним суффикс А)

    б) полногласие и неполногласие:

        —ОРО- РА  (гОРОд –гРАд)

        —ОЛО-ЛА (хОЛОд –хЛАд)

        —ЕРЕ- РЕ (бЕРЕг –бРЕг)

36. Корни с чередованием

     а) ГОРеть –заГАР

         ТВОРить —  уТВАРЬ,ТВОРчество

          поКЛОНиться – КЛАНяться

                                         поКЛОН

          ЗАРница – ЗАРево, ЗОРи

          (Помню: без ударения пишутся

          корни левого столбика, а под

          ударением любая.)

      б) ПЛАВать, ПЛЫВунец

          (но! ПЛОВец, ПЛОВчиха )

37.Буквы О-А в корне с чередованием

      -РАСТение – выРАЩивать

      выРОС

     (Помню: А пишу перед СТ, Щ,

    искл: РОСТов, РОСТовщик, РОСТок,

              РОСТислав, отРАСль)

    Буквы О – А в корнях с чередованием

              СКАКать- выСКОЧить

        (Помню: А пишу перед К, О перед Ч)

        Искл.: СКАЧу, СКАЧок ☺

38. Слабые (безударные) окончания

       глаголов 1-го и2-го спряжения.

      (Помню, как определить спряжение:

  1. Ставлю глагол в инфинитив (н. ф.)                        
  2.  Проверяю подсказкой:

Не на –ИТЬ, не исключение,

Значит 1-е спряжение.

  1. БРИТЬ, СТЕЛИТЬ –искл 1-го спр.
  2. Гнать, держать, смотреть и видеть

Дышать, слышать, ненавидеть,

и обидеть, и вертеть,

и зависеть, и терпеть – искл 2-го спряжения.

39. Гласные О-Е после шипящих и Ц в

      корне:

      дешевый, желтый, черный

      шоссе, жокей (иностр.)

      ☺ Подсказка!

       В безударном положенье

       О пиши ты без сомненья:

       шоколад, шоссе, шофер,

       пончо, шовинизм, жонглер,

       шотландка, ранчо, креп-жоржет,

       добавь жокей. Ошибок нет!

40.Гласные О-Е после шипящих и Ц  в

     суффиксах сущ., прилаг., наречий

     дружОК, свинцОВый, грушЕВый,

     горячО, певучЕ

     ☺ (Помню: под ударением пишу О)

41.Приставки ПРЕ— и ПРИ

     ☺ (Помню: ПРЕ- при значении «очень»

     и «пере»;

     ПРИ- при значениях: приближение,

     присоединение, неполное действие,

     нахождение около чего-нибудь).

     Приплыть (приближ.),

     Прибить (присоедин.)

     Прибрежный (около берега)

     Приоткрыть (не совсем открыть)

     Прехитрый (очень хитрый)

     Преступник (переступить)

42.Буквы И-Ы в корне после приставок.

     (Помню: после приставки на    

     согласную

     И в корне заменяется на Ы.

     ПОДыграть (играть), но! Поиграть.

     Искл.: После СВЕРХ-, МЕЖ-, ДЕЗ-

     пишу И.: межинститутский, контригра.

 ☺ Исключение: взимать

43.Дефисное и слитное написание

     морфем ПОЛ— и ПОЛУ

 ☺Помню: правило «Юли»

     Пол через дефис, если 2-й корень

     — начинается с заглавной буквы

       пол-Юли, пол-Светлого

     — начинается с Л: пол-лимона

     — начинается с гласной: пол-яблока

  ☺Помню: ПОЛУ- пишу слитно

      полумесяц, полукруг

44.Буквы Е-И в суффиксах

     существительных:

     комочек –комочка

     ключик-ключика

     (Помню: зову на помощь родит. падеж.

      Если гласная в суфф. выпадает

      в род. п., то это суф. –ЕК.)

45.Буквы О-А на конце наречий.

     Направо   после этих приставок — О

     Вправо

     Задолго  (за окнО)

   Издалека   после этих приставок пишу — А

   Допоздна

   Справа            (с окнА)

    (Помню: проверка: после любой

   приставки ставлю слово «ОКНО»)

46.Не с существ., прилагат, нареч. на -о.

     Общее: если есть противопоставление,

     То пишу раздельно.

     Для прилаг. и нареч.: пишу раздельно,

     если перед НЕ есть слова НИСКОЛЬКО,

     НИЧУТЬ, ОТНЮДЬ, ВОВСЕ  

     Если слово перед НЕ начинается с НИ,

     то пишу раздельно.

      (Помню: если слово без НЕ не

     употребляется, то пишу слитно.

     Неряха, невзгоды…)

47*.Производные предлоги:

     из-за, из-под  ___ через дефис

     в__течениЕпред          =

     в__продолжениЕпред =значение времени 

     в течениИ сущ. (реки.., на конце И)

     в продолжениИсущ. (романа …,пишу И)

     вследствиЕ пред (= из-за)

     в__следствиИсущ. ( расследование –

     пишу раздельно, на конце И)

     насчетпредлог (= о…, о поездке)

     на__счетсущ (положить деньги на__счет)

     в__ заключениЕпредлог (= в конце)

     в__заключениИсущ (= в тюрьме)

     ввидупредлог (=из-за, по причине)

     НО!! Иметь в__виду!(слово «иметь»

     влияет на раздельное написание)

     в  видепредл.

     вместопредлог  (= за)

     благодаря =

     согласно   =  + кому? чему?

     вопреки    =

48. Дефисное написание частиц

      -то, -ка,-де,-таки

      с любыми словами.

49.Слитное написание производных

      союзов:

      тоже (= и)

      также (= и)

      чтобы (= для того чтобы)

     (Помню: если ЖЕ, БЫ можно отбросить

     или переместить в другое место в

     предложении, то это не союз и       ☺

     пишу раздельно)

     потому,  оттого

50. Союзы

      как  будто

      так  как          =  в два слова!!

      потому  что    

51.Правописание междометий и

     звукоподражательных слов:

     Ну, ох, ах, эй, гм, ура, тьпру…

52. Слитное и дефисное написание

      сложных  прилагательных.

      Белоствольная (белый ствол)

      Ствол (какой?) белыйподчин

      Темно-синий (темный и синийсочин)

53*. «Различение частиц  Не и НИ».

54.Не с причастиями.

     ☺Помню случаи раздельного напис-я:

     а) с краткими причастиями

         не__прочитанакр.пч

     б) при противопоставлении

         не__решенная, а списанная

     в) у причастий с зависимыми словами,

         т.е. в причастном обороте

         не__выполненная вовремяз.с. работа

      ☺ В остальных случаях пишу слитно.

55.Не с местоимениями.

     ☺Помню: если между НЕ и Местоим.

          есть предлог, то пишу раздельно

          (в три слова)

       Не у кого – некогонет предлога

       Не с кем – некемнет предлога

56.Корни с чередованием

     а) мак//мок

         мак – «погружать в жидкость»

         мок  — «пропитаться жидкостью» 

         промокашка, обмакнуть

     б) равн//ровн

         равн – равный (схожий, одинаковый)

         ровн – ровный (прямой, гладкий)

     ☺Помню исключения:

         ровесник, равнина

1. Пишу предложение еще раз.

2. Пишу строчку с этим словом.

3. Пишу 3 сущ. или мест. с этим предлогом.

4. Пишу строчку слов с этой приставкой и    

    отмечаю ее.

5. Придумываю 3 слова с эти суффиксом и

    отмечаю его

     з) Н, НН у прилагательных

  ☺Помню: нн пишу, если:

   — основа сущ. на –Н (банный→баня)

   — суффиксы –онн-/-енн- (соломЕННый)

     Исключение: ветреный

     Но! Безветренный

  — В словах: стеклянный, оловянный,

                     деревянный

  и) Н, НН в суффиксах причастий

  Помню: нн пишу, если:

  — у прич. есть зависимое слово, т.е. в

    причастном обороте

   написанный (как?) от рукиз.с. документ

  — при наличии любой приставки, кроме НЕ

    замеченный, намазанный, но немазаный

  — если прич. сов. вида (что сделанный?)

    решенныйсов.в.

    Исключение: раненый

  — у прич. на –ованный, -еванный

    маринованный

   Исключение:  кованый, жеваный

  ☺Помню: в кратких прич. всегда Н

   задача (какова?) не решенакр.прич.

  Помню: есть слова для запоминания

   к)-очк / корочка, девочка…

6. Пишу на «солнышке» ☼ не менее 5 раз.

7.Пишу строчку слов с той парой, в которой

   ошибся.

8. Кроме этого слова, пишу еще 2 с ци.

9. Пишу три подобных слова.

10. Пишу 3 слова с разделительным ь.

11.Пишу это слово 2 раза, отмечая    

      приставку и первую гласную корня.

12. Пишу данное слово, определяю

      часть речи, у существительных

      надписываю склонение;

      ь подчеркиваю одной чертой,

      шипящую – двумя.

      Над искл. подписываю «искл»

13. Пишу 3 любых глагола 2-го лица;

                 3 глагола в неопр. форме;

                 3 глагола в повелит. наклон.

← ☺Помню:у глагола после шипящей

         всегда пишу ь.

14.Придумываю еще 2 слова с этим

     буквосочетанием.

15.а) Подбираю и пишу через тире

         проверочное слово;

     б) сочиняю еще 3 слова с этим корнем,

         отмечая корень.

16.а) Подбираю и пишу через тире

         проверочное слово;

      б) пишу еще 3 слова с этим корнем.

17.Записываю это числительное, а рядом-

     еще 2 похожих.

← ☺

18.Пишу слово 2 раза, подчеркивая

     двойную согласную.

19.Отмечаю корни, из которых состоит

     слово, и обвожу кружком

     соединительную гласную.

20. Подбираю и пишу через тире

         проверочное слово и еще 3 слова

         с этим корнем.

21. Пишу 3 глагола или деепричастия

      с частицей не.

      Что делать? Что сделать?  — Глагол

      Что Делая? Что сделав? – Дееприч.

22. Задаю к глаголу нужный вопрос:

      надо (что сделать?) извиниться;

      он (что сделает?) извинится.

23. Определяю склонение существит-го

      и подбираю контрольное слово;

      по дороге (1 скл) – по земле

24. Проверяю вопросом:

      до (каких?) третьих петухов

      к (какой?) румяной щеке.

25. Кроме этого, пишу еще 2 похожих.

26. Пишу три слова с этой частицей

      (раздельно).

27. Пишу три слова на эту букву.

28. Пишу еще 2 слова с этой частицей

      (через дефис).

29. Пишу еще 2 похожих местоимения

      или наречия, ставя ударение.

30. Пишу название любой книги.

31. Пишу три подобных слова.

32. Кроме этого, пишу еще 2 подобных

      слова, ставя в них ударение.

33. Пишу три слова с этим корнем,

      отмечая его и суффикс А.

☺Смотрю таблицу ٱ

34. Пишу три слова с этим корнем,

      отмечая его и суффикс А.

35. а) Пишу три слова с этим корнем,

      отмечая его и суффикс А.

б) Пишу слово дважды.

36. Пишу три слова с данным корнем,

      отмечая ударение.

Исключения: утварь, изгарь, пригарь,

                            выгарки, зоревать,

                            пловец, пловчиха

37. Пишу три слова с этим корнем,

      отмечая его.

38. Определяю спряжение глагола.

    ☺ (Помню окончания: 

     -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) – 1 спряж.

     -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят) – 2 спряж.)

39. Русские слова проверяю  

      «родственником», иностранные

      прорабатываю как словарные слова.

      ☺ (Помню: сигнал 1,2,3!)

      ☺ Подсказка:

       Пишем Ё в словах: дешёвка,

       Бечёвка, ночёвка и раскорчёвка,

       Тяжёлый, сгущённый, стажёр,  

                                          ухажёр,

       Печёнка, тушёнка и дирижёр.

40. Пишу еще 2 слова с суффиксом,

      в котором ошибся, ставлю ударение.

41. Пишу еще 2 слова с этой приставкой.

      Указываю значение.

Помню: если значение не определяется,

    то это словарное слово.

Помню  парные слова, отличающиеся

     одной гласной:

   прИбытьприезжать -прЕбыватьнаходиться

    прИемникаппарат — прЕемникпоследователь

   прИзретьприютить – прЕзиратьненавидеть

   прИступитьначать — прЕступитьзакон

   прИтворитьзакрыть — прЕтворитьвоплотить

   прИдатьдобавить –прЕдатьвыдать

   прИходящийприходит — прЕходящеевременное

42. Пишу еще 2 слова, подобных этому.

←☺

43. Пишу еще 2 слова, подобных этому.

44. Пишу слово, рядом его род.п., выделяю

      суф.

      Если гласная беглая, то это Е.

←☺

45. Пишу еще 2 наречия с таким

      суффиксом.

46. Записываю пример, где ошибся.

      Указываю часть речи.

      При раздельном написании двумя

      чертами подчеркиваю или противо-

      поставление, или специальные слова,

      что написаны слева.

      Не__правдасущ, а ложь.

      Вовсе не__интересныйприлаг.

      Ни для кого не__важнонареч.

      Неряхане употр. 

47. Пишу данное слово, определяю

      часть речи (предлог или сущ-е).

      Выбираю то, что подходит из

      написанного слева и отмечаю точно

      так же.

      Пишу еще 2 слова с этим предлогом.

      ______________________________

     * Предлоги, не вызывающие

      трудности: впереди, напротив, возле,

      кругом, вдоль, вблизи, вокруг,

      в  связи.

       !!!Предлог « несмотря  на» 

      надо отличать от деепричастия

      «не__смотря на» !

      (Помню: деепричастие встречается

      крайне редко, оно имеет значение

      «не глядя» и пишется раздельно с НЕ:

       Он говорил, не  смотря дееп на

      слушателей.

       Несмотря на пред дождь, мы пошли

       гулять.

       Несмотря на предл = вопреки чему-н.)

48.  Пишу еще 2 слова с этой частицей.

49. Убеждаюсь, что это союз, а не

      местоимение с частицей.

      Пишу данное, надписываю часть речи.

   ☺ (Помню: по__тому берегу

                    от__того  поворота

   Это не союз, потому что рядом есть

   поясняемые существительные. Можно

   местоимения «тому», «того» заменить

   на любое прилагательное.)

50. Прорабатываю как словарное слово.

      ☺ (Помню: никогда не пиши «буд-то» —

       это безобразие!! Потому что нет

       такого слова «буд»)  

 51. Проставляю необходимые знаки

       препинания.

52. Если прилагательное образовано с

      подчинительной связью, пишу слитно.

      Если с сочинительной связью – дефис)

      Проверяю вопросом при подчинении

      и соединением союза И при сочинении)

      (Помню: есть объемная таблица ٱ по

      теме «Слитное, дефисное и раздельное

      написание сложных существительных

      и сложных прилагательных)

53. Обращаюсь за помощью к таблицеٱ

      «Различение частиц  Не и НИ»

      Выбираю оттуда нужное объяснение.

54. Пишу данное, определяю условия

      написания (слитно или раздельно),

      делаю необходимые пояснения (смотрю

      слева)                    

55. Пишу данное слово,обозначаю

       условия выбора, записываю еще 2

       примера.

56. Пишу слово, в котором ошибся,

       определяю значение, записываю его

      в скобках.

      Выделяю корень, одной чертой

      подчеркиваю гласную в корне.

Работа над ошибками.docx

Памятка работы над ошибками

1.     Пропуск, замена букв, искажение слов.

Выпиши слово правильно, раздели слово на слоги, подчеркни букву, в которой допущена ошибка.

2.      Слог. Ударение.

Выпиши слово, раздели его на слоги правильно.

Например: у|чи|тель|ни|ца.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов, это знает каждый из учеников.

Выпиши слово, правильно поставь ударение.

Например: дéвочка.

3.     Точка, вопросительный, восклицательный знак в конце предложения.

Выпиши предложение правильно, в конце поставь нужный знак, подчеркни его.

Например: Москва-столица нашей Родины.

4.     Перенос слова.

Выпиши слово, раздели его вертикальной чертой на слоги и горизонтальной чертой для переноса.

Например: о|си|на, оси-на.

5.     Имена собственные.

Выпиши слово, в котором была допущена ошибка, правильно, орфограмму подчеркни. Запиши еще два слова на это правило.

Например: корова Зорька, собака Жучка, котенок Пушок.

Запомни! Имена, фамилия, клички, города – все с заглавной буквы пишутся всегда.

6.     Гласные после шипящих. Сочетания жи-щи, ча-ша, чу-щу.

Выпиши слово, в котором была допущена ошибка, правильно. Запиши еще два слова на это правило. Орфограмму подчеркни.

Например: машина, малыши, карандаши.

7.     Сочетания чк, чн.

Выпиши слово правильно, подбери еще два слова на это правило. Орфограмму подчеркни.

Например: задачка, полочка, удочка.

Запомни! Сочетания чк, чн пишутся без мягкого знака.

8.     Мягкий знак показатель мягкости  в конце, середине слова.

Выпиши слово правильно, подчеркни мягкий знак. Подбери еще ва слова на это правило.

Например: соль, пень, ремень.

9.     Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Выпиши слово правильно, подбери проверочное слов, орфограмму выдели.

Например: волнáʹ-вóлны.

10.  Парные согласные в корне слова.

Выпиши слово правильно, подбери проверочное, орфограмму выдели.

Например:мороз-морозы.

11.  Словарное слово.

Выпиши слово правильно, поставь знак ударения, подчеркни букву, которую надо запомнить. Напиши два однокоренных слова.

Например: ребята, ребятишки, ребятки. 

12.   Удвоенные согласные.

Выпиши слово правильно, удвоенные согласные подчеркни. Раздели слово для переноса.

Например: русский, рус-ский.

13.  Непроизносимые согласные.

Выпиши слово, подбери проверочное. Орфограмму выдели.

Например: звездный-звезда 

14.   Разделительный мягкий знак.

Выпиши слово правильно, подбери еще два слова на это правило. Орфограмму выдели.

Например: семья, воробьи, вьюга.

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными е,ё, ю, я, и, если слышится звук й.

15.   Разделительный твердый знак.

Выпиши слово правильно, подбери еще два слова на это правило. Орфограмму выдели.

Например: съезд, объём, обявление.

Запомни! Разделительный твердый знак (ъ) пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными е, ё , ю, я.

16.   Состав слова.

Выпиши слово правильно, разбери его по составу. Придумай и запиши еще одно слово с такой же конструкцией.

Например: поездка, походка.

17.   Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно и выдели в нем приставку. Запиши еще два слова с этой  приставкой.

Например: полетели, побежали, подул.

18.   Правописание предлога со словом.

Из предложения, в котором была допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог, между предлогом и словом вставь еще слово или вопрос.

Например: к берегу, к (какому?)берегу, к (крутому?)берегу.

Запомни! Предлог –это отдельное слово, оно пишется отдельно. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или еще слово.

19.   Правописание приставки со словом.

Выпиши слово правильно и выдели в нем приставку. Образуй от этого слова  два родственных слова с приставками.

Например: заехал, приехал, поехал.

Запомни! Приставка-это часть слова, она пишется слитно со словом.

20.   Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно, определи род. Запиши еще два слова на это правило.

Например: луч(м.р.), товарищ, шалаш; ночь(ж.р.),  мышь, помощь.

21.   Не с глаголами.

Выпиши глагол с частицей НЕ. Запиши еще два слова на это правило.

Например: не был, не выучил, не знал.

Запомни! Не с глаголами пишутся отдельно.

22.   Разбор предложения по членам предложения или по частям речи.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь, какой частью речи является  каждое слово. Выпиши слова парами с вопросами.

                                 прил.      сущ.           гл.      пр.     сущ.

Например:             Седые туманы плывут к облакам.

туманы(какие?)седые;

плывут (куда? к чему?) к облакам;

23.  Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Определи его склонение и падеж, выдели окончание.

Например: на газете-1 скл.Пр.п.

24.   Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь от существительному к прилагательному вопрос. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи число, род и падеж прилагательного по существительному.

Например: к лесу(какому?) дальнему- ед.ч., м.р., Д.п.

25.  Предлог перед местоимением.

Выпиши из предложения предлог с местоимением.

                   пр. мест.

Например: к нему.

Запомни! Предлоги с местоимением пишутся раздельно.

26.  Мягкий знак (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.

Выпиши глагол правильно. Запиши еще два глагола на это правило.

Например: пишешь (2л., ед.ч.), сидишь, ругаешься.

Запомни! В окончаниях глаголов 2 лица единственного числа( -ешь, -ишь) пишется Ь.

27.  Правописание –тся, ться в глаголах.

Поставь к глаголу вопрос и запиши глагол правильно.

Например: (что делать?)улыбнуться; (что делает?)улыбается.

28.  Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед –ть. Определи спряжение, лицо, число.

Например: пишет-писать (Iспр., 3л., ед.ч. )    

29.  Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени.

Выпиши глагол, поставль его в неопределенную форму, определи гласную перед –ть,  напиши ту же гласную в суффиксе глагола прошедшего времени. Выдели суффиксы.

Например: приставил-приставить (II спр.)

30.  Правописание наречий.

Выпиши слово правильно, составь с этим словом словосочетание.

Например: справа— опасность справа.

31.   Правописание сложных слов с соединительными гласными о, е.

Выпиши слово правильно, выдели в нем два корня, подчеркни соединительную гласную.

Например: полеводство, самовар.

32.  Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Сделай его краткий синтаксический разбор (характеристика, грамматическая основа, схема, части речи)

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. (повеств., невоскл., прост., осл. одн.  чл. O,O).

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. — Здравствуйте.

— Тема нашего урока: Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок.

Цель: формировать умения находить орфограммы в суффик­сах и приставках, правильно обозначать буквой безударный глас­ный или парный по глухости-звонкости согласный звук в при­ставке или суффиксе, писать слова с суффиксами -ек, -ик.

2. Работа над ошибками. Внимательно прочитайте свои сочинения. Сами или с помощью взрослых найдите ошибки. Сделайте работу над ошибками.

Записываете в тетрадь:

Девятое декабря.

Классная работа.

Работа над ошибками.

Если ошибок нет, продолжаем работать дальше.

3. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова.

Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.

— Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.

— В каких частях слова могут быть орфограммы?

— Как проверить написание слова с орфограммой в корне? (Подобрать проверочное слово.)

А если орфограмма в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется приставка или суффикс.)

— Сформулируйте тему урока.

4. Работа по учебнику

Упр. 239 (с. 124).

5. Физкультминутка.

6. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 242 (с. 125).

Прочитайте пары слов.

— Какой суффикс у слов первой группы?

Что с ним происходит при изменении формы слова?

Какой суффикс у слов второй группы?

Что с ним происходит при изменении формы слова?

Сформулируйте правило.

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Расскажите о правописании суффиксов -ик и -ек.

Прочитайте ниже сведения о языке.

— Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Как правильно обозначить буквой безударный гласный в приставке?

— Когда в слове пишется суффикс -ек, а когда -ик?

Домашнее задание. с. 126, упр.243, правило

РАБОТА НАД
ОШИБКАМИ

1.Если    пропустил    или   
переставил    букву    в    слове, напиши       слово
 правильно и
подели его на слоги:

     машина,  мальчик

2.Если ошибка в сочетаниях   жи — ши, ча — ща, чу
— щу,
чн,  чк, щн,
рщ,  чт , нч
напиши    слово правильно и подбери ещё два слова на это правило:

ночной — речной,
печной

З.Если перенёс слово
неверно, напиши все случаи его переноса:

     ма-ленький,  малень-кий

    осен-ний, зай-ка

4.Большая буква 
в именах собственных. Напиши    слово  правильно  и ещё два слова на это правило:

    Москва
— Тула, Воронеж

5. Раздельное   написание  
предлогов   с   именами   существительными,
прилагательными и числительными:

с  берёзы  —  с  (красивой) берёзы

у   Даши  —  у  (кого?) Даши

на  десять   —  на (сколько?) десять

6.Если  ошибка  в  словарном   слове, напиши  это   слово  правильно  
и 
составь с ним предложение:

    адрес — Я написал неверно адрес.

7.  Гласные звуки  в слабой  позиции  в корне  слова проверяй по  их 
сильной  позиции  путём  подбора  однокоренных  слов  или формой  слова:

     сова – совушка

     сова – совы

     стрела  — стрелы

     стрела  —  стрелочка             

по
и

Если при изменении
гласный звук выпадает, он обозначается буквой
О или Е:

     камень   – камни

     локоть    —  локти

8. Согласные  звуки в слабой  позиции  в
корне  слова проверяй по  их  сильной  позиции  путём  подбора  однокоренных 
слов  или формой  слова:

     редкий  —  редок

     зуб  —  зубной

9.
Правописание 
И  и  Ы  после  Ц.
Напиши  слово  правильно  и  ещё  два  слова  на  это  правило:

     цирк  —  циркуль, цифра

Но  помни:  цыган, цыц, цыпочки, цыкнул,
цыплёнок.

      птицы  —  ножницы, молодцы

     акация  —  милиция, акция

10. Непроизносимые  согласные  звуки в слабой  позиции  в корне  слова проверяй по  их  сильной  позиции.
Измени слово так, чтобы непроизносимый согласный звучал чётко:

   
капустный – капуста

    звёздный
– звезда

11.Если ошибка в сложном слове, выдели корень, основу и подчеркни 
соединительную гласную:

     самолёт

    
трудолюбивый

11.
Гласные  и  согласные  звуки  в  слабой  позиции  в  приставке  проверяй  по 
сильной  позиции  или  по  словарю:

     пробежал  —  пропуск

     сбежал  —  смыть

12.
Гласные  и  согласные  звуки  в  слабой  позиции  в  суффиксе  проверяй  по 
сильной  позиции  или  по  словарю:

     барабанщик  — 
обувщик

     радость  —  злость

     ключик — нет ключика

     замочек – нет замочка

13.
Если    пропустил    или    перепутал    буквы Ъ , Ь   разделительные знаки  в    слове, напиши    слово  правильно.
Разбери слово по составу и подбери ещё два
слова на это правило:

     подъезд – съёмка, объявление

     воробьи  — семья, вьюга

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 (кто? что?)

14. Правописание имен существительных   женского 
рода  в  единственном  числе  с   шипящими   
Ж, Ш, Ч, Щ на   конце. Напиши слово верно ,
определи род, подбери
еще 2 слова на эту
орфограмму:

дочь ( она  моя)
ж. р. ночь , рожь  

 мяч (он  мой)
м.р. плащ, уж   

туч  (много  чего?)туч 
мн.ч., ж.р.
  

15.Если ошибка в падежных окончаниях, напиши
слово верно, поставь в начальную форму , определи род  и склонение
существительного, подбери проверочное слово :

        по дорог е,  дорог а – ж.р., 1-е скл. ,
по рек е

      
о космос е, космос 
 — м.р., 2-е скл. , о стол е

       для печ и, печь
  — ж.р., 3-е скл. , для степ и

16. Правописание  окончаний имен
существительных  после  
шипящих  Ж, Ш, Ч, Щ и Ц под ударением пишется О, а без ударения — Е. Напиши слово ,
поставь ударение  и напиши
  еще 2 слова на это
правило :

мяч
ом
 —  ключ ом , борщ ом

душ
ем  —   зайц ем, товарищ ем
 

ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

(какая? какой? какое? какие?)

17. Безударные
падежные  окончания прилагательных проверяй
вопросом
, который ставь от существительного:

березов ую , в рощу
(как ую ?) березов ую

ГЛАГОЛ

(что  делать? что
сделать?)

18. Окончания
глаголов в прошедшем времени проверяй вопросом :

встал о, солнышко
(что сделал о?) встал о
 ср.р.

19. Правописание Ь
после шипящей
Ч в неопределённой форме

глагола , подбери еще 2 слова на, это правило:

испечь (что сделать? Н.ф.)
залечь, остричь

20. Раздельное написание   частиц  НЕ, НИ, ЖЕ, ЛИ, БЫ
с глаголами. Подбери 2 примера на, это правило :

      не читал  (что делал?) 
глагол – не  умел, не  принял

закричал  бы  (что
сделал?)  глагол —  жил  бы, готовил  бы

21. Глаголы любят приставки:

пошёл  (что
сделал?)  глагол – закричал, написал

22. Безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем
времени проверяй неопределенной формой глагола и формой

3-его лица множественного числа :

пиш ет  (что делать?)
писать 1 спр.

или

пиш
ет 
(они что делают?) пиш ут   1спр.

23. Безударные
личные окончания, глаголов-исключений

    1
спр.   брить, стелить  пиши е:

бре ет  (что
делать?) брить  гл. искл.

2 спр.  
гнать
, держать,  слышать, дышать, ненавидеть , зависеть, вертеть, обидеть, терпеть, видеть, смотреть   пиши и:

          дыш ит  (что
делать?) дышать гл. искл.

24. Глаголы на -ться  и -тся проверяй вопросом :

смеяться  (что
делать
?) Н.ф.   

смеётся   (что делает?) наст.вр. 

 посмеётся   (что  сделает?) буд.вр. 

25. Мягкий знак у глаголов 2 лица ед.числа  после  конечного  шипящего:  

чита ешь  (ты что
дела ешь?) рису ешь, говор ишь

26. В глаголах прошедшего времени перед суффиксом  -л-  пиши ту
гласную, которая, пишется в этом глаголе  в  
неопределенной
форме:

       строил,  строить  —  строил

       веял,  веять  —  веял

МЕСТОИМЕНИЕ

( я, он , она ,оно ,
они)

27. Раздельное написание предлогов с местоимениями:

    для  меня , для 
(кого?)  меня

28. В начале местоимений  его , ему ей, ее , ею , их, им, ими  после

предлогов
прибавляется н:
   

был  у  него, видел
его

НАРЕЧИЕ

( как? когда?’ где? насколько? )

29. Наречие пиши слитно:

слева , написал (где?
наречие)  с
лева

30. Правописание наречий на О , Е
на конце слова .  Напиши слово 
правильно и 
подбери  еще 2 слова на  это  правило:

красиво  (как? наречие) легко , ярко   

певуче (как? наречие) излишне , неуклюже

31. В наречиях с приставками  с, из , до
на конце пишется
а;

        
(как? наречие ) справа , издавна 

В наречиях с приставками в , на , за на
конце пишется
о:

       (как? наречие)
вправо, в
лево 

ЗНАКИ  ПРЕПИНАНИЯ В  ПРЕДЛОЖЕНИИ

32.
Если  ошибка  в  оформлении  предложения, запиши  его  правильно, подчеркни 
начало  и  конец  предложения.

     Весело 
шумит  молодой  лес.

     Хорошо  летом  в  лесу!

     Вы  читали  эту  книгу?

33. В предложении  с однородными 
членами ставится  запятая:

1)   если они
соединены  интонацией перечисления:

     Ученики  читают ,  пишут.

   2) если  соединены  союзами  а,  но :

     Солнце  светит  , но  не  греет.

     В  гостях  хорошо , а  дома  лучше.

   3) если  соединены  повторяющимися  союзами  и  ,  или:

    В  саду  растут  и   яблони  , и  груши.

    Лето  я  проведу  или  у  бабушки  , или 
в  лагере.

   Запятая  не  ставится  ,  если  они 
соединены  одиночными  союзами 
и  ,  или:

    В  саду  растут  яблони  и  груши.

    Маша  будет  читать  или  рисовать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Делать акцент лексическая ошибка
  • Дейз ошибка 0х0001
  • Декабристы любили и восхищались русским народом исправить ошибки
  • Делалось это дурачась мистификации ради ошибка
  • Дейз ошибка 105