Действительные и страдательные причастия ошибки

Ошибки в причастиях


Ошибки в причастиях

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 889.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 889.

При написании причастий учащиеся зачастую сталкиваются с трудностями правописания гласных и некоторых согласных в суффиксах. Грамотное их использование зависит от залога и времени. В этой статье приведены правила написания причастий с примерами, а также приведены способы определения ошибки в причастном обороте.

В русском языке причастия образуются от глаголов при помощи формообразующих суффиксов и, как и глаголы, имеют грамматические признаки вида, залога, времени, переходности, возвратности. Как правило, ошибки в причастиях связаны с неверным написанием гласных и некоторых согласных в суффиксах. Особенности их правописания в зависимости от их времени и залога приведены в таблице.

Действительные причастия Страдательные причастия
Полные формы Краткие формы
правило примеры правило примеры правило примеры
Настоящее время (образуется от основы глаголов настоящего времени) -ущ-/-ющ- (пишутся в причастиях, образованных от глаголов 1-го спряжения) делающий, читающий, несущий -ем-/-ом- (пишутся в причастиях, образованных от глаголов 1-го спряжения) изменяемый, называемый, ведомый -ем/-ом изменяем, называем, ведом
-ащ-/-ящ- (пишутся в причастиях, образованных от глаголов 2-го спряжения) звенящий, видящий, лежащий -им- (пишется в причастиях, образованных от глаголов 2-го спряжения) слышимый, хранимый, судимый -им слышим, храним, судим
Прошедшее время (образуется от основы глаголов прошедшего времени или инфинитива) -вш- (пишется в причастиях, образованных от глаголов с основой на гласный) сделавший, прочитавший, укусивший -енн- (пишется в причастиях, образованных от глаголов на -и-)

-нн- (пишется в причастиях, образованных от глаголов на – -ать/-ять/-еть)

укушенный, принесенный, убаюканный -ен/-н укушен, принесен, убаюкан
-ш- (пишется в причастиях, образованных от глаголов с основой на согласный) несший, прилегший, везший -т- (пишется в причастиях, образованных от односложных глаголов) разбитый, укрытый, выпитый разбит, укрыт, выпит

Кроме того, при образовании причастий следует помнить следующие правила:

  • При образовании страдательных причастий настоящего времени от глаголов с -ова-, данный суффикс заменяется на суффикс -у- (фаршировать – фаршируемый, копировать – копируемый).
  • Причастия с частицей не пишутся слитно только в случаях, если употребляются в полной форме без пояснительных слов либо без не не употребляются (ненавидящий человек, нелетающие птицы, незамеченная ошибка, но не летающие с утра птицы, ошибка не замечена).
  • Причастия не образуются от глаголов в форме условного наклонения, у причастий нет будущего времени (сделавший бы, думавший бы – неправильно образованные формы).

Как найти ошибку в причастном обороте?

Ошибки в употреблении причастных оборотов связаны с их неверным их использованием в предложениях:

  • Определяемое слово не входит в состав причастного оборота.

    Ошибочно: лежащая

    подушка

    на диване.

    Верно: лежащая на диване

    подушка

    .

  • Причастие должно быть согласовано по времени со сказуемым либо другими глаголами в предложении.

    Ошибочно: я

    разговариваю

    с мамой,

    готовившей

    пирог (сказуемое разговариваю настоящего времени, причастие готовившей прошедшего).

    Верно: я

    разговариваю

    с мамой,

    готовящей

    пирог.

  • Если причастие стоит перед определяемым словом, оно не обособляется. Если оно стоит после определяемого слова, то выделяется с двух сторон запятыми.

    Сравните: Мне подарили

    написанную известным автором

    книгу. – Мне подарили книгу,

    написанную известным автором

    .

  • Нежелательно отделять причастный оборот от определяемого слова другими членами предложения.

    Дети играли в мяч, вышедшие во двор – некорректно построенное предложение.

  • Возвратные действительные причастия, имеющие в предложении страдательное значение, принято заменять страдательными причастиями.

    Письма,

    отправляющиеся

    по почте – письма,

    отправляемые

    по почте.

ТОП-2 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Иван Трухневич

    9/10

  • Ибрагим Скотов

    8/10

  • Настя Лахтачева

    10/10

  • Anna Pupkova

    7/10

  • Елена Геннадьевна

    10/10

  • Фаяз Ахметов

    8/10

  • Алена Логинова

    9/10

  • Ариана Синкевич

    7/10

  • Кристина Полянская

    8/10

  • Сергей Шишкин

    9/10

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 889.


А какая ваша оценка?

Неправильное
употребление причастного и деепричастного оборота

Деепричие
и причастие
– довольно сложные части речи, при
употреблении которых допускается немало ошибок.

Ошибки в
употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный
оборот
– речевая конструкция, выраженная деепричастием с
зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на
вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает
обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам
в употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:

  • Действие,
    названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к
    разным субъектам действия.

Примеры
ошибок
: Заваривая чай, у него упала чашка. Убирая
в комнате
, у них сломался пылесос.

  • Деепричастный
    оборот в безличном предложении.

Примеры
ошибок
: Наблюдая за облаками, мне было спокойно. Выйдя
на улицу
, ему стало жарко.

  • Деепричастный
    оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

Примеры
ошибок
: Решив задачу, я буду отдыхать. Посещая
выставки
, он напишет статью о современном искусстве.

  • Деепричастный
    оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом,
    сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств
    и некоторых наречий).

Примеры
ошибок
: Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов,
был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя
листьями
, укрывали путников от солнца.

Неправильное
употребление причастных оборотов

Причастный оборот
– речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая
называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая?
Какое? Какие?
В предложении выступает обособленным определением и
выделяется запятыми.

К наиболее частым
ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

  • Неверное
    согласование причастия с определяемым словом.

Примеры
ошибок
: Вчера прошла выставка древних книг, собранные в
нашей библиотеке
(правильно: собранных).

  • Смешение
    действительных и страдательных причастий

Примеры
ошибок
: Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво
переливались (правильно: украшавшие).

  • Определяемое
    слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не
    внутри.

Примеры
ошибок
: Обласканное поле солнцем зеленело (правильно:
поле, обласканное солнцем, зеленело). Скрытые беседки от
посторонних глаз
были построены в липовой рощице (правильно: скрытые от
посторонних глаз
беседки были построены в липовой рощице).

  • В причастном
    обороте не может употребляться частица бы.

Примеры
ошибок
: Нам бы мебель, сделанную бы на заказ. Мы
хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.

Как определить,
какой оборот употребляется в предложении?

Случаи
неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке
обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы
определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот,
необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти
    причастие или деепричастие;
  • Поставить к
    обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или  Какой? Какая? Какое?
    Какие?
    );
  • Определить
    лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить
    синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Примеры:
Роман Достоевского, читаемый во многих странах, был переведен на
иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот,
отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман,
в предложении является обособленным определением). Заваривая чай, она
всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот,
отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет,
в предложении является обособленным обстоятельством).

«Морфологический разбор деепричастия»

Морфологический разбор деепричастия.
План разбора:

I. Часть речи (особая форма глагола — деепричастие).

Вопрос (что делая? что сделав?) Начальная форма (Варианты: неопределённая
форма глагола / нет, так как деепричастие — неизменяемое слово).

II. Морфологические признаки:

Постоянные признаки:

а) видсовершенный (выйдя — что сделав?) / несовершенный (выходя — что делая?);

б) возвратность (по наличию суффикса -сь): умывшись
(возвратный) — умыв (невозвратный), умываясь (возвратный) — умывая
(невозвратный);

в) переходность (переходные: съев хлеба, увидев море!  непереходные: придя
в гости, позвонив по телефону);

г) неизменяемая форма глагола (непостоянных
признаков не имеет).

III. Синтаксическая роль (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием).

Альтернативный план разбора:

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический
разбор деепричастия. Примеры.

Вот что заявил он, вернувшись.

1.    
Вернувшись —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«вернуться».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, возвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Заявил (когда? что сделав?) вернувшись (обособленное обстоятельство,
выраженное одиночным деепричастием).

Я уже частенько, гуляя один
в саду или в лесу, играл сам с собой в охоту.

1.    
Гуляя —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
гуля(ют).

2.    
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Играл (когда? что делая?) гуляя один в саду или лесу (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Дима слушал, широко раскрыв глаза.

1.    
Раскрыв —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«раскрыть».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, невозвратное,
переходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Слушала (как? что сделав?) широко раскрыв глаза (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Быстро спросил я, спеша воспользоваться
такой подходящей минутой.

1.    
Спеша —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«спеш(ат)».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Спросил (почему? что делая?) спеша воспользоваться такой подходящей минутой (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Счастливо улыбаясь, ответила мне мама.

1.    
Улыбаясь 
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«улыба(ют)ся».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, возвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Ответила (как? что делая?) счастливо улыбаясь (обособленное обстоятельство,
выраженное деепричастным оборотом).

Задания на предупреждение грамматических ошибок

(при изучении темы «Причастный оборот» в 7 классе, при подготовке к заданию 8 ЕГЭ по русскому языку)

Сивкова Л. Б., учитель русского языка и литературы

При употреблении причастного оборота в предложении учащиеся часто допускают грамматические ошибки, которые можно классифицировать следующим образом:

  • ошибки в согласовании причастия и главного (или определяемого) слова;

  • ошибки в расположении причастного оборота по отношению к главному слову;

  • ошибки на неверное образование форм причастия (время и вид причастий);

  • ошибки на неправильное употребление действительных и страдательных причастий.

 Для предупреждения данных ошибок использую на уроках следующие виды заданий:

  1. Нарушение согласования причастия с определяемым словом

Задания

  1. Исправьте грамматические ошибки в предложениях

а)Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью.

(Исправленный вариант :Я долго разговаривал с авторами (какИМИ?), написавшИМИ эту замечательную статью)

б) Я был рад пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки. (Исправленный вариант: Я был рад пообщаться с гостями (какИМИ?), присутствовавшИМИ на открытии выставки.

в) Мне довелось встретиться с автором книги, недавно опубликованного.

(Мне довелось встретиться с автором книги (какОЙ?), недавно опубликованнОЙ)

г) Мне хочется найти слова песни, услышанные недавно.

( Мне хочется найти слова песни (какОЙ?), услышаннОЙ недавно) .

2) Спишите, вставляя окончания.

1. В узкое оконце виднеется заросш… кустарником устье реки.

2. Путники свернули с дороги к реке, разливш…ся в этом месте.

3. Наш народ помнит имена героев, совершивш… подвиги в годы Великой Отечественной войны. Однако многие герои живут только в рассказах и легендах.

4. Ранним утром 13 апреля 1904 года броненосец «Петропавловск», шедш… на бой с японской эскадрой и нарвавш…ся на мину, пошел мгновенно ко дну. Вместе с командой погиб и находящ…ся на борту корабля художник Василий Васильевич Верещагин, стоявш… в момент взрыва на палубе и делавш… зарисовку начинающ….ся боя.

5. Библиотекарь беседовал с мальчиком, интересующ…ся книгами о природе.

3) Исправьте грамматические ошибки

  1. Шум моря, будившего меня, был очень сильным.

правильный вариант Шум (какой?) моря, будившИЙ меня, был очень сильным.

  1. Я услышал тяжёлые шаги медведя, преследовавшие меня.

(верный вариант Я услышал тяжёлые шаги медведя (какОГО?), преследовавшЕГО меня.)

  1. Дети сотрудников, имеющих какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий.

( верный вариант: Дети (какие?) сотрудников, имеющИЕ какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий).

  1. Ошибки в расположении причастного оборота по отношению к главному слову

Задания:

Исправьте предложения, объясните ошибки.

  1. Необходимо тщательно проверять направляемые документы на экспертизу.

  2. Мы шли по усыпанной аллее опавшими листьями.

  3. Ведущая улица в город была свободна.

  4. Написанная повесть молодым автором вызвала оживлённые споры.

  5. Увлечённая девушка чтением книги привлекла внимание молодого человека.

  6. Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.

исправленный вариант :

  1. Необходимо тщательно проверять документы, направляемые на экспертизу. Или: Необходимо тщательно проверять направляемые на экспертизу документы.

  2. Мы шли по аллее, усыпанной опавшими листьями. Или: Мы шли по усыпанной опавшими листьями аллее.

  3. Улица, ведущая в город, была свободна. Или: Ведущая в город улица была свободна.

  4. Повесть , написаннная молодым автором, вызвала оживлённые споры. Или: Написанная молодым автором повесть вызвала оживлённые споры.

  5. Девушка , увлечённая чтением книги, привлекла внимание молодого человека. Или: увлечённая чтением книги девушка привлекла внимание молодого человека.

  6. Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад. Или: Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад.

  1. Ошибки на неверное образование формы причастия (время и вид причастий (настоящее, прошедшее; совершенный, несовершенный)

Задание

Исправьте грамматические ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

  1. До сих пор я не нашёл человека, сумеющего помочь мне.

  2. Похвала ожидает участника, найдущего ответ на этот вопрос.

  3. Каждый человек пытается совершить дело, прославившее бы его

Исправленный вариант :

  1. До сих пор я не нашёл человека, который сумеет помочь мне.

  2. Похвала ожидает человека, который найдёт ответ на этот вопрос.

  3. Каждый человек пытается совершить дело, которое прославило бы его

  1. Ошибки на неправильное употребление действительных и страдательных причастий

Задание:

Исправьте грамматические ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите предложения в исправленном виде. 

  1. Документы, направляющиеся на экспертизу, необходимо тщательно проверять. 

  2. Конкурс,проводящийся организаторами, очень понравился участникам.

  3. Пена,наливающаяся в ванну, имеет приятный аромат.

Исправленный вариант :

  1. Документы, направляемые на экспертизу, необходимо тщательно проверять. 

  2. Конкурс, проведённый организаторами, очень понравился участникам.

  3. Пена, которую наливаем в ванну, имеет приятный аромат.

Подборка заданий

Упражнение 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.

1.В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2.Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3.Мы увидели крестьян, отправляющих домой.

4.Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

5.Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.

 Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.

1.Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.

2.Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

3.На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.

4.Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.

5.Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.

Упражнение 3. Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.

1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.

2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной науки.

3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.

4. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.

5. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.

Упражнение 1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите в исправленном виде.

1.В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2.Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3.Мы увидели крестьян, отправляющих домой.

4.Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

5.Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.

Использование подобных заданий на нахождение и исправление грамматических ошибок будет способствовать формированию грамотной устной и письменной речи учащихся

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Делать ошибки перевод на английский
  • Деливери клаб ошибка промокода
  • Действительная реальность лексическая ошибка
  • Дели просто поразило мое воображение ошибка
  • Делает ошибки всяк я их совершил изрядно