Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми лексическая ошибка

Найдите предложения с речевыми ошибками.

А. Деепричастный оборот всегда обособляется и выделяется.

Б. Дайте сообщение в газету о вакансиях.

В. Успехами мы не блещем.

Г. Задача, поставленная нами, достигнута.

Д. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.

Е. В сочинении я хотел рассказать о великих лю​дях и их подвигах.

Вы открыли страницу вопроса Найдите предложения с речевыми ошибками?. Он относится к категории
Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 5 — 9 классов.
Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие
ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ,
можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык,
воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других
пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя
ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.

Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота


Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота

Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:

  • Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.

    Примеры ошибок:

    Заваривая чай

    , у него упала чашка.

    Убирая в комнате

    , у них сломался пылесос.

  • Деепричастный оборот в безличном предложении.

    Примеры ошибок:

    Наблюдая за облаками

    , мне было спокойно.

    Выйдя на улицу

    , ему стало жарко.

  • Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

    Примеры ошибок:

    Решив задачу

    , я буду отдыхать.

    Посещая выставки

    , он напишет статью о современном искусстве.

  • Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).

    Примеры ошибок: Небольшой городок, сияющий огнями и

    удивляя туристов

    , был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и

    шелестя листьями

    , укрывали путников от солнца.

Неправильное употребление причастных оборотов

Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

  • Неверное согласование причастия с определяемым словом.

    Примеры ошибок: Вчера прошла выставка древних книг,

    собранные в нашей библиотеке

    (правильно:

    собранных

    ).

  • Смешение действительных и страдательных причастий

    Примеры ошибок: Игрушки,

    украшаемые новогоднюю елку

    , красиво переливались (правильно:

    украшавшие

    ).

  • Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.

    Примеры ошибок:

    Обласканное

    поле

    солнцем

    зеленело (правильно: поле,

    обласканное солнцем

    , зеленело).

    Скрытые

    беседки

    от посторонних глаз

    были построены в липовой рощице (правильно:

    скрытые от посторонних глаз

    беседки были построены в липовой рощице).

  • В причастном обороте не может употребляться частица бы.

    Примеры ошибок: Нам бы мебель,

    сделанную бы на заказ

    . Мы хотим остановиться у озера,

    расположенного бы недалеко от леса

    .

Как определить, какой оборот употребляется в предложении?

Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти причастие или деепричастие;
  • Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
  • Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Примеры:
Роман Достоевского,

читаемый во многих странах

, был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот, отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман, в предложении является обособленным определением).

Заваривая чай

, она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот, отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет, в предложении является обособленным обстоятельством).

Оценка статьи

А какая ваша оценка?

Вариант 1

Теоретический
вопрос

Орфоэпические
нормы в современном русском литературном языке

Задание 1.Исправьте лексические
ошибки

Рождество я
отмечал у коллеги по работе. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.
Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях. Очень замечательные пироги
печет Пульхерия Ивановна. Близнецы были так похожи, что даже родители не
различали их одного от другого. Каждый человек имеет свои индивидуальные черты.
Медведя выводили во двор, и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку, утыканную
гвоздями. В речи он употребляет диалектные и областные слова. Алексей мысленно
подумал, что это конец. Гостям из Венгрии подарили памятные сувениры

Задание 2. Расставьте ударение в
словах

Баловать,
каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть,
вероисповедание, договор, августовский, буксировать, джинсовый, созвонимся,
откупорить, красивее, обеспечение, оптовый,  холеный, силос, столяр, щавель,
мусоропровод, углубить, феномен, премировать, жалюзи

Задание 3. Запишите словами:

К 3567;  без
2894; о 6347; над 54789;  перед 77945

Задание 4. Образуйте формы мн.числа,
обозначьте ударения в словах:

Джемпер, слесарь,
доктор, бег, вензель, мастер, пекарь, ветер, сектор.

Задание 5. Найдите и исправьте ошибки
в предложениях:

  1. Не успел я вернуться со школы,
    как узнаю новость.
  2. Я взял в библиотеке книгу, где
    рассказывается о жизни животных.
  3. Он до сих пор колебается, ехать
    ли ему в Москву.
  4. Катаясь на санках, у меня
    заболела голова.
  5. Вылезая из автобуса, у меня
    оторвались все пуговицы на пальто.
  6. Сидя на койке, глаза Джона
    остановились.
  7. Лес тянется с севера на юг,
    состоящий, в основном, из хвойных пород.
  8. Солнечный луч освещал падающие
    листья с деревьев.
  9. Проверенная работа
    преподавателем была возвращена автору.

Вариант 2

Теоретический
вопрос.

Оратор и
ораторская речь. Риторические навыки и умения

Задание 1. Исправьте лексические
ошибки.

  1. Свободные вакансии у нас есть –
    приносите документы.
  2. Собакевич и Чичиков проявили
    друг к другу человеческие отношения, но, наконец, растоптали их, когда
    Собакевич наступил на ногу Чичикову.
  3. Таких добрых людей, как
    Метелица, можно считать престижными.
  4. Обратно стало холодно.
  5. Его не оставляло желание к
    свободе.
  6. Когда идёшь по деревенской
    школьной улице, сразу же появляется воспоминание.
  7. В этот день класс заработал 400
    рублей денег.
  8. США завязали войну с Ираком.
  9. Пробуждающийся лес своей
    неслышной, но многозвучной песней убаюкивал его.
  10. Обидливый он человек, к нему не
    подступишься.

Задание 2. Расставьте ударение в
словах

Баловать,
каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть,
вероисповедание, договор, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее,
обеспечение, оптовый,  холеный, силос, столяр, щавель, бензопровод, углубить,
феномен, премировать, жалюзи, иконопись, квартал, маркетинг, танцовщица, туфля,
умерший

Задание 3. Запишите  числительные и
существительные в нужной форме.

1) К 345
прибавить 157. 2) От 964 отнять 89. 3) 10 сложить с 798. 4) Предложение принято
375 (голос) против 44 (голос). 5) Деревня находится в 163 (километр) от города.
6) В редакцию позвонило около 679 (люди). 7) В 478 (случай) из 866 диагноз
подтвердился.

Задание 4. Подберите определения к
существительным, согласуя их в категории рода:

Чай,  какао,
леди, атташе, такси, Тбилиси, Дели, бренди, бра, Чили, какаду, крупье, визави,
кенгуру, Миссисипи, эскимо, шимпанзе, жюри, алиби, пани, протеже, инкогнито,
мокко.

Задание 5. Согласуйте подлежащее и
сказуемое:

  1. Часть учеников не справил…
  2. Большинство рабочих выступил…
  3. Множество пчел круж…тся.
  4. Несколько дней занял… 
    подготовка.
  5. Семь картин был… украден…
  6. Две третьих класса заболел…
  7. Четырнадцать человек поехал… на
    экскурсию

Вариант 3

Теоретический
вопрос.

Речевой этикет.
Особенности русского речевого этикета

Задание 1. Исправьте лексические
ошибки

  1. Его обхватила лихорадочная
    любовь к вечерним прогулкам.
  2. Сколько много уроков на дом
    задали!
  3. Жители с большим удовольствием
    слушали воспоминания очевидцев того жестокого времени.
  4. Покупайте шубы из меха енота,
    каракуля, норки, песца, мутона.
  5. Очень благодарна врачу К. После
    операции чувствую себя хорошо. Он был для меня настоящим отцом. Хочу,
    чтобы он был отцом и для моих детей.
  6. Троекуров был роскошный помещик.
  7. На поляне лежали лучи солнца.
  8. Полоски на его тельняшке
    сказали, что Федя — храбрый человек.
  9. Маяковский в своем творчестве
    применяет сатиру.
  10. Этот роман является типичным
    образом детективного жанра.

Задание 2. Расставьте ударение в
словах

Баловать,
каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть,
вероисповедание, договор, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее,
обеспечение, оптовый,  холеный, силос, столяр, щавель, бензопровод, углубить,
феномен, премировать, жалюзи, иконопись, квартал, маркетинг, танцовщица, туфля,
умерший

Задание 3. Напишите числительные
прописью

Если к 289 прибавить
311, то получится ровно 600. Если из 2791 вычесть 1475, то останется …. В порт
вошел пароход с 2845 пассажирами. Сад разбит на 690 гектарах

Задание 4.Образуйте форму Р.п.  от
слов во мн. числе:

 Апельсины,
гектары, грузины, консервы, патроны, помидоры, сапоги, гранаты, шарф,
баклажаны, граммы, башкиры, манжеты, порты, погоны, простыни, чулки, шпроты,
туфли, бананы, брелоки, монголы, носки, полотенца, шорты, валенки, гусары,
торты

Задание 5.  Употребите имена
собственные в нужной падежной форме:

  1. От кого подано заявление?
    (Константин Живаго, Булат Окуджава, Николай Жерех, Сергей Жук, Михаил
    Фоменко, Евгений, Крыса, Пётр Горло);
  2. Кому адресовано заявление? (
    Наталья Седых, Антонина Венда, Мария Мицкевич, Светлана Карась, Анна
    Шевченко, Елена Ремесло).

Вариант 4

Теоретический
вопрос.

Средства
невербальной коммуникации

Задание 1. Выберите нужное.

1) (Подготовьте,
приготовьте) домашнее задание. 2) Он (окончил, закончил) институт в прошлом
году. 3) (Встал, стал) вопрос о переводе его в другой город. 4) Часы (стали,
встали). 5) Она (одела, надела) пальто. 6) Просим (представить, предоставить)
помещение под общежитие. 7) Наш сосед – (невежественный, невежливый) человек,
он никогда не отвечает на моё «здравствуйте». 8) На его куртке какая-то необыкновенная
(монограмма – монография). 9) Он – священник, то есть человек (душевного –
духовного) звания. 10) Поставьте под документом свою (подпись – роспись).

Задание 2. Расставьте ударение в
словах

Баловать,
каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть,
вероисповедание, договор, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее,
обеспечение, оптовый,  холеный, силос, столяр, щавель, бензопровод, углубить,
феномен, премировать, жалюзи, иконопись, квартал, маркетинг, танцовщица, туфля,
умерший

Задание 3. Запишите словами:

к 3567;  без
2894; о 6347; над 54789;  перед 77945

Задание 4. Вставьте правильное
окончание

Нов… тюль, зелен…
такси, лечебн… шампунь, вкусн… кофе, зрел… кольраби, красив… Батуми, глубок…
Миссисипи.

Задание 5. Найдите и исправьте ошибки
в предложениях:

1.     
Не успел
я вернуться со школы, как узнаю новость.

2.     
Я взял в
библиотеке книгу, где рассказывается о жизни животных.

3.     
Он до сих
пор колебается, ехать ли ему в Москву.

4.     
Катаясь
на санках, у меня заболела голова.

5.     
Вылезая
из автобуса, у меня оторвались все пуговицы на пальто.

6.     
Сидя на
койке, глаза Джона остановились.

7.     
Лес
тянется с севера на юг, состоящий, в основном, из хвойных пород.

8.     
Солнечный
луч освещал падающие листья с деревьев.

9.     
Проверенная
работа преподавателем была возвращена автору.

Вариант
5.

Теоретический
вопрос.

Культура речи.
Качества речи: правильность речи, точность речи, чистота речи, логичность речи,
выразительность речи  и др.

Задание
1. Раскройте скобки, выбирая подходяще слово. Обоснуйте свой выбор.

1)(Исполнительская, исполнительная) власть на местах
должна активизировать свою работу. 2)Многие наши фильмы получили (большую
признательность, большое признание) за рубежом. 3)Такая (планировка,
планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 4) В конце
книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 5)
(Решимость, решительность) его поступка удивила всех. 6) Он (сыскал, снискал) к
себе уважение как новатор, как человек творческой мысли.

Задание
2. Расставьте ударение в словах

Баловать, каталог, облегчить, ходатайствовать,
заржаветь, завидно, плесневеть, вероисповедание, договор, буксировать,
джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее, обеспечение, оптовый,  холеный,
силос, столяр, щавель, бензопровод, углубить, феномен, премировать, жалюзи,
иконопись, квартал, маркетинг, танцовщица, туфля, умерший

Задание
3.  Запишите  числительные и существительные в нужной форме.

1)К 345 прибавить 157. 2) От 964 отнять 89. 3) 10
сложить с 798. 4) Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 5) Деревня
находится в 163 (километр) от города. 6) В редакцию позвонило около 679 (люди).
7) В 478 (случай) из 866 диагноз подтвердился.

Задание
4. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотивируйте свой выбор.

1) Радостно встретились после долгой разлуки (два
друга – двое друзей). 2)Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась
оставить без всякой помощи (четыре сироты- четырёх сирот – четверых сирот).3) В
семье было (три сына – трое сыновей), все (трое – три) – прекрасные охотники.
4)Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя – троими)
приедет мать. 5) При больном неотлучно находились (три слуги – трое слуг).
6)Семинар вели (два доцента – двое доцентов). 7)Его ждали около (полтора – полутора)
часов.

Задание
5. Найдите и исправьте ошибки в предложениях:

1.     
Не успел я вернуться со
школы, как узнаю новость.

2.     
Я взял в библиотеке
книгу, где рассказывается о жизни животных.

3.     
Он до сих пор колебается,
ехать ли ему в Москву.

4.     
Катаясь на санках, у меня
заболела голова.

5.     
Вылезая из автобуса, у
меня оторвались все пуговицы на пальто.

6.     
Сидя на койке, глаза
Джона остановились.

7.     
Лес тянется с севера на
юг, состоящий, в основном, из хвойных пород.

8.     
Солнечный луч освещал
падающие листья с деревьев.

9.     
Проверенная работа
преподавателем была возвращена автору.

Вариант 6

Теоретический
вопрос.

Язык
художественной литературы

Задание 1.Исправьте лексические
ошибки

Рождество я
отмечал у коллеги по работе. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.
Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях. Очень замечательные пироги
печет Пульхерия Ивановна. Близнецы были так похожи, что даже родители не
различали их одного от другого. Каждый человек имеет свои индивидуальные черты.
Медведя выводили во двор, и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку, утыканную
гвоздями. В речи он употребляет диалектные и областные слова. Алексей мысленно
подумал, что это конец. Гостям из Венгрии подарили памятные сувениры

Задание 2. Расставьте ударение в
словах

Баловать,
каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть,
вероисповедание, договор, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее,
обеспечение, оптовый,  холеный, силос, столяр, щавель, бензопровод, углубить,
феномен, премировать, жалюзи, иконопись, квартал, маркетинг, танцовщица, туфля,
умерший

Задание 3. Напишите числительные
прописью

Если к 289
прибавить 311, то получится ровно 600. Если из 2791 вычесть 1475, то останется
…. В порт вошел пароход с 2845 пассажирами. Сад разбит на 690 гектарах

Задание 4. Вставьте правильное
окончание

Нов… тюль, зелен…
такси, лечебн… шампунь, вкусн… кофе, зрел… кольраби, красив… Батуми, глубок…
Миссисипи.

Задание
5. Найдите и исправьте ошибки в предложениях:

1.     
Не успел я вернуться со
школы, как узнаю новость.

2.     
Я взял в библиотеке
книгу, где рассказывается о жизни животных.

3.     
Он до сих пор колебается,
ехать ли ему в Москву.

4.     
Катаясь на санках, у меня
заболела голова.

5.     
Вылезая из автобуса, у
меня оторвались все пуговицы на пальто.

6.     
Сидя на койке, глаза
Джона остановились.

7.     
Лес тянется с севера на
юг, состоящий, в основном, из хвойных пород.

8.     
Солнечный луч освещал
падающие листья с деревьев.

9.     
Проверенная работа
преподавателем была возвращена автору.

Вариант
7

Теоретический
вопрос
.

Разговорная речь
в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.

Задание 1. Исправьте лексические
ошибки.

  1. Свободные вакансии у нас есть –
    приносите документы.
  2. Собакевич и Чичиков проявили
    друг к другу человеческие отношения, но, наконец, растоптали их, когда
    Собакевич наступил на ногу Чичикову.
  3. Таких добрых людей, как
    Метелица, можно считать престижными.
  4. Обратно стало холодно.
  5. Его не оставляло желание к
    свободе.
  6. Когда идёшь по деревенской
    школьной улице, сразу же появляется воспоминание.
  7. В этот день класс заработал 400
    рублей денег.
  8. США завязали войну с Ираком.
  9. Пробуждающийся лес своей
    неслышной, но многозвучной песней убаюкивал его.
  10. Обидливый он человек, к нему не
    подступишься.

Задание 2. Расставьте ударение в
словах

Баловать,
каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть,
вероисповедание, договор, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее,
обеспечение, оптовый,  холеный, силос, столяр, щавель, бензопровод, углубить,
феномен, премировать, жалюзи, иконопись, квартал, маркетинг, танцовщица, туфля,
умерший

Задание 3. Напишите числительные
прописью

Если к 289
прибавить 311, то получится ровно 600. Если из 2791 вычесть 1475, то останется
…. В порт вошел пароход с 2845 пассажирами. Сад разбит на 690 гектарах

Задание 4.Образуйте форму Р.п.  от
слов во мн. числе:

 Апельсины,
гектары, грузины, консервы, патроны, помидоры, сапоги, гранаты, шарф,
баклажаны, граммы, башкиры, манжеты, порты, погоны, простыни, чулки, шпроты,
туфли, бананы, брелоки, монголы, носки, полотенца, шорты, валенки, гусары,
торты

Задание 5. Найдите и исправьте ошибки
в предложениях:

1.     
Не успел
я вернуться со школы, как узнаю новость.

2.     
Я взял в
библиотеке книгу, где рассказывается о жизни животных.

3.     
Он до сих
пор колебается, ехать ли ему в Москву.

4.     
Катаясь
на санках, у меня заболела голова.

5.     
Вылезая
из автобуса, у меня оторвались все пуговицы на пальто.

6.     
Сидя на
койке, глаза Джона остановились.

7.     
Лес
тянется с севера на юг, состоящий, в основном, из хвойных пород.

8.     
Солнечный
луч освещал падающие листья с деревьев.

9.     
Проверенная
работа преподавателем была возвращена автору.

Вариант
8

Теоретический
вопрос.

Публицистический
стиль речи

Задание 1. Исправьте лексические
ошибки.

  1. Свободные вакансии у нас есть –
    приносите документы.
  2. Собакевич и Чичиков проявили
    друг к другу человеческие отношения, но, наконец, растоптали их, когда
    Собакевич наступил на ногу Чичикову.
  3. Таких добрых людей, как
    Метелица, можно считать престижными.
  4. Обратно стало холодно.
  5. Его не оставляло желание к
    свободе.
  6. Когда идёшь по деревенской
    школьной улице, сразу же появляется воспоминание.
  7. В этот день класс заработал 400
    рублей денег.
  8. США завязали войну с Ираком.
  9. Пробуждающийся лес своей
    неслышной, но многозвучной песней убаюкивал его.
  10. Обидливый он человек, к нему не
    подступишься.

Задание 2. Расставьте ударение в
словах

Баловать, каталог,
облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть, вероисповедание,
договор, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее, обеспечение,
оптовый,  холеный, силос, столяр, щавель, бензопровод, углубить, феномен,
премировать, жалюзи, иконопись, квартал, маркетинг, танцовщица, туфля, умерший

Задание 3. Запишите словами:

К 3567;  без
2894; о 6347; над 54789;  перед 77945

Задание
4. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотивируйте свой выбор.

1) Радостно встретились после долгой разлуки (два
друга – двое друзей). 2)Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась
оставить без всякой помощи (четыре сироты- четырёх сирот – четверых сирот).3) В
семье было (три сына – трое сыновей), все (трое – три) – прекрасные охотники.
4)Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя – троими)
приедет мать. 5) При больном неотлучно находились (три слуги – трое слуг).
6)Семинар вели (два доцента – двое доцентов). 7)Его ждали около (полтора –
полутора) часов.

Задание 5.  Употребите имена
собственные в нужной падежной форме:

  1. От кого подано заявление?
    (Константин Живаго, Булат Окуджава, Николай Жерех, Сергей Жук, Михаил
    Фоменко, Евгений, Крыса, Пётр Горло);
  2. Кому адресовано заявление? (
    Наталья Седых, Антонина Венда, Мария Мицкевич, Светлана Карась, Анна
    Шевченко, Елена Ремесло).

Вариант
9

Теоретический
вопрос.

Официально-деловой
стиль речи

Задание 1. Исправьте лексические
ошибки

  1. Его обхватила лихорадочная
    любовь к вечерним прогулкам.
  2. Сколько много уроков на дом
    задали!
  3. Жители с большим удовольствием
    слушали воспоминания очевидцев того жестокого времени.
  4. Покупайте шубы из меха енота,
    каракуля, норки, песца, мутона.
  5. Очень благодарна врачу К. После
    операции чувствую себя хорошо. Он был для меня настоящим отцом. Хочу,
    чтобы он был отцом и для моих детей.
  6. Троекуров был роскошный помещик.
  7. На поляне лежали лучи солнца.
  8. Полоски на его тельняшке
    сказали, что Федя — храбрый человек.
  9. Маяковский в своем творчестве
    применяет сатиру.
  10. Этот роман является типичным
    образом детективного жанра.

Задание 2. Расставьте ударение в
словах

Баловать,
каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть,
вероисповедание, договор, августовский, буксировать, джинсовый, созвонимся,
откупорить, красивее, обеспечение, оптовый,  холеный, силос, столяр, щавель,
мусоропровод, углубить, феномен, премировать, жалюзи

Задание 3. Запишите  числительные и
существительные в нужной форме.

1) К 345
прибавить 157. 2) От 964 отнять 89. 3) 10 сложить с 798. 4) Предложение принято
375 (голос) против 44 (голос). 5) Деревня находится в 163 (километр) от города.
6) В редакцию позвонило около 679 (люди). 7) В 478 (случай) из 866 диагноз
подтвердился.

Задание 4. Образуйте формы мн.числа,
обозначьте ударения в словах:

Джемпер, слесарь,
доктор, бег, вензель, мастер, пекарь, ветер, сектор.

Задание 5. Найдите и исправьте ошибки
в предложениях:

1.     
Не успел
я вернуться со школы, как узнаю новость.

2.     
Я взял в
библиотеке книгу, где рассказывается о жизни животных.

3.     
Он до сих
пор колебается, ехать ли ему в Москву.

4.     
Катаясь
на санках, у меня заболела голова.

5.     
Вылезая
из автобуса, у меня оторвались все пуговицы на пальто.

6.     
Сидя на
койке, глаза Джона остановились.

7.     
Лес
тянется с севера на юг, состоящий, в основном, из хвойных пород.

8.     
Солнечный
луч освещал падающие листья с деревьев.

9.     
Проверенная
работа преподавателем была возвращена автору.

Вариант
10

Теоретический
вопрос.

Научный стиль.

Задание 1.Исправьте лексические
ошибки

Рождество я
отмечал у коллеги по работе. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.
Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях. Очень замечательные пироги
печет Пульхерия Ивановна. Близнецы были так похожи, что даже родители не
различали их одного от другого. Каждый человек имеет свои индивидуальные черты.
Медведя выводили во двор, и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку, утыканную
гвоздями. В речи он употребляет диалектные и областные слова. Алексей мысленно
подумал, что это конец. Гостям из Венгрии подарили памятные сувениры

Задание 2. Расставьте ударение в
словах

Баловать,
каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть,
вероисповедание, договор, августовский, буксировать, джинсовый, созвонимся,
откупорить, красивее, обеспечение, оптовый,  холеный, силос, столяр, щавель,
мусоропровод, углубить, феномен, премировать, жалюзи

Задание 3. Напишите числительные
прописью

Если к 289
прибавить 311, то получится ровно 600. Если из 2791 вычесть 1475, то останется
…. В порт вошел пароход с 2845 пассажирами. Сад разбит на 690 гектарах

Задание 4. Подберите определения к
существительным, согласуя их в категории рода:

Чай,  какао,
леди, атташе, такси, Тбилиси, Дели, бренди, бра, Чили, какаду, крупье, визави,
кенгуру, Миссисипи, эскимо, шимпанзе, жюри, алиби, пани, протеже, инкогнито,
мокко.

Задание 5. Найдите и исправьте ошибки
в предложениях:

  1. Не успел я вернуться со школы,
    как узнаю новость.
  2. Я взял в библиотеке книгу, где
    рассказывается о жизни животных.
  3. Он до сих пор колебается, ехать
    ли ему в Москву.
  4. Катаясь на санках, у меня
    заболела голова.
  5. Вылезая из автобуса, у меня
    оторвались все пуговицы на пальто.
  6. Сидя на койке, глаза Джона
    остановились.
  7. Лес тянется с севера на юг,
    состоящий, в основном, из хвойных пород.
  8. Солнечный луч освещал падающие
    листья с деревьев.
  9. Проверенная работа
    преподавателем была возвращена автору.

Вариант
11

Теоретический
вопрос.

Речевое
взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности
литературного языка.

Задание 1. Исправьте лексические
ошибки.

  1. Свободные вакансии у нас есть –
    приносите документы.
  2. Собакевич и Чичиков проявили
    друг к другу человеческие отношения, но, наконец, растоптали их, когда
    Собакевич наступил на ногу Чичикову.
  3. Таких добрых людей, как
    Метелица, можно считать престижными.
  4. Обратно стало холодно.
  5. Его не оставляло желание к
    свободе.
  6. Когда идёшь по деревенской
    школьной улице, сразу же появляется воспоминание.
  7. В этот день класс заработал 400
    рублей денег.
  8. США завязали войну с Ираком.
  9. Пробуждающийся лес своей
    неслышной, но многозвучной песней убаюкивал его.
  10. Обидливый он человек, к нему не
    подступишься.

Задание 2. Расставьте ударение в
словах

Баловать,
каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть,
вероисповедание, договор, августовский, буксировать, джинсовый, созвонимся,
откупорить, красивее, обеспечение, оптовый,  холеный, силос, столяр, щавель,
мусоропровод, углубить, феномен, премировать, жалюзи

Задание 3. Напишите числительные
прописью

Если к 289
прибавить 311, то получится ровно 600. Если из 2791 вычесть 1475, то останется
…. В порт вошел пароход с 2845 пассажирами. Сад разбит на 690 гектарах

Задание 4. Подберите определения к
существительным, согласуя их в категории рода:

Чай,  какао,
леди, атташе, такси, Тбилиси, Дели, бренди, бра, Чили, какаду, крупье, визави,
кенгуру, Миссисипи, эскимо, шимпанзе, жюри, алиби, пани, протеже, инкогнито,
мокко.

Задание 5. Согласуйте подлежащее и
сказуемое:

  1. Часть учеников не справил…
  2. Большинство рабочих выступил…
  3. Множество пчел круж…тся.
  4. Несколько дней занял… 
    подготовка.
  5. Семь картин был… украден…
  6. Две третьих класса заболел…
  7. Четырнадцать человек поехал… на
    экскурсию

Вариант
12

Теоретический
вопрос
.

Синтаксические 
нормы современного русского литературного языка.

Задание 1. Исправьте лексические
ошибки.

  1. Свободные вакансии у нас есть –
    приносите документы.
  2. Собакевич и Чичиков проявили
    друг к другу человеческие отношения, но, наконец, растоптали их, когда
    Собакевич наступил на ногу Чичикову.
  3. Таких добрых людей, как
    Метелица, можно считать престижными.
  4. Обратно стало холодно.
  5. Его не оставляло желание к
    свободе.
  6. Когда идёшь по деревенской
    школьной улице, сразу же появляется воспоминание.
  7. В этот день класс заработал 400
    рублей денег.
  8. США завязали войну с Ираком.
  9. Пробуждающийся лес своей
    неслышной, но многозвучной песней убаюкивал его.
  10. Обидливый он человек, к нему не
    подступишься.

Задание 2. Расставьте ударение в
словах

Баловать,
каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть,
вероисповедание, договор, августовский, буксировать, джинсовый, созвонимся,
откупорить, красивее, обеспечение, оптовый,  холеный, силос, столяр, щавель,
мусоропровод, углубить, феномен, премировать, жалюзи

Задание 3. Напишите числительные
прописью

Если к 289
прибавить 311, то получится ровно 600. Если из 2791 вычесть 1475, то останется
…. В порт вошел пароход с 2845 пассажирами. Сад разбит на 690 гектарах

Задание 4. Образуйте формы мн.числа,
обозначьте ударения в словах:

Джемпер, слесарь,
доктор, бег, вензель, мастер, пекарь, ветер, сектор.

Задание 5. Согласуйте подлежащее и
сказуемое:

  1. Часть учеников не справил…
  2. Большинство рабочих выступил…
  3. Множество пчел круж…тся.
  4. Несколько дней занял… 
    подготовка.
  5. Семь картин был… украден…
  6. Две третьих класса заболел…
  7. Четырнадцать человек поехал… на
    экскурсию

Вариант
13

Теоретический
вопрос.

Лексические нормы
современного русского литературного языка.

Задание 1.Исправьте лексические
ошибки

Рождество я
отмечал у коллеги по работе. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.
Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях. Очень замечательные пироги
печет Пульхерия Ивановна. Близнецы были так похожи, что даже родители не различали
их одного от другого. Каждый человек имеет свои индивидуальные черты. Медведя
выводили во двор, и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку, утыканную
гвоздями. В речи он употребляет диалектные и областные слова. Алексей мысленно
подумал, что это конец. Гостям из Венгрии подарили памятные сувениры

Задание 2. Расставьте ударение в
словах

Баловать,
каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть,
вероисповедание, договор, августовский, буксировать, джинсовый, созвонимся,
откупорить, красивее, обеспечение, оптовый,  холеный, силос, столяр, щавель,
мусоропровод, углубить, феномен, премировать, жалюзи

Задание 3. Запишите словами:

К 3567;  без
2894; о 6347; над 54789;  перед 77945

Задание 4. Образуйте формы мн.числа,
обозначьте ударения в словах:

Джемпер, слесарь,
доктор, бег, вензель, мастер, пекарь, ветер, сектор.

Задание 5. Найдите и исправьте ошибки
в предложениях:

  1. Не успел я вернуться со школы,
    как узнаю новость.
  2. Я взял в библиотеке книгу, где
    рассказывается о жизни животных.
  3. Он до сих пор колебается, ехать
    ли ему в Москву.
  4. Катаясь на санках, у меня
    заболела голова.
  5. Вылезая из автобуса, у меня
    оторвались все пуговицы на пальто.
  6. Сидя на койке, глаза Джона
    остановились.
  7. Лес тянется с севера на юг,
    состоящий, в основном, из хвойных пород.
  8. Солнечный луч освещал падающие
    листья с деревьев.
  9. Проверенная работа
    преподавателем была возвращена автору.

Вариант
14

Теоретический
вопрос.

Морфологические
нормы современного русского литературного языка

Задание 1. Исправьте лексические
ошибки

  1. Его обхватила лихорадочная
    любовь к вечерним прогулкам.
  2. Сколько много уроков на дом
    задали!
  3. Жители с большим удовольствием
    слушали воспоминания очевидцев того жестокого времени.
  4. Покупайте шубы из меха енота,
    каракуля, норки, песца, мутона.
  5. Очень благодарна врачу К. После
    операции чувствую себя хорошо. Он был для меня настоящим отцом. Хочу,
    чтобы он был отцом и для моих детей.
  6. Троекуров был роскошный помещик.
  7. На поляне лежали лучи солнца.
  8. Полоски на его тельняшке
    сказали, что Федя — храбрый человек.
  9. Маяковский в своем творчестве
    применяет сатиру.
  10. Этот роман является типичным
    образом детективного жанра.

Задание 2. Расставьте ударение в
словах

Баловать,
каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть,
вероисповедание, договор, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее,
обеспечение, оптовый,  холеный, силос, столяр, щавель, бензопровод, углубить,
феномен, премировать, жалюзи, иконопись, квартал, маркетинг, танцовщица, туфля,
умерший

Задание 3. Напишите числительные
прописью

Если к 289
прибавить 311, то получится ровно 600. Если из 2791 вычесть 1475, то останется
…. В порт вошел пароход с 2845 пассажирами. Сад разбит на 690 гектарах

Задание 4.Образуйте форму Р.п.  от
слов во мн. числе:

 Апельсины,
гектары, грузины, консервы, патроны, помидоры, сапоги, гранаты, шарф,
баклажаны, граммы, башкиры, манжеты, порты, погоны, простыни, чулки, шпроты,
туфли, бананы, брелоки, монголы, носки, полотенца, шорты, валенки, гусары,
торты

Задание 5.  Употребите имена
собственные в нужной падежной форме:

  1. От кого подано заявление?
    (Константин Живаго, Булат Окуджава, Николай Жерех, Сергей Жук, Михаил
    Фоменко, Евгений, Крыса, Пётр Горло);
  2. Кому адресовано заявление? (
    Наталья Седых, Антонина Венда, Мария Мицкевич, Светлана Карась, Анна
    Шевченко, Елена Ремесло).

Вариант
15

Теоретический
вопрос.

Социальная дифференциация
современного русского языка.

Задание 1. Исправьте лексические
ошибки

  1. Его обхватила лихорадочная
    любовь к вечерним прогулкам.
  2. Сколько много уроков на дом
    задали!
  3. Жители с большим удовольствием
    слушали воспоминания очевидцев того жестокого времени.
  4. Покупайте шубы из меха енота,
    каракуля, норки, песца, мутона.
  5. Очень благодарна врачу К. После
    операции чувствую себя хорошо. Он был для меня настоящим отцом. Хочу,
    чтобы он был отцом и для моих детей.
  6. Троекуров был роскошный помещик.
  7. На поляне лежали лучи солнца.
  8. Полоски на его тельняшке
    сказали, что Федя — храбрый человек.
  9. Маяковский в своем творчестве
    применяет сатиру.
  10. Этот роман является типичным
    образом детективного жанра.

Задание 2. Расставьте ударение в
словах

Баловать,
каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть,
вероисповедание, договор, августовский, буксировать, джинсовый, созвонимся,
откупорить, красивее, обеспечение, оптовый,  холеный, силос, столяр, щавель, мусоропровод,
углубить, феномен, премировать, жалюзи

Задание 3. Запишите  числительные и
существительные в нужной форме.

1) К 345
прибавить 157. 2) От 964 отнять 89. 3) 10 сложить с 798. 4) Предложение принято
375 (голос) против 44 (голос). 5) Деревня находится в 163 (километр) от города.
6) В редакцию позвонило около 679 (люди). 7) В 478 (случай) из 866 диагноз
подтвердился.

Задание 4. Образуйте формы мн.числа,
обозначьте ударения в словах:

Джемпер, слесарь,
доктор, бег, вензель, мастер, пекарь, ветер, сектор.

Задание 5. Найдите и исправьте ошибки
в предложениях:

1.     
Не успел
я вернуться со школы, как узнаю новость.

2.     
Я взял в
библиотеке книгу, где рассказывается о жизни животных.

3.     
Он до сих
пор колебается, ехать ли ему в Москву.

4.     
Катаясь
на санках, у меня заболела голова.

5.     
Вылезая
из автобуса, у меня оторвались все пуговицы на пальто.

6.     
Сидя на
койке, глаза Джона остановились.

7.     
Лес
тянется с севера на юг, состоящий, в основном, из хвойных пород.

8.     
Солнечный
луч освещал падающие листья с деревьев.

9.     
Проверенная
работа преподавателем была возвращена автору.

Вариант
16

Теоретический
вопрос.

Основы мастерства ведения беседы и
спора.

Задание 1. Исправьте лексические
ошибки.

  1. Свободные вакансии у нас есть –
    приносите документы.
  2. Собакевич и Чичиков проявили
    друг к другу человеческие отношения, но, наконец, растоптали их, когда
    Собакевич наступил на ногу Чичикову.
  3. Таких добрых людей, как
    Метелица, можно считать престижными.
  4. Обратно стало холодно.
  5. Его не оставляло желание к
    свободе.
  6. Когда идёшь по деревенской
    школьной улице, сразу же появляется воспоминание.
  7. В этот день класс заработал 400
    рублей денег.
  8. США завязали войну с Ираком.
  9. Пробуждающийся лес своей
    неслышной, но многозвучной песней убаюкивал его.
  10. Обидливый он человек, к нему не
    подступишься.

Задание 2. Расставьте ударение в
словах

Баловать,
каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть,
вероисповедание, договор, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее,
обеспечение, оптовый,  холеный, силос, столяр, щавель, бензопровод, углубить,
феномен, премировать, жалюзи, иконопись, квартал, маркетинг, танцовщица, туфля,
умерший

Задание 3. Напишите числительные
прописью

Если к 289
прибавить 311, то получится ровно 600. Если из 2791 вычесть 1475, то останется
…. В порт вошел пароход с 2845 пассажирами. Сад разбит на 690 гектарах

Задание 4.Образуйте форму Р.п.  от
слов во мн. числе:

 Апельсины,
гектары, грузины, консервы, патроны, помидоры, сапоги, гранаты, шарф,
баклажаны, граммы, башкиры, манжеты, порты, погоны, простыни, чулки, шпроты,
туфли, бананы, брелоки, монголы, носки, полотенца, шорты, валенки, гусары,
торты

Задание 5. Найдите и исправьте ошибки
в предложениях:

10.  Не успел я вернуться со
школы, как узнаю новость.

11.  Я взял в библиотеке книгу,
где рассказывается о жизни животных.

12.  Он до сих пор колебается,
ехать ли ему в Москву.

13.  Катаясь на санках, у меня
заболела голова.

14.  Вылезая из автобуса, у меня
оторвались все пуговицы на пальто.

15.  Сидя на койке, глаза Джона
остановились.

16.  Лес тянется с севера на юг,
состоящий, в основном, из хвойных пород.

17.  Солнечный луч освещал
падающие листья с деревьев.

18.  Проверенная работа
преподавателем была возвращена автору.

1.       

Одним из распространенных заблуждений является то, что деепричастные обороты всегда обособляются.

Это не так.

Деепричастные обороты не обособляются в следующих случаях:

  1. Если это фразеологизмы.

Переводчик работал спустя рукава и налетел на штраф. Редактор работал не покладая рук и получил за это премию.

2. Если перед деепричастным оборотом стоит усилительная частица «и».

Можно неплохо зарабатывать и не делая халтуру.

3. Если деепричастие утратило глагольное значение.

Начиная с сегодняшнего дня буду вести свой ЖЖ. Он не будет отнимать у меня много времени и я буду это делать шутя.

4. Если деепричастие тесно связано по значению (т.е. неразделимо по смыслу) со сказуемым.

Он разговаривал не вытаскивая «бычок» изо рта.

5. Если деепричастный оборот выступает в качестве однородного члена с необособленным обстоятельством.

Быстренько (обстоятельство) и не мешкая (деепричастие) лишний раз перед дамами я рассказал очередной похабный анекдот.

6. Если одиночное деепричастие (образа действия) по своему значению приближается к наречию или сочетанию существительного с предлогом, то оно тоже не обособляется.

Я забрал «бабки» не пересчитывая (=без пересчета).

Он тараторя выпалил перевод (=быстро).

7. Если два одиночных деепричастия тесно связаны со сказуемым или приближаются по смыслу к наречию, то они также не обособляются.

Хихикая и причмокивая они запивали пиццу пивом.

По материалам сайта «Бюро научно-технических переводов»

Пять случаев, когда деепричастие не обособляется

Не нужно выделять запятыми деепричастия и деепричастные обороты в следующих случаях:

  1. Если деепричастия непосредственно примыкают к глаголу и имеют значение образа действия.

    Пример: «Пишите не колеблясь». Запятая не нужна, потому что деепричастие тесно связано по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания — имеет значение обстоятельства образа действия. В подобных случаях деепричастие приближается по значению к наречию или к сочетанию существительного с предлогом: пишите (как?) без колебаний.

    Еще примеры: «Максимальную отметку курс биткоина преодолел не замедляясь» (т. е. без замедления), «Это упражнение делают сидя на стуле», «Старик шёл прихрамывая на правую ногу».

  2. Если включаются в устойчивый оборот: работать не покладая рук, бежать сломя голову, слушать развесив уши. Мы затрагивали этот вопрос в «Недолго думая».

  3. Если оказываются в ряду однородных членов предложения, выраженных другими частями речи.

    Пример из нашей практики: «Лектор говорил уверенно, не задумываясь над фразами и с увлечением». Деепричастный оборот «не задумываясь над фразами» выступает в качестве однородного члена предложения с обстоятельствами «уверенно» и «с увлечением» — после оборота не нужна запятая.

    Пример из классики: «К дверям кабинета все подходили обыкновенно перешептываясь и на цыпочках» (Л. Толстой).

  4. Если деепричастие имеет зависимое слово «который» в составе определительной придаточной части сложного предложения — такое деепричастие от придаточной части запятой не отделяется:

    «Нужно запомнить правило, не усвоив которого нельзя справиться с тестом», «Не пренебрегайте услугами корректора, наняв которого можно исключить ошибки».

  5. Если перед деепричастным оборотом стоит усилительная частица и: «Вы справитесь с заданием и не прибегая к помощи», «Можете уйти и не дожидаясь ответа».

    Честно говоря, приводим это правило «для коллекции». Настолько редкий случай, что и не припомним, встречался ли в работе. Может, из-за редкости он не включен в соответствующий раздел справочника Лопатина, хотя есть в справочнике Розенталя, почему мы и внесли это правило в свой список.

Вот такой опорный конспект — пользуйтесь на здоровье.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дебют молодой балерины лексическая ошибка
  • Дед антип настоящий сибирянин речевая ошибка
  • Де хеа ошибка
  • Деепричастие ошибки егэ
  • Деепричастие ошибка 8 задание