Деепричастный оборот какие бывают ошибки

Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота


Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота

Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:

  • Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.

    Примеры ошибок:

    Заваривая чай

    , у него упала чашка.

    Убирая в комнате

    , у них сломался пылесос.

  • Деепричастный оборот в безличном предложении.

    Примеры ошибок:

    Наблюдая за облаками

    , мне было спокойно.

    Выйдя на улицу

    , ему стало жарко.

  • Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

    Примеры ошибок:

    Решив задачу

    , я буду отдыхать.

    Посещая выставки

    , он напишет статью о современном искусстве.

  • Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).

    Примеры ошибок: Небольшой городок, сияющий огнями и

    удивляя туристов

    , был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и

    шелестя листьями

    , укрывали путников от солнца.

Неправильное употребление причастных оборотов

Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

  • Неверное согласование причастия с определяемым словом.

    Примеры ошибок: Вчера прошла выставка древних книг,

    собранные в нашей библиотеке

    (правильно:

    собранных

    ).

  • Смешение действительных и страдательных причастий

    Примеры ошибок: Игрушки,

    украшаемые новогоднюю елку

    , красиво переливались (правильно:

    украшавшие

    ).

  • Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.

    Примеры ошибок:

    Обласканное

    поле

    солнцем

    зеленело (правильно: поле,

    обласканное солнцем

    , зеленело).

    Скрытые

    беседки

    от посторонних глаз

    были построены в липовой рощице (правильно:

    скрытые от посторонних глаз

    беседки были построены в липовой рощице).

  • В причастном обороте не может употребляться частица бы.

    Примеры ошибок: Нам бы мебель,

    сделанную бы на заказ

    . Мы хотим остановиться у озера,

    расположенного бы недалеко от леса

    .

Как определить, какой оборот употребляется в предложении?

Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти причастие или деепричастие;
  • Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
  • Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Примеры:
Роман Достоевского,

читаемый во многих странах

, был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот, отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман, в предложении является обособленным определением).

Заваривая чай

, она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот, отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет, в предложении является обособленным обстоятельством).

Оценка статьи

А какая ваша оценка?

Неправильное
употребление причастного и деепричастного оборота

Деепричие
и причастие
– довольно сложные части речи, при
употреблении которых допускается немало ошибок.

Ошибки в
употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный
оборот
– речевая конструкция, выраженная деепричастием с
зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на
вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает
обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам
в употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:

  • Действие,
    названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к
    разным субъектам действия.

Примеры
ошибок
: Заваривая чай, у него упала чашка. Убирая
в комнате
, у них сломался пылесос.

  • Деепричастный
    оборот в безличном предложении.

Примеры
ошибок
: Наблюдая за облаками, мне было спокойно. Выйдя
на улицу
, ему стало жарко.

  • Деепричастный
    оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

Примеры
ошибок
: Решив задачу, я буду отдыхать. Посещая
выставки
, он напишет статью о современном искусстве.

  • Деепричастный
    оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом,
    сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств
    и некоторых наречий).

Примеры
ошибок
: Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов,
был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя
листьями
, укрывали путников от солнца.

Неправильное
употребление причастных оборотов

Причастный оборот
– речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая
называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая?
Какое? Какие?
В предложении выступает обособленным определением и
выделяется запятыми.

К наиболее частым
ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

  • Неверное
    согласование причастия с определяемым словом.

Примеры
ошибок
: Вчера прошла выставка древних книг, собранные в
нашей библиотеке
(правильно: собранных).

  • Смешение
    действительных и страдательных причастий

Примеры
ошибок
: Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво
переливались (правильно: украшавшие).

  • Определяемое
    слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не
    внутри.

Примеры
ошибок
: Обласканное поле солнцем зеленело (правильно:
поле, обласканное солнцем, зеленело). Скрытые беседки от
посторонних глаз
были построены в липовой рощице (правильно: скрытые от
посторонних глаз
беседки были построены в липовой рощице).

  • В причастном
    обороте не может употребляться частица бы.

Примеры
ошибок
: Нам бы мебель, сделанную бы на заказ. Мы
хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.

Как определить,
какой оборот употребляется в предложении?

Случаи
неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке
обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы
определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот,
необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти
    причастие или деепричастие;
  • Поставить к
    обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или  Какой? Какая? Какое?
    Какие?
    );
  • Определить
    лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить
    синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Примеры:
Роман Достоевского, читаемый во многих странах, был переведен на
иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот,
отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман,
в предложении является обособленным определением). Заваривая чай, она
всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот,
отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет,
в предложении является обособленным обстоятельством).

«Морфологический разбор деепричастия»

Морфологический разбор деепричастия.
План разбора:

I. Часть речи (особая форма глагола — деепричастие).

Вопрос (что делая? что сделав?) Начальная форма (Варианты: неопределённая
форма глагола / нет, так как деепричастие — неизменяемое слово).

II. Морфологические признаки:

Постоянные признаки:

а) видсовершенный (выйдя — что сделав?) / несовершенный (выходя — что делая?);

б) возвратность (по наличию суффикса -сь): умывшись
(возвратный) — умыв (невозвратный), умываясь (возвратный) — умывая
(невозвратный);

в) переходность (переходные: съев хлеба, увидев море!  непереходные: придя
в гости, позвонив по телефону);

г) неизменяемая форма глагола (непостоянных
признаков не имеет).

III. Синтаксическая роль (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием).

Альтернативный план разбора:

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический
разбор деепричастия. Примеры.

Вот что заявил он, вернувшись.

1.    
Вернувшись —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«вернуться».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, возвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Заявил (когда? что сделав?) вернувшись (обособленное обстоятельство,
выраженное одиночным деепричастием).

Я уже частенько, гуляя один
в саду или в лесу, играл сам с собой в охоту.

1.    
Гуляя —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
гуля(ют).

2.    
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Играл (когда? что делая?) гуляя один в саду или лесу (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Дима слушал, широко раскрыв глаза.

1.    
Раскрыв —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«раскрыть».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, невозвратное,
переходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Слушала (как? что сделав?) широко раскрыв глаза (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Быстро спросил я, спеша воспользоваться
такой подходящей минутой.

1.    
Спеша —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«спеш(ат)».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Спросил (почему? что делая?) спеша воспользоваться такой подходящей минутой (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Счастливо улыбаясь, ответила мне мама.

1.    
Улыбаясь 
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«улыба(ют)ся».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, возвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Ответила (как? что делая?) счастливо улыбаясь (обособленное обстоятельство,
выраженное деепричастным оборотом).

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Употребление деепричастного оборота.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

 Предложения с деепричастными оборотами. 

Начнём повторение теории.

Деепричастие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом.

Деепричастие не изменяется, в предложении бывает обстоятельством.

Суффиксы деепричастия: -Я, — В, -А, -ВШИ, — ШИ

Итак, деепричастие обозначает ДОБАВОЧНОЕ действие. Это значит, что в предложении должно быть лицо ( предмет), выполняющее ОСНОВНОЕ действие.

Рассмотрим пример.

Готовясь к экзамену, он повторял весь теоретический материал.

Сказуемое «повторял»- основное действе,

«готовясь» — добавочное.

Он что делал? – повторял. Он одновременно что делал? — готовился.

 ( Деепричастие  всегда можно заменить глаголом.)

Помните: оба действия  (и основное, и добавочное) выполняет одно и то же лицо ( или предмет)

Делаем вывод: в предложении должно быть подлежащее, выражающее лицо (или предмет), которое ОДНОВРЕМЕННО выполняет ОБА действия— и основное , и добавочное.

Таким образом, в предложении должно быть подлежащее.

Однако есть случаи, когда можно употреблять деепричастный оборот, хотя в нём НЕТ подлежащего.

Случаи употребления деепричастного оборота в предложениях БЕЗ подлежащего.

  • Определённо- личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: я, мы, ты, вы).

Приехав в Москву, обязательно сходим на Красную площадь. (Мы приедем, мы сходим)

  • Неопределённо-личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: он, оно, оно, они. Если глагол в прошедшем времени, то можно подставить любое личное местоимение).

Приехав в Москву, решили пойти на Красную площадь.( Они (мы, вы) приехали и решили пойти).

  • Запомните: в безличном предложении (где нет и не может быть подлежащего) деепричастный оборот может употребляться только в тех случаях, когда в нём есть слова : нужно, можно, нельзя, возможно, следует и пр. + ИНФИНИТИВ.

Готовясь к экзаменам, нужно обязательно повторять теоретический материал.

Итак, ребята, мы разобрались, в каких случаях МОЖНО использовать в речи деепричастный оборот.

В задании № 8 будут даны предложения с ОШИБКОЙ в употреблении деепричастного оборота. Разберём их.

Типичные ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.

  • Если действие, которое выражено глаголом, и действие, выраженное деепричастием, выполняют РАЗНЫЕ лица (или предмет).

Пример.

Подъезжая к городу, начался сильный дождь.

(К городу подъезжали люди, а не дождь, который начался).

Верно.

Когда мы подъезжали к городу, начался дождь.

  • Если в безличном предложении НЕТ инфинитива.

Пример.

Приехав в город, мне стало грустно.

Верно.

Когда я приехала в город, мне стало грустно.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Предложения с причастными оборотами.

  • Найдите грамматическую основу предложения.
  • Найдите деепричастный оборот.
  • Посмотрите, чем выражено сказуемое.
  • Если сказуемое- это глагол, то замените деепричастие глаголом. Если оба действия выполняет лицо (предмет), выраженное подлежащим, то это верный ответ. Если нет- неверный.
  • Если НЕТ подлежащего, то посмотрите, какое это предложение. Если безличное и в нём есть ИНФИНИТИВ, то это верный ответ. Если нет инфинитива — неверный.
  • Если это односоставное предложение определённо-личное и неопределённо-личное и оба действия выполняет лицо, которое легко восстановить в тексте, то это верный ответ.

Рассмотрим примеры.

  1. Выполняя упражнение, ученик сначала изучает его задание.

(Верно. Он выполняет, и он изучает)

  1. Выполняя упражнение, вдумываемся в его задание.

(Верно. Легко подставит слово «мы». Мы вдумываемся, мы выполняем)

  1. Выполняя упреждение, нужно внимательно изучать задание к нему.

(Верно. Есть инфинитив «изучать»).

  1. Взобравшись на курган, ему стало видно всю панораму боя.

(Неверно. Это безличное предложение, в нём нет инфинитива.

Верно. Когда он взобрался на курган, то увидел всю панораму боя).

  1. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

(Неверно. Действие глагола и деепричастия выполняет не одно лицо. Шляпа слетала, но она не может подъезжать к станции.

Верно. Когда я  подъезжал к станции, у меня слетела шляпа.)

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с употреблением деепричастного оборота.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

E-mail

Деепричастие – это гибридная форма между наречием и глаголом: к деепричастиям одновременно можно задать наречный вопрос «как?» и глагольный «что делая? / что сделав?». На письме, как правило, деепричастия и деепричастные обороты (деепричастия с зависимыми словами) выделяются запятыми.

Обычно деепричастиями обозначаются добавочные действия. Например: умывшись, он отправился на работу; ребята повторяли движения за ведущим, прыгая на месте. Добавочное действие напрямую связано с основным, которое выражает сказуемое. Оба эти действия, основное и дополнительное, всегда связаны с субъектом действия – тем, кто выполняет эти действия (обычно является подлежащим). Отсюда следует вывод: глагол и деепричастие должны относиться к одному субъекту действия, т. е. действия должно осуществлять одно и то же лицо.


Разберем описанное на примере: 

Участники творческого коллектива, выступая на различных концертах, совершенствуют свое мастерство.

Подлежащим и субъектом действия является существительное «участники». Глагол «совершенствуют» – это сказуемое, выражающее основное действие. Дополнительное действие при основном обозначает деепричастный оборот «выступая на различных концертах». Т. е. субъект выполняет два действия: участники выступают на концертах и совершенствуют мастерство.

Ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов связаны с нарушением связи между дополнительным действием и субъектом действия:

1. Деепричастие связано с разными субъектами, т. е. действия выполняют разные лица.

Например: 

Выходя на сцену, ему начали аплодировать зрители.

Субъект действия – «зрители», основное действие – «начали аплодировать». Дополнительное действие «выходя на сцену» не связано с субъектом (на сцену вышли не зрители) и основным действием, оно явно относится к другому субъекту (артисту), поэтому предложение составлено неверно.

В таком случае предложение нужно переделать:

Когда он вышел на сцену, ему начали аплодировать зрители – деепричастие превратилось в сказуемое, также добавлен второй субъект действия – местоимение «он».

Лайфхак: попробуйте превратить деепричастие в сказуемое – это поможет понять, согласовано ли оно с субъектом действия. Так, в предложении Выходя на сцену, ему начали аплодировать зрители превратить деепричастие в глагол без добавления второго подлежащего не получится – следовательно, предложение нужно переделать. А в примере Выходя на улицу, Маша закрыла дверь деепричастный оборот составлен верно: Маша (что сделала?) вышла на улицу и закрыла дверь.

2. В предложении отсутствует субъект действия.

Рассмотрим на примере: 

Придя на мероприятие, ребятам было интересно и весело.

Субъект действия отсутствует, т. е. предложение безличное. Деепричастный оборот в таких предложениях использовать нельзя, т. к. дополнительное действие должно быть связано с субъектом действия, а в предложении его нет.

Переделаем наше предложение:

Придя на мероприятие, ребята узнали много интересного и повеселились – деепричастный оборот согласован с субъектом действия (ребята узнали и повеселились – что сделав? – придя на мероприятие).

Обратите внимание: допускается использование деепричастий, если основное действие выражено глаголом, отвечающим на вопрос «что делать? / что сделать?». Например: Читая, важно делать перерывы на отдых.

3. В предложении с деепричастием подлежащее указывает не на субъект, а на объект действия (то, на что направлено действие).

Такие конструкции называются страдательными. Сказуемое в подобном предложении может быть выражено возвратным глаголом (оканчивается на -ся/-сь):

Привлекая юное поколение к изучению искусства, музейными работниками повышается общий уровень историко-культурного знания.

В этом предложении подлежащее «уровень» само по себе не совершает действие – это на него направлено действие, совершаемое музейными работниками. Глагол «повышается» по смыслу связан с дополнением «музейными работниками»: уровень повышается – кем? – музейными работниками. При этом деепричастный оборот также относится к дополнению, а не к подлежащему (уровень историко-культурного знания не привлекает юное поколение к изучению искусства – этим занимаются музейные работники). Так быть не должно: деепричастие всегда связано с лицом, которое совершает действие, и это лицо должно быть главным членом предложения, т. е. подлежащим.

Сформулируем предложение правильно:

Привлекая юное поколение к изучению искусства, музейные работники повышают общий уровень историко-культурного знания – страдательная конструкция превратилась в активную, теперь деепричастный оборот согласован с субъектом действия.

Кроме того, сказуемое может быть выражено кратким причастием в страдательной форме:

Посетив мероприятие, ребятам были выданы буклеты с информацией о правилах здорового образа жизни.

Как и в случае, описанном выше, подлежащим является объект действия, а деепричастный оборот снова по смыслу относится к дополнению, а не к подлежащему (буклеты были выданы – кому? – ребятам; не буклеты, а ребята посетили мероприятие), чего, как мы помним, быть не может.

Исправим предложение:

  • На мероприятии ребятам были выданы буклеты с информацией о правилах здорового образа жизни – деепричастный оборот заменен на синонимичную конструкцию;
  • Посетив мероприятие, ребята получили буклеты с информацией о правилах здорового образа жизни – страдательная конструкция превратилась в активную (ребята получили буклеты – что сделав? – посетив мероприятие).

4. Деепричастие представлено как однородное по отношению к причастному обороту.

Например:

Город, наполненный солнцем и привлекая туристов, очень нравился М. Лукиной.

Важно помнить, что однородными могут быть только слова с одной и той же синтаксической ролью, т. е. отвечающие на один и тот же вопрос. В этом предложении части, отмеченные как однородные, отвечают на разные вопросы: какой? – наполненный солнцем; что делая? – привлекая туристов. Поэтому они не могут быть однородными.

Предложение нужно переформулировать:

Город, наполненный солнцем и привлекающий туристов, очень нравился М. Лукиной – деепричастие превратилось в причастие (город – какой? – наполненный солнцем; какой? – привлекающий туристов).


Помните, что неграмотно составленное предложение может исказить информацию, которую вы хотите донести читателю. Перед публикацией всегда перечитывайте текст несколько раз. Если в нем есть деепричастия – проверьте, правильно ли они используются.

Вступление
(если ты перешёл сюда по ссылке, друг, просто мотай вниз, к жирному шрифту)

Я не граммар-наци. Я сам совершаю ошибки, кучу ошибок. Иногда даже специально, когда выбираю просторечный стиль (но это другая история). И я не питаю иллюзий насчёт этой статьи. Думаю, опечаток в ней будет допущено немало.

Однако я хотел сказать, что докапываться до каждой запятой в Интернете — это, пожалуй, моветон и удел корректоров. У меня нет профильного языкового образования, и я просто физически не могу знать всех сложных тонкостей, как и большинство посетителей сайта, полагаю.

Но есть опечатки вроде спорных ситуативных случаев, когда выбор конкретной буквы или точной позиции запятой зависит от фазы луны или дома, в который вошёл Юпитер. Есть «неважные» правила, которые адаптируются и меняются со временем. На опечатки подобного толка всем плевать. Уж мне-то точно. Но есть такие ошибки, которые напрочь способны сломать восприятие текста или речи (вам когда-нибудь говорили «поехалити» вместо «поехали»?).

К таким ошибкам, сбивающим с текста, лично я отношу деепричастные обороты. Не их обособление запятыми, а самую базовую логику. Понимаю, что это спорный момент, и болевой порог у всех людей разный, но лично мне сразу становится плевать на содержание статьи, если она открывается со «сломанного» деепричастного оборота. Да, я в меньшинстве. Да, я понимаю, что моя статья непрофильная на этом сайте и, скорее всего, останется без внимания. Но я просто допишу её и оставлю здесь, чтобы затем кидать ссылку в комменты, если кто-то напишет мне: «Укажите, пожалуйста, на ошибки в статье, и я их исправлю». Идёт?

Картинка для вывода в ленту и разбивки текста на смысловые блоки

Я постараюсь объяснить правила максимально быстро, просто и понятно. По задумке получится не совсем точно, не как на уроках русского языка. Но зато доступно. Погнали.

Что такое деепричастие

Это добавочное действие. Объект X совершает некое действие, и попутно он же — снова объект Х — делает что-то ещё. Это очень важный момент.

Иван вошёл в комнату, закрыв за собой дверь.

Вошёл — глагол (действие). Закрыв — деепричастие (добавочное действие или, говорят, обстоятельство действия). И действие, и добавочное действие совершает Иван. Иван вошёл в комнату, и Иван же закрыл за собой дверь.

Это правильно.

Что такое деепричастный оборот

Конструкция из деепричастия и зависимых от него слов. В примере выше: «Закрыв за собой дверь».

Как найти деепричастие

Оно отвечает на вопросы: «Что делая?», «Что сделав?». Если вы из тех людей, кто не может заставить себя задавать вопросы к словам, можно проще. Деепричастие — это отглагольное наречие. Другими словами, оно очень похоже на глагол, только заканчивается на -ая, -а, -ав, -ыв, -ив, -вши, -ись, -ясь и подобное. Короче, всё что не глагол, но выглядит как глагол.

Может ли в деепричастном обороте не быть действующего лица

Может. Во-первых, если действующее лицо (подлежащее) подразумевается.

Читая современные статьи на dtf, невольно вспоминаешь, что раньше было лучше.

Действующее лицо — ты. Мы его опустили.

Ты кого опустил? Ты меня опустил?! Я тебя сам опущу!

Пользователь dtf, Оставлятель комментариев

Во-вторых, в безличных предложениях, когда вы оформляете всякие правила, но это уже сложно и большинству не нужно.

Далее поговорим о том, какие ошибки совершают люди при написании деепричастных оборотов

Ошибка №1. Есть добавочное действие, но нет действия

Похоже, кто-то так и не сумев в деепричастные обороты

Я пишу такое в комментах к статьям, чтобы намекнуть человеку на его ошибку. Это неграмотное предложение. Но такое встретишь не часто, потому что написать подобное можно только специально.

Как исправить

Просто замените деепричастие на глагол. У вас всего одно действие в предложении, деепричастие не нужно в принципе.

Похоже, кто-то так и не сумел в деепричастные обороты

Ошибка №2. Действие и добавочное действие адресовано разным лицам

А вот это классика. Это делают просто все и постоянно. Это основная причина, почему я вообще взялся за эту статью. Возвращаясь к первому примеру статьи, представим, что за стеной у Ивана живёт бабуля, которая сильно храпит.

Иван вернулся домой. Войдя в комнату, старушка за стеной сильно храпела.

Получается, что старушка входит в комнату, а не Иван. Но деепричастие должно быть адресовано тому же лицу, что и основное действие. Более очевидные примеры.

Мальчик любовался котом, лакая молоко.

Читая статью на dtf, меня особенно впечатлило умение автора мастерски расставлять деепричастные обороты.

Как исправить

Есть два варианта.

1. Расписать предложение дополнительными глаголами, относящимися к нужному лицу, а затем уже добавлять действия второго лица, о котором вы хотели сказать.

Войдя в комнату, Иван услышал, как старушка за стеной сильно храпит.

Читая статью на dtf, я обратил особенное внимание на умение автора мастерски расставлять деепричастные обороты.

2. Полностью отказаться от деепричастного оборота в пользу сложносочинённого предложения.

Иван вошёл в комнату и услышал, что старушка за стеной сильно храпит.

Мальчик любовался котом, который лакал молоко.

Совет: пока вы не овладели деепричастным оборотом полностью, лучше идти вторым путём и вовсе не использовать деепричастия.

Зачем люди вставляют деепричастные обороты в свой текст

Просто так. Интуитивно кажется, что так проще и быстрее строить мысль. На деле же — это достаточно сложная конструкция, как в написании, так и для восприятия. Деепричастный оборот может разнообразить и украсить текст, но если вы не научились его применять, получите обратный эффект.

Гораздо проще написать сложносочинённую конструкцию. Вы наберёте два лишних символа, но читающему будет легче.

Как найти ошибку самому

Очень просто. Перечитайте текст, но не глазами, а вслух. Как правило, сломанный деепричастный оборот звучит ужасно, вы обязательно зацепитесь.

Набирая статью по грамматике, он не учтя, что самому не разобравшись. :(

Уверен, что и сам наошибался в куче других правил. Если найдёте что-то, обязательно подскажите, в чём мой промах.

Давайте вместе становиться лучше и относиться к нашему языку не как к помойке.

PS: на самом деле с деепричастными оборотами связаны ещё несколько сложных правил. А ещё их надо выделять запятыми. Но на это всё уже плевать, разберитесь хотя бы в базовой логике. Спасибо за внимание.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Деепричастный оборот примеры предложений ошибки
  • Деепричастный оборот ошибка 8 задание
  • Дедушка был невыносимой брюзгой ошибка
  • Деепричастный оборот обособляется знаками препинания лексическая ошибка
  • Девятьюстами рублями где ошибка