Деепричастие речевые ошибки

Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота


Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота

Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:

  • Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.

    Примеры ошибок:

    Заваривая чай

    , у него упала чашка.

    Убирая в комнате

    , у них сломался пылесос.

  • Деепричастный оборот в безличном предложении.

    Примеры ошибок:

    Наблюдая за облаками

    , мне было спокойно.

    Выйдя на улицу

    , ему стало жарко.

  • Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

    Примеры ошибок:

    Решив задачу

    , я буду отдыхать.

    Посещая выставки

    , он напишет статью о современном искусстве.

  • Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).

    Примеры ошибок: Небольшой городок, сияющий огнями и

    удивляя туристов

    , был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и

    шелестя листьями

    , укрывали путников от солнца.

Неправильное употребление причастных оборотов

Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

  • Неверное согласование причастия с определяемым словом.

    Примеры ошибок: Вчера прошла выставка древних книг,

    собранные в нашей библиотеке

    (правильно:

    собранных

    ).

  • Смешение действительных и страдательных причастий

    Примеры ошибок: Игрушки,

    украшаемые новогоднюю елку

    , красиво переливались (правильно:

    украшавшие

    ).

  • Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.

    Примеры ошибок:

    Обласканное

    поле

    солнцем

    зеленело (правильно: поле,

    обласканное солнцем

    , зеленело).

    Скрытые

    беседки

    от посторонних глаз

    были построены в липовой рощице (правильно:

    скрытые от посторонних глаз

    беседки были построены в липовой рощице).

  • В причастном обороте не может употребляться частица бы.

    Примеры ошибок: Нам бы мебель,

    сделанную бы на заказ

    . Мы хотим остановиться у озера,

    расположенного бы недалеко от леса

    .

Как определить, какой оборот употребляется в предложении?

Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти причастие или деепричастие;
  • Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
  • Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Примеры:
Роман Достоевского,

читаемый во многих странах

, был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот, отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман, в предложении является обособленным определением).

Заваривая чай

, она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот, отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет, в предложении является обособленным обстоятельством).

Оценка статьи

А какая ваша оценка?

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Здравствуйте,
уважаемая редакция!
Пишет вам учитель из Дубны (Московская область)
Охлопкова Марина Юрьевна. Я работаю в старших
классах средней общеобразовательной школы № 4
и на подготовительных курсах при Международном
университете природы, общества и человека
«Дубна». Приходится много анализировать и
письменных работ старшеклассников, и тестов
абитуриентов. Хотелось бы рассказать об одном
виде речевых ошибок и о том, как я вместе с
ребятами работаю над тем, чтобы их не было.

М.Ю. ОХЛОПКОВА,
школа № 4,
г. Дубна,
Московская обл.


Об одной распространенной ошибке –
неправильном употреблении деепричастных
оборотов

Где можно допустить такую ошибку?

1) В сочинении;
2) в изложении;
3) в тесте (в тестах часто есть задания по культуре
речи).

Для начала нужно ошибку «осознать»,
т.е. понять, почему так сказать нельзя. Я объясняю
это следующим образом. Разберем пример (см.
схему).

Пояснения к схеме

Деепричастие – это особая форма
глагола, которая обозначает добавочное действие.
А если есть добавочное действие – значит, должно
быть слово, которое обозначает основное
действие. Чаще всего таким словом оказывается
сказуемое. Кроме того, подлежащее должно
называть производителя двух действий – и
основного, и добавочного. Если это требование не
соблюдается, то получается ошибочное выражение.

Разберем основные типы ошибок при
употреблении деепричастных оборотов.

1. *Подходя к этой комнате, за
дверью раздались странные звуки.

Основное действие совершают звуки (звуки
раздались)
. Добавочное действие совершает
другой субъект (например, он или я).
Значит, ошибочность предложения в том, что у двух
действий (основного и добавочного) разные
производители. Исправить можно приблизительно
так: Когда я подходил к этой комнате, то услышал,
что за дверью раздались странные звуки
.

2. *Выйдя на улицу, мне стало
холодно
.

Данное предложение безличное, в нем не
может быть подлежащего. А значит, нет и субъекта
действия (на субъект действия указывает
дополнение мне). В таких предложениях нельзя
употреблять деепричастный оборот. Исправить
можно так: Когда я вышел на улицу, мне стало
холодно.

  • В безличных предложениях можно
    употребить деепричастный оборот в том случае,
    если главный член выражен инфинитивом: Устраиваясь
    на ночлег, следует выбрать место посуше
    . В
    данном предложении подлежащего нет. Но у
    основного и добавочного действий («выбрать» и
    «устраиваясь») один и тот же субъект действия («вы
    выбираете» и «вы устраиваетесь»).

3. *Приехав в Москву, машина будет
разгружена
.

Данное предложение – страдательная
конструкция. Значит, производитель действия,
выраженного сказуемым, и производитель действия,
выраженного деепричастием, не совпадают.
Подлежащее называет объект основного
действия и субъект действия, названного
деепричастием. Проще говоря, приедет в Москву
машина, а разгружать ее будет кто-то, а не она сама
себя. Исправить можно так: Когда машина приедет
в Москву, она будет разгружена
.

Деепричастный оборот чаще всего
относится к сказуемому. Но иногда может также
относиться и к другим членам предложения,
выраженным инфинитивом, причастием или другим
деепричастием. Главное условие правильности
построения предложений все то же: основное
действие и дополнительное действие должны иметь
все тот же субъект.

Она просила договориться о встрече,
предварительно позвонив Андрею
.
(Договариваться и звонить будет тот, кого она
просила,– одно и то же лицо.)

Лежа на диване, широко раскинув руки,
он тихонько напевал
.
(Он лежал на диване, и он раскинул руки.)

Говорившая все это время, не повышая
голоса, она вдруг начинала курить
.
(Она говорила, и она не повышала голоса.)

Тренировочные упражнения

Задание 1. Закончите предложение,
выбрав правильное продолжение. Объясните свой
выбор
.

А. Сдав экзамены, …

1) …нас направили сразу же на практику.
2) …нам сразу стало легко.
3) …мы уехали отдыхать.

Б. Увидев этого страшного зверя так
близко, …

1) …мне стало страшно.
2) …я испугался.
3) …раздался ее пронзительный крик.

(Задания подобного типа можно найти в
сборниках для подготовки к ЕГЭ, например:
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к
Единому государственному экзамену. Русский язык
/ В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. М.: Интеллект-Центр, 2003.)

Задание 2. Выберите из данных
предложений те, в которых допущены ошибки в
употреблении деепричастных оборотов. Объясните,
почему так нельзя сказать
.

1. Мы долго не виделись с Павлом, но,
побывав в Москве, я решился ему позвонить.

2. Затем он назначается директором,
работая в этой должности полтора года.

3. Не пройдя и километра, он обнаружил,
что тропинка заросла травой.

4. Подходя к дому, мне стало страшно от
мысли, что там могло что-то случиться.

5. Перенеся серьезную операцию, солдат
был спасен.

6. Имея хороший аттестат, хорошую
физическую подготовку, проблем с поступлением в
вуз не было.

7. Приходилось работать в трудных
условиях, не имея в течение долгих недель ни
одного дня свободного отдыха.

8. Читая газетную заметку, у нее
появилось желание написать автору рубрики.

9. Прочитав рукопись, редактору
показалось, что она нуждается в серьезной
доработке.

Задание 3. Отредактируйте данные
предложения
.

1. Познакомившись со стихотворением, в
моем сердце осталась печаль, но в то же время и
надежда.

2. В настоящее время, читая стихи
современных поэтов, в каждом из них есть свой
лирический герой.

3. Самое главное, ребята поняли:
занимаясь обустройством общественной жизни в
своих школах, нам нужны активные и
жизнерадостные лидеры.

4. Лавина чувств захватила ее, не успев
разобраться в своем избраннике.

5. Но, увидев иную Татьяну, в нем
вспыхивают чувства.

6. Возвращаясь из мира стихов, ему нужно
было время, чтобы заново привыкнуть к реальному
миру.

Ответы к заданию 3

1. Подлежащее не называет субъекта
добавочного действия, выраженного деепричастием
(печаль и надежда не знакомились со
стихотворением).

Это стихотворение оставило в моем
сердце печаль, но в то же время и надежду.

2. Подлежащее не называет субъекта
добавочного действия (лирический герой не читал
стихи современных поэтов). Кроме того,
предложение неудачное, даже если деепричастный
оборот будет употреблен правильно, т.к. то, что «в
каждом стихотворении есть свой лирический
герой», и так очевидно.

3. Известно, что от расстановки знаков
препинания зависит смысл предложения
(классический пример: Казнить нельзя
помиловать
). В данном случае с точки зрения
пунктуации все знаки препинания стоят правильно,
но именно такая расстановка знаков приводит к
речевой ошибке: деепричастный оборот употреблен
в безличном предложении. Чтобы исправить ошибку,
достаточно по-другому расставить знаки:

Самое главное, ребята поняли,
занимаясь обустройством общественной жизни в
своих школах: нам нужны активные и
жизнерадостные лидеры
.

4. У основного и добавочного действий
разные субъекты.

Она еще не успела разобраться в своем
избраннике, как лавина чувств захватила ее
.

5. То же самое, что и в предложении № 4.

Он увидел Татьяну. В нем вспыхивают
чувства к ней.

6. Деепричастный оборот в безличном
предложении не употребляется.

Нужно было время, чтобы он вернулся
из мира стихов в реальность
.

Помощь в отработке данной темы могут
оказать следующие книги:

1. Голуб И.Б. Упражнения по
стилистике русского языка. М.: Рольф, 1999.

2. Миловидова И. Проверяем свою
грамотность. Тесты. М.: Айрис, 1995. (Даны примеры
ошибочных предложений, их исправленные варианты,
краткое объяснение.)

3. Штейнберг Л.Я. 1000 вопросов и
ответов. Русский язык: Учебное пособие для
поступающих в вузы. М.: Книжный дом «Университет»,
1999. (Даны примеры ошибочных предложений,
комментарий к ним.)

Неправильное
употребление причастного и деепричастного оборота

Деепричие
и причастие
– довольно сложные части речи, при
употреблении которых допускается немало ошибок.

Ошибки в
употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный
оборот
– речевая конструкция, выраженная деепричастием с
зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на
вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает
обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам
в употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:

  • Действие,
    названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к
    разным субъектам действия.

Примеры
ошибок
: Заваривая чай, у него упала чашка. Убирая
в комнате
, у них сломался пылесос.

  • Деепричастный
    оборот в безличном предложении.

Примеры
ошибок
: Наблюдая за облаками, мне было спокойно. Выйдя
на улицу
, ему стало жарко.

  • Деепричастный
    оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

Примеры
ошибок
: Решив задачу, я буду отдыхать. Посещая
выставки
, он напишет статью о современном искусстве.

  • Деепричастный
    оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом,
    сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств
    и некоторых наречий).

Примеры
ошибок
: Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов,
был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя
листьями
, укрывали путников от солнца.

Неправильное
употребление причастных оборотов

Причастный оборот
– речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая
называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая?
Какое? Какие?
В предложении выступает обособленным определением и
выделяется запятыми.

К наиболее частым
ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

  • Неверное
    согласование причастия с определяемым словом.

Примеры
ошибок
: Вчера прошла выставка древних книг, собранные в
нашей библиотеке
(правильно: собранных).

  • Смешение
    действительных и страдательных причастий

Примеры
ошибок
: Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво
переливались (правильно: украшавшие).

  • Определяемое
    слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не
    внутри.

Примеры
ошибок
: Обласканное поле солнцем зеленело (правильно:
поле, обласканное солнцем, зеленело). Скрытые беседки от
посторонних глаз
были построены в липовой рощице (правильно: скрытые от
посторонних глаз
беседки были построены в липовой рощице).

  • В причастном
    обороте не может употребляться частица бы.

Примеры
ошибок
: Нам бы мебель, сделанную бы на заказ. Мы
хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.

Как определить,
какой оборот употребляется в предложении?

Случаи
неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке
обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы
определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот,
необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти
    причастие или деепричастие;
  • Поставить к
    обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или  Какой? Какая? Какое?
    Какие?
    );
  • Определить
    лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить
    синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Примеры:
Роман Достоевского, читаемый во многих странах, был переведен на
иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот,
отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман,
в предложении является обособленным определением). Заваривая чай, она
всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот,
отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет,
в предложении является обособленным обстоятельством).

«Морфологический разбор деепричастия»

Морфологический разбор деепричастия.
План разбора:

I. Часть речи (особая форма глагола — деепричастие).

Вопрос (что делая? что сделав?) Начальная форма (Варианты: неопределённая
форма глагола / нет, так как деепричастие — неизменяемое слово).

II. Морфологические признаки:

Постоянные признаки:

а) видсовершенный (выйдя — что сделав?) / несовершенный (выходя — что делая?);

б) возвратность (по наличию суффикса -сь): умывшись
(возвратный) — умыв (невозвратный), умываясь (возвратный) — умывая
(невозвратный);

в) переходность (переходные: съев хлеба, увидев море!  непереходные: придя
в гости, позвонив по телефону);

г) неизменяемая форма глагола (непостоянных
признаков не имеет).

III. Синтаксическая роль (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием).

Альтернативный план разбора:

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический
разбор деепричастия. Примеры.

Вот что заявил он, вернувшись.

1.    
Вернувшись —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«вернуться».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, возвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Заявил (когда? что сделав?) вернувшись (обособленное обстоятельство,
выраженное одиночным деепричастием).

Я уже частенько, гуляя один
в саду или в лесу, играл сам с собой в охоту.

1.    
Гуляя —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
гуля(ют).

2.    
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Играл (когда? что делая?) гуляя один в саду или лесу (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Дима слушал, широко раскрыв глаза.

1.    
Раскрыв —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«раскрыть».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, невозвратное,
переходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Слушала (как? что сделав?) широко раскрыв глаза (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Быстро спросил я, спеша воспользоваться
такой подходящей минутой.

1.    
Спеша —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«спеш(ат)».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Спросил (почему? что делая?) спеша воспользоваться такой подходящей минутой (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Счастливо улыбаясь, ответила мне мама.

1.    
Улыбаясь 
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«улыба(ют)ся».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, возвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Ответила (как? что делая?) счастливо улыбаясь (обособленное обстоятельство,
выраженное деепричастным оборотом).

Исправляем ошибки, связанные с нарушением норм употребления причастных и деепричастных оборотов.

Автор: Полякова Татьяна Владимировна

Цель работы:  совершенствовать умения соблюдать основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов в речи, замечать ошибки  и  исправлять их

Для выполнения работы необходимо знать:  понятия «причастие», «деепричастие», «причастный оборот», «деепричастный оборот»

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы  какой? какая? какое? какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

1) неверное согласование причастия с определяемым словом;

Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво переливались (правильно: украшавшие). Вчера прошла выставка древних книг, собранные в нашей библиотеке (правильно: собранных)

2) определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри;

Обласканное поле солнцем зеленело (правильно: поле, обласканное солнцем, зеленело). Скрытые беседки от посторонних глаз были построены в липовой рощице (правильно: скрытые от посторонних глаз беседки были построены в липовой рощице).

3) в причастном обороте не может употребляться частица бы.

Нам бы мебель, сделанную бы на заказ. Мы хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.

Для того чтобы не делать ошибок при употреблении причастных оборотов, нужно соблюдать следующие правила:

1) причастный оборот должен находиться рядом (до или после него) с существительным, к которому он относится; определяемое слово не может быть в середине причастного оборота;

2) причастие в причастном обороте должно иметь тот же род, падеж и число, что и определяемое слово.

Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая называет дополнительное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам в образовании предложений с деепричастным оборотом относятся:

1) действие деепричастия не относится к подлежащему (существительному или местоимению в именительном падеже)

Заваривая чай, у него упала чашка. Убирая в комнате, у них сломался пылесос.

2) деепричастный оборот в безличном предложении

Наблюдая за облаками, мне было спокойно. Выйдя на улицу, ему стало жарко.

3) деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

Решив задачу, я буду отдыхать. Посещая выставки, он напишет статью о современном искусстве.

4) деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).

Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов, был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя листьями, укрывали путников от солнца.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1.  Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов

  1. Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.
  2. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.
  3. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.
  4. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.
  5. Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.
  6. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.
  7. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.
  8. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
  9. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.

Задание 2.  Выберите из данных предложений те, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

  1. Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить.
  2. Затем он назначается директором, работая в этой должности полтора года.
  3. Не пройдя и километра, он обнаружил, что тропинка заросла травой.
  4. Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.
  1. Перенеся серьезную операцию, солдат был спасен.
  2. Имея хороший аттестат, хорошую физическую подготовку, проблем с поступлением в вуз не было.
  3. Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель ни одного дня свободного отдыха.
  4. Читая газетную заметку, у нее появилось желание написать автору рубрики.
  5. Прочитав рукопись, редактору показалось, что она нуждается в серьезной доработке.

Задание 3.  Отредактируйте данные предложения.

  1. Познакомившись со стихотворением, в моем сердце осталась печаль, но в то же время и надежда.
  2. В настоящее время, читая стихи современных поэтов, в каждом из них есть свой лирический герой.
  3. Самое главное, ребята поняли: занимаясь обустройством общественной жизни в своих техникумах, нам нужны активные и жизнерадостные лидеры.
  4. Возвращаясь из мира стихов, ему нужно было время, чтобы заново привыкнуть к реальному миру.

Задание 4.  Найдите ошибки, возникшие при употреблении причастных оборотов. Отредактируйте предложения.

1) Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицинской науки. 2) Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил. 3) В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 4) Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию. 5) В руках у режиссера кадры из новой кинокартины, снимающейся на студии «Мосфильм».

Задание 5. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Природный памятник «Столбы выветривания», расположенный на территории Троицко-Печорского района Республики Коми, стал одним из семи чудес России.

2) Пётр чувствовал о том, как слипаются от усталости глаза и страшно ломит тело.

3) В конце XVII столетия науке стало известно о существовании необычного млекопитающего, откладывающем яйца и насиживающем их: это был утконос.

4) К концу 1840-х годов П. Л. Федотовым было написано уже несколько полотен, среди которых выделялись «Разборчивая невеста» и «Свежий кавалер».

5) Те, кто хоть немного увлекается философией, знает, что наши мысли имеют способность воплощаться в реальности.

6) Школьники провели два счастливых дня в лагере «Звёздочке».

7) Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена водителем.

8) Гумилёв объявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно усердно учиться.

9) Один из важнейших факторов признания игрока в такой стране, как Англия, — это любовь или презрение со стороны прессы.

ВЫВОД по результатам работы: в чем заключается сложность употребления причастных и деепричастных оборотов в речи?

Контрольные вопросы:

  1. Какова роль деепричастных оборотов в речи?
  2. Какие ошибки наиболее часто встречаются при употреблении причастных оборотов?

Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота

Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:

  • Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.

Неправильное употребление причастных оборотов

Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

которые читают вместе с этой

  • Неверное согласование причастия с определяемым словом.

Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.

Как определить, какой оборот употребляется в предложении?

Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти причастие или деепричастие;
  • Поставить к обороту вопрос ( Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
  • Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

3.6. Предложения с деепричастными оборотами

Деепричастия и деепричастные обороты, как и причастные обороты, – характерная примета письменной речи, прежде всего – официально-делового и научного стиля. В устной речи они встречаются редко. Более того, не рекомендуется использовать деепричастия в устной речи вообще!

Но поскольку деепричастие – книжная форма, то её употребление часто вызывает затруднения.

При употреблении деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует обращать внимание на комплекс факторов.

1. Следует помнить, что действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему.

Например, в одном из своих рассказов А.П. Чехов приводит запись в жалобной книге чиновника Ярмонкина: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. Помимо других речевых и грамматических ошибок, данное высказывание содержит и ошибку в употреблении деепричастий. Подлежащим в этом предложении является существительное шляпа. В соответствии с грамматическими правилами получается, что именно шляпа подъезжала к станции и любовалась красотами природы за окном.
Для того чтобы исправить предложение в соответствии с нормами, необходимо изменить конструкцию: преобразовать дополнение у меня (именно оно является субъектом действия) в подлежащее: Подъезжая к станции, я потерял шляпу.

Исключение из этого правила составляют деепричастия, которые относятся к инфинитиву, выражающему действие другого лица:

Дом его был полон гостями , готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения (Пушкин).

В данном случае действие деепричастия разделяя относится к дополнению гостями и грамматически зависит от инфинитива тешить.

Может не относиться к подлежащему и оборот со словами исходя из , поскольку форма исходя уже не воспринимается как деепричастие:

Расчёт составляется исходя из средних норм выработки продукции.

2. Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа.

Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно. Такое высказывание будет грамматически некорректным, поскольку действие деепричастия возвращаясь относится к дополнению мне. Чтобы исправить предложение, необходимо либо преобразовать его так, чтобы дополнение стало подлежащим (ср.: Возвращаясь домой, я загрустил), либо заменить деепричастие на глагол-сказуемое или на придаточное предложение (ср.: Когда я возвращался домой, мне было грустно).

Допускается, хотя и не приветствуется (!), использование деепричастий в тех безличных предложениях, которые включают инфинитив (Возвращаясь домой, нужно зайти по дороге в булочную).

3. По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия.

Сказуемое в таких предложениях обычно выражается либо страдательным причастием (ср.: Боец ранен в голову осколком гранаты), либо возвратным глаголом с суффиксом -ся (ср.: Дом строится рабочими ). Грамматически неправильными будут предложения типа:

Выходя из окружения, боец был ранен в голову; Изыскав необходимые средства , дом строится рабочими нашего треста.

Чтобы сделать такие предложения корректным, надо либо заменить деепричастный оборот на синонимичную конструкцию, либо преобразовать пассивную конструкцию в активную:

При выходе из окружения боец был ранен осколком в голову; Когда боец выходил из окружения , он был ранен; Изыскав необходимые средства , рабочие нашего треста начали строительство дома.

4. Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени.

Ср.: Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей.

5. Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым. В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века:

Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался пробраться к дверям (Лермонтов); Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей (Л. Толстой).

Исключения составляют деепричастия (чаще всего в форме совершенного вида со значением состояния как результата предшествующего действия), которые начинают приобретать признаки наречия. Обычно это обстоятельства образа действия. Но однородными они могут быть только с обстоятельствами, выполняющими ту же функцию в предложении!

Дама усаживалась в кресло то боком, то поджав ноги (А.Н. Толстой).

6. Место деепричастного оборота в предложении относительно свободное. Вместе с тем есть определённые тенденции в постановке деепричастия перед сказуемым или после него.

Перед глаголом-сказуемым обычно ставится деепричастие, которое обозначает действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

Достав платок, Сергей протянул его мне (Сергей сначала достал платок, а затем протянул его мне).

Перед глаголом-сказуемым обычно стоит и деепричастие, указывающее на причину или условие действия, поскольку причина или условие всегда предшествуют следствию:

Испугавшись, Тоня вскрикнула (Тоня вскрикнула потому, что испугалась, причём она сначала испугалась, а потом уже вскрикнула).

После глагола-сказуемого обычно ставится деепричастие со значением последующего действия:

Лошадь упала, придавив мне ногу (Сначала лошадь упала, а затем придавила мне ногу).

7. При употреблении деепричастия совершенного или несовершенного вида необходимо учитывать его смысловые отношения с глаголом-сказуемым и форму, в которой стоит глагол.

Деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым:

Улыбаясь, она протянула мне руку; Улыбаясь, она тянула ко мне обе руки.

Деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

Улыбнувшись, она протянула мне руку.

При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок слов и другие факторы. Кроме того, необходимо обращать внимание на то, какое из действий выражено деепричастием и какое – глаголом-сказуемым. В противном случае предложение может стать некорректным или неточным с точки зрения выражаемого им смысла.

Так, в предложении: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей – есть смысловая неточность. Деепричастие несовершенного вида указывает на совпадение по времени двух действий, выраженных глаголом и деепричастием, а в действительности всадники сначала подъехали к реке, а затем остановили лошадей. Поэтому уместнее использовать деепричастие совершенного вида: Подъехав к реке, всадники остановили лошадей.

Приведём ещё один пример: Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа. В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие – глаголом ( Сойдя с ума, Кент выбросился из окна). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом-сказуемым. Следовательно, если оставить первоначальную конструкцию (Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа), то можно решить, что Кент сначала выбросился из окна и лишь затем (в полёте) сошёл с ума. А это бессмыслица!

Упражнение к теме «3.6. Предложения с деепричастными оборотами»

Перейти к оглавлению книги «Русский язык и культура общения»

Ошибки при использовании деепричастного оборота

Поскольку деепричастие – книжная форма, то её употребление часто вызывает затруднения.

Следует помнить, что действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему. Действующее лицо должно быть одно и то же – и для глагола, и для деепричастия; оба действия должны происходить в одно время.
Попрощавшись с друзьями, один из них сообщает мне важную новость (я прощался, а сообщает кто-то другой; попрощавшись — деепричастие СВ, то есть действие от глагола СВ «попрощался» в прош. вр., друг «сообщает» — глагол в наст. вр.). Исправление: Когда я прощался с друзьями, один из них сообщил мне важную новость.

— Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа. Ошибка: Выпив крепкого кофе, мне не спалось. Исправление: Из-за выпитого крепкого кофе мне не спалось.

— По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия. Ошибка: Предупреждая образование пробки из-за снегопада, дорога очищается спецтехникой. Исправление: Предупреждая образование пробки из-за снегопада, спецтехника очищает дорогу.

— При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок слов и другие факторы. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым: Пример: Поставив укол, медсестра дезинфицирует место инъекции. (Порядок действий не соответствует фактическому). Исправление: Ставя укол, медсестра дезинфицирует место инъекции. Деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым.

Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени. Ошибка: Увидев расставленные по полкам книги, читатель быстро найдет нужную. Исправление: Когда читатель увидит расставленные по полкам книги, он быстро найдет нужную.

— Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым. В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века: Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей (Л. Толстой).

источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/786-36_predlozheniya_s_deeprichastnymi_oborotami.html

http://grammatika-rus.ru/oshibki-pri-ispolzovanii-deeprichastnogo-oborota/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дебют молодой балерины лексическая ошибка
  • Дед антип настоящий сибирянин речевая ошибка
  • Де хеа ошибка
  • Деепричастие ошибки егэ
  • Деепричастие ошибка 8 задание