Датчик egr ошибка

Всех приветствую.
Надеюсь кому-нибудь эта статейка будет в помощь. Много крови попил этот клапан EGR.
Сразу скажу, что те кто говорил, что надо заменить клапан и забыть про проблему, оказались правы. Проблема была в клапане, а точнее в датчике положения клапана.
После чистки клапана (капитальной), чистки плиты EGR и площадки EGR, джекки чан предательски продолжал гореть, выдавая ошибку p0409. Чистка клапана в итоге выполнялась с разборкой клапана.

Фото в бортжурнале Honda Jazz (1G)

Чистка клапана егр

В отыскании причины мне очень помогла вот эта инструкция. Обо всем по порядку.

Ошибка p0409 гласит, как «неисправность цепи датчика положения клапана». Исходя из этого, первым делом проверяем целостность проводов, идущих от клапана EGR к ЭБУ. Предварительно снимаем клемму акб, мало ли).

Фото в бортжурнале Honda Jazz (1G)

Разъем клапана с расцветкой проводов
Фото в бортжурнале Honda Jazz (1G)
Разъем клапана

Нумерация пинов разъема, начиная с верхнего ряда, справа налево.

1 pin. Сигнал датчика положения клапана (бело-черный), идет на ЭБУ, самый большой разъем, 52р, номер #3 от дальней стенки кузова (разъем #2 у меня отсутствовал). ЭБУ находится под панелью у правой передней двери.

Фото в бортжурнале Honda Jazz (1G)

Эбу
Фото в бортжурнале Honda Jazz (1G)
Разъем 52р

В этом разъеме находим 39 pin (пины на разъеме подписаны). Мультиметром прозваниваем целостность провода, от клапана EGR до ЭБУ.

4 pin. Управляющий, +12 вольт, открывает клапан (сине-красный), идет на ЭБУ, разъем 9р, #5, самый ближний. На нем находим 3 pin, прозваниваем целостность провода мультиметром.

2 pin и 5 pin. Масса (зелено-черный), идут на ЭБУ, разъем 9р, #5, 5 pin. Можно просто прозвонить на кузов автомобиля.

3 pin. Опорное напряжение датчика (желто-синий). Включаем зажигание (разъем надет на клапан, клемма акб подключена). Напряжение должно быть +5 вольт, измеряем при помощи иголки (прокалываем провод). Если нет ничего, ищем обрыв провода, идет на ЭБУ, разъем 52р, #3, 16 pin.

Если какой либо из проводов не звонится, устраняем обрыв.

Прозвонка проводов мне не помогла, все провода были целыми.

Дальше я вычитал, что датчик в закрытом положении клапана в исправном состоянии должен выдавать 0,6 — 1,7 вольт (1 pin разъема клапана). У меня было 1,7 в, но после запуска двигателя напряжение становилось 1,8 вольта, что больше допустимого. Решил я опять разобрать клапан и на сей раз добраться до датчика.
Датчик визуально казался исправным. Покрутив его в руках, решил немного поколхозить, вкрутив в шток датчика шуруп, предварительно просверлив в штоке отверстие сверлом 1,5 мм.

Фото в бортжурнале Honda Jazz (1G)

Датчик

Таким образом я изменил исходное положение датчика.
После сборки клапана и установки его на авто напряжение датчика стало 1,4 вольта. Джекки чан перестал загораться и это была победа!

Похоже, что причина была в износе резистивного слоя датчика положения клапана. Из-за этого он формировал неправильное напряжение и ЭБУ считал его неисправным (хотя ошибка звучала, как неисправность цепи датчика). Теперь уже можно однозначно сказать, что проще было бы сразу заменить клапан на исправный и не мучиться. Но зато теперь ошибка p0409 изучена (в инете за нее, кстати мало сказано) и говорит о том, что надо менять клапан EGR.

Всем удачи на дорогах!

3467

OBD-диагностика и система рециркуляции отработавших газов

Неисправности найти и устранить

17858

Система бортовой диагностики выявила неисправность системы рециркуляции отработанных газов. Но что же означает отображаемый код ошибки? Здесь вы узнаете о том, что означают коды ошибок P0400, P0401, P0402, P0403, P0404, P0405, P0406, P0407 и P0408 и что вы можете предпринять в случае их появления.

3467
КОМПОНЕНТЫ PIERBURG КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ БОРТОВОЙ
ДИАГНОСТИКИ
01 Охладитель системы EGR 09 Блок управления двигателем
02 Впускной коллектор 10 Индикатор неисправности (MIL)
03 Датчик расхода воздуха (LMS) 11 Диагностический разъем
04 Пневматический клапан EGR (бензин) 12 Диагностический сканер OBD
05 Электрический клапан EGR (бензин)
06 Клапан EGR с электродвигателем (дизель)
07 Пневматический клапан EGR (дизель)
08 Электропневматический преобразователь давле-
ния (EPW) для управления пневмоклапаном EGR

ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ

3469
Заклинивший клапан EGR (дизель) и новый клапан

ТИПОВЫЕ КОДЫ ОШИБОК, ИХ ПРИЧИНЫ, СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ

КОД ОШИБКИ P0400 P0401 P0402
ОПИСАНИЕ И ПРИЧИНЫ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОДА
ОШИБКИ
Система EGR – поток не соответствует
заданному

Клапан EGR не открывается:
• Рециркуляция отработанных газов не
осуществляется или не распознается.
• Мощность двигателя ограничивается.
• Двигатель переходит в аварийный
режим.
• Ухудшение ездовых характеристик
• Неустойчивый холостой ход
Система EGR – недостаточный поток
отработанных газов

Количество перепускаемых
отработанных газов ниже нормы:
• Клапан EGR открывается
в недостаточной степени.
• Уменьшение проходного сечения
в результате отложения нагара
• Недостаточное время открытия
клапана EGR
• Неисправность или загрязнение
датчика расхода воздуха
Система EGR – чрезмерный поток
отработанных газов

Количество перепускаемых
отработанных газов выше нормы:
• Степень открытия клапана EGR
превышает заданные значения.
• Клапан EGR закрывается не
полностью.
• Неисправность или загрязнение
датчика расхода воздуха
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ/
ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ
УСТРАНЕНИЯ
• Проверить пневматический клапан
EGR ручным вакуумным насосом:
при утечке разрежения заменить
клапан EGR; проверить вакуумные
магистрали на проходимость воздуха/
герметичность.
• Проверить клапан EGR на отсутствие
видимых повреждений или
изменения окраски:
   — в результате слишком высокого
противодавления отработанных
газов или некорректного управления
   — проверить противодавление
со стороны системы выпуска
отработанных газов.
• При заклинивании заменить клапан
EGR, проверить систему впрыска и
маслоотделитель (сепаратор
картерных газов)
• Проверить напряжение питания
электрического клапана EGR
и электропневматического
преобразователя давления
• Проверить электрические
исполнительные компоненты
• Проверить пневматические
исполнительные компоненты
(управляемые разрежением)
• При заклинивании заменить клапан
EGR, проверить систему впрыска и
маслоотделитель (сепаратор
картерных газов)
• В случае использования
электрического клапана EGR:
проверить его электропривод
и встроенный датчик.
• Проверить и, при необходимости,
заменить датчик расхода воздуха
• Проверить датчики и исполнительные
компоненты
• При заклинивании заменить клапан
EGR, проверить систему впрыска и
маслоотделитель (сепаратор
картерных газов)
• Проверить и, при необходимости,
заменить датчик расхода воздуха
КОД ОШИБКИ P0403 P0404 P0405 — P0408
ОПИСАНИЕ И ПРИЧИНЫ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОДА
ОШИБКИ
Система EGR – неисправность цепи
управления

Сигналы системы EGR неверны или
неправдоподобны:
• Износ/загрязнение потенциометра
клапана EGR, датчика температуры
Система EGR – проблемы в цепи
управления/питания

• Рециркуляция отработанных газов
вне заданного диапазона
• Сигналы системы EGR неверны или
неправдоподобны.
• Износ/загрязнение потенциометра
клапана EGR, датчика давления,
датчика температуры, датчика
расхода воздуха, электрических
соединений и проводки
Система EGR – низкий/высокий уровень
сигнала датчика A/B

• Сигналы системы EGR неверны или
неправдоподобны.
• Износ/загрязнение потенциометра
клапана EGR, датчика давления,
датчика температуры, датчика
расхода воздуха, электрических
соединений и проводки
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ/
ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ
УСТРАНЕНИЯ
• Проконтролировать сигналы
и сверить их с заданными значениями
• Проконтролировать сигналы
и сверить их с заданными значениями
• Проверить проводку, электрические
соединения и компоненты
• Проконтролировать сигналы
и сверить их с заданными значениями
• Проверить проводку, электрические
соединения и компоненты

Это вас тоже могло бы заинтересовать

Ключевые слова

Группы продуктов

Главная » Диагностика » Ошибка P0404 — Сигнал рециркуляции отработавших газов вне рабочего диапазона

На чтение 4 мин Просмотров 16.9к. Опубликовано
Обновлено

При устранении кода P0404 очень важно провести тщательный анализ. Помимо клапана рециркуляции отработавших газов (ОГ), существует множество компонентов, которые могут вызвать ошибку. Датчик EGR, проводка или другие электронные компоненты являются наиболее частыми виновниками.

Что означает ошибка P0404?

Код неисправности P0404 значит, что цепь рециркуляции отработавших газов вне диапазона рабочих характеристик. Система рециркуляции отработавших газов (EGR) направляет выхлопные газы обратно в двигатель. Выхлопные газы поддерживают охлаждение цилиндров и в то же время ограничивают выбросы дыма.

работа системы egr

Используя сигнал из системы EGR, блок управления двигателем (ЭБУ) управляет клапаном для регулировки выхлопных газов, проходящих через цилиндры. Клапан открывается или закрывается, чтобы увеличить или уменьшить поток выхлопных газов в зависимости от того, как работает двигатель.

ЭБУ отслеживает состояние клапана EGR, чтобы узнать, полностью ли открыт клапан, частично открыт или полностью закрыт.

Код ошибки P0404 возникает, когда клапан не работает должным образом. В большинстве случаев это связано с тем, что клапан не открывается. Помимо того, что клапан не открывается, есть и другие причины, по которым появляется этот код.

клапан egr

Клапан EGR

Устранение ошибки P0404 зависит от модели автомобиля и двигателя. Проблема возникает в клапанах системы рециркуляции ОГ с электронным управлением. С вакуумными клапанами такой ошибки не бывает.

Симптомы P0404

В большинстве случаев ошибка P0404 не влияет на движение автомобиля. Симптомы кода P0404 зависят от причины. Они будут различаться в зависимости от того, застрял клапан в открытом, закрытом или частично открытом состоянии.

Общие симптомы кода P0404:

  • Загорится индикатор Check Engine.
  • Стучащий звук при ускорении.

Симптомы открытого клапана рециркуляции ОГ:

  • Неровная работа на холостом ходу.
  • Провалы оборотов, двигатель может заглохнуть на холостом ходу.

Вышеуказанные симптомы указывают на то, что клапан рециркуляции ОГ застрял в открытом или частично открытом положении.

Однако, если клапан подклинивает, вы можете не испытывать никаких других симптомов, кроме повышения температуры двигателя и увеличения выбросов выхлопных газов.

установленный клапан egr

Причины появления P0404

Несколько вещей могут вызвать код ошибки P0404. Они могут включать в себя любую из следующих неисправностей или их комбинацию:

  • Неисправный датчик EGR.
  • Неисправность клапана EGR.
  • Подклинивание (неравномерное движение) клапана EGR.
  • Проблемы с проводкой и разъёмами датчика EGR.
  • Накопление углерода в клапане рециркуляции ОГ.

клапан erg с сажей

Насколько серьезна ошибка P0404?

Код P0404 — это умеренно серьезное предупреждение. Некоторые симптомы этой ошибки нелегко обнаружить. Вы можете долго ездить, не замечая проблемы. Однако последствия для двигателя могут быть разрушительными, если вы не исправите их вовремя.

Если датчик или клапан системы рециркуляции отработавших газов не работают должным образом, у вас могут возникнуть серьезные проблемы с выбросами из автомобиля. Вы также столкнетесь с потенциальным долгосрочным повреждением двигателя, если не устраните проблему вовремя.

Как устранить P0404

Исправить P0404 несложно, если у вас есть подходящие инструменты. Вам понадобится диагностический сканер или адаптер ELM327 с программой Torque, чтобы проверить детали кода P0404. Важно понимать условия, вызывающие ошибку P0404. Это включает в себя проверку данных стоп-кадра.

  • Вы можете сбросить код и попытаться воспроизвести проблему, выполнив тестовый запуск. Если причина в накоплении углерода, который блокирует клапан, вы можете попробовать удалить нагар.
  • Датчик рециркуляции отработавших газов иногда является виновником кода P0404. Данные о внутреннем сгорании двигателя должны подтвердить это.
  • Вы также можете физически проверить клапан на наличие признаков нагара или его правильного положения. Сравните фактическое положение клапана с положением на сканере. Если они совпадают — клапан исправен.
  • Вы также можете проверить проводку клапана. Если есть признаки коррозии, пора заменить провода или разъёмы. Затем вы должны проверить напряжение клапана при его движении с помощью мультиметра. Если изменений нет, значит есть короткое замыкание, которое нужно устранить.
  • Если вы не обнаружите проблем с клапаном рециркуляции ОГ или разъемами и проводкой, вам следует заменить датчик EGR.

Не меняйте клапаны или датчики системы рециркуляции ОГ до проверки проводки и разъемов. Проблемы с проводкой — частые причины кода P0404, которые упускаются из виду.

Ваш клапан EGR (Клапан рециркуляции выхлопных газов) сломался? Возможно.  Ниже я расскажу вам о симптомах его неисправности. Но прежде чем начинать замену деталей, имейте в виду, что проблемы в работе двигателя, которые указывают на неисправный клапан EGR, также могут указывать и на проблемы в других частях системы. Если Вы не выявите и не устраните другие неполадки, то в конечном итоге просто замените детали без необходимости и потратите время и деньги.

Так что эта статья расскажет вам про:

  • симптомы неисправного клапана EGR;
  • как понять, является ли проблемой ваш клапан EGR или что-то еще;
  • для чего нужен клапан EGR и как он работает;
  • и про разновидности клапанов EGR.

Клапан EGR каналы забиты отложениями углерода.

Клапан EGR каналы забиты отложениями углерода.

Симптомы неисправного клапана ЕГР

Симптомы неисправности клапана EGR включают:

  • Нестабильный холостой ход или запуск,
  • запах топлива,
  • увеличенный расход топлива,
  • посвистывание, постукивание или удары,
  • повышенное содержание выхлопных газов,
  • горит лампа Check Engine (Чек Энджин) — Проверь Двигатель.

Клапан Застрял Открытым или Клапан Застрял Закрытым

Клапан ЕГР может выйти из строя в двух случаях, с различными симптомами: он может быть все время открыт, или он может быть все время закрыт.

Если клапан EGR постоянно Открыт:

Это вызовет непрерывный поток выхлопных газов во впускной коллектор. При этом вы заметите один или несколько следующих симптомов:

  • Неровный холостой ход при запуске двигателя (то есть, когда двигатель холодный), а иногда и при торможении или при парковке (то есть при низких оборотах при разогретом двигателе).
  • Глохнет, когда двигатель работает на холостом ходу.
  • Увеличение расхода топлива.
  • Легкий или сильный запах топлива во время эксплуатации транспортного средства из-за увеличения количества углеводородов, выходящих из выхлопной трубы (см. следующий симптом).
  • Ваш автомобиль не проходит тест на выбросы. Когда двигатель работает на низких оборотах, более низкие температуры в камерах сгорания препятствуют сжиганию всего топлива, поэтому поток несгоревших углеводородных газов, выходящих из выхлопной трубы, значительно увеличивается.
  • Контрольный Индикатор двигателя (или Check Engine, MIL, в зависимости от модели) загорается на приборной панели.

Если клапан EGR постоянно Закрыт:

В этом случае полностью перекрыт поток выхлопных газов во впускной коллектор. По этой причине вы заметите один или несколько следующих симптомов:

  • Постукивание двигателя на низких оборотах (немного выше оборотов холостого хода). Стук — это звук раннего воспламенения топлива при высоких температурах.
  • Громкие «прострелы» в глушитель. Появление позднего зажигания, которое в достаточной степени может причинить повреждение двигателю.
  • Ваш автомобиль не проходит тест на выбросы. Высокие температуры в камере сгорания позволяют избыточно образовывать оксиды азота, которые выделяются через выхлопную трубу.
  • На приборной панели загорается лампа Проверь Двигатель .

Устранение неполадок: это Клапан ЕГР или что-то еще?

Диагностика осложняется тем, что проблемы в работе двигателя которые указывают на неисправный ЕГР, могут также возникнуть из-за других частей системы:

  • свеча зажигания,
  • высоковольтные провода зажигания,
  • топливный фильтр,
  • регулятор топливного насоса ,
  • и различные датчики двигателя.

Увеличение выбросов углеводородов не обязательно вызвано постоянно открытым клапаном рециркуляции ОГ. Проблемы в других системах могут вызвать тот же симптом: утечка топливных форсунок, неправильный угол зажигания, низкая компрессия в цилиндрах, неисправный датчик кислорода или другие проблемы.

Точно так же увеличение NOx может быть вызвано утечкой вакуума (подсос воздуха), засорением топливной форсунки, низким давлением топлива, утечкой (прогарание) прокладки головки или другими проблемами.

Неравномерный холостой ход может быть вызван неисправной катушкой зажигания, утечкой вакуума или проблемой системы зажигания.

Поэтому, прежде чем тратить деньги и менять клапан EGR, устраните неполадки других компонентов системы, чтобы попытаться сузить проблему. Эта статья, предлагает ряд процедур по устранению неполадок вакуумных клапанов EGR и клапанов с электро-вакуумным управлением, и поможет вам выяснить, в чем ваша проблема.

Если ваш автомобиль оборудован электронным клапаном EGR, то искать и устранять неисправность будет легче, потому что он будет иметь контрольную лампу Check Engine на приборной панели, и вы легко можете узнать какая неисправность системы двигателя вызвала ее включение. С помощью сканера вы можете прочитать коды неисправностей из памяти компьютера и посмотреть, какие системы или компоненты вызывают проблему. Далее, вы можете определить конкретную неисправность с помощью руководства по ремонту для вашего автомобиля.

Работа EGR (аббревиатура от Exhaust Gas Recirculation): Система Рециркуляции Отработавших Газов

Наружный воздух, поступающий через впускной коллектор двигателя, содержит около 80% азота и 20% кислорода, а также небольшое количество других элементов. Когда атмосферный воздух смешивается с топливом и воспламеняет в камере сгорания, температуры могут достигнуть  1370o С. Сгорание при этих температурах окисляет, обычно инертный газ, азот, создавая оксиды азота (NOx), которые вызывают загрязнение воздуха и проблемы со здоровьем человека.

Однако, когда сожженные выхлопные газы вводятся обратно в камеру сгорания через клапан рециркуляции ОГ, температура уменьшается, препятствуя образованию газов NOx.

Что делает Клапан EGR?

Клапан EGR сконструирован для осуществления подачи отработанных газов во впускной коллектор в контролируемом количестве. Как таковой, это простой клапан который закрывается и раскрывается как нужно.

Клапан EGR выполняет всего одну задачу, независимо от конфигурации системы, типа управления и числа датчиков: то есть, или открыться и пустить отработанные газы в камеру сгорания, или закрыться и не давать им туда попасть.

Всякий раз, когда вы запускаете двигатель, клапан включается, но стоит в закрытом положении, блокируя поток выхлопных газов.

Как только двигатель достигает рабочей температуры и обороты увеличиваются, клапан — либо посредствам вакуума, либо через электронное управление — постепенно открывается, позволяя сжигаемым выхлопным газам входить и объединяться с воздушно-топливной смесью внутри камеры сгорания. Если вы замедляетесь или останавливаетесь, клапан постепенно закрывается и блокирует поток выхлопных газов. Весь процесс продолжается до тех пор, пока двигатель работает.

После выключения двигателя клапан рециркуляции ОГ закрывается и остается в этом положении.

Типы систем EGR

Современные бензиновые и дизельные двигатели используют одну из нескольких различных конфигураций клапанов EGR.

  • На более старых моделях автомобилей клапан EGR выглядит как круглый толстый металлический диск диаметром около семи сантиметров, располагается обычно в верхней части двигателя или сбоку. На этих более старых моделях, вакуумный шланг небольшого диаметра приводит в действие основной клапан EGR. Шланг соединяет верхнюю часть клапана с корпусом дроссельной заслонки или карбюратором. Металлический диск клапана включает в  себя диафрагму, пружину, и вакуумный плунжер.
  • Более последние модели оборудованы электронно-вакуумными клапанами EGR  внутри небольшого блока или цилиндра. Клапан работает так же, как и в старых моделях, за исключением того, что электронный датчик положения EGR взаимодействует с компьютером автомобиля для лучшего контроля. Также можно увидеть электрические соленоиды соединенные вакуумными трубками с клапаном.
  • Более новые модели используют электронные системы EGR которые могут включать дополнительные компоненты, и даже цифровой клапан который полностью исключает потребность в вакууме.
  • В самых радикальных конструкциях, реализованных в нескольких моделях, стала замена клапана EGR жиклером в нижней части впускного коллектора.
  • Некоторые современные высокоэффективные двигатели, например, с переменным временем открытия клапана (VVT), вовсе не используют систему EGR.

Типы клапанов EGR

  • Вакуумно управляемый клапан EGR
  • Клапан EGR обратного давления
  • Клапан EGR с электронно-вакуумным управлением
  • Цифровой клапан EGR
  • EGR жиклер (в место клапана EGR)

Вывод

Симптомы неисправности клапана EGR варьируются и схожи с проблемами в других системах двигателя. Но теперь, когда вы знаете типичные симптомы проблемных клапанов EGR производя диагностику, сможете включить их в ваши тесты по устранению неполадок. И, пытаясь решить проблему, старайтесь сдерживайте себя от замены компонентов прежде чем поймете, какая именно часть вызывает у вас проблемы. Иначе, вы будете просто тратить время и деньги понапрасну.

Воздух который мы «сжигаем» в ДВС состоит не только из кислорода. Больше всего в атмосфере азота, который на Земле находится по большей части в свободном состоянии. В атмосфере его содержание по объему 78%, по массе 75,5%. Ввиду своей значительной инертности азот при обычных условиях реагирует только с литием. Так как ДВС это частный случай теплового двигателя, то для того чтобы иметь максимальный КПД температуру и давление, при которых сжигают углеводороды (дизтопливо в нашем случае), стараются сделать как можно выше, единственным ограничением является только «тепловая» прочность. Но тут возникает проблема — азот. Как было сказано выше азот – это инертный газ, но при высокой температуре (более 2000 градусов по Цельсию) и давлении он окисляется, причем чем выше концентрация кислорода, тем больше получатся оксидов азота. Внедрение системы EGR (Exhaust Gas Recirculatiоn) должно было сократить содержание в выхлопе оксидов азота NOx.

Система рециркуляции отработавших газов (EGR) предназначена для снижения в отработавших газах оксидов азота за счет возврата части отработавших газов во впускной коллектор. Возврат части отработавших газов во впускной коллектор позволяет снизить количество кислорода в топливо-воздушной смеси и, тем самым, уменьшить образование оксидов азота. Однако это вызывает падение эффективной мощности двигателя. Удаление EGR в дизельных двигателях считает допустимым большое количество людей, включая экологов. Удаление системы EGR приводит к увеличенному уровню NOx, однако углеводородные выделения, выбросы макрочастиц (сажа), угарного и углекислого газов существенно уменьшаются. Кроме того, удаление EGR приводит к увеличению экономии топлива. Выхлопной газ, повторно поданный назад в цилиндры, добавляет в двигатель вызывающие износ загрязнители (сажу и смолы) и быстрее окисляет моторное масло, что отрицательно сказывается на ресурсе двигателя.

В общем-то, это единственная задача, которую решает система рециркуляции отработавших газов. Есть несколько вариантов исполнения этой системы, но принцип работы EGR всегда одинаковый: определенное количество отработавших газов через клапан поступает обратно в двигатель. Такая рециркуляция позволяет снизить температуру горения, особенно в бензиновых моторах. А как раз высокая температура – условие появления оксидов азота.

Ни на что другое EGR не влияет. Это – чисто «экологическая» фишка современного мотора. К сожалению, ресурс у нее достаточно ограничен, и приходит время, когда система перестает работать как положено (точнее, вообще перестает). И тогда исключение всей системы из управления двигателем становится хорошим выходом из ситуации. Для большей убедительности скажем, что исправный EGR и так не работает на высоких оборотах или в аварийном режиме – при таких условиях заводской программой блока управления предусмотрено его полное закрытие.

Бояться отключения EGR не надо: единственным неприятным последствием станет повышенное содержание оксидов азота в выхлопе, но если на одну чашу весов поставить какие-то неведомые азоты, а на другую – беспроблемную эксплуатацию автомобиля, то второе, конечно же, перевесит. Ибо экология – экологией, а нервы дороже.

Как и почему перестает работать EGR?

Есть несколько вариантов типичных поломок EGR. Это заклинивание клапана, разрывы цепи актуатора или датчика положения клапана и неучтенный подсос (или утечка) воздуха. Внутри каждого варианта тоже можно выделить несколько типов поломок, поэтому чуть рассмотрим каждую из таких поломок отдельно.

Самый распространенный случай – заклинивание клапана.

Все мы прекрасно знаем, что при горении топлива образуется сажа. Со временем ее количество, оседающее в клапане, затрудняет его подвижность. И клапан, естественно, клинит. Тут возможны два варианта: либо он остается в закрытом варианте, либо в открытом. Тут как повезет, и больше повезет, если клапан останется в закрытом положении. В этом случае сажа хотя бы не попадает в ДВС. Кстати, иногда практикуется такой способ отключения EGR – клапан просто программно закрывают. Почему это не лучший способ – чуть позже.

Открытое положение плохо прежде всего тем, что все отходы горения прямиком летят в цилиндры. Если посмотреть на то, как работает EGR, то можно увидеть интересную картину: во многих режимах работы двигателя клапан закрыт и не принимает никакого участия в работе мотора – например, на высоких оборотах и при большой нагрузке. Если говорить очень грубо, то закрытое положение – более естественное и вреда никакого не приносит. Если, конечно, ошибка EGR не вносит изменений в работу других систем, которые бывают связаны с рециркуляцией.

Так как заклинивание клапана – наиболее частая неисправность EGR, рассмотрим, что чаще всего является причиной, и как можно попытаться отсрочить кончину клапана.

В целом, конечно, понятно, что основной враг клапана – плохое масло и нестабильное качество топлива. В большей степени это относится к дизельным двигателям, хотя во многом применимо и к бензину.

Важное условия долгой жизни EGR – хорошее и своевременное техобслуживание. Ясно, что забитый сажевый фильтр и масло, которое долго не меняли, никак не способствуют долголетию EGR. кстати, при хороших условиях система вполне может жить 150-180 тысяч километров. Правда, она изначально должна быть нормальной, а не конструктивно ущербной.

Вторая распространенная причина – неисправность самого двигателя. Тут вариантов может быть множество. Любая причина, повышающая дымность выхлопа, гарантированно снизит ресурс EGR. Например, грязный воздушный фильтр, утечки наддувного воздуха, текущая форсунка или залегшие поршневые кольца. Это очень важный фактор, особенно для тех, кто в силу своих убеждений будет восстанавливать работоспособность EGR. Ремонт обычно недешевый, поэтому прежде чем заниматься системой рециркуляции, нужно убедиться, что сам ДВС исправен. В противном случае есть вероятность в самом ближайшем будущем опять остаться с заклинившим клапаном.

И, наконец, самая парадоксальная причина заклинивания клапана – это его самоубийство. Да, как ни странно, у клапана EGR есть конструктивная склонность к суициду. Тут опять придется чуть-чуть углубиться в физику работы мотора.

Итак, представим график, на котором по одной оси будет температура горения смеси, по другой – уровень оксидов азота и интенсивность партикуляции (появления твердых частиц в отработавших газах). Если нарисовать кривую NOх, то она будет расти с ростом температуры. А вот кривая, показывающая количество твердых сажевых частиц, будет наоборот, падать. В определенной точке они пересекутся.

Сложность в том, что чем меньше будет оксидов азота в выхлопе, тем лучше экологам, но хуже двигателю – больше выброс партикуляров (сажевых частиц). Задача инженеров – найти максимально сбалансированное решение: надо и сократить NOx в отработавших газах, и не сократить ресурс мотора. И все же в любом случае это решение будет компромиссным, и чем меньше будет оксидов в выхлопе, тем сложнее получится жизнь EGR из-за засорения клапана сажей. Вот так и получается, что эта система в ходе работы губит себя сама, исключительно только выполняя свою работу по снижению в выхлопе NOx. От этого, к сожалению, никуда не деться.

Вторая ошибка, менее распространенная, – это разрывы цепи актуатора или датчика положения клапана. В этом случае ошибка будет выглядеть как несоответствие между заданным и фактическим положением клапана. Впрочем, и в первом случае будет то же самое, поэтому диагностику надо проходить качественную.

И, наконец, третья ошибка – неучтенный воздух. Тут речь идет о простой негерметичности системы.

Так как природа ошибок во всех трех случаях разная, то и методы ремонта и отчасти диагностики тоже отличаются. Разумеется, они также зависят и от конструкции мотора. Например, часто ошибкам EGR сопутствуют ошибки измерения потока воздуха, то есть ошибки датчика расходомера воздуха (MAF-sensor). А в старых системах с вакуумным управлением бывают ошибки по наддуву турбин. Так что к диагностике нужно относиться серьезно.

Итак, допустим, что мы нашли неисправность, и теперь хотим от нее избавиться. Как это можно сделать?

Решение проблем с EGR

Итак, устранить неисправность можно следующими способами:

  • замена клапана на новую оригинальную деталь;

  • использование китайских аналогов;

  • удаление EGR из системы с программным отключением;

  • программное закрытие клапана.

О первом способе мы уже говорили. Он не самый простой и дешевый, но вполне имеет право на существование. Главное помнить, что если система вышла из строя раньше положенного срока (тысячах на ста пробега или меньше), то, скорее всего, есть какая-то проблема в моторе. Ее нужно обязательно найти и устранить, иначе замена клапана может повториться в ближайшем будущем, и вы просто выкинете деньги на ветер.

О втором способе говорить не будем вообще. Тут без комментариев.

Наиболее дешевый и надежный – третий способ. Именно им обычно и пользуются при отключении EGR.

Итак, тут надо разделить механическую и программную часть работы. Что требуется сделать с механикой?

В общем-то, задача сводится к тому, чтобы перекрыть поток через клапан. Первое, что делают – ставят заглушку. Многие считают, что сделать это легко. Отчасти это так и есть. Но не надо пытаться ставить на пути горячих выхлопных газов заглушку из тоненького паронита или тонкой стали. Такие заглушки прогорают очень быстро, иногда они вообще держатся до первого хорошего нажатия на педаль газа. Заглушку надо делать из стали, лучше нержавейки, причем ее толщина должна быть минимум 2,5-3 мм.

Если с тем, чтобы заварить клапан или демонтировать его и поставить диффузор обычно нет сложностей, то демонтаж клапана с охладителем может быть сложным. Если у клапана есть свой охладитель, то на подающий и отводящий патрубки EGR просто ставят заглушки. Так, например, поступают в случае работы с моторами BMW М-серии. А вот, например, у моторов Volkswagen или BMW серии N автономного контура нет, тут систему охлаждения приходится «кольцевать».

Если с механической частью работы в большинстве сервисов все же справляются, то вот с программной частью ошибки встречаются регулярно. Итак, что нужно сделать с софтом?

Во-первых, запретить клапану открываться. Тут вроде бы все ясно, если программист знает, как найти в прошивке соответствующие карты EGR, но вот дальше все может быть гораздо сложнее: надо исключить ошибки по системе EGR, то есть полностью удалить ее из программы.

Вот тут некоторые программисты сильно перебарщивают и удаляют все, что попадется под руку. Часто их вмешательство затрагивает всю систему диагностики, после чего устранение последствий становится процессом долгим и сложным. И, как правило, дорогим (время – деньги, это очевидно).

Помимо этого следует отключить аварийный режим, в который отправляет нерабочий EGR. И, наконец, на некоторых автомобилях нужно перекалибровать карты по воздуху (поток воздуха через MAF), если софт не делает это автоматически. Иногда об этом тоже забывают, и ЭБУ сходит с ума, пытаясь понять, какой пришел воздух, откуда в нем столько кислорода, и что ему теперь делать с этой непонятной смесью.

А теперь последний способ – программно дать команду на закрытие клапана EGR. Этот метод можно использовать не всегда. Например, он оправдан, когда физический доступ к EGR затруднен из-за конструктивных особенностей автомобиля. И он совсем невозможен, если клапан уже заклинил: программа такой клапан с места не сдвинет. Тут выход один – разбирать и делать все по-человечески.

Надежность этого метода не всегда абсолютна. В первую очередь из-за того, что не всегда можно гарантировать, что клапан перекрыт полностью. Это может привести к попаданию сажи и прочих отходов горения в цилиндры, так и к неучтенному количеству воздуха, поступающего через неплотный клапан. Поэтому предпочтительнее все же глушить EGR полностью: одновременно механически и программно.

Быть или не быть? 

Остался последний вопрос: когда мне ехать в сервис на удаление EGR? Допустим, мы смогли вас убедить, что ничего страшного не произойдет, если от этой капризной системы избавиться полностью. Когда лучше это сделать?

О ресурсе клапана уже говорили: тысяч до 150 километров при хорошем ТО волноваться не надо. Если посмотреть на статистику, то на дизельные машины по причине выхода из строя EGR приходится около 80% обращений в сервис, и только 20% – на бензиновые. Что логично, ибо сажи в солярке больше.

В любом случае обязательно придется следить за состоянием мотора. Своевременная замена масла, фильтров, качественное топливо – это обязательное условие. Но со временем все равно что-то начнет изнашиваться. И если форсунку можно отремонтировать или заменить (хотя на большинстве современных дизельных моторов это тоже достаточно дорого), то менять кольца без явных признаков износа мотора только ради работы EGR, наверное, не совсем разумно. Тем более что ресурс цилиндропоршневой группы все же больше, чем клапана EGR, который будет загибаться регулярно даже при небольшом и далеко не критичном износе ЦПГ. Приходится сделать неутешительный вывод: восстановление работоспособности EGR – вещь зачастую экономически неоправданная и почти бесполезная.

Одновременно не стоит забывать, что в горящей лампочке «Check engine» и уходе в «аварию» далеко не всегда виновата система рециркуляции. Причину этих печальных явлений установит только диагностика – так же, как и причины повышенной дымности, плохой динамики и повышенного расхода топлива.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Датчик адсорбера ошибка
  • Датчик адаптивного круиз контроля загорожен ошибка
  • Датчик sair сброс ошибки
  • Датсун он до ошибки на приборной панели
  • Датчик abs ошибка