Дайте определение тавтологии и найдите ошибки запишите правильно

1.      Дать
определения:

Диалекты (привести 5 примеров), неологизм,
заимствование, фразеологизм.

2.      Расставить
ударения:

Арест, аристократия, торты, щавелевый,
(девушка) стройна, километр, каталог, брала, позвонишь, кухонный .

3.     
Значение какого фразеологизма определено неверно?

  1. Нога за
    ногу 
    — (идти) медленно, еле-еле.
  2. Путеводная
    нить 
    — то, что помогает найти правильный путь в
    сложной обстановке.
  3. Накалять
    атмосферу 
    — создавать в помещении высокую
    температуру.

4)        Носить
на руках 
— оказывать особое расположение, заботу.

4.      Дайте
определение тавтологии и найдите ошибки(запишите правильно)

1)Выехать нам не удалось, потому что
начался проливной ливень.

2)В заключение рассказчик рассказал еще
одну забавную историю.

3)Мы поражались его поразительной памяти.

5.      Записать
в форме Р.п мн.ч

Грузины, таджики, англичане,
бахилы, сапоги, гольфы

6.      Исправить
грамматические ошибки

1. Новое поступление чулок и носок.

2.Ляжьте на кровать

3. Взвесил не менее трёхсот грамм.

4.  Делегация англичанов  прибыла вовремя.

5.На заводе работают инженера и докторы
наук

6.Много яблоков в этом году.

7.Две пары новеньких ботинков стояли на
полке. 

7 . Раскройте
скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объясните особенности
образования падежных форм:

1.     
Десятки (тонна) болгарских
(помидор), украинских (яблоко), крымских

(мандарин), вьетнамских (банан),
африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных
рефрижераторных поездах.

8. Отметьте нарушения
норм употребления имен прилагательных и наречий.

  1. Этот дом более высок.
  2. Поступок имел самые
    тяжелейшие последствия.
  3. Отец  у Коли более
    строже.
  4. На темном фоне этот
    рисунок выглядит менее красивым.

9. Записать в форме И.п мн ч

Месяц, доктор, бухгалтер.

Внимательно прочитайте текст и выполните задания.

 «Кого люблю, того дарю» (о русской прялке)

Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении
всей её жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением
искусства: её украшали резьбой или росписью. Часто прялочка была приятным
подарком. Об этом свидетельствуют дарственные надписи: «Сия прялка Авдотьи
Степановны. Кого люблю, того дарю». Жених дарил прялку невесте, отец — дочери,
муж — жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Красивая
прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Прядение и ткачество были самыми трудоёмкими из всех видов
работ, выпадавших на плечи крестьянки. Почти 5 месяцев в году, с ноября по
март, проводила она за прялкой.

В избушке распевая, дева

Прядёт, и, зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней, — писал Александр Сергеевич Пушкин.
Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель –
привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце,
установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из
кудели нить, скручивая её при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и
терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной. Самая искусная пряха,
работая от зари до зари, могла напрясть в день не более 300 метров пряжи. Прясть
и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6-8 лет. С прялками девушки
ходили на посиделки, или супрядки, — весёлые вечеринки. Там начинали прясть,
затягивали песни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с
пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла
её на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной
наряд прялки.                                                                                          
 С. Жегалова

2. Дайте развернутый ответ на вопрос, где можно прочитать
подобный текст.

3. Выпишите из второго абзаца фразеологизм. Объясните его
значение .

4. Кем и чем была прялка для крестьянки? Выпишите из текста
словосочетания, характеризующие этот предмет.

5. Обратитесь к экскурсоводу, чтобы уточнить информацию о
процессе прядения, примените этикетные формулы начала разговора и
благодарности. Составьте два вопроса.

Найдите случаи плеоназма и тавтологии, исправьте ошибки и запишите правильный вариант.

1. Основная суть разговора свелась к обсуждению повестки дня.

2. Мы надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество между представителями наших фирм.

3. Учебный год у старшекурсников начинается в октябре месяце.

4. Каковы причины мотивации ваших прогулов.

5. Этот политический деятель был настоящим патриотом Родины.

6. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание.

7. На предприятии пока еще не существует специального отдела информатизации, а все функции пока выполняет инженер — программист.

8. Реформа проводится при одновременном сосуществовании старых и новых структур.

9. Во время сессии важной оказывается каждая минута времени.

10. Куратор надеется, что в группе сложатся доброжелательные взаимоотношения студентов друг с другом.

11. На территории древнего города были найдены ценнейшие находки.

12. Сейчас в нашем учреждении нет свободных вакансий.

13. Делегаты конференции обменялись памятными сувенирами.

14. Немаловажное значение при приеме на работу в качестве секретаря играло умение кандидаток печатать на машинке.

15. На научном семинаре автор изложил главную суть созданной им программы.

16. Внешняя наружность её была вполне привлекательна.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос
Найдите случаи плеоназма и тавтологии, исправьте ошибки и запишите правильный вариант?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся
10 — 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по
интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории,
чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы
расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос,
который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс
позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.


Тавтология и плеоназм

Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
2. У него сразу вспотели ладони рук.
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.
4. Прейскурант цен вывешен на витрине.
5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.
6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.
8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.
9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.
10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.
11. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.
12. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.
13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.
14. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.
15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.
16. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.
17. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.
18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.
19. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.
20. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.
21. Мы его видели и в сбоку, и в профиль.
22. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.
23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.
24. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.
25. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.
26. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь.
27. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.
28. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.
29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.
30. Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Выехать нам не удалось, потому что начался ливень (тавтология).
2. У него сразу вспотели ладони (плеоназм).
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами (плеоназм).
4. Прейскурант вывешен на витрине (плеоназм).
5. Гость попытался собрать осколки вазы (плеоназм).
6. В заключение рассказчик поведал еще одну забавную историю (тавтология).
7. Лидирует гонщик под номером 5 (плеоназм).
8. Между природой и человеком уже не существует разницы (тавтология).
9. Работа была выполнена небрежно (плеоназм).
10. Даже при неблагоприятных условиях развитие растений продолжается (плеоназм).
11. Как только прочитаете книгу, возвратите ее в библиотеку (плеоназм).
12. В прошлом году они окончили университет (плеоназм).
13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его суть (плеоназм).
14. Рано или поздно всем станет известна подоплека распускаемых слухов (плеоназм).
15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большой симпатией (плеоназм).
16. А.Н. Островский создает реалистические образы и картины действительности (плеоназм).
17. В «Грозе» обличается самодурство купцов (плеоназм).
18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов (плеоназм).
19. В киосках нашего города можно купить сувениры, подарки (плеоназм).
20. Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность (плеоназм).
21. Мы его видели в профиль (плеоназм).
22. Старые методы руководства были признаны ошибочными (плеоназм).
23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении насущных вопросов (плеоназм).
24. Обмен опытом был очень полезен (плеоназм).
25. Лес, окутанный мраком, наводил на нас ужас (плеоназм).
26. Писатель показал, как боролась с врагами молодежь (плеоназм).
27. Теплые дни пришлись на начало апреля (плеоназм).
28. Студенты активно готовятся к зимней сессии (плеоназм).
29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту (плеоназм).
30. Много жалоб на плохую доставку корреспонденции поступило от жителей деревень (плеоназм).

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Категория: УПРАЖНЕНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ | Добавил: admin (17.01.2012)

Просмотров: 59302
| Теги: занятия по риторике, устная речь, ораторское искусство для школьников, культура речи, учимся выступать перед публикой, основы риторики
| Рейтинг: 3.2/9

Тавтология — это специальный или непреднамеренный повтор однокоренных слов в словосочетании или предложении.

Разберемся, что такое тавтология в русском языке, чтобы не не допускать лексических ошибок в своей речи.

Тавтология — это лексическая ошибка речи

Одной из разновидностью плеоназма является тавтология. Чтобы понять суть исследуемого явления в лингвистике, выясним, что значит этот термин. Он складывается из двух греческих слов:

  • tauto значит «то же самое»;
  • logos обозначает «слово».

Буквально «тавтология» — это тождесловие. Исходя из этого значения, можно определить, что этот термин выражает какое-либо понятие или явление повтором близких или однокоренных слов.

Если плеоназм выступает как скрытое смысловое излишество, то тавтология является речевой ошибкой, которая характеризуется явным повтором однокоренных слов с одним и тем же или похожим значением.

Тавтология и плеоназм

Понаблюдаем, как проявляется тавтология в словосочетаниях:

  • лил проливной ливень;
  • всеобщее признание всех людей;
  • объединиться воедино;
  • повседневная обыденность;
  • реорганизация организации и пр.

Как видим, эта лексическая ошибка возникает в речи тогда, когда говорящий случайно, не учитывая смысла слов или не зная точного их значения, употребляет в своей речи однокоренные слова, одно из которых дублирует смысл другого. Создаётся явное речевое излишество.

Определение

Тавтология — это специальное или непреднамеренное употребление однокоренных слов в словосочетании или предложении или необоснованный повтор одного и того же слова в высказывании.

А вот какое определение тавтологии можно прочесть в Википедии:

Тавтоло́гия (от др.-греч. ταὐτολογία ← ταὐτό «то же самое» + λόγος «речь, словомысль, причина») — риторическая фигура, представляющая собой необоснованное повторение одних и тех же (или однокоренных) или близких по смыслу слов, например, «масло масляное», «спросить вопрос» и тому подобное; термин античной стилистики, обозначающий повторение однозначных или тех же слов. Античная стилистика подводит многословие речи под три понятия.

Учтём, что в некоторых словосочетаниях тавтология не ощущается в результате забытого первичного значения главного слова:

  • низкий бас;
  • чёрные чернила (чернила бывают и синие, и красные);
  • белое бельё;
  • душистый запах.

Приведем примеры речевых ошибок с тавтологией в предложениях.

Примеры тавтологий

А вы знаете, она живет довольно скучной жизнью в провинциальном городке.

Учитель начал диктовать диктант.

Гарантийный талон гарантирует устранение скрытых дефектов прибора.

Это природное явление является уникальным в этом регионе.

От моей заработанной зарплаты почти ничего уже не осталось.

В своей повести писатель ярко описывает природу Сибири.

Чтобы не допускать подобных речевых ошибок, советуем познакомиться со словарем плеоназмов и тавтологий.

Но не всегда это речевое излишество воспринимается как ошибка речи. В художественных произведениях оно выступает в качестве образного средства.

Тавтология — стилистический приём в литературе

Тавтология востребована в литературе как стилистический приём, который создаёт образность, выразительность и эмоциональность языка художественного текста. В своих произведениях авторы охотно прибегают к использованию тавтологии:

Ты греми, гром, а я дождь разолью (А. Островский).

Дорого вовремя время (С. Я. Маршак).

Правда правдой остается, а молва себе молвой (А. Твардовский).

В поэтических произведениях иногда повторяются слова, разные по звучанию, но близкие по смыслу (тоска-печаль, море-океан, знает — ведает, плачет — тужит,) либо используются однородные по звучанию и смыслу слова (веет — повевает, греет — пригревает).

Для усиления эмоциональности речи и эффективного воздействия на слушателей тавтология в виде повтора одного и того же слова или однокоренных лексем распространена в публицистике и ораторском искусстве.

Не следует нам огород городить из-за этого!

В фольклоре активно используется этот стилистический приём, который характеризуется повтором однокоренных лексем, одного и того же слова или его грамматических форм.

Понаблюдаем за употреблением тавтологии в русских пословицах и поговорках:

Сколько лет, сколько зим.

Дружба дружбой, а служба службой.

Час от часу не легче.

Сердце сердцу весть подаёт.

Без вины виноват.

В зачинах сказок, легенд и былин типична тавтология:

  • в стародавние времена
  • жили-были
  • давным-давно
  • на веки вечные
  • живут-поживают.

Видеоурок «Плеоназм и тавтология»

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 25

В этой заметке ответим на вопрос о том, что такое тавтология, а также покажем, как её устранить.

Тавтология – это распространенная лексическая ошибка, которая связана с речевой избыточностью, возникающей за счет необоснованного повторения однокоренных слов в границах одного высказывания. Например, в предложении «Хочу спросить вопрос» немотивированно употреблены однокоренные слова спросить и вопрос. Глагол спросить следует заменить словом задать: «Хочу задать вопрос» (правильно!).

Приведём предложения с тавтологией и примеры их правки:

В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.

Слово рассказчик можно заменить местоимением он или именем человека: 1. В заключение он рассказал еще одну забавную историю. 2. В заключение Сергей Петров рассказал еще одну забавную историю.

Писатель написал этот рассказ ещё в юности.

Слово писатель можно заменить местоимением он или именем человека, о котором идёт речь, например: 1. Он написал этот рассказ ещё в юности. 2. Толстой написал этот рассказ ещё в юности.

 Враг приближался всё ближе.

1. Следует убрать наречие ближе, которое создаёт избыточность: Враг приближался. 2. Можно заменить глагол приближаться словом соответствующим определённому  контексту: Враг подбирался (подкрадывался, подходил, подплывал и т.д.) всё ближе.

Важно подчеркнуть, что тавтология представляет собой лексическую ошибку, если употребление однокоренных слов не оправдано стилистическими целями и носит случайный характер: соединить воедино, танцевать танец. Сможете теперь определить тавтологию в тесте или контрольной?

Обратите внимание на то, что существуют тавтологические сочетания, употребление которых неизбежно, так как в них используется терминологическая лексика: словарь иностранных слов, следователь Следственного комитета, бригадир строительной бригады и т.д. Эти словосочетания не требуют правки.

Многие родственные слова, имеющие общий этимологический корень, но утратившие словообразовательные связи, в современном русском языке не образуют тавтологических словосочетаний: черные чернила (ср. синие чернила), красная краска (ср. жёлтая краска), белое белье (ср. чёрное бельё), цветок расцвёл.

Кроме того, тавтология лежит в основе многих устойчивых выражений (фразеологизмов), которые используются в разговорной, публицистической и художественной речи для создания особой экспрессии, стилизации и т.д.: сослужить службу, всякая всячина, набит битком, пропадать пропадом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дайте понятие уголовно правовой ошибки
  • Данфосс erc 213 ошибка а01
  • Дамп ошибок windows 10 где находится
  • Дамир юсупов ошибка пилота
  • Дайте пожалуйста один плацкарт ошибка