Бывают ли однотипные пунктуационные ошибки

Классификация ошибок

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – ошибка в структуре языковой единицы: словосочетания или предложения; нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической и др.

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса

6

Ошибочное образование формы глагола

Они хочут, пиша о жизни

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, увлекающимися джазом

8

Нарушение управления

Повествует читателей. Нужно сделать свою природу более красивую.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Мы были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство …

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочла еще в детстве.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

18

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Речевые ошибки

Речевая ошибка – ошибка в использовании языковых единиц, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно обнаружить только в контексте.  

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор употребляет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности.

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша, очень прекрасный

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается под своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Орфографические и пунктуационные ошибки

На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках (см. Нормы оценки знаний, умений, навыков по русскому языку).

        Среди ошибок выделяются негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

        К негрубым ошибкам относятся:

— в исключениях из правил

— в написании большой буквы в составных собственных наименованиях

— в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого

— в написании И и Ы после приставок

— в трудных случаях различения НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался! Никто иной не… Не кто иной, как  Не что иное, как и др)

в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой

— в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности

Необходимо учитывать повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора заключены в грамматических (в армии, в роще;  колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило,  в котором для выяснения правильного написания слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, грустить – грусть)

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная считается за самостоятельную. Если в одном непроверяемом  слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

Ошибки графические (не учитывается при проверке) – разновидность ошибок, связанных с графикой, описки.

К числу наиболее распространенных   относятся:

— пропуски букв

— перестановки букв

— замены одних буквенных знаков другими

— добавление лишних букв

Орфографические и пунктуационные ошибки,

не влияющие на оценку работы

Орфография

— в переносе слов

— буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта)

— прописная /строчная буквы в названиях, связанных с религией (М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог)

—  прописная /строчная буквы в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, Ван, сент .. (дон Педро и Дон Кихот)

— слитное/раздельное/дефисное написание сложных существительных без соединительной гласной (чаще всего заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, ноу-хау, папье-маше, пресс-папье, перекати-поле, гуляй-город, но портшез, метрдотель)

— на правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например, в разлив, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, на ощупь,на подхвате)

Пунктуация

тире в неполном предложении

— обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным

— запятые при ограничительно-выделительных оборотов

— различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение и выделение их запятыми

— в передаче авторской пунктуации

Этические ошибки

Соблюдение этических норм

Этическая ошибка  выносится в случаях, когда в работе содержатся высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие циничное отношение к человеческой личности, проявления речевой агрессии (речевая агрессия может быть внешне выражена, может быть скрытой).

Речевая агрессия связана с словесным выражением негативных эмоций, чувств, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, жаргонизмов и др. 

        Например: «Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк», «Михалков в своем репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами»

Виды ошибок

Негрубые орфографические ошибки (две негрубые ошибки =
одна)

1. Исключения из правил: ветреный, цыганский.

2. Прописная буква в собственных названиях: Тверской государственный
университет, Великая Отечественная война.

3. Слитное и раздельное написание наречий: по одному, поодиночке, на
ощупь, наобум, в разлив.

4. НЕ с прилагательными и причастиями в роли сказуемых: Эти трудности
неустранимы. Диплом недействителен.

5. В случае трудного различения НЕ и НИ: Не кто иной, как… Куда он только
не обращался! Куда он ни обращался, нигде помочь ему не могли.

6. В собственных именах нерусского происхождения: Боккаччо, Мери, Бэла.

7. В случае пропуска одного из сочетающихся знаков препинания: Подарок,
о котором он мечтает, — это телескоп.

8. Отсутствие точки в конце предложения.

9. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой: Он
знак подаст, и все хохочут.

Однотипные ошибки (первые три = одна, каждая следующая
– отдельная ошибка)

Это ошибки на одно и то же правило, на один вариант орфограммы:

бачёк, смешён, парчёвый, общё = две ошибки;

чёпорный, никчомный, изжёга = одна ошибка;

ночовка, лишон, стережот, копчоности, поражон = три ошибки,

НО: раздроженный, очеровать = две отдельные ошибки.

Если написана неверная буква в одной и той же корневой морфеме, это
одна ошибка: очеруй, очерован, очированный.

Если в одном слове с непроверяемыми написаниями допущены две и более
ошибки, то все они считаются за одну: аппеляция = одна ошибка, НО: об апелляцие
= две ошибки.

Понятие однотипных ошибок не распространяется на пунктуационные ошибки.

Ошибки отмечаются, но не влияют на отметку

1. Явные описки: рапотает, роман стоится.

2. В переносе слов: кла-ссный, по-ймать, о-глядел, пок-рыл.

3. Буквы Е/Э в заимствованных словах и собственных именах: рэкет,
пленер, Мариетта.

4. Н/НН в кратких отглагольных причастиях и прилагательных:
взволнова(Н,НН)ы.

5. Прописная/строчная буква в словах, связанных с религией: Б(б)ог,
С(с)вященный С(с)синод, Р(р)ождество.

6. При переносном употреблении собственных имен: Все мы немного
о(О)бломовы.

7. Написание фамилий с первыми частями дон: Дон Кихот, дон Педро.

8. Дефис и его отсутствие в сложных заимствованных словах: люля-кебаб,
бефстроганов, гуляй-поле, перекати-поле.

9. Отсутствие тире в неполных предложениях.

10. Пропуск многоточия в цитатах при пропуске слов.

11. Замена одного знака препинания другим.

12. Наличие или отсутствие запятой между союзом А и вводным словом.

13. Замена знака препинания при выделении вводных предложений (вставных
конструкций).

14. Лишний дефис при приложении: старик-извозчик

15. Лишняя запятая после вводного слова в начале обособленных
конструкций: Герои этого времени, например, Чацкий, — резонеры.

16. Лишняя запятая перед вводным словом, завершающим обособленную
конструкцию: В этой семье представители самых разных профессий, врачей и
юристов, в частности.

17. В передаче авторской пунктуации.

Ошибки фактические — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в
том, что говорящий или пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по
обсуждаемой теме, приводит факты, противоречащие действительности: «Вот Пушкин
– известный русский поэт, где он только не эмигрировал!», «Базаров — герой
одноименной повести Толстого», «Ленский вернулся в свое имение из Англии», «О
Русь моя, мечта моя, любил ли кто тебя, как я?». Ошибки могут состоять не
только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или
преуменьшении, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с
интервенцией», «Если честно сказать, то в России теперь только один процент
русских», «Каждая буква столько тебе сообщает!!!»

Этические ошибки – проявление речевой агрессии, грубое,
оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств
или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление,
угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов,
вульгаризмов, жаргонизмов: «Этот текст меня бесит». «Судя по тому, что говорит
автор, он маньяк», «Прочитав этот дурацкий текст, я продумал, какая в нем
проблема», «Мне хочется поблагодарить автора: он довольно четко и грамотно
описал сложную ситуацию». Ср.: не являются этическими ошибками: Автор
раскрывает в тексте тему наглости. Гастелло врезался в эшелон вражеских
самолетов.

Логические ошибки – ошибки, связанные с нарушением логической
правильности речи при сопоставлении (противопоставлении) двух логически
неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении:
Княжна Марья Болконская очень суеверна: она постоянно учится, очень много
читает и молится. Жизнь Есенина закончилась не начавшись. Давайте мы станем
уникальными и будем побуждать к этому всех вокруг. На примере судьбы Василия
Федотова автор показывает лицо нашего народа. Позиция автора неясна, и поэтому
я с ней полностью согласна. Текст написан неграмотным литературным языком.

К логическим ошибкам относятся и композиционно-текстовые, связанные
с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения:
отсутствует логическая связь вступительной или заключительной части с основной
или эта связь слабо выражена, нагромождены лишние факты или неуместные
абстрактные рассуждения:

А. Неудачное начало: С особенной силой этот эпизод описан в романе…

Б. Ошибки в средней части.

а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении –
логическая ошибка: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке
и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать
она заботилась о его воспитании и образовании.

б) Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение
порядка предложений – логическая ошибка: Из Митрофанушки Простакова воспитала
невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши
дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем
произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата
Скотинина и крепостных. Простакова — властная и жестокая помещица. Ее имение
взято в опеку.

в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к
затруднению понимания смысла, бессвязности — логическая ошибка: Общее поднятие
местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата.
Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым
переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря
обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы
сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.

В. Неудачная концовка (дублирование вывода) – логическая ошибка:
Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему.
Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень,
распущенность и бессердечие.

Грамматические ошибки вызваны нарушением норм словообразования,
формообразования, норм синтаксической связи между словами внутри предложения
или словосочетания, частей сложных предложений.

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться, вовнутрь.
Искание смысла жизни. Тиранство.

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время. Билет
с плацкартом. Новые крема.

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красивше выглядит.

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями. Обоим сестрам.

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихние дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы. Все
пять девушек погибнули . Троекуров игрался с медвежатами. Езжай скорее.

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно
увлекающимися джазом.

8

Нарушение управления

Автор повествует читателей. Он вернулся с
отпуска из Украины. По окончанию школы он поступил в вуз.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки
его творчества. Кто это пришла?

10

Нарушение способа выражения сказуемого в
отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с
однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я  хотел сказать о значении
спорта и почему я его люблю. Наконец построена не только школа, а также
больница.

12

Ошибки в построении предложения с
деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…

Марусе, поиграв с этой куклой, стало хуже.

13

Ошибки в построении предложения с причастным
оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся
снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать
друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением
рецензента. Савельич спросил Гринева, узнал он атамана?

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесённости
глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг
застучит вновь

18

Бедность и однообразие синтаксических
конструкций

Когда писатель пришёл в редакцию, его принял
главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

19

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится
к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своём
воображении

Речевые ошибки – ошибки, представляющие собою неверное или не самое
удачное использование в определенном тексте слов и фразеологизмов. Выпускники
нарушают требование коммуникативной точности высказываний, употребляя слова в
несвойственном им значении или без должного учета стилистических,
эмоционально-экспрессивных свойств выражений.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему
значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении всего текста. Ольга Ларина – прототип
Татьяны.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в
слово приставкой и суффиксом, смешение паронимов

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
Были приняты эффектные меры. Автор призывает бережливо относиться к книгам.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет
градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски,
использование штампов

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается
направить людей немного в другую колею. Каждое утро Татьяны Лариной
начиналось с того, что она приветствовала флору и фауну. По мере роста
медвежат Троекуров придумывал все новые шутки.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных
слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению
метафор и олицетворений. Этот роман – вопиющее достижение писателя. Автор
вопрошает: «Кто виноват?»

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегоришь
других. Чиновники подлизываются к ревизору.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художествен­ные особенности
(вместо средства). Молодежь не повышает свой кругозор.

8

Употребление лишних слов, в том числе
плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью
художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.

9

Употребление рядом или близко однокоренных
слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных
событиях. Характерная черта характера…

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим
поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного

В пример к такому случаю можно привести
несчастный случай, однажды случившийся с моей знакомой.

11

Искажение состава фразеологизма

Все были здесь: и стар, и мал. Павел
Петрович – дворянин от мозга до костей. Скрипя сердцем, кулаки покидали
Гремячий Лог.

Рекомендации по классификации ошибок при проверке
письменных работ по русскому языку и литературе 

(по рекомендациям ФИПИ)

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки — это ошибки в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом её отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Грамматические ошибки состоят в ошибочном
словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении
согласования, управления, видовременной соотнесенности глагольных форм, в
нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении
предложения с деепричастным или
причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в
смешении прямой и косвенной речи в нарушении границ предложения. Например:

подскользнуться вместо поскользнуться,
благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в
словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот
суффикс);

без комментарий вместо без
комментариев
, едь вместо поезжай, более легче (неправильно
образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);

заплатить за квартплату,
удостоен наградой
(нарушена структура словосочетания: не соблюдаются нормы
управления);

Покатавшись на катке, болят
ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю
(неправильно
построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2),
т.е. нарушены синтаксические нормы).

Одними из наиболее типичных
грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагольных
форм, наречий, частиц:

1) ошибки в образовании личных форм
глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма для употребленного в
тексте значения глагола движет);

2) неправильное употребление
временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит
делать календарные расчеты быстро и точно
(следует …даст.., научит
или …дает…, учит…);

3) ошибки в употреблении
действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз,
поразили автора текста
(следует стекавшие);

4) ошибки в образовании деепричастий:
Вышев на сцену, певцы поклонились (норма выйдя);

5) неправильное образование наречий: Автор
тута был не прав
(норма тут);

6) ошибки, связанные с нарушением
закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием просторечия и
диалектов.

Кроме того, к типичным можно отнести
и синтаксические ошибки, а именно:

1) нарушение связи между подлежащим и
сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной
стороне произведения
(правильно это художественная сторона произведения);
Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо
нужны смелость, знания, честность);

2) ошибки, связанные с употреблением
частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника;
отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно
частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять,
но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего
раскрываются две проблемы
(ограничительная частица всего должна
стоять перед подлежащим: … всего две проблемы);

3) неоправданный пропуск подлежащего
(эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают
автора текста
;

4) неправильное построение
сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как
просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось
представление о вольнодумстве.

Орфографические ошибки

Орфографическая ошибка – это
неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно
в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для
согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в
слитно-раздельно-дефисных написаниях, например: на площаде, о синим
карандаше, небыл, кто то, полапельсина
.

На оценку сочинения распространяются
положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующий фрагмент
из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку».

Среди орфографических ошибок следует
выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для
характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в
составных собственных наименованиях;

3) в случаях раздельного и слитного
написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

4) в написании и и ы после
приставок;

5) в трудных случаях различения не и
ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему
ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как

и др.).

Необходимо учитывать также
повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же
слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило,
если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в
армии, в роще; колют, борются
) и фонетических (пирожок, сверчок)
особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на
такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова
требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот –
ротик, грустный – грустить, резкий – резок
).

Первые три однотипные ошибки
считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как
самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки,
то все они считаются за одну ошибку.

При оценке сочинения исправляются, но
не учитываются следующие ошибки:

1. В переносе слов.

2. Буквы э/е после согласных в
иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).

3. В названиях, связанных с религией:
М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.

4. При переносном употреблении
собственных имен (Обломовы и обломовы).

5. В собственных именах нерусского
происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон
Педро
и Дон Кихот).

6. Сложные существительные без
соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и
не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше,
перекати-поле, гуляй-город пресс-папье
, но бефстроганов, метрдотель,
портшез, прейскурант
).

7. На правила, которые не включены в
школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных
единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза
ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на
подхвате, на попа ставить
(ср. действующее написание напропалую,
врассыпную
).

В отдельную категорию выделяются графические
ошибки
, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или
поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой
облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля).
Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка,
фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К
графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов,
использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые
выделения.

Одиночные графические ошибки не
учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу
следует признать безграмотной.

Пунктуационные ошибки

Пунктуационная ошибка – это
неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там,
где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания
другим.

В соответствии с «Нормами оценки
знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не
учитываются
следующие пунктуационные ошибки:

1) тире в неполном предложении;

2) обособление несогласованных
определений, относящихся к нарицательным именам существительным;

3) запятые при
ограничительно-выделительных оборотах;

4) различение омонимичных частиц и
междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;

5) в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок следует
выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для
характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки

1) в случаях, когда вместо одного
знака препинания поставлен другой;

2) в пропуске одного из сочетающихся
знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Правила подсчета однотипных и
повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.

  ОГЭ. Оценка грамотности и фактической точности речи
 

Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая
точность его письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых,
однотипных и неоднотипных ошибок).

Внимание!

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или
пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки.

Критерии
грамотности и фактической точности речи

Таблица
4

Критерии
оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Баллы

ГК1

Соблюдение
орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки.

2

Допущено 2–3 ошибки.

1

Допущено 4 и более ошибки.

0

ГК2

Соблюдение
пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущено 3–4 ошибки.

1

Допущено 5 и более ошибок.

0

ГК3

Соблюдение
грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.

2

Допущено 2 ошибки.

1

Допущено 3 и более ошибок.

0

ГК4

Соблюдение
речевых норм

Речевых ошибок нет, или
допущено не более 2 ошибок.

2

Допущено 3–4 ошибки.

1

Допущено 5 и более ошибок.

0

ФК1

Фактическая
точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, а также в
понимании и употреблении терминов нет.

2

Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении
терминов.

1

Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в
употреблении терминов.

0

Максимальное
количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1
ГК4

10

При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.

Указанные в таблице 4 нормативы применяются для проверки и
оценки изложения и сочинения, суммарный
объём которых составляет 140 и более слов.

Если суммарный объём сочинения
и изложения
составляет
70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше
1 балла:

ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или
допущена 1 негрубая ошибка;

ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или
допущена 1 негрубая ошибка;

ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и
сочинении
в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа  по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём
баллов.

Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то
оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом
работы:

– если в работе не менее 140 слов, то грамотность
оценивается по таблице 4;

– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев
ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше);

– если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям
ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.

Максимальное
количество баллов
, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей
экзаменационной работы, – 42.

Рекомендации
по квалификации ошибок

Грамотность речи оценивается в
зависимости от количества ошибок и недочетов, допущенных учащимся в тексте
письменной работы (см. Таблицу критериев). 
Практика проведения экзаменационного тестирования показала, что при
проверке и оценке задания с развернутым ответом (сочинения) эксперты испытывают
определенные затруднения при квалификации ошибок в письменной речи учащихся.

Орфографическая
ошибка
– это написание слова, не соответствующее орфографическим
нормам. Орфографические нормы устанавливаются академическими орфографическими
словарями и справочниками.

Пунктуационная
ошибка
– это неиспользование пишущим необходимого знака препинания,
его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного
знака препинания другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется
пунктуационной норме, отраженной в пунктуационном правиле.

Эти ошибки могут быть допущены
только на письме: их можно увидеть, услышать их нельзя.

Соответственно,
не должны влиять на оценку грамотности
(исправляются, но не  учитываются при проверке):

1)
нарушение правил, не включённых в школьную программу или обусловленных
явлениями языковой переходности:

   

употребление прописной буквы в составных географических
наименованиях (площадь Никитские ворота,
страна восходящего солнца
), в собственных именах, употребленных в
переносном значении (Обломовы и обломовы); в именах и фамилиях с
первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот);

   

написание н и нн в причастиях и отглагольных
прилагательных, образованных от двувидовых глаголов (слова:  завещать,
обещать, казнить, родить, крестить);

   

написание сложных существительных без соединительной гласной
(в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в
словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб,
ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов,
метрдотель, портшез, прейскурант
);

   

пунктуационное оформление предложений с вводным словом,
стоящим в начале или в конце обособленного оборота (в этом случае вводное слово
никаким знаком от оборота не отделяется), например: Посреди поляны росло большое дерево, судя по всему[,] вяз. (вторая запятая не нужна);

   

отсутствие обособления сравнительного  оборота, если ему предшествует отрицание не или частицы совсем, совершенно, почти, именно, прямо и т.п.: Было светло, почти как днем (запятая не
нужна).

2) выбор
одного из двух написаний или способов пунктуационного оформления синтаксической
конструкции, предусмотренных правилами и словарями. Примеры правил, которые
допускают вариативность[1]:

   

слитное и раздельное написание не (в некоторых случаях возможно двоякое толкование высказывания и,
как следствие, двоякое написание, ср.: Эта
задача нетрудная
и Эта задача не
трудная
, Перед нами необычное явление
и Перед нами не обычное явление);

   

употребление тире между подлежащим и сказуемым –
сравнительным оборотом, присоединяемым словами как, словно, вроде, точно и под., ср.: Пруд как блестящая сталь и Огни –
как нити золотых бус;

   

употребление тире между подлежащим это и сказуемым, выраженным существительным в им. п., ср.: Это очень интересная книга и Это – очень интересная книга;

   

употребление тире в неполном предложении, ср.: Вокруг месяца – бледные круги и А в доме стук, ходьба;

   

обособление несогласованных определений, относящихся к
нарицательным именам существительным, ср.: Доктор,
со шпагою в руке, вбежал в спальню
и
Продавец в чистом белом халате и синей шапочке обслуживал клиента
;

   

обособление ограничительно-выделительных оборотов, ср.: Кроме зарплаты они получали премиальные
и Кроме блюд и соусников, на столе стояло
множество горшочков
;

   

пунктуационное оформление сложноподчиненного предложения с
придаточными изъяснительными, условными и уступительными, ср.: Что Вася говорил про эту встречу, совершенно
забылось
и Как он добрался сюда – уж
этого никак не мог он понять
;

   

вариативные написания: бивак
и бивуак; фортепьяно и фортепиано; травмопункт и травмпункт; тоннель и туннель; двускатный и двухскатный;

   

в передаче авторской пунктуации;

   

ошибки в переносе слов.

3)  графические ошибки – разновидность ошибок,
связанных с графикой, т.е. средствами письменности языка, фиксирующими
отношения между звуками устной речи и буквами, которыми они обозначаются.

К графическим средствам помимо букв относятся: различные
приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных
подчеркиваний и шрифтовых выделений.

Графическими ошибками являются различные описки и опечатки,
вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Исправляются,
но не учитываются описки – неправильные написания, искажающие звуковой облик
слова (мемля вместо земля).

К числу наиболее распространенных графических ошибок
обычно относят:

   

пропуск букв, например: весь роман стоится на этом
конфликте (следует: строится);

   

перестановка  букв,
например: новые наименования
пордуктов
(следует: продуктов);

   

замена одних буквенных знаков другими, например: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное);

   

добавление лишних букв: Вот
почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях…
(следует: даже).

4)  

написания,
для которых менялись орфографические рекомендации:

бог / Бог

водноспортивный / водно-спортивный

вторая мировая война / Вторая мировая война

деланный / деланый (в знач. неестественный,
ненатуральный: делан(н)ая улыбка)

естественно-научный / естественнонаучный

заполдень / за полдень

заполночь / за полночь

зорянка / зарянка (птица)

как-то / как то
(перед
перечислением, напр.: Острогою бьется
крупная рыба,

 как(-)то: щуки, сомы, жерехи, судаки.)

лироэпический / лиро-эпический

масленица / Масленица

масс-культура / масскультура

масс-медиа / массмедиа

мелочовка / мелочевка

народнопоэтический / народно-поэтический

народнохозяйственный / народно-хозяйственный

не сегодня-завтра / не сегодня завтра

невзирая на лица / не взирая на лица

непрошеный (прил.)

первобытнообщинный
/ первобытно-общинный

плащевка / плащовка

плейер / плеер

рождество / Рождество

интернет/Интернет

розыскник / разыскник

розыскной /разыскной

считанный / считаный (в знач. малый по количеству: считан(н)ые минуты

церковнославянский / церковно-славянский

черно-бурый / чернобурый

5)  

написания,
регулируемые орфографическими правилами, в которые были внесены изменения

Правила русской орфографии и
пунктуации : Утв. Акад. наук СССР, М-вом высш. образования СССР и М-вом
просвещения РСФСР. – М. : Учпедгиз, 1956. (А также издания 1957 и 1962 гг.)

Правила русской орфографии и
пунктуации : полный академический справочник / РАН, Отделение историко-филол.
наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М. : Эксмо, 2006. (А
также последующие издания.)

§
40.
В сущ.  мужского и
среднего рода в предл. пад. и в сущ. женского рода            на -а (-я) в дат. и предл. пад. ед. ч. пишется в неударяемом
положении и только в том
случае, если ему предшествует тоже и,
например: о гении, о Кии, в «Вии», по реке Бии…

§ 71,
п. 2.
Немногочисленные сущ. на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в
безударном положении по общему правилу окончание   -е. Перечень
таких слов: змий — о зми́е, кий — о ки́е (вариант: о кие́), Кий
(легендарный основатель Киева)о Кие, чий (растение) о
чие, «Вий» — в «Bue», … Бия
(река) — по
Бие…

§
79, п. 14.
Примечание 1.
Между определяемым словом и стоящим перед ним однословным приложением,
которое может быть приравнено по значению к прилагательному, дефис не
пишется, напр.: красавец сынишка.

§ 120.
Следующие разряды сущ. и сочетания сущ. пишутся через дефис

<…>

в)
сочетания с однословными приложениями, предшествующими определяемому слову,
напр.: старик-отец, красавица-дочка, умница-сын, герой-лётчик…

6)  

варианты
пунктуационного оформления предложения, вызванные наличием в языке переходных
явлений

Некоторые правила пунктуации (очень редко – орфографии) не
дают достаточно четкого критерия для выбора написания именно в связи с
существованием переходных языковых единиц. Это, например:

   

разграничение фразеологизмов, которые не требуют знаков
препинания, и свободных сочетаний слов, которые необходимо обособлять или
внутри которых необходимы знаки, ср.: труслив
как заяц и трУсит(,) как заяц; Болтает, не знаю что и Делай что хочешь;

   

разграничение некоторых вводных слов и омонимичных им
невводных (показательны некоторые фрагменты словарных статей из «Справочника
пунктуации» В.М. Пахомова, В.В. Свинцова, И.В. Филатовой: «На первый взгляд… Зачастую трудно
определить, является ли сочетание «на первый взгляд» вводным. В спорных случаях
решение о постановке знаков препинания принимает автор текста»; «Правда… 3. Союз со значением уступки
(обычно в начале предложения или части сложного предложения). То же, что «хотя
и, однако, но». Вопреки пунктуационным правилам союз «правда» обычно выделяется
запятыми, сближаясь по значению с вводным словом». С тех пор в своем бобыльском хозяйстве Дубчик обходился топором,
правда, тоже старым и заржавленным, с неудобным расшатанным топорищем.
(В.
Быков. Народные мстители) «Ну как
заказчики?» – интересовался ночью Колька, и похлопывал жену по мягкому телу, и
смеялся – не притворялся, действительно смех брал, правда, нервный какой-то
смех.
(В. Шукшин. Жена мужа в Париж провожала) Погуляли хорошо, правда устали»; «Главным образом… В некоторых источниках, например в справочнике по
пунктуации Д.Э. Розенталя, содержится рекомендация обособлять сочетание
«главным образом» как вводное, служащее для выделения, оценки чего-либо, а
также выступающее в знач. «самое главное». Однако примеры из художественной
литературы свидетельствуют о том, что слова «главным образом», не входящие в
состав присоединительного оборота, обычно не обособляются»);

   

различение омонимичных частиц и междометий, ср: О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми
костями?
и О, дорогой мой, как это
прекрасно!;

   

разграничение сравнительных оборотов, которые можно заменить
творительным сравнения, и тех, которые такой замене не поддаются, ср: Как кошка (кошкой) Генка забрался на чердак
и Атвуд, как курок (курком?), взвел левую
бровь
и при этом Но в это время, как
гром, тарарахнул выстрел
и В гневе он
как гром загремел…; Как град посыпалась картечь
и Потом в стенку вагона застучали, как град, пули.

   

Примеры предложений, которые допускают двоякое объяснение их синтаксической структуры: Во всем – и в природе, и среди полей –
чувствовалось что-то незаконченное, недовершенное
и Во всем: и в природе, и среди полей – чувствовалось что-то
незаконченное, недовершенное; Самые скороспелые грибы, например: березовики и
сыроежки – достигают полного развития в три дня
и Самые скороспелые грибы, например березовики и сыроежки, достигают
полного развития в три дня; Я не понимаю, какая муха тебя укусила
и Я не понимаю: какая муха тебя укусила?

На
оценку сочинения распространяются положения о негрубых, повторяющихся и
однотипных ошибках.

Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие
существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две
негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

   

в написании фамилий, имён автора и героев произведений и
автора анализируемого текста[2];

   

в написании большой буквы в составных собственных
наименованиях, например: Международный
астрономический союз
;

   

в написании буквы э/е после согласных в иноязычных словах,
например: рэкет, пленэр и после
гласных в собственных именах, например: Мариетта;

   

в слитном и дефисном написании сложных прилагательных,
написание которых противоречит школьному правилу, например (слова даны в
неискаженном написании): глухонемой,
нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой,
литературно-художественный, индоевропейский, научно-исследовательский,
хлебобулочный
;

   

в трудных случаях разграничения сложного прилагательного,
образованного сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с
зависимым наречием, например: (активно)действующий,
(сильно)действующий, (болезненно)тоскливый
;

    

в необоснованном написании прилагательных на -ский с прописной буквы, например, Шекспировские трагедии; шекспировские стихи;

    

в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен
другой (кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым);

    

в пропуске одного из сочетающихся
знаков препинания
или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также
повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов,
то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются
ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в
грамматических (в армии, в роще; колют,
борются
) и фонетических (пирожок,
сверчок
) особенностях данного слова.

Не
считаются однотипными
ошибки на такое правило, в котором для выяснения
правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово
или его форму (вода – воды, рот – ротик,
грустный – грустить, резкий – резок
).

Первые три однотипные ошибки
считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как
самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки,
то все они считаются за одну ошибку.

Понятие
об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

Грамматическая
ошибка
– это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре
слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической
нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

 подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство
– здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не
та приставка или не тот суффикс;

– без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована
форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;

– оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура
словосочетания (не соблюдаются нормы управления);

– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение
спорта и почему я его люблю
– неправильно построены предложения с
деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены
синтаксические нормы.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в
построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в
употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного
романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей.

Речевую ошибку можно заметить только
в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения
которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые
классификаторы грамматических и речевых ошибок.

Грамматические
ошибки


п/п

Вид
ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда
техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более
интереснее, красивше

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего
пафоса, ихи
дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут,
пиша
о жизни природы

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

8

Нарушение управления

Нужно сделать свою природу более красивую.

Повествует читателей.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали
против такой оценки его творчества.

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных
конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и
гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая
текст
, возникает такое чувство…

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под
ногами
.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга
научила меня ценить и уважать друзей, которую
я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то,
что это сон.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я
не согласен с мнением рецензента.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает
на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Речевые
ошибки


п/п

Вид
ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы
прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на
продолжении
всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово
приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не
поменялось.

Были приняты эффектные
меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении
автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей
немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и
фразеологизмов

Астафьев то и дело
прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает
впечатление.

Автор использует
художественные особенности (вместо средства).

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

Молодой
юноша, очень
прекрасный

9

Употребление однокоренных слов в близком контексте
(тавтология)

В этом рассказе
рассказывается
о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой
рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины
содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда
писатель пришел в редакцию
, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель
отправился в гостиницу.

12

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своем воображении

К числу наиболее типичных грамматических ошибок  относятся
ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

1) ошибки в образовании личных
форм глаголов: Им двигает чувство
сострадания
(следует: движет);

2) неправильное употребление
видовременных форм глаголов: Эта книга
дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты
быстро и точно
(следует: …даст.., научит… или  …дает..,
учит…);

3) ошибки
в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили
автора текста
(следует: стекавшие);

4) ошибки в образовании
деепричастий: Вышев на сцену, певцы
поклонились
(норма: выйдя);

5)  неправильное
образование наречий: Автор тута был не
прав
(норма: тут);

Эти ошибки связаны обычно с
нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием
просторечия и диалектов.

Кроме того, к типичным можно отнести
и грамматико-синтаксические ошибки, также выявляемые в работах
экзаменуемых:

1)       нарушение
связи между подлежащим и сказуемым: Главное,
чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения

(норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность
(норма: … нужны смелость, знания, честность);

2)     ошибки,
связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы
подпись художника
; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому
она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые
они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы»
(ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «… всего две
проблемы»);

3) неоправданный пропуск подлежащего
(эллипсис): Его храбрость, (?) постоять
за честь и справедливость привлекают автора текста
;

4) неправильное построение
сложносочиненного предложения: Ум
автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и
с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве
.

Анализируя работы экзаменуемых с
точки зрения речевой грамотности, можно также выявить типичные речевые ошибки. Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм,
тавтология, речевые штампы; немотивированное использование просторечной
лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных
средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов; ошибки в
употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом
многозначность.

К наиболее частотным речевым ошибкам относятся следующие:

1) неразличение (смешение)
паронимов: В таких случаях я
взглядываю   в «Философский словарь»
(глагол взглянуть обычно требует управления
существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть
на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с
целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в
приведённом предложении, управляет существительным или местоимением с предлогом
«в»);

2) ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо
слова известно в предложении ошибочно
употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное
пространство для рекламы, и это нам
не импонирует
(в данном случае
вместо слова пространство лучше
употребить его синоним – место;
иноязычное слово импонирует также
требует синонимической замены);

3) ошибки в подборе антонимов
при построении антитезы: В третьей части
текста веселый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься
(антитеза
требует  точности при выборе слов с
противоположными значениями, а слова«веселый» и «мажорный» антонимами не
являются;

4)
разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно
организованном контексте: Этому,
безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай
только посмешить читателя.

Есть работы, в которых были допущены
грубые
логические ошибки.
Эти логические ошибки можно сгруппировать, выделив в
отдельную группу ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи,
возникающие в результате нарушения законов логики, допущенные как
в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста:

1) сопоставление
(противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по
содержанию) понятий в предложении;

2) нарушение логического закона
тождества, подмена одного суждения другим.

Ошибки первого типа встречаются
чаще: Предметом повествования являются времена достаточно отдалённые, что
позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако
темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание.

Логически не связанные суждения противопоставлены друг другу необоснованно.

В отдельную группу логических ошибок
следует выделить композиционно-текстовые ошибки, связанные с нарушениями
требований к последовательности и смысловой связности изложения.
Композиционно-текстовые ошибки выявлялись в начале, в основной части
сочинения и в концовке. Так, в начале некоторых работ экзаменуемых
отсутствовала логическая связь с основной частью изложения или эта связь была
очень слабо выражена: нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные
рассуждения; сделаны неудачные смысловые переходы между предложениями. В
основной части работы содержались ненужные, не имеющие отношения к теме
сведения, загромождавшие изложение, делавшие его запутанным и сумбурным, эта
часть иногда была выстроена непоследовательно и хаотично, перегружена лишними и
утомительными перечислениями, отвлекающими внимание от главной мысли, или была
неоправданно растянута, содержала смысловые повторы.

Завершение работы (концовка) не
служило выводом из сказанного, не подводило итог, часто было совсем не мотивировано
исходным текстом.

Ошибки
фактические (фоновые)

В работе выпускника могут
встречаться ошибки в фоновом материале:

– неверное изложение фактов, не
упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся
уместно или неуместно используют в развёрнутом ответе (факты биографии автора
или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. п., то
есть приводятся факты, противоречащие действительности, например:: «Гёте –
французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»);
«Столица США – Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии»;

– неверное употребление формы имени
персонажа: Максим Максимович вместо Максим Максимыч («Герой нашего времени»
М.Ю. Лермонтова), Екатерина вместо Катерина («Гроза» А.Н. Островского), Диана
вместо Динка («Динка прощается с детством» В. Осеевой) и т.д.

 Ошибки могут состоять не только в полном искажении
(подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например:
«Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и
энергии отдаёт детям директор школы: построена школа, которая каждый год
выпускает около тысячи учеников».

Ошибки отражают низкий уровень
знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с
работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).

Автор вопроса: Евгений Вольвич

Опубликовано: 01/04/2023

Какие бывают пунктуационные ошибки?

У нас есть 25 ответов на вопрос Какие бывают пунктуационные ошибки? Скорее всего, этого будет достаточно, чтобы вы получили ответ на ваш вопрос.

  • Какие ошибки называют Пунктуационными?
  • Какие бывают орфографические ошибки?
  • Какие пунктуационные ошибки считаются однотипными?
  • Как считать пунктуационные ошибки?
  • Как обозначать пунктуационные ошибки?
  • Какие ошибки считаются не грубыми?
  • Что такое пунктуационные и грамматические ошибки?
  • Какие бывают пунктуационные ошибки? Ответы пользователей
  • Какие бывают пунктуационные ошибки? Видео-ответы

Отвечает Аветис Якубовский

Как видим, морфологические, словообразовательные и синтаксические ошибки относятся к грамматическим. Пунктуационные ошибки обычно рассматривают как …

Ошибки пунктуационные невозможно обнаружить без опоры на предложение или текст. Например, Любить: жить не только для себя — пунктуационная ошибка при выборе знака препинания между подлежащим и сказуемым (правильно: Любить — жить не только для себя ). Пунктуация.

В написании сложного предложения часто допускаются ошибки пунктуационные. Вероятно, это связано с трудностями в восприятии длинных синтаксических конструкций. Главное, что необходимо уяснить, — между частями сложного предложения должны стоять знаки препинания.

Например, Любить: жить не только для себя — пунктуационная ошибка при выборе знака препинания между подлежащим и сказуемым (правильно: Любить — жить не только для себя ). Пунктуация. Знаки пунктуации Пунктуацией называется свод правил по верной постановке знаков препинания на письме.

Орфографические и пунктуационные ошибки связаны с внешним выражением данных слов. Орфографическую ошибку можно увидеть в слове, стоящем отдельно, изъятом из контекста. Остальные ошибки: пунктуационные, речевые, грамматические — невозможно выявить без контекста.

Какие ошибки называют Пунктуационными?

Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.

Какие бывают орфографические ошибки?

Орфографические ошибки в исключениях из правил; в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; в написании и и ы после приставок;

Какие пунктуационные ошибки считаются однотипными?

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Как считать пунктуационные ошибки?

При проверке:Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки; повторяющиеся ошибки (сколько б их ни было) считаются за одну.Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Как обозначать пунктуационные ошибки?

Негрубая ошибка обозначается на полях условным знаком: орфографическая — I (н), пунктуационная — V (н). При наличии в работе 1-2 исправлений на месте негрубых орфографических и пунктуационных ошибок — отметка не снижается; 3-7 исправлений — отметка снижается на 1 балл; более 7 исправлений — на 2 балла.

Какие ошибки считаются не грубыми?

Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки; повторяющиеся ошибки (сколько б их ни было) считаются за одну. 2. Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. 3.

Что такое пунктуационные и грамматические ошибки?

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие). ІІІ. Грамматические ошибки (Г). Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.

Отвечает Александр Сударь

Типы ошибок в сочинении ЕГЭ: речевые, языковые, орфографические, пунктуационные. Грубые и негрубые ошибки. Однотипные и повторяющиеся ошибки.

Отвечает Виктор Сученинов

Пунктуационные ошибки. Графические ошибки. Грамматические ошибки. Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в …

Отвечает Артём Плуготаренко

– нужна запятая перед словом «предоставляемые» (ставим вопрос: Услуги какие? – Предоставляемые компанией). Пропущена запятая после слова …

Отвечает Вероника Катышева

Какие же ошибки бывают в русском языке? Подробной классификацией занимаются русисты, … пунктуационные (ошибки в постановке знаков препинания);.

Отвечает Михаил Дмитриев

Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.V – пунктуационная ошибка Это ошибки в постановке знак.

Отвечает Андрей Пищулин

Какими бывают… проверка пунктуационных ошибок. Пунктуация. Знаки пунктуации. Пунктуацией называется свод правил по верной постановке знаков препинания на …

Отвечает Юрий Макаров

Пунктуационные ошибки. V. Неправильно поставлен или отсутствует знак препинания в предложении. Переписать предложение в исправленном виде, подчеркнуть знак …

Отвечает Диана Арутюнян

Статья «Типичные пунктуационные ошибки в сочинениях. … Вспомните, ведь бывают тексты, которые написаны так тяжело, что некоторые фразы приходится …

Топ -10 ошибок в пунктуации. 8 -11 класс | Русский язык TutorOnline

Есть ошибки в пунктуации, которые совершают чаще всего. Смотрите вебинар, учитесь грамотно расставлять запятые.

Топ -10 ошибок в пунктуации. 8 -11 класс | Русский язык TutorOnline

Как проверить текст на ошибки и знаки препинания

Видеоурок о том, как проверить текст на ошибки и знаки препинания через онлайн. Подпишись на новые уроки …

Как проверить текст на ошибки и знаки препинания

ТОП 5 запятых, которые нужно ставить ВСЕГДА! | Русский |TutorOnline

Сегодня Юлия Михайловна расскажет про ТОП 5 запятых, которые ты должен ставить всегда! Да, есть правила в русском …

ТОП 5 запятых, которые нужно ставить ВСЕГДА! | Русский |TutorOnline

ТопТочки #13. Знаки пунктуации

Почему кавычки называются именно так? Что такое вместительный знак и точка удивления? Кто придумал тире?

ТопТочки #13. Знаки пунктуации

Предвыборные поправки в бюджет

Бюджет-2022 снова поправили. Предвыборные поправки внесли в среду на внеочередном заседании Саратовской …

Предвыборные поправки в бюджет

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бчх коды исправляющие две ошибки
  • Бывает ли ошибка при определении пола ребенка
  • Бывает ли ошибка на узи при замершей беременности
  • Бфпи заблокирован ошибка сервера 101
  • Бухгалтерская справка о счетной ошибке образец