Буду учиться на ошибках

Сколько раз Вы говорили себе: «Я никогда не повторю эту ошибку»! Никто не хочет ошибаться, но, увы, все совершают ошибки, причем иногда одни и те же и с трудно объяснимым постоянством. 

Хорошо, что на ошибках учатся. На чужих? Очень хотелось бы, но мало кому удается. На своих? Приходится, вот только приятным этот процесс не назовешь. И в основном потому, что ошибки воспринимаются как неудачи, и как ни убеждай себя, что это ценный опыт и катализатор личного роста, и что со всеми, даже с самыми удачливыми и успешными людьми, такое случается, а все равно и обидно, и досадно, и жаль себя и всего, что потеряно, не удалось, не получилось и не сбылось из за ошибки.

Переживаниями ошибку не исправишь, игнорировать ее – тоже не выход. Ну а так как ошибки – это, действительно, часть жизни, лучше быть готовыми учиться на них и как можно быстрее возвращаться на путь к успеху. 5 способов поработать над ошибками, чтобы не повторять их в будущем.

  1. Признайте ошибку. Не ищите виноватых. Примите ответственность. Это очень трудно. Это требует честности и мужества. Особенно, если Вас критикуют. Но признание ошибки или своей причастности к промаху обычно обезоруживает самых ярых критиков. А если нет? Постарайтесь не слишком остро реагировать. Просто дайте людям время успокоиться и возможность “выпустить пар”. И не будет лишним извиниться перед теми, кого непосредственно затронули последствия.
  2. Проанализируйте причины. Спросите себя: «Что пошло не так? Почему»? Разобравшись в причинах, легче понять, в Ваших ли силах все исправить или надо обратиться за советом, или найти того или тех, кто поддержит Вас, и Вы вместе найдете решение. Кроме того, Вы можете обнаружить, что избежать ошибки или подготовиться к ней было невозможно по независящим от Вас или кого-то другого обстоятельствам. А иногда отсутствие ожидаемого результата и вовсе не ошибка, а сигнал о необходимости пересмотреть цели и стратегию.
  3. Измените подход. А были ли Вы готовы к чему стремились? Насколько реалистичны были Ваши ожидания? Уделили ли Вы достаточно времени планированию и подготовке? Хватило ли Вам мотивации, времени, навыков и терпения для достижения цели? Ошибки предостерегают нас от небрежности, опрометчивых решений и непродуманных планов. Измените подход, иначе продолжите получать те же результаты, как бы Вы ни надеялись на обратное.
  4. Извлеките урок. Откладываете все на последний момент? Слишком полагаетесь на удачу? Беретесь не за свое дело? Гордость мешает попросить о помощи, когда Вы в ней нуждаетесь? Боитесь показаться навязчивым занудой, вникая в каждую деталь? Поддаетесь на уговоры? Верите в то, что звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, вопреки здравому смыслу и интуиции? Спросите себя: «В чем моя ошибка»? и «Что я могу сделать, чтобы не повторять ее»?
  5. Не бойтесь ошибок. Подумайте, какой скучной и предсказуемой была бы жизнь, в которой нет места любопытству, экспериментам, спонтанности, смелым решениям и решительным поступкам. Отними у нас возможность совершать ошибки, и скольких “открытий чудных” мы были бы лишены. И как бы мы получали “опыт, сын ошибок трудных”. И как бы нам удавалось открывать в себе “гений, парадоксов друг.” Бояться ошибок и избегать их повторения – не одно и то же. В последнем случае Вы просто проявляете мудрость, осмотрительность и рассудительность.

Уделите время и внимание работе над ошибками. Учитесь на них, чтобы избежать повторения, потому что “Когда Вы повторяете ошибку, — это уже не ошибка, а выбор.”  Пауло Коэльо

На ошибках учатся — призыв учиться на своих ошибках и признание, что ошибки неизбежно сопровождают любую деятельность.

Призыв учиться на своих ошибках и признание, что ошибки неизбежно сопровождают любую деятельность.


  • Ошибка учит людей уму-разуму.
  • Страх ошибок опаснее самой ошибки.
  • Не бойся первой ошибки, избегай второй.
  • Молодому ошибка — улыбка, старому — горькая слеза.

Возникновение этого выражения связывают со старинной русской пословицей: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»

Каждому человеку свойственно ошибаться. Но важно разобраться в причинах, чтобы не допускать их больше.

Проще говоря, выражение употребляется когда человек допускает ту или иную ошибку, запоминает её и старается в следующий раз её не допускать. Другими словами, ошибаешься — приобретаешь опыт.

К сожалению, мы устроены таким образом, что пока сами всего не увидим, сами по попадём в трудную ситуацию, почти никогда не сделаем верных для себя выводов.

Но еще говорят, что умный человек учится на чужих ошибках, а глупый на своих. И это действительно так. Надо иметь достаточно ума, чтобы не попасть впросак, а потом не ломать голову, как из этой передряги выбраться.

А вот на собственных ошибках чаще всего учатся те, кто считает себя непревзойдённым знатоком жизни и не задумывается над своими поступками.

Фразеологизмы

Встречаясь с людьми, погружаясь в их жизненные истории, поневоле начинаешь учиться на чужих ошибках, стараясь избегать своих собственных.

Евгения Морозова. «Гром»

На ошибках учатся

ВОЗМОЖНО, ВАМ ПОНРАВИТСЯ!

Поиск по сайту fraze.ru

Случайная статья

Радуйся полученным знаниям и поделись с другими.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях!

Нажмите на иконку, чтобы опубликовать на своей странице

    Вы здесь:  

  1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
  2. На букву «Н»
  3. На ошибках учатся

Новое на сайте

Все материалы

Яндекс.Метрика

Популярные статьи

Шесть способов учиться на своих ошибках

Вы, вероятно, много раз слышали о том, что совершать ошибки и извлекать из них уроки — лучший способ достичь совершенства. Но сказать легче, чем сделать. Общество порой очень жестко наказывает человека за ошибки. Да и уметь из них извлекать уроки — целое искусство, специально которому никто не учит. Так что овладеть им нужно самому. Вот шесть способов для этого.

1

Будьте готовы признавать свои ошибки

Кэтрин Шульц, американский журналист и писатель, в своей лекции «On Being Wrong» на TED говорит, что мы, когда думаем о самих себе, редко признаем свою неправоту. У себя в мыслях мы почти всегда правы.

Осознание того, что мы ошибаемся, приносит боль. Это вызывает неловкость и заставляет чувствовать себя глупо. Но еще хуже, когда мы совершаем ошибки и пытаемся не испытывать чувство вины, придумывая для себя оправдания. Желание чувствовать, что мы всегда правы, делает нас зависимыми. Эта привязанность не позволяет предотвращать ошибки и учиться на них, чтобы не допускать в будущем.

Первым шагом к «выздоровлению» является признание, что вы ошиблись. Скажите себе: «Я неправ» и терпите дискомфорт, который приходит вместе с этим. Окружающие воспринимают такое поведение как признак интеллекта и честности.

Признание своих ошибок также тренирует осознанность — способность замечать свои действия и понимать, когда они приводят к неудачам.

2

Избегайте руминации

Дискомфорт, о котором говорилось выше, временный. Сьюзан Нолен-Хоексема, доктор философии, психолог и профессор Йельского университета, указывает, что вместо того, чтобы зацикливаться на своих ошибках, нужно практиковать адаптивный самоанализ.

Это означает, что необходимо выделить время, чтобы подумать об ошибке и изменить свое поведение, не допустить повторения ситуации в будущем. Не можете понять, когда в голове играет заезженная пластинка с записью произошедшего, а когда происходит адаптивный самоанализ? Вот два вопроса, которые помогут разобраться:

  • Это удерживает меня в прошлом? Если да, то это заезженная пластинка для ваших мыслей («руминация», на языке психологов).
  • Это помогает мне учиться и расти? Если да, то это адаптивный самоанализ.

Самый лучший способ практиковать адаптивный самоанализ — задавать правильные вопросы.

3

Задавайте правильные вопросы

Когда вы допустили ошибку, чтобы отрефлексировать ее, нужно задать себе несколько вопросов. Вот некоторые из них:

  • Есть ли что-то, что поможет исправить ошибку?
  • Что можно спасти в этой ситуации?
  • Есть ли скрытая возможность в ошибке?
  • В чем была причина ошибки?
  • Вы допустили ошибку в стратегии или методе, который выбрали?
  • Вы совершили ошибку, выполняя план?
  • Что можно сделать иначе?
  • Были ли какие-нибудь предупреждающие знаки, которые вы пропустили?
  • Вы сделали какие-то предположения, которые оказались неправильными?
  • Эта ошибка выявила что-то, о чем вы не знали до ее совершения?
  • Что сработало? Что не сработало?
  • Эта ошибка показала, что вам не хватает навыков? Или практики?
  • Эта ошибка указала на черту характера, которая тянет вас назад? Например, высокомерие или негибкость в мышлении.
  • Что вы сделаете, чтобы не повторять эту ошибку снова?

Изучите свои ошибки, тщательно проанализировав ответы, которые дадите.

4

Сочувствуйте себе

Как только вы задали себе вопросы и определили уроки, которые можете извлечь из сделанной ошибки, отпустите все оставшиеся отрицательные чувства, которые могут возникнуть; проявите сострадание к себе.

Исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Беркли, показало, что сострадание к себе может быть очень полезным. Они выяснили, что те ученики, которые совершили ошибку в тестах и которым позже дали возможность пожалеть себя, быстрее справлялись с негативными эмоциями и принимались за учебу снова.

Что они делали? Просто повторяли аффирмации. Вот некоторые фразы, которые вы можете использовать в следующий раз, когда совершите ошибку:

  • Мои ошибки не определяют мою личность.
  • Никто никогда не преуспевал в жизни, не совершая ошибок.
  • Ошибки — часть человеческого существования.
  • Я горд тем, что попробовал.
  • Я сделал ошибку, но не собираюсь долго корить себя за это.
  • Теперь я лучше подготовлен к своей следующей попытке.
  • Я благодарен этой ошибке за то, что стал лучше.
  • Я собираюсь понять, в чем заключается ошибка и попробовать еще раз.

5

Учитесь на ошибках и двигайтесь без страха

Худшее, что может произойти — дать ошибкам возможность влиять на ваши дальнейшие действия.

Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу однажды сказал: «Жизнь, наполненная ошибками, не только более почетная, но и более полезная, чем жизнь, потраченная на то, чтобы ничего не делать».

У вас должен быть страх перед отсутствием действием, а не боязнь ошибиться. Даже если вы все тщательно спланировали и избегаете ошибок, рано или поздно они все равно будут. Это абсолютно нормально. Будьте готовы сделать выводы и, вооружившись новыми знаниями, пробуйте еще и еще.

6

Применяйте пробный подход к жизни

Мир невероятно сложный. Никто, даже самые умные люди на планете, не знают, что будет завтра, ведь слишком много факторов влияют на ближайшее будущее. Метод проб и ошибок — лучшая техника решения проблем на все времена:

  • Когда вы столкнулись с проблемой, примите решение использовать несколько разных подходов.
  • Создайте систематический способ определить, что работает, а что нет.
  • Проанализируйте полученные данные, внесите необходимые изменения и повторите попытку.

Помните, жизнь требует смелых, постоянных экспериментов. Не останавливайтесь. Желаем вам удачи!

Личные качества и навыки

Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Учиться на ошибках — это стратегия

Эми Эдмондсон

Учиться  на ошибках — это стратегия

Нужно извлекать уроки из своих промахов — это аксиома. Тем не менее компаний, которым это удается, наперечет. И дело не в нежелании учиться. Руководители большинства предприятий, за которыми я наблюдала последние 20 лет — а среди них фармацевтические, строительные, телекоммуникационные, финансовые, дизайнерские компании, больницы, даже подразделение NASA, отвечающее за проект многоразового транспортного космического корабля, — искренне стремились помочь своим людям учесть ошибки и сделать выводы на будущее. На анализ причин сбоев они тратят немало времени, но раз за разом я видела, что их старания ни к чему не приводят. И все потому, что у начальства превратное мнение об ошибках.

Руководители, с которыми я беседовала, считают, что неудача — это плохо. К тому же, они уверены, что учиться на ошибках — проще простого: призываешь людей подумать, что они сделали не так, и требуешь больше так не делать. А еще лучше — поручить кому-нибудь проанализировать случившееся, написать отчет и потом раздать его всей организации.

Это — неправильно. Во-первых, неудача — не всегда упущение. И важно различать, где упущение, где неизбежность, а где и полезный урок. Во-вторых, учиться на ошибках совсем не просто. В большинстве компаний не отработан сам прин­цип выявления и разбора неудач, и там плохо понимают, что стратегия предотвращения и ­анализа ошибок должна зависеть от типа производст­венного процесса. Компаниям нужны новые, более совершенные методы анализа, чтобы не обманываться поверхностными выводами («Мы неточно придерживались плана дейст­вий») и не заблуждаться на свой счет («Рынок попросту не дорос до нашего замечательного продукта»). А это значит, что надо отказаться от стереотипных представлений об успехе и усвоить уроки, которые преподносит неудача. Для начала руководителям неплохо было бы понять, чем опасны поиски виноватых.

Поиски козлов отпущения

Очень часто — в представлении большинства семей, организаций и даже народов — понятия «ошибка» и «вина» неотделимы друг от друга. Каждый ребенок в какой-то момент усваивает, что признаться в ошибке значит взять вину на себя. Вот почему так редко в организациях понимают, как важно совершать ошибки и учиться на них, и почему мало где сотрудники не боятся говорить о проблемах.

Я опрашивала руководителей самых разных организаций — и больниц, и инвестиционных банков. Все они пребывают в смятении: да, надо бы относиться к неудачам конструктивно, но ведь нельзя потворствовать наплевательскому отношению к работе. Если не ругать за ошибки, то где гарантия, что нерадивые подчиненные перестанут халтурить?

На самом деле, право на ошибку вовсе не отрицает, как многие думают, высоких стандартов работы. Чтобы понять, почему, изучите врезку «Причины неудач» — вы увидите целый их список.

Ошибки какого рода заслуживают порицания? На первом месте в списке — сознательное нарушение. В этом случае наказание оправдано. А если речь идет о невнимании, то нет. Того, кто не умеет или не хочет добросовестно работать, нужно поставить на место. Но если ошибка была совершена потому, что человек выдохся к концу слишком длинной смены, то виноват не он, а его начальник, утвердивший слишком напряженный график работы. И читая список причин, нам все труднее будет найти «состав преступления». А за неудачу, которой увенчался тщательно подготовленный эксперимент, и вовсе нужно хвалить, ведь она очень многое проясняет.

Когда я прошу руководителей изучить этот список и сказать, сколько сбоев в работе их организаций заслуживают порицания, они обычно говорят — от 2 до 5%. Но когда я формулирую вопрос иначе: за сколько ошибок людей наказывают, они же, помолчав или по­смеявшись, называют другие цифры — 70—90%. А результаты этого самые печальные: многие неудачи не анализируются, и ценные уроки пропадают даром.

Ошибка ошибке рознь

Чтобы избежать «игры» в поиски виноватых и сформулировать действенную стратегию анализа и дальнейшего предотвращения ошибок, нужно понимать причины неудач и особенности производственных процессов. Конечно, сбои могут произойти из-за великого множества факторов, но в принципе ошибки делятся на три большие категории: предотвратимые, связанные со сложностью производст­венных процессов или возникающие в ходе экспериментов.

Предотвратимые ошибки. В эту категорию попадают действительно «плохие» ошибки. Они обычно связаны с нарушением технического регламента в рутинных процессах — на производстве или в сфере услуг. Там, где люди проходят профессиональную подготовку, они строго придерживаются правил. Там, где — нет, ошибки чаще всего случаются из-за разного рода нарушений, невнимания или неумения работать. В подобных случаях легко определить причину и понять, как ее устранить. Например, с помощью инструкций (как рекомендует в своем последнем бестселлере «The Checklist Manifesto: How to Get Things Right» гарвардский хирург Атул Гаванде, который возглавлял группу разработчиков Контрольного перечня вопросов ВОЗ по безопасности хирургических операций). Есть и другой вариант: прочная корпоративная культура вроде той, что существует в компании Toyota. Тут обязательно анализируют даже самые незначительные ошибки и делают ценные выводы, благодаря которым компания постоянно совершенствует рабочие процессы. Как хорошо известно всем, кто изучал опыт Toyota, когда работник сборочного конвейера обнаруживает брак или просто подозревает о его возможности, он должен дернуть шнур «андон» и остановить конвейер для устранения неполадки. Если проблема решается меньше чем за минуту, работа продолжается. Если нужно большего времени — конвейер, несмотря на неизбежные убытки, приостанавливают до тех пор, пока ошибка не будет исправлена.

Неизбежные ошибки в сложных системах. Многие ошибки объясняются непредсказуемостью рабочих процессов. Из-за непредвиденных проблем или человеческого фактора может сложиться ситуация, с какой прежде никто не сталкивался.

В какой очередности оказывать медицинскую помощь пациентам реанимационного отделения больницы? Как во время боя отвечать на действия противника? Как управлять быстрорастущим стартапом? Однозначных ответов на эти вопросы нет — все зависит от конкретных обстоятельств. А в сложных организациях вроде авиакомпаний или АЭС вероятность сбоя системы существует постоянно. Предотвратить серьезные неприятности можно, внедряя самые современные методы обеспечения безопасности и управления рисками, в частности, тщательно анализируя уже случившиеся ошибки. Но все равно мелкие технологические огрехи неизбежны. Считать, что это плохо, значит не только не понимать, как работает сложная система, но и мешать ей. Чтобы избежать крупной аварии, надо выявлять и исправлять мелкие недочеты. Серьезные врачебные ошибки в больницах чаще всего происходят из-за многих мелких, которые остались незамеченными и, наслаиваясь одна на другую, привели к печальным последствиям.

Умные ошибки при разработке инноваций. Неудачи, попадающие в эту категорию, можно с полным на то правом считать «хорошими». Благодаря им организация получает ценную информацию, которая помогает ей обходить конкурентов и обеспечивать себе дальнейший рост. Именно поэтому профессор менеджмента из Университета Дьюка Сим Ситкин называет их умными. Они происходят, когда результаты заранее предсказать нельзя, поскольку никаких аналогов не было и не предвидится и приходится экспериментировать. Изобретение новых лекарств, создание предприятий принципиально нового типа, разработка инновационного продукта, изучение потребительских пристрастий на абсолютно новом рынке — все это задачи, решение которых всегда сопровождается умными ошибками.

В таких случаях обычно говорят, что результат получен путем проб и ошибок, но это неправильно: ведь если речь идет об ошибке, значит, теоретически был известен верный результат. Грамотно ставя эксперименты, первопроходцы быстро совершают «хорошие» ошибки — и избегают глупых, потому что проводят только те эксперименты, которые действительно нужны и только в оправданном масштабе.

Это хорошо понимали руководители дизайнерской фирмы IDEO, когда формулировали концепцию новой услуги — разработку инновационной стратегии. Вместо того чтобы помогать клиентам придумывать новые продукты в рамках уже существующего ассортимента, а это в IDEO умеют делать блистательно, решено было сосредоточиться на создании новых линеек товаров — и тем самым изменить стратегический курс компании. Понимая, что опыта в новом деле еще нет, IDEO поначалу взялась за небольшой проект для фирмы, производящей матрасы, не объявляя публично о запуске нового предприятия.

Проект не удался (клиент не изменил свою товарную стратегию), однако IDEO сделала выводы. В частности, в команду, которой предстояло разрабатывать инновационную стратегию, набрали людей со степенью МВА, способных помогать заказчикам создавать новые предприятия, и стали приглашать менеджеров из фирм-клиентов. Сейчас новая услуга приносит IDEO более трети ее доходов.

Если вы признаете, что сбои в сложных системах и умные ошибки при создании инноваций неизбежны, это вовсе не означает, что вы снижаете планку. Готовность к неудачам вообще важна для любой организации, желающей учиться на ошибках. Но как бы то ни было, неудачи все равно неприятны людям, и от руководителей во многом зависит, сможет ли организация преодолеть этот психологический стереотип.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Создать организацию, в которой не принято ­искать виноватых, в которой люди не боятся ошибаться, а сами стараются выявлять недочеты и делать выводы, под силу только руководителям (см. врезку «Роль руководителя в создании психологически безопасной среды»). От них зависит, будет ли людей в случае сбоя интересовать суть случившегося, а не то, «кто это сделал». Поэтому важно постоянно фиксировать ошибки, мелкие и крупные, их анализировать и экспериментировать. Руководители должны правильно настраивать людей, объясняя им суть их работы.

Например, напоминать исследователям: «Мы занимаемся инновациями, поэтому чем быстрее понаделаем ошибок, тем раньше получим нужный результат». Как я выяснила, начальники обычно не понимают значимость этого неочевидного, но важного момента или недооценивают его. К тому же ошибка ошибке рознь, все зависит от конкретных условий. Скажем, статистический контроль, при котором анализ данных используется для оценки произвольных дисперсий, не годится для выявления и устранения случайных, незаметных сбоев вроде ошибок в ПО. При разработке инновационной продукции от него тоже пользы не будет. И хотя большие ученые интуитивно разделяют правило, сформулированное IDEO — «Чаще ошибайся, чтобы быстрее добиться успеха», — вряд ли оно приведет к успеху производственное предприятие. Как правило, работа предприятия выстроена преимущественно по одному типу, и это определяет отношение к неудаче.

Допустим, для автомобилестроительных компаний с их предсказуемыми, однотипными производственными операциями, ошибки — это то, что можно и нужно предотвращать. Но деятельность большинства организаций бывает разной по своей природе: это и рутинные операции, и работа сложных систем, и создание инноваций. Важно, чтобы отношение к ошибкам соответствовало типу работы. Все организации извлекают уроки из неудач, выявляя и анализируя их, а также проводя эксперименты.

Выявление ошибок

Серьезные ошибки, чреватые тяжелыми по­следствиями и большими издержками, заметить нетрудно. Но во многих организациях скрывают любые ошибки и до последнего пытаются утаить шило в мешке. На самом деле важно обнаружить сбой как можно раньше, пока он не привел к катастрофе. В сентябре 2006 года Алан Малалли возглавил Ford, куда перешел из компании Boeing. Вскоре он ввел новую схему выявления ошибок, потребовав от руководителей вставлять в свои доклады цветные метки: зеленые — если все хорошо, желтые — если есть тревожные симптомы, красные — если очень опасные; так делают во многих организациях.

Как рассказывается в статье журнала Fortune (2009), на первых совещаниях все менеджеры, к неудовольствию Малалли, появлялись с «зелеными» отчетами. Малалли напомнил подчиненным, что в прошлом году компания потеряла несколько миллиардов долларов, и прямо спросил: «Что, разве у нас все в порядке?» Тогда один из руководителей все же рискнул прийти с желтым отчетом: в нем говорилось о серьезном дефекте продукта, из-за которого, вероятно, начало серийного выпуска пришлось бы отложить. Воцарилась мертвая тишина. Малалли зааплодировал. После этого все стали приходить с «цветными» отчетами.

Эта история иллюстрирует всеобщую проблему: способов выявления ошибок настоящего и будущего множество, но их почти не применяют. Что касается ошибок текущей работы, то самые известные методы обнаружения недочетов — комплексное управление качеством и опросы покупателей. Методика HRO (High-reliability-organization, организация, которой удается избегать катастроф и аварий, обычных в отрасли из-за факторов риска или сложности бизнеса) позволяет предотвращать опасные сбои в сложных системах вроде АЭС благодаря ранней диагностике. В этом смысле образцом служит Electicite de France, которая эксплуатирует 58 АЭС: ее предприятия не просто соблюдают нормативные требования и дотошно выискивают в своей работе малейшие отклонения от нормы, но также немедленно и тщательно расследуют любые сбои и информируют о них остальные АЭС. Подобные методики применяют редко: мало кому, включая руководителей самого высокого уровня, хватает духа сообщить дурные вести начальникам и коллегам.

Один топ-­менеджер крупной компании, производившей товары массового спроса, очень сомневался в целесообразности поглощения конкурента. Однако в состав руководства его включили, когда сделка уже готовилась. Чувствуя себя новичком, этот человек молчал, когда остальные топ-менеджеры с энтузиазмом обсуждали предстоящее приобретение. Много месяцев спустя, когда уже все понимали, что поглощение не оправдало ожиданий, руководство собралось обсудить, почему все повернулось таким неприятным образом. Каждый присутствовавший рассуждал о своем «вкладе» в провал. Новичок извинился перед всеми за молчание, объяснив, что, видя всеобщее воодушевление, не хотел «испортить песню». Изучая врачебные ошибки и прочие сбои в работе больниц, я обнаружила, что в одних отделениях медсестры с большей готовно­стью говорят о них, чем в других. Оказалось, дело было в руководителях среднего звена: в том, как эти люди реагировали на ошибки, поощряли их открытое обсуждение или нет, как отвечали на вопросы подчиненных, как держались — скромно или вызывающе, проявляли ли интерес к проблеме. Ту же картину я наблюдала и в других организациях.

Яркий пример (я изучала его больше двух лет) — взрыв космического челнока Columbia в 2003 году и гибель семи астронавтов (см. статью Майкла Роберто, Ричарда Бомера, Эми Эдмондсон «Опасность поджидает за углом» в «HBR — Россия» за декабрь 2006 года). Тогда во время старта от внешнего топливного бака корабля откололся кусок изоляционного по­крытия. Видеокамеры зафиксировали, как он ударил по левому крылу шаттла. На этом месте образовалась трещина. Когда спустя 16 дней шаттл вошел в плотные слои атмосферы, в трещину попал газ, что привело к взрыву. На протяжении двух недель руководители NASA уверяли, что ничего страшного не произошло. Они не отвечали инженерам, которые требовали прояснить ситуацию — сфотографировать шаттл со спутника или поручить астронавтам выйти в открытый космос и проверить повреждение. В результате до самой катастрофы никто ничего не предпринимал. По иронии судьбы руководители проекта единодушно, хотя и необоснованно считали, что от них мало что зависит, и отчасти поэтому не сумели выявить сбой. Как показал анализ уже свершившейся катастрофы, ее можно было бы предотвратить. И очевидно, что по вине руководства в NASA не было соответствующих правил и процедур. Эта история учит, как важно объяснить всем в организации, когда нужно сообщать о провале эксперимента. Человеку свойственно надеяться на лучшее и стараться любой ценой избежать поражения, а корпоративная вертикаль власти только усиливает эти настроения, из-за чего организации не умеют правильно работать с ошибками. Поэтому и неудачные исследования порой финансируются намного дольше, чем следовало бы с научной и экономической точек зрения. Мы сорим деньгами, рассчитывая на чудо.

Пусть даже сами инженеры или ученые чувствуют, что проект обречен, но на то, чтобы официально признать проект провальным, иногда уходят месяцы. Опять-таки способ «лечения» — дешевый и не требующий много времени — известен: надо перестать воспринимать неудачу как крах и позор. Инновационная фармацевтическая корпорация Eli Lilly, например, с начала 1990-х проводит «вечеринки неудачников» — в честь грамотных, качественных научных экспериментов, которые не привели к положительным результатам. Вечеринки обходятся недорого, а вот повторное использование ценных ресурсов, особенно ученых, в новых проектах, причем не когда-нибудь потом, а в скором времени, может сэкономить сотни тысяч долларов, не говоря уже о том, что это приближает новые открытия.

Анализ ошибок

Когда ошибка выявлена, важно докопаться до ее истоков, не довольствуясь очевидными, поверхностными объяснениями. Это предполагает целенаправленную работу — еще лучше, если есть горячее желание найти ответы на все вопросы, — поскольку предстоит сложный анализ. Иначе нельзя гарантировать, что сделаны правильные выводы и применены все средства для устранения ошибки. Задача руководителей — следить за тем, чтобы организация не просто могла бы идти дальше, пережив неудачу, но и многому научилась благодаря ей. Почему работу над ошибками часто делают халтурно? Потому что это неприятно — копаться в своих неудачах, это бьет по самолюбию. Когда люди предоставлены сами себе, они предпочитают побыстрее поставить галочку или вовсе не проводить анализ. Кроме того, эта работа требует тщательного расследования, гласности, терпения, признания того, что одно и то же явление можно трактовать по-разному.

А менеджеры привыкают демонстрировать решительность, эффективность и активность — их хвалят и награждают именно за это, а не за то, чтобы они тщательно обдумывали каждый свой шаг. Вот почему так важна общая культура. Проблема, о которой мы говорим, не только эмоционального, но и когнитивного свойст­ва.

Все мы невольно обращаем внимание на информацию, которая укрепляет нас в нашем мнении, а не опровергает его. А когда мы ошибаемся сами, то невольно преуменьшаем свою ответст­венность и виним во всем обстоятельст­ва. Когда же мы разбираем чужие провалы, то поступаем наоборот. Нам всем свойственно видеть соринку в чужом глазу. По данным моего исследования, ошибки чаще всего анализируют довольно поверхност­но даже в таких организациях, как больницы, где цена ошибки — человеческая жизнь. Редко где систематически разбирают врачебные ошибки или нарушения процесса лечения ради серьезных выводов. В ноябре 2010 года New England Journal of Medicine опубликовал статью об исследовании, проводившемся в больницах Северной Каролины. Оно показало: хотя становится все более очевидно, что тысячи смертей ежегодно происходят вследствие врачебных ошибок, лечение не стало безопаснее.

К счастью, есть блистательные исключения из этого правила, и они позволяют надеяться на то, что организации способны учиться на собственных ошибках. Есть Intermountain Healthcare, система из 23 больниц, которые обслуживают штат Юта и юго-восточную часть штата Айдахо. Там все отклонения от медицинских стандартов постоянно фиксируют и анализируют ради совершенствования этих стандартов. Врачам нравится это, потому что они могут отступать от протокола, если это действительно обеспечивает хороший результат, и обсуждать новые методы с коллегами.

Сделать так, чтобы люди не довольствовались объяснениями первого уровня (несоблюдение правил), а пытались докопаться до причин второго и третьего порядка, непросто. Этого можно добиться, например, создавая междисциплинарные группы из специалистов разных профессий, которые по-разному смотрят на вещи. Ошибки, истоки которых обнаружить особенно трудно, обычно возникают в результате множества событий, происшедших в разных подразделениях или на разных уровнях организации. Понять, что именно случилось и как не допустить подобного в будущем, можно, только подробно и всем коллективом обсуждая и анализируя ошибки.

Случившееся с Columbia несколько месяцев изучали ведущие физики, инженеры, специалисты в области авиации, представители командования ВВС и даже астронавты. Они убедительно сформулировали причину не только первого порядка — при запуске отколовшийся кусок изоляционного покрытия повредил переднюю кромку левого крыла шаттла, — но и второго. Они выяснили, что из-за жесткой иерархической системы и маниакального стремления руководства NASA соблюдать сроки инженерам всегда было очень трудно довести до сведения начальников информацию о сбоях, кроме самых вопиющих.

Поощрение экспериментов

Есть еще одно, третье, важное условие для того, чтобы организация училась на ошибках: нужно совершать их стратегически — в нужное время и в нужном месте, то есть по ходу подготовленных экспериментов. Ученые знают, что 70% опытов, а в некоторых фундаментальных науках и того больше, оканчиваются неудачей, хотя в конце концов их исследования увенчиваются успехом. Как они с этим живут? Прежде всего, ученые знают, что в науке ошибки — не случайность, а неотъемлемая часть работы. Во-вторых, они лучше всех понимают, что неудача может многому научить, а потому и тут надо обогнать конкурентов.

В противоположность им руководители, отвечающие за испытание нового товара или услуги (это — классический пример экспериментирования в бизнесе), как правило, с самого начала всеми силами стараются доказать, что все идет идеально. Но жажда успеха играет с ними злую шутку: сбои начинаются при запуске серийного производства. Очень часто пилотные проекты проводятся в искусственных условиях, далеких от действительности.

И получается, что эксперимент не выявляет недоработок. Когда только появилась технология DSL (цифровых абонентских линий), крупная телекоммуникационная компания, которую условно я назову Telco, без предварительной подготовки перешла на нее в больших городах — и загнала себя в тупик. Она не успевала обслуживать 75% абонентов. Люди нервничали, а в компании даже не отвечали на их звонки. Сотрудники недоумевали: как такое могло случиться с компанией, которая всегда славилась высоким качеством работы и которой всегда доверяли клиенты? Руководителей Telco ввело в заблуждение то обстоятельство, что небольшой пилотный проект, обкатанный в пригородах, прошел очень успешно. Но они не учли, что он проводился в условиях, сильно отличающихся от реальных. Для работы в проекте компания отобрала самых опытных и внешне самых представительных сотрудников, и охватывал он образованных, технически подкованных клиентов.

Но в городах совершенно новую технологию предложили людям с разным уровнем технической грамотности, у которых дома стояли разные компьютеры. Обслуживать таких потребителей оказалось гораздо труднее, и представить себе подобные проблемы Telco не могла до начала продаж. Конечно, нужно было бы обкатывать новую технологию иначе: с ограниченной, как в реальной жизни, технической поддержкой, на неискушенных пользователях — владельцах не самых современных компьютеров. Но тогда у пилотного проекта должна быть другая цель — не доказать, что в идеальных условиях все пойдет как по маслу, а выявить потенциальные риски (см. врезку «Планирование умных ошибок»). Конечно же, руководители проекта должны были бы заранее знать, чего от них ждут — успеха или быстрых умных ошибок.

Подводя итоги, замечу, что компании особой породы не просто выявляют и анализируют сбои, но еще планируют умные ошибки с одной очевидной целью: попробовать что-то новое и чему-то научиться. Это не значит, что руководителям таких организаций нравятся неудачи. Но они понимают, что опытов без ошибок не бывает. И еще они знают, что незачем проводить масштабные дорогие эксперименты, ведь обычно можно обойтись небольшим пилотным проектом, пробной обкаткой технологии или имитационной модели.

ЕСЛИ ВЫ не хотите, чтобы в вашей организации скрывали проблемы и чтобы в ней создавалась «питательная среда» для разного рода провалов, нужно научиться признавать свои и чужие недостатки, а это потребует от вас мужества. Надо сделать все, чтобы подчиненные не боялись говорить о проблемах, а вы не осуждали бы их за неудачи, огульно обвиняя людей в непрофессионализме. Гораздо чаще, чем мы думаем, ошибки возникают из-за сбоев в сложных системах, а если в организации не принято вести диалог, то она лишает себя возможности делать выводы и совершенствоваться. Опытные руководители знают, что нельзя жест­ко реагировать на ошибки. Ведь понять истинные причины сбоя и устранить их может только тот, кто умеет их анализировать. Но менеджеры, с которыми я имела дело в ходе своей исследовательской, преподавательской и консультативной работы, очень боятся, что терпимость к ошибкам может привести к халатности в работе и тогда неудач будет еще больше. Надо выкинуть из головы эту идею, что ошибки — это всегда плохо, и признать их неизбежность в работе современных сложных организаций. Успех ждет тех, кто обнаружит проблему, устранит ее и раньше всех сделает выводы. Тем же, кто только ищет козлов отпущения, рассчитывать не на что.

Причины неудач

Об авторе

Эми Эдмондсон
(Amy C. Edmondson) — профессор лидерства и менеджмента в Гарвардской школе бизнеса, автор книги «The Fearless Organization» (Wiley, 2019).

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи

Предложения со словосочетанием «учиться на своих ошибках»

Общепринято разумные люди учатся на своих ошибках, либо на ошибках других, осознавая причины и следствия действий, приводящих к нежелательному результату.

Немаловажно и то, что супруги умели учиться на своих ошибках.

Говорят, что умные учатся на своих ошибках, а мудрые – на ошибках других.

Поведенческое интервью не отрицает, что люди могут учиться на своих ошибках и изменять своё поведение.

Стараясь учиться на своих ошибках, мы нашли то, что искали, после многих попыток и неудач.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: пруженный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Именно способность учиться на своих ошибках отличает успешный стартап от тех, что исчезли без следа.

Зачем учиться на своих ошибках, зачем набивать шишки, зачем наступать на грабли, если кто-то это уже сделал за тебя?

Для большинства из нас данная фаза является вызовом, поскольку многие люди считают, что учиться на своих ошибках нелегко!

Но гораздо продуктивнее учиться на своих ошибках, чем на удачах.

Недаром говорят: «Дурак учится на своих ошибках, мудрец – на чужих».

Просто «иваны» стали слишком быстро учиться на своих ошибках.

Если вы окажетесь настойчивым достаточно долгое время и будете учиться на своих ошибках, вскоре вы станете повелителем своей среды.

Рациональность особенно важна в контексте того, как участники рынка формируют ожидания, где подразумевается, что их прогнозы не должны постоянно быть предвзятыми в каком-либо направлении, что прогнозисты должны учиться на своих ошибках, и что прогнозы не должны подвергаться усовершенствованиям, с учётом имеющейся в наличии информации.

Но автолюбителю учиться на своих ошибках – значит терять время и деньги (автоошибки обходятся довольно недёшево).

Мы непрерывно учимся на своих ошибках.

Порой учился на своих ошибках, порой – на чужих.

Система учится на своих ошибках и корректирует наборы признаков, позволяющие отличать котов от собак.

– Естественно. Но он должен учиться на своих ошибках. Сколько партий теста он уже испортил? А что уже говорить о твоихпланах!

Больше всего оно влияет на человека в юные годы, когда нужно учиться на своих ошибках и прислушиваться к критике.

Опыт помогает принимать правильные решения, только если у человека было достаточно быстрой обратной связи, то есть возможности учиться на своих ошибках.

Глупый учится на своих ошибках, умный – на чужих, а мудрый их просто не допускает!

Человеку свойственно учиться на своих ошибках, и это называется опытом.

К счастью, мы также способны учиться на своих ошибках – и всё же, учитывая, насколько часто наши решения бывают неверными, по-настоящему удивительно то, насколько редко они приводят к катастрофам.

Трудно учиться на своих ошибках, если не смотреть внутрь себя, на истинные причины этих ошибок.

Вся компания как ребёнок, который хорошо учится на своих ошибках и прилежно слушает советы наставников.

Вы открыты новым технологиям, умеете находить свежие, нестандартные решения и не стесняетесь учиться на своих ошибках.

Родитель в горячности своей любви забывает, что молодые учатся на своих ошибках, что в молодости также на ошибках учился, никого не слушая.

Лучшие организации учатся на своих ошибках и успехах, а затем систематически используют полученные уроки, чтобы стать лучше.

Великие компании и лидеры учатся на своих ошибках и успехах, а затем используют полученные уроки, чтобы стать ещё лучше.

Кто-то утверждает, что сам факт написания этой книги доказывает, что я недостаточно посрамлён, что я не сделал выводов и не усвоил урока, а то и вовсе принципиально отказываюсь учиться на своих ошибках.

Ребёнок учится на своих ошибках, если его ошибки вызывают отрицательные последствия.

Мы с братом учимся на своих ошибках и надеемся сделать это состязание последним.

В итоге, вам придётся учиться на своих ошибках, рискуя натворить немало зла и скорее всего никогда не узнать ответ.

Печальные истории подобных сокращений юридического отдела, бухгалтерии или службы ремонта оборудования известны и некоторые даже попали в книги и учебники, но люди предпочитают учиться на своих ошибках, повторяя чужие.

Для этого требовался не только здравый ум и крепкая память, но и обширные знания, чудовищная работоспособность, умение учиться на своих ошибках, несгибаемая воля, мужество принимать смелые решения в сложнейших ситуациях, вера в своё правое дело…

Мы всегда учимся на своих ошибках.

Ретро заставляет учиться на своих ошибках.

Она должна учиться на своих ошибках.

Очень редко учимся на своих ошибках, ещё реже пытаемся их исправлять.

А тот, кто способен учиться на своих ошибках и обратить совершенные действия себе на пользу, заслуживает уважения.

Но, думаю, оно им вряд ли будет полезным, потому что человек устроен так, что он привык учиться на своих ошибках.

Если верно, что человечество учится на своих ошибках, нас ожидает блестящее будущее.

Случалось ли мне когда-нибудь учиться на своих ошибках?

Мы упускаем шанс учиться на своих ошибках.

Мама сказала, что у меня талант учиться на своих ошибках и что на этой я тоже чему-то научусь.

Ассоциации к слову «учиться»

Ассоциации к слову «ошибка»

Синонимы к словосочетанию «учиться на своих ошибках»

Сочетаемость слова «ошибка»

  • большая ошибка
    роковая ошибка
    подобная ошибка
  • ошибки прошлого
    ошибка природы
    ошибки молодости
  • исправление ошибок
    множество ошибок
    цена ошибки
  • ошибка вышла
    ошибки случаются
    ошибка произошла
  • совершать ошибку
    допустить ошибку
    исправить ошибку
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «учиться»

  • УЧИ́ТЬСЯ, учу́сь, у́чишься; прич. наст. уча́щийся; несов. 1. (сов. выучиться и научиться). Усваивать, приобретать какие-л. знания, навыки. Учиться музыке. Учиться английскому языку. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова УЧИТЬСЯ

Значение слова «ошибка»

  • ОШИ́БКА, -и, род. мн.бок, дат.бкам, ж. 1. Неправильность в какой-л. работе, вычислении, написании и т. п. Допустить ошибку. Грамматическая ошибка. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ОШИБКА

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

УЧИ́ТЬСЯ, учу́сь, у́чишься; прич. наст. уча́щийся; несов. 1. (сов. выучиться и научиться). Усваивать, приобретать какие-л. знания, навыки. Учиться музыке. Учиться английскому языку.

Все значения слова «учиться»

ОШИ́БКА, -и, род. мн.бок, дат.бкам, ж. 1. Неправильность в какой-л. работе, вычислении, написании и т. п. Допустить ошибку. Грамматическая ошибка.

Все значения слова «ошибка»

  • собственная ошибка
  • учиться на чужих ошибках
  • признавать свои ошибки
  • исправлять свою ошибку
  • совершать ошибки
  • (ещё синонимы…)
  • школа
  • академия
  • курсы
  • заниматься
  • учитель
  • (ещё ассоциации…)
  • ошибаться
  • ошибочность
  • неправильно
  • промах
  • опечатка
  • (ещё ассоциации…)
  • дети учатся
  • люди учатся
  • учиться в школе
  • учиться у кого-либо
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • большая ошибка
  • ошибки прошлого
  • исправление ошибок
  • ошибка вышла
  • совершать ошибку
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «учиться»
  • Разбор по составу слова «ошибка»
  • Как правильно пишется слово «учиться»
  • Как правильно пишется слово «ошибка»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Будничная работа речевая ошибка
  • Будете работа над ошибками
  • Будет месяц май и будет путь домой ошибка
  • Будет ли продолжение сериала мистер ошибка турецкий сериал
  • Будерус логомакс u044 24k ошибки