Боюсь совершить ошибку на работе

«Бояться глупо» — знаменитая фраза из фильма «Достучаться до небес» не имеет подтверждения статистикой. Например, в США 75% компаний закрываются в первые 10 лет, одна из причин, по словам экспертов, — боязнь неудачи владельцев бизнеса.

Недавний опрос работающих жителей России также показал, что страх ошибок вгоняет людей в стресс и вызывает стойкую неприязнь к работе. Эту тему мы решили подробнее разобрать с руководителем центра позитивной психологии «Фонарь» Вадимом Самылиным.

Страх — это врожденная эмоция

Страх — нормальная, типичная для человека эмоция. В повседневной жизни работает как функция самосохранения и, после тревоги, это единственное, что позволяет нам выживать, разрабатывать технологические решения и расширять круг знакомств. 

Источник этой эмоции — базовая потребность человека в безопасности. Следовательно, риск возникновения препятствий реализации этой потребности — есть угроза, ну а ошибка — главный «кирпичик». Чем кирпичиков больше, тем больше человек чувствует себя нереализованным, несостоявшимся, что приводит к социальной изоляции.

Вы наверняка встречали среди своих коллег или знакомых тех, кого снисходительно называют «тихоня». Человек не проявляет инициативы, не высказывает идей, не испытывает идентичности с компанией и командой, не участвует в корпоративных движах и, кажется, что все его устраивает. В большинстве случаев такие персонажи просто боятся показаться неуместными, неумными, непрофессиональными. Но бороться с этим можно и нужно.

Как самостоятельно побороть страх ошибок

Дайте себе право на ошибку

Совет психолога: любая ошибка — опыт, ступенька для роста. А для того чтобы прыгнуть, надо присесть. Нельзя знать все и сразу, поэтому не будьте строги к собственным промахам, учитесь! Один раз запнулись, в другой раз выше поднимите ногу.

Совет управленца: когда в «Инфомаксимум» появился отдел PR мы поставили цель нанять универсалов. Продвижение высокоинтеллектуальных IT-решений — задача непростая, а в период масштабирования нам нужно было параллельно перекрывать направление HR, работать над формированием внутренней политики компании. Поэтому два человека с опытом в смежных с PR отраслях начали работу с нуля. 

Боялись? Да. Первое время согласовывали каждый шаг, каждую запятую и созвон с редакциями. Ошибались? Да. Огромный поток информации о продуктах, который надо переварить, планерки, совещания, работа с командой и внешние коммуникации.

Ошибки были некритичные, но вводили сотрудников в ступор. Тут очень важна поддержка управленцев, которые в начале своей карьеры тоже оступались и нарабатывали профессиональную мудрость и хватку. 

Что помогло: деликатный разбор ошибок в формате обмена опытом. Помощь в построении модели продвижения, составлении плана. Кроме того, важно хвалить за успехи. Это мотивирует. Сейчас отдел работает в штатном режиме, инициирует благотворительные акции, внутрикорпоративный движ, работу со СМИ и сотрудничество с вузами.

Не делайте то, что не умеете

Совет психолога: знание своих границ компетенций — важная штука в формировании здравого отношения к ошибкам и их принятию. Иными словами, не берите на себя слишком много, если не хватает знаний. 

Умейте сказать, что не готовы, и вам требуется помощь. Или сначала прокачивайте скилл, а потом показывайте класс. Начинайте с решения новых, но легких задач, это важно для позитивного опыта. Составляйте план и двигайтесь к намеченной цели поэтапно.

Совет управленца: мы не рождаемся с базой знаний, поэтому не стоит бояться ошибиться. Мне кажется, я родился программистом. Первый рабочий код написал еще в школе, а вот быть управленцем, стратегом, бизнесменом пришлось учиться. Перед тем как получилось вывести на рынок коммерчески успешный продукт, было три менее удачных проекта, которые пришлось закрыть. Все из-за недостатка знаний и опыта. 

Здесь главное не опускать руки и быть готовыми пополнять базу своих знаний ежедневно, ежечасно. Запомните простую формулу: ошибка = опыт = ступенька вверх. 

Знайте врага в лицо

Совет психолога: поиграйте в писателя, ученого, исследователя. Возьмите лист бумаги, напишите все, что касается вашей ошибки. Как случилась, при каких обстоятельствах, что ей предшествовало? После этого проанализируйте написанное и попробуйте структурировать.

Это необходимо для того, чтобы научиться разбирать критические ситуации, мыслить практично и избегать повторения сценария. 

Совет управленца: признавать свои ошибки — сложно. Но важно. Каждый закрытый IT-проект — для меня урок. Помню, как создали и выпустили систему планирования проектов, казалось, что она выстрелит и всем нужна. Вроде бы и книжки про Customer Development уже были, но вера в себя в тот момент была сильнее здравого смысла. Проект пришлось закрыть. Мы недооценили конкурентов, поздно занялись продвижением и маркетингом. В последующем учли свои же «косяки» и к следующему релизу были во всеоружии, что позволило выйти из тени и завоевать свою аудиторию. 

Работайте с самооценкой

Совет психолога: это про самоэффективность и доверие себе. Как только примете себя со всеми достоинствами и недостатками, будет в разы проще делать что-то новое. Вы же не можете повлиять на то, что у вас размер ноги 45, а хотелось бы 38. Поэтому, если вам что-то не по силам сейчас, меняйтесь и учитесь. Но в случае, если шаг к новому воспринимается как насилие над личностью, успокойтесь и делайте то, что умеете. Слышали же истории, что мама и папа заставили поступить на математический, а ребенок оказался гениальным артистом? Так это и работает, примите себя.

Совет управленца: у нас был момент, когда были открыты сразу несколько вакансий: тестировщик, PHP-разработчик и помощник проектного менеджера. Пришла совсем юная девушка на собеседование и, удивительно, подходит на все вакантные места по комплексу знаний и умений. А главное, сама не могла ответить на вопрос: каково ее призвание?

Для любого работодателя человек-оркестр — ценный кадр, который сможет перехватить направления в случае крайней необходимости, но для меня было важным создать комфортные условия. Чтобы человек мог развиваться в конкретном направлении и стать асом. Поэтому мы протестировали знания и рекомендовали пойти в помощники проектного менеджера. Девушка прислушалась, обучилась азам, сейчас успешно работает и, главное, ей нравится. Но если вас некому направить, подумайте сами, в какой области вы в большей степени сможете проявить себя?

Откажитесь от «синдрома Бога»

Совет психолога: понимание того, что окружающий мир — совсем не такой, каким мы его представляем, поможет ориентироваться в его неопределенности и более здраво понимать, что «карта не есть территория» (А. Коржибски).

Случиться может все что угодно, независимо от ваших ожиданий, действий или противодействий. Даже если был план, мало ли что его может нарушить. Этот факт надо просто принять.

Совет управленца: на практике это работает так — приезжаете на встречу подготовленный, теоретически отработали все возможные возражения, отрепетировали речь, даже галстук в цвет костюму подобрали. А встречу отменили, новую не назначили. Что делать? Принять факт, быть терпеливее, свыкнуться с мыслью, что в жизни бывают обстоятельства, которые нельзя спланировать. Как отмену рейса по погодным условиям или поломку машины по пути на ЖД-вокзал. 

Просите помощи

Совет психолога: у коллег, друзей, специалистов в области, где работаете. За спрос денег не берут, это во-первых. А за рвение выучить материал и прокачать скиллы еще и похвалят.

Совет управленца: преодолеть порог смущения и подойти с вопросом иногда действительно непросто. Поэтому в «Инфомаксимум» отработана система наставничества. Она подразумевает плавное вхождение в команду. Ментор есть у всех, кто только переступил порог офиса. Зачем? Для вопросов, не только по «внутренней кухне», но и о профессиональной деятельности. У нас есть база знаний в Confluence, где вся информация о продуктах, конкурентах, исследования рынка. И все члены команды открыты к общению, иначе нельзя. Поэтому советую не стесняться, ведь специалистом становится тот, кто учится.

Кроме того, не стоит игнорировать онлайн-тренинги и общение с профессионалами в той сфере, где вы хотите развиваться или уже работаете. Общение мотивирует и снимает блоки. А если страх ошибок мешает не только развиваться в профессиональной сфере, но и снижает качество повседневной жизни, лучше обратиться к психологу. 

Как получить максимум

  1. Бояться ошибок — нормально, научитесь не ругать себя за ошибки и принимать их как ступеньку к успеху.
  2. Выбирайте дело по душе! История знает много примеров, когда люди бросали хорошую работу за большие деньги ради разведения коров, например. Поэтому выберите направление, в котором вам реально интересно развиваться. Тогда ошибки будут восприниматься как этап обучения.
  3. Объективно оценивайте свои возможности. Это как с историей про велосипед — не умеете? Учитесь. И нет гарантии, что в процессе удастся избежать обидных падений. Чтобы развиваться, надо понимать, каких еще навыков не хватает для достижения профессионального счастья.
  4. Фиксируйте ошибки и разбирайте. Заведите дневник, блог, пишите и ищите ответы на вопросы: что стало причиной неудачи? Если их было несколько, что объединяло? А потом исключайте каждый фактор и будьте терпеливыми.
  5. Примите себя, уважайте свои знания и умения. В IT, медицине, педагогике и других профессиях надо постоянно держать руку на пульсе и учиться. Нельзя знать все и всегда. Не принижайте свои, уже имеющиеся скиллы, они — база для роста.
  6. Не стесняйтесь просить помощи. Адекватных и готовых делиться знаниями людей больше, чем тех, кто проигнорирует просьбу. Общайтесь с профессионалами в сети, ищите тематические паблики, будьте смелее.
  7. Помните, что бывают ситуации, которые от вас не зависят. Если вы сделали все со своей стороны, но вмешались обстоятельства непреодолимой силы, не паникуйте. Это ничего не изменит. На будущее имейте план «Б».

И никогда не сдавайтесь. Удача любит смелых.

Добавить в «Нужное»

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 12 января 2020 г.

Содержание журнала № 2 за 2020 г.

В условиях большой загрузки у бухгалтеров возникает ощущение, что ничего не успеваешь. Это чревато ошибками, а ведь каждая ошибка имеет свою цену. Особенно когда отвечаешь не только за себя, но и за своих сотрудников. Как в таком режиме работы относиться к допущенным ошибкам спокойно?

Как перестать переживать из-за ошибок

Шаг 1. Справляемся с эмоциями

Понаблюдайте за собой: что вы чувствуете, когда узнали о своей ошибке? Как правило, поток мыслей накрывает словно волной: «Как я могла такое сделать! Почему пропустила?»

А если ошибку допустил подчиненный вам сотрудник? Сколько всего «интересного» хочется ему сказать!

С одной стороны, важно не копить негатив в себе. А с другой стороны, если начать ругать и обвинять себя или работника, за которого вы отвечаете, можно на пару часов застрять в состоянии раздражения, негодования, недовольства. И будьте уверены, в следующий раз после разговора на повышенных тонах провинившийся сотрудник будет долго готовиться к разговору, прежде чем сообщить вам об ошибке, и время будет упущено.

Прежде чем начать выяснять, кто виноват и что делать, нужно переключиться из состояния напряжения, тревожности и недовольства в состояние, когда вы готовы принимать взвешенные решения. Задайте себе вопросы. А какая у меня сейчас цель? Когда ругаю себя или сотрудника, это поможет исправить ошибку?

Слушайте себя. Восстановите дыхание — три медленных и глубоких вдоха и выдоха. Расправьте плечи, можно помассировать скулы, чтобы снять напряжение и скованность в теле. Все вместе займет минуту вашего времени. Улыбка — и можно переходить к разговору.

Почему эмоции мешают? В моей практике был период работы с руководителем, который за секунду мог вспыхнуть из-за пропущенной запятой. Эта вспышка задевала и провинившегося сотрудника, и находящихся рядом коллег. Когда руководитель кричит, единственное желание — чтобы прекратились претензии, обвинения и наступила тишина. В итоге — страх ошибки, обида на руководителя, желание сменить работу. Причем не только у бухгалтера, который допустил ошибку, но и у всех сотрудников в отделе. Как минимум два человека идут пить валериану, а желание сделать выводы и исключить такую ошибку в будущем у сотрудника не возникает.

Поэтому сначала выдыхаем, разбираемся с эмоциями и определяем цель дальнейших действий.

Шаг 2. Сообщаем об ошибке всем, кому нужно сообщить

Бухгалтер, как правило, видит последствия своей ошибки только для себя. Главный бухгалтер и директор видят картину в целом и оценивают последствия в масштабах компании. Поэтому важно узнать о случившемся оперативно.

В практике рекомендую использовать правило 15 минут. Это время, в течение которого бухгалтер должен сообщить главному бухгалтеру о найденной ошибке. А главный бухгалтер, в свою очередь, сообщает директору, если ошибка влияет на деятельность компании.

Это даст возможность оперативно решить проблему, привлечь дополнительные ресурсы и укрепить доверие со стороны директора. При такой схеме проблемы решаются, а не замалчиваются.

Все допускают ошибки. Научитесь говорить об этом без чувства вины. Чувство вины возникает, когда бухгалтер не готов отвечать за последствия своих действий.

Если вы готовы, спросите себя, поможет ли чувство вины решить вопрос. Обычно ответ — нет. Ищите варианты, как исправить ошибку.

И сообщайте об ошибке вместе с решением. Это важно! Не просто покаяться и «передать» своему руководителю проблему, а сразу принести ему решение и рассказать, что готовы сделать или уже сделали для исправления ситуации.

Приведу еще один пример из практики. Я не отправила декларацию по налогу на имущество в срок. Она была последняя в плане, да еще и с нулевым налогом. А отчетный период — напряженный и перегруженный по задачам. Ошибку обнаружила через 2 дня после окончания отчетного периода. В первую очередь проверила, какие штрафы ожидают компанию. Затем написала директору письмо о том, что декларацию не отправила, что моя ошибка будет стоить столько-то и я готова возместить ущерб компании. Через несколько минут после отправки письма позвонила ему по телефону и рассказала то же самое, что написала в письме. Руководитель выслушал и спокойно ответил: «Ок».

Итог:

неприятно — да;

слезы помогут в решении вопроса — нет;

ошибка оценена — да;

ошибку признаю и знаю, как исправить, — да;

директор извещен и получена обратная связь от него — да.

Весь процесс занял 10 минут. Хотя раньше могла переживать не один день, готовиться к разговору, подбирать слова и оттягивать момент общения, потому что страшно. Разговор все равно состоится, и лучше, если совершивший ошибку начнет его первым.

Шаг 3. Фиксируем опыт

Важно разобрать ошибку и получить опыт, чтобы перестать наступать на те же грабли. Для этого задаем себе два вопроса:

что перестать делать, чтобы исключить ошибку в будущем;

что начать делать, чтобы исключить ошибку в будущем?

Эти простые вопросы дают возможность сформулировать модель конкретных действий. Вероятность повторения ошибки станет минимальной. Кстати, если ошибку допустил ваш сотрудник, эти вопросы задаем ему. Сотрудник получает опыт и учится анализировать последствия своих действий или бездействия.

Понедельник, собрание руководителей, директор недоволен. Сообщает: клиент не оплатил счет и написал лично ему, что бухгалтерия прислала счет с ошибками.

Я — главный бухгалтер и при этом не в курсе ситуации. Слушаю директора, а сама думаю о том, что мы не проверили и как это исправить. Обещаю разобраться. После собрания выясняю: оказывается, бухгалтер забыл поставить печать. Что делать?

Эмоции пропускаю, помним про шаг 1.

Вопросы к сотруднику, начинающиеся с «почему», приведут к тому, что сотрудник начнет оправдываться, обвинять клиента, рассуждать о том, что счет можно оплатить и без печати. Это нам точно не нужно. Бережем время — сразу переходим к вопросам: «Что перестать делать, чтобы исключить ошибку в будущем?» Сотрудник задумывается: «Наверное, перестать спешить при подготовке счета».

«Что начать делать, чтобы исключить ошибку в будущем?» — «Сделать чек-лист для проверки счетов перед отправкой: платежные реквизиты, номер и дата счета, предмет счета и т. д.»

Выводы сделаны. Больше таких ситуаций не было.

* * *

Избитая истина: не ошибается тот, кто ничего не делает. Разрешите себе ошибаться, используйте приведенные три шага и работайте в удовольствие!

Понравилась ли вам статья?

  • Почему оценка снижена?
  • Есть ошибки

  • Слишком теоретическая статья, в работе бесполезна
  • Нет ответа по поставленные вопросы
  • Аргументы неубедительны
  • Ничего нового не нашел
  • Нужно больше примеров
  • Тема не актуальна
  • Статья появилась слишком поздно
  • Слишком много слов
  • Другое

Поставить оценку

Комментарии (0)

Оценивать статьи могут только подписчики журнала «Главная книга» или по демодоступу.

  • я подписчик электронного журнала

  • я не подписчик, но хочу им стать

  • хочу читать статьи бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Другие статьи журнала по теме:

Личный интерес / Налоги физических лиц

Личный интерес / Налоги физических лиц

2023 г.

2022 г.

2021 г.

Анна Григорович – Психолог, МАК-коуч

Анна Григорович

Психолог, МАК-коуч

Никто не сомневается в том, что вы — классный работник, но, если дела идут наперекосяк, стоит задуматься, в чем же причина: это всё «ретроградный Меркурий», происки врагов или что-то третье? Мой совет: не ищите виноватых, а начните с себя. Возможно, косяки (не нерестовых рыб, к сожалению) приходят в вашу жизнь и работу потому, что вы просто устали от своей деятельности.

Когда человек переутомляется, его ресурсы истощаются. И это вполне нормальная, естественная взаимосвязь. Отсюда мы получаем снижение концентрации внимания, проблемы с памятью, уже не такую быструю реакцию, как раньше. На фоне общей усталости в организме проседают многие важные функции, которые необходимы для того, чтобы мы могли качественно выполнять свою работу да и вообще полноценно жить.

Как заставить руководство поверить в ваши идеи?

Лайфхаки для восстановления сил

С точки зрения психологии в жизни не бывает ошибок — бывает результат. Поэтому, если видите, что уже не вывозите, смиритесь, выдохните и начните планомерно восстанавливаться.

Во-первых, перестаньте зацикливаться на рабочих вопросах. Всю работу не переделаешь, а эмоциональное истощение — уже не такая далекая перспектива.

Во-вторых, конечно, вам поможет отпуск, выходной среди недели или прыжок с парашютом (нужное подчеркнуть), но можно даже во время рабочего дня научиться ловить дзен. После обеда или в перерывах между заданиями введите в расписание практику уединения: уходите в тихое место, не общайтесь с коллегами и не пользуйтесь телефоном (даже чтобы проверить соцсети) в течение 10–15 минут. Неотвеченные звонки, непросмотренные письма, обсуждение рабочих вопросов подождут. Просто проведите это время в тишине с самим собой.

Еще одна полезная для здоровья рекомендация: не оставайтесь в офисе после работы, чтобы эту самую работу доделать, и тем более не берите ее домой. У вас могут быть разные причины, почему так получается, но, как правило, всё решает продуманный тайм-менеджмент. Записывайте, сколько вы тратите времени на выполнение заданий, меньше отвлекайтесь на мелочи — и всё должно наладиться.

Работа над ошибками

Если вы совершили ошибку в рабочем процессе, мир не рухнет. Зато вы получите бесценный опыт. Признайтесь самому себе: «Да, это моя вина» — и сделайте выводы. Также обязательно озвучьте варианты выхода из сложившейся ситуации. Для этого можно составить план, прописав предполагаемые шаги. Главное — вовремя найти огрех и показать продуктивный подход, желание всё исправить. Кстати, начальству о случившемся лучше рассказать лично, а не ждать, пока кто-то из коллектива станет «гонцом плохой вести».

Увольнение

Представим: всё настолько затянулось, что грядет увольнение. Снова правильнее всего — подойти к вопросу философски. Вы получили опыт (пусть и негативный), за который нужно заплатить таким образом. Здесь важно не ставить себя в положение несчастной жертвы, не держать злобу на бывшее начальство, не замыкаться в себе. Всё это — деструктивные методы.

Прийти в равновесие поможет медитация, диафрагмальное дыхание (научиться несложно), разговор по душам с близким человеком / психологом или любая другая техника, работающая именно в вашем случае.

Если же работа значит для вас много и ее потеря сильно ударит по вам, выплесните эмоции: выделите время, чтобы «оплакать» то, что вы теряете.

Проживите свою потерю и смиритесь с ней: «Да, так бывает». Проанализируйте, что вам дала старая работа, чему вы научились, что приобрели и от чего лишнего вы избавились, закрыв эту дверь.

Как заставить руководство поверить в ваши идеи?

Учимся подбирать аргументы и защищать свою точку зрения

А что дальше?

Лучшее в неудаче — то, что у вас всегда есть второй шанс. И здесь мне очень нравится цитата автора книг по психологии Энджел Чернофф, которая отмечает, что ошибки — это просто форма практики:

«Каждый великий художник сначала был любителем. Чем раньше вы освоитесь в практике и совершении ошибок, тем быстрее вы получите навыки и знания, необходимые для достижения мастерства в вашем деле. Вы никогда не будете на 100% уверены, что всё получится, но вы можете быть уверены на 100%, что, если ничего не делать, не выйдет ничего. Так что пробуйте еще раз. Либо вы добьетесь успеха, либо получите жизненный урок. Вы выиграете в любом случае».


В то время, как окружающие люди легко находят новую работу, учатся чему-то новому и вообще без особых проблем приступают к даже очень сложным делам, у вас все иначе. А все дело в страхе совершить ошибку и не справиться с работой.

Хочется учиться чему-то новому, получать новые навыки, устроиться на новую работу, чтобы обеспечивать семью, но этот страх перед работой просто не дает двигаться по жизни. Больно понимать, что все эти желания невозможно реализовать из-за страха. При этом вы очень ответственный человек, и если уж делаете работу, то всегда без ошибок и оплошностей. И это тем более несправедливо, что именно вы испытываете страх наделать ошибок. Еще и близкие совсем не хотят понимать вас, обвиняя в лени, безответственности и нежелании что-либо делать.

Так можно ли избавиться от этого страха? Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает обоснованный ответ – да. Но для начала давайте разберемся в его психологических причинах.

Страх опозориться

Системно-векторная психология показывает, что боятся совершить ошибку обычно те, кто привык выполнять работу с блеском. Это люди с анальным вектором. Такие люди устремлены на качественный результат, поэтому им очень важно знать, что они имеют навыки и умения к тому делу, которое предстоит выполнить.

Естественным образом они могут испытывать страх перед новой работой в том случае, если недостаточно уверены в своей компетенции, профессиональных навыках и умениях. Но бывает, что даже обладая всеми необходимыми навыками, такой человек все равно будет патологически бояться новой работы.

И связано это с природным страхом опозориться, который присутствует в анальном векторе. В норме этот страх не препятствует работе и выполнению каких-то дел, не подрывает уверенность в себе, а помогает выполнять работу еще более качественно, со всей ответственностью и вниманием к самым мелким деталям.

Но бывает так, что он может стать патологическим в результате плохого опыта, полученного в детстве, либо утраты ощущения защищенности и безопасности от матери. Когда ребенок с анальным вектором утрачивает чувство защищенности и безопасности, он чувствует сверхстресс, на который первым делом реагирует его самая чувствительная зона — область прямой кишки.

Так начинаются детские запоры

Это может происходить и от того, что мама его подгоняет и торопит, не давая закончить дело. Так или иначе, у него формируется устойчивая привычка реагировать на стресс зажимом сфинктера. Когда же такому ребенку предстоит, например, контрольная в школе либо выступление перед всей школой, это значимое событие и его ожидание — ожидание стресса.

Поэтому бессознательно при ожидании стресса, который повлечет за собой сжатие сфинктера, его чувствительная зона как бы заранее сопротивляется этому — то есть происходит полное расслабление сфинктера: диарея. Но так как акт дефекации является интимным, на этой почве возникает уже патологический страх — опозориться. То есть утратить контроль и потерять интимность акта дефекации.

Когда это происходит постоянно, все эти реакции при взрослении ребенка уходят в бессознательное, как бы забываются. Но страх опозориться уже у взрослого человека начинает проецироваться на все значимые события в его жизни. В том числе и на работу. Страх совершить ошибку, не справиться с работой — это и есть страх утратить контроль над чувствительной зоной, над сфинктером, вследствие чего утратить интимность акта дефекации.

Страх, что не хватит времени закончить работу

Еще одной причиной страха, что не получится справиться с работой, в корне может быть ощущение, что не хватит времени, чтобы закончить дело. Такое ощущение возникает в том случае, если в детстве ребенка с анальным вектором постоянно подгоняли, не давали закончить дела. Делает это, как правило, мама с кожным вектором, свойства которого полностью противоположны анальному.

Если обладатель анального вектора нацелен на качество и завершение дела с наилучшим результатом, а потому априори обстоятелен и медлителен, то человек с кожным вектором нацелен на скорость и способен переключаться между большим количеством дел сразу.

И поскольку люди обычно видят других исключительно через свои собственные свойства, противоположные свойства кажутся недостатками. В особенности это проявлено при воспитании детей. Поэтому кожной маме часто кажутся недостатками такие черты, как обстоятельность, последовательность, медлительность. Ее они просто раздражают.

Поэтому, когда ребенок с анальным вектором что-то делает со всей присущей ему обстоятельностью, кожная мать начинает подгонять его, торопить, не давать закончить дело. Она может сначала попросить его что-то сделать и, не дождавшись, когда он закончит, тут же оборвать или подогнать. Либо же она может и вовсе начать все делать за него, говоря при этом, что он все равно ничего не может и лучше все сделать самой. Часто такая мама может и сменять одно требование другим, требуя от анального ребенка переключаемости, которой у него нет.

Главное — не отвлекать

Получая лишь критику и отсутствие похвалы, такой ребенок теряет стимул действовать и у него появляется чувство, что он все равно ни на что не способен. У него может сформироваться обида и чувство, что никакие его усилия не будут оценены и не приведут к результатам. Кроме того, когда такого ребенка постоянно обрывают, он не может продолжить с того же места и быстрее он точно не сделает. Вместо этого у него возникает ступор — когда все вылетает из головы и он забывает, что и как делать.

Для людей с анальным вектором крайне важно доводить дело до конца. Они не могут взяться за другое, пока не закончили старое. Человек, получая постоянный опыт, когда он не может закончить ни одно дело в результате того, что его подгоняют, — чувствует огромный стресс. На базе такого опыта у него формируется страх впасть в ступор при выполнении какого-то ответственного дела, страх, что у него не хватит времени и он не завершит начатое.

Такой страх во взрослом возрасте уже ощущается как страх не справиться с работой. На деле же — не завершить ее и впасть в ступор. К нему же добавляется еще и ощущение, что его старания не будут оценены и он не получит заслуженной похвалы за хорошо выполненную работу. Это ведет к тому, что человек просто заранее не будет приступать к ответственным делам и работе.

Первый опыт значительно влияет на людей с анальным вектором, поскольку их психика устремлена в прошлое. Это связано с тем, что их роль в обществе еще с первобытных времен проявлялась в накоплении и передаче в будущее навыков и опыта прошлых поколений. Поэтому первый опыт такой человек обобщает и проецирует на все ситуации в жизни.

Страх наказания за ошибки

В том случае, если человек кроме анального наделен еще и зрительным вектором, он может испытывать страх, что его накажут за любые, даже самые маленькие помарки и ошибки. Такой страх может сформироваться также на базе полученного опыта из детства. Но не всегда. Страх может сформироваться и при негативном опыте на первой работе или в школе.

Люди со зрительным вектором приходят в этот мир с врожденным страхом смерти. Это не простой страх смерти, как у всех людей, — он намного большей интенсивности. Дан он им от природы для того, чтобы в процессе взросления в конце концов страх за себя превратился в страх за другого, что является сопереживанием, состраданием и любовью.

Но бывает, что этого не происходит. Например, если зрительного ребенка пугают страшными сказками, репрессируют за слезы, выражение эмоций. А страх наказаний за ошибки в каких-то делах формируется, если ребенка наказывают, либо кричат, ругают за то, что он сделал что-то не так, совершил ошибку. Его также могут наказывать за то, что он что-то сломал или испортил дома, и потом не давать делать что-то, чтобы это не повторилось. То есть репрессировать даже попытки ребенка чему-то научиться или что-то сделать.

Причем особенно негативное воздействие тут имеет именно крик, потому что он для любого ребенка — это утрата ощущения защищенности и безопасности. Но для анально-зрительного ребенка, особенно если крик исходит от матери, — это настоящий ужас.

Когда так происходит постоянно, ребенок вырастает с устойчивым ощущением, что не стоит даже пытаться научиться что-то делать и пробовать новое, потому что в любом случае у него получится не сразу. И вдруг что-то не получится, и он сделает ошибку, его накажут, будут кричать — а это повлечет за собой утрату ощущения безопасности и угрозу жизни.

Тогда любая новая работа будет восприниматься как то, за что не нужно и браться. Бессознательно человек на базе опыта будет бояться наказания за любые оплошности. Причем даже в том случае, если на самом деле у него будут навыки и умения к этой работе, бессознательный страх наказания все равно не будет давать приступить к ней.

Как избавиться от страха не справиться с работой

Страх не справиться с работой и совершить ошибку — это огромное препятствие. Фактически такой страх может поставить крест на реализации в обществе. Он будет мешать адаптироваться в жизни и не давать действовать. А не действовать — значит не получать самую большую радость от своих достижений и реализации врожденных талантов.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана помогает понять все свои врожденные таланты и способности, а значит, дает ориентиры, куда двигаться. Вы сможете детально, в причинно-следственных связях осознать весь механизм формирования страха не справиться с работой. А то, что уже не скрыто в бессознательном, а осознается, уже перестает формировать жизнь и создавать негативные жизненные сценарии и препятствия.

Сотни результатов людей, которые избавились от страха перед работой и нашли для себя новую реализацию, подтверждают это:

«…До тренинга у меня было жуткое раздражение — меня раздражало все на работе, меня раздражало все. У меня была большая зависть на работе к людям, которых я считала успешнее, чем я, и меня это сильно раздражало. Я считала, что они тупее меня, меньше знают и могут, чем я, а получают больше, чем я. И эта несправедливость меня доканывала. Меня такое положение вещей истощало, и я не могла нормально работать.

После тренинга прошло все раздражение и на работе, и дома. Я увидела для себя много других возможностей, и у меня прошла злость и зависть. Я теперь спокойно работаю. Даже не спокойно, а меня просто прет от работы. У меня появилось столько желания и сил работать, что я выполняю месячный план за полмесяца, и даже быстрее. Я теперь ни минуты не могу сидеть на работе без дела, мне надо делать и делать. И это еще не все — мне мало одной работы, мне захотелось найти еще дополнительную работу…»
Алина Ш., инженер-технолог, Омск

«…не знаю как, но при виде чего-то незаконченного больше не возникает страха, совсем наоборот: приятные ощущения того, что сейчас нужно будет доделать, закончить. И момент начала, движения с мертвой точки особенно приятен. А ведь именно это заставляло так сильно мучиться. Результат отошел на второй план, удовольствие — это сам процесс…»
Арина С., провизор, Шадринск

Если вы хотите начать жить по-новому и стать свободными от страха не справиться с работой, приходите на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, записаться на который можно по ссылке.

Автор: Александр Чернов

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Читайте также:

Зависть и чувство несправедливости гложут изнутри?
Системная сказка про Ивана-дурака, или Здравствуй, Я!
Как полюбить себя?

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Слушай аудиоверсию этой статьи в нашем подкасте:

Это сейчас, начитавшись книг и статей по саморазвитию, я понимаю, что ошибки — прекрасный обучающий механизм и главная движущая сила прогресса, — и не боюсь ошибаться. В конце-концов, мы учимся ходить, с нужной стороны снимаем упаковку ролла в фастфуде, совершаем открытия — всё через ошибки. Но ещё лет десять назад я ошибок боялся, как огня.

В этой небольшой заметке я расскажу тебе, откуда берётся боязнь ошибок, какие виды ошибок в работе бывают, стоит ли их бояться и как из совершённых ошибок извлекать пользу.

Почему мы боимся совершать ошибки

У многих страх перед ошибками уходит корнями в детство (как и куча других проблем из взрослой жизни) — к воспитанию и учёбе.

Моя боязнь совершить ошибку начала формироваться ещё под влиянием родителей: они критиковали, наказывали за проступки, заставляли чувствовать вину, не поощряли инициативу. Я в своём круге общения знаю с десяток таких же бедолаг, а сколько их по всему миру и представить страшно.

Впрочем, даже если с родителями обошлось, школа всё равно возьмёт своё. Школьная система оценок работает таким образом, что права на ошибку у ребёнка нет, потому что любое действие оценивается. И хотя оценку потом можно исправить, след остаётся. Масла в огонь добавляет и отношение учителя к ученику, со временем всё больше опирающееся на шлейф оценок, которые тот получал по ходу учёбы. Оно, конечно, понятно: учителя — живые люди и тоже любят ранжировать всё подряд. Например, делить учеников на «сильных» и «слабых».

Все при этом забывают, что оценка — всего лишь условное обозначение степени усвоения той или иной части учебной программы. С лёгкой учительской (а может и родительской) руки она превращается для ребёнка в самоцель: «двойки» получать нельзя, ошибки совершать нельзя. И так, по меньшей мере 11 лет, пока в вузе не объяснят, что ошибаться — это круто. Если повезёт, конечно.

Короче, в процессе обучения ошибаться можно и нужно, хотя нас этому, обычно, и не учат. Это влияет на отношение к ошибкам в будущем, в том числе на работе.

Виды ошибок в работе

Эми Эдмондсон в статье для Harvard Business Review разделила ошибки, которые совершает человек в работе, на три группы (мне такое разделение кажется наиболее логичным):


  • Предотвратимые ошибки. По-настоящему «плохие» ошибки, которые обычно связаны с различными нарушениями рабочих процессов — особенно на производстве или в сфере услуг. Такие ошибки чаще всего случаются из-за несоблюдения правил, нарушений и невнимательности. Борются с ними, соответственно, с помощью инструкций (прописывают, как причины ошибок искать и устранять) или корпоративной культуры (постоянно анализируют любые ошибки, делают выводы и совершенствуют рабочие процессы).

  • Неизбежные ошибки в сложных системах. Ошибки из-за непредсказуемости рабочих процессов, когда возникают ситуации, с которыми раньше никто не сталкивался. Например, в каком порядке помогать пациентам в реанимации? Часто серьёзные ошибки в сложных системах случаются из-за множества мелких, которые остались незамеченными. Избегать таких ошибки можно, анализируя случившиеся ошибки, управляя рисками, обеспечивая безопасность на современном уровне, выявляя и исправляя мелкие недочёты.

  • Умные ошибки при разработке инноваций. Это те самые «хорошие» ошибки. Возникают в ходе экспериментов, когда нужно выйти за рамки правил и нельзя заранее предсказать результаты. Сюда попадают и изобретения новых лекарств, и создание инновационных продуктов, и даже интернет-маркетинг, где весь рабочий процесс — череда экспериментов.

В общем, с ошибками в работе всё не однозначно. С одной стороны, некоторые ошибки здесь начинают стоить денег, а иногда и чьих-то жизней. С другой — без ошибок не создать ничего нового

Как понять, можно ли совершить ошибку

Для этого достаточно просто логически порассуждать:

  • Насколько страшной и катастрофической будет ошибка?
  • Сможешь ли ты её исправить в случае чего?
  • Как на твою ошибку отреагируют коллеги и начальство?
  • Сможешь ли ты извлечь из ошибки ценный опыт?
  • Совершив ошибку, ты больше потеряешь, чем приобретёшь, или наоборот?

Уже ответив на эти вопросы, ты поймёшь, а стоит ли оно того вообще.

Как извлечь пользу из рабочих ошибок

Даже если ты допускаешь ошибку не из «хороших», из неё всё равно можно (и нужно) извлечь как можно больше пользы, чтобы не допускать впредь. Каждую ошибку нужно совершать лишь однажды, и вот тебе несколько советов, как это делать:


  • Не занимайся самокопанием. Этим ты не исправишь ошибку, и опыт не извлечёшь.

  • Оставайся спокойным и смотри на вещи трезво. Эмоции искажают реальность и не дают принимать верные решения.

  • Постарайся максимально объективно посмотреть на реальное положение вещей — понять, что в действительности произошло.

  • Думай не о том, что получилось в результате (нет, думай, конечно, но не сейчас), а о том, что стало причиной ошибки — что направило тебя на неправильный путь.

  • Определи причину неудачи и пойми, что это просто ещё один вариант, как делать не нужно. Как сказал Томас Эдисон:

Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают.

К ошибкам в работе нужно относиться спокойно. Особенно когда от них не зависит чья-то жизнь и многомиллионные бюджеты. В работе сложных организаций (особенно больших) ошибки — это неизбежность.

Не нужно думать, что толерантность к ошибкам спровоцирует их рост. Важно просто не реагировать на них слишком жёстко (не винить ни себя, ни коллег), вовремя устранять, делать выводы, самосовершенствоваться и улучшать рабочие процессы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Боюсь ошибок на работе
  • Бош ошибка f17 стиральная машина что это
  • Боюсь ошибок и критики
  • Бош ошибка f12 сма
  • Боюсь делать ошибки