Боюсь ошибок на работе

«Бояться глупо» — знаменитая фраза из фильма «Достучаться до небес» не имеет подтверждения статистикой. Например, в США 75% компаний закрываются в первые 10 лет, одна из причин, по словам экспертов, — боязнь неудачи владельцев бизнеса.

Недавний опрос работающих жителей России также показал, что страх ошибок вгоняет людей в стресс и вызывает стойкую неприязнь к работе. Эту тему мы решили подробнее разобрать с руководителем центра позитивной психологии «Фонарь» Вадимом Самылиным.

Страх — это врожденная эмоция

Страх — нормальная, типичная для человека эмоция. В повседневной жизни работает как функция самосохранения и, после тревоги, это единственное, что позволяет нам выживать, разрабатывать технологические решения и расширять круг знакомств. 

Источник этой эмоции — базовая потребность человека в безопасности. Следовательно, риск возникновения препятствий реализации этой потребности — есть угроза, ну а ошибка — главный «кирпичик». Чем кирпичиков больше, тем больше человек чувствует себя нереализованным, несостоявшимся, что приводит к социальной изоляции.

Вы наверняка встречали среди своих коллег или знакомых тех, кого снисходительно называют «тихоня». Человек не проявляет инициативы, не высказывает идей, не испытывает идентичности с компанией и командой, не участвует в корпоративных движах и, кажется, что все его устраивает. В большинстве случаев такие персонажи просто боятся показаться неуместными, неумными, непрофессиональными. Но бороться с этим можно и нужно.

Как самостоятельно побороть страх ошибок

Дайте себе право на ошибку

Совет психолога: любая ошибка — опыт, ступенька для роста. А для того чтобы прыгнуть, надо присесть. Нельзя знать все и сразу, поэтому не будьте строги к собственным промахам, учитесь! Один раз запнулись, в другой раз выше поднимите ногу.

Совет управленца: когда в «Инфомаксимум» появился отдел PR мы поставили цель нанять универсалов. Продвижение высокоинтеллектуальных IT-решений — задача непростая, а в период масштабирования нам нужно было параллельно перекрывать направление HR, работать над формированием внутренней политики компании. Поэтому два человека с опытом в смежных с PR отраслях начали работу с нуля. 

Боялись? Да. Первое время согласовывали каждый шаг, каждую запятую и созвон с редакциями. Ошибались? Да. Огромный поток информации о продуктах, который надо переварить, планерки, совещания, работа с командой и внешние коммуникации.

Ошибки были некритичные, но вводили сотрудников в ступор. Тут очень важна поддержка управленцев, которые в начале своей карьеры тоже оступались и нарабатывали профессиональную мудрость и хватку. 

Что помогло: деликатный разбор ошибок в формате обмена опытом. Помощь в построении модели продвижения, составлении плана. Кроме того, важно хвалить за успехи. Это мотивирует. Сейчас отдел работает в штатном режиме, инициирует благотворительные акции, внутрикорпоративный движ, работу со СМИ и сотрудничество с вузами.

Не делайте то, что не умеете

Совет психолога: знание своих границ компетенций — важная штука в формировании здравого отношения к ошибкам и их принятию. Иными словами, не берите на себя слишком много, если не хватает знаний. 

Умейте сказать, что не готовы, и вам требуется помощь. Или сначала прокачивайте скилл, а потом показывайте класс. Начинайте с решения новых, но легких задач, это важно для позитивного опыта. Составляйте план и двигайтесь к намеченной цели поэтапно.

Совет управленца: мы не рождаемся с базой знаний, поэтому не стоит бояться ошибиться. Мне кажется, я родился программистом. Первый рабочий код написал еще в школе, а вот быть управленцем, стратегом, бизнесменом пришлось учиться. Перед тем как получилось вывести на рынок коммерчески успешный продукт, было три менее удачных проекта, которые пришлось закрыть. Все из-за недостатка знаний и опыта. 

Здесь главное не опускать руки и быть готовыми пополнять базу своих знаний ежедневно, ежечасно. Запомните простую формулу: ошибка = опыт = ступенька вверх. 

Знайте врага в лицо

Совет психолога: поиграйте в писателя, ученого, исследователя. Возьмите лист бумаги, напишите все, что касается вашей ошибки. Как случилась, при каких обстоятельствах, что ей предшествовало? После этого проанализируйте написанное и попробуйте структурировать.

Это необходимо для того, чтобы научиться разбирать критические ситуации, мыслить практично и избегать повторения сценария. 

Совет управленца: признавать свои ошибки — сложно. Но важно. Каждый закрытый IT-проект — для меня урок. Помню, как создали и выпустили систему планирования проектов, казалось, что она выстрелит и всем нужна. Вроде бы и книжки про Customer Development уже были, но вера в себя в тот момент была сильнее здравого смысла. Проект пришлось закрыть. Мы недооценили конкурентов, поздно занялись продвижением и маркетингом. В последующем учли свои же «косяки» и к следующему релизу были во всеоружии, что позволило выйти из тени и завоевать свою аудиторию. 

Работайте с самооценкой

Совет психолога: это про самоэффективность и доверие себе. Как только примете себя со всеми достоинствами и недостатками, будет в разы проще делать что-то новое. Вы же не можете повлиять на то, что у вас размер ноги 45, а хотелось бы 38. Поэтому, если вам что-то не по силам сейчас, меняйтесь и учитесь. Но в случае, если шаг к новому воспринимается как насилие над личностью, успокойтесь и делайте то, что умеете. Слышали же истории, что мама и папа заставили поступить на математический, а ребенок оказался гениальным артистом? Так это и работает, примите себя.

Совет управленца: у нас был момент, когда были открыты сразу несколько вакансий: тестировщик, PHP-разработчик и помощник проектного менеджера. Пришла совсем юная девушка на собеседование и, удивительно, подходит на все вакантные места по комплексу знаний и умений. А главное, сама не могла ответить на вопрос: каково ее призвание?

Для любого работодателя человек-оркестр — ценный кадр, который сможет перехватить направления в случае крайней необходимости, но для меня было важным создать комфортные условия. Чтобы человек мог развиваться в конкретном направлении и стать асом. Поэтому мы протестировали знания и рекомендовали пойти в помощники проектного менеджера. Девушка прислушалась, обучилась азам, сейчас успешно работает и, главное, ей нравится. Но если вас некому направить, подумайте сами, в какой области вы в большей степени сможете проявить себя?

Откажитесь от «синдрома Бога»

Совет психолога: понимание того, что окружающий мир — совсем не такой, каким мы его представляем, поможет ориентироваться в его неопределенности и более здраво понимать, что «карта не есть территория» (А. Коржибски).

Случиться может все что угодно, независимо от ваших ожиданий, действий или противодействий. Даже если был план, мало ли что его может нарушить. Этот факт надо просто принять.

Совет управленца: на практике это работает так — приезжаете на встречу подготовленный, теоретически отработали все возможные возражения, отрепетировали речь, даже галстук в цвет костюму подобрали. А встречу отменили, новую не назначили. Что делать? Принять факт, быть терпеливее, свыкнуться с мыслью, что в жизни бывают обстоятельства, которые нельзя спланировать. Как отмену рейса по погодным условиям или поломку машины по пути на ЖД-вокзал. 

Просите помощи

Совет психолога: у коллег, друзей, специалистов в области, где работаете. За спрос денег не берут, это во-первых. А за рвение выучить материал и прокачать скиллы еще и похвалят.

Совет управленца: преодолеть порог смущения и подойти с вопросом иногда действительно непросто. Поэтому в «Инфомаксимум» отработана система наставничества. Она подразумевает плавное вхождение в команду. Ментор есть у всех, кто только переступил порог офиса. Зачем? Для вопросов, не только по «внутренней кухне», но и о профессиональной деятельности. У нас есть база знаний в Confluence, где вся информация о продуктах, конкурентах, исследования рынка. И все члены команды открыты к общению, иначе нельзя. Поэтому советую не стесняться, ведь специалистом становится тот, кто учится.

Кроме того, не стоит игнорировать онлайн-тренинги и общение с профессионалами в той сфере, где вы хотите развиваться или уже работаете. Общение мотивирует и снимает блоки. А если страх ошибок мешает не только развиваться в профессиональной сфере, но и снижает качество повседневной жизни, лучше обратиться к психологу. 

Как получить максимум

  1. Бояться ошибок — нормально, научитесь не ругать себя за ошибки и принимать их как ступеньку к успеху.
  2. Выбирайте дело по душе! История знает много примеров, когда люди бросали хорошую работу за большие деньги ради разведения коров, например. Поэтому выберите направление, в котором вам реально интересно развиваться. Тогда ошибки будут восприниматься как этап обучения.
  3. Объективно оценивайте свои возможности. Это как с историей про велосипед — не умеете? Учитесь. И нет гарантии, что в процессе удастся избежать обидных падений. Чтобы развиваться, надо понимать, каких еще навыков не хватает для достижения профессионального счастья.
  4. Фиксируйте ошибки и разбирайте. Заведите дневник, блог, пишите и ищите ответы на вопросы: что стало причиной неудачи? Если их было несколько, что объединяло? А потом исключайте каждый фактор и будьте терпеливыми.
  5. Примите себя, уважайте свои знания и умения. В IT, медицине, педагогике и других профессиях надо постоянно держать руку на пульсе и учиться. Нельзя знать все и всегда. Не принижайте свои, уже имеющиеся скиллы, они — база для роста.
  6. Не стесняйтесь просить помощи. Адекватных и готовых делиться знаниями людей больше, чем тех, кто проигнорирует просьбу. Общайтесь с профессионалами в сети, ищите тематические паблики, будьте смелее.
  7. Помните, что бывают ситуации, которые от вас не зависят. Если вы сделали все со своей стороны, но вмешались обстоятельства непреодолимой силы, не паникуйте. Это ничего не изменит. На будущее имейте план «Б».

И никогда не сдавайтесь. Удача любит смелых.

Добавить в «Нужное»

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 12 января 2020 г.

Содержание журнала № 2 за 2020 г.

В условиях большой загрузки у бухгалтеров возникает ощущение, что ничего не успеваешь. Это чревато ошибками, а ведь каждая ошибка имеет свою цену. Особенно когда отвечаешь не только за себя, но и за своих сотрудников. Как в таком режиме работы относиться к допущенным ошибкам спокойно?

Как перестать переживать из-за ошибок

Шаг 1. Справляемся с эмоциями

Понаблюдайте за собой: что вы чувствуете, когда узнали о своей ошибке? Как правило, поток мыслей накрывает словно волной: «Как я могла такое сделать! Почему пропустила?»

А если ошибку допустил подчиненный вам сотрудник? Сколько всего «интересного» хочется ему сказать!

С одной стороны, важно не копить негатив в себе. А с другой стороны, если начать ругать и обвинять себя или работника, за которого вы отвечаете, можно на пару часов застрять в состоянии раздражения, негодования, недовольства. И будьте уверены, в следующий раз после разговора на повышенных тонах провинившийся сотрудник будет долго готовиться к разговору, прежде чем сообщить вам об ошибке, и время будет упущено.

Прежде чем начать выяснять, кто виноват и что делать, нужно переключиться из состояния напряжения, тревожности и недовольства в состояние, когда вы готовы принимать взвешенные решения. Задайте себе вопросы. А какая у меня сейчас цель? Когда ругаю себя или сотрудника, это поможет исправить ошибку?

Слушайте себя. Восстановите дыхание — три медленных и глубоких вдоха и выдоха. Расправьте плечи, можно помассировать скулы, чтобы снять напряжение и скованность в теле. Все вместе займет минуту вашего времени. Улыбка — и можно переходить к разговору.

Почему эмоции мешают? В моей практике был период работы с руководителем, который за секунду мог вспыхнуть из-за пропущенной запятой. Эта вспышка задевала и провинившегося сотрудника, и находящихся рядом коллег. Когда руководитель кричит, единственное желание — чтобы прекратились претензии, обвинения и наступила тишина. В итоге — страх ошибки, обида на руководителя, желание сменить работу. Причем не только у бухгалтера, который допустил ошибку, но и у всех сотрудников в отделе. Как минимум два человека идут пить валериану, а желание сделать выводы и исключить такую ошибку в будущем у сотрудника не возникает.

Поэтому сначала выдыхаем, разбираемся с эмоциями и определяем цель дальнейших действий.

Шаг 2. Сообщаем об ошибке всем, кому нужно сообщить

Бухгалтер, как правило, видит последствия своей ошибки только для себя. Главный бухгалтер и директор видят картину в целом и оценивают последствия в масштабах компании. Поэтому важно узнать о случившемся оперативно.

В практике рекомендую использовать правило 15 минут. Это время, в течение которого бухгалтер должен сообщить главному бухгалтеру о найденной ошибке. А главный бухгалтер, в свою очередь, сообщает директору, если ошибка влияет на деятельность компании.

Это даст возможность оперативно решить проблему, привлечь дополнительные ресурсы и укрепить доверие со стороны директора. При такой схеме проблемы решаются, а не замалчиваются.

Все допускают ошибки. Научитесь говорить об этом без чувства вины. Чувство вины возникает, когда бухгалтер не готов отвечать за последствия своих действий.

Если вы готовы, спросите себя, поможет ли чувство вины решить вопрос. Обычно ответ — нет. Ищите варианты, как исправить ошибку.

И сообщайте об ошибке вместе с решением. Это важно! Не просто покаяться и «передать» своему руководителю проблему, а сразу принести ему решение и рассказать, что готовы сделать или уже сделали для исправления ситуации.

Приведу еще один пример из практики. Я не отправила декларацию по налогу на имущество в срок. Она была последняя в плане, да еще и с нулевым налогом. А отчетный период — напряженный и перегруженный по задачам. Ошибку обнаружила через 2 дня после окончания отчетного периода. В первую очередь проверила, какие штрафы ожидают компанию. Затем написала директору письмо о том, что декларацию не отправила, что моя ошибка будет стоить столько-то и я готова возместить ущерб компании. Через несколько минут после отправки письма позвонила ему по телефону и рассказала то же самое, что написала в письме. Руководитель выслушал и спокойно ответил: «Ок».

Итог:

неприятно — да;

слезы помогут в решении вопроса — нет;

ошибка оценена — да;

ошибку признаю и знаю, как исправить, — да;

директор извещен и получена обратная связь от него — да.

Весь процесс занял 10 минут. Хотя раньше могла переживать не один день, готовиться к разговору, подбирать слова и оттягивать момент общения, потому что страшно. Разговор все равно состоится, и лучше, если совершивший ошибку начнет его первым.

Шаг 3. Фиксируем опыт

Важно разобрать ошибку и получить опыт, чтобы перестать наступать на те же грабли. Для этого задаем себе два вопроса:

что перестать делать, чтобы исключить ошибку в будущем;

что начать делать, чтобы исключить ошибку в будущем?

Эти простые вопросы дают возможность сформулировать модель конкретных действий. Вероятность повторения ошибки станет минимальной. Кстати, если ошибку допустил ваш сотрудник, эти вопросы задаем ему. Сотрудник получает опыт и учится анализировать последствия своих действий или бездействия.

Понедельник, собрание руководителей, директор недоволен. Сообщает: клиент не оплатил счет и написал лично ему, что бухгалтерия прислала счет с ошибками.

Я — главный бухгалтер и при этом не в курсе ситуации. Слушаю директора, а сама думаю о том, что мы не проверили и как это исправить. Обещаю разобраться. После собрания выясняю: оказывается, бухгалтер забыл поставить печать. Что делать?

Эмоции пропускаю, помним про шаг 1.

Вопросы к сотруднику, начинающиеся с «почему», приведут к тому, что сотрудник начнет оправдываться, обвинять клиента, рассуждать о том, что счет можно оплатить и без печати. Это нам точно не нужно. Бережем время — сразу переходим к вопросам: «Что перестать делать, чтобы исключить ошибку в будущем?» Сотрудник задумывается: «Наверное, перестать спешить при подготовке счета».

«Что начать делать, чтобы исключить ошибку в будущем?» — «Сделать чек-лист для проверки счетов перед отправкой: платежные реквизиты, номер и дата счета, предмет счета и т. д.»

Выводы сделаны. Больше таких ситуаций не было.

* * *

Избитая истина: не ошибается тот, кто ничего не делает. Разрешите себе ошибаться, используйте приведенные три шага и работайте в удовольствие!

Понравилась ли вам статья?

  • Почему оценка снижена?
  • Есть ошибки

  • Слишком теоретическая статья, в работе бесполезна
  • Нет ответа по поставленные вопросы
  • Аргументы неубедительны
  • Ничего нового не нашел
  • Нужно больше примеров
  • Тема не актуальна
  • Статья появилась слишком поздно
  • Слишком много слов
  • Другое

Поставить оценку

Комментарии (0)

Оценивать статьи могут только подписчики журнала «Главная книга» или по демодоступу.

  • я подписчик электронного журнала

  • я не подписчик, но хочу им стать

  • хочу читать статьи бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Другие статьи журнала по теме:

Личный интерес / Налоги физических лиц

Личный интерес / Налоги физических лиц

2023 г.

2022 г.

2021 г.

А вы сильно переживаете, если совершили ошибки на работе, или в жизни?

56 ответов

Последний —

Перейти

#1

#3

#4

#5

#6

#7

Гость

Из-за работы — да. Уже и пореветь успела из-за новой, но она мне, блин, нравится не смотря ни на что, поэтому держусь. Но настроение может испортить аж на все выxодные, если в пятницу, например, кучу ошибок серьезныx совершаю. Не знаю, может, пока не привыкла просто..А в жизни — ну смотря что, обычно не так парюсь. Из-за денег парюсь в основном, очень сильно причем.. И еще поняла, что не люблю выглядеть идиоткой в глазаx другиx, для меня это ад :(

#8

#9

#10

#11

Гость

Переживаю и сразу же стараюсь исправить.А один раз было дело — думала, что умру от переживаний. Я серьезно, думала, что случится разрыв сердца, оно даже «хватать» начало. Делала первый раз одну работу, я гл.бух, была сделка на большую сумму, разбиралась сама. Потом меня проконсультировали знающие люди, и выясняется, что я упорола косяк, и собственник должен заплатить налог в несколько сотен тысяч. К слову, он вообще налоги платить не любил. И помню, две мысли в голове — как ему об этом сказать и что теперь можно сделать. А у меня к тому же еще ПМС был, я очень плохо переношу. Думала, скончаюсь от переживаний, от своего физического и психического состояния. Реально, думала, что сердце разорвется. А потом оказалось, что я сделала все правильно.

#12

Гость

Автор, а Вы не Весы?

#13

Гость

А где работаете? кем?

#14

#15

#16

#17

Гость

Может Вы переходящая в Весы))) просто я Весы и тоже загоняюсь по любому поводу)

#18

#19

Гость

Перфекционизм — это качество именно Девы (если уж тут астрологическая пляска пошла). Если вы — Весы, но вы страдаете перфекционизмом, дотошностью, вниманием к деталям, анализу, у вас скорее всего выражена Дева (например, асцендент в Деве или скопление планет в Деве).

#20

#21

Гость

неее, я не дотошная, а именно загоняюсь, переживаю, для меня имеет значение мнение окружающих, где-то читала, что это Весы такие

#22

#23

Эксперты Woman.ru

  • Эксперт

    Смирнова Анастасия

    Психолог

    3 ответа

  • Эксперт

    Лукахина Анна

    Практикующий психолог

    9 ответов

  • Эксперт

    Нина Бабанакова

    Нутрициолог, консультант по…

    97 ответов

  • Эксперт

    Самоилов Роман

    Врач-нутрициолог

    44 ответа

  • Эксперт

    Носаченко Оксана

    Психолог

    44 ответа

  • Эксперт

    Мальцева Ксения

    Нутрициолог

    57 ответов

  • Эксперт

    Ольга Наумова

    Эксперт по любовной…

    7 ответов

  • Эксперт

    Оксана Александровна

    Практический психолог

    50 ответов

  • Эксперт

    Токуда Марина

    Психолог-психоаналитик

    7 ответов

  • Эксперт

    Лукановская Ольга

    Специалист по женскому…

    3 ответа

#24

#25

#26

#27

Гость

Я сильно переживаю, когда допускаю ошибки . Например, если я устраиваюсь на новую работу и что –то недопонимаю, что – то не могу запомнить с первого раза, что – то не получается выполнить быстро я из –за этого очень расстраиваюсь и чувствую себя тупицей. Я долго потом вспоминаю свои косяки и сильно злюсь и даже начинаю ненавидеть себя. Я не могу простить себя за свои ошибки. Мне стыдно, что я такая неумеха. Мне все время кажется, что только я одна и ошибаюсь, а у других людей все всегда сразу получается. Что все умные. В жизни, при общении с окружающими людьми я тоже боюсь сделать какую – нибудь ошибку, например, сказать что – нибудь лишние, обидеть кого – то. Я думаю, что если сделаю что – то не так (например, нагрублю), или совершу плохой поступок, от меня все откажутся и отвернуться. Мне кажется, другие люди никогда меня не простят, будут ненавидеть, и я останусь одна. У меня с самого детства страх совершить ошибки, потому что когда я была маленькая да и сейчас тоже, если я ошибаюсь в чем – то (даже если это пустяк ) мама сильно меня ругает, обзывает матом и доводит до слез.А как вы относитесь к себе если допускаете ошибки? Вы можете себя простить?

#28

#29

#30

Гость

Переживаю невольно о своих глобальных ошибках. Если бы начать заново жизнь, то ничего бы не повторила.

#31

Гость

Перфекционизм — это качество именно Девы (если уж тут астрологическая пляска пошла). Если вы — Весы, но вы страдаете перфекционизмом, дотошностью, вниманием к деталям, анализу, у вас скорее всего выражена Дева (например, асцендент в Деве или скопление планет в Деве).

#32

#33

Гость

вообще не переживаю, ведь те люди, с которыми вы работаете, по сути дела вам НИКТО! Зачем тратить свои нервы? Ну налажали вы..с кем не бывает! Это ваша жизнь и вы должны любить себя и не трепать нервы по пустякам. «Какой пустяк?Все очень серьезно..» скажете вы. Ну даже если вы очень большую сделали ошибку, вас уволили(в самом худшем случае)..и че? Вы хороший специалист(надеюсь на это).Работу всегда найдете. Любите себя и берегите свои нервы!!!!!

#34

Гость

какие ошибки для вас глобальные?

#35

#36

Керен

Глобальные ошибки это чего учить, где работать, рожать или не рожать, кого любить, кому доверять.

#37

Гость

Да, вот я как раз по всем пунктам ошиблась. Не тех любила, не там училась, не тем занималась.

#38

#39

#40

Гость

Вот это жесть. Я так ярко себя представила на вашем месте. Такой стресс, наверное, даром не проходит для здоровья.

#41

Исчадье ада

Так загоняться из-за работы, как 8 и 16 — противопоказано. Все нервы вытравишь. А это старение. Сама борюсь с собой, чтобы ничего на работе близко к сердцу не принимать и любую ситуацию встречать расслабленно. Потому что, как показывает практика, все ситуации так или иначе решаются.

#43

#44

#45

Алла

У меня такая же мать. Помню учила меня писать. Не нравился почерк. Она стояла за спиной и орала как ненормальная . У меня еще корявее получалосьИ так во всем в жизин. Косяк- ее ор. Косяк _ ее МЕГА ОРТоже всего боюсь. Не могу принять ни единого самостоятельно решения. Мне 28 лет

#46

Гость

вообще не переживаю, ведь те люди, с которыми вы работаете, по сути дела вам НИКТО! Зачем тратить свои нервы? Ну налажали вы..с кем не бывает! Это ваша жизнь и вы должны любить себя и не трепать нервы по пустякам. «Какой пустяк?Все очень серьезно..» скажете вы. Ну даже если вы очень большую сделали ошибку, вас уволили(в самом худшем случае)..и че? Вы хороший специалист(надеюсь на это).Работу всегда найдете. Любите себя и берегите свои нервы!!!!!

#47

Гость

Переживаю и сразу же стараюсь исправить.А один раз было дело — думала, что умру от переживаний. Я серьезно, думала, что случится разрыв сердца, оно даже «хватать» начало. Делала первый раз одну работу, я гл.бух, была сделка на большую сумму, разбиралась сама. Потом меня проконсультировали знающие люди, и выясняется, что я упорола косяк, и собственник должен заплатить налог в несколько сотен тысяч. К слову, он вообще налоги платить не любил. И помню, две мысли в голове — как ему об этом сказать и что теперь можно сделать. А у меня к тому же еще ПМС был, я очень плохо переношу. Думала, скончаюсь от переживаний, от своего физического и психического состояния. Реально, думала, что сердце разорвется. А потом оказалось, что я сделала все правильно.

#48

#49

Допускаю ошибки на работе и сильно из-за этого переживаю

Елена (37 лет)

Елена. 37 лет. Работа связана с людьми и документами.

Работаю уже 7 лет на одном месте. В принципе работа нравится, но стоит допустить ошибку, начинаю сильно переживать, порой до нескольких дней, ругаю себя, сравниваю с другими. Смотрю на своих коллег они или не совершают ошибок или относятся к ним с легкостью.

Я же могу переживать долго, иногда даже боюсь телефонных звонков или сообщений с работы, что опять где-то напортачила. Стараюсь все проверять, чтобы не ошибаться, но все равно ошибаюсь. Дома поддержки нет, как не было и до этой работы, слышу те же упреки, которые сама себе высказываю. С подругой говорить об этом уже стыдно, не хочется напрягать своей проблемой.

Списываю свое состояние на жизненную неустроенность, читала что если в жизни человек не устроен, то и на работу это влияет. У меня нет своей семьи и детей, да и друзей по сути тоже, только родители и вот эта самая работа. Есть увлечения, но они не связаны с работой, отвлекают от мыслей, но ненадолго. Не знаю, что делать, кажется, что если поменяю работу, то такую уже не найду, а проблема никуда не денется.

Заб, что не первая, кто задает такой вопрос и уже читала некоторые ответы и все же подскажите, как перестать принимать ошибки близко к сердцу и буквально съедать себя, когда начальник выговаривает за них?

Елена, здравствуйте!

Вы спрашиваете

Елена

как перестать принимать ошибки близко к сердцу и буквально съедать себя, когда начальник выговаривает за них?

Но вы и сами себе выговариваете

Елена

слышу те же упреки, которые сама себе высказываю.

Похоже,что внутри вас живёт очень жёсткий Критик. И с ним настала пора договариваться. Он мешает жить и свободно дышать. Если вы смягчите своего внутреннего Критика, то это поможет вам в обоих случаях: и с начальником, и с самой собой.

Договариваться с Критиком может помочь психолог. Или книги, коих сейчас много на эту тему. Например, книга Ирины Медведевой «Говори с собой правильно. Как справиться с внутренним критиком и стать увереннее».

 

Юлия Наумкина, семейный психолог, ЭФТ, КСТ терапевт, г.Мытищи

Елена, 

из того, что вы описали, имеет место внутренний конфликт. Несмотря на хорошую внешность, внутренне вы не принимаете себя. Из за этого «раздвоения» у вас возникает внутренняя критика самой себя.

Зарождение внутреннего критика происходит в детстве. Ребёнок, исследуя мир и свои возможности, сталкивается с ожиданиями общества и недовольством окружающих, когда не оправдывает этих ожиданий.

При воспитании детей взрослые ориентируются на определённый набор правил поведения, которые они переняли от своих родителей. И как только ребёнок нарушает эти правила, его ругают, критикуют, показывают своё недовольство, лишают поощрений, ставят в угол, демонстрируя таким образом, что поступки вне правил наказуемы. В результате маленький человек получает опыт: всё, что не входит в категорию «правильно», чревато неприятностями.

Человек, которого в детстве много критиковали, осуждали, наказывали, имеет массу сомнений по поводу своих способностей, умений, нужности, достоинства. Его внутренний критик силён и активен. Он стоит на страже, чтобы человек не попал впросак, чтобы его поступки опять не оказались неправильными. Нередко эта субличность лишает нас способности вообще что-либо делать.

Я предлагаю вам одно упражнение, которое поможет справиться с этой задачей. Оно снижает активность внутреннего критика и помогает поднять самооценку. Выполняйте его в конце дня.

Заведите отдельную тетрадь. Разделите лист бумаги вертикальной линией пополам. Слева выпишите столбиком все претензии, что вы имеете к себе за сегодняшний день. Отложите тетрадь. Попейте чаю, займитесь своими делами или прогуляйтесь. И через 15–30 минут напишите напротив каждого негативного высказывания то, какие плюсы вы получили в результате этой ситуации.

Это упражнение уже через две недели ежедневной практики даёт положительный результат. Вместо бесконечных внутренних упрёков вы сможете заметить свои успехи и порадоваться им. А если у вас что-то не будет получаться, то стоит обратиться за личной помощью к психологу.

Надумаете работать глубинно с этим, обращайтесь.

Здравствуйте,  Елена. 

Самой справиться будет сложно,  лучше пройти курс психотерапии. 

Если решите работать самостоятельно,  разберите мысль о том, что вы не должны ошибаться,  оспорьте ее. Также подумайте,  что для вас значит ваша ошибка? Что она говорит о вас? Проанализируйте полученную мысль, приводя только факты. Скорее всего,  она станет менее категоричной. (Например,  «я иногда бываю невнимательной и делаю ошибки, но у меня какие-то результаты работы,  и то, что я работаю на одном месте 7 лет, говорит о том, что качество моей работы начальство устраивает»).Каждый раз пр поступлении десируктивной мысли перечитывайте новую формулировку. 

С уважением, клинический психолог Елена Кладинова

Здравствуйте!

   Вы не указали, кем работаете. Есть профессии, в которых точность особенно важна, и ошибки могут быть фатальны. Так что, первое, что вам необходимо сделать — это определить меру своей ответственности и соответствие ей вашей компетенции.

   Если же окажется, что боитесь вы на миллион, а ответственности на рубль, то тут можно уже обсуждать неадекватность ваших требований и претензий к себе. Именно завышенные требования, склонность к перфекционизму, абсолютному контролю себя и ситуации приводит к описанному вами страху. А уже страх, в свою очередь, мешает продуктивно работать. Ведь страх отнимает у вас часть внимания, необходимого для выполнения работ, ослабляет и рассеивает вас.

   Кстати, при выполнении серьёзных работ, в которых ошибки в принципе не допустимы, избавление от страха ошибки тем более актуально, потому что нужна «холодная» голова, ясный рассудок, чтобы выполнять работу особенно точно.

   Да, человеческий фактор никто не отменял, и руководителям и организаторам любой деятельности необходимо помнить о том, что ошибиться может любой человек в любой момент. Но в делах, требующих особой точности обычно это учитывается, и организуются различные меры для подстраховки и уменьшения вероятности фатальных последствий ошибочных действий.

   Что же делать, чтобы избавиться от страха ошибки.
   Как я уже сказала, к этому страху приводят ваши внутренние устойчивые мысли-установки, которые «говорят» вам, что вы должны держать под контролем себя и любую ситуацию. Вот эти установки и следует искать в себе, поднимать их и логически обрабатывать, приводя свои мысли в равновесие.

   Всего этого можно достичь самостоятельно. Психотерапия помогает справиться с деструктивными установками быстрее и легче.

Успехов!
Обращайтесь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Боюсь ошибок и критики
  • Бош ошибка f12 сма
  • Боюсь делать ошибки
  • Бош тассимо ошибка очистки
  • Бош сушильная машина ошибки на дисплее