Большинство учеников хорошо сдало экзамены где ошибка

58 месяцев назад

Согласуйте подлежащее и сказуемое: Большинство учеников хорошо сдал… выпускные экзамены. Ряд новых домов стоя…в конце

деревни. Несколько женщин быстрыми шагами ходи… взад и вперед по площадке. На концерте выступил… 21 певица. За моей тележкой четвёрка быков тащил… другую. Много птиц сидел… на ветвях. Сережа с Петей долго ждал… возвращение матери.

Ответы1

  1. Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены.
  2. Ряд новых домов стоял в конце деревни.
  3. Несколько женщин быстрыми шагами ходили взад и вперед по площадке.
  4. На концерте выступила 21 певица.
  5. За моей тележкой четвёрка быков тащила другую.
  6. Много птиц сидело на ветвях.
  7. Сережа с Петей долго ждали возвращение матери.

При дописывании окончания в глаголе-сказуемом в этой фразе
наблюдаются колебания: одни пишут сдало, другие – сдали. Обе формы имеют
право на существование: первая отвечает грамматической норме
(большинство сдало), вторая связана с так называемым согласованием по смыслу,
при котором сказуемое ставится во множественном числе в тех случаях,
когда действие приписывается собирательному лицу, т. е. имеется в виду
не один производитель действия, а несколько (в составе подлежащего
находятся слова большинство, меньшинство, ряд, часть и т. п.). Здесь
возможны три случая:

1) сказуемое выражается формой единственного
числа, если собирательное существительное не имеет при себе управляемых
слов, например: Большинство поддержало старосту класса;

2)
сказуемое ставится также в форме единственного числа, если собирательное
существительное имеет при себе зависимое слово в родительном падеже единственного числа, например: Большинство населения города не пострадало от наводнения;

3)
сказуемое употребляется как в форме единственного, так и в форме
множественного числа, если собирательное существительное имеет при себе
управляемое слово в родительном падеже множественного числа,
например: Большинство учеников вполне справилось с трудным заданием. –
Большинство учеников вполне справились с трудным заданием.

В
последнее время согласование по смыслу, т. е. постановка сказуемого в
форме множественного числа, все чаще встречается не только в разговорной
речи, что объясняется желанием говорящего подчеркнуть смысловую сторону
высказывания, но и в разных книжных стилях, например: Большинство этих
слов теперь вошли в систему литературного языка (из языковедческой
работы); Большинство игроков сборной Аргентины уже раньше выступали в
Москве (из газеты); Целый ряд сцен в пьесе правдивы и интересны (из
театральной рецензии).

Это, однако, не означает, что
грамматическое согласование (постановка сказуемого в единственном числе)
теперь уже «не в моде»: опираясь на грамматику, вы стоите на твердой
почве языковых правил, и трудно сбить вас с ваших позиций. Но речь идет о
предпочтительности или о частотности употребления одной из двух
допустимых форм, о стилистической целесообразности ее использования.
Обычно в самом предложении имеются условия для обоснованного выбора
формы согласования сказуемого с подлежащим.

Так, форма
множественного числа предпочтительна, если главные члены предложения
отделены один от другого второстепенными членами, придаточным
предложением и т. д., например: Ряд специалистов-педагогов после
детального ознакомления с новыми учебниками и после экспериментальной их
проверки дали им положительную оценку. Или: Большинство лиц, которые
давно уже знали молодого человека, хорошо отзывались о нем.

Множественное
число сказуемого чаще используется, если подлежащее обозначает
одушевленный предмет, а сказуемое – активное его действие. Наоборот, при
подлежащем – неодушевленном предмете и сказуемом – пассивном состоянии
сохраняется грамматическое согласование (постановка сказуемого в
единственном число): Большинство учеников класса приняли участие в
туристском походе. – Большинство этих книг издано недавно.

Не
следует смешивать приведенные выше случаи с теми, когда подлежащее
выражено собирательным существительным без количественного значения
(словами крестьянство, студенчество, молодежь и т. п.): в этих случаях
обязательным является строго грамматическое согласование. Неправильно
поэтому построено предложение «Молодежь охотно едут на освоение целинных
земель».

При грамматическом согласовании нужно учитывать
необходимость согласования в роде. Так, допущена ошибка в предложении:
«Ряд столов стояло посередине класса» (вместо стоял).

Аналогично
решается вопрос о согласовании сказуемого с подлежащим, в составе
которого имеются слова, обозначающие количество (имена числительные,
слово несколько и др.), т. е. сказуемое может стоять как в форме
единственного, так и в форме множественного числа. Например: Шесть новых
школ построено за этот год в нашем городе. – Шесть выпускников нашей
школы получили медали; Несколько тетрадей лежало на столе. – Несколько
человек вошли в комнату. У писателей: Заговорили сначала несколько
человек туманно и нетвердо (А. Фадеев) – активное действие лиц;
Несколько человек умерло от ран (С.Сергеев-Ценский) – пассивное
состояние субъекта.

Единственное число сказуемого может указывать
на совместность действия, а множественное – на раздельное его
совершение. Пять солдат отправилось в разведку (группой). – Пять солдат
отправились в разведку (каждый со своим заданием).

Если в состав
подлежащего входят слова много, мало, немного, немало, сколько, столько,
то сказуемое чаще ставится в форме единственного числа, например: Уже
много карет проехало по этой дороге (М. Ю. Лермонтов); Сколько еще
сказок и воспоминаний осталось в ее памяти? (М. Горький). Однако и в
этом случае возможно согласование по смыслу, например: Много огней и
раньше и позже манили не одного меня своей близостью (В. Г. Короленко);
Много глаз смотрели в широкое, приплюснутое лицо длинной линии солдат з
холодным молчаливым любопытством, с презрением, гадливостью (М.
Горький).

Могу предложить вам небольшое задание. Как, по-вашему,
лучше сказать: У них было (или были) два сына; Установлено (или
установлены) три новых всесоюзных рекорда по тяжелой атлетике; Двадцать
один ученик нашего класса сдал (или сдали) все экзамены на «хорошо» и
«отлично»; В ту зиму много детей больны были (или больно было) гриппом?
Объясните свой выбор.

ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТЕ.

Е.В. ЖУКОВСКАЯ,
г. Калуга

Продолжение. См. № 6, 7/2005


Итоговое тестирование

9-й класс

Инструкция для учителя

На выполнение работы отводится 2 урока
(90 минут). Для выполнения творческой работы
(задание 21) может потребоваться еще один урок.

Рекомендуемое соответствие оценки и
числа выполненных заданий:

  • «отлично» – не более 2 ошибок;

  • «хорошо» – не более 5 ошибок;

  • «удовлетворительно» – не более 8
    ошибок;

  • «неудовлетворительно» – 9 ошибок и
    более.

 Инструкция для учеников

Перед вами контрольная работа по
русскому языку. Она состоит из тестовых заданий.
Каждое тестовое задание содержит вопрос, на
который даны четыре ответа. Только один из
четырех ответов является правильным.
Внимательно читайте вопрос и выбирайте
правильный ответ на него. Номер этого ответа
запишите на карточке рядом с номером вопроса.

Задания 17, 18, 19, 20 не содержат ответов.
Выполняйте их самостоятельно на отдельном листе
(бланке).

Задание 21 – это дополнительное
задание для учеников, претендующих на отличную
оценку. Это творческая работа. Сначала вам нужно
ответить на вопросы, поставленные в задании, а
затем написать сочинение объемом не менее 5–6
предложений.

* * *

1. Какое слово состоит из
приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) Перепрыгивая;
2) разбрасываться;
3) попутный;
4) лукоморье.

2. Какое из перечисленных ниже
слов имеет значение «не умеющий сосредоточиться,
выражающий невнимательность»?

1) Равнодушный;
2) апатичный;
3) ленивый;
4) рассеянный.

3. Укажите верный вариант
количества букв и звуков в словах:

1) вечный – 6 букв, 7 звуков;
2) каюта – 5 букв, 6 звуков;
3) въезд – 5 букв, 4 звука;
4) дорогое – 7 букв, 7 звуков.

4. В каком ряду во всех словах на
месте пропуска пишется буква е?

1) К виднеющ_йся деревн_, в соседн_м
болот_, ты се_шь рожь;
2) о белеющ_м парус_, вздрагивающ_м голосом, снег
та_т;
3) у пролегающ_й транше_, из охотничь_х руж_й, мы
бор_мся за мир;
4) о дремуч_м лес_, в открывш_мся санатори_,
ненавид_шь врага.

5. В каком ряду во всех словах
пропущена одна и та же буква?

1) Объед_нение, соб_рать, изм_рять,
пр_открыть;
2) заг_релый, отр_сль, подск_чить, выбр_сить;
3) и_жарить, бе_вкусица, чре_мерный, сколь_кий;
4) холщ_вый, кумач_вый, запряж_нный, крыж_вник.

6. В каком варианте ответа
правильно указаны все примеры, где на месте
пропуска пишется ь?

А. Мне нездоровит_ся.
Б. Они решили отправит_ся в путь.
В. Он справит_ся о пароходе на пристани.
Г. Спряч_тесь скорее от дождя.

1) А, В; 2) Б, Г; 3) В, Г; 4) Б, В, Г.

7. В каком ряду все слова пишутся
через дефис?

1) (Юго)восток, (лево)бережный, все(таки);
2) (светло)синий, (по)медвежьи, (пол)очка;
3) (авиа)связь, (как)либо, (русско)французский;
4) (полу)остров, (во)первых, (высоко)качественный.

8. Укажите правильное объяснение
написания н и нн в суффиксах.

1) Книга прочитанна – нн в
суффиксе краткого причастия;
2) путанный след – нн в суффиксе
прилагательного, образованного от
бесприставочного глагола совершенного вида;
3) балованный ребенок – нн в
прилагательном, образованном от страдательного
причастия на -ованный;
4) возбуждено спорить – в суффиксе краткого
причастия.

9. В каком предложении не с
последующим словом пишется раздельно?

1) (Не)законченный мною чертеж я оставил
на столе.
2) Справка была выписана (не)правильно.
3) Сквозь (не)занавешенное окно была видна вся
комната.
4) Река, которая встретилась отряду, была
(не)глубока, и все легко перешли ее вброд.

10. На месте каких(ой) цифр(ы)
пишется е (частица не)?

Сколько н_ (1) прислушивался Алексей, н_
(2) мог он уловить н_ (3) шума боя, н_ (4) стрельбы, н_
(5) даже гула канонады.

1) 1;
2) 2;
3) 1, 2;
4) 1, 3, 4, 5.

11. В каком предложении нужно
поставить только одну запятую?

1) Океан словно замер и тихо и ласково
рокочет.
2) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром
обдает.
3) Он пишет быстро грамотно да и красиво.
4) Утром ребята работали или в саду или в огороде.

12. Укажите предложение с
пунктуационной ошибкой.

1) Трава, сгибаемая ударами ветра и
дождя, ложилась на землю.
2) Единственным попутчиком не слушавшим
лесничего была Наташа, застенчивая худенькая
девушка.
3) Чуть дрожат, качаясь, сосны.
5) Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.

13. В каком варианте ответа
правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые?

Упражнение (1) должно быть (2) выполнено
чисто и аккуратно.

Ученик (3) должно быть (4) торопился и не
выполнил задания до конца.

1) 1, 2;
2) 1, 2, 3, 4;
3) 3, 4;
4) 2, 4.

14. Укажите правильное объяснение
пунктуации в предложении.

Я старался взглянуть в окно ( ) да оно
все было бело от снега и льда.

1) Простое предложение с однородными
членами, перед союзом да запятая не
ставится.
2) Сложное предложение, перед союзом да запятая
не ставится.
3) Простое предложение с однородными членами,
перед союзом да ставится запятая.
4) Сложносочиненное предложение, перед союзом да
ставится запятая.

15. Рассмотрите предложения. Какое
из них является сложноподчиненным с однородными
придаточными?

1) Слышно было, как в саду шагал
садовник и как скрипела его тачка.
2) На поляну, где рос огромный дуб, мы вышли под
вечер.
3) Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа
оживает.
4) Когда наша шлюпка направилась от фрегата к
берегу, мы увидели, что из деревни бросились
бежать много женщин и детей.

16. В
каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не
расставлены.)

1) Белки стали подбегать к садовому
столику и принимать наши дары желуди шишки орехи
сахар сушеные яблоки и грибы.
2) Через полчаса всем стало известно разведчики
угнездились за передовой немцев разорвав их
оборону.
3) Озеро Байкал словно море.
4) Сбился с пути не отыщет никакая спасательная
партия.

17. Какой вариант ответа
показывает правильную расстановку запятых в
предложении?

Впервые я понял (1) что созерцание таких
картин (2) не только дарит зрительное
наслаждение (3) но (4) вызывает из глубины
сознания такие мысли (5) о каких человек раньше и
не подозревал.

1) 1, 2, 3;
2) 1, 3, 5;
3) 1, 3, 4, 5;
4) 1, 5.

18. Какой вариант ответа
показывает правильную расстановку запятых в
предложении?

Сначала страшно показалось Вакуле (1)
когда поднялся он от земли на такую высоту (2) что
не мог видеть внизу (3) и пролетел под самым
месяцем так (4) что (5) если бы не наклонился
немного (6) то зацепил бы его шапкою.

1) 1, 2, 3, 4, 6;
2) 1, 2, 4, 5, 6;
3) 1, 2, 5, 6;
4) 1, 2, 4, 5.

19. В каком предложении не
допущено стилистических ошибок?

1) Большинство учеников хорошо сдало
выпускные экзамены.
2) Не рассчитывая попасть на поезд, было решено
заночевать в лесу.
3) Молодой человек, проходя мимо сада, увидел
пятилетнюю девочку, которая стояла и плакала.
4) Щенок лопал с такой жадностью, что скоро
тарелка кончилась, и он влез в нее обеими лапами.

20. В каком слове ударение падает
на второй слог?

1) Километр;
2) красивее;
3) ожили;
4) положила.

Прочитайте предложения и выполните
задания 21–25.

А. Посветлевшее от цветения старое
дерево гудит, шумит, пчелами, мелькающими среди
цветов и листьев.
Б. Когда повеет ветерок, за версту услышишь, как
цветет липа.
В. Незримая река медового аромата, льется от нее
по яркому июльскому разнотравью.
Г. В тихую, безветренную погоду несметное
количество пчел слетается сюда на работу.

21. В какой последовательности
нужно расположить предложения, чтобы получился
текст?

1) АБГВ;
2) БВГА;
3) ВАБГ;
4) ГАБВ.

22. Определите стиль и тип речи.

1) Художественный стиль, повествование;
2) художественный стиль, рассуждение;
3) публицистический стиль, описание;
4) разговорный стиль, повествование и описание.

23. Укажите правильную
характеристику слова посветлевшее
(предложение А).

1) Прилагательное;
2) причастие;
3) деепричастие;
4) наречие.

24. Какая характеристика
соответствует предложению А?

1) Простое предложение;
2) сложносочиненное предложение;
3) сложноподчиненное предложение;
4) бессоюзное сложное предложение.

25. В каком предложении допущена
пунктуационная ошибка?

1) А;
2) Б;
3) В;
4) Г.

26. Прочитайте текст. Напишите
сочинение-рассуждение по этому тексту.

Как вам кажется, что важнее в природе:
красота и гармония или возможность приносить
пользу людям? В чем основное назначение природы,
ее ресурсов? Любой ли уголок природы заслуживает
бережного отношения и восхищения? А может быть,
некоторые природные уголки можно использовать
для производственных целей, а другие, такие, как
Байкал, нельзя, их нужно сохранять, чтобы люди
могли любоваться ими и восхищаться их красотой?
Подумайте над этими вопросами.

Еще раз прочитайте текст. Выразите
свое отношение к экологической проблеме.
Разделяете ли вы точку зрения автора?

Объем сочинения – 10–15 предложений.

БАЙКАЛ, БАЙКАЛ…

Как и с чем действительно можно
сравнить его красоту? Не станем уверять, что
прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому
из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса,
как известно, его тундра и ледяная пустыня есть
венец природного совершенства и богатства. Мы с
рождения впитываем в себя ветры и воды своей
родины, они влияют на наш характер и в немалой
степени организуют наш жизненный состав. Поэтому
недостаточно сказать, что природа дорога нам, мы
часть ее; в нас обязан говорить и говорит ее
древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать,
отдавая чему-либо предпочтение: льды Гренландии
с песками Сахары, сибирскую тайгу со
среднерусской степью, даже Каспий с
Байкалом, – можно лишь передать о них свои
впечатления. Все это прекрасно своей красотой и
удивительно своей жизнью. Чаще всего попытки
сравнения в таких случаях происходят от нашего
нежелания или неумения увидеть и почувствовать
единственность и неслучайность картины,
трепетного и тревожного ее существования.
И все-таки у Природы как целого, как единого
творца есть свои любимцы, в которые она при
строительстве вкладывает особенное старание,
отделывает с особенным тщанием и наделяет
особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и
Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.
Байкал создан как венец и тайна природы – не для
производственных потребностей, а для того, чтобы
мы могли пить из него вволю воду, главное и
бесценное его богатство, любоваться его
державной красотой и дышать его заповедным
воздухом. Он никогда не отказывается помогать
человеку, но только в той мере, чтобы вода
осталась чистой, красота непогубленной, воздух
незасоренным, а жизнь – в нем и вокруг.
Это прежде всего необходимо нам.

(По В.Г. Распутину)

Ответы: 1. – 3); 2. – 4); 3. – 2); 4. – 1);
5. – 3); 6. – 2); 7. – 2); 8. – 3); 9. – 1); 10. – 2); 11. – 4); 12. –2);
13. – 3); 14. – 4); 15. – 1); 16. – 4); 17. – 2); 18. – 1); 19. – 3); 20.
– 2); 21. – 2); 22. – 1); 23. – 2); 24. – 1); 25. – 3).

Контрольная работа по русскому языку

10-11 классы

Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий:

«отлично» – не более 4 ошибок;

«хорошо» – не более 10 ошибок;

«удовлетворительно» – не более 16 ошибок;

«неудовлетворительно» – 17 ошибок и более.

Дополнительное задание (сочинение-рецензия по тексту) оценивается как творческая работа.

ТЕСТ № 1

1. Отметьте номер слова с приставкой пре-:

1) пр_открыть,

2) пр_следование,

3) пр_ключение,

4) пр_готовление.

2. В каком примере не пишется раздельно?

1) (не)стерпимая боль,

2) поступить крайне (не)осторожно,

3) купил (не)дорогой, но красивый костюм,

4) далеко (не)легкое дело.

3. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая:

1) Однажды Лебедь, Рак_ да щука везти с поклажей воз взялись.

2) И берег_ и море молчали.

3) Большой город притягивал своей мощью, жизненностью, суетой непрерывных человеческих потоков, грохотом трамваев_ и криком сирен автомобилей.

4) Иван Никифорович был ни жив_ ни мертв.

4. Отметьте номер слова с удвоенной согласной:

1) бал(л)он,

2) ал(л)юминий,

3) драм(м)а,

4) рес(с)урс.

5. В каком слове пропущена буква о?

1) ж_лудь,

2) печ_ный,

3) реш_тка,

4) холщ_вый.

6. Лексическое значение какого слова определено неверно?

1) Мякина – мягкая часть печеного хлеба, хлебных изделий.

2) Озимь – всходы засеваемых осенью хлебов.

3) Паводок – поднятие уровня воды в реках от таяния снега, льда или сильных дождей.

4) Целина – земля, которую никогда не пахали.

7. Какое слово пишется через дефис?

1) (Радио)локация,

2) (электро)моторный,

3) (как)никак,

4) вряд(ли).

8. Нужны запятые на месте цифр:

Я люблю подмосковные леса (1) и когда они весело шелестят при летнем ветерке (2) и когда они (3) заснеженные (4) спокойно спят (5) под холодным светом луны.

1) 1, 2, 3, 4, 5,

2) 1, 2, 3, 4,

3) 2, 3, 4, 5,

4) 2, 3, 4.

9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) Тр_пинка, накл_нение, н_тариус, затв_рить.

2) Ж_лет, соч_тать, ж_тон, пр_небрежение.

3) Ц_ган, без_нициативный, акац_я, опазд_вать.

4) Досух_, сорок_летие, р_зыграть, сорок_ножка.

10. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой:

1) Быстро, чтобы орлы не проведали об укрытом олене, я поспешил к Лувену.

2) Из всего сказанного следует, что после каждого выстрела, если тетерев не упал надобно смотреть за ним, пока он не улетит с глаз.

3) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными волами.

4) Проводник молча указал на клочья тумана, которые появились в горах и, точно привидения, бродили по лесу.

11. Пишется без ъ:

1) фельд(ъ)егерь,

2) аэрос(ъ)емка,

3) двух(ъ)ярусный,

4) четырех(ъ)элементный.

12. Укажите пример с ошибкой в образовании грамматической формы слова:

1) он невежествен,

2) барсучьи норы,

3) не имеет право,

4) полон впечатлений.

13. В каком случае возможно только одно написание?

1) Щ(и/е)пать,

2) пр(и/е)клоняться,

3) за(то),

4) надума(н/нн)ый.

14. В каком словосочетании тип связи слов – управление?

1) Покупка дома,

2) второй номер,

3) учиться рисовать,

4) это дерево.

15. В каком слове буква т, заключенная в скобки, не пишется?

1) Словес(т)ный,

2) корыс(т)ный,

3) завис(т)ливый,

4) ус(т)ный.

16. В каком слове ударение на первом слоге?

1) Цыган,

2) щавель,

3) баловать,

4) принят.

17. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?

1) Сержусь-то я на самого себя_ сам кругом виноват.

2) Тут открылась картина довольно занимательная_ широкая сакля, крыша которой опиралась на два закопченных столба, была полна народа.

3) Ввысь взлетает Сокол_ жмется Уж к земле.

4) Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

18. В каком примере в суффиксе пишется нн?

1) сеян_ая мука,

2) некошен_ый луг,

3) девочка избалован_а,

4) дорога пустын_а.

19. Отметьте номер слова, где на месте пропуска пишется звонкая согласная:

1) моло_ьба,

2) стру_ка,

3) чере_чур,

4) ни_провергать.

20. В каком предложении чужая речь оформлена неверно?

1) «Ну, хорошо, хорошо! – засмеялась Валя – я никому не скажу».

2) «Я ваш ординатор, – сказала она, – сегодня дежурю».

3) «Наше присутствие на местах в такой напряженный момент необходимо, – закончил Борташев. – Я выезжаю завтра».

4) Павел, уходя из дома, сказал матери: «В субботу у меня будут гости из города».

21. К какому слову неверно подобран синоним?

1) Глаза – очи,

2) блестела – сверкала,

3) монумент – пьедестал,

4) ярость – гнев.

22. Какое слово неверно разбито для переноса?

1) Ра-звя-зать,

2) ра-зыс-кать,

3) со-жженный,

4) подъ-езд.

23. В каком примере на месте пропуска пишется ни?

1) Кто н_ проклинал станционных смотрителей, кто с ними н_ бранивался?

2) Сын поцеловал мать, и н_ смотря на нее, н_ оборачиваясь, вышел из комнаты.

3) Казак на север держит путь, казак н_ хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.

4) Как н_ придумывал Манилов, как ему быть и что делать, но ничего другого не мог придумать, как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкою струею.

24. В каком ряду во всех словах пишется ь?

1) Роскош(ь), пореж(ь)те, рубеж(ь), достич(ь);

2) желч(ь), вос(ь)мью, съеш(ь)те, наотмаш(ь);

3) вскач(ь), лиш(ь), фонар(ь)щик, невмоч(ь);

4) вер(ь)фи, брит(ь)ся, фальш(ь), приготов(ь)те.

25. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Конечно_ не один Евгений смятенье Тани видеть мог.

2) К счастью_ на всем своем протяжении река имеет большую глубину.

3) Мы не надеялись никогда более встретиться, однако_ встретились.

4) Как хорошо ты_ о море ночное!

26. Отметьте номер слова с орфографической ошибкой:

1) спуститься в долину,

2) быть старожилом,

3) посвятить фонарем,

4) умолять о помощи.

27. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) Баян,

2) предмет,

3) праздник,

4) возьмем.

28. Какой пример не соответствует нормам литературного языка?

1) Охотничьи заботы и мечты овладели моим воображением.

2) На изготовление лодок ушло четверо суток.

3) У Губарева была привычка постоянно расхаживать взад и вперед, то и дело подергивая и почесывая бороду.

4) Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон.

29. Отметьте номер слова, где написание раздельное:

1) Что(бы) вода не залила огонь, пришлось подкладывать в костры больше дров.

2) Никита повернул (на)право, к речке.

3) (В)следствие сырой и прохладной весны зелень сохранила свою свежесть до начала июля.

4) У меня то(же) серое пальто, в котором вы меня видели в прошлом году.

30. В каком слове пропущена буква ю?

1) Зрители смотр_т,

2) готов_щийся к зачету студент,

3) знамена ре_т,

4) ненавид_щий взгляд.

31. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?

1) Ничего не заметно было оживляющего картину ни отворяющихся дверей ни выходивших откуда-нибудь людей никаких живых хлопот и забот дома.

2) Много снега много хлеба.

3) Надежду и пловца все море поглотило.

4) В поле в роще в воздухе всюду царствовало безмолвие.

32. Отметьте пример, в котором подчеркнутое слово пишется с прописной (большой) буквы:

1) Государственная Третьяковская (г)алерея;

2) Большой зал Московской (к)онсерватории;

3) Дальний (в)осток;

4) Ломоносовские (ч)тения.

33. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Струйки дыма вились в ночном воздухе_ полном влаги и свежести моря.

2) Доносившийся снизу_ шум моря говорил о покое.

3) Держа кувшин над головой_ грузинка узкою тропой сходила к брегу.

4) Как истинный художник_ Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии.

34. Отметьте номер слова, где написание с не слитное:

1) Капля (не)велика, а камень разрушает.

2) Капля (не)велика, а мала.

3) На столе лежала (не)прочитанная, а лишь просмотренная книга.

4) На столе лежала (не)прочитанная мною книга.

35. «Соединения типа метана могут выделяться и при вулканической деятельности, но тот факт, что они неизменно связаны с “темными” морями, т.е. с самой почвой планеты, и что они присутствуют в спектре всякой растительности, несомненно, укрепляет позиции защитников органической жизни на Марсе».

Приведенный ниже текст относится к следующему стилю речи:

1) официально-деловому,

2) научному,

3) публицистическому,

4) художественному.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 36–40.

(A) Всю ночь соловьиные трели будоражат чуткий сон лесных обитателей, пребывающих в таком же приподнятом настроении.

(Б) На рассвете их будит кукушка.

(B) В последние дни мая расцветает шиповник, распускаются гроздья сирени нежно-розовые кисти которой переваливаются за деревянную ограду сада.

(Г) В лесу раздается беспрестанно разноголосый птичий гомон.

36. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) ГАБВ,

2) BБГA,

3) БВАГ,

4) АВБГ.

37. Определите стиль и тип речи приведенного выше текста:

1) разговорный стиль, повествование;

2) публицистический стиль, рассуждение;

3) художественный стиль, повествование;

4) научный стиль, рассуждение.

38. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста:

1) Предложение А – простое предложение с обособленным определением.

2) Предложение Б – простое распространенное предложение.

3) Предложение В – сложное предложение, состоит из трех простых.

4) Предложение Г – простое предложение с однородными определениями.

39. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

1) Беспрестанно – наречие;

2) нежно-розовые – сложное прилагательное;

3) обитателей – существительное в творительном падеже;

4) соловьиные – относительное прилагательное.

40. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) А,

2) Б,

3) В,

4) Г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Напишите сочинение-рецензию по этому тексту. Выразите свое отношение к теме, описанной автором. Оцените языковое оформление текста: стиль, композицию, отбор языковых средств.

НЕТ КОНЦА МИРУ…

Теперь конец сентября, но ветлы еще не пожелтели. Зато из-за домов, с задворков, проглядывают верхушки желтых и багрово-красных деревьев.

Травка, которой заросло все село, тоже, как и ветлы, была бы совершенно зеленая, если бы старые липы, растущие в огороде, не начали ронять пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить все село, и теперь уж сквозь опавшие листья проглядывает зелень травы.

Среди желто-зеленого яркая, мокрая, черная поблескивает неширокая проезжая дорога.

В небе какое-то странное сочетание наивной голубизны и темных, аспидных туч.

Временами проглядывает яркое солнце, и тогда еще чернее делаются тучи, еще голубее чистые участки неба, еще желтее листва, еще зеленее трава, еще чернее дорога, еще более проглядывает сквозь полуопавшие липы старенькая колокольня.

Если с этой колокольни, забравшись по полуистлевшим балкам и лестницам, поглядеть теперь во все стороны белого света, то сразу расширится кругозор: мы охватим взглядом весь холм, на котором стоит Олепино, увидим, может быть, речку, обвивающую подножие холма, деревни, стоящие по речке, крутое полукружие леса, подковой охватившее весь пейзаж: и село, и реку, и деревню, и то черные, то желтые, то нежно, не по-осеннему зеленые поля.

Нет конца миру. Воображение может поднять нас повыше колокольни, тогда вновь раздадутся горизонты, и село, которое только было вокруг нас, покажется как бы из игрушечных домиков, сбившихся в небольшую стайку посреди земли, имеющей заметную планетарную кривизну.

Мы увидим, что земля оплетена множеством тропинок и дорог. Те, что поярче, пожирнее, уводят к городам, которые с нашей высоты можно теперь увидеть.

(По В.Солоухину)

Контрольные тесты по русскому языку

Старшие классы

Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий:

«отлично» – не более 4 ошибок;

«хорошо» – не более 10 ошибок;

«удовлетворительно» – не более 16 ошибок;

«неудовлетворительно» – 17 ошибок и более.

Дополнительное задание (сочинение-рецензия по тексту) оценивается как творческая работа.

ТЕСТ № 2

1. В каком слове пропущен ь?

1) Январ(ь)ский,

2) еш(ь)те,

3) блестящ(ь),

4) бан(ь)щик.

2. В каком примере в суффиксе пишется нн?

1) Ветрян_ая мельница,

2) книга иллюстрирован_а,

3) стадо испуган_о,

4) печен_ый в золе.

3. В каком слове допущена орфографическая ошибка?

1) Запаздать,

2) воображение,

3) угрожать,

4) нагромождать.

4. Какой ряд синонимов составлен неверно?

1) Всадник, наездник, верховой, конный;

2) краснеть, рдеть, алеть, румяниться;

3) ошибка, оплошность, погрешность, промах;

4) злой, лихой, плохой, ужасный.

5. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) Богатый,

2) утреннее,

3) вьюга,

4) просьба.

6. Пишется частица не:

1) Н_ один человек не пришел.

2) Н_ она ли это?

3) Н_ дать н_ взять.

4) Откуда н_ возьмись.

7. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Дрова как будто и сухи_ да не играет печка.

2) Обе женщины хитрили_ и ни одна не начинала нужный разговор.

3) День был невинен_ и ветер был свеж.

4) В июле на юге вечера наступают рано_ и воздух темнеет быстро.

8. Укажите пример, в котором употребление прописной буквы неверно:

1) Организация Объединенных Наций;

2) Герой Российской Федерации;

3) Западная Сибирь;

4) Государственная Третьяковская Галерея.

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Несмотря на ранний час, многие лицеисты не спали.

2) Самая речь полковника, скупая на слова, никогда не отличалась определенностью.

3) Должно быть, за пеленой облаков взошла луна.

4) Веущая вверх, тропинка сильно петляла.

10.Пишется раздельно:

1) (двадцати)(пяти)тысячный,

2) (пол)десятого,

3) (четверть)финал,

4) (три)(тысячи)пятнадцатый.

11. Часть речи определена неверно:

Как вольно дышит грудь, как будто движутся челны, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны.

1) Вольно – наречие;

2) весь – местоимение;

3) охваченный – прилагательное;

4) дыханием – существительное.

12. В каком слове приставка оканчивается на -с?

1) Во_награждать,

2) бе_шумный,

3) ра_жечь,

4) и_мучить.

13. Пишется о:

1) алыч_вый,

2) перч_ный,

3) затуш_вывать,

4) никч_мный.

14. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?

1) Карнизы и наличники дома калитка и ворота все было в узорах.

2) Вскоре мне улыбнулось счастье нашелся сын.

3) Дожди размыли горные дороги ехать было трудно.

4) Снег становился все белее и ярче так что ломило глаза.

15. Укажите, в каком слове допущена ошибка:

1) щавель,

2) парашютный,

3) малышы,

4) щуриться.

16. Укажите неверное утверждение о количестве букв и звуков в словах:

1) въезд – 5 букв, 5 звуков;

2) вечный – 6 букв, 7 звуков;

3) просьба – 7 букв, 6 звуков;

4) доброе – 6 букв, 7 звуков.

17. В каком слове пропущен разделительный ъ?

1) контр(ъ)аргумент,

2) гил(ъ)отина,

3) пред(ъ)юбилейный,

4) с(ъ)узить.

18. В каком предложении знаки препинания расставлены неверно?

1) По окончании трудов Петр вынул карманную книжку, дабы справиться, все ли им предполагаемое на сей день исполнено.

2) Пускай ты умер, но в сердце смелых и сильных духом, всегда ты будешь живым примером.

3) Пока Шамохин говорил, я заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие.

4) Тетка закрыла глаза, чтобы поскорее уснуть, так как она знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем скорее наступит утро.

19. Укажите слово с орфографической ошибкой:

1) раззвонить,

2) чересчур,

3) изчезнуть,

4) дислокация.

20. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) Закупорить,

2) зимовщик,

3) каучук,

4) красивее.

21. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Казалось, настало время, когда каждая минута словно вечность_ и не надо ждать иной.

2) Сам он не увеличил отцовского состояния_ ибо был, как говорится, жуир, эпикуреец на русский лад.

3) Уж коли задался человек идеей_ то ничего не поделаешь.

4) Мне не хотелось домой_ да и незачем было идти туда.

22. Чужая речь в предложении передана неверно:

1) Я спросил брата, принес ли он книгу.

2) Мамаев объяснил, что сидит здесь шесть часов.

3) Какой аромат, граждане, какой упоительный аромат, говорил старик.

4) Гаврила вдруг спросил, где снасть.

23. Отметьте номер слова, лексическое значение которого определено неверно.

1) Блик – отблеск света или световое пятно на темном фоне.

2) Аллея – дорога, по обеим сторонам которой посажены деревья.

3) Репродукция – картина, отпечатанная в типографии.

4) Мякина – мягкая часть печеного хлеба, хлебных изделий.

24. Пишется слитно:

1) вслед (за)тем раздался выстрел,

2) выслушивать одно и то(же),

3) было (от)чего печалиться,

4) (за)тем и пришел, чтобы получить нужные сведения.

25. Найдите ошибочное утверждение о предложении:

Давай вдвоем песенку споем.

1) Предложение простое, неопределенно-личное;

2) главный член предложения сказуемое давай спое;

3) предложение распространенное;

4) вид связи в словосочетании споем песенку – управление.

26. Отметьте неверно образованную форму множественного числа:

1) кучера,

2) сторожа,

3) жернова,

4) инженера.

27. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) З_ницы, yд_py, ж_лейка, пр_небречь;

2) к_бура, несг_раемый (шкаф), воз_бновить, заг_ловок;

3) вя_кое (болото), бе_дельник, чере_полосица, и_зябнуть;

4) без_нициативный, от_скать, пред_стория, сверх_зысканный.

28. В каком словосочетании вид связи – примыкание?

1) Тотчас наполнило,

2) ожидание встречи,

3) наполнило сердце,

4) наполнило радостью.

29. Отметьте слово с приставкой пре-:

1) пр_певать,

2) пр_кончить,

3) пр_стегнуть,

4) пр_возносить.

30. У какого слова в предложении неправильно определены грамматические признаки?

Мы отдохнули после работы, затем пошли в кино.

1) Мы – личное местоимение;

2) после – предлог;

3) затем – союз;

4) пошли – глагол.

31. Укажите правильный вариант ответа:

Ц_фра, возр_ст, ра_ценка, син_ватый, засе_л, пред_стория,

1) и–о–с–и–е–ы,

2) и–а–з–е–е–и,

3) ы–а–с–е–я–и,

4) и–а–с–е–я–ы.

32. В каком слове пишется нн?

1) Жеван_ый;

2) балован_ый ребенок;

3) вялен_ая рыба;

4) мы ограничен_ы временем.

33. В каком примере возможно только одно написание?

1) (В)даль,

2) (от)того,

3) ве(з/с)ти,

4) уже(ли).

34. В каком случае не пишется слитно?

1) Долг (не)уплачен;

2) (не)удача привела нас к успеху, а выдержка;

3) (не)оконченный труд;

4) сказано (не)(по)русски.

35. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное):

1) Большинство учеников хорошо сдало экзамены.

2) Школу закончили сорок один человек.

3) В деревне послышался топот и крики.

4) Докладчик пытался убедить своих слушателей, что будто бы выдвинутые им предложения проверены на практике.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 36–40.

(A) Подует ветер прямо в лицо, все весело зашумит и задвижится кругом.

(Б) Ветерок то просыпался, то утихал.

(B) Одни кузнечики дружно трещали.

(Г) Но вот, он опять замер, и все опять стихло.

36. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) БАГВ,

2) АБВГ,

3) ВГБА,

4) ГБВА.

37. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) А,

2) Б,

3) В,

4) Г.

38. В каком предложении есть слово с орфографической ошибкой?

1) А,

2) Б,

3) В,

4) Г.

39. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

1) В лицо – существительное, неодушевленное, средний род, 2-е склонение, ед. число, винительный падеж;

2) утихал – глагол, несовершенный вид, 1-е спряжение, прошедшее время;

3) дружно – прилагательное, качественное, краткая форма, средний род, ед. число;

4) он – местоимение, личное, 3-е лицо, ед. число.

40. Определите стиль и тип речи данного текста:

1) разговорный стиль, повествование;

2) публицистический стиль, описание;

3) художественный стиль, повествование;

4) научный стиль, рассуждение.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Напишите сочинение-рецензию по этому тексту. Выразите свое отношение к теме, описанной автором. Оцените языковое оформление текста: стиль, композицию, отбор языковых средств.

ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ?

Это было давно, лет сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и у небольшой ямки, поросшей тальником, увидел птицу. Она услышала меня, испугалась и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.

От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать. Непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда, живая душа. Я догнал птицу и, слепой от охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась.

Я узнал птицу. Это был коростель, дергач по-нашему. Все его друзья дергачи отправились в теплые края зимовать, а этот уйти не смог. У него не было одной лапки – в сенокос он попал под косу. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

Худое, почти невесомое тельце птицы вызвало во мне такую жалость, что я стал руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную птицу…

Много лет я живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли. Но отчего, почему, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

(В.Астафьев)

Ответы: 1вариант

1 – 2); 2 – 4); 3 – 2); 4 – 1); 5 – 4); 6 – 1); 7 – 3); 8 – 4); 9 – 1); 10 – 2); 11 – 4); 12 – 3); 13 – 4); 14 – 1); 15 – 1); 16 – 4); 17 – 3); 18 –4); 19 – 2); 20 – 1); 21 – 3); 22 – 1); 23 – 4); 24 – 2); 25 – 3); 26 – 3); 27 – 2); 28 – 4); 29 – 4); 30 – 3); 31 – 1); 32 – 3); 33 – 2); 34 – 1); 35 – 2), 36 – 1); 37 – 3); 38 – 4); 39 – 3) 40 – 3).

Ответы 2 вариант

1 – 2), 2 – 4), 3 – 1), 4 – 4), 5 – 4), 6 – 2), 7 – 4), 8 – 4), 9 – 4), 10 – 4), 11 – 3), 12 – 2), 13 – 1), 14 – 2), 15 – 3), 16 – 2), 17 – 3), 18 – 2), 19 – 3), 20 – 3), 21 – 1), 22 – 3), 23 – 4), 24 – 4), 25 – 1), 26 – 4), 27 – 2), 28 – 1), 29 – 4), 30 – 3), 31 – 4), 32 – 2), 33 – 4), 34 – 3), 35 – 3), 36 – 1), 37 – 4), 38 – 1), 39 – 3), 40 – 3).

 Нормы: синтаксические, лексические, грамматические. Подготовка к ЕГЭ

Нормы: синтаксические, лексические, грамматические.

Подготовка к ЕГЭ

Выразительные средства   Занимаясь изучением языков, 1) у меня обнаружились способности. 2) мама записала меня на курсы. 3) поможет словарь. 4) нужно пользоваться словарем.

Выразительные средства

  •   Занимаясь изучением языков,
  • 1) у меня обнаружились способности.
  • 2) мама записала меня на курсы.
  • 3) поможет словарь.
  • 4) нужно пользоваться словарем.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.   Пользуясь калькулятором, 1) расчет производится точно. 2) нам удается не ошибаться. 3) не остается сомнений в правильности расчета. 4) можно быстро получить ответ.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

  • Пользуясь калькулятором,
  • 1) расчет производится точно.
  • 2) нам удается не ошибаться.
  • 3) не остается сомнений в правильности расчета.
  • 4) можно быстро получить ответ.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.  Работая над сочинением, 1) вас никто не должен отвлекать;  2) вам нужны будут критические статьи;  3) не отвлекайтесь;  4) сначала составляется план.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

  • Работая над сочинением,
  • 1) вас никто не должен отвлекать; 2) вам нужны будут критические статьи; 3) не отвлекайтесь; 4) сначала составляется план.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Поднявшись в небо, 1) планер держится за счет восходящих струй воздуха;  2) планер держат восходящие струи воздуха;  3) для планера нужен ветер;  4) полет планера напоминает парение орла.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

  • Поднявшись в небо,
  • 1) планер держится за счет восходящих струй воздуха; 2) планер держат восходящие струи воздуха; 3) для планера нужен ветер; 4) полет планера напоминает парение орла.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 1) Натянуть и выстрелить из лука очень трудно.  2) Тем, кто расположился на ночлег под навесом, пришлось искать другого укрытия.  3) По берегам реки Ангары растянулась тайга.  4) Руки девушки, загрубевшие от работы на холоде, не были изящны. А523. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

  • 1) Натянуть и выстрелить из лука очень трудно. 2) Тем, кто расположился на ночлег под навесом, пришлось искать другого укрытия. 3) По берегам реки Ангары растянулась тайга. 4) Руки девушки, загрубевшие от работы на холоде, не были изящны.
  • А523. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Окончив школу, 1) мне вручили аттестат;  2) все меня поздравляли;  3) мне дали направление в институт;  4) я не стал поступать в институт, а устроился на работу.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

  • Окончив школу,
  • 1) мне вручили аттестат; 2) все меня поздравляли; 3) мне дали направление в институт; 4) я не стал поступать в институт, а устроился на работу.

 Выберите грамматически правильное продолжение предложения.   Войдя в комнату, 1) у меня было удивленное лицо;  2) там было темно и душно;  3) я сел на диван и включил телевизор;  4) вдруг погас свет.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

  • Войдя в комнату,
  • 1) у меня было удивленное лицо; 2) там было темно и душно; 3) я сел на диван и включил телевизор; 4) вдруг погас свет.

 Выберите грамматически правильное продолжение предложения.   Услышав сигнал, 1) палатки были моментально собраны;  2) мы поспешили в столовую;  3) у нас не было времени на сборы;  4) всех охватило ликование.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

  • Услышав сигнал,
  • 1) палатки были моментально собраны; 2) мы поспешили в столовую; 3) у нас не было времени на сборы; 4) всех охватило ликование.

Приехав в Москву, ... 1) мне предстояло продолжить обучение; 2) я поступил в университет; 3) мои намерения состояли в продолжении обучения; 4) меня приняли на первый курс университета.

  • Приехав в Москву, …
  • 1) мне предстояло продолжить обучение;
  • 2) я поступил в университет;
  • 3) мои намерения состояли в продолжении обучения;
  • 4) меня приняли на первый курс университета.

В каком ряду во всех трех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?   1) Произр_стать, пром_кать, озн_комление; 2) подозр_вать, скл_няемый, предр_кать; 3) эт_лон, засв_стеть, зав_хрение; 4) отм_чать, зам_нированный, пол_нялый.

В каком ряду во всех трех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

  • 1) Произр_стать, пром_кать, озн_комление;
  • 2) подозр_вать, скл_няемый, предр_кать;
  • 3) эт_лон, засв_стеть, зав_хрение;
  • 4) отм_чать, зам_нированный, пол_нялый.

В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?   1) Нав_вать сны, пог_релец, р_ликтовый; 2) р_сточек, проскл_нять, обл_ко; 3) выч_тать, ув_зать, скр_петь; 4) прим_рять (соперников), г_рчица, н_гой.

В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  • 1) Нав_вать сны, пог_релец, р_ликтовый;
  • 2) р_сточек, проскл_нять, обл_ко;
  • 3) выч_тать, ув_зать, скр_петь;
  • 4) прим_рять (соперников), г_рчица, н_гой.

1) Оз_ренный, обж_гание, расцв_сти; 2) в_ршина, пр_зидиум, см_гченный; 3) подд_ржать, пр_обладать, пласт_линовый; 4) сож_ление, м_тодика, увл_кательный.

  • 1) Оз_ренный, обж_гание, расцв_сти;
  • 2) в_ршина, пр_зидиум, см_гченный;
  • 3) подд_ржать, пр_обладать, пласт_линовый;
  • 4) сож_ление, м_тодика, увл_кательный.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) Д_лекий, расск_зать, пл_стилин; 2) присоед_ниться, запл_тить, похв_ла; 3) д_лина, благосл_вить, доверч_вый; 4) разл_мать, пор_сль, п_спорта.

  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
  • 1) Д_лекий, расск_зать, пл_стилин;
  • 2) присоед_ниться, запл_тить, похв_ла;
  • 3) д_лина, благосл_вить, доверч_вый;
  • 4) разл_мать, пор_сль, п_спорта.

А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Он уселся на скамью, стоящую в конце бульвара. 2) Почуяв зверя, собака бросилась бежать по его следу. 3) Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех. 4) Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены

  • А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
  • 1) Он уселся на скамью, стоящую в конце бульвара.
  • 2) Почуяв зверя, собака бросилась бежать по его следу.
  • 3) Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех.
  • 4) Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены

Речевые ошибки   С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем. Эти дети были обделены от радости. Тяжелая доля выпала на голову нашего народа. Дети были бедные, они питались хлебом и солью. Низкий поклон перед теми, кто воевал. Над ним разыграли шутку. Этот поступок был последней каплей, переполнившей бочку с порохом. Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить и увеличить внутренние органы.

Речевые ошибки

  • С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем.
  • Эти дети были обделены от радости.
  • Тяжелая доля выпала на голову нашего народа.
  • Дети были бедные, они питались хлебом и солью.
  • Низкий поклон перед теми, кто воевал.
  • Над ним разыграли шутку.
  • Этот поступок был последней каплей, переполнившей бочку с порохом.
  • Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить и увеличить внутренние органы.

Стилистические ошибки   Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили. Я маленько не согласна с точкой зрения автора. Подобным жмотом показал Гоголь Плюшкина. Нам необходимо набивать голову знаниями. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире. Авторскую позицию выражает пословица, которая гласит: «По одежке встречают – по уму провожают». Шариков, получив некоторую власть, стал беспредельщиком.

Стилистические ошибки

  • Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили.
  • Я маленько не согласна с точкой зрения автора.
  • Подобным жмотом показал Гоголь Плюшкина.
  • Нам необходимо набивать голову знаниями.
  • Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире.
  • Авторскую позицию выражает пословица, которая гласит: «По одежке встречаютпо уму провожают».
  • Шариков, получив некоторую власть, стал беспредельщиком.

Грамматические ошибки   Стесняемость, стыдьба, стыдство за бедный вид матери. Взятничество – бич нашего времени. Оплошки героев. Основная проблема – робкость молодого преподавателя. Бороться с нахальностью трудно. Просторечивые слова. Общественный устрой. По асфальтной дорожке. С детства у нее были приклонности к музыке. Воины проявляли упорность и отвагу. Надо понять, что все это не зазря делалось. Вызывает уважение неколебимость характера героев. Л.Толстой назвал народ толкателями истории. Известно, что Гумилев обсмеивал талант Ахматовой.

Грамматические ошибки

  • Стесняемость, стыдьба, стыдство за бедный вид матери.
  • Взятничество – бич нашего времени.
  • Оплошки героев.
  • Основная проблема – робкость молодого преподавателя.
  • Бороться с нахальностью трудно.
  • Просторечивые слова. Общественный устрой. По асфальтной дорожке.
  • С детства у нее были приклонности к музыке. Воины проявляли упорность и отвагу.
  • Надо понять, что все это не зазря делалось.
  • Вызывает уважение неколебимость характера героев.
  • Л.Толстой назвал народ толкателями истории.
  • Известно, что Гумилев обсмеивал талант Ахматовой.

Петруша Гринев сначала тоже был недорослью. Более худшего примера не привести. В те годы Россия была голодна и нища. Творчество Высоцкого не спутаешь ни с кем. Можно рассказать о судьбе обоих сестер. Ветерану хотелось слов без фальша. Автор анализирующего текста – писатель В.Тендряков.

  • Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.
  • Более худшего примера не привести.
  • В те годы Россия была голодна и нища.
  • Творчество Высоцкого не спутаешь ни с кем.
  • Можно рассказать о судьбе обоих сестер.
  • Ветерану хотелось слов без фальша.
  • Автор анализирующего текста – писатель В.Тендряков.

В новостях по телевидению постоянно передается о насильстве над людьми. Мы узнаем об ихних планах. Был нужен человек, могущий бы помочь в этом деле. Еще Гоголь писал о великости русского народа. Вспомним горьковского Ларру – он тоже самолюб и эгоист. Какую надо иметь мужественность, чтобы так петь перед смертью! Вадима преследовало раскаивание, но недолго.

  • В новостях по телевидению постоянно передается о насильстве над людьми.
  • Мы узнаем об ихних планах.
  • Был нужен человек, могущий бы помочь в этом деле.
  • Еще Гоголь писал о великости русского народа.
  • Вспомним горьковского Ларру – он тоже самолюб и эгоист.
  • Какую надо иметь мужественность, чтобы так петь перед смертью!
  • Вадима преследовало раскаивание, но недолго.

Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая. Меня захватили сердцетрепещущие мысли. Недавно Эстонский сейм утвердил постановление о снесении памятника воину-освободителю. Русский язык необъемлем. Это был самый прекраснейший выход из ситуации.

  • Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая.
  • Меня захватили сердцетрепещущие мысли.
  • Недавно Эстонский сейм утвердил постановление о снесении памятника воину-освободителю.
  • Русский язык необъемлем.
  • Это был самый прекраснейший выход из ситуации.

синтаксических ошибок  Автор повествует о том, как нужно правильно путешествовать. По приезду в Британию сам он сразу едет в Лондон. С отсталой страны Россия превратилась в великую державу. Российская молодежь готовы лечь на амбразуру, чтобы не допустить этого. Те, кто любят литературу, знают это имя.

синтаксических ошибок

  • Автор повествует о том, как нужно правильно путешествовать.
  • По приезду в Британию сам он сразу едет в Лондон.
  • С отсталой страны Россия превратилась в великую державу.
  • Российская молодежь готовы лечь на амбразуру, чтобы не допустить этого.
  • Те, кто любят литературу, знают это имя.

Этические ошибки   Этот текст меня бесит. Михалков сам пистаель, вот он и призывает всех книги читать. Судя по тому, что говорит автор, он маньяк. Работы тверских выпускников также не вполне свободны от недочетов подобного рода: Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня. Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов. Агеев – очень яркий писатель своего времени, рассказ писателя – это пример человеческой глупости. Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не нравится – пусть отправляются на тот свет. Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой? Учась в школе, я, как и вся современная молодежь, занималась ерундой.

Этические ошибки

  • Этот текст меня бесит.
  • Михалков сам пистаель, вот он и призывает всех книги читать.
  • Судя по тому, что говорит автор, он маньяк.
  • Работы тверских выпускников также не вполне свободны от недочетов подобного рода:
  • Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня.
  • Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов.
  • Агеев – очень яркий писатель своего времени, рассказ писателя – это пример человеческой глупости.
  • Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не нравится – пусть отправляются на тот свет.
  • Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?
  • Учась в школе, я, как и вся современная молодежь, занималась ерундой.

Задание. Найдите и исправьте речевые ошибки Примеры предложений для нахождения и квалификации речевых ошибок: Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах. Этот юноша отталкивает всех своим себялюбием и эгоизмом. Молодому преподавателю не оставалось другого выбора, как показать свои огромные знания. Этот факт оказал на меня огромное впечатление.

Задание. Найдите и исправьте речевые ошибки

  • Примеры предложений для нахождения и квалификации речевых ошибок:
  • Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.
  • Этот юноша отталкивает всех своим себялюбием и эгоизмом.
  • Молодому преподавателю не оставалось другого выбора, как показать свои огромные знания.
  • Этот факт оказал на меня огромное впечатление.

Главной чертой России всегда было чинопочитательство. В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто ничего не делает. Этот человек был дворянином от мозга до костей. Это главная проблема, заложенная в тексте. Автор повествует нам о том, что нужно правильно путешествовать. Прочитав текст, явно понимаешь и видишь ту проблему, которую до нас доносит автор

  • Главной чертой России всегда было чинопочитательство.
  • В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто ничего не делает.
  • Этот человек был дворянином от мозга до костей.
  • Это главная проблема, заложенная в тексте.
  • Автор повествует нам о том, что нужно правильно путешествовать.
  • Прочитав текст, явно понимаешь и видишь ту проблему, которую до нас доносит автор

Шахматы развивают воительность и память. От своего лица и автора советую путешествовать. Автор, Д.Лихачев, умело подмечает проблему и убеждает своих сообщников, молодых людей, сохранять памятники культуры малых народов. Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности. Писатель данной статьи гласит, что великая Волга располагается по всей России. Жарким углем в костре мировой литературы пылает имя моего любимого писателя Гоголя.

  • Шахматы развивают воительность и память.
  • От своего лица и автора советую путешествовать.
  • Автор, Д.Лихачев, умело подмечает проблему и убеждает своих сообщников, молодых людей, сохранять памятники культуры малых народов.
  • Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.
  • Писатель данной статьи гласит, что великая Волга располагается по всей России.
  • Жарким углем в костре мировой литературы пылает имя моего любимого писателя Гоголя.

Гимназист, стесняясь бедности своей матери, врет парням, что это его бывшая гувернантка Вадичка сгорел в стыде перед товарищами, но все-таки подошел к матери. Эта проблема спровоцирована активным развитием науки. Это был рок судьбы. Она хотела помочь семье и отцу. Школьные годы пропали не зря. Человек в наше время читает книгу по нужде.

  • Гимназист, стесняясь бедности своей матери, врет парням, что это его бывшая гувернантка
  • Вадичка сгорел в стыде перед товарищами, но все-таки подошел к матери.
  • Эта проблема спровоцирована активным развитием науки.
  • Это был рок судьбы.
  • Она хотела помочь семье и отцу.
  • Школьные годы пропали не зря.
  • Человек в наше время читает книгу по нужде.

Укажите предложение без грамматической ошибки.   1) Я наблюдал за группой ребят, подошедшими к остановке.  2) Ряд статей о загадках океана напечатан в журнале «Юном натуралисте».  3) Приехав в город, первой моей задачей было найти жилье.  4) Все, кто учился в техникуме, жили в общежитии.

Укажите предложение без грамматической ошибки.

  • 1) Я наблюдал за группой ребят, подошедшими к остановке. 2) Ряд статей о загадках океана напечатан в журнале «Юном натуралисте». 3) Приехав в город, первой моей задачей было найти жилье. 4) Все, кто учился в техникуме, жили в общежитии.

Укажите предложение без грамматической ошибки. 1) Я наблюдал за группой ребят, подошедшими к остановке.  2) Ряд статей о загадках океана напечатан в журнале «Юном натуралисте».  3) Приехав в город, первой моей задачей было найти жилье.  4) Все, кто учился в техникуме, жили в общежитии. А527. Укажите ошибку в управлении. 1) Сойти с поезда;  2) отзыв о книге;  3) вопреки распоряжения;  4) играть роль. А528. Укажите ошибку в управлении. 1) Рецензия на рассказ;  2) иметь значение;  3) согласно приказа;  4) выйти из вагона.

Укажите предложение без грамматической ошибки.

  • 1) Я наблюдал за группой ребят, подошедшими к остановке. 2) Ряд статей о загадках океана напечатан в журнале «Юном натуралисте». 3) Приехав в город, первой моей задачей было найти жилье. 4) Все, кто учился в техникуме, жили в общежитии.
  • А527. Укажите ошибку в управлении.
  • 1) Сойти с поезда; 2) отзыв о книге; 3) вопреки распоряжения; 4) играть роль.
  • А528. Укажите ошибку в управлении.
  • 1) Рецензия на рассказ; 2) иметь значение; 3) согласно приказа; 4) выйти из вагона.

Укажите ошибку в управлении.   1) Сойти с поезда;  2) отзыв о книге;  3) вопреки распоряжения;  4) играть роль. А528. Укажите ошибку в управлении. 1) Рецензия на рассказ;  2) иметь значение;  3) согласно приказа;  4) выйти из вагона.

Укажите ошибку в управлении.

  • 1) Сойти с поезда; 2) отзыв о книге; 3) вопреки распоряжения; 4) играть роль.
  • А528. Укажите ошибку в управлении.
  • 1) Рецензия на рассказ; 2) иметь значение; 3) согласно приказа; 4) выйти из вагона.

Укажите ошибку в управлении.   1) Рецензия на рассказ;  2) иметь значение;  3) согласно приказа;  4) выйти из вагона.

Укажите ошибку в управлении.

  • 1) Рецензия на рассказ; 2) иметь значение; 3) согласно приказа; 4) выйти из вагона.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Большинство стихотворений цветаевой пронизаны лирикой ошибка
  • Бордерлендс 3 ошибка торга
  • Большинство учеников справилось со всеми заданиями успешно ошибка
  • Бомаг 219 коды ошибок
  • Более чаще ошибка