Болезненное восприятие критики и ошибок

14 июня 2023, 13:39 — Общественная служба новостей — ОСН

Никому не нравится выслушивать в свой адрес критику, даже если она конструктивная и по делу. Однако далеко не всегда болезненная реакция на критику является следствием неумения человека выслушивать замечания, это могут быть и так называемые ошибки мышления. Общественная служба новостей разобралась, каким образом такие ошибки мышления вызывают болезненную реакцию на критику.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического консультирования факультета психологии Государственного университета просвещения Екатерина Булгакова рассказывает: «Ошибки мышления», или когнитивные искажения – это убеждения, часто в негативном ключе, которые искажают поступающую извне информацию, реальные факты. Ошибки мышления не строятся на логике, здесь главенствуют эмоции. Сегодня из разных источников поступает очень много информации, и человек не успевает отследить такие ошибки, они легко закрепляются и становятся автоматическими».

Персонализация критики

Самая распространенная ошибка мышления – персонализация критики, то есть стремление принимать все на свой счет. В этом случае человек уверен, что критике подвергается не результат его работы, а он сам. «Меня недолюбливают, хотят опорочить и выставить дураком», – считает человек.

Кажется, что окружающие обращают повышенное внимание ко всему, что мы делаем, стараясь придраться к каждой мелочи. В реальности же у людей полно своих собственных проблем и забот, и большинству, как правило, нет большого дела до других людей.

Селективное мышление

Селективное, или избирательное мышление так мешает воспринимать критику конструктивно. В критическом замечании мы выискиваем только самое обидное и неприятное для нас, фиксируемся на этом и уже не замечаем других аргументов или фактов. К этому же относится и цепляние за случайно брошенную или вырванную из контекста фразу, которую можно вывернуть в негативном для себя ключе. Все это ведет к тому, что наши собственные действия обесцениваются в наших глазах на основании критических замечаний других людей, что ведет к обиде на тех, кто высказал это мнение.

«Я не люблю критику в свой адрес», «Вокруг нас слишком много информации, я не успеваю принимать взвешенные решения, проще обидеться и пройти мимо критики», – так говорят мои клиенты о восприятии критики», – рассказывает Екатерина Булгакова.

Как научиться здраво принимать критику в свой адрес

В основе когнитивных искажений – внутренние сомнения, недооценка себя, недостаток знаний о себе, своем характере и психических процессах.

Как поступить, если критикуют, а вам обидно? – Сделайте паузу. Выдохните.  Попробуйте абстрагироваться и понять: ваш оппонент, действительно, старается уязвить лично вас? Скажем, у него плохое настроение, что-то случилось, надо выпустить пар – тогда пропустите его слова мимо ушей.

Или он эксперт, знает больше, чем вы, и критикует вас содержательно? Тогда переступите через обиду, оцените высказывание объективно и сделайте необходимые выводы.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.
Присоединяйтесь!

Почему так сложно воспринимать критику?

Время на прочтение
5 мин

Количество просмотров 12K

Автор статьи: Елена Ленсу (Психотерапевт).
Специализации: организационное консультирование, долговременная терапия, работа с травмой, сексология.


Бизнес консультант, ex.HRD Pravo.Tech и Rocket10. Автор статей и преподаватель онлайн-курса «IT-Recruiter» в OTUS.

Почему важно думать и говорить об этой теме, работа состоит из взаимодействия с другими людьми, а это ведет к тому, что люди будут критиковать и выражать иногда недовольство. Важно понимать, почему так сложно принимать критику, почему даже развивающую обратную связь иногда слышим как критику, и как это в себе можно изменить.

Критика — указание только на недостатки в том, что было сделано.

Не путаем критику с обратной связью, обратная связь в отличии от критики состоит из позитивных подкреплений, разбора негативных проявлений/действия и мотивации. Перечислим основные причины болезненной реакции на критику. Проявления не взаимоисключающие, и могут жить в вашей многогранной личности вместе.

1) Низкая самооценка

Внутренний лозунг: “Я недостаточно хорош!”

Самооценка это то, как мы оцениваем и воспринимаем сами себя, возможности, место среди других людей.

Этимологически происходит от латинского aestimare, что значит «возлагать ценность», т.е. какую ценность в себе видим. Когда присутствует концепт «я хороший» — «хорошо, что я есть», это устойчивая самооценка. Мысль в голове: «Большинство из того, что делаю, более-менее хорошо.». При низкой самооценке, нет устойчивого концепта я.

Базовая мысль: “Я не достаточно хорош, все что делаю плохо”.

Реакция на критику: критика и замечание опускает человека еще ниже. Из-за выработанной привычки уничижать себя, невозможно вынести ситуацию и мысль о том, что может быть иначе, никак не может сформироваться позитивное мнение о себе. То есть даже, если человеку будут говорить: “Ты молодец”, “Все круто”, долгое время человек не будет в это верить и принимать.

Люди с низкой самооценкой склонны избегать признания собственной роли и ответственности в проблемах.

Эмоции: печаль, грусть, беспомощность.

2) Синдром самозванца

Внутренний лозунг: “Я недостаточно хорош? Все об этом узнают”

Синдром самозванца — достижения, результаты и вообще все, что окружает, ощущаются как незаслуженные, доставшиеся не благодаря личным усилиям и труду, а появившиеся только из-за сумасшедшего везения, случайных совпадений или сами собой.

Человек отрицает свою роль и влияние на ситуации. Синдрому самозванца постоянно сопутствуют тревога и страх: “а вдруг разоблачат?”

Синдром самозванца сильно связан с тревогой и ужасом неудачи. Когда человек старательно трудится, чтобы его не поймали, а это усиливает и парадоксально увеличивает уверенность в том, что он самозванец.

Реакция на критику: Критика заставляет сжиматься человека в ужасе, появляется постоянная тревога разоблачения.
Ненависть к любым замечаниям, даже корректным, потому что в этот момент проносится мысль, которая вызывает постоянную тревогу разоблачения: «Сейчас они всё узнают… Ну вроде не заметили, ладно тогда в следующий раз, точно узнают» или «Сейчас они увидят, что ты ничего не знаешь. В следующий раз тебе так не повезёт».

Критика интерпретируется только в одну сторону в ту, которая является по-настоящему важной, то есть только в негативную.

Эмоции: страх, ужас, тревога

3) Неумение выносить чужой дискомфорт

Внутренний лозунг: “Кому-то неприятно и это все из-за меня!”

Удобные люди, это люди у которых нет личных границ и они стараются сделать так, как комфортно всем. Воспитание таких людей идет в парадигме — нельзя доставлять дискомфорт, показывай результат. Такие люди почти полностью отказались от своих потребностей, чувств, желаний и планов, от себя.

Обычно реализуют желания мамы, папы, мужа, жены, детей, начальников, коллег- только не свои. Чтобы случайно не помешать кому-то или не стать виновником чей-то неудачи.

Реакция на критику: “Я все испортил, из-за меня теперь человеку сложно и неприятно, он испытывает дискомфорт».

Фокус тут на других людях, на их стабильности и благополучии, на заботе о комфорте других, полное игнорирование себя. Ощущать себя виноватым бесконечно сложно, поэтому для таких людей это болезненно и неприятно.

Чувства: вина, страх, печаль, бессилие, беспомощность.

4) Нарциссизм

Внутренний лозунг: “Сейчас объясню, почему не правы!”

У каждого человека есть нарциссическая часть, она помогает поддерживать самоуважение.

Люди у которых есть перекос в нарциссическую часть, не чувствуют собственное “я” и строят восприятие себя из оценки других. Угроза подтверждению внешнему всегда равна угрозе внутреннему хорошему «Я».

Реакция на критику: Вызывает ярость и бессилие, потому что это не негативная оценка, а удар по внутреннему “Я”. Появляется ощущение дефектности, и все могут ее увидеть и узнать.
Вместо замечаний, такой человек слышит, что он не полноценный.

Основные эмоции: ярость, которая прикрывает стыд (стержневое чувство при нарциссизме. Нарциссизм питается иллюзией об отсутствии неудач, что избегать стыд).

5) Перфекционизм

Внутренний лозунг: “Как я мог об этом НЕ подумать?”

Перфекционист — это человек с ощущением того, что он достаточно хорош. Смысл жизни — постоянная погоня за совершенством. Постоянное стремление к несуществующему идеалу. Существует обманчивое ощущение, что достигнув (несуществующего) идеала, все станет хорошо.

Реакция на критику: Перфекционист сталкивается со своим несовершенством, и в этот момент возникает ужас, тут пропадает возможность быть “достаточно хорошим”. Это невыносимо больно, жить без такой иллюзии — невозможно. Внешняя критика для перфекциониста невыносима, а внутренней он сам себя постоянно изводит:«КАК ошибка! Я не идеален. Если ошибка появилась, значит я недостаточно хорошо старался.»

У нарцисса и синдрома самозванца внешний фокус— «все узнают», у перфекциониста — он на себе: «Я знаю, что есть ошибка и это невыносимо мучительно, все равно, что думают другие».

Эмоции: ужас, разочарование, беспомощность.

Психологическая травма

Нельзя не сказать, о психологической травме – это эмоциональное потрясение, которое сопровождается сильнейшими переживаниями, эмоциями.

Структура «нормальной», непроизвольной реакции психики на опасность которую нельзя избежать — «иммобилизация». Травматические симптомы являются результатом «замораживания» остаточной энергии, которой не нашлось выхода и разрядки, — это напряжение остается в психике.

Человек начинает неосознанно стремиться к такому же травматическому опыту, чтобы освободить и разрядить эту энергию.

Та часть психики, которая «Я», становится очень хрупкой, либо перестает толком развиваться. Хрупкого и не ресурсного «Я» не хватает на обработку входящих негативных сигналов, и они снова наносят повреждения. Иногда сопоставимые по размерам с оригинальной травмой.

Есть много способов, как с этим работать и жить… об этом мы расскажем в новых статьях.


А пока вы можете начать рефлексировать, задача рефлексии — максимально точное определить свои феномены и взаимосвязи, а также найти опоры.
Лучший способ не включаться на критику — это найти внутренние опоры. Опора — то, что дает ощущение устойчивости, надежности, а значит — безопасности.

Какие опоры бывают:

  • контакт с собой (медитация, массаж, понимание эмоций, готовка, рисование, все что помогает вам не бежать и достигать, а понять, что нужно вам)
  • люди
  • дом
  • тело
  • ритуалы

Чек-лист для успокоения

  • комфортно ли я сижу (устойчиво на стуле, ноги упираются в пол)
  • спокойно ли я дышу
  • что чувствую
  • отделяю ли критику от своей личности
  • критика НЕ ОЦЕНКА МЕНЯ
  • неконструктивные слова отскакивают от меня
  • подумай, что обидчику сейчас гораздо тяжелее, чем мне, посочувствуй и отпусти его с миром
  • слышу ли я конкретные кейсы, или только обобщения
  • я в позиции взрослого
  • все свои мысли и описать все свои чувства на бумаге, прежде чем отвечать

Что вы чувствуете? Что вы думаете? Выплесните это на бумагу, а не на человека

2 самых важных вопроса:

1) Что происходит со мной в данный момент?

-что делаю?
-о чем думаю?
-что чувствую?
-как дышу?

2) А чего же я хочу?


Остались вопросы? Задайте их на бесплатном онлайн-вебинаре, в рамках которого наш преподаватель подробно расскажет о курсе.


Анастасия Корнеева

Из-за каких ошибок мышления люди болезненно реагируют на критику

Некоторым людям тяжело слышать критику. Даже пара правок заставляет думать, что их уволят, и чувствовать себя ничтожеством. Почему так происходит и можно ли научиться не принимать обратную связь близко к сердцу?

Фото: Shutterstock

Каждому человеку важно быть в ладу с реальностью и оценивать себя и окружающих максимально объективно. Сделать это помогает конструктивная критика. Правда, одни воспринимают ее спокойно, а другие — невероятно близко к сердцу. На любое замечание, указание на объективный недочет они реагируют болезненно, а потому стараются всячески избегать ситуаций, где их могут критиковать. Тем самым такие люди блокируют себе возможности развития.

Почему так происходит? Все дело в особенностях мышления. Человек эмоционально реагирует не на содержание критики, а на то, как ее воспринимает. Именно искаженное восприятие действительности заставляет испытывать неприятные чувства. Разберем подробнее ошибки мышления, которые могут быть у тех, кто болезненно относится к критике.

Долженствование

Обратная связь — очень полезная вещь, однако далеко не все умеют адекватно ее воспринимать. Наверняка вы сталкивались с теми людьми, которые обижаются даже не на резкую критику, а на довольно безобидные высказывания. Вот основные причины такого поведения.

Нарциссизм

Человек нарциссического склада живет иллюзиями о своей идеальности. Он пытается переубедить себя в том, что у него нет изъянов, что он не способен допустить даже мелкую оплошность. Когда же кто-то указывает ему на ошибку или напоминает, что он неидеален, то это вызывает бурную негативную реакцию, да еще и подкрепленную чувством стыда.

Например, нарцисс рассказывал вам, как он долго искал материал для своего проекта, сколько библиотек обошел и т.д. А вы сказали, что все эти данные размещены на одном интернет-ресурсе: причем, без злого умысла и без критики. Однако у собеседника это вызвало негативную реакцию, поскольку предложили легкий вариант, до которого он сам не додумался. Ему стыдно от того, что он такой несообразительный, и он одновременно зол на вас, что вы увидели его оплошность.

Низкая самооценка

Вариант, противоположный предыдущему, ведь там наблюдалась завышенная самооценка. Человек с низкой самооценкой так устал чувствовать себя ничтожеством, что не может вынести тех ситуаций, когда его самооценка падает еще ниже, поэтому бурно реагирует на критику.

Например, подруга сделала укладку, вы ей сделали комплимент, но добавили, что по ее типу лица ей бы больше подошел другой вариант прически. И она серьезно обижается на ваше высказывание, поскольку в ее понимании вы сказали: «Ты некрасивая, тебя не спасет никакая прическа».

Самоедство

Есть люди, у которые присутствует очень жесткое эго. Они создают впечатление крайне самоуверенных личностей, но на самом деле осведомлены о своих недостатках и даже склонны приписывать себе несуществующие «дефекты». Их внутренний критик не выключается, поэтому вы никогда не знаете, когда сможете нащупать болевую точку такого человека. Во всем он видит подтверждение того, что он плохой, что не может сделать что-то нормально и т. д.

Например, женщина жалуется на то, что находится в отношениях с абьюзером. Вы ей рекомендуете расставить очки над «i» и покончить с токсичными отношениями, призывая ценить и уважать себя. Но как ни странно, она реагирует болезненно на такой правильный и безобидный совет. А все потому, что она сама себя презирает за то, что ей не хватает смелости и решительности поступить так, как нужно.

Перфекционизм

Есть люди, которые предъявляют завышенные требования и к себе, и к окружающим. Они пытаются каждое дело довести до совершенства, поэтому предвзято относятся к себе в первую очередь. Когда что-то выходит неидеально, то они злятся и раздражаются.

Например, вы попросили мужа почистить ковер. Потом выяснилось, что он не использовал специальное средство бытовой химии, которое бы упростило работу. «Почему ты не спросил? Я бы тебе сказала, где у нас находится средство», — говорите вы и сталкиваетесь с агрессией в свой адрес. Ведь супруга и так не устраивало качество его работы, а вы «добили» его тем, что еще и упрекнули в том, что он к вам не обратился за помощью и подсказкой.

Невозможность выносить чужой дискомфорт

Некоторых людей в детстве воспитывали так, чтобы они были удобны другим. Поэтому их цель — это угодить окружающим, даже если это ущемляет их интересы. Им важно, чтобы всем вокруг было комфортно. Любая критика воспринимается такими людьми так: «Какой ужас, мною недовольны». Им даже физически может стать плохо от осознания того, что кому-то дискомфортно рядом с ними.

Например, человек сдал проект начальнику. Босс сказал, что все в целом хорошо, но он кое-что подправит. Сотрудника это очень сильно огорчает, ведь он выполнил работу так, что начальству придется что-то доделывать. А это значит, что он доставил дополнительные трудности. От осознания этого человек начинает сильно переживать, нервничать и «делать из мухи слона».

Незащищенность и ранимость

Есть такие люди, которые склонны все близко принимать к сердцу. Обычно так происходит вследствие какой-то психологической травмы. Когда человек как будто теряет почву под ногами, как будто с него «сдирают кожу», и он превращается в сплошной натянутый нерв.

Напоминание или упоминание любого болезненного эпизода из прошлого вызывает бурную реакцию, поскольку причиняет дополнительную душевную боль.

Например, девушка раньше была полной, потом похудела. Однако внутренняя уверенность в себе у нее так и не появилась. И когда кто-то во время разговора, увидев другую девушку в теле, комментирует ее лишний вес, то первая воспринимает это как будто на свой счет.

Что делать

Если вы болезненно реагируете на критику, то вам нужно:

  • поработать над формированием адекватной самооценки;
  • проработать душевные психологические травмы.

В противном случае вас будут ранить и задевать даже самые безобидные и невинные высказывания людей, что усложнит общение с окружающими, социализацию.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Автор: Екатерина Сигитова, психотерапевт.

Предыдущий мануал «Как правильно критиковать» предельно чётко высветил проблему, появления которой, конечно, стоило ожидать. Огромное количество людей не могут, просто не в состоянии адекватно реагировать даже на самую конструктивную и дружелюбную критику. Почему? Да потому что им каждый раз очень больно. То есть мануал-то, конечно, немного облегчил им жизнь, потому что стало ясно – кое-какую критику имеет смысл спустить в унитаз вместо того, чтобы тратить на неё свои нервы. Но что делать с критикой правильной? Особенно если она вам важна. Что делать, если вам требуется обратная связь, но даже от аккуратных и мягких замечаний вас скрючивает похлеще радикулита, и вы начисто теряете мотивацию и вообще волю к жизни?

Реклама



Решила написать второй мануал. О том, как воспринимать критику, если у вас с этим большие проблемы. Он должен пригодиться уж никак не меньшему числу людей, чем первый.

В мануале планирую рассмотреть, почему критика может сильно вас задевать, и какие есть пути решения. Расскажу, как справляться со своей реакцией. Дам «инструменты», которые позволят услышать полезные для вас замечания без глубоких душевных ран, а также создать базу на будущее. Эти инструменты существуют, и я постараюсь помочь вам их освоить.

Также постараюсь помочь, как бы странно это ни звучало, и критикующим (имею в виду не «критиканов» из первого мануала, а тех, кому действительно приходится что-то корректировать у других людей). Критикующие могут увидеть основные проблемные точки, в которых их высказывание воспринимается болезненно – и, возможно, найдут способы сказать лучше. Такие способы всегда есть, и если иметь «карту возможных проблем», строить фразы становится проще.

Скорее же приступим.

Внимание, лонгрид! Постоянные читатели знают, что я всегда пишу длинно, потому что пытаюсь вместить в один текст буквально всё. В этот раз произошло так же.

Как обычно, есть пара вводных.

1. Нужно понимать, что болезненное восприятие критики – это только верхушка айсберга, надводная часть куда большей проблемы. Те свойства и особенности личности, которые вызывают такую сверхчувствительность, обычно портят вам жизнь в гораздо большем спектре ситуаций. Практически ежедневно, на самом деле. Вы это знаете лучше меня. Поэтому понимать эту подводную часть (неважно, у себя, партнёра, подчинённого, или друга) и уметь с ней обращаться очень важно. Это может помочь сразу во многом.

2. Критика ранит только тогда, когда попадает в уже существующую рану. Запомните это. Если критика попадает в здоровое место (даже много раз!) – ничего плохого никогда не происходит. Поэтому даже самые высокочувствительные и ранимые люди могут прекрасно выдерживать критику в каких-то конкретных темах и областях.

Мой любимый вопрос для иллюстрации – будете ли вы задеты, если инопланетянин с синими волосами и коленками назад будет критиковать ваш цвет волос и устройство ваших суставов? – И любимый ответ: э-э, вряд ли.

Так что, чрезмерная реакция есть только на ту критику, которая затрагивает что-то уже намозоленное. Например, раненое когда-то другими значимыми людьми, или посттравматическое, или «расковырянное» самостоятельно… А значит, устойчивость каждого отдельного человека к критике определяется, в том числе, количеством уже имеющихся болезненных мест и открытых «ран» (см. список ниже). Чем их больше – тем вам сложнее. Это, повторюсь, важно помнить.

Теория

Причин болезненного отношения к критике очень много. Ниже я перечислю те, которые мне кажутся основными. Они могут встречаться как по отдельности, так и парами, тройками и целыми кластерами. Также они могут быть симптомами друг друга или складываться в ядро личности. То есть, все эти пункты – не взаимоисключающие штуки, а, скорее, элементы объёмного, сложного, текучего паззла. Если вы нашли у себя один или два – есть неплохие шансы, что справитесь самостоятельно. Если сразу четыре-пять, и они по-настоящему мешают вам жить, то, возможно, потребуется психотерапия.

Какие же это причины?

Внутренний Критик

Он же – жёсткое Супер-Эго. Очень крепкая и большая часть личности, которая, будучи развита избыточно, занимается не аккуратным саморегулированием, а самоедением. Не буду сама себя повторять – лучше дам ссылку на статью «Внутренний Критик. Кулинарная книга самоедения», там про этого зверя написано ещё на такой же мануал по объёму, и даже тест есть.

Как это работает?

Критика, пришедшая извне, резонирует (конечно же) с самыми мрачными ожиданиями и мыслями Внутреннего Критика, и не просто резонирует, а интерпретируется максимально негативно, усиливается в разы и доводится до абсурда – с помощью далеко идущих выводов, самоуничижения и обесценивания.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

Очень простое. «Так и знал, что я идиот/ка и никогда ничего не могу нормально». Конечно, с таким итогом жить очень трудно. Поэтому любая, даже самая дружелюбная критика отзывается крайне болезненно – потому что Внутреннему Критику совершенно не важна степень дружелюбия и полезности, он этот параметр (как и любой другой реальный параметр) не учитывает. Ему нужно подтвердить свою плохую точку зрения о себе же, снова и снова, снова и снова.

Психологическая травма

В самом общем виде, травма – это пережитое человеком Нечто такой силы, что он не был в состоянии справиться и получил существенные повреждения (часто необратимые). Те, кто проходил или проходит психотерапию, как правило, знают о своих травмах. Но даже если у вас и нет этого терапевтического диагноза, посттравма (состояние после травмы), тем не менее, может иметься. Она, увы, может влиять на ваше восприятие критики и не только на него. Современные исследования доказывают, что у людей, переживших травму, довольно сильно изменяются нейрохимические процессы в мозге в целом.


Как это работает?

Травма оставляет человеку очень мало ресурса, потому что основная его часть ушла (и, возможно, до сих пор уходит) на выживание в условиях новой реальности, той, которая с повреждениями. Та часть психики, которая «Я», становится очень хрупкой, либо перестаёт толком развиваться (какое уж развитие, когда дышать – и то непросто). Хрупкого и нересурсного «Я» не хватает на обработку входящих негативных сигналов, и они снова наносят повреждения. Иногда сопоставимые по размерам с оригинальной травмой.


Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

Опасность, опасность, опасность, ты снова жертва, тебя уничтожают. Бей, замри или беги, а то снова будет как тогда, а ты уже слишком хорошо знаешь, чем это всё может кончиться. Поэтому нужно или предотвратить ущерб любой ценой, или покорно лечь и переждать его до момента, когда можно будет начать восстанавливаться. В общем, «страусов не пугать – пол бетонный».

Нарциссизм

Нет, не тот растиражированный в искусстве образ влюбленности в себя и крайнего эгоцентризма. Чуть сложнее. Сейчас считается, что нарциссическая часть есть у каждого человека, и её функция – поддержание самоуважения определёнными способами. Эти способы, в основном, опираются на внешнее подтверждение внутреннего «Я». Люди с сильно выраженным нарциссическим радикалом вообще не чувствуют в себе никакого внятного «Я», уж тем более хорошего, поэтому целиком составляют его из отражений в глазах других.


Как это работает?

Логично – любая угроза внешнему подтверждению – это автоматически угроза внутреннему хорошему «Я». Т.е. критика не просто является чьим-то негативным мнением, нет, нет. В данном случае она на самом деле разъедает вас, потому что вы ощущаете себя дефектным, недостаточным, вы чувствуете, что на всеобщее обозрение выставлено нечто непоправимое. Знаете, вообще очень трудно жить, когда мысли и чувства – не просто мысли и чувства, а настоящая реальность (это – один из возможных провалов в способности к ментализации, кстати).

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

Вы слышите/видите не набор пунктов, а большое и толстое указание на вашу неполноценность (совершенно реальную – по мнению вашей нарциссической части). Любая критика означает, что вы потерпели неудачу, а значит, вы ничтожество, недостойный/ая, и прочая и прочая. Обычно на этой стадии подключается стыд (стержневое чувство при нарциссизме – нарциссизм питается иллюзией об отсутствии неудач, и тем избегает этого жуткого стыда).

Неустойчивая/Низкая самооценка

Самооценка – это то, как мы оцениваем и воспринимаем сами себя (ваш Кэп). Считается, что нормальная самооценка (средняя или чуть выше) – это присутствие устойчивого концепта «я – хороший/ая», ну или более упрощённо «хорошо, что я есть». Из этого следует несколько выводов, в контексте критики важен вот такой: «большинство из того, что я делаю, более-менее хорошо». Такая установка в норме должна быть достаточно прочной, тогда даже жёсткая критика её не поломает и не погнёт.

Как это работает?

При низкой/неустойчивой самооценке критика опускает вас еще ниже. А вы, из-за того, что и так устали быть всё время внизу, просто не можете вынести ситуаций, когда самоуважение снижается ещё больше, они для вас катастрофичны, потому что обратно вам не выпрямиться.


Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

«Ну, всё». Критика в данном случае – предвестник и симптом резкого снижения самоуважения, знак несоответствия вас вашим же идеалам и ценностям. С этим ещё, кстати, связано то, что люди с низкой самооценкой склонны избегать признания собственной роли и ответственности в каких-либо проблемах и жизненных неурядицах – как своих, так и не своих. Тот же самый способ интерпретации: признал/а = потерял/а самоуважение и надежду на то, что когда-нибудь стану человеком своей мечты.

Незащищенность (Ранимость)

О, про ранимость легко можно написать отдельную статью. Попробую кратко: ощущается это так, будто с вас содрали кожу, и вам нечем больше прикрывать своё чувствительное нутро. От большинства взаимодействий с людьми вам так больно, что вы непроизвольно кричите и отпрыгиваете. Понятно, что на уровне психики это означает, что Вас крайне легко обидеть, огорчить, расстроить и задеть, даже не имея ни малейшего на то умысла. Просто у вас везде «мины», о некоторых вы и сами не знаете, пока они не рванут.

Как это работает?

Любая фраза (она может быть и вообще не критикой) воспринимается как тычок пальцем в открытую рану, как умышленное или неумышленное (но от этого не менее болезненное) нападение, с результатом в виде чего-то обидного и задевающего. По-любому обидного и по-любому задевающего, независимо от начального посыла. Изредка бывает можно понять, что люди не со зла, но чаще – нет. Ведь они же не могут не видеть, что у вас нет кожи?

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

Ааааа больно! Зачем ты сделал мне так больно? В большинстве случаев после этого следует яростная реакция, направленная на «обидчика», который ощущается почти как абьюзер. Учитывая бэкграунд в виде содранной кожи, думаю, эта реакция вполне закономерна. Жаль только, что понимания и способности продышаться и идти дальше – от этого не прибавляется.

Синдром самозванца

Довольно известное явление, суть которого в следующем. Достижения, результаты и вообще вся обстановка ощущаются вами как незаслуженные, доставшиеся не благодаря вашим личным усилиям и труду – а свалившиеся на вас только из-за сумасшедшего везения или случайных совпадений. То есть вы вообще для этого ничего не сделали. Синдрому самозванца постоянно сопутствуют тревога и страх – а вдруг разоблачат? Ведь неминуемо разоблачат, да?

Как это работает?

Критика – очень явное указание на то, что «мальчик каску просто нашёл» (с точки зрения вашего внутреннего самозванца). Конечно же, другие немедленно это увидят и разоблачат голого короля! Поэтому критика заставляет вас сжиматься в ужасе, и ненавидеть любые замечания, даже корректные.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

Сейчас они всё поймут… Вот сейчас… Вот сейчас… Ну не сейчас, так в следующий раз. Очень страшно так жить – в постоянной тревоге и в неумении присваивать то, чего достигли. Неудивительно, что критика интерпретируется только в одну сторону – в ту, которая является по-настоящему важной.

Перфекционизм

Тоже материал для отдельной статьи под названием «Пункт выдачи желаемого за действительное». Когда-нибудь напишу. А пока давайте кратко: у перфекционистов полностью отсутствует ощущение, что они достаточно хороши. И они, фактически, проводят свою жизнь в погоне за этим ощущением, не зная, что именно они ищут и зачем это им. Способы, которые перфекционисты применяют для поиска этого ощущения, в основном, сводятся к достижению идеала. Есть иллюзия, что если его достичь, будет достаточно хорошо (на самом деле – нет).

Как это работает?

Критика прямо указывает перфекционисту на его неидеальность, и иллюзия о возможности достижения точки «достаточно хорошо» рассыпается, как карточный домик. Это очень больно, потому что жить без хотя бы такой плохонькой иллюзии, по факту, невозможно. Поэтому критика для перфекциониста невыносима (хотя при этом он сам себя ею постоянно изводит, такой парадокс).

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

О боже, ошибка! я несовершенен (атеисты могут первую часть заменить на что-то равнозначное по эмоциональности). Ошибок, по мнению перфекциониста, быть не должно вообще, впрочем, как и несовершенства – а если они всё же есть, то это ничто иное, как знак плохой работы над собой. Замечаете разницу с нарциссизмом и синдромом самозванца? Там фокус был вовне, «все увидят», а тут он на себе. Неважно, кто и что увидит, важно, что я сам/а уже знаю о своём несовершенстве, и это мучительно.

Невозможность выносить чужой дискомфорт

Есть такие люди, от которых всем удобно. Удобные люди. Моя коллега Полина Гавердовская называет их невидимыми. Этих людей родители воспитывали так, чтобы от них не было, по возможности, никакого дискомфорта. Чаще всего это означает, что им пришлось рано отказаться от себя. Почти полностью – от своих потребностей, чувств, желаний и планов – чтобы никому случайно не перейти дорогу. А то будет ататат.

Как это работает?

Любая критика означает, о ужас, что вами кто-то недоволен, а значит, у кого-то от вас дискомфорт или даже проблемы! А этого никак нельзя допустить, это очень страшно. От осознания, что вы, вольно или невольно, причинили кому-то неудобство, вам может стать буквально физически плохо.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

«Ой-ой-ой, караул, кому-то неприятно и это из-за меня! Не угодил/а, всё испортил/а, теперь человек мучается». То есть, привычный фокус тут – на Другом, на его стабильности и благополучии, на заботе о его комфорте, а вовсе не на себе. Ощущать себя причиной и источником чужого дискомфорта таким людям невероятно сложно, поэтому они очень тяжело воспринимают критику.

Параноя

Я не имею тут в виду психиатрический диагноз, скорее, личностную черту или склонность, привычку. Замечали ли вы, что есть люди, которые легко принимают на веру различные теории заговора и чужую злонамеренность? Неважно, есть что-то в основе или нет – но это вполне укладывается в их восприятие мира. Так вот, это и есть параноидность. Её главым девизом можно было бы сделать фразу «Всё неспроста».


Как это работает?

Параноидный человек воспринимает любую критику как умысел и желание его уязвить, и ранит/злит его именно этот умысел, а не только и не столько содержание критического замечания. Согласитесь, что непросто жить в окружении врагов, и неудивительно реагировать на их очередные нападки весьма болезненно.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

«Вот ты и спалился, а я знал/а, что ничего хорошего от тебя ждать не стоит». Фокус тут тоже внешний, как и в нескольких предыдущих пунктах, и тоже отсутствует опора на реальность. Зато есть заведомая уверенность в том, что все хотят вам только плохого, а кто не хочет, так скрывает, ну или же это лишь временно.

Депрессия/Субдепрессия

Это может быть официальный диагноз, а может и просто некий период в жизни или личностная склонность (да, так бывает). В любом случае, суть одна: всё плохо, было плохо и будет плохо. В отличие от нарциссизма и синдрома самозванца, здесь ощущение своего «Я» вполне реально, просто это «Я» непоправимо плохое, и нет никакой надежды или мотивации его изменить.


Как это работает?

Критическое замечание усиливает депрессивный фон, подтверждает, что да, ничего хорошего в очередной раз не произошло. Как правило, депрессия работает так, что у вас ещё и нет энергии на исправление, поэтому любая критика повисает тяжёлым камнем на шее без возможности её использовать на благо (даже если она подана как надо и по факту такая возможность есть). Помните ослика Иа? «Доброе утро, Пятачок… в чём я лично сомневаюсь».

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

«Всё тлен». Фокус в этом случае – на общем болезненном фоне и неспособности получать удовольствие от жизни (так называемая «anaesthesia dolorosa, болезненное бесчувствие»), и критика лишь является дополнительной иголкой. Она, в общем-то, может быть даже и не услышана в плане содержания.

Личная история

Пункт частично пересекается с травмой. Дело тут вот в чём: если вам в жизни от критикующих уже пришлось пострадать (как правило, немалый вклад вносят родители, учителя, бывшие партнеры по отношениям и другие значимые люди), то любая критика, чем-то напоминающая ту – по содержанию, форме или по любому другому признаку – будет восприниматься вами невероятно болезненно. Примеров можно привести много, общее у них то, что достаточно задеть какую-то определённую тему или построить фразу определённым образом, чтобы вы ощетинились.

Как это работает?

Здесь фокус – на факте критики вокруг конкретной темы или конкретным образом. Это ранит само по себе, потому что у вас на этом месте уже есть большая мозоль. И конечно же, вы совершенно не можете увидеть в такой критике позитивные стороны, даже если они есть – мозоль их загораживает.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

«Ыыы, опять я (что-то моё) кого-то не устраивает, ну сколько можно». В целом, ответное чувство бывает очень близко к отчаянию и бессилию, и именно поэтому так больно. Вы, как правило, уже вынесли из прошлого, что с этим вам не справиться, и текущая ситуация работает для вас якорем, мгновенным порталом в эти воспоминания.

С теорией всё! Переходим к практике.

Практика

Вы нашли у себя больше половины пунктов и закономерно спрашиваете меня, как же вам теперь со всей этой фигнёй взлететь? Что делать-то? И нужно ли что-то делать, или, может, не стоит прогибаться под изменчивый мир?

На это у меня есть готовый ответ, который не я сама придумала, конечно. Он просто очевидный. Постоянно испытывать сильные негативные эмоции по незначительным поводам, например, из-за критики, может себе позволить только человек с крепким психическим здоровьем и выносливой нервной системой. У вас крепкое психическое здоровье? Выносливая нервная система? Рискну предположить, что дела с этим обстоят не так хорошо, как хотелось бы, иначе зачем бы вам этот мануал. То есть, ответ-то на самом деле однозначный – пора работать с вариантами решений, потому что так распылять свой психический ресурс вам попросту не по средствам.

Решения я изложу тоже по пунктам, люблю списки. Сначала тактика (то, что применимо здесь и сейчас), потом стратегия (то, что пригодится долгосрочно).


Тактическое.

1. Убедитесь, что критика что-то полезное содержит на самом деле, а не решает психологические проблемы того, кто её исторг.

Самый важный пункт. От 50 до 90% той критики, которую вы будете получать, не выдержит этой проверки, я гарантирую это. Минус этого пункта в том, что для его выполнения вам придётся, к сожалению, пропускать входящие замечания через себя, что может быть довольно неприятно (мы все знаем, как они подаются). Зато! Хороший фильтр «на входе» позволит в разы сократить последующие переживания и объем действий. Вы же помните, что вы не какой-то психоолигарх с гиперустойчивой нервной системой? Так вот, этим пунктом сэкономите себе много километров нервов.

Как же это понять, как оценить – есть в критике полезное или нет? Я бы советовала составить себе чеклист (такой список с галочками) из мануала «Как правильно критиковать» – выбрать важные для вас пункты, добавить свои дополнительные, и каждый раз прогонять полученное критическое замечание по нему. Если набирается больше 3 галочек – замечание отправляется в топку, можно даже до конца не дочитывать/не дослушивать. Со временем натренируетесь и будете и без чеклиста почти мгновенно понимать, стоит критика внимания или нет.

2. Научитесь безжалостно избавляться от той критики, которая не прошла проверку п. 1.

Это очень важная тема, она одновременно и про заботу о себе, и про границы, и про много что ещё. Вы не должны служить ведром для чужих эмоциональных сливов, запомните это крепко-накрепко. Никогда и никто не должен быть таким ведром. И если кто-то считает, что вы – ведро, это вообще не ваши проблемы.

Избавляться в данном случае будет значить, во-первых, конечно же, не использовать такую критику как руководство к действию. Во-вторых – не позволять ей заползать на вашу территорию и вас разъедать. Как вы конкретно это будете делать: удалять комментарии, прерывать людей, забывать, отвлекаться, использовать метафоры и ритуалы – не так уж важно. Главное, чтобы это было эффективно. Возьмите прямо за правило и натренируйте себя: если не выполнено условие из п. 1 – с лёгким сердцем оставляем критику её автору и идём дальше. Сначала сердце будет не очень-то лёгким, но постоянная практика поможет.

3. Для той критики, которая прошла проверку и всё ещё ранит вас, применяйте правило тайм-аута.

Сначала послушать/прочитать, только потом интерпретировать. Отложить свою реакцию и анализ как минимум на несколько часов (идеально – на сутки, если есть возможность). И в эти несколько часов не жевать кругами негативные мысли, а всерьёз на что-то переключиться. Это поможет снизить риск импульсивных и привычных негативных толкований, плюс, с течением времени любая критика начинает восприниматься менее остро. Так дайте себе это время.

4. Если вас понесло в травму/ранение/негативную интерпретацию, остановитесь и сделайте шаг назад.

Выдохните и возвращайтесь от большего к меньшему: не «я неудачница», а «я сделала что-то не то и по привычке сразу подумала, что я неудачница». Не «всё плохо», а «когда мой результат не 100%, я автоматически думаю, что ВСЁ плохо». Мне очень нравится метафора перемотки кассеты (рискованная для тех, кто младше 1990 г.р., но всё же). Ой, зажевало! Достаём, расправляем плёнку и перематываем на целое, непомятое место. Оттуда можно ещё раз, но более аккуратно.

5. Пробуйте переформулировать для себя так, чтобы было не обидно.

Если такой вариант существует, конечно. Переделайте фразу или замечание так, чтобы оно было сказано по всем правилам правильной критики – дружелюбно, корректно, из позиции «плечом к плечу». Похвалите себя за что-то, если вас ещё не похвалили. Включите то полезное, что вы нашли во входящей критике, но более аккуратно и бережно, чем было там. И используйте как отправную точку именно свою версию, а не изначальную. Если переформулировать не получается, то есть, в принципе невозможно услышать полезное замечание так, чтобы не пораниться – то это тревожный знак. Возможно, в одиночку вам не справиться и нужна помощь специалиста.

Стратегическое.

1. Работа с общепсихической «иммунной системой».

Вы же знаете, что у нашего организма есть целая иммунная система, отвечающая за защиту организма от чужеродного и потенциально опасного материала, на физическом уровне? Ровно такую же штуку нужно в себе отрастить на уровне психики. Постепенно создать систему правил, позволяющих блокировать то, что вредит или не соответствует вашим целям. Но при этом чтобы система могла пропускать внутрь то, что позволит вам расцвести и стать лучше. Чем лучше будет работать этот «психоиммунитет», тем меньше усилий вам придётся тратить на работу с критикой «в моменте». Потому что вы будете знать, что ненужное отпадёт само, а нужное останется, и вы сможете постепенно переварить и интегрировать это нужное на своих условиях и в своём темпе, не опасаясь вреда.

Что нужно делать для того, чтобы эта иммунная система начала развиваться и укрепляться? Постоянно выполнять все пункты из предыдущего списка, который про тактику. Как в спортзале – чтобы накачать мышцы, потребуется сделать много подходов. Когда повторите каждый пункт по 30-50 раз – заметите ощутимую разницу и в скорости реакции, и в её качестве. И когда-нибудь всё это начнёт происходить уже само, без ваших сознательных усилий.

2. Знание своих чувствительных мест, триггеров и факторов, которые на всё это влияют.

Здесь, в общем-то, и не нужно ничего пояснять. Если вам известны эти вещи, то вы можете обучить (вменяемых) окружающих давать вам критику в том виде, в котором вы можете её перенести. Также вы также можете задать некий стандарт критики для себя, который будет учитывать ваши типичные триггеры. Ну, чтобы не пропустить важный фидбек из-за того, что он плохо оформлен и задел ваше привычное. Да и вообще здорово успокаивает, когда понимаешь – тут у меня явно избыточная реакция, потому что А, Б и С, сейчас я подышу и она утихнет.

3. Отделение себя от своих поступков.

В условиях нашей культуры это правило пригодится, наверное, почти всем. Как-то так у нас сложилось, что критиковать без перехода на личности почти никто и не умеет, соответственно, и воспринимать критику без бесплатного бонуса «ты плохой» тоже крайне сложно. Учитесь разделять эти два «трека», даже если автор критики этого не сделал. Вы как человек – отдельно, объект критики (ваше творение, продукт, результат) – отдельно. Если вы в этот раз сделали что-то недостаточно хорошо, то это ничего про вас как человека не значит. Повторяйте себе это, как заклинание.

4. Выращивание внутреннего Доброго Родителя.

Пункт важен не только для тех, у кого мощный Внутренний Критик. Как правило, все корни болезненного отношения к критике растут из каких-то важных жизненных периодов, во время которых вам не хватило более сильной фигуры, которая поддержала бы вас в ваших ошибках, несовершенстве и лаже. По принципу – «бывает, ты всё равно хороший/ая, давай подумаем, что делать дальше и как это обратить тебе на пользу». Создавайте такую фигуру внутри себя, будьте сами к себе добрее, чем другие люди к вам. Если в вашей жизни был такой человек, вызывайте его/её мысленный образ каждый раз, когда вам требуется поддержка, и пытайтесь представить, что бы он вам сказал, если бы был рядом.

5. Психотерапия.

Да-да, любимый совет. Вот здесь развернуто написано, что можно делать в психотерапии людям с разными проблемами из теоретического списка. А уж вы сами сможете решить, надо ли оно вам.

Всё!

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Более ярко словообразовательная ошибка или нет
  • Более эффективнее ошибка
  • Более я твоей улыбкой нету права на ошибку
  • Более умнейший человек грамматическая ошибка
  • Бороться всеми нашими ресурсами лексическая ошибка