Более красивее ошибка или нет

Перейти к контенту

В русском языке сравнительная степень прилагательных образуется путем добавления суффикса “-ее” к начальной форме прилагательного. Но иногда встречается ошибка, при которой используется двойное образование сравнительной степени: “более красивее”.

Данная ошибка возникает из-за неправильного использования суффикса “-ее”. Вместо правильного варианта образования сравнительной степени прилагательных, говорящие неправильно изначально образовывают сравнительную степень, добавляя суффикс “-ее” к уже образованной форме сравнительной степени, получая двойное сравнение: “более красивее”.

Однако, нужно отметить, что правильный вариант образования сравнительной степени прилагательных с использованием суффикса “-ее” существует и может быть использован в некоторых случаях. В данном случае, если прилагательное “красивый” находится в начальной форме, то правильной формой в сравнительной степени будет “красивее”. Но если прилагательное уже образовано в сравнительной степени и имеет вид “красивее”, то добавление суффикса “-ее” будет ошибкой.

Автор сайта – Сергей Никифоров. Он окончил национальный университет по специальности “Организационная психология”.
Его страстью всегда были тайны и криминальная фантастика. Он является большим поклонником писателя Джеймса Паттерсона.

Типичные грамматические ошибки

Ирина Кривенкова (кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку).

Сегодня я предлагаю разобрать грамматические ошибки.

Ранее я уже рассказывала о речевых ошибках. Если вы еще не смотрели это видео или хотите систематизировать свои знания по этой теме, то вам стоит посмотреть ролик под названием «Типичные речевые ошибки». (Ссылка)

Выясним, чем грамматические ошибки отличаются от речевых.

Грамматические ошибки – это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической или синтаксической.

Речевые ошибки – это нарушение лексических норм.

Чтобы выявить грамматическую ошибку, контекст не нужен. Для выявления речевой ошибки контекст обязателен.

Никогда не путайте грамматические ошибки с орфографическими. Орфографические ошибки связаны с правописанием слов.

Чтобы избавиться от речевых ошибок, нужно выполнять задания под номерами 5 и 6. Они проверяют знания лексических норм.

Чтобы избавиться от грамматических ошибок, вы должны тренироваться в выполнении заданий под номерами 7 и 8. Они проверяют знания грамматических норм.

Еще хотела бы обратить ваше внимание на критерии оценивания сочинения. Критерию К9 соответствует соблюдение грамматических норм. При отсутствии грамматических ошибок по этому критерию вы получаете 2 балла, если допускаете 1-2 ошибки – 1 балл, если 3 ошибки и более – 0 баллов. Критерию К10 соответствует соблюдение речевых норм. Если вы не допустили ни одной ошибки или сделали одну речевую ошибку, вы получаете 2 балла, за 2-3 ошибки – 1 балл, за 4 и более ошибок ставится 0 баллов.

Давайте посмотрим, за какие грамматические ошибки могут снизить баллы по критерию К9. Сейчас мы сделаем обзор часто встречающихся грамматических ошибок:

1. Запомните, производные предлоги «благодаря», «согласно», «вопреки», «подобно» употребляются с существительными в дательном падеже. Например, «согласно (чему?) документу». Ошибка заключается в том, что школьники сочетают эти предлоги с родительным падежом, «согласно (чего?) документа» является ошибочным употреблением.

2. Предлог «по» сочетается с существительным в предложном падеже. Ошибкой является то, что ученики употребляют с этим предлогом существительные в дательном падеже. Правильно писать «по окончании», «по завершении», «по прибытии».

3. Обратите внимание на сочетание предлога «по» с существительными «приезд» и «прилет». Грамотно произносить «по приезде» и «по прилете».

4. Обратим внимание на определенные нормы управления. Наиболее употребительные словосочетания:

— оплатить (что?) проезд;

— заплатить (за что?) за проезд;

— основанный (на чем?) на фактах;

— обоснованный (чем?) фактами;

— директор (чего?) театра;

— заведующий (чем?) библиотекой;

— характерный (для кого? чего?) для Севера климат;

— свойственный (кому? чему?) молодости.

5. Затруднение вызывает образование форм числительных. Во избежание ошибки потренируйтесь в склонении имен числительных. Путаница возникает с числительными «пятьсот», «шестьсот», «семьсот», «восемьсот» и «девятьсот» в родительном падеже. Ошибочным является употребление «нет пятиста» или «нет шестиста». Такой формы не существует. Правильная форма «нет пятисот», «шестисот», «семисот», «восьмисот», «девятисот».

6. Следите за образованием форм степеней сравнения имен прилагательных и наречий. Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения. Грубой ошибкой будет сказать «более красивее» или «самый интереснейший». Правильными будут формы «более красивый» или просто «красивее», «самый интересный» или просто превосходная степень «интереснейший».

7. Когда вы пишете сочинение или другие творческие работы, обращайте внимание на согласование подлежащего со сказуемым. Перед нами сложноподчиненное предложение «Все, кто мог прийти, собрались в зале». В каждой части этого сложного предложения своя грамматическая основа: «все» – подлежащие, «собрались» – сказуемое, они согласуются в числе, в данном случае, в множественном. В придаточной части «кто» – подлежащие, «мог прийти» – сказуемое, они согласуются в единственном числе. Ошибки могут выглядеть следующим образом: «все собрался», что является неверным. Или в придаточной части «кто» в единственном числе, а сказуемое «могли прийти» стоит во множественном числе, что является неверным.

8. Особого внимания заслуживает предложения, в составе которых есть деепричастный оборот. Деепричастие обозначает добавочные действия к основному. Например, «задумываешься, (что делая?) читая». В данном случае основное действие – «задумываешься», добавочное – «читая». «Остановился, (что сделав?) поздоровавшись». В данном случае «остановился» – основное действие, «поздоровавшись» – добавочное. Действия, которые деепричастие или деепричастный оборот обозначает, относится, как правило, к подлежащему данного предложения. Например, «не оглядываясь, он идет по дороге». В данном случае некое лицо «он» выполняет 2 действия, но одно из них – основное, «идет», а второе, «не оглядываясь» – добавочное. Давайте посмотрим, как выглядят ошибки. Пример, «возвращаясь домой, меня застал дождь». Местоимение «меня» стоит в родительном падеже, а значит не может быть подлежащим. Следовательно, это предложение содержит грамматическую ошибку. Исправляем: «возвращаясь домой, я попал под дождь». «Я» является подлежащим в именительном падеже.

И маленькое напутствие в конце этого видео: вы избавитесь от грамматических ошибок в своих работах и будете получать максимальный балл по критерию К9, если добросовестно подойдете к изучению грамматических норм и будете выполнять задания 7 и 8 теста.

Мы сделали с вами обзор часто встречающихся грамматических ошибок. Если вы хотите продолжить эту тему, пишите в комментариях свои пожелания.

До новых встреч! До свидания!

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «Типичные грамматические ошибки» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в высшее учебное заведение или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из данного раздела.

Публикация обновлена:
06.06.2023

Морфологические нормы (образование форм слова)

Задание № 7 ЕГЭ по русскому языку 2022

1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм ЯБЛОК

СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами

ПОЕЗЖАЙ в Подмосковье

голос более ЗВУЧНЕЕ

языки ПЛАМЕНИ

Ответ: звучный

2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

поднялся более ВЫШЕ

ПОЕЗЖАЙ вперёд

ЧЕТВЕРО саней

ПОПРОБУЕМ решить

нет ВРЕМЕНИ

Ответ: высоко

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

вкусные ТОРТЫ

посмотрел более СТРОЖЕ

ПОПРОБУЕМ помочь

не ЕЗДИТЕ быстро

ЧЕТВЕРО учеников

Ответ: строго

4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СТРИЖЁТ клиентов

ПЯТЬСОТЫЙ заказ

две пары БОТИНОК

БЛИЖАЙШАЯ станция

нет ВРЕМЕНИ

Ответ: пятисотый

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

у ИХ сестры

пить из БЛЮДЕЦ

нет САПОГОВ

ещё БОГАЧЕ

ТРОЕ друзей

Ответ: сапог

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

береговые КАТЕРА

скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ

почти в СТА странах

у новых ТУФЛЕЙ

СИЛЬНЕЕ всего

Ответ: туфель

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять КИЛОГРАММОВ риса

ЛЯЖЬТЕ

дальние ДЕРЕВНИ

молодые БУХГАЛТЕРЫ

ДЛИННЕЕ

Ответ: лягте

8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЯГТЕ на пол

ИХ работа

горячие СУПЫ

ШЕСТИСТАМИ учениками

ИНЖЕНЕРЫ

Ответ: шестьюстами

9. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДОБРЕЙШИЙ человек

опытные ТОКАРЯ

ЛЯГТЕ на коврик

стирка ПОЛОТЕНЕЦ

нет ПЯТИСОТ рублей

Ответ: токари

10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара ТУФЕЛЬ

у ОБЕИХ сестёр

ЛЯГТЕ на коврик

ЛОПНУТЫЕ пружины

ШЕСТЬЮСТАМИ листами

Ответ: лопнувшие

11. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЖГЁШЬ солому

пара ЯБЛОК

о ШЕСТИДЕСЯТИ сотрудниках

ОБЕИМИ руками

ШОФЁРЫ со стажем

Ответ: жжёшь|жжешь

12. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЕГО учебник

ВЫГОВОРЫ

опытные ТРЕНЕРА

СЕМЬЮСТАМИ книгами

ТЕЧЁТ вода

Ответ: тренеры

13. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

вдоль ПОБЕРЕЖЬЕВ

ШЕСТЬЮСТАМИ письмами

подписанные ДОГОВОРЫ

КЛАДИТЕ аккуратнее

БОЛЕЕ КРУПНАЯ рыба

Ответ: побережий

14. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЕГО перчатки

пять АПЕЛЬСИН

ПОЕЗЖАЙ прямо

новые ПАСПОРТА

ПЯТИСТАМ гостям

Ответ: апельсинов

15. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ВОСЕМЬСОТ двадцатом году

заводские ПРЕССЫ

картина более КРАСИВЕЕ

СТРИЖЁТ волосы

наши ПАСПОРТА

Ответ: красивая

16. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

группа ОСЕТИН

СТА ДВАДЦАТЬЮ ПЯТЬЮ литрами

пустые ТЕРМОСА

не ЛАЗАЙТЕ через забор

ИНТЕРЕСНЕЕ ВСЕХ

Ответ: термосы

17. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

стать БОЛЕЕ РАЗГОВОРЧИВЫМ

отряд ПАРТИЗАН

подпишите ДОГОВОРА

в ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ДВАДЦАТЬ ПЯТОМ году

пять КИЛОГРАММОВ муки

Ответ: договоры

18. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд

за СЕМЬЮ замками

пачка МАКАРОНОВ

в ДВУХТЫСЯЧНОМ году

ВКУСНЕЕ торта

Ответ: макарон

19. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

горные ИНЖЕНЕРЫ

СЕМИСТАМИ тоннами

ЖЁСТЧЕ дерева

пять АБЗАЦЕВ

ОБОИХ учеников

Ответ: семьюстами

20. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

здоровые ДЁСНЫ

пара ВАРЕЖКОВ

сказать БОЛЕЕ ГРОМКО

ИСЧЕЗНУВ вдали

к ДЕВЯТИСТАМ избирателям

Ответ: варежек

21. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЕЗЖАЙТЕ домой

из нового ТЮЛЯ

нырнуть БОЛЕЕ ГЛУБОКО

сбросить С ПЛЕЧЕЙ

оправдательные ПРИГОВОРЫ

Ответ: сплеч|плеч

22. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОБЕИХ женщин

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ подписчиками

пара ПОЛОТЕНЕЦ

ПРОМОК под дождём

поступил БОЛЕЕ ЧЕСТНЕЕ

Ответ: честнее|болеечестно|честно

23. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 КРАТЧАЙШИЙ путь

ЛЯГТЕ на диван

пара ТУФЕЛЬ

ЕГО взгляды

ТРЁХСТАМИ вопросами

Ответ: тремястами

24. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ВЫСОКО расположен

банка КОНСЕРВОВ

в ТРЁХСТАХ государствах

вода там более ЧИЩЕ

ПОЛОЩУЩИЙ бельё

Ответ: чистая

25. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

ИХ комната

спелых АБРИКОСОВ

СОТРЁТ с доски

к ЧЕТЫРЁХСТАМ грузовикам

петь ЗВОНЧЕ

Ответ: четырёмстам|кчетырёмстам

26. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НАИБОЛЕЕ яркий

пусть ПОПРОБУЕТ

почётные ТИТУЛЫ

хорошо СТРИГЁТ

в ДВЕ ТЫСЯЧИ ШЕСТОМ году

Ответ: стрижёт|стрижет

27. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

у ИХ сестры

пить из БЛЮДЦЕВ

нет САПОГ

ещё БОГАЧЕ

около ПЯТИСОТ человек

Ответ: блюдец

28. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

поднять БОЛЕЕ ВЫСОКО

ДИРЕКТОРА школ

лежит в ШКАФУ

к ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОМУ году

шинель без ПОГОНОВ

Ответ: погон

29. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

шесть ПАДЕЖЕЙ

ЯРЧЕ солнца

вкусные ТОРТЫ

с ДВУХСТАМИ заказчиками

ИХ учебники

Ответ: двумястами

30. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять ПИХТ

задача более ЛЁГКАЯ

более ДВЕ тысяч человек

ИСПЕЧЁМ пирог

рота СОЛДАТ

Ответ: двух

31. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ШЕСТИСТА лет

ПОЕЗЖАЙТЕ

навстречу ЕЙ

нет ТУФЕЛЬ

ВЗГЛЯНИ на картину

Ответ: шестисот

32. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЯГТЕ на кушетку

БОЛЕЕ НАДЁЖНЫЙ

не ЛОЖИ локти на стол

ПЯТИСТАМ абонентам

две пары ДЖИНСОВ

Ответ: клади|неклади

33. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОБЕИМ ученицам

ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ и упал

ЕЗЖАЙ прямо

пять ПОМИДОРОВ

новые ДЖЕМПЕРЫ

Ответ: поезжай

34. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

столы для КУХОНЬ

в ТЫСЯЧА ВОСЬМИСОТОМ году

много МАКАРОН

БОЛЕЕ КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж

ИХ дача

Ответ: красивейший|более красивый|наиболее красивый

35. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

шесть ВИШЕН

(правая) ТУФЛЯ

НАИВЫСШЕЕ наслаждение

здоровые ДЁСНЫ

ЧЕТЫРЁХСТАМИ людьми

Ответ: четырьмястами

36. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СОТРЁТ с доски

петь ЗВОНЧЕ

в ПОЛУТОРАСТА метрах

две пары НОСКОВ

не ПРОРОНЯЯ ни слова

Ответ: проронив

37. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОМАШИТЕ рукой

шесть БЛЮДЕЦ

НАИЛУЧШИЙ способ

СЕМЬЮСТАМИ ответами

занавесить ТЮЛЬЮ

Ответ: тюлем

38. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

закрепил более НАДЁЖНЕЕ

старые ПАСПОРТА

ЛЯГТЕ на спину

саженцы ЯБЛОНЬ

забрать из ЯСЛЕЙ

Ответ: надёжно|надежно

39. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ отзывами

земные НЕДРА

помыть ШАМПУНЕМ

МЕЛИТЬ зерно на мельнице

ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ на льду

Ответ: молоть

40. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

аромат ШАМПУНИ

в СЕМИСТАХ вёрстах

более ДОЛГО

МОКЛА под дождём

нескольких БАРЫШЕНЬ

Ответ: шампуня

41. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ВОСЬМЬЮСТАХ копиях

выбрали место ПОСУШЕ

осенние МЕСЯЦЫ

ПОДОЖЖЁШЬ хворост

в ОБОИХ отзывах

Ответ: восьмистах

42. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ТРЕНЕРЫ

по ОБОИМ сторонам

звучит не менее ГРОМКО

ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд

нет ТУФЕЛЬ

Ответ: обеим

43. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПРИОБРЕТШИЙ дом

ДЕВЯНОСТА саженцам

произнёс более ТИХО

ПОЕЗЖАЙ в город

несколько БЛЮДЦЕВ

Ответ: блюдец

44. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НЕДРЫ земли

более ПОЛУТОРАСТА тетрадей

заговорил БОЛЕЕ ВЕСЕЛО

мать ЧЕТВЕРЫХ детей

килограмм БАКЛАЖАНОВ

Ответ: недра

45. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

несколько БАШЕН

шерстяные СВИТЕРЫ

НАИСЛОЖНЕЙШАЯ операция

возьми нитку ПОТОЛЩЕ

в ПОЛУТОРАСТАХ милях

Ответ: полутораста

46. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

к ВОСЬМИСОТОМУ году

НАПОИВ чаем

в ДВУХСТА экземплярах

голос ЗВОНЧЕ

стебли ГЕОРГИНОВ

Ответ: двухстах

47. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СКОРЕЙШЕГО выздоровления

ИСПЕКЁТ пирожок

ОБОИМИ столами

КОЛЫШЕТСЯ листва

известные КОНСТРУКТОРЫ

Ответ: испечёт|испечет

48. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

мебель для КУХОНЬ

в тысяча ВОСЬМИСОТОМ году

в ПОЛУТОРАХ метрах

забрать из ЯСЛЕЙ

наиболее УМНЫЙ

Ответ: полутора

49. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ВОСЬМИДЕСЯТЬЮ копейками

шесть ПАДЕЖЕЙ

пой ЗВОНЧЕ

ЛЯГ на кушетку

благодаря ИМ

Ответ: восьмьюдесятью|восемьюдесятью

50. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

несколько СПАЛЕН

ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ сотрудниками

ВЗМОКНУЛ от стараний

более КРЕПКИЙ

ОТКРЫВ книгу

Ответ: взмок

51. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПРОБУЯ на вкус

никому не ЗАВИДУЮ

прочитал более ВЫРАЗИТЕЛЬНО

богатые КНЯЗЬЯ

занавесить ТЮЛЬЮ

Ответ: тюлем

52. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

из свежих АБРИКОСОВ

совсем ОЗЯБНУЛ

клуб для БАРЫШЕНЬ

о ШЕСТИСТАХ жильцах

в ИХ квартире

Ответ: озяб

53. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

сдайте ПАСПОРТА

несколько ГНЕЗДОВИЙ

пара ТУФЕЛЬ

сказал БОЛЕЕ УВЕРЕННО

ПОЛТОРАСТАМИ произведениями

Ответ: полутораста

54. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

образ ИСЧЕЗ

ТРОЕ ножниц

пирог с ПОВИДЛОЙ

КРОШЕЧНЫЙ домишко

пятьсот ПЯТИДЕСЯТАЯ страница

Ответ: повидлом

55. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

наиболее ОТВЕТСТВЕННЫЙ

СЕМИСОТ семидесяти экземпляров

потеряла ТУФЕЛЬ

голос УМОЛК

много СПЛЕТЕН

Ответ: туфлю

56. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

менее СТРОГИЙ тон

шесть ЩУПАЛЕЦ

в ШЕСТИСТА шагах

СВЕЖАЯ салями

ПРОМОК под дождём

Ответ: шестистах

57. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

дожить до ДЕВЯНОСТА лет

ГЛУБОЧАЙШЕЕ озеро

стоять около РОЯЛИ

вязаные СВИТЕРЫ

коробка КОНСЕРВОВ

Ответ: рояля

58. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

о СЕМИСТА километрах

более НУЖНЫЙ элемент

несколько АБЗАЦЕВ

в ОБЕИХ колоннах

ЛЯГТЕ на диван

Ответ: семистах

59. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЗАЖЖЁТСЯ огонь

разные ВОЗРАСТЫ

в ДВУХ тысячи шестой раз

несколько СОЛДАТ

быть ВЫШЕ всех

Ответ: две

60. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

модных САПОГОВ

около ШЕСТИСОТ рублей

нет ТУФЕЛЬ

ДЕВЯТЬЮСТАМИ отдыхающими

уважаемые ПРОФЕССОРА

Ответ: сапог

61. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЧУДЕСНЕЙШИЙ момент

СБЕРЕЖЁТ здоровье

закупили ПОЛТОРАСТА учебников

ответственные СТОРОЖИ

объяснил более ДОХОДЧИВО

Ответ: сторожа

62. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

им ДВИЖЕТ чувство долга

бархатных ПЛАТЬЕВ

ИСПЕКЁТ булочки

оказался БОЙЧЕ всех

с ПЯТИСОТЫМ конкурсантом

Ответ: испечёт|испечет

63. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

на ОБЕИХ сторонах

с ВОСЬМИСТАМИ блюдами

не ЛЕЗЬ наверх

в АЭРОПОРТУ

новые СОРТА

Ответ: восьмьюстами|восемьюстами

64. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ попытками

несколько ПОМЕСТИЙ

ДВОЕ саней

он ВСЕХ БЫСТРЕЕ

ЗАЖГЁШЬ свечу

Ответ: зажжёшь|зажжешь

65. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

на ДВЕСТИ шестой странице

это яблоко намного КРУПНЕЕ

земные НЕДРА

НАТЕРЕВ солью

много ВРЕМЯ

Ответ: времени

66. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОБГРЫЗЕННАЯ корка хлеба

находится в АЭРОПОРТУ

к ВОСЕМЬСОТОМУ году

ЗАКУТАВШИСЬ в одеяло

ОКРЕПШИЙ организм

Ответ: восьмисотому

67. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

столы для КУХОНЬ

забрать из ЯСЕЛЬ

ЛАЗИТ по заборам

НАПОИВ чаем

более ПОЛУТОРАСТА подписчиков

Ответ: яслей

68. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ИДЯ по бульвару

ПРИВЕДШИЙ к успеху

несколько ДЖИНСОВ

бежит намного БЫСТРЕЕ

на ДВУХСОТ третьем километре

Ответ: двести

69. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

ЛОЖИ аккуратно

КРЕПЧАЙШЕЕ рукопожатие

ДВОЕ очков

несколько КЕГЛЕЙ

Ответ: клади|положи

70. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

со СТА пятью карточками

менее ВПЕЧАТЛИТЕЛЕН

в поиске УЩЕЛИЙ

СТЕРЕЖЁТ дом

ремень для ДЖИНС

Ответ: джинсов

71. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

о ЧЕТЫРЁХСТАХ городах

с ПЯТИСТА рублями

в ДВУХТЫСЯЧНОМ году

КЛАДИ на место

ваши ПАСПОРТА

Ответ: пятьюстами|спятьюстами

72. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

самый МОЛОДОЙ сотрудник

нет ЗАМОРОЗКОВ

много спелых ВИШЕН

следы на СНЕГУ

он более УГРЮМЕЕ

Ответ: угрюмый

73. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОЗЯБ на ветру

поёт ЗВОНЧЕЕ

ДВОЕ друзей

из жарких ПУСТЫНЬ

СБЕРЕЖЁТ здоровье

Ответ: звонче|более звонко

74. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 с ПОЛУТОРАСТА килограммами

на протяжении ЧЕТЫРЁХСОТ лет

опытные ТРЕНЕРЫ

несколько БАРЫШЕНЬ

ящик МАНДАРИН

Ответ: мандаринов

75. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЕДЬТЕ в город

шторы из ТЮЛЯ

говори ПОМЕНЬШЕ

сбросить с ПЛЕЧ

подписать ДОГОВОРЫ

Ответ: поезжайте

76. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

прыгнуть более ВЫСОКО

ДИРЕКТОРЫ школ

к ДВЕ ТЫСЯЧИ тридцатому году

китель без ПОГОН

ДВОЕ козлят

Ответ: директора

77. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

нет ТУФЕЛЬ

мягких КРЕСЕЛ

СЕМИСТАМИ жителями

без САПОГ

ДВУМСТАМ пятидесяти рублям

Ответ: семьюстами

78. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НАИЛУЧШИЙ выбор

табун из СЕМИСОТ лошадей

ладонь с МОЗОЛЕМ

ПРОЧИТАВ статью

бочки без ДОНЬЕВ

Ответ: мозолью

79. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

после ТЫСЯЧИ двадцатого года

эта серия ИНТЕРЕСНЕЕ всего

ОБГРЫЗЕННОЕ яблоко

без КОММЕНТАРИЕВ

он ЛАЗИТ по забору

Ответ: тысяча

80. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПРОМОК под дождём

более ПЯТИСОТ заявлений

вкусные КРЕНДЕЛИ

пирог с ПОВИДЛОЙ

голос ЗВОНЧЕ

Ответ: повидлом

81. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пюре из БАКЛАЖАНОВ

СЕМИСТА граммов

этот комплект ПОИНТЕРЕСНЕЕ

источник ИССЯК

не КЛАДИ коробки на подоконник

Ответ: семисот

82. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

парикмахер СТРИЖЁТ

ЧЕТВЕРО саней

ПАСПОРТА родителей

не ЕЗДИЙТЕ быстро

снять ТУФЛЮ

Ответ: ездите

83. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара ДЖИНСОВ

МЯГЧАЙШИЙ мармелад

пять СВЕЧЕЙ

ветер ТРЕПЛЕТ деревце

к ДВУХ тысячи пятому году

Ответ: две

84. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

УЛЁГШИЙСЯ на диван

ПОЛОЖЬТЕ на стол

в течение ПОЛУТОРА часов

БУДУЩЕЕ время

пожелания всего НАИЛУЧШЕГО

Ответ: положите

85. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЗАВИДУЮЩИЙ другу

целиком ВМЁРЗШИЙ

к ШЕСТИСТА авторам

НЕЛЕПЕЙШАЯ история

медицинские ПОЛИСЫ

Ответ: шестистам

86. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

страховые ПОЛИСА

килограмм МАНДАРИНОВ

ПОЕЗЖАЙ домой

красивого ТЮЛЯ

к ДЕВЯТИСТАМ прибавить шесть

Ответ: полисы

87. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

несколько КЕГЛЕЙ

три ВОСЬМЫХ

с ПОЛУТОРАСТАМИ рублями

ОБРЕТШИЙ покой

надёжные СТОРОЖА

Ответ: полутораста

88. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять АМПЕР

СЕМЬЮСТАМИ клумбами

нырнуть ГЛУБЖЕ

без серьёзных РАЗДУМЬЕВ

он УГРЮМЕЕ всех

Ответ: раздумий

89. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара БЛЮДЦЕВ

ПОСТРОИВ небоскрёб

наиболее УМЕСТНЫЙ

ИСЧЕЗ из поля зрения

нас ЧЕТВЕРО

Ответ: блюдец

90. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ящик АБРИКОСОВ

ПОЛОЖИ на место

прыгал более ВЫШЕ

ПЯТИСОТЫЙ заказ

уважаемые ДОКТОРА

Ответ: высоко

91. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

урожай ПОМИДОРОВ

БЛИЖАЙШАЯ станция

у наших ВОРОТ

нет ПОЛТОРАСТА рублей

детские ДОКТОРА

Ответ: полутораста

92. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

он более МОЛОЖЕ

после БУДНЕЙ

нет СВЕЧЕЙ

пять ОЛАДИЙ

ИХ тетрадей

Ответ: молодой

Типичные грамматические ошибки

Ирина Кривенкова (кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку).

Сегодня я предлагаю разобрать грамматические ошибки.

Ранее я уже рассказывала о речевых ошибках. Если вы еще не смотрели это видео или хотите систематизировать свои знания по этой теме, то вам стоит посмотреть ролик под названием «Типичные речевые ошибки». (Ссылка)

Выясним, чем грамматические ошибки отличаются от речевых.

Грамматические ошибки – это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической или синтаксической.

Речевые ошибки – это нарушение лексических норм.

Чтобы выявить грамматическую ошибку, контекст не нужен. Для выявления речевой ошибки контекст обязателен.

Никогда не путайте грамматические ошибки с орфографическими. Орфографические ошибки связаны с правописанием слов.

Чтобы избавиться от речевых ошибок, нужно выполнять задания под номерами 5 и 6. Они проверяют знания лексических норм.

Чтобы избавиться от грамматических ошибок, вы должны тренироваться в выполнении заданий под номерами 7 и 8. Они проверяют знания грамматических норм.

Еще хотела бы обратить ваше внимание на критерии оценивания сочинения. Критерию К9 соответствует соблюдение грамматических норм. При отсутствии грамматических ошибок по этому критерию вы получаете 2 балла, если допускаете 1-2 ошибки – 1 балл, если 3 ошибки и более – 0 баллов. Критерию К10 соответствует соблюдение речевых норм. Если вы не допустили ни одной ошибки или сделали одну речевую ошибку, вы получаете 2 балла, за 2-3 ошибки – 1 балл, за 4 и более ошибок ставится 0 баллов.

Давайте посмотрим, за какие грамматические ошибки могут снизить баллы по критерию К9. Сейчас мы сделаем обзор часто встречающихся грамматических ошибок:

1. Запомните, производные предлоги «благодаря», «согласно», «вопреки», «подобно» употребляются с существительными в дательном падеже. Например, «согласно (чему?) документу». Ошибка заключается в том, что школьники сочетают эти предлоги с родительным падежом, «согласно (чего?) документа» является ошибочным употреблением.

2. Предлог «по» сочетается с существительным в предложном падеже. Ошибкой является то, что ученики употребляют с этим предлогом существительные в дательном падеже. Правильно писать «по окончании», «по завершении», «по прибытии».

3. Обратите внимание на сочетание предлога «по» с существительными «приезд» и «прилет». Грамотно произносить «по приезде» и «по прилете».

4. Обратим внимание на определенные нормы управления. Наиболее употребительные словосочетания:

— оплатить (что?) проезд;

— заплатить (за что?) за проезд;

— основанный (на чем?) на фактах;

— обоснованный (чем?) фактами;

— директор (чего?) театра;

— заведующий (чем?) библиотекой;

— характерный (для кого? чего?) для Севера климат;

— свойственный (кому? чему?) молодости.

5. Затруднение вызывает образование форм числительных. Во избежание ошибки потренируйтесь в склонении имен числительных. Путаница возникает с числительными «пятьсот», «шестьсот», «семьсот», «восемьсот» и «девятьсот» в родительном падеже. Ошибочным является употребление «нет пятиста» или «нет шестиста». Такой формы не существует. Правильная форма «нет пятисот», «шестисот», «семисот», «восьмисот», «девятисот».

6. Следите за образованием форм степеней сравнения имен прилагательных и наречий. Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения. Грубой ошибкой будет сказать «более красивее» или «самый интереснейший». Правильными будут формы «более красивый» или просто «красивее», «самый интересный» или просто превосходная степень «интереснейший».

7. Когда вы пишете сочинение или другие творческие работы, обращайте внимание на согласование подлежащего со сказуемым. Перед нами сложноподчиненное предложение «Все, кто мог прийти, собрались в зале». В каждой части этого сложного предложения своя грамматическая основа: «все» – подлежащие, «собрались» – сказуемое, они согласуются в числе, в данном случае, в множественном. В придаточной части «кто» – подлежащие, «мог прийти» – сказуемое, они согласуются в единственном числе. Ошибки могут выглядеть следующим образом: «все собрался», что является неверным. Или в придаточной части «кто» в единственном числе, а сказуемое «могли прийти» стоит во множественном числе, что является неверным.

8. Особого внимания заслуживает предложения, в составе которых есть деепричастный оборот. Деепричастие обозначает добавочные действия к основному. Например, «задумываешься, (что делая?) читая». В данном случае основное действие – «задумываешься», добавочное – «читая». «Остановился, (что сделав?) поздоровавшись». В данном случае «остановился» – основное действие, «поздоровавшись» – добавочное. Действия, которые деепричастие или деепричастный оборот обозначает, относится, как правило, к подлежащему данного предложения. Например, «не оглядываясь, он идет по дороге». В данном случае некое лицо «он» выполняет 2 действия, но одно из них – основное, «идет», а второе, «не оглядываясь» – добавочное. Давайте посмотрим, как выглядят ошибки. Пример, «возвращаясь домой, меня застал дождь». Местоимение «меня» стоит в родительном падеже, а значит не может быть подлежащим. Следовательно, это предложение содержит грамматическую ошибку. Исправляем: «возвращаясь домой, я попал под дождь». «Я» является подлежащим в именительном падеже.

И маленькое напутствие в конце этого видео: вы избавитесь от грамматических ошибок в своих работах и будете получать максимальный балл по критерию К9, если добросовестно подойдете к изучению грамматических норм и будете выполнять задания 7 и 8 теста.

Мы сделали с вами обзор часто встречающихся грамматических ошибок. Если вы хотите продолжить эту тему, пишите в комментариях свои пожелания.

До новых встреч! До свидания!

Благодарим за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «Типичные грамматические ошибки» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в высшее учебное заведение или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из данного раздела.

Публикация обновлена:
07.01.2023

Степени сравнения имён прилагательных

Степени сравнения есть у большинства качественных прилагательных.

Прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Использование качественного прилагательного в отвлечении от степени проявления признака называется положительной степенью: красивый (положительная степень) — красивее (сравнительная степень) — красивейший (превос­ходная степень).

А) Сравнительная степень прилагательных.

Сравнительная степень прилагательного обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени, чем в другом: Он лучше меня; Он красивее меня; Твой портфель тяжелее, чем мой.

Сравнительная степень бывает простая и сложная.

Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:

-ее (-ей): красивый — красивее, смелый смелее, холодный холоднее;
: большой больше, короткий короче, сладкий слаще;
-ше: старый старше, молодой младше.

  Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень: хороший лучше, плохой хуже, маленький меньше.

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются и не имеют окончаний. В предложении они, как правило, являются частью составного именного сказуемого: Этот склон опаснее.

Сложная сравнительная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц более и менее: большой более/менее большой, красивый более/менее красивый.

Сложная форма сравнительной степени, как и полная форма положительной степени прилагательных, изменяется по родам, числам и падежам.

Б) Превосходная степень прилагательных.

Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени: Она самая красивая девочка в нашем классе.

Превосходная степень бывает простая и сложная.

Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: красивый красивейший, мягкий мягчайший, добрый добрейший.

Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень: хороший лучший, плохой худший.

Сложная превосходная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц самый, наиболее и наименее: большой самый/наиболее/наименее большой, красивый самый/наиболее/наименее красивый.

Прилагательные в превосходной степени, как и полные формы положительной степени прилагательных, изменяются по родам, числам и падежам.

В) Нормы употребления степеней сравнения имён прилагательных.

1. Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени. Неправильно: более красивее, более тяжелее, наиболее спокойнейший.

Такая ошибка очень частотна в речи: Сегодня она была более грустнее, чем вчера; Он самый величайший физик в мире. 

Грамматически корректными будут предложения: Сегодня она была более грустной, чем вчера; Сегодня она была грустнее, чем вчера; Он самый великий физик в мире; Он величайший физик в мире.

Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший.

2. Следует учитывать, что не все качественные прилагательные способны образовывать степени сравнения с помощью соответствующих суффиксов. Не образуют таких форм слова:
бессмертный, блестящий, ближний, боевой, больной (о человеке), бурный, верхний, вечный, возможный, волевой, выдающийся, героический, глухой (о человеке), голый, гордый, давний, дальний, деловой, жестокий, знакомый, косой, краткий, кривой (о человеке), мёртвый (не живой), мирный, могучий, неизвестный, нижний, общий, отличный, передовой, положительный, последний, постоянный, похожий, правый (справедливый, содержащий правду), пустой (о вместилище: ничем не заполненный), развитой, ранний, рваный, робкий, слепой, спорный, срочный, хищный, хмурый, цветной, юный и др.

Некоторые из данных прилагательных не способны использоваться в сравнительной степени в силу специфики своего значения (например, нельзя быть более или менее бессмертным, более или менее голым). Другие теоретически могли бы образовывать сравнительную степень, но в силу своих формальных характеристик не имеют такой формы или имеют малоупотребительную форму. В последнем случае в неофициальной речи в некоторых сочетаниях можно пользоваться описательным способом выражения степени сравнения: более волевой, более деловой, более жестокий.

3. Использование превосходной степени не рекомендуется в том случае, если сопоставление предметов или лиц является невозможным или некорректным. Так, некорректным является предложение: А. Блок — талантливейший поэт России. Каждый из великих русских поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.д.) по-своему неповторимы, и здесь недопустимо распределение по местам, как это делается, например, в спорте. При необходимости можно использовать конструкции типа: А. Блок — один из талантливейших поэтов России.

Следует отметить, что в ряде случаев подобные употребления являются намеренными и связаны с определёнными, например, политическими целями. В качестве примера можно привести когда-то прозвучавшее высказывание И.В. Сталина о поэте В.В. Маяковском: «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи».

Г) Упражнения к теме «Степени сравнения имён прилагательных. Нормы употребления».

Упражнение 1. Образуйте все возможные формы степеней сравнения прилагательных.

Близкий, богатый, бурный, важный, великий, волевой, высокий, гибкий, гладкий, глухой (звук), гордый, горький (на вкус), грубый, густой, дешёвый, дорогой, жадный, жаркий, жёсткий, жидкий, звонкий, кислый, короткий, красивый, крепкий, крутой, лёгкий, маленький, меткий, молодой, мягкий, низкий, плохой, простой, развитой, ранний, редкий, резкий, робкий, сладкий, сочный, спорный, срочный, странный, строгий, сухой, твёрдый, тесный, тихий, толстый, узкий, хмурый, хороший, чистый, чуткий, широкий, юный, яркий, ясный.

Упражнение 2. Выберите прилагательные, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.

Упражнение 3. Поставьте прилагательные и наречия, данные в скобках, в сравнительную и превосходную степени. Обоснуйте выбор формы.

1. Её обеды всегда более (вкусные), чем мои.

2. Эта лодка значительно (прочная), чем та, которую мы видели у причала.

3. В чаще голоса всегда звучат более (глухо), чем на опушке леса.

4. Двоим нести такой груз, конечно, (легко).

5. Его оценки событий стали (резкие).

6. Его голос стал (жёсткий, сухой и строгий).

7. На рынке те же товары стоят (дёшево), чем в магазине.

8. Этот подъём (крутой), а тот более (пологий).

9. На юге звёзды (яркие), чем на севере.

10. Эту сессию я сдал (плохо), чем предыдущую.

11. Дорога стала (гладкая, ровная), без ухабов.

12. Не лейте много воды, иначе глина станет (жидкая), чем это необходимо для производства посуды.

13. Придите (поздно).

14. Ущелье стало (узкое).

15. Я люблю чай (сладкий).

Упражнение 4. Объясните, почему использование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных является ошибочным. Обоснуйте ответ.

1. У команды соперников более худшее соотношение забитых и пропущенных мячей.

2. Семёнов — наиболее лучший игрок в нашей команде.

3. Дела в команде шли всё хужее.

4. Воздух в цеху становился всё более жарче.

5. Наш завод оказался более передовым.

6. Чилийский соус острее и горчее китайского.

7. Твои босоножки дешевее.

8. Листья к концу сентября стали желтее.

9. Твой голос звончее моего.

10. Сделай узел послабже.

11. Команда соперников выглядела легчее и более свежее.

12. Наши игроки не плохее.

13. Изображение на вашем снимке ещё нечётчее.

14. Детские впечатления всегда ярчее.

15. Современное образование много более хуже, чем дореволюционное.

16. Он самый старейший член нашего коллектива.

17. Швабрин был более образованнее Гринёва.

18. От этого Мцыри кажется более таинственнее.

19. Эта задача стала более легче.

Источники:

  • Глава «Имя прилагательное» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
  • Глава «Степени сравнения имён прилагательных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
  • Упражнения к теме «Имя прилагательное» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
  • Упражнения к теме «Степени сравнения имён прилагательных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»

Типичные грамматические ошибки

Ирина Кривенкова (кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку).

Сегодня я предлагаю разобрать грамматические ошибки.

Ранее я уже рассказывала о речевых ошибках. Если вы еще не смотрели это видео или хотите систематизировать свои знания по этой теме, то вам стоит посмотреть ролик под названием «Типичные речевые ошибки». (Ссылка)

Выясним, чем грамматические ошибки отличаются от речевых.

Грамматические ошибки – это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической или синтаксической.

Речевые ошибки – это нарушение лексических норм.

Чтобы выявить грамматическую ошибку, контекст не нужен. Для выявления речевой ошибки контекст обязателен.

Никогда не путайте грамматические ошибки с орфографическими. Орфографические ошибки связаны с правописанием слов.

Чтобы избавиться от речевых ошибок, нужно выполнять задания под номерами 5 и 6. Они проверяют знания лексических норм.

Чтобы избавиться от грамматических ошибок, вы должны тренироваться в выполнении заданий под номерами 7 и 8. Они проверяют знания грамматических норм.

Еще хотела бы обратить ваше внимание на критерии оценивания сочинения. Критерию К9 соответствует соблюдение грамматических норм. При отсутствии грамматических ошибок по этому критерию вы получаете 2 балла, если допускаете 1-2 ошибки – 1 балл, если 3 ошибки и более – 0 баллов. Критерию К10 соответствует соблюдение речевых норм. Если вы не допустили ни одной ошибки или сделали одну речевую ошибку, вы получаете 2 балла, за 2-3 ошибки – 1 балл, за 4 и более ошибок ставится 0 баллов.

Давайте посмотрим, за какие грамматические ошибки могут снизить баллы по критерию К9. Сейчас мы сделаем обзор часто встречающихся грамматических ошибок:

1. Запомните, производные предлоги «благодаря», «согласно», «вопреки», «подобно» употребляются с существительными в дательном падеже. Например, «согласно (чему?) документу». Ошибка заключается в том, что школьники сочетают эти предлоги с родительным падежом, «согласно (чего?) документа» является ошибочным употреблением.

2. Предлог «по» сочетается с существительным в предложном падеже. Ошибкой является то, что ученики употребляют с этим предлогом существительные в дательном падеже. Правильно писать «по окончании», «по завершении», «по прибытии».

3. Обратите внимание на сочетание предлога «по» с существительными «приезд» и «прилет». Грамотно произносить «по приезде» и «по прилете».

4. Обратим внимание на определенные нормы управления. Наиболее употребительные словосочетания:

— оплатить (что?) проезд;

— заплатить (за что?) за проезд;

— основанный (на чем?) на фактах;

— обоснованный (чем?) фактами;

— директор (чего?) театра;

— заведующий (чем?) библиотекой;

— характерный (для кого? чего?) для Севера климат;

— свойственный (кому? чему?) молодости.

5. Затруднение вызывает образование форм числительных. Во избежание ошибки потренируйтесь в склонении имен числительных. Путаница возникает с числительными «пятьсот», «шестьсот», «семьсот», «восемьсот» и «девятьсот» в родительном падеже. Ошибочным является употребление «нет пятиста» или «нет шестиста». Такой формы не существует. Правильная форма «нет пятисот», «шестисот», «семисот», «восьмисот», «девятисот».

6. Следите за образованием форм степеней сравнения имен прилагательных и наречий. Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения. Грубой ошибкой будет сказать «более красивее» или «самый интереснейший». Правильными будут формы «более красивый» или просто «красивее», «самый интересный» или просто превосходная степень «интереснейший».

7. Когда вы пишете сочинение или другие творческие работы, обращайте внимание на согласование подлежащего со сказуемым. Перед нами сложноподчиненное предложение «Все, кто мог прийти, собрались в зале». В каждой части этого сложного предложения своя грамматическая основа: «все» – подлежащие, «собрались» – сказуемое, они согласуются в числе, в данном случае, в множественном. В придаточной части «кто» – подлежащие, «мог прийти» – сказуемое, они согласуются в единственном числе. Ошибки могут выглядеть следующим образом: «все собрался», что является неверным. Или в придаточной части «кто» в единственном числе, а сказуемое «могли прийти» стоит во множественном числе, что является неверным.

8. Особого внимания заслуживает предложения, в составе которых есть деепричастный оборот. Деепричастие обозначает добавочные действия к основному. Например, «задумываешься, (что делая?) читая». В данном случае основное действие – «задумываешься», добавочное – «читая». «Остановился, (что сделав?) поздоровавшись». В данном случае «остановился» – основное действие, «поздоровавшись» – добавочное. Действия, которые деепричастие или деепричастный оборот обозначает, относится, как правило, к подлежащему данного предложения. Например, «не оглядываясь, он идет по дороге». В данном случае некое лицо «он» выполняет 2 действия, но одно из них – основное, «идет», а второе, «не оглядываясь» – добавочное. Давайте посмотрим, как выглядят ошибки. Пример, «возвращаясь домой, меня застал дождь». Местоимение «меня» стоит в родительном падеже, а значит не может быть подлежащим. Следовательно, это предложение содержит грамматическую ошибку. Исправляем: «возвращаясь домой, я попал под дождь». «Я» является подлежащим в именительном падеже.

И маленькое напутствие в конце этого видео: вы избавитесь от грамматических ошибок в своих работах и будете получать максимальный балл по критерию К9, если добросовестно подойдете к изучению грамматических норм и будете выполнять задания 7 и 8 теста.

Мы сделали с вами обзор часто встречающихся грамматических ошибок. Если вы хотите продолжить эту тему, пишите в комментариях свои пожелания.

До новых встреч! До свидания!

Благодарим за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «Типичные грамматические ошибки» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в высшее учебное заведение или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена:
05.09.2023

Степени сравнения имён прилагательных

Степени сравнения есть у большинства качественных прилагательных.

Прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Использование качественного прилагательного в отвлечении от степени проявления признака называется положительной степенью: красивый (положительная степень) — красивее (сравнительная степень) — красивейший (превос­ходная степень).

А) Сравнительная степень прилагательных.

Сравнительная степень прилагательного обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени, чем в другом: Он лучше меня; Он красивее меня; Твой портфель тяжелее, чем мой.

Сравнительная степень бывает простая и сложная.

Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:

-ее (-ей): красивый — красивее, смелый смелее, холодный холоднее;
: большой больше, короткий короче, сладкий слаще;
-ше: старый старше, молодой младше.

  Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень: хороший лучше, плохой хуже, маленький меньше.

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются и не имеют окончаний. В предложении они, как правило, являются частью составного именного сказуемого: Этот склон опаснее.

Сложная сравнительная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц более и менее: большой более/менее большой, красивый более/менее красивый.

Сложная форма сравнительной степени, как и полная форма положительной степени прилагательных, изменяется по родам, числам и падежам.

Б) Превосходная степень прилагательных.

Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени: Она самая красивая девочка в нашем классе.

Превосходная степень бывает простая и сложная.

Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: красивый красивейший, мягкий мягчайший, добрый добрейший.

Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень: хороший лучший, плохой худший.

Сложная превосходная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц самый, наиболее и наименее: большой самый/наиболее/наименее большой, красивый самый/наиболее/наименее красивый.

Прилагательные в превосходной степени, как и полные формы положительной степени прилагательных, изменяются по родам, числам и падежам.

В) Нормы употребления степеней сравнения имён прилагательных.

1. Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени. Неправильно: более красивее, более тяжелее, наиболее спокойнейший.

Такая ошибка очень частотна в речи: Сегодня она была более грустнее, чем вчера; Он самый величайший физик в мире. 

Грамматически корректными будут предложения: Сегодня она была более грустной, чем вчера; Сегодня она была грустнее, чем вчера; Он самый великий физик в мире; Он величайший физик в мире.

Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший.

2. Следует учитывать, что не все качественные прилагательные способны образовывать степени сравнения с помощью соответствующих суффиксов. Не образуют таких форм слова:
бессмертный, блестящий, ближний, боевой, больной (о человеке), бурный, верхний, вечный, возможный, волевой, выдающийся, героический, глухой (о человеке), голый, гордый, давний, дальний, деловой, жестокий, знакомый, косой, краткий, кривой (о человеке), мёртвый (не живой), мирный, могучий, неизвестный, нижний, общий, отличный, передовой, положительный, последний, постоянный, похожий, правый (справедливый, содержащий правду), пустой (о вместилище: ничем не заполненный), развитой, ранний, рваный, робкий, слепой, спорный, срочный, хищный, хмурый, цветной, юный и др.

Некоторые из данных прилагательных не способны использоваться в сравнительной степени в силу специфики своего значения (например, нельзя быть более или менее бессмертным, более или менее голым). Другие теоретически могли бы образовывать сравнительную степень, но в силу своих формальных характеристик не имеют такой формы или имеют малоупотребительную форму. В последнем случае в неофициальной речи в некоторых сочетаниях можно пользоваться описательным способом выражения степени сравнения: более волевой, более деловой, более жестокий.

3. Использование превосходной степени не рекомендуется в том случае, если сопоставление предметов или лиц является невозможным или некорректным. Так, некорректным является предложение: А. Блок — талантливейший поэт России. Каждый из великих русских поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.д.) по-своему неповторимы, и здесь недопустимо распределение по местам, как это делается, например, в спорте. При необходимости можно использовать конструкции типа: А. Блок — один из талантливейших поэтов России.

Следует отметить, что в ряде случаев подобные употребления являются намеренными и связаны с определёнными, например, политическими целями. В качестве примера можно привести когда-то прозвучавшее высказывание И.В. Сталина о поэте В.В. Маяковском: «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи».

Г) Упражнения к теме «Степени сравнения имён прилагательных. Нормы употребления».

Упражнение 1. Образуйте все возможные формы степеней сравнения прилагательных.

Близкий, богатый, бурный, важный, великий, волевой, высокий, гибкий, гладкий, глухой (звук), гордый, горький (на вкус), грубый, густой, дешёвый, дорогой, жадный, жаркий, жёсткий, жидкий, звонкий, кислый, короткий, красивый, крепкий, крутой, лёгкий, маленький, меткий, молодой, мягкий, низкий, плохой, простой, развитой, ранний, редкий, резкий, робкий, сладкий, сочный, спорный, срочный, странный, строгий, сухой, твёрдый, тесный, тихий, толстый, узкий, хмурый, хороший, чистый, чуткий, широкий, юный, яркий, ясный.

Упражнение 2. Выберите прилагательные, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.

Упражнение 3. Поставьте прилагательные и наречия, данные в скобках, в сравнительную и превосходную степени. Обоснуйте выбор формы.

1. Её обеды всегда более (вкусные), чем мои.

2. Эта лодка значительно (прочная), чем та, которую мы видели у причала.

3. В чаще голоса всегда звучат более (глухо), чем на опушке леса.

4. Двоим нести такой груз, конечно, (легко).

5. Его оценки событий стали (резкие).

6. Его голос стал (жёсткий, сухой и строгий).

7. На рынке те же товары стоят (дёшево), чем в магазине.

8. Этот подъём (крутой), а тот более (пологий).

9. На юге звёзды (яркие), чем на севере.

10. Эту сессию я сдал (плохо), чем предыдущую.

11. Дорога стала (гладкая, ровная), без ухабов.

12. Не лейте много воды, иначе глина станет (жидкая), чем это необходимо для производства посуды.

13. Придите (поздно).

14. Ущелье стало (узкое).

15. Я люблю чай (сладкий).

Упражнение 4. Объясните, почему использование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных является ошибочным. Обоснуйте ответ.

1. У команды соперников более худшее соотношение забитых и пропущенных мячей.

2. Семёнов — наиболее лучший игрок в нашей команде.

3. Дела в команде шли всё хужее.

4. Воздух в цеху становился всё более жарче.

5. Наш завод оказался более передовым.

6. Чилийский соус острее и горчее китайского.

7. Твои босоножки дешевее.

8. Листья к концу сентября стали желтее.

9. Твой голос звончее моего.

10. Сделай узел послабже.

11. Команда соперников выглядела легчее и более свежее.

12. Наши игроки не плохее.

13. Изображение на вашем снимке ещё нечётчее.

14. Детские впечатления всегда ярчее.

15. Современное образование много более хуже, чем дореволюционное.

16. Он самый старейший член нашего коллектива.

17. Швабрин был более образованнее Гринёва.

18. От этого Мцыри кажется более таинственнее.

19. Эта задача стала более легче.

Источники:

  • Глава «Имя прилагательное» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
  • Глава «Степени сравнения имён прилагательных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
  • Упражнения к теме «Имя прилагательное» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
  • Упражнения к теме «Степени сравнения имён прилагательных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»

Содержание

  1. Правописание «красивее» и «красивей»: отличие и значимость форм, употребление
  2. Тонкий нюанс
  3. Пояснение
  4. Значение
  5. Не-синонимы
  6. Грамматика
  7. «Некрасивый» и «некрасиво». Когда пишется слитно
  8. «Не красивый», «не красиво». Когда пишется раздельно
  9. Поиск ответа
  10. «Красивее» или «красивей»: как правильно?
  11. Даже неудобно говорить
  12. Ударение в слове «красивее»
  13. Можно ли сказать «красивей»?
  14. Вам что-то не понравилось?
  15. Синонимы
  16. Дом более красивее как правильно написать
  17. Общее по­ня­тие о мор­фо­ло­ги­че­ских нор­мах.

Правописание «красивее» и «красивей»: отличие и значимость форм, употребление

Слова «красивее» и «красивей» представляют собой формы сравнительной степени прилагательного «красивый», то есть означают «более красивый» («красивая», «красивое»). Нормативным считается слово «красивее», которое правильно пишется, оканчиваясь на «-ее». Так писать нужно в значащих текстах: документах, диктантах, экзаменационных и тестовых заданиях, и т.п. Форма «красивей» в академической лингвистике относится к просторечным, но по значению всё же отличается от строго нормативной.

Тонкий нюанс

Если имеется в виду улучшить внешность, прихорошиться более обычного, быть получше на вид кого-то или чего-то, то в большинстве случаев в живую речь лучше ложится «красивей»:

Для проверки правильности употребления пробуем добавить приставку «по-», определённо указывающую на сравнение без смыслового оттенка превосходства, скажем:

Смысл предложения ничуть не изменился, значит, выбор в сторону просторечия сделан верно.

Ну, а если подразумевается краса несказанная, где-то ближе к превосходной степени «красивейший» («красивейшая», «красивейшее»), то, скорее всего, уместнее будет нормативная форма:

Также нормативная форма однозначно уместнее, если имеется указание на стремление либо продвижение к некоему идеалу красоты и/или на внешнее совершенствование во времени:

Пояснение

Сравнительные степени прилагательных по умолчанию выводятся из полных форм, но в нашем случае довольно-таки ясно проглядывает происхождение «красивее» от полных форм единственного числа «красивый», «красивая», «красивое», а несколько усечённого «красивей» от сокращённых («красив», «красива», «красиво»). Сокращённая, так сказать, красота не предел её же в каждом конкретном случае, поэтому «смысловой вес» просторечной формы оказывается меньшим, чем полной – ну, покрасивее, и всё тут. Может и быть и ещё красивее.

Значение

Прилагательные «красивее» и «красивей» употребляются в русском языке в прямом и нескольких переносных (косвенных) значениях, а также иносказательно:

Не-синонимы

Викисловарь синонимами к «красивый» приводит также «миловидный», «очаровательный», «симпатичный». В таком истолковании следовало бы добавить «милый» и «привлекательный» – всё равно ведь все они неверны.

Во-первых, миловидность отнюдь не подразумевает внешней красоты. В ходу даже выражение «миловидная дурнушка» применительно в женщинам некрасивым, но привлекательным своими душевными качествами.

Во-вторых, очарование и способность вызывать симпатию по смыслу тоже не обязательно сообразуются с внешней красотой. Классический, всемирно известный пример – Григорий Распутин. Ну никак не красавчик во всех смыслах, но обладавший неотразимым очарованием и вызывавший симпатии даже у своих врагов вопреки их воле. Не менее известный, хотя не столь яркий пример – Че Гевара. Тот хоть на лицо и был смазлив, зато неизменно невероятно грязен и вонюч.

Грамматика

«красивее» и «красивей» – формы сравнительной степени имени прилагательного «красивый». Рода и числа не имеют, не склоняются. Состоят из корня «крас-», суффикса «-ив-» и окончаний «-ее» или «-ей». Постановка ударения и разделение для переносов кра-си́-вый; в рукописях при нехватке места строке допустимо крас-и́в-ый.

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Источник

Как пишется «некрасиво» и «некрасивый» – слитно или раздельно? Правила слитного и раздельного написания. В каких случаях «не красиво» пишется в два слова? Примеры предложений из русской литературы.

f9f788bb5a02f1798f9e84ecfc1df6c6

В русском языке существуют прилагательное «некрасивый» («некрасивая, некрасивое») и наречие «некрасиво», которые пишутся слитно:
Это был некрасивый болезненный юноша.
Я знаю, что поступил некрасиво.

Реже используется раздельное написание: отрицательная частица «не» с прилагательными «красивый», «красивая», «красивое» или с наречием «красиво»:
Лицо у него было нисколько не красивое.
В новом костюме я выглядел не красиво, а смешно.

И слитное, и раздельное написание возможны, но в различных ситуациях. Они подчиняются общим правилам по написанию НЕ с прилагательными и НЕ с наречиями.

«Некрасивый» и «некрасиво». Когда пишется слитно

Слитное написание «некрасивый» и «некрасиво» используется в утверждениях об уродливости, неправильности чего-либо – то есть в подавляющем большинстве предложений. Эти слова легко заменить синонимами без «не»: «безобразный» или «безобразно», «плохой» или «плохо», «отталкивающий» и «отталкивающе»:

Если перед этим словом стоит наречие или наречное выражение меры и степени (очень, крайне, весьма, почти, в высшей степени), написание все равно слитное:

«Не красивый», «не красиво». Когда пишется раздельно

По общему правилу, наречия и прилагательные с НЕ пишутся раздельно, если в предложении содержится отрицание: отрицается красота, правильность чего-либо.

Странное смешение лагерной и городской жизни, красивого города и грязного бивуака не только не красиво, но кажется отвратительным беспорядком… (Л.Н. Толстой. «Севастопольские рассказы»)

Не красива ли она была в этом платье?

Разве не красиво? (Василий Аксенов. «Пора, мой друг, пора»)

Источник

Поиск ответа

Нужна ли запятая после НАВЕРНОЕ : Наверное он является одним из первых айдолов, кто был популярен и известен тем, что красивее многих женщин.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Наверное, он является одним из первых айдолов, кто был популярен(,) и известен тем, что был красивее многих женщин.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Красивее после тебя никого не было.

Какая разница в словоупотреблении наречий «несравненно» и «несравнимо»?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Срочно нужен ответ. Как правильно: красивей нее или ее?

Ответ справочной службы русского языка

После форм сравнительной степени прилагательных и наречий начальный Н в личном местоимении факультативен: красивее (красивей) нее и ее.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Вариант красивее общеупотребительный и стилистически нейтральный, красивей – разговорный.

Помогите расставить ударение в словах

Ответ справочной службы русского языка

Вам помогут электронные словари нашего портала (окошко «Проверка слова» вверху этой страницы).

Ответ справочной службы русского языка

Какой вопрос Вы хотели задать «Справочному бюро»?

Ответ справочной службы русского языка

Просим Вас обратиться к электронным словарям нашего портала (окошко «Проверка слова»).

Ответ справочной службы русского языка

Инна, мы не выполняем домашние задания. Вам нужно воспользоваться словарями и разобраться со степенями сравнения.

Ответ справочной службы русского языка

Просим Вас обратиться к электронным словарям нашего портала (окошко «Проверка слова»).

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: крас и вее (см. в окне «Проверка слова» слово красивый ).

Источник

«Красивее» или «красивей»: как правильно?

Несколько вопросов, относящихся к слову «красивый», имеют простые ответы. Правописание НЕ с прилагательным подчинено строгим правилам русского языка, как и ударение в слове «красивее». Нельзя использовать в речи грубо просторечную форму «красивше». Здесь двух мнений быть не может.

А вот обсуждение на форумах, посвященных родной речи, сравнительной степени «красивее» или «красивей» очень поучительно и неоднозначно. Эти слова не совсем равноправны, но аргументы для использования усеченной формы тоже есть.

Даже неудобно говорить

05a28f77dfe0bb3a61c06bd74c8f3242 Вам будет интересно: Алтайский государственный медицинский университет: общие сведения, факультеты, специализации

Казалось бы, давно ушли в прошлое грубые ошибки в русской речи. Не только в литературном языке, но и в грамотном разговорном нет слов: «ложить», «заместо», «красивше», «польта» и подобных им.

c52beb69d6558b868ac96bdd9d84262f

Но, к сожалению, остается примерно две сотни слов, употребление которых вызывает проблемы у носителей русского языка. Глаголы с неправильным ударением «звонит», «баловать». Путаница с «надеть» и «одеть». Неверное значение часто употребляемых понятий: например, выражение «гражданский муж» по отношению к человеку, с которым женщина живет в одном доме.

Но «красивше»? Неужели такое слово еще встречается? Или это преднамеренное искажение ради юмористического оттенка и привлечения внимания к своим высказываниям? Наличие в Сети давно признанного грубым просторечным «красивше» в качестве синонима для «красивее» стоит считать недоразумением.

Ударение в слове «красивее»

87b7834d959ccb4fd71b53882baafd86

Например, в таком стишке:

Можно ли сказать «красивей»?

«Красивее» или «красивей» стоит ли использовать в речи обе эти формы? Вопрос очень занимательный. С одной стороны, есть такое понятие «апокопа»: усечение звука в разговорной речи (и в литературной тоже).

Некоторые эксперты предлагают считать литературной только полную форму «красивее». Но ведь в поэзии используется вариант «прекрасней», «красивей», «желанней» для соразмерности строки. И это не вызывает отторжения у слушателей и читателей, нет впечатления грубой ошибки.

7a55ae6d92101a8908c46fb3114692e4

Не всегда словари могут предложить однозначное решение. Только «красивее» или «красивей» тоже подойдет? Вопрос, пожалуй, спорный. Вероятно, для устной и поэтической речи такой вариант вполне разумен, как и «милей», «умней», «сильней». Можно сослаться на стихи Александра Твардовского:

Мать-земля родная наша,

В дни беды и в дни побед

Нет тебя милей и краше,

И желанней сердцу нет.

Вам что-то не понравилось?

Но какое же это правило, если нет исключений! Противопоставление требует раздельного написания частицы НЕ с прилагательным. Например: «Этот пейзаж не красивый, а скучный». Не забываем и про отрицание. Вопрос: «Этот поступок красивый? Ответ: «Нет, не красивый».

И еще про «отнюдь», «далеко» и «вовсе». С ними придется писать НЕ отдельно: «Это вовсе не красивое признание».

А «весьма», «почти», «в высшей степени», «крайне», «очень», «в известном смысле» и сходные наречия требуют писать «некрасивый» слитно. Пример: «Небрежный и очень некрасивый почерк».

Синонимы

Подобрать синонимы к слову «красивый» всегда легко. И к «красивее» тоже: милее, эффектнее, живописнее, очаровательнее, обаятельнее, великолепнее, незауряднее, прекраснее, чудеснее, волшебнее, с блеском. Для поступков есть другие эпитеты: достойнее, мужественнее, талантливее, бесподобнее.

e92d399db54303be8f018f3f461b78e3

Нужно учесть, в каком контексте применим тот или иной синоним. Если хочется привлечь внимание к чему-то новому и красивому, иногда говорят, что этот предмет отличается большой оригинальностью. Так, например, делают комплимент дизайнерским новинкам. Хотя оригинальность и красота не являются синонимами, но тема искусства допускает их сближение.

В каком тексте можно использовать синоним «краше»? Это слово характерно для сказок, былин, поговорок. Оно встречается также в различных литературных произведениях для создания поэтических образов, созвучных народной речи, истории, быту.

Источник

Дом более красивее как правильно написать

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЕЗЖАЙ в Подмосковье

голос более ЗВУЧНЕЕ

Номер в банке ФИПИ 720C4C

Пояснение (см. также Правило ниже).

При образовании составной сравнительной степени имени прилагательного недопустимо использовать вместо начальной формы прилагательного его простую сравнительную степень.

Верно: голос более ЗВУЧНЫЙ. Краткую форму (звучен) НЕЛЬЗЯ употреблять, не будет такого варианта ответа.

В ответ выписываем только выделенное, исправленное слово.

Общее по­ня­тие о мор­фо­ло­ги­че­ских нор­мах.

Мор­фо­ло­ги­че­ские нормы — это нормы пра­виль­но­го об­ра­зо­ва­ния грам­ма­ти­че­ских форм слов раз­ных ча­стей речи (форм рода, числа, крат­ких форм и сте­пе­ней срав­не­ния при­ла­га­тель­ных и мно­гие дру­гие).

В за­да­ни­ях, по­до­бран­ных в ЕГЭ, от уча­щих­ся тре­бу­ет­ся найти слово с ошиб­кой и из­ме­нить его так, чтобы оно от­ве­ча­ло ли­те­ра­тур­ной, пись­мен­ной норме.

Нор­ма­тив­ность упо­треб­ле­ния того или иного слова про­ве­ря­ет­ся по дей­ству­ю­щим со­вре­мен­ным сло­ва­рям, а не по «ин­тер­не­ту» или «ви­ки­пе­дии». Слова, до­пус­ка­ю­щие две ли­те­ра­тур­ные нормы, (а такое бы­ва­ет!) в за­да­ни­ях, как пра­ви­ло, не пред­став­ле­ны.

Итак, в за­да­ни­ях из банка ФИПИ, в по­со­би­ях раз­лич­ных ав­то­ров, а также в ма­те­ри­а­лах эк­за­ме­нов про­шлых лет име­ют­ся при­ме­ры на ошиб­ки в об­ра­зо­ва­нии и упо­треб­ле­нии:

ИМЁН СУ­ЩЕ­СТВИ­ТЕЛЬ­НЫХ (род, число, падеж) ОТ­КРЫТЬ РАЗ­ДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИ­ЛА­ГА­ТЕЛЬ­НЫХ (об­ра­зо­ва­ние срав­ни­тель­ной сте­пе­ни) ОТ­КРЫТЬ РАЗ­ДЕЛ в новом окне

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бмв х6 ошибка 377а
  • Более красивее как называется ошибка
  • Бмв х6 ошибка 2с01
  • Бмв х6 ошибка 2е0f
  • Более короче ошибка