Блокирование определение и ошибки при блокировании


Волейбол. Правила.


15. Блок
15.1 Блокирование

15.1.1 Блокирование — это действие игроков
вблизи сетки для перехвата мяча, идущего
от соперника, осуществляемое выносом
любой части тела блокирующих выше
верхнего края сетки.
Только игрокам передней линии разрешено
участвовать в состоявшемся блоке.
15.1.2 Попытка блока
Попытка блока — это действие по
блокированию без касания мяча.
15.1.3 Состоявшийся блок
Блок считается состоявшимся, всякий раз,
когда мяч задет блокирующим.
15.1.4 Коллективный блок
Коллективный блок выполняется двумя или
тремя игроками, находящимися близко друг к
другу, и является состоявшимся, когда один
из них касается мяча.

15.2 Касание мяча при блокировании

Последовательные (быстрые и
продолжительные) касания могут
происходить у одного или более
блокирующих при условии, что эти касания
сделаны во время одного действия.

15.3 Блок в пространстве соперника

При блокировании игрок может переносить
кисти и руки по ту сторону сетки, при
условии, что это действие не мешает игре
соперника. Так, не разрешено касаться мяча
на стороне соперника раньше, чем
выполняется атакующий удар соперника.

15.4 Блок и касания команды

15.4.1 Касание на блоке не считается за
касание команды. Следовательно, после
касания на блоке команде предоставляется
три касания для возвращения мяча.
15.4.2 Первое касание после блока может быть
выполнено любым игроком, включая игрока,
который касался мяча на блоке.

15.5 Блокирование подачи

Блокировать подачу соперника запрещается.

15.6 Ошибки при блокировании

15.6.1 Блокирующий касается мяча в
пространстве соперника до или
одновременно с атакующим ударом соперника.
15.6.2 Игрок задней линии или Либеро
совершает блокирование или принимает
участие в состоявшемся блоке.
15.6.3 Блокирование подачи соперника.
15.6.4 Мяч от блока уходит «за».
15.6.5 Блокирование мяча в пространстве
соперника за пределами антенн.
15.6.6 Попытка Либеро совершить
индивидуальный или коллективный блок.

Сайт создан в системе uCoz

Блокирование (в том числе групповое) –
чуть ли не самый сложный элемент
волейбола, так как требуется выверенное
до миллисекунд взаимодействие с учетом
действий как связующего, так и нападающего
соперника. Даже без мяча правильное
освоение техники блокирования требует
вдумчивого подхода. Самое главное –
выбор места и момента времени прыжка.
Не менее важен и корректный сброс рук.

6.2.Блокирование по праву
считается самым эффективным методом
защиты, применяемый для противодействия
атакующим ударам соперника, заключающийся
в преграждении пути полёта мяча с помощью
выпрыгивания и выставления рук над
сеткой.

Виды блокирования:
Блокирование, выполненное
одним игроком, называется
 одиночным;
блок, поставленный двумя или тремя
игроками
,— групповым,
или 
коллективным 

Рисунок 8 Блокирование

6.3. Техника

Определяющее значение при постановке
блока имеет выбор места для прыжка, его
высота и своевременность. При ударах с
высоких и средних передач блокирующий
прыгает после атакующего, при атаках с
низких передач — одновременно с ним,
при атаках на взлёте — раньше
атакующего.

При постановке блока игрок, находящийся
в непосредственной близости от сетки,
выпрыгивает вверх, разгибает руки в
локтях и поднимает их над сеткой. Кисти
рук с расставленными пальцами по
достижении верхнего края сетки производят
движение вверх-вперёд через сетку. В
момент удара по мячу кисти сгибают в
лучезапястных суставах для противодействия
атаке и направления мяча вперёд-вниз,
на сторону соперника. При блокировании
атакующих ударов на краях сетки и при
попытке соперника нанести удар по блоку
с целью отскока мяча в аут ладонь руки,
ближней к краю, поворачивают внутрь
так, чтобы при ударе в блок мяч отскочил
на площадку соперника.

Выполняться блокирование может как с
места, так и после передвижения. При
одиночном неподвижном зонномблоке
игрок закрывает определённую зону своей
половины площадки, при подвижномловящемон
пытается закрыть истинное направление
нападающего удара. Отражение атак с
высоких передач и ударов с переводом
осуществляется, как правило, при групповом
блоке. При этом место для прыжка выбирает
игрок, блокирующий ходовое направление,
а другие «пристраиваются» к нему.

6.4. Ошибки

 При обучении детей, приземление на
обе ноги это очень важный момент, так
как в противном случае возможны травмы
коленей и голеностопов. Уделяйте
достаточно времени правильности самого
прыжка и приземления. Старайтесь следить
чтобы ваши действия не повлекли за собой
травмы соперника и партнера. Так как
при действиях возле сетки ошибки (заступ
на сторону соперника, толчок партнера)
способны травмировать игрока».

— Игрок находится слишком
далеко или слишком близко от сетки.

-Игрок находится слишком
далеко от вертикального места атаки.

— Слабый контроль за действиями
связующего игрока команды-соперника.

— Ноги согнуты недостаточно,
ступни поставлены узко.

— Слишком поздний или слишком
ранний старт.

— Низкая скорость перемещения.

— Опущены руки перед прыжком.

— Вялое напрыгивание или
напрыгивание на носки.

— При напрыгивании ноги
согнуты недостаточно.

— Слишком поздний или слишком
ранний прыжок.

— Прыжок в неверном
направлении – в длину (на сетку) или
в сторону.

— Руки вынесены из-за головы.

— В момент постановки руки
расслаблены.

— Руки согнуты в локтях.

— Широкая или узкая постановка
рук.

— Недостаточно подтянуты
плечи.

— Голова или кисти запрокинуты
назад.

— Мяч накрыт кистями рук в
момент удара.

— Кисти расслаблены.

— Большие пальцы впереди

— Пальцы узко раздвинуты
или расслаблены.

— Руки не развернуты в
шестую зону.

— Игрок смотрит на мяч в
момент удара.

— Основной блокирующий
игрок не пристраивается к остальным
членам команды (образуется брешь в
защите)

18

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    22.02.20151.18 Mб25возростная психология.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области

«Лисинский лесной колледж»

Методика обучения технике и тактике

блокирования в волейболе  на уроках физической культуры

Преподаватель по физической культуре

Петров Игорь Анатольевич

п. Лисино-Корпус

2021г.

Изложена методика и тактика применения различных упражнений при обучении и совершенствовании индивидуального  блокирования в волейболе в колледже.

Данные методические рекомендации рассчитаны на широкий круг специалистов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        4

РАЗДЕЛ 1. ТЕХНИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО БЛОКИРОВАНИЯ        5

1.1.        Обучение технике индивидуального блокирования        6

РАЗДЕЛ 2. ТАКТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО БЛОКИРОВАНИЯ        8

2.1. Тактические действия блокирующего        8

2.2. Обучение и совершенствование тактики индивидуального блокирования        10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ        17

ВВЕДЕНИЕ

Современный волейбол трудно себе представить без противоположных, но тесно связанных между собой технико-тактических действий — нападения и блокирования. Появление многих тактических приемов игры в нападении находится в непосредственной связи с развитием техники и тактики игры в защите и в частности — блокирования. По частоте применения блокирование занимает одно из ведущих мест среди всех технических приемов — в среднем каждое третье действие отдельного игрока. Блокирование является первой линией обороны против атаки соперника, и от правильного исполнения блока в значительной мере зависит эффективность игры в защите, выбора места для приема нападающих ударов. Высокая техника индивидуального блокирования — основа качественного группового блокирования. В связи с изменением системы подсчета очков в партиях (игра в партиях до 25 очков) и системы розыгрыша подач (розыгрыш по тай-брейку) роль индивидуального блокирования резко возросла, так как из-за снижения риска проиграть подачу, а с ней и очко можно предположить, что прием подач будет более качественным, и у связующих появится возможность вести игру в нападении более комбинационно, что ставит некоторые вопросы для организации группового блока.

РАЗДЕЛ 1. ТЕХНИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО БЛОКИРОВАНИЯ

         Стойка готовности: ноги незначительно согнуты и переступают, стопы параллельны и на ширине плеч. Руки на уровне груди или лица с раскрытыми 5 ладонями. Ориентируясь по направлению передачи, блокирующий перемещается к предполагаемому месту встречи с мячом приставным шагом, скачком или бегом. На расстоянии до 1 м предпочтительно перемещаться скачком, до 1,5 м и далее — способом движения с поворотом, при котором движение начинает нога, ближняя к месту предполагаемого блокирования. Последний шаг выполняется как стопорящий внутренней частью стопы. Перед прыжком ноги сгибаются в коленных суставах. Отрываясь от опоры, руки разгибают в локтевых суставах и двигают ими вперед-вверх. Пальцы рук разведены и оптимально напряжены. Расстояние между кистями рук — чуть меньше диаметра мяча. В момент удара по мячу нападающего игрока блокирующий переносит руки через сетку, стремясь встретить удар на стороне противника (перенос рук целесообразен при нападающем ударе с близких к сетке передач). Успех в блокировании зависит главным образом от выбора места для блокирования, своевременного прыжка и постановки рук в момент удара. При ударах со средних (по высоте) и высоких передач блокирующий прыгает после прыжка нападающего (прыжок в момент замаха руки нападающего игрока). При ударах с низких и быстрых передач блокирующий прыгает вместе с нападающим игроком. В прыжке, в момент постановки блока, игрок следит за действиями нападающего игрока. При блокировании нападающих ударов с краев сетки место отталкивания блокирующего при прыжке должно находиться на пути разбега нападающего при прямом ударе. Блокирующий не должен все время смотреть на мяч, определив направление второй передачи, — взгляд на нападающего, чтобы определить направление разбега и возможное направление удара. В момент прыжка надо смотреть на мяч. Обязательным условием для качественного освоения техники индивидуального блокирования является знание занимающимся теоретических основ механики движений при блокировании, которая изучается (и запоминается) с помощью тренера с обязательным экзаменом.

  1. Обучение технике индивидуального блокирования

          Обучение начинать с освоения техники блокирования на месте:

—  В стойке готовности выпрямить руки в локтевых суставах, сохраняя между кистями расстояние чуть меньше диаметра мяча.

—  То же, но у стены с ударом ладонями о стену.

—  То же, что в 1, но выполнять прыжок вверх.

—  То же, что в 3, но у стены.

—  То же, что в 3 и 4, но у сетки.

—  Блокирование мячей (брошенных нападающим игроком), стоя на подставке (бросок в руки).

— То же, что в 6, но нападающий удар по мячу, установленному в держателе.

— То же, что в 6, но блокирование в прыжке.

— То же, что в 8. но мяч набрасывают над сеткой несколько левее или правее блокирующего. Выполнить приставной шаг в сторону и сблокировать.

—  В паре через сетку — один имитирует нападающий удар с разбега, другой определяет место и время прыжка по направлению разбега нападающего игрока (прыжок против нападающего).

— То же, но нападающий выполняет удар с собственного подбрасывания. Закрыть известное направление мяча.

— То же, но нападающий удар из зоны 4 с передачи мяча игроком зоны 3.

— То же, но нападающий удар из других зон.

— То же, что в 12, 13, но нападающий удар с различных по высоте, скорости, траектории передач.

—  То же, что в 12, 13, 14. но направление удара неизвестно.  

Обучение начинать с освоения техники блокирования после перемещения:

  1. Имитация блока после перемещения вдоль сетки вправо-влево приставным шагом (1-2 шага); скачком боком и с поворотом туловища (1 скачок); перемещение на 1,5-3 м с поворотом туловища, при котором движение начинает нога, ближняя к месту блокирования, с последующим стопорящим шагом внутренней частью стопы.
  2.  Челночный бег (2.2 м, 3.3 м, 2.3 м, 3.4 м) различными способами передвижения (приставной шаг, скачок, бег с поворотом туловища) с имитацией блокирования в конце каждого отрезка дистанции.
  3.  То же, но чередовать в одной серии различные способы передвижения (например, влево — приставным шагом, вправо — бег с поворотом туловища).
  4.  Блокирование нападающего удара с разбега с собственного подброса. Исходное положение блокирующего для каждого способа передвижения в 1; 1,5; 2 ; З м о т зоны нападения (передвижения влево- вправо).
  5.  То же, но нападающий удар из зон 4,2 со второй передачи игрока зоны 3.
  6.  То же, но нападающий удар с длинной передачи из зоны 2 (4) в зону 4 (2).
  7.  То же, что в 3, но два нападающих в зонах 4 (2) и 3.
  8.  То же, что в 5, но передача из зоны 2 (4). Примечание: главная задача в каждом упражнении — совершенствование способа передвижения.

РАЗДЕЛ 2. ТАКТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО БЛОКИРОВАНИЯ

2.1. Тактические действия блокирующего

 Тактические действия блокирующего игрока строятся в соответствии с тактическими знаниями (по каким параметрам определить направление нападающего удара, место и время прыжка на блок, как расположить руки в зависимости от направления удара и др.), техникой двигательных действий, уровнем развития психофизических качеств и с другими компонентами.

  1. Двигательное решение тактической задачи требует проявления как интеллектуальных, так и физических способностей и навыков.

Тактические действия как последовательный процесс взаимосвязанных действий при блокировании складываются из следующих фаз:

 2. Выбор исходного положения для блокирования до подачи. Каждый блокирующий до подачи занимает позицию против «своего» нападающего игрока (например, блокирующий зоны 2 против нападающего зоны 4) и находится на расстоянии 35-50 см от сетки. Определяет количество игроков атаки.

  3.Наблюдение за игроками, принимающими подачу и выполняющими вторую передачу. Оцениваются качество приема и месторасположение пасующего. Направление второй передачи часто можно определить по положению туловища и рук пасующего (особенно если игрок сделал неудачный выход под мяч). Блокирующий должен знать о манере деятельности связующего игрока и в первую очередь — выполняет ли он «скрытые» передачи. Если да, то требуются максимальная концентрация внимания и оптимальная готовность к выбору нужных действий

   4 . Оценка блокирующим направления и траектории полета мяча после передачи. Внимательно следит за мячом, примерно до половины его пути к нападающему игроку. После этого переводит взгляд на нападающего, при этом объектами его зрения должны стать направление и скорость разбега нападающего игрока. Корректировка места прыжка на блок с помощью перемещения с учетом следующих рекомендаций: а) если передача на удар выполнена на край сетки, место прыжка левее (правее) мяча до 1 м, б) если передача с недолетом до края сетки, а также низкая или быстрая, место прыжка — против мяча.

      5. Выбор момента прыжка в зависимости от высоты передачи и момента 9 прыжка нападающего игрока. Правильно выбрать момент прыжка можно только в том случае, если его правильно согласовать с моментом прыжка нападающего игрока. Нападающий делает стопорящий шаг, и с этого момента блокирующий также начинает активные приготовления к отталкиванию от опоры. При высоких передачах блокирующий отталкивается от опоры после замаха бьющей руки нападающего (следить за действиями атакующего игрока, а не за мячом); при низких и быстрых передачах — прыжок вместе с нападающим игроком. Если ошибка допущена во время прыжка, то исправить ее невозможно. При блокировании нападающих ударов с удаленных от сетки передач ладони блокирующего должны располагаться почти против мяча. Прыжок более запаздывающий, чем при ударе с низкой передачи, так как после удара мяч должен еще пролететь 1-3 м до рук блокирующего.

      6. Ориентировка по действиям нападающего в прыжке и принятие решения. Мяч в это мгновение не должен интересовать блокирующего, так как он не может перелететь на его сторону без удара нападающего. Блокирующий в прыжке внимательно следит за действиями нападающего (за положением туловища, бьющей руки). Исходя из этих наблюдений, блокирующий определяет направление удара и соответственно располагает свои руки: — при блокировании прямых ударов руки точно против мяча (ладони рук располагаются в одной плоскости); — при блокировании косых ударов в зоны 4 и 5 руки выносятся влево от мяча (ладонь правой руки параллельна сетке, а левой руки — несколько развернута навстречу мячу; при косых ударах в зоны 1 и 2 руки выносятся вправо от мяча); — при блокировании ударов «с переводом» в зоны 1 и 2, 5 и 4 руки выносятся несколько вправо-влево от мяча. В момент постановки рук на мяч взгляд переводится на мяч и сопровождает его до выхода из игры.

       7. После блокирования и приземления быть готовым к повторному блокированию, самостраховке, выполнению передач и нападающих ударов, не теряя из поля зрения мяч.

      8. Изучение своего будущего соперника — важная часть подготовки блокирующих игроков к поединку. Игру нападающих игроков рекомендуется изучать в следующих направлениях (просмотр и запись игр): — какие тактические комбинации в нападении применяет соперник, кто из игроков и в каких расстановках чаще всего производит завершающий удар; — фиксируется арсенал техники нападения определенного игрока; — регистрируется приоритетное направление удара нападающего игрока из зон 4, 3, 2; — кому из нападающих адресуется передача в ответственные моменты игры и их излюбленный удар. Чтобы эффективно выполнить вышеперечисленные взаимосвязанные тактические действия при индивидуальном блокировании, спортсмену необходимо иметь высокоразвитые психофизические функции: объем поля 10 зрения, реакцию выбора и на движущийся объект (мяч), скорость переработки информации, быстроту передвижения, прыгучесть и прыжковую выносливость. Вышеперечисленные психофизические функции развиваются в процессе специализированных тренировок элементов блокирования.

     Блок уступом. Один (два) блокирующий находится непосредственно около сетки, другой (другие) располагается дальше от сетки, чтобы не мешать первому блокирующему перемещаться вдоль сетки для блокирования атаки первым темпом. Оттянутые от сетки игроки (игрок) противоборствуют игрокам атаки второго темпа.

2.2. Обучение и совершенствование тактики индивидуального блокирования

Общие и специальные знания составляют необходимую предпосылку для изучения тактических действий и развития тактических навыков. Только регулярное изучение основ блокирования дает возможность сознательно анализировать все действия соперника и принимать верные решения. При обучении необходимо использовать фильмы, плакаты, схемы, видеофильмы и др. При изучении тактических действий индивидуального блокирования и их совершенствовании следует применять определенные ориентиры и сигналы. Главное средство обучения и совершенствования тактики индивидуального блокирования — многократное выполнение элементов технического приема, действий, подводящих упражнений. Обучение тактике индивидуального блокирования целесообразно проводить в той последовательности, которая проявляется в игре (анализ приема, передачи, определение места и времени прыжка и т. п.), по частям, а затем совершенствовать в частных игровых эпизодах и в игре. Отсутствие специальной работы над блокированием является недостатком тренировочной работы. Ограничение тренировки блокирования только процессом игры не позволяет игрокам акцентировать внимание на тех или иных деталях блокирования, так как первоначально приобретенные умения и навыки блокирования не закреплены.

    Процесс обучения и совершенствования тактики индивидуального блокирования должен осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям:

    1. Действия блокирующего в зависимости от действий связующего игрока (направление, высота, скорость полета мяча).

    2. Действия блокирующего в зависимости от действий нападающего игрока (направление разбега, положение туловища, бьющей руки и др.).

Примерные упражнения:

1. Исходное положение (И. п.) блокирующего — в зоне 3, пасующего — в зоне 3 противоположной площадки:  1. Передача из зоны 6 на пасующего, пасующий выполняет высокую передачу на удар в направлении зоны 4 на край сетки; между зонами 3 и 4; над собой; назад за голову. Задача блокирующего: переместиться в зону передачи и расположиться против снижающегося мяча в стойке.

2. То же, но вторая передача из зоны 2.

3. То же, но вторая передача из зоны 4.

4. То же, что в 1, 2, 3, но с нападающим игроком (нападающий одной или двумя руками посылает мяч не ударом в ладони блокирующего).

5 . То же, что в 4, но с двумя нападающими игроками в зонах 4 и 2. Блокирующий прыгает против нападающего игрока.

6. То же, что в 5, но игрок зоны 6 принимает переброшенный через сетку мяч.

7. То же, что в 6, но нападающий бьет в ладони блокирующего.

 И.п. блокирующего — в зоне 3, нападающего — в зоне 4 противоположной площадки; принимающего — в зоне 6. пасующего — в зоне 3. Задача блокирующего: после передачи переместиться в зону атаки и выполнить прыжок против нападающего игрока.

1. Передачи высокие на край сетки, полупрострельные, в зону над пасующим, за голову пасующего (удар в ладони блокирующего).

2. То же, но два нападающих в зонах 4 и 2.

3. То же, но передача после приема мяча, переброшенного через сетку.

 4. То же, но один нападающий атакует перед пасующим в 1,5-2 м от него, другой — за головой пасующего.

5. То же, но комбинация «прямой крест». Блок нападающему игроку 2-го темпа.

6. То же, но блок нападающему игроку 1-го темпа.

После освоения способов перемещения, правильного определения направления передачи для нападающего удара и перемещения в зоны атаки, направления разбега нападающего игрока, момента отталкивания от опоры необходимо уделить внимание постановке рук блокирующего в зависимости от направления удара (исходные положения описаны в подразделе 2.1).

    1. Имитация блокирования по команде «прямо», «косо», с «переводом» — игрок в прыжке закрывает соответствующее направление от воображаемых ударов.

    2. То же, но, когда игрок в воздухе, поменять ранее данную команду на другую.

    3. Выполнение блокирования по зрительному сигналу: тренер поднимает  руку вверх — прыжок на блок, и в зависимости от того, в какую сторону тренер опускает руку (вправо, влево, прямо), вынос рук в соответствующую сторону.

    4. Блокирование нападающих ударов с собственного подбрасывания мяча в известном направлении, в неизвестном направлении.

    5. Блокирование нападающих ударов на месте после второй передачи из зоны 3 (направление ударов известно- неизвестно).

    6. То же, что в 5, но с приемом подачи.

    7. Блокирование нападающих ударов со второй передачи из зоны 3 после перемещения (и.п. блокирующего — в зоне 3) — направление ударов известнонеизвестно).

    8. То же, что в 7, но с приемом подач.

    9. То же, что в 7, 8, но вторая передача из зон 2, 4 из глубины площадки.

   10. Совершенствование индивидуального блокирования в игровых условиях по заданию: нападающие удары только «прямо»; в зоне 4 — «косо», в зоне 2-е «переводом» вправо и др.

Самостраховка блокирующих.

    Применяя обманные удары, нападающие стараются опустить мяч либо на руки блокирующих, либо в непосредственной близости от них (за блок). Эти обманные удары блокирующий может принять сам. Если мяч опускается на руки блокирующего и он это видит в прыжке, моментально сгибает руки в локтевых суставах движением одной или обеих рук. Отправляет мяч обратно на сторону соперника или подбивает его вверх, чем облегчает действия страхующих игроков. Если мяч опускается за блок (на 1-1,5 м), при правильной постановке блока блокирующий должен быстро повернуться в сторону своей площадки и отыграть мяч — самостраховка.

 Примерные упражнения :

1. Нападающий игрок, стоя на месте, набрасывает мяч над сеткой против блокирующего — блокирующий подбивает мяч вверх или резким движением рук вперед кистями отправляет на сторону нападающего игрока.

2. Опускание мяча нападающим игроком в прыжке на руки блокирующего (с небольшой траекторией) — подбить вверх или отправить на сторону нападающего игрока.

3. То же, что в 2, но опускание мяча нападающим игроком после второй передачи мяча.

4 . Нападающий игрок, стоя на месте, перебрасывает мяч через руки блокирующего ему за спину на 1,5-2 м по невысокой траектории (около 1 м над руками блокирующего). После приземления блокирующий быстро поворачивается на 180°, взглядом фиксирует мяч, перемещается к нему и подбивает вверх.

5. То же, что в 4, но нападающий перебрасывает мяч в прыжке.  

6. То же, что в 5, но переброс мяча после передачи на удар.

7. То же, что в 4, 5, 6, но дистанция переброса и высота траектории уменьшаются.

8. То же, что в 4, 5, 6, 7, но подбивать мяч по заданию (например, в определенную зону).

 Наиболее типичными ошибками при блокировании являются:

 — большое маховое движение руками перед прыжком;

— опускание рук после блока через стороны;

 — пальцы и запястья рук при блоке не напряжены;

 — пальцы рук при блоке не разведены; статическая стойка перед прыжком;

— запаздывание к месту блока и несвоевременность прыжка (неумение анализировать параметры передачи и неправильная оценка действий атакующего игрока);

— недостаточные высота и направление прыжка (неправильное исходное положение, неактивная работа ног);

— блокирование с закрытыми глазами;

— невыполнение заданий тренера. Все тактические ошибки при блокировании происходят в результате недостаточной наблюдательности, в результате чего

— некачественная переработка информации и выбор ошибочного или запаздывающего действия. Анализировать собственную ошибку (ошибки) для блокирующего игрока особенно трудно, если игрок не владеет информацией о составляющих техники и тактики индивидуального блокирования и не получил достаточного тренинга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успех блокирующего игрока определяется  высокими техническими  тактическими и атлетическими требованиями. При совершенствовании индивидуального блокирования чередовать прыжки на блок против нападающего, с прыжками на мяч с различных вторых передач для нападающего удара.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Донченко, А. Б. Волейбол / А. Б. Донченко. – М. :Вече,2002.

2. Беляев, А. В. Волейбол: учебник для студентов вузов физической культуры / А. В. Беляев. – М. : СпортАкадемПресс, 2002.

3. Клещев, И. Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям / И. Н. Клещев. – М. : СпортАкадемПресс, 2002.

4. Волейбол, пляжный волейбол. Правила соревнований. – М. : Терраспорт, 2001.

5. Фурманов, А. Г. Студенческий волейбол/ А. Г. Фурманов. – Минск : Высшая школа, 1983.

6. Железняк, Ю. Д. К мастерству в волейболе/ Ю. Д. Железняк. – М. : ФИС, 1978.

7. Железняк, Ю. Д. 120 уроков по волейболу/ Ю. Д. Железняк. – М. : ФИС, 1978.

8. Ивойлов, А. В. Волейбол/ А. В. Ивойлов. – Минск : Беларусь, 1969.

9. Перельман, М. А. Специальная физическая подготовка волейболистов. / М. А. Перельман. – М.: ФИС, 1969.

Техника владения мячом. Обучение данному техническому приему начинается с одиночного неподвижного блокирования, после этого переходят к одиночному подвижному и только после хорошего его усвоения к групповому блокированию.

Обучают блокированию расчлененным методом. Сперва усваивается прыжок у сетки с места, затем вынос рук, постановка их над сеткой, далее блокирование после перемещения.

Уже на начальном этапе обучения блокам необходимо следить за своевременностью прыжка (немного позже нападающего) и зрительным контролем над действиями нападающего игрока.

Примерные упражнения для обучения блокированию в волейболе.

Упражнение для обучения блокам №1. Имитация блокирования после перемещения вдоль сетки влево и вправо. Блокирование можно выполнять многократно после перемещения в один, два шага.

Упражнение для обучения блокам №2. Имитация блокирования с места у сетки (сетка низкой либо нормальной высоты).

Упражнение для обучения блокам №3. Волейболисты парами рассредоточиваются по обеим сторонам сетки. Игрок 1 стоит под сеткой, игрок 2 находится на трехметровой линии противоположной части площадки.

Игрок 2 разбегается и имитирует нападающий удар в различных направлениях, игрок 1 выполняет блокирование, стараясь закрыть зону, в которую направлен мяч. Через определенное количество повторений игроки меняются ролями.

Упражнение для обучения блокам №4. Построение такое же, но игрок 1 находится на подставке. Игрок 2 выполняет нападающий удар с собственного набрасывания.  Расположение игрока 1 на подставе дает ему возможность в упрощенных условиях сосредоточить внимание только на правильной постановке рук над сеткой и действиях нападающего игрока.

Упражнение для обучения блокам №5. То же, что и третье упражнение, но с мячом.

Упражнение для обучения блокам №6. Игроки с мячами располагаются в колонну по одному в зоне 4. Передающий волейболист находится в зоне 3, блокирующий – в зоне 2. Так же располагаются игроки на противоположной стороне площадки.

Игрок зоны 4 передает мяч игроку зоны 3, который совершает передачу на удар. Игрок зоны 2 противоположной площадки, блокирует нападающий удар игрока зоны 4.

Сменять блокирующих игроков можно после каждого нападающего удара или после серии ударов. Это же упражнение можно выполнять при нападающих ударах из других зон.

Ошибки, встречающиеся в волейболе при блокировании:

Ошибка 1. Несвоевременное перемещение к месту блокирования.

Ошибка 2. Неправильный выбор места.

Ошибка 3. Прыжок в сторону или вперед.

Ошибка 4. Блокирующий игрок прыгает раньше нападающего.

Ошибка 5. При блокировании волейболист смотрит на мяч, а не на нападающего.

Ошибка 6. Опускание рук в момент приземления через стороны.

Ошибка 7. Приземление после блока на прямые ноги.

Упражнения для совершенствования блокирования (блоков) в волейболе:

Упражнение для совершенствования блоков №1. Блокирование нападающих ударов с краев сетки.

Упражнение для совершенствования блоков №2. Блокирование нападающих ударов с далеких от сетки передач.

Упражнение для совершенствования блоков №3. Блокирование нападающих ударов с низких передач.

Упражнение для совершенствования блоков №4. Блокирование нападающих ударов со средних и высоких передач в зонах 2,4 и 3.

Упражнение для совершенствования блоков №5. Блокирование нападающих ударов с первых передач с повторным блокированием нападающего удара с «откидки».

Эти же упражнения можно выполнять с применением группового блокирования. При помощи специальных методических приемов для организации упражнений можно усилить значение тех или иных приемов, установив поощрительную соревновательную  систему оценки действий.

Terro, специально для «Сайта о спорте» sportbox.by

Фото: flickr.com; by chrisamichaels

Вы можете оставить комментарий.

Когда вы начинаете свой путь волейболиста, вам может быть интересно, как используется блок мяча в волейболе. Хотя это базовое движение, оно имеет много деталей, которые не следует упускать из виду. В конце концов, защита может быть более сложным элементом, чем кажется.

Как используется блок в волейболе?

В волейболе блок используется для отражения атаки соперника и уменьшения вероятности того, что он забьет гол во время игры. Существует три типа блоков:

  • одиночный;
  • двойной;
  • тройной.

Каждый из них используется для того, чтобы удержать волейбольный мяч на стороне соперника. Блоки также используются в продвинутой тактике, смысл которой заключается в том, чтобы заставить соперника обдумывать каждую атаку. Чтобы начать осваивать блоки, вам нужно узнать об их типах, стратегиях и терминах, используемых блокирующими.

Как сделать блок в волейболе

Чтобы сделать блок, необходимо выполнить несколько, чрезвычайно сложных элементов, в нужный момент.

Чтение игры

Адекватное предвидение действий соперников необходимо для того, чтобы думать об эффективном блокировании. Когда соперник хорошо готов к любому нападению и связующему удобно выбирать игрока для атаки, выполнить эффективный блок крайне сложно. У блокирующих игроков есть доли секунды, чтобы решить, в какую сторону двигаться. Наблюдение за положением тела связующего соперника, умение делать правильные выводы во время игры, а также интуиция имеют большое значение для блокирующих.

Перемещение

Сетка длиной 9,5 метров представляет собой что-то вроде дорожки для блокирующих. Игрокам, которые стремятся блокировать соперника, часто приходится быстро перемещаться по почти десятиметровому участку. В теории они должны делать это с шагом вперед-назад. К сожалению, скорость игры, а также ширина волейбольной сетки часто делают это невозможным, поэтому чаще всего игроки передвигаются быстрым скрестным шагом, предполагающим скрещивание ног во время бега. Важно начинать движение с направляющей ноги, чтобы туловище было направлено в сторону движения. Следующий шаг – занести вторую ногу над собой, поместив ее в точку отскока, повернуться на ней так, чтобы оказаться лицом к сетке, и выполнить прыжок для блокирования.

Переход

Прыжок на блок, по крайней мере, в теории – выполняется обеими ногами. Если блокирующие правильно прочитали намерения игрока, у них есть шанс сделать хороший прыжок. Однако если сопернику удалось их обмануть, то при выполнении разбега по площадке блок-прыжок часто выполняется одной ногой. Если игрок прыгает на блок далеко от места, с которого будет выполняться атака, и перемещается к этому месту в полете, то стоит понимать, что такое движение обычно неэффективно.

Расположение рук

Чтобы говорить о хорошем блоке, необходимо правильно расположить руки. Плечи должны находиться близко к сетке, а ладони и предплечья должны быть направлены вниз, к центру корта соперника, и переведены на другую сторону сетки. Важно помнить, что руки должны быть прямыми и жесткими в локтевых суставах, плечах и запястьях. К сожалению, из-за скорости развития событий часто невозможно правильно расположить руки для блока. Затем необходимо отклонить кисти и предплечья назад и попытаться выполнить блок.

Как использовать различные типы блоков

Каждый тип блока имеет свое уникальное применение на волейбольной площадке. Их характеристики позволяют команде выстраивать стратегию против атак соперника. Если вы хотите эффективно нейтрализовать атаку соперника, вам необходимо научиться использовать каждый из блоков.

Одиночный блок

Одиночный блок происходит, когда только один игрок пытается блокировать волейбольный мяч. Поскольку для его выполнения требуется только один игрок, это самый быстрый и эффективный способ защиты вашей команды. 

Такое блокирование удара хорошо работает, когда нападение противника не очень сильное. Таким образом, ваша команда сможет больше сосредоточиться на атаке.

Двойной блок

Двойной блок выполняется, когда два игрока пытаются блокировать волейбольный мяч. Несмотря на то, что он требует большей синхронности, его следует использовать, чтобы избежать успешных атак со стороны соперника. Это отличная стратегия, которая может нейтрализовать любое нападение.

Чтобы эффективно использовать этот блок, два игрока должны прыгать одновременно. Один из игроков должен быть основным блокирующим (тот, кто непосредственно отклоняет мяч), в то время как другой игрок должен занять позицию, чтобы избежать резких изменений направления.

Тройной блок

Тройной блок выполняется, когда одновременно три игрока пытаются блокировать волейбольный мяч. Этот блок – один из самых сложных для выполнения, поскольку он требует большой синхронности. Если вы выполните его правильно, то сможете полностью сорвать атаки соперника.

Чтобы использовать этот блок, три игрока должны прыгнуть одновременно. Один из них должен прыгнуть прямо перед мячом (основной блокирующий), а двое других должны прыгнуть и перекрыть оставшееся пространство по бокам от него. Таким образом, мячу будет некуда лететь.

Советы по улучшению навыков блокирования в волейболе

Блокирование – это очень важный навык, которым необходимо овладеть, чтобы помочь команде в ее защитных стратегиях. Ниже приведены советы по волейболу, на которых следует сосредоточиться при совершенствовании навыков блокирования.

  • Определяйте нападающих. Всегда знайте откуда идет атака. Определение места удара по мячу позволяет блокирующим заранее занять выгодную позицию для эффективного отражения атаки. Умение визуально определить, откуда летит мяч, – это навык, которым должен обладать каждый блокирующий.
  • Защитная позиция. Как только ваша команда возвращает мяч, блокирующие должны вернуться в защитную позицию. Из-за силы и точности ударов важно оставаться в стойке, которая требует, чтобы колени были согнуты, руки подняты вверх, а взгляд был направлен на мяч. Это позволит быстро сориентироваться, когда придет время блокировать атаку.
  • Руки вверх, пальцы на ширине плеч. Поднятые руки – это еще не все, что нужно для успешного блока. При отработке техники блокирования следует обратить внимание на то, как расположены ваши руки. Все пять пальцев должны быть раздвинуты, если этого не сделать, то руки не будут настолько сильными, чтобы противодействовать мощному удару.
  • Старайтесь с осторожностью подходить к каждому прыжку, чтобы не тронуть сетку рукой.
  • При формировании двойного или тройного блока крайне важно сохранять синхронность действий между блокирующими.
  • Когда вы работаете над каким-либо навыком, живая игра всегда является лучшим способом совершенствования.

Быть фантастическим блокирующим – это очень важная способность, которой должен в совершенстве владеть каждый хороший игрок. При этом важно, чтобы после удара соперника по мячу, произошло касание блока, а не его попадание на вашу площадку. Также важно понимать, что блокирование волейбольного мяча требует больших командных усилий и синхронности. Без этого защита не будет иметь хорошей базы, и соперник может в итоге набрать много очков.

Высота и размеры волейбольной сетки для мужчин и женщин

Жесты судей в волейболе

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Блокада ошибка стим не запущен
  • Блок насосной автоматики valtec горит ошибка
  • Блок чтения ошибок автомобиля
  • Блок климата ошибка 00003
  • Блок защиты и коммутации рено меган 2 ошибка