Благословенны забывающие ибо не помнят они своих ошибок

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche; 1844—1900) — немецкий философ, представитель иррационализма.

Цитаты[править]

  •  

Кто этот человек, дерзающий в одиночку отрицать греческую сущность, которая в лице Гомера, Пиндара и Эсхила, Фидия, Перикла, Пифии и Диониса неизменно вызывает в нас чувства изумления и преклонения, как глубочайшая бездна и недостижимая вершина? —

«Человеческое, слишком человеческое»[править]

Логотип Википедии

В переводе C. Л. Франка[1].
  •  

Самые ошибочные умозаключения людей суть следующие: вещь существует, следовательно, она имеет право на это.

 

Die gewöhnlichsten Irrschlüsse der Menschen sind diese: eine Sache existiert, also hat sie ein Recht.

  •  

Быть великим — значит давать направление.

 

Größe heißt: Richtung-geben.

  •  

Человек забывает свою вину, когда исповедался в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает её.

 

Man vergisst seine Schuld, wenn man sie einem Andern gebeichtet hat, aber gewöhnlich vergisst der Andere sie nicht.

  •  

Свободный ум требует оснований, другие же — только веры. —

 

Freigeist […] er fordert Gründe, die Anderen Glauben.

  •  

Препятствование самоубийству. Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть; это есть только жестокость.

 

Verhinderung des Selbstmordes. — Es giebt ein Recht, wonach wir einem Menschen das Leben nehmen, aber keines, wonach wir ihm das Sterben nehmen: diess ist nur Grausamkeit.

  •  

Никогда ещё никакая религия ни прямо, ни косвенно, ни догматически, ни аллегорически не содержала истины. Ибо каждая религия родилась из страха и нужды и вторглась в жизнь через заблуждения разума.

 

Noch nie hat eine Religion, weder mittelbar, noch unmittelbar, weder als Dogma, noch als Gleichniss, eine Wahrheit enthalten. Denn aus der Angst und dem Bedürfniss ist eine jede geboren, auf Irrgängen der Vernunft hat sie sich in’s Dasein geschlichen

«Так говорил Заратустра»[править]

В переводе Ю. М. Антоновского[2].
  •  

Поистине, человек — это грязный поток.

 

Wahrlich, ein schmutziger Strom ist der Mensch.

  •  

Не ваш грех — ваше самодовольство вопиет к небу; ничтожество ваших грехов вопиет к небу!

 

Nicht eure Sünde — eure Genügsamkeit schreit gen Himmel, euer Geiz selbst in eurer Sünde schreit gen Himmel!

  •  

Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду.

 

Man muss noch Chaos in sich haben, um einen tanzenden Stern gebären zu können.

  •  

«Счастье придумано нами», — говорят последние люди, и моргают.

 

„Wir haben das Glück erfunden“ — sagen die letzten Menschen und blinzeln.

  •  

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу.

 

Aber es ist mit dem Menschen wie mit dem Baume. Je mehr er hinauf in die Höhe und Helle will, um so stärker streben seine Wurzeln erdwärts, abwärts, in’s Dunkle, Tiefe, — in’s Böse.

  •  

Надо научиться любить себя самого — так учу я — любовью цельной и здоровой: чтобы сносить себя самого и не скитаться всюду.

 

Man muss sich selber lieben lernen — also lehre ich — mit einer heilen und gesunden Liebe: dass man es bei sich selber aushalte und nicht umherschweife.

  •  

Человек есть нечто, что нужно преодолеть.

 

Der Mensch ist Etwas, das überwunden werden soll.

  •  

Ты идёшь к женщинам? Не забудь плётку!

 

Du gehst zu Frauen? Vergiss die Peitsche nicht!

  •  

Жизнь есть родник радости; но всюду, где пьёт отребье, все родники бывают отравлены.

 

Das Leben ist ein Born der Lust; aber wo das Gesindel mit trinkt, da sind alle Brunnen vergiftet.

  •  

Земля, сказал он, имеет оболочку; и эта оболочка поражена болезнями. Одна из этих болезней называется, например: «человек».

 

Die Erde, sagte er, hat eine Haut; und diese Haut hat Krankheiten. Eine dieser Krankheiten heisst zum Beispiel: „Mensch.“

  •  

Жизнь есть родник радости; но в ком говорит испорченный желудок, отец скорби, для того все источники отравлены.

  •  

Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек.

 

Gott starb: nun wollen wir, — dass der Übermensch lebe.

  •  

Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители.

 

Einst war der Frevel an Gott der grösste Frevel, aber Gott starb, und damit auch diese Frevelhaften.

  •  

Они холодны и ищут себе тепла в спиртном; они разгорячены и ищут прохлады у замерзших умов; все они хилы и одержимы общественным мнением.

  •  

Что падает, то нужно ещё толкнуть! —

 

Was fällt, das soll man auch noch stossen!

  •  

Церковь — это род государства, притом — самый лживый.

 

Kirche? antwortete ich, das ist eine Art von Staat, und zwar die verlogenste.

  •  

Человек — это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью.

 

Der Mensch ist ein Seil, geknüpft zwischen Tier und Übermensch — ein Seil über einem Abgrunde.

  •  

И пусть будет потерян для нас тот день, когда ни разу не плясали мы! И пусть ложной назовется у нас всякая идея, у которой не было смеха!

«Злая мудрость»[править]

В переводе К. А. Свасьяна[3].
  •  

Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.

  •  

Я ненавижу людей, не умеющих прощать.

  •  

Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.

  •  

Героизм — это добрая воля к абсолютной самопогибели.

  •  

Стремление к величию выдаёт с головой: кто обладает величием, тот стремится к доброте.

  •  

Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.

  •  

Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой.

  •  

Наши самоубийцы дискредитируют самоубийство — не наоборот.

 

Unsere Selbstmörder machen den Selbstmord verrufen, — nicht umgekehrt!

  •  

Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жестокость чувствительного — более высокая потенция сострадания.

  •  

«Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» — И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.

  •  

В стадах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобою.

  •  

Господствовать — и не быть больше рабом Божьим: осталось лишь это средство, чтобы облагородить людей.

  •  

Мораль — это важничанье человека перед природой.

  •  

Я не понимаю зачем заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нём какую-нибудь правду.

  •  

Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе, — стало быть, для большинства…

  •  

Я ненавижу обывательщину гораздо больше, чем грех.

  •  

Испытывал ли я когда-нибудь угрызение совести? Память моя хранит на этот счёт молчание.

  •  

Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь; наконец, он жаждет стать сверхчеловеком, ибо всё прочее не утоляет его любви.

  •  

Каждая церковь — камень на могиле Богочеловека: ей непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.

  •  

В каждом поступке высшего человека ваш нравственный закон стократно нарушен.

  •  

Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.

  •  

Остерегайтесь морально негодующих людей: им присуще жало трусливой, скрытой даже от них самих злобы.

  •  

Можно было бы представить высокоморальную лживость, при которой человек осознает своё половое влечение только как долг зачинать детей.

  •  

Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости.

  •  

Повелительные натуры будут повелевать даже своим Богом, сколько бы им и не казалось, что они служат Ему.

  •  

Люди, недоверчивые в отношении самих себя, больше хотят быть любимыми, нежели любить, дабы однажды, хотя бы на мгновение, суметь поверить в самих себя.

  •  

«Не будем говорить об этом!» — «Друг, об этом мы не имеем права даже молчать»

«По ту сторону добра и зла»[править]

Логотип Википедии

В переводе Н. Полилова[4].
  •  

Общепринятые книги — всегда зловонные книги: запах маленьких людей пристаёт к ним. Там, где толпа ест и пьёт, даже где она поклоняется, — там обыкновенно воняет. Не нужно ходить в церкви, если хочешь дышать чистым воздухом.

 

Allerwelts-Bücher sind immer übelriechende Bücher: der Kleine-Leute-Geruch klebt daran. Wo das Volk isst und trinkt, selbst wo es verehrt, da pflegt es zu stinken. Man soll nicht in Kirchen gehn, wenn man reine Luft athmen will.

  •  

Не самые дурные те вещи, которых мы больше всего стыдимся: не одно только коварство скрывается под маской — в хитрости бывает так много доброты.

  •  

Всякий глубокий ум нуждается в маске, — более того, вокруг всякого глубокого ума постепенно вырастает маска, благодаря всегда фальшивому, именно, плоскому толкованию каждого его слова, каждого шага, каждого подаваемого им признака жизни.

  •  

Христианская вера есть с самого начала жертвоприношение: принесение в жертву всей свободы, всей гордости, всей самоуверенности духа и в то же время отдание самого себя в рабство, самопоношение, самокалечение.

  •  

 Цинизм есть единственная форма, в которой пошлые души соприкасаются с тем, что называется искренностью; и высшему человеку следует навострить уши при каждом более крупном и утончённом проявлении цинизма и поздравлять себя каждый раз, когда прямо перед ним заговорит бесстыдный скоморох или научный сатир. Бывают даже случаи, когда при этом к отвращению примешивается очарование: именно, когда с таким козлом и обезьяной по прихоти природы соединяется гений, как у аббата Галиани, самого глубокого, самого проницательного и, может быть, самого грязного из людей своего века; он был гораздо глубже Вольтера, а также в значительной мере молчаливее его. [5]:262

  •  

Как же относятся обе названные величайшие религии к этому излишку неудачных случаев? Они стараются поддержать, упрочить жизнь всего, что только может держаться, они даже принципиально принимают сторону всего неудачного, как религии для страждущих, они признают правыми всех тех, которые страдают от жизни, как от болезни, и хотели бы достигнуть того, чтобы всякое иное понимание жизни считалось фальшивым и было невозможным. <>… …религии являются главными причинами, удержавшими тип «человек» на более низшей ступени; они сохранили слишком многое из того, что должно было погибнуть.

  •  

Блаженны забывчивые, ибо они «покончат» и со своими глупостями.

Вариант перевода: Благословенны забывающие, ибо не помнят они собственных ошибок.
  •  

Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.

 

Wer mit Ungeheuern kämpft, mag zusehn, dass er nicht dabei zum Ungeheuer wird. Und wenn du lange in einen Abgrund blickst, blickt der Abgrund auch in dich hinein.

«Воля к власти»[править]

В переводе М. Рубинштейна[6].
  •  

Господство добродетели может быть достигнуто только с помощью тех же средств, которыми вообще достигают господства, и, во всяком случае, не посредством добродетели.

«Сумерки идолов»[править]

Логотип Википедии

В переводе Н. Полилова[7].
  •  

Я не доверяю всем систематикам и сторонюсь их. Воля к системе есть недостаток честности.

 

Ich misstraue allen Systematikern und gehe ihnen aus dem Weg. Der Wille zum System ist ein Mangel an Rechtschaffenheit.

  •  

Без музыки жизнь была бы заблуждением.

 

Ohne Musik wäre das Leben ein Irrthum.

  •  

Отказываясь от войны, отказываешься от великой жизни.

 

Man hat auf das grosse Leben verzichtet, wenn man auf den Krieg verzichtet…

«Антихрист»[править]

Логотип Википедии

В переводе В. А. Флёровой[8].
  •  

Человечество не представляет собою развития к лучшему, или к сильнейшему, или к высшему, как в это до сих пор верят. «Прогресс» есть лишь современная идея, иначе говоря, фальшивая идея. Теперешний европеец по своей ценности глубоко ниже европейца эпохи Возрождения…

 

Die Menschheit stellt nicht eine Entwicklung zum Besseren oder Stärkeren oder Höheren dar, in der Weise, wie dies heute geglaubt wird. Der „Fortschritt“ ist bloss eine moderne Idee, das heisst eine falsche Idee. Der Europäer von Heute bleibt, in seinem Werthe tief unter dem Europäer der Renaissance…

  •  

Женщина была вторым промахом Бога […] — это знает всякий жрец.

 

Das Weib war der zweite Fehlgriff Gottes […] — das weiß jeder Priester.

Вариант перевода: Женщина — вторая ошибка Бога.
  •  

Весь мир верит в это; но чему только не верит весь мир!

 

Alle Welt glaubt es; aber was glaubt nicht alle Welt!

  •  

Уже слово «христианство» есть недоразумение, — в сущности был только один христианин, и он умер на кресте.

 

Das Wort schon „Christenthum“ ist ein Missverständniss —, im Grunde gab es nur Einen Christen, und der starb am Kreuz.

  •  

Ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности.

 

Weder die Moral noch die Religion berührt sich im Christenthume mit irgend einem Punkte der Wirklichkeit.

  •  

Христианская церковь ничего не оставила не тронутым в своей порче, она обесценила всякую ценность, из всякой истины она сделала ложь, из всего честного — душевную низость.

 

Die christliche Kirche liess Nichts mit ihrer Verderbniss unberührt, sie hat aus jedem Werth einen Unwerth, aus jeder Wahrheit eine Lüge, aus jeder Rechtschaffenheit eine Seelen-Niedertracht gemacht.

Ecce Homo[править]

Логотип Википедии

В переводе Ю. М. Антоновского[9].
  •  

Мой способ возмездия состоит в том, чтобы как можно скорее послать вслед глупости что-нибудь умное: таким образом, пожалуй, можно ещё догнать её.

  •  

В конце концов никто не может из вещей, в том числе и из книг, узнать больше, чем он уже знает.

  •  

Дорого искупается — быть бессмертным: за это умираешь не раз живьём.

  •  

Можно обещать действия, но никак не чувства: ибо последние непроизвольны. Кто обещает кому-либо всегда любить его, или всегда ненавидеть, или оставаться всегда верным, тот обещает нечто, что не находится в его власти; но конечно, он может обещать такие действия, которые хотя обычно являются следствиями любви, ненависти, верности, но могут проистекать и из других мотивов: ибо к одному и тому же действию ведут многие пути и мотивы. Обещание всегда любить кого-либо означает, следовательно: пока я буду любить тебя, я буду проявлять в отношении тебя действия любви; а когда я уже не буду тебя любить, ты по-прежнему будешь получать от меня те же действия, хотя и обусловленные иными мотивами — так что в головах ближних сохранится видимость, будто любовь осталась неизменной. — Следовательно, когда слепо обещают кому-либо вечную любовь, то обещают, собственно, длительность видимости любви.
 

Цитаты о Ницше[править]

  •  

Его мания величия обнаруживается только в исключительных случаях в самомнении, чудовищном, но всё же ещё понятном. По большей части к ней примешивается сильная доза мистицизма и веры в свою сверхъестественность. Простым самомнением можно признавать, когда он, например, говорит: «Что касается моего Заратустры, то я не допускаю, чтобы его понял тот, кто не чувствовал себя когда-нибудь уязвлённым каждым его словом и кто им когда-либо не восторгался: только тогда человек может пользоваться привилегией благоговейно приобщиться к халкионской стихии, которой порождён этот труд, к его солнечной ясности, шири, дали и определённости».

  — Макс Нордау, «Фридрих Ницше»
  •  

Мистицизм и мания величия Ницше проявляются не только в его сколько-нибудь связных мыслях, но и в его общей манере выражаться. Мистические числа «три» и «семь» встречаются у него часто. Если он проникнут сознанием собственного величия, то и внешний мир представляется ему великим, далёким, глубоким, и слова, выражающие эти понятия, пестрят на каждой странице, почти в каждой строке.

  — Макс Нордау, «Фридрих Ницше»
  •  

Только в Евангелии сказано: блаженны нищие духом, но современная, да и не только современная, а всякая когда-либо существовавшая наука понимала эти слова очень условно или, если уже говорить прямо, вовсе их не понимала и с привычной почтительностью обходила их, как обходят на больших собраниях старых, заслуженных, но никому ненужных и приглашенных лишь для приличия гостей. Все знали, что блаженны богатые духом, а нищие жалки и ныне, и во веки веков. В суждении Ницше заключается лишь эта давно всем известная аксиома. Он, восставший против всего, не только не дерзнул оспаривать ее, но безусловно принял ее за догмат, за noli me tangere. Но если он на словах отдал дань так глубоко вкоренившемуся в нас предрассудку, то всей своей жизнью он осуществил прямо противоположный принцип. Ведь нищий-то духом был он сам. Ведь он-то и подкапывался, он-то и подвергал сомнению все великое, высокое и богатое, и единственно затем, чтобы оправдать свою жалкую и бедную жизнь ― хотя этот мотив всегда у него необыкновенно тщательно и последовательно скрывается. В дневнике 1888 года он сам так объясняет смысл «Menschliches, Allzumenschliches»: «Это была война, но война без пороха и дыма, без военных приемов, без пафоса, без искалеченных членов ― все это было бы еще идеализмом».

  — Лев Шестов, «Достоевский и Ницше», 1903
  •  

Но какой же Ницше философ с точки зрения современного неокантианства, где строгость методологических исканий решительно не допускает той яркости, которая характеризует Ницше? Часто художник-символист более сосредоточивается на одном из членов трехчленного символического построения. Это построение: 1) образ (плоть), 2) идея (слово), 3) живая связь, предопределяющая и идею, и образ (слово, ставшее плотью). Например: художник-символист с гипертрофией первого члена трехчленной формулы ― Брюсов; художники-символисты с гипертрофией второго члена формулы ― Ницше, Ибсен; художник-символист, у которого весь смысл не в образе, не в идее, а в образе-идее, ― это Блок.[10]

  — Андрей Белый, «Смысл искусства», 1907
  •  

Все знают, с какой неслыханной резкостью отвергал Ницше христианство. <…>
Зная об этой пламенной вражде, внимательный читатель Ницше не раз встанет в тупик перед некоторыми его высказываниями, на первый взгляд никак не совместимыми с антихристианством. Ницше случается говорить о христианстве так: «Это лучший кусок идеальной жизни, какой мне по-настоящему довелось узнать: я устремился вслед за ним чуть не с пеленок, и, думаю, никогда не предавал его в сердце своем» («Письмо к Гасту», 21.7.81). Он может одобрительно высказываться и о воздействии Библии: «Неизменное благоговение перед Библией, сохраняющееся в Европе, в общем, и по сей день, — это пожалуй, лучший образчик культуры и утончения нравов, каким Европа обязана христианству…» (VII, 249). Более того, Ницше, отпрыск священнических семей по линии обоих родителей, видит в совершенном христианине «благороднейший из человеческих типов», с какими ему приходилось сталкиваться: «Я почитаю за честь, что происхожу из рода, в котором принимали свое христианство всерьез во всех отношениях» (XIV, 358).
<…>
Примеров подобных противоречивых оценок и толкований можно привести еще много; важно другое: чтобы понять Ницше в целом, необходимо понять эти его противоречия, ибо они не случайны.
<…>
Его борьба против христианства отнюдь не означает стремления просто выбросить его на свалку, отменить или вернуться в дохристианские времена: напротив, Ницше желает обогнать его, преодолеть, опираясь на те самые силы, которые принесло в мир христианство — и только оно. —

  — Карл Ясперс
  •  

В том, что Ницше был одинок, возвышался над всякой толпой, бросал вызов всему миру и миром был отвергнут, был весь смысл борений его духа, всё существо его поражающих идей. —

  — Николай Бердяев
  •  

Читал Ницше “Заратустра” и заметку его сестры о том, как он писал, и вполне убедился, что он был совершенно сумасшедший, когда писал, и сумасшедший не в метафорическом смысле, а в прямом, самом точном: бессвязность, перескакивание с одной мысли на другую, сравнение без указаний того, что сравнивается, начала мыслей без конца, перепрыгивание с одной мысли на другую по контрасту или созвучию, и все на фоне пункта сумасшествия – idee fixe о том, что, отрицая все высшие основы человеческой жизни и мысли, он доказывает свою сверхчеловеческую гениальность. Каково же общество, если такой сумасшедший и злой сумасшедший, признается учителем?

  — Л. Н. Толстой, «Полное собрание сочинений. М., 1935. Т.54. С.77»
  •  

Я знаю, что слово «святой» нельзя употреблять неразборчиво, всуе. Я знаю, что люди охотно злоупотребляют им, чтобы придать больше весу и убедительности своим суждениям. Но в отношении к Ницше я не могу подобрать другого слова. На этом писателе — мученический венец.

  — Лев Шестов, «Добро в учении гр. Толстого и Ницше»

Примечания[править]

  1. Фридрих Ницше Человеческое, слишком человеческое / Перевод: C. Л. Франк
  2. Фридрих Ницше Так говорил Заратустра / Перевод: Ю. М. Антоновский
  3. Фридрих Ницше Злая мудрость. Афоризмы и изречения / Перевод: К. А. Свасьян
  4. Фридрих Ницше По ту сторону добра и зла / Перевод: Н. Полилов
  5. 1 2 3 4 Фридрих Ницше, сочинения в двух томах том второй. — М.: «Мысль», 1990. — 832 с.
  6. Фридрих Ницше Воля к власти / Перевод: М. Рубинштейн
  7. Фридрих Ницше Сумерки идолов, или как философствуют молотом / Перевод: Н. Полилов
  8. Фридрих Ницше Антихрист. Проклятие христианству / Перевод: В. А. Флёрова
  9. Фридрих Ницше Ecce Homo, как становятся самим собой / Перевод: Ю. М. Антоновский
  10. А.Белый. «Луг зелёный». Критика. Эстетика. Теория символизма: в 2-х томах. Том 1. — М.: Искусство, 1994 г.

См. также[править]

  • см. Категория:Фридрих Ницше и его произведения
  • «Философия Ницше». Критический очерк Евгения Трубецкого

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Ваша жизнь – результат не обстоятельств, а ваших собственных решений.

Мы часто ошибаемся не в людях, а в собственных нелепых ожиданиях.

Жизнь — это задача, которую ещё никто не решил без ошибок.

Счастье не дается готовым. Оно приходит в результате ваших собственных действий.

Мы не доверяем даже умнейшим людям, когда они советуют, как вести себя, но не сомневаемся в непогрешимости собственных советов.

Идеальные люди не пьют, не дерутся, не врут, не совершают ошибок и… не существуют.

Сорняки вредят полям, страсти — человечеству. Благословенны терпеливые и освободившиеся от страстей.

Добро не оставляет шрамов, поэтому его не помнят.

Стесняться собственных слез – значит не признавать свои чувства.

Человек, который не делает ошибок, обычно вообще ничего не делает.

  1. Главная
  2. Точка Сборки
  3. Фридрих Ницше — цитаты

Фридрих Ницше — цитаты

Цитаты Фридриха Ницше

Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду.

Весь мир верит в это; но чему только не верит весь мир!

Без музыки жизнь была бы заблуждением.

Цитаты Фридриха Ницше. Без музыки жизнь была бы заблуждением.

А теперь — цитаты

Не ваш грех — ваше самодовольство вопиет к небу; ничтожество ваших грехов вопиет к небу!

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу.

Надо научиться любить себя самого — так учу я — любовью цельной и здоровой: чтобы сносить себя самого и не скитаться всюду.

Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду.

Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду. - Фридрих Ницше

Ты идёшь к женщинам? Не забудь плётку!

Они холодны и ищут себе тепла в спиртном; они разгорячены и ищут прохлады у замерзших умов; все они хилы и одержимы общественным мнением.

Что падает, то нужно ещё толкнуть! — цитата часто изменяется как «Падающего — толкни».

Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.

Героизм — это добрая воля к абсолютной самопогибели.

Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.

«Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» — И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.

В стадах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобою.

Я не понимаю зачем заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нём какую-нибудь правду.

Я не понимаю зачем заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нём какую-нибудь правду. - Фридрих Ницше

Люди, недоверчивые в отношении самих себя, больше хотят быть любимыми, нежели любить, дабы однажды, хотя бы на мгновение, суметь поверить в самих себя.

«Не будем говорить об этом!»
«Друг, об этом мы не имеем права даже молчать».

Весь мир верит в это; но чему только не верит весь мир!

Блаженны забывчивые, ибо они «покончат» и со своими глупостями.
Вариант перевода: Благословенны забывающие, ибо не помнят они собственных ошибок.

Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.

Без музыки жизнь была бы заблуждением.

Без музыки жизнь была бы заблуждением. - Фридрих Ницше

И ведь что интересно

Чему как бы учат нас цитаты Фридриха Ницше?

Что падает, то нужно ещё толкнуть!

Читайте хорошие цитаты — и будет вам счастье.
И помните: Благословенны забывающие, ибо не помнят они собственных ошибок.

Присоединяйтесь, барон. Присоединяйтесь!

Понравился пост? Любите хорошие цитаты?
Тогда давайте не будем терять друг друга!
Оставайтесь на связи:

А еще можно подписаться на выпуски нашей рассылки. И получить подарок — книгу «365 цитат о любви». Самые трогательные, неожиданные и смешные.

Разоблачительные подробности для самых проницательных…

Что-нибудь еще? Да, их есть у меня…

Все подборки. Концентрированная мудрость мира на одной странице ;)

Цитаты про чай. Любовь и скандал — лучшие сладости к чаю.

Про счастье. Счастье – не станция назначения, а способ передвижения.

Про любовь. Подь сюды. Хочешь большой, но чистой любви?

О кошках. В древние времена кошек почитали как богов. Они не забыли об этом.

Про деньги. Мало кто из нас может вынести бремя богатства. Конечно, чужого.

10 самых злодейских злодеев кинематографа: Часть 1. Часть 2. Часть 3.

21 фотография, которые восстановят вашу веру в человечество

10 самых влиятельных книг по версии Библиотеки Конгресса

45 цитат, которые вернут вам веру в себя

Цитаты из книг . Сказать, чем заканчивают нехорошие посохи?

Цитаты из фильмов. Я встретила того, кого искала. У него миллионы, очки и яхта.

Цитаты из мультфильмов. Это жжж… — неспроста.

Хорошие анекдоты. Только чур не мухлевать — будем бить по морде…

Добавлено на сайт: 10.12.2018

w: Фридрих Ницше в Википедии?
commons: Фридрих Ницше на Викискладе?

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche; 1844—1900) — немецкий философ, представитель иррационализма.

Содержание

  • 1 Цитаты
    • 1.1 «Человеческое, слишком человеческое»
    • 1.2 «Так говорил Заратустра»
    • 1.3 «Злая мудрость»
    • 1.4 «По ту сторону добра и зла»
    • 1.5 «Воля к власти»
    • 1.6 «Сумерки идолов»
    • 1.7 «Антихрист»
    • 1.8 Ecce Homo
    • 1.9 Другое
    • 1.10 Без источников
  • 2 Цитаты о Ницше
  • 3 Примечания

Цитаты[править]

«Человеческое, слишком человеческое»[править]

Логотип Википедии

В переводе C. Л. Франка[1].
  •  

Самые ошибочные умозаключения людей суть следующие: вещь существует, следовательно, она имеет право на это.

 

Die gewöhnlichsten Irrschlüsse der Menschen sind diese: eine Sache existiert, also hat sie ein Recht.

  •  

Быть великим — значит давать направление.

 

Größe heißt: Richtung-geben.

  •  

Человек забывает свою вину, когда исповедался в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает её.

  •  

Пора уже с человеческой глупостью считаться как с реальной силой.

  •  

Свободный ум требует оснований, другие же — только веры. — (Отдел пятый: Признаки высшей и низшей культуры , 225: Свободный ум есть относительное понятие.)

«Так говорил Заратустра»[править]

В переводе Ю. М. Антоновского[2].
  •  

Не ваш грех — ваше самодовольство вопиет к небу; ничтожество ваших грехов вопиет к небу!

  •  

Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду.

  •  

«Счастье найдено нами», — говорят последние люди, и моргают.

  •  

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу.

  •  

Надо научиться любить себя самого — так учу я — любовью цельной и здоровой: чтобы сносить себя самого и не скитаться всюду.

  •  

Человек есть нечто, что до́лжно превзойти.

  •  

Ты идёшь к женщинам? Не забудь плётку!

  •  

Жизнь есть родник радости; но всюду, где пьёт отребье, все родники бывают отравлены.

  •  

Земля, сказал он, имеет оболочку; и эта оболочка поражена болезнями. Одна из этих болезней называется, например: «человек».

  •  

Жизнь есть родник радости; но в ком говорит испорченный желудок, отец скорби, для того все источники отравлены.

  •  

Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек.

  •  

Они холодны и ищут себе тепла в спиртном; они разгорячены и ищут прохлады у замерзших умов; все они хилы и одержимы общественным мнением.

  •  

Что падает, то нужно ещё толкнуть — цитата часто изменяется как «Падающего — толкни.»

«Злая мудрость»[править]

В переводе К. А. Свасьяна[3].
  •  

Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.

  •  

Я ненавижу людей, не умеющих прощать.

  •  

Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.

  •  

Героизм — это добрая воля к абсолютной самопогибели.

  •  

Стремление к величию выдаёт с головой: кто обладает величием, тот стремится к доброте.

  •  

Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.

  •  

Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой.

  •  

Наши самоубийцы дискредитируют самоубийство — не наоборот.

 

Unsere Selbstmörder machen den Selbstmord verrufen, — nicht umgekehrt!

  •  

Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жестокость чувствительного — более высокая потенция сострадания.

  •  

«Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» — И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.

«По ту сторону добра и зла»[править]

Логотип Википедии

В переводе Н. Полилова[4].
  •  

Общепринятые книги — всегда зловонные книги: запах маленьких людей пристаёт к ним. Там, где толпа ест и пьёт, даже где она поклоняется, — там обыкновенно воняет. Не нужно ходить в церкви, если хочешь дышать чистым воздухом.

 

Allerwelts-Bücher sind immer übelriechende Bücher: der Kleine-Leute-Geruch klebt daran. Wo das Volk isst und trinkt, selbst wo es verehrt, da pflegt es zu stinken. Man soll nicht in Kirchen gehn, wenn man reine Luft athmen will.

  •  

Не самые дурные те вещи, которых мы больше всего стыдимся: не одно только коварство скрывается под маской — в хитрости бывает так много доброты.

  •  

Всякий глубокий ум нуждается в маске, — более того, вокруг всякого глубокого ума постепенно вырастает маска, благодаря всегда фальшивому, именно, плоскому толкованию каждого его слова, каждого шага, каждого подаваемого им признака жизни.

  •  

Христианская вера есть с самого начала жертвоприношение: принесение в жертву всей свободы, всей гордости, всей самоуверенности духа и в то же время отдание самого себя в рабство, самопоношение, самокалечение.

  •  

 Цинизм есть единственная форма, в которой пошлые души соприкасаются с тем, что называется искренностью; и высшему человеку следует навострить уши при каждом более крупном и утончённом проявлении цинизма и поздравлять себя каждый раз, когда прямо перед ним заговорит бесстыдный скоморох или научный сатир. Бывают даже случаи, когда при этом к отвращению примешивается очарование: именно, когда с таким козлом и обезьяной по прихоти природы соединяется гений, как у аббата Галиани, самого глубокого, самого проницательного и, может быть, самого грязного из людей своего века; он был гораздо глубже Вольтера, а также в значительной мере молчаливее его. [5]:262

  •  

Как же относятся обе названные величайшие религии к этому излишку неудачных случаев? Они стараются поддержать, упрочить жизнь всего, что только может держаться, они даже принципиально принимают сторону всего неудачного, как религии для страждущих, они признают правыми всех тех, которые страдают от жизни, как от болезни, и хотели бы достигнуть того, чтобы всякое иное понимание жизни считалось фальшивым и было невозможным. <>… …религии являются главными причинами, удержавшими тип «человек» на более низшей ступени; они сохранили слишком многое из того, что должно было погибнуть.

  •  

Блаженны забывчивые, ибо они «покончат» и со своими глупостями.

Вариант перевода: Благословенны забывающие, ибо не помнят они собственных ошибок.
  •  

Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.

 

Wer mit Ungeheuern kämpft, mag zusehn, dass er nicht dabei zum Ungeheuer wird. Und wenn du lange in einen Abgrund blickst, blickt der Abgrund auch in dich hinein.

«Воля к власти»[править]

В переводе М. Рубинштейна[6].
  •  

Господство добродетели может быть достигнуто только с помощью тех же средств, которыми вообще достигают господства, и, во всяком случае, не посредством добродетели.

«Сумерки идолов»[править]

Логотип Википедии

В переводе Н. Полилова[7].
  •  

Я не доверяю всем систематикам и сторонюсь их. Воля к системе есть недостаток честности.

  •  

Без музыки жизнь была бы заблуждением.

Что не убивает меня

  •  

Отказываясь от войны, отказываешься от великой жизни.

«Антихрист»[править]

Логотип Википедии

В переводе В. А. Флёровой[8].
  •  

Человечество не представляет собою развития к лучшему, или к сильнейшему, или к высшему, как в это до сих пор верят. «Прогресс» есть лишь современная идея, иначе говоря, фальшивая идея. Теперешний европеец по своей ценности глубоко ниже европейца эпохи Возрождения…

  •  

Женщина была вторым промахом Бога.

Вариант перевода: Женщина — вторая ошибка Бога.
  •  

Весь мир верит в это; но чему только не верит весь мир!

 

Alle Welt glaubt es; aber was glaubt nicht alle Welt!

Ecce Homo[править]

Логотип Википедии

В переводе Ю. М. Антоновского[9].
  •  

Мой способ возмездия состоит в том, чтобы как можно скорее послать вслед глупости что-нибудь умное: таким образом, пожалуй, можно ещё догнать её.

  •  

В конце концов никто не может из вещей, в том числе и из книг, узнать больше, чем он уже знает.

  •  

Дорого искупается — быть бессмертным: за это умираешь не раз живьём.

Другое[править]

  •  

Кто этот человек, дерзающий в одиночку отрицать греческую сущность, которая в лице Гомера, Пиндара и Эсхила, Фидия, Перикла, Пифии и Диониса неизменно вызывает в нас чувства изумления и преклонения, как глубочайшая бездна и недостижимая вершина? — «Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм»

Без источников[править]

  •  

В добропорядочных людях меня в последнюю очередь отталкивает зло, которое они в себе носят.

  •  

В каждой религии религиозный человек есть исключение.

  •  

В сущности, между религией и настоящей наукой нет ни сродства, ни дружбы, ни вражды: они на разных полюсах.

  •  

В толпах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобой.

  •  

Давать каждому своё — это значило бы: желать справедливости и достигать хаоса.

  •  

Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».

  •  

Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.

  •  

Если вы решили действовать — закройте двери для сомнений.

  •  

Когда спариваются скепсис и томление, возникает мистика.

  •  

Кто чувствует несвободу воли, тот душевнобольной; кто отрицает ее, тот глуп.

  •  

Мы должны считать потерянным каждый день, в который мы не танцевали хотя бы раз.

  •  

Мы живём не ради будущего. Мы живём, чтобы хранить своё прошлое.

  •  

Мы — наследники совершавшихся в течение двух тысячелетий вивисекции совести и самораспятия.

  •  

Наш долг это право, которое другие имеют на нас.

  •  

Познавший самого себя — собственный палач.

  •  

Сражающемуся с чудовищами следует позаботиться о том, чтобы самому не превратиться в чудовище.

  •  

Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.

  •  

Так называемые парадоксы автора, шокирующие читателя, находятся часто не в книге автора, а в голове читателя.

  •  

У кого есть Зачем жить, сумеет выдержать почти любое Как.

  •  

Человечество является скорее средством, а не целью. Человечество является просто подопытным материалом.

  •  

Чем больше человек молчит, тем больше он начинает говорить разумно.

  •  

Церковь — это род государства, притом — самый лживый.

Цитаты о Ницше[править]

  •  

Его мания величия обнаруживается только в исключительных случаях в самомнении, чудовищном, но всё же ещё понятном. По большей части к ней примешивается сильная доза мистицизма и веры в свою сверхъестественность. Простым самомнением можно признавать, когда он, например, говорит: «Что касается моего Заратустры, то я не допускаю, чтобы его понял тот, кто не чувствовал себя когда-нибудь уязвлённым каждым его словом и кто им когда-либо не восторгался: только тогда человек может пользоваться привилегией благоговейно приобщиться к халкионской стихии, которой порождён этот труд, к его солнечной ясности, шири, дали и определённости».

  — Макс Нордау, «Фридрих Ницше»
  •  

Мистицизм и мания величия Ницше проявляются не только в его сколько-нибудь связных мыслях, но и в его общей манере выражаться. Мистические числа «три» и «семь» встречаются у него часто. Если он проникнут сознанием собственного величия, то и внешний мир представляется ему великим, далёким, глубоким, и слова, выражающие эти понятия, пестрят на каждой странице, почти в каждой строке.

  — Макс Нордау, «Фридрих Ницше»

Примечания[править]

  1. Фридрих Ницше Человеческое, слишком человеческое / Перевод: C. Л. Франк
  2. Фридрих Ницше Так говорил Заратустра / Перевод: Ю. М. Антоновский
  3. Фридрих Ницше Злая мудрость. Афоризмы и изречения / Перевод: К. А. Свасьян
  4. Фридрих Ницше По ту сторону добра и зла / Перевод: Н. Полилов
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Фридрих Ницше, сочинения в двух томах том второй. — М.: «Мысль», 1990. — 832 с.
  6. Фридрих Ницше Воля к власти / Перевод: М. Рубинштейн
  7. Фридрих Ницше Сумерки идолов, или как философствуют молотом / Перевод: Н. Полилов
  8. Фридрих Ницше Антихрист. Проклятие христианству / Перевод: В. А. Флёрова
  9. Фридрих Ницше Ecce Homo, как становятся самим собой / Перевод: Ю. М. Антоновский

Кинокартины дарят зрителям возможность погрузиться в иной мир, увидеть свои проблемы с совершенно другой стороны и понять, как же именно их можно решить, не прибегая к каким-либо радикальным мерам. Крайне философской и любопытной для зрителя в этом плане стала картина «Вечное сияние чистого разума», в которой главные герои, решив стереть память друг о друге, внезапно вспомнили о том, что были вместе. В картине оказалось множество интересных цитат, запавших в душу зрителям. В данном разделе собраны цитаты из фильма «Вечное сияние чистого разума».

Как же неприятно потратить на человека так много времени лишь для того, чтобы узнать, что он так и остался для тебя лишь посторонним.

Я, например, всегда расстраиваюсь, когда думаю о жизни, что не использую свою возможность и теряю драгоценные секунды, а жизнь так коротка.

Разочаровался в песке.… Это всего лишь камушки

Случайные мысли в День святого Валентина, 2004. Сегодня праздник, который придумали компании, производящие поздравительные открытки, чтобы заставить людей чувствовать себя паршиво.

Похожи ли мы на те несчастные пары, которые всегда хочется пожалеть? Ужинающие мертвецы. Я не хочу чтобы и про нас кто-нибудь так подумал

―Два синих джина. Пить до дна — и процесс совращения не покажется противным. Я шучу, расслабьтесь!

Вдруг лёд треснет?
―Ну и что? Тебе не всё равно сейчас?

В тот день мы встретились, ты стояла у самой воды, я издалека тебя заметил, помню, меня сразу к тебе потянуло, я подумал «Надо же, как странно, человек стоит спиной, а меня к нему тянет…»

Можно стереть любовь из памяти. Выкинуть из сердца — это уже другая история.

Почему я влюбляюсь в каждую женщину, которая проявляет ко мне интерес?..

Вот что вы должны сделать, мистер Бэриш…

―Клем! Ты меня слышишь? К утру я тебя забуду. Прекрасное окончание дерьмового романа.

Благословенны забывающие, ибо не помнят они своих ошибок.

Похожи ли мы на те несчастные пары, которые всегда хочется пожалеть? Ужинающие мертвецы. Я не хочу, чтобы и о нас кто-нибудь так подумал.

―В детстве я считала себя уродиной. Как бы мне не расплакаться. Мне кажется, люди часто не понимают, как одиноко бывает ребенку. Ты ничего не решаешь… так вот, мне 8 лет и у меня есть любимые игрушки — куклы.

Отправь меня в такой уголок, где меня не должно быть… И там мы переждём…

Счастье — это дойти до той тонкой грани безумия, когда черта между сознанием и реальным миром уже стёрта, когда просыпаешься и засыпаешь с мыслями о Ней, когда хочется улыбаться и жить, лишь вспомнив улыбку самого родного, самого любимого человека, когда не нужен никто и ничто без Неё, когда за каждый вздох, каждый Её взгляд, каждое мгновение рядом ты готов отдать всё…

Постой.
— Что? Что тебе нужно, Джоэль?
— Не знаю. Я сам не знаю, что мне нужно. Просто… останься.

Пожалуйста, оставьте мне это воспоминание, всего лишь одно… Отмените все… пожалуйста! Я хочу все отменить. Слышите? Я больше не хочу ничего стирать!

[/su_note]

И даже после этого я уверен — ты станешь моим спасением.

Почему я влюбляюсь в каждую женщину… проявившую ко мне хоть минимум внимания?

В смысле, меня всегда беспокоит, что я не живу по полной программе… пользуясь каждой возможностью, не тратя зря ни одной секунды того небольшого времени, что мне отведено.

Никогда с девчонками не везло.

Может, стоит перестать красть их трусики.

Если ты хочешь быть со мной, будь со мной…

Похожи ли мы на те несчастные пары, которые всегда хочется пожалеть? Ужинающие мертвецы. Я не хочу, чтобы и про нас кто-нибудь так подумал.

Ты есть во всех моих воспоминаниях.

Как я выглядела?
— Счастливой. От того, что у тебя есть тайна.

Пейте до дна, и процесс совращения не покажется противным.

Как глупо потратить на кого-то столько времени, только чтобы понять, что абсолютно его не знаешь.

Каждую постыднейшую мелочь.

Сегодня праздник, который придумали компании, производящие поздравительные открытки, чтобы заставить людей чувствовать себя паршиво.

В тот день мы встретились, ты стояла у самой воды, я издалека тебя заметил, помню, меня сразу к тебе потянуло, я подумал «Надо же, как странно, человек стоит спиной, а меня к нему тянет…»

Вот ребёнок — такой невинный, свободный, такой чистый, а потом он взрослеет и его душа наполняется печалью и всякими фобиями.

Если хочешь быть со мной, будь со мной.

Ты меня слышишь? К утру я тебя забуду. Прекрасное окончание дерьмового романа.

И пожелай мне счастливого дня святого Валентина! …Когда позвонишь.

Сколько презрения было в твоем голосе, когда ты сказала те слова.
— Какие?
— «Ну, так, иди!»

Либо ты только со мной, либо уходи!

Сегодня праздник, который придумали компании, производящие поздравительные открытки, чтобы заставить людей чувствовать себя паршиво.

Она наказывает меня за мою честность.

Как радостна участь невинного сосуда. Забывая мир забытого мира. Вечное сияние невинной души. Каждый будет понят и каждому воздастся по делам его.

И даже после этого я уверен — ты станешь моим спасением.

Мне было жаль, что ты не остался. — Мне тоже было жаль… То есть, теперь мне жаль. Теперь я о многом жалею! О, Боже… Я жалею… Жалею, что не остался, жалею…

Сколько презрения было в твоем голосе, когда ты сказала те слова. — Какие? — «Ну, так, иди!»

Вернись мы к старту, у нас всё пошло бы по-другому… — Не забывай меня, попытайся, и мы вернёмся.

Все мужики считают, что я их дополняю, или наполню их жизнь радостью, а я рядовая испорченная девчонка, которая ищет себя в пироге под названием жизнь — и не вешай на меня бирку «продана».

Я готов умереть, Клем, так я сейчас счастлив…

Вернись мы к старту, у нас всё пошло бы по-другому…
— Не забывай меня, попытайся, и мы вернёмся.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Благодаря чему какая ошибка
  • Благотворный климат речевая ошибка
  • Благодаря ходатайству ошибка
  • Благословенны забывающие ибо они не помнят собственных ошибок
  • Благодаря травме лексическая ошибка