Благодаря всеобщих усилий мы были спасены грамматические ошибки

13.12.2017

Итоговое собеседование по русскому языку для 9 классов
Собеседование будет проходить во всех субъектах РФ 13 и 16 апреля 2018 г.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Солнечное тепло почти не согревает воздуха непосредственно; оно падает на поверхность Земли и нагревает её. (2)______ от нагретой земной поверхности согревается и воздух. (3)При этом почва отдаёт нагретому воздуху часть своей влаги, и он несёт невидимый для глаза водяной пар в более высокие слои атмосферы.

1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1)    В тёплом воздухе всегда содержится водяной пар, который незаметно поднимается в высокие слои атмосферы. 

2)    Воздух, нагревающий поверхность Земли, содержит невидимый для глаза водяной пар, который поднимается в высокие слои атмосферы благодаря перемещению воздушных масс. 

3)    Солнце согревает воздух, а тот нагревает поверхность Земли. 

4)    Солнечное тепло нагревает поверхность Земли, согревающей воздух и отдающей ему часть влаги, которая в виде водяного пара поднимается в высокие слои атмосферы. 

5)    Воздух согревается непосредственно солнцем.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

•    Ещё 

•    Однако 

•    А 

•    Наоборот

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЫСОКИЙ. Определите значение, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

ВЫСОКИЙ, -ая, -ое; -о\к, -ока\, -о\ко и -око\; вы\ше; вы\сший; высоча\йший.

1)    Большой по протяжённости снизу вверх или далеко расположенный в таком направлении. Высокая гора. Высокий рост. Высокие потолки. 

2)    Превышающий средний уровень, среднюю норму, значительный. Высокая производительность труда. Высокие цены. 

3)    Выдающийся по своему значению, очень важный, почётный. Высокая награда. Высокая честь. 

4)    Очень значительный, возвышенный по форме и содержанию (книжн.). Высокая мысль. Высокий стиль. 

5)    Очень хороший. Высший сорт. Высокое качество товаров. 

6)    О звуке, голосе: тонкий и звонкий. Высокая нота. Высокий голос.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

•    лгалА 

•    кралАсь 

•    диспансЕр 

•    навЕрх 

•    мозаИчный

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

•    Он знает много интересного и очень ПОНЯТЛИВО рассказывает. 

•    Будущий гений родился в БЕДНОЙ семье. 

•    Рука профессионального художника ОЖИВИЛА мой рисунок. 

•    ЕДИНСТВЕННЫЙ концерт этого легендарного исполнителя пройдёт на Красной площади в Москве. 

•    Каждая эпоха формирует свои ЦЕННОСТНЫЕ ориентиры.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

•    ЛЯГТЕ поудобнее 

•    ДОБРЕЙШИЙ 

•    после ранних ЗАМОРОЗКОВ 

•    ОБОИХ студенток 

•    ДЕВЯТЬЮСТАМИ гектарами

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первой группы подберите соответствующую позицию из второй группы.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

А)    Спустя полвека после создания комедии «Горя от ума» М. Е. Салтыков-Щедрин вновь выведет Молчалина на сцену в очерке «Господах Молчалиных».

Б)    А. С. Пушкин пишет, что «я помню чудное мгновенье».

В)    Одним из лицеистов, умевшего отстаивать свое менине перед преподавателями, был Дельвиг.

Г)    Благодаря всеобщих усилий мы были спасены.

Д)    Пройдя школу русского и западного романтизма, Тютчеву пришлось перенять многое из его философских идей.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1)    неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2)    неправильное построение предложения с косвенной речью

3)    нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4)    ошибка в построении предложения с однородными членами

5)    неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6)    нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)    нарушение связи между подлежащим и сказуемым 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

•    с..бачий 

•    р..стки 

•    х..рактер 

•    оз..рённый 

•    вык..сить

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

•    и_подлобья, ра_рушительный 

•    в_площение, з_частую 

•    непр_рывный, пр_возносить 

•    об_греть, р_звалиться 

•    о_дача, на_кусить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

•    мал_нький 

•    кремни_вый 

•    разбрызг_вающий 

•    верхуш_чный 

•    продл_вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. 

•    слыш_мый 

•    сдержива_мый 

•    задерж_нный 

•    брош_нный 

•    щебеч_шь

12.  Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

•    Одним из самых сложных, (НЕ) ОДНОЗНАЧНЫХ образов в произведениях Пушкина, посвящённых историко-психологической теме, является образ Петра I. 

•    Катерина свободна хотя бы потому, что всё потеряла, что (НЕ) ЧЕМ ей больше дорожить, даже жизнью. 

•    Своей трагедией Софокл призывал правителей быть внимательнее к интересам личности, не издавать абсурдных и (НЕ) ПРИНОСЯЩИХ практической пользы приказов. 

•    Смутное, совершенно (НЕ) ОПРЕДЕЛЁННОЕ, далёкое воспоминание скользнуло в уме лошади. 

•    По мнению Шолохова, человек должен сохранить в себе человеческое, (НЕ) СМОТРЯ ни на какие испытания.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

•    В пятом часу выскочил (НА)КОНЕЦ ИЗ(ЗА) старого здания таможни и подлетел к пароходу крытый автомобиль — и у всех вырвался вздох облегчения. 

•    Я поглядел на неё (С)БОКУ: её головка была закинута (К)ВЕРХУ, глаза устремлены на мигающие серебряные звезды. 

•    (НА)КОНЕЦ рассвело, и я, ТАК(ЖЕ) как и остальные, вздохнул с облегчением. 

•    (С)НАЧАЛА непреклонную ахматовскую волю замечать не хотели, ТАК(КАК) она противоречила принятому «эталону женственности». 

•    (НА)КОНЕЦ сон одолел меня, и я заснул в КАКОМ(ТО) блаженном упоении.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Описание московского дворянского общества у Пушкина сродни описанию московских дворян Грибоедова: всё та же легкомысле(1)ая и ветре(2)ая молодёжь, девушки, увлечё(3)ые французскими романами, размере(4)ая жизнь старших.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)    Сердце то вдруг задрожит и забьётся страстно бросится вперед то безвозвратно потонет в воспоминаниях. 

2)    Преобразователя русской прозы А.С. Пушкина интересовали как частные проблемы русской жизни так и проблемы всеобщие. 

3)    Мне ярко запомнилось мглистое и слякотное петербургское утро. 

4)    Ахматовское стихотворение на раннем этапе не то отрывок из нечаянно подслушанного разговора не то оброненная записка. 

5)    Язык И. Бунина прост почти скуп чист и живописен.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Помогая Евсеичу обеими руками нести ведро (1) полное воды и рыбы (2) я весело пошёл к (3) ожидавшей меня (4) матери.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Я ходил много и долго, так что уже совсем успел (1) по своему обыкновению (2) забыть, где я, как (3) вдруг (4) очутился у заставы.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Поручик Вулич (1) на лице (2) которого (3) герой «читал печать смерти» (4) остаётся жив.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Она не узнала мужа (1) и (2) словно никого не было в комнате (3) тихим голосом запела начало какой-то грустной песенки (4) которая её очень разжалобила.

Прочитайте текст и выполните задания 20—25.

(1)«До первого теплого дня» — иначе я и не думал в те далёкие годы моей юности. (2)Спадут морозы — и до свиданья, только меня и видели в детском доме! (3)Но вышло иначе. (4)Я никуда не удрал. (5)Меня удержали чтения… 

(6)Старенькая преподавательница Серафима Петровна, приходившая в школу с дорожным мешком за плечами, учила нас… (7)Право, мне даже трудно объяснить, чему она нас учила. 

(8)Помнится, мы проходили утку. (9)Это были сразу три урока: география, естествознание и русский. (10)На уроке естествознания утка изучалась как утка: какие у неё крылышки, какие лапки, как она плавает и так далее. (11)На уроке географии та же утка изучалась как житель земного шара: нужно было на карте показать, где она живет и где её нет. (12)На русском Серафима Петровна учила нас писать «у-т-к-а» и читала что-нибудь об утках из Брема. (13)Мимоходом она сообщала нам, что по-немецки утка так-то, а по-французски так-то. (14)Кажется, это называлось тогда «комплексным методом». (15)В общем, всё выходило «мимоходом». (16)Очень может быть, что Серафима Петровна что-нибудь перепутала в этом методе. (17)Она была старенькая и носила на груди перламутровые часики, приколотые булавкой, так что мы, отвечая, всегда смотрели, который час. 

(18)Зато по вечерам она нам читала — живо, выразительно, вдохновенно. (19)Так читать не умел никто! (20)Это было настоящее искусство! (21)От неё я впервые услышал сказку о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. 

(22)Солнце высоко, 

Колодец далеко, 

Жар донимает, 

Пот выступает. 

(23)Стоит козлиное копытце, 

Полное водицы. 

(24)«Али-Баба и сорок разбойников» в особенности поразили меня. (25)«Сезам, отворись!» (26)Я был очень огорчён, прочтя через много лет в новом переводе «Тысячи одной ночи», что нужно читать не Сезам, а Сим-Сим и что это какое-то растение. (27)Сезам — это было чудо, заколдованное слово. (28)Как я был разочарован, узнав, что это — просто растение. 

(29)Без преувеличения можно сказать, что я был потрясён этими сказками. (30)Больше всего на свете мне хотелось теперь научиться читать, как Серафима Петровна…(В. Каверин*) 

* Вениамин Александрович Каверин (Зильбер) (1902–1989) — русский советский писатель и сценарист, член группы «Серапионовы братья», автор многочисленных произведений, среди которых — приключенческий роман «Два капитана».

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)    Читать книги вслух так выразительно, как старенькая учительница, не умел никто. 

2)    Сказку о сестрице Алёнушке и братце Иванушке герой повествования слышал много раз, но лучше всех эту сказку читала Серафима Петровна. 

3)    Герой повествования сбежал из детского дома, потому что не любил учиться и читать. 

4)    Обучение в детском доме велось на немецком и французском языках. 

5)    Сказки в исполнении Серафимы Петровны потрясли героя повествования.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)    Предложение 5 объясняет причину содержания предложения 4. 

2)    В предложении 7 присутствует элемент повествования. 

3)    В предложениях 19–20 представлено рассуждение. 

4)    В предложении 26 содержится только описание. 

5)    В предложениях 29–30 представлено повествование.

22. Укажите предложение, в котором все слова употреблены в прямом значении. Напишите номер этого предложения.

1)    6 

2)    12 

3)    15 

4)    29

23. Среди предложений 12–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью контекстного синонима, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

24. В фрагменте рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20—23, некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. 

Герой повествования с трепетом вспоминает годы своей далёкой юности, одним из ярких впечатлений которой были «чтения». С помощью такого тропа, как А (в предложении 5), он подчёркивает, какую важную роль в его судьбе сыграли книги. Говоря о мастерстве учительницы Серафимы Петровны, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как Б (в предложении 18), В (предложения 19, 20). А Г («как Серафима Петровна» в предложении 30) указывает на значительность влияния учителя на формирование личности ребенка.

СПИСОК ТЕРМИНОВ:

1)    фразеологизм 

2)    сравнительный оборот 

3)    восклицательные предложения 

4)    эпитет 

5)    метафора 

6)    противопоставление 

7)    ряд однородных членов 

8)    анафора 

9)    разговорное слово

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Русский язык. Ликбез

  • Прочитав книгу, мне взгрустнулось.

  • Находясь в Одессе Пушкиным серьёзно обдумывается побег за границу.

  • Познакомившись с Вадимом, он произвёл на нас приятное впечатление.

  • Пренебрегая родным языком, нами теряется национальное достояние.

  • Попрощавшись с приятелем, мне нужно было срочно уехать.

  • Российская общественность понимает и озабочена проблемами демографии.

  • Благодаря всеобщих усилий мы были спасены.

  • Прочитанная лекция преподавателем была очень полезной.

  • В учебном фильме рассказывается о достопримечательностях края и как важно сохранить его красоту.

  • Мы плыли на теплоходе «Фёдоре Шаляпине».

  • Не только снег, а также град выпадут завтра.

  • Я встретил и разговорился с приятелем.

  • Читатели газеты уделяют большое внимание на рубрику «Мир глазами путешественника».

  • По окончанию пансиона М. Глинка решил посвятить себя музыке.

  • Многие критические замечания и ценные предложения были внесены в энциклопедию, подготвленной к переизданию.

  • Те, кто добивается в искусстве наибольших успехов, становится примером для подражания.

  • Ордена первой степени в дореволюционной России носили на широкой ленте, надевавшуюся через плечо.

  • Роман знакомит нас и даёт представление об эпохе.

  • Прав был Васька Пепел, сказав, что «души у тебя нет».

  • Андрей не только ставит себя рядом с Тимохиным, но и с любым из подчинённых ему солдат.

  • Название отнюдь не лишено смысла, которое кажется пародийным.

  • Когда герой узнал о произошедшем, он впадает в состояние, близкое к сумасшествию.

  • Работа была особенно ответственной, за которую взялся И.К. Пархоменко.

  • Многие из тех, кто приезжали в Забайкалье, восхищается природой этого края.

  • В издании «Комсомольской правде» печатают много интересных статей.

  • ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

    Теория и практика к заданию №7 .

    ТЕОРИЯ

     Формы имен существительных. Именительный падеж множественного числа

    Ы, И

    А, Я

    Слова на -тор, -сор,-вор, -ер

    инструкторы
    редакторы
    лекторы
    ректоры
    конструкторы
    прожекторы
    секторы
    инженеры
    шофёры
    бухгалтеры
    диспетчеры
    договоры
    приговоры
    плейеры
    драйверы
    принтеры

    директора
    профессора
    инспектора
    доктора
    катера
    ордера
    тенора
    фельдшера
    флюгера
    хутора
    шулера
    буфера
    веера
    буера
    повара

    Слова на –лЯ

    грифели
    госпитали

    векселя
    вензеля
    кителя
    штабеля
    штемпеля
    тополя
    шомпола
    колокола
    купола

    Остальные слова

    слесари
    токари
    конюхи
    возрасты
    кремы
    супы
    грунты
    лифты
    порты
    склады
    торты
    флоты
    фронты
    штабы
    штурманы

    адреса
    бока
    борта
    века
    желоба
    жемчуга
    жернова
    края
    кузова
    окорока
    округа
    острова
    отпуска
    паруса
    паспорта
    погреба
    потроха
    снега
    стога
    сорта
    сторожа
    тетерева
    черепа

    Форма зависит от значения

    адреса (новоселов)
    века (Средние)
    года (мои года)
    колена (выделывать)
    корпуса (танковые)
    кренделя (выделывать)
    меха (одеваться в меха)
    мужья (прочить в мужья)
    образа (святых)
    ордена (на груди)
    пропуска (временные)
    рода (войск)
    счета (оплатить) 
    сыновья (и дочери)
    тона (светлые)
    учителя (профессия, в школе)
    хлеба (яровые)

    адресы (поздравительные)
    веки (на веки вечные)
    годы (войны, девяностые)
    колени (больные)
    корпусы (часов)
    крендели (вкусные)
    мехи (кузнечные)
    мужи (Отечества, ученые)
    образы (литературные)
    ордены (Тевтонский) 
    пропуски (занятий)
    роды (и виды, древние)
    счеты (свести)
    сыны (Отечества)
    тоны (сердца)
    учители (не профессия,
    великие учители человечества,
    хлебы (печь формовые)

     Формы имен существительных. Родительный падеж множественного числа.

    ОВ, ЕВ

    Нулевое окончание

    Растительный мир

    Всё на –ов

    Исключения

    апельсинов
    бананов
    огурцов
    бананов
    томатов
    помидоров
    гранатов
    абрикосов
    ананасов
    лимонов
    мандаринов
    баклажанов

    яблок
    груш
    слив
    дынь

    Названия национальностей

    Остальные окончания

    Слова на –н,-р

    казахов
    калмыков
    киргизов
    монголов
    семитов
    таджиков
    тунгусов
    узбеков
    хорватов
    якутов
    Исключение: 
    турок 
    бурят 

    армян
    башкир
    болгар
    грузин
    лезгин
    осетин
    румын
    татар
    туркмен
    цыган
    Исключение: 
    бедуинов 

    Единицы измерения

    Наиболее употребляемые
    в повседневной жизни

    Редко употребляются
    в повседневной жизни(термины)

    байтов
    гектаров
    граммов
    децибелов
    каратов
    килограммов
    километров

    ампер
    аршин
    бит
    ватт
    вольт
    радиан
    рентген

    Парные предметы

    носков
    гольфов
    рельсов
    бронхов
    джинсов
    лампасов
    БРИДЖЕЙ

    ботинок
    чулок
    шаровар
    шорт
    туфель
    сапог
    тапок
    тапочек
    галош
    бахил
    бутс
    валенок
    манжет
    серёг
    клипс

    Военная тематика (все на -ов)

    Солдат

    Гусар
    Драгун
    Гренадер
    Кадет
    Улан
    Партизан

    Существительные на -ня

    Ь

    Н

    Если перед -ня стоит гласная

    Если перед -ня согласная

    богинь
    погонь
    тихонь
    яблонь
    нянь

    басен
    башен
    боен
    вишен
    двоен
    пашен
    сотен
    спален
    сплетен
    таможен
    черешен
    Исключение:
    барышень 
    боярышень 
    кухонь 
    деревень 

    Существительные на -це

    -ЕВ

    -ЕЦ

    болотцев
    кружевцев 
    деревцев
    оконцев

    блюдец
    зеркалец
    копытец(копытцев)
    одеялец
    полотенец
    сердец
    солнц

    Существительные на –ье, -ья

    Без ударения в И.п.

    С ударением в И.п.

    -ИЙ

    -ЕЙ

    (гулянье) гуляний
    застолий
    кушаний
    надгробий
    новоселий
    ожерелий
    раздумий
    сидений
    колдуний

    снадобий
    солений
    ущелий

    армий
    аудиторий
    бегуний
    гостий
    оладий
    пародий
    плясуний
    эскадрилий
    печений
    побережий
    подземелий

    Исключения: 
    платьев 
    верховьев 
    кореньев 
    лохмотьев 
    низовьев 
    подмастерьев 
    хлопьев 
    устьев 

    ружьё) ружей
    питей
    полыней
    статей
    судей
    и т.д.

    Некоторые существительные на -ей, с нулевым окончанием и -ов

    -ЕЙ

    Нулевое

    -ОВ

    распрей
    ведомостей
    лопастей
    мощностей
    отраслей
    скатертей
    скоростей
    четвертей
    бомжей
    векселей вензелей
    госпиталей
    кабелей
    медведей
    будней

    дровней
    козней
    пельменей
    яслей

    много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий

    вафель
    петель
    полотенец

    барж

    басен

    башен

    блюдец
    брызг

    копён
    кочерёг
    обойм
    пелён

    петель

    каникул
    лосин
    макарон
    манжет

    невзгод
    оков
    сардин
    уз
    шпрот
    брызг

    нянь

    серёг

    сирот
    сплетен

    зраз
    жабр

    выборов
    дебатов
    заморозков
    кулуаров
    мускулов
    нардов
    очистков
    сотов
    чипсов
    нервов


    Употребление существительных разного рода: 

    хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну; 

    страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);

    старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;

    широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;

    новое метро, кашне, пальто

    Употребление несклоняемых имён собственных:

    издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко

     Формы имени прилагательных. Сравнительная и превосходная степень.

    Степени сравнения прилагательных

    Сравнительная   степень 

    Превосходная степень

    простая

    Начальная форма + -ее, -ей, -е, -ше 
    Пр: умнЕЕ 

    Начальная форма + -айш-, -ейш-
    Пр: умнейший 

    составная

    Более/менее + 
    начальная форма 
    Пр: более умный 

    Самый/ наиболее/ наименее + начальная форма 
    Пр: самый умный 


    Внимание! Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения

    Например:  Более интереснее, самый интереснейший – НЕПРАВИЛЬНО. 
    Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный – ПРАВИЛЬНО.

    Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:

    Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший

    просторечие).
    Правильно: 
    более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.

    Образование сравнительной степени:

    Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).
    Правильно: 
    красивее, лучше, хуже.

     Формы числительных (склонение количественных, порядковых, сложных, составных, дробных, собирательных числительных)

    1) Склонение колич. числит. (отвечают на вопрос Сколько?) 

    Как склоняются 

    Примеры 

    5-20, 
    30 

    Склоняются как существительное степь 

    Р.п. чего? Пяти 
    Д.п чему? десяти 
    В.п. что? двадцать 
    Т.п. чем? Одиннадцатью 
    П.п. о чем? Тридцати 

    40, 90, 
    100 

    Имеют только две падежные формы: 
    И.п. = В.п 
    Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание А 

    И. сорок, девяносто, сто 
    Р. Сорока, девяноста, ста 
    Д. Сорока, девяноста, ста 
    В. сорок, девяносто, сто 
    Т. Сорока, девяноста, ста 
    П. Сорока, девяноста, ста 

    50, 60, 
    70, 
    80 

    Меняются обе части, 
    как существительное 3 склонения (как существительное степь) 

    И. пятьдесят 
    Р. пятидесяти 
    Д. пятидесяти 
    В. пятьдесят 
    Т. пятьюдесятью 
    П. пятидесяти 

    200, 
    300, 
    400 

    Меняются обе части. 
    Первая часть как два, три, четыре. 
    Вторая часть как слово «ноты» во мн.ч. 

    И. двести 
    Р. Двухсот (нот) 
    Д. двумстам (нотам) 
    В. двести 
    Т. Двумястами (нотами) 
    П. двухстах (нотах) 

    500-900 

    Меняются обе части. 
    Первая часть — как степь. 
    Вторая часть — как ноты во мн.ч 

    И. пятьсот 
    Р. пятисот 
    Д. пятистам 
    В. пятьсот 
    Т. пятьюстами 
    П. пятистах 


    2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста
    Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста. 
    И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
    Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
    Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
    В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
    Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
    П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)


    3) Большой интерес представляют числительные, имеющие не только формы падежей, но и рода или рода и числа.

    Это числительные: один, два, полтора, тысяча, миллион, миллиард и другие подобные.

    Один

    Слово один изменяется по родам и числам: один мальчик – м.р., одна девочка – ж.р., одно государство – ср. р., одни  – мн.ч. У этого числительного не один набор форм, как у большинства целых количественных числительных, а четыре: для каждого рода в единственном числе и для множественного числа.

    Два

    Числительное два  изменяется не только по падежам, как все числительные, но и по родам: два мальчика, две девочки, два окна (формы ср.р. и м.р. совпадают). 

    Один, два в составе дробных по родам не изменяются, а употребляются в форме ж.р., например:

     одна восьмая, две третьих.

    Числительные тысяча и миллион
    Числительное тысяча склоняется, как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)
    Числительное миллион склоняется, как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе) 4) Склонение дробных числительных
    В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное 
    Пять четвертых – И.п. 
    Пяти четвертых – Р.п. 
    Пяти четвертым – Д.п.

    5) Склонение составных количественных числительных: в них изменяется каждое слово:
    И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
    Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
    Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
    В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
    Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
    П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

    Склонение порядковых числительных
    При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова
    И.п. две тысячи семнадцатый 
    Р.п две тысячи семнадцатого 
    Д.п. две тысячи семнадцатому 
    В.п. две тысячи семнадцатый 
    Т.п две тысячи семнадцатым 
    П.п. две тысячи семнадцатом

    6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)
    Собирательные числительные изменяются по падежам. Особенным является только слово оба, у которого есть формы рода: оба брата, обе сестры, оба государства (Формы м. и ср.р. совпадают)

    Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:

    А) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные). 

    Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины

    Б) с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числ.)

    Семеро козлят, трое тигрят, но трое тигров

    В) с существительными, употребляющимися только во множественном числе: Трое саней, двое ножниц

    Г) с парными предметами  Двое сапог, четверо ботинок

    Д) с личными местоимениями  Их было трое, нас четверо

    7) Числительные оба обе
    Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода. Оба человека, оба друга

    Числительное обе употребляется с существительными женского рода.  По обеим сторонам, обе девушки 

    Синтаксическая сочетаемость числительных с существительными

    У количественных числительных есть особенности в синтаксической сочетаемости с существительными, к которым они относятся.

    В И.п. и В.п. они требуют после себя существительных в форме Р.п., например:

     восемь книг, пятнадцать роз, двадцать человек.

    При этом числительные полтора, два, три, четыре требуют существительного в ед. ч., а остальные – во мн. ч. 

    Примеры:

     Два окна – пять окон, три розы – тридцать роз, четыре мальчика – сорок мальчиков.

    Такой вид синтаксической сочетаемости называется управлением, т.к. падеж существительного управляется числительным.

    Во всех остальных формах вид связи другой, а именно: согласование, т.е.числительные согласуются с существительными в падеже.

    Примеры:

    Р.п. пяти окон, трёх роз
    Д.п. пяти окнам, трём розам
    Т.п. пятью окнами, тремя розами
    П.п. (о) пяти окнах, трёх розах

    Исключение составляет числительное один. Оно во всех падежах согласуется с существительным.

    У дробных числительных простые полтора, полтораста сочетаются с существительными, как целые.
    Остальные дробные управляют Р.п. Возможно употребление существительных как в единственном, так и во множественном числе, например: 
    две третьих яблока (часть предмета) и две третьих яблок (часть общего количества предметов).

    Собирательные числительные сочетаются с существительными так же, как и целые количественные числительные. В И.п. и В.п. они управляют Р.п. существительного, а во всех остальных падежах согласуются с существительным в падеже. Со всеми собирательными числительными, кроме оба, существительное употребляется в форме мн.ч., например, семеро козлят. И только с оба существительные употребляются в ед.ч.: оба брата, обе сестры.

    Порядковые числительные согласуются с существительными, т.е. ведут себя как прилагательные. Например:

    первый день, седьмая неделя, восьмые сутки.

    Вспомни: в составных числительных изменяется только конечное слово:

    сто двадцать третьим параграфом (Т.п., ед.ч., м.р.), второй рукой (Т.п., ед.ч., ж.р.),
    четвёртым окном (Т.п., ед.ч., ср.р.). 

     Местоимение 

    Образование форм:

    Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их;  скольких книг, сколько  учеников.
    Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников

    * Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После  предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.  

    Формы глагола. Образование личных форм:

    У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.

    Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.

    Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч. 

    Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю,

     хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).

    Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.

    2. Образование возвратных форм:

    Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).

    Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините

    употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка).

    3. Образование форм повелительного наклонения:

    Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь,

    ложь, ложи, бежи, лазь, покупи,  ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
    Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.

    Совет:

    Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:

    Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
    Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
    Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
    Положить — (ты) положи, (вы) положите
    Класть — (ты) клади, (вы) кладите
    Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
    Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

    4. Образование форм прошедшего времени:

    Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
    Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

    Повелительное наклонение, форма прошедшего, настоящего, будущего времени.

    1) Образование повелительного наклонения

    Неопределенная   форма

    Повелительное наклонение

    Лечь 
    Ехать 
    Ездить 
    Положить 
    Класть 
    Бежать 
    Лазать 
    Выйти 
    Выложить 

    Выверить 
    Вывесить 
    Выдвинуть 
    Клянчить 
    Махать 
    Нянчить 
    Погодить 
    Портить 
    Тронуть 
    Чистить 

    Ляг(те) 
    Поезжай(те) 
    Езди(те) 
    Положи(те) 
    Клади(те) 
    Беги(те) 
    Лазай(те) 
    Выйди(те) 
    Выложи(те)

     Вывери(те) 

    Вывеси(те) 
    Выдвини(те) 
    Клянчи(те) 
    Маши(те) 
    Нянчи(те) 
    Погоди(те) 
    Порти(те) 
    Тронь(те) 
    Чисти(те) 

    3) Одеть – надеть
    Одеть кого-то (одеть ребенка в школу) 
    Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто)

    3) Образование формы прошедшего времени

    Неопределенная форма

    Прошедшее время

    Сохнуть 
    Просохнуть 
    Замерзнуть 
    Окрепнуть 
    Промокнуть 
    Намокнуть и пр. 

    Сох 
    Просох 
    Замерз 
    Окреп 
    Промок 
    Намок 


    4) Образование формы будущего времени
    Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.

    5)Образование формы настоящего времени

    ездить
    лазить
    попробовать
    печь
    беречь
    хотеть
    полоскать
    махать

    ездим
    лазим
    попробуем
    печем
    бережем
    хотим
    полощем
    машем

    Причастие

    Образование  причастий:

    Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения);

    сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).

    Правильно: полощущий, машущий, хотящий;  не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

    Деепричастие

    Образование деепричастий:

    Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
    Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание 
    сложа руки), поехав.

    Наречие

    1. Образование наречий:

    Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).
    Правильно:оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.

    2. Образование сравнительной степени наречий:

    Ошибочно: плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).

    Правильно:плохо — хуже, красиво — краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее

    Формулировка задания 7 в ЕГЭ по русскому 2020:

    «В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте

    ошибку и запишите слово правильно.

    опытные ТРЕНЕРЫ 
    по ОБОИМ сторонам 
    звучит не менее ГРОМКО 
    ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд 
    нет ТУФЕЛЬ «
    Правильный ответ: ОБЕИМ

     Алгоритм выполнения:

    1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку, а не только найти.
    2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило. 
    3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть. 
    3) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на «десерт» оставить существительные, так как там бОльшее количество информации. 
    4) После того как ошибка будет найдена, не забудьте: вписать в окно ответа необходимо уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант.  

    ПРАКТИКА

    К заданию 7  Морфологические нормы

    1. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    А) в две тысячи восьмом году              

    Б) в двух тысяч восьмом году    

     В) с восьмьюдесятью одной розой

     Г) более семисот участников

    2. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    А) около семиста человек                  

    Б) профессора                                      

     В) редакторы

     Г) инженеры

    3 Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    А) две пары чулок                              

    Б) наикрасивейший                            

     В) две пары носок

    Г) очень смелый

    4. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    А) пять абрикосов                             

    Б) мало отметок                                  

     В) десять амперов

    Г) согласно расписанию

    5. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    А) более глубочайший                            

    Б) лягте на пол                                        

     В) шофёры

    Г) в трёхстах метрах

    6. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    А) больше шестиста рублей                    

    Б) шесть апельсинов                                  

     В) красивый тюль

    Г) много ботинок

    7. С каким падежом употребляется предлог БЛАГОДАРЯ?

    А) родительный              

    Б) творительный            

     В) предложный                

    Г) дательный

    8. В каком предложении выделенное слово – наречие?

    А) Сестре нужно ЛУЧШЕ учиться

    Б) Курсовая работа ВАЖНЕЕ реферата.

    В) В Карпатах маршрут СЛОЖНЕЕ, чем на Урале.

    Г) Роман в книге ИНТЕРЕСНЕЕ экранизации.

    9. В каком предложении выделенное слово – краткое прилагательное?

    А) КРАСИВО ты вошла в мою жизнь.

    Б) И хозяйка танцевала по-прежнему КРАСИВО.

    В) В долине всё было КРАСИВО.

    Г) КРАСИВО жить не запретишь.

    10. Какие местоимения используются в сложноподчинённых предложениях в качестве союзных слов?

    А) притяжательные                            

    Б) относительные                                

    В) определительные

    Г) указательные

    11. В каком предложении КАК — частица?

    А) Как воспитанный человек, брат обязан был объясниться.

    Б) Как только вернётся дедушка, пойдёшь гулять.

    В) Как вихрь, налетела монгольская конница.

    Г) Как хороши, как свежи были розы в моём саду!

    12. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки

    А) тремястами пятидесятью рублями.                    

    Б) две тысячи тринадцатого года                        

    В) к обоим ученицам

    Г) в полуторастах километрах

    13. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    А) несколько яблок                    

    Б) лежит на шкафе                    

     В) до тысяча восемьсот двенадцатого года

    Г) богатейший выбор

    14. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    А) кожаные пояса                            

    Б) гарантия успеха                            

    В) возле поместьев

     Г) первые два месяца

    15. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    А) коллективные договоры                               

    Б) более пятисот человек                                  

     В) возле селений

    Г) два больших портрета

    16. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    А) белые воротнички платий                            

    Б) опытные доктора                                          

    В) новые сорта помидоров

    Г) пропуски занятий

    17. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    А) за исключением них                              

    Б)) предстоящие выборы                            

    В) пренебречь опасностью

     Г) в военные годы

    18. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки

    А) пара туфлей                                            

    Б) несколько полотенец                            

     В) ихние письма

    Г) в обоих руках

    19. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    А) дешевле                                                  

    Б) вопреки прогнозу                                  

    В) по их указанию

     Г) ехай быстрее

    20. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    А) лажу по крышам                                      

    Б) разожгёт костёр                                        

    В) часовые пояса

    Г) с семьюстами метрами

    21. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    А) их тетради                                                  

    Б) самый молодой                                          

    В) из полтора метров материи

    Г) несколько полотенец

    22. В каком варианте ответа выделенное слово – предлог?

    А) не сможет В СИЛУ обстоятельств                            

    Б) не было ВБЛИЗИ никого                                            

    В) посмотрел ВОКРУГ

     Г) в доме НАПРОТИВ их нет

    23. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки

    А) двое подружек                                                                  

    Б) в полутора часах                                                                

    В) положьте на полку

    Г) одень тёплые носки

    24. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    А) выздоравливай скорее                                                      

    Б) много носок                                                                        

    В) у новых туфлей

    Г) у обоих подруг

    25. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова.

    А) очень прекрасно                                                                      

    Б) солдатские ордены                                                                    

    В) пирожки с повидлой

    Г) строгие директора

    26. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки

    А) памятник поэта

    Б) с обеих сторон

    В) скучать за вами

     Г) несколько зеркальцев

    27. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки

    А) вопреки желанию              

    Б) золотые куполы

    В) согласно предсказания

    Г) у обоих сестёр

    28. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки

    А) четыре пары чулков

    Б) старше него

    В) меткие снайперы

     Г) неоплаченные счёты

    29. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    А) опытные бухгалтеры

    Б) более интереснее

    В) трое в сером пальто

     Г) из трёхсот восьмидесяти страниц

    30. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    А) он метается по комнате

    Б) вкусные торты

     В) четверо суток

     Г) ответственные редакторы

    Ответы

    зад.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    отв.

    Б

    А

    В

    В

    А

    А

    Г

    А

    В

    Б

    зад.

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    отв.

    Г

    Б

    Б

    В

    Г

    А

    А

    Б

    Г

    Б

    зад.

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    отв.

    В

    А

    Б

    А

    Г

    Б

    А

    В

    Б

    А

    15 июля 2022

    В закладки

    Обсудить

    Жалоба

    Прочитайте предложения, найдите в них грамматические ошибки и исправьте их.

    → Прочитав книгу, мне взгрустнулось.

    → Находясь в Одессе Пушкиным серьёзно обдумывается побег за границу.

    → Познакомившись с Вадимом, он произвёл на нас приятное впечатление.

    → Пренебрегая родным языком, нами теряется национальное достояние.

    → Попрощавшись с приятелем, мне нужно было срочно уехать.

    → Российская общественность понимает и озабочена проблемами демографии.

    → Благодаря всеобщих усилий мы были спасены.

    → Прочитанная лекция преподавателем была очень полезной.

    → В учебном фильме рассказывается о достопримечательностях края и как важно сохранить его красоту.

    → Мы плыли на теплоходе «Фёдоре Шаляпине».

    → Не только снег, а также град выпадут завтра.

    → Я встретил и разговорился с приятелем.

    → Читатели газеты уделяют большое внимание на рубрику «Мир глазами путешественника».

    → По окончанию пансиона М. Глинка решил посвятить себя музыке.

    → Многие критические замечания и ценные предложения были внесены в энциклопедию, подготвленной к переизданию.

    → Те, кто добивается в искусстве наибольших успехов, становится примером для подражания.

    → Ордена первой степени в дореволюционной России носили на широкой ленте, надевавшуюся через плечо.

    → Роман знакомит нас и даёт представление об эпохе.

    → Прав был Васька Пепел, сказав, что «души у тебя нет».

    → Андрей не только ставит себя рядом с Тимохиным, но и с любым из подчинённых ему солдат.

    → Название отнюдь не лишено смысла, которое кажется пародийным.

    → Когда герой узнал о произошедшем, он впадает в состояние, близкое к сумасшествию.

    → Работа была особенно ответственной, за которую взялся И.К. Пархоменко.

    → Многие из тех, кто приезжали в Забайкалье, восхищается природой этого края.

    → В издании «Комсомольской правде» печатают много интересных статей.

    Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
    Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
    В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    Г) ошибка в построении предложения с однородными членами
    Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
    1) Успех может быть достигнут благодаря глубоких знаний.
    2) На протяжении многих веков крестьянство пытались освободиться от помещичьего гнёта.
    3) После поразительного успеха фильма Джеймса Кэмерона «Аватар» с новой силой вспыхнули разговоры о том, одиноки ли мы во Вселенной.
    4) Холмы сливаются в возвышенность, исчезающая в лиловой дали.
    5) Дом, стоявший в этом лесу, был огромен и прост.
    6) В рассказе «Попрыгунье» Чехов осуждает праздность.
    7) Он поведал историю покупки и заявил, что попугай молчит вопреки обещанию разговаривать на трёх языках.
    8) «Малая» родина — это не только природа в деревне и история в городе, а также ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих.
    9) Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на чёрных тучах.

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    1. А — 6. Несогласованное приложение стоит в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже определяемое слово (в рассказе «ПопрыгуньЯ»).
    2. Б — 4. Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже (в возвышенность, исчезающУЮ в лиловой дали).
    3. В — 2. Подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в роде и числе (крестьянство пыталОСЬ).
    4. Г — 8. Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами (не только…, НО И…).
    5. Д — 1. Предлог БЛАГОДАРЯ употребляется только с Д. п. (кому? чему?) (благодаря глубокИМ знаниЯМ).

    Ответ: 64281

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Благодаря болезни ошибка
  • Блок схема алгоритма обратного распространения ошибки
  • Бку 07м ошибки
  • Блок для чтения ошибок у машин
  • Бку 07 ошибка а 1