Благодаря поддержки спонсоров ошибка

Предложение с ошибкой: Детский сад был открыт в запланированные сроки благодаря поддержки спонсоров.

Задание входит в состав ЕГЭ по русскому языку для 11 класса под номером 7 (Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления).

Теория: 7 задание ЕГЭ по русскому языку

Разберемся, какая ошибка допущена в предложении и как ее исправить.

Предложение:

Детский сад был открыт в запланированные сроки благодаря поддержки спонсоров.

В предложении есть существительное «поддержка» с производным предлогом «благодаря», которое стоит в родительном падеже (чего? поддержки). А оно должно быть в дательном падеже (благодаря чему? поддержке).

Тип ошибки: Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Верный вариант:

Детский сад был открыт в запланированные сроки благодаря поддержке спонсоров.

Поделитесь статьей с одноклассниками «Детский сад был открыт в запланированные сроки благодаря поддержки спонсоров – где ошибка».

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна. Уважайте труд людей, которые вам помогают.
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.


С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: Документ Microsoft Word.docx, химия.docx.
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: входной контроль для студентов 1 курса.docx, Методическое пособие %22Идеальный пучок%22.pdf, ООП_на_Python_Учебное пособие_var5a.docx, Учебное пособие.pdf, ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕНОГО ЭКЗАМЕНА для студентов 5 курса по спец, Тест для студентов.docx, метод пособие Документация педагога.doc, Учебное пособие_Овчинников_Сырчина_Зак_скв_уч_мет_пособ_21.pdf, урок 2 для студентов.docx, 12, 7 корд пособие.pdf


Синтаксические нормы предписывают правильное построение словосочетаний и предложений. Строя предложения, необходимо помнить, что в русском языке при свободном порядке слов предпочтительным является прямой порядок слов, а не обратный (инверсия). При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, исходная информация – новой информации. Если не соблюдать этот порядок, предложение может быть двусмысленным. Например, как понять фразу: «Хозяин дома спал?» То ли речь идет о спящем хозяине дома, то ли о том, где спал хозяин? В предложении: «В древних документах подобного рода термин отсутствует» сочетание подобного рода может относиться к сочетанию древних документах или к слову термин.

Строя словосочетание, необходимо помнить об управлении. Например, директор чего-либо, заведующий чем-либо, оплатить что-либо, заплатить за что-либо, рассказать о чем-либо, указать на что-либо, беспокоиться о ком-либо, тревожиться за кого-либо, превосходство над чем-нибудь, преимущество перед кем-либо и др.

Предлоги благодаря, согласно, вопрекитребуют употребления дательного падежа – согласно расписанию.

Для выражения причинно-следственных связей используются предлоги ввиду, вследствие, в связи, в силу и др.

Ошибочно употребление двух подлежащих: Комната она была вовсе не маленькой.

Часто неоправданно включение слова такой: Условия автоматизации, они такие…

При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть) в сочетании с родительным падежом множественного числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных, и в единственном, если речь идет о неодушевленных (большинство студентов сдали экзамены).

При словах много, мало, немного, немало, сколько, кто, что сказуемое ставится в единственном числе: Сколько схем было разработано? Что случилось?

Вводя в предложение деепричастный оборот, помните, что основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом: Читая книгу, студент обычно делал записи. Нарушение данного правила приводит к ошибкам: Проезжая Байкал, было очень красиво.

При употреблении однородных членов предложения следует учитывать следующие обстоятельства:

  • невозможно соединение в качестве однородных членов неоднородных понятий – изучать математику и сорта чая; а также нельзя включать видовые и родовые понятия – я люблю математику, физику, учебные предметы;
  • двойные союзы должны связывать именно однородные члены: он не только получил техническое задание, но и выполнил его;
  • при двух однородных членах ставится общее управляемое слово в том случае, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать лекции (неправильно:любить и думать о стране).

Нередко встречаются ошибки, связанные с употреблением предлогов. Как сказать: я скучаю по тебе или я скучаю о тебе?

Более давней нормой было употребление предлога пои местоимения в предложном падеже: по ком, по чем, по нем, по нас, по вас. Существительные в данной конструкции имели форму дательного падежа: по отцу, по матери, по другу. Поскольку существительные с предлогом поимели форму дательного падежа, то и местоимения стали приобретать эту же форму: по кому, по нему, по чему, по ним. Предложные формы по ком, по нем, по чем в настоящее время устарели, встречаются редко.

Сохраняют старую форму предложного падежа после предлога по местоимения мы, вы: по нас, по вас. Употребление дательного падежа у этих местоимений (по нам, по вам) считается нарушением литературной нормы.

Особого внимания требуют предлоги наи в.Они указывают на пребывание в каком-то месте или передвижение в какое-то место. Предлог впоказывает, что движение направлено внутрь чего-либо сад, в дом, в город) или обозначает пребывание внутри (в саду, в доме, в городе). Предлог науказывает, что движение направлено на поверхность чего-либо (на гору, на дерево, на крышу), или означает пребывание на какой-либо поверхности (на крыше, на палубе). Но чаще выбор предлога определяет традицией.

С названиями государств, регионов, краев, областей, городов, сел, деревень, станиц употребляется предлог в: в России, в Англии, в Краснодарском крае, в станице Вешенской, в деревне Молитовка.

С названием островов, полуостровов используется предлог на: на Камчатке, на Диксоне, на Капри.

Предлог наупотребляется с названиями проспектов, бульваров, площадей, улиц; предлог вс названиями переулков, проездов: на бульваре Вернадского, на площади Победы, на улице Суворова, в Банном переулке, в проезде Серова.

Если названия горных областей имеют форму единственного числа, то используется предлог на, если форму множественного числа — предлог в. Ср.: на Кавказе, на Эльбрусе, на Памире и в Альпах, в Гималаях.

Предлоги в и на в некоторых конструкциях антонимичны предлогам из и с: поехал в Ставрополь вернулся из Ставрополя, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа.

Необходимо избегать нагромождения придаточных предложений, например: Инженеры-конструкторы собрались на совещание, которое состоялось в актовом зале, который недавно был отремонтирован строителями, которые постарались исправить недоделки в срок, который был установлен планом, который месяц назад утвердили в этом же зале.

В романе М. Булгакова «Собачье сердце» пример неправильно­го построения предложения: «Мы, управление дома, — с ненавистью заговорил Швондер, — пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома… — Кто на ком стоял? — крикнул Филипп Филиппович».

Использованная литература

  1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 45 – 46).
  2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 65 – 66).

Вопросы для самопроверки

  • В чем особенность синтаксических ошибок?
  • Может ли нарушение порядка слов быть причиной синтаксических ошибок?
  • Почему нужно быть осторожным при употреблении однородных членов предложения?
  • В каких случаях наблюдается нарушение согласования сказуемого с подлежащим?
  • На что следует обращать внимание при употреблении предлогов?

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Составить краткие тезисы лекции «Синтаксические нормы и культура речи».

Задание 2. Подобрать свой иллюстративный материал ко всем пунктам тезисов.

Т ЕСТЫ по темам «Синтаксические нормы», «Орфографические нормы», «Пунктуационные нормы»

  1. Не относится к синтаксическим нормам:
  1. нарушение порядка слов;
  2. неправильное употребление деепричастных оборотов;
  3. неправильное согласование;
  4. неправильное падежное окончание.
  1. Неправильно построено словосочетание
  1. благодаря поддержки спонсоров
  2. ввиду поддержки спонсоров
  3. различать добро и зло
  4. удивляться отзывчивости
  1. Форма глагола-сказуемого употреблена неправильно в предложении:
  1. НХЛ заявила, что российских хоккеистов в этом сезоне покупать не будет.
  2. МИД прислал ноту протеста.
  3. ООН признала незаконность такого решения.
  4. ЗАГС находилась в старом здании.
  1. Неправильно построено словосочетание
  1. полное фиаско
  2. старое досье
  3. бесспорное алиби
  4. точное пенальти
  1. Правильно построено предложение:
  1. Проведя раскопки на многих островах Океании, исследователи выяснили неизвестные ранее факты.
  2. Автор наделся опубликовать и ознакомить с поэмой читающую аудиторию.
  3. Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи.
  4. Жюри было строгой, но справедливой.
  1. Допущена ошибка в слове
  1. инцидент
  2. интендант
  3. прецендент
  4. претендент
  1. Нет ошибки в слове
  1. скурпулезный
  2. брандспойт
  3. друшлаг
  4. без брелка
  1. Две буквы НН пишется
  1. коше_ая трава
  2. здания выкупле_ы фирмой
  3. лома_ая линия
  4. накрахмале_ая скатерть
  1. Одна буква Н пишется
  1. запута_ое дело
  2. жема_ые манеры
  3. масле_ые блинчики
  4. маши_ое отделение
  1. Одна и та же буква пишется во всех словах в ряду
  1. тр_петать, соч_тание
  2. забл_стеть, опт_мист
  3. отр_стить, уг_релый
  4. выпл_вка, переск_чить
  1. Пишется буква А(Я)
  1. От добра добра не ищ_ т.
  2. Волны плещ_тся у берега.
  3. Равняясь, стро_тся ряды.
  4. В сумерках ре_т снежинки.
  1. Пишется буква У(Ю)
  1. Зрители смотр_т фильм с интересом.
  2. Круж_т коршуны над головой.
  3. А во ржи тропинки стел_тся
  4. Руки крепко держ_тся за железный кран.
  1. Буква О пишется во всех словах, представленных в ряду
  1. опроб_вать, отрабат_вать
  2. завид_вать, откид_вать
  3. утрамб_вать, след_вать
  4. приветствов_ть, засчит_вать
  1. Буква Е пишется во всех словах, представленных в ряду
  1. о будущ_м времен_, на ветк_ сирен_
  2. о дальнейш_м путшестви_, в добрейш_й улыбк_
  3. о завтрашн_й встреч_, о вечерн_м зарев_
  4. о минувш_м путешестви_, на зеленеющ_й лужайк_
  1. Частица НЕ пишется слитно
  1. Видна еще (не)оттаявшая земля.
  2. (Не)горазд ты на выдумки.
  3. Никуда не входи, (не)обдумав, как выйдешь.
  4. (Не)смотря на дождь, мы отправились в поход.
  1. Частица НЕ пишется раздельно
  1. Рядом журчал (не)высыхающий даже в жару ручей.
  2. Старику (не)здоровилось с утра.
  3. Второпях приняли совершенно (не)продуманное решение.
  4. Какая (не)истощимая творческая сила таится в человеке.
  1. Через дефис пишутся все слова, представленные в ряду
  1. (пол)дома, микро(мир)
  2. стоп(кран), (авиа)конструктор
  3. юго(восточный), (серебристо)сизый
  4. вольт(метр), (инфра)тепловой
  1. Правильное написание прописной и строчной букв представлено в наименовании
  1. Нобелевская премия
  2. Орден Святого Андрея Первозванного
  3. по-Суворовски
  4. Ахиллесова пята
  1. Двоеточие на месте скобок следует поставить в предложении:
  1. В вестибюле, в коридоре, в кабинетах () всюду толпились люди.
  2. По-видимому () вечером ветер утихнет.
  3. На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум () со станции шел курьерский поезд.
  4. Снег был глубокий, но твердый ()лыжи не проваливались.
  1. Тире на месте скобок следует поставить в предложении:
  1. Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой () живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо.
  2. Он () порча, он () чума, он () язва здешних мест.
  3. Многие стихийные бедствия испытали на себе люди () пожары, наводнения, засуху, но это не сломило волю человека к борьбе с природой.
  4. Всю дорогу до хутора молчали () говорить мешала тряская езда.
  1. Тире на месте скобок не ставится в предложении:
  1. Длина комнаты () одиннадцать метров.
  2. Ласковое слово () что весенний день.
  3. Прилет грачей () признак начала весны.
  4. Айсберг () это плавучая ледяная гора.
  1. На месте скобок запятая не ставится:
  1. Ветер дул навстречу () как будто силясь остановить молодую преступницу.
  2. Электрический ток – это не что иное () как движение электрических зарядов.
  3. Только что чайник повесили над огнем () как вдруг один камень накалился и лопнул.
  4. Погода стояла ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил () как из ведра.
  1. На месте скобок нужна запятая:
  1. Я () или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
  2. В такую бурю волк не рыщет () и медведь не вылезает из берлоги.
  3. Мечик почувствовал, что () если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики.
  4. Когда началась гроза, игра прекратилась () и дети бросились бежать домой.
  1. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
  1. Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака.
  2. Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.
  3. Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны.
  4. Наша задача завтра – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии.
  1. Ошибка в оформлении прямой речи допущена в предложении:
  1. «Разрешите обратиться», — сказал Ваня, стараясь как можно больше походить на солдата.
  2. «Ну полно, полно! – сказал Печорин, — обняв его по-дружески. – Неужели не тот же?»
  3. «Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк».
  4. «Мы решили: продолжал заседатель, — с вашего дозволения остаться здесь ночевать».

Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Составить краткие тезисы лекции «Синтаксические нормы и культура речи».

Задание 1. Составить краткие тезисы лекции «Синтаксические нормы и культура речи».

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Задание 2. Подобрать свой иллюстративный материал ко всем пунктам тезисов.

ТЕСТЫ по темам «Синтаксические нормы», «Орфографические нормы», «Пунктуационные нормы»

  1. Не относится к синтаксическим нормам:

a) нарушение порядка слов;

b) неправильное употребление деепричастных оборотов;

c) неправильное согласование;

d) неправильное падежное окончание.

  1. Неправильно построено словосочетание

a) благодаря поддержки спонсоров

b) ввиду поддержки спонсоров

c) различать добро и зло

d) удивляться отзывчивости

  1. Форма глагола-сказуемого употреблена неправильно в предложении:

a) НХЛ заявила, что российских хоккеистов в этом сезоне покупать не будет.

b) МИД прислал ноту протеста.

c) ООН признала незаконность такого решения.

d) ЗАГС находилась в старом здании.

  1. Неправильно построено словосочетание

a) полное фиаско

c) бесспорное алиби

d) точное пенальти

  1. Правильно построено предложение:

a) Проведя раскопки на многих островах Океании, исследователи выяснили неизвестные ранее факты.

b) Автор наделся опубликовать и ознакомить с поэмой читающую аудиторию.

c) Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи.

d) Жюри было строгой, но справедливой.

  1. Допущена ошибка в слове
  1. Нет ошибки в слове
  1. Две буквы НН пишется

a) коше_ая трава

b) здания выкупле_ы фирмой

c) лома_ая линия

d) накрахмале_ая скатерть

  1. Одна буква Н пишется

a) запута_ое дело

b) жема_ые манеры

c) масле_ые блинчики

d) маши_ое отделение

  1. Одна и та же буква пишется во всех словах в ряду

a) тр_петать, соч_тание

b) забл_стеть, опт_мист

c) отр_стить, уг_релый

d) выпл_вка, переск_чить

  1. Пишется буква А(Я)

a) От добра добра не ищ_ т.

b) Волны плещ_тся у берега.

c) Равняясь, стро_тся ряды.

d) В сумерках ре_т снежинки.

  1. Пишется буква У(Ю)

a) Зрители смотр_т фильм с интересом.

b) Круж_т коршуны над головой.

c) А во ржи тропинки стел_тся

d) Руки крепко держ_тся за железный кран.

  1. Буква О пишется во всех словах, представленных в ряду

a) опроб_вать, отрабат_вать

b) завид_вать, откид_вать

c) утрамб_вать, след_вать

d) приветствов_ть, засчит_вать

  1. Буква Е пишется во всех словах, представленных в ряду

a) о будущ_м времен_, на ветк_ сирен_

b) о дальнейш_м путшестви_, в добрейш_й улыбк_

c) о завтрашн_й встреч_, о вечерн_м зарев_

d) о минувш_м путешестви_, на зеленеющ_й лужайк_

  1. Частица НЕ пишется слитно

a) Видна еще (не)оттаявшая земля.

b) (Не)горазд ты на выдумки.

c) Никуда не входи, (не)обдумав, как выйдешь.

d) (Не)смотря на дождь, мы отправились в поход.

  1. Частица НЕ пишется раздельно

a) Рядом журчал (не)высыхающий даже в жару ручей.

b) Старику (не)здоровилось с утра.

c) Второпях приняли совершенно (не)продуманное решение.

d) Какая (не)истощимая творческая сила таится в человеке.

  1. Через дефис пишутся все слова, представленные в ряду

a) (пол)дома, микро(мир)

b) стоп(кран), (авиа)конструктор

c) юго(восточный), (серебристо)сизый

d) вольт(метр), (инфра)тепловой

  1. Правильное написание прописной и строчной букв представлено в наименовании

a) Нобелевская премия

b) Орден Святого Андрея Первозванного

d) Ахиллесова пята

  1. Двоеточие на месте скобок следует поставить в предложении:

a) В вестибюле, в коридоре, в кабинетах () всюду толпились люди.

b) По-видимому () вечером ветер утихнет.

c) На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум () со станции шел курьерский поезд.

d) Снег был глубокий, но твердый ()лыжи не проваливались.

  1. Тире на месте скобок следует поставить в предложении:

a) Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой () живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо.

b) Он () порча, он () чума, он () язва здешних мест.

c) Многие стихийные бедствия испытали на себе люди () пожары, наводнения, засуху, но это не сломило волю человека к борьбе с природой.

d) Всю дорогу до хутора молчали () говорить мешала тряская езда.

  1. Тире на месте скобок не ставится в предложении:

a) Длина комнаты () одиннадцать метров.

b) Ласковое слово () что весенний день.

c) Прилет грачей () признак начала весны.

d) Айсберг () это плавучая ледяная гора.

  1. На месте скобок запятая не ставится:

a) Ветер дул навстречу () как будто силясь остановить молодую преступницу.

b) Электрический ток – это не что иное () как движение электрических зарядов.

c) Только что чайник повесили над огнем () как вдруг один камень накалился и лопнул.

d) Погода стояла ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил () как из ведра.

  1. На месте скобок нужна запятая:

a) Я () или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

b) В такую бурю волк не рыщет () и медведь не вылезает из берлоги.

c) Мечик почувствовал, что () если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики.

d) Когда началась гроза, игра прекратилась () и дети бросились бежать домой.

  1. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

a) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака.

b) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.

c) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны.

d) Наша задача завтра – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии.

  1. Ошибка в оформлении прямой речи допущена в предложении:

a) «Разрешите обратиться», — сказал Ваня, стараясь как можно больше походить на солдата.

b) «Ну полно, полно! – сказал Печорин, — обняв его по-дружески. – Неужели не тот же?»

c) «Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк».

d) «Мы решили: продолжал заседатель, — с вашего дозволения остаться здесь ночевать».

О значении и происхождении выражения «нота протеста», о формах глагола «стонать» и «стенать», а также об истории и правильном употреблении слова «экивоки»

М. – Нота протеста – она какая, как ты думаешь?
О. – В каком смысле?
М. – Высокая или низкая? До диез или ре бемоль, например?
О. – Нота протеста не может быть ни высокой, ни низкой. Точно так же, как «экивоки» никому не кивают.
М. – А давай-ка обо всем этом сегодня и расскажем. Да, не забыть бы еще о стонах и стенаниях.
О. – Но начнем все-таки с ноты!
(МУЗЫКА)

М. — Если бы существовала такая премия – за любопытство – ее, без сомнений, дали бы какому-нибудь журналисту.
О. – Это точно. Нет на свете людей более любопытных, чем мы.
М. — Причем это любопытство затрагивает все сферы жизни, а не только ту тему, которой мы в данный момент занимаемся. Вот, например, недавно коллеги воспользовались моим присутствием и затеяли спор: почему говорят о «ноте протеста»? Я сначала удивилась: что здесь такого странного? Ну как же, отвечают мне, почему это называется нотой?
О. – Ход мыслей понятен: раз нота — значит музыкальный звук. Получается, нота протеста — это нечто высказанное на «высокой ноте», то есть громко. «Послу иностранного государства вручили ноту протеста». А действительно, почему ноту?
М. — Все мы помним, что такое нота: это графическое изображение музыкального звука, а также сам этот звук. «Какая это нота?» — спрашивают девочку на экзамене в музыкальной школе. «Какую высокую ноту взял этот тенор!» — восхищаются поклонники.
О. — Нотами во множественном числе мы называем текст какого-нибудь музыкального произведения, изображенный графически.
М. — Вот я, например, не любила и до сих пор не люблю играть по нотам – мне больше нравится подбирать мелодии на слух. А подруга моя, педагог в музыкальной школе, наоборот, играет только по нотам… Да, еще, чуть не забыла: в переносном смысле нота — это оттенок речи, тон, который выражает какое-то чувство: «Он сказал это с нотой тревоги в голосе».
О. — Нота — от латинского nota (знак), о чем и сообщает нам Толковый оварь иноязычных слов Л.Крысина. Всё, казалось бы, очень просто. Но наш прежний вопрос не дает покоя: при чем здесь НОТА протеста? Оказывается, почти ни при чем. Нота, дипломатическое обращение одного правительства к другому, тоже происходит от латинского слова nota, но с другим значением: не «знак», а «замечание». Замечание, заметка, записка – вот что такое эта самая «нота протеста». Замечание, заметка, содержащая протест.
М. — Вспомните, кстати, английское слово «note», французское note, итальянское и испанское nota… В английском, например, note – это прежде всего «заметка, запись». А notebook – записная книжка. Впрочем, многие давно уже считают «ноутбук» русским словом и обозначают им переносной персональный компьютер. И, боюсь, готовы будут вручить ноту протеста любому, кто думает иначе. Стенания бесполезны! Или стоны.
(ОЙ-ОЙ-ОЙ)
(НУ КАК ПРАВИЛЬНО)
О. — Сын пришел в больницу навестить отца. Тому недавно сделали операцию, всё, к счастью, прошло удачно, и теперь отец уже готовится к выписке. В общем, можно вздохнуть спокойно. Вот только воспоминания пока не отпускают: как ночью приехала «скорая», как боялись самого худшего. «И вот, — говорит отец, — очнулся я в реанимации от того, что кто-то стонет. Оглядываюсь и понимаю: а это ведь я сам стонаю… Или стону? А может, стоню».
(ДРУГ АРКАДИЙ, НЕ ГОВОРИ…)
М. — Глагол стонать не так прост, как это кажется на первый взгляд. Понятно, когда кто-то стонет, в третьем лице. Понятно, когда «ты стонешь» или «вы стонете» (в лице втором). А что делаю я, если мне вдруг приходится стонать? Оказывается, я стону или стонаю.
О. — Именно так: стону или стонаю. При этом форма стонаю признана устарелой, так что словари предлагают нас остановиться на том, что «я стону».
М. — Трудности возникают не только с формой 1 лица единственного числа настоящего времени, но и с некоторыми другими – например, с повелительным наклонением. Мы можем приказать или разрешить кому-то: «Стони». А можем сказать – стонай.
О. — Запомните только, что и стонай — форма устарелая. Такая же история с деепричастием: стоня и стоная (то есть стоня определенно лучше, чем стоная).
М. — Не знаю, как вам, а мне эти формы глагола стонать — стону, стони, стоня – кажутся какими-то странноватыми… И это не случайно. Дело вот в чем: теоретически они существуют и даже время от времени употребляются, но некоторые словари рядом с ними ставят помету «употребляется несвободно».
О. — Это означает, что говорящий, столкнувшись с необходимостью использовать эту форму, скорее всего, предпочтет заменить ее каким-то другим оборотом. Или вообще заменит слово – только чтобы не говорить я стону…
М. — Кстати, кроме слова стонать, есть в русском языке и еще одно, очень похожее: стенать. Но вот оно точно устарелое. Вместе со всеми своими формами – стенаю, стенай, стенающий, стеная – оно широко употреблялось в русском литературном языке 19 века, а сейчас – увы. Говорим вам об этом прямо, без экивоков!
(ЗА ПИВОМ ЗА ПИВОМ…)
(МУЗЫКА)
О. — Урок в пятом классе. Учительница заканчивает объяснять новый материал, дело идет к проверке домашнего задания. Несколько мальчишек ждут этого с ужасом: вчера они все вместе ходили на день рождения к другу, и уроки сделать не успели. Один из них предлагал подойти к учительнице до звонка и предупредить ее, но остальные только отмахнулись: проскочим как-нибудь…
М. — Ну и, конечно, как это всегда бывает в таких случаях, выбор учительницы пал как раз на того, кто уроков не делал. Мальчишка и тут не признался, попробовал отвечать, но учительницу ведь не проведешь.
О. — «Ты не сделал задание?» – спросила она.
М. — «Я, это, у меня вчера живот, Марьвасильна…».
О. — «Эх, — вздохнула она, — сказал бы прямо, без экивоков: не подготовился. А теперь, извини, двойка. Садись».
О. — На перемене вся компания утешает невезучего приятеля. А он, вспоминая слова учительницы, тоскливо говорит им: «Надо было и правда… как там Марьвасильна сказала. без этих, как их, экивок. Или экивоков? Кстати, что это такое: ЭКИ-ВОКИ? Кивок – понятно, это когда кивают кому-то. А вот «экивоки»…».
М. — Сразу скажем: «экивок» не имеет никакого отношения к «кивку» и «кивкам». Никто в данном случае никому не кивает. «Экивок» — это увертка, двусмысленность, намек, какое-нибудь замысловатое ухищрение. «Говори без экивоков» — то есть говори прямо, без обиняков, без намеков.
О. — «Ну что это за экивоки!» — то есть что за намеки, что за увертки! Не случайно во всех этих примерах – именно «экивоки», а не один «экивок»: в единственном числе слово употребляется крайне редко. Тем не менее, полезно знать, что «экивок» — существительное мужского рода, и теоретически единственное число у него есть.
М. — Кроме того, судя по Толковому словарю Д.Ушакова, «экивоки» когда-то писались не только через Э оборотное, но и через Е – то есть «екивоки». Взять хотя бы Гоголя, пример из которого приводит словарь: «Заламливая такие аллегории и екивоки, что, кажись, век бы не добился толку…».
О. — Ну и напоследок самое интересное: откуда такое любопытное слово, «экивоки». Э оборотное однозначно указывает на иностранное происхождение, да так оно и есть. В русский язык «экивок» пришел через французский из латыни: aequivocus (эквивокус) – что значит буквально «равно поименованный».
(МУЗЫКА)
М. – Но теперь-то, несмотря на происхождение, это наше слово! Так же, как все слова, о которых мы говорим с вами в этой программе.
О. – Мы – это Марина Королёва, Ольга Северская и звукорежиссер….. А программа – «Говорим по-русски». ДО встречи!
(КОНЦОВКА)

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Составить краткие тезисы лекции «Синтаксические нормы и культура речи».

Задание 2. Подобрать свой иллюстративный материал ко всем пунктам тезисов.

ТЕСТЫ по темам «Синтаксические нормы», «Орфографические нормы», «Пунктуационные нормы»

  1. Не относится к синтаксическим нормам:

a) нарушение порядка слов;

b) неправильное употребление деепричастных оборотов;

c) неправильное согласование;

d) неправильное падежное окончание.

  1. Неправильно построено словосочетание

a) благодаря поддержки спонсоров

b) ввиду поддержки спонсоров

c) различать добро и зло

d) удивляться отзывчивости

  1. Форма глагола-сказуемого употреблена неправильно в предложении:

a) НХЛ заявила, что российских хоккеистов в этом сезоне покупать не будет.

b) МИД прислал ноту протеста.

c) ООН признала незаконность такого решения.

d) ЗАГС находилась в старом здании.

  1. Неправильно построено словосочетание

a) полное фиаско

c) бесспорное алиби

d) точное пенальти

  1. Правильно построено предложение:

a) Проведя раскопки на многих островах Океании, исследователи выяснили неизвестные ранее факты.

b) Автор наделся опубликовать и ознакомить с поэмой читающую аудиторию.

c) Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи.

d) Жюри было строгой, но справедливой.

  1. Допущена ошибка в слове
  1. Нет ошибки в слове
  1. Две буквы НН пишется

a) коше_ая трава

b) здания выкупле_ы фирмой

c) лома_ая линия

d) накрахмале_ая скатерть

  1. Одна буква Н пишется

a) запута_ое дело

b) жема_ые манеры

c) масле_ые блинчики

d) маши_ое отделение

  1. Одна и та же буква пишется во всех словах в ряду

a) тр_петать, соч_тание

b) забл_стеть, опт_мист

c) отр_стить, уг_релый

d) выпл_вка, переск_чить

  1. Пишется буква А(Я)

a) От добра добра не ищ_ т.

b) Волны плещ_тся у берега.

c) Равняясь, стро_тся ряды.

d) В сумерках ре_т снежинки.

  1. Пишется буква У(Ю)

a) Зрители смотр_т фильм с интересом.

b) Круж_т коршуны над головой.

c) А во ржи тропинки стел_тся

d) Руки крепко держ_тся за железный кран.

  1. Буква О пишется во всех словах, представленных в ряду

a) опроб_вать, отрабат_вать

b) завид_вать, откид_вать

c) утрамб_вать, след_вать

d) приветствов_ть, засчит_вать

  1. Буква Е пишется во всех словах, представленных в ряду

a) о будущ_м времен_, на ветк_ сирен_

b) о дальнейш_м путшестви_, в добрейш_й улыбк_

c) о завтрашн_й встреч_, о вечерн_м зарев_

d) о минувш_м путешестви_, на зеленеющ_й лужайк_

  1. Частица НЕ пишется слитно

a) Видна еще (не)оттаявшая земля.

b) (Не)горазд ты на выдумки.

c) Никуда не входи, (не)обдумав, как выйдешь.

d) (Не)смотря на дождь, мы отправились в поход.

  1. Частица НЕ пишется раздельно

a) Рядом журчал (не)высыхающий даже в жару ручей.

b) Старику (не)здоровилось с утра.

c) Второпях приняли совершенно (не)продуманное решение.

d) Какая (не)истощимая творческая сила таится в человеке.

  1. Через дефис пишутся все слова, представленные в ряду

a) (пол)дома, микро(мир)

b) стоп(кран), (авиа)конструктор

c) юго(восточный), (серебристо)сизый

d) вольт(метр), (инфра)тепловой

  1. Правильное написание прописной и строчной букв представлено в наименовании

a) Нобелевская премия

b) Орден Святого Андрея Первозванного

d) Ахиллесова пята

  1. Двоеточие на месте скобок следует поставить в предложении:

a) В вестибюле, в коридоре, в кабинетах () всюду толпились люди.

b) По-видимому () вечером ветер утихнет.

c) На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум () со станции шел курьерский поезд.

d) Снег был глубокий, но твердый ()лыжи не проваливались.

  1. Тире на месте скобок следует поставить в предложении:

a) Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой () живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо.

b) Он () порча, он () чума, он () язва здешних мест.

c) Многие стихийные бедствия испытали на себе люди () пожары, наводнения, засуху, но это не сломило волю человека к борьбе с природой.

d) Всю дорогу до хутора молчали () говорить мешала тряская езда.

  1. Тире на месте скобок не ставится в предложении:

a) Длина комнаты () одиннадцать метров.

b) Ласковое слово () что весенний день.

c) Прилет грачей () признак начала весны.

d) Айсберг () это плавучая ледяная гора.

  1. На месте скобок запятая не ставится:

a) Ветер дул навстречу () как будто силясь остановить молодую преступницу.

b) Электрический ток – это не что иное () как движение электрических зарядов.

c) Только что чайник повесили над огнем () как вдруг один камень накалился и лопнул.

d) Погода стояла ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил () как из ведра.

  1. На месте скобок нужна запятая:

a) Я () или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

b) В такую бурю волк не рыщет () и медведь не вылезает из берлоги.

c) Мечик почувствовал, что () если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики.

d) Когда началась гроза, игра прекратилась () и дети бросились бежать домой.

  1. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

a) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака.

b) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.

c) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны.

d) Наша задача завтра – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии.

  1. Ошибка в оформлении прямой речи допущена в предложении:

a) «Разрешите обратиться», — сказал Ваня, стараясь как можно больше походить на солдата.

b) «Ну полно, полно! – сказал Печорин, — обняв его по-дружески. – Неужели не тот же?»

c) «Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк».

d) «Мы решили: продолжал заседатель, — с вашего дозволения остаться здесь ночевать».

Темы 6. Коммуникативные качества речи

Одно из значений слова коммуникация– «сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц; общение». Поскольку в акте общения принимают участие адресант (созда­тель информации) и адресат / адресаты (воспринимающие ин­формацию), то важно определить, какими коммуникативными качествами должна обладать речь говорящего, чтобы адресат правильно декодировал ее, адекватно воспринимал и был за­интересован в получении информации.

К коммуникативным качествам речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной си­туации и в соответствии с поставленными целями и задачами, относятся:

Логичность речи предполагает умение последовательно, аргументировано, непротиворечиво излагать выражаемое содержание. Каковы же причины нарушения логичности речи? К ним относятся:

§ нарушение порядка слов;

§ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности;

§ сопоставление логически неоднородных понятий;

§ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия.

Точность определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета разговора и законов русского языка. Какие же причины делают речь неточной? Назовем наиболее распространенные:

§ употребление слова в несвойственном ему значении;

§ неустраненная контекстом многозначность или омонимия, порождающая двусмысленность;

§ нарушение лексической сочетаемости;

§ речевая избыточность (плеоназм, тавтология) или речевая недостаточность.

Вот какие примеры смешения паронимов приводил А. М. Горький: «Прозаик пишет: он щелкнул щиколоткойкалитки вместо щеколдой. Когда Б. Пильняк пишет, что «дочь за три года возрастом догнала мать», нужно убедить Пильняка, что возраст и ростне одно и то же».

Чтобы речь была точной, необходимо, прежде всего, хорошо знать то, о чем хочешь сказать. Если говорящий плохо знает предмет разговора, то он может ошибаться, путать факты, искажать события, нарушать логику повествования.

Есть и другая причина, которая также делает речь неточной. Это – плохое и недостаточное знание русского языка, его особенностей.

Все, что нас окружает, что познано или изобретено, все, о чем хотят спросить или рассказать, имеет название. Поэтому, чем больше человек знает слов, чем богаче его язык, тем точнее он выражает свои мысли.

Иногда неправильное использование слова, приводящее к неточности речи, получает распространение, часто повторяется, встречается в речи выступающих по радио, телевидению. Например, среди географической терминоло­гии есть слово эпицентр. Оно образовано от греч. epi в значении «над», «сверх» + центр. Его значение — «область на поверхности Земли, расположенная непосредственно над очагом, или гипоцентром, землетрясения». Следова­тельно, эпицентр соотносится, зависит от гипоцентра. Слово гипоцентр образовано от греч. hipo в значении «внизу», «снизу», «под» + центр и означает «очаг земле­трясения в глубине земной коры, где произошли переме­щения и откуда исходят подземные толчки». Так правиль­но ли говорить: «эпицентр событий находился . », «в эпи­центре событий», «в эпицентре пожара»? События, стихийное бедствие, восстания имеют центр, а не эпицентр.

Точность речи требует внимательного отношения к омонимам, паронимам (подробнее см. стр. 45-46).

Огромный словарный запас русского языка, с точки зрения сферы употребления, делится на две большие группы – лексику неограниченного употребления(общеупотребительные слова, понятные всем носителям данного языка во всех случаях: хлеб, семья, город, сад, солнце, луна, стол и т. п.) и лексику ограниченного употребления(слова, употребляемые в определенной сфере — профессиональной, территориальной, социальной, поэтому понятные ограниченному кругу носителей языка: профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины).

Чтобы речь была понятной, необходимо ограничить употребление слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной значимости.

Что же представляют собой слова ограниченной сферы употребления? Кратко охарактеризуем их.

Профессионализмы – слова и выражения, используемые людьми одной профессии (журналисты, шахтеры, военные, строители и др.). Они в большинстве случаев не относятся к официальным, узаконенным наименованиям. Для них характерна большая детализация в обозначении специальных понятий, орудий труда, производственных процессов, материала.

Так, в речи плотников и столяров рубанок, инструмент для строгания досок, имеет разновидности: фуганок, горбач, шерхебель, медведка, дорожник, стружок, наструг, шпунтубель, калёвка, занзубель.

Диалектная лексика – слова, ограниченные в территориальном отношении, понятные лишь жителям данной местности, хутора, деревни, станицы, села (подробнее см. стр. 9).

Например: биспой — «седой, серебристый» (в говорах Архангельской об­ласти); зобать — «есть» (в рязанских говорах); жварить — «сильно бить, колотить» (в калужском говоре).

Жаргонизмы – слова и выражения, принадлежащие какому-либо жаргону (подробнее см. стр. 10).

Термины – это слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. д.

Лексика ограниченной сферы употребления требует вдумчивого с ней обращения. Не обязательно полностью исключать ее из своей речи. Если приходится общаться в узкопрофессиональной среде, то можно свободно использовать в речи принятые там специальные слова и профессионализмы. Но если нет уверенности, что все слушатели знакомы со специальной лексикой, терминами, то следует объяснить каждое необщеупотребительное слово.

Английский просветитель, крупнейший философ-материалист Джон Локк считал, что тот, кто употребляет слова без ясного и неизменного смысла, тот вводит себя и других в заблуждение. А тот, кто делает это умышленно, является врагом истины и познания.

Богатство речи свидетельствует об эрудиции говорящего, его высоком интеллекте. Богатство индивидуального языка дает возможность разнообразить речь, придать ей точность и четкость, позволяет избежать повторов как лексических, так и синтаксических.

Богатство любого языка заключается в богатстве словаря. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека не превышает 7-8 тысяч разных слов, по подсчетам других, он достигает 11-13 тысяч слов. Людям лингвоинтенсивных профессий, например, преподавателям, политикам, юристам, врачам, менеджерам, необходимо иметь как можно больший запас слов и постоянно заботиться о его пополнении.

Богатейшим источником пополнения индивидуального словарного запаса является синонимия.Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они, различаясь оттенками значений или стилистической окраской, позволяют с предельной точностью сформулировать мысль, придать речи разговорный или книжный характер, выразить положительную или отрицательную экспрессию. Например, слово смелый имеет следующие синонимы: храбрый, мужественный, отважный, дерзкий, безбоязненный, бесстрашный, неустрашимый, доблестный, героический; геройский (разг.); дерзновенный, бестрепетный (высок.); дерзостный (уст. высок.); решительный (в принятии решения); не робкого (или не трусливого) десятка, о двух головах.

Чистота речи предполагает прежде всего отсутствие в ней тех языковых элементов, которые находятся за пределами литературного языка. Данное коммуникативное качество речи ограничивает употребление тех иноязычных слов, значение которых многим непонятно. Кроме того, оно налагает запрет на употребление жаргонных, просторечных и диалектных слов, а также тех слов и выражений, которые отвергаются понятиями нравственности.

Чистота речи отвергает употребление слов-сорняков, слов-паразитов. В языке все эти слова имеют определенное значение. Засоряющими речь они становятся из-за частого, неуместного их употребления, когда почти в каждой фразе говорящего слышим значит, понимаете, так сказать, вот, собственно говоря, видите ли, да, так и др. Слова-«сорняки» не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они не только засоряют речь, но и затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, раздражают их.

Нарушают чистоту речи также речевые штампы и канцеляризмы.

Речевые штампы– слова и обороты, которые из-за частой употребительности превратились в ходовую и надоевшую стандартную языковую единицу.

Канцеляризмы – характерные для распространенных деловых документов слова и обороты за пределами официально-делового стиля.

Выразительность речи– это коммуникативное качество, которое предполагает образность, эмоциональность высказывания. Выразительность речи зависит от многих условий: от собственно лингвистических до экстралингвистических. К лингвистическим средствам выразительности относятся тропы (сравнение, метафора, метонимия, гипербола и др.), стилистические фигуры(антитеза, инверсия, повтор и др.), фонетическое благозвучие, разнообразие грамматических форм, пословицы, поговорки, фразеологизмы и крылатые слова. К экстралингвистическим средствам выразительности относятся мимика, жесты и пантомима. Они служат для уточнения мысли, оживления речи.

Конечно, все элементы, перечисленные нами, не исчерпывают всего многообразия выразительных средств русской речи. Прибегая к ним, не следует забывать, что все эти «цветы красноречия», как называл их видный мастер русского судебного красноречия П. С. Пороховщиков (П. Сергеич), хороши только в том случае, когда кажутся неожиданными для слушателя. Их нельзя, да и не нужно заучивать, их можно только впитать в себя вместе с народной речью, развивая и совершенствуя речевую культуру, речевой вкус и чутье.

Уместность речи – обязательное коммуникативное качество хорошей речи, которое предполагает не только лингвистическое чутье – умение подбирать правильные слова, интонацию, даже тему разговора, но и внутренний такт, то есть уместность речи – это не только понятие культуры речи, но и культуры поведения.

Различают 3 вида уместности речи: стилевую, ситуативно-контекстуальную, личностно-психологическую.

Стилевая уместность учитывает тот факт, что каждый функциональный стиль имеет свои языковые средства, которые неуместны в другом стиле. Так, слова, употребительные в официально-деловом стиле, неуместны в разговорном стиле.

Ситуативно-контекстуальная уместность диктует употребление языкового материала в зависимости от ситуации общения, с учетом возраста адресата речи, интересов, уровня подготовки и т.д. Лекции на одну тему для разной возрастной категории, конечно же, должны различаться между собой.

Личностно-психологическая уместность предполагает внутреннюю вежливость, тактичность, умение учесть индивидуально-психологические особенности собеседника.

Итак, правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова.

Использованная литература

Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 71 – 81).

ВОПРОСЫ для самопроверки.

? Можно ли ставить знак равенства между речью правильной и речью хорошей?

? Что может быть причиной нарушения логичности речи?

? Что понимается под точностью речи?

? Что является свидетельством богатства речи?

? Какие элементы нарушают чистоту речи?

? Что понимается под выразительностью речи?

? Уместность речи – это категория чисто языковая?

источники:

http://echo.msk.ru/programs/rusalmanach/586534-echo/

http://megalektsii.ru/s115t5.html

Детский сад был открыт в запланированные сроки благодаря поддержки спонсоров

Предложение с ошибкой: Детский сад был открыт в запланированные сроки благодаря поддержки спонсоров.

Задание входит в состав ЕГЭ по русскому языку для 11 класса под номером 7 (Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления).

Разберемся, какая ошибка допущена в предложении и как ее исправить.

Детский сад был открыт в запланированные сроки благодаря поддержки спонсоров.

В предложении есть существительное «поддержка» с производным предлогом «благодаря», которое стоит в родительном падеже (чего? поддержки). А оно должно быть в дательном падеже (благодаря чему? поддержке).

Детский сад был открыт в запланированные сроки благодаря поддержке спонсоров.

Поделитесь статьей с одноклассниками «Детский сад был открыт в запланированные сроки благодаря поддержки спонсоров – где ошибка».

Неправильно построено словосочетание благодаря поддержки спонсоров

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1) В газете «Аргументы и факты» опубликовали интервью с известным русским художником И. Глазуновым.
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 2) Собирая в лесу грибы, грибница не должна быть повреждена.
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) Попав в городской архив, мы искали всё, что приблизило бы нас к разгадке.
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4) В своих дневниках автор детально описывает путешествие на Кавказ.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) Детский сад был открыт в запланированные сроки благодаря поддержки спонсоров.
6) Если каждый из 10 миллионов туристов будут совершать покупки, экономика Андорры продолжит процветать.
7) А. Ахматова так и не дожила до отмены постановлений о журналах «Звезде» и «Ленинграде».
8) Чаще питались растениями и существовавшие в древности мамонты.
9) Не торопясь и не перебивая, учитель выслушал меня, удивлённо смотрел и вдруг захохотал.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

В предложении 2 ошибка в употреблении деепричастного оборота вызвана тем, что он ошибочно присоединен к сказуемому «не должна быть повреждена».

В предложении 5 производный предлог «благодаря» требует при себе имени существительного в дательном падеже (благодаря поддержкЕ).

В предложении 6 подлежащее «каждый» требует при себе сказуемого в форме единственного числа.

В предложении 7 название журнала имя собственное ставится в именительный падеж, если оно является приложением, то есть вторым названием. Первое название «журнал».

В предложении 9 глаголы-сказуемые стоят в разных видовых формах: выслушал-захохотал — совершенный вид; смотрел — несовершенный вид.

Ответ: 27659
2 1 7 2 4 0 3

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Составить краткие тезисы лекции «Синтаксические нормы и культура речи».

Задание 2. Подобрать свой иллюстративный материал ко всем пунктам тезисов.

ТЕСТЫ по темам «Синтаксические нормы», «Орфографические нормы», «Пунктуационные нормы»

  1. Не относится к синтаксическим нормам:

a) нарушение порядка слов;

b) неправильное употребление деепричастных оборотов;

c) неправильное согласование;

d) неправильное падежное окончание.

  1. Неправильно построено словосочетание

a) благодаря поддержки спонсоров

b) ввиду поддержки спонсоров

c) различать добро и зло

d) удивляться отзывчивости

  1. Форма глагола-сказуемого употреблена неправильно в предложении:

a) НХЛ заявила, что российских хоккеистов в этом сезоне покупать не будет.

b) МИД прислал ноту протеста.

c) ООН признала незаконность такого решения.

d) ЗАГС находилась в старом здании.

  1. Неправильно построено словосочетание

a) полное фиаско

c) бесспорное алиби

d) точное пенальти

  1. Правильно построено предложение:

a) Проведя раскопки на многих островах Океании, исследователи выяснили неизвестные ранее факты.

b) Автор наделся опубликовать и ознакомить с поэмой читающую аудиторию.

c) Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи.

d) Жюри было строгой, но справедливой.

  1. Допущена ошибка в слове
  1. Нет ошибки в слове
  1. Две буквы НН пишется

a) коше_ая трава

b) здания выкупле_ы фирмой

c) лома_ая линия

d) накрахмале_ая скатерть

  1. Одна буква Н пишется

a) запута_ое дело

b) жема_ые манеры

c) масле_ые блинчики

d) маши_ое отделение

  1. Одна и та же буква пишется во всех словах в ряду

a) тр_петать, соч_тание

b) забл_стеть, опт_мист

c) отр_стить, уг_релый

d) выпл_вка, переск_чить

  1. Пишется буква А(Я)

a) От добра добра не ищ_ т.

b) Волны плещ_тся у берега.

c) Равняясь, стро_тся ряды.

d) В сумерках ре_т снежинки.

  1. Пишется буква У(Ю)

a) Зрители смотр_т фильм с интересом.

b) Круж_т коршуны над головой.

c) А во ржи тропинки стел_тся

d) Руки крепко держ_тся за железный кран.

  1. Буква О пишется во всех словах, представленных в ряду

a) опроб_вать, отрабат_вать

b) завид_вать, откид_вать

c) утрамб_вать, след_вать

d) приветствов_ть, засчит_вать

  1. Буква Е пишется во всех словах, представленных в ряду

a) о будущ_м времен_, на ветк_ сирен_

b) о дальнейш_м путшестви_, в добрейш_й улыбк_

c) о завтрашн_й встреч_, о вечерн_м зарев_

d) о минувш_м путешестви_, на зеленеющ_й лужайк_

  1. Частица НЕ пишется слитно

a) Видна еще (не)оттаявшая земля.

b) (Не)горазд ты на выдумки.

c) Никуда не входи, (не)обдумав, как выйдешь.

d) (Не)смотря на дождь, мы отправились в поход.

  1. Частица НЕ пишется раздельно

a) Рядом журчал (не)высыхающий даже в жару ручей.

b) Старику (не)здоровилось с утра.

c) Второпях приняли совершенно (не)продуманное решение.

d) Какая (не)истощимая творческая сила таится в человеке.

  1. Через дефис пишутся все слова, представленные в ряду

a) (пол)дома, микро(мир)

b) стоп(кран), (авиа)конструктор

c) юго(восточный), (серебристо)сизый

d) вольт(метр), (инфра)тепловой

  1. Правильное написание прописной и строчной букв представлено в наименовании

a) Нобелевская премия

b) Орден Святого Андрея Первозванного

d) Ахиллесова пята

  1. Двоеточие на месте скобок следует поставить в предложении:

a) В вестибюле, в коридоре, в кабинетах () всюду толпились люди.

b) По-видимому () вечером ветер утихнет.

c) На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум () со станции шел курьерский поезд.

d) Снег был глубокий, но твердый ()лыжи не проваливались.

  1. Тире на месте скобок следует поставить в предложении:

a) Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой () живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо.

b) Он () порча, он () чума, он () язва здешних мест.

c) Многие стихийные бедствия испытали на себе люди () пожары, наводнения, засуху, но это не сломило волю человека к борьбе с природой.

d) Всю дорогу до хутора молчали () говорить мешала тряская езда.

  1. Тире на месте скобок не ставится в предложении:

a) Длина комнаты () одиннадцать метров.

b) Ласковое слово () что весенний день.

c) Прилет грачей () признак начала весны.

d) Айсберг () это плавучая ледяная гора.

  1. На месте скобок запятая не ставится:

a) Ветер дул навстречу () как будто силясь остановить молодую преступницу.

b) Электрический ток – это не что иное () как движение электрических зарядов.

c) Только что чайник повесили над огнем () как вдруг один камень накалился и лопнул.

d) Погода стояла ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил () как из ведра.

  1. На месте скобок нужна запятая:

a) Я () или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

b) В такую бурю волк не рыщет () и медведь не вылезает из берлоги.

c) Мечик почувствовал, что () если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики.

d) Когда началась гроза, игра прекратилась () и дети бросились бежать домой.

  1. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

a) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака.

b) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.

c) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны.

d) Наша задача завтра – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии.

  1. Ошибка в оформлении прямой речи допущена в предложении:

a) «Разрешите обратиться», — сказал Ваня, стараясь как можно больше походить на солдата.

b) «Ну полно, полно! – сказал Печорин, — обняв его по-дружески. – Неужели не тот же?»

c) «Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк».

d) «Мы решили: продолжал заседатель, — с вашего дозволения остаться здесь ночевать».

Темы 6. Коммуникативные качества речи

Одно из значений слова коммуникация– «сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц; общение». Поскольку в акте общения принимают участие адресант (созда­тель информации) и адресат / адресаты (воспринимающие ин­формацию), то важно определить, какими коммуникативными качествами должна обладать речь говорящего, чтобы адресат правильно декодировал ее, адекватно воспринимал и был за­интересован в получении информации.

К коммуникативным качествам речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной си­туации и в соответствии с поставленными целями и задачами, относятся:

Логичность речи предполагает умение последовательно, аргументировано, непротиворечиво излагать выражаемое содержание. Каковы же причины нарушения логичности речи? К ним относятся:

§ нарушение порядка слов;

§ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности;

§ сопоставление логически неоднородных понятий;

§ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия.

Точность определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета разговора и законов русского языка. Какие же причины делают речь неточной? Назовем наиболее распространенные:

§ употребление слова в несвойственном ему значении;

§ неустраненная контекстом многозначность или омонимия, порождающая двусмысленность;

§ нарушение лексической сочетаемости;

§ речевая избыточность (плеоназм, тавтология) или речевая недостаточность.

Вот какие примеры смешения паронимов приводил А. М. Горький: «Прозаик пишет: он щелкнул щиколоткойкалитки вместо щеколдой. Когда Б. Пильняк пишет, что «дочь за три года возрастом догнала мать», нужно убедить Пильняка, что возраст и ростне одно и то же».

Чтобы речь была точной, необходимо, прежде всего, хорошо знать то, о чем хочешь сказать. Если говорящий плохо знает предмет разговора, то он может ошибаться, путать факты, искажать события, нарушать логику повествования.

Есть и другая причина, которая также делает речь неточной. Это – плохое и недостаточное знание русского языка, его особенностей.

Все, что нас окружает, что познано или изобретено, все, о чем хотят спросить или рассказать, имеет название. Поэтому, чем больше человек знает слов, чем богаче его язык, тем точнее он выражает свои мысли.

Иногда неправильное использование слова, приводящее к неточности речи, получает распространение, часто повторяется, встречается в речи выступающих по радио, телевидению. Например, среди географической терминоло­гии есть слово эпицентр. Оно образовано от греч. epi в значении «над», «сверх» + центр. Его значение — «область на поверхности Земли, расположенная непосредственно над очагом, или гипоцентром, землетрясения». Следова­тельно, эпицентр соотносится, зависит от гипоцентра. Слово гипоцентр образовано от греч. hipo в значении «внизу», «снизу», «под» + центр и означает «очаг земле­трясения в глубине земной коры, где произошли переме­щения и откуда исходят подземные толчки». Так правиль­но ли говорить: «эпицентр событий находился . », «в эпи­центре событий», «в эпицентре пожара»? События, стихийное бедствие, восстания имеют центр, а не эпицентр.

Точность речи требует внимательного отношения к омонимам, паронимам (подробнее см. стр. 45-46).

Огромный словарный запас русского языка, с точки зрения сферы употребления, делится на две большие группы – лексику неограниченного употребления(общеупотребительные слова, понятные всем носителям данного языка во всех случаях: хлеб, семья, город, сад, солнце, луна, стол и т. п.) и лексику ограниченного употребления(слова, употребляемые в определенной сфере — профессиональной, территориальной, социальной, поэтому понятные ограниченному кругу носителей языка: профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины).

Чтобы речь была понятной, необходимо ограничить употребление слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной значимости.

Что же представляют собой слова ограниченной сферы употребления? Кратко охарактеризуем их.

Профессионализмы – слова и выражения, используемые людьми одной профессии (журналисты, шахтеры, военные, строители и др.). Они в большинстве случаев не относятся к официальным, узаконенным наименованиям. Для них характерна большая детализация в обозначении специальных понятий, орудий труда, производственных процессов, материала.

Так, в речи плотников и столяров рубанок, инструмент для строгания досок, имеет разновидности: фуганок, горбач, шерхебель, медведка, дорожник, стружок, наструг, шпунтубель, калёвка, занзубель.

Диалектная лексика – слова, ограниченные в территориальном отношении, понятные лишь жителям данной местности, хутора, деревни, станицы, села (подробнее см. стр. 9).

Например: биспой — «седой, серебристый» (в говорах Архангельской об­ласти); зобать — «есть» (в рязанских говорах); жварить — «сильно бить, колотить» (в калужском говоре).

Жаргонизмы – слова и выражения, принадлежащие какому-либо жаргону (подробнее см. стр. 10).

Термины – это слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. д.

Лексика ограниченной сферы употребления требует вдумчивого с ней обращения. Не обязательно полностью исключать ее из своей речи. Если приходится общаться в узкопрофессиональной среде, то можно свободно использовать в речи принятые там специальные слова и профессионализмы. Но если нет уверенности, что все слушатели знакомы со специальной лексикой, терминами, то следует объяснить каждое необщеупотребительное слово.

Английский просветитель, крупнейший философ-материалист Джон Локк считал, что тот, кто употребляет слова без ясного и неизменного смысла, тот вводит себя и других в заблуждение. А тот, кто делает это умышленно, является врагом истины и познания.

Богатство речи свидетельствует об эрудиции говорящего, его высоком интеллекте. Богатство индивидуального языка дает возможность разнообразить речь, придать ей точность и четкость, позволяет избежать повторов как лексических, так и синтаксических.

Богатство любого языка заключается в богатстве словаря. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека не превышает 7-8 тысяч разных слов, по подсчетам других, он достигает 11-13 тысяч слов. Людям лингвоинтенсивных профессий, например, преподавателям, политикам, юристам, врачам, менеджерам, необходимо иметь как можно больший запас слов и постоянно заботиться о его пополнении.

Богатейшим источником пополнения индивидуального словарного запаса является синонимия.Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они, различаясь оттенками значений или стилистической окраской, позволяют с предельной точностью сформулировать мысль, придать речи разговорный или книжный характер, выразить положительную или отрицательную экспрессию. Например, слово смелый имеет следующие синонимы: храбрый, мужественный, отважный, дерзкий, безбоязненный, бесстрашный, неустрашимый, доблестный, героический; геройский (разг.); дерзновенный, бестрепетный (высок.); дерзостный (уст. высок.); решительный (в принятии решения); не робкого (или не трусливого) десятка, о двух головах.

Чистота речи предполагает прежде всего отсутствие в ней тех языковых элементов, которые находятся за пределами литературного языка. Данное коммуникативное качество речи ограничивает употребление тех иноязычных слов, значение которых многим непонятно. Кроме того, оно налагает запрет на употребление жаргонных, просторечных и диалектных слов, а также тех слов и выражений, которые отвергаются понятиями нравственности.

Чистота речи отвергает употребление слов-сорняков, слов-паразитов. В языке все эти слова имеют определенное значение. Засоряющими речь они становятся из-за частого, неуместного их употребления, когда почти в каждой фразе говорящего слышим значит, понимаете, так сказать, вот, собственно говоря, видите ли, да, так и др. Слова-«сорняки» не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они не только засоряют речь, но и затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, раздражают их.

Нарушают чистоту речи также речевые штампы и канцеляризмы.

Речевые штампы– слова и обороты, которые из-за частой употребительности превратились в ходовую и надоевшую стандартную языковую единицу.

Канцеляризмы – характерные для распространенных деловых документов слова и обороты за пределами официально-делового стиля.

Выразительность речи– это коммуникативное качество, которое предполагает образность, эмоциональность высказывания. Выразительность речи зависит от многих условий: от собственно лингвистических до экстралингвистических. К лингвистическим средствам выразительности относятся тропы (сравнение, метафора, метонимия, гипербола и др.), стилистические фигуры(антитеза, инверсия, повтор и др.), фонетическое благозвучие, разнообразие грамматических форм, пословицы, поговорки, фразеологизмы и крылатые слова. К экстралингвистическим средствам выразительности относятся мимика, жесты и пантомима. Они служат для уточнения мысли, оживления речи.

Конечно, все элементы, перечисленные нами, не исчерпывают всего многообразия выразительных средств русской речи. Прибегая к ним, не следует забывать, что все эти «цветы красноречия», как называл их видный мастер русского судебного красноречия П. С. Пороховщиков (П. Сергеич), хороши только в том случае, когда кажутся неожиданными для слушателя. Их нельзя, да и не нужно заучивать, их можно только впитать в себя вместе с народной речью, развивая и совершенствуя речевую культуру, речевой вкус и чутье.

Уместность речи – обязательное коммуникативное качество хорошей речи, которое предполагает не только лингвистическое чутье – умение подбирать правильные слова, интонацию, даже тему разговора, но и внутренний такт, то есть уместность речи – это не только понятие культуры речи, но и культуры поведения.

Различают 3 вида уместности речи: стилевую, ситуативно-контекстуальную, личностно-психологическую.

Стилевая уместность учитывает тот факт, что каждый функциональный стиль имеет свои языковые средства, которые неуместны в другом стиле. Так, слова, употребительные в официально-деловом стиле, неуместны в разговорном стиле.

Ситуативно-контекстуальная уместность диктует употребление языкового материала в зависимости от ситуации общения, с учетом возраста адресата речи, интересов, уровня подготовки и т.д. Лекции на одну тему для разной возрастной категории, конечно же, должны различаться между собой.

Личностно-психологическая уместность предполагает внутреннюю вежливость, тактичность, умение учесть индивидуально-психологические особенности собеседника.

Итак, правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова.

Использованная литература

Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 71 – 81).

ВОПРОСЫ для самопроверки.

? Можно ли ставить знак равенства между речью правильной и речью хорошей?

? Что может быть причиной нарушения логичности речи?

? Что понимается под точностью речи?

? Что является свидетельством богатства речи?

? Какие элементы нарушают чистоту речи?

? Что понимается под выразительностью речи?

? Уместность речи – это категория чисто языковая?

источники:

http://neznaika.info/q/6318

http://megalektsii.ru/s115t5.html

    1. Морфологические нормы

  1. Слова, имеющие
    смысловое различие, представлены в
    паре

лангуст — лангуста

эполет — эполета

    • гранат — граната

шлиц — шлица

  1. Не являются разными
    по значению слова

карьер – карьера

барк – барка

    • клавиш – клавиша

лавр – лавра

  1. Неправильной
    является форма именительного падежа
    множественного числа существительного

диспетчеры

    • катеры

ректоры

офицеры

  1. Неправильной
    является форма именительного падежа
    множественного числа существительного

конструктора

профессора

повара

    • шофера

  1. Неверная форма
    единственного числа представлена в
    ряду

    • тапочки – тапочек

сапожки – сапожок

туфли – туфля

сандалеты – сандалета

  1. Существительным
    мужского рода является

    • аэрозоль

мозоль

тушь

вуаль

  1. Род определен
    верно в слове

    • авеню – существительное женского рода

жюри – существительное мужского рода

кофе – существительное среднего рода

атташе – существительное женского рода

  1. Правильные формы
    именительного падежа множественного
    числа обоих существительных представлены
    в ряду

    • шофёры – офицеры

директоры – вечера

профессора – ректора

тополя — черепы

  1. Неправильно
    образована форма родительного падежа
    множественного числа у слова

торговцев

страдальцев

    • полотенцев

постояльцев

  1. Ошибка, допущенная
    в предложении «По горной дороге могут
    ездить лишь опытные шофера», связана
    с нарушением … норм.

лексических

орфографических

    • морфологических

словообразовательных

  1. Допущена ошибка
    в выборе формы рода существительного
    в предложении:

После мытья этим шампунем волосы
становятся блестящими.

Врач удалил болезненную мозоль.

Лицо женщины было скрыто густой вуа­лью.

    • Крыша была добротно покрыта толью.

  1. Допущена ошибка
    в употреблении формы числительного в
    предложении:

    • Надо прибавить к полтораста рублям
      еще пятьдесят.

Прошло всего полторы недели.

Не хватает полутора суток для завершения
работы.

Недостает около полутораста книг по
специальности.

  1. Предложение без
    морфологической ошибки:

Наша команда оказалась в более лучшем
положении

Билет с плацкартом на субботний день
достать очень трудно.

В пятьдесятом году я родилась.

    • За роялем нужно ухаживать.

  1. На месте пропуска
    необходимо вставить местоимение
    «каждый» в предложении:

    • Хозяйка приветливо встречает гостей,
      для … находит доброе слово.

И она не забудет. Всех приветит, … доброе
слово найдет. Вот она какая.

Докладчик хорошо подготовился к
выступлению и сумеет ответить на …
вопрос.

Этот малыш собирал … хлам.

    1. Синтаксические нормы

  1. Неправильно
    построено словосочетание

    • благодаря поддержки спонсоров

ввиду поддержки спонсоров

различать добро и зло

удивляться отзывчивости

  1. Форма глагола-сказуемого
    употреблена неправильно в предложении:

НХЛ заявила, что российских хоккеистов
в этом сезоне покупать не будет.

МИД прислал ноту протеста.

ООН признала незаконность такого
решения.

    • ЗАГС находилась в старом здании.

  1. Неправильно
    построено словосочетание

полное фиаско

старое досье

бесспорное алиби

    • точное пенальти

  1. Правильно построено
    предложение:

    • Проведя раскопки на многих островах
      Океании, исследователи выяснили
      неизвестные ранее факты.

Автор наделся опубликовать и ознакомить
с поэмой читающую аудиторию.

Мэрия постановила всех владельцев собак
держать на привязи.

Жюри было строгой, но справедливой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Задание № 6318

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1) В газете «Аргументы и факты» опубликовали интервью с известным русским художником И. Глазуновым.
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 2) Собирая в лесу грибы, грибница не должна быть повреждена.
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) Попав в городской архив, мы искали всё, что приблизило бы нас к разгадке.
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4) В своих дневниках автор детально описывает путешествие на Кавказ.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) Детский сад был открыт в запланированные сроки благодаря поддержки спонсоров.
6) Если каждый из 10 миллионов туристов будут совершать покупки, экономика Андорры продолжит процветать.
7) А. Ахматова так и не дожила до отмены постановлений о журналах «Звезде» и «Ленинграде».
8) Чаще питались растениями и существовавшие в древности мамонты.
9) Не торопясь и не перебивая, учитель выслушал меня, удивлённо смотрел и вдруг захохотал.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Показать ответ

Комментарий:

В предложении 2 ошибка в употреблении деепричастного оборота вызвана тем, что он ошибочно присоединен к сказуемому «не должна быть повреждена».

В предложении 5 производный предлог «благодаря» требует при себе имени существительного в дательном падеже (благодаря поддержкЕ).

В предложении 6 подлежащее «каждый» требует при себе сказуемого в форме единственного числа.

В предложении 7 название журнала имя собственное ставится в именительный падеж, если оно является приложением, то есть вторым названием. Первое название «журнал».

В предложении 9 глаголы-сказуемые стоят в разных видовых формах: выслушал-захохотал — совершенный вид; смотрел — несовершенный вид.


Ответ: 27659

Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Благодаря плохой погоде ошибка
  • Благодаря низкой производительности труда ошибка
  • Благодаря ошибке или благодаря решительным действиям
  • Благодаря обучения какая ошибка
  • Благодаря обилию снега есть ошибка