Благодаря плохой погоде ошибка

Исправьте ошибки в употреблении предложно-падежных форм.

1. Благодаря плохой погоде, он промочил ноги и заболел. 2. Запах травы проникал в комнату вместе с голосами птиц. 3. Жители микрорайона наряду с трамваем пользуются и другими видами транспорта. 4. Качество обслуживания желает лучшего. 5. Проводится рейд по качеству торговли. 6. На совещании доложите о результатах по сое, об итогах по овощам и о ходе выполнения плана по рыбе. 7. Насчет вашей просьбы сообщаю следующее. 8. Про недостатки в организации конференции поговорим в следующий раз.

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Исправьте ошибки в употреблении предложно-падежных форм. 1. Благодаря плохой погоде, он промочил ноги и заболел. 2. Запах травы проникал в …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Главная » ⭐️ Русский язык » Исправьте ошибки в употреблении предложно-падежных форм. 1. Благодаря плохой погоде, он промочил ноги и заболел. 2. Запах травы проникал в комнату вместе с голосами птиц. 3. Жители микрорайона наряду с трамваем пользуются и другими видами транспорта.

Вы наверняка уже знаете, что чтобы объяснить что-либо, используются союзы ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО. До того как мы перейдем к альтернативным способам описания причины, в этой же теме я хотела бы объяснить пунктуацию в случаях использования этих составных союзов, потому что такие вопросы время от времени возникают у студентов. Как видно из предыдущего предложения, наиболее привычная ситуация — когда запятая стоит перед союзом. Но есть также случаи, когда запятая разделяет союз. Посмотрите на два примера.

За границей мы чувствуем себя комфортно, потому что знаем иностранные языки.
За границей мы чувствуем себя комфортно, возможно, потому, что знаем иностранные языки.

Так вот, чаще всего, когда в предложении есть вводное слово (ВОЗМОЖНО, МОЖЕТ БЫТЬ и т.д.), союз разделяется запятой. Вводное слово при этом тоже выделяется — по всем правилам.

В то же время, возможно разделение составного союза и в том случае, если того требует интонация. Допустимо ставить запятую для того, чтобы показать паузу.

Теперь рассмотрим альтернативу союзу ПОТОМУ ЧТО. Это союзы БЛАГОДАРЯ и ИЗ-ЗА, которые означают то же, что и ПОТОМУ ЧТО, но используются в различных ситуациях и грамматических конструкциях.

Мы используем БЛАГОДАРЯ для того, чтобы показать позитивную причину. Что-то, что пошло на пользу.

Конструкция с существительным:

БЛАГОДАРЯ + существительное в дательном падеже

Конструкция с глаголом или словом есть (помните, слово «есть» мы часто опускаем, хотя подразумеваем):

БЛАГОДАРЯ ТОМУ, ЧТО + фраза, описывающая положительный эффект.

Благодаря родителям я закончил университет.
Благодаря хорошей погоде мы смогли устроить пикник.
Она сдала экзамен благодаря хорошей подготовке.
Благодаря тому, что на юге много солнца, там растут фрукты.
Благодаря тому, что у нас есть машина, мы можем путешествовать.
Я умею играть на фортепиано благодаря тому, что училась в музыкальной школе.

Мы используем ИЗ-ЗА, если хотим обозначить негативную причину, что-то, что причинило вред или помешало получить результат.

Конструкция с существительным.

ИЗ-ЗА + существительное в родительном падеже

Конструкция с глаголом или словом есть.

ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО + фраза, описывающая негативный эффект.

Из-за плохой погоды мы остались дома.
Из-за болезни он оставил работу.
Мы опоздали из-за пробок на дорогах.
Из-за того, что профессор был строг, многие завалили* экзамен.
Мой друг не смог поехать с нами из-за того, что сильно заболел.

Будьте внимательны, выбор союза не зависит от слов, и не зависит от явлений, который вне контекста принято считать положительными или нет. Всё зависит от ситуации и результата.

Благодаря тому, что лето было очень дождливое, в лесу много грибов.
Из-за того, что лето было очень дождливое, увеличилось количество аварий на дорогах.

*Завалить экзамен — не сдать экзамен, получить неудовлетворительную оценку.

Исправьте ошибки в употреблении предложно — падежных форм.

1. Благодаря плохой погоде, он промочил ноги и заболел.

2. Запах травы проникал в комнату вместе с голосами птиц.

3. Жители микрорайона наряду с трамваем пользуются и другими видами транспорта.

4. Качество обслуживания желает лучшего.

5. Проводится рейд по качеству торговли.

6. На совещании доложите о результатах по сое, об итогах по овощам и о ходе выполнения плана по рыбе.

7. Насчет вашей просьбы сообщаю следующее.

8. Про недостатки в организации конференции поговорим в следующий раз.

На странице вопроса Исправьте ошибки в употреблении предложно — падежных форм? из категории Русский язык вы найдете
ответ для уровня учащихся 10 — 11 классов. Если полученный ответ не
устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую
систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами
других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно,
вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где
можно обсудить тему с помощью обратной связи.

Лексическая ошибка — Теория и практика 6-го задания ЕГЭ по русскому языку 2022 года

Задание №6 ЕГЭ по русскому языку — Исправьте лексические ошибки, исключив/заменив слова.

Для успешного выполнения задания необходимо:

  • понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
  • учитывать особенности сочетаемости слов;
  • правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
  • избегать речевой избыточности;
  • не допускать речевой недостаточности;
  • учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Содержание

  1. Формулировка задания
  2. Алгоритм выполнения задания 6
  3. Теория. Типы речевых ошибок.
  4. Плеоназм
  5. Тавтология
  6. Нарушение лексической сочетаемости
  7. Ошибки в употреблении фразеологизмов
  8. Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий.
  9. Алогизмы
  10. Употребление паронимов

Формулировка задания

Формулировка 1 (из демоверсии ЕГЭ):

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6 8 °С для кедра и 8 10 °С для ели и пихты.

Ответ: очень (слово «очень» можно употреблять с качественными прилагательными, поскольку оно обозначает степень, относительные же прилагательные не имеют степени, потому не могут соседствовать со словами вроде «очень», «слишком» и др.)

Формулировка 2 (из демоверсии ЕГЭ):

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Ответ: потерпели (нарушение лексической сочетаемости: одержать победу/ потерпеть поражение)

  1. Прочитайте предложение, определите значение каждого слова;
  2. Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки).
  3. Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности).
  4. Если это ошибка, исправь ее.

Теория. Типы речевых ошибок.

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.


Тип ошибки
Примеры
Плеоназм Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера.
Тавтология Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос.
Нарушение лексической сочетаемости Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение).
Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений) Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение — золотые руки).
Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов. Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор).
Алогизм (соединение несовместимых понятий) Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде).
Неточный подбор синонима Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе).
Употребление паронимов Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая).

Плеоназм

Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.

Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография,  первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки. и др.

Словарь плеоназмов

Тавтология

Тавтология (разновидность плеоназмов) — неоправданное употребление однокоренных слов.

Примеры тавтологии: Заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; К недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций;

Нарушение лексической сочетаемости

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.

Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т.д.

Ошибки в употреблении фразеологизмов

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  • Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
  • Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
  • Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;

Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд) да дело … ; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша); Нельзя все делать сложа рукава (спустя рукава или сложа руки);

Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий.

Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).

Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.

Примеры ошибок: Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза); Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые); Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают); Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть). «Тихий Дон» — интересная книжица (книга). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать). После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками — Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

Алогизмы

Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.

Примеры алогизмов: Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках (нельзя под давлением добровольно участвовать).
*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема.

Употребление паронимов

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)

Правильному употреблению паронимов посвящено задание 5 ЕГЭ по русскому языку.

75 месяцев назад

Помогите исправить ошибки в употреблении языковых единиц: В комнате стояла диван кровать и два кресла. Самый умнейший

из нас получил приз.Все испугались случайно забревшую в наш сад собаку.В субботу все уроки пройдут согласно расписанию.Вчера я звонил Коле , и он сказал,что по литературе ничего не задано. Благодаря плохой погоде мы надели не промокаемые куртки и взяли зонты.Устав после урока мне не работалось.Всё было снято скрытой камерой. Почитав книгу Этель Лилиан Войнич «Овод» и подумав,я решил закалять свой характер.

Ответы1

В комнате стояли диван-кровать и два кресла. Умнейший из нас получил приз. Все испугались собаки, которая случайно забрела в наш сад. В субботу все уроки будут проводиться по расписанию. Вчера я звонил Коле и он сказал, что по литературе ничего не задали. Из-за плохой погоды мы надели непромокаемые куртки и взяли зонты. После урока мне не работалось из-за усталости. Всё было снято на скрытую камеру. Почитав книгу Этель Лилиан Войнич «Овод», я подумал и решил закалять свой характер.

Помогите исправить ошибки в употреблении языковых единиц : В комнате стояла диван кровать и два кресла.

Самый умнейший из нас получил приз.

Все испугались случайно забревшую в наш сад собаку.

В субботу все уроки пройдут согласно расписанию.

Вчера я звонил Коле , и он сказал, что по литературе ничего не задано.

Благодаря плохой погоде мы надели не промокаемые куртки и взяли зонты.

Устав после урока мне не работалось.

Всё было снято скрытой камерой.

Почитав книгу Этель Лилиан Войнич «Овод» и подумав, я решил закалять свой характер.

Перед вами страница с вопросом Помогите исправить ошибки в употреблении языковых единиц : В комнате стояла диван кровать и два кресла?, который относится к
категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для
учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и
сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и
выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется
варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском»,
который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав
кнопку в верхней части страницы.

Исправьте ошибки в употреблении предложно-падежных форм.

1. Благодаря плохой погоде, он промочил ноги и заболел. 2. Запах травы проникал в комнату вместе с голосами птиц. 3. Жители микрорайона наряду с трамваем пользуются и другими видами транспорта. 4. Качество обслуживания желает лучшего. 5. Проводится рейд по качеству торговли. 6. На совещании доложите о результатах по сое, об итогах по овощам и о ходе выполнения плана по рыбе. 7. Насчет вашей просьбы сообщаю следующее. 8. Про недостатки в организации конференции поговорим в следующий раз.

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Исправьте ошибки в употреблении предложно-падежных форм. 1. Благодаря плохой погоде, он промочил ноги и заболел. 2. Запах травы проникал в …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Главная » ⭐️ Русский язык » Исправьте ошибки в употреблении предложно-падежных форм. 1. Благодаря плохой погоде, он промочил ноги и заболел. 2. Запах травы проникал в комнату вместе с голосами птиц. 3. Жители микрорайона наряду с трамваем пользуются и другими видами транспорта.

Вы наверняка уже знаете, что чтобы объяснить что-либо, используются союзы ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО. До того как мы перейдем к альтернативным способам описания причины, в этой же теме я хотела бы объяснить пунктуацию в случаях использования этих составных союзов, потому что такие вопросы время от времени возникают у студентов. Как видно из предыдущего предложения, наиболее привычная ситуация — когда запятая стоит перед союзом. Но есть также случаи, когда запятая разделяет союз. Посмотрите на два примера.

За границей мы чувствуем себя комфортно, потому что знаем иностранные языки.
За границей мы чувствуем себя комфортно, возможно, потому, что знаем иностранные языки.

Так вот, чаще всего, когда в предложении есть вводное слово (ВОЗМОЖНО, МОЖЕТ БЫТЬ и т.д.), союз разделяется запятой. Вводное слово при этом тоже выделяется — по всем правилам.

В то же время, возможно разделение составного союза и в том случае, если того требует интонация. Допустимо ставить запятую для того, чтобы показать паузу.

Теперь рассмотрим альтернативу союзу ПОТОМУ ЧТО. Это союзы БЛАГОДАРЯ и ИЗ-ЗА, которые означают то же, что и ПОТОМУ ЧТО, но используются в различных ситуациях и грамматических конструкциях.

Мы используем БЛАГОДАРЯ для того, чтобы показать позитивную причину. Что-то, что пошло на пользу.

Конструкция с существительным:

БЛАГОДАРЯ + существительное в дательном падеже

Конструкция с глаголом или словом есть (помните, слово «есть» мы часто опускаем, хотя подразумеваем):

БЛАГОДАРЯ ТОМУ, ЧТО + фраза, описывающая положительный эффект.

Благодаря родителям я закончил университет.
Благодаря хорошей погоде мы смогли устроить пикник.
Она сдала экзамен благодаря хорошей подготовке.
Благодаря тому, что на юге много солнца, там растут фрукты.
Благодаря тому, что у нас есть машина, мы можем путешествовать.
Я умею играть на фортепиано благодаря тому, что училась в музыкальной школе.

Мы используем ИЗ-ЗА, если хотим обозначить негативную причину, что-то, что причинило вред или помешало получить результат.

Конструкция с существительным.

ИЗ-ЗА + существительное в родительном падеже

Конструкция с глаголом или словом есть.

ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО + фраза, описывающая негативный эффект.

Из-за плохой погоды мы остались дома.
Из-за болезни он оставил работу.
Мы опоздали из-за пробок на дорогах.
Из-за того, что профессор был строг, многие завалили* экзамен.
Мой друг не смог поехать с нами из-за того, что сильно заболел.

Будьте внимательны, выбор союза не зависит от слов, и не зависит от явлений, который вне контекста принято считать положительными или нет. Всё зависит от ситуации и результата.

Благодаря тому, что лето было очень дождливое, в лесу много грибов.
Из-за того, что лето было очень дождливое, увеличилось количество аварий на дорогах.

*Завалить экзамен — не сдать экзамен, получить неудовлетворительную оценку.

Исправьте ошибки в употреблении предложно — падежных форм.

1. Благодаря плохой погоде, он промочил ноги и заболел.

2. Запах травы проникал в комнату вместе с голосами птиц.

3. Жители микрорайона наряду с трамваем пользуются и другими видами транспорта.

4. Качество обслуживания желает лучшего.

5. Проводится рейд по качеству торговли.

6. На совещании доложите о результатах по сое, об итогах по овощам и о ходе выполнения плана по рыбе.

7. Насчет вашей просьбы сообщаю следующее.

8. Про недостатки в организации конференции поговорим в следующий раз.

На странице вопроса Исправьте ошибки в употреблении предложно — падежных форм? из категории Русский язык вы найдете
ответ для уровня учащихся 10 — 11 классов. Если полученный ответ не
устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую
систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами
других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно,
вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где
можно обсудить тему с помощью обратной связи.

Лексическая ошибка — Теория и практика 6-го задания ЕГЭ по русскому языку 2022 года

Задание №6 ЕГЭ по русскому языку — Исправьте лексические ошибки, исключив/заменив слова.

Для успешного выполнения задания необходимо:

  • понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
  • учитывать особенности сочетаемости слов;
  • правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
  • избегать речевой избыточности;
  • не допускать речевой недостаточности;
  • учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Содержание

  1. Формулировка задания
  2. Алгоритм выполнения задания 6
  3. Теория. Типы речевых ошибок.
  4. Плеоназм
  5. Тавтология
  6. Нарушение лексической сочетаемости
  7. Ошибки в употреблении фразеологизмов
  8. Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий.
  9. Алогизмы
  10. Употребление паронимов

Формулировка задания

Формулировка 1 (из демоверсии ЕГЭ):

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6 8 °С для кедра и 8 10 °С для ели и пихты.

Ответ: очень (слово «очень» можно употреблять с качественными прилагательными, поскольку оно обозначает степень, относительные же прилагательные не имеют степени, потому не могут соседствовать со словами вроде «очень», «слишком» и др.)

Формулировка 2 (из демоверсии ЕГЭ):

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Ответ: потерпели (нарушение лексической сочетаемости: одержать победу/ потерпеть поражение)

  1. Прочитайте предложение, определите значение каждого слова;
  2. Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки).
  3. Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности).
  4. Если это ошибка, исправь ее.

Теория. Типы речевых ошибок.

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.


Тип ошибки
Примеры
Плеоназм Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера.
Тавтология Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос.
Нарушение лексической сочетаемости Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение).
Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений) Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение — золотые руки).
Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов. Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор).
Алогизм (соединение несовместимых понятий) Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде).
Неточный подбор синонима Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе).
Употребление паронимов Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая).

Плеоназм

Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.

Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография,  первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки. и др.

Словарь плеоназмов

Тавтология

Тавтология (разновидность плеоназмов) — неоправданное употребление однокоренных слов.

Примеры тавтологии: Заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; К недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций;

Нарушение лексической сочетаемости

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.

Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т.д.

Ошибки в употреблении фразеологизмов

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  • Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
  • Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
  • Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;

Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд) да дело … ; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша); Нельзя все делать сложа рукава (спустя рукава или сложа руки);

Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий.

Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).

Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.

Примеры ошибок: Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза); Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые); Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают); Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть). «Тихий Дон» — интересная книжица (книга). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать). После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками — Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

Алогизмы

Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.

Примеры алогизмов: Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках (нельзя под давлением добровольно участвовать).
*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема.

Употребление паронимов

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)

Правильному употреблению паронимов посвящено задание 5 ЕГЭ по русскому языку.

Благодаря непогоде ИЛИ из-за непогоды? Как правильно употреблять предлог «благодаря»?

Предлог «благодаря» — производный, он сохранил семантическую связь с глаголом, от которого образован – «благодарить». Как же верно использовать этот предлог?

Как правильно употреблять предлог «благодаря»?

Мы благодарим друга за оказанную помощь, хорошую погоду, которая установилась во время похода, и многое другое. Благодарность – это одно из высоки нравственных качеств человека. Нужно уметь благодарить за что-то доброе, хорошее.

Но нужно ли благодарить за грубость, жестокость, злость? Разве мы благодарим болезнь, которая помешала нам пойти в поход?? Конечно, нет.

Поэтому выражение «благодаря болезни» лексически неверное. Предлог «благодаря» нужно заменить другими предлогами: из-за, вследствие.

Сравните.

НЕВЕРНО. ВЕРНО.
Благодаря метели мы не успели на последний рейсовый автобус. Из-за метели мы не успели на последний рейсовый автобус.
Благодаря его бестактности мы оказались в неловком положении пред гостями. Из-за его бестактности, мы оказались в неловком положении пред гостями.
Благодаря помощи друга я легко справился с порученным делом.  

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

     Прочитайте предложения, в которых нарушены правила употребления языковых единиц. Используя информацию таблицы из упражнения 8, охарактеризуйте эти нарушения.

     I. 1) Князю Олегу объяснили, что он умрёт от змеи, которая вылезет из его черепа. 2) Осаждённые бросали со стен крепости камни и лили на врагов кипячёную воду. 3) Алёша Попович хорошо играл и плясал на гуслях. 4) Илья Муромец сидит на коне с большой гривой и пышным хвостом. 5) Раньше в Смольном был Институт благородных девчонок. 6) Поезд шёл медленно, но с большой скоростью. 7) На крыльцо вышла девочка с собакой в платке и валенках. 8) Над городом стройной толпой летели мурлыкающие журавли. (Л. Каминский)

     ll. 1) В комнате стояла диван-кровать и два кресла. 2) Самый умнейший из нас получил приз. 3) Все испугались случайно забревшую в наш сад собаку. 4) В субботу все уроки пройдут согласно расписания. 5) Вчера я звонил к Коле, и он сказал, что по литературе ничего не задано. 6) Благодаря плохой погоде мы надели непромокаемые куртки и взяли с собой зонты. 7) Устав после уроков, мне не работалось. 8) Всё было снято скрытной камерой. 9) Почитав книгу Этель Лилиан Войнич «Овод» и подумав, я решил закалять свой характер.

  • Запишите предложения, исправляя ошибки в употреблении языковых единиц.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Благодаря низкой производительности труда ошибка
  • Благодаря ошибке или благодаря решительным действиям
  • Благодаря обучения какая ошибка
  • Благодаря обилию снега есть ошибка
  • Благодаря неусыпной энергией светлейшего князя григория ошибка