Безопасность пациента и врачебные ошибки

Основные факты

  • Примерно каждому десятому пациенту в процессе оказания медицинской помощи причиняется вред, а небезопасное оказание медицинской помощи ежегодно становится причиной более 3 млн случаев смерти. В странах с низким или средним уровнем дохода смертность в результате небезопасного оказания помощи составляет четыре случая на 100 пациентов (1).
  • Более 50% случаев причинения вреда (один случай на каждые 20 пациентов) можно предотвратить; в половине таких случаев ущерб здоровью вызван применением лекарственных препаратов (2,3).
  • Согласно некоторым оценкам, при оказании первичной и амбулаторной медицинской помощи вред причиняется четырем из 10 пациентов, при этом до 80% (23,6–85%) таких случаев можно предотвратить (4).
  • К распространенным нежелательным явлениям, которые могут нанести предотвратимый вред здоровью пациента, относятся: ошибки применения лекарственных препаратов, небезопасное выполнение хирургических процедур, передача инфекций в процессе оказания медицинской помощи, диагностические ошибки, падения пациентов, образование пролежней, ошибки идентификации пациентов, небезопасное переливание крови и венозная тромбоэмболия.
  • Нанесение вреда пациентам может ежегодно ограничивать мировой экономический рост на 0,7%. Косвенные издержки этого явления во всем мире ежегодно измеряются триллионами долларов США (1).
  • Выделение ресурсов для принятия мер, помогающих сократить масштабы причинения вреда пациентам, способствует значительной экономии средств и, что еще важнее, улучшению исходов болезней (5). В частности, вовлечение пациентов в процесс оказания медицинской помощи позволяет получить значительную отдачу от таких капиталовложений и при надлежащей организации взаимодействия с пациентами способствует сокращению бремени причиняемого вреда на 15% (4).

Общая информация

Принцип «не навреди» является непреложным требованием при оказании любой медицинской услуги. Медицинская помощь не должна причинять ущерб ни одному пациенту, однако имеющиеся данные однозначно свидетельствуют о том, что бремя предотвратимого вреда пациентам крайне велико в системах здравоохранения как развитых, так и развивающихся стран мира. Это порождает серьезные проблемы человеческого, морально-нравственного, этического и финансового характера.

Безопасность пациентов определяется как «ненанесение предотвратимого вреда пациенту и снижение до приемлемого минимума риска причинения неоправданного ущерба в связи с оказанием медицинской помощи». В более широком контексте системы здравоохранения под обеспечением безопасности пациентов понимается «система организованных мероприятий, благодаря которым в сфере здравоохранения формируется организационная культура, процедуры, модели поведения, технологии и факторы среды, позволяющие целенаправленно и планомерно ограничивать риски, снижать распространенность предотвратимого вреда, уменьшать вероятность ошибок и смягчать последствия, имеющие место в случаях причинения ущерба».

Распространенные причины нанесения вреда пациентам

Ошибки применения лекарственных средств. Применение лекарственных средств сопровождается нанесением вреда одному из 30 пациентов, при этом более четверти таких случаев считаются тяжелыми и опасными для жизни. На долю медикаментозного лечения приходится половина случаев причинения предотвратимого вреда при оказании медицинской помощи (3).

Ошибки при оказании хирургической помощи. Ежегодно в мире производится более 300 млн хирургических операций (6). Хотя их возможные побочные эффекты хорошо известны, ошибки в хирургии продолжают происходить с высокой частотой; на долю хирургических вмешательств приходится 10% регистрируемых случаев нанесения предотвратимого вреда пациентам (2), при этом большинство вызванных ими нежелательных явлений возникают перед и после операций (7).

Передача инфекций при оказании медицинской помощи. Частота передачи инфекций при оказании медицинской помощи во всем мире составляет 0,14% (и ежегодно возрастает на 0,06%), приводя к увеличению продолжительности госпитализаций, долгосрочной инвалидности, распространению устойчивости к противомикробным препаратам и предотвратимой смертности, а также создавая дополнительное финансовое бремя для пациентов, их семей и систем здравоохранения (8).

Сепсис. Сепсис – тяжелое осложнение, вызванное острой реакцией иммунной системы организма на инфекцию. Такая реакция организма приводит к поражению его собственных тканей и органов. Установлено, что 23,6% случаев сепсиса среди стационарных больных связаны с оказанием медицинской помощи, а примерно у 24,4% пациентов с сепсисом наступает летальный исход (9).

Диагностические ошибки. Такие ошибки имеют место в 5–20% случаев обращения пациентов к врачам (10,11). В рамках обзоров врачебной практики установлено, что диагностические ошибки, имеющие негативные последствия для здоровья, допускаются как минимум в 0,7% случаях поступления пациентов в медицинские учреждения (12). С ошибками диагностики сталкивается большинство людей на протяжении жизни (13).

Падения пациентов. Падения – наиболее частые неблагоприятные явления среди стационарных пациентов (14). Их частота варьируется от 3 до 5 случаев на 1000 койко-дней, при этом более трети таких падений приводят к травмам (15), ухудшая тем самым исход болезни и создавая дополнительную финансовую нагрузку на системы здравоохранения (16).

Венозная тромбоэмболия. Венозная тромбоэмболия (образование тромбов) является одной из распространенных предотвратимых причин нанесения вреда пациентам, на долю которой приходится одна треть осложнений, обусловленных госпитализацией (17).

Пролежни. Пролежни – повреждения кожных покровов или мягких тканей. Они возникают вследствие длительного давления на определенные участки тела. В отсутствие надлежащего лечения пролежни могут вызывать фатальные осложнения. Пролежни образуются у более чем одной десятой взрослых пациентов, поступающих в стационары (18) и, несмотря на доступность эффективных методов профилактики, крайне негативно влияют на состояние их физического и психического здоровья и качество жизни.

Несоблюдение правил безопасности при переливании крови. Переливание крови при отсутствии необходимости и небезопасные методы трансфузионной терапии подвергают пациентов риску тяжелых побочных реакций и гемотрансфузионных инфекций. Согласно данным о побочных реакциях при переливании крови по 62 странам, частота серьезных реакций составляет в среднем 12,2 случая на 100 000 единиц распределяемых компонентов крови.

Ошибки идентификации пациентов. Неправильная идентификация пациентов может вызывать целый ряд проблем и крайне негативно сказывается на качестве медицинской помощи. Она может приводить к крайне тяжелым неблагоприятным событиям, в частности к неправильному определению области хирургического вмешательства. В опубликованном в 2018 г. докладе Совместной комиссии отмечается, что из 3326 инцидентов (12,3%), произошедших за период с 2014 по 2017 г., 409 сигнальных событий были связаны с идентификацией пациентов (19).

Несоблюдение правил безопасности при выполнении инъекций. С учетом того, что каждый год в мире выполняется 16 млрд инъекций, нарушения правил инъекционной безопасности подвергают пациентов, медицинских и медико-социальных работников риску неблагоприятных событий инфекционного и неинфекционного характера. В ходе одного исследования методами математического моделирования было установлено, что за десятилетний период 2000–2010 гг. небезопасным выполнением инъекций было обусловлено 1,67 млн случаев заражения вирусом гепатита В, от 157 592 до 315 120 случаев заражения вирусом гепатита С и от 16 939 до 33 877 случаев заражения ВИЧ (20).

Факторы, приводящие к нанесению вреда пациентам

Нанесение вреда пациентам вследствие нарушения правил безопасности при оказании медицинской помощи – повсеместное и опасное явление, которое имеет место на всех уровнях системы здравоохранения. Оно обусловлено различными и связанными между собой факторами, при этом за каждым инцидентом в области безопасности пациентов, как правило, стоит сразу несколько факторов:

  • системные и организационные факторы – сложный характер медицинских вмешательств и процедур, нарушение последовательности и координаций действий в процессе оказания помощи, нехватка ресурсов, недостаточная обеспеченность кадрами и неадекватная профессиональная подготовка персонала;
  • технологические факторы – нарушения в работе медицинских информационных систем, в частности ошибки ведения электронных карт пациентов или сбои в системах учета назначаемых лекарственных средств, а также неправильное применение технических средств;
  • человеческий фактор и поведение людей – отсутствие должного взаимодействия между членами медицинских бригад, а также взаимодействия с пациентами и их родственниками, отсутствие слаженности, усталость, выгорание персонала и когнитивные искажения;
  • факторы, связанные с пациентом, – низкая грамотность в вопросах здоровья, недостаточное взаимодействие с медицинским персоналом и несоблюдение режима лечения; и
  • внешние факторы – отсутствие правил, несогласованность нормативно-правовой базы, экономические и финансовые ограничения и проблемы, вызванные состоянием окружающей среды.

Системный подход к обеспечению безопасности пациентов

Многие ошибки, приводящие к нанесению вреда пациентам, обусловлены не методами работы одного или нескольких членов медицинского или вспомогательного персонала, а скорее недостатками систем и процедур, которые способствуют совершению ошибок персоналом.

Поэтому для понимания первопричин медицинских ошибок необходимо перейти от привычной практики поиска виноватых к более системному подходу. В соответствии с таким подходом ошибки объясняются системными недостатками структур и процессов с учетом того, что все работники медицинского учреждения в силу своей человеческой природы выполняют обязанности со значительными эмоциональными перегрузками в условиях сложной и быстро меняющейся обстановки. При этом, однако, не игнорируются проявления халатности или ненадлежащего поведения со стороны персонала, приводящие к некачественному оказанию помощи.

Безопасная система медицинского обслуживания характеризуется принятием всех необходимых организационных мер, позволяющих планомерно предупреждать и ограничивать причинение вреда пациентам, включая следующие меры:

  • принятие установки на обеспечение безопасности на уровне руководства и формирование культуры безопасности;
  • обеспечение безопасных условий труда и безопасности процедур и процессов оказания медицинской помощи;
  • совершенствование профессиональных навыков медицинских и медико-социальных работников и повышение согласованности бригадной работы и взаимодействия;
  • привлечение пациентов и членов их семей к разработке правил, проведению исследований и совместному принятию решений; и
  • создание систем регистрации инцидентов, связанных с обеспечением безопасности пациентов, в целях учета сделанных выводов и реализации непрерывных улучшений.

Выделение ресурсов на обеспечение безопасности пациентов положительно сказывается на медицинских исходах, способствует сокращению издержек, обусловленных нанесением вреда пациентам, повышает эффективность работы систем и способствует формированию позитивного и доверительного отношения населения к системам здравоохранения (4,5).

Деятельность ВОЗ

Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов

В мае 2019 г. семьдесят вторая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения приняла резолюцию WHA72.6 «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов», в которой безопасность пациентов признается в качестве одного из приоритетов охраны здоровья во всем мире и одним из необходимых условий укрепления систем здравоохранения для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения.

В резолюции сессия поручила Генеральному директору уделять особое внимание обеспечению безопасности пациентов в качестве одного из основных стратегических приоритетов в работе ВОЗ по достижению всеобщего охвата услугами здравоохранения, учредила Всемирный день безопасности пациентов, отмечаемый 17 сентября каждого года, и поручила Генеральному директору ВОЗ разработать в сотрудничестве с государствами – членами ВОЗ, партнерами и другими соответствующими заинтересованными сторонами глобальный план действий по обеспечению безопасности пациентов.

Глобальный план действий по обеспечению безопасности пациентов на 2021–2030 гг.

В Глобальном плане действий по обеспечению безопасности пациентов на 2021–2030 гг. определяются основные направления совместных действий ключевых заинтересованных сторон по комплексной реализации инициатив в области обеспечения безопасности пациентов. Его цель заключается в том, чтобы «добиться минимизации предотвратимого вреда, связанного с небезопасной практикой медицинской помощи во всем мире», в целях построения «мира, в котором каждый пациент в любое время и в любом месте может получить безопасную медицинскую помощь в условиях уважительного отношения».

Всемирный день безопасности пациентов

Всемирный день безопасности пациентов отмечается ежегодно 17 сентября начиная с 2019 г. и служит поводом призвать все страны и международных партнеров проявлять глобальную солидарность и совместными усилиями повышать безопасность пациентов. По случаю этой даты проводится глобальная кампания, посвященная определенной теме и направленная на повышение осведомленности общественности, углубление понимания проблематики безопасности пациентов во всем мире и мобилизацию усилий заинтересованных сторон по устранению предотвратимого вреда при оказании медицинской помощи и повышению тем самым безопасности пациентов.

Программная инициатива ВОЗ «Десятилетие безопасности пациентов, 2021–2030 гг.»

Начатая ВОЗ новаторская программная инициатива по обеспечению безопасности пациентов призвана направлять и поддерживать стратегические действия по повышению безопасности пациентов на глобальном, региональном и национальном уровнях. Работа инициативы в основном направлена на содействие выполнению Глобального плана действий по обеспечению безопасности пациентов на 2021–2030 гг.


Библиография

  1. Slawomirski L, Klazinga N. The economics of patient safety: from analysis to action. Paris: Organisation for Economic Co-operation and Development; 2020 (http://www.oecd.org/health/health-systems/Economics-of-Patient-Safety-October-2020.pdf, дата обращения: 6 сентября 2023 г.).
  2. Panagioti M, Khan K, Keers RN, Abuzour A, Phipps D, Kontopantelis E et al. Prevalence, severity, and nature of preventable patient harm across medical care settings: systematic review and meta-analysis. BMJ. 2019;366:l4185. doi:10.1136/bmj.l4185.
  3. Hodkinson A, Tyler N, Ashcroft DM, Keers RN, Khan K, Phipps D et al. Preventable medication harm across health care settings: a systematic review and meta-analysis. BMC Med. 2020;18(1):1–3.
  4. Slawomirski L, Auraaen A, Klazinga N. The economics of patient safety in primary and ambulatory care: flying blind. OECD Health Working Papers No. 106. Paris: Organisation for Economic Co-operation and Development; 2018 (https://doi.org/10.1787/baf425ad-en, дата обращения: 6 сентября 2023 г.).
  5. Slawomirski L, Auraaen A, Klazinga N. The economics of patient safety: strengthening a value-based approach to reducing patient harm at national level. OECD Health Working Papers No. 96. Paris: Organisation for Economic Co operation and Development; 2017 (https://doi.org/10.1787/5a9858cd-en, дата обращения: 6 сентября 2023 г.).
  6. Meara, John G., Andrew JM Leather, Lars Hagander, Blake C. Alkire, Nivaldo Alonso, Emmanuel A. Ameh, et al. Global Surgery 2030: evidence and solutions for achieving health, welfare, and economic development. The lancet. 2015; 386: 569-624
  7. Rodziewicz TL, Houseman B, Hipskind JE. Medical error reduction and prevention. Treasure Island, FL: StatPearls Publishing; 2023.
  8. Raoofi S, Kan FP, Rafiei S, Hosseinipalangi Z, Mejareh ZN, Khani S et al. Global prevalence of nosocomial infection: a systematic review and meta-analysis. PLoS One. 2023;18(1):e0274248.
  9. Markwart R, Saito H, Harder T, Tomczyk S, Cassini A, Fleischmann-Struzek C et al. Epidemiology and burden of sepsis acquired in hospitals and intensive care units: a systematic review and meta-analysis. Intensive Care Med. 2020;46(8):1536–51. doi:10.1007/s00134-020-06106-2.
  10. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. Improving diagnosis in health care. Washington (DC): National Academies Press; 2015 (https://doi.org/10.7326/M15-2256, дата обращения: 6 сентября 2023 г.).
  11. Bergl PA, Nanchal RS, Singh H. Diagnostic error in the critically ill: defining the problem and exploring next steps to advance intensive care unit safety. Ann Am Thorac Soc. 2018;15(8):903–7.
  12. Gunderson CG, Bilan VP, Holleck JL, Nickerson P, Cherry BM, Chui P et al. Prevalence of harmful diagnostic errors in hospitalised adults: a systematic review and meta-analysis. BMJ Qual Saf. 2020;29(12):1008–18.
  13. Singh H, Meyer AN, Thomas EJ. The frequency of diagnostic errors in outpatient care: estimations from three large observational studies involving US adult populations. BMJ Qual Saf. 2014;23(9):727–31.
  14. LeLaurin JH, Shorr RI. Preventing falls in hospitalized patients: state of the science. Clin Geriatr Med. 2019;35(2):273–83.
  15. Agency for Healthcare Research and Quality. Falls. PSNet; 2019. (https://psnet.ahrq.gov/primer/falls, дата обращения: 11 сентября 2023 г.).
  16. Dykes PC, Curtin-Bowen M, Lipsitz S, Franz C, Adelman J, Adkison L et al. Cost of inpatient falls and cost-benefit analysis of implementation of an evidence-based fall prevention program. JAMA Health Forum. 2023;4(1):e225125. doi:10.1001/jamahealthforum.2022.5125.
  17. Raskob GE, Angchaisuksiri P, Blanco AN, Buller H, Gallus A, Hunt BJ et al. Thrombosis: a major contributor to global disease burden. Arterioscler Thromb Vasc Biol. 2014;34(11):2363–71. doi:10.1161/ATVBAHA.114.304488.
  18. Li Z, Lin F, Thalib L, Chaboyer W. Global prevalence and incidence of pressure injuries in hospitalised adult patients: A systematic review and meta-analysis. International journal of nursing studies. 2020 May 1;105:103546.
  19. De Rezende HA, Melleiro MM, Shimoda GT. Interventions to reduce patient identification errors in the hospital setting: a systematic review protocol. JBI Evidence Synthesis. 2019;17(1):37–42.
  20. Pèpin J, Chakra CN, Pèpin E, Nault V, Valiquette L. Evolution of the global burden of viral infections from unsafe medical injections, 2000–2010. PLoS One. 2014;9(6):e99677.

17092022 2ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Безопасность пациентов – это основополагающий принцип оказания медицинской помощи.

Каждый вид, форма и условия оказания медицинской помощи сопровождаются определенными рисками для пациентов.

Нежелательные события при осуществлении медицинской деятельности могут возникнуть в результате любых медицинских вмешательств даже при их правильном выполнении (вне зависимости от того, имеют ли они диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность).

Для повышения безопасности пациентов необходимы комплексные решения в рамках системы здравоохранения – широкий спектр мероприятий по улучшению организации деятельности, в том числе инфекционный контроль, безопасное применение лекарственных средств и медицинских изделий, безопасную клиническую практику и безопасные условия для оказания помощи.

Безопасность медицинской деятельности – это отсутствие предотвратимого вреда, рисков его возникновения и (или) степень снижения допустимого вреда жизни и здоровью граждан, медицинских и фармацевтических работников, окружающей среде при осуществлении медицинской деятельности.

Признавая безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения, Всемирная ассамблея здравоохранения в рамках 72-ой сессии 25 мая 2019 года приняла резолюцию WHA72.6 «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов» и объявила 17 сентября Всемирным днем безопасности пациентов.

Цель Всемирного дня безопасности пациентов – повышение глобальной осведомленности о безопасности пациентов и поощрение международной солидарности в действиях, направленных на повышение безопасности пациентов и снижение вреда для пациентов во всем мире, как профессионального сообщества, так и самих пациентов, их родственников, различных организаций, представляющих интересы пациентов.

Небезопасные методы медикаментозного лечения и ошибки при использовании лекарственных средств входят в число ведущих причин нанесения предотвратимого вреда пациентам в медицинских учреждениях всего мира. Медикаментозные ошибки допускаются там, где системные недостатки в организации лекарственной терапии, а также человеческие факторы, такие как усталость, неудовлетворительные условия работы или нехватка персонала, влияют на правильность назначения, учета, отпуска, приема препаратов и контроля за их применением, что в свою очередь может нанести серьезный вред пациенту, привести к инвалидности или даже смерти. Продолжающаяся пандемия COVID-19 значительно повысила риск таких ошибок и связанного с ними вреда. С учетом огромного бремени наносимого ущерба тема Всемирного дня безопасности пациентов 2022 г. была сформулирована как «Безопасное применение лекарственных препаратов».

Лозунг Всемирного дня безопасности пациентов 2022 г. – «Лекарства без вреда» – призван сфокусировать усилия на обеспечении безопасности процесса лекарственной терапии и предупреждении вреда пациентам, а также активизировать действия в рамках выполнения глобальной задачи ВОЗ, побуждая все заинтересованные стороны включить в число приоритетных задач безопасное применение лекарственных средств и устранение рискованных методов работы и системных недостатков, уделяя особое внимание трем основным причинам нанесения предотвратимого ущерба при медикаментозном лечении – ситуациям высокого риска, процедурам перевода пациентов и полифармакотерапии.

Задачи Всемирного дня безопасности пациентов 2022 г.:

1. Повысить осведомленность мирового сообщества о значительном бремени ущерба, обусловленного медикаментозными ошибками и небезопасными методами применения лекарственных препаратов, и призвать к срочным действиям по повышению безопасности медикаментозной терапии.

2. Вовлечь ключевые заинтересованные стороны и партнеров в усилия по предупреждению медикаментозных ошибок и снижению вреда, связанного с применением лекарственных препаратов.

3. Расширить возможности пациентов и членов их семей для активного содействия безопасному использованию лекарственных препаратов.

4. Придать массовый характер усилиям по выполнению глобальной задачи воз по обеспечению безопасности пациентов «Лекарства без вреда».

Все стремятся к оказанию качественной и безопасной медицинской помощи, и тем не менее, по данным Всемирной организации здравоохранения[1]:

  • нежелательные события, вызванные небезопасным оказанием медицинской помощи, являются одной из 10 основных причин смерти и инвалидности во всем мире;
  • вред, причиняемый в результате ряда нежелательных событий, можно предотвратить почти в 50% случаев;
  • во всем мире при оказании первичной и амбулаторной медицинской помощи вред причиняется 4 из 10 пациентов;
  • несоблюдение правил безопасности при оказании хирургической помощи является причиной осложнений почти у 25% пациентов;
  • в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 15% всех расходов и рабочей нагрузки в больницах являются прямым следствием нежелательных событий.

О проблемах при обеспечении безопасности оказываемой медицинской помощи свидетельствуют и результаты проверок Росздравнадзора.

В ходе проведенных проверок в деятельности 2943 медицинских организаций выявлено 6620 нарушений обязательных требований, из которых 3269 касаются нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья; 1125 — нарушений порядков оказания медицинской помощи; 672 — нарушений порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и освидетельствований; 38 — нарушений организации и осуществления ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности; 938 — нарушений организации и осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Обеспечение максимального уровня безопасности здравоохранения – актуальная задача национального масштаба, для решения которой требуется объединение усилий всех заинтересованных сторон, включая государственные, ведомственные, общественные (в том числе пациентские) организации.

17 сентября 2022 года Минздравом России совместно с Росздравнадзором и при взаимодействии с представительством ВОЗ в России запланированы мероприятия, посвященные Всемирному дню безопасности пациентов:

  • проведение Всероссийской олимпиады по безопасности в здравоохранении – для выявления уровня компенсаций в различных направлениях обеспечения безопасности медицинской деятельности;
  • интерактивный опрос для пациентов и медицинских работников по актуальным вопросам безопасности пациентов, цель которого – анализ осведомленности о приоритетных вопросах, связанных с безопасностью при получении и предоставлении медицинской помощи;
  • проведение тематических пресс-конференций и брифингов по вопросам безопасности пациентов с участием представителей ВОЗ в Российской Федерации, представителей Минздрава России, Росздравнадзора, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, а также ведущих медицинских, научных и образовательных организаций в сфере здравоохранения и профессиональных медицинских сообществ;
  • проведение тематических мероприятий, посвященных Всемирному дню безопасности пациентов: интерактивных мастер-классов, лекций, тематических встреч, «дней открытых дверей» и иных мероприятий, включая инициативы по привлечению внимания пациентов и их родственников к вопросам ответственности за собственное здоровье
  • проведение Всероссийского конкурса «Лидер качества в здравоохранении» – для команд специалистов в сфере здравоохранения, реализовавших успешные проекты, направленные на улучшение качества и безопасности медицинской деятельности.

Выражаем уверенность, что Всемирный день безопасности пациентов привлечет внимание общественности к вопросам обеспечения безопасности, стимулирует совместную работу всех заинтересованных сторон и послужит основой для разработки программ по улучшению безопасности и качества жизни и здоровья граждан в Российской Федерации.

По всем вопросам, связанным с подготовкой и сопровождением мероприятий, посвященных Всемирному дню безопасности пациентов, рекомендуем обращаться в контакт-центр ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора по телефону +7(495)980-29-35 (доб. 0) или электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Информационные и методические материалы представлены на сайте ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора в разделе «Всемирный день безопасности пациентов».

Предлагаем поделиться информацией о наиболее эффективных методах безопасного применения лекарственных средств, а также информацией о лучших практиках, касающихся обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности, заполним форму на нашем сайте в разделе «Банк лучших практик».

  • Главная
  • Информация
  • Cтатьи
  • Современная медицина и безопасность пациентов

Современная медицина и безопасность пациентов

Изучение и предупреждение непреднамеренных ошибок при лечении и уходе за пациентом восходит к временам зарождения медицины и беспокоит инновационное сообщество медиков и нашего времени. Причинение медицинского вреда (намеренного или нет) не только является фатальной для конкретного пациента, но и оказывает пагубное влияние на установление доверительных взаимоотношений доктора с другими пациентами.

Чтобы вмешаться в этот процесс намеренного злоупотребления своим положением, в 4 веке до нашей эры греческие целители сформулировали предупредительную фразу, хорошо известную как «клятва Гиппократа», обязывающую их «прописывать курс лечения во благо моих пациентов в соответствии с моими возможностями и представлениями и никогда никому не причинять вреда».

Обеспечение безопасности пациента можно определить как снижение риска причинения связанного с оказанием медицинской помощи дополнительного вреда до приемлемого минимального уровня. Величина последнего зависит от современного состояния знаний, доступных ресурсов и условий оказания помощи и сравнивается с риском в случае отсутствия лечения или применения другого метода. Проще говоря, это предотвращение ошибок и неблагоприятных событий, связанных с оказанием медицинской помощи.

Для своевременного и правильного исполнения норм по алгоритмам безопасности пациентов необходимо:

  1. Организация и поддержка чистоты рук медицинских работников проводится путем использования стерильных перчаток одноразового использования, соблюдения норм и правил личной гигиены, в том числе и постоянной текущей обработкой перчаток растворами с антисептиками.
  2. Медицинские работники имеют право использовать в манипуляциях только стерильные материалы и инструмент. Загрязнение и неосторожное инфицирование инструментария может осуществиться при соприкосновении с больным, слюной, кровью или же перевязочным материалом или одеждой.

В современной медицине повсеместно  используют  стерильные инструменты одноразового пользования. В случае повторного применения инструмента, необходимо проводить тщательную многоцелевую  обработку, очистку и стерилизацию. Все процессы обязаны проводиться под непосредственным контролем врачебного персонала.

Все используемые методики стерилизации инструментария  врачи изучают и осваивают еще в стенах учебных заведений при прохождении курса эпидемиологии или же общей хирургии, где уделяется огромное значение обеспечению безопасности пациента.

В случае решения проблемы по обеспечению инфекционной безопасности пациента, необходимо установление и соблюдение противоэпидемического режима медицинского учреждения, санитарного фактора безопасности пациента – повременная  уборка палат и помещений с использование дезинфицирующих средств, УФО, медицинские профилактические осмотры лечебного персонала.

  1. В алгоритме действий по обеспечению безопасности пациента в клинике не малую роль играют профилактические действия для избежания  возможного падения пациентов, которые нередко случаются  у больных с нарушениями равновесия, стариков и прочего контингента больных, и могут закончиться  как  переломами, так и повреждением конечностей или же внутренних органов.
  2. Правильная фармакотерапия – серьезный фактор безопасности пациента, при соблюдении норм которой,  необходимо понимание  существования  как лекарственной болезни, так и  правильности  использования фармакологических средств, их подбора, противопоказаний и дозировки. Обеспечение безопасности хирургического лечения  пациента  зависит от эффективности и правильного обезболивания  самой хирургической манипуляции или же операции.
  3. Стоматологи одни из тех докторов, перед посещением которого, пациент нередко испытывает некоторый дискомфорт или даже страх. Нередко манипуляцию лечения в стоматологическом кресле приходится проводить не только с применением обезболивающего средства, но и успокоительного препарата, так как лечение, и вся  ее процедура, проходит  в сильнейшей рефлексогенной зоне. Доктор обязательно  должен учитывать то, что эмоциональное напряжение и тревожность – это тот фактор, который все еще присутствует в сознании современного пациента. Доктор должен выполнять как психотерапевтические методы воздействия  на больного, так и доверие  от применяемой им новейшей медицинской техники и фармацевтических средств анестезии, которые в наше время практически не заставляют больного испытывать болевые ощущения при лечении и убирают  все риски безопасности пациента.
  4. Учитывая то, что в современной инновационной медицине приходится все чаще  и чаще применять сложнейшие  комплексные лечебные методы, где нередко обязаны участвовать сразу несколько врачей, ещё и возможно различного профиля, приходится учитывать и риски неправильной коммуникации медицинского персонала между собой. Переход современной медицины на электронный документооборот, карты больного  прочие инновационные источники современной коммуникации позволяют воспринимать данный человеческий фактор  негативного содержания в меньшем формате или же  стараться полностью его  избежать.
  5. Профессиональная подготовка врача является одним из важнейших звеньев системы безопасности пациента. Современные доктора проходят углубленное изучение медицинской профессии в учебных заведениях, с многолетним ступенчатым изучением причин заболевания и лечение пациента от различных заболеваний,  которым подвержен человек . Изучение медицины идет от ознакомление истории ее возникновения и освоение сложнейших навыков  и медицинских  компетенций  узкопрофильных специальностей  современной инновационной медицины, что так же позволяет обеспечению безопасности пациента в полном ее формате и размере.
  6. Умение пользования электрическими современными приборами и знание правил их эксплуатации также влияет на безопасность пациента и персонала современной клиники. Использование огнеопасных жидкостей, не взрывоопасных всевозможных газов позволяет избегать случаев возгораний или пожаров в больничных помещениях. Персонал медицинского учреждения всегда обязан помнить, что он несет ответственность за обеспечение безопасности пациента.

Для избежания серьезных поражений электрическим током, необходимо соблюдение алгоритма правил по электробезопасности, фундаментом чего лежит использование инновационной медицинской техники и современной электрической аппаратуры в надлежащем состоянии.

По медицинскому учреждению приказом администрации обязано быть назначено лицо, отвечающее за  эксплуатацию всей электрической системы стационара.

(Из открытых источников информации)

Дата публикации: 04.04.2016
Просмотров: 1639

Медицинские ошибки являются одной из ведущих причин смертности и инвалидности. По оценке Института медицины США от 44.000 до 98.000 человек умирает ежегодно в больницах США вследствие медицинских ошибок. Правительственные агентства, организованные группы потребителей медицинских услуг и врачи ведут совместную работу, для того чтобы сделать систему медицинской помощи более безопасной.

Как можно защитить себя от медицинских ошибок?

Наиболее эффективный способ защитить себя от медицинских ошибок — стать активным участником команды, предоставляющей вам медицинскую помощь. Это значит — участвовать во всех решениях имеющих отношение к вашему медицинскому обслуживанию. Исследования показали, что пациенты, принимающие более активное участие в медицинском обслуживании, достигают существенно лучших результатов.

Информируйте обслуживающий вас медицинский персонал.

  • Убедитесь что все врачи, принимающие участие в вашем лечении, информированы обо всех принимаемых вами медицинских препаратах. Это относится как выписанным вам врачом, так и к безрецептурным препаратам, пищевым, биологически активным добавкам, травам и витаминам. Не реже раза в год приносите все принимаемыми вами препараты на прием к врачу.
  • Убедитесь в том, что ваш доктор знает обо всех имеющихся у вас аллергических и побочных реакциях на лекарственные препараты. Это поможет избежать назначения препаратов, которые могут повредить вам.
  • Убедитесь, что весь медицинский персонал, участвующий в вашем лечении, имеет важную медицинскую информацию в полном объеме. Не следует быть уверенным в том, что все знают все, что необходимо. Информация о ваших лекарствах должна быть полностью понятна вам.
  • Старайтесь получить эту информацию как во время назначения лечения врачом, так и при получении препарата в аптеке. Вопросы о назначенном вам лечении, на которые вы должны получить ответ, приведены ниже.
  • Старайтесь получить печатную информацию о возможных побочных эффектах, причиной которых может быть назначенное вам лекарство. Если вы будете знать о том, что может произойти, вы будете готовы к этому. Таким образом, вы сможете сообщить о возникшей проблеме немедленно и получить помощь до того, как положение ухудшится.
  • Убедитесь в том, что вы можете прочитать и понять сделанные врачом назначения. Если вы не в состоянии разобрать написанные врачом от руки назначения и рецепт, скорее всего фармацевт (сотрудник аптеки) также не сможет этого сделать.

Вопросы о вашем лекарстве

  • Для чего нужно это лекарство?
  • Как я должен его принимать и сколько времени?
  • Какие побочные эффекты у него могут быть? Что делать если они возникнут?
  • Безопасно ли принимать этот препарат одновременно с другими принимаемыми мной препаратами (назначенными врачом и безрецептурными) или пищевыми добавками?
  • Какие продукты питания, напитки или виды деятельности я должен избегать в течение курса лечения?

Поговорите со своим фармацевтом

  • Если вы приобретаете препарат в аптеке, спросите лишний раз тот ли это препарат который назначил ваш доктор. В исследовании Массачусетского фармацевтического колледжа было обнаружено, что 88% (!) медицинских ошибок вызвано приемом ошибочного препарата или неправильной дозировкой.
  • Если инструкция на ярлыке назначенного вам препарата вызвала у вас вопросы, задайте их. Медицинские ярлыки иногда трудны для восприятия. Например, обязательно уточните «четыре раза в день» означает принимать препарат с интервалом 6 часов в течение суток или только в течение светового дня.
  • Попросите у вашего фармацевта порекомендовать вам наилучшее приспособление для измерения жидких лекарственных препаратов. Также спросите, если вы не уверены в том, как правильно пользоваться этим приспособлением. Исследования показали, что многие люди не знают, как правильно измерять жидкие лекарства. Например, многие используют домашние чайные ложки, объем которых часто не соответствует общепринятому стандарту.

В стационаре

  • Если у вас есть возможность выбора, выберите стационар, в котором необходимая вам процедура или операция делается часто. Исследования показывают, что удается достичь лучших результатов лечения в стационарах, оказывающих большой объем услуг большому количеству пациентов в лечении конкретной патологии.
  • Находясь в стационаре, не стесняйтесь интересоваться у медицинских работников, непосредственно участвующих в вашем лечении, обработали ли они руки перед проведением вам тех или иных процедур. Обработка рук является важным способом предотвращения распространения инфекции в стационаре.
  • При выписке из стационара попросите вашего доктора подробно объяснить дальнейший план лечения, которого вам будет необходимо придерживаться. При этом узнайте подробно всю информацию о назначенных вам препаратах и выясните критерии, по которым вы узнаете, что можно возвращаться к обычной активности. Исследования продемонстрировали, что при выписке врачи уверены, что пациенты знают значительно больше о том, что они должны делать по возвращении домой, чем это есть на самом деле.

Перед операцией

Если вам предстоит операция, убедитесь что вы, ваш доктор и хирург пришли к полному согласию о том, что именно вам необходимо сделать. Проведение операций на противоположной, не требующей лечения стороне (например, операция на левом колене вместо правого) случается редко. Но для вас даже один раз уже слишком много. Хорошая информация состоит в том, что оперирование с неправильной стороны может быть предотвращено в 100 процентах случаев. Американская Академия Ортопедических Хирургов советует хирургам ставить свою подпись непосредственно над областью, где планируется операция до того, как пациент попадает в операционную.

Считайте себя ответственным за свое медицинское обслуживание

  • Не молчите, если у вас есть вопросы или сомнения. У вас есть право задавать вопросы каждому лицу, участвующему в оказании вам медицинской помощи.
  • Убедитесь в том что, кто-нибудь компетентный и заслуживающий доверия, например ваш личный доктор, координирует ваше медицинское обслуживание. Это особенно важно, если у вас имеется несколько сопутствующих заболеваний или вы находитесь в стационаре.
  • Попросите члена вашей семьи или вашего друга быть рядом и выполнять функцию вашего представителя (человека, который будет принимать решения и говорить за вас, если вы будете не в состоянии). Даже если вы думаете, что его помощь в настоящее время вам не нужна, в дальнейшем она может вам понадобится. Узнайте как можно больше о вашем заболевании, диагностических процедурах и методах лечения, рекомендуемых вам вашим доктором.
  • Не забывайте выяснить, зачем вам необходимо проведение этих анализов и этого лечения и как они могут помочь вам. Помните, что «больше» не всегда значит лучше.
  • Если вам проводилось обследование, не считайте что отсутствие информации это лучшая информация. Обязательно выясните результаты обследования.
  • Спрашивайте вашего доктора и медицинскую сестру, используйте другие надежные источники для получения дополнительной информации о вашем заболевании и предлагаемом лечении. Например, лечебные рекомендации, основанные на последних научных подтвержденных клиническими исследованиями данных доступны в Национальной организации по сбору, хранению и классификации Медицинских Руководств. Спросите своего доктора, основано ли предлагаемое вам лечение на последних научных достижениях?

Cтатья подготовлена с использованием информации, предоставленной  Американской Академией Семейных Врачей.

Есть вопросы?

Оставьте телефон –
и мы Вам перезвоним

Доктор сети клиник "Семейный доктор"

Записаться на прием

Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к нашим специалистам, которые правильно поставят диагноз и назначат лечение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Безрукавные жилеты где ошибка
  • Белинвестбанк ошибка при переводе
  • Белка кар ошибка
  • Безотходное производство терминологическая ошибка
  • Белка зверь которая живет на дереве исправить ошибку