Беседа природа не прощает ошибок

Берегите
эти земли, эти воды,

Даже малую
былиночку любя.

Берегите
всех зверей внутри природы,

Убивайте
лишь зверей внутри себя!

Е.
Евтушенко

Классный час посвящен
законам экологии. Никакой предварительной подготовки сценарий не требует: в нем
использован простой сценарный ход: учитель организовывает и направляет
общение детей, расставляя необходимые нравственные акценты.

Цели: расширить
представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию
патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную
нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к
бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в
природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оформление:
написать на доске:

• эпиграф;

• четыре закона экологии.

1. Все связано со всем.

2. Все должно куда-то
деваться.

3. Ничто не дается даром.

4. Природа знает лучше.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Проблемная ситуация
«Нужны ли комары?».

III. Интерактивная беседа.

IV. Информационный блок
«Законы экологии».

V. Виртуальный экологический
рейд «Какие законы нарушены?».

VI. Работа в группах
«Обращение от имени природы».

VII. Заключительное слово.

VIII. Подведение итогов
(рефлексия).

Ход
классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Тема
нашего классного часа — «Природа не прощает ошибок».

Ни для кого не секрет, что
наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает
угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек
уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется
платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос
природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле
и ее богатствам. Единственное спасение в экологической культуре.

II. Проблемная ситуация
«Нужны ли комары?»

Классный руководитель. Один
знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал
ему старый эвен — житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в
тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту
«нечисть»!» — в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом,
не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его
толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен… комарами.

III. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Какой
же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные
ответы детей:

— Если уничтожить комаров,
то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать
люди.

— В природе все находится в
равновесии, все связано.

— Природа очень разумна. Она
сама регулирует количество всех живых организмов.

Классный руководитель. Да, в
природе все взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.

— А можете ли вы привести
свои примеры такой взаимосвязи? Примерные ответы детей:

— Аральское море, которое
обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

— В Китае были уничтожены
миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей. И
китайцы стали покупать воробьев в других странах.

— В Норвегии уничтожили
хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от
эпидемии. Оказывается, ястребы и совы выполняли роль санитаров и поедали
больных птиц, а значит, предотвращали эпидемии.

IV. Информационный блок
«Законы экологии»

Классный руководитель. Как
видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто нарушает ее законы. А между
тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона
экологии. Их сформулировал американский ученый Барри Коммонер. Эти законы мы
записали на доске. (Читает.)

Первый закон: «Все связано
со всем». Действие этого закона мы уже видели на ваших примерах.

Второй закон гласит: «Все
должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор,
который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом
отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не
дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими
путями. Уничтожили воробьев — вредители съели весь урожай, отстреляли хищных
птиц — исчезли куропатки. За все приходится платить.

Четвертый закон: «Природа
знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход
естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического
вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а
человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и
материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и
загрязняют ее.

Экологическая культура
заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы.

V. Виртуальный экологический
рейд «Какие законы нарушены?»

Классный руководитель.
Сейчас мы проведем рейд по улицам нашего города и увидим, соблюдают ли его
жители экологические законы. А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку
сточные воды, загрязненные ядовитыми веществами. Чем это грозит водоему и
жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать
в этой ситуации?

Примерные
ответы детей:

— Эти вещества обязательно
осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут
в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу
съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в ее организм. Последняя же
может попасться на крючок человеку, и тогда человек получит пищевое отравление.

— Нарушены первый и второй
экологические законы.

— Нужно подвергнуть
промышленные отходы очистке.

Классный руководитель. Идем
дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву,
чтобы не вывозить ее за город. Чем это грозит нам и какой экологический закон
дворники нарушают?

Примерные
ответы детей:

— Листва городских деревьев
накапливает огромное количество токсичных веществ: от автомобилей, заводов. Ее
обязательно нужно уничтожать.

— Типичное нарушение второго
закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так:
листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

— Листья категорически
запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Классный руководитель. В
цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке
написано, что это удобрение произведено из обыкновенного бытового мусора, а
произвел его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учеными.
Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический
материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т. д., превращая все это в
чрезвычайно ценное органическое удобрение — биогумус. А вот полиэтилен, металл
и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно
прожорлив: он съедает в сутки в 2 раза больше, чем весит, а еще он неприхотлив
и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 °С. Живет этот труженик
целых 16 лет.

Как вы думаете, люди,
которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные
ответы детей:

— Это, наоборот, строгое
соблюдение законов экологии.

— Тут соблюдается второй
закон: «Все должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсичные отходы,
а дает пищу червяку и становится ценным удобрением.

— А еще и четвертый закон
соблюдается: «Природа знает лучше». Червяк — существо природное, он и знает,
как лучше переработать отходы.

Классный руководитель. Мы
выехали за город, в дачный поселок. Когда-то тут было болото, весело квакали
лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и
начали его осушать. К каким последствиям для речки и леса это может привести?
Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

— Ни в коем случае нельзя
этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадет!

— Нарушается четвертый закон
природы: «Природа знает лучше». Раз тут, в этом месте природа создала болото,
так тут ему и быть.

— Для экологического
равновесия в этом месте очень нужны и болото, и лягушки, и комары, иначе будет
засуха.

Классный руководитель. Ну
что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков
экологической культуры.

VI. Работа в группах
«Обращение от имени природы»

Классный руководитель.
Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих законов
и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

— А если бы природа могла
говорить, что бы она сказала своим детям?

Давайте напишем
письма-обращения от имени природы.

Первая группа будет писать
обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет
военным.

Третья группа подготовит
обращение к ученым.

Четвертая группа обратится к
фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам
и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо
ученикам нашей школы.

(Звучит музыка, в течение 5
минут дети пишут обращения.)

Пришло время прочитать
обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

(К доске выходят
представители групп, читают обращения.)

Спасибо, надеюсь, что ваши
слова будут услышаны.

VII. Заключительное слово

Классный руководитель.
Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов — важнейший
признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна еще и экология
души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения
Евтушенко. (Читает.)

— О чем говорит здесь поэт?

Примерные
ответы детей:

— Нужно беречь природу.

— Нельзя убивать зверей.

— Нужно любить самую
маленькую былиночку и букашку.

Классный руководитель. Поэт
призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные
ответы детей:

— Это жадность, зависть,
глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость,
гордыня и т. п.

— Это все плохое, черное,
дикое, что есть в человеке.

— Это то, что мешает
человеку полюбить другого человека и весь мир.

Классный руководитель. Мне
кажется, вы все правы. Звери внутри нас — это плохие качества характера,
которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно
истреблять этих зверей в своем сердце. Тогда и наши экологические знания и
умения пойдут на пользу природе.

VIII. Подведение итогов
(рефлексия)

Классный руководитель. Что
вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя
экологически культурными людьми?

Примерные
ответы детей:

— Запомнился рассказ о
червяке, который делает биогумус.

— Запомнился рассказ об
эвене, который разрезал рыбу и показал там комаров.

— Я еще недостаточно
культурный, много зверей внутри меня.

— До культуры еще далеко, но
понятно, что делать.

— Знать законы и соблюдать
их легко, самое трудное — быть добрым.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДНИЕ

«Меркуловская
средняя общеобразовательная школа»

«Природа не прощает ошибок»
 экологическая беседа

http://psl.in.ua/wp-content/uploads/2015/10/3-_1.jpg

   Классный час  «Природа не прощает ошибок».

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оборудование:

а) на доске – эпиграф:   Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко

б) Четыре закона экологии

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

   План классного часа:

  1. Вступительное слово.
  2. Что мы называем природой, экологией?
  3.  «Законы экологии».
  4. Виртуальные экологические проблемы «Какие законы нарушены?».
  5. Как мы загрязняем природу. Опыты.
  6. Выступление детей с защитой своих природоохранных знаков.
  7. Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя».
  8. Подведение итогов.

    Ход классного часа.

1. Вступительное слово

Кл. руководитель. Тема нашего классного часа – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов экологии человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

2. Что мы называем природой, экологией? Слайд.

 Все, что окружает нас,  небо, лес, река, солнце, деревья, цветы, травы, птицы, животные, насекомые, человек, все это — природа.

ЭКОЛОГИЯ — это наука, которая изучает взаимоотношения растений, животных, человека и их связь с неживой природой: солнцем, водой, воздухом.

А еще экология изучает, как человек влияет на природу.

— Это чудо – Природа. Человек – её частица. Природа даёт человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Сохранить природу – сохранить  жизнь.

— В природе всё находится в равновесии, всё связано.

— Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Кл. руководитель.  А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

— Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

— В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

— В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

4. Информационный блок «Законы экологии».

Кл. руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

 Мы, люди, загрязняем и уничтожаем природу, и почти каждый школьник, зная или не зная того, тоже загрязняет природу.

Как же мы загрязняем природу?

Наверняка, кто-то из вас выкидывал полиэтиленовые пакеты и пластиковые бутылки на улицу, в канаву, в кусты. Можно ли это делать? Конечно, нельзя. А почему? Во-первых, это просто некрасиво, а во-вторых, это губит природу.

ОПЫТ №1

Вы видите огонек. Он живой, он танцует, пляшет, дышит воздухом. А теперь этот живой огонек закроем пластиковым пакетом или бутылкой. Что случилось с огоньком? Он умер. Ему не хватило воздуха для дыхания. Точно так же от нехватки воздуха могут погибнуть травинки, цветочки, насекомые. Вы знаете, что летом в нашем поселке люди делают теплицы и парники, накрывая каркасы полиэтиленовыми пленками. В парниках тепло, и растения растут быстро. Каждое утро хозяйки открывают двери теплиц и снимают с парников пленку. Если же хозяйка забудет это сделать, то растения в парниках и теплицах погибнут от нехватки воздуха и чрезмерной жары. Также гибнет все живое под разбросанными пакетами и бутылками.http://www.eco.nw.ru/lib/data/08/5/050508_1.gif

Вы, наверное, замечали на лужах масляные пятна. Откуда они? Часто люди проливают в лужи, канавы бензин, керосин, техническое масло. А бывает, что бензин, керосин, техническое масло, нефть попадают в воды рек, морей и океанов. Чем же вредны эти радужные масляные пятна?

ОПЫТ № 2

В нашей банке плавает рыбка. Она дышит воздухом, который растворен в воде. Но вот мы налили в банку слой бензина. Что же произошло с нашей рыбкой? Она еще немножко поплавала и умерла. Почему? Дело в том, что бензин, керосин или нефть не пропускают воздух, и рыбке стало нечем дышать, она задохнулась. Кроме того, вода со слоем бензина может даже гореть. Обычная, чистая вода горит? Нет. А такая вода горит. Вот именно поэтому нельзя разливать бензин, керосин, масло и нефть, ведь живущие в лужах червячки, живущие в канавах лягушки могут погибнуть. А знаете ли вы, что в канавах иногда живут рыбы, например, туда могут заплывать щуки. Они тоже могут задохнуться от нехватки воздуха.http://www.eco.nw.ru/lib/data/08/5/050508_2.gif

Скажите, вы любите конфеты, а шоколад, а жевачки? А куда вы выбрасываете фантики? А лимонад из баночек вы пили? А куда вы дели баночку? Многие школьники выбрасывают фантики, бутылки, баночки прямо на улицу, в кусты, в канавы, под деревья. Некоторые думают, что деревья тоже мусорят, ведь они тоже сбрасывают свои листочки на землю, поэтому, думают они, и человеку можно мусорить. Правы ли эти ребята? Нет, эти ребята ошибаются. Так делать нельзя. Осенью в листве фантики и бутылки-баночки незаметны, зато весной… Вспомните, какая грязь бывает весной на улице. Листья от деревьев сгнивают, бумага слегка желтеет, а вот с баночками и бутылочками ничего не происходит.

ОПЫТ №3

Возьмем сухой листик, попробуем его раскрошить, получается легкая, незаметная пыль, которую тут же разнесет ветер. А теперь попробуем раскрошить листок бумаги. Он только помялся, но не превратился в пыль. А с баночкой и бутылочкой вообще ничего не стало. Теперь попробуем намочить листок дерева, бумагу и баночку. Что получается? Листок намок и легко рвется, листок туалетной бумаги тоже легко порвать, а вот обычная бумага не рвется так легко. Пленка же и баночка только намокли, и порвать их или сломать мы не сможем.

Вот так же и в природе — только листочки и туалетная бумага быстро сгниют и исчезнут, а для того, чтобы сгнила и исчезла бумага, полиэтиленовая пленка или бутылка понадобятся годы. Так, бумага разлагается за 3 — 4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6 — 10 лет, полиэтиленовая пленка разложится через 60 — 100 лет, а стекло будет лежать в земле лет 600. Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 2 года сгниет бумага. Когда вы окончите школу, поржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь и будете древними дедами и старухами, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие и долгие годы после вас и лишь затем превратятся в песок.

ОПЫТ №4

http://www.eco.nw.ru/lib/data/08/5/050508_7.gif

О битое стекло можно порезаться — вот так, кому же это приятно? (Показывается химический эксперимент: ионы железа (111) взаимодействуют с роданид-ионами). Мы смазываем руку дезинфицирующим раствором (хлорид железа (111)) и затем разрезаем ее ножом (нож смазан роданидом калия).

ОПЫТ №5

Давайте возьмем полиэтиленовый пакет и попробуем сжечь его кусочек. А над дымом от этого костра подержим белую тряпочку. Посмотрите на тряпочку. Она закоптилась. А какой неприятный запах! Это значит, что при горении выделяются вредные вещества. Эта копоть и сажа оседают на деревьях, затрудняя дыхание зеленым листочкам, попадая в легкие животных и людей, приводя к тяжелым отравлениям и заболеваниям.http://www.eco.nw.ru/lib/data/08/5/050508_8.gif


Что же все-таки делать с мусором?

Оказывается, каждый вид мусора нуждается в особой переработке.

5. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

Классный руководитель. Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

— Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

— Нарушены первый и второй экологические законы.

— Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Классный руководитель. Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

Примерные ответы детей:

— Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

— Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

— Листья  категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Классный руководитель. В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус».На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусовС. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей.

— Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

— Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

— А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Классный руководитель. Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

 Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

— Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут , в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

— Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Классный руководитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

6. Кл.руководитель. Сегодня ребята подготовили природоохранные знаки, которые расскажут нам о правилах поведения в природе.

 

7. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих  законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает).

О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

— Что нужно беречь природу.

— Что нельзя убивать зверей.

— Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Классный руководитель. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

— Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

— Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

— Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Классный руководитель. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

  1. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы детей:

— Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

— Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.

— До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.

— Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Таловская средняя школа Камышинского муниципального района

Волгоградской области

Классный час по теме:

«Природа не прощает ошибок»

Выполнила: Прусакова Е.А.

учитель русского языка и литературы

Таловка

Классный час по теме:

«Природа не прощает ошибок»

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

В. Берестов

Цель: расширить представление детей об экологических законах;

Задачи:

— формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

— побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, пропаганде экологических идей;

— вовлечение подрастающего поколения в природоохраняемую деятельность.

Форма проведения:

— классный час,

— проблемная беседа,

— письма обращения

Форма организации деятельности обучающихся:

— беседа,

— работа в группах.

Оборудование:  плакаты и рисунки на экологическую тематику.

Написать на доске эпиграф и 4 закона экологии

  • Все связано со всем.

  • Все должно куда – то деваться.

  • Ничто не дается даром.

  • Природа знает лучше.

Форма проведения: 

План классного часа:

  1. Вступительное слово. Определение темы.

  2. Что мы называем природой, экологией?

  3.  «Законы экологии».

  4. Виртуальные экологические проблемы, «Какие законы нарушены?».

  5. Как мы загрязняем природу.

  6. Выступление детей с защитой своих природоохранных знаков.

  7. Заключительное слово «Убивай зверей».

  8. Подведение итогов.

Ход классного часа

Организационный момент.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас. Давайте улыбнемся друг другу, ведь хорошее настроение – залог успеха в любом деле!

Определение темы занятия.

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами об одной из важных тем, о природе – нашем богатстве: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг», а тема звучит «Природа не прощает ошибок».

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к земле и ее богатствам. Единственное спасение в экологической культуре.

Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»

Учитель: Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту «нечисть»!» — в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говорил ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

Интерактивная беседа

Учитель: Как вы думаете, какой урок дал Эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

  • Если не будет комаров, то рыбы не будут питаться насекомыми, а только травой. А людям и животным нужна рыба для пищи.

  • В природе все связано, есть цепи питания.

  • Природа сама знает, кто кого ест и сколько на Земле живых организмов.

Учитель: Да, взаимосвязь есть, и это изучает наука экология.

А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Таблица взаимоотношений между организмами, а на самом деле пирамида, выглядит следующим образом:​​​​​​​Экологическая пирамида формируется за счет последовательности уровней питания. Представлять взаимоотношения в виде пирамиды удобно тем, что она наглядно демонстрирует, что чем выше уровень, тем меньшее там количество особей.

Данная пирамида показала нам, что все взаимосвязано в этом мире.

Информационный блок «Законы экологии»

Учитель: Как видим природа очень жестоко наказывает тех, кто нарушает ее законы. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский ученый Баррри Коммонер. Эти законы мы написали на доске. (Читает)

Первый закон: «Все связано со всем». Действие этого закон мы уже увидели на ваших примерах.

Второй закон гласит: «Все должно куда – то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев – вредители съели вес урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За все приходится платить.

Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну, а человек создал и продолжает создавать громадное количество химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы.

Виртуальный экологический рейд: «Какие законы нарушены?»

 Учитель: Сейчас если мы проведем рейд по улицам нашего села и увидим, соблюдают ли его жители экологические законы. Если мы с вами сейчас вспомним наш пруд за селом, в каком он состоянии? Чем это грозит водоему и нашим жителям? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

  • все вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке, которые идут от кошар с животными, а если еще химикаты с полей попадут в воду, то растения и водоросли живущие там в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в ее организм. Получается целая цепочка отравления.

  • Нарушены первый и второй экологический законы

Учитель: Идем дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это наши люди сжигают листву, чтобы не вывозить ее за село. Чем это грозит нам, и какой экологический закон они нарушают?

Примерные ответы детей:

  • Листва деревьев накапливает огромное количество токсичных веществ: от автомобилей, заводов. Ее обязательно нужно уничтожать.

  • Типичное нарушение второго закона: люди думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая отравляют воздух, вызывая болезни людей.

  • Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за территорию города, села.

Учитель: В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено, из обыкновенного бытового мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учеными. Интересная информация, читаем дальше! Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая все это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки в 2 раза больше, чем весит, а еще неприхотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов. Живет этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей:

  • Это наоборот, строгое соблюдение законов экологии.

  • Тут соблюдается второй закон «Все должно куда – то деваться». Мусор не превращается в токсичные отходы, а дают пищу червяку и становится ценным удобрением

  • А еще и четвертый закон соблюдается: «Природа знает лучше». Червяк – существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Работа в группах «Обращение от имени природы»

Учитель:  Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

— А если бы природа могла говорить, чтобы она сказала своим детям?

Давайте напишем письма-обращения от имени природы.

Первая группа будет писать обращение бизнесменам, владельцам заводов, фабрик.

Вторая группа напишет взрослым людям.

Третья группа подготовит обращение к ученым.

Четвертая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

(В течение 5 минут учащиеся пишут письма, а затем читают их у доски).

Заключительное слово

Учитель:  Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна еще и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. (Читают)

О чем говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

  • Нужно беречь природу.

  • Нельзя убивать зверей, уничтожать растения

  • Нужно любить нашу природу,

  • А иначе останемся одни!

Учитель:  Как вы считаете, какие качества человека мешают быть добрым и жить по всем правилам.

Примерные ответы детей:

  • Это жадность, зависть, глупость, хитрость, и т.п.

  • Это все плохое, черное, что есть в человеке.

Учитель: Мне кажется, вы все правы. Есть люди звери – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно направлять таких людей в правильное направление, а если они не согласны , то убрать из своего сердца.

Подведение итогов (рефлексия).

Учитель:  Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли мы считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы детей:

  • Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

  • Запомнился рассказ об Эвине, который разрезал рыбу, и показал там комаров.

  • Знать законы легко, самое трудное – соблюдать их и быть добрым.

Ожидаемые результаты:

  • Предметные — уметь самостоятельно работать в поисках информации, формировать представления о биологических процессах, явлениях, закономерностях.

  • Метапредметные — уметь определять цели деятельности, составлять план. выделять необходимое из разных источников и включать в свою работу делая выводы и доказательства.

  • Личностные — осваивать правила, выводы, доказательства, принимать правила образа жизни.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                                          Венгеровская СОШ №2

Классный час «Природа не прощает ошибок» 

Выполнила

классный руководитель

4Б класса

Юмашева О.М.

                                                 Венгерово2018

Цель: формирование экологической культуры, предполагающей ценностное                 отношение детей к природе.

Задачи:

·        создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;

·        создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;

·        формировать бережное отношение к окружающей среде;

·        воспитывать экологическую культуру;

·        формировать мотивацию природоохранной деятельности;

·        формировать культуру общения на уроке.

Оборудование:

ж/к телевизор, презентация, шапочки-маски, письмо, задания для каждой команды.

Ход урока.

1.                 Оргмомент:

 (Звучит мелодия песни “Чистые пруды”, ученик читает стихотворение).

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

2.                 Создание учебной мотивации.

Ребята, как называется планета, на которой мы живем? (Земля показ глобуса)

— Закройте глаза, опустите головы, вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно прекрасен… И очень важно, чтобы это продолжалось вечно». Я предлагаю каждому из вас прикоснуться к глобусу и ощутить себя частью большой планеты Земля..

 Наша планета восхитительна и богата. Чего только нет на земле – горы, реки, луга, поля, озера, моря, леса и океаны.

Посмотрите! Нам есть, чем гордиться!

Показ слайдов с комментарием:

Слайд 1. Озера — крупнейшие сокровищницы пресной воды.

Слайд 2. Горыкладовые чистого воздуха, который обладает настоящими целебными свойствами.

Слайд 3. Леса – легкие нашей планеты и дом многих зверей и птиц.

Слайд 4. Поля – кормилицы всего человечества.

Слайд со всеми фото. Ребята, вам нравится наша планета? (да)

3. Постановка задачи.

Вдруг неожиданно раздаётся музыка. Ребята не понимают, откуда идет звук.

— Ребята, что это за звук. Кто-то из вас принёс с собой телефон? Ой, посмотрите на экран. Кто это?

На экране появляется изображение инопланетянина, который начинает рассказывать историю нашей грязной планеты.

Я пришелец из космоса. Меня зовут ЛАРС. Я живу на далёкой планете Экос. Мы очень любим наблюдать за планетой Земля, потому что она очень красивая..

Но, однажды при ближайшем ее рассмотрении мы заметили, что у Земли много проблем. Мы поняли, что она в опасности. ПОСМОТРИТЕ САМИ! (слайды).

Слайд 1. Кит, выбросился на берег. ПОЧЕМУ?

Это последствия загрязнения моря отходами химического производства.

Слайд 2. Водоемы, покрыты нефтью. ПОЧЕМУ?

Это последствия аварий на нефтепроводе.

Слайд 3. Людям трудно дышать. ПОЧЕМУ?

Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым мы дышим. Ежедневно заводы и фабрики выбрасывают из своих труб тысячи тонн сажи, золы и вредных газов.

Слайд 4. Лесов на планете Земля все меньше и меньше. ПОЧЕМУ?

Халатное отношение людей приводит к гибели лесов. Это очень опасно и грозит изменением климата.

Слайд 5, 6. В ваших сёлах очень, очень много мусора. Почему?

Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым  вы дышите.

Слайд 7. На природе очень грязно. Почему?

Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

Ребята посмотрите видеоролик, как может измениться наша планета.

Вам понравилось то, что вы увидели? (нет)

Ребята! Это ужасно! Мы, люди,  губим нашу планету. Звери, птицы, рыбы, насекомые, живут в гармонии с природой.

Только людская суета нарушает ее покой. И время от времени без всяких предупреждений природа бунтует, как будто подает сигнал тревоги.

Извержения вулканов, землетрясения, цунами, ураганы, смерчи, пожары и наводнения. Эти природные вспышки ярости мы называем стихийными бедствиями. Все это ведет к необратимым изменениям природы, к  гибели живых организмов, т.е. к экологической катастрофе.

Запомните это страшное название — экологическая катастрофа и сделайте все, чтобы ее избежать.

 Сохраните вашу природу и все живые организмы Земли!

Ваша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи!

Я привез вам рекомендации ученых с нашей планеты Экос, как помочь вашей планете Земля. Но, прочитать письмо смогут только те земляне, которые искренне любят, понимают Землю и живут в настоящей гармонии с природой.  Прощайте!

Ребята, давайте прочитаем, что нам написали жители дальней планеты.

(показывает на слайде непонятный текст)

— Вы что-нибудь понимаете, вы  можете прочитать письмо? (нет)

Вот и я не могу. Мы с вами люди каменных городов, а чтобы  расшифровать,  послание нам надо  стать индейцами, именно этот  древний народ живет в гармонии с природой.

(подумала)

Ребята, у меня есть идея, идите сюда!

(шепчет задание о переодевании)

                                            музыка индейцев

—  Братья и сестры! Мы сегодня собрались у великого огня, чтобы свершилось предначертанное.  (У_У_У!)

Мы должны расшифровать послание, которое поможет спасти нашу кормилицу Землю. (У_У_У!)

ПЛЕМЯ БЫСТРЫХ, если Вы готовы, потопайте!

ПЛЕМЯ ЛОВКИХ, если вы готовы, поднимите руки и похлопайте!

ПЛЕМЯ СИЛЬНЫХ, если вы готовы, попрыгайте!

ПЛЕМЯ МУДРЫХ, если вы готовы, издайте крик индейцев! 

Если мы все вместе, если мы все за одно великое дело, то давайте потопаем, а теперь поднимем руки и похлопаем, а теперь попрыгаем и издадим великий сигнал индейцев.

Ну, а теперь за работу.

Племя мудрых! Соедините начало и конец, и узнайте  секреты бережного отношения к природе.

— Сортируя мусор,

— Починив подтекающий кран,

-Экономно расходуя бумагу,

— Изучая природу,

— Охраняя растения,  

…бережёшь чистую воду.

…узнаёшь, как ее сберечь.

…даёшь возможность снова сделать полезные вещи.

…бережёшь чистый воздух.

… сохраняешь леса. 

Племя сильных: раскройте тайну, можно ли из чего-то ненужного сделать что-то полезное.

3.                 Собрать стеклянные бутылки.

4.                 Собрать другие изделия из стекла.

5.                 Погрузить собранные стеклянные изделия в машину.

6.                 Отвезти груз на завод.

7.                 Раздробить на заводе стекло на кусочки.

8.                 Смешать стеклянные кусочки с глиной.

9.                 Изготовить керамическую плитку из смеси стекла и глины.

Племя Ловких, создайте знак, который остановит людей каменных городов и не позволит им уничтожить природу.

Племя Быстрых. Рассмотрите Жалобную книгу планеты Земля и создайте рекламу для моего спасения

Я — планета Земля третья от Солнца и пятая по размеру среди всех планет Солнечной системы, крупнейшая по диаметру,массе и плотности среди планет земной группы. С первых дней своего развития человек связан со мной. Но только сейчас я стала понимать, что человечество разрушает свой мир. И я хочу пожаловаться вам – люди на то, что вы меня обижаете и совсем не стараетесь беречь. Я очень разочарована в том, что вы перестали меня любить. Вы делаете мне больно.

Прошу вас, люди, берегите меня — ваш дом! Ведь я могу погибнуть и остаться обугленной песчинкой в дымной мгле. И не случайно грозные вулканы выплескивают с лавой мою боль. Очнитесь, люди, чтобы меня от гибели спасти!

Виртуальный экологический рейд.

-Племена, а как вы считаете: не грозят ли экологические катастрофы селу Венгерово?
 Давайте проведём рейд по улицам  нашего села и увидим, выполняют ли его жители экологические законы?

Презентация. «Виртуальная экскурсия»

Слайд1

Жители села, вы любите праздники? А шары гелиевые запускать в небо?

Это , ребята, есть первые нарушители. Почему?
Примерные ответы детей:
— Эти шары обязательно осядут на растениях, водорослях, лугах. Растения, трава и водоросли попадут в желудок травоядным животным вместе с безобидными шариками. Животное погибнет.

Слайд2
Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это весной добропорядочные хозяева сжигают листву и ботву, чтобы не вывозить её на свалку. Чем это грозит нам, и какой экологический закон эти хозяева нарушают?
Примерные ответы детей:
— Листва деревьев, ботва, накапливает огромное количество токсических веществ

Люди думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.
— Листья и ботву категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить на свалку

Слайд3

-Мы выехали за пределы нашего села. Когда-то тут было  Моисеево болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но люди решили избавиться от болота и сделали тут свалку. К каким последствиям для леса и речки это может привести

Примерные ответы детей:
— Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!
— Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.
— Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.
-Так какой же вывод можно сделать?.

Сейчас наши племена объединятся и постараются составить экологический прогноз селу Венгерово и расшифровать письмо.

Земляне, экологические прогнозы печальны.  Природа в опасности. Помогите ей, ведь Земля – ваш дом. Каждый может и должен внести свой вклад в спасение Земли.  Соблюдайте чистоту и перерабатывайте мусор, экономьте воду и электроэнергию, берегите животный и растительный мир, не загрязняйте атмосферу.

Рефлексия.

-Ребята!

— Конечно, мы не можем предотвратить все экологические катастрофы, это не в наших силах. Но мы можем помочь природе своими маленькими, но полезными делами. А эта песня пусть станет гимном нашего класса.

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.

Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!

http://webkind.ru/text/5704166_57313101p75191005_text_pesni_pticy-ryby-i-zveri-v-dushi-lyudyam-smotryat.html

https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/zhaloby-zhivotnykh

Природа не прощает ошибок
PPTX / 16.14 Мб

9

Саратовская область, г. Балако

Классный час для учащихся 2 класса

Тема «Природа не прощает ошибок»

Гнутова Елена Леонидовна

учитель начальных классов

2013

Цель: 1. Познакомить детей с наукой экологией.

2. Пополнить знания детей о природе.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультипроекор, компьютер, инвентарь для игр, плакаты по защите природы, игровой дидактический материал

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Леонидовна.

Мне очень приятно, что посчастливилось сегодня провести у вас классный час. Я надеюсь, что мы с вами подружимся и проведём это занятие с пользой для всех.

Посмотрите внимательно на слайд и выберите то солнышко, которое больше вам нравится.

— Почему выбрали именно это солнышко?

Вам больше понравилось улыбающееся солнце потому, что у вас хорошее настроение?

Пусть это весёлое солнышко будет с нами на занятии, чтобы хорошее настроение вас не покидало весь урок .

(На доске оставить только улыбающееся солнышко)

Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.

Тема нашего занятия природа не прощает ошибок .

— Ребята, о чём же мы сегодня будем говорить на уроке?

Сегодняшний классный час посвящён защите и охране природы.

А с какой цель мы сегодня об этом будем говорить.

Давайте сформулируем цели нашего занятия.

  • Пополнить знания о природе.

  • расширить представление о правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях.

  • вопитывать бережное отношение к природе.

А что даёт человеку природа?

Почему надо охранять природу?

Мы – земляне. Земля – всего лишь бесконечно малая частичка Вселенной, но только на ней одной из известных человеку планет есть жизнь. Природа земли прекрасна и удивительна, и от нас с вами зависит ее судьба: будут ли нас окружать голубые моря и реки, а не грязные лужи, зеленые леса и прекрасные луга, а не горы мусора. Не должно быть равнодушных людей к бедам природы.

Потому что природа не прощает ошибки.

Вы согласны со мной, ребята.

— Почему охрана природы стала одной из главнейших задач нашего времени? (Воздух загрязняется бытовыми и промышленными отходами, заражается вода, исчезают растения и животные…).

А как вы думаете, кто в этом виноват?

Оказывается, человек опасен для природы своим бездумным уничтожением всего живого.

Но человек – это единственное разумное и мыслящее существо, живущее на нашей планете. И, чтобы спасти ее, нужно объединить усилия всех людей мира. Ведь планета – наш общий дом.

И сегодня на занятии мы должны подумать над тем, что может сделать каждый из нас и все мы вместе для того, чтобы сберечь природу.

Есть люди учёные, которые занимаются этими проблемами. А как называется профессия таких людей?

Подумайте, что такое экология?

Экология – это наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде. Учёные-экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека и думают, как остановить такие проблемы. Они называются экологические.

Сегодня мы поработаем в группах.

Работа в группах

Задание 1й группе

Какие существуют экологические проблемы, связанные с водоемами?

Чем учащиеся могут помочь в решении экологических проблем?

  • Не сбрасывать в реки отходы.

  • Не загрязнять водоёмы мусором.

  • Строить очистные сооружения на заводах.

  • Вымирания рыбы от загрязнения

  • Накопление в местах отдыха на берегах

Убрать мусор, не загрязнять и разъяснять другим.

Задание 2й группе

Назовите экологические проблемы, связанные с лесом?

Чем учащиеся могут помочь в решении экологических проблем? ,

убивают животных, растения уничтожают, пожары лесные, незаконно вырубают, загрязнение мусор

не рвать цветы, не ломать деревья, не загрязнять, сажать саженцы.

1 группа покажет сценку в ролях, а другая группа объяснит: какой мальчик любил ёжика больше и почему.

Работа по ролям.

— Мы покажем небольшую сценку «Два ежа».

Автор: Как – то раз два мальчика поймали в лесу двух ежей. Прошло несколько дней. Встретились друзья и заспорили, кто больше любит своего ежа.

1 мальчик: -Я своего ежа очень люблю, кормлю его молоком, в сарае устроил ему постель из разных листьев. Даже иголки готов ему чистить. А что ты сделал для своего ежа?

2 мальчик: -А я отнес его в лес и выпустил на волю.

Автор. Кто из мальчиков поступил правильно?

Дети (хором) Второй мальчик. Вот еще одна жалоба из леса.

— Мне как порой несладко приходится, все меня обходят стороной, обижаются на меня. Говорят, что я злая да жгучая, сорняком обзывают. А из меня и суп можно варить, и салат приготовить. И как лекарственное средство я незаменима для того, чтобы волосы были густыми да красивыми, а отвар из меня – хорошее средство от кашля и полезен для желудка.

1-я и 2-я группы (хором) Крапива.

Молодцы.

Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир! Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса и безбрежные моря, полноводные реки и озера, высокие горы и зеленые равнины, широкие степи и безграничные пустыни! Как удивительны и уникальны животные, населяющие нашу планету! Как богаты и разнообразны природные дары. Как же сберечь эту необычайную красоту? Что должен сделать каждый из нас, и все мы вместе для сохранения природы?

Ребята, давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу.

Я читаю правило, а вы попробуйте его угадать.

  1. Не разоряйте птичьего гнезда

Дети запомнить должны

И понять:

Гнезда у птичек

Нельзя разорять!

Если в траве

Увидали яйцо

Или услышали

Крики птенцов,

Не приближайтесь,

Не лезьте туда

И не тревожьте

Ни птиц, ни гнезда.

  1. Не вырезайте надписи на деревьях

Стоят деревья – великаны…

Их не жалеют хулиганы

И режут острыми ножами

Слова на дереве – «на память!»

Но так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут –

Добро и красоту несут…

  1. Не разжигайте костер в лесу без взрослых

Без взрослых с огнем развлекаться опасно –

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костер обернется серьезной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнет полыхать, разбегаться, искриться _

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные – большая беда!

Погибнут деревья и звери, и птицы…

Без взрослых костер разжигать не годится!

  1. Не бейте стекло в лесу

Нельзя стекло в лесу кидать,

Нельзя бутылки разбивать;

Осколки острые опасны –

О них порежешься ужасно!

А если вдруг на них свалиться –

В больнице можно очутиться!

И обитателям лесным

Стекляшки тоже не нужны…

  1. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу

Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберем его с собой!

Ребята запомните! « Человек не царь природы, а её часть. Берегите свою Землю!»

Работа в творческой мастерской. «Украсим планету цветами».

Раздать цветочки.

Напишите что каждый из вас сможет сделать для того чтобы помочь природе. Ведь как мы знаем, природа не прощает ошибок.

( посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.)

— Больших проблем вам пока не решить, но кое – что вы можете сделать.

Учащиеся приклеивают их на плакат, на котором изображен земной шар.

Звучит песня «Аист на крыше» (сл. А.Поперечного, муз. Д.Тухманова

Рефлексия

— А теперь я хочу узнать было вам комфортно, интересно на занятии при помощи волшебного дерева. Наше дерево пока без листьев. На столах у вас лежат листочки красного и зелёного цвета. Если вам было интересно заниматься, вам понравилось, то возьмите листочки зелёного цвета. Если занятие вам не понравилось, вам было не комфортно, страшно, вы ничего не запомнили, то возьмите листочки красного цвета. Выбрали? Прикрепите их к дереву.

— Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Вы мне очень понравились. Спасибо вам за урок.

Список используемой литературы

  1. Бурдина С.В. «Береги живое». Игровой дидактический материал-Киров: Весна, 2004.

  2. Василенко Г.И., Еременко Н.И. и д.р. «Внеклассная работа в школе. Дни наук в начальной школе». Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам – Волгоград: Учитель, 2006.

  3. Грехова Л.И. «В союзе с природой». Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольного образования и учителей начальной школы. Эколого – природоведческие игры – занятия и развлечения с детьми – Москва: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 1999.

  4. Левина «Начальная школа. Математика, чтение, природоведение». Конспекты для открытых уроков и занимательные задания – Волгоград: Учитель, 2003.

  5. Мартынова «Внеклассная работа в школе. Внеклассные мероприятия в начальной школе». Игры, викторины, классные часы, праздники.

  6. DVD фильм «Биология. Влияние человека на природу.»

Электронные уроки и тесты.- Тамбов: ООО «Селена», 2006.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Беговая дорожка bremshey ошибка e1
  • Бесперебойник powerex ошибка f04
  • Берут истоки ошибка
  • Бегите вздрогнул иссякнул клали укажите ошибку
  • Беговая дорожка райзер ошибка е01