Беседа человек и его ошибки

Беседа «Легко ли признаться в ошибке?»

Цели:

  • формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков, побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Эпиграф на доске:

«Ошибки других замечать не много стоит, признаться в своих — вот что приличествует достойному человеку» М.В.Ломоносов.

Вступительная беседа.

1.Создание эмоционального настроя.

— Поговорим?

— О чем?

— О разном и о прочем.

— О том, что хорошо.

— И хорошо не очень.

— чего – то знаешь ты.

— А что – то мне известно.

— Поговорим?

— Поговорим.

— Вдруг будет интересно.

2. Введение в тему.

Ребята, посмотрите на это дерево (учитель показывает на оформленную доску), оно высохшее, без листочков. Это дерево лишили жизни Злость и Обида. Сегодня поговорим о том «Легко ли признаться в ошибке?»

Мы поможем дереву ожить и постараемся сегодня вырастить дерево добра.

-А что бы вы хотели узнать, решить для себя по этой теме?

(Какие бывают ошибки. Что делать, если ошибся? Стоит ли признаваться кому — либо в том, что совершил ошибку?)

Ну что же, вопросов много. И прежде, чем попытаемся их решить, ответьте, а что такое «ошибка»?

(Когда что- то неправильно сделал, сказал, как -то неправильно поступил.)

Перенос ситуации на себя.

Анализ чувств в проблемной ситуации.

— Совершали ли вы ошибки?

— Бывают ли у вас моменты, когда вы понимаете, что не правы, но вам сложно признаться в этом? (Да.)

Что вы при этом чувствовали? (тяжёло, «камень на душе»)

— Такой камень мы сегодня символично изобразим. Какие эмоции и чувства испытывает человек, у которого «камень на душе»? (страх, тревога, грусть, трусость,слёзы)
Прослушайте стихотворение Валентина Дмитриевича Берестова.

Однажды человек ошибку совершил,

Напуганный, не знал, куда деваться,

И, дорожа спокойствием души,

Поклялся вообще не ошибаться.

Чтоб не споткнуться, он замедлил шаг,

Чтоб не забыться, спорить не решался,

А собственное мненье спрятал так,

Что, собственно, без мнения остался.

Он никому на свете не мешал,

Его встречали вежливой улыбкой

Ошибок он уже не совершал.

Вся жизнь его теперь была ошибкой.

-Почему автор пишет: «Вся жизнь его теперь была ошибкой?».

-Неужели жить, не совершая ошибки, плохо??? (Это сложно, невозможно. )

-Представьте, что каждый из вас — герой этого стихотворения.

Тренинг

Выполните следующие действия.

Вам нельзя смотреть по сторонам, в окно, на друзей во время разговора , — это ошибка.

А ещё лучше, чтобы не ошибиться, закройте глаза и только слушайте.

А чтобы вы случайно не ошиблись и не открыли их, завяжите их.

Сейчас вас ничто не отвлекает, и вы можете меня слушать.

Вам удобно? Хотя нет, молчите, ничего не говорите, а вдруг вы неверно ответите и совершите ошибку!!!

Подойдите к доске, Хотя неееет. Вам нельзя!!!

Это ошибка идти с завязанными глазами. А потом, вдруг что- то случится непредвиденное, и в чём – то ошибётесь.

Лучше присядьте и никуда не ходите! Вот так сидите и слушайте. Хотя слушать надо не всегда, а вдруг это чей – то чужой секрет. Послушав его, вы совершите ошибку. Закройте уши.

-Комфортно вам было? Какие чувства испытали?

-Вот в таком виде пройдёт ваша жизнь. Вы не совершите ни одной ошибки.

-Хотите ли вы ТАК жить? (НЕТ) Почему? (Это не жизнь. Скучно. Это неправильно.)

-Сделаем ВЫВОД. Можно ли прожить жизнь, не совершая ошибки? (Нельзя прожить жизнь и не ошибиться ни разу.)

Ошибки в жизни бывают у каждого человека
– Как же избавиться от этого камня на душе?


– Что нужно предпринять? (признаться, найти пути решения, извиниться, чтобы не было стыдно, чтобы исправить ситуацию)
Из слов на доске мы соберём алгоритм, который поможет правильно поступить, если совершим ошибку. Будем подниматься по ступенькам.

-С какого слова начнём? (ОШИБКА).

— Можем ли мы исправить ошибку, не зная, что ошиблись? (Нет). Какой же следующий шаг? Какое следующее слово? (ОСОЗНАНИЕ)

Ребята, люди совершают разные ошибки: серьёзные и не очень, намеренно или случайно. Как вы думаете, что в такой ситуации самое главное? (Признаться в ошибке)

Как вы думаете, почему нужно признать ошибку? (признаваясь в ошибках, разрешив проблему, нам становится легче).

Какое следующее слово в алгоритме? (ПРИЗНАНИЕ)

А следующее. (ИСПРАВЛЕНИЕ)

— А зачем исправлять – то? (Чтобы исправить ситуацию. Чтобы не было стыдно.)

Легко ли это сделать?

Послушайте рассказ.

Рассказ «Осколки в сердце»

Однажды молодой человек шел по дороге и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше. Прошло 50 лет, Человек этот добился в жизни всего: и дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
– Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, –сказал человек.
– Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

— Как вы думаете, когда у него появились муки совести и почему он всю жизнь помнил об этом слепом старике?

— Итак, он носил эти осколки в своем сердце. Какие эмоции и чувства испытывает человек с осколками в сердце? (страх, вина, стыд, беспокойство, грусть, тревога, слезы).

— Избавился ли герой рассказа от этих осколков? Почему? (нашел в себе силы покаяться, признаться в ошибке)

— Что происходит с нашей душой, когда мы признаемся в ошибке? Какие чувства испытываем? (облегчение, спокойствие, умиротворение, душевную чистоту).

— Эти чувства будут каплями лекарства для нашего сердца. Куда же делись осколки? (пропали)

— Почему? (на душе стало легко, совесть успокоилась)

— А вы встречали в своей жизни человека, просящего подаяние?

— Как поступали вы? Другие?

— Как лучше всего поступить и почему?

-Что вы можете сказать об этом человеке?

— Как вы понимаете выражение «камень с души упал»?

Тренинг

А теперь возьми по пустой пакет. Это ваша душа. Лёгкий? Встань пройди к доске и обратно. Легко? Вот и по жизни легко идти с чистой совестью. А теперь представьте, что вы сказали или сделали что – то неправильно. Вы осознали это, признались себе в ошибке, но не попытались исправить. Положи в пакет КАМЕНЬ, что лежат на парте. Пройди теперь к доске и обратно. Тяжело? Что же делать? (Выложить камни.) Забыть ошибку? (ИСПРАВИТЬ).

-А если ничего исправить нельзя? (ИЗВИНИТЬСЯ).

-Мы выложили камень, а пакет остался таким же новым? (Нет, прорвался, запылился, потёрся).

-Приятно ли с ним идти?

-Вот так же и с нами. Порой люди думают, что извинились и дальше могут вести себя, как захотят. Ведь всегда можно сказать: «Извините, я больше не буду». А потом опять обижать, врать, бить, в общем вести себя неправильно.

— Приятно ли с ними общаться?( Нет. Они просто так извиняются.)

-Какая же последняя фраза в нашем алгоритме? (Попытаться меньше совершать ошибок. Стараться не совершать те же ошибки. Учиться на ошибках. )

— Ошибки в жизни бывают у каждого человека, но не все могут в них признаться. Совершить плохой поступок легко, тяжелее осознать, что ты не прав, раскаяться и попросить прощение. Но пока этого не сделал, человеку плохо, его гнетёт совесть,?

Игра «Дерево»

Посмотрите на это дерево, оно высохшее, без листочков, его лишили жизни вина и стыд (муки совести). Давайте попробуем пробудить дерево (души), поучимся признаваться в совершенных ошибках.

— Ребята, перед вами список различных человеческих качеств и чувств ( зеленые листочки с различными вариантами лежат на столе), выберите те чувства и качества, которые помогут вам преодолеть страх и признаться в своих ошибках. Прикрепите эти листочки к нашему деревцу.

(ребята украшают дерево, фоном звучит медленная, тихая, красивая музыка)

Качества:

Смелость,

желание,

уверенность,

сила,

воля,

храбрость.

раскаяние

самоосуждение

Порядочность

Искренность

Справедливость

гордость

Гнев

Ненависть

Зависть

Равнодушие

Трусость

Эгоизм

Предательство

Злость

— Давайте прочитаем, какие качества и чувства для признания в своих ошибках вы выбрали …

— Видите, наше дерево пробудилось, зазеленело, проснулось.

О чьих проблемах и ошибках легче говорить, о своих или чужих? (о чужих)

-Почему? Вспомните пословицу об этом.

( У других соринку видим в глазу, а у себя бревно не замечаем.)

Ситуации.

-Я вам предлагаю поработать над чужими ошибками и найти пути решения данных проблем.

1)Играя в футбол, я разбил окно у соседки-старушки. Боюсь признаться. Дайте совет, как поступить?

2) Вчера я получил двойку по математике и вырвал лист из дневника. Скоро родительское собрание, родители всё узнают. Лучше признаться заранее, как это сделать?

Тема нашего разговора «Легко ли признавать ошибки? »

-Ответили ли мы на все волнующие нас вопросы. ЛЕГКО ли признаться в ошибке? (Нет. НЕ всегда. Очень сложно.) А почему? (Стыдно. Страшно, что накажут. Смеяться будут.)

-Да, признаваться нелегко. А вот как поступите вы, если обидят вас, а потом искренне извинятся, попытаются исправиться? (Прощу. Подумаю, прощать ли, но скорее всего прощу).

-Вы правы. Надо не только уметь признавать и исправлять свои ошибки, но и ПРОЩАТЬ других.

Рефлексия – моделирование итога беседы

— Подходит к концу наша беседа. Давайте подведем итоги. Поставьте кубик на +, Если беседа именно для тебя была полезной и интересной. Если ты остался равнодушным к теме беседы, то свой кубик поставьте на —

Сегодня в память о нашей встрече я хочу подарить вам памятки по теме беседы и маленькие сердечки, которые наполнены человеческим участием, добротой и заботой для каждого из вас.

Помните

Главного глазами не увидишь,

зорко одно лишь сердце.

«Все люди ошибаются, но лишь сильные люди сознаются в ошибках и проблемах».

Всего вам доброго! Спасибо за работу!


Работа в группах по отрывкам из литературных произведениям

– Я вам предлагаю разбиться на две группы и поработать с чужими ошибками и попробовать найти пути решения данных проблем.

Н.Н. Носов «Огурцы».

  1. «Котька пришёл домой радостный:
    – Мама, я тебе огурцов принёс.
    Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках по два огурца.
    – Где ты их взял?
    – На огороде.
    – На каком огороде?
    – Там, у реки, на колхозном.
    – Кто ж тебе позволил?
    – Никто я сам нарвал.
    – Значит украл».

– Какой путь решения вы предлагаете? Почему? Как бы вы поступили на месте Котьки?

Л.Н. Толстой «Косточка».

  1. «Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё их нюхал. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё хотел съесть…Когда за столом никого не было Ваня не удержался и съел одну сливу.
    За обедом отец и говорит:
    – А что, дети, не съел ли кто-нибудь сливу?»

– Какой путь решения вы предлагаете? Почему? Как бы вы поступили на месте Вани?

– Что привело мальчиков к совершению данных ошибок?

Две ошибки, два исправления. Я хочу напомнить вам, как же заканчивались эти произведения:

  1. Н. Носов «Огурцы».

«– Иди, неси огурцы, или совсем уходи из дома, ты мне больше не сын! – сказала мама.
Уже было совсем темно. Котька шёл по улице и плакал. Ему было страшно. Сторож услышал и подошёл к нему.
– Ты чего плачешь?
– Дедушка я принёс огурцы обратно.
– А вы всё-таки огурцы стащили. Нехорошо. Давай огурцы и иди домой.
– Спасибо дедушка! Я пойду.
– Иди, иди, сынок.
Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и уже не спеша пошёл по деревне домой. На душе у него было радостно».

Л. Толстой «Косточка».

«Тогда отец за столом сказал:
– Что съел кто-нибудь из вас сливу, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал».

– В обоих произведениях дети признались, но у первого было радостно на душе, а второй заплакал. Почему такие разные эмоции? (Котька признался сам – чистосердечно, а Ваню заставили признаться обманом, т. е. его признание не было от чистого сердца).– Как нам легче признаться?

Беседа «Легко ли признаться в ошибке?»

1.Вступительная беседа.

(Слайд №1) Сегодня наша беседа посвящена теме: «Легко ли признаться в ошибке?»

Сегодня мы попытаемся найти ответы на следующие вопросы:

Какие бывают ошибки. Что делать, если ошибся? Стоит ли признаваться кому — либо в том, что совершил ошибку?)

(№2).

Ну что же, вопросов много. И прежде, чем попытаемся их решить, ответьте, а что такое «ошибка»? (Когда что- то неправильно сделал, сказал, как -то неправильно поступил.)

— Ошибки в жизни бывают у каждого человека, но не все могут в них признаться. Совершить плохой поступок легко, тяжелее осознать, что ты не прав, раскаяться и попросить прощение. Но пока этого не сделал, человеку плохо, его гнетёт совесть,?

— Совершали ли вы ошибки?

Бывают ли у вас моменты, когда вы понимаете, что не правы, но вам сложно признаться в этом? (Да.)

–Что вы при этом чувствовали? (тяжёло, «камень на душе»)

(№3).

— Такой камень мы сегодня символично изобразим. Какие эмоции и чувства испытывает человек, у которого «камень на душе»? (страх, тревога, грусть, трусость, слёзы)

– Как избавиться от этого камня на душе?

– Что нужно предпринять? (признаться, найти пути решения, извиниться, чтобы не было стыдно, чтобы исправить ситуацию)

(№4).

– Легко ли это сделать? Послушайте рассказ.

Рассказ «Осколки в сердце»

Однажды молодой человек шел по дороге и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше. Прошло 50 лет, Человек этот добился в жизни всего: и дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
– Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, – сказал человек.
– Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

— Как вы понимаете выражение «камень с души упал»? Можем ли мы сказать так сказать об этом человеке?

– Как вы думаете, почему нужно признать ошибку? (признаваясь в ошибках, разрешив проблему, нам становится легче).

– О чьих проблемах и ошибках легче говорить, о своих или чужих? (о чужих) Почему? (№5) Вспомните пословицу об этом. ( У других соринку видим в глазу, а у себя бревно не замечаем.)

Работа в группах по отрывкам из литературных произведениям

– Я вам предлагаю разбиться на две группы и поработать с чужими ошибками и попробовать найти пути решения данных проблем.

(№7) Н.Н. Носов «Огурцы».

  1. «Котька пришёл домой радостный:
    – Мама, я тебе огурцов принёс.
    Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках по два огурца.
    – Где ты их взял?
    – На огороде.
    – На каком огороде?
    – Там, у реки, на колхозном.
    – Кто ж тебе позволил?
    – Никто я сам нарвал.
    – Значит украл».

– Какой путь решения вы предлагаете? Почему? Как бы вы поступили на месте Котьки?

(№7) Л.Н. Толстой «Косточка».

  1. «Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё их нюхал. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё хотел съесть…Когда за столом никого не было Ваня не удержался и съел одну сливу.
    За обедом отец и говорит:
    – А что, дети, не съел ли кто-нибудь сливу?»

– Какой путь решения вы предлагаете? Почему? Как бы вы поступили на месте Вани?

– Что привело мальчиков к совершению данных ошибок?

– Две ошибки, два исправления. Я хочу напомнить вам, как же заканчивались эти произведения:

  1. (№8) Н. Носов «Огурцы».

«– Иди, неси огурцы, или совсем уходи из дома, ты мне больше не сын! – сказала мама.
Уже было совсем темно. Котька шёл по улице и плакал. Ему было страшно. Сторож услышал и подошёл к нему.
– Ты чего плачешь?
– Дедушка я принёс огурцы обратно.
– А вы всё-таки огурцы стащили. Нехорошо. Давай огурцы и иди домой.
– Спасибо дедушка! Я пойду.
– Иди, иди, сынок.
Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и уже не спеша пошёл по деревне домой. На душе у него было радостно».

  1. Л. Толстой «Косточка».

«Тогда отец за столом сказал:
– Что съел кто-нибудь из вас сливу, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал».

– В обоих произведениях дети признались, но у первого было радостно на душе, а второй заплакал. Почему такие разные эмоции? (Котька признался сам – чистосердечно, а Ваню заставили признаться обманом, т. е. его признание не было от чистого сердца).

– Как нам легче признаться?

5. Перенос ситуации на себя. Анализ чувств при разрешении проблемной ситуации.

(№ 9)–

Что происходит с нашей душой, когда мы признаёмся в проблеме или ошибке? Какие чувства вы испытываете? (облегчение, радость, удовлетворение, спокойствие)

Разноцветный цветок «раскалывает» камень раздвигая чёрные сегменты (каждый лепесток- чувство, наполняющее душу при решении проблемы или ошибки).

– Во что превратился наш чёрный камень? (в осколки проблемы)

– Почему? (сняли камень с души, он рассыпался, стало легко).

(№10) –

. Какой путь надо было пройти, чтобы признаться в проблеме? (увидеть проблему, найти мужество признаться и, признавшись, снять камень с души).

– Легко ли было признаться?
– Стоило ли это делать? Почему?

Порой люди думают, что извинились и дальше могут вести себя, как захотят. Ведь всегда можно сказать: «Извините, я больше не буду». А потом опять обижать, врать, бить, в общем вести себя неправильно. Приятно ли с ними общаться? ( Нет. Они просто так извиняются.)

Вместо чёрного камня теперь у нас красивый цветок, как символ того что с любой проблемой или ошибкой можно справиться, признавшись в ней.

(№11) Вернемся к теме беседы.

ЛЕГКО ли признаться в ошибке? (Нет. НЕ всегда. Очень сложно.) А почему? (Стыдно. Страшно, что накажут. Смеяться будут.) Да, признаваться нелегко. А вот как поступите вы, если обидят вас, а потом искренне извинятся, попытаются исправиться? (Прощу. Подумаю, прощать ли, но скорее всего прощу). Вы правы. Надо не только уметь признавать и исправлять свои ошибки, но и ПРОЩАТЬ других. (№12)

Круг общения.

— Что оказалось сегодня для вас полезным, интересным и познавательным?

– Закончить нашу беседу я хочу словами французского учёного Фонтинеля «Все люди ошибаются, но лишь сильные люди сознаются в ошибках и проблемах».

Рефлексия.
(прикрепить смайлик рядом с фразой, которая отражает ваше отношение к происходящему сегодня на уроке )

1. Беседа заставила задуматься.

2. Разговор многое прояснил.

3. Мне всё равно.

Спасибо за работу!

1. Беседа заставила задуматься.

2. Разговор многое прояснил.

Н.Н. Носов «Огурцы».

  1. «Котька пришёл домой радостный:
    – Мама, я тебе огурцов принёс.
    Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках по два огурца.
    – Где ты их взял?
    – На огороде.
    – На каком огороде?
    – Там, у реки, на колхозном.
    – Кто ж тебе позволил?
    – Никто я сам нарвал.
    – Значит украл».

Какой путь решения вы предлагаете? Почему? Как бы вы поступили на месте Котьки?

  1. Л. Толстой «Косточка».

«Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё их нюхал. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё хотел съесть…Когда за столом никого не было Ваня не удержался и съел одну сливу.
За обедом отец и говорит:
– А что, дети, не съел ли кто-нибудь сливу?»

Какой путь решения вы предлагаете? Почему? Как бы вы поступили на месте Вани.

Беседа с родителями на тему «Ошибки,
которые совершать нельзя»

Все родители воспитывают детей, исходя из
своего жизненного опыта, понимания жизни. Каждый из нас мечтает о том, что
он будет самым хорошим, самым умным и самым добрым в отношениях со своим
ребёнком. И часто это получается. Но бывают моменты, когда поведение ребёнка
ставит в тупик, раздражает; и мы делаем что-то такое, из-за чего бывает стыдно,
неуютно, и начинаешь ругать себя и клятвенно обещать себе, что этого впредь не
случится. Итак, какие же ошибки мы совершаем?

Ошибка первая — безразличие

«Делай что хочешь, мне все равно»

Мнение родителей:

     Когда я был маленьким, со мной не сюсюкались.
Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо
готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. 

Мнение педагогов:

   Ребёнок, чувствуя ваше безразличие, немедленно начнет
проверять, насколько оно «настоящее». Проверка, возможно, будет
заключаться в совершении проступков.  Ребенок ждет, последует ли за такой
поступок критика или нет. Получается, что вы оба «бегаете по замкнутому
кругу».  Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с
ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не
устраивает.

Ошибка вторая — слишком много строгости

«Ты должен делать то, что я тебе сказала. Я мама, я в доме
главная»

Мнение родителей:

Дети всегда должны слушаться родителей —
это самый важный в воспитании принцип. Альтернативы здесь не допустимы. Не
важно, сколько ребенку лет, старшеклассник он или дошкольник. Детям нельзя
давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Мнение педагогов:

Дети обязательно должны понимать, почему и
зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах,
которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может
беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и, игнорировать  все
запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости
можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы
спокойно все обсудим — почему и зачем».

Ошибка третья — детей надо баловать

«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по
силам»

Мнение родителей:

Мы готовы все сделать для нашего малыша,
ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство — так быстротечно,
поэтому оно должно быть прекрасно. Так приятно угадывать и исполнять любое
желание ребенка.

Мнение педагогов:

Избалованным детям очень тяжело приходится
в жизни. Излишняя опека и забота, в дальнейшем  может привести к
проблемам. Когда родители буквально предугадывают каждое движение, каждый
вздох, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот — он
ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это
сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», — вот один из
вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

  Ошибка четвёртая — навязанная роль

«Мой ребенок — мой лучший друг»

Мнение родителей:

Ребенок — главное в нашей жизни, он такой
смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий
взрослый.

Мнение педагогов:

Взрослые проблемы не должны ложиться на
плечи детей. Недопустимо втягивать их в конфликты, межличностные отношения
взрослых людей. Дети устроены так, что им интересно всё. Конечно же, они будут
выслушивать вас столько, сколько вы захотите. Скорее всего, они примут вашу
сторону. Малыши  готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо
того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные
проблемы так и остаются нерешенными.

Ошибка пятая — денежная

«Больше денег — лучше воспитание»

Мнение родителей:

У нас маленькая зарплата. Нет достаточных
средств, чтобы позволить побаловать ребёнка. Если бы у нас было больше денег,
мы дали ребёнку всё и сделали его более счастливым.

Мнение педагогов:

Любовь не купить за деньги — звучит
довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком
взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Буквально вытягиваются
в струночку, чтобы у их ребёнка было ничуть не хуже, чем у других. Но такие
родители не должны чувствовать угрызения совести за то, что не могут исполнять
все желания своего дитяти. На самом деле внимание, ласка, совместные игры и
общение намного важнее содержимого кошелька. И, если разобраться, совсем
не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для родителей
САМЫЙ-САМЫЙ.

Ошибка шестая — слишком мало ласки

«Поцелуи, объятия и прочие нежности не так уж и важны для
ребенка»

Мнение родителей:

Многие взрослые считают, что ласки
(поцелуи с мамой, объятия с папой) в детском возрасте могут привести в
дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и
поцелуев. Есть более нужные и серьезные вещи.

Мнение педагогов:

Дети любого возраста стремятся к ласке,
она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих
силах.  Есть мнение, что за весь день ребёнок должен получить не менее 10
прикосновений (поглаживание по голове, объятие, поцелуи) для хорошего
самочувствия и хорошего настроения. В противном случае ребёнок может испытывать
эмоциональный голод и думать, что его не любят.

Ошибка седьмая — ваше настроение

«Можно или нет? Это зависит от настроения»

Мнение родителей:

Неприятности на работе, плохие отношения в
семье, «так себе настроение». Как часто взрослые «выпускают пар» на
ребенка! Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом
сделать вид, что ничего не произошло или купить давно обещанную игрушку, и все
будет в порядке.

      Мнение педагогов:

Родители должны показывать малышу, что их
радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание
в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и
настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может
понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение.

Однако, если вы чувствуете, что себя не
переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня
хорошее настроение, тебе будет позволено делать все, что ты захочешь. А если
плохое, — постарайся быть ко мне снисходительным». 

Беседу для родительского
собрания подготовила:

Раднаева Е.А.

Педагог-библиотекарь ГБОУ
«Закаменская СКОШИ»

 Классный час «ЧЕЛОВЕК И ЕГО
МАНЕРЫ» 


Воспитательные задачи: расширить знания о правилах культурного поведения;
углубить понимание нравственного смысла этих правил; сформировать положительное
отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль. 
Ход классного часа 
I. Вводное слово. 
Учитель. Мы живем среди людей, и каждый ваш поступок, каждое ваше желание
отражается на людях. Нужно помнить, что существует граница между тем, что вам
хочется, и тем, что можно. Сейчас вам будет предложена сценка «Игорь на дне
рождения». (По возможности сценку могут разыграть заранее подготовленные
ученики.) Вам необходимо подметить все ошибки поведения Игоря, которые он будет
допускать. У вас есть листки и ручки, вы можете делать записи. 

II. Разыгрывание и обсуждение ситуаций. 
Ситуация 1. 
Ведущий. Игорь был приглашен на день рождения, он торопился, так как знал, что
опаздывать нехорошо. К двери он подошел до назначенного времени за 10 минут. 
Сценка: Игорь сильно стучит в дверь. Открывает хозяйка. 
Игорь (громко). Здравствуйте! (Перешагнув порог, наступил хозяйке на ногу.)
Извините. Поздравляю с днем рождения! (Протягивает завернутый подарок и
облегченно вздыхает. Раздевается. Сначала снял пальто, потом шапку.) 
Хозяйка. Проходите. 


Хозяйка идет на кухню, Игорь идет за ней и рассказывает. 
Игорь. А вы знаете, я сейчас заходил в магазин… (Дает советы хозяйке.) Хлеб
надо резать тоненькими ломтиками, а селедку надо украшать зеленым луком. 
Хозяйка и Игорь садятся за стол. Игорь сел, расстелил салфетку на коленях, нож
взял в правую руку, а вилку – в левую, но, перекладывая вилку в другую руку, он
уронил нож и тут же извинился. 
Хозяйка. Ничего, не стоит беспокоиться. 
Игорь (обращаясь к хозяйке). Все было вкусно, но моя мама готовит лучше. 
Все улыбнулись, а Игорь начал рассказывать разные истории. Хлеб брал вилкой,
сначала угощал всех, потом брал себе. Каждое блюдо не доедал. Насытившись,
отодвинул от себя тарелку. 
Игорь. Ух, сыт. (Встает и выходит из-за стола.) 
Учитель. Итак, выясним, сколько и какие ошибки сделал Игорь. Начинаем по
порядку сценки. (Один ученик отмечает на доске.) 
1. Его приход | | | | | | 
2. На кухне | | | 
3. За столом 10 
ВСЕГО: 21. (Учащиеся принимают участие в обсуждении.) 
Анализ ситуации. 
Ведущий. Как известно, правило идти впереди своей спутницы, поднимаясь по
лестнице и спускаясь по ней, возникло во времена свечного освещения, когда
впереди шел мужчина со свечой в руке, чтобы освещать путь даме. 
Учитель. В настоящее время освещение электрическое. Такая необходимость отпала,
но правило все-таки осталось. Почему? Может быть, ему пора отмереть? 
Идет обсуждение. 
Ведущий. Вывод: при соблюдении этого правила можно оказать помощь своей
спутнице. 
Ситуация 2. 
Ведущий. Вы все знаете, что рукопожатие возникло в середине века, когда рыцари
при встрече, проявляя свои миролюбивые намерения, снимали перчатку и
протягивали руку вперед, обнажая ладонь. Тем самым они показывали, что там нет
оружия. 
По той же самой причине они снимали при встрече головной убор. Дама никогда не
была рыцарем, поэтому к ней эти правила не имели никакого отношения. Однако на
сегодня мы замечаем, что это правило начинает относиться и к женщинам. Мужчины
при рукопожатии снимают перчатку и не снимают лишь ту, которая тонкая, плотно
облегает руку. Снимают и головной убор, если снимается верхняя одежда. 
Учитель. Как вы объясните наличие таких правил? Есть ли в них какой-то смысл? 
Ученики вступают в беседу. 
Ведущий. Мальчики сначала снимают головной убор, потом пальто. Девочки –
сначала снимают пальто, потом головной убор. 
Ситуация 3. 
Учитель. И все-таки порою кажется, что люди слепо соблюдают правила, заучивая
их как традиции. 
Ведущий. Например, есть правила обращения с приборами за столом. Если ты во
время еды за столом перестал пользоваться приборами, ты можешь сложить их
параллельно, но не на тарелку (демонстрация). А если ты уже поел и сыт, то
положи приборы на тарелку крест накрест (демонстрация). На первый взгляд, это
правило настолько условно и традиционно, что хочется от него отказаться. 
Учитель. Каково ваше мнение? 
Идет обсуждение. 
Ведущий. Правило обращения с приборами всем известно, оно нужно, так как
освобождает от неудобных и излишних ситуаций: уговора, угощений, закармливания
и т. п. Приборы в таком положении на тарелке находятся устойчиво. Итак, в
каждом правиле поведения есть свой смысл. 
Учитель. Но тогда возникает вопрос: можно ли запомнить все эти правила? Ведь их
очень много, а жизненных ситуаций еще больше. Как же быть: учить наизусть,
записывать в дневник и каждый раз сверяться, правильно ты поступил? 
Идет обсуждение. 
Ведущий. Вывод: 
1) надо не забывать, что вокруг тебя люди, которым нельзя мешать; 
2) надо стараться оказывать помощь окружающим людям; 
3) надо стараться не портить им настроение и самочувствие. 
Совершенно правильно, давайте теперь эти выводы проверим на следующих жизненных
ситуациях. 
Ситуация 4. Девочка пьет чай и размешивает чай, кофе не касаясь стенок. Почему? 
Идет обсуждение. 
Вывод: чтобы не мешать окружающим. 
Ситуация 5. Гости приносят подарки имениннику в развернутом виде. Как поступить
имениннику? Всех благодарить, хотя, может быть, вещь не нравится? Да, он
благодарит. Почему? 
Идет обсуждение. 
Вывод: гости хотели сделать приятное и именинник не должен огорчать их. 
Ситуация 6. Прохожий обронил какой-то предмет. Кто ближе, тот поднимает. Зачем
существует такое правило? 
Идет обсуждение. 
Вывод: помочь человеку. Не известно, может ли он нагнуться, да и заметил ли он? 
Ситуация 7. В транспорте сидит ученик. Входит девочка. а) Он встает, говорит:
«Присаживайтесь, пожалуйста», в ответ: «Спасибо»; б) он встает, уступив ей
место незаметно. Какое из этих решений вам больше нравится? 
Идет обсуждение. 
Вывод: второе, чтобы вежливость не была добродетельной. 
III. Обобщение. 
Учитель. Повторим общие правила:

·                                
 Не
мешать окружающим людям.

·                                
 Быть
приятным окружающим людям.

·                                
 Не
докучать им своим навязчивым вниманием.

·                                
 Помогать
окружающим.

·                                

Классный час на тему: Человек и его манеры.

Форма проведения : беседа.

Воспитательные задачи:

1. Расширить знания о культуре поведения.

2.Раскрыть понимание нравственного смысла данных правил.

3. Сформировать положительное отношение к правилам культуры поведения.

Подготовительный этап:

1.Предлагаю учащимся специально составленный рассказ о незадачливом герое, который, не зная правил поведения, постоянно их нарушал. Дети должны отметить ошибки в поведении героя.

Например, такой рассказ. » Коля спешил, он знал, что опаздывать нехорошо. К дверям он подошёл за десять минут до назначенного срока. Сильно нажал звонок. Дверь открыла хозяйка. Коля громко поздоровался, перешагнул порог, наступил хозяйке на ногу, извинился. Поздравил её с днём рождения, протянул подарок аккуратно завернутый в газету и стал снимать пальто. Затем снял шапку. Хозяйка пригласила его пройти. Коля пошёл за ней на кухню. Стал развлекать её разговорами и дал два совета. За столом он пользовался приборами, а не ел руками. Салфетку разложил на коленях, держал нож в правой руке, а вилку — в левой. Коля попробовал все блюда и произнёс: » Всё очень вкусно. Но моя мама готовит лучше». Затем он стал рассказывать смешные истории. Коля следил за собой: брал хлеб только вилкой. сначала угощал всех, потом накладывал себе еды.

Когда он наелся, то сказал:» Спасибо. Ух, наелся». Отодвинул от себя тарелку подальше, встал, вышел из-за стола. »

2.Содержательная часть

Провожу анализ рассказа и вместе подсчитываем ошибки ,которые заметили дети.

Так ли уж необходимо знать эти правила? Каков их смысл?

Затем называю правила поведения — ребята находят их внутренний смысл, так чтобы принять только те правила поведения, в ценности которых убеждаются.

Первый вопрос. Правило идти впереди своей спутницы, поднимаясь по лестнице и спускаясь по ней, возникло во времена свечного освещения, когда впереди шёл мужчина, чтобы держать свечу впереди и освещать путь даме. В настоящее время освещение электрическое. Такая необходимость отпала. Но правило всё — таки осталось. Почему? Может быть, оно не нужно? ( ответы учащихся)

Второй вопрос. Некоторые правила возникли в силу обстоятельств, теперь сохранились потому, что оказались удобны на все времена. Но при всём при этом не совсем ясны изменяющие правила. Рукопожатие возникло в средние века, когда рыцари при встречи, проявляя свои миролюбивые намерения, снимали перчатку и протягивали руку вперёд, обнажая ладонь, показывая тем самым , что там нет оружия. По этой же причине мужчины снимали и головной убор. ( отвечая на вопрос о необходимости правила, ученики находят этический и гигиенический смысл в проявившихся правилах поведения)

Третий вопрос. Правило обращения со столовыми приборами. Если во время беседы за столом человек перестал пользоваться столовыми приборами их можно сложить параллельно на тарелку. А если человек уже поел и сыт, можно положит приборы на тарелку крест — накрест. ( в данном правиле дети находят смысл: люди освобождают себя от неудобных и излишних ситуаций уговаривания.)

Четвёртый вопрос. В каждом правиле есть свой смысл, но правил очень много. Как быть ? Учить наизусть ? Учащиеся предлагают следующие решения: надо помнить , что вокруг тебя много людей, которым не надо мешать. не портить настроение и по человечески помогать.

Пятый вопрос. Детям предлагаю жизненные ситуации, чтобы проверить их предложения.

Ситуация первая : на столе чашка с воображаемым чаем. Одна из учениц » пьёт чай». Почему, размешивая чай, не надо касаться краёв чашки? Почему надо делать это тихо? ( ответы, чтобы не мешать другим людям)

Ситуация вторая: имениннику гости вручают подарки в развёрнутом виде. Он их благодарит, уверяя, что очень рад подарку. Почему? ( ответы гости хотели сделать имениннику приятное)

Ситуация третья: в воображаемом транспорте сидит ученик, увидев входящую девочку, он встаёт и отходит в сторону, уступив ей место незаметно. ( ответы ребят : чтобы вежливость не докучала человеку).

3.Заключительная часть.

Вместе с детьми делаю обобщение на основе рассмотренных ситуаций: если пользоваться самыми общими правилами — принципами, то не надо заучивать наизусть правила культуры поведения, можно самому догадаться, как следует поступать в каждом случае.

Дети ещё раз читают рассказ о Коле и находят ошибки, которые раньше не заметили. И комментируют их с позиции новых правил — принципов.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/524567-klassnyj-chaschelovek-i-ego-manery

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Безударные гласные найди ошибки
  • Белковая ошибка индикатора
  • Безопасность пациента и врачебные ошибки
  • Белки выполняют огромное число функций найдите допущенную ошибку
  • Безрукавные жилеты где ошибка