Багги это ошибка

#Руководства


  • 0

Что такое баги, ворнинги и исключения в программировании

Разбираемся, какие бывают типы ошибок в программировании и как с ними справляться.

 vlada_maestro / shutterstock

Евгений Кучерявый

Пишет о программировании, в свободное время создаёт игры. Мечтает открыть свою студию и выпускать ламповые RPG.

Многим известно слово баг (англ. bug — жук), которым называют ошибки в программах. Однако баг — это не совсем ошибка, а скорее неожиданный результат работы. Также есть и другие термины: ворнинг, исключение, утечка.

В этой статье мы на примере C++ разберём, что же значат все эти слова и как эти проблемы влияют на эффективность программы.

Словом «ошибка» (англ. error) можно описать любую проблему, но чаще всего под ним подразумевают синтаксическую ошибку некорректно написанный код, который даже не скомпилируется:

//В конце команды забыли поставить точку с запятой (;)
int a = 5

Компилятор тут же скажет, что в коде ошибка и скорее всего не хватает запятой или точки с запятой.

Также существуют ворнинги (англ. warning предупреждение). Они не являются ошибками, поэтому программа всё равно будет собрана. Вот пример:

int main()
{
   //Мы создаём две переменные, которые просто занимают память и никак не используются
   int a, b;
}

Мы можем попросить компилятор показать нам все предупреждения с помощью флага -Wall:

Предупреждения не являются чем-то критичным, но могут иметь негативные последствия. Например, ваша программа будет использовать больше памяти, чем должна. Так как C++ нужен в том числе и для разработки высоконагруженных систем, этого допускать нельзя.

После восклицательного знака в треугольнике количество предупреждений

Третий вид ошибок — ошибки сегментации (англ. segmentation fault, сокр. segfault, жарг. сегфолт). Они возникают, если программа пытается записать что-то в ячейку, недоступную для записи. Например:

//Создаём константный массив символов 
const char * s = "Hello World";
//Если мы попытаемся перезаписать значение константы, компилятор выдаст ошибку
//Но с помощью указателей мы можем обойти её, поэтому программа успешно скомпилируется
//Однако во время работы она будет выдавать ошибку сегментации
* (char *) s = 'H';

Вот результат работы такого кода:

Мы выяснили, что баг — это не совсем ошибка, а скорее неожиданное поведение программы или результат такого поведения. Баги могут быть чем-то забавным или неприятным. Например, как в играх:

Но они могут привести и к более серьёзным последствиям. Если неправильно спроектировать работу многопоточного приложения, то потоки будут постоянно опережать друг друга. Например, сообщение об ошибке из одного потока может опоздать на миллисекунду, из-за чего второй поток подумает, что никакой ошибки не было, и продолжит работу.

Если ваш код приводит в действие какое-нибудь потенциально опасное устройство, то ценой такой ошибки может быть чья-нибудь жизнь. Такое случилось с кодом для аппарата лучевой терапии Therac-25 — как минимум два человека умерло и ещё больше пострадали из-за превышения дозы радиации.

Также во время работы программы могут возникать ситуации, которые мешают корректной работе программы. Например, если вы просите пользователя ввести число, а он вводит строку.

Конвертировать введённое значение не всегда возможно, поэтому функция, которая занимается преобразованием, «выбрасывает» исключение (англ. exception). Это специальное сообщение говорит о том, что что-то идёт не так.

Если разработчик не описывает логику работы программы при вы выбрасывании исключения, то программа аварийно закрывается. Подробнее мы рассказали об этом в статье про ввод и конвертацию в C++.

Одно из самых известных исключений — переполнение стека (англ. stack overflow). В честь него даже назвали сайт, на котором программисты ищут помощь в решении своих проблем.

int main()
{
   //Бесконечная рекурсия - одна из причин переполнения стека вызовов
   main();
}

Компилятор C++ при этом может выдать ошибку сегментации, а не сообщение о переполнении стека:

Вот аналогичный код на языке C#:

class Program
{
   static void Main(string[] args)
   {
       Main(args);
   }
}

Однако сообщение в этот раз более конкретное:

В обоих случаях программа завершается, потому что не может дальше корректно работать.

Похожая ситуация — переполнение буфера (англ. buffer overflow). Она происходит, когда записываемое значение больше выделенной области в памяти.

//Пробуем записать в переменную типа int значение, которое превышает лимит
//Константа INT_MAX находится в библиотеке climits
int a = INT_MAX + 1;

Обратите внимание, что мы получили предупреждение об арифметическом переполнении (англ. integer overflow):

Тем не менее программа скомпилировалась. Если же такая ситуация возникнет во время вычислений, то мы можем не получить предупреждения.

Арифметическое переполнение стало причиной одной из самых дорогих аварий, произошедших из-за ошибки в коде. В 1996 году ракета-носитель «Ариан-5» взорвалась на 40-й секунде полёта — потери оценивают в 360–500 миллионов долларов.

К сожалению, вручную всё это заметить и исправить не получится. Однако существуют различные инструменты и технологии, которые могут помочь.

Один из таких инструментов — отладчик. Он помогает контролировать ход работы программы, чтобы отслеживать разные показатели.

Второй, более эффективный метод — unit-тесты. Они представляют из себя набор описанных ситуаций для каждого компонента программы с указанием ожидаемого поведения.

Например, у вас есть функция sum (int a, int b), которая возвращает сумму двух чисел. Вы можете написать unit-тесты, чтобы проверять следующие ситуации:

Входные данные Ожидаемый результат
5, 10 15
99, 99 198
8, -9 -1
-1, -1 -2
fff, 8 IllegalArgumentException

Если какой-то из этих тестов не пройден, вы узнаете об этом и сможете всё исправить. Это намного быстрее, чем проверять всё вручную.

Ошибок существует слишком много. При этом самые опасные тяжелее обнаружить, что только усугубляет ситуацию.

Как зарабатывать больше с помощью нейросетей?
Бесплатный вебинар: 15 экспертов, 7 топ-нейросетей. Научитесь использовать ИИ в своей работе и увеличьте доход.

Узнать больше

Что называют багом

Представьте, что вы решаете уравнение. Задача — найти x, и вы делаете всё, чтобы добиться этого: используете переменные, находите дискриминант, обращаетесь к теореме Виета. И вроде ответ найден, но когда вы подставляете значение x в уравнение, то понимаете, что ошиблись.

Примерно то же самое происходит с программистом, который запускает код, а тот не выдаёт нужный результат. Где-то закралась ошибка, и поэтому программа работает неверно. Совсем как то уравнение. Эту ошибку, которая не даёт коду работать, на сленге программистов называют багом.

Баг — это ошибка в коде, из-за которой возникает сбой программы.

При этом не всякую ошибку кода можно назвать багом. Если программа не работает совсем, это не тот случай. Обычно это слово используют для ошибок, при которых код запускается, но даёт неправильный результат. И если такое случается, специалист проверяет каждую строку, чтобы найти и исправить её. Такой процесс называют дебаггингом.

Давайте разберём пример бага и заодно сделаем его дебаггинг. Возьмём простой код на Python. Его задача — делить одно число на другое, но мы специально сделаем условия невыполнимыми, чтобы программа работала неверно. Для этого попросим её разделить 10 на 0. Вот этот код:

def divide_numbers(num1, num2):

result = num1 / num2

print("Ответ: " + result)

divide_numbers(10,0)

Такая программа не будет работать верно: появится ошибка (ZeroDivisionError). Чтобы исправить это, мы можем добавить в код проверку деления на ноль. С ней программа сначала удостоверится, что num2 не равен нулю, и только потом начнёт вычислять. Так мы избежим программной ошибки, и код будет работать верно.

А вот исправленная версия:

def divide_numbers(num1, num2):

if num2 !=0:

result = num1 / num2

print("Ответ: " + str(result))

else:

print("Нельзя делить на ноль")

divide_numbers(10,0)

Это интересно

Термин «баг» произошёл от английского bug. Этот термин переводится как «жук» и тянется корнями в 50-е годы. Тогда создательница первого в мире компилятора Грейс Хоппер обнаружила, что у компьютера Mark II закоротило контакты из-за севшей на них бабочки.

Стартуй в программировании прямо сейчас

Реши свою первую настоящую задачу на JavaScript и поделись крутым результатом с друзьями

Стартуй в программировании прямо сейчас

Где обитают баги

Баги встречаются в разных продуктах: на сайтах, в играх, в ПО. А ещё они могут возникнуть на любой стадии создания продукта — от первых этапов разработки до готовой программы, которая уже давно перешагнула релиз. И это нормально.

Давайте рассмотрим примеры багов в разных случаях и заодно выясним, откуда они берутся.

На веб-страницах

Вы точно хотя бы раз сталкивались с ошибками на сайтах. Например, с неработающими ссылками или со страницей в петле бесконечной загрузки. Такие баги бывают разными: одни лишают ресурс функции, другие могут вообще закрыть к нему доступ. При этом сами баги могут возникнуть на стороне как сервера, так и клиента.

Вот ещё несколько примеров таких багов:

  • не работают кнопки;

  • ссылки на сайте ведут не туда, куда должны;

  • опечатки в тексте;

  • смещается вёрстка на экранах разного формата;

  • неверно работают анимации и т. д.

В видеоиграх

Некоторые ошибки в играх — это лишь повод для мемов и шуток в гейм-сообществе. Многие из них выглядят забавно и не рушат удовольствие от процесса. Так, например, легендарным стал баг в Skyrim, при котором от удара великана Довакин регулярно пробовал себя в роли астронавта. Или ещё один из той же игры, который позволял надеть ведро на голову NPC, чтобы спокойно обокрасть их.

О других же багах игроки вспоминают с зубным скрежетом, потому что те делают проект неиграбельным. Так, игра Vampire: The Masquarade — Bloodlines на релизе была забагованной настолько, что играть в неё было нереально. И лишь годы спустя стараниями фанатов она заслужила свой титул шедевра RPG.

Можете быть уверены, вы наткнулись на ошибку в компьютерной игре, если заметили, что:

  • неверно отображаются текстуры;

  • игровые модели двигаются не так, как должны, или деформируются;

  • пропадает текст или аудио;

  • персонаж игрока проваливается сквозь текстуры или застревает в них;

  • пропадают или не завершаются квесты и т. д.

Когда разработчики находят ошибку, они исправляют её через патчи.

В программном обеспечении

И хотя разработчики тестируют программы на баги до релиза, они появляются и после. Специалисты могут найти их сами или через сообщения об ошибках от пользователей. Для последнего варианта даже существует особая система — bug bounty. Так называют вознаграждение, которое разработчики выплачивают пользователю, если тот найдёт критичный баг. Позже такие ошибки исправляют в новых версиях.

Вот несколько признаков, что вы столкнулись с такой ошибкой в приложении:

  • оно зависает или вылетает;

  • неверно работают некоторые функции;

  • приложение не открывается;

  • ПО некорректно работает в конкретной операционной системе и т. д.

Новое

Что такое GitHubЧитать →

Выберите идеального наставника по программированию

15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения

Выберите идеального наставника по программированию

Виды багов

У багов есть несколько классификаций по разным критериям. Самый очевидный — это их сложность. Так, некоторые баги могут быть безобидными и почти не мешают пользователю. Другие же непредсказуемы. Они отнимают важные функции, блокируют ресурс или угрожают персональным данным.

Также баги делят на виды по их сущности. Разберёмся в некоторых из них с помощью таблицы ниже.

Виды багов по их природе

Вид бага

Что означает

Пример

Функциональный

Баг, при котором действия пользователя не совпадают с их результатом

Пользователь нажимает на кнопку «Личный кабинет», а попадает в раздел «Корзина»

Визуальный

Баг, из-за которого деформируется интерфейс приложения или веб-страницы

Кнопка и её надпись разъехались в разные стороны

Логический

Баг, при котором приложение или сайт нарушают логику

Сайт разрешает установить слишком старую дату рождения, например 1700 год. Или, наоборот, дату из будущего

Дефект UX

Баг, при котором неудобно пользоваться приложением или сайтом

Слишком мелкие или близко расположенные друг к другу кнопки

Баг нагрузки

Баг, при котором приложение или сайт не справляются с большим количеством входящего трафика

Приложение социальной сети не работает или зависает из-за наплыва пользователей

Баг производительности

Баг, который делает приложение «прожорливым» до памяти, заряда и т. д.

Во время сессий в мобильной игре смартфон разряжается гораздо быстрее, чем в других играх

Как избежать багов

Баги и другие ошибки — это обыденность для разработчиков. У языков программирования слишком много нюансов, чтобы избегать их полностью. К тому же существует человеческий фактор и ещё много других, которые влияют на появление багов.

И всё же разработчики стараются сделать так, чтобы их было мало. А ещё снизить риски от них, чтобы не ставить на кон репутацию компании, персональные данные и бюджеты. Для этого они:

  • ответственно подходят к написанию кода, проверяют его на опечатки;

  • заранее закладывают в код необычные сценарии, если это возможно;

  • тестируют приложение на разные сценарии, в т. ч. на необычные;

  • проводят юнит-тестирование, где проверяют каждый отдельный элемент приложения;

  • занимаются поддержкой, следят за репортами от пользователей, вовремя исправляют баги, выпускают патчи и новые версии.

Это важно

Ошибаться может быть неприятно, но полностью избежать этого не получится. Важно смириться с тем, что баги будут, и воспринимать это как опыт. Он важен для каждого начинающего разработчика.

Кто спасает ПО от багов: профессия «Тестировщик»

В больших командах и студиях программисты не тестируют свои проекты сами. Этим занимаются отдельные специалисты — тестировщики. Их задача — работать с игрой, приложением или сайтом и проходить разные сценарии, которые могут произойти с пользователем. А потом следить, как поведёт себя продукт. И если случится баг, тестировщик опишет его и составит баг-репорт.

Баг-репорт — подробное сообщение об ошибке, её причинах и локализации.

На вопрос, трудно ли стать тестировщиком, ответа нет. Всё зависит от того, какое направление выберет кандидат, а ещё — от сложности проекта. Но в целом каждый тестировщик должен:

  • уметь работать с инструментами для баг-трекинга: Jira, Bugzilla и т. д.;

  • знать свой продукт — игру, приложение, программу, сайт и т. д.;

  • иметь навыки тестирования, знать классификацию багов, уметь работать с баг-репортами;

  • быть знаком с языком программирования, код на котором он тестирует.

Также, если тестировщику важно уметь оценивать производительность, стоит изучить базы данных и SQL.

В этой статье мы разобрались, что такое баги, где их можно обнаружить и кто с ними борется. Если и вы хотите в будущем стать тестировщиком, начните с изучения кода. Это один из самых важных навыков для специалистов в IT.

На курсах программирования в Skysmart Pro вы сможете выбрать перспективный язык и изучить его синтаксис. А ещё сможете работать над собственными проектами на каждом этапе курса так, чтобы к его окончанию создать целое портфолио. Первый вводный урок — бесплатно!

Баг (bug) – это ошибка в коде или в работе программы. Разработчики описывают этим сленговым словом ситуацию, когда что-то работает неправильно, выдает неверный или непредсказуемый результат.

Не любую ошибку можно назвать багом. Этот термин обычно применяют, когда код работает, но некорректно. При этом программа запускается и даже что-то делает, в отличие от, например, синтаксической ошибки, из-за которой код попросту не запустится.

Программу с багами называют забагованной. А отладку кода – дебаггингом, то есть избавлением от багов.

Слово bug в переводе с английского означает «жук». Оно пришло в программирование из сленга инженеров, которые называли багами ошибки при работе электронных схем. А в 1947 году создательница первого компилятора Грейс Хоппер обнаружила в компьютере Mark II бабочку, закоротившую контакты. В журнале происшествий написали: «Первый случай, когда был найден настоящий баг». Так термин закрепился в компьютерной сфере.

Рукописная запись с багом, то есть с жуком
Сейчас записи вместе с бабочкой находятся в Национальном музее американской истории

Где встречаются баги

В разработке и тестировании. Разработчики регулярно сталкиваются с багами: современные программные продукты – сложные, а в языках программирования много неочевидных вещей. Поэтому столкнуться с багами легко. Чаще всего они становятся следствием неверного употребления команд, неправильно реализованных алгоритмов или ошибок в дизайне программы. Часть багов находят еще при разработке, другие – на этапе тестирования или даже после выпуска продукта.

В готовом программном обеспечении. Даже уже выпущенные программы часто бывают не лишены багов. Некоторые из них очень известные, возникают у многих, даже имеют собственные имена. Есть и уникальные ошибки, которые встречаются однократно. Часто баги зависят от внешних параметров: например, в одной версии операционной системы программа работает корректно, а в другой – нет.

В играх. Отдельной категорией можно назвать баги в видеоиграх: ситуации, когда игровые сцены или персонажи работают не как надо. Примеров множество: двери, которые не могут открыться, внезапные вылеты игры при достижении определенного момента, персонажи, застрявшие в текстурах или зависшие на одном месте. Даже некоторые игры, которые считаются культовыми, на этапе выхода были очень забагованными.

Баг в игре, лицо во все небо
Известный смешной баг игры Mount and Blade: из-за сбоя в файлах игры вместо неба отображалось огромное лицо

На сайтах. Современные сайты такие гибкие и функциональные благодаря скриптам, написанным на языках программирования. В браузере работает JavaScript, на сервере языки могут быть разными: PHP, Python, Ruby и другие. Баг может возникнуть и на стороне сервера, и в клиентской части сайта – иногда его замечают только после выпуска в продакшн. Есть даже понятие bug bounty: вознаграждение, которое компания выплачивает пользователю, нашедшему критичный баг в информационной безопасности.

Кто сталкивается с багами

В широком смысле встретить баг может любой человек, который пользуется компьютером или смартфоном. Ведь и в готовом ПО ошибки не исключены. В более узком – баги находят разработчики, они же занимаются их исправлением.

Если команда разработки пропустила ошибку, ее ищут на следующем этапе – тестировании. Тестировщики пытаются неочевидными способами воспользоваться программой, чтобы отыскать скрытые ошибки. Найденные баги описываются в специальном отчете – он называется баг-репорт. Отчет тестировщики отправляют разработчикам, чтобы те исправили ошибки.

Из-за чего возникают баги

Мы выяснили, что такое баг. Теперь поговорим о причинах, из-за которых они появляются.

  • Первая и наиболее распространенная причина – ошибка разработчика. В IT-среде есть шутка: «Кто же победит: человек, венец природы… или крохотная забытая скобочка?». Маленькие недочеты могут быть очень критичными. Если поставить плюс вместо минуса в простейшем математическом вычислении, то получится совершенно другой результат.
  • Иногда причиной багов становится незнание. Например, разработчик был не в курсе специфического поведения какой-нибудь конструкции в языке, поэтому воспользовался ею не совсем корректно.
  • Часто баги возникают, если в команде программистов нет слаженности. Один не понимает, что написал другой, правит код по своему усмотрению и получает некорректное поведение программы.
  • Наконец, дизайн программы и архитектурные ошибки тоже могут быть причиной багов. Использование неоптимальных алгоритмов, ведущих к сбоям, неверный выбор инструментов – все это может привести к забагованности.
История одного неочевидного бага
Известный в интернете забавный случай показывает, насколько неочевидными бывают баги

Ворнинги, вылеты, исключения: чем отличаются от багов

Ошибки бывают разными, и это не только баги. Вот с чем еще может столкнуться программист.

Предупреждение. Это не совсем ошибка. Это скорее сообщение о риске некорректной работы. Не все предупреждения действительно указывают на что-то опасное. Например, линтеры – программы для написания чистого кода – выдают предупреждения, если человек пишет в «неправильном» стиле. На сленге предупреждения называют ворнингами от английского warning.

Исключение. Exception, или исключение, – это встроенный механизм защиты от ошибок в языках программирования. Программа выдает сообщение, что что-то пошло не так. Условия для исключений пишут сами программисты. Например, ставят защиту на ввод: если пользователь введет строку вместо числа, выбросится исключение.

Преимущество этого механизма в том, что он помогает обрабатывать проблемные ситуации еще до их появления и не допускать появления багов. Разработчик пишет, как должна вести себя программа, если столкнется с исключением. К примеру, в случае со строкой вместо числа можно прописать, чтобы программа сообщила пользователю об ошибке и попросила ввести данные в корректной форме.

Вылет. Так называют ситуацию, когда программа экстренно завершает работу из-за ошибки. Вылет может сопровождаться сообщением о сбое. Причины разные: начиная от ошибок в коде и заканчивая недостаточной мощностью компьютера, который не справляется с «тяжелой» программой.

Синтаксическая ошибка. Самый простой вариант: разработчик допустил опечатку в синтаксисе и неправильно написал какую-то конструкцию, поэтому программа не собралась. Запись оказалась неизвестна компилятору или интерпретатору. В таком случае среда программирования говорит разработчику о синтаксической ошибке и указывает, где ее искать.

Какими бывают баги

Разработчики классифицируют баги по нескольким категориям. Некоторые – скорее шуточные, другие обсуждаются всерьез. А у некоторых распространенных багов даже есть свои названия.

  • Опечатка – простейший вариант. Разработчик случайно пишет не то, и вся программа работает неправильно.
  • Бесконечный цикл – ситуация, когда условие для выхода из цикла никогда не наступает, и программа виснет.
  • Переполнение буфера – явление, когда программе перестает хватать памяти, и она начинает пользоваться памятью за пределами выделенного ей количества.
  • Состояние гонки – баг многопоточных приложений, когда несколько потоков одновременно обращаются к одному и тому же элементу и как бы «соревнуются» за доступ. Результат непредсказуем.
  • Количественный баг – ошибка при работе с большим количеством действий, когда при многократных повторениях появляются баги. Например, большое количество данных распределяется неравномерно.
  • Демонстрационный эффект – явление, когда программа работала нормально на этапе написания, но сломалась при демонстрации. Зачастую возникает из-за недостаточного тестирования и невнимательности: разработчик не учел какой-то сценарий.

Баги – это очень плохо?

Баги бывают забавными, не приносящими серьезного вреда. Некоторые из них, особенно игровые, порождают мемы и шутки. Но бывают и очень опасные баги, чреватые потерей денег или даже риском для жизни.

Например, баг в медицинском оборудовании может привести к трагедии. Баг в коде сайта – к утечке огромного бюджета: так было, когда блокчейн-компания Compound случайно отправила своим пользователям почти 90 миллионов долларов. А самый дорогой баг в истории – арифметическое переполнение в программной начинке ракеты-носителя «Арион-5», из-за которого ракета взорвалась в полете.

Конечно, критичность багов зависит от сферы. Если отрасль разработки связана с большими финансами или жизненно важным оборудованием, проверка качества кода в этой отрасли очень жесткая. Ведь цена ошибки очень велика.

Баг на табло, вместо 2000 года показывает 1900
Знаменитая «проблема 2000 года» или Y2K: когда наступил 2000 год, многие компьютеры по всему миру восприняли его как 1900

Как избежать багов

Мы уже выяснили, что критичные баги несут опасность. Поэтому разработчики стараются не допускать их в готовом продукте:

  • отлаживают программу еще на этапе создания. Хороший разработчик еще при написании кода учитывает возможные нештатные ситуации в его работе, проверяет его и пишет исключения;
  • тестируют для любых ситуаций, в том числе нетривиальных. В свою очередь тестировщики находят неочевидные ситуации, в которых программа может сломаться, и сообщают о них;
  • проводят юнит-тестирование для каждого компонента. Это отдельное тестирование разных частей кода – юнитов. Оно помогает понять, корректно ли работают эти компоненты – это более глубокий уровень. Ведь ошибка в одном компоненте может вызвать баги во всей программе.

Для начинающего разработчика главное – внимательность, потому что частая причина багов – опечатки. А они вероятнее, если человек еще не привык писать код. Скрупулезность и внимание к деталям помогут если не избежать багов, то серьезно сократить их количество и быстро исправить те, что остались.



Где используется термин?
Сегодня каждому известно, что такое баг. И если изначально слово было характерно для области инженерии и работы с компьютерами, то затем этот синоним «ошибки» без проблем проник в обыденную жизнь.



На что обратить внимание?
Если говорить конкретно о программировании, то борьба с багами – дело крайне необходимое. Ведь неудовлетворительное качество кода может самым негативным образом повлиять на жизнь людей.

В статье рассказывается:

  1. Происхождение термина «баг»
  2. Где появляются баги
  3. Классификация ошибок в программировании
  4. Необходимость борьбы с багами
  5. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Происхождение термина «баг»

Компьютерный баг, также известный как программный, представляет собой ошибку, которая возникает случайно в ходе написания программного обеспечения или при разработке компьютерного оборудования.

Баги являются следствием неверных действий, выполненных человеком при проектировании аппаратного оборудования или программных инструментов, используемых в свою очередь для создания компьютерных приложений, прошивок и операционных систем. Программное обеспечение, содержащее баги, называют забагованным, а процесс удаления этих ошибок, соответственно, дебаггингом (отладкой).

Происхождение термина «баг»

Происхождение термина «баг»

Выяснив, что такое баг, далее углубимся в историю этого термина. Само слово bug переводится с английского как «жук». Термин вошел в употребление задолго до появления первых компьютеров. На данный момент неизвестно, кто первым стал использовать его для обозначения инженерных дефектов.

Существуют различные версии происхождения этого термина. Достаточно распространенным является мнение, что слово «баг» применительно к аппаратным устройствам впервые использовал Томас Эдисон в попытке отыскать внутри своего аппарата забравшегося туда таракана. Насекомое в итоге так и не было найдено, а причина на самом деле заключалась в аппаратном сбое.

Позднее ученый термином «баг» обозначал какую-то сложную инженерную проблему, требующую решения. Этот факт зафиксирован в личных дневниках Эдисона.

Существует еще одна теория происхождения термина, которая связана на этот раз с фольклором и детскими страхами. Так, некоторые родители в Великобритании и США используют «баги» для запугивания своих детей, чтобы они были послушными.

В России такую же роль выполняет слово «бука». Судя по народным легендам, эти существа представляют собой чудовищ с запутанной шерстью, напоминающих темных медведей. Похожие монстры чаще всего встречаются в американских мультфильмах. Они, по мнению самих детей, могут скрываться в дымоходах, трубах и темных уголках комнаты. Эта история показывает, что термин «баг» может наделяться самыми разными смыслами.

pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

pdf иконка

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

Уже скачали 22616 pdf иконка

В компьютерную терминологию «баг» вошел из сленга инженеров, которые называли этим словом ошибки при работе электронных схем. В 1947 году разработчик первого в мире компилятора Грейс Хоппер обнаружила внутри компьютера Mark II бабочку, послужившую причиной короткого замыкания. Это событие было затем зафиксировано в журнале происшествий как «первый случай, когда был найден настоящий баг». Таким образом термин прочно закрепился сфере IT.

Где появляются баги

  • В процессе разработки и тестирования ПО программисты периодически сталкиваются с багами. Современные программы достаточно сложны, а языки программирования обладают множеством неочевидных моментов. Оба этих фактора напрямую способствует возникновению непреднамеренных ошибок. Чаще всего баги появляются из-за неправильного использования команд, неверной реализации алгоритмов, а также по причине допущенных ошибок в дизайне ПО. Иногда необходимость в дебаггинге появляется еще на этапе разработки. В других случаях баги обнаруживаются лишь во время тестирования или даже после выпуска продукта.
  • Даже протестированные и выпущенные на рынок программы нередко содержат баги. Часть из них получает определенную известность. Так у багов появляются запоминающиеся имена. В других же случаях мы имеем дело с достаточно редкими и даже уникальными прецедентами. Зачастую вероятность появления бага зависит от внешних факторов, таких как версия операционной системы, в которой выполняется программа.
  • Ошибки нередко содержатся и в компьютерных играх. Это заметно по некорректной реализации игровых сцен и персонажей. Например, дверь из одной локации в другую не открывается, интерактивные объекты застревают в текстурах и не могут сдвинуться с места, либо игра просто-напросто вылетает с ошибкой. Даже культовые игровые продукты, уже выпущенные на рынок, могут в итоге оказаться забагованными.

Где появляются баги

Где появляются баги
  • На сайтах. Скрипты, написанные на современных языках программирования, придают таким площадкам больше гибкости и функциональности. Фронтенд-разработчики пользуются JavaScript, а для реализации серверных функций применяются PHP, Python, Ruby и др. Однако баги могут возникать как на стороне сервера, так и на стороне клиента. Иногда их обнаруживают только после выпуска готового сайта в продакшн. Существует даже особый термин Bug bounty. Под ним понимается вознаграждение, которое разработчик выплачивает пользователю, обнаружившему критическую уязвимость в информационной безопасности.

Скачать
файл

В целом ошибку может обнаружить абсолютно любой пользователь компьютера или мобильного устройства, поскольку даже готовые и протестированные программные продукты нередко бывают забагованными. Но профессионально обнаружением багов и отладкой занимаются сами разработчики.

Классификация ошибок в программировании

Мнения обычных пользователей и профессиональных разработчиков часто расходятся. Например, с точки зрения пользователя простой программный сбой, в результате которого приложение аварийно закрылось, уже будет являться ошибкой. Программист же должен потратить много времени на выяснение причины обнаруженной проблемы.

Сбой может возникать как на определенном оборудовании, так и в сочетании с работой другого ПО. Поэтому есть смысл детально рассмотреть различные классификации ошибок.

Итак, баги могут быть классифицированы по следующим критериям.

Степень критичности

Здесь ошибки принято разделять на:

  • незначительные,
  • серьезные,
  • критические.

Дарим скидку от 60%
на обучение «Инженер-программист» до 24 сентября

Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей

Забронировать скидку


Последнюю категорию также называют showstoppers. К ней относятся наиболее критические проблемы, которые практически всегда приводят к остановке работы программы. Например, становится невозможной авторизация по логину и паролю, или отсутствует реакция системы на нажатие на кнопку «Далее». Данные ошибки имеют наибольший приоритет отладки.

Частота проявления

Наиболее легко устраняются проблемы, возникающие постоянно в одних и тех же обстоятельствах вне зависимости от программного или аппаратного обеспечения, а также от пользовательских действий. Но если ошибка периодически вызывается, например, неисправным модулем оперативной памяти, сложность такой ошибки возрастает.

Условия использования программы

Разработчик должен четко знать, в каких условиях эксплуатировалось приложение. Исходя из этого ошибки также могут быть разными. К примеру, сбои регулярно возникают при высокой нагрузке на процессор, при работе ПО в определенном интерфейсе, в модуле обработки входящих данных и т. п. Различают также ошибки граничных условий, сбой идентификаторов и обычную несовместимость программы с архитектурой процессора.

Условия использования программы

Условия использования программы

Сложность ошибки

Существует 4 уровня ошибок:

Наиболее легко обнаруживается борбаг (Bohr Bug). Ошибки данного типа видны еще на стадии отладки или тестирования.

Уровнем выше находятся гейзенбаг (Heisenbug). Такие сбои возникают периодически и иногда пропадают сами собой. Их свойства при этом меняются в зависимости как от программной, так и от аппаратной составляющей.

Фреймворк: особенности, преимущества, архитектура

Читайте также

Ошибки мандельбаг (Mandelbug) уже приводят к непредсказуемому результату.

Наиболее критическими являются шрединбаг (Schroedinbug). Эти баги хотя и могут быть незаметными, способны повысить риск взлома программы. Вероятность возникновения ошибок из данной категории служит одной из главных причин частого обновления ОС Windows. Пользователь при этом может и не подозревать о серьезной опасности, нависшей над его компьютером. Характерным примером такой ошибки является так называемая «ошибка 2000 года» (Y2K Error), о которой, впрочем, все уже забыли.

Тип ошибки

Наиболее серьезными считаются логические баги. Они меняют функционал программы вопреки изначальному техзаданию. Заранее неизвестно, к чему такие ошибки приведут, в чем и заключается главная опасность. К примеру, конфиденциальные данные, хранящиеся в программе, вдруг станут общедоступными для чтения и записи. Дебаггинг в данном случае можно произвести, лишь зная изначальную логику ПО.

Только до 25.09

Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней

Список документов:


ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains


20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей


Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:

Введите телефон, чтобы получить доступ к документам


Уже скачали 52300

Синтаксическими называют ошибки, возникшие на уровне конкретного языка программирования. Если, например, в среде Java разработчик увидит лишь предупреждения, то программист C# уже столкнется с критическим багом. Проблема легко обнаруживается и исправляется на стадии компиляции.

В свою очередь компиляционные ошибки возникают на этапе преобразовании высокоуровневого кода к виду машинного языка. Это может произойти вследствие грубого несоблюдения синтаксиса программистом либо из-за сбоя в компиляторе. Дебаггинг в таком случае производится на стадии отладки, поскольку выпуск в продакшн забагованной программы невозможен технически.

Ошибки среды выполнения (Run-Time) могут появляться при запуске скомпилированных программ в случае критической нехватки ресурсов на компьютере пользователя либо вследствие аварийной ситуации (выхода из строя модуля оперативной памяти, носителя, устройств ввода-вывода и т. д.). Это происходит, когда изначально не учтены реальные условия эксплуатации. В таком случае программист должен заново проработать логику программы.

Арифметические ошибки представляют особую разновидность логических сбоев. Они возникают в ходе вычисления переменных, приводящего к непредвиденному результату. Характерным примером можно назвать деление на ноль. Исправить эту ошибку можно лишь на уровне кода.

Тип ошибки

Тип ошибки

Ресурсные ошибки в основном возникают из-за неправильной очистки памяти перед записью новых данных. Происходит так называемое переполнение буфера. Также причиной может послужить неправильно подобранный интерфейс, который не учитывает типовые разрешения экранов. В итоге это приводит к нарушению логики срабатывания интерактивных элементов. Избавиться от этих багов можно, только переписав определенную часть кода.

Наконец, ошибки взаимодействия могут возникать в аппаратном или программном окружении (например, при использовании веб-протоколов в приложении для облачного ресурса). Периодическое появление такого бага потребует внесения изменений в соответствующий участок кода. В противном случае программа работать должным образом не будет.

Необходимость борьбы с багами

В современном мире ошибки в программном обеспечении являются серьезной проблемой, так как они могут привести к значительным экономическим и жизненным последствиям. По подсчетам, проведенным Национальным институтом стандартов и технологий около 20 лет назад, ежегодно выявляемые в ПО баги обходились американской казне почти в 60 млн долларов. И вполне вероятно, что эти расходы со временем только выросли.

Чек-лист: суть, основные форматы, правила составления

Читайте также

Несмотря на то, что количественно оценить влияние ошибок сложно, вполне очевидно, что неправильно работающее ПО может существенно снизить производительность. Более того, программные баги способны стать причиной аварий на транспорте или нарушений в работе жизненно важной инфраструктуры (например, крупной электростанции).

Ошибки в ПО могут привести к трагедиям (например, в медицинском оборудовании) или к потере крупных сумм денег. Так, утечка почти 90 миллионов долларов однажды произошла по вине блокчейн-компании Compound, из-за ошибки в коде сайта случайно отправившей пользователям столь огромную сумму. Но наиболее дорогостоящим признан баг, повлекший за собой в результате обычного арифметического переполнения катастрофу ракеты-носителя «Арион-5».

В зависимости от отрасли, в которой разрабатывается программное обеспечение, проверка качества кода может быть очень жесткой, особенно если речь идет о сферах с большими финансовыми потоками или жизненно важным оборудованием. Для предотвращения возникновения ошибок в готовом продукте разработчики проводят ряд мероприятий, среди которых:

  • отладка ПО на этапе создания и написание исключений, учитывающих всевозможные внештатные ситуации;

Необходимость борьбы с багами

Необходимость борьбы с багами
  • тестирование кода в самых разных условиях, включая нетривиальные, и обнаружение в процессе этого неочевидных сценариев, потенциально способных привести к сбою в программе;
  • тестирование разных фрагментов кода (юнитов), позволяющее выявить корректность работы этих компонентов на глубоком уровне.

Итак, подытожим. Слово bug является широко используемым термином в среде программистов и возникло еще до появления компьютеров, когда оно обозначало физическую поломку устройства из-за воздействия внешних факторов. Сегодня программистам крайне важно знать, что такое баги и как с ними бороться. Своевременный дебаггинг в итоге способен предотвратить негативные и при том весьма серьезные последствия.

Что такое баги и как их находить

«Откройте секреты обнаружения багов в ПО: ручное и автоматическое тестирование, проверка на разных платформах и эффективные методики!»

Tester examining software for bugs

Баги — это ошибки, дефекты или проблемы в программном обеспечении (ПО), которые мешают его корректной работе. Они могут быть вызваны различными причинами, такими как ошибки в коде, неправильное планирование, проблемы совместимости и другие факторы. Тестировщики ПО работают над обнаружением и документированием багов, чтобы разработчики могли исправить их и улучшить качество продукта.

Как находить баги

1. Ручное тестирование

Ручное тестирование — это процесс проверки программного обеспечения вручную, без использования автоматических инструментов. Тестировщик выполняет различные действия и операции в приложении, чтобы идентифицировать потенциальные проблемы и ошибки. Например, тестировщик может проверить, работает ли функция сохранения данных в приложении, создавая новый файл и пытаясь сохранить его.

2. Автоматическое тестирование

Автоматическое тестирование использует программные инструменты и скрипты для выполнения тестовых случаев и проверки результатов. Это позволяет тестировщикам проверять большое количество функций и операций быстрее и эффективнее, чем при ручном тестировании. Например, автоматический тест может проверить, что все ссылки на веб-сайте работают корректно.

3. Тестирование на разных платформах и устройствах

Тестирование на разных платформах и устройствах помогает обнаружить проблемы совместимости и определить, как ПО будет работать на различных операционных системах, браузерах и аппаратном обеспечении. Например, тестировщик может проверить, корректно ли отображается веб-сайт на разных браузерах и мобильных устройствах.

Инженер-тестировщик: новая работа через 9 месяцев

Получится, даже если у вас нет опыта в IT

Получить
программу

4. Использование методологий и техник тестирования

Существует множество методологий и техник тестирования, которые могут помочь тестировщикам находить баги. Некоторые из них включают:

  • Тестирование на основе модели: использует модели системы, такие как диаграммы потока данных или деревья решений, для создания тестовых случаев и проверки функциональности ПО.
  • Эксплоративное тестирование: неструктурированный процесс тестирования, в ходе которого тестировщик ищет баги, выполняя различные действия и операции в приложении без заранее определенного плана.
  • Тестирование граничных условий: фокусируется на проверке корректной работы ПО на границах допустимых значений входных данных или параметров.

💡 Пример: В случае тестирования граничных условий, если приложение принимает возраст пользователя от 18 до 65 лет, тестировщик может проверить, как система реагирует на значения 17, 18, 65 и 66.

Заключение

Нахождение багов — это важная часть работы тестировщика ПО. Использование различных методов и техник тестирования, а также тестирование на разных платформах и устройствах, помогает обнаружить и документировать проблемы, которые могут возникнуть в процессе использования программного обеспечения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Баг ошибка синонимы
  • Аэрокомфорт автономка ошибки коды ошибок
  • Бабушка со злостными глазенками ошибка
  • Аэрокомфорт автономка ошибка 03 причины
  • Баг ошибка картинка