Авторское право распространяется на найти ошибку

20 ключевых пунктов об авторском праве из обзора ВС РФ

Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Пленум ВС обсудил проект постановления о применения судами положений части IV ГК РФ. Необходимость в разъяснениях вызвана большими изменениями в обществе и экономике за последнее десятилетие.

Постановление состоит из 185 пунктов и 13 разделов. Структура документа совпадает с разделами Гражданского кодекса РФ. Остановимся на важных моментах.

1. Об использовании изображения гражданина

Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина не относится к интеллектуальным правам. Но произведения, содержащие изображения гражданина, охраняются по правилам объектов авторского права.

Например, фото- и видеосъемка судебных заседаний производится в соответствии с процессуальным законодательством. Согласие на использование такой записи от участников судебного заседания не требуется.

2. О привлечении лица к ответственности за нарушение интеллектуальных прав

Применение к лицу, нарушившему интеллектуальные права, мер уголовной или административной ответственности не исключает возможности применения гражданско-правовых мер защиты.

Отказ в привлечении лица к административной или уголовной ответственности не означает невозможность применения гражданско-правовых мер защиты.

3. О допустимых доказательствах нарушения интеллектуальных прав

При рассмотрении дел о защите нарушенных интеллектуальных прав суд вправе принять любые виды доказательств, предусмотренных процессуальным законодательством, в том числе, полученные с помощью сети Интернет.

Допустимыми доказательствами являются заверенные распечатки скриншотов с указанием адреса страницы и времени распечатки.

Доказать факт неправомерного распространения контрафактных материальных носителей можно не только с помощью товарного или кассового чека, или свидетельских показаний (статья 493 ГК РФ), но и на основании, например, аудио- или видеозаписи.

Аудио- и видеозаписи будут являться допустимым доказательством даже, если они получены без согласия лица, в отношении которого они сделаны, так как информация о распространении гражданином контрафактной продукции не является его личной или семейной тайной.

Необходимые доказательства могут быть обеспечены нотариусом, если есть опасения, что в дальнейшем они станут недоступны. Например, нотариус может удостоверить содержание страницы сайта в интернете.

4. О контрафакте

Если на товарах размещен торговый знак с разрешения правообладателя или самим правообладателем, но они ввезены в РФ без его согласия, то эти товары «могут быть изъяты из оборота и уничтожены в порядке применения последствий нарушения исключительного права на товарный знак лишь в случае их ненадлежащего качества и (или) для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».

Только суд может признать материальный носитель контрафактным

При необходимости суд назначает экспертизу. Вместе с тем, перед экспертом не может быть поставлен вопрос об оценке товарного знака, исключительное право на который принадлежит правообладателю, и обозначения, выраженного на материальном носителе, на предмет их сходства до степени смешения. Этот вопрос решает суд с точки зрения обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

5. Об ответственности информационного посредника

Является ли конкретное лицо информационным посредником устанавливает суд с учетом характера деятельности этого лица. Ответственность информационных посредников наступает при наличии вины.

Владелец сайта должен доказать, что на материалы на его ресурс разместили третьи лица, а не он сам, то есть то, что он является информационным посредником.

При отсутствии таких доказательств презюмируется, что владелец сайта является лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Существенная переработка материала и (или) получение указанных доходов владельцем сайта может свидетельствовать о том, что он является не информационным посредником, а лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Если владелец сайта вносит коррективы в неправомерно размещенный третьими лицами материал, то вопрос об отнесении его к информационным посредникам решается в зависимости от степени активности в формировании размещаемых материалов и от того, получал ли он от этого доходы.

6. Авторское право

Пункт 1 статьи 1259 ГК РФ не содержит исчерпывающий перечень объектов авторского права.

К авторскому праву можно отнести результат интеллектуальной деятельности в том случае, если он создан творческим трудом. Вместе с тем, «само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».

Не охраняются авторским правом (п. 5 ст. 1259 ГК РФ): «идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Например, авторским правом не охраняются шахматная партия, методики обучения».

Творческий характер произведения не зависит от того, создавал ли автор его собственноручно или с помощью технических средств. При этом, если произведения созданы с использованием технических средств, но не имеют творческого характера, то они не являются объектами авторских прав. Например, фото- и видеосъемка камер наблюдения, сделанная в автоматическом режиме.

Охране подлежат также и неоконченные произведения

Авторское право распространяется на любые части произведения при соблюдении следующих условий:

  • Они сохраняют свою узнаваемость как часть произведения даже при использовании их отдельно от произведения;
  • Они могут быть признаны результатом творческого труда автора сами по себе, отдельно от всего произведения.

К таким частям произведений могут быть отнесены, в частности, названия произведений, его персонажи, отрывки из текста, кадры из фильма и т.д.

7. О персонаже

Не любое действующее лицо произведения является персонажем.

<…> под персонажем следует понимать совокупность описаний и (или) изображений того или иного действующего лица в произведении в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.

Автор может обратиться за защитой прав именно на персонаж как часть произведения только в том случае, если докажет, что персонаж является самостоятельным результатом творческой деятельности. При этом учитывается, обладает ли персонаж индивидуализирующими его признаками: внешний вид, характер, отличительные черты (мимика, речь), и др., т.е. насколько он узнаваем вне пределов произведения.

В отношении персонажа не используется понятие «сходство до степени смешения». Наличие внешнего сходства персонажа и спорного образа — это лишь одно из обстоятельств, которое учитывается при решении вопроса о воспроизведении используемого произведения (его персонажа).

8. О соавторах

Соавторство возникает тогда, когда каждый из соавторов по взаимному соглашению (устному или письменному) внес в произведение свой творческий вклад.

Как суд должен установить наличие соавторов?

Для этого необходимо выяснить, принимало ли лицо, претендующее на соавторство, творческое участие в создании произведения.

При рассмотрении споров о соавторстве на неразрывное целое произведение, суд должен установить, существовало ли соавторство на момент опубликования произведения. Подтверждением может быть волеизъявление соавторов, выраженное в передаче прав, публичных заявлениях и т.д.

Не является соавторством:

  • оказание автору (соавтору) технической поддержки или другой помощи, которая не носит творческий характер;
  • руководство деятельностью автора, если оно не носило творческий характер.

9. Опубликование произведения под псевдонимом

Если произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом, то представителем автора считается издатель. Это положение действует до тех пор, пока автор не раскроет свое имя.

Поэтому, при подаче заявления в суд от издателя, суд не имеет право оставить его без движения «по мотиву отсутствия в заявлении указания на настоящее имя автора и непредставления доверенности от автора».

В качестве доказательства достаточно представить произведение, на котором указано имя издателя.

10. О публичном исполнении произведения

Использование произведения — это его публичное исполнение в живом исполнении или с помощью техническим средств в месте, открытом для свободного посещения, или для широкого круга лиц, не являющихся членами семьи.

«Публичное исполнение произведения требует получения согласия правообладателя или организации по управлению правами на коллективной основе независимо от того, осуществляется ли такое исполнение за плату или бесплатно (пункт 2 статьи 1270 ГК РФ), а также от того, является представление произведения <…> основным видом деятельности или же представляет собой звуковое сопровождение иной деятельности (например, в кафе, ресторанах, торговых центрах, на территории спортивных объектов и т.п.)».

11. О переработке произведения

При рассмотрении споров о нарушении исключительного права на произведение путём использования его переработки, необходимо доказать, что одно произведение создано на основе другого.

Суд может назначить экспертизу, чтобы установить, является ли спорное произведение переработкой ранее созданного произведения или самостоятельным трудом автора.

Создание похожего, но творчески самостоятельного произведения, не является нарушением исключительного права.

12. О свободном цитировании произведения

При применении положений пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, необходимо помнить:

  • Допускается свободное цитирование любого произведения, в том числе фотографического, «если это произведение было правомерно обнародовано и если цитирование осуществлено в целях и в объеме, указанных в данной норме»;
  • Под периодическим печатным изданием (подпункт 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ) понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К этому же относится и воспроизведение статей в сетевом издании или в иной, указанной в абз.3 ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», форме периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), не являющейся периодическим печатным изданием.

По общему правилу, свободно цитировать можно статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, если иное прямо не указано автором или правообладателем. Относится ли конкретная статья к данной категории статей, суд может установить без использования специальных знаний, т.е. без экспертизы.

Что касается свободного использования произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276 ГК РФ), то нужно учесть:

«„Интернет“ и другие информационно-телекоммуникационные сети не относятся к местам, открытым для свободного посещения».

13. Об оспаривании авторства

Автором произведения считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом (п.1 ст. 1300 ГК РФ), или в Реестре программ для ЭВМ, или в Реестре баз данных (пункт 6 статьи 1262 ГК РФ).

При оспаривании авторства представляются доказательств, исчерпывающего списка которых нет.

«Например, об авторстве конкретного лица на фотографию может свидетельствовать в числе прочего представление этим лицом необработанной фотографии».

14. Какие объекты не являются изобретениями

Перечень объектов, которые не относятся к изобретениям, определяет п. 5 статьи 1350 ГК РФ. В отношении таких объектов не проводится проверка на соответствие условиям патентоспособности.

Например, не относятся к изобретениям:

  • открытия;
  • научные теории и математические методы;
  • решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
  • правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
  • программы для ЭВМ;
  • решения, заключающиеся только в представлении информации.

Перечень является открытым: объекты, прямо не перечисленные в пункте 5 статьи 1350 ГК РФ, не являются изобретениями, если они не отвечают определению, данному в пункте 1 этой статьи.

15. О недействительности патента или окончании предоставления правовой охраны товарного знака

Решение Роспатента о недействительности патента, об окончании правовой охраны товарного знака или предоставления наименованию места происхождения товара вступает в силу со дня его принятия.

С этого момента «не могут быть признаны нарушением прав лица, которому были выданы патент, свидетельство на товарный знак или свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара, действия иных лиц по использованию изобретения, полезной модели или промышленного образца, патент на которые признан впоследствии недействительным, по использованию товарного знака, наименования места происхождения товара, предоставление правовой охраны которому впоследствии признано недействительным».

С момента признания патента недействительным заключенные лицензионные договоры прекращают свое действие.

16. Об ответственности за разглашение «ноу-хау»

За нарушение исключительного права на секрет производства (разглашение любых сведений, касающихся секрета производства; другие нарушения права) может быть привлечено к ответственности любое лицо (статья 1472 ГК РФ).

Например, публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), если его орган, должностное лицо, получившие доступ к соответствующей информации, такую информацию разгласили (статья 14 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», статья 17 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

17. О фирменном наименовании

Право на фирменное наименование возникает только у юрлица, являющегося коммерческой организацией. Наименование некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации.

«Вместе с тем право на наименование некоммерческой организации может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений статьи 10 ГК РФ, Федерального закона „О защите конкуренции“, статьи 10.bis Парижской конвенции.

Кроме того, наименованию некоммерческой организации может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных параграфом 4 главы 76 ГК РФ».

Словами, производными от официального наименования «Российская Федерация» и «Россия» являются, в том числе, «российский», а не «русский».

При рассмотрении споров о прекращении использования фирменного наименования, тождественного или сходного до степени смешения наименованию правообладателя, суды должны установить схожесть наименований и факт, что компании занимаются аналогичными видами деятельности.

Различие организационно-правовой формы, как части фирменного наименования истца и ответчика, само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование.

18. О праве на защиту товарного знака

Суд может отказать в защите права на товарный знак, если выяснит, что действия по приобретению товарного знака и исключительного права на товарный знак, а также по применению конкретных мер по защите товарного знака можно квалифицировать как злоупотребление. Например, неиспользование товарного знака само по себе не свидетельствует о злоупотреблении правом.

Исключительное право правообладателя охватывает в числе прочих распространение (в том числе предложение к продаже), а также ввоз на территорию Российской Федерации, хранение или перевозку с целью введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации товара, в котором (а равно на этикетках, упаковке, документации которого) выражен товарный знак.

19. О доменном имени

По общему правилу, нарушением исключительного права на товарный знак является фактическое использование доменного имени, тождественного или сходного до степени смешения с товарным знаком, в отношении товаров, однородных с теми, для которых предоставлена правовая охрана этому товарному знаку.

Нарушением исключительного права на общеизвестный товарный знак может являться не только использование доменного имени, но и сам по себе факт регистрации доменного имени, тождественного этому общеизвестному товарному знаку или сходного с ним до степени смешения.

20. О сходстве товарных знаков

Чтобы установить факт нарушения «достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров».

Смешение возможно, если, несмотря на отдельные различия, потребитель в целом воспринимает спорное обозначение в качестве определенного товарного знака.

Как определяют вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения?

  • по степени сходства обозначений;
  • степени однородности товаров.

При этом смешение возможно:

  • при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров;
  • при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.

Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется

Кроме этого, суд оценивает и другие обстоятельства:

  • «используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров;
  • длительность и объем использования товарного знака правообладателем;
  • степень известности, узнаваемости товарного знака;
  • степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены);
  • наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом».

Для определения вероятности смешения используются, в том числе, и опросы обычных потребителей соответствующего товара.

Как отвечать на требования налоговой: навигатор на 2023 год

В течение года ИФНС может присылать компании или предпринимателю запрос на предоставление документов или сведений. Причины могут быть разные, так же как объем запрашиваемого и срок, который дается. Чтобы бухгалтеру избежать неприятностей и не нервничать каждый раз, собрали в статье решения на все случаи.

Как отвечать на требования налоговой: навигатор на 2023 год

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Как защитить авторские права в интернете

Размещаете уникальный контент в сети – обязательно разберитесь, в каких случаях его использование будет считаться нарушением ваших авторских прав, как это предотвратить и что делать, если продуктами вашей творческой деятельности все же воспользовались без разрешения

Как защитить авторские права в интернете

Как понять, что ваши авторские права были нарушены?

  • Вы обнаружили сделанные вами фотографии на фотостоке.
  • В социальной сети вы наткнулись на пост, который почти полностью копирует заметку из вашего блога.
  • Снятый вами ролик кто-то выложил на YouTube.
  • Конкурент на своем сайте выдает ваши дизайн-решения за собственные.
  • Ваша песня появилась в ролике незнакомого вам автора.

Если что-то из вышеперечисленного случилось без вашего разрешения, скорее всего, имеет место нарушение ваших авторских прав.

Что охраняет авторское право?

Авторское право охраняет интеллектуальные права автора или иного правообладателя на произведения науки и искусства. Причем наряду с традиционными произведениями литературы и изобразительного искусства Гражданский кодекс относит к охраняемым аудиовизуальные произведения, фотографии, дизайн, программы для ЭВМ и др.

Перечень произведений, установленный Гражданским кодексом, не является исчерпывающим. Гипотетически авторское право может распространяться на любые формы контента, созданного творческим трудом. Главное, что нужно помнить, – авторское право охраняет только конкретную форму произведения и не распространяется на идеи, методы, технические решения и иные подобные объекты.

Показательное в этом отношении дело недавно рассматривал Суд по интеллектуальным правам. Истец, являющийся автором фитнес-методики для лица и созданных для ее продвижения материалов, обратился в суд с требованием признать незаконными действия конкурента, продвигавшего в интернете схожий продукт. Суд отказал в удовлетворении требований истца. Он указал среди прочего, что «техника выполнения физиологических упражнений, а также последовательность таких упражнений представляют собой методику, которая не является объектом исключительных прав» (дело № А40-128378/2017).

Какие права принадлежат автору?

Автору принадлежат права двух типов:

  • имущественные права (они же исключительные) – право использовать произведение и запрещать его использование остальным;

  • неимущественные права – права считаться автором произведения и требовать указания имени автора, право на неприкосновенность произведения, право его первого обнародования и др.

Все права автора возникают с момента создания произведения. Дополнительные действия для этого не требуются, в том числе регистрация, обнародование или проставление знаков копирайта.

Исключительное право на произведение автор вправе передать другому человеку. В этом случае он становится правообладателем вместо автора. Неимущественные права передать нельзя. Поэтому, например, автор всегда может требовать указания его имени или псевдонима при публикации произведения.

В каких случаях авторские права не будут считаться нарушенными?

Без разрешения правообладателя никто не вправе использовать принадлежащее ему произведение. При этом использованием является фактически любое копирование контента. Подробный, хоть и неисчерпывающий перечень способов использования произведения приведен в ст. 1270 Гражданского кодекса.

Однако закон устанавливает исключения, когда использование контента допускается без согласия правообладателя. В интернете наиболее актуально цитирование, которое возможно без разрешения правообладателя при соблюдении следующих условий:

  • цитирование осуществляется в научных, информационных или иных культурных целях, поименованных в ст. 1274 Гражданского кодекса;

  • цитируемое произведение было правомерно обнародовано (например, автором на своем сайте);

  • объем цитирования должен быть оправдан целью цитирования;

  • указаны имя (псевдоним) автора и источник заимствования.

Одним из самых известных судебных дел, связанных с цитированием, является спор сайта «Архи.ру» и блогера Ильи Варламова по поводу использования его фотографий (дело № А40-142345/2015). Спор дошел до Верховного Суда РФ, который отказал блогеру в удовлетворении требований на том основании, что фотографии использовались на сайте с соблюдением правил цитирования. В этом деле Верховный Суд впервые прямо указал, что цитировать можно не только текст, но и иные виды контента, включая фотографии. Среди прочего Суд отклонил довод блогера о том, что размещение на сайте ответчика рекламы свидетельствует о коммерческом характере использования спорных фотографий.

С полным перечнем случаев свободного использования произведений можно ознакомиться в ст. 1273–1280 Гражданского кодекса.

Кроме того, если контент публикуется на стороннем ресурсе, например в социальной сети, необходимо учитывать правила этого ресурса. В пользовательских соглашениях некоторых платформ предусмотрено, что, размещая контент на сайте, вы по умолчанию выдаете остальным лицензию на использование своего контента.

Какие существуют меры профилактики нарушения авторских прав?

Полностью защититься от кражи контента невозможно. Тем не менее для снижения рисков вы можете принять превентивные меры.

1. Предупредите пользователей

При публикации контента лучше указывать свое настоящее имя. Так будет проще доказать свое авторство в случае возникновения спора.

Нелишним будет поместить знак охраны авторского права (так называемый копирайт). Дополнительной юридической защиты он не дает, но для нарушителей может стать поводом задуматься.

Если у вас собственный сайт, разместите на нем правила перепечатки материалов.

2. Зафиксируйте авторство

Если вы занимаетесь фотографией, настройте фотоаппарат так, чтобы в метаданных сохранялась информация о вас, и никому не передавайте исходные файлы. Этот совет применим ко всем материалам, создаваемым и сохраняемым в электронном виде.

На фотографиях и видео используйте водяные знаки. В начале или в конце видео лучше указать всех авторов, если их несколько, и правообладателя, если он не является одним из авторов.

Для последующей защиты прав очень важно бывает зафиксировать дату создания произведения. Для этого есть несколько способов:

  • заверьте документ с авторским текстом у нотариуса. Это самый надежный способ, который на практике применяется редко из-за дороговизны и ограниченности с точки зрения круга возможных объектов;

  • отправьте себе заказное письмо с текстом и/или сохраните его на флешке. Это классический способ, который обычно знаком и понятен российским судам. Очевидный минус – такое доказательство можно использовать только один раз;

  • задепонируйте произведение на специализированном интернет-сервисе или в авторском обществе. Это удобный способ. Однако нет гарантий, что документ, выданный таким сервисом или обществом, будет принят судом в качестве надлежащего доказательства. Здесь многое будет зависеть от авторитета организации. До недавнего времени общепризнанным авторитетом пользовалось Российское авторское общество, но оно перестало оказывать услуги депонирования. При выборе организации лучше посоветоваться с опытным юристом или хотя бы поинтересоваться у организации, имеют ли ее клиенты положительный опыт использования таких доказательств в суде;

  • зафиксируйте факт и дату публикации на непрерывное видео. Это наименее затратный вариант, но пока не все суды готовы принимать такие доказательства. Хотя данный вариант тоже гарантий не дает, это лучше чем ничего.

3. Воспользуйтесь услугами специализированных сервисов

Многие сервисы предоставляют комплексные решения в области защиты интеллектуальных прав в интернете, начиная от услуг депонирования и заканчивая активным мониторингом и автоматическим реагированием на нарушения. Такие сервисы будут полезны, если потенциальный ущерб от нарушений существенно превышает стоимость их услуг.

Какие способы защиты есть у правообладателя?

Основные требования, которые правообладатель вправе предъявить к нарушителю:

  • признать авторство и/или указать имя автора;

  • удалить контент;

  • опубликовать решение суда, которым установлен факт нарушения авторских прав;

  • взыскать с нарушителя убытки или компенсацию за нарушение исключительных прав.

Убытки правообладателя складываются из его реального ущерба (но в случае нарушения авторских прав он маловероятен), а также упущенной выгоды, которую правообладатель мог бы получить, если бы его права не были нарушены (например, в виде недополученных доходов от продажи контента). Однако на практике большей популярностью пользуется компенсация за нарушение исключительных прав, поскольку для ее взыскания правообладатель не должен доказывать наличие убытков.

Компенсация рассчитывается одним из следующих способов на выбор правообладателя:

  • в двукратном размере стоимости права на использование произведения, которую бы нарушитель заплатил, если бы сделал это правомерно;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведения;
  • в размере от 10 тыс. до 5 млн руб. по усмотрению правообладателя (при этом окончательный размер остается на усмотрение суда, который может снизить заявленную сумму исходя из характера нарушения).

За особо злостные нарушения предусмотрена административная и даже уголовная ответственность.

Что делать, если права были нарушены?

1. Зафиксируйте нарушение

«Золотым стандартом» для доказывания факта нарушения авторских прав в интернете является нотариальный протокол осмотра веб-страниц. Однако нужно учитывать, что в случае большого объема украденного контента стоимость услуг нотариуса может оказаться существенной.

Факт нарушения можно также зафиксировать на видео, в котором необходимо наглядно продемонстрировать все действия, совершаемые пользователем. Видеофиксация может быть особенно полезной в случае, если нарушены права на аудиовизуальный контент.

Иногда суды принимают распечатанные скриншоты с сайта нарушителя. Некоторые могут проверить утверждения истца, зайдя в интернет прямо в судебном заседании. Однако практика показывает, что рассчитывать на это не стоит. Скриншоты лишними не будут, но лучше все же провести осмотр сайта вместе с нотариусом.

2. Установите личность нарушителя

Информация о владельце сайта обычно доступна в разделе «О нас» и т.п. При ее отсутствии следует обратиться к сервису whois, в котором указываются данные администратора домена.

Если администратором домена выступает физическое лицо, то информация о нем, скорее всего, будет скрыта. В этом случае можно обратиться к адвокату для направления официального адвокатского запроса к регистратору домена. Обычно регистраторы идут навстречу и предоставляют данные владельца.

Сложнее будет, если речь идет о нарушении в социальных сетях, поскольку данные о владельце страницы могут отсутствовать. Вместе с тем соцсети, как правило, могут провести внутренние процедуры, позволяющие пресечь нарушение, даже если данных о нарушителе нет.

3. Направьте претензию

Практически во всех случаях имеет смысл сначала направить претензию нарушителю. Если ваша цель – добиться указания авторства или удаления контента, есть шанс, что удастся это сделать без суда.

Стоит иметь в виду, что социальные сети обычно проводят специальную процедуру рассмотрения и разрешения претензий о нарушении авторских прав.

Если вы предприниматель и хотите взыскать убытки или компенсацию, предварительный претензионный порядок является обязательным. И если вы настроены на судебный спор, уже на данном этапе лучше обратиться к юристу.

4. Обратитесь в суд

По общему правилу исковое заявление подается в районный суд, если вы выступаете как физическое лицо, и арбитражный суд субъекта РФ, если вы выступаете как предприниматель или от имени компании, по месту нахождения нарушителя.

Закон предусматривает возможность принятия предварительных обеспечительных мер в виде блокировки интернет-ресурса, на котором размещен спорный контент. Но принять такие меры может только Мосгорсуд. Подать соответствующее заявление можно как в бумажном, так и в электронном виде. В случае удовлетворения требования о принятии обеспечительных мер с определением суда нужно обратиться в Роскомнадзор, который будет осуществлять блокировку.

Необходимо учитывать, что обеспечительные меры являются временными. Они будут отменены, если в течение установленного срока правообладатель не подаст в суд исковое заявление. Если вы обратились в Мосгорсуд за обеспечительными мерами, то он же и будет рассматривать спор о защите авторских прав независимо от местонахождения ответчика.

В случае особо злостных нарушений также можно направить заявление в правоохранительные органы.

Не существует так называемых “картинок из гугла” или “музыки без авторских прав”, которые можно использовать без разрешения автора или правообладателя — все, что опубликовано в Интернете, по умолчанию имеет своего автора, поскольку эти материалы были кем-то и когда-то созданы. Копирование, заимствование, отображение чужой работы независимо от того, хотите вы получить финансовую выгоду или нет, запрещено  — за нарушение авторских прав может следовать гражданско-правовая, административная и даже уголовная ответственность. Но есть способы легально пользоваться чужими работами — рассказываем, как использовать авторские фотографии, видео, музыку, литературные произведения и другой контент, чтобы не нарушить авторские права.

Использование чужого контента: цитирование, пиратство, плагиат

Согласно ст. 1274 Гражданского Кодекса, цитирование допускается без согласия автора и выплаты ему вознаграждения — это прямое использование отрывка из чужого произведения с указанием источника заимствования. Но цитировать работы других авторов можно только в том случае, если это делается в научных, полемических, критических, информационных и учебных целях для раскрытия творческого замысла или идеи, которую хотел отобразить автор. Объем цитирования должен быть оправдан его целью, иначе подобное заимствование можно квалифицировать как нарушение авторских прав.

Незаконное использование результатов чужого творчества, распространение его без разрешения и ведома правообладателя считается пиратством. Часто злоумышленники “пиратят” авторский объект с целью получения коммерческой выгоды, например, перепродавая пиратские копии фильмов или музыкальных альбомов. Если пользователь присваивает себе еще и авторство, такие действия будут считаться плагиатом — он выражается в публикации полного произведения или выдержек из него без упоминания источника цитирования.

Получается, если человек чрезмерно цитирует произведение другого автора, это может считаться нарушением авторских прав. При этом, пират просто копирует или присваивает другим способом произведение и делает его доступным для использования, а плагиатор подписывается своим именем вместо имени автора.

Разница в коммерческом и некоммерческом использовании

Под использованием произведения в личных (некоммерческих) целях подразумевается воспроизведение авторской работы в узком кругу друзей и близких, например, просмотр фильма на домашней вечеринке или прослушивание музыкального альбома по пути на работу. Если тот же музыкальный альбом включить в качестве фоновой музыки в кафе, баре или ресторане, это уже будет считаться коммерческим использованием, то есть использование объекта таким образом может принести коммерческую выгоду. Коммерческое использование недопустимо без разрешения правообладателя!

Для использования объекта авторского права в коммерческих целях, например, для печати картинок на футболке, можно заключить лицензионное соглашение с автором на определенный срок, по которому часть средств с выручки за проданные футболки пойдет напрямую правообладателю (все зависит от того, как стороны договорятся и какие условия использования объекта согласуют) — так не будут нарушены авторские права. Эксперты сервиса n’RIS рекомендуют независимо от характера, целей и мотивов использования чужих произведений, всегда получать письменное согласие автора или правообладателя.

Как не нарушить авторские права, используя чужой контент

Так как использование в любых целях чьей-то работы без согласия автора — это заимствование результата интеллектуальной деятельности другого человека, то просто упомянуть автора, поставив знак копирайта ©, указав его имя и год опубликования под работой, чтобы якобы не нарушить авторские права в Интернете, недостаточно. Такой способ распространен в Интернете, но не является достаточным для соблюдения прав автора. С помощью этого знака вы только обозначаете, что материал защищен авторским правом, но подобное использование не означает согласие автора.

Самым простым способом получения документа, выражающего согласие автора и содержащего условия по использованию объекта, является подписание договора об отчуждении исключительного права в полном объеме или лицензионного соглашения — использование объекта осуществляется с ограничениями: в каком объеме допустимо использовать произведение, на какой территории и в течение какого срока, нужно ли указывать имя правообладателя, существуют ли какие-либо ограничения и так далее.

Договор с правообладателем

Автору принадлежат личные неимущественные права (право авторства, право на имя,  право на обнародование произведения и право на защиту от искажения), которые являются неотчуждаемыми и не могут быть переданы другим лицам. Также автору принадлежит имущественное (исключительное) право, которое позволяет распоряжаться своей работой тем или иным способом, а также передавать его другим лицам. Именно это право можно передать по договору.

Купить авторские права невозможно, но можно получить исключительные права на произведение как частично (по лицензии), так и полностью, заключив с правообладателем один из видов договоров:

  • Договор об отчуждении исключительного права.

Автор передает права на произведение в полном объеме другому лицу, после чего он может использовать произведение любым способом. Получается, у произведения появляется новый владелец. 

  • Лицензионный договор.

Лицензия может быть исключительной, при которой автор или правообладатель не может предоставлять аналогичные лицензии другим лицам и не может сам использовать данный объект интеллектуальной собственности тем способом, в течение того срока и на той территории, которые обозначены в выданной лицензии, а также неисключительной, когда правообладатель сохраняет за собой право выдавать аналогичные лицензии другим лицам.

Правила цитирования

Закон разрешает цитирование. Оно может быть прямым (дословным) или непрямым, когда текст пересказывается словами автора в информационных, научных, учебных и культурных целях. При использовании чужого текста можно оформить его в кавычки и указать сноску на источник заимствования.

При заимствовании чужих слов допускается сокращение предложения или отрывков — в этом случае в кавычки берется весь отрывок целиком, а опущенные части заменяются многоточием. Подобное оформление цитирования позволяет привести лаконичную выдержку с отдельными мыслями автора из больших частей текста.

Несмотря на то, что в законодательстве не прописан четкий объем цитирования, не стоит использовать неоправданно большие куски чужого текста, иначе это может быть признано плагиатом и нарушением авторских прав. Также нельзя вставлять цитату без ссылки на источник и выдавать чужие мысли за свои. Подробнее о том, что такое цитирование, зачем его применять и чего стоит остерегаться при использовании цитирования читайте в другом нашем материале.

Контент с открытой лицензией

Существуют ли объекты, которые использовать безопасно и просто? Да! Обычно в таких случаях речь идет о контенте, который предоставляется по открытой лицензии —  это лицензионный договор, заключаемый в упрощенном порядке, популярный во всем мире. Как правило, договор с лицензией размещают в открытом доступе на сайте, и согласие с ним подтверждается путем нажатия на специальную галочку в окне браузера — лицензия считается предоставленной с момента согласия с условиями использования. Каким условиям должна соответствовать открытая лицензия, мы уже рассказывали в нашем блоге.

Публичные лицензии бывают разных видов, но самая распространенная — Creative Commons, по которой контент распространяется совершенно бесплатно, без каких-либо отчислений автору или правообладателю. Суть открытой лицензии в том, что каждый может использовать произведение по собственному усмотрению и неограниченное количество раз. У этого типа лицензий существуют подвиды, которые, в частности, могут налагать запрет на коммерческое использование авторского объекта, это:

  • СС BY

Произведение с такой маркировкой можно распространять, редактировать и даже использовать в коммерческих целях, но обязательно нужно в титрах к проекту указывать автора.

  • CC BY-SA

Можно распространять, изменять и использовать в коммерческих целях, но производный проект, созданный на основе чужого произведения, будет распространяться на условиях такой же лицензии.

  • CC BY-ND

Можно распространять и использовать как в коммерческих, так и некоммерческих целях, но нельзя редактировать и переводить на другой язык.

  • CC BY-NC

Разрешается перерабатывать, исправлять и развивать произведение только на некоммерческой основе, то есть можно создать производный проект на основе этой лицензии и показывать его другим, но распространять в коммерческих целях запрещено.

  • CC BY-NC-SA

Можно распространять, редактировать и брать за основу для создания нового произведения в некоммерческих целях при условии, что производный проект будет распространяться на тех же правах.

  • CC BY-NC-ND

Лицензия имеет наибольшее количество ограничений из всех. Можно другим получать и распространять произведение до тех пор, пока они упоминают автора и ссылаются на него, а изменять и использовать произведение в коммерческих целях запрещено. С этой отметкой не стоит использовать чужую работу в своем проекте.

Произведения общественного достояния

Согласно ст. 1281 ГК РФ, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и еще 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Смежные права на фонограммы, постановки и исполнения действуют 50 лет с даты совершения записи. После смерти автора исключительные права переходят к его наследникам или правообладателям, а через 70 лет оно становится объектом общественного достояния — такое произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения в соответствии со ст. 1259 и ст. 1282 ГК РФ.

Несмотря на то, что произведением, перешедшим в общественное достояние, может пользоваться каждый и реализовывать его в своих проектах, в него нельзя вносить изменения, которые будут порочить честь и достоинство автора или искажать авторский замысел. Перерабатывать произведение можно, так как в результате переработки вы не вносите изменения в существующее оригинальное произведение, а делаете на его основе новое.

Особенности использования чужого контента

В российском праве есть понятие «свободное использование», согласно которому без согласия автора и правообладателя допускается использовать чужой контент:

  • Для цитирования, которое оправдано научной, полемической, критической, информационной или учебной целью без коммерческого использования. Например, при использовании в авторефератах и диссертациях, для реализации в медицинских организациях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и так далее.
  • Для использования слепыми и слабовидящими людьми.
  • Для комментирования и сурдоперевода.
  • При создании произведений в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры.

Но мы помним, что без одобрения автора брать чужую работу нельзя, и следует получить разрешение на использование авторской работы, чтобы не нарушить ничьи права. Помимо описанных выше способов оформления прав, можно пойти другим путем, например, написать автору или правообладателю напрямую через соцсети или электронную почту. Но желательно, чтобы на руках остался документ с живой подписью автора, так как при возникновении споров экспертиза документов, полученных электронным способом, будет довольно дорогой.

Многие картинки, видео, тексты и даже ПО с играми распространяются по открытой лицензии Creative Commons, допускающей использовать контент совершенно бесплатно. Обычно такой контент можно найти на специальных стоковых сайтах. Чтобы убедиться в наличии такой возможности читайте правила или положения платформ, на которых размещен контент, который вас заинтересовал. Также в «подвале» или футере каждого сайта обычно есть информация о лицензии, на условиях которой размещен контент — можно написать владельцу сайта на электронную почту и попросить разрешение на использование размещенного материала.

Изображения: фотографии, иллюстрации и коллажи

У любой фотографии всегда есть автор независимо от того, указал он имя или нет. Популярное заблуждение: если проставить источник, где получена фотография, то ее можно использовать. Действительно, хорошим тоном является не только упоминание названия сайта, с которого была заимствована фотография, но и наличие активной ссылки на него. Но не стоит пренебрегать требованием законодательства о необходимости получения согласия автора. Если автор обнаружит свою работу на стороннем ресурсе, он может потребовать удалить ее или выплатить компенсацию, у него для этого имеются все права.

Кадрирование изображения не освобождает от необходимости соблюдать авторские права. Обрезка фотографии или использование ее части может исказить замысел автора, а значит, будет нарушено право на неприкосновенность произведения. Для таких случаев, кроме согласия автора на использование, необходимо разрешение на его переработку даже для коррекции цвета.

Коллаж — это составное произведение из множества самостоятельных. Чтобы включить изображение в состав коллажа, нужно также заручиться согласием автора, либо приобрести лицензию на включение в составное произведение.

Ранее мы писали о том, что перед использованием нужно проверять изображение на авторские права. Без разрешения автора изображения можно использовать в нескольких случаях:

  • В личных целях, например, вы скачали фотографию картины, чтобы найти ее в музее.
  • При создании карикатур и пародий, то есть переработка произведения в юмористических целях.
  • Для цитирования, например, фотография была включена в исследование, при котором один автор опирался на работу другого автора — так тоже авторское право не будет нарушено.

Легальный способ использовать фотографии — подписка на фотобанки, которые являются посредниками между авторами изображений и их покупателями. Фотобанки располагают огромным количеством легальных изображений, их услугами пользуются практически все издательские дома в мире.

Десятки специализированных сайтов распространяют фотографии по лицензии Royalty Free или Creative Commons. Такие фотографии можно скачать и использовать бесплатно без каких-либо дополнительных авторских отчислений. Самые популярные сайты, где представлены бесплатные фото:

  • Shutterstock;
  • Free Stock Photos;
  • Pixabay;
  • Free Digital Photos;
  • IM Free;
  • FreeMediaGoo.

Видео и музыка

Наряду с текстами, фотографиями, музыкой допускается цитирование отрывков видео без разрешения правообладателя — это не будет считаться нарушением авторских прав. Например, на YouTube разрешается добросовестное использование отрывков произведений в образовательных, научных, информационных, полемических целях, но четкий объем заимствования (цитирования) не установлен, поэтому сложно сказать, какова длительность заимствованного ролика допустима. Не исключено, что, использовав 5-секундный отрезок из чужого произведения в обучающем видеоролике, его не заблокируют

Если требуется музыка к видео для социальных сетей TikTok или YouTube, можно воспользоваться их бесплатными музыкальными библиотеками. При использовании композиций из этих библиотек размещенный видеоролик не будет заблокирован, так как авторы или правообладатели предоставили лицензию на использование своей музыки в рамках лицензионного договора.

Бесплатную музыку можно найти по лицензии Public Domain, по которой предоставляются композиции, перешедшие в общественное достояние, или же авторы передали права на свои работы общественности еще при жизни. По лицензии Creative Commons композиции распространяются совершенно бесплатно без каких-либо отчислений авторам и правообладателям — музыку по этой лицензии можно найти на SoundCloud, ccMixter, Free Music Archive, Freeplay Music.

Лицензия, позволяющая заплатить только один раз за песню и использовать ее неограниченно — Royalty Free. Но выбранную композицию могут включать в свое творчество и другие лица, а значит, она будет встречаться в работе и других авторов.

Также можно посмотреть сайты с платным контентом, такие как Shutterstock, Epidemic Sound, Audiosocket, на которых можно купить права на использование песни. Но обращайте внимание на условия использования: допускается ли реализация в коммерческих целях, на территории какой страны доступна, каков срок лицензии, нужно ли указывать имя автора в описании к видео и так далее.

Так как купить авторские права нельзя, можно приобрести право на использование музыки, например, обратившись к напрямую к правообладателю или в общество по коллективному управлению авторскими и смежными правами (ОКУП), например, в РАО (Российское Авторское Общество) или ВОИС (Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности). Организации являются посредниками между правообладателем и покупателем, заключают соответствующие договоры и взимают гонорар за использование объектов авторского и смежного права.

Если композиция нужна на ограниченный срок, можно обратиться напрямую к правообладателю или его представителю и договориться о лицензии на ее использование в определенный временной период. Одним из условий следует предусмотреть выплату вознаграждения, например, единоразово, в форме ежемесячных отчислений или процентов от дохода с продаж и так далее.

К музыкальным произведениям, которые можно свободно использовать и не спрашивать разрешение автора, относятся государственные гимны и произведения, перешедшие в общественное достояние. В остальных случаях необходимо разрешение правообладателя.

Тексты и литературные произведения

Многие авторы в конце своего произведения ставят символ копирайта — он лишь информирует третьих лиц о том, кому принадлежит работа, но это не значит, что ее можно свободно использовать. Указание знака не означает согласие автора с такой публикацией. Без разрешения автора допускается цитирование текста в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях для раскрытия творческого замысла автора. Но и этим нельзя злоупотреблять: объем цитирования должен быть оправдан его целью.

Любые тексты на сайте тоже являются чьей-то собственностью, даже если внизу нет символа копирайта. Так как копирование и рерайт этих текстов без разрешения владельца сайта является нарушением, можно приобрести право на публикацию текста несколькими способами, не нарушая авторских прав:

  • На условиях открытой лицензии, размещенной на сайте. Разрешается только копировать контент с сайта, но изменять его нельзя.
  • По лицензионному договору о предоставлении права использования произведения ограниченно.
  • По договору об отчуждении исключительного права — права полностью переходят от автора к новому правообладателю.

Другой вариант — заказать написание текста у штатного или внештатного автора. В первом случае текст будет являться «служебным произведением», которое создается по заданию в рамках трудового договора, поэтому права на него переходят от автора к работодателю, если иное не предусмотрено договором. При работе с внештатным автором можно заключить договор авторского заказа, по которому исполнитель в указанные сроки должен подготовить нужный текст — в этот договор надо обязательно включить условие о переходе исключительных прав.

Использовать чужой контент, не нарушая авторские права, можно, но нужно быть внимательным. Всегда проверяйте, кто автор или правообладатель объекта интеллектуальной собственности. Даже если он представлен на условиях открытой лицензии и доступен для бесплатного использования, нужно изучать правила его реализации. Купить авторские права на чужой контент нельзя, но всегда можно приобрести лицензию на использование произведения. Не важно, какова длительность, качество и вид произведения — любая работа имеет автора, а, значит, будет защищена авторским правом!

УТВЕРЖДЕНА
постановлением президиума
Суда по интеллектуальным правам
от 28.12.2022 № СП-21/33

Согласно пункту 7 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 данной статьи Кодекса.

Из пункта 3 статьи 1259 ГК РФ следует, что авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и в иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

В пункте 81 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 10) содержатся следующие разъяснения.

Авторское право с учетом положений пункта 7 статьи 1259 ГК РФ распространяется на любые части произведений при соблюдении следующих условий в совокупности:

такие части произведения сохраняют свою узнаваемость как часть конкретного произведения при их использовании отдельно от всего произведения в целом;

такие части произведений сами по себе, отдельно от всего произведения в целом, могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в объективной форме.

К частям произведения могут быть отнесены в числе прочего название произведения, его персонажи, отрывки текста (абзацы, главы и т.п.), отрывки аудиовизуального произведения (в том числе его отдельные кадры), подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Охрана и защита части произведения как самостоятельного результата интеллектуальной деятельности осуществляются лишь в случае, если такая часть используется в отрыве от всего произведения в целом. При этом совместное использование нескольких частей одного произведения образует один факт использования.

Срок действия исключительного права на часть произведения, по общему правилу, соответствует сроку действия исключительного права на все произведение в целом.

При анализе судебной практики по применению пункта 7 статьи 1259 ГК РФ выявлены следующие вопросы и правовые позиции.

1. Как в делах о защите исключительного права на произведение в случае использования ответчиком части этого произведения распределяется бремя доказывания охраноспособности этой части?

По общему правилу, в делах о защите исключительного права на произведение в целом бремя доказывания распределяется следующим образом1:

истец должен подтвердить факт принадлежности ему исключительного права или права на его защиту, а также факт использования произведения ответчиком;

ответчик вправе доказать выполнение им требований закона при использовании объектов авторских прав.

В отношении охраноспособности произведения в целом действует установленная в абзаце втором пункта 80 Постановления № 10 презумпция, в силу которой результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом. При доказывании правомерности использования произведения ответчик может опровергнуть эту презумпцию, обосновав неохраноспособность использованного объекта.

Вместе с тем из положений пункта 7 статьи 1259 ГК РФ следует, что охрана распространяется не на любые части произведения, а только на те, которые отвечают названным в нем условиям. В частности, эти части должны сохранять свою узнаваемость как часть конкретного произведения при их использовании отдельно от всего произведения в целом. Применительно к случаям защиты прав на персонаж как часть произведения в пункте 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.09.2015 и в пункте 82 Постановления № 10 прямо указано, что именно истец должен обосновать, что такой персонаж существует как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности. При этом учитывается, обладает ли конкретное действующее лицо произведения достаточными индивидуализирующими характеристиками, т.е. особенностями, в силу которых действующее лицо произведения является узнаваемым даже при его использовании отдельно от всего произведения в целом.

При подтверждении наличия индивидуализирующих характеристик действующего лица его охраноспособность в качестве персонажа (пункт 7 статьи 1259 ГК РФ) презюмируется. Ответчик вправе оспорить такую охраноспособность.

Соответственно, такой же подход должен применяться и к другим частям произведения. Так, при предъявлении требования о неправомерном использовании части произведения истцу необходимо представить описание тех характеристик такой части, которые, по его мнению, обуславливают узнаваемость данной части произведения.

Подтверждение наличия соответствующих характеристик преследует цель предоставления ответчику возможности оспорить, а суду – оценить узнаваемость конкретной части произведения.

Для определения таких характеристик требуется, в частности, учитывать характер произведения (литературное, изобразительное, музыкальное произведение, программа для ЭВМ и т.д.), значение использованной части произведения для произведения в целом, иные обстоятельства.

При наличии узнаваемости соответствие требованию творческого характера презюмируется, пока не доказано обратное.

2. Каким образом устанавливается «узнаваемость как часть конкретного произведения»?

Узнаваемость части произведения оценивается в спорах не только о защите авторских прав, но и об оспаривании правовой охраны товарного знака, включающего название известного в Российской Федерации произведения науки, литературы или искусства, персонажа или цитату из такого произведения, произведение искусства или его фрагмента (подпункт 1 пункта 9 статьи 1483 ГК РФ). Подходы к критерию узнаваемости в отношении товарных знаков и произведений необходимо различать, поскольку в положения пункта 7 статьи 1259 и подпункта 1 пункта 9 статьи 1483 ГК РФ законодатель заложил разные цели.

Для товарных знаков требуется представление доказательств того, что в конкретном товарном знаке адресная группа потребителей узнает спорный элемент именно в качестве названия конкретного произведения (исходя из общего впечатления от товарного знака, конкретных товаров и т.п.) (см., например, постановления президиума Суда по интеллектуальным правам от 21.02.2020 по делу № СИП-316/2019, от 22.02.2018 по делу № СИП-544/2017, от 20.01.2020 по делу № СИП-310/2019, от 20.01.2020 по делу № СИП-311/2019, от 21.02.2020 по делу № СИП-316/2019, от 30.07.2021 по делу № СИП 577/2020).

По делам о защите исключительного права на произведение узнаваемость части произведения должна устанавливаться путем сравнения конкретного фрагмента, который использовал ответчик, с произведением, в защиту которого подан иск.

Сохраняет ли часть свою узнаваемость как часть конкретного произведения, суд устанавливает на основании исследования совокупности представленных доказательств. Для установления узнаваемости наличия специальных знаний или назначения экспертизы не требуется.

Так, критерий узнаваемости не будет соблюден, например, если использование ответчиком фрагмента, который истец определил как часть произведения, является результатом случайного совпадения, если отсутствует возможность проверки того, что этот элемент взят из конкретного произведения. На оценку критерия узнаваемости также влияет характер объекта авторского права, часть которого защищается (фотография, литературное произведение, программа для ЭВМ и т.д.). При этом «узнаваемость» не означает известность или популярность произведения.

3. Должна ли оценка самостоятельности творческого труда в отношении части произведения по смыслу абзаца третьего пункта 81 Постановления № 10 производиться независимо от оценки охраноспособности самого произведения?

По общему правилу, вложенный в создание произведения в целом творческий труд не означает, что все части произведения являются творческими.

Так, часть произведения не может быть признана результатом самостоятельного творческого труда в ситуации, когда в качестве части использован фрагмент, который сам по себе не может быть объектом авторского права по смыслу пункта 6 статьи 1259 ГК РФ или является общеупотребительным выражением, простым действующим лицом (например, прохожий на улице в фильме, не обладающий индивидуализирующими его характеристиками).

4. В каких случаях текст и музыка являются частями музыкального произведения с текстом (абзац пятый пункта 1 статьи 1259 ГК РФ), а в каких случаях – самостоятельными произведениями?

4.1. Музыка и текст, созданные изначально для включения в музыкальное произведение с текстом, образуют части одного произведения.

Если музыкальное произведение с текстом создано совместно несколькими лицами, они являются соавторами. В данном случае возможны:

нераздельное соавторство, когда оба автора работали и над текстом, и над музыкой и невозможно установить, кем из них создана конкретная часть;

раздельное соавторство, когда произведение состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, например, один автор создал текст (литературное произведение), а второй – музыку (музыкальное произведение).

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации соавторство на произведение возникает в случае, когда каждый из соавторов по взаимному соглашению (в том числе в устной форме) внес в это произведение свой творческий вклад (пункт 83 Постановления № 10). При решении вопроса о том, создано ли произведение в соавторстве (статья 1258 ГК РФ), суду следует устанавливать, принимало ли лицо, претендующее на соавторство, творческое участие в создании произведения. При этом соглашение о соавторстве может быть достигнуто на любой стадии создания произведения или после его завершения. Условие о создании произведения в соавторстве может содержаться в соглашении, заключенном каждым из соавторов в отдельности с третьим лицом.

Соавторы могут распоряжаться исключительным правом на музыкальное произведение с текстом лишь совместно, если между ними не согласовано иное (пункт 3 статьи 1258, пункт 3 статьи 1229 ГК РФ).

Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав (пункт 4 статьи 1258 ГК РФ).

Неправомерное использование музыкального произведения с текстом будет образовывать одно нарушение, поскольку использование нескольких частей одного произведения образует один факт использования (абзац пятый пункта 81 Постановления № 10).

В случае обращения за защитой нарушенного права всех соавторов суд определяет общий размер компенсации за допущенное нарушение и распределяет взысканную компенсацию между соистцами (пункт 69 Постановления № 10).

4.2. В том случае, когда вначале создан текст (стихи), а потом создана музыка (или наоборот), каждое из этих произведений является самостоятельным объектом авторского права. Соответственно, правообладатель каждого объекта может распоряжаться своим исключительным правом и защищать его.

Если не доказано иное, то в указанном случае суд исходит из того, что текст (стихи) и музыка созданы авторами отдельно и являются самостоятельными объектами авторского права.

Если не доказано иное, то в указанном случае суд исходит из того, что текст (стихи) и музыка созданы авторами отдельно и являются самостоятельными объектами авторского права.

4.3. Музыкальное произведение с текстом может быть признано производным произведением по отношению к ранее созданным произведениям (музыке, тексту), когда существующие произведения творчески перерабатываются и создается новое произведение, например ремикс.

5. Является ли рисунок персонажа аудиовизуального произведения самостоятельным объектом охраны?

Авторское право на аудиовизуальное произведение распространяется на персонаж как на часть этого произведения, если персонаж соответствует требованиям, установленным в пунктах 3 и 7 статьи 1259 ГК РФ, а также разъяснениям, содержащимся в пунктах 81 и 82 Постановления № 10.

С учетом этого признание персонажа в качестве результата творческого труда не означает, что данная часть произведения является самостоятельным объектом авторского права. В отношении персонажа произведения не возникает самостоятельное исключительное право.

Возможность самостоятельного использования персонажа, в отрыве от целого произведения, не ведет к признанию персонажа в качестве самостоятельного произведения. Такое использование может осуществляться самим автором или иным лицом на основании лицензионного договора, устанавливающего соответствующие пределы использования произведения лицензиатом. Персонаж произведения не может быть объектом договора об отчуждении исключительного права, поскольку на него распространяется исключительное право на произведение в целом.

Если требование заявлено в защиту персонажей как частей одного произведения (например, аудиовизуального произведения), то неправомерное совместное использование указанных персонажей ответчиком образует факт нарушения исключительного права на произведение в целом (см. постановления Суда по интеллектуальным правам от 07.09.2021 по делу № А28-12785/2020, от 28.02.2020 по делу № А79-12943/2018, от 27.05.2020 по делу № А79-12534/2018).

Вместе с тем внешний вид действующего лица произведения может быть выражен автором в произведении изобразительного искусства2. Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации, при условии, что аудиовизуальное произведение (его части) и вошедшее в него произведение изобразительного искусства имеют самостоятельную объективную форму, одновременное их признание объектами интеллектуальной собственности само по себе не может расцениваться как нарушающее какие-либо конституционные права (пункт 2.3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.06.2020 № 1345-О «По запросу Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда о проверке конституционности пунктов 1 и 7 статьи 1259 и статьи 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Так, если из материалов дела, в том числе из содержания договоров, по которым предоставляется или передается право использования рисунков изготовителю аудиовизуального произведения, следует, что рисунок персонажа был создан творческим трудом автора, а потом этот персонаж вошел в состав аудиовизуального произведения, самостоятельной охране подлежат оба объекта (произведение изобразительного искусства и произведение аудиовизуального искусства в части персонажа).

6. В каких случаях серии аудиовизуального произведения могут быть признаны частью одного произведения (сериала), а в каких случаях – самостоятельным объектом охраны?

Суд по интеллектуальным правам исходит из того, что аудиовизуальное произведение представляет собой совокупность отдельных частей (серий), каждая из которых имеет свой сюжет, созданный в общей концепции и замысле произведения. Учитывается наличие единого творческого замысла, действующих лиц, присутствие общей сюжетной линии, созданной сценарием.

В связи с изложенным по общему правилу сериал признается единым сложным объектом авторского права, а серии не признаются самостоятельными аудиовизуальными произведениями. Компенсация взыскивается за нарушение исключительного права на сериал в целом. Истец, обращающийся в суд за защитой прав на каждую серию сериала в отдельности, должен обосновать, что серии являются самостоятельными объектами охраны (см. пункт 5 Информационной справки, подготовленной по результатам обобщения судебной практики Суда по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции с учетом практики Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по некоторым вопросам, возникающим при взыскании компенсации за нарушение авторских и смежных прав, принятой к сведению постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 05.04.2017 № СП-23/10 по результатам обсуждения с участием членов Научно-консультативного совета при Суде по интеллектуальным правам; постановление Суда по интеллектуальным правам от 11.12.2020 по делу № А40-262160/2019).

Среди обстоятельств, подлежащих учету для признания серии самостоятельным объектом охраны, можно назвать отсутствие объединения общими действующими лицами, несвязанность с одним логически развивающимся сюжетом (новый необычный сюжет, резкое изменение сюжетной линии), завершенность или незавершенность сюжета как такового; то, что объединение серий не имеет главенствующего значения для формирования сюжетной линии, то, что у каждой серии есть свои сценарист, режиссер, которые работают лишь в рамках общей концепции сериала.

Ситуация, когда автор отчуждает исключительное право на одну серию (сезон), а в последующем создает вторую серию (сезон), может свидетельствовать о том, что названные серии (сезоны) являются самостоятельными произведениями, на них признаются самостоятельные исключительные права. Решение автора передать исключительное право на первое произведение иному лицу свидетельствует о формальной завершенности произведения, о том, что в него вложен самостоятельный творческий труд и оно выражено в самостоятельной объективной форме.


1 Ранее правило распределения бремени доказывания по данной категории споров было закреплено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2006 № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах». В настоящее время указанное правило отражено в пункте 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.09.2015.

2 Чтобы избежать путаницы на практике, предлагается термин «персонаж» в отношении самостоятельного объекта охраны – произведения изобразительного искусства – не использовать.

Часто задаваемые вопросы: авторское право

Основные сведения

Авторское право – это юридический термин, используемый для описания прав, которыми обладают авторы на свои литературные и художественные произведения. Авторское право охватывает целый диапазон произведений — от книг, музыки, картин, скульптуры и фильмов до компьютерных программ, баз данных, рекламы, карт и технических чертежей.

В законодательных актах обычно не приводятся полные перечни произведений, охватываемых авторским правом. Тем не менее, во всех странах к числу произведений, охраняемых авторским правом, как правило, относятся следующие:

  • литературные произведения, такие как романы, стихи, пьесы, справочники, газетные статьи;
  • компьютерные программы; базы данных;
  • фильмы, музыкальные произведения и хореографические постановки;
  • художественные произведения, такие как картины, рисунки, фотографии и скульптуры;
  • архитектурные сооружения; и
  • рекламные объявления, карты и технические чертежи.

Охрана авторских прав распространяется только на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые. Авторское право может распространяться – или не распространяться – на целый ряд объектов, таких как названия, лозунги или логотипы, в зависимости от того, содержат ли они достаточную степень авторского творчества.

В рамках авторского права существует два типа прав:

  • имущественные права, которые позволяют правообладателю получать финансовое вознаграждение вследствие использования его произведений другими лицами; и
  • неимущественные права, которые обеспечивают охрану неэкономических интересов авторов.

Большинство законов об авторском праве гласят, что правообладатель имеет экономическое право разрешать или не допускать определенные виды использования произведения, получать вознаграждение за использование результатов его труда (например, посредством коллективного управления). Обладатель экономических прав на произведение может запретить или разрешить:

  • его воспроизведение в различных формах, таких как печатное издание или звукозапись;
  • его публичное исполнение, например в виде пьесы или музыкального произведения;
  • его запись, например в форме компакт-дисков или цифровых видеодисков;
  • его передачу в эфир, по радио, кабелю или через спутник;
  • его перевод на другие языки; и
  • его переработку, например переделку романа в сценарий для фильма.

Примерами общепризнанных неимущественных прав служат право претендовать на авторство произведения и право возражать против внесения в произведение изменений, которые могут повредить репутации автора.

В большинство стран, согласно Бернской конвенции, охрана авторского права предоставляется автоматически без необходимости регистрации или выполнения других формальностей.

Тем не менее большинство стран применяют системы добровольной регистрации произведений. Такие системы добровольной регистрации могут помочь в решении вопросов, связанных с возникновением споров о владельце или авторе произведения, финансовыми сделками, продажей, уступкой или передачей прав.

Просьба учитывать, что ВОИС не предлагает системы регистрации авторских прав и не имеет базы данных по авторским правам с механизмом поиска. Дополнительная информация о системах регистрации и документального оформления авторских прав приводится здесь.

В контексте авторского права термин «произведение» используется для обозначения широкого круга интеллектуальных продуктов, от литературных романов до архитектурных проектов, компьютерных программ и т.д. В отношении более подробного перечня произведений, охраняемых с помощью авторского права, см. ответ на вопрос «Что может быть объектом охраны авторского права».

В прошлом по законодательству ряда стран владельцы авторского права для получения охраны были обязаны соблюсти определенные формальности. Одна из этих формальностей заключалась в том, что требовалось указать, что охрана авторского права испрошена, например путем проставления знака ©. В настоящее время лишь небольшое число стран по-прежнему предъявляет формальные требования к предоставлению охраны авторского права, и поэтому использование таких символов более не является юридическим требованием. Тем не менее многие владельцы прав по-прежнему проставляют знак ©, чтобы подчеркнуть, что их произведения охраняются авторским правом и все их права защищены, чем данный режим отличается от менее ограничительного режима лицензий.

Имущественные права ограничены во времени, и их срок зависит от законодательства страны. В странах-участницах Бернской конвенции срок охраны должен составлять не менее 50 лет после смерти автора произведения. Однако страны могут устанавливать и более длительные сроки охраны. Для получения более подробной информации вы можете обратиться в свое национальное ведомство ИС или посетить веб-сайт WIPO Lex для ознакомления с национальным законодательством.

Как защитить произведение

Прежде всего, охрана авторского права автоматически действует во всех странах-участницах Бернской конвенции (см. ответ на вопрос «Могу ли я зарегистрировать авторского право?»). Хотя законодательство этих стран может различаться в деталях, оно в целом высоко гармонизовано. Вы можете ознакомиться с законодательством стран и заключенными ими договорами на веб-сайте WIPO Lex.

Если Вас интересуют государства, которые не являются участниками Бернской конвенции, то следует помнить, что законы об авторском праве носят территориальный характер. Это означает, что они действуют на территории стран, которыми они были приняты. Таким образом, если Вы желаете получить охрану произведения на международном уровне, Вам необходимо выяснить все юридические требования в тех странах, в которых Вы хотели бы пользоваться охраной, и убедиться в их выполнении.

Если Вы являетесь владельцем прав на произведение, Вы можете предоставить разрешение на его использование или извлечение из него коммерческой выгоды. Такое разрешение обычно именуется «лицензией» и может выдаваться на возмездной или безвозмездной основе. Безусловно, при заключении любого лицензионного договора рекомендуется обращаться за профессиональной юридической помощью.

Если Вы желаете предоставить лицензию такому пользователю, как вещательная организация, издательство или культурно-развлекательное учреждение (т.е. бар, ночной клуб), Вам может быть целесообразно вступить в организацию коллективного управления (ОКУ). ОКУ контролируют использование произведений от имени их создателей или издателей, заключают лицензионные договоры и занимаются сбором роялти. Их услуги особенно часто используются для музыкальных и литературных произведений, когда одно и то же произведение может иметь большое количество пользователей и владельцу прав или пользователю может быть сложно оформить специальное разрешение на каждое отдельное использование или проконтролировать его соблюдение.

С точки зрения авторского права компьютерное и иное программное обеспечение приравнивается к литературным произведениям. Поэтому оно автоматически пользуется охраной без какой-либо регистрации. В некоторых странах процедура добровольной регистрации программного обеспечения может отличаться от процедуры регистрации других видов произведений.

Международного реестра с функцией поиска произведений, охраняемых авторским правом, не существует.

Это объясняется тем, что охрана авторских прав, как правило, осуществляется автоматически и не связана с регистрацией. Однако в некоторых странах существуют добровольные реестры/депозитарии авторских прав, и в этих случаях регистрация произведений целесообразна, так как наличие регистрации может стать значительным преимуществом, например, при возникновении спора в отношении прав на произведение.

Хотя это не влияет на охрану авторского права, некоторые страны требуют депонирования образцов изданных печатных материалов. Для получения более подробной информации вы можете обратиться в свое национальное ведомство ИС.

Прежде чем принимать какие-либо меры, Вы должны точно определить, действительно ли воспроизведение является нарушением Ваших авторских прав (см. ответ на вопрос об ограничениях и исключениях из авторских прав). Если Вы считаете, что Ваше право было нарушено, Вам следует попытаться определить, кто несет за это ответственность. Если решение проблемы неофициальным путем невозможно или неприемлемо, Вы можете обратиться за правовой защитой в судебную или иную инстанцию.

Обычно существует возможность обратиться с исковым заявлением в гражданский суд для получения денежной компенсации, а также для предотвращения дальнейших или повторных нарушений. Однако, прежде чем предпринимать такие действия, часто рекомендуется – а в некоторых странах требуется – направить официальное уведомление предполагаемому нарушителю с требованием прекратить нарушение и/или выплатить компенсацию.

В качестве альтернативы, если воспроизведение без соответствующего разрешения приравнивается к уголовно наказуемому преступлению пиратства в сфере авторского права, можно обратиться с заявлением в органы полиции, прокуратуры или иной компетентный орган в соответствии с применимыми положениями местного законодательства.

В некоторых случаях применение альтернативных способов разрешения споров (таких как посредничество, арбитраж, заключение специалиста, независимая экспертиза и т.д.) может стать целесообразной альтернативой судебного разбирательства, так как может обеспечить более простое, быстрое и менее дорогостоящее урегулирование спора.

Если несанкционированное воспроизведение осуществлено в Интернете, иногда существует возможность уведомить об этом провайдера интернет-услуги и потребовать заблокировать доступ к контрафактной копии произведения. Это именуется процедурой «notice-and-take-down» (снятия по уведомлению правообладателя).

Если Вы состоите в организации коллективного управления (ОКУ), часто бывает достаточно обратиться в нее с просьбой принять соответствующие меры. Если Вы в такой организации не состоите, Вам придется самостоятельно защищать свои права. В таких случаях часто бывает целесообразно поручить ведение дела юристу.

Организации коллективного управления ОКУ контролируют использование произведений от имени их создателей, заключают лицензионные договоры и занимаются сбором роялти. Их услуги особенно часто используются для музыкальных и литературных произведений, когда одно и то же произведение может иметь большое количество пользователей и владельцу прав или пользователю может быть сложно оформить специальное разрешение на каждое отдельное использование или проконтролировать его соблюдение.

Вы можете получить быстрый доступ к законодательству в области интеллектуальной собственности широкого круга стран и регионов, а также к договорам в области интеллектуальной собственности на веб-сайте WIPO Lex.

Информацию о национальном или региональном законодательстве также предоставляют на своих веб-сайтах многие национальные или региональные ведомства интеллектуальной собственности. Для получения более подробной информации см. список гиперссылок на национальные или региональные ведомства интеллектуальной собственности.

Использование произведений, созданных другими людьми

Как правило, необходимо иметь разрешение на использование произведений, охраняемых авторским правом (разрешение может быть предоставлено в форме лицензии или уступки прав). Для некоторых видов использования разрешение может быть предоставлено не напрямую владельцем прав, а организацией коллективного управления например для исполнения песни на концерте.

Вы можете иметь возможность использовать охраняемое произведение без получения разрешения в двух случаях:

  • национальное законодательство может содержать ограничения и исключения позволяющие использовать произведение;
  • • произведения иногда доступны для общественного использования на определенных условиях или в силу лицензии, допускающей некоторые виды использования. При использовании таких произведений следует обращать особое внимание на установленные лицензией условия, которые четко определяют предоставленное владельцем прав разрешение. Широкое распространение получили несколько типов таких лицензий, например лицензия «Creative Commons», лицензия MIT, общественная лицензия «Mozilla» и пр.

При возникновении сомнений рекомендуется обращаться к поверенным в вопросах интеллектуальной собственности.

Поскольку большинство стран не применяет формальных требований к предоставлению охраны авторских прав, иногда бывает трудно установить, кто является владельцем права на произведение. Чтобы отыскать владельца прав на произведение в определенной стране, обычно требуется обратиться к автору или издателю произведения, в организацию коллективного управления, местный реестр произведений или национальное ведомство по авторскому праву. Данные организации могут вести базы данных, содержащие ценную информацию о владельцах произведений, охраняемых авторским правом.

Организация коллективного управления может также оказать Вам помощь в получении разрешения от владельца прав на произведение.

В некоторых случаях возможно использование произведений, которые не являются общественным достоянием, без получения разрешения от автора или владельца прав или оплаты роялти. Это возможно, если использование произведения подпадает под предусмотренные в национальном законодательстве ограничения и исключения. Примерами ограничений и исключений служат:

  • цитирование произведений;
  • использование новостных сообщений; или
  • создание доступного формата произведений для лиц с ограниченной способностью воспринимать печатную информацию.

Дополнительная информация об ограничениях и исключениях.

Правовые системы различаются между собой тем, что в одних приводятся четкие перечни ограничений и исключений из авторских прав

, в то время как в других содержатся лишь общие положения. Эти общие положения часто именуются положениями «о добросовестном использовании» или «о добросовестной деловой практике».

Когда говорится, что произведение относится к «общественному достоянию» (также именуемому «commons»), это означает, что такое произведение более не имеет владельца (имущественных) прав на него. Обычно это связано с истечением срока охраны авторских прав. Например, имущественные права на знаменитую поэму Гомера «Одиссея» давно истекли, и произведение может использоваться, в том числе в коммерческих целях, без разрешения владельца прав или оплаты роялти. В некоторых странах авторы произведений могут добровольно объявлять свои произведения общественным достоянием посредством процедуры, известной как «добровольный отказ». Более подробную информацию о произведениях, относящихся к общественному достоянию, можно получить здесь.

Распространенным заблуждением является то, что произведения, опубликованные в Интернете, в том числе в социальных сетях, относятся к общественному достоянию, и поэтому они могут широко использоваться всеми без получения разрешений от владельцев прав. Все произведения, охраняемые авторскими или смежными правами – от музыкальных произведений до мультимедийных продуктов, газетных статей и аудиовизуальных произведений, – срок охраны которых не истек, подлежат охране, независимо от того, были ли они опубликованы на бумаге или в цифровом формате. Для использования произведения, как правило, требуется разрешение владельца прав.

Некоторые веб-сайты содержат общую лицензию, которая может освобождать от необходимости получения непосредственного разрешения на некоторые виды использования произведений. Такие лицензии могут предоставлять разрешения только на некоторые виды использования произведений, например в некоторых некоммерческих целях. На практике же, если речь идет, например, об общедоступном тексте в блоге или на веб-сайте, Вы можете использовать его только в том случае, если:

  • предполагаемое использование предусмотрено общей лицензией, предоставленной через веб-сайт;
  • использование предусмотрено ограничениями или исключениями из авторского права; или
  • Вами получено разрешение на предполагаемое использование.

Аналогичным образом, получение разрешения необходимо, если Ваше малое или среднее предприятие занимается публикацией охраняемых авторским правом произведений, фонограмм, эфирных передач или исполнений или предоставляет к ним доступ на своем веб-сайте.

Смежные права – это отдельный набор прав, которые аналогичны авторским правам и которыми наделяются отдельные лица или организации в целях облегчения доступа общественности к произведениям. По национальному законодательству бенефициарами смежных прав обычно являются исполнители, производители фонограмм и вещательные организации.

Этим термином могут также обозначаться права, предоставляемые лицам или организациям, производящим материалы, которые не подпадают под определение произведений согласно системам авторских прав некоторых стран, но которые содержат достаточный элемент творчества или при создании которых были задействованы достаточные технические и организационные навыки для того, чтобы они могли быть признаны подпадающими под права, аналогичные авторским правам.

Некоторыми законами четко установлено, что использование смежных прав не должно ограничивать охрану и каким-либо образом влиять на охрану, обеспечиваемую авторскими правами.

Оговорка: Приведенные на этой странице вопросы и ответы служат чисто информационным целям и не являются юридической справкой. Они могут не отражать официальной позиции ВОИС или ее государств-членов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Авторская ошибка как называется
  • Айтюнс не удается подключиться к айфону ошибка 0хе8000004
  • Айкап выдает ошибку
  • Айтюнс не подключается к айфону ошибка 0xe800000a
  • Авторитарный деспот какая ошибка

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии