Авиакатастрофа ошибка авиадиспетчера

Затянувшееся расследование

Только раб мстит сразу, а трус — никогда Исландская пословица

Авиакатастрофа над Боденским озером произошла в ночь на 2 июля 2002 года. В небе над территорией Германии столкнулись пассажирский самолет «Башкирских авиалиний» и грузовой «Боинг» компании DHL. В результате погибли 2 пилота «Боинга», 12 членов экипажа башкирского ТУ-154 и все его пассажиры. Особенный шок вызвал тот факт, что на борту ТУ-154 находились 48 детей из Уфы, Москвы, Бреста и Владикавказа, летевших на фестиваль ЮНЕСКО в Испанию. Большая часть этих детей были отпрысками российской (в основном — башкирской) элиты.

Сразу же возник вопрос: каким образом могло произойти столкновение при ясной погоде и фактически пустом воздушном пространстве? В момент катастрофы самолеты вела швейцарская авиадиспетчерская компания Skyguide. Ее сотрудники сразу же начали обвинять в случившемся российского пилота, но вскоре были прослушаны записи «черных ящиков». Оказалось, что бортовая система предупреждения давала пилоту ТУ-154 указание набирать высоту, а швейцарский диспетчер приказывал снижаться. Сначала российский пилот последовал указаниям бортовой системы, но после того, как диспетчер повторил свое требование, пилот все же пошел на снижение. Столкновение произошло через 30 секунд. Анализ записей «черных ящиков» также показал, что диспетчер сообщил пилотам неверную информацию о положении самолетов.

Получалось, что главной причиной случившегося стали действия диспетчера. Это вскоре косвенно признал и он сам. 13 июля 2002 года в цюрихское информационное агентство поступило его заявление. В нем говорилось следующее: «В ночь, когда произошла катастрофа, я являлся частью цепочки, состоявшей из людей, оборудования и различных правил. Все эти звенья должны были слаженно работать. Несчастный случай произошел потому, что в цепи произошел сбой. Предотвращение подобных катастроф входило в мои обязанности».

Так как столкновение произошло в небе над территорией Германии, делом занялось немецкое Бюро по расследованию авиакатастроф. Ни его сотрудники, ни руководство компании Skyguide не стали разглашать имя злополучного диспетчера. Не последовало и ясных объяснений по поводу того, несет ли свою долю ответственности руководство швейцарской компании, которое, как оказалось, позволило этому человеку отрабатывать смену в одиночку. Известно лишь, что помимо вопроса о действиях диспетчера расследование касалось различий в подготовке европейских и российских пилотов, а также степени точности навигационного оборудования, установленного на самолетах.

Результаты работы Бюро по расследованию авиакатастроф не оглашены до сих пор. Итоговое заседание комиссии неоднократно откладывалось и в последний раз было перенесено на 31 марта 2004 года. Причем причины всех этих отсрочек неизвестны даже адвокатам, представляющим пострадавших. Россияне, потерявшие в небе над Германией своих близких, неоднократно заявляли, что хотели бы побыстрее узнать имена виновников авиакатастрофы.

Смерть диспетчера

После катастрофы компания Skyguide сообщила, что дежуривший 2 июля 2002 года диспетчер прошел курс психотерапии и был переведен на другую работу. Когда 24 февраля 2004 года было объявлено, что один из сотрудников этой компании был зарезан неизвестным преступником на пороге собственного дома в Клотене (небольшом городке под Цюрихом), все сразу вспомнили о событиях 2002 года. Месть со стороны родственников погибших в российском «Ту» сразу стала одной из ведущих версий произошедшего. Так все узнали имя диспетчера.

Убитым оказался 36-летний датчанин Петер Нильсен. Его вдова рассказала, что в тот вечер, в 17:45 по местному времени, к ним пришел неизвестный, похожий на выходца из Восточной Европы. Незваный гость был одет в черное пальто и черные брюки и говорил на ломаном немецком языке. Он подошел к Нильсену и после короткого разговора ударил его несколько раз ножом на глазах жены и троих детей. Сразу после этого преступник скрылся.

Цюрихская полиция оперативно отреагировала на произошедшее. Ее сотрудники сразу же объявили в розыск мужчину плотного телосложения в возрасте около 50 лет, сообщив и другие приметы, указанные вдовой убитого. Были перекрыты аэропорт и вокзалы. Поисками убийцы занималось не меньше сотни швейцарских полицейских. И буквально через сутки искомый человек был найден в гостинице «Welcome Inn» в том же Клотене. Подозреваемый был задержан, и при нем оказался складной нож с лезвием длиной 14 сантиметров. Через несколько часов задержанного опознала соседка Нильсена, которой он показывал бумажку с именем диспетчера и спрашивал, как его найти.

Цюрихский прокурор Паскаль Госснер заявил, что убийство имеет прямое отношение к гибели самолетов над Боденским озером — Нильсен, действительно, оказался тем самым диспетчером. Сам задержанный отказался признать себя виновным в убийстве. Швейцарские детективы занялись проверкой его алиби и изучением отпечатков пальцев, оставленных на месте преступления.

Цюрихские власти сообщили журналистам, что в авиакатастрофе полуторагодичной давности у задержанного мужчины погибли родственники. Они не стали называть имя подозреваемого, однако заявили, что 2 июля 2002 года он потерял жену, сына и дочь. Кроме того, прокурор сообщил, что на видеозаписи, запечатлившей участников траурной церемонии по случаю годовщины катастрофы над Боденским озером (церемония состоялась в Уберлингене летом прошлого года), этот человек выделялся «бросающейся в глаза яростью».

Метод дедукции

Данных, предоставленных швейцарскими властями, оказалось вполне достаточно для того, чтобы узнать имя подозреваемого. Всего два человека из числа тех, чьи родственники погибли в небе над Германией в 2002 году, потеряли сразу жену, сына и дочь. Телеканал НТВ, издание NEWSRU.com и газета «Коммерсант» нашли их в списках потерпевших. Полиция Цюриха могла задержать или уфимца Владимира Савчука (у него погибли жена Ирина, дочь Вероника и сын Владислав) или жителя Владикавказа Виталия Калоева, лишившегося жены Светланы, дочери Дианы и сына Константина.

Корреспондент «Ъ» позвонил Савчуку, и оказалось, что тот находится не в Швейцарии, а дома, что он никуда не выезжал, и что убийство Нильсена не вызвало у него радости. Во-первых, диспетчер оставался главным свидетелем, способным пролить свет на события той ночи, а во-вторых, Владимир, сам переживший гибель семьи, глубоко сочувствует близким убитого. То же самое он повторил перед камерой съемочной группы НТВ утром 27 февраля.

Получается, что в Цюрихе находится Виталий Калоев. Этот 46-летний уроженец Северной Осетии написал когда-то на сайте, посвященном памяти погибшим: «Жизнь моя остановилась на этой трагической дате: 01.07.2002. Мне осталось жить одними воспоминаниями». По свидетельствам знакомых Калоева, он действительно с трудом сдерживал свою ярость в отношении предполагаемых виновников гибели его семьи. После похорон он сказал, что не будет брить бороду, пока они не будут наказаны. По свидетельству сотрудников мэрии Уберлингена, на траурной церемонии прошедшим летом Виталий заявил: «Я найду этого диспетчера». Родственники Виталия также утверждают, что он поклялся отомстить за гибель своей семьи.

Однако пока что ни прокуратура, ни МИД Швейцарии, куда направило запрос посольство России в Берне, не сообщают не только фамилию, но даже гражданство задержанного.

Другие потерпевшие опасаются, что убийство диспетчера отвлечет внимание общественности от самого дела о столкновении самолетов. Между тем, если бы расследование было закончено вовремя, а виновные названы и наказаны, Нильсен мог бы избежать смерти от руки мстителя, который правосудию предпочел самосуд.

Елена Любарская

Предыдущие материалы по теме:

Кто так строит? [23.02.2004]
Предварительные результаты расследования причин обрушения «Трансвааль Парка»

Крупнейшие авиакатастрофы [03.01.2004]Список аварий за последние 20 лет

Цена крови [03.12.2002]
Украина делает все возможное, чтобы затянуть выплату компенсаций родственникам жертв украинской ракеты

Швейцарский диспетчер перепутал право и лево [06.08.2002]Расшифровка переговоров Ту-154 и Боинга с Цюрихом

Поиск виноватых [05.07.2002]Виновными в столкновении Ту-154 и «Боинга» могут оказаться как швейцарские диспетчеры, так и пилоты обоих самолетов

https://ria.ru/20220702/aviakatastrofa-1799772685.html

Ошибка диспетчера: трагедия над Боденским озером

Ошибка диспетчера: трагедия над Боденским озером — РИА Новости, 02.07.2022

Ошибка диспетчера: трагедия над Боденским озером

2 июля 2002 года над Боденским озером столкнулись Ту-154 компании «Башкирские авиалинии» и грузовой боинг-757 компании DHL.

2022-07-02T12:41

2022-07-02T12:41

2022-07-02T12:41

виталий калоев

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/02/1799772134_0:0:1920:1080_1920x0_80_0_0_c38054db096ee589a3683115d9896de6.jpg

На борту Ту-154 находились 69 человек, среди них 52 ребенка. Дети летели на отдых в Испанию, поездка была организована ЮНЕСКО. В ту ночь вместо положенных двух авиадиспетчеров дежурил только один – Питер Нильсен. Автоматическое оповещение было отключено из-за техобслуживания. Нильсен заметил сближение двух самолетов слишком поздно. В результате удара Ту-154 развалился на несколько частей и упал в окрестностях немецкого города Юберлинген. После расследования виновными признали диспетчеров компании «Скайгайд». Однако, Питер Нильсен так и не предстал перед судом. В 2004 году его убил Виталий Калоев, который потерял в авиакатастрофе всю семью.

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Ошибка диспетчера: трагедия над Боденским озером

2 июля 2002 года над Боденским озером столкнулись Ту-154 компании «Башкирские авиалинии» и грузовой боинг-757 компании DHL.

2022-07-02T12:41

true

PT3M38S

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/02/1799772134_240:0:1680:1080_1920x0_80_0_0_80ebef37a2da6e0045ecb7033e83b745.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

виталий калоев, видео

Ошибка диспетчера: трагедия над Боденским озером

2 июля 2002 года над Боденским озером столкнулись Ту-154 компании «Башкирские авиалинии» и грузовой боинг-757 компании DHL.

2022-07-02T12:41

true

PT3M38S

Ошибка диспетчера: трагедия над Боденским озером

2 июля 2002 года над Боденским озером столкнулись Ту-154 компании «Башкирские авиалинии» и грузовой боинг-757 компании DHL.

На борту Ту-154 находились 69 человек, среди них 52 ребенка. Дети летели на отдых в Испанию, поездка была организована ЮНЕСКО. В ту ночь вместо положенных двух авиадиспетчеров дежурил только один – Питер Нильсен. Автоматическое оповещение было отключено из-за техобслуживания. Нильсен заметил сближение двух самолетов слишком поздно. В результате удара Ту-154 развалился на несколько частей и упал в окрестностях немецкого города Юберлинген. После расследования виновными признали диспетчеров компании «Скайгайд». Однако, Питер Нильсен так и не предстал перед судом. В 2004 году его убил Виталий Калоев, который потерял в авиакатастрофе всю семью.

В ночь с 1 на 2 июля 2002 года в небе над Германией пассажирский Ту-154М «Башкирских авиалиний», летевший из Москвы в Барселону, из-за ошибки авиадиспетчера столкнулся с грузовым Boeing-757. Жертвами авиакатастрофы стали 71 человек, в том числе 52 ребёнка из России, летевшие на каникулы в Испанию. В 20-летнюю годовщину трагедии над Боденским озером близкие лётчиков, управлявших российским лайнером, рассказали RT о погибших членах экипажа Ту-154М.

Ровно 20 лет назад в небе над Германией произошла страшная трагедия. Российский пассажирский самолёт Ту-154М, следовавший из Москвы в Испанию, из-за ошибки диспетчера столкнулся с грузовым Boeing-757, принадлежавшим компании DHL. В авиакатастрофе не выжил никто — её жертвами стали 71 человек, в том числе 65 россиян.

Доверились диспетчеру

Из 60 пассажиров на борту российского самолёта 52 были детьми разного возраста. Почти все они были из Башкирии и летели отдыхать в Испанию по путёвкам от республиканского комитета по делам ЮНЕСКО.

  • AP

Трагедии предшествовала роковая ошибка — в Москве организаторы привезли детей в аэропорт Шереметьево вместо Домодедова, поэтому на изначально запланированный рейс группа не успела. В итоге всех пересадили на борт Ту-154М, срочно прилетевший ради этого вместе с экипажем из Уфы.

Согласно официальному отчёту о причинах трагедии, российский пассажирский самолёт и грузовой «Боинг» летели над Германией примерно на одной высоте, оба борта координировал диспетчерский центр в Цюрихе. На момент опасного сближения лайнеров у мониторов остался только один диспетчер из двух.

Диспетчер швейцарской компании аэронавигации Skyguide Петер Нильсен следил одновременно за несколькими бортами на двух мониторах — своём и коллеги. Он дал команду российскому экипажу снижаться, а экипажу грузового самолёта — набирать высоту, несмотря на то что система  безопасности на борту обоих лайнеров сигнализировала пилотам, что нужно предпринять обратные действия.

Комиссия, расследовавшая авиакатастрофу, признала одной из главных причин трагедии ошибочные указания Нильсена.

Экипажи разбившихся бортов, согласно правилам полётов того времени, были обязаны в первую очередь выполнять указания диспетчера, а не системы предупреждения столкновения самолётов в воздухе (TCAS), предупреждавшей об опасном сближении лайнеров. Уже после трагического столкновения над Боденским озером правила были изменены, и приоритетными для лётчиков сделали именно команды бортовых систем безопасности. 

Также по теме


«Боль притупляется, но не проходит»: Калоев о боденской авиакатастрофе, новой экранизации и трагедии в Кемерове

В июле 2018 года в России на экраны выйдет фильм «Непрощённый». Главную роль в нём сыграл Дмитрий Нагиев. Сюжет картины основан на…

После оглашения отчёта о расследовании в феврале 2004 года разыгрался второй акт воздушной трагедии. Петер Нильсен был убит архитектором из Владикавказа Виталием Калоевым, который потерял в авиакатастрофе жену, сына и дочь. Калоева признали ограниченно вменяемым и осудили на восемь лет лишения свободы. В ноябре 2007 года он был освобождён за примерное поведение и вернулся домой. В том же году троим менеджерам Skyguide дали условный срок, одному присудили штраф, а вину ещё четырёх сотрудников компании доказать не удалось — они были оправданы.

«Без неба жить не смогу»

Мануэлла, дочь Александра Гросса, командира разбившегося Ту-154М, работала стюардессой в «Башкирских авиалиниях» вместе с отцом.

По её словам, семья у них всегда была «лётная»: мама, Валентина, — бывшая стюардесса, а младшая сестра Мануэллы работала в аэропорту Уфы. Вместе с отцом Мануэлла летала только пару раз — по негласным правилам, родственников в один экипаж обычно не допускают.

Женщина вспоминает, что накануне катастрофы она вместе с сестрой подвозила Александра Михайловича на машине с дачи в аэропорт Уфы.

«И у меня, и у папы тогда был выходной, но у меня на следующий день уже стоял рейс, поэтому мне лететь тогда не предложили», — пояснила Мануэлла.

  • Командир Ту-154М Александр Гросс
  • © Фото из личного архива семьи Гросс

Со слов дочери погибшего командира экипажа, так как предстоящий рейс в Барселону был внеплановым, экипаж на него набирался из сотрудников, разъехавшихся на выходные. Ничего необычного в этом не было — по правилам нужно, чтобы между полётами весь лётный состав успел отдохнуть.

Первым об авиакатастрофе, по словам Мануэллы, узнал лучший друг отца, его коллега. От него семья пилота и узнала о случившемся.

«Весь аэропорт тогда плакал: и папу, и коллег, что с ним были в том рейсе, все знали, уважали и любили. О пенсии отец даже не думал, собирался летать, пока не спишет медкомиссия. Он побывал во многих странах, облетел всю Россию вдоль и поперёк, — вспоминает Мануэлла. — Но самым любимым местом для него был, пожалуй, родной Белорецк. Он старался бывать там не только в отпуске, но и в длинные выходные. Всегда хотел свой дом за городом и даже начал его строить. А закончили мы его уже после смерти папы».

Дочь Гросса летала на место крушения в июле 2002 года, чтобы опознать тело отца, прилетала в Германию на первую годовщину катастрофы. Мануэлла проработала стюардессой до 2007 года, когда «Башкирские авиалинии» были ликвидированы: «Даже после случившегося с папой я продолжала летать. Понимала, что без неба не смогу. Авиация — это навсегда, там всё по-другому и люди раскрываются совсем по-разному».

«Я всех их знал»

Вячеслав Щиглинцев на момент авиакатастрофы работал бортинженером на «Башкирских авиалиниях» и возглавлял профсоюз эскадрильи, из которой был погибший экипаж.

  • © AP Photo/ Misha Japaridze

Об авиакатастрофе в небе над Германией он узнал в отпуске из утренних новостей.

«Я тогда был с семьёй в Сочи, отдыхал. Утром собираемся вылетать домой, тут жена видит новости по телевизору, меня зовёт: «Ой, смотри, там ваши!». Я сначала не поверил, — вспоминает в беседе с RT бывший бортинженер. — Я всех их знал. Кого-то лучше, кого-то хуже, периодически мы вместе летали».

По воспоминаниям Щиглинцева, с погибшим коллегой Олегом Валеевым они пять лет проработали на авиационно-технической базе, потом в 1991 году вместе изучали управление Ту-154 в центре лётной подготовки в Ульяновске и вместе поступили в Московский институт гражданской авиации.

«Бортинженер вообще изначально работает на земле, чтобы лучше знать матчасть, всё освоить. И только потом, когда он наберётся опыта, самого достойного берут в небо», — добавил Вячеслав.

С проверяющим с разбившегося борта Олегом Григорьевым и вторым пилотом Муратом Иткуловым он учился управлять Ан-24: по сложившейся со времён СССР практике, сначала будущие члены экипажа проходили управление Ан-2, потом Ан-24, а потом уже Ту-134 или Ту-154.

Из рассказов коллег Вячеслав узнал, что российский экипаж пытался избежать столкновения даже после приказа диспетчера Петера Нильсена начать снижение, хотя в 2002 году систему TCAS только устанавливали в самолёты российских авиакомпаний и на том этапе она использовалась как дополнительный инструмент.

  • © AP Photo/Daniel Maurer

Как объяснил бортинженер, когда между самолётами остаётся 40 секунд, вне зависимости от высоты и скорости набора высоты или снижения экран TCAS мигает жёлтым и показывает, где второй самолёт. А если между лайнерами осталось 15 секунд — экран загорается красным, и программа отдаёт приказ на снижение или набор высоты, чтобы развести самолёты.

«Правильно, конечно, было бы нашему борту набрать высоту, а грузовому — снизиться. Система буквально кричала нашему борту о наборе высоты, а диспетчер по ошибке сказал наоборот, — вспоминает Вячеслав.

— Наш КВС скомандовал: «Ребята, смотрите во все глаза! Он где-то внизу!». Было раннее утро, светало, и они его увидели — слева и снизу. Экипаж отклонил штурвал на себя, но самолёт очень тяжёлый, взлётный вес, если я не ошибаюсь, больше 100 тонн. Не хватило буквально нескольких секунд».

По словам бортинженера, столкновение над Боденским озером было страшным ударом и для авиакомпании: с самолётами «Башкирских авиалиний» до 2002 года не было никаких серьёзных происшествий, а уж тем более с такими потерями. Через пять лет после случившегося компанию ликвидировали, и Вячеслав Щиглинцев вместе с коллегами продолжил работу уже в уфимском отделении компании «Ютейр».

«Летать после случившегося было нестрашно. Есть такой фильм «Спецназ», там как раз есть такая фраза: «А нас этому учили!», — делится Вячеслав. — Я свою лётную деятельность закончил только в январе 2014 года и то только потому, что все Ту-154 у нас сократили в угоду «Боингам». А так бы, может быть, ещё летал».

Вечная память

2 июля 2022 года родственники и друзья погибших в Боденской авиакатастрофе по традиции соберутся на Южном кладбище Уфы, где похоронены 53 из 69 погибших в авиакатастрофе. Для всех собравшихся пройдут православная и мусульманская поминальные службы.

  • Мемориал погибшим членам экипажа Ту-154М в аэропорту Уфы
  • © Из личного архива Вячеслав Щиглинцева

Также в этот день традиционно возлагают венки и цветы к мемориалу в аэропорту Уфы — туда приезжают бывшие сотрудники аэропорта и вышедшие на пенсию коллеги погибшего экипажа.

Панихиды по погибшим неоднократно проводились и недалеко от места крушения — в окрестностях немецкого города Юберлинге, где на пшеничном поле установлен мемориал Die zerrissene Perlenkette («Разорванная жемчужная нить»). В его основу легло найденное на месте трагедии жемчужное ожерелье дочери Виталия Калоева Дианы.

В результате катастрофы погиб 71 человек: два пилота, находившиеся на борту грузового «Боинга» немецкой компании DHL, а также экипаж и пассажиры рейса «Башкирских авиалиний» — всего 69 человек, в том числе 52 ребенка. Трагедия и последовавшая за ней история кровной мести легли в основу сразу нескольких художественных произведений.

Как развивались события в ночь столкновения, почему большая часть погибших в ту ночь не должна была оказаться в небе и как проходило расследование — в материале «Известий».

Случайные пассажиры

Основную часть пассажиров Ту-154 составляла группа детей из расположенной в Башкирии специализированной школы ЮНЕСКО для одаренных ребят. Все они получили путевки на отдых в Испанию за хорошую учебу.

Эта группа должна была вылететь накануне, однако опоздала на рейс. «Башкирские авиалинии» по просьбе сопровождавшей группу туркомпании в экстренном порядке организовали для группы вылет чартера. Билеты на этот рейс авиакомпания также предложила другим пассажирам, ожидавшим вылета в Испанию, — всего было куплено восемь билетов. Три из них приобрела семья Калоевых — 44-летняя Светлана летела в Барселону вместе с детьми — четырехлетней Дианой и 10-летним Костей.

В Испании их ждал отец, Виталий Калоев, бывший глава строительного управления во Владикавказе, в 1999 году по контракту уехавший в Испанию работать архитектором. Накануне он сдал заказчику очередной проект. Светлана с детьми жила в Северной Осетии, в Барселону они летели через Москву, где она и купила билет на рейс «Башкирских авиалиний».

Помимо первого и второго пилотов, в составе экипажа находился проверяющий авиакомпании — пилот 1-го класса, который в этом полете должен был в рамках стандартной процедуры проверки оценить действия КВС борта Александра Гросса. В салоне самолета помимо бортпроводников находились еще трое сотрудников авиакомпании: Шамиль Рахматуллин, авиатехник Юрий Пензин и сопровождавший рейс флайт-менеджер Артем Гусев.

Поздно вечером 1 июля самолеты оказались в воздушном пространстве над немецким Боденским озером — несмотря на то что это была территория Германии, управление полетами здесь было передано частной диспетчерской компании «Скайгайд», расположенной в Швейцарии.

123

Фото: Global Look Press/Anvar Galeev

Диспетчерская

На дежурстве в диспетчерском центре в этот момент находился один специалист — 34-летний Петер Нильсен. Второй диспетчер с согласия Нильсена в этот момент ушел на перерыв, и на попечении Нильсена и оставшейся с ним ассистентки остались сразу два диспетчерских терминала.

Кроме того, как впоследствии установило следствие, часть диспетчерского оборудования, которая должна информировать диспетчеров об опасном сближении между самолетами, в эту ночь находилась на техобслуживании.

Когда стало понятно, что самолеты двигаются на пересекающихся курсах, обратить внимание коллеги на опасную ситуацию пытался другой диспетчер, работавший в Карлсруэ. Он 11 раз пытался связаться с Нильсеном по телефону, но одна из телефонных линий также находилась на обслуживании, а запасная вышла из строя. По той же причине  сам Нильсен не мог попросить аэропорт Фридрихсхафена взять на себя еще один, третий рейс, следовавший с задержкой. Переговоры с командиром этого борта несколько минут до катастрофы не позволят Нильсену расслышать сообщения от летчиков «Боинга» и Ту-154.

Сам Нильсен заметил сближение двух самолетов, двигавшихся на встречных курсах, слишком поздно. Первое сообщение командиру Ту-154 с требованием снизить высоту он отдал меньше чем за минуту до столкновения. Однако в это время в кабине второго самолета уже сработала система предупреждения о возможном столкновении TCAS-RA.

В кабине 

Система TCAS была создана специально для предупреждения пилотов об опасных сближениях в ситуации, когда по каким-то причинам это не было сделано диспетчером. Для того чтобы система сработала, необходимо, чтобы на втором самолете также стоял ее датчик, — после этого каждый из лайнеров получает согласованный сигнал о маневре, который необходимо совершить, чтобы предотвратить столкновение.

По международным правилам системой должны быть оборудованы все самолеты, сертифицированные для перевозки 19 пассажиров и более. TCAS была установлена и на Ту-154, и на немецком «Боинге». Но из-за того, что диспетчер попытался предотвратить столкновение слишком поздно, его распоряжения вошли в противоречие с командами TCAS.

Почти сразу после того, как Нильсен вышел на связь с капитаном самолета «Башкирских авиалиний» и потребовал снизиться, TCAS передала российскому лайнеру команду начать набор высоты, а немецкому, напротив, — снижаться. Командир «Боинга», не получавший никаких распоряжений от Нильсена, выполнил команду компьютера. Командир Ту-154 в этот момент уже выполнял аналогичное распоряжение диспетчера и к компьютеру не прислушался. При этом экипаж немецкого грузового самолета сообщил о своих действиях на землю, но Нильсен, занятый в этот момент переговорами с третьим бортом, этого сообщения не услышал.

Два самолета одновременно перешли в снижение на встречных курсах.

123

Фото: Global Look Press/Anvar Galeev

Разорванное ожерелье

Пилоты «Боинга» и Ту-154 увидели друг друга уже в последние секунды — самолеты столкнулись под прямым углом, при этом хвостовой стабилизатор «Боинга» ударил в середину фюзеляжа пассажирского самолета, отчего тот развалился в воздухе. Лишившийся хвостового управления «Боинг» потерял управление и также рухнул на землю.

Катастрофа произошла около 23.30 по местному времени, однако первые сообщения о ней начали поступать уже после полуночи. Утром 2 июля о случившемся узнал Виталий Калоев, ожидавший свою семью в Барселоне. В тот же день он вылетел в Швейцарию, а оттуда выехал в немецкий город Юберлинген, рядом с которым произошла катастрофа.

Сообщив полицейским в оцеплении, что в упавшем самолете находились его жена и дети, Калоев присоединился к поисковым работам на месте крушения. Позднее он рассказал телеканалу National Geographic, что сам нашел свою дочь, четырехлетнюю Диану, — сначала увидел на земле ее порванные бусы, а затем обнаружил и тело ребенка. Именно этот образ лег в основу мемориала, установленного на месте трагедии и названного «Разорванное ожерелье».

В книге «Столкновение», также со слов Виталия Калоева, описывается другая версия развития событий — во время поисковой операции его привезли на место обнаружения тела для опознания, где он и увидел лежавшее в стороне украшение.

Расследованием обстоятельств крушения занималось Немецкое федеральное бюро расследований авиационных происшествий. В мае 2004 года было опубликовано заключение бюро. В нем говорилось, что в столкновении виновна диспетчерская компания «Скайгайд», не сумевшая обеспечить безопасность воздушного движения, и ее диспетчер. Кроме того, в документе отмечалось, что пилоты Ту-154 совершили маневр вопреки требованиям системы TCAS, а интеграция самой системы была неполной, инструкции к ней не были стандартизированы.

Авиакомпания «Башкирские авиалинии» также подала в суд на Федеративную Республику Германия, в воздушном пространстве которой произошло столкновение. В 2006 году районный суд расположенного на Боденском озере города Констанц постановил, что передача управления движением самолетов частной компании, находящейся на территории другой страны, противоречит немецким законам. Вся ответственность за катастрофу, согласно решению суда, ложилась на Федеративную Республику Германия. Это решение было оспорено ФРГ, впоследствии спор между Германией и «Башкирскими авиалиниями» был урегулирован в досудебном порядке.

В сентябре 2007 года было вынесено судебное решение по делу восьми сотрудников компании «Скайгайд» — четверо обвиняемых были оправданы, четверо признаны виновными в причинении смерти по неосторожности. Трое из них получили условные сроки, один был приговорен к штрафу.

Убийство

Первое время личность диспетчера, находившегося на дежурстве в момент катастрофы, не раскрывалась. Впоследствии представители компании «Скайгайд» сообщили журналистам, что Петер Нильсен был глубоко потрясен трагедией. Вскоре после столкновения он взял длительный отпуск, через несколько месяцев вернулся в компанию, но перешел на офисную работу и управлением воздушным движением больше никогда не занимался.

Спустя почти два года после катастрофы, однако до публикации официального заключения комиссии по ее расследованию, 24 февраля 2004 года к его дому подошел седой человек, одетый во всё черное, и попытался «привлечь к себе внимание» хозяина. Нильсен, в доме которого находились жена и трое детей, вышел к нему. После короткого разговора человек нанес ему несколько ножевых ранений и скрылся с места преступления.

Полиция сразу заявила, что «не исключает» версии мести диспетчеру за катастрофу над Боденским озером, а диспетчерская компания до выяснения всех обстоятельств усилила охрану остальных сотрудников. По подозрению в убийстве вскоре был задержан Виталий Калоев. Следователям он рассказал, что хотел добиться от диспетчера извинений. По словам Калоева, он показал Нильсену фотографию своей погибшей семьи, однако Нильсен выбил фотографии у него из рук и, согласно некоторым источникам, засмеялся. Что происходило после этого, Калоев не помнит. 

В октябре 2005 года он был признан виновным в убийстве и приговорен к восьми годам лишения свободы, в 2006 году срок заключения был сокращен, а в 2007-м Калоев был освобожден досрочно за примерное поведение и отправлен в Россию. В Северной Осетии Виталия Калоева встретили как героя. Через год, в 2008 году, он занял пост заместителя министра строительства республики.

123

Фото: ТАСС/Игорь Кубединов

«Столкновение» и «Последствия»

Про обстоятельства катастрофы было снято сразу несколько документальных фильмов в России и за рубежом.

В апреле 2017 года на экраны в США вышел художественный фильм «Последствия», в основу которого легли события 2002–2004 годов. Роль главного героя, прототипом которого стал Виталий Калоев, исполнил Арнольд Шварценеггер. Сам Калоев после премьеры раскритиковал фильм за ряд неточностей и искажений.

Тогда же, в апреле 2017-го, в России вышла книга «Столкновение: Откровенная история Виталия Калоева». В ней со слов Виталия Калоева описываются обстоятельства проведения поисковой операции и его последняя встреча с диспетчером Нильсеном.

Копаем глубже

Столкнулись Ту-154М авиакомпании ‘БАЛ’ и грузовой Боинг-757

Я когда-то уже интересовался этой катастрофой и вот какие причины к ней привели (ссылки внизу)

1. Диспетчер был один на рабочем месте, хотя по инструкции их должно было быть НЕ МЕНЕЕ ДВУХ. Это означает, что Нильсену приходилось регулярно прыгать между двумя рабочими местами и он упустил критическое сообщение от Боинга об их снижении.

2. Отключена автоматическая система предупреждения о сближении из-за технического обслуживания.

3. Отключён один из радаров, так-же из-за тех обслуживания

4. Получаемые данные с радара поступали с большой задержкой (тех. работы), в одном из источников говориться про 60 секунд, так что Нельсон мог просто не знать что самолёты уже настолько близко друг к другу.

5. Отключена основная телефонная линия диспетчерской. Нильсен хотел передать другой самолёт диспетчеру аэропорта для посадки, но не смог дозвониться и ему пришлось тратить драгоценное время за вторым монитором, в то время как на первом два самолёта сближались. Ему также не смогли дозвониться из другой диспетчерской, чтобы предупредить об опасном сближении.

6. Неисправная запасная телефонная линия диспетчерской.

7. Диспетчер сказал, что Боинг находится на 60 градусов справа, вместо 60 градусов слева, это была самая большая из ошибок диспетчера.

TCAS — это система автоматического предупреждения о сближении, она автоматически выдает инструкции пилотам обеих самолётов при опасном сближении.

8. И наверное самое роковое — это неразбериха в документах, из-за которой было непонятно кто имеет приоритет — диспетчер или система TCAS. В результате чего Российский самолёт стал снижаться следуя указаниям диспетчера. Боинг в свою очередь стал снижаться следуя указаниям TCAS.

Ещё до окончания расследования журналисты написали просто «Из-за ошибки диспетчера столкнулись два самолёта»

Мораль

К этой трагедии привела цепочка трагических случайностей и недочётов.

Безусловно, Нильсен несёт часть вины за случившееся, однако есть множество других более важных причин и виновников трагедии. Например менеджеры, которые поставили диспетчера в такое сложное положение. Почему Калоев не пошёл например к начальнику компании Skyguide?

Мне безумно жалко семью Калоева и я никому этого не пожелаю, но убийство диспетчера было роковой ошибкой.

Что же касается того, что Нильсен не захотел принять Калоева у себя дома, то я считаю, что Нильсен мог просто испугаться грозно выглядящего иностранца, который хотел попасть к нему домой, где были его семья и дети, да и только Калоев точно знает, что на самом деле тогда произошло. Ну и приходить в гости с ножом это явно не случайность, может он и не убил бы его, но явно предполагал такой исход.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Авито ошибка обработки запроса попробуйте позже что делать
  • Авиакатастрофа над швейцарией ошибка диспетчера
  • Авиакатастрофа кукурузное поле ошибка пилотов
  • Авито ошибка при входе ошибка сервера
  • Авито ошибка загрузки фотографии