Авиакатастрофа кукурузное поле ошибка пилотов

Общество ,

 

0 

МАК в отчете о посадке лайнера на кукурузное поле назвал ошибки пилотов

МАК: причиной жесткой посадки A321 на кукурузное поле в 2019 году стали чайки

Демонтаж самолёта Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии», Московская область, 21 августа 2019 г.


Демонтаж самолёта Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии», Московская область, 21 августа 2019 г.

Причиной жесткой посадки самолета A321 авиакомпании «Уральские авиалинии» в кукурузном поле в августе 2019 года стали чайки, попавшие в двигатели. Об этом говорится в итоговом отчете Межгосударственного авиационного комитета (МАК) о происшествии, передает ТАСС. Действия пилотов в этой ситуации носили хаотичный характер.

Самолет совершал рейс Москва — Симферополь. В документе говорится, что «авиационное происшествие» случилось в результате столкновения самолета со стаей чаек. Масса некоторых из птиц превышала килограмм. Это привело к механическим повреждениям обоих двигателей и невозможности продолжения полета «при фактической конфигурации самолета (неубранное положение шасси) и вынужденному приземлению вне аэродрома».

После столкновения с птицами двигатели продолжали работать, но их общая тяга была меньше, чем требуется для взлета. Экипаж перевел двигатели в режим «взлет — уход на второй круг», в связи с чем тяга почти достигла нужного для набора высоты значения. Однако после этого один из двигателей был переведен на малый газ, из-за чего суммарная тяга обеих силовых установок снова упала. В отчете МАК отмечается, что пилоты находились в состоянии психологической нагрузки и имели «явные признаки дезорганизации, непоследовательности и хаотичности».

В документе говорится, что пилоты не сделали ни одного из предусмотренных для подобных ситуаций действий: не убрали шасси и не сверялись с показаниями директорной стрелки по тангажу. «Центрирование бета-таргет не производилось, усилия на педалях перед включением автопилота не триммировались», — уточнили в МАК.

В 2019 году при вылете из аэропорта Жуковский в двигатели пассажирского самолета «произошло многочисленное попадание птиц», как объясняли в «Уральских авиалиниях». В Росавиации РБК уточнили, что столкновение со стаей чаек произошло после отрыва от взлетно-посадочной полосы. В результате аварии экипаж принял решение посадить самолет на кукурузное поле примерно в 1 км от взлетно-посадочной полосы. По итогу посадки у A321 было повреждено крыло, лайнер лег брюхом на траву. На борту находились 233 человека, никто не погиб, за помощью обратились 75 человек. 16 августа президент Владимир Путин присвоил пилотам Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину, которые посадили A321 на кукурузное поле, звание Героя России.

Дамир Юсупов рассказал, что некоторые действия экипаж совершил не по инструкции

Поделиться

Пилот Дамир Юсупов, посадивший самолет в кукурузном поле, рассказал об ошибках, которые совершил экипаж во время полета. Он признал, что многое в тот момент было сделано не по инструкции, но именно это, убежден пилот, и помогло спасти жизни пассажиров.

— Условия, в которых находился самолет, выходили за рамки ожидаемых во время испытаний. Безопасный исход полета не гарантировался. Что-то мы сделали по инструкции, а что-то — далеко не по инструкции. Благодаря этому полет завершился благополучно, — заявил Дамир Юсупов на пресс-конференции, посвященной презентации фильма «На солнце, вдоль рядов кукурузы».

Еще чуть-чуть и видео загрузится

Дамир Юсупов рассказал, что было сделано не по инструкции

Видео: пресс-центр «ТАСС-Урал»

Командир воздушного судна рассказал, что именно было сделано не по инструкции.

— Шасси не было убрано, оно вызывало дополнительное сопротивление. По инструкции шасси надо сразу убирать. Но благодаря тому, что оно не было убрано, мы пролетели меньшее расстояние и выполнили посадку в пределах поля. Пролетели бы дальше — там были бы уже строения и лес, — объяснил пилот.

Также Дамир Юсупов рассказал, что во время того самого полета произошло то, чего не должно было произойти — выход реверса.

— Инструкции на такой случай нет, потому реверс в полете выходить не должен, — добавил пилот.

Ранее Межгосударственный авиационный комитет завершил расследование аварийной посадки самолета «Уральских авиалиний». В своем отчете эксперты назвали главные причины, из-за которых лайнер приземлился в поле. А авиаэксперт и журналист Игорь Зырянов опубликовал видеореконструкцию посадки лайнера.

Напомним, 15 августа 2019 года самолет «Уральских авиалиний» совершил аварийную посадку в кукурузном поле в Подмосковье. Об экипаже лайнера сняли фильм, 7 марта состоится его премьерный показ.

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) пришла к выводу, что во время аварийной посадки Airbus «Уральских авиалиний» на кукурузном поле в Жуковском в 2019 году экипаж самолета — капитан воздушного судна (КВС) Дамир Юсупов и второй пилот (2П) Георгий Мурзин — допустил частичную потерю работоспособности в психологическом плане, из-за чего произошел ряд ошибок. Отчет выложили в тг-канале «Авиационная Антресоль». На официальном сайте его нет.

«С самого начала развития особой ситуации действия экипажа, в первую очередь КВС, имеют явные признаки дезорганизации, непоследовательности и хаотичности, то есть частичной потери работоспособности в психологическом плане. Сложившаяся ситуация превышала психоэмоциональные возможности членов экипажа, хотя и не вызвала у них психологического ступора. Фактически на начальном этапе продолженного взлета (до включения автопилота) экипаж не выполнил (или выполнил, но в недостаточной степени) ни одного из действий, предусмотренных процедурой продолженного взлета, а именно: шасси не убирались, показания директорной стрелки по тангажу игнорировались, центрирование бета-таргет не производилось, усилия на педалях перед включением автопилота не триммировались», — говорится в отчете.

Непосредственно в аварии виноваты чайки-хохотуньи, попавшие в турбину. Столкновение взлетающего самолета со стаей птиц привело к отказу сразу двух двигателей, что буквально вынудило экипаж садиться куда пришлось, и иного пути у пилотов не было.

«В день происшествия орнитологическая обстановка на аэродроме Раменское была сложной. Перед взлетом экипаж дважды получал от диспетчера информацию об «отдельных перелетах птиц». При этом комиссия установила, что в сообщения диспетчера информация о перелете птиц включалась на постоянной основе и не всегда отражала реальную орнитологическую обстановку в зоне взлета и посадки, а также на летном поле аэродрома. Аналогичные по смыслу предупреждения на регулярной основе включаются в информацию, передаваемую экипажам, и на других аэродромах Российской Федерации. Такая ситуация приводит к «эффекту привыкания» экипажей, то есть указанные сообщения более не выполняют функцию предупреждения, а являются привычным «фоновым» шумом», — объясняется еще один психологический аспект экспертами.

При этом сложная орнитологическая обстановка подтверждается диалогом пилотов:

  • КВС: «Там птицы, там птиц вроде нет, да?»
  • 2П: «Да нет вроде»
  • КВС: «Вроде нет. А то стая какая-то летала».
  • 2П: «А, ну вон что-то летит».
  • КВС: «Нет, я имею в виду на полосе».
  • 2П: «Не, на полосе-то нет вроде».
  • КВС: «Все, давай. К взлету готовы».

Уже после взлета Мурзин сделал ряд технологических команд и внезапно сказал «Е*****й в рот, б****», после чего последовала тишина. Позже он объяснил в протоколе свою эмоциональную реакцию: «Да я не помню на самом деле возможно, [отреагировал] на замечания КВС. КВС говорил: «Улетай, птица, улетай». А я на приборы сконцентрировался, а потом типа «ох уж эти птицы». Он же говорил, что видел, пролетает, пролетела где-то высоко. У меня основная часть внимания была сосредоточена именно на приборах, на скорости, на параметрах работы двигателей. Беглым взглядом тоже проглядывал пространство, на осевую, на разбег. Особо не наблюдал».

В МАК рассказали, как себя чувствовали и о чем говорили пилоты А321 во время посадки на кукурузное поле

Фото: скрин из отчета, 66.RU

Комиссия пришла к выводу, что птиц было видно еще до происшествия, и уже на этом этапе скорость позволяла безопасно прервать полет. Вместо этого экипаж набирал высоту, и случилась авария.

«Таким образом, экипажем была пропущена операция по уборке шасси. Пропуск этой типовой операции, выполняемой «на автомате» в каждом полете, свидетельствует о том, что, наиболее вероятно, на данном этапе оба члена экипажа пребывали в неоптимальном психоэмоциональном состоянии, при этом образ восприятия полета у них был критически сужен. Вероятной причиной этого является резкий скачок психоэмоционального напряжения после столкновения со стаей птиц, то есть экипаж начал терять работоспособность в психологическом плане», — приходит к выводу комиссия.

Второй пилот Мурзин находился в «растерянном» состоянии. При минимальном количестве докладов по существу, еще и с нарушением установленной фразеологии, зафиксировал многочисленные «выражения растерянности» со стороны второго пилота: «Е* твою мать, Так», «Так, а …», «Эм…». В целом с обязанностями контролирующего пилота второй пилот не справился, говорится в отчете.

В отчете есть также протокол опроса Юсупова, в котором его постфактум спросили, насколько он был готов к ситуации.

«Считаю, что «ступора» не было, до конца предпринимал все действия. Были ошибки, да, шасси не убрали, скольжение не убрал, это вызвало выпуск интерцепторов, падение скорости, увеличение тангаж. Но я думаю, что барьер психоэмоциональный превышен не был, то есть старался до конца, понимал, что происходит, но не сообразил по этим моментам, которые обговаривали. И после посадки, после остановки тоже в «ступор» не впал, то есть понимал, что произошло», — ответил пилот.

  • Расследование этого авиаинцидента стало тайным — в августе 2021 года МАК в нарушение международных норм не стал публиковать второе промежуточное сообщение о ходе своей работы по этому делу. Дело в том, что ведомство обязано выпускать такие релизы к каждой годовщине авиационных происшествий и катастроф, если ему не удалось подготовить окончательный отчет об их причинах в течение первых 12 месяцев после случившегося. До сих пор ведомство воздерживается и от обнародования предварительного отчета, который был готов как минимум год назад.
  • Такое поведение для МАК совершенно нетипично. Как ранее писал 66.RU, это может объясняться тем, что комитет мог оказаться меж двух огней. С одной стороны — тот, кто уже закончил свое личное расследование аварии, — это Владимир Путин. Президент России не стал дожидаться ни итогов расследования МАК, ни результатов расследования уголовного дела, возбужденного после аварии, а просто вручил пилотам и бортпроводникам воздушного судна звезды Героев России и ордена Мужества, по сути, признав действия экипажа единственно верными, правильными и не подлежащими дальнейшему обсуждению.
  • С другой — представители Airbus (разработчик самолета) и CFM (разработчик двигателей). Наравне с ними в расследовании МАК участвуют и эксперты со стороны AAIB (Отдел по расследованию авиационных происшествий при Минтрансе Великобритании) и BEA (Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации при Минтрансе Франции). Есть вероятность того, что они не готовы принять ту версию случившегося, что транслировалась сразу после происшествия в Жуковском. Исходя из нее, столкновение взлетающего самолета со стаей птиц привело к отказу сразу двух двигателей, что буквально вынудило экипаж садиться куда пришлось, и иного пути у пилотов не было. Производители вполне могут указывать на неправильные действия экипажа, которые и привели к посадке самолета на кукурузное поле.

Героизм или тотальная ошибка: неоднозначные результаты расследования аварийной посадки самолета «Уральских авиалиний» в поле

Airbus A-320, выполнявший рейс Сочи — Омск, совершил вынужденную посадку на пшеничном поле. Все пассажиры и члены экипажа остались целы, но действия пилотов все равно будут рассматриваться в рамках уголовного дела.

Утром 12 сентября в Новосибирской области экстренно приземлился самолет «Уральских авиалиний», летевший из Сочи в Омск. Пилоты посадили Airbus A-320 прямо на пшеничном поле. На борту находилось 167 пассажиров, включая 23 ребенка. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что произошло?

Сначала лайнер подал сигнал тревоги и пропал с радаров. Как выяснилось позднее, причиной экстренной посадки стали проблемы с гидросистемой. Пилоты направили самолет в Новосибирск (из-за этого Airbus A-320 исчез с радаров), но на подходе к аэропорту поняли, что не смогут посадить лайнер на полосу. Было принято решение сажать самолет прямо в поле. 

Героизм

В результате аварийной посадки никто серьезно не пострадал, только пять пассажиров обратились за медицинской помощью из-за повышенного артериального давления. По словам очевидцев, пилоты действовали спокойно и уверенно, а сама посадка прошла мягко, и люди не получили травм при тряске, соблюдая правила безопасности. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другие летчики также оценили решение пилотов Airbus A-320 экстренно посадить лайнер в поле:  «Это не самая легкая задача — подобрать площадку, чтобы сесть. Но если это было пшеничное поле — оно, как правило, ровное. Никаких буераков, оврагов, кочек. И тут отлично сработал глазомер и расчет летчиков. В общем, они молодцы, что посадили Airbus A320 так, что все остались живы», — поделился летчик с 40-летним стажем Владимир Сальников в разговоре с MK.ru. Пилотов «Уральских авиалиний» похвалил и летчик-герой Дамир Юсупов, который четыре года назад успешно посадил самолет «Уральских авиалиний» посреди кукурузного поля. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другая сторона

Несмотря на исход, Новосибирским следственным отделом на транспорте Восточного МСУТ России было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»). 

Telegram-канал Mash сообщил, что одной из причин аварийной посадки самолета «Уральских авиалиний» могли стать действия второго пилота. По данным канала, он был уверен, что запасов топлива хватит на 46 минут, но уже через 22 минуты командиру воздушного судна пришлось идти на посадку с пустыми баками из-за высокого расхода топлива.

В таком случае, передает Mash, необходимо было пересчитать показания бортового компьютера вручную с учетом увеличенного расхода. Расследованием занимается Росавиация, экипаж самолета временно отстранен от работы. Однако глава «Уральских авиалиний» утверждает, что пилоты приняли самое верное решение, совершив экстренную посадку в поле. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также Mash отметил, что Airbus A-320 уже попадал в авиационные инциденты за 19 лет эксплуатации: у самолета французской компании минимум дважды отказывали электронные узлы эксплуатации. 

При этом представитель «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов на брифинге по инциденту заявил, что все запчасти авиакомпании сертифицированы: «У нас 52 Airbus, все 52 «на крыле», все 52 проходят плановое техническое обслуживание в полном объеме. Техслужба авиакомпании имеет все сертификаты по обслуживанию воздушных судов этого типа. Мы никогда не допустим в эксплуатации неправильных запчастей. Трудно, с боем, но все запчасти, которые используются на наших самолетах, сертифицированы, я отвечаю вам за это головой».

Герой России летчик Дамир Юсупов дал комментарий по поводу выводов расследования Межгосударственного авиационного комитета (МАК) об экстренной посадке самолета. В отчете МАК указано, что жесткая посадка самолета «Уральских авиалиний» в кукурузном поле происходила при хаотичных действиях пилотов. «Фактически на начальном этапе продолженного взлета (до включения автопилота) экипаж не выполнил (или выполнил, но в недостаточной степени) ни одного из действий, предусмотренных процедурой продолженного взлета»,— говорится в отчете МАК.

По мнению пилота, данное заявление не совсем точное. «Вот вы обратили внимание на фразу в отчете, в каком мы были состоянии. А я на фразу, что «условия выходили за рамки ожидаемых, безопасный полет не гарантировался». Что-то мы делали по инструкции, что-то не по инструкции, например, шасси не были убраны. Но, благодаря тому, что шасси не были убраны, мы не укатились дальше и выполнили посадку в пределах этого поля»,— отметил господин Юсупов.

Напомним, 15 августа 2019 года в Подмосковье Airbus А321 «Уральских авиалиний» после столкновения со стаей сизых чаек был вынужден совершить аварийную посадку в кукурузном поле. На борту находились 226 пассажиров, никто серьезно не пострадал. За предотвращение катастрофы Дамир Юсупов был награжден званием Героя России.

Пресс-конференция была посвящена выходу киноленты «На солнце, вдоль рядов кукурузы». Господин Юсупов выступал консультантом при его съемках. Премьера фильма назначена на 16 марта.

Читайте нас в Telegram , ВКонтакте

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Авито ошибка авторизации через вк
  • Аваст выдает ошибку при обновлении
  • Авито код ошибки 2099
  • Аваст во время удаления произошла ошибка
  • Авария котла е01 zont код ошибки