Аудит нко типичные ошибки

Содержание страницы

  1. Задачи аудита НКО
  2. В каких случаях осуществляется обязательная проверка
  3. Подготовка к аудиту НКО
  4. Порядок проведения
  5. Результаты работы аудитора
  6. Типичные ошибки, выявляемые при аудите
  7. Дополнительная информация

Аудит осуществляется в отношении и коммерческих, и некоммерческих организаций. Однако проверка НКО отличается рядом особенностей. Связано это со спецификой деятельности субъекта. Работа НКО не подразумевает извлечения прибыли. Как правило, такие организации преследуют в своей деятельности различные социальные цели.

Вопрос: Какие отчеты должны сдавать в составе бухгалтерской отчетности некоммерческие организации? Как влияет на представление отчетности отсутствие предпринимательской деятельности?
Посмотреть ответ

Задачи аудита НКО

Рассмотрим задачи, которые ставятся перед аудитором:

  • Установление направлений расходования.
  • Совпадение информации из первичных документов с записями учета.
  • Правильность оформления документов, которые сопровождают поступления и расходы.
  • Правильность налогообложения.
  • Соответствие действий НКО Уставу.
  • Соответствие полномочий руководителей организации уставным задачам.

Перед аудитором также могут ставиться узкие задачи, связанные с нюансами работы конкретной НКО.

Особенности организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях

В каких случаях осуществляется обязательная проверка

Аудит может быть обязательным и добровольным. Основания для проведения обязательной проверки содержатся в статье 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года. В частности, это следующие финансовые показатели:

  • Размер выручки за полный отчетный период составляет более 400 000 000 рублей. Исключение – государственные структуры, органы местного управления, ГУПы, сельскохозяйственные кооперативы.
  • Размер активов на завершение отчетного периода составляет более 60 000 000 рублей.

Как формируются некоммерческими организациями показатели бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств?

Также проверяются следующие субъекты:

  • Различные негосударственные фонды (к примеру, пенсионные).
  • УК акционерных, пенсионных фондов.
  • Фирмы, на годовом балансе которых находится более 200 000 МРОТ.
  • Структурные отделы зарубежных НКО.

Обязательность проверки может устанавливаться внутренними документами. В частности, необходимость проведения прописывается в Уставе.

Кто может проводить аудит

Аудитором может стать не каждый человек. Результаты проверки будут законными только в том случае, если аудит проводился фирмами или ИП с членством в соответствующем СРО. Ранее для осуществления процедуры нужно было получать лицензию. Однако сейчас аудитору для легального ведения своей деятельности достаточно вступить в СРО. Сами специалисты должны пройти аттестацию.

ВАЖНО! Работа аудиторов ведется в соответствии с ФЗ №307 от 30 декабря 2008 года.

Подготовка к аудиту НКО

Подготовка к проверке включает в себя эти этапы:

  • Установление целей и задач проверки.
  • Ознакомление со спецификой работы НКО.
  • Знакомство с предыдущими аудиторскими заключениями.
  • Установление аудиторских рисков.
  • Установление стратегии аудита.

На подготовительном этапе должна быть утверждена программа действий, шаги, которые будут проделаны в рамках процедуры.

Порядок проведения

Руководителю НКО нужно обратиться к аудитору. Для этого в фирму отправляется запрос на осуществление проверки. В запросе указываются задачи аудита, сроки процедуры. Если компания ответила согласием, отправленное письмо признается договором оферты. К нему оформляется соглашение. Рассмотрим основные этапы аудита:

  1. Подготовка. Аудитор знакомится с работой НКО, задачами предстоящего мероприятия.
  2. Промежуточный этап. Проверяется система локального контроля. Нужно это для установления аудиторских рисков.
  3. Основной этап. Выполняется проверка бумаг. В частности, аудит рассматривает бухучет, баланс, устав, заключенные трудовые соглашения, внутренние бумаги. Документы проверяются на соответствие законам.
  4. Заключительный этап. Специалист оформляет отчет по выполненной работе. Он также должен заполнить заключение.

Аудитор должен отчитываться о своей работе на каждом из этапов проверки.

Что именно проверяет аудитор?

Аудитор проверяет следующие направления деятельности НКО:

  • Учредительные бумаги. Устанавливается соответствие деятельности НКО уставным целям. Определяются дополнительные направления работы и проверяется их соответствие закону.
  • Финансирование. Устанавливается поступление денег от учредителей, участников НКО. Проверяется правильность налогообложения.
  • Финансирование организациями, гранты. Аудитор должен установить наличие документального подтверждения всех поступлений. В бумагах должно быть указано, что средства получены безвозмездно.
  • Пожертвования от ФЛ. Проверяется, есть ли приемный акт по операции. Определяется законность распределения финансов.
  • Внереализационные поступления. Проверяется наличие раздельного учета, правильность вычисления налогов.
  • Траты НКО. Устанавливается наличие сметы, первички, соответствие расходов уставной работе.
  • Доход от дополнительных направлений деятельности. НКО может извлекать доход из своей деятельности. Проверяется законность поступлений, порядок их расходования, налогообложения.
  • Работа сотрудников. Устанавливается правомерность найма сотрудников, составление трудовых соглашений.

Объем аудиторских работ определяется в зависимости от масштабов деятельности НКО.

К СВЕДЕНИЮ! Проверка может быть полной или выборочной. Во втором случае берутся и проверяются отдельные документы. Если в них были обнаружены ошибки, аудитор приступает к более тщательному анализу.

Результаты работы аудитора

По итогам проверки составляется заключение. Оформлять этот документ можно только после рассмотрения доказательной базы, анализа бумаг. В заключении прописывается эта информация:

  • Название бумаги.
  • Информация о компании, которая проверяется.
  • Информация об аудиторе.
  • Законы, которыми руководствовался проверяющий.
  • Порядок аудита.
  • Документы, которые были проверены.
  • Указание о достоверности проанализированных бумаг.
  • Мнение аудитора касательно состояния дел НКО.
  • Дата оформления документа.

В заключении могут содержаться рекомендации аудитора касательно налаживания деятельности.

К СВЕДЕНИЮ! Заключение может быть положительным и отрицательным. В первом случае специалист признает абсолютную законность деятельности НКО. Если будет обнаружено множество ошибок, выносится заключение отрицательного характера.

ВАЖНО! Если НКО подлежит обязательному аудиту, заключение нужно отправлять в органы статистики вместе с отчетностью.

Типичные ошибки, выявляемые при аудите

Рассмотрим ошибки в работе НКО, которые часто обнаруживаются в ходе проверки:

  • Неправильное оформление членства в фирме.
  • Незаконный наем сотрудников в НКО. Некоторые организации не могут нанимать на работу сторонних лиц.
  • Представительские траты, которые никак не подтверждены документами.
  • Поступление средств в НКО без оформления.

Для проверки рекомендуется нанимать аудитора, который ознакомлен со спецификой работы НКО.

Дополнительная информация

Результаты аудита нужны, прежде всего, самому руководителю. Обнаруженные недочеты можно будет быстро исправить в соответствии с рекомендациями специалиста. Аудиторская фирма может разорвать контракт с НКО. Возможно это в том случае, если организация не исполняет своих обязанностей:

  • Руководитель не предоставляет документы, которые подлежат проверке.
  • Создаются препятствия, из-за которых аудитор не может нормально осуществлять свою работу.

В случае расторжения соглашения НКО должна компенсировать расходы аудитора.

ВАЖНО!
Если организация подлежит обязательной проверке, аудит будет проводиться раз в год.

В каких случаях проведение аудиторской проверки в отношении НКО является обязательным? Какие коррективы внесла пандемия коронавируса в обязанность проведения ежегодного аудита?

Прежде всего, отметим, что НКО создается не ради извлечения прибыли, а для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных и подобных целей. При этом НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (п.2 ст.7 Закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее по тексту — Закон № 7-ФЗ).

Какими бывают НКО?

Виды НКО

НКО могут быть созданы в различных формах. В частности, в форме общественных или религиозных организаций, некоммерческих партнерств, учреждений, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов.

В каких случаях аудит НКО обязательный?

Как узнать, подлежит ли НКО обязательному аудиту или нет?

Перечень случаев для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности содержится в ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту — Закон № 307-ФЗ).

Обязательный аудит может проводиться:

  • по финансово-экономическим критериям;
  • в отношении определенных видов НКО;
  • в иных случаях.

Обязательному аудиту подлежат все виды НКО с объемом выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей либо с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

То есть независимо от вида НКО, они подлежат аудиту по критериям финансово-экономической деятельности.

Помимо финансового критерия, обязательному аудиту подлежат определенные виды НКО. В этом случае не имеет значения соблюдение критериев по выручке или валюта баланса НКО.

Так, обязательному аудиту подлежат следующие виды НКО (пп.3 п.1 ст.5 Закона № 307-ФЗ):

  • все фонды; исключения составляют государственные внебюджетные фонды, а также фонды, имеющие статус международного фонда;
  • иностранные агенты, а также структурные подразделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Такие НКО обязаны представить в Минюст аудиторское заключение по итогам года.

В иных случаях обязанность проведения аудита продиктована федеральными законами. Так, аудит обязателен в отношении:

  • государственных корпораций и компаний (п.2, п.8 ст.7.1 Закона № 7-ФЗ);
  • кредитных потребительских кооперативов, за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и их объединений (ст.28 и ст.31 Федерального закона от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ);
  • НКО, связанных с формированием целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн рублей (ст.6 и ст.7 Федерального закона от 30.12.2006 г. № 275-ФЗ);
  • жилищных накопительных кооперативов (ст.54 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ).

Минфин РФ ежегодно доводит информацию об обязательности проведения аудита. Например, информация Минфина «Перечень организаций, обязанных проводить аудит за 2019 г.» опубликована 09.01.2020 г. на официальном сайте Минфина РФ.

Кроме того, обязательность проведения аудита может быть прописана в уставе НКО.

«Коронавирусные» поправки

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы и в обязанность проведения аудита некоторых фондов НКО. Какие фонды освобождены от аудита в условиях пандемии коронавируса?

От обязательного аудита за 2019 год освобождены фонды, являющиеся социально ориентированными НКО (Федеральный закон от 01.04.2020 г. № 98-ФЗ, Информационное сообщение Минфина РФ от 09.06.2020 г. №ИС-аудит-33).

Какие фонды являются социально ориентированными? Прежде всего, это фонды, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также осуществляющие определенные виды деятельности. Таких видов деятельности — 18 (ст.31.1 Закона № 7-ФЗ). Среди них:

  • социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
  • деятельность в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан;
  • благотворительная деятельность, а также волонтерство.

Такие фонды могут не проводить аудит своей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. Исключение составляют случаи, когда аудиторская организация или индивидуальный аудитор до 1 мая 2020 г. уже начали исполнение договора на проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда.

Дата публикации: 03.10.2017 14:11

Нормативная база по организации бухгалтерского учета в НКО

  НКО при организации бухгалтерского учета руководствуются нормами Закона № 402-ФЗ, а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34н, в части не противоречащей указанному закону. В части учета некоторых объектов или операций руководствуются необходимо руководствоваться профильными положениями по бухгалтерскому учету, устанавливающими порядок ведения учетной работы в отношении отдельных объектов учета или операций.

  В тоже время, на некоммерческие организации не распространяется действие бухгалтерских следующих бухгалтерских стандартов:

                —  Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 25 ноября 1998 года № 56н;

                — Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 92н;

               — Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 8 ноября 2010 года № 143н;

              — Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008), утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 29 апреля 2008 года № 48н;

               — Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 2 июля 2002 года № 66н;

            —  Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03), утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 24 ноября 2003 года № 105н;

              —  Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02), утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 19 ноября 2002 года № 115н;

        —   Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств «(ПБУ 23/2011), утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 2 февраля 2011 года № 11н.

       НКО обладают правом инициативного применения Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 19 ноября 2002 года № 114н.

Особенности составления бухгалтерской отчетности некоммерческой органнизации за 2016-2017 год

 Раскрытие некоммерческой организацией информации о ее вкладах в другие организации

В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» участие некоммерческой организации в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика признается деятельностью, приносящей доход.

В соответствии с ПБУ 19/02 к финансовым вложениям, наряду с иными, относятся вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций.

Учитывая изложенное, средства целевого финансирования,использованные некоммерческой организацией для участия в хозяйственных обществах или товариществах на вере в качестве вкладчика, отражаются в бухгалтерском балансе по отдельной статье в группе статей «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества».

 Раскрытие информации о движении денежных средств в отчетности некоммерческой организации

 В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, некоммерческим организациям разрешается не представлять отчет о движении денежных  

средств.

В случае когда составление и (или) представление, и (или) публикация отчета о движении денежных средств некоммерческой организацией предусмотрены законодательством Российской Федерации, а также когда некоммерческая организация добровольно приняла решение о представлении и (или) публикации такого отчета, информация о движении денежных средств раскрывается с учетом особенностей классификации денежных потоков некоммерческой организации применительно к правилам, установленным ПБУ 23/2011, а также применительно к структуре и составу показателей отчета о движении денежных средств, форма которого утверждена приказом Минфина России  от 2 июля 2010 г. № 66н.

   Особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций приведены в информации Минфина РФ (ПЗ-1/2015).

seveТипичные ошибки в учете некоммерческой организаций

Академия Аудита оказывает аудиторские и бухгалтерские услуги некоммерческим организациям, постановку бухгалтерского учета, разработку учетной политики, обязательный аудит некоммерческих организаций. Мы имеем положительный опыт сопровождения налоговых проверок проводимых в НКО и отстаивание интересов в вышестоящих органах. Проводимый нами аудит некоммерческих организаций позволяет выявить риски, а рекомендации выдаваемые по результатам аудита помогут предотвратить споры с контролирующими органами. Аудит благотоворительных фондов за 2016 и 2017 годы. 

Инна Шайдерова, финансовый директор PHILIN

Вас слушают

Аудит (от лат. audit – слушает) – независимая проверка финансовой отчетности организации лицами, имеющими право на проведение подобной проверки. Аудиторы проверяют деятельность организации на соответствие законодательству, их прежде всего интересует качество и достоверность бухгалтерской отчетности. Проще говоря, аудит – это мнение сторонних специалистов о некоторых аспектах деятельности вашей организации. Причем работу этих специалистов заказываете и оплачиваете вы сами.

Аудиторскую деятельность регулирует Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» N 307-ФЗ от 30.12.2008. Он определяет требования к субъектам и объектам аудита и процедуре его проведения.

Как часто проходят аудиторские проверки?

Обычно аудируется годовая отчетность. Но нужно иметь в виду, что аудит бывает не только обязательный, но и инициативный. Обязательный аудит по закону должны проходить все организации, чья деятельность подпадает под статью 5 Федерального Закона «Об аудиторской деятельности». В большинстве случае НКО должны пройти аудит в срок до 31 декабря года, следующего за отчетным. Исключение составляют НКО, выполняющие функции иностранного агента, структурные подразделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций и некоторые другие НКО.

Инициативный, или добровольный, аудит может пройти как организация, которая подлежит обязательному аудиту, так и организация, которая ему не подлежит. Проведения инициативного аудита могут потребовать любые значимые стейкхолдеры: учредители, попечительский совет, крупные доноры. Пример: у фонда сменился донор и потребовал, чтобы аудит в фонде провела конкретная аудиторская компания. В НКО инициативный аудит пока еще редкость, а вот бизнесе это встречается часто.

Какие НКО обязаны проходить аудит?

В законе обозначен ряд четких требований:

  • Все НКО, чья организационная форма имеет название «фонд» подлежат обязательному аудиту.
  • НКО, которые являются собственниками целевого капитала с балансовой стоимостью имущества, составляющего целевой капитал, которая превышает 20 млн рублей на конец года.
  • Если сумма активов бухгалтерского баланса НКО по состоянию на предшествующий отчетный год превышает 60 млн рублей. Это возможно, если на балансе компании есть, например, недвижимость или дорогостоящее оборудование.
  • НКО, выполняющие функции иностранного агента и структурные подразделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
  • НКО, не являющиеся собственниками целевого капитала, но получающие доход от него в сумме более 5 млн рублей за год.
  • Другие НКО, для которых обязательный аудит предусмотрен российским законодательством.

Если НКО не подлежит обязательному аудиту, то для увеличения прозрачности своей деятельности можно провести инициативный аудит. Если же НКО подлежит обязательному аудиту, но не проводит его, это грозит штрафом. При этом уплата штрафа не снимает с организации обязательства пройти аудит.

Аудиторское заключение НКО обязаны предоставить в Росстат, а иностранные агенты – и в Минюст. И согласно новым требованиям с 1 октября 2016 года, сведения об аудиторе, который выдал заключение, и само заключение о прохождении аудиторской проверки должны быть размещены еще и в Федеральном реестре в течение трех рабочих дней. За нарушение этих требований также могут быть применены штрафные санкции.

Основанием для начала проведения аудиторской проверки является заключение договора с аудиторской компанией, которую НКО должна выбрать сама.

Нужно ли бояться аудиторов?

Аудит – не карательный инструмент. Его задача – выявить проблемы организации, недочеты и ошибки, которые допущены бухгалтером, руководством и указать на них. Любой аудитор дает время для исправления ошибок и недочетов. Аудиторов боятся те, кто в течение года не уделял достаточного внимания учету, не исполнял требований законодательства. Встречаются организации, которые совсем не вели учет в течение года. Нужно понимать, что создать учет с нуля за время проверки крайне сложно, можно лишь исправить небольшие недочеты, например, оформить какой-то пропущенный документ.

Чтобы не бояться аудиторской проверки, важно быть уверенным, что в НКО учет поставлен правильным образом и этому учету уделяется такое же внимание, как и основной программной деятельности.

Виды аудиторских заключений

Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение. Это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности НКО, в котором аудитор выражает свое мнение о достоверности отчетности. Возможны три варианта: положительное заключение, заключение с оговоркой и отрицательное заключение.

Чтобы получить отрицательное аудиторское заключение, нужно «постараться». Например, не вести документации вовсе в течение года или допустить грубые ошибки в ведении бухгалтерского учета.

Заключение с оговоркой выносится, когда у аудитора есть сомнения по какому-то параметру, например, если был выявлен риск, который превышает уровень существенности (уровень существенности – процентный порог, показывающий отклонение отчетности по балансовой статье от правильного параметра, обычно это около 5%). Пример: в отчетности должны быть отражены основные средства по первоначальной стоимости, но бухгалтер ошибся и неверно отразил ее. Если это отклонение не больше, например, 5%, то оно не будет превышать тот самый уровень существенности. Еще пример: в налоговом законодательстве есть определенные правила начисления и удержания налогов, которые не всегда прописаны четко. Существует множество различных разъяснений от Минфина, которые могут противоречить друг другу. Столкнувшись с таким противоречием, бухгалтер занимает одну из позиций, и чаще всего выбор совершается в пользу организации. При этом если налоговая в ходе проверки займет другую позицию, то есть риск доначисление налога, который должен отразиться в статье баланса «Кредиторская задолженность». Если сумма риска не превышает 5% всех обязательств НКО, считается, что уровень существенности не превышен.

Что проверяется при аудите и на что необходимо обратить особое внимание?

Прежде всего аудиторы проверяют соблюдение российского законодательства, включая налоговое, трудовое, гражданское, соблюдение установленных правил ведения бухгалтерского, кадрового учета и составления отчетности, достоверность бухгалтерской отчетности, наличие системы внутреннего контроля и ее соответствие объему совершаемых операций. Аудируются также учредительные документы на предмет их соответствия фактической деятельности организации.

В первую очередь обращается внимание на наличие и правильное заполнение гражданско-правовых и договоров финансово-хозяйственной деятельности. Бухгалтер отражает уже подготовленный и заполненный первичный документ, однако при оформлении могут быть допущены ошибки.

Организация раздельного учета между коммерческой и уставной деятельностью имеет принципиальное значение. Налоговым законодательством льгота по налогу на прибыль для целевых средств, которые жертвует донор, предусмотрена лишь в том случае, если в организации учет целевых средств ведется отдельно от средств, участвующих в коммерческой деятельности.

История с отсутствием разделения довольно распространена. Такая ошибка влечет за собой риск обложения налогом всех средств, которые поступают в организацию. Встречаются ситуации, когда средства, полученные в виде пожертвований, используются для осуществления предпринимательской деятельности.

Пример: НКО получила от донора 1 000 рублей, потратила их на производство открыток и продала их через интернет. Это нецелевое расходование полученного пожертвования, использованного на предпринимательскую деятельность, которую нужно учитывать отдельно. В данном случае с этой суммы придется заплатить налоги. Каким образом можно тогда найти средства на осуществление предпринимательской деятельности? Можно, например, пойти в типографию и попросить распечатать открытки с отсрочкой платежа, или можно оформить заем на 1 000 рублей, тогда требования законодательства будут соблюдены.

Аудиторы также проверяют, соответствует ли деятельность НКО тому, что заявлено в учредительных документах. Для НКО это особенно важно, потому что пожертвования не облагаются налогами при условии, что они тратятся на цели, указанные в уставе.

По нашим наблюдениям, НКО, расширяя свою деятельность, часто забывают вовремя вносить поправки в учредительные документы, и получается, что по документам организация может заниматься одной деятельностью, а по факту – происходит другое. В таком случае использование средств может быть признано нецелевым, и полученные пожертвования будут обложены налогом, к которым добавится штраф и пеня.

Руководителю НКО нужно обязательно обратить внимание на наличие сметы/ бюджета организации. Смета и бюджет должны быть не просто файлом в Exсel, а документом, который утвержден высшим коллегиальным органом, например, советом фонда. Он же утверждает отчет об исполнении сметы по завершении финансового года.

Административные расходы нужно учитывать отдельно, особенно, для благотворительных организаций, где существуют ограничения: оплата труда административного персонала должна составлять не более 20% процентов от общего количества расходов.

Если процесс оказания помощи не формализован, НКО ждут проблемы. По работе с благополучателями должна быть утверждена программа, где прописан процесс выделения помощи. Обычно он начинается с заявления благополучателя с просьбой о помощи. Дальше НКО анализирует просьбу с точки зрения установленных критериев. По ним можно выделить группу нуждающихся, которой НКО будет помогать. Критерием может быть заболевание, возраст, группа инвалидности, уровень дохода. Эти критерии облегчат работу с благополучателями, когда, отказывая в помощи, организация ссылается на свои правила. Кроме того, по этим критериям можно доказать налоговой инспекции, что средства были потрачены целевым образом. Это важный момент.

Наконец, аудиторы проверяют наличие системы внутреннего контроля и соответствие ее объему совершаемых операций. Говоря простым языком, как, кем и на каком основании принимаются те или иные решения прежде всего относительно основных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов с контрагентами и так далее. Кроме этого, большое значение имеет проверка непрерывности деятельности организации.

НКО рискуют не только деньгами, но и репутацией, потому что люди жертвуют не на штрафы и налоги.

Все нарушения, с которыми сталкивается аудитор, отображаются в расширенном отчете. Он является конфиденциальным и предоставляется органам управления НКО – исполнительному директору, совету фонда и проч. Отчет и заключение – разные вещи. Заключение предоставляется широкому кругу лиц, в нем аудитор выносит свою оценку того, можно ли доверять отчетности данной организации. Как правило, организации, которые прошли аудит, стараются публиковать заключения, потому что это повышает уровень доверия со стороны доноров.

Отрицательное аудиторское заключение говорит, как минимум, о непрозрачности НКО и, конечно, может негативно повлиять на доверие к конкретной организации. Какой донор будет давать средства НКО, где с бухгалтерским учетом все плохо? Когда аудиторская компания сталкивается с отсутствием учета или какими-нибудь другими серьезными нарушениями, она, как правило, приостанавливает проверку и доводит до сведения руководства, что при таком развитии событий аудиторское заключение будет отрицательным. После устранения ошибок проверка возобновляется.

Аудит, Минюст, Налоговая

Существует мнение, что тем, кто прошел аудит, проверка Минюста и налоговой уже не страшна. Это верно лишь отчасти. Аудиторская проверка – не панацея. Во-первых, нужно учитывать, что аудит проводится выборочным способом. Аудитор не просматривает каждую операцию, кроме того он человек и может что-то пропустить. Во-вторых, Минюст и налоговая принимают во внимание результаты аудита, но проводят проверки по своей методологии.

Конечно, у НКО, которая прошла аудиторскую проверку, рисков меньше. Аудиторы подтверждают бухгалтерскую отчетность, смотрят налоговые риски, потому что они влияют на показатели бухгалтерского баланса: если НКО не начислила налог, значит, что она исказила статью бухгалтерского баланса. Для Минюста факт аудиторской проверки особенно важен, если дело касается иностранных агентов. Если не пройти аудит вовремя, их ждет большой штраф. Если аудиторскую проверку не прошла обычная организация, Минюст обязательно напишет замечание и предложит исправить ситуацию. Аудиторскую проверку можно провести и с опозданием. Стоит еще раз напомнить, что если ваше НКО оштрафовали за то, что вы не прошли аудит, обязанность его пройти с вас не снимается.

Инна Шайдерова, финансовый директор PHILIN:

«Для НКО, которые являются нашими клиентами, мы помогаем выбрать аудиторскую компанию, оптимальную по цене и качеству. Клиент может согласиться с нашими рекомендациями или же пригласить своего аудитора, это его право. При выборе аудитора мы проводим тендер, встречаемся с аудиторскими компаниями, интересуемся их методами, ценой, спрашиваем, как проходит их проверка. Для наших клиентов мы полностью сопровождаем аудиторскую проверку.

Для прохождения аудита нужно представить полностью сформированную годовую финансовую отчетность. Обязательно должна быть представлена учетная политика организации, где прописано, каким образом организован учет в НКО (здесь законодательство предлагает определенную вариативность). Она состоит из двух частей – учетная политика бухгалтерского учета и учетная политика налогового учета. В случае налоговых проверок при отсутствии учетной политики у НКО могут возникнуть налоговые риски.

Встречались организации, в которых учет не велся должным образом. В этом случае его необходимо восстановить. Мы такую услугу предоставляем. После восстановления учета можно заключать договор с аудиторской компанией и приступать к проверке.

Если в НКО с самого начала не придавали особого значения оформлению документов, мы обязательно помогаем и стараемся все разъяснить. Например, проводим семинары для своих клиентов, на которых рассказываем о требованиях законодательства к оформлению первичных документов. Программная деятельность, безусловно, крайне важна, но неоформленные документы создают риск для дальнейшей деятельности организации. Этот момент нужно осознавать».

Вопрос-ответ

— Имеет ли аудиторская компания право напрямую сообщить о нарушениях НКО совету директоров, попечительскому совету или другому управляющему органу НКО?

— Заказчиками аудиторского отчета являются высшие органы управления НКО, поэтому расширенный аудиторский отчет предназначен прежде всего для них. Именно в расширенном отчете описываются все нарушения, выявленные в ходе аудиторской проверки. Выбор аудиторской компании должен быть согласован с высшим руководящим органом НКО, который дает либо свое согласие, либо отказ. Но на практике управляющий орган, зачастую, передает решение этого вопроса руководителю НКО. Что будет с этим отчетом внутри организации – дело самой организации и этого высшего руководящего органа. Если проверка была утверждена высшим органом управления, то он, разумеется, должен получить и прочитать этот отчет.

— На что доноры обращают внимание при изучении материалов о деятельности НКО? Какую роль здесь играет аудиторское заключение?

— Опубликованное положительное аудиторское заключение делает деятельность НКО более прозрачной и повышает доверие к ней в глазах донора. Донор вполне может запросить аудиторское заключение. Иногда крупные благотворители могут даже попросить НКО пройти аудит в определенной аудиторской компании, которой они доверяют.

— Есть ли случаи, что аудиторская компания выдает заключение, не проводя, аудиторской проверки?

— К сожалению, да. Такое заключение будет считаться заведомо ложным. Эти аудиторы действуют в нарушение законодательства и рискуют своим правом осуществлять в дальнейшем аудиторскую деятельность. Если аудитора на этом поймают, его заключения могут быть признаны недействительными, а НКО, которая воспользовалась такими услугами, рискует быть оштрафованной.

Советы от PHILIN

  • Сложности при первом аудите возникают от небрежного ведения документации, непонимания требований оформления и учета документов. Но постепенно приходит понимание того, как нужно вести документацию. Пройти аудит повторно легче, чем в первый раз, так как уже исчезают страхи и опасения.
  • Тяжелым испытанием для специалистов и руководства фондов становится восстановление первичных документов – на их отсутствие аудиторская проверка обращает внимание в первую очередь. Сотрудникам приходится их «добывать» заново.
  • Если в организации понимают требования законодательства и соблюдают их в течение года, то аврала в конце отчетного периода не будет.
  • Не стоит пренебрегать учетом, нужно обязательно вести документацию. Нам встречались НКО, которые не могли получить положительного аудиторского заключения, потому что не занимались учетом год, а то и дольше.
  • Периодически нужно пересматривать учетную политику организации, отвечая себе на вопрос, соответствует ли она нынешней деятельности НКО. Учетная политика утверждается перед началом деятельности организации и применяется последовательно из года в год. В нее можно вносить дополнения, например, если появились какие-то новые виды деятельности или поменялось законодательство.
  • Нас часто спрашивают: «Как быть, если компания утвердила смету в конце года, но обстоятельства изменились?» Стоит иметь в виду, что статьи бюджета могут быть скорректированы в течение года. Все корректировки должны быть утверждены соответствующим высшим органом управления. При утверждении бюджета можно сразу обозначить возможность отклонения по статьям бюджета в пределах 5-10%, например, в связи с изменениями цен на рынке.
  • Если вспомнить об аудиторской проверке не 15 декабря, а несколько раньше, то все проблемы решаемы.
  • Тем НКО, у которых срок прохождения аудита до конца года, следующего за отчетным, мы рекомендуем проходить аудит летом. В этот период аудиторы не так загружены работой, а у НКО достаточно времени, чтобы исправить недочеты и подготовить недостающие документы. Дело в том, что все открытые акционерные общества обязаны пройти аудит к 30 марта, поэтому лето – самый спокойный период для аудиторов, да и тариф в этот период ниже, что для НКО немаловажно.
  • Периодически, раз в 2-3 года, стоит менять аудиторскую компанию, ведь у одного аудитора взгляд может «замылиться». Смена аудитора поможет получить более объективную оценку деятельности НКО и обеспечит большую прозрачность.
  • Общая проблема НКО – некорректное заполнение первичных документов. Многие руководители считают, что самое главное в их деятельности – помочь нуждающимся, а «бумажки» – забота бухгалтеров. Такой подход может повлечь за собой штрафы. А оплата штрафов является нецелевым использование средств донора, и поэтому они тоже облагаются налогами. Это не только финансовые, но и репутационные, и налоговые риски.

Проект PHILIN (Philanthropy Infrastructure) был создан около двух лет назад социальным инвестором и предпринимателем Рубеном Варданяном. Одна из сфер его интересов – профессионализация НКО. Предприниматель считает, что необходимо содействовать профессионализации благотворительности в России с тем, чтобы она стала более системной, прозрачной и эффективной. На этапе разработки концепции проекта были проанализированы основные проблемы российской благотворительности, в результате появился целый ряд инициатив, которые помогут их решить, в частности, комплексный сервис в области административно-учетных функций. На тот момент в России не было компании, которая бы комплексно и системно занималась отчетностью, финансами, кадрами, бухгалтерией и юридической поддержкой НКО. Проект PHILIN стал пионером в этой области. В июле 2015 года он принял на обслуживание первых клиентов. Сейчас их уже более 30, в том числе такие известные фонды и организации, как «Дети Марии», Центр равных возможностей «Вверх», «Старшие Братья Старшие Сестры», благотворительные фонды «Выход», «Старость в радость» и «Большая Перемена», Ассоциация профессиональных участников хосписной помощи и другие.

Аудит некоммерческой организации (НКО)

Скачать презентацию

Заказать звонок

Необходим для того, чтобы:

  • правильно передать дела новому генеральному директору / главному бухгалтеру;
  • подготовиться к покупке / продаже бизнеса, вхождению нового инвестора;
  • исключить подозрения в хищении;
  • соблюсти требования законодательства о прохождении аудита;
  • проверить целевое использование средств;
  • оценить правильность ведения раздельного учёта, исчисления и уплаты налогов (если НКО ведёт коммерческую деятельность).

Аудит некоммерческих организаций – услуга, необходимая компаниям, которые были созданы не для извлечения прибыли, а для оказания благотворительной или социальной помощи. Заказать её предлагает аудиторско-консалтинговая группа «АИП». Мы работаем на российском рынке аудита и права с 2000-го года и входим в топ-30 лучших аудиторско-консалтинговых компаний России.

Обратившись к нам за аудитом НКО, Вы получите чёткие ответы на свои вопросы о реальном положении дел в компании и наличии рисков, способных повлечь за собой штрафные санкции от контролирующих органов. Наши аудиторы выдают заключение, которое включает в себя их независимое мнение. Они оформляют его в соответствии с законодательными нормами, поэтому он является официальным документом, имеющим юридическую силу.

Обязательный аудит НКО

Для целого ряда некоммерческих организаций аудит доброволен и проводится по инициативе их руководителей или собственников бизнеса. НКО, подлежащие обязательному аудиту, входят в перечень, предусмотренный законодательно. Он прописан в статье 5 Федерального закона №307 «Об аудиторской деятельности» и представлен следующими критериями:

  • Превышение объёма выручки за полный отчётный период 400 миллионов рублей (кроме государственных унитарных предприятий, государственных структур, с/х-кооперативов, органов местного управления);
  • Превышение размера активов к завершению отчётного периода более 60-ти миллионов рублей.

Другие критерии обязательного аудита НКО предусматривают его для:

  • Негосударственных фондов различного предназначения;
  • Управляющих компаний пенсионных и акционерных фондов;
  • Компаний, на годовом балансе которых имеется более 200 тысяч МРОТ;
  • Отделов зарубежных некоммерческих организаций.

Задачи аудита НКО

Обязательный и добровольный аудит способны решать целый ряд важных задач, а потому при правильном подходе способствуют развитию бизнеса. Это достигается:

  • Определением путей расходования;
  • Определением соответствия данных из первичной документации записям в учёте;
  • Проверкой корректности оформления документации прихода и расхода;
  • Проверкой корректности налогообложения;
  • Проверкой корректности оформления уставных документов;
  • Определением полномочий руководства компании задачам, прописанным в Уставе.

Профессиональные аудиторы выявят все имеющиеся риски, дадут им оценку и разработают практические рекомендации по их устранению. Они подготовят независимое аудиторское заключение, которое обеспечит отчётности НКО определённый статус.

Как мы работаем

01 Свяжитесь с нами

Следующий шаг

Связаться с нами можно любым удобным способом, позвонить, заказать обратный звонок, написать на электронную почту, в WhatsApp или Telegram.
Вы можете написать нам даже в выходной или праздничный день, а мы свяжемся с вами на следующий рабочий день в удобное для вас время.
Мы согласовываем диагностическую встречу с нашими специалистами, а так же сообщаем какая информация потребуется от вас для максимальной продуктивности.

02 Проводим встречу

Следующий шаг

На встрече мы предварительно диагностируем ситуацию и определяем чем можем быть полезны. Мы заранее скажем, какая информация понадобится. Непосредственно на встрече, со стороны клиентов, присутствуют собственники бизнеса, а с нашей стороны присутствуют профильные специалисты. Мы проводим диагностические встречи в нашем офисе, что позволяет единовременно привлечь сразу нескольких специалистов с нашей стороны, а так же обеспечить надлежащую конфиденциальность.

03 Обсуждаем решения

Следующий шаг

После диагностической встречи, мы анализируем ситуацию и предлагаем варианты решений. В процессе обсуждения мы проговариваем все возможные составляющие решений, выясняем все ли моменты и пожелания мы учли. При выработке возможных вариантов мы учитываем последние новеллы контролирующих и фискальных органов, смотрим на ситуацию глазами проверяющих, а предлагая решения – ставим себя на место клиента. Далее определяем этапы, сроки, способы и только после этого мы можем определить стоимость. Если мы беремся за решение, то доводим его до конца.

04 Подписываем договор

Следующий шаг

Помимо договора об оказании услуг мы составляем и подписываем соглашение о конфиденциальности (NDA), это позволяет юридически закрепить договоренность о неразглашении информации о нашем клиенте. Выставляем счет на оплату, в некоторых случаях возможно авансирование. После поступления оплаты, мы назначаем ответственного менеджера, при необходимости создаем рабочую группу. С нашей стороны мы определяем одну – единую точка входа для нашего клиента, облегчая тем самым доступ к информации о ходе выполнения услуги.

05 Реализуем проект

В процессе реализации проекта мы организовываем внутренние планерки рабочей группы. При этом мы используем принцип – перекрестного внутреннего контроля. Это означает, что наши специалисты перепроверяют друг — друга не только по результатам, но и в процессе реализации проекта, таким образом, мы минимизируем вероятность ошибок. Так же, мы проводим промежуточные встречи с клиентами для обсуждения предварительных результатов, после чего согласовываем закрывающую встречу.
На финальной встрече мы презентуем согласованный результат.
И конечно мы стараемся получить от вас максимально высокую оценку, а это возможно, если вы полностью удовлетворены нашей работой.

Подготовка к аудиту НКО

Перед тем, как приступить к нему, специалисты «АИП»:

  • Определяют его задачи и цели;
  • Обсуждают условия сотрудничества с заказчиком;
  • Заключают с ним договор;
  • Изучают особенности работы организации;
  • Изучают предыдущие аудиторские заключения;
  • Определяют риск и разрабатывают план действий.

Особенности проведения аудита НКО

После определения системы локального контроля наши специалисты приступают к проверке бухгалтерского учёта, устава, баланса, трудовых соглашений и т. д. на их соответствие законодательным нормам. Методики, используемые в процессе, представлены в нашей таблице ниже:

Название методики В чём она заключается?
Выборочная Аудитор изучает только определённую документацию, отобрав её согласно действующим стандартам аудиторской деятельности.
Сплошная Аудитор подвергает тщательному изучению всю первичную бухгалтерскую отчётность и регистры синтетического и аналитического учёта, а также сопоставляет правильность их оформления и ведения нормам отечественного законодательства.
Комбинированная Аудитор сочетает элементы выборочной и сплошной методик, задействуя первые для направлений с низкими рисками, а вторые – с высокими.
Документальная Аудитор удалённо изучает лишь бухгалтерскую документацию или налоговую отчётность.

Результаты проведения аудита НКО

Руководствуясь полученными результатами, аудитор составляет заключение в соответствии с формой, регламентированной законом, и передаёт его владельцу или руководителю организации. В нём имеется следующая информация:

  • Название – «Аудиторское заключение по финансовой отчётности»;
  • Его получатель – имя владельца или руководителя организации;
  • Информация об аудиторской компании –организационно-правовая форма, полное название, адрес, данные о регистрации, лицензия на право осуществления аудиторской деятельности, прочее;
  • Информация о компании-заказчике – организационно-правовая форма, полное название, адрес, данные о регистрации;
  • Вводная часть – информация об общей ответственности аудиторов и руководителей, а также о направлениях отчётности, которые были подвергнуты аудиту;
  • Первая часть – описание методик проведения аудиторской проверки и направления деятельности компании, которые были ей подвергнуты;
  • Вторая часть – заключение, представляющее независимое мнение аудитора о состоянии финансовой отчётности организации реальному положению дел и нормам законодательства.

Стоимость проведения аудита НКО

В АКГ «АИП» она определяется в индивидуальном порядке, с учётом следующего:

  • Специфика деятельности организации;
  • Отчётный период, охватываемый проверкой;
  • Финансовый оборот за проверяемый период;
  • Количество бухгалтеров организации;
  • Отсутствие тех или иных документов и необходимость их восстановления.

Требуется аудит НКО в Москве? Обращайтесь к нам – и Вы получите услуги достойного профессионального уровня по умеренной стоимости. Узнать наши ориентировочные расценки можно заполнив и отправив нам форму онлайн. Также Вы можете обратиться за уточнениями к операторам нашей информационной линии: +7 (495) 236-77-50.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аудит ндс типичные ошибки
  • Аудит затрат на производство ошибки
  • Аудит дебиторской задолженности типичные ошибки
  • Аудит заработной платы ошибки
  • Аудит запасов типичные ошибки