Аудит кредиторской задолженности типичные ошибки

Аудит кредиторской задолженности предприятия

Автор статьи

Маргарита Вячеславовна Скоробогатова

Эксперт по предмету «Бухгалтерский учет и аудит»

Стать автором

Определение 1

Кредиторская задолженность — это наиболее весомая часть обязательств предприятия, в состав которых включаются текущие и долгосрочные обязательства.

Задачи аудита

Во время проведения аудита кредиторской задолженности должны решаться следующие задачи:

  • проверка реальности сумм кредиторской задолженности — как текущей, так и долгосрочной;
  • выявление сроков и основных причин образования задолженности;
  • тщательная проверка наличия у предприятия просроченной кредиторской задолженности;
  • анализ кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности;
  • проверка правильности осуществления списания задолженности с истекшим сроком давности, проверка своевременности и достоверности отражения в учетных регистрах сумм кредиторской задолженности;
  • контроль обоснованности и правильности списания, и отражения в учете и оформления задолженности по полученным авансам.

Источники информации

При проведении аудита кредиторской задолженности пользуются следующими источниками информации:

  • договоры поставки,
  • акты сверки расчетов с поставщиками,
  • протоколы взаимозачетов,
  • акты по проведению инвентаризации расчетов,
  • копии платежных документов,
  • векселя,
  • книга продаж,
  • книга покупок,
  • учетные регистры предприятия,
  • Главная книга,
  • первичные документы, отчетность, учетные регистры бухгалтерского учета расчетов с поставщиками, кредиторами, расчеты по возмещению материального ущерба и по претензиям.

Процедура проведения аудита

Аудит следует начинать с того, что аудитор должен получить начальное представление о состоянии системы расчетов на контролируемом предприятии. Это нужно чтобы наметить основные направления контроля, определить области углубленного изучения. Аудитор должен установить перечень применяемых на предприятии первичных документов, проверить порядок их заполнения, проконтролировать состояние аналитического учета расчетов и применяемые технологии обработки учетных документов.

«Аудит кредиторской задолженности предприятия» 👇

Замечание 1

При проведении проверки кредиторской задолженности используются приемы документального и фактического контроля, различные аналитические процедуры, устные опросы, логический анализ.

Аудиторская проверка данной категории предусматривает собой изучение заключенных на предприятии договоров поставки и договоров на выполненные работы и оказанные услуги. Кроме проверки соблюдения формы договора проводится проверка полноты и своевременности исполнения договорных обязательств сторонами. Аудитор должен определить: фактическое наличие договоров поставки по осуществленным сделкам, правильность их документального оформления, причину и дату образования просроченной задолженности.

Аудитору рекомендуется выборочно проверить расчетные операции с поставщиками. Для этого используют информацию расчетно-платежных документов и данные счета 60. В состав выборки следует включать тех поставщиков, с которыми систематически осуществляются расчетные операции, а также тех, с которыми происходили существенные суммы расчетов. В ходе проверки нужно выяснить дату проведения операций, их характер, законность применения цен, тарифов и наценок, полнота оприходования.

В процессе аудита нужно проверить правильность составления корреспонденции счетов по кредиторской задолженности. Данные синтетического учета должны подтверждаться данными аналитического учета. Итоги по оборотам счета 60 и его остаток нужно сверять с балансом и данными Главной книги предприятия.

Обоснованность расчетов по выполняемым работам должна быть подтверждена следующими документами:

  • договоры,
  • проектно-сметная документация,
  • акты сдачи-приемки выполненных работ,
  • счета-фактуры.

Типичные ошибки учета

Наиболее часто при аудите кредиторской задолженности выявляются следующие ошибки:

  • отсутствие договоров поставки либо их неполное или неправильное оформление;
  • отражение на бухгалтерских счетах нереальной кредиторской задолженности;
  • необеспечение сохранности подлинных документов;
  • расхождение данных учета предприятия и счетов поставщиков;
  • неправильная корреспонденция синтетических счетов;
  • некорректное отражение сумм НДС.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата написания статьи: 24.08.2017

10 ошибок, которые чаще всего находят аудиторы в вашей отчетности

Аудиторы проанализировали для «Клерка» массив отчетности за прошлый период и выделили главные проблемные вопросы. 

1. Займы выданные

Все займы выданные можно разделить на:

  • краткосрочные и долгосрочные;

  • процентные и беспроцентные;

  • выданные сотрудникам или третьим лицам (организациям, индивидуальным предприятиям и так далее).

Все выданные процентные займы являются финансовыми вложениями Организации и должны учитываться на счете 58.3 «Предоставленные займы». В отчётности не погашенная сумма процентного займа отражается по строкам 1150 «Финансовые вложения» или 1240 «Финансовые вложения» в зависимости от срока, оставшегося до погашения суммы долга на отчётную дату.

Все выданные беспроцентные займы учитываться на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», при выдаче беспроцентного займа сотруднику организации на счете 73 «Расчеты с сотрудниками по прочим операциям». В отчётности не погашенная сумма процентного займа отражается по строкам 1170 «Прочие внеоборотные активы» или 1230 «Дебиторская задолженность» в зависимости от срока, оставшегося до погашения суммы долга на отчётную дату.

Проценты по выданным займам учитываются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», при выдаче займа сотруднику организации на счете 73 «Расчеты с сотрудниками по прочим операциям».

Все про налоговые проверки   в экспертном курсе «Защита при налоговых проверках: практикум по всем видам контроля».

Обучение проводит адвокат по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, бывший сотрудник ОБЭП Иван Кузнецов. За месяц вы научитесь выстраивать защиту при угрозе уголовного дела, как вести себя при допросе, инвентаризации, осмотре, выемке и определять законность действий налоговиков и полиции при проверках. 

Супер-акция до 13 августа: обучение с удостоверением ФИС ФРДО 40 ак. часов за 4990 руб. 

Записаться со скидкой

2. Свернутое отражение дебиторской и кредиторской задолженности

В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету (п. 34 ПБУ 4/99, п. 40 Положения N 34н, Письмо Минфина России от 17.08.2012 N 07-02-06/204).

Дебиторская и кредиторская задолженность должна быть сформирована как минимум по каждому договору с контрагентом. В случаях, если условиями договора прямо указана невозможность зачета авансов и исполнения обязательства, тогда в рамках этого договора может существовать как дебиторская, так и кредиторская задолженность.

Таким образом, в бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженность должна быть отражена в разрезе расчетных счетов, субсчетов, субконто «Контрагенты», субконто «Договоры».

3. Отражение в бухгалтерской (финансовой) отчётности дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с ИФНС

Согласно п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета Организация обязана отражать в бухгалтерской отчетности расчеты с бюджетом в суммах, согласованных с ИФНС. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по таким расчетам не допускается.

В связи с этим инвентаризацию расчетов с бюджетом необходимо проводить на основании справок, выданных налоговым органом (форма справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей приведена в Приложении 1 к Приказу ФНС России от 05.06.2015 N ММВ-7-17/227@).

4. Резервы по сомнительным долгам

Часто выявляется дебиторская задолженность, которая:

  • является просроченной по условиям договоров;

  • без движения более трех лет;

  • контрагента, который исключен из ЕГРЮЛ.

По просроченной дебиторской задолженности Организация обязана в бухгалтерском учете создать резерв по сомнительным долгам (п. 70 Положения по бухучету № 34н). Критерии признания дебиторской задолженности просроченной организация определяет самостоятельно, закрепив их в учетной политике.

Дебиторскую задолженность по контрагенту, исключенному из ЕГРЮЛ необходимо списать на прочие расходы на основании акта инвентаризации и приказа руководителя.

В налоговом учете создание резервов не является обязанностью Организации. В случае, если Организация примет решение о формировании резерва по сомнительным долгам, то сомнительным может быть признан только долг по оплате товаров, работ, услуг (п. 1 ст. 266 НК РФ) с просрочкой 45 и более дней.

5. Резервы на отпуска

Все организации, кроме тех, кому можно вести упрощенный учет (все малые предприятия, кроме перечисленных в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ), обязаны создавать в бухучете резерв на оплату отпусков (п. 3 ПБУ 8/2010). В бухгалтерском учете резерв отражает обязательства перед работниками по оплате отпусков на отчетную дату (п. 15 ПБУ 8/2010).

В налоговом учете формирование резерва на оплату отпусков является правом, а не обязанностью организации (п. 1 ст. 324.1 НК РФ). Формирование резерва позволяет Организации равномерно в течение всего налогового периода списывать расходы на оплату отпускных своим работникам, то есть часть отпускных может быть учтена в целях налогообложения прежде, чем их фактическая выплата.

В бухгалтерской (финансовой) отчётности сумма сформированного резерва на отпуска указывается в строке 1540 «Оценочные обязательства».

6. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»

Применение ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» обязательно для всех организаций, кроме:

  • организаций, применяющих специальные режимы налогообложения и не являющимися в связи с этим плательщиками налога на прибыль;

  • кредитных организаций;

  • государственных (муниципальных) учреждений;

  • всех малых предприятий, кроме перечисленных в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ в случае прямого закрепления в своей учетной политике положения о неприменении ПБУ 18/02.

Таким образом, малое предприятие, бухгалтерская (финансовая) отчётность которого подлежит обязательному аудиту, обязана применять ПБУ 18/02.

7. Отражение в отчётности процентов к уплате по полученным кредитам и займам

Информация о полученных краткосрочных кредитах и займах (срок погашения которых не превышает 12 месяцев после отчетной даты), а именно о сумме основного долга и причитающиеся на конец отчетного периода к уплате процентах отражается по строке 1510 «Заемные средства».

При наличии в организации долгосрочных кредитов и займов информация о сумме основного долга и процентах (срок уплаты которых превышает 12 месяцев после отчетной даты) отражается по строке 1410 «Заемные средства». В случае, если проценты по долгосрочным кредитам и займам являются краткосрочным обязательством организации, то информация о них отражается по строке 1510 «Заемные средства» (Письмо Минфина России от 28.01.2010 N 07-02-18/01).

Причитающиеся на отчетную дату к уплате проценты по долгосрочным кредитам и займам, отражаемые в бухгалтерском балансе как краткосрочные обязательства, должны быть обособлены от данных о краткосрочных кредитах и займах (Письмо Минфина России от 24.01.2011 N 07-02-18/01).

Если срок погашения заемных средств, ранее представленных в бухгалтерском балансе как долгосрочные обязательства, на отчетную дату составляет менее 12 месяцев, указанные обязательства представляются как краткосрочные (Письмо Минфина России от 28.01.2010 N 07-02-18/01).

8. Забалансовый учет

Забалансовые счета — это вспомогательные счета бухгалтерского учета, остатки по которым не отражаются в бухгалтерском балансе.

Ведение забалансового учета дает информацию о наличии у Организации имущества, которое:

  • принадлежит Организации на праве собственности, но согласно методики бухгалтерского учета единовременно списано на затраты;

  • не принадлежит Организации на праве собственности, но фактически находится у Организации.

Правила инвентаризации активов и обязательств распространяются и на забалансовые счета.

Информация, отраженная на забалансовых счетах является основной для раскрытия информации обязательной к раскрытию пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, согласно п. 27 ПБУ 4/99.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10% (ст. 15.11 КоАП РФ).

9. Кто должен подписывать бухгалтерскую (финансовую) отчётность

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Следовательно, подписание отчетности руководителем является обязательным.

Какие-либо иные требования в отношении подписания бухгалтерской отчетности Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ не установлены.

Приказом Минфина РФ от 06.04.2015 N 57н из форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, исключена подпись главного бухгалтера. Вместе с тем в иные нормативные правовые акты изменения, касающиеся вопросов подписания бухгалтерской отчетности, не вносились.

Согласно разъяснениям Минфина РФ (Информационное сообщение от 19.05.2015) полномочия по подписанию бухгалтерской отчетности устанавливаются учредительными документами экономического субъекта или решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом. В частности, наряду с руководителем организации бухгалтерская отчетность может подписываться главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

В связи с изложенным, бухгалтерская (финансовая) отчетность (в том числе бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, приложения и пояснения к ним) должна быть подписана либо:

1. только руководителем Организации. Руководитель вправе передать на основе доверенности свои полномочия на подписание бухгалтерской отчетности (если иное не предусмотрено уставом организации) без сообщения об этом органам управления организации (Письмо ФНС России от 26.06.2013 N ЕД-4-3/11569).

2. и руководителем Организации и лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При этом в формах бухгалтерской (финансовой) отчетности организации необходимо предусмотреть соответствующее место для дополнительной подписи.

10. Внесение изменений в бухгалтерскую (финансовую) отчётность после ее утверждения при обнаружении существенной ошибки предшествующих периодов

Утверждение бухгалтерской (финансовой) отчётности проводится в следующие сроки:

  • ООО — не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года.

  • АО — не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания отчетного года.

Существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется:

1) записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);

2) путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год.

При этом утвержденная бухгалтерская отчетность за предшествующие отчетные периоды не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской отчетности.

Практика показывает: ни одна аудиторская проверка не обходится без выявления ошибок в ведении бухгалтерского или налогового учёта и составления финансовой отчётности. Конечно, часть ошибок возникает из-за банальной невнимательности, но тем не менее значительная часть является результатом неверной интерпретации нормативных актов или незнания последних изменений законодательства. Основываясь на нашей практике, мы представляем вам 10 наиболее часто встречающихся ошибок, выявляемых в ходе аудита, а также рекомендации наших аудиторов, которые помогут их избежать.

1. Недостаточный контроль за формированием форм бухгалтерской отчетности

Часто компании, применяющие программное обеспечение для автоматизации формирования бухгалтерской отчетности, не уделяют должного внимания контролю за полученным результатом. В такой отчетности возможны самые различные ошибки – от несущественных несоответствий данным учета до серьезных искажений.

Мы рекомендуем в обязательном порядке контролировать и проверять результат автоматического заполнения отчетных форм.

2. При формировании бухгалтерской отчетности искажаются показатели дебиторской и кредиторской задолженности (завышаются или занижаются)

Как правило, завышение показателей происходит из-за не проведенного своевременно зачета полученного или выплаченного аванса.

Занижение данных о дебиторской и кредиторской задолженности, как правило, происходит вследствие сворачивания задолженности по разным контрагентам. К таким случаям относится свернутое отражение задолженности перед сотрудниками компании по заработной плате или по подотчетным суммам. Встречаются случаи свернутого отражения задолженности по налогам или по взносам на социальное страхование.

Для целей корректного отражения дебиторской и кредиторской задолженности, мы рекомендуем контролировать своевременный зачет полученных/выплаченных авансов. Мы также рекомендуем контролировать отсутствие свернутой дебиторской и кредиторской задолженности по разным контрагентам в отчетности.

3. Компании не начисляют необходимые резервы – резерв по сомнительным долгам, резерв под обесценение материальных ценностей

В условиях кризиса некоторые компании отказались от начисления резервов полностью или стараются свести их величины к минимуму, ведь начисление резерва напрямую снижает показатель полученной в текущем периоде прибыли.

Напомним, что показатели бухгалтерской отчетности должны давать достоверное представление о финансовом состоянии организации. В случае наличия сомнительной дебиторской задолженности или запасов, которые морально устарели, и возможность их дальнейшей реализации вызывает сомнения, компании обязаны начислить соответствующие резервы в отчетности.

4. Компании начисляют отложенные налоговые активы в отчетности по налоговым убыткам без оценки возможности использования этого актива

По правилам налогового законодательства, компании вправе переносить налоговые убытки на будущее в течение 10 лет. Зачастую компании, даже такие, которые генерируют налоговые убытки из года в год, отражают отложенный налоговый актив в балансе, при этом не оценивая реальные возможности компании использовать накопленный налоговый убыток.

Согласно нормам бухгалтерского учета, отложенные налоговые активы признаются в отчетности при условии существования вероятности того, что компания получит налогооблагаемую прибыль в последующих отчетных периодах. В случаях, когда компании из года в год генерируют налоговые убытки, вероятность использования накопленного убытка в полном объеме весьма маловероятна. Следовательно, признание отложенного налогового актива по налоговому убытку не всегда правомерно, а в некоторых случаях может быть расценено как неправомерное завышение активов.

Мы рекомендуем компаниям отражать отложенные налоговые активы с учетом оценки финансовых перспектив и имеющихся прогнозов по налоговым результатам.

5. Неверно определяется дата оприходования материальных ценностей при импорте товаров

Очень часто при закупках материалов или товаров от иностранного поставщика, бухгалтерия отражает их приход в бухгалтерском учете на дату штампа таможенной службы «Выпуск разрешен». Обращаем внимание, что все активы организации должны быть оприходованы на дату перехода права собственности на них. Момент перехода права собственности, как правило, определяется соглашением сторон. Зачастую момент перехода права собственности приравнен к моменту перехода рисков, который, в свою очередь, переходит, как правило, в момент передачи товара от продавца перевозчику. Соответственно, на практике это означает, что именно на эту дату товары должны отражаться в учете.

Неверное определение даты отражения в учете товаров приводит к искажениям показателей отчетности, а также к неверному определению курса валюты, по которому должна отражаться стоимость товара.

Мы рекомендуем отражать приобретенные ценности по импортным договорам с учетом условий договоров о переходе права собственности.

6. Компании не отражают активы в составе объектов основных средств, по которым не перешло право собственности

В договорах покупки крупного оборудования, машин, даже объектов недвижимости может быть предусмотрена отсрочка платежа от нескольких месяцев до нескольких лет. При этом поставщик в целях подстраховки может предусмотреть переход права собственности на продаваемый объект только после получения полной оплаты за него. При этом акт приема-передачи объекта составляется сразу, компания использует основное средство в производственной деятельности.

В этом случае часто компании-покупатели отражают основное средство на забалансовых счетах, руководствуясь формальным отсутствием перехода права собственности, что является некорректным. В данном случае нам следует обратиться к нормам ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Среди критериев признания объекта в качестве основного средства указаны стоимостная оценка свыше 100 тыс. руб., срок предполагаемого использования свыше 12 месяцев, способность приносить выгоду и готовность к эксплуатации. Условий о факте перехода права собственности ПБУ 6/01 не содержит.

Более того, общие принципы, на которых базируется учет и составление отчетности, требуют, чтобы отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности происходило исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой).

Мы рекомендуем отражать объекты в составе основных средств в соответствии с критериями, указанными в ПБУ 6/01, не дожидаясь формального перехода права собственности.

7. Компании не отражают расходы в бухгалтерском учете до получения первичных документов поставщиков

Бухгалтеры компаний часто не отражают в бухгалтерском учете расходы, руководствуясь отсутствием первичного документа от поставщика (например, акта по оказанным услугам). Во многих случаях такая позиция связана стремлением сблизить бухгалтерский учет и налоговый учет (ведь для налога на прибыль расходы нельзя признать в отсутствие первичных документов от контрагента). Учитывая, что на практике неполучение документов от поставщиков или их получение со значительным опозданием очень распространено, такой подход может привести к недоотражению значительной суммы расходов, относящейся к отчетному году, и как следствие к неправомерному завышению прибыли за отчетный год. При таком подходе финансовый результат искажается, и собственники компании вводятся в заблуждение завышенными прибыльными показателями.

Расходы подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета на дату выполнения условий их признания в соответствие с ПБУ «Расходы организации» 10/99. Согласно нормам данного ПБУ расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Как видно, среди условий признания расходов отсутствует наличие первичного документа от контрагентов.

Таким образом, в случаях, когда расходы фактически произведены, и вышеперечисленные условия выполняются, компании должны отразить расходы в учете. В ином случае, прибыль компании за отчётный год будет необоснованно завышена.

Мы рекомендуем компаниям на основании заключенных договоров анализировать фактически произведенные расходы. При выполнении вышеуказанных условий для признания расходов – мы рекомендуем компаниям составлять внутренний первичный документ, на основании которого расход будет отражен в учете. После получения первичного документа от контрагента, при необходимости в учет могут внесены изменения.

Такой подход обеспечит достоверное отражение финансовых результатов компании.

8. Компании выплачивают премии руководителю без получения письменного одобрения собственника

Зачастую выплата бонусов руководителю компании, прямо не предусмотренных условиями заключенного трудового договора, документально оформляется только приказом самого же руководителя. Такая позиция может повлечь претензии, во-первых, со стороны собственников (участников, акционеров) относительно факта выплаты или размера бонуса, во-вторых со стороны налоговых органов по вопросу обоснованности и документального подтверждения данных расходов.

В зависимости от условий заключенных трудовых договоров, а также от положений уставных документов, премирование руководителя может находится в рамках полномочий общего собрания участников (акционеров) или совета директоров.

Мы рекомендуем компаниям выплачивать премии руководителям только на основании прямого указания в трудовом договоре, а при его отсутствии – на основании решения участников (акционеров) или совета директоров.

9. Компании не отражают в составе доходов присужденные судом штрафы и неустойки

В соответствии с Налоговым кодексом России причитающиеся по решению суда суммы должны отражаться в составе внереализационных доходов на дату вступления в силу решения суда.

Зачастую в бухгалтерию компаний не поступает оперативная информация о статусе судебных процессов. Это приводит к тому, что компания не отражается в составе доходов присужденные судом суммы неустоек, штрафов и иных платежей, причитающихся к получению. Несвоевременное отражение таких доходов приводит к недоплате налога на прибыль.

Мы рекомендуем компаниям отслеживать результаты судебных процессов для своевременного отражения в учете их результатов.

10. Компании не применяют правила «тонкой капитализации» при расчете процентов по контролируемой задолженности

Компании не всегда контролируют условия, при которых полученные займы признаются контролируемыми для целей налогообложения. В частности, в случаях, когда российские компании, аффилированные по отношению к иностранным участникам российской компании, выступают поручителями по долговому обязательству перед неаффилированным займодавцем. Напоминаем, что в таких случаях, задолженность также признается контролируемой, и проценты по ней признаются в расходах в особом порядке.

Также зачастую компании не признают контролируемой задолженность при получении займов от «сестринских» иностранных компаний, не имеющих прямого или косвенного владения в капитале российской организации. Несмотря на то, что пока Налоговое законодательство не приравнивает такую задолженность к контролируемой, тенденции судебной практики свидетельствуют в пользу высокого налогового риска данной позиции, что может привести к значительным налоговым доначислениям.

Также важно отметить, что с 2017 года в понятие контролируемой задолженности внесены изменения на законодательном уровне, и начиная с 2017, к примеру, займ от сестринской компании будет признаваться контролируемым на основании положений Налогового кодекса.


Вы можете обратиться в компанию Awara для получения подробной и независимой экспертизы соблюдения правил ведения бухгалтерской или налоговой отчётности в Вашей компании. Ознакомьтесь со списком наших аудиторских услуг.

Контакты

  • info@awaragroup.com
  • +7 495 225-30-38 Москва
  • +7 812 244-75-49 Санкт-Петербург
  • +7 495 225-30-38 Тверь

Аудит операций с дебиторами и кредиторами предполагает проверку всей системы взаиморасчетов. Выполняется процедура для установления достоверности всех значений расчетов. Аудитор должен также определить, соответствуют ли операции существующим законам.

Как учитывать расчеты с дебиторами и кредиторами?

Нормативное обоснование

В рамках своей работы аудитор должен опираться на следующие нормативные акты:

  • ФЗ «О бухучете» №129 от 21 ноября 1996 года.
  • Положение по ведению бухучета, утвержденное Приказом Минфина №34п от 29 июля 1998 года.
  • План счетов бухучета, утвержденный Приказом Минфина №94н от 31 октября 2000 года.
  • Указания по инвентаризации ценностей, установленные Приказом Минфина №49 от 13 июня 1995 года.
  • Часть 1 и 2 ГК РФ.
  • Письмо Минфина №142 от 31 октября 1994 года.

Аудитор обязан знать все нужные нормативные акты, которые регулируют деятельность компании.

Как провести инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами?

Источники получения информации

Сведения о расчетах с контрагентами аудитор получает из этих источников:

  • Внутренние акты компании, касающиеся учета.
  • Соглашения с контрагентами.
  • Первичка.
  • Учетные регистры.
  • Отчетность.
  • Дополнительные бумаги: разъяснения управленческого состава, экспертные заключения, итоги проведенных проверок, предыдущие заключения аудиторов.
  • Счета бухучета, на которых фиксируются расчеты. В это счета 60, 62, 76. Также могут использоваться дополнительные счета, информация из которых использовалась в отчетности. В частности, это могут быть счета 08, 19, 20, 23 и другие.

Аудитор имеет право запрашивать дополнительную информацию у руководства компании, у ее сотрудников.

Как провести оценку дебиторской и кредиторской задолженности в системе управления финансовым состоянием экономического субъекта?

Составление плана аудита расчетов

Перед проведением аудита требуется составить план проверки. При его формировании нужно принять во внимание следующие аспекты:

  • Степень риска.
  • Существенность недочетов.
  • Масштабы предстоящего аудита и время, отведенное на процедуру.
  • Степень влияния расчетов на компанию и учет.
  • Наличие внутреннего аудита.
  • Сроки, в течение которых должно быть предоставлено аудиторское заключение.

Программа часто составляется в виде тестов инструментов контроля расчетов.

Что именно проверяет аудитор расчетов

Аудиторская проверка расчетов предполагает системный характер. Специалист должен удостовериться в правильности всех проведенных операций. Рассмотрим подробнее все аспекты аудита.

Наличие соглашений с дебиторами и кредиторами

Любые расчеты с контрагентами осуществляются на основании договоров. В статье 161 ГК РФ указано, что любая сделка подтверждается соглашением в письменной форме. В договоре должны содержаться существенные условия:

  • Предмет соглашения.
  • Условия исполнения договора.
  • Условия, существенные хотя бы для одной из сторон соглашения.

Если в договоре будет отсутствовать хотя бы одно существенное условие, документ законным не будет. Источником получения информации в данном случае является соглашение с дебитором или кредитором. Специалист может в ходе своей проверки обнаружить следующие недочеты:

  • Содержание соглашения не соответствует законам (к примеру, отсутствуют существенные условия, подпись).
  • Расчеты вовсе не подтверждаются договорами.

Внимание! Информация, изложенная в договоре, не должна противоречить сведениям, на основании которых ведется учет.

Своевременное отражение сумм долга

Для отражения сумм задолженности используется счет 60. Долг принимается к учету на основании расчетных документов. Если поставка является неотфактурованной, задолженность будет отражена на основании сведений, указанных в договоре. Счет 60 используется также для фиксации авансов, предоставленных контрагентом (поставщики, исполнители). Долг компании за отпущенные ценности, исполненные работы отражается на счете 62.

В бухучете может содержаться только подтвержденная информация. Сведения могут быть подтверждены соглашениями о купле-продаже, об оказании услуг. Если долг был оформлен векселем, задолженность нужно отразить на субсчете «Векселя» счета 60. Процент по векселям включается в стоимость ценностей. Если компания получила вексель от своих контрагентов, он должен быть зафиксирован на счете 62 «Векселя полученные». Если по векселю предполагается процент, по мере его выплаты он фиксируется на счете «Доходы».

Своевременность отражения сумм долга можно проверить по следующим документам:

  • Карточки и ведомости по счетам 60 и 62.
  • Счета-фактуры.
  • Книга приобретений и книга продаж.
  • Соглашения о купле-продаже, оказании услуг.

Специалист может обнаружить эти типичные ошибки:

  • Несоответствие выставленных и полученных документов.
  • Отражение долга, не подтвержденного соглашением, в учете.

Среди аудиторских инструментов можно отметить просмотр и сравнение документации, опросы, подтверждающие запросы от контрагентов.

Верность отражения сумм по претензиям

Претензии отражаются на счете 76/2. Имеются в виду суммы претензий, возникшие по следующим основаниям:

  • Ошибки и несоответствие стоимости условиям соглашения.
  • Несоответствие качества ценностей стандартам.
  • Несоответствие работ поставленному техническому заданию.
  • Недостача ценностей.
  • Претензии банковским учреждениям по суммам, которые были списаны со счета по ошибке.

Претензия также может быть выставлена по штрафам, суммам возмещения убытка. Нужная аудитору информация извлекается из карточек по счету 76/2, писем с претензиями, соглашений с контрагентами.

Верность отражения перемены лица, которое является дебитором

Задолженность может быть передана дебитором третьему лицу. Долг может передаваться и кредитором по соглашению цессии. В последнем случае продажа задолженности отражается на счете 91. Возникшая из-за цессии разница списывается со счета 91 на счет 99. Если долг был передан третьему лицу дебитором, изменения отражаются на счете 62. Информация извлекается специалистом из этих документов:

  • Ведомости по счетам 60 и 62.
  • Соглашения о цессии, уступке прав требования.
  • Согласие кредиторов на перемену дебитора.
  • Извещение о том, что задолженность переведена на третье лицо.

В рамках процедуры специалист может пользоваться такими инструментами, как опросы, сравнение различных бумаг.

Верность списания долгов

Задолженность признается уплаченной и списывается со счетов в следующих обстоятельствах:

  • Погашение долга дебитором в полном объеме.
  • Взаимозачет требований.
  • Дебитор и кредитор являются одним и тем же лицом.
  • Компания-дебитор была ликвидирована.
  • Задолженность была прощена.

Долг может быть списан со счетов в следующих случаях:

  • Истек срок исковой давности (как правило, он составляет 3 года).
  • Долг взыскать невозможно (к примеру, дебитор признан пропавшим).

Специалист извлекает сведения из этих источников:

  • Ведомости по счетам 60.
  • Карточка счета 007.
  • Акт взаимозачета.
  • Письма от контрагентов.

Типичными ошибками является отсутствие списания по истечении срока исковой давности.

Результаты аудиторской проверки

Результаты проверки фиксируются в аудиторском заключении. В этом документе должны быть указаны эти сведения:

  • Наименование компании.
  • ФИО аудитора.
  • Время, на протяжении которого проводился аудит.
  • Проверенные аспекты деятельности компании.
  • Обнаруженные ошибки.
  • Рекомендации по исправлению недочетов.

ВАЖНО! Аудит расчетов с кредиторами и дебиторами может быть не только внешним, но и внутренним. Во первом случае нанимается сторонний специалист, во втором – сотрудник самой компании.

Типичные ошибки, выявляемые в процессе проверки дебиторской и кредиторской задолженности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Особенность
деятельности предприятия.

Особенности
деятельности предприятия заключаются в том, что «Медведь — СеверАвто» оказывает
не только продажу автомобилей  но и их техническое обслуживание, гарантийное
обслуживание, оказывает консультативные услуги по ремонту и покупке
автомобилей. Прежде чем приобрести автомобиль, клиенты автосалона могут
протестировать интересуемый их автомобиль. Тест — драйв  проходит на
специализированной площадке. Тестовый автомобиль на данной площадке проходит
через искусственно созданные препятствия  и демонстрирует свои технические
характеристики.

Типичные ошибки выявляемые в процессе
проверки дебиторской и кредиторской задолженности. 

— 
ослабление  контроля формальной проверки,
регистрации и обработки данных;

— 
неправильное оформление некоторых договоров и
первичных документов;

— 
неправильное начисление и уплата НДС;

— 
отсутствие подписей руководителя и подотчетного
лица;

— 
не утвержденная руководителем смета
представительских расходов;

— 
выдача денежных средств подотчетному лицу из кассы
при наличии у него задолженности.

Определение
кредиторской задолженности.

Кредиторская
задолженность — это задолженность предприятиям-поставщикам и подрядчикам за
поставляемые товарно-материальные ценности и выполненные работы, услуги,
включая штрафные санкции. Кредитор — субъект (юридическое или физическое лицо),
предоставляющий ссуду и имеющий право на этой основе требовать от дебитора ее
возврата или исполнения других обязательств.    

Определение
дебиторской задолженности.

Дебиторская
задолженность — сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со
стороны других предприятий, фирм, а также граждан, являющихся их должниками,
дебиторами.

Дебитор —
физическое или юридическое лицо, экономический субъект, имеющий денежную или
имущественную задолженность (в противоположность кредитору, которому должны
деньги другие).

Как в
бухгалтерском учете отражается списание дебиторской задолженности
.

Списание дебиторской задолженности отражается в учете по дебету счета
91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91.2 «Прочие расходы») в корреспонденции
со счетами учета дебиторской задолженности (счета 62 «Расчеты с покупателями и
заказчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»). В случае если
организацией был создан резерв по сомнительным долгам, то списание дебиторской
задолженности отражается в учете по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы»
(субсчет 91.2 «Прочие расходы») в корреспонденции со счетом 63 «Резервы по сомнительным
долгам».

Как в
бухгалтерском учете отражается списание кредиторской  задолженности.

Списание кредиторской задолженности отражается
в учете по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91.1 «Прочие
доходы») в корреспонденции со счетами учета кредиторской задолженности (счета
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами»).     В Для целей бухгалтерского учета суммы дебиторской
задолженности, списанные в связи с истечением срока исковой давности, относятся
к прочим расходам.В соответствии с ПБУ 10/99 дебиторская задолженность, по
которой истек срок исковой давности, включается в расходы организации в сумме,
в которой эта задолженность отражена в бухгалтерском учете организации.                      

Характерные ошибки
при проверке договоров с дебиторами и кредиторами
.

— 
несоответствие содержания договоров требованиям ГК РФ;

— 
отсутствие договоров при совершении сделок.

Какие направления
включает в себя план аудиторской проверки расчетов

Похожие материалы

  • Анализ дебиторской и кредиторской задолженности. Оправданная и неоправданная задолженность
  • Совершенствование учета дебиторской и кредиторской задолженности по материалам аудита
  • Формирование налоговых обязательств хозяйствующего субъекта. Налоговый учет в организации

Информация о работе

Уважаемый посетитель!

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Ссылка на скачивание — внизу страницы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аудит нма типичные ошибки
  • Аудит нко типичные ошибки
  • Аудит ндс типичные ошибки
  • Аудит затрат на производство ошибки
  • Аудит дебиторской задолженности типичные ошибки