Архивохранилищами xiv xvii веков были укажите на ошибку

Автор: Е.В. Старостин

Архивы Русской православной церкви в период становления и развития Московского государства (XIV-XVII вв.)

Е.В. Старостин, д.и.н., проф. РГГУ

  1. Митрополичье хранилище
  2. Епархиальные хранилища
  3. Архивы монастырей
  4. Архивы духовных учебных заведений

Более 500 лет Русь пребывала в состоянии политической раздробленности, и только церковь, объединенная общей идеологией, в определенной степени выполняла роль связующего звена, что, несомненно, способствовало усилению центростремительных тенденции. К началу XV века земли, которые в настоящее время относятся к Белоруссии и Украине, были включены в состав Великого княжества Литовского. И сохранившаяся еще от Киевской Руси церковная организация подверглась сильнейшему влиянию католицизма. На съезде польско-литовских феодалов в 1385 г., заключивших т.н. кревскую (династическую) унию, католичество было объявлено государственной религией Литвы. Позднее в XV в. Витовт, пытаясь усилить независимость русских земель, вошедших в состав его княжества от Москвы, получил у Константинопольского патриарха согласие на учреждение самостоятельной Киевской митрополии. Где можно найти документальные следы деятельности православных церковных учреждений? Прежде всего, в светских хранилищах, например, в материалах Литовской метрики, в актохранилищах крупных польских магнатов, в украинских, белорусских, польских, чешских, словацких и т.п. архивах, несомненно, и в Ватиканском тайном архиве.

На востоке, русские земли, объединившиеся под гегемонией московских государей, в большей степени сохранили прежнюю административную структуру. С середины XV века московская церковь становится автокефальной и собор высшего духовенства 1448 г. утвердил, без согласия Константинопольского патриарха, на митрополичий престол ставленника Василия II Иону. Через десять лет произошло и разделение русской митрополии на московскую и киевскую.(1458 г). «Русская церковь, — как писал М.К. Любавский, — представляла собой в известном смысле государство в государстве». На местах, в митрополичьей епархии наместники и тиуны, державшие у себя дьяков, подьячих, недельщиков, доводчиков, проветчиков, десятинников и т.п. чинили суд и управу, собирали налоги, наблюдали за благочинием. Светская власть предпочитала не вмешиваться в процесс церковного управления. Исключением являлись, пожалуй, только особо важные дела: о заговорах, государственных изменах, разбое, душегубстве, которые подлежали княжескому суду. Управление в епархиях было аналогичным митрополичьему и, в конечном счете, копировало княжескую организацию власти.

За исключением отдельных разрозненных документов, удельные архивы (как, впрочем, и епархиальные) от этого периода до нас не дошли. Трагична была судьба великокняжеского архива, т.н. «хранил царских» (Царского архива), содержащих богатые собрания славянских, греческих, восточных рукописей… Наибольший вклад в изучение Царского архива внес С.О. Шмидт, опубликовавший серию статей и книг, в которых детально исследовал историю, состав, формы классификации, описания и использования документов главного хранилища Московского царства. Предполагаем, что восточные и греческие рукописи, скорее всего, лежали мертвым грузом, что заставило Василия III отправить посланцев на далекий Афон, чтобы подыскать сведующего монаха для их перевода и описания. Посланникам великого князя удалось в Вартопедском монастыре найти и уговорить отправиться в Московию Максима Грека. Просвещенный старец с помощью выделенных ему толмачей Димитрия Герасимова и Власия, писцов Михаила Медоварцева и троицкого монаха Силуана не только описал рукописные книги, но и перевел на русский язык Толковую псалтырь. Занимался Максим Грек также исправлением литургических книг, в которых были обнаружены ошибки. Впоследствии Максима Грека за внесенные им якобы неканонические изменения обвинили в ереси.

Гибель династии Рюриковичей, польско-шведская интервенция, бурные события Смутного времени, городские пожары в Москве 1547 и 1560 гг. оставили незаживающий след в историко-документальном наследии России: часть великокняжеского архива была увезена поляками, другая передана в архив посольского приказа.

Из церковных архивов того времени выделялось митрополичье хранилище, размещавшееся в резиденции митрополита — сначала во Владимире, а с половины XVI века в Москве. Как реакция на национальный и экономический гнет активно стало развиваться монашество на севере и северо-востоке Руси. Строятся и открываются Троице-Сергиев, Кириллов Белозерский, Ферапонтов, Спасо-Каменный, Соловецкий, Пафнутиев Боровский, Иосифов Волоцкий и др. монастыри, сосредоточившие ценные рукописные собрания. Рядом с монастырскими архивами с XIII в. возникают епархиальные хранилища (Владимирская, Тверская и др. епархий).

Усиливаются культурные связи с Константинополем и Афоном. Около 685 русских рукописей и их фрагментов дошло до наших дней с XIV в. Следующее столетие увеличит эту цифру до 3500 церковно-славянских книг. Наиболее ранний «отписной список» («отписная»), как тогда называли описи, относящийся к концу XV в., фиксировал книги и рукописи культового характера, что свидетельствовало об общем хранении книжных и архивных материалов. Новгород и поднимающаяся Москва были и остаются центрами богословского просвещения в XV в. Переезд архиепископа Макария на Московскую митрополию в 1542 г. значительно способствовал становлению Москвы как центра русской книжности. Глава иосифлян и кружка книжников во время московского пожара спасал лично от огня «Книгу Божественная правила, юже Киприян митрополит из Царяграда принесл».

Период складывания Русского централизованного государства, начавшегося при Иване Калите и завершившегося в XVI в. при Василии III (1505-1533) и Иване Грозном (1534-1584), сопровождался стягиванием в Москву документов покоренных княжеств, побежденные князья отдавали на хранение важнейшую документацию в церковные учреждения. Изъятия коснулись как светских, так и духовных хранилищ. Иоанн IV Васильевич Грозный в 1550 г. настоял на включении в Судебник требования — «старые тарханные грамоты поимати у всех». В этом же году, Иоанн IV приказал изъять жалованные грамоты у всех монастырей, подготавливая тем самым запрещение им «покупать и принимать в дар или заклад вотчины». Во время карательных экспедиций в Новгород и Псков царь в поисках крамолы приказал конфисковать «ризную казну» Святой Софии и документы монастырей и церквей Северной республики. По не вполне понятным причинам царь запретил опричникам разорять дома псковских священников и монахов.

Накопление документов обязывало церковное руководство выделять специальное лицо, которому поручалось ведение делопроизводства и хранение документов. Дьяки и подьячие, продолжая выполнять свои обязанности священнослужителей, стали часто возглавлять церковные и светские канцелярии. Укрепление системы церковных хранилищ, шло параллельно с образованием архивов приказов. В московском княжестве продолжался процесс перестройки великокняжеского управления в государственную систему. Центральное место в складывающейся сети церковных архивов занимала т.н. «митрополичья казна», в котоpoй хранились материалы, связанные с церковно-административной и хозяйственной деятельностью: послания константинопольских патриархов, решения поместных соборов русской церкви, земельные акты, тексты митрополичьих посланий, благословенные грамоты, наказы по управлению епархиями, монастырями, договорные княжеские грамоты, богослужебные книги и т.п. Здесь мы также встречаем «крепостные акты на имения, жалованные, несудимые, тарханные, меновые, отступные грамоты. По приказу митрополита Даниила был составлен сборник этих документов, находящийся сегодня в собрании Синодальной библиотеки ГИМ.(№ 276, 173). Там же находится и вторая книга, включавшая наиболее важные документы из митрополичьего архива, что позволяет нам реконструировать его состав. С этим изумительным историческим источником можно познакомиться в ГИМ.(№ 662). Несомненно, сохранившиеся грамоты митрополитов Киприана и Фотия (XIV, XV вв.), отправленные в связи с развившейся в Пскове ереси «стригольников», имели то же происхождение. Подлинные грамоты митрополичьего архива XIV-XV вв. погибли, то, что сохранилось в виде списков в копийных книгах при митрополичьей кафедре впоследствии нашло себе место в Патриаршей библиотеке Московской синодальной конторы.

Первоначальный период царствования Ивана Грозного отмечен ожиданием больших перемен. Духом нравственного очищения и антисхоластического гуманизма проникнуты произведения Максима Грека и других духовных писателей. Много потрудился на почве просвещения митрополит московский Макарий. Владыка любил книгу и чтил память церковных подвижников. Всячески поддерживая поиски старых и составления новых житий, он добился одобрения своей инициативы церковными соборами 1547 и 1549 гг. На съездах высших церковных иерархов было принято решение о канонизации многих русских, главным образом местных подвижников, что оживило работу по собиранию в епархиях архивного материала о русских чудотворцах. Сам Макарий внес в подготовленный им сборник, известный в литературе под названием «Великие Четьи-Минеи», большую часть старых и новых житий. Оживление агиографической деятельности оставило заметный след в русской церковной литературе 40-50 гг. XVI в. Однако она приходит в упадок во второй половине царствования Ивана Грозного. «Скудная содержанием и утомительно однообразная агиографическая литература, — писал известный русский историк Д.И. Иловайский, — как нельзя более соответствовала той печальной эпохе и тому упадку просвещения, которым отмечена вторая половина царствования Грозного… Ни одно замечательное литературное произведение, ни одно крупное авторское имя не нарушает сего пустынного однообразия». Использование документов церковных хранилищ проходило в рамках духовного образования. Как нельзя лучше этой цели отвечали – Степенная книга, к составлению которой руку приложил Макарий, Софийский временник, Царственная книга, История Казанской царства Иоанна Глазатого и др. О церковной археографии говорить еще рано, но ее элементы просвечивались отчетливо.

Не меньшее, а скорее, большее значение для отечественной истории имеют сохранившиеся памятники письменности из архивов монастырей. Без этих документов восстановление национальной истории русского народа было бы просто невозможно, поскольку сведения, дошедшие до нас из светских архивохранилищ немногочисленны, а порою случайны. «В этих архивах, — писал Любавский, — хранились данные грамоты на земли и угодья, полученные от князей и частных лиц, вкладные грамоты от лиц, постригшихся в монашество и жертвовавших при этом земли и угодья монастырю, духовные грамоты, по коим имущество отказывалось тому или другому монастырю, купчие, передававшиеся монастырю вместе с имуществом, меновые на мену землями и угодьями с соседними землевладельцами, отводные, разводные, разъезжие, межевые – по ограничению и разграничению монастырских имений, закладные на имения, отданные монастырю под залог, мировые или рядовые, содержащие различные соглашения относительно имений, правые грамоты, т.е. судебные решения об имениях в пользу монастыря, жалованные грамоты, льготные, предоставлявшие льготы по части податей и повинностей монастырским крестьянам на определенное число лет, жалованные обельные, освобождающие навсегда от тягла монастырских крестьян, жалованные несудимые, освобождающие население монастырских имений от подсудности княжеским наместникам и волостелям и их тиунам, жалованные тарханные, освобождающие население монастырских имений от платежа податей и разных сборов и т.п.».

Сохранившиеся описи отдаленной пустыни на реке Соре позволяют поименно назвать фамилии крупных вкладчиков в монастырскую казну церковных книг: князей Кубенских-Заозерских, ученика Максима Грека В.М. Тучкова, архиепископа Арсения, патриарха Филарета, воеводу М.М. Салтыкова, главу комиссии по составлению Уложения 1649 г. Н.И. Одоевского, «западника» Б.И. Морозова, князя И.А. Воротынского, князей Шаховских и др.

Дьяки монастырских канцелярий по примеру монастырей Византии копировали списки исходящих документов, составляя своеобразные регистры. Благодаря этому мы имеем в своем распоряжении копии документов (акты, грамоты и т.п.) Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Архангельского монастырей. Не всегда комплексы архивных документов монастырей доходили да нашего времени. Известно, что опустошительный пожар 1746 г. уничтожил большую часть архива Троице-Сергиева монастыря. К этому виду источника следует причислить сборник документов суздальских монастырей, составленный, — как полагает Любавский, — в XVI в. по повелению местного епископа. Выдающиеся литературные произведения «Сказания о Мамаевом побоище», «Задонщина» были записаны монахом Кирилло-Белозерского монастыря в конце XV в. Ефросином. Иван IV, ведший бесконечные войны со своими западными соседями, с 50–х гг. пытался ограничить аппетиты монастырских землевладельцев. Он берет на себя обязанность лично выдавать жалованные грамоты на угодья и имущество, передаваемое в монастырское хозяйство. Так, в 1551 г. царь подписывает грамоту о передаче села Раменка Бежецкого верха Троицкому монастырю, завещанное, скорее всего, перед смертью А.И. Полуектовым.

Восстановление монастырских актохранилищ после опустошений 1570 г. при Иоанне Грозном и, особенно, в Смутном времени, шло медленно. Многие документы находились «в розни», т. е. хаотическом состоянии. Начиная с I-й трети XVII в., документы приводятся в порядок, систематизируются и описываются. Остро вставший земельный вопрос вынудил монастырское руководство привести в порядок свои хранилища. Этому способствовала реформа по централизации церковного управления, проводимая Патриархом Филаретом. Копируя светскую государственную структуру, Филарет, объявивший себя Великим государем, учредил при своем дворе ряд приказов: Дворцовый, Казенный, Разрядный, Судный, в результате деятельности которых образовывалась документация. Патриарху были подведомственны митрополиты в четырех епархиях (Новгородской, Казанской, Ростовской и Крутицкой), епископы, архиепископы, управлявшие 13 епархиями. Патриарх, чьи амбиции выходили далеко за рамки традиционных представлений о роли церкви, в 1627 г. отдал распоряжение о том, чтобы все богослужебные книги «литовской печати» были заменены изданиями, опубликованными в Москве.

Поскольку некоторые церковные учреждения и монастыри были подсудны Приказу Большого дворца, на него была возложена забота о церковном имуществе, документах и т. п. В это же хранилище были переданы бумаги Монастырского приказа, закрытого по настоянию церковной оппозиции в 1677 г.

В связи с намерением провести исправление культовых текстов, Патриарх Никон в 1653 г. распорядился составить опись книг и рукописей 39 крупнейших монастырей. На следующий год он послал на далекий Афон старца Арсения (Суханова), который доставил из монашеской республики 498 рукописей. (Эти рукописные памятники, в т.ч. уникальные списки IX-XIII вв., частично были опубликованы в 1873 г. в Киеве.). Чтобы прекратить повсеместно проводить службу по-старому, Никон приказал из городских и сельских приходов изъять старые книги. Встречались случаи сожжения старых книг московской печати. По вполне понятным причинам «двуперстники» не только не отдавали священные книги, но и продолжали служить по ним. В том случае, когда власти прибегали к насилию, книги и архивы уносили в леса, в пустыни.

Монастырские описи XVII в. — явление достаточно распространенное. В «отписных списах», т.е. описях монастырских ценностей, перечислялись не только культовые предметы, но и грамоты, дела и старые книги. Описи составлялись и при передаче монастыря в казну. Так, по указу 1670 г., подписанного царем Алексеем Михайловичем, о передаче Самарского мужского Спасо-Преображенского монастыря в казну, т.е. «быть особо от Патриаршего дома», воеводой Василием Яверлаковым в 1672 г. были описаны монастырские переписные книги и архивные материалы.

Создают свои архивы и некоторые духовные учебные заведения (Киевско-духовная академия (с 1615), Славяно–греко-латинская академия в Москве (с 1685) и др.), основанные с целью подготовки кадров ученых богословов.

В досинодальный период документы по истории Русской православной церкви откладывались также в центральных и местных хранилищах учреждений светской власти. В одном из самых крупных приказных архивов – архиве Посольского приказа, наряду с постепенно сформировавшейся группой «монастырские дела», возникла коллекция документов, которая позднее получила название «сношения России с римскими папами. (РГАДА. Ф.78) «Неудивительно, что наибольшее число эпистолярных источников пришло на «смутное» время нашей истории. Нередко документы, хранящиеся в архиве Посольского приказа, сообщают факты курьезные. Иван Грозный, принимая датских послов, к их огорчению, не взял у них часы с еретическими, по его мнению, знаками Зодиака. Разными путями входили во дворец Московского кремля послы различных вероисповеданий: христианские по лестнице «у Благовещенья» на соборную паперть и далее к Красному крыльцу; «бусурманские дипломаты» — сразу же по средней лестнице к Красному крыльцу, минуя соборную паперть.

В отличие от Западной Европы русское боярство и дворянство не создали более или менее стройную систему частных дворянских архивов, в которых могли бы сохраниться источники по истории Русской православной церкви. Особенно они потеряли интерес к сохранности своих архивов после отмены местничества в конце XVII в. Многие документы, в отличие от библиотек, оказались на чердаках. Переведя столицу государства в Петербург, Петр тем самым выключил старое родовитое московское боярство из активной государственной деятельности. Практическая ценность фамильных документов была сведена к нулю, а историческая еще не народилась. Великий русский поэт А.С. Пушкин писал:

«Что русский ветреный боярин Считает грамоты царей За пыльный сбор календарей…»

Неудивительно, что создавшаяся ситуация привела к массовой гибели частных, семейных архивов в конце XVII — нач. XVIII вв., среди которых встречалось немало лиц, чья деятельность была теснейшим образом связана с Русской православной церковью.

Распространение письменной культуры в религиозной массе народа затронуло западные русские территории, пожалуй, глубже, чем восточные. Однако, вслед за митрополитом Макарием, признаем, что «не находим тогда в литовской митрополии, никаких следов оригинальной духовной литературы, если не относить к ней местных летописей» (Макарий С.57). Многие церковные памятники, судя по описи Слуцкого Троицкого монастыря, являлись копийным материалом, который можно было встретить и в архивах восточных церквей. Перечислим основные памятники церковной литературы Слуцкого монастыря: «Апокалипсис»; писания отцов и учителей Церкви, носящие преимущественно аскетический характер: Ефрема Сирина, Саввы Дорофея, Феодора Студита, Григория Синаита, Иоанна Лествичника, Симеона нового богослова; Соборники или сборники: Измарагд, Соборник годовой, постный, жития Святых, два Пролога, Патерик Печерский; книги канонического содержания — Правила великия или Кормчая, Никон, т.е. известные сборники Никона черногорца; книги богослужебные и читавшиеся при богослужении: два Евангелия тетры, Апостол тетр и другой апракос, три Служебника, два Требника, Две Псалтыри, Часослов, два Устава, Две Триоди, двенадцать месячных Миней, Евангелие толковое. Лишь очень немногие памятники дошли до наших дней. Огромные потери архивы Русской православной церкви несли на Украине и в Белоруссии. Брестская уния 1596 г. развязала руки католическому духовенству, которое с особым пристрастием приступило к чистке архивов церквей, монастырей от памятников письменности на старобелорусском и украинском языках. Уничтожение православной культуры продолжилось и позднее. При взятии в 1651 г. Киева гетманом Я. Радзивиллом «от пожара выгорел весь город», в том числе и церковные архивы. В Успенской церкви, стоявшей на Подоле вместе с церковной утварью сгорели все документы «старовечные» с привилеями великих князей русских. После присоединения Левобережной Украины к России, преемник Богдана Хмельницкого Иван Выговский, недовольный этим актом, часть гетманского архива передал на хранение в Киевский Межигорский монастырь. А его сторонник Павел Тетеря, придерживавшийся польской ориентации, после очередного поражения бежал в Польшу, прихватив с собою важные светские и духовные документы. Монахи Киево-Печерской Лавры, ожидавшие беды с той и с другой стороны, свои архивные богатства зарыли в землю, где их гибель была неминуема.

Архивы этого периода характеризуются неразвитостью административных структур, преобладанием имущественного права над публичным, частного (личного) владения над общественным, совместным хранением архивных и библиотечных материалов, музейных экспонатов, церковной казны с предметами церковного культа, отсутствием четко выраженного интереса к использованию исторических памятников. Зародившееся в XVI в. книгопечатание будет способствовать постепенному разводу нарративных и документальных источников, предоставляя каждой группе специальные места хранения. В церковной практике, в отличие от светской, этот процесс растянется на столетия.

Архивы высших, центральных (приказы) и
местных органов управления.

Архивы высших
органов управления. Московский
великокняжеский архив
.

Архивные документ сыграли важную роль
в борьбе Московского княжества за
создание Русского централизованного
государства. После присоединения
удельных княжеств их архивы перевозились
в Москву.

Документы требовались постоянно.
Поэтому с них стали снимать копии –
позднее сборники копий получили название
«копийные книги». Договорные, духовные
грамоты.

Документы Московского княжества
хранились в казне. С конца ХV в. письменные
материалы выносятся их казны. В это
время начинают создаваться приказы.
Некоторые материалы из великокняжеской
казны были переданы этим учреждениям,
но основная масса документов вошла в
состав Государственного архива России
ХV в.. Вследствие развития книгопечатания
письменные материалы отделились в ХVI
в. от библиотек. Начался второй этап в
развитии архивного дела.

Царский архив.
Одним из
отражений этой эволюции является переход
архива великокняжеской казны, в наибольшей
части составлявших его документов, в
Посольский приказ. Этот переход
подтверждается произведенным С.А.
Белокуровым сличением упомянутой выше
описи Царского архива с описью дел
Посольского приказа, которая была
составлена в 1614 году. Сличение показало,
что из перечисленных в описи Царского
архива 231 ящика с документами значительное
количество их упоминается в описи 1614
года, как дела, принадлежащие Посольскому
приказу, из коих документы более 125
ящиков уцелели в преемнике архива
Посольского приказа – Московском
главном архиве иностранных дел.

Инвентаризация.
Приемы инвентаризации. В дубовых ящиках,
обшитых кожей, ларях, ларчиках. Ящики
были нумерованы. (с. 20).Отдельные особо
ценные документы находились в мешочках.
(с. 21).

В Царском архиве,
как и в других центральных и местных
архивах Российского государства ХVI
в., хранились документальные материалы,
различные по внешнему виду: отдельные
грамоты. Написанные на пергамене или
бумаге (иногда их скатывали в «столпик»);
дела, состоявшие из нескольких бумаг.
Склеенные в «столпы» (столбцы); книги;
тетради («тетрати»…); связки; отдельные
листки бумаги. В архиве хранились и
печати и деньги (по-видимому образцы).

В Царский архив поступали документы
из других учреждений(иногда, видимо, и
обязательные копии или дубликаты), и из
Царского архива передавались документы
в другие учреждения. В пометах указывалось
обычно время выдачи и возврата документов
(год, месяц, а чаще всего и число). Иногда
называлось лицо, взявшее документ, в
частности, отвозившее его к государю.

Однако степень
систематизации и учета документов в
Царском архиве (и даже архиве Посольского
приказа в первой половине ХVI
в.), как верно отметил И.Л. Маяковский,
не следует преувеличивать. Лишь постепенно
выработались более четкие формы подробных
описаний архивных документов, известные
нам по описям Посольского приказа ХVII
в.

Царский архив был теснейшим образом с
текущим правительственным и придворным
делопроизводством, с делами, непосредственно
касающимися государя. Здесь сосредоточились
челобитные на государево имя и решения,
принятые после рассмотрения челобитных,
а также изветы, на основании которых
чинили розыск (обычно под пыткой), и
многочисленные судебно-следственные
дела.

Печатники – хранители Царского архива.

Царский архив. Очевидно. Первоначально
находился в ведении печатника. На рубеже
ХVI– ХVIIстолетий печатник был помощником
казначея, ведавшим государственной
печатью и прикладывавшим ее к грамотам
(согласно статье Судебника 1497 г.). Первые
конкретные сведения о печатниках…
относятся к началу ХVIв….
Функции не совсем ясны… В других
европейских странах таких высоких
государственных лиц называли канцлерами.

Постельная казна
(архив «ближней думы»)

Архивы центральных (приказы) органов
управления

Приказы.
Название «приказ» произошло от таких
широкоупотребительных слов, как
«приказать», «приказные люди». Термин
от глагола «приказати»… (поручить
кому-либо; распоряжаться, ведать). Приказы
часто назывались (на языке обиходной
документации) не по функциям, которые
они выполняли, а по именам лиц, ими
руководивших. О таких людях говорили
«чиноначальники», «чиновники», В начале
ХVII
в. – «начальные люди».. «Дьяки избные».
«Государевы дьяки» не были твердо
прикреплены в служебном отношении к
тому или иному центральному учреждению.

Поручения боярами
дьякам в ХV
в. («приказы»). Появились такие должности,
как казначей, печатник, разрядный и
ямской дьяки. …Но с усложнением задач
им давались «для письма» (с начала ХVI
в.) чиновники помельче – подьячие,
объединенные в особом помещении –
канцелярии-«избе», «дворе». … Должностные
лица, не имевшие своих канцелярий-«изб»,
вели делопроизводство
в уже сложившихся
«избах»… Каждая «изба» представляла
собой зародыш будущего приказа. Впервые
слово «приказы» встречается в документах
1512 г… На протяжении ХVII
в. существовало в среднем более сорока
приказов. Они возглавлялись судьями
(кто имел право принимать решения). Им
помогали дьяки – профессиональные
бюрократы, опытные в порученном приказу
деле. Судьям и дьякам подчинялись старшие
(«старые») подьячие. Им в помощь давались
молодые подьячие. Для приказов были
характерны косность, некомпетентность,
неконтролируемость; нечеткое распределение
функций.

Наиболее значительные архивы отложились
в Посольском, Разрядном и Поместном
приказах.

В архив Посольского приказа поступали
документы по сношению с другими странами.
Особо интересны статейные списки –
отчеты посольств в форме дневников, в
которых фиксировались наказы посольствам,
ответы на «статьи» — вопросы в виде
анкеты, содержащиеся в наказах, а также
и полученные послами документы.

Первоначально
сколько-нибудь
значительного архива при Посольском
приказе не было. Документы Царского
архива, и, может быть, Постельной казны,
передавались по мере надобности в
Посольский приказ на сравнительно
короткий срок. Это прослеживается и по
Описи. Но знакомство «приказных людей»
из Посольского приказа с документами
Царского архива вне сомнений. Они
опирались на эту документацию в своей
повседневной деятельности. Очень
вероятно, что именно для справок
Посольского приказа составлялись
выписки из посольских книг сношений с
определенными государствами и что эти
справочного характера материалы
постоянно находились под рукой у
приказных людей именно в «Посольной
полате», так же как образцах грамот,
титулования иностранных государей и
т.п., не говоря уже о документах собственно
приказного делопроизводства
(приходо-расходные книги Приказа,
материалы о лицах, служащих в Приказе,
и т.д.).

Посольский приказ, быть может, в большей
степени, чем другие приказы, был связан
с делопроизводством Боярской думы и
фактически являлся ее отделением по
вопросам внешних сношений, а канцелярия
Посольского приказа была, по существу,
отделением канцелярии Боярской думы.
И в этом отношении Царский архив можно
считать в какой-то мере и архивом
Посольского приказа.

В описи Посольского
приказа начала ХVII
в. достаточно четко прослеживается
распределение
документов по разделам
:
«грамоты», «книги», «столбцы», «чертежи»,
«рознь» (хранившаяся чаще всего в
связках). А.А. Зимин выявил признаки
такого распределения уже в документации,
отложившейся от времени правления
Василия III
(1505 – 1533). Особенно старались выделить
документы внешнеполитических сношений.
Их распределяли либо по годам, либо,
чаще всего, — по государствам. Частично
пытались систематизировать, таким
образом, и «грамоты»… Новые документы
нередко клали в ящики вместе с документами
такой же разновидности или близкими по
содержанию.

Делопроизводство приказов.

Учет документов.
Переходя к вопросу
о том, как производился учет наличности
старых документов, регистрация
накоплявшихся новых дел и пользование
ими для наведения разного рода справок,
необходимо, прежде всего, иметь в виду
внешние формы документов: старая Москва,
аккуратная и деловитая во всем, соблюдала
эту аккуратность и в своем делопроизводстве;
даже внешний
вид документов стал предписываться еще
с ХVI
в. и мало помалу кристаллизовался в
такие незыблемые, почти канонические
формы, которые являлись существенным
признаком документов…

Формы документов.
(Делопроизводство)
Таких форм было
несколько.

Столбцы. Тексты
документов писались чернилами, гусиными
перьями, обычно на одной полосе
относительно узких (16 – 18 см)
полос бумаги. Оборотная сторона
использовалась для указания адреса,
подписей («рукоприкладств») свидетелей
и других лиц и для резолюций («помет»).
Документ не складывался, а сворачивался
в трубку («столбец»). Несколько документов,
относящихся к одному вопросу, склеивались
друг за другом, образуя уже рулон
(«столп»), а места склейки («сставы» или
«поставы») скреплялись подписью дьяка
или подьячего, разделенной на слоги
(считалось, что это предотвращает подлог
документов).

Соборное уложение
1649 г.
Соборное
уложение – 434 аршина или — 309 метров.
Дворяне, чье происхождение было
подтверждено соответствующими записями
в столбцах, назывались «столбовыми».

Обыкновенно как на саму старую из них
указывают на «стоп» или «столбец».
Однако, в описи Царского архива, … эта
форма не упоминается, фигурирует термин
«список» (не копия). Или – это синоним
«столбца», либо – форма, предшествовавшая
«столбцу» и представлявшая собой всякий
документ, написанный на отдельных не
соединенных листах.. Ширина – 3,5 вершка..
…Обратной стороной столбцов пользовались
в порядке тогдашнего делопроизводства
для официальной скрепы документов, для
«рукоприкладства» свидетелей,
челобитчиков, продавцов, душеприказчиков,
для занесения необходимых надписей и
помет, для подписи («справы») должностного
лица, изготовлявшего и редактировавшего
(«справил») документ, наконец. Для адреса,
по которому он отправляся. При этом
производившие скрепу документ дьяки
или подьячие «с приписью» должны были
расписываться, в целях охраны документов,
по самим сставам, то есть, в данном случае
по местам склейки столбцов.

Тетради. Другим
способом хранения документов были
«тетради».

«Тетрадь» представляла собой документ
или ряд документов, написанных на двух
или более отдельных листах или полулистах,
вшитых друг в друга наподобие обычной
тетради. Таким образом, признаком этой
формы была наличность в тетради не менее
четырех листков того или иного формата:
если тетрадь сшита из целых листов, то
она называлась тетрадью «в десть»; если
же тетрадь состояла из сшитых полулистов,
то она называлась тетрадью в полдесть.
Вторым признаком, характеризующим
«тетрадь», является один общий корешок.

Если две, или несколько тетрадей
подшивались одна к другой таким образом,
что получалась тетрадь о двух или
нескольких корешках, то такая тетрадь
называлась «книгой. Таким образом,
первоначальным признаком, отличавшим
эту форму от формы тетради, была
количественная разница в корешках, но
не переплет, как указывает. Например,
Д.Я. Самоквасов. Дело в том, что
переплеты, особенно в провинции, бывали
очень редки, и если книга была переплетена,
то это отмечалось особо, в роде, например:
«книга в досках».

Листы. Книги. Связки.
Наконец, дела и
документы, не соединенные ни в столбцы.
Ни в тетради, ни в книги, сгруппировывались
(с.67) в так называемые свертки и связки:
в них механически связывались или
свертывались порою самые разнородные
документы, что и отмечалось на тогдашнем
языке словом «рознь» или «розница
всякая». В связки могли попадать также
тетради и книги. Кроме того, иногда
именно книги и являлись основным ядром
связки, с которым перевязывались
отдельные документы; в таких случаях
связка называлась обыкновенно так:
«книги (о том-то), а к ним привязано…» …
По размерам связки могли быть различны:
бывали связки очень большие, объединявшие
документы за несколько лет, и наряду с
этим встречались связки, заключавшие
в себе лишь несколько документов.

Архивы местных органов управления.

Текущее делопроизводство в провинции

Судебник 1550 г.
предписывал, чтобы старосты, сотские,
десятские и все люди провинциальных
городов за руками своими и земского
дьяка «розметные книги ежегод присылали
в Москву, к тем бояром и дворецким, и к
казначеям, и к дьякам, у кого будут городы
в приказе». Следовательно, местными
мирскими органами должны были вестись
«розметные книги». Раскладка тягла
также требовала ведения записей.

Судебные функции органов местного
земского самоуправления также требовали
делопроизводства на местах. Его вели
земские дьяки. Так постепенно слагалось
на местах текущее делопроизводство.

Администрация.
Воевода – дьяки – подьячие, как заведующие
делопроизводством,
а, следовательно, и хранением документов
по столам или отделениям… Подьячие
порой подразделялись на «подьячих с
приписью» и просто подьячих: первые
имели право подписывать выдававшиеся
из канцелярии бумаги и посылавшиеся в
Москву доношения.

«Присыльные» и «посыльные» документы.

Воеводы и съездные
избы.

С введением в областях после Смутного
времени воеводского управления, с его
более тесной связью с Москвой,
делопроизводство сосредотачивается в
присутственных местах воеводской
деятельности – съезжих избах – и
регламентируется из центра. В подчинении
воевод были приказчики. Воевода имел
приказную или съездную избу во главе с
дьяком.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1. История архивов

КУРС ЛЕКЦИЙ

2. АРХИВЫ В РУССКОМ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ ГОСУДАРСТВЕ

ЛЕКЦИЯ 4.
АРХИВЫ В РУССКОМ
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ ГОСУДАРСТВЕ

3.

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РАЗВИТИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА
В XVI – XVII В.В.

4. Основные тенденции, определившие специфику исторической ситуации:

объединение земель,
создание Московского государства,
организация центральных и местных
государственных учреждений.

5. Объединение русских земель

В условиях раздробленности русских земель
сохранились связующие нити, которые послужили
основой для будущего объединения:
общий язык,
правовые нормы,
православная вера,
слабые экономические связи между отдельными
княжествами,
необходимость объединения ради освобождения от
иноземного ига.

6. Объединение русских земель

В первой половине XIV в. инициатива и
главенствующая роль в объединении всех
русских земель шла от Северо-Востока
(Новгород, Псков).
Во второй половине XV — начале XVI вв.
центр смещается в сторону Москвы.
Происходит завершение объединения земель
вокруг Москвы – появляется Великое
княжество Московское.

7. Создание Московского государства

Великий князь московский «и всея Руси»
обладал всей полнотой законодательной и
исполнительной власти.
В XVI в. происходит укрепление государства,
которое сформировалось в форме монархии с
сильной верховной властью.
В основе организации государственного
управления было единство судебной и
административной власти.

8. Создание Московского государства

До середины XVI в. в Москве сложились и
действовали два общегосударственных
ведомства: Белый Дворец и Казна.
Белый Дворец ведал личными землями
великого князя, управлял отдельными
отраслями княжеского хозяйства.

9. Создание Московского государства

По мере присоединения новых земель для
управления ими создавались местные
«дворцы», например Казанский дворец
(после присоединения Казани) и др.
Казенный двор (Казна) ведал
финансовыми вопросами, а также
государственным архивом и
государственной печатью.

10. Организация центральных и местных государственных учреждений

Постепенно с увеличением и усложнением
функций государственного управления возникла
необходимость в создании специальных
учреждений, которые руководили военными,
иностранными, судебными и прочими делами.
Так в середине XVI в. были созданы постоянно
действующие приказы со своими штатами,
внутренней структурой и специальным
делопроизводством.

11. Организация центральных и местных государственных учреждений

Количество приказов менялось, достигая в
некоторые годы до 50 приказов.
Приказы по направлению деятельности :
военные (Разрядный, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский,
Оружейная палата);
Дворцовые (Казенный, Конюшенный, Постельничий);
внешние сношения с иностранными державами (Посольский
приказ);
финансовые, фискальные приказы для сбора налогов и податей
(Приказ Большого прихода);
судебно-полицейские приказы (Разбойный, Холопий, Земский);
судебные приказы, которые заведовали судом на определенных
территориях (Владимирский, Казанский и др.).

12. Изменения в организации церкви

Учреждение патриаршества (1589 г.) – высшая
власть в православной церкви.
При патриархе в XVI в. возник особый «двор»
со своими должностными лицами. Через этот
аппарат патриарх осуществлял общее
руководство церковными делами и
имуществом церкви.

13.

2. ГО СУДАР СТВЕННЫЙ
(ЦАРСКИЙ) АРХИВ
МО СКОВСКОЙ РУСИ

14. Царский архив

Основой Государственного (Царского) архива
России стал Московский великокняжеский
архив.
Царский архив назывался «Казной» или
«Государской казной», в отличие от
государственной казны, обозначавшей обычно
Постельную казну государя.
Слово «казна» имело несколько значений:
всякое имеющее ценность имущество,
место хранения ценностей (вещей и документов),
учреждение, в ведении которого находились ценности.

15. Царский архив

Царский архив в XVI в. занимал особое
положение, так как являлся центральным
хранилищем, собирал и хранил наиболее
ценные документы (личной канцелярии царя,
Боярской думы, Посольского приказа),
использовался непосредственно царем,
особенно активно Иваном IV.

16. Царский архив

В Царском архиве хранились:
документы Московского великокняжеского архива,
документы удельных княжеств,
указы царя,
документальные акты XIV – XVI вв., отражающие внешнюю и
внутреннюю политику государства и имеющие
общегосударственное значение (напр., Судебник 1550 г., приговор
Земского собора 1566 г., грамоты английских, датских, шведских
королей и др.),
переписка царя, имеющая общегосударственное значение.

17.

Чин венчания на царство царя Федора Ивановича.
Список XVII в. без начала и конца.
Из архива Посольского приказа.
Хранится в РГАДА

18. Судебник 1550 г. (заглавный лист)

Рукописная книга, список начала XVII в., мелкая разборчивая скоропись.
Содержит 100 статей и доп. указы за 1555-1557 гг.
Обнаружен К. Калайдовичем не позднее 1817 г.
Формат 23,0 х 18,5.
Хранится в Российском гос. архиве древних актов

19.

http://rusarchives.ru/stateh
ood/05-04-sudebnik-ivangrozny.shtml

20. Фондообразователи Царского архива:

Боярская дума,
личная царская канцелярия,
Посольский приказ.

21. Описи Царского архива

1556-1562 г.г. – опись архива «книги Ивана Михайлова»
(дьяк И.М. Висковатый). Опись испещрена множеством
различных помет;
после 1562 г. – «переписная тетрадь» Андрея Васильева.
после 1570 г . – опись Андрея Щелкалова. В описи есть
пометы, о том, кому или в какое учреждение выданы из
архива документы. Некоторые документы описаны
каждый в отдельности, другие под общим заголовком,
составленным по корреспондентскому признаку. В
описательных статьях нет обозначения признаков и
особенностей документов.

22. Описи Царского архива

Опись Андрея Щелкалова (после 1570 г.)
дошла до нашего времени.
Во время польской интервенции начала XVII
в. эта опись вместе с другими документами
была увезена в Польшу, где ее включили в
состав архива Речи Посполитой.
Была возвращена в Россию лишь в конце
XVIII в.

23.

Опись 1570 г. была
опубликована в 1836 г.
в первом томе «Актов
Археографической
экспедиции» под
названием «Опись
Царского архива».
Стала основой многих
современных
историко-архивных
исследований.

24. Царский архив

Судя по описи, документы Царского архива хранились
в разных ящиках, ларях, коробах.
Документы обозначались по фамилиям дьяков и
подъячих.
Строгой системы размещения документов не было,
как не было и четких общепринятых приемов их
описания: некоторые документы описывались
индивидуально, другие – группами, не были
обозначены признаки и внешние особенности
документов, их состояние. Часто содержимое ящиков
вообще не раскрывалось. Зато фиксировалось, кто и
когда брал те или иные документы.

25. Царский архив

Всего в описи Царского архива 1570-х гг. было
указано 231 ящик с документами.
В годы составления Описи Царского архива шел
процесс перераспределения поступающих в казну
документов – по приказам, по приказным архивам.
Впоследствии архивные материалы, указанные в
описи Царского архива, вошли в архив Посольского
приказа.
Согласно описи Посольского архива 1614 г., к тому
времени сохранилось свыше 50 % документов.

26. Царский архив

Позже Царский архив вместе с архивными
материалами Посольского приказа вошли в
Московский главный архив Министерства
иностранных дел.
В настоящее время сохранившиеся
материалы Царского архива находятся в
РГАДА.

27. Выводы:

Для истории архивного дела русского
централизованного государства особое значение
имел Царский архив.
В XVI в. он занимал ведущее место среди
хранилищ письменных материалов, являясь
центральным хранилищем, собирающим и
хранившим наиболее ценные документы (личной
канцелярии царя, Боярской думы, Посольского
приказа).
В конце XVI в. большинство дел из Царского архива
были переданы в архив Посольского приказа.

28.

3. И. М. ВИСКОВАТЫЙ –
ПЕРВЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ
АРХИВНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

29. Иван Михайлович Висковатый (? –1571?)

Московский дипломат XVI в., русский государственный
деятель, посол, думный дьяк, хранитель
государственной печати (печатник).
Происхождение и дата рождения И.М. Висковатого
неизвестны.
Впервые его имя встречается в документах 1542 г., в
которых он назван подъячим (т. е. был чином явно
невысок). Но уже в 1549 г. молодой царь Иван IV
предписывает образовать Посольский приказ и поручает
«посольское дело» подьячему Висковатову.
В составленной в 565 г. грамоте подчеркивалось, что
«приказано посольское дело Ивану Висковатому, а был
еще в подъячих».

30. Иван Михайлович Висковатый (? –1570)

В течение более 20 лет И. М. Висковатый вёл
переговоры со всеми иностранными послами,
удивляя их своим дипломатическим искусством.
Современники говорят о нём, как о человеке
прямолинейном и смелом.
Протестантский священник и публицист Павел Одеборн
так характеризовал Висковатого: «Муж искусством
красноречия замечательный более прочих».
Составитель ливонской хроники Б. Руссов писал: «Иван
Михайлович Висковатый — отличнейший человек,
подобного которому не было в то время в Москве; его
уму и искусству — как московита, ничему не учившегося,очень удивлялись иностранные послы».

31. Иван Михайлович Висковатый (? –1570)

И. М. Висковатый входил в состав Избранной рады –
неофициальное правительство России в годы
молодости царя Ивана IV.
Кроме него в Избранную раду входили: протопоп
Сильвестр, А. Ф. Адашев, князь А. М. Курбский,
митрополит Макарий.
«Рада» – польский термин, происходит от немецкого
rat – «совет»

32.

33. Иван Михайлович Висковатый (? –1570)

И. М. Висковатов был по словам Ивана IV, «ближним
верным думцем».
Царь назначил его главой Посольского приказа (1549 г.),
хранителем Большой царской печати (1561 г.).
После падения Избранной Рады И. М. Висковатый
продолжал руководить всей внешней политикой и
участвовать в переговорах с иностранными послами,
выезжать в составе русского посольства за границу.

34. Иван Михайлович Висковатый (? –1570)

В качестве печатника и думного дьяка И.М.
Висковатый имел непосредственное отношение к
Царскому архиву.
В находившемся в ведении Висковатого Царском
архиве содержалось огромное количество
рукописных книг и различных государственных
актов московских великих и удельных князей, их
родословные, различные следственные материалы и
текущая делопроизводственная документация.

35. Иван Михайлович Висковатый (? –1570)

В руках И. М. Висковатого оказался арсенал
материалов компрометирующего характера, что было
особенно взрывоопасно во времена опричнины.
В переписных книгах и перечневых описях
сохранились многочисленные пометы,
свидетельствующие о том, что именно Висковатый не
только номинально возглавлял, но и лично участвовал
в описании Царского архива («По Ивановым книгам
Михайлова», «По Иванову письму Михайлова»).
Сохранились личные пометы Висковатого о выдаче
архивных документов для использования в текущей
работе различных госучреждений.

36. Иван Михайлович Висковатый (? –1570)

Будучи высокообразованным дьяком, т. е. секретарем,
письмоводителем, правителем канцелярии (до XIV в.
письменные памятники употребляют как синоним
«дьяка» слово «княжий писец»), Висковатый
прекрасно ориентировался в фондах вверенного под
его начало архива.

37. Иван Михайлович Висковатый (? –1570)

В 1553 г. И.М. Висковатый выступил против
нововведений возглавлявших русскую церковь
Макария и Сильвестра в области иконописи, и был на
три года отлучен от церкви. В оскорбительной форме
священный собор предписал ему «ведать свой чин» и
не воображать себя «головой», будучи «ногой».
Тем не менее, его служебное положение не
пошатнулось: он по-прежнему возглавлял Посольский
приказ. Его ставка на государя, т. е. на светскую
власть, оставалась непреклонной, что не мог не
оценить Иван Грозный.

38. Иван Михайлович Висковатый (? –1570)

Последним свидетельством причастности И. М.
Висковатого к делам Архива Посольского приказа
является его активная деятельность в процессе
составления «Лицевого свода» – своего рода
исторической энциклопедии XVI в., содержащей
изложение событий «от сотворения мира» до
царствования Ивана IV.

39.

Лицевой летописный свод
Создан в 1540 – 1560-х гг.
На составление свода ушло 20 лет.
Лицевой летописный свод посвящен истории «от
сотворения мира»: в трех книгах рассказывается о
событиях всемирной истории, в остальных десяти
– о событиях отечественной истории с XII до
середины XVI в.

40.

Лицевой
летописный свод
XVI в.
Научное
факсимильное
издание

41.

Лицевой летописный свод
Лицевой свод – труд многих писцов и живописцев.
Руководили всей работой митрополит Макарий и
священник Благовещенского собора в Кремле
Сильвестр.
В летописном своде более 16 тыс. превосходно
выполненных миниатюр. Впервые в русской книге
иллюстрации занимают больше места, чем текст.
Художественное оформление Летописного
лицевого свода во многом предопределило
дальнейшее развитие книжной миниатюры в
России.

42.

Лицевой летописный свод

43. Лицевой летописный свод

44.

До нашего времени сохранилось 10 лицевых
рукописных книг большого формата.
Они находятся в разных организациях и даже в разных
городах. В Историческом музее в Москве находится 1,
9 и 10 тома. Остальные книги хранятся в библиотеках
Санкт-Петербурга.
Летописный свод в экспозиции не представлен. Это
уникальная книга, ее необходимо сохранить для
потомков. Она находится в закрытом хранении и имеет
серьезные ограничения по доступу.
Существует факсимильное издание Лицевого
летописного свода XVI в.

45.

Свод неоднократно редактировался в
соответствии с необходимостью выделить
заслуги или вину того или иного
исторического лица, но имя И. М.
Висковатого в нем неизменно превозносится
и даже было запечатлено в нескольких
миниатюрах.

46.

И. М. Висковатый
составляет по указу
Иоанна Грозного
завещание царя.
Рисунок из Лицевого
летописного свода.
1570-е гг.

47. Иван Михайлович Висковатый (? –1570)

Однако уже в конце 1560 – начале 1570-х гг. И. М.
Висковатый впал в немилость у царя в связи с так
называемым московским делом, по которому среди других
высших приказных чинов был арестован и казнен родной
брат Висковатого.
И. М. Висковатый сам себе подписал приговор, советуя
царю, чтобы он «в особенности же не истреблял своего
боярства, и просил его подумать о том, с кем же он впредь
не то что воевать, но жить будет, если он казнил столько
добрых людей». Характерен ответ царя: «Я вас еще не
истребил, а едва только начал, но я постараюсь всех вас
искоренить, чтобы и памяти вашей не осталось».

48. Иван Михайлович Висковатый (? –1570)

Когда в 1569-70 Турция и Крым вступили в войну, В.
был обвинён в измене, в самостоятельных
сношениях с султанским правительством и с
крымским ханом, а также в переговорах с польским
королём о передаче ему Новгорода. Он был
устранён от должности, по-видимому, в середине
1570, а в конце того же года казнён. Перед казнью В.
энергично отрицал возводимые на него обвинения.

49. Иван Михайлович Висковатый (? –1570)

И. М. Висковатый был обвинён в измене, в намерении
передать Новгород польскому королю, а Астрахань и
Казань – султану.

50. Иван Михайлович Висковатый (? –1570)

Висковатов начал речь к народу, в которой назвал
эти обвинения наглыми клеветами, но ему не дали
говорить. Он был публично казнен на площади в
Китай-городе. Его распяли на кресте из бревен и
расчленили живого на глазах царя и толпы первым
из более чем 100 человек, в число которых входили
высокопоставленные сотрудники госаппарата,
включая бывшего его помощника думного дьяка А.
Васильева и государева казначея Н. Фуникова,
которого сварили, обливая кипятком.

51. Выводы:

Иван Михайлович Висковатый был первым
отечественным архивным деятелем.
Во многих отношениях это была типичная фигура
для эмпирического периода архивного дела
допетровского времени.

52.

4. АРХИВЫ ПРИКАЗОВ КАК
ЦЕНТРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МО СКОВСКОГО
ГО СУДАР СТВА

53. Архивы приказов

Создание постоянно действующих центральных
исполнительных органов управления – приказов –
было вызвано объединением русских земель.
Они начали формироваться в конце XV – начале
XVI в.
С XVI в. вплоть до начала XVIII в. приказы были
центральными учреждениями Московского
государства.

54. С. В. Иванов «В приказе московских времен» (1907 г.)

55. Архивы приказов

В процессе выполнения своей роли в системе
государственных учреждений приказы
собирали и учитывали юридические акты и
другие письменные документы, которые
требовались как органам власти, так и
населению.
В приказах отлагалось огромное количество
документов.

56. Архивы приказов

Постепенно хранилища юридических актов,
документов и книг превращались в фундамент
зарождающейся русской государственности.
Первым приказным архивам придавалось
государственное значение.
Правительство интересовалось постановкой
работы по описанию документальных материалов,
требуя от приказов, под угрозой опалы, «дела
описать и счесть, а описные книги и счетные
списки … объявить великому государю».

57. Архивы приказов

Приказы делились на столы и повытья во главе с
дьяками и старшими подьячими. Этим людям были
доверены важные дворцовые секреты и тайны
государственного значения.
Чтобы упорядочить процедуру поиска документов,
каждый приказной архивист – дьяк или подьячий –
заводил собственную систему их систематизации и
учета.

58. Архивы приказов

Характерной особенностью Посольского, Поместного
и Разрядного приказов было то, что они по-прежнему
рассматривались в качестве «государской казны»,
«хранил царских».
Способы хранения в этих архивах свидетельствуют о
тщательной заботе властей о документах – они
хранились в «ящиках», «ящичках, облаченных
кожею», «ларчиках дубовых», «коробьях
новгородских», «ларцах», а также в «мешочках
холщевых», «сундуке казачьих дел», «Литовском
ящике бархатном» и т.п.

59. Архивы приказов

Наиболее полно сохранились архивные
документы Посольского приказа, Разрядного
приказа, Поместного, Преображенского
приказа, Аптекарского, Сибирского приказов,
а также Патриарших приказов и др.
Наиболее полно изучена архивная
деятельность Посольского приказа.

60. Архив Посольского приказа

Первая датированная выписка из дел Посольского приказа
относится к 1549 г. и принадлежит его руководителю
дьяку И. М. Висковатову, управлявшему Посольским
приказом с 1556 по 1570 г.
При И. М. Висковатом в «посольскую избу», которая
находилась в Кремле, поступили в архив древнейшие
грамоты московских князей, начиная с Ивана Калиты.
Здесь они хранились вместе с другими делами архива в
отдельных ящиках, ларцах и коробьях, без строгой
системы. Систематизация архива и организация его
текущего делопроизводства стали одной из первых задач
Висковатого, которую он не довел до конца в связи с
постигшей его опалой и казнью. Опись не была закончена.

61. Архив Посольского приказа

Отдельные документы часто изымались из архива и
сопровождали царя и высших дипломатов в их поездках.
В 1565 г. при преемнике Висковатого думном дьяке
Андрее Васильеве была построена особая Посольская
палата с отдельными каморками в «казенке», где
хранились архив и библиотека с многочисленными
печатными и рукописными книгами, географическими
картами и атласами.
На основании Архива Посольского приказа составлялись
первые труды по официальной истории российского
самодержавия.

62. Архив Посольского приказа

В архиве Посольского приказа среди прочих документов
хранились статейные списки – отчеты посольств в форме
дневников, в которых фиксировались подробные ответы по
всем «статьям и пунктам наказов», полученных от
правительства, а также подробные записи обо всем, что
русские дипломаты видели, слышали, говорили и делали
за границей.
Назначение статейных списков и наказов – сообщать как
можно больше самых разнообразных сведений, поэтому
они были фактографичными. Это – богатейший материал
для исследователей, т.к. он отражает живой быт, культуры
и самосознания той поры.

63. Архив Посольского приказа

В организации хранения документов Посольского приказа
заметна тенденция к систематизации дел в зависимости от
их практического использования в приказной работе.
В архиве комплектовались и своеобразные исторические
архивы по темам:
«походные дела» царя Алексея Михайловича,
документы о женитьбе датского королевича Вальдемара на дочери
царя Ирине,
документы боярского правительства 1610–1612 гг.
К концу XVI в. дела группируются главным образом по
двум разделам: дела европейских государств и дела
«азиатские».

64. Архив Посольского приказа

На документы архива Посольского приказа
неоднократно составлялись описи: в 1614, 1627, 1632,
1649 гг.
К концу первой трети XVI в. документы разделились
на «старые» (XIV в. – до 1613 г.) и «новые» (после
1613 г.). Тогда же важнейшие из них (подлинные
международные договоры и некоторые особо важные
внутриполитические документы), выделили в особую
часть и перенесли «для охраненья» непосредственно
на Казенный двор.

65. Посольский приказ – крупный центр производства рукописных книг

В художественных мастерских Посольского
приказа работали златописцы-художники, писцы,
переплетчики.
В основном выполнялись заказы царского двора и
Посольского приказа, реже – заказы частных лиц.
Особого расцвета рукописное книгопроизводство
достигло в 1670-е годы.

66. Посольский приказ – крупный центр производства рукописных книг

В Посольском приказе создавалась
придворная литература, предназначенная для
лиц царской фамилии и знатных бояр. Это
были книги по истории, геометрии,
космографии, артиллерии, географии.
Значительную часть книг, которые создавались
в Посольском приказе, составляла переводная
литература, что соответствовало специфике
основной деятельности приказа.

67. «Титулярник» (Большая государственная книга)

Исторический труд, генеалогия царей с
описанием их титулов, гербов, печатей.
«Титулярник» был подарен в 1672 г. царю
Алексею Михайловичу главой Посольского
приказа.
Книга была оставлена в Посольском приказе и
являлась официальным справочником,
содержащим информацию дипломатического
характера.

68. «Титулярник» (1672)

69. «Титулярник» (1672)

«Титулярник» оформлен в стиле «московского
барокко».
Книга богато иллюстрирована (гербы русские и
иностранные, портретные миниатюры князей, царей,
патриархов, иностранных монархов).
Все портреты написаны акварелью с применением
золота и серебра и заключены в роскошные
орнаментальные рамки.

70. «Титулярник» (1672)

Князь Владимир
Князь Мстислав I

71. «Титулярник» (1672)

72.

В настоящее время книга хранится в
Российском государственном архиве древних
актов и не доступна широкой публике.
Фонд Сергея Столярова и сотрудники
Российского государственного архива древних
актов подготовили к изданию научное
факсимильное издание «Большой
государственной книги» («Титулярника»).

73. Научное факсимильное издание «Титулярника» (1672)

74. Архив Посольского приказа

Документы Посольского приказа использовались и
при составлении карт, что было особенно важно в
период активного освоения новых территорий:
«Книга Большого чертежа» (составлена в 1627 г.; первая
сводная карта Русского государства с подробным рукописным
комментарием);
«Поверстные книги» (описывали дороги, идущие от Москвы в
разные концы России, важнейшие русские и иностранные
города).

75. «Книга большого чертежа» (1627)

76. Архив Посольского приказа

Архив Посольского приказа прекратил свое
существование в 1720 (?) г. в связи с
реформой системы управления Петра I.
Документальные материалы Архива
Посольского приказа целиком вошли в состав
Московского архива Коллегии иностранных
дел.

77. Архивы приказов

Обзор деятельности крупнейших российских показывает, что
поначалу архивные материалы являлись составной частью
текущего делопроизводства (т.е. хранилища документов еще
не были самостоятельными структурными подразделениями),
но постепенно наиболее старые и утратившие практическое
значение документы стали складываться в специальные
помещения – «казенки».
Снятые с документов копии передавались в соответствующие
столы и повытья, где и хранились в соответствии со
структурой учреждений.
Таким образом, нашими предками был интуитивно понят и
применен принцип происхождения.

78. Архивы приказов

В каждом приказе обычно трудились 3 – 15 дьяков
и до нескольких сотен подъячих (в Поместном
приказе их было до 800 человек).
О масштабах бюрократического бумаготворчества
свидетельствуют такие цифры: только за один
1619 г. подъячие Разрядного приказа
израсходовали около 133 тыс. листов «дестной»
бумаги, исписав при этом 22 кувшина чернил
(примерно по два в месяц), и сожгли 9700 свечей.

79. Архивы приказов

Документы хранились в ящиках и ларях, на
которые привешивались ярлыки с указанием
хранившихся в них материалов.
Архивные дела стали нумероваться. На единицах
хранения указывали их местонахождение.
Для текущей работы материалы выдавались под
расписку.
Учреждениям предписывалось не выдавать дела за
пределы зданий.

80. Архивы приказов

Сначала приказы и их архивы помещались в тесных
неприспособленных помещениях.
После пожаров 1547, 1626 гг., в которых почти
полностью сгорел Кремль и большая часть Москвы,
пострадали архивы Поместного и Разрядного приказов
началось строительство каменных зданий в Кремле, где
расположились и архивы приказов.
Хотя пожары по-прежнему представляли для приказных
архивов опасность (в пожарах 1701-1702 гг. пострадали
архивы приказа Казанского дворца, Посольского и
Малороссийского приказов).

81. Архивы приказов

Комнаты были оборудованы железными
дверьми с засовами, на окнах были железные
решетки.
Документы хранились по ящикам, сундукам,
коробам. Некоторые архивы были оборудованы
полатями и шкафами.
Правила хранения документов были довольно
строгими – с ночными дежурствами, со
сменными дневальными внутри и снаружи.

82. Архивы приказов

Регламентированный порядок и установленные
для всех приказов единые сроки передачи
решенных дел в архив отсутствовали.
Составлялись описи, но все же к концу XVII в.
почти в половине приказов дело упорядочения
и описания документов еще не было налажено.
В 1680 г. специальным указом приказы
обязывались «дела описать и счесть» и
предъявить описи царю.

83. Архивы приказов

Архивные описи конца XVII в. были более
совершенными: раскрывались глухие заголовки,
иногда даже слишком подробно, в описях
перечислялись внешние особенности документов
(материал, язык, наличие печатей, подписей,
дефекты, следы порчи, степень ветхости ).
Появляется такой важный элемент учета как
нумерация архивных дел, а не только мест их
хранения (ящиков, коробов).

84. Архивы приказов

В некоторых приказных архивах появились элементы
справочного аппарата и кроме описей: «главы»; указатели
к описям («азбуки» и «азбуки по алфабету»).
Главы – это внутренние описи документов в данном деле.
Азбуки – описи с особыми пометками на полях (инициалы
лица, упоминаемого в документе).
«Азбука по алфабету» – отдельная тетрадь (книга), в
которой инициалы и фамилии переписывались в
алфавитном порядке с указанием напротив фамилии
номера и года дела (книги), в котором содержались
сведения об этом лице.

85. Архивы приказов

Для архивной практики XVI – XVII вв. характерен
охранительный характер.
К нерадивым служителям архива применялись
строжайшие административные меры наказания:
«всякие дела делать и беречь со всяким опасением и
радением. А буде впредь какие помеченные выписки и
указы учнут держать в каком небрежении, или что
потеряют, или челобитчикам и, кому какое дело
надобно, без указу показывать или списывать дадут: и
про то по указу великого государя будет учинен розыск
со всякою жесточью, а по розыску виноватым наказание
нещадное, по вине и делу смотря».

86. Архивы приказов

Есть примеры и поощрительной практики по
отношению к приказным дьякам.
Напр., дьяк П. Данилов, почти десять лет
проработавший в архивохранилище Посольского
приказа, в 1616 г. по царскому указу получил 40
соболей, причем в указе специально отмечалось: «а
пожаловал государь его за то, что был он у его
государева дела в Посольском приказе, у разбору и у
росписи старых и новых посольских дел».

87. Выводы:

По мере развития государственных учреждений,
усложнения в них делопроизводства и увеличения
количества документов в приказах стали появляться
свои хранилища ценностей, которые можно с
оговорками назвать «архивохранилищами».
В XVI–XVII вв. текущий архив считали основным
типом архивов. Четкое разграничение между
актуальными или оперативными документами и
архивными документами прошлого (историческая
часть архива) отсутствовало.

88. Выводы:

Приемы описания и порядок расположения
документальных материалов в описях XVI-XVII в.
совершенствовались.
Началось формирование элементов справочного
аппарата архивов (описи и указатели к ним).
Архивная практика Посольского приказа оказала
значительное влияние на высокий уровень
развития русского архивного дела и
архивоведческой мысли.

89.

4. МОНАСТЫР СКИЕ И
МЕСТНЫЕ АРХИВЫ

90. Местные архивы

Система местного управления в тот период была
сложной.
По земской реформе 1555 г. суд и сбор податей были
переданы в ведение «старост», которые избирались
посадскими людьми (городскими жителями) и
черносошенными крестьянами (не находившимися в
крепостной зависимости, а принадлежавшими
государству).
Основной фигурой местного (городского и уездного)
государственного управления с конца XVI в. стал
воевода (управляющий городом или округом) с
приказной или съезжей избой при нем, возглавляемой
дьяком.

91. Местные архивы

В результате деятельности органов местного управления
создавались архивы местных учреждений.
Письменные дела при местных мирских органах
оформляли земские дьяки, заведовавшие своеобразной
«канцелярией».
В архивах земских изб («земские ларцы») оседали
материалы по судебным делам над посадским и
черносошным населением, дела по сбору податей и
пошлин и т.д.
Царский Судебник 1550 г. обязывал «бережно хранить»
все дела государственных учреждений, составлять
«разметные книги» (имущественное положение и
повинность посадских людей) – один экземпляр
направлялся в центр, другой хранился на месте.

92. Местные архивы

Документы хранились в ларях. На них
заводились описи. Наиболее ценными были
разметные книги, отражавшие хозяйственное
развитие мест, и уставные грамоты
наместников и волостей.
После смены земского управления
воеводским, архивы земских органов
унаследовали съезжие избы воевод.

93. Местные архивы

Некоторые местные архивы вели свои описи, которые по
разнообразию описательных приемов сопоставимы с
приказными столичными.
Напр., «росписной список» Мангазейского таможенного архива
1636 г.
Мангазейский росписной список – образец инвентарной описи:
после краткого заголовка документов идут отметки о количестве
листов в документе, о состоянии всех или нескольких листов.
Опись имела четкую структуру: сначала шли «книги», затем
«столпы», в конце – документы « в свертках» и « в связках».
Внутри разделов документы располагались строго по хронологии.
Опись дает подробное представление о содержании книг и даже
отдельных документов.

94. Церковные (монастырские) архивы

Огромное количество документов на местах
хранилось в архивах монастырей и церквей.
Хотя Иван Грозный в 1570 г. и отобрал
значительные комплексы документов у монастырей,
но немалая часть их продолжала храниться там,
накапливались новые документы.
Монастырские архивы отличал сравнительно
высокий уровень учета и описания документов.

95. Братский корпус. Кирилло-Белозерский монастырь

96. Церковные (монастырские) архивы

Документацию, сохранившуюся в архивах
церквей и монастырей, условно можно
разделить на:
религиозные документы,
хозяйственные документы, определявшие земельные
владения церкви,
летописи,
документы светских феодалов, подтверждавших их права
на владения землей, крестьянами и другим имуществом.

97. Запись в приходо-расходной книге Иосифо-Волоколамского монастыря о «великом гладе» 1601–1602 гг. РГАДА

Запись в приходо-расходной книге Иосифо-Волоколамского
монастыря о «великом гладе» 1601–1602 гг.
РГАДА

98. Новый летописец, с прибавлениями, XVII в. 367 л., скоропись. Антониев-Сийский монастырь.

99. Синодик, XVII в. 150 л., полуустав. Антониев-Сийский монастырь

100. Церковные (монастырские) архивы

Широкое распространение в церковных архивах
получило составление архивных справочников.
Большой интерес представляют опись рукописей и
копийная книга Кирилло-Белозерского монастыря
(сост. в последней четверти XV в.).
Опись состоит из:
краткой инвентарной описи,
обстоятельного описания отдельных рукописей.

101. Церковные (монастырские) архивы

В описях имеются ссылки, каждый источник описан
отдельно, систематизированы по царствам.
Прослеживается очередность описания документов по
степени важности: сперва жалованные грамоты, затем
частноправовые документы и т.д.
Копийная книга монастыря – сборник копий
документов разного характера, объединенных
общностью тематики.

102. Копийная книга Антониево-Сийского монастыря, XVII — нач. XVIII вв. 491 л., скоропись. ГААО

Копийная книга Антониево-Сийского монастыря, XVII нач. XVIII вв. 491 л., скоропись. ГААО

103. Местные и монастырские архивы

Документы на местах (в провинции) хранили
в лукошках, ларях, сундуках, коробах.
Состояние документов в местных архивах
было намного хуже, чем в столице: не было
сносных помещений (часто это был амбар,
пороховой погреб). Поэтому документы
массово гибли из-за плохих условий
хранения.

104. Местные и монастырские архивы

Огромный ущерб местным архивам (впрочем,
как и архивам в центре) наносили пожары. Но
документы гибли и из-за нерадивости
местных чиновников. Гибли документы также
во время восстаний и войн.
Иногда имело место сознательное
уничтожение не имеющих практической
ценности документов (напр., в 1682 г. при отмене
местничества было сожжено большое количество
разрядных книг).

105.

5. Ф ОРМЫ
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
В XVII ВЕКЕ

106.

Основные традиционные письменные
формы отечественного делопроизводства в
XVI – XVII в.:
«столпы» или столбцы,
«тетради»,
«книги».

107. Столбцы как письменная форма документа

Столбцы – это форма ведения дел, а затем их
хранения посредством склеивания однородных
документов. Столбцы были доминирующей
формой делопроизводства
до начала XVШ в.

108. Столбцы как письменная форма документа

При изготовлении столбцов лист бумаги разрезали
пополам в длину или в ширину на три полосы. Текст
документов писали поперек, по узкой стороне бумажных
полос, которые затем склеивали в виде ленты
и сворачивали в столбец, иногда очень больших размеров.
Места склейки назывались «сставами», на них на
обороте расписывались челобитчики, свидетели, писали
адреса, делались пометы, здесь же указывалось название
дела.
Сставы, во избежание фальсификаций, скреплялись
особой «скрепой».

109.

Столбы иногда
достигали нескольких
сотен метров в длину.
Напр., Соборное
Уложение 1649 г.
состояло из
скрепленных 959
листов, общая длина
которых составляла
309 м.
Соборное уложение 1649 г.

110. Подлинный столбец Соборного уложения 1649 г. в серебряном позолоченном «ковчеге» XVIII в. 

Подлинный столбец Соборного уложения 1649 г. в серебряном
позолоченном «ковчеге» XVIII в.

111. Хранить и пользоваться столбцами, при растущих объемах документации, было сложно.

«…дел случается во все годы много, и те дела до
нынешнего времени писали в столбцы на одной страницы,
и в том исходило бумаги много, а дела клеили в столбцы и
сбирали в годовые большие столбцы, которые, лежа в
полатах, от сырости расклеивались и гнили и мыши
портили, и для справок частных ради приисков во многои
разбивании с краев и в срединах те болшие столбцы
дрались, и от того многие старые дела и указы, валяясь
по разным местам в небрежении, терялись и вовсе
пропадали, и многие трудности и отпускам мешкоты и
остановки от того чинились».
из царской грамоты Петра I
енисейскому воеводе Б.Д.Глебову (1700 г.)

112. Тетради как письменная форма документа

«Тетради» – эта письменная форма была
заимствована из Византии.
Тетрадь – это лист бумаги, сложенный вдвое.
Тетради собирались вместе, переплетались по
мере необходимости и составляли книги.

113. Книги как письменная форма документа

«Книги» – близкая к тетрадной форма.
В книге дело представляло собой несколько
сшитых между собой тетрадей документов.
В форме книг велись списки, финансовые,
учетные, регистрационные записи и др.
Помимо трех основных письменных форм
существовали и другие (напр., отдельные
законодательные акты оформлялись в виде
грамот).

114.

Жалованная грамота царя
Михаила Федоровича
жильцу Федору Щетневу.
1622 г. РГАДА

115.

Архивные дела (столбцы, книги и тетради)
нумеровались.
На единицах хранения также стали указывать
их местонахождение. Благодаря этому взятое
дело можно было положить на место.

116. Выводы:

Архивное дело в период формирования русского
централизованного государства развивалось, но
находились на эмпирической стадии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Атернос ошибка 429
  • Архивация произошла внутренняя ошибка 0х80070057
  • Атакующий удар определение и ошибки при атакующем ударе
  • Атернос ошибка 413 как исправить
  • Атака пришельцев ошибок

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии