Архитектурные ошибки, которые привели к страшным последствиям
В списках самых опасных профессий неизменно присутствуют саперы, спасатели и прочие электромонтажники. Однако никто еще не догадался составить перечень профессий, опасных для окружающих. А в нем наверняка лидировали бы архитекторы.
20
Мост «Миллениум»
Один из примеров торжества современного дизайна над инженерным разумом и неосознанного вреда человеческому здоровью — лондонский мост «Миллениум». Сотрудники архитектурного бюро Monberg and Thorsen так много внимания уделили внешнему виду моста, что совершенно забыли рассчитать, выдержит ли конструкция большое скопление людей.
Новая переправа через Темзу, естественно, привлекла внимание горожан: на церемонию открытия, состоявшуюся 10 июня 2000 года, пришли около 100 тысяч человек. Все они прогулялись в тот день по «Миллениуму» (одновременно мост вмещает до 2000 человек), при этом многие почувствовали слабость, тошноту и головокружение, а некоторые даже не смогли устоять на ногах.
Оказалось, что единовременное нахождение на мосту большого количества людей приводит к редкому резонансному явлению, вследствие которого мост раскачивается. В срочном порядке «Миллениум» был закрыт на реконструкцию.
Повторное открытие моста, в конструкцию которого добавили демпферы (устройства для предотвращения колебаний), состоялось лишь 22 февраля 2002 года. В честь первоначального провала архитекторов за мостом закрепилось прозвище «Шаткий» (Wobbly).
Такома-Нэрроуз
За 60 лет до открытия «Миллениума» установкой демпферов уже пытались решить проблему другого моста — Такомского (Такома-Нэрроуз) в Вашингтоне. Еще во время строительства работники прозвали мост «Галопирующая Герти»: в ветреные дни амплитуда его раскачивания составляла 1,5 м. Причиной этого стала самонадеянность главного архитектора Леона Моисеефф. Опираясь на созданную им самим «теорию отклонения», он предположил, что подвесной мост шириной 11,9 м с пролетом 854 м не будет раскачиваться от ветра.
Власти штата понадеялись на опыт человека, принимавшего участие в создании Манхэттенского моста и знаменитых «Золотых Ворот», и полностью доверили ему проект стоимостью 8 млн долларов.
Несмотря на попытку исправить ситуацию и реконструировать мост, 7 ноября 1940 года центральный проем моста не выдержал порывов ветра, достигавших 65 км/ч, и рухнул в реку. По счастливой случайности в тот момент на нем находился всего один автомобиль. Его водитель вовремя успел покинуть мост, в панике забыв на заднем сиденье свою собаку, которая и стала единственной жертвой катастрофы.
Концертный зал имени Уолта Диснея
Еще один известный архитектор, потерпевший фиаско, — канадец Фрэнк Гери (он популярен настолько, что стал первым представителем своей профессии, появившимся в «Симпсонах»). В 1999 году мэтр взялся за проект концертного зала имени Уолта Диснея. Четыре года и 50 млн долларов спустя в Лос-Анджелесе появилось здание, чьи футуристичные фасады, облицованные пластинами из нержавеющей стали, поражали воображение жителей и гостей города.
Недовольными остались только обитатели близлежащих домов: фасады работали по принципу параболического зеркала, концентрируя и отражая солнечные лучи и превращая апартаменты в настоящую сауну (периодически температура в них поднималась до 60 градусов Цельсия). После нескольких случаев тепловых ударов панели на фасадах концертного зала были зашлифованы, чтобы снизить отражательную способность.
Впрочем, архитекторы продолжают наступать на грабли, опробованные Гери. Построенный в 2009 году в Лас-Вегасе отель Vdara Spa отражал лучи прямиком в район бассейна, став причиной солнечных ожогов у постояльцев. А лондонский небоскреб Walkie Talkie в 2013-м расплавил несколько автомобилей, припаркованных на Фэнчарч-стрит.
Lian Yak
Впрочем, история знает примеры архитектурных ошибок, которые привели к гораздо более серьезным последствиям, чем тепловые удары и гибель домашних питомцев.
Одна из крупнейших трагедий в истории Сингапура произошла 15 марта 1986 года. Здание Lian Yak Building, в котором размещалось отделение Industrial and Commercial Bank и отель New World, обрушилось, погребя под завалами больше полусотни человек, из них 33 — погибли.
Причиной обрушения стали неправильные расчеты: при проектировании никто не рассчитал, выдержит ли постройка саму себя и свою «начинку». Когда, согласно задумке архитекторов и дизайнеров, были облицованы наружные стены керамической плиткой общим весом около 50 тонн, на крыше установлены дополнительные башни для кондиционирования отельных номеров, а в банке — сейф весом 22 тонны, Lian Yak Building не выдержал собственного веса и рухнул в считаные минуты.
«Сампунг»
Но самой ужасной по своим масштабам трагедией обернулось поведение сеульского бизнесмена Ли Джуна. На волне строительного бума в Южной Корее в 1987 году Ли Джун приобрел участок земли на месте бывшей городской свалки, предназначенный для возведения четырехэтажного жилого дома. Вместо этого предприниматель решил построить торговый центр, уговорив (то есть, называя вещи своими именами, просто дав взятку) главного архитектора добавить к проекту еще один этаж.
Спустя какое-то время Ли понял, что без эскалаторов перемещение покупателей будет затруднено, и настоял на том, чтобы убрать «лишние» колонны, поддерживавшие перекрытия. Архитектор, понимавший, к чему могут привести такие правки, отказался это сделать, за что и был немедленно уволен. Дальнейшим проектированием торгового центра занимались сам Ли Джун и его сын Ли Хан-Санг, не имевшие соответствующего образования.
В конце 1989 года крупнейший на тот момент сеульский торговый центр, получивший название «Сампунг» (Sampoong), был достроен. К моменту открытия здание представляло собой пятиэтажную конструкцию без потолочных балок, с большим недостатком опорных колонн (для пущего увеличения внутреннего пространства они по желанию Ли еще и были уменьшены в диаметре) и большим атриумом, которого также не существовало в изначальном проекте. С 1993 года все вышеперечисленное еще венчали три 15-тонных кондиционера, которые были расположены на крыше.
Несмотря на все ошибки, допущенные при проектировании и строительстве, «Сампунг» функционировал почти пять лет, став одним из самых популярных магазинов в Южной Корее и пропуская до 40 000 покупателей ежедневно. Все завершилось 29 июня 1995 года: перекрытия в конце концов не выдержали и все пять этажей сложились менее чем за полминуты, погребя под собой 1500 человек (502 человека так и не спасли). Обрушение «Сампунга» стало крупнейшей техногенной катастрофой и оставалось таковой вплоть до 11 сентября 2001 года.
Строительное искусство не терпит неточностей, каждый объект должен быть продуман до мелочей. Но архитекторы иногда ошибаются, и это приводит к катастрофическим последствиям
Фабрика «Пембертон Милл», Лоренс
Строители стараются найти идеальный баланс между ценой и качеством готового объекта, но излишняя экономия может стоить кому-то жизни. Текстильная фабрика «Пембертон Милл» в Массачусетсе была построена в 1853 году под руководством инженера Чарльза Бигелоу. Промышленность росла и приносила доход, через семь лет на заводе работали около тысячи человек. 10 января 1860 года здание рухнуло, после чего начался пожар. Погибли порядка ста человек, еще несколько сотен были ранены, и это только по подсчетам обращений родственников пропавших людей. Среди сотрудников было много эмигрантов, их никто не искал. Экспертиза показала, что причиной трагедии стали дешевые стальные колонны, которые не выдержали веса большого количества ткацких станков, расположенных на втором этаже фабрики. Сразу после трагедии на месте развалин построили новую фабрику, которая работает и сейчас.
Фото: Wikimedia.org
Кинотеатр «Никербокер», Вашингтон
Как правило, расчеты производят с учетом обычных климатических и геофизических факторов. Но малейшие отклонения от нормы приводят к трагическим последствиям. Так случилось в Вашингтоне 22 января 1922 года. Из-за шторма Джонас в городе за два дня намело четырехметровые сугробы. Снегоуборочной техники в то время не было, завалы расчищали вручную. Люди откапывали машины и опаздывали на работу на застрявших в метели трамваях, но продолжали жить обычной жизнью, в том числе ходить в кино. Так, по разным оценкам, от 100 до 300 человек оказались запертыми в новом модном кинотеатре «Никербокер». Под напором снега крыша упала на зрителей. Владелец кинотеатра Никербокера Гарри Крандалл и архитектор Реджинальд Уиклиф Гир покончили жизни самоубийством, не пережив трагедии.
Фото: Wikimedia.org
Мост Ярмут, Грейт-Ярмут
Помимо допустимого веса на конструкции, архитекторы обязаны продумать и его колебания в разных точках. Спусковым крючком для трагедии 2 мая 1845 года стало представление, собравшее на подвесном мосту Ярмут 78 человек, большинство из них были дети. По реке плыл клоун на бочке, которую тащили гуси. Толпа веселилась и аплодировала. Когда артист и птицы скрылись под мостом, зрители рванули на другую сторону, чтобы увидеть продолжение маршрута. В этот момент цепи на южной стороне моста не выдержали веса людей и оборвались, настил опрокинулся в воду вместе с толпой.
Фото: Greateryarmouth.blogspot.com
Дамба Титон, Айдахо
Утром 5 июня 1976 года на северо-востоке Айдахо прорвало плотину, погибли 11 человек, а ущерб оценивают в сумму свыше $1 млрд. Объект был построен под руководством Бюро мелиорации, одного из восьми федеральных агентств США, уполномоченных на строительство плотин. Его разработали специально для контроля реки: в 1961 году в регионе случилась сильная засуха, а год спустя — наводнение. Противники застройки неоднократно подавали петиции об остановке строительства; помимо угрозы экологии в них указывалось на нестабильность сейсмических факторов. Первое полноводье обрушило на жителей близлежащих домов тонны воды, которая прошла под земляной плотиной. Обнаружив начальную протечку, инженеры попытались остановить трагедию. На помощь были присланы бульдозеры, но вода продолжала прибывать и пришлось эвакуировать местных жителей. Это самая большая дамба из всех, которые были разрушены стихией.
Фото: Web.mst.edu
Башня Джона Хэнкока, Бостон
В 2011 году бостонское строение получило награду Американского института архитектуры. Объект был сдан в 1976 году и стал одной из главных достопримечательностей города. 60-этажный дом высотой более 240 м и полностью стеклянный снаружи. Это казалось очень оригинальным и современным, но повлекло за собой несколько трагедий. Стекла на фасаде не выдерживали порывов ветра на большой высоте и осыпались на землю. Причиной стали неправильный подбор материалов и спайка рамок со стеклами. Архитекторы Генри Кобб и Йо Мин Пей не учли смену показателей теплового расширения на огромных панелях. По краям окон появлялись микротрещины, а ветер буквально выбивал стекла из рам. Было принято решение заменить более 10 тыс. стеклянных панелей, а на время ремонта здание обшили фанерой.
Фото: Wikimedia.org
Торговый центр Sampoong, Сеул
Обрушение многопрофильного центра считалось самой трагической катастрофой до 11 сентября 2001 года. Под его обвалом погибли более 500 человек, около 1 тыс. получили ранения. Изначально планировали построить четырехэтажный комплекс, но в ходе строительства план изменили — добавили пятый этаж и убрали из проекта несколько опорных колонн, чтобы построить эскалаторы. В 1994 году на втором этаже комплекса открыли книжный магазин, который создал большую весовую нагрузку на нижний этаж, где находился фитнес-клуб; на потолке появились трещины. Книжный магазин вскоре закрыли, но из-за повреждения трещины расползлись по северному крылу, просел пол пятого этажа. 29 июня 1995 года ситуация стала критической, однако руководство здания не захотело останавливать работу ТЦ, решив проводить ремонт без закрытия. Вечером того же дня обрушилась крыша и основные несущие колонны, за 20 секунд одно крыло полностью развалилось.
Фото: Wikimedia.org
Комплекс Lotus Riverside, Шанхай
27 июня 2009 года упал на бок 13-этажный дом в жилом комплексе, состоящем из 11 зданий. Сломались сваи на уровне фундамента, в результате чего строение оказалось в горизонтальном положении. К счастью, на момент трагедии в нем велись отделочные работы, многоэтажка не была заселена, но погиб один рабочий. Жителей ближайших домов эвакуировали до выяснения обстоятельств. Экспертиза обнаружила ряд проектных ошибок, в том числе архитекторы не учли высокий уровень подземных вод. Он возникал из-за близкого расположения реки и особой консистенции грунтов, лежащих в основании здания. Были допущены ошибки при строительстве подземного гаража — тонны грунта не увозили вовремя со стройки, а складывали рядом с домом. Но самое главная ошибка состояла в том, что опоры здания оказались полыми и слишком узкими, их ширина была 60 см против стандартных 2 м.
Фото: Pei Xin/Global Look Press
Rana Plaza, Савар
Катастрофа 24 апреля 2013 года в Бангладеш унесла жизни 1134 человек, порядка 2,5 тыс. людей были ранены. Верхние четыре этажа восьмиэтажного здания были достроены незаконно. В центре располагались ткацкие мастерские, банк и несколько магазинов. Накануне трагедии снаружи здания появились большие трещины, руководство центра потребовало срочной эвакуации арендаторов. Сотрудники магазинов и банка покинули помещения, а ткацкие предприятия продолжили работу, не желая создавать простой в производстве. Утром следующего дня здание обрушилось. Трагедия повлекла за собой массовые протесты против низкооплачиваемого труда, выжившие в катастрофе выходили на митинги. 25 апреля объявлено днем национального траура. 8 мая 2013 года правительство Бангладеш официально заявило о принятии новых мер к повышению безопасности на фабриках.
Фото: Shariful Islam/Global Look Press
Архитектура — отрасль, пожалуй, не менее точная, чем хирургия. Во всяком случае, от качественной работы архитекторов и строителей напрямую зависит не только комфорт, но и жизнь человека. В нашем обзоре собраны 15 случаев, когда архитектурные ошибки стоили людям жизни.
1. Торговый центр Sampoong, Сеул, Южная Корея, 1995:
9 июля 1995 года в результате грубых нарушений строительных норм обрушилось одно из самых крупных зданий Южной Кореи — торговый центр Sampoong. Под обломками здания погибло 502 человека, 937 получили ранения и тяжелые увечья.
2. Шоссе 19 Overpass, Лаваль, Квебек, 2006 год:
Пять человек погибло, шесть получили серьезные травмы в результате обрушения 66-футовой части дорожного полотна.
3. Жилой дом Ronan Point, Лондон, 1968 год:
Взрыв в одной из квартир 22-этажного дома Ronan Point в Лондоне, где были выполнены все строительные нормы и правила, повлек за собой прогрессирующее обрушение. Авария произошла из-за того, что схема конструкции была аналогична карточному домику. Эта трагедия унесла жизни четверых человек.
4. Детская площадка Pier One, Бруклин, Нью-Йорк, 2010:
Инженеры, проектировавшие эту детскую площадку, сосредоточились на ее футуристическом дизайне и совсем забыли продумать материалы. Большинство конструкций были выполнены из чистой стали, которая нагревалась до 50 градусов в летние месяцы.
5. Кемпер-арена, Канзас-Сити, Миссури, 1979:
Крыша Кемпер-арены представляла собой несколько большепролетных покрытий, которые должны были защищать от дождя и ветра, но сила болтов, на которых она держалась, была высчитана неправильно. В 1979 году крыша рухнула. К счастью, никто не пострадал.
6. Концертный зал имени Уолта Диснея, Лос-Анджелес, 2005:
Поразительно красивый Концертный зал имени Уолта Диснея стал еще одной достопримечательностью Лос-Анджелеса. Дизайном здания занимался известный архитектор Фрэнк Гери (Frank Gehry), и по его замыслу наружные стены постройки были обшиты стальными панелями. Однако уже в 2005 году строителям пришлось несколько изменить фасад здания, так как металл стал мощным отражателем солнечных лучей и все жители близлежащих домой страдали от непомерно высокой температуры.
7. Мост I-35W, Миннеаполис, Миннесота, 2007:
Из-за устаревшей конструкции часть моста автострады разрушилась в час пик, в результате чего несколько машин съехали в реку Миссисипи. 13 человек погибло, еще 145 получили ранения.
8. Мост Сонсу Тегё, Сеул, Южная Корея, 1994:
21 октября 1994 года в Сеуле обрушилась часть моста, который незадолго до этого ремонтировался. С 20-метровой высоты в реку обрушились части моста вместе с автобусами и машинами. Трагедия унесла жизни 32 человек, большая часть которых — дети.
9. Большой Бостонский тоннель, Бостон, 2006:
10 июля 2006 года в тоннеле, по которому двигались автомобили, рухнул потолок весом около 25 тонн. Под обломками погибла женщина.
10. Мост через реку Туо — Фэнхуан, Китай, 2007:
В августе 2007 года в китайской провинции Ханань рухнул только построенный 268-метровый мост через реку Туо. Катастрофа произошла во время демонтажа строительных лесов. В результате аварии погибло 30 человек, 60 — получили ранения, более 10 — пропали без вести.
11. Тоннель Виль-Мари, Монреаль, Канада, 2011:
Из-за устаревшей конструкции в тоннеле Виль-Мари на дорогу рухнула бетонная плита, которая была частью бетонного сооружения, установленного для того, чтобы глаза водителей быстрее адаптировались к темноте в тоннеле. К счастью, в аварии никто не пострадал.
12. Валь-ди-Ставе, Италия, 1985:
Прорыв плотины Ставе в 1985 году унес жизни 248 человек и разрушил 62 здания.
13. Отель Hyatt Regency, Канзас-Сити, Миссури, 1981:
17 июля 1981 года во время вечеринки в атриуме гостиницы обрушились две подвесные галереи, расположенные друг над другом. В результате этого происшествия 114 человек погибло, 216 получили серьезные ранения.
14. Железнодорожный мост, Джефферсон-сити, Миссури, 1855:
Из-за невнимательности строителей первый пассажирский поезд, который проехал по новой железной дороге, спровоцировал ее крушение. Эта трагедия унесла жизни 30 человек.
15. Дамба Баньцяо, провинция Хэнань, Китайская Народная Республика, 1975:
Баньцяо — грунтовая дамба, построенная в 1952 году для защиты от наводнений. При строительстве дамбы были допущены грубые ошибки, и она покрылась трещинами, а впоследствии не выдержала напора тропического тайфуна «Нина». В результате затопления погибло 26 000 человек.
Посты на ту же тему
Архитектура — крайне сложная наука, требующая точных расчетов и глубоких знаний. К сожалению, случалось, когда просчеты архитекторов и инженеров приводили к тяжелым последствиям.
1. «Такомский мост»
«Такомский мост»| Фото: Кинохроники.
В свое время громким событием стало обрушение «Такомского моста», проходящего через пролив Такома-Нэрроуз в штате Вашингтон. Мост был официально открыт в июле 1940 года и считался одним из самых больших в свое время. Еще на этапе проектирования строители прозвали мост «Галопирующей Герти» из-за того, что тот раскачивался во время ветра.
7 ноября этого же года под воздействием сильного ветра (65 км/ч) мост не выдержал и рухнул в реку. Процесс падения успели запечатлеть на камеру. К счастью, в это время на мосту находился только один автомобиль, водитель которого успел выбраться и спастись.
2. Концертный зал имени Уолта Диснея
Концертный зал имени Уолта Диснея| Фото: izi.TRAVEL.
Одной из главных достопримечательностей Лос-Анджелеса принято считать концертный зал имени Уолта Диснея. По первоначальному проекту фасад здания был обшит металлическими панелями. Зал выглядел эффектно, вот только в солнечную погоду стальная поверхность выступала в качестве параболического отражателя, концентрируя солнечные лучи и отражая их на соседние дома. В итоге квартиры близлежащих зданий превращались в настоящую сауну. Порой температура в них повышалась до 50°С и многие люди получили солнечные ожоги и тепловые удары. Фасад здания вскоре был заменен.
3. «Лотос Риверсайд»
«Лотос Риверсайд»| Фото: Википедия.
Оставалось несколько месяцев до момента сдачи жилого комплекса «Лотос Риверсайд» в китайском городе Шанхай. Но этому событию не суждено было случиться. 27 июня 2009 года 13-этажное здание рухнуло на бок, словно детский конструктор. Позже выяснилось, что инцидент произошел из-за некачественного фундамента. Несущие опоры были в два раза тоньше, чем требовалось, более того, они были полыми внутри. К счастью, никто не пострадал.
4. Шоссе «19 Overpass»
Шоссе «19 Overpass»| Фото: fishki.net.
В результате ошибок при проектировании и строительстве ломаются не только мосты и здания, но и дороги. Так в 2006 году в канадском городе Квебек обрушился участок шоссе длиной в пару десятков метров. Под обломками оказалось несколько машин. В результате катастрофы погибло пять человек.
5. Мост «I-35W»
Мост «I-35W»| Фото: WCCO.
В 2007 году мост «I-35W», проходящий через реку Миссисипи в американском городе Миннеаполис, обрушился. В этот момент на нем находилось порядка 50 машин, многие из которых упали в реку и загорелись. В катастрофе погибло 13 человек и более 100 получили травмы. Позже выяснилось, что конструкция моста уже давно устарела и требовала конструктивных доработок. Соединяющие элементы были выполнены из недостаточно прочного металла, который не выдержал нагрузки. Через год на месте рухнувшего моста был возведен новый.
6. Мост «Сонсу Теге»
Мост «Сонсу Теге»| Фото: LiveJournal.
Не менее печальная участь постигла южнокорейский мост «Сонсу Теге», который упал в море в 1994 году. 20-метровый участок сооружения вместе с шестью автомобилями рухнул в воду с высоты тридцати метров. По информации Novate.ru, жертвами трагедии стали школьники и рабочие, которые незадолго до этого окончили ремонт «Сонсу Теге» и ехали получать грамоты за проделанную работу. Примечательно, но именно из-за проделанных ремонтных работ мост в итоге и рухнул.
7. «Lian Yak»
«Lian Yak»| Фото: The Straits Times.
Одна из страшнейших катастроф в истории страны-города Сингапура произошла 15 марта 1986 года. В этот день обрушилось коммерческое здание «Lian Yak Building», в котором находилось несколько банков и отель. Под слоем металла и бетона было погребено больше 50 человек, 33 из которых погибли. При проектировке здания архитекторы видимо не рассчитали предельно допустимых нагрузок на фундамент. Вскоре после постройки наружные стены здания были покрыты плиткой общим весом 50 тонн. Также в банках установили два сейфа по 20 тонн каждый. Несущие стены «Lian Yak Building» банально не выдержали таких запредельных нагрузок.
8. Отель «Hyatt Regency»
Отель «Hyatt Regency»|Фото: Википедия.
Эта страшнейшая по своим масштабам техногенная катастрофа произошла в отеле «Hyatt Regency» в 1981 году в городе Канзас-сити. Две гигантские подвесные галереи в холле здания рухнули вместе с несколькими сотнями людей. Погибло 116 человек, а ранения получили больше 200. Опоры, державшие подвесные галереи, не выдержали веса стоявших на них людей и упали вниз. До теракта в 2001 году этот случай оставался самым масштабным по количеству жертв в истории США.
9. Торговый центр «Sampoong»
Торговый центр «Sampoong»| Фото: Glavtema.ru.
В 1989 году свои двери открыл крупнейший на тот момент торговый центр в Южной Кореи «Sampoong». Сейчас с трудом верится, как здание могло простоять больше пяти лет с такими ужасающими нарушениями. По большей части проектированием торгового центра занимался его владелец Ли Джун, который не имел образования архитектора.
Для того, чтобы вместить эскалаторы, Джун убрал несколько несущих балок. Он также уменьшил толщину опор, чтобы увеличить вместимость здания. Все это привело к тому, что в 1995 году торговый центр меньше чем за минуту сложился как спичечный коробок, погребя около 1500 людей, 502 из которых так и не удалось спасти. До сих пор этот случай считается крупнейшим по количеству жертв обрушением зданий по вине архитектурной ошибки.
А вы знали, что в Саудовской Аравии скоро появится небоскреб высотой 1 км?
Архитектура — отрасль, пожалуй, не менее точная, чем хирургия. Во всяком случае, от качественной работы архитекторов и строителей напрямую зависит не только комфорт, но и жизнь человека. В нашем обзоре собраны 15 случаев, когда архитектурные ошибки стоили людям жизни.
Шоссе 19 Overpass, Лаваль, Квебек, 2006 год
Пять человек погибло, шесть получили серьезные травмы в результате обрушения 66-футовой части дорожного полотна.
Жилой дом Ronan Point, Лондон, 1968 год
Взрыв в одной из квартир 22-этажного дома Ronan Point в Лондоне, где были выполнены все строительные нормы и правила, повлек за собой прогрессирующее обрушение. Авария произошла из-за того, что схема конструкции была аналогична карточному домику. Эта трагедия унесла жизни четверых человек.
Детская площадка Pier One, Бруклин, Нью-Йорк, 2010
Инженеры, проектировавшие эту детскую площадку, сосредоточились на ее футуристическом дизайне и совсем забыли продумать материалы. Большинство конструкций были выполнены из чистой стали, которая нагревалась до 50 градусов в летние месяцы.
Кемпер-арена, Канзас-Сити, Миссури, 1979
Крыша Кемпер-арены представляла собой несколько большепролетных покрытий, которые должны были защищать от дождя и ветра, но сила болтов, на которых она держалась, была высчитана неправильно. В 1979 году крыша рухнула. К счастью, никто не пострадал.
Концертный зал имени Уолта Диснея, Лос-Анджелес, 2005
Поразительно красивый Концертный зал имени Уолта Диснея стал еще одной достопримечательностью Лос-Анджелеса. Дизайном здания занимался известный архитектор Фрэнк Гери (Frank Gehry), и по его замыслу наружные стены постройки были обшиты стальными панелями. Однако уже в 2005 году строителям пришлось несколько изменить фасад здания, так как металл стал мощным отражателем солнечных лучей и все жители близлежащих домой страдали от непомерно высокой температуры.
Мост I-35W, Миннеаполис, Миннесота, 2007
Из-за устаревшей конструкции часть моста автострады разрушилась в час пик, в результате чего несколько машин съехали в реку Миссисипи. 13 человек погибло, еще 145 получили ранения.
Мост Сонсу Тегё, Сеул, Южная Корея, 1994
21 октября 1994 года в Сеуле обрушилась часть моста, который незадолго до этого ремонтировался. С 20-метровой высоты в реку обрушились части моста вместе с автобусами и машинами. Трагедия унесла жизни 32 человек, большая часть которых — дети.
Торговый центр Sampoong, Сеул, Южная Корея, 1995
9 июля 1995 года в результате грубых нарушений строительных норм обрушилось одно из самых крупных зданий Южной Кореи — торговый центр Sampoong. Под обломками здания погибло 502 человека, 937 получили ранения и тяжелые увечья.
Большой Бостонский тоннель, Бостон, 2006
10 июля 2006 года в тоннеле, по которому двигались автомобили, рухнул потолок весом около 25 тонн. Под обломками погибла женщина.
Мост через реку Туо — Фэнхуан, Китай, 2007
В августе 2007 года в китайской провинции Ханань рухнул только построенный 268-метровый мост через реку Туо. Катастрофа произошла во время демонтажа строительных лесов. В результате аварии погибло 30 человек, 60 — получили ранения, более 10 — пропали без вести.
Тоннель Виль-Мари, Монреаль, Канада, 2011
Из-за устаревшей конструкции в тоннеле Виль-Мари на дорогу рухнула бетонная плита, которая была частью бетонного сооружения, установленного для того, чтобы глаза водителей быстрее адаптировались к темноте в тоннеле. К счастью, в аварии никто не пострадал.
Валь-ди-Ставе, Италия, 1985
Прорыв плотины Ставе в 1985 году унес жизни 248 человек и разрушил 62 здания.
Отель Hyatt Regency, Канзас-Сити, Миссури, 1981
17 июля 1981 года во время вечеринки в атриуме гостиницы обрушились две подвесные галереи, расположенные друг над другом. В результате этого происшествия 114 человек погибло, 216 получили серьезные ранения.
Железнодорожный мост, Джефферсон-сити, Миссури, 1855
Из-за невнимательности строителей первый пассажирский поезд, который проехал по новой железной дороге, спровоцировал ее крушение. Эта трагедия унесла жизни 30 человек.
Дамба Баньцяо, провинция Хэнань, Китайская Народная Республика, 1975
Баньцяо — грунтовая дамба, построенная в 1952 году для защиты от наводнений. При строительстве дамбы были допущены грубые ошибки, и она покрылась трещинами, а впоследствии не выдержала напора тропического тайфуна «Нина». В результате затопления погибло 26 000 человек.
Смотрите также: Хату подвинь: китайский фермер отказался сносить дом из-за строительства трассы, а просто перенес его на 40 метров