Анализ ошибок и корригирующие действия

Российская
Федерация

Министерство
образования и науки

филиал
федерального государственного бюджетного

образовательного
учреждения

высшего
профессионального образования

«Тюменский
государственный университет» в г.
Тобольске

Кафедра
физического воспитания, спорта и методик
преподавания.

Реферат

По
дисциплине: Легкая атлетика и методика
преподавания

Тема
реферата: Основные ошибки, их причины
и средства устранения в процессе
обучения: бег на короткие, средние,
длинные дистанции, эстафетному бегу;
прыжкам в длину, с разбега, в высоту с
разбега; метание малого мяча, толкание
ядра.

Выполнил: Студент
2 курса

заочной формы
обучения

социально-гуманитарного
факультета

направление подготовки

«Педагогическое
образование»

Профиль «Физическая
культура»

Гаврилов Александр
Сергеевич

Дата _______________

Подпись _______________

Научный руководитель:

Гайдым Николай
Пантелеймонович

Оценка ________________

Дата ________________

Подпись ________________

Тобольск

2016

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………3

Предупреждение
и исправление ошибок при овладении
двигательным действием. Виды ошибок и
причины их возникновения………………………………………………………………………………4

Ошибки
и их коррекция в процессе обучения
двигательным действиям…………………………….7

Заключение………………………………………………………………………………………….……10

Список
используемой литературы………………………………………………………………………11

Введение

Теория и методика
физической культуры — основная
общепрофилирующая дисциплина, которая
включает в себя обширный комплекс
знаний, являющихся теоретическим
фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и
спорту.

Необходимость
данной учебной дисциплины обусловлена
стремлением к целостному осмыслению
разнообразных научно-практических
знаний о физической культуре как о
многообразном общественном явлении,
которое все шире проникает во многие
сферы жизни и деятельности человека —
образование, воспитание, производство,
отдых, спорт.

Теория
и методика, раскрывая практически все
стороны и способы совершенствования
человека, создает необходимые предпосылки
для профессионального роста специалиста
в области физической культуры.

В
данной работе по дисциплине рассмотрены
следующие вопросы:

Предупреждение
и исправление ошибок при овладении
двигательным действием. Виды ошибок и
причины их возникновения.

Предупреждение и исправление ошибок при овладении двигательным действием. Виды ошибок и причины их возникновения

В
процессе физического воспитания
занимающихся обучают различным
двигательным действиям в целях развития
способности управлять своими движениями,
а также в целях познания закономерностей
движений своего тела.

Практика
показывает, что при любых методах и
методиках обучения избежать ошибок в
технике выполнения, прежде всего сложных
двигательных действий, не удаётся. На
протяжении всего процесса обучения
выполнение занимающимися физических
упражнений может сопровождаться
отклонениями фактической техники от
заданного образца.

Ошибка
— это выполнение упражнения с отклонением
от модели техники, которое оказывает
ощутимое влияние на результат действия.
К ошибкам также следует относить
неправильные движения и равным образом
те движения, которые по мере овладения
двигательным действием становятся
малоэффективными (Ашмарин).

Таким
образом, процесс обучения можно определить
как процесс борьбы с ошибками обучаемых
в осваиваемых двигательных действиях.
Поэтому представление о возможных
ошибках, причинах их появления и
возможностях их устранения является
необходимой предпосылкой эффективности
обучающей деятельности. Некоторые
ошибки обусловлены закономерностями
формирования двигательного навыка,
другие связаны с отсутствием необходимых
представлений, третьи — с несоблюдением
определенных условий и т.п. Выявление
типа ошибки у обучаемых имеет принципиальное
значение в организационно-содержательном
обеспечении процесса физического
воспитания, так как определяет приоритеты
целей деятельности обучения, приоритеты
выбора средств и форм организации.

Есть
несколько классификаций типов ошибок.
Наибольшее распространение в практике
физического воспитания получила
классификация, согласно которой выделяют
ошибки локальные (в отдельных элементах
двигательного действия) и комплексные
(в нескольких элементах двигательного
действия), неавтоматизированные
(незакреплённые) и автоматизированные
(закреплённые), существенные (грубые) и
незначительные (мелкие), типичные и
нетипичные, общие (характерные для
большинства) и индивидуальные.

В
зависимости от значения, характера и
распространенности ошибок их можно
подразделить на группы: 1. Грубые,
значительные и незначительные; 2.
Стабильные и нестабильные; 3. Типичные
и нетипичные.

1.
Грубыми считаются ошибки, искажающие
основной механизм двигательного
действия. Например: низкий старт — быстрое
поднимание головы. Их необходимо как
можно скорее устранять, так как они
больше всего мешают обучению. К
значительным относят невыполнение
общей детали техники; к незначительным
— неточное выполнение детали, ведущее
к снижению эффективности действия.

2.
Ошибки, возникающие в процессе овладения
физическим упражнением по причине
недостаточной координации усилий или
из-за воздействия временных сбивающих
факторов и исчезающие сразу после
принятых мер по их устранению, называют
нестабильными. Закрепленные в навык
ошибки называются стабильными. Они
возникают в результате многократного
повторения неправильных движений в
условиях практического применения
действия. Такие ошибки имеют стойкий
характер и с большим трудом поддаются
исправлению. Иногда приходится временно
прекращать повторение данного действия,
чтобы в дальнейшем, когда несколько
угаснут образовавшиеся нервные условные
связи, попытаться по-новому подойти к
решению не удающейся двигательной
задачи.

3.
К нетипичным относят ошибки, возникающие
эпизодически, как правило по субъективным
причинам. Типичные ошибки встречаются
чаще всего, имеют массовый, типичный
характер. Появление таких ошибок можно
заранее предугадать. Например, в беге
детей на короткую дистанцию типичны
следующие ошибки: при старте — высокое
поднимание таза, при беге на дистанции
— чрезмерный наклон туловища вперед и
др.

Наиболее
типичными являются следующие группы
ошибок:


внесение в двигательный акт дополнительных
ненужных движений;


закрепощенность движений, несоразмерность
мышечных усилий, ненужное привлечение
дополнительных групп мышц;


отклонения в направлении и амплитуде
движений;


искаженность общего ритма двигательного
действия;


выполнение движения на недостаточно
высокой скорости.

Основными
причинами этих ошибок являются:


неправильное или недостаточно полное
представление о структуре и двигательном
составе осваиваемого двигательного
действия;


неправильное или недостаточно полное
понимание двигательной задачи;


недостаточность двигательного опыта
занимающегося;


недостаточная физическая подготовленность
занимающегося;


неуверенность, боязнь, чувство утомления
и т.п.;


неправильная организация процесса
освоения двигательного действия.

Успех
в освоении движений во многом зависит
от того, насколько правильно определены
причины происхождения двигательных
ошибок и насколько методы их исправления
соответствуют истинным причинам их
возникновения. Предлагаемая систематизация
может помочь лучше разобраться в
двигательных ошибках и путях их устранения
(Табл. 1).

Таблица
1 — Основные причины ошибок и пути их
устранения

Причина

Путь
устранения

Неправильное
представление

Разъяснить,
повторить, нарисовать, показать,
продемонстрировать наглядные пособия

Недостаточная
общая физическая подготовленность

Выявить
какого качества недостает для повышения
функциональных возможностей, разработать
программу

Недостатки
волевой подготовленности (решительность,
боязнь, неуверенность в своих силах)

Выяснить
причину, облегчить выполнение,
обеспечить безопасность, улучшить
страховку, более тщательно подбирать
спарринг-партнеров, увеличить количество
соревнований

Нарушение
последовательности обучения

Изменить
последовательность обучения,
возвратиться к предыдущему материалу

Отрицательный
перенос навыков

Временное
прекращение — отдых. Усвоить более
трудное упражнение, но сходной
структуры. Применить ориентиры

Создание
неправильной доминанты, которая
направляет внимание и действие ученика

Дать
отдых. Переключить внимание на суть
задания или совершенно другое задание.
Устранить раздражитель, создающий
неправильную доминанту путем более
сильного раздражителя

Утомление

Дать отдых

Неблагоприятные
условия выполнения упражнения

Устранить
недостатки (сменить инвентарь,
постепенно приучать к неблагоприятным
условиям)

Основной
путь исправления ошибки — указание на
неё обучаемому, показ неправильного и
правильного исполнения, затем — повторные
попытки овладеть правильным способом.
Есть и другой путь: применение так
называемых корригирующих упражнений.
Один из видов таких упражнений —
контрастные упражнения. Например,
лыжник-новичок идёт попеременным ходом
на прямых ногах. Затем, в качестве
контрастного корригирующего упражнения,
ему предлагается движение на чрезмерно
согнутых ногах. Такое утрированное
контрдействие очень эффективно.

Для
повышения эффективности освоения
двигательных действий и профилактики
ошибок большое значение имеет правильный
регламент их выполнения. Основными
параметрами такого регламента являются
число повторений и интервалы отдыха
между ними. Их конкретные характеристики
могут быть самыми различными, так как
определяются многими факторами
(сложностью движений, этапом освоения,
индивидуальными возможностями
занимающегося и т.п.). Вместе с тем во
всех случаях следует помнить и соблюдать
следующие общие правила:

число
повторений нового действия определяется
возможностями занимающегося улучшать
движение при каждой новой попытке;

повторное
выполнение с одними и теми же ошибками
является сигналом к перерыву для отдыха
и обдумыванию своих действий;

интервалы
отдыха должны обеспечивать оптимальную
готовность к выполнению очередной
попытки — как физическую, так и психическую;

продолжать
освоение движений при сильном утомлении
нецелесообразно и вредно;

перерывы
между занятиями должны быть как можно
короче, чтобы не потерять уже приобретенные
умения и навыки.

Основные
правила исправления ошибок:

1.
Ошибка должна быть понята занимающемся.
Осознанию причины и характера ошибки
способствуют повторные объяснения и
показ упражнения, проговаривание и
зарисовки двигательного действия,
консультации с товарищами по занятию.

2.
Ошибки следует исправлять не все сразу,
а последовательно, по степени их
значимости. Двигательные ошибки часто
образуются по принципу цепочки: одна
ошибка порождает другую, образуя
причинно-следственную цепь. Например,
ошибка в напряжении мышц может вызвать
ошибки в скорости и амплитуде движений.
Исправление ошибок следует начинать с
наиболее важных, так как от них часто
зависит появление и всех второстепенных
ошибок. Например, ошибки в финальных
усилиях зависят, как правило, не от
ошибок в заключительном движении, а от
согласованности звеньев целостного
двигательного акта. К наиболее важным
ошибкам относятся те, которые нарушают
основу техники.

3.
Выбранные пути исправления ошибки
должно соответствовать возможностям
занимающегося в данный момент.

4.
Внезапное появление, казалось бы,
исчезнувших ошибок требует периодического
использования тех подводящих упражнений,
с помощью которых данная ошибка
исправлялась. Подобное проскальзывание
ошибок особенно часто наблюдается при
выполнении действия в новой, сложной
обстановке.

Путь
исправления ошибок в выполнении
физических упражнений состоит в том,
чтобы сначала определить неточности
движений, затем установить их причину
и, наконец, найти средства и методы их
устранения с учётом предмета обучения
и особенностей занимающегося.

Для
выявления ошибок учащихся преподаватель
должен проводить регистрацию характеристик
движений. Сложность выявления причин
ошибок в движениях состоит в том, что
одну и ту же погрешность могут вызвать
различные причины. Каждая из обнаруженных
причин ошибок в движениях диктует выбор
соответствующего средства её устранения.

Если
причиной допущенной неточности является
непонимание сущности изучаемого
движения, неверное представление о нём,
то средствами исправления могут быть
повторное объяснение, показ движений,
наблюдение за лучшими исполнителями и
др.

Если
причина недостатков в утомлении
занимающегося, то средства её устранения
— увеличение времени отдыха, возбуждение
интереса к предмету занятия, изменение
характера выполняемых упражнений и
т.д.

Методические
рекомендации для исправления ошибок в
выполнении физических упражнений, кроме
указанных выше, сводятся к изложенным
ниже положениям.

1.
Прежде всего исправлять те ошибки,
которые могут привести к травмам, а
также те, которые в наибольшей мере
сказываются на эффективности движений,
т.е. главные (основные) ошибки.

2.
Повышать интерес к предмету обучения,
проводимым занятиям всеми педагогически
оправданными средствами.

3.
Делать замечания персонально. Общие
замечания преподавателя, фиксирующего
ошибки всех занимающихся, менее
эффективны.

4.
Избегать беспрерывных замечаний, которые
подчёркивают только одни недостатки и
тем самым подавляют веру занимающегося
в свои возможности. Даже при допущении
грубых ошибок следует вначале подчеркнуть
положительные стороны в выполнении
упражнения и лишь после этого разъяснить,
в чем состояла ошибка и как её исправить.

5.
В случае систематического повторения
ошибок из-за трудностей, возникающих в
улавливании необходимых кинестезических
ощущений, следует применять метод
контрастных заданий. Он состоит в том,
что обучающемуся предлагается занять
положение или выполнить движение с
ошибкой, противоположной допускаемой.
Например, ученик, невзирая на многократное
напоминание, продолжает передвигаться
на совершенно прямых ногах. В этом случае
преподаватель может предложить согнуть
их гораздо больше, чем это требуется.

6.
При обучении сложно-координированным
движениям на допущенные ошибки следует
указывать после выполнения всего
упражнения. В циклических видах спорта
ошибки, допускаемые учеником, нужно
исправлять и в процессе самого движения.
Элементарные ошибки можно исправлять
таким образом и в ациклических упражнениях.

7.
Повторять движения до первых признаков
утомления, снижения внимания. После
5-6-минутного перерыва, во время которого
выполняется несколько ранее хорошо
выученных или простых по координации
движений, следует возвратиться к
основному предмету обучения. На протяжении
занятия это можно делать несколько раз.

Исправление
заученных ошибок, переделка освоенной
техники упражнений требуют больших
затрат времени и упорства по сравнению
с «правильным» (без ошибок) обучением.
Поэтому детей необходимо с самого начала
обучать наиболее рациональной технике
упражнений.

Способы
исправления ошибок должны быть направлены,
прежде всего против причин, вызывающих
ошибки, а не против самих ошибок.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Камчатского края «Камчатский медицинский колледж»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по

учебной работе

________Г. А. Беленкова

«___» ____________20___г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине ОП.06. «Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ»

по специальности 31.02.03 «Лабораторная диагностика»

Обсуждено и одобрено на заседании

Цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин

«22» сентября 2017 г.

Протокол № _____1____

г. Петропавловск — Камчатский

2017 г.

Образовательная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 31.02.03 «Лабораторная диагностика» среднего профессионального образования (базовая подготовка).

Организация — разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Камчатского края «Камчатский медицинский колледж»

Разработчик:

Файзулина Виктория Михайловна – преподаватель химии ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16

  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06. «Физико-химические методы исследования и

техника лабораторных работ»

    1. 1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 31.02.03 «Лабораторная диагностика».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для переподготовки средних медицинских работников по разделам: «Физико-химические методы анализа» и «Метрологическая характеристика методов анализа» (очная, дистанционная формы обучения).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина «Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ» (ОП.06) относится к профессиональному циклу, включающему в себя общепрофессиональные дисциплины.

1.3. Цели и задачи дисциплины — требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

— готовить рабочее место, посуду, оборудование для проведения анализов с соблюдением техники безопасности и противопожарной безопасности;

— выполнять основные операции, предшествующие или сопутствующие проведению лабораторных исследований;

— владеть практическими навыками проведения качественного и количественного анализа методами, не требующими сложного современного оборудования;

— готовить приборы к лабораторным исследованиям;

— работать на фотометрах, спектрофотометрах, иономерах, анализаторах;

— проводить калибровку мерной посуды, статистическую обработку результатов количественного анализа, оценивать воспроизводимость и правильность анализа.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

— устройство лабораторий различного типа, лабораторное оборудование и аппаратуру;

— правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований в клинико-диагностических лабораториях различного профиля и санитарно-гигиенических лабораториях;

— теоретические основы лабораторных исследований, основные принципы и методы качественного и количественного анализа;

— классификацию методов физико-химического анализа;

— законы геометрической оптики;

— принципы работы микроскопов;

— понятия дисперсии света, спектра;

— основной закон светопоглощения;

— сущность фотометрических, электрометрических, хроматографических методов;

— принципы работы иономеров, фотометров, спектрофотометров;

— современные методы анализа;

— понятия люминесценции, флуоресценции;

— методики статистической обработки результатов количественных определений, проведения контроля качества выполненных исследований, анализа ошибок и корригирующие действия.

1.4 Результаты освоения дисциплины

Результатом освоения программы учебной дисциплины «Химия» является овладение обучающимися следующими видами профессиональной деятельности: проведение химических исследований, в том числе общими и профессиональными компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 1.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных общеклинических исследований.

ПК 1.2. Проводить лабораторные общеклинические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества.

ПК 2.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных гематологических исследований.

ПК 2.2. Проводить забор капиллярной крови.

ПК 2.3. Проводить общий анализ крови и дополнительные гематологические исследования, участвовать в контроле качества.

ПК 3.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных биохимических исследований.

ПК 3.2. Проводить лабораторные биохимические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества.

ПК 4.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных микробиологических и иммунологических исследований.

ПК 4.2. Проводить лабораторные микробиологические и иммунологические исследования биологических материалов, проб объектов внешней среды и пищевых продуктов, участвовать в контроле качества.

ПК 5.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных гистологических исследований.

ПК 5.2. Готовить препараты для лабораторных гистологических исследований биологических материалов и оценивать их качество.

ПК 6.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных санитарно – гигиенических исследований.

ПК 6.2. Проводить отбор проб объектов внешней среды и продуктов питания.

ПК 6.3. Проводить лабораторные санитарно – гигиенические исследования.

ПК 6.4. Регистрировать результаты санитарно – гигиенических исследований.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 180 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 120 часов,

самостоятельной работы обучающегося – 60 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

180

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

теоритические занятия

практические занятия

120

20

100

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

работа с учебным материалом

конспект дополнительной литературы

электронные ресурсы – реферат

выполнение учебно-наглядных пособий

составление алгоритмов

решение тестовых заданий

выполнение таблицы

60

20

10

10

10

4

2

4

Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Устройство медицинских лабораторий, организация работы. Техника безопасности при работе в лаборатории. Лабораторная посуда, оборудование, химические реактивы.

Тема 1.1.

Изучение видов медицинских лабораторий,

организации работы.

Изучение техники безопасности при работе в лаборатории. Изучение видов лабораторной посуды, вспомогательных принадлежностей.

Изучение видов лабораторного оборудования.

Изучение методов микроскопии, техники микроскопии.

Изучение правил фильтрования и центрифугирования.

Изучение правил хранения, применения различных химических реактивов.

Изучение видов лабораторных весов, техники взвешивания.

Содержание учебного материала

Виды, назначение медицинских лабораторий, организация работы. Лабораторное оборудование и аппаратура.

Правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований в клинико-диагностических лабораториях различного профиля и санитарно-гигиенических лабораториях. Противопожарная безопасность.

Виды лабораторной посуды общего, специального назначения. Выбор посуды для проведения анализа. Определение цены деления; работа с мерной лабораторной посудой. Правила обращения с различными видами лабораторной посуды. Техника безопасности при работе со стеклянной посудой. Вспомогательные принадлежности, их назначение. Правила нагревания различных видов лабораторной посуды.

Правила предстерилизационной обработки лабораторной посуды, методы очистки. Пробы на остатки скрытой крови, моющих средств. Правила проведения контроля качества предстерилизационной обработки посуды.

Виды градуированных пипеток, пипетки Мора. Правила пипетирования при проведении лабораторных исследований в клинико-диагностических лабораториях различного профиля. Виды технических работ в лаборатории. Изготовление бактериальной петли, ватно-марлевых пробок.

Виды нагревательных приборов. Спиртовка, правила подготовки к работе, правила работы; техника безопасности. Виды лабораторных бань, назначение. Электронагревательные приборы, устройство, правила работы; техника безопасности.

Основные методы дезинфекции, стерилизации лабораторной посуды. Подготовка посуды к стерилизации. Режимы воздушной и паровой стерилизации. Контроль работы стерилизаторов термоиндикаторами.

Принцип работы микроскопа, методы микроскопии. Виды микроскопов, их назначение. Устройство биологического микроскопа. Подготовка микроскопа к работе, техника безопасности при работе; правила обращения. Подготовка к работе с естественным освещением

Правила приготовления, микроскопии нативного и окрашенного препаратов. Техника безопасности при работе с потенциально инфицированным материалом. Уход за микроскопом.

Проведение микроскопии.

Сущность фильтрования, центрифугирования; отличительные особенности. Виды фильтров, правила выбора. Способы фильтрования, применяемая посуда, приборы. Правила фильтрования. Виды центрифуг. Правила центрифугирования, отбора центрифугата.

Приготовление бумажных простых и складчатых фильтров. Способы фильтрования, применяемая посуда, приборы. Проведение фильтрования различными способами. Проведение центрифугирования, техника безопасности.

Классификации химических реактивов, правила хранения, пользования. Методы очистки химических реактивов от примесей; выбор метода очистки. Техника безопасности при работе с едкими, токсичными, легковоспламеняющимися реактивами. Устройство дистиллятора, правила работы.

Устройство аптечных, технохимических весов; точность взвешивания. Подготовка весов к работе. Правила работы с разновесом, весами. Техника безопасности при работе с химическими реактивами.

Устройство торсионных, аналитических весов; точность взвешивания. Подготовка весов к работе; правила работы. Виды современных электронных весов, правила работы.

2

11??1111111112

Практические занятия

  1. Изучение видов лабораторной посуды, вспомогательных принадлежностей.

  2. Изучение правил обращения с различными видами лабораторной посуды. Выполнение контроля качества предстерилизационной обработки посуды.

  3. Выполнение пипетирования при проведении лабораторных исследований.

  4. Проведение технических работ в лаборатории.

8

2

Практические занятия

  1. Изучение видов лабораторных нагревательных приборов.

  2. Изучение методов дезинфекции, стерилизации лабораторной посуды.

4

.

Практические занятия

  1. Изучение видов микроскопов, их назначение, устройство.

  2. Приготовление, микроскопия нативного и окрашенного препаратов.

3. Проведение микроскопии.

Практические занятия

Фильтрование и центрифугирование

Практические занятия

  1. Изучение правил хранения, применения различных химических реактивов, методов очистки.

Практические занятия

  1. Взвешивание на аптечных, технохимических весах.

  2. Взвешивание на торсионных, аналитических, электронных весах.

6

4

2

8

2

Самостоятельной работы

1. Правила нагревания лабораторной посуды (работа с учебным материалом).

2. Пипетки для ультра- и микроисследований: виды, правила работы (конспект дополнительной литературы).

Пипеточные дозаторы: виды, правила работы (электронные ресурсы — реферат).

  1. Специальные методы световой микроскопии, применение в лабораторной диагностике (конспект дополнительной литературы, решение тестовых заданий).

  2. Люминесцентная микроскопия, особенности, применение в лабораторной диагностике (конспект дополнительной литературы, решение тестовых заданий).

  3. Электронная микроскопия, особенности, применение (работа с учебным материалом).

  4. Современные анализаторы изображения (электронные ресурсы — реферат).

  5. Виды дистилляции, условия проведения (конспект дополнительной литературы).

Очистка химических реактивов методами перекристаллизации, сублимации, обезвоживания (работа с учебным материалом).

21

2

3

Раздел 2. Растворы.

Тема 2.1.

Приготовление растворов различной концентрации

Содержание учебного материала

Классификации растворов. Способы выражения технических и аналитических концентраций растворов, расчетные формулы. Виды термометров, ареометров. Правила определения удельной плотности, температуры различных растворов.

Расчет, приготовление растворов кислот, солей, щелочей технической концентрации. Лабораторная посуда, весы, необходимые для приготовления растворов технической концентрации.

Расчет, приготовление растворов кислот, солей, щелочей аналитической концентрации. Лабораторная посуда, весы, необходимые для приготовления растворов аналитической концентрации. Приготовление растворов из фиксаналов. Техника безопасности при работе с химическими реактивами.

Выполнение основных операций по подготовке лабораторной посуды, оборудования, химических реактивов, растворов для проведения лабораторных исследований.

Практические занятия

  1. Изучение классификаций растворов, способов выражения концентраций. Выполнение определения удельной плотности, температуры растворов.

  2. Приготовление растворов технической концентрации.

  3. Приготовление растворов аналитической концентрации.

  4. Выполнение основных операций лабораторных исследований по разделам: «Лабораторная посуда, оборудование, химические реактивы». «Растворы».

Самостоятельной работы

  1. Виды ареометров, применение в медицинских лабораториях (составление алгоритмов действий).

2

16

3

2

3

Раздел 3. Основы химического анализа.

Тема 3.1.

Изучение основ качественного анализа.

Изучение основ количественного анализа.

Основные положения качественного анализа. Деление ионов на аналитические группы. Способы проведения качественных реакций. Анализ вещества неизвестного состава.

Задачи, методы количественного анализа. Сущность гравиметрического анализа, основные операции. Посуда, оборудование гравиметрического анализа.

Сущность титриметрического анализа, методы. Техника титрования. Кислотно-основное титрование, виды, выбор индикатора. Метод осаждения, аргентометрия. Окислительно-восстановительная титриметрия., виды, применение. Расчетные формулы в титриметрическом анализе. Проведение титриметрического анализа.

Практические занятия

  1. Изучение основ качественного анализа.

Практические занятия

  1. Проведение кислотно-основного титрования.

  2. Проведение окислительно-восстановительного титрования.

  3. Проведение осадительного титрования и других методов титриметрического анализа.

Самостоятельная работа

  1. Аналитические группы катионов, анионов (составление сравнительной таблицы).

  2. Типы гравиметрических определений, применение в медицинских лабораториях (работа с учебным материалом).

  3. Особенности комплексонометрического титрования (работа с учебным материалом).

4

4

12

8

2

3

Раздел 4. Физико — химические методы анализа

Тема 4.1.

Изучение фотометрических методов анализа.

Изучение электрометрических методов анализа.

Изучение оптических, хроматографических методов анализа.

Содержание учебного материала

Основные принципы количественного анализа. Классификация методов физико-химического анализа. Сущность фотометрических, электрометрических, хроматографических методов.

Методы визуальной колориметрии; сухая химия. Основной закон светопоглощения Бугера-Ламберта — Бера. Определение концентрации исследуемого раствора методами визуальной колориметрии.

Сущность фотометрического метода, приборы. Устройство, принцип работы КФК-2, КФК-3. Подготовка приборов к работе. Определение оптической плотности, прозрачности, концентрации исследуемого раствора на фотометрических приборах. Правила выбора рабочей кюветы. Построение спектральной кривой, выбор спектра.

Приготовление рабочих разведений из стандартного раствора. Построение калибровочного графика, работа с ним. Расчет коэффициента факторизации.

Проведение электрофотометрических методов анализа.

Ионометрический метод анализа. Принцип работы иономера, рН-метра. Подготовка приборов к работе, калибровка, проведение измерения.

Сущность, виды электрофореза. Комплекс для проведения электрофореза.

Сущность, виды хроматографии. Проведение бумажной, тонкослойной хроматографии.

Классификация оптических методов. Сущность рефрактометрии. Подготовка рефрактометра к работе. Определение коэффициента рефракции, концентрации исследуемых растворов на рефрактометре. Сущность поляриметрии, особенности.

Практические занятия

  1. Выполнение методов визуальной колориметрии.

  2. Изучение КФК-2. Выполнение определения оптической плотности, прозрачности, концентрации исследуемого раствора с помощью КФК-2.

  3. Изучение КФК-3, спектрофотометра. Выполнение определения оптической плотности, прозрачности, концентрации исследуемого раствора с помощью КФК-3.

  4. Выбор рабочей кюветы, оптимального спектра на фотометрических приборах.

  5. Построение калибровочного графика.

  6. Проведение электрофотометрических методов анализа.

Практические занятия

  1. Проведение электрометрических методов анализа.

Практические занятия

  1. Проведение рефрактометрии, хроматографии.

Самостоятельная работа

  1. Типы электродов ионометрии, правила применения (работа с учебным материалом).

  2. Поляриметрия, особенности метода (работа с учебным материалом). Гематологические анализаторы, применение в лабораторной диагностике (выполнение учебно-наглядных пособий).

  3. Гемометр Сали (работа с учебным материалом).

  4. Пламенная фотометрия, особенности метода (работа с учебным материалом).

  5. Флуориметрия, применение в лабораторной диагностике (конспект дополнительной литературы).

  6. Современные фотометрические анализаторы, применение в лабораторной диагностике (выполнение учебно-наглядных пособий).

8

2

3

20

4

4

4

2

4

2

4

4

23

Раздел 5. Метрологическая характеристика методов анализа.

Тема 5.1.

Изучение внутрилабораторного контроля качества

количественных определений.

Виды лабораторных погрешностей, причины. Внутрилабораторный контроль качества, термины. Виды контрольного материала, применение. Методики статистической обработки результатов количественных определений. Оценка воспроизводимости и правильности результатов анализа.

Калибровка мерной посуды. Проведение контроля качества выполненных исследований. Статистическая обработка результатов количественных определений с оценкой воспроизводимости и правильности результатов анализа. Анализ ошибок и корригирующие действия.

Практические занятия

  1. Выполнение статистической обработки результатов количественных определений.

  2. Проведение контроля качества лабораторных исследований.

  3. Проведение физико — химических методов исследования, метрологической характеристики методов анализа.

Самостоятельная работа

  1. Правила калибровки мерной посуды (составление алгоритма).

  2. Контроль точности показаний приборов и оборудования (работа с учебным материалом).

4

10

5

2

Максимальная учебная нагрузка

Аудиторные часы

Самостоятельная внеаудиторная работа (ч)

180

120

60

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебных кабинетов для лекций и практических занятий по дисциплине «Физико – химические методы исследования и техника лабораторных работ».

Оборудование кабинета для практических занятий:

— посадочные места по количеству обучающихся;

— рабочее место преподавателя;

— комплект учебно-наглядных пособий;

— комплект дидактических обучающих и контролирующих материалов;

— спиртовка;

— лабораторные бани;

— термостат;

— сушильно-стерилизационный шкаф;

— бинокулярный биологический микроскоп;

— центрифуга;

— дистиллятор;

— КФК-2, КФК-3;

— спектрофотометр;

— анализатор;

— аптечные, торсионные, электронные весы;

— рН-метр, иономер;

— рефрактометр;

— поляриметр;

— дозаторы.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Пустовалова Л.М. /Л.М. Пустовалова, И.Е.Никанорова/ — Техника лабораторных работ. Ростов н/Д.: «Феникс», 2014 – 288с.

  2. Санитарно-эпидемиологические правила СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами 3-4 групп патогенности и возбудителями паразитарных болезней» от 28.01.08.

  3. ГОСТ Р 52905-2007 «Лаборатории медицинские. Требования безопасности».

  4. ГОСТ РИСО 15189-2016 «Лаборатории медицинские. Частные требования к качеству и компетентности».

  5. Методические рекомендации МР 2.2.9.2242-07 «Гигиенические и эпидемиологические требования к условиям труда медицинских работников, выполняющих работы, связанные с риском возникновения инфекционных заболеваний» от 16.08.10.

  6. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2485-09 «Профилактика внутрибольничных инфекций в стационарах (отделениях) хирургического профиля лечебных организаций» от 13.02.09.

  7. Временные рекомендации (правила) по охране труда при работе в лабораториях (отделениях, отделах) санитарно-эпидемиологических учреждений системы Минздрава России от 11.04.02. – М, 2012г.

Интернет-ресурсы: http://kdl.inf.ua/

Дополнительные источники:

  1. Кишкун А.А. — Клиническая лабораторная диагностика: учебное пособие для медицинских сестер. – М: ГЭОТАР – Медиа, 2014 – 720с.

  2. Пустовалова Л.М. /Л.М. Пустовалова, И.Е.Никанорова/ — Общая химия. Ростов н/Д.: «Феникс», 2015 – 478с.

  3. Руководство по лабораторным методам диагностики. — М: ГЭОТАР – Медиа, 2014 – 800с.

  4. Чернявская Е.Г. Микроскопия: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. /Е.Г.Чернявская – Омск: 2015 – 37с.

  5. Чернявская Е.Г. Растворы. Приготовление растворов различной концентрации: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. /Е.Г.Чернявская – Омск: 2015 – 37с.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

готовить рабочее место, посуду, оборудование для проведения анализов с соблюдением техники безопасности и противопожарной безопасности

выполнение алгоритмов действий по организации рабочего места, выполнение ситуационных задач, экспертная оценка, экзамен

выполнять основные операции, предшествующие или сопутствующие проведению лабораторных исследований

выполнение алгоритмов действий предстерилизационной обработки и стерилизации лабораторной посуды, приготовления растворов различной концентрации, центрифугирования, фильтрования, нагревания веществ, микроскопии; выполнение ситуационных задач, экспертная оценка, экзамен

владеть практическими навыками проведения качественного и количественного анализа методами, не требующими сложного современного оборудования

выполнение алгоритмов действий качественного, титриметрического анализов; выполнение ситуационных задач, экспертная оценка, экзамен

готовить приборы к лабораторным исследованиям

выполнение алгоритмов действий по подготовке приборов к проведению исследований, экспертная оценка, экзамен

работать на фотометрах, спектрофотометрах, иономерах, анализаторах

выполнение алгоритмов действий проведения исследований на КФК-2, КФК-3, спектрофотометре, рН-метре, иономере, анализаторе; выполнение ситуационных задач, экспертная оценка, экзамен

проводить калибровку мерной посуды, статистическую обработку результатов количественного анализа, оценивать воспроизводимость и правильность анализа

выполнение алгоритмов действий калибровки мерной посуды, проведение статистической обработки результатов количественного анализа с оценкой воспроизводимости и правильности анализа; экспертная оценка, экзамен

Знания:

устройство лабораторий различного типа, лабораторное оборудование и аппаратуру

тестирование, выполнение ситуационных задач, экзамен

правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований в клинико-диагностических лабораториях различного профиля и санитарно-гигиенических лабораториях

выполнение правил техники безопасности при работе с различными химическими реактивами, оборудованием лаборатории; тестирование, выполнение ситуационных задач, экспертная оценка, экзамен

теоретические основы лабораторных исследований, основные принципы и методы качественного и количественного анализа

тестирование, выполнение ситуационных задач, экзамен

классификацию методов физико-химического анализа

тестирование, экзамен

законы геометрической оптики

тестирование, экспертная оценка, экзамен

принципы работы микроскопов

выполнение алгоритмов микроскопии, тестирование, выполнение ситуационных задач, экзамен

понятия дисперсии света, спектра

тестирование, выполнение ситуационных задач, экзамен

основной закон светопоглощения

тестирование, выполнение ситуационных задач, экзамен

сущность фотометрических, электрометрических, хроматографических методов;

выполнение фотометрии, электрометрии, хроматографии; тестирование, экспертная оценка, экзамен

принципы работы иономеров, фотометров, спектрофотометров

выполнение алгоритмов проведения исследований на фотометрических, электрометрических приборах; тестирование, выполнение ситуационных задач, экспертная оценка, экзамен

современные методы анализа

тестирование, экспертная оценка

понятия люминесценции, флуоресценции

тестирование, экспертная оценка

методики статистической обработки результатов количественных определений, проведения контроля качества выполненных исследований, анализа ошибок и корригирующие действия

выполнение статистической обработки результатов количественных определений, проведение контроля качества выполненных исследований, анализа ошибок; тестирование, выполнение ситуационных задач, экспертная оценка, экзамен

8

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Анализ дисграфических ошибок младших школьников
  • Альфа инвестиции ошибка при входе
  • Анализ ошибок егэ информатика
  • Альфа инвестиции ошибка po7s40001
  • Анализ основных ошибок и капканов егэ