АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ
1. Проверяемые безударные гласные ( е, и, о, а, я)
Чтобы правильно написать безударный гласный в слове, надо подобрать такое проверочное слово, где этот безударный будет под ударением.
Подбери ещё 3 слова на это правило с проверкой. Орфограмму подчеркни.
( стипной) Степь – степной, земли – земля, лёжа – лежит, тёмный – темнота.
- Пропущенная или лишняя буква в слове, замена буквы.
Напиши слово правильно. Подчеркни место ошибки.
(фарбка) Фабрика , (путерброд) бутерброд, (месяць) месяц.
- Двойные согласные.
Напиши слово верно и подбери ещё 3 слова на данное правило. Орфограмму подчеркни.
( група) Группа, масса, утренний , аккуратно.
- Большая буква в собственных именах.
Напиши слово верно и подбери ещё 3 слова на данное правило. Большую букву подчеркни.
( уссурийск) Уссурийск, Москва, Волга, Алексей.
- Раздельное написание предлогов.
Напиши предлог раздельно со словом, подчеркни расстояние. Подбери ещё 3 слова с этим предлогом.
( подороге) По дороге, по земле, по небу, по лицу.
- Парные согласные.
Подбери такое проверочное однокоренное слово или измени форму слова, чтобы после этого парного согласного стоял гласный. Подбери ещё 3 слова на это правило с проверкой. Орфограмму подчеркни.
(завот) Заводить – завод, серёжек – серёжки, лёгок – нелёгкий, труда – труд.
7. Разделительные ъ и ь .
Напиши слово верно и подбери ещё 3 слова на это правило. Подчеркни Ь и Ъ.
( сехал) Съехал, объезд, подъезд, съел.
- Непроверяемые безударные гласные (в словарных словах).
Пропиши слово правильно (всю строку), подчеркнув эти безударные и поставив ударение во всех словах.
(сопоги)Сапоги сапоги сапоги сапоги
- Правописание ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА, ЧУ- ЩУ, ЧК –ЧН ( НЧ, НЩ, ЩН).
Напиши слово верно и подбери ещё 3 слова на это правило. Орфограмму подчеркни.
( хочю) Хочу, кричу, чудо, щуриться.
- Слитное написание слов.
Напиши предложение или словосочетание с нужным расстоянием между словами.
(Я обещал мамесходить в магазин.) Я обещал маме сходить в магазин.
11. Большая буква в начале предложений.
Надо переписать предложение с большой буквы, которую подчеркнуть.
( На завтрак у нас сегодня яичница. мама разливает чай.) Мама разливает чай.
- Перенос.
Вспомни правило переноса и напиши слово, поделив его верно для переноса.
( Жу – чка, встреча- ть, арми- я, О- ля, гру- ппа, сер- ьёзный, спо- ко- йно, кру- жки, де- нь)
Жуч- ка, встре-чать, ар- мия, Оля, груп- па, серь –ёзный, спо-кой-но, круж – ки, день.
13. Знаки препинания (пунктуация).
Если пропущен какой- либо знак препинания ( . , ! ? ( ) : ; « » — ), то надо переписать предложение с этим знаком, подчеркнув его.
( Стояла ещё ранняя осень Кирилл и Анна в лесу нашли ежа.) Стояла ещё ранняя осень.
Кирилл и Анна в лесу нашли ежа !
- Непроизносимые согласные. Подбери проверочное однокоренное слово, где
этот согласный произносится.(чесный, здраствуй) Честь — честный, здравие –здравствуй.
№ п/п
ПРАВИЛО
Работа
над ошибками
1.
Предложение.
Начало предложения пишется с
большой буквы.
В конце
предложения ставится точка (повествовательное),
вопросительный
знак (вопросительное) или восклицательный знак (восклицательное предложение).
Правильно записать всё
предложение, подчеркнуть большую букву в начале предложения и знак в конце
предложения.
Например:
Папа
приехал.
Папа
приехал?
Папа
приехал!
2.
Перенос слов.
·
Слова
из строки в строку переносятся по слогам.
·
Нельзя
переносить односложные слова.
·
Одну
букву оставлять и переносить нельзя.
·
При
переносе Ь остаётся на строке.
·
При
переносе буква Й остаётся на строке
·
Слова
с разделительным Ь и Ъ знаками надо переносить, не отрывая их от предыдущей
буквы.
·
От
корня одну букву не отрывать.
Записать слово правильно,
разделив его для переноса.
Например:
Пар-та,
кот, Аня, Рая.
Силь-ный,
пись-мо.
Май-ка,
чай-ка, зай-ка.
С
брать-ями, на стуль-ях,
подъ-ём,
подъ-езд.
По-грузили,
за-красили.
3.
Ь-показатель
мягкости согласного.
Буква Ь звука не обозначает. Она
показывает, что согласный перед ней – мягкий.
Записать слово правильно,
подчеркнуть Ь, придумать и записать ещё два слова с Ь.
Например:
Лось,
конь, лень.
Коньки,
пальто, стульчик.
4.
Сочетания : ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,
ЧУ-ЩУ.
·
Сочетания
жи-ши пишем с буквой И
·
Сочетания
ча-ща пишем с буквой А
·
Сочетания
чу-щу пишем с буквой У
Записать слово правильно,
подчеркнуть сочетание, придумать и записать ещё 2 слова с таким же
сочетанием.
Например:
Жизнь, лыжи,
ножи.
Чашка, час,
часто.
Чудо, чулок,
чутьё.
5.
Проверяемая
безударная гласная в корне слова.
Чтобы проверить безударную
гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово
так, чтобы безударная гласная стала ударной.
Подобрать
проверочное слово. Записать слово правильно, выделить корень, поставить
ударение, подчеркнуть безударную гласную.
Например:
Травы,
травушка
– трава.
6.
Непроверяемая
безударная гласная в корне слова.
Написание слов с непроверяемой
безударной гласной в корне надо запомнить
Прописать слово целую строку.
Выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.
Составить предложение.
Например:
Комната, комната
В комнате много цветов.
7.
Парные согласные
в корне слова.
Чтобы проверить парный согласный
в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так,
чтобы после согласного стоял гласный.
Подобрать проверочное слово,
записать слово правильно, выделить корень, подчеркнуть проверяемую согласную
вместе с гласной.
Например:
Зубы – зуб, гряда,
грядочка – грядка.
8.
Большая буква в
именах собственных.
·
С
большой буквы пишутся:
·
Имена,
отчества и фамилии людей.
·
Клички
животных.
·
Названия
стран, городов, деревень, улиц, рек, озёр, морей.
Записать слово правильно,
подчеркнуть большую букву, придумать два слова на эту же орфограмму.
Например:
Света, Катя,
Елена.
собака Жучка, кошка Мурка
город Радужный, Средиземное
море
9.
Предлоги.
Предлог – это слово.
Предлоги со словами пишутся
отдельно.
Между предлогом и словом можно
вставить вопрос или другое слово.
Предлог служит для связи слов в
предложении.
Правильно записать слово с
предлогом. Доказать раздельное написание предлога со словом. Например:
У дома, у (какого?) дома, у
большого дома.
10.
Разделительный
Ь.
Разделительный Ь пишется в
корне после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
Записать слово правильно,
подчеркнуть разделительный ь, придумать и записать ещё два слова. Например:
Листья, семья,
воробьи.
11.
Слова с двойными
согласными.
В некоторых словах русского языка
пишутся двойные согласные. Написание этих слов нужно запомнить.
Записать
слово правильно, подчеркнуть двойную согласную, придумать и записать ещё два
слова с удвоенной согласной.
Например:
Анна, ванна, тонна.
12.
Непроизносимые
согласные в корне слова.
Чтобы проверить непроизносимую
согласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово, в котором после
согласного стоит гласный.
Если в слове нет непроизносимой
согласной, доказать это тоже можно с помощью проверочного слова.
Запомнить: лестница,
чувство, праздник.
Записать
слово правильно, выделить корень, подчеркнуть непроизносимую согласную,
подобрать проверочное слово. Например:
Счастливый – счастье, сердце –
сердечный.
Опасный
– опасен, чудесный – чудеса, вкусный — вкусен.
13.
Приставки.
Приставка – это часть слова,
которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Приставка со словом слитно.
Гласные и согласные в приставках
надо запомнить.
Записать слово правильно,
выделить приставку, придумать и записать ещё два слова с такой же приставкой.
Например:
Пробежал, прошёл, пролез.
14.
Разделительный
твёрдый знак.
Разделительный Ъ пишется
после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е, ё,
я.
Записать слово правильно,
выделить приставку, подчеркнуть Ъ, придумать и записать ещё два слова с ъ
разделительным..
Например:
Отъезд,
подъезд, съехать.
15.
Гласные и
согласные в суффиксе.
Суффикс – это часть слова,
которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Гласные и
согласные в суффиксе надо запомнить.
Записать слово правильно,
выделить суффикс, придумать и записать ещё два слова с таким же суффиксом.
Например:
Стульчик, шкафчик, заборчик.
16
Ь – показатель рода имени
существительного с шипящим на конце.
В конце существительных женского рода после шипящих
пишется Ь.
Записать слово правильно, подчеркнуть орфограмму,
определить род имени существительного, придумать ещё 2 слова на эту же
орфограмму.
Например:
Рожь (ж.р.), дочь, ночь.
Грач (м.р.), мяч, товарищ.
17
Безударные окончания.
а) Родовые окончания имен
существительных.
Мужской род –
а, — я, —
Женский род –
а, — я, —
Средний род – о, — е
Множественное число – ы, — и.
б) Родовые окончания имен
прилагательных.
Мужской род – ый, — ий, — ой.
Женский род – ая, — яя.
Средний род – ое, — ее.
Множественное число – ые, — ие.
Род имени прилагательного такой же, как и род имени
существительного, с которым оно связано.
Во множественном числе прилагательные по родам не
изменяются.
в) Родовые окончания глаголов
прошедшего времени.
Мужской род
—
Женский род – а
Средний род – о
Множественное число — и.
г) Падежные окончания имён
существительных. Чтобы правильно написать окончание существительного, надо
определить его падеж, число, склонение и вспомнить окончание.
д) Падежные окончания имён
прилагательных
Безударные окончания имён прилагательных
пишутся так же, как окончания вопросов и окончания имён прилагательных под
ударением.
Надо найти существительное, от которого зависит
прилагательное, поставить вопрос от существительного к прилагательному и по
вопросу определить какое окончание.
Чтобы правильно поставить вопрос к
прилагательному, надо знать его число, род и падеж.
Имя прилагательное всегда стоит в том же роде,
числе и падеже. Что и существительное, к которому оно относится.
Записать слово правильно, определить род, выделить
окончание, придумать ещё 2 слова того же рода, выделить окончание.
Например:
Неб (ср.р.), окн , яблок .
Записать имя прилагательное с существительным, от
которого оно зависит, определить род, выделить окончание.
Придумать ещё 2 слова – прилагательное того же рода.
Например:
Красив девочка (ж.р.), добр ,
скромн .
Записать глагол вместе с существительным, определить
род, выделить окончание, придумать еще 2 глагола такого же рода.
Например:
Солнце
выглянул ( ср.р.), засиял ,
пригрел .
Определить падеж, число и склонение
существительного, правильно записать его, выделить окончание. Придумать ещё
2 существительных в том же падеже того же числа и склонения, выделить
окончания.
Например:
Подошёл (к чему? Д.п., ед.ч., 1-е скл., -е) к
Деревн , к берёз , к машин .
Найти существительное, от которого зависит
прилагательное, определить его число, род и падеж. От существительного
поставить вопрос к прилагательному и по вопросу определить, какое окончание
следует писать + 2 прилагательных того же рода, числа и падежа.
Например:
В роще
(какой? П.п., ед.ч., ж.р., -ой)
соснов , берёзов ,
осинов .
Узорами (какими? Т.п., мн.ч., -ыми), разно-
цветн , кружевн ,бел
.
е) Личные окончания глаголов.
Чтобы правильно написать безударное личное
окончание глагола, надо определить его время, лицо, число и спряжение. Затем
вспомнить окончание. Спряжение глагола определить по неопределённой форме.
Написать глагол правильно, выделить окончание,
определить его время, число и лицо. Написать неопределённую форму глагола,
определить спряжение, + 2 глагола.
Например:
Ход
(наст.вр.,3-е л., ед.ч., ходить, II спр.-и)
хвал , прос .
I
спряжение
II спряжение
Все остальные глаголы
— ить + 11
гнать, держать, дышать, обидеть, видеть, слышать и
обидеть, и ещё вертеть, терпеть, ненавидеть и смотреть.
-е
-ут (-ют)
-и
-ат (-ят)
18
Не с глаголами.
НЕ С ГЛАГОЛАМИ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО.
Записать не с глаголом правильно, подчеркнуть
частицу не, придумать ещё 2 глагола с не.
Например:
Не плачу, не пишу, не
играю.
19
Однородные члены предложения.
Несколько подлежащих при одном сказуемом – это
однородные члены предложения.
Несколько сказуемых при одном подлежащем – это
однородные члены предложения.
Несколько второстепенных членов предложения,
которые зависят от одного и того же слова и отвечают на один и тот же вопрос
— это однородные члены предложения.
*Однородные члены
предложения без союзов.
Между однородными членами предложения ставится
запятая.
*Однородные члены предложения с союзами
и, а, но.
Перед союзами а и но
ставится запятая.
Перед союзом и запятая не
ставится.
Правильно записать всё предложение, запятые обвести
карандашом.
Например:
Без цветов лужайки померкнут, погаснут.
Красные, голубые, жёлтые полянки нужно
беречь.
Правильно записать всё предложение, запятые обвести
карандашом, союзы подчеркнуть.
Например:
Кошка спит, а мышку видит.
Месяц светит, но не греет.
Долины сохнут и пестреют.
Льдины место уступают солнцу, свету и теплу.
20
Ь – показатель глагола 2-го лица
единственного числа.
Глаголы во 2-ом лице единственного числа имеют
окончание – ешь или — ишь.
На конце пишется Ь.
Записать глагол правильно, подчеркнуть орфограмму,
указать лицо и число глагола,
+ 2 глагола 2-го лица единственного числа.
Например:
Поёшь ( 2-е л.. ед.ч.), встаёшь, стоишь.
Работа над ошибками — это работа учеников, направленная на анализ и исправление допущенных недочетов. Основной целью ее является разбор и проработка ошибок и неточностей, сделанных при выполнении проверяемого задания. Она обеспечивает дифференцированный подход к ученикам, позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках детей, формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания.
Начало формы
Конец формы
Когда и где выполняется работа над ошибками?
Работа над ошибками может проводиться в классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий.
Работу над ошибками это планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой классной или домашней работе.
Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке
При работе на уроке можно выделить несколько основных этапов:
-
консультация,
-
коррекция знаний и умений,
-
диагностика результатов,
-
оценочная деятельность.
Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от объема работы и способностей коллектива. В практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности. Приведем несколько примеров, встречающихся наиболее часто в обучающем процессе.
-
Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске. Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом, что может быть как плюсом, так и минусом данного способа.
Использование данной формы организации возможно после проверочных работ (контрольных, самостоятельных, срезов).
-
При данной форме организации урока один ученик выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.
При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.
-
Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.
Алгоритм действий при работе над ошибками дома.
Работа над ошибками выполняется по определенному алгоритму, определенному учителем. В начальной школе рекомендуется, чтобы у каждого ученика была памятка о порядке выполнения действий.
Например, для работы над ошибками по русскому языку алгоритм выглядит следующим образом:
-
Просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя.
-
Найти ошибку, верно выписать слово, вспомнив правило по данной теме.
-
Поставить ударение, выделить орфограммы.
-
Подчеркнуть то место, где была допущена ошибка.
-
Подобрать одно или несколько слов, словосочетаний, аналогичных проверяемым.
Подобным же образом происходит работа над синтаксическими ошибками. Нужно выписать предложение, в котором допущена ошибка, выделить члены предложения (все или основные — по усмотрению учителя, в зависимости от задания), вспомнить правило по данной теме. Далее рекомендуется написать свое предложение так, чтобы его схема соответствовала проверяемой конструкции.
После творческих работ, например, сочинения или изложения, может потребоваться работа над стилистическими, речевыми ошибками. К основным их группам относят синтаксико-лексические, морфолого-стилистические и лексико-стилистические.
Памятка-помощник
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
Памятка для ученика начальной школы.
-
Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Например: Выпал пушистый снег. Дети рады.
-
Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Например: звонок, ученик.
-
Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Например: у|чи|тель – 3 слога.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
-
Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Например: оси – на, ма – ши – на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
-
Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.
-
Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
-
Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: дочка, речка, мощный.
-
Ударение.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.
Например: алфавит, звонить, щавель.
Передай ритм слова с помощью стука.
-
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Например: сады – сад
волна – волны
-
Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
-
Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Например: морозы – мороз, ягода – ягодка.
-
Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.
-
Разделительный мягкий знак Ь.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак Ь и гласную букву.
Например: вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак Ь пишется после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
-
Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Например: группа, групп-па, групповой, подгруппа.
-
Знаки препинания в конце предложения (. ! … ?)
Выпиши Предложения правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Сколько тебе лет? Слава нашей Родине !
-
Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни грамматическую основу предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами.
Например: Седые туманы плывут к облакам. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
Запомни! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.
-
Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между предлогом и словом вставь ещё одно слово.
Например: к берегу; к (какому?) берегу, к крутому берегу.
Запомни! Предлог – отдельное слово. Он пишется отдельно от других слов. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё одно слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Например: Лодка отплыла от берега.
-
Состав слова.
Выпиши слово, разбери его по составу.
Например: заморозки . Запиши 1-2 однокоренных слова.
-
Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Например: звезда, звёздочка, звёздный.
Честь — честный.
-
Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, потянули,
отнёс, отбежал, отлетел.
-
Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
-
Разделительный твёрдый знак Ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Например: съезд, объявление, объём.
Запомни! Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
-
Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч (м.р.), шалаш , товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
-
Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.
Например: водовоз, самолёт.
-
Не с глаголом.
Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Например: не пришёл, не выучил, не знал.
-
Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [ , ].
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [ и ].
-
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.
Например: на опушке ( на земле , 1 скл. ),
на полянке (на земле, 1 скл.),
у речки ( у земли , 1 скл.).
-
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Например: к лесу ( как ому ?) дальн ему — м.р., ед.ч., Д.п.).
-
Предлог с местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Например: у нас, ко мне, с тобой.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
-
Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.).
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного лица пишется мягкий знак Ь.
-
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Некоторые учителя в своей практике используют карточки — памятки. Их может изготовить преподаватель и раздать всем ученикам класса, а можно выполнить вместе с ребятами под контролем педагога. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:
-
Тема.
-
Примеры.
Это облегчает работу учащихся, но и совершенствует систему знаний, благодаря наглядности, использованию зрительной памяти. Учащийся неоднократно обращается к данной карточке, что способствует лучшему запоминанию материала.
Проверка и подведение итогов
Домашняя работа над ошибками выносится сразу после строки по каллиграфии. Прежде чем приступить к выполнению самой домашней работы, нужно выполнить работу над ошибками. В конце работы над ошибками следует провести проверку. В домашних работах проверку осуществляет учитель. В классной работе над ошибками существует несколько форм ее организации.
-
самопроверка;
-
работа в парах (в данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
-
работа в группах, когда сильный ученик может проверять и давать консультации отстающим;
-
работа со всем классом.
Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.
В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.
Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.
Ошибки типичны, успех уникален, — Маргулан Сейсембай.
100 % людей на Земле совершают ошибки. Без ошибок невозможны никакие успехи и достижения, никакой прогресс.
Ошибки — это нежеланные дети ваших решений. О том, как принимать решения взвешенно, мы писали здесь и здесь. Но даже самое продуманное и проработанное решение содержит риск ошибки. Кроме того, невозможно привести полный список ошибок, ведь они сильно зависят от ваших особенностей: характера и темперамента, контекста, ситуаций. Однако большинство ошибок происходят по одинаковым принципам, и исследование этих принципов позволит сократить число неудач. 30 июня члены Кайдзен-клуба встретятся на «Лаборатории решений». На встречах мы обсуждаем оптимизацию выбора, сложные кейсы и науку о принятии решений. В качестве подготовки мы поговорим о том, как правильно работать над ошибками.
Важность алгоритмизации
Ошибка, из которой извлечён урок, не является ошибкой. Порой цена этого урока слишком высока. В то же время, какой бы высокой она ни была — это лучше, чем оплатить дорогостоящий урок и не прийти на занятие.
Алгоритмизация ошибок — это процесс распознавания, анализа и управления ошибками с целью минимизировать их воздействие и повысить нашу эффективность и качество жизни.
Алгоритмы позволяют тратить меньше времени на работу с ошибками. Дело в том, что планирование сокращает время и энергию на выполнение дела. Если вы знаете следующее действие, то вам не нужно отвлекаться на то, чтобы продумать его. Алгоритм — это своего рода универсальный стандартный план.
Триггеры запуска
Каждый алгоритм включает в себя триггер запуска — событие, после которого вы должны применить его. В контексте анализа ошибок, триггерами могут быть:
- Обнаружение ошибки. Когда мы осознаём, что что-то идёт не так, следует проанализировать причины. Например, ваш подчинённый прокрастинирует на рабочем месте. Не следует сразу же наказывать его. Лучше понять, почему он так поступает. Этот триггер вскрывает ошибки, которые не приводят к аварийным ситуациям, но фоново снижают эффективность.
- Результаты, не соответствующие ожиданиям. Получение ошибочного результата является очевидным триггером анализа. К неверным результатам приводят неверные процессы, обусловленные причинами, которых мы коснёмся позже.
- Сигналы из окружающей среды. Внешние сигналы и обратная связь из окружающей среды — это триггер запуска алгоритма анализа ошибок. Например, когда люди указывают на наши ошибки, предлагают улучшения или критикуют наши действия.
Алгоритм анализа и избежания ошибок
Алгоритм анализа и избежания ошибок запускается триггером и включает в себя следующие шаги.
1. Идентификация ошибок
Как только вы столкнулись с ошибкой, важно понять, к какой категории она относится. Существует две сферы, где появляются ошибки: ошибочный результат и ошибочный процесс. Ошибочный результат — разница между расчётным ожидаемым результатом и полученным фактически. Ошибочный процесс — это непреднамеренное отклонение от правильных действий.
2. Анализ причин
Причины совершения ошибок:
- Недостаток знаний. Если человек не разбирается в чём-то, он даже не будет знать, что делает неправильно.
- Недостаток навыка. Если человек не умеет делать что-то, то результат с большой вероятностью будет ошибочным. Однако научиться можно лишь на практике, а значит следует выделить время, за которое можно приобрети навык на практике под контролем супервизора.
- Неправильные предположения и оценка ситуации. Знания и навыки работают в теории и при обучении. На деле каждая ситуация несколько отличается от теоретической абстракции. Стоит сравнить ситуацию с другими из опыта и определить все “дано” и нет ли новых “неизвестных”.
- Отсутствие плана. Когда у вас нет плана, вы не знаете следующее действие. Значит, по завершении текущего вы будете принимать решение о том, какое действие совершить, что заберёт энергию. Кроме того, стоит иметь план “Б”.
- Халатность. Небрежное, нерадивое или недостаточно тщательное отношение к выполнению задач, обязанностей или процессов. Она характеризуется недостатком внимания, неосмотрительностью и неряшливостью в действиях. Глубинной причиной халатности является недостаток мотивации, нелюбовь к процессу и нежелание совершенствоваться.
3. Оценка последствий
Оцените, к каким последствиям приводят ошибки в жизни, работе или отношениях. В этом ключе бывает только два типа ошибок: с обратимыми и необратимыми последствиями.
Необратимые ошибки — самые опасные ошибки, которые могут существенно повлиять на вашу жизнь или существенно отбросить вас от достижения целей. Перед принятием любого решения прежде всего стоит задать себе вопрос: «Сможет ли данная ситуация привести меня к необратимым последствиям в случае, если я ошибусь?»
Не стоит бояться совершать ошибки, но стоит остерегаться ошибок с необратимыми последствиями.
4. Разработка исправляющих действий.
Определение и разработка плана действий для исправления ошибок — ключевой компонент алгоритма. Это включает:
- обучение и приобретение новых навыков,
- изменение подхода,
- принятие конкретных мер для предотвращения повторения ошибок в будущем.
5. Практика и обратная связь
Практика и повторение новых действий помогают закрепить положительные изменения и устранить старые привычки. Важно получать обратную связь от себя или от других людей, чтобы оценить эффективность применяемых исправлений и вносить корректировки при необходимости.
6. Непрерывное улучшение
Согласно принципам Кайдзен, анализ ошибок должен быть непрерывным процессом, направленным на постоянное улучшение. Путем наблюдения, анализа и рефлексии мы постепенно совершенствуем свои действия и избегаем повторения ошибок.
Типичные группы ошибок
Чтобы стать успешным, нужно выполнять действия и достигать целей с наименьшим количеством ошибок.
Для этого есть следующие шаги, на каждом из которых человек может допустить типичную ошибку. Мы представим алгоритм и напишем про возможные ошибки.
1. Чёткое понимание и виденье своей цели.
У корабля, не имеющего цели, нет попутного ветра. Любое действие должно быть осмысленным. Если нет цели, то невозможно ни оценить адекватность результата, ни внести корректировки. Кроме того, отсутствие цели означает отсутствие мотивации, это особенность устройства психики.
2. Чёткое виденье и план процесса по достижению цели.
Если нет плана, то путь к цели туманен, как в пространстве, так и во времени. Кроме того, планирование позволяет обнаружить возможные ошибки заранее. Например, у вас было видение: сделать продукт, запустить рекламу и продать его. Однако здесь не учтено, что для запуска рекламы, необходимо сделать креативы, а это дополнительные затраты по времени, деньгам и вниманию.
3. Действие согласно плану или алгоритму.
Мало сказать, надо сделать. Помните, что действия не должны оказывать высокой нагрузки на ваши ресурсы, а также следуйте принципу завершённости дел. Если какой-то пункт плана не получается завершить легко, значит, его планирование было недостаточно прозрачным.
4. Контроль отклонений от плана.
Всегда всплывают дополнительные детали. При планировании важно учитывать не только свои действия, но также силы содействия, противодействия и нейтральные. Кроме того, момент планирования отличается от момента исполнения, а значит какие-то факторы могут измениться.
5. Анализ отклонений, изменение плана либо исправление отклонений.
Отклонение служит толчком к переработке плана. Новые условия, хотя могут создать трудности, также открывают новые возможности. В исходный план желательно встраивать буферы и запасные варианты, чтобы возникающие проблемы не приводили к необратимым последствиям.
6. Сравнение полученного результата с ожидаемым.
Если полученный результат значительно отличается от ожидаемого, значит процесс был неверным. При этом важно понимать, что ничто в этом мире не соответствует ожиданиям. Определите для себя, что в результате важно, а что — факультативно.
7. Создание паттерна предотвращения ошибки
По достижении результата соберите все совершённые ошибки и результаты корректировок. Следующий подход к этому делу включит эти уроки и позволит эффективнее его реализовать.
Заключение
Мы рассмотрели тему ошибок и важность алгоритмизации работы над ними. Алгоритмы создают стандартные процедуры, которые делают жизнь проще. Любой алгоритм запускается по триггеру, в случае работы с ошибками это: обнаружение ошибки, несоответствующий результат или сигнал из окружающей среды.
Алгоритм анализа и избежания включает в себя идентификацию ошибок, анализ их причин, оценку последствий, разработку исправляющих действий, применение их и повторный анализ. Сами же ошибки возникают на любом из этапов дела и связаны с: неправильным целеполаганием, неправильным планированием, неправильными действиями, отсутствием контроля за отклонениями, ошибочным анализом, неправильной оценке результата, неправильным созданием паттерна избежания ошибок в будущем.
В целом, работа над ошибками- компонент принятия решений. 30 июня члены Кайдзен-клуба встретятся онлайн, чтобы обсудить эту и другие темы, связанные с выбором. Подробнее о вступлении в Клуб узнайте здесь.
Для математики популярная поговорка «умные люди учатся на чужих ошибках» практически не работает, так как ошибка в большинстве случаев является необходимой и полезной, ведь она позволяет определить пробелы в знаниях школьника и своевременно их устранить. Главное – правильно относится к ошибке и ее правильно ее использовать.
Тем более обидно получать глупые ошибки, которые вызваны невнимательностью обучающихся, пропусками переменных, случайными потерями знаков, скобок и другими различными ляпами.
Для того чтобы снизить вероятность ошибок, необходимо использовать различные методики предупреждения типичных ошибок, что будет в итоге способствовать повышению уровня математической подготовки школьников.
Разбор, анализ и проработка ошибок и неточностей, допущенных при выполнении задания
Организация работы обучающихся, направленной на анализ и исправление допущенных недочетов называется работой над ошибками. Ее основной целью является разбор, анализ и проработка ошибок и неточностей, допущенных при выполнении задания. Правильно организованная работа обучающихся обеспечивает:
-
дифференцированный подход к обучению;
-
является профилактикой будущих ошибок;
-
позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках детей;
-
формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания.
Грамотный, творческий подход учителя к организации работы над ошибками создает условия для развития адекватного отношения обучающегося к ошибкам, умение работать с ними.
Можно говорить о том, что, после проведения работы над ошибками итоговая оценка отражает действительный уровень усвоения знаний и умений обучающихся. Существует практика, когда некоторые учителя практикуют выставление оценок за каждую проведенную работу. При этом, часто бывает, что после работы над ошибками, отметка за проверяемую работу повышается (как правило на один бал).
Обычно, работа над ошибками проводится в классе, под руководством учителя, но может проводиться и дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель считает возможным дать выполнение работы над ошибками в качестве домашнего задания, он должен убедиться, что все обучающиеся знают и помнят основной алгоритм действий по выполнению работы. Целесообразно, каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий. Кроме этого, необходимо предварительно, на уроке провести общий анализ допущенных ошибок.
В классе, работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. Работе над ошибками может быть посвящен, как весь урок, так и его часть. Это зависит от характера и количества видов ошибок, от уровня самостоятельности обучающихся и т.п. По усмотрению учителя возможны: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная работа.
Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке
При работе на уроке выделяют несколько основных этапов:
-
консультация;
-
коррекция знаний и умений;
-
диагностика результатов;
-
оценочная деятельность.
По усмотрению учителя возможны: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Рассмотрим несколько вариантов проведения работы над ошибками
В начале урока, после проведения общего анализа проверенной работы, учитель просит поднять руку тех обучающихся, которые допустили ошибки при выполнении первого задания. К доске приглашается один из обучающихся, который будет выполнять и комментировать аналогичное задание у доски. Обучающийся определяется либо по его желанию, либо по решению учителя. Остальные обучающиеся выполняют работу у себя в тетрадях. Затем все самостоятельно решают задание проверочной работы. Таким образом, дети прорешивая аналогичное задание, прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и остальными обучающимися. Такой подход целесообразен, когда в данном задании большинство обучающихся допустили ошибки.
Следующая форма работы используется, когда один, или несколько обучающихся допустили ошибки в задании, которое большинство обучающихся выполнили правильно. При данной форме организации урока один обучающийся выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные обучающиеся исправляют свои недочеты в тетрадях или выполняют индивидуальные задания. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель не может контролировать деятельность других детей. Для исправления возникшей ситуации, нужно обеспечить каждому обучающемуся возможность обратиться к учителю за помощью, за консультацией.
Бывают ситуации, когда часть обучающихся выполнила проверочную работу на «отлично», т.е. возникает необходимость организовать деятельность этих обучающихся, и, одновременно организовать выполнение работы над ошибками остальными обучающимися. В этом случае, есть несколько вариантов организации работы на уроке.
Во-первых, «отличникам» можно предложить выполнение индивидуальных заданий повышенного или углубленного уровней, творческие задания, работу по подготовке, например, информационного сообщения к следующему уроку. С остальными обучающимися проводится работа над ошибками.
Во-вторых, обучающихся, показавших высокий уровень усвоения учебного материала, можно привлечь к консультированию других детей. В этом случае возможна организация групповой и (или) парной работы.
Имеют место случаи, когда педагог, в целях экономии времени, выделяет только типичные ошибки, допущенные обучающимися при выполнении проверочной работы, и на уроке проводят работу только таким видом ошибок. В этом случае работа организовывается фронтально, анализ и исправление типичных ошибок и недочетов выполняет весь класс вместе. При этом у доски работают обучающиеся по желанию, по очереди или по решению учителя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил.
Алгоритм действий по выполнению работы над ошибками
Алгоритм действий по проведению работы над ошибками определяется учителем самостоятельно, исходя из особенностей класса, общего уровня обученности и т.д.
Например, алгоритм действий обучающегося может выглядеть следующим образом:
- просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя;
- найти ошибку, выписать задание, в котором она допущена, проанализировать причину ее возникновения:
-
ошибка в вычислении – перерешать;
-
ошибка в применении формулы (правила, закона) — вспомнить нужную формулу (правило, закон) по данной теме, применить при решении;
-
ошибка в построении рисунка – повторить материал в учебнике и выполнить рисунок правильно;
- решить аналогичное задание
Памятка-помощник
В практике работы некоторых учителей встречается использование памяток, которые изготавливаются педагогом и раздаются каждому обучающемуся. Памятки могут быть индивидуальными. Работа с памятками выполняется под контролем педагога.
В памятке пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:
Тема «….».
Примеры.
- …
Если учитель планирует проводить работу над ошибками, с использованием памяток, то при проверке работы на полях тетради, напротив задания, в котором допущена ошибка, ставится номер, соответствующего задания в памятке. Это не только облегчает работу обучающихся, но и совершенствует систему обучения. Обучающийся неоднократно обращается к данной памятке, что способствует лучшему запоминанию учебного материала.
Проверка и подведение итогов работы над ошибками
В конце работы над ошибками необходимо провести проверку. Существует несколько форм ее организации.
-
самопроверка;
-
парная работа;
-
групповая работа, когда «сильные» обучающиеся выступают в роли консультантов;
-
фронтальная работа со всем классом.
Во всех случаях, необходимо обеспечить возможность каждому обучающемуся консультирования и помощи учителя, если возникают трудности.
В конце работы над ошибками, как и в конце любого урока, необходимо провести рефлексию. Дети анализируют свои ошибки, отмечают, как изменились собственные умения, отмечают моменты, которые остались не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения.
Следует отметить, что проведение работы над ошибками является обязательным и систематическим действием после каждой контрольной и проверочной работы. При этом необходимо обращать внимание и прорабатывать все ошибки, допущенные обучающимися, тщательно проводить отбор задач и примеров для отработки знаний и умений, для закрепления пройденного материала.
Превентивная деятельность учителя по предупреждению ошибок
Большая часть ошибок, допускаемых обучающимися, не связана с отсутствием или наличием знаний, хотя, конечно, доведение до уровня автоматизма ряда вычислительных операций позволяет существенно снизить вероятность появления ошибок. Однако при этом необходимо, чтобы обучающийся все равно руководствовался нужными правилами и постоянно сохранял концентрацию внимания.
Знание определенных правил нужно и для того, чтобы обучающийся мог проверить правильность решения и дать его обоснование. В тоже время многие школьники воспринимают курс алгебры в качестве набора правил, которые абсолютно не связаны между собой, поэтому они заучиваются исключительно для решения какой-то конкретной задачи, а по истечению незначительного промежутка времени просто забываются. В этой связи требуется организовывать процесс обучения правилам с использованием приемов, которые активизируют рефлексивную деятельность школьников по предупреждению и исправлению ошибок, возникающих при формальном усвоении правил.
Если процесс поиска и исправления ошибок сделать максимально поучительным для обучающихся, то анализ ошибок может стать эффективным средством для развития познавательного интереса к математике.
Наиболее распространенными ошибками являются:
-
незнание или непонимание правил, формул и определений;
-
неправильное применение формул или неумение правильно применять определения и правила;
-
совершение вычислительных ошибок;
-
невнимательное чтение условий задачи;
-
отказ от использования свойств фигур при решении геометрических задач;
-
неправильное раскрытие скобок;
-
совершение логических ошибок при решении текстовых задач;
-
применение формул сокращенного умножения.
К основным причинам совершения ошибок по математике относят:
-
пропуски уроков, в результате чего появляются пробелы в знаниях;
-
поверхностное изучение нового материала;
-
повышенная усталость, вызванная чрезмерной нагрузкой или недостаточным сном, в результате чего понижается скорость мышления и снижается уровень внимания;
-
неаккуратный почерк, из-за чего учитель часто не понимает, что написал обучающийся;
-
скорость работы. При этом на появление ошибок влияет как высокая скорость работы, из-за которой обучающийся просто не стремиться вникнуть в суть задания, так и медленная. В последнем случае замедленная скорость мыслительных операций не позволяет обучающемуся в полной мере контролировать себя, а из-за «зависания» нужная информация просто удаляется из «оперативной памяти»;
-
полное либо кратковременное переключение внимания с одной деятельности на другую;
-
низкая мотивация, в результате которой теряется внимание и появляются ошибки.
Объяснение и предупреждение ошибок
Для предупреждения ошибок и сведения их к минимуму используются следующие профилактические мероприятия и действия:
-
постоянный разбор наиболее распространенных ошибок в классе;
-
предлагаемые обучающимся письменные задания должны быть максимально удобны для восприятия, то есть грамотно сформулированными и понятными;
-
подбор заданий и упражнений, которые будут вызывать у детей интерес и повышенное внимание;
-
учитель должен при объяснении нового материала стараться предугадать возможные ошибки обучающихся и разработать систему заданий, которые позволят правильно усвоить новые понятия;
-
использование правил удобных для запоминания и исключающих двойную их трактовку.
Кроме того, учитель математики должен помнить, что систематическое и планомерное повторение является основным инструментом для ликвидации пробелов знаний.
Также рекомендуется при объяснении нового материала активно применять определения и теоремы, которые изучались ранее. Так, при изучении темы «Теоремы сложения» целесообразно организовать повторение ряда теоретических вопросов:
-
Изменение тригонометрических функций при возрастании и убывании аргумента.
-
Четные и нечетные функции.
-
Таблицы значений тригонометрических функций.
-
Знаки тригонометрических функций.
Дополнительно выполняются следующие задания:
-
Необходимо определить четность и нечестность тригонометрических функций:
-
Найдите область определения функции y = x2 – 6x + 10.
-
Определите, при каких значениях x, функции y = sin x и y = cos x принимают одинаковые значения?
Перед тем как приступить к изучению темы «Первообразная и интеграл», следует повторить все формулы дифференцирования. После этого обучающиеся выполняют самостоятельную работу (время решения – 10-15 минут), во время которой школьникам предлагаются карточки-задания, где «опущены» один-два компонента из формулы дифференцирования, а также приведены две функции, производные которых необходимо найти.
Затем проводиться проверка работы и анализ совершенных ошибок, что необходимо для выявления пробелов в знаниях и проведения работы по их устранению.
Список литературы:
- Азиев И.К. Индивидуальные задания для устранения ошибок. // Журнал «Математика в школе» – 1993 г. – №5, с. 9.
- Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки обучения школьников: Экспериментальное педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.
- Волович И.Б. Наука обучать: Технология преподавания математики. – М.: LINKA-PRESS. 1995. – 280 с.
- Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
- Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы методике обучения математики. – газета «Математика», 1987 г. с. 91-96.
- Гуцанович С.А. Дидактические основы математического развития учащихся: Монография. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 1999. – 301 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального исследования / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.
- Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.
- Далингер В.А. Обучение учащихся доказательству теорем: Учебное пособие. – Омск: Омский пед. ин-т, 1990. – 127 с.
- Действующие учебники и учебные пособия по математике для средней школы.
- Журналы «Математика в школе» за 1970-1990 гг.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся: в 2ч. – М.: Просвещение, 1977. – ч.2. – 144 с.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Обучение математике через задачи и обучение решению задач: в 2ч. – М.: Просвещение, 1977. – ч.2. – 144 с.
- Метельский Н.В. Дидактика математики. – Минск: Изд-во БГУ, 1982–254с.
- Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: учеб. пособие; сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. – М.: Просвещение, 1985. – 336 с.
- Новик И.А. Формирование методической культуры учителя математики в педвузе. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002. – 193 с.
- Новик, И. А. Практикум по методике преподавания математики / И. А. Новик. – Минск: Выш. шк., 1984. – 175 с.
- Оганесян В.А. Принципы отбора основного содержания обучения математике в средней школе. – Ереван: Луис, 1984. – 215 с.
- Рогановский, Н. М. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. пособие / Н. М. Рогановский. – Минск: Выш. шк., 1990. – 267 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Столяр, А. А. Педагогика математики: учеб. пособие / А. А. Столяр. – Минск: Выш. шк., 1986. – 414 с.
- Темербекова, А. А. Методика преподавания математики: учеб. пособие / А. А. Темербекова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 176 с.
- Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / Л. М. Фридман. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
- Шнейдерман М.В. Анализ ошибок и затруднений учащихся V классов // Журнал «Математика в школе» – 1999 г. – №6, с. 21.
- Эрдниев, П. М. Обучение математике в школе. Укрупнение дидактических единиц / П. М. Эрдниев, Б. Л. Эрдниев. – М.: Столетие, 1996. – 320 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М., 1996. – 347 с.
- Якиманская И.С. Психологические основы математического образования. – М.: Acadiia, 2004.
- Ярский А.С. Что делать с ошибками // Журнал «Математика в школе» – 1998 г. – №2, с. 8-14.