- Георгий Жженов
- Михаил Ножкин
- Олег Жаков
- Элла Шашкова
- Ефим Копелян
- Ирина Мирошниченко
- Николай Прокопович
Постановщиком двухсерийного художественного фильма «Ошибка резидента» стал Вениамин Дорман. Премьера ленты, соединившей в себе жанры драмы и психологического детектива и рассказывающей о советском разведчике Михаиле Тульеве, состоялась в 1968 году. К сожалению, не все артисты, участвовавшие в съемках, дожили до наших дней, а зрители интересуются, как сложилась судьба актеров фильма «Ошибка резидента».
Подробнее об этом и список умерших исполнителей картины – в материале 24СМИ.
Георгий Жженов
В главной роли Михаила Тульева-Зарокова и Станислава Курнакова снимался Георгий Жженов. Судьба актера, как и его личная жизнь, оказалась непростой и была наполнена трудностями и испытаниями. Его карьера в кинематографе началась в 1930-х, актер снимался в таких картинах, как «Наследный принц Республики», «Чапаев», «Берегись автомобиля».
Георгия Степановича обвинили в шпионаже, он получил тюремный срок, который отбывал на Колыме. Освобождения пришлось ждать дольше положенного, так как представители власти не желали идти навстречу осужденному. Будучи в заключении, артист не оставлял занятий творчеством и играл в Магаданском музыкальном и драматическом театре.
После окончательной реабилитации в 1955-м Георгий Степанович продолжал выступать на сцене и сниматься в кино. Актер был женат 4 раза, в этих браках родились три дочери. Однако отношения с избранницами и детьми были сложными. Счастливым стал только последний союз Жженова с Лидией Малюковой, который продлился до смерти знаменитости в декабре 2005 года. Причиной смерти 90-летнего артиста стал рак легких.
Михаил Ножкин
Сотрудника КГБ Павла Синицина (Бекаса) сыграл Михаил Ножкин. Дебют артиста в кино состоялся в 1967-м, он снимался в таких фильмах, как «Освобождение: Битва за Берлин», «Хождение по мукам», «Одиночное плавание». Также Михаил Иванович стал известен как поэт-песенник и музыкант. Его произведения знакомы нескольким поколениям и стали популярны в народе.
В картине «Ошибка резидента» также прозвучала песня в исполнении Ножкина «Я в весеннем лесу пил березовый сок», которую написал бард Евгений Агранович. Единственный брак знаменитости продлился почти полвека, до смерти жены актера Ларисы Голубиной в 2004-м. В семье родился сын Дмитрий, который также был актером (умер в 2006-м). Кроме того, в 1981-м у Михаила Ивановича родился внебрачный сын Михаил, матерью которого стала актриса Валентина Колосова, с которой Ножкин познакомился на съемках.
Олег Жаков
Актер фильма «Ошибка резидента» Олег Жаков запомнился публике в образе Яна Евгеньевича Дембовича. Будущий артист учился в кинотехникуме, а его творческая карьера началась в 1926 году. Позже он окончил киноотделение в техникуме сценических искусств и решил стать актером. Жаков работал на «Мосфильме» и «Ленфильме».
Он снимался в таких лентах, как «Семеро смелых», «Мы из Кронштадта», «Нашествие», а всего в его фильмографии больше сотни киноработ. Артист продолжал сниматься до преклонных лет, последние годы его жизни прошли в Ставрополье. Умер Олег Петрович в мае 1988-го, когда ему было 83 года. У актера остались дочь Галина (скончалась вскоре после отца) и сын Олег (ушел из жизни в 2004-м).
Элла Шашкова
В роли диспетчера таксопарка Марии Николаевны появилась Элла Шашкова. Ее жизнь складывалась изначально не так, как ей того хотелось. Судьба будущей актрисы с юных лет оказалась связана со службой в КГБ, где тогда работал и ее отец. В штабе пограничных войск она трудилась делопроизводителем и машинисткой, участвовала в допросах шпионов. Однако Элла не видела себя в этой сфере и профессии, мечтая о театральной сцене и съемках в кино.
Вопреки воле родителя, девушка поступила в Щукинское театральное училище, а позже вошла в состав труппы Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова, где служит и сейчас. Сниматься в кино артистка стала еще в студенчестве, ее дебют состоялся в 1961-м. Зрителям Шашкова запомнилась по роли в картине «Семнадцать мгновений весны», где она сыграла «жену Штирлица», а также по фильмам «Драма на охоте», «Открытая книга», «Утесов. Песня длиною в жизнь».
Личная жизнь артистки сложилась не с первой попытки: брак с актером Эрнстом Зориным распался, когда он уехал в ФРГ, а позже улетел в США. В семье родилась дочь Антонина, подарившая матери двоих внуков. Вторым мужем Эллы Шашковой стал режиссер и сценарист Валентин Селиванов, однако в 1998-м актриса стала вдовой. В декабре 2022-го Элеонора Петровна отметила 85-й день рождения.
Читайте также10 российских и зарубежных актрис, которые примерили образ императрицы Екатерины Великой
Ефим Копелян
В генерала КГБ Андрея Михайловича Сергеева перевоплотился Ефим Копелян. Будущая кинознаменитость родилась в еврейской семье, училась в Речицкой трудовой школе. Позже Ефим Копелян получил образование в Санкт-Петербурге, став студентом Института пролетарского изобразительного искусства по примеру двух старших братьев.
На театральной сцене исполнитель дебютировал еще в студенческие годы. Позже Копелян оставил институт и окончил театральную студию, после чего до конца жизни служил в Большом драматическом театре. Также артист много снимался в кино. В числе его актерских работ публике запомнились герои картин «Неуловимые мстители», «Соломенная шляпка», «Вечный зов».
В ленте «Семнадцать мгновений весны» Ефим Копелян читал авторский текст, также он озвучил агента в комедии «Полосатый рейс». Успел артист попробовать себя и в режиссерском деле, поставив несколько телевизионных спектаклей. Ефим Захарович был дважды женат, в браке с актрисой Людмилой Макаровой (умерла в 2014-м) родился сын Кирилл, который пошел по стопам родителей. Актер фильма «Ошибка резидента» с 1962-го и до своей смерти в марте 1975-го жил в Ленинграде, на улице Бассейной. Причиной смерти 62-летнего артиста послужил инфаркт миокарда.
Ирина Мирошниченко
Лейтенанта КГБ Риту в картине сыграла Ирина Мирошниченко. Еще в школьные годы будущая актриса посещала студию при театре Ленинского комсомола. А в 1961-м Ирина стала студенткой Школы-студии МХАТ. Ее дебют в кино состоялся на третьем курсе, когда Мирошниченко снялась в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве».
Также она запомнилась по ролям в картинах «Их знали только в лицо», «Зимняя вишня», «Кремлевские куранты». Личная жизнь актрисы не сложилась: Ирина Петровна была трижды замужем, однако все отношения оканчивались разводом, а детей у Мирошниченко не родилось. Первый брак продлился 12 лет, второй – 6 месяцев, а в третий раз семья распалась спустя пять лет.
В 1994-м актриса согласилась поучаствовать в первоапрельской шутке в эфире программы «Поле чудес», когда зрителям объявили о свадьбе Ирины с ведущим Леонидом Якубовичем. Розыгрыш многие восприняли всерьез, а знаменитости в дальнейшем не раз пришлось объяснять, что их союз не существует на самом деле. Летом 2023-го актриса празднует свой 81-й день рождения.
Николай Прокопович
Роль полковника КГБ Владимира Гавриловича Маркова досталась Николаю Прокоповичу. Театральную студию будущая кинознаменитость стала посещать еще в школьные годы. Его юность пришлась на военное время. После получения аттестата Николай Прокопович отправился на фронт, пройдя непростой путь, получив ранение и став командиром отделения.
После демобилизации стал студентом Школы-студии МХАТ, которую окончил в 1949-м. Позже Прокопович играл на театральной сцене, с легкостью перевоплощаясь как в комедийных, так и в драматических персонажей. Дебют артиста в кино состоялся в 1948-м. Он снимался в таких картинах, как «Бой после победы», «Семнадцать мгновений весны», «Затерянный в Сибири».
Личная жизнь актера фильма «Ошибка резидента» сложилась не с первой попытки. В браке с однокурсницей Ираидой у него появился сын Андрей Галанин, ставший переводчиком. Второй раз Николай Константинович создал семью с актрисой Ингой Задорожной (скончалась в 2020-м), прожив с избранницей 43 года, до своей смерти. Умер Николай Прокопович после тяжелой болезни в феврале 2005 года, не дожив до своего 80-летнего юбилея.
Иви
К сериалу
Ошибка резидента: актеры и создатели фильма
- Создатели
- Отзывы2
- Рецензии
Режиссёр
-
Вениамин
Дорман
Актёры
-
Георгий
Жжёнов
3 фильма
-
Михаил
Ножкин
2 фильма
-
Олег
Жаков
-
Ефим
Копелян
6 фильмов
-
Элеонора
Шашкова
3 фильма
-
Владимир
Гусев
7 фильмов
-
Ирина
Мирошниченко
3 фильма
-
Вадим
Захарченко
5 фильмов
-
Николай
Прокопович
1 фильм
-
Николай
Граббе
4 фильма
-
Эрвин
Кнаусмюллер
1 фильм
-
Юрий
Волынцев
2 фильма
-
Софья
Фадеева
-
Эрнест
Зорин
-
Георгий
Оболенский
-
Ростислав
Плятт
3 фильма
Продюсер
-
Аркадий
Кушлянский
Оператор
-
Михаил
Гойхберг
Художник
-
Людмила
Безсмертнова
Сценаристы
-
Олег
Шмелев
-
Владимир
Востоков
Композитор
-
Микаэл
Таривердиев
5 фильмов
Монтаж
-
Берта
Погребинская
8
,
3
1968, СССР, Детективы
1 сезон
Смотрел их еще мальчишкой и очень люблю эти фильмы. Отчасти потому, что там играет Ножкин, прекрасный актер и человек. И до сих пор люблю. Там вообще огромное количество потрясающих актеров. Копелян, Жженов, Граббе, Плятт, а как достоверно и точно играют Олег Жаков – роль Дембовича, бывшего переводчика, служившего в гестапо и Вадим Захарченко – роль предателя Леонида Круга. Это же просто высший класс, в них веришь, сразу и мгновенно. Причем и тот, и другой играют вполне симпатичных людей, если не знать их прошлое. Да и сама тема, когда зарубежного разведчика перевербовывают и он начинает быть не «их шпионом», а «нашим разведчиком» и приносит много пользы своей вновь обретенной Родине, мне всегда была очень интересна.
Для начала пару слов о герое. Итак, главный герой — агент западной разведки под позывным «Надежда», заброшенный в СССР. Сын русского эмигранта, графа Тульева, тоже бывшего разведчика, жившего в Париже.
«Надежду» играет Георгий Жженов. Играет прекрасно. Даже как враг, а это зрителю сообщают практически сразу, он вызывает симпатию. Умный, хорошо владеющий собой, спокойный, с юмором, хороший психолог, с виду открытый и честный, искренне любит русскую женщину. По «легенде», во время войны он был в плену, о чем «откровенно» рассказывает своей любимой. Таких, после войны, с поломанными судьбами было сотни тысяч по все стране. В общем, обычный, воевавший мужик-работяга, который не сломался от выпавших испытаний и хочет простого счастья.
И даже понимая, что скоро он будет разоблачен, то прежде чем податься в бега, оставляет своей беременной любимой деньги на ребенка. Очень человеческий жест, вызывающий симпатию даже к врагу.
Ну и конечно, по законам жанра, в следующем фильме, в результате ювелирной работы нашего агента «Бекаса», подставленного «Надежде» под видом уголовника, все получается очень удачно. Симпатичного врага арестовывают, душевно перевербовывают и он начинает работать на нашу разведку.
Сценаристы красной линией показали чувства бывшего врага. Тут тебе и ностальгия «про простую русскую речку, в которой отец-граф, хотел бы половить окуньков» и «я завидую тебе, если бы я мог, я бы пополз на коленях в Россию» и «вот ваш дом, в котором до революции жил ваш отец, ваше сиятельство». И родившийся сын. В общем, «Бекас», тонко играет на русских чувствах «Надежды» и тот в корне меняет мировоззрение.
И все бы было хорошо, если бы не одно «но», которое изо всех сил, стараются не показывать в фильме. Кое-что у нас остается за кадром. Оно не акцентируется и это всего лишь несколько моментов, но моментов ключевых. Собственно их два — это отец и сын Тульевы и их военное прошлое.
Итак. Отец «Надежды» граф Тульев, эмигрант, сбежал после революции в Париж. Да, в старости он ностальгирует и хочет ловить окуньков в русской речке. Прекрасно, но это уже мирное, послевоенное время. Во время войны, он — профессиональный разведчик, сотрудничает с немцами, естественно работая против CCCР. В лучшем случае сотрудничая с абвером, но учитывая оккупацию немцами Франции, сначала вполне мог быть и агентом гестапо. Не исключено, что мог поддерживать тесные контакты со Шкуро и Красновым. Белоэмигранты были довольно тесно связаны и варились в одном котле. И если двух вышеупомянутых мерзавцев заслуженно выдали СССР и потом повесили, то Тульев после войны сумел соскочить. Остался на свободе, его не выдали, он продолжил работу на западные спецслужбы. Это значит, что служил он на совесть, достиг определенного положения, имел доступ к важной информации и остался нужен новым хозяевам. А автокатастрофа, которую подстроили ему бывшие хозяева, за желание издать мемуары во Франции, наводит, знаете ли, на мысль, что не прост был папочка во время войны, ох не прост. И к какому уровню информации он имел доступ, что его грохнули свои же, через столько лет после войны, лишь за попытку издать мемуары.
Его сын, тот самый «Надежда», во время войны тоже сотрудничает с немцами. Предположительно абвер. И тоже после войны остается востребованным западной разведкой, причем разведкой ФРГ. Легенду его внедрения в СССР, разрабатывают еще во время войны, ради чего агента поместили в немецкий концлагерь, к русским пленным. А агент, забрасывавшийся через линию фронта, немцами обычно замазывался кровью так, что бы у него не было даже намека на мысль, перейти на другую сторону. Иными словами «Надежда», профессиональный разведчик, прошедший жесткую подготовку, со стальными нервами, жестокий, повязанный кровью или компроматом и полным отсутствием морали.
В сцене разговора с Дембовичем, когда неожиданно находится родная сестра человека, под личиной которого в СССР действует «Надежда», и его могут разоблачить, он спокойно заказывает ее устранение. Да, сестру не убивают, благодаря работе нашей контрразведки, но это не снимает с «Надежды» ответственности за заказ на убийство и подготовки к нему. И еще один момент, когда сидя за столом, «Надежда» и Дембович обговаривают поиск исполнителя для убийства сестры. Там среди обычно трепа, шуточек и прибауточек, происходит очень занимательный диалог.
Надежда: — Что вы намерены делать, Дембович, моя сестра ваша забота.
Дембович: — У меня есть один человек, я ему когда-то помог достать документы. Понимаете, это грязная история, он работал исполнителем в гестапо…
Надежда: — Ну что, вешал, расстреливал, кто такой?
Дембович – Его зовут Василий Терентьев…
Надежда: — Пойдет?
Дембович: — Пойдет. Я напомню ему Краснодарский процесс…
Наджеда: — Кстати, а чем там закончилось то?
Дембович: — Расстреляли!
Надежда: (отпив глоточек кефира) — Ай-яй-яй…. правильно сделали.
Посмотрите отрывок и обратите внимание, как «Надежда» уточняет: «вешал, расстреливал?» Жженов прекрасно сыграл «этот вопрос». Он задан спокойно, равнодушно и деловито. Для «Надежды» это обычная и привычная работа зондеркоманд, не вызывающая ни малейшего удивления или осуждения.
Ну и последнее цинично-ироничное: «Ай-яй-яй, правильно сделали» в адрес бывших немецких подручных, его коллег, тоже говорит о нем, как о личности, довольно много.
Собственно я все это к чему. Далеко не прост этот «ностальгирующий» разведчик. Это циничный, умный, сильный, сформировавшийся враг, чья молодость прошла в сотрудничестве с немецкой разведкой и зондеркомандами на оккупированной территории СССР. Его взять на душевный разговор об окуньках…. Не знаю. Я бы его у пакгауза грохнул. Но во всех разведках мира, есть универсальное правило: «в разведке нет отбросов, есть кадры». Что нам, собственно и показали в фильме. Но тогда, лет 45 назад, лично мне это было не понятно. Вот собственно и все, что хотел сказать и упаси меня Бог, делать выводы или осуждать. Это просто рассуждения вслух.
А фильмы и в самом деле чудесные.
В основу фильма легла биография бывшего чекиста Владимира Петроченкова. Под псевдонимом «Владимир Востоков» он написал книгу воспоминаний о службе в органах госбезопасности, которую затем превратил в сценарий. Его соавтором стал Олег Шмелёв, он же — генерал-лейтенант спецслужб, руководитель контразведки Олег Грибанов. Со шпионской темой оба были знакомы не понаслышке…
Шпионский детектив «Ошибка резидента» вышел в 1968 году и стал первым из четырех фильмов о разведчике Михаиле Тульеве. Помимо работы над «резидентом», Востоков и Шмелёв совместно написали сценарий ещё к одному детективу про разведку — «Кольцо из Амстердама».
«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман
Снять фильм о шпионах взялся режиссёр Вениамин Дорман. Когда началась работа над «Ошибкой резидента», он был известен как комедиограф — снял спортивную комедию «Штрафной удар» и ленту про спекулянтов «Лёгкая жизнь». Последняя комедия «Приезжайте на Байкал» успеха не имела, поэтому Дорман задумался о смене жанра. А после «Ошибки резидента» полностью переквалифицировался в режиссёра детективов.
На роль резидента западной разведки Михаила Тульева был приглашён Георгий Жжёнов. К началу съёмок актёр отбыл два срока в тюрьме по ложному обвинению в шпионаже — во время съёмок в картине «Комсомольск» познакомился в поезде с американцем. Посадили его по доносу коллеги, который сообщил о мнимой дружбе Жжёнова с агентами ЦРУ.
В сталинских лагерях прошли 17 лет жизни будущего народного артиста СССР. Отбывал срок актёр на Колыме, работал и водителем машины, и на рудниках, и на каменотёсах. В заключении стал актёром Магаданского музыкально-драматического театра, позже вместе с Иннокентием Смоктуновским работал в Норильском Заполярном театре драмы.
Георгий Жжёнов знал, кто на него донёс, но никогда не называл его фамилию. Когда за роль в «Ошибке резидента» актёру вручали премию КГБ, он сдержанно сказал: «Если снова меня посадите, теперь надеюсь на тёплую камеру…»
«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман
Сотрудника КГБ Павла Синицина, работающего под видом уголовника Бекаса, сыграл бард и диссидент Михаил Ножкин — как раз тогда его уволили из Москонцерта за недостаточно патриотичный репертуар. В фильме прозвучали его песни — «Образованные просто одолели» и «А на кладбище так спокойненько».
«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман
Фильм «Ошибка резидента» был учебным пособием при подготовке кадров для КГБ. Сотрудники госбезопасности были и консультантами фильма — они открывали доступ ко многим объектам, где работала съёмочная группа. Съёмки проходили в режиме повышенной секретности, так как вызывали большой интерес зарубежных разведок. Во время работы случился инцидент, который мог лишить зрителей фильма — водитель арендованной машины привлёк к себе внимание тем, что постоянно что-то записывал. Его пригласили сначала в Первый отдел Госкино, а затем и на Лубянку, где выяснилось, что он — сотрудник британской разведки.
«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман
Полиграф, на котором тестировали Бекаса, был самым настоящим детектором лжи. Консультанты увидели подготовленный для съёмок муляж, сказали, что их засмеют, если такое увидят, и предоставили свою технику.
«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман
Смотрел их еще мальчишкой и очень люблю эти фильмы. Отчасти потому, что там играет Ножкин, прекрасный актер и человек. И до сих пор люблю. Там вообще огромное количество потрясающих актеров. Копелян, Жженов, Граббе, Плятт, а как достоверно и точно играют Олег Жаков – роль Дембовича, бывшего переводчика, служившего в гестапо и Вадим Захарченко – роль предателя Леонида Круга. Это же просто высший класс, в них веришь, сразу и мгновенно. Причем и тот, и другой играют вполне симпатичных людей, если не знать их прошлое. Да и сама тема, когда зарубежного разведчика перевербовывают и он начинает быть не «их шпионом», а «нашим разведчиком» и приносит много пользы своей вновь обретенной Родине, мне всегда была очень интересна.
Для начала пару слов о герое. Итак, главный герой — агент западной разведки под позывным «Надежда», заброшенный в СССР. Сын русского эмигранта, графа Тульева, тоже бывшего разведчика, жившего в Париже.
«Надежду» играет Георгий Жженов. Играет прекрасно. Даже как враг, а это зрителю сообщают практически сразу, он вызывает симпатию. Умный, хорошо владеющий собой, спокойный, с юмором, хороший психолог, с виду открытый и честный, искренне любит русскую женщину. По «легенде», во время войны он был в плену, о чем «откровенно» рассказывает своей любимой. Таких, после войны, с поломанными судьбами было сотни тысяч по все стране. В общем, обычный, воевавший мужик-работяга, который не сломался от выпавших испытаний и хочет простого счастья.
И даже понимая, что скоро он будет разоблачен, то прежде чем податься в бега, оставляет своей беременной любимой деньги на ребенка. Очень человеческий жест, вызывающий симпатию даже к врагу.
Ну и конечно, по законам жанра, в следующем фильме, в результате ювелирной работы нашего агента «Бекаса», подставленного «Надежде» под видом уголовника, все получается очень удачно. Симпатичного врага арестовывают, душевно перевербовывают и он начинает работать на нашу разведку.
Сценаристы красной линией показали чувства бывшего врага. Тут тебе и ностальгия «про простую русскую речку, в которой отец-граф, хотел бы половить окуньков» и «я завидую тебе, если бы я мог, я бы пополз на коленях в Россию» и «вот ваш дом, в котором до революции жил ваш отец, ваше сиятельство». И родившийся сын. В общем, «Бекас», тонко играет на русских чувствах «Надежды» и тот в корне меняет мировоззрение.
И все бы было хорошо, если бы не одно «но», которое изо всех сил, стараются не показывать в фильме. Кое-что у нас остается за кадром. Оно не акцентируется и это всего лишь несколько моментов, но моментов ключевых. Собственно их два — это отец и сын Тульевы и их военное прошлое.
Итак. Отец «Надежды» граф Тульев, эмигрант, сбежал после революции в Париж. Да, в старости он ностальгирует и хочет ловить окуньков в русской речке. Прекрасно, но это уже мирное, послевоенное время. Во время войны, он — профессиональный разведчик, сотрудничает с немцами, естественно работая против CCCР. В лучшем случае сотрудничая с абвером, но учитывая оккупацию немцами Франции, сначала вполне мог быть и агентом гестапо. Не исключено, что мог поддерживать тесные контакты со Шкуро и Красновым. Белоэмигранты были довольно тесно связаны и варились в одном котле. И если двух вышеупомянутых мерзавцев заслуженно выдали СССР и потом повесили, то Тульев после войны сумел соскочить. Остался на свободе, его не выдали, он продолжил работу на западные спецслужбы. Это значит, что служил он на совесть, достиг определенного положения, имел доступ к важной информации и остался нужен новым хозяевам. А автокатастрофа, которую подстроили ему бывшие хозяева, за желание издать мемуары во Франции, наводит, знаете ли, на мысль, что не прост был папочка во время войны, ох не прост. И к какому уровню информации он имел доступ, что его грохнули свои же, через столько лет после войны, лишь за попытку издать мемуары.
Его сын, тот самый «Надежда», во время войны тоже сотрудничает с немцами. Предположительно абвер. И тоже после войны остается востребованным западной разведкой, причем разведкой ФРГ. Легенду его внедрения в СССР, разрабатывают еще во время войны, ради чего агента поместили в немецкий концлагерь, к русским пленным. А агент, забрасывавшийся через линию фронта, немцами обычно замазывался кровью так, что бы у него не было даже намека на мысль, перейти на другую сторону. Иными словами «Надежда», профессиональный разведчик, прошедший жесткую подготовку, со стальными нервами, жестокий, повязанный кровью или компроматом и полным отсутствием морали.
В сцене разговора с Дембовичем, когда неожиданно находится родная сестра человека, под личиной которого в СССР действует «Надежда», и его могут разоблачить, он спокойно заказывает ее устранение. Да, сестру не убивают, благодаря работе нашей контрразведки, но это не снимает с «Надежды» ответственности за заказ на убийство и подготовки к нему. И еще один момент, когда сидя за столом, «Надежда» и Дембович обговаривают поиск исполнителя для убийства сестры. Там среди обычно трепа, шуточек и прибауточек, происходит очень занимательный диалог.
Надежда: — Что вы намерены делать, Дембович, моя сестра ваша забота.
Дембович: — У меня есть один человек, я ему когда-то помог достать документы. Понимаете, это грязная история, он работал исполнителем в гестапо…
Надежда: — Ну что, вешал, расстреливал, кто такой?
Дембович – Его зовут Василий Терентьев…
Надежда: — Пойдет?
Дембович: — Пойдет. Я напомню ему Краснодарский процесс…
Наджеда: — Кстати, а чем там закончилось то?
Дембович: — Расстреляли!
Надежда: (отпив глоточек кефира) — Ай-яй-яй…. правильно сделали.
Посмотрите отрывок и обратите внимание, как «Надежда» уточняет: «вешал, расстреливал?» Жженов прекрасно сыграл «этот вопрос». Он задан спокойно, равнодушно и деловито. Для «Надежды» это обычная и привычная работа зондеркоманд, не вызывающая ни малейшего удивления или осуждения.
Ну и последнее цинично-ироничное: «Ай-яй-яй, правильно сделали» в адрес бывших немецких подручных, его коллег, тоже говорит о нем, как о личности, довольно много.
Собственно я все это к чему. Далеко не прост этот «ностальгирующий» разведчик. Это циничный, умный, сильный, сформировавшийся враг, чья молодость прошла в сотрудничестве с немецкой разведкой и зондеркомандами на оккупированной территории СССР. Его взять на душевный разговор об окуньках…. Не знаю. Я бы его у пакгауза грохнул. Но во всех разведках мира, есть универсальное правило: «в разведке нет отбросов, есть кадры». Что нам, собственно и показали в фильме. Но тогда, лет 45 назад, лично мне это было не понятно. Вот собственно и все, что хотел сказать и упаси меня Бог, делать выводы или осуждать. Это просто рассуждения вслух.
А фильмы и в самом деле чудесные.