8 октября 2021 г
Типичные орфоэпические и
акцентологические ошибки в современной речи. Нормы употребления терминов
План урок
Орфографический и пунктуационный практикум |
|||
Задание 1
Орфографический
и пунктуационный практикум.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки
препинания
Особе(н/нн)ость русского литературного языка
заключается в его постоя(н/нн)ом совершенствовании путём включения всё новых
и новых, структурно чуждых (по)началу, элементов. Это вызвало в нём особую
силу которую можно было(бы) назвать «силой выживаемости» в новых социальных
условиях и орг..низовало тот запас прочности который позв..ляет русскому
литературному языку создавать всё новые и новые в..риации гибко откл..каясь
на потребности времени. (В.
Колесов).
Время: 5 минут
— Что такое «НОРМА» в языке?
Компания «МДМ» 1 июня 2021 года
Нормы
произношения гласных звуков
Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением.
В безударном положении звучание гласных меняется. Процесс
ослабления чёткости звучания гласных в безударном положении носит название редукции.
Для современной произносительной системы русского языка лес [ э |
После согласных Ж и Ш буквы О, Э в первом предударном слоге ж[ы]леть |
Согласные звуки отчётливо произносятся перед гласными, перед
согласными сонорными Л, М, Н, Р, Й, перед буквой В, перед разделительными Ъ и Ь
знаками [ниЗак]
Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим
согласным оглушаются, происходит ассимиляция (лат. assimilatioуподобление) по
глухости: бег [к], лодка [т],
а глухие согласные перед звонкими
озвончаются происходит ассимиляция по звонкости отбавить – о[д]бавить.
Перед мягкими согласными парные
твёрдые согласные смягчаются: казнь [ з н ].
Правила, отражающие современные
орфоэпические нормы
Буква Г на
конце слова бог произносится как [х].
–ОГО/-ЕГО в прилагательных мужского и
среднего родов произносятся как о[в]о/ е[в]о.
СЖ и ЗЖ произносятся как долгий
твердый согласный [жж]: сжать – [жж]ать
ЗЧ и СЧ произносятся как [ щ ] (на
стыке морфем): расчёт- ра[ш’ш’]ет
ДЧ и ТЧ произносятся как [ ч ] (на
стыке морфем): отчёт-о[ч’ч’]ет
–ТСЯ и –ТЬСЯ произносятся как [ ца ]
(в глаголах): улыбаться -улыба[ццъ] ЖД произносится как [ шт ] и [ щ ] в слове
дождь и производных.
ЧН произносится как [ ч н ] — в
большинстве слов; вечный, но произносится как [ шн ] в словах ску[шн]о,
коне[шн]о, наро[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а и др.
ЧТ
произносится как [шт]: чтобы, что и т.д., но нечто [чт].
ГК
произносится как [ х к ] – в словах лёгкий, мягкий.
ГЧ
произносится как [ хч ] – в словах легче, мягче.
СТН, НТСК, СТЛ, НДСК, ЗДН, РДЦ, ЛНЦ,
ВСТВ, ЛВСТВ – содержат непроизносимую согласную: солнце [сонце]
Слова иноязычного происхождения
Смягчение согласных перед Е.
В соответствии с нормами произношения
в русском языке перед гласным Е произносится мягкий согласный звук: текст
[т´э], брюнет [н´э], термин [т´э], конкретно [р´э], терапевт [т
´э], декада [д´э], академия [д´э],
музей [з´э], фанера [н´э], фланель [н´э]
Но обычно в книжных словах и
терминологии продолжает произноситься с твердым согласным звуком (интеграл
[тэ], тенденция [тэ], артерия [тэ], фонетика [нэ], Вольтер [тэ], Шопен [пэ],
бифштекс [тэ], тембр [тэ], термос [тэ]), ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ],
кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], стенд [тэ], резю[мэ], шедевр [шэ]).
Двойной согласный
произносится
как двойной в одних словах (ва[нн]а, ка[сс]а, ма[сс]а, капе[лл]а), в других –
как одиночный (аккуратно — а[к]уратно, аккомпанемент — а[к]омпанемент, аккорд —
а[к]орд, ассигновать — а[с]игновать, грамм — гра[м]).
—
Что Вы узнали насегодняшнем
уроке?
—
С какими
понятиямипознакомились?
1.
2. « Душа речи … Акцентологическая норма русского языка»
3. Цели работы:
• изучить литературу о сущности русского
ударения, его типах и функциях;
• узнать, существуют ли законы правильной
постановки ударения в русском языке; изучить
эти законы;
• изучить причины изменения и колебания
ударения, возможные тенденции в развитии
акцентологических норм и проследить их в
современной речи;
• изучить речь учащихся и учителей с точки
зрения правильности постановки ударения.
4.
Орфоэпические нормы — это
произносительные правила устной
речи. Их изучает специальный
раздел языкознания – орфоэпия (от
греч. orfhos — «правильный» и epos –
«речь»).
5.
• Мы решили узнать, насколько владеют нормой
литературного произношения наши дноклассники
и учителя.
• Было опрошено 77 учеников старших классов и 21
учитель.
• Опрос был анонимным.
• Опросный лист (словарь) состоял из 60 слов и условно
делился на 2 части:
1) часто употребляемые слова из бытовой лексики: свекла,
крапива, кухонный,…;
2) книжные слова: процент, средства… .
6.
Норма
Кол-во прав.
ответивших
уч-ся
%
Кол-во учителей,
которые ответили
правильно
%
Кухонный
72
93.5
17
80,9
Углубленный
66
85.7
15
71,4
Новорожденный
50
64,9
20
95,2
Поисковый
77
100
21
100
Лососевый
62
80,5
19
90,4
Зубчатый
9
11,6
14
66,6
Кедровый
66
85,7
21
100
Сливовый
52
67,5
19
90,4
Премировать
33
42,8
17
80,9
Ходатайствовать
31
40,2
17
80,9
Звонят
63
81,8
21
100
Боязнь
72
93,5
21
100
Апостроф
29
37,6
13
61,9
7.
Каталог
52
67,5
20
95,2
Квартал
57
74
21
100
Фарфор
75
97,4
21
100
Намерение
72
93,5
16
76
Агрономия
51
66,2
13
61
Иконопись
30
38,9
15
71
Начался
63
81,8
16
76
Тотчас
63
81,8
21
100
Мастерски
20
25,9
17
81
Некоторые
73
94,8
21
100
Задолго
69
89,6
19
90
Постой у двери
59
76,6
16
76
Задание на дом
53
68,8
20
95
Звонит, звонят,
звонишь,
54
70,1
18
85,7
Позвонишь
51
66,2
18
85,7
Красивее
47
61
19
90
8.
Начат
67
87
19
90
начата
61
79,2
19
90
Начато
53
68,8
17
81
Принят
67
87
21
100
Принята
61
79,2
21
100
Принято
55
71,4
19
90
Издавна,
64
83,1
21
100
Доверху
66
85,7
21
100
Отбыл, отбыло,
50
64,9
19
90
Отбыла
66
85,7
19
90
За год, на день
53
68,8
17
81
Дала, брала
62
80,5
21
100
Из дому
31
40,2
16
76
9. Вывод:
Норма
Итого:
Кол-во
правильно
ответивших
%
Кол-во
%
учителей,
учащихся
которые
ответили
правильно
41 чел. 49,3%
13 чел.
64,4%
10.
Как видим, большинство старшеклассников
не обладают высокой речевой культурой.
Только 50% в среднем знают
акцентологические нормы.
У учителей показатель выше (64,4%), но
тоже далек от нормы
11.
• Самыми трудными словами для
учащихся оказались: зубчатый,
иконопись, свекла, апостроф, кулинария,
мастерски, ломоть.
• У учителей затруднения вызвали слова:
агрономия, ломоть, намерение,
иконопись, искра, зубчатый,
новорожденный.
• Как видим, трудности вызвали и часто
употребляемые слова, и книжные.
12.
• Случаи с неправильной
постановкой ударения
встречались даже у
высокообразованных людей.
Так, например, Корней
Чуковский признавался, что,
впервые выступая в
Петербурге на литературном
вечере, сделал девяносто два
неправильных ударения.
Узнав об этом, он завел себе
словарь, и больше этого
никогда не повторялось.
13.
« Если кто захочет определить,
почему в одном слове
ударение на таком месте, а в
другом, сходном с ним по
образованию и по роду
выраженного понятия,
ударение не на том же слоге,
такое старание будет
бесплодным. Это происходит
от того , что ударение …
составляет одну из его
индивидуальных
особенностей. Оно
образовалось вместе со
словом…»
Я.К.Грот «О некоторых
законах ударения» (1857)
14.
Для успешного овладения
орфоэпической нормой необходимо:
усвоить основные правила русского литературного
произношения;
научиться внимательно и критично слушать свою
речь и речь окружающих;
анализировать свои ошибки и недочеты и исправлять
их;
слушать и изучать образцовое произношение,
которым должны владеть дикторы радио и телевидения.
15. Почему у других народов нет такой проблемы?
Дело в том, что в некоторых языках ударение
фиксированное:
в финском и
эстонском
на первом
слоге
в польском
во французском
на предпоследнем на последнем
слоге
слоге
16. Особенности русского ударения
Ударение в русском языке разноместное,
т.е не закреплено за определенным слогом
Средства
Досуг
Каталог
Асимметрия
Разноместность делает ударение в русском языке
индивидуальным признаком каждого отдельно
взятого слова!
17.
В области русского ударения нет никаких
правил – есть только тенденции
Рассмотрим некоторые из них
Иностранные слова
произносятся так, как в
языке — источнике
мАркетинг
(англ.)
факсИмиле
жалюзИ
фетИш
(англ.)
(фр.)
(фр.)
18.
Ударение в русском языке подвижное, т.е. может
перемещаться в пределах словоформы
гЕрб
зАнят
умерЕть
начАться
о гербЕ
занятА
умЕрший
началсЯ,
началАсь
19.
Запомните ударение в словах:
агронОмия
оптОвый
баловАть
принУдить
граждАнство
столЯр
завИдно
углубИть
исчЕрпать
ходАтайство
квартАл
христианИн
намЕрение
щавЕль
новорождЁнный
экспЕрт
20.
Две группы глаголов на -ировать
баллотИровать
бомбардировАть
блокИровать
гравировАть
гарантИровать
гофрировАть
дисквалифицИровать
группировАть
дискутИровать
пломбировАть
инсценИровать
премировАть
копИровать
формировАть
Причастия
блокИрованный
премирОванный
21.
Слова могут иметь основное и
побочное ударение
• в сложных и сложносокращенных словах
• в словах с иноязычными приставками
вЕроисповЕдание
ОстросюжЕтный
гОсслУжба
пОстскрИптум
прОамерикАнский
нЕфтепровОд
гАзопровОд
трУбопровОд
мУсоропровОд
НО: прОвод
22.
Ударение в
существительных (им. пад. мн. ч.)
бАнт — бАнты
блАго — блАга
инженЕр-инженЕры
срЕдство-срЕдства
трЕнер — трЕнеры
хозЯин — хозЯева
23.
Ударение в
существительных(род.пад. мн.ч.)
ведомости
ведомостЕй
области
областЕй
аэропорты
аэропОртов
вОзрасты
вОзрастов
мощности
мОщностей
отрасли
Отраслей
прибыли
прИбылей
торты
тОртов
24.
Ударение в кратких
прилагательных и причастиях
Он прав – она правА – они прАвы
Он весел – она веселА – они вЕселы
Он глуп – она глупА – они глУпы
Он глух – она глухА – они глУхи
Он груб – она грубА – они грУбы
Он создан – она созданА – они сОзданы
Он взят – она взятА – они взЯты
25.
Глаголы с ударением на основе во
всех формах, кроме формы женского
рода
Он брал – она бралА – они брАли
Он взял – она взялА – они взЯли
Он гнал – она гналА – они гнАли
Он звал – она звалА – они звАли
Он рвал – она рвалА – они рвАли
Он снял – она снялА – они снЯли
Он спал – она спалА – они спАли
НО:
Он клал – она клАла – они клАли
26.
Глаголы с ударением на приставке, кроме
формы женского рода
Он зАдал – она задалаА – они зАдали
Он зАнял – она занялА – они зАняли
Он нАнял – она нанялА – они нАняли
Он нАчал – она началА – они нАчали
Он Отбыл – она отбылА – они Отбыли
Он пОнял – она понялА – они пОняли
Он прИнял – она принялА – они прИняли
27.
Глаголы с ударением на окончании
включИть – ты включИшь – он
включИт – они включАт
заключИть – ты заключИшь – он
заключИт – они заключАт
звонИть – ты звонИшь – он звонИт –
они звонЯт
облегчИть – ты облегчИшь – он
облегчИт – они облегчАт
повторИть – ты повторИшь – он
повторИт — они повторЯт
приободрИть – ты приободрИшь – они
приободрЯт
усугубИть – ты усугубИшь –он
усугубИт — они усугубЯт
28.
Ударение по аналогии
монолог-диалог-каталог-некролог
кулинар-кулинария
ветеринар-ветеринария
рефлекс-рефлексия
ген-генезис
Украина-украинский
сведения-осведомиться
красивый-красивее
обеспечить-обеспечение
сосредоточить-сосредоточение
упрочить-упрочение
29.
Ударение в русском языке играет
смыслоразличительную роль
бронИровать
бронировАть
видение
видЕние
занятОй
зАнятый
Отзыв
отзЫв
языкОвый
языковОй
30. Это интересно Для того, чтобы запомнить раз и навсегда, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо
подобрать к нему созвучное слово, такое, в котором на
этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово
должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы
рифма попадала на запоминаемый слог. Дальше, как
обычно, из запоминаемого и вспомогательного слова нужно
составить сюжет. Теперь, когда вы снова столкнетесь с
этим словом и засомневаетесь, где же поставить ударение,
вам достаточно будет вспомнить свой сюжет или рифму,
и все сомнения благополучно разрешатся.
31. Вот примеры
ДоговОр
ДоговОр украл вОр
КатаЛОг
КатаЛОг съела ЛОшадь
ЗвонИт
Добрый доктор Айболит
спрашивает: Кто звонИт?
БаловАть
БалоВАТь сладкой ВАТой.
КремЕнь (а не крЕмень)
Меняю креМЕНЬ на реМЕНЬ
КУхонный
Полотенцем кУХОнным вытер
УХО.
СтолЯр
СтолЯР пришел на ЯРмарку
СвЕкла
СВЕКр весь вымазался СВЕКлой
32. Министерство образования и науки РФ
назвало утвержденный список словарей и
справочников, содержащих нормы
современного языка:
• Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З.,
Сазонова И.К., Чельцова Л.К. — М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. —
1288 с.
Грамматический словарь русского языка:
Словоизменение. Зализняк А.А. — М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008.
— 794 с.
• Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л.- М.:
«АСТ-ПРЕСС», 2008. — 943 с
• Большой фразеологический словарь русского языка.
Значение. Употребление. Культурологический
комментарий. Телия В.Н. — М. : «АСТ-ПРЕСС», 2008. —
782 с
- Акцентологические нормы русского языка
Акцентология – особенности ударения в словах
- Русское ударение разноместно и подвижно (может падать на любой слог и перемещаться при изменении слов)
- Трудность усвоения
- русского ударения
- Музыкальность
- и выразительность
- русской речи
В языке действуют определенные тенденции в постановке ударения
- Архаичные ударения:
- Нужда, призрак
- Просторечные ударения:
- Свекла, договор
- Многие просторечные ударения
- впоследствии могут стать вариантами нормы:
- Ракурс – ракурс, феномен – феномен, каталог — каталог
В русском языке 5000 слов с колебаниями в ударении
- Акцентные варианты – допустимые способы постановки ударения:
- Творог – творог, баржа – баржа, залитый — залитый
- Профессиональные
- варианты:
- Компас, рапорт (моряки),
- искра (шоферы),
- астроном (ученые),
- рефлексия (психологи)
Почему возникают ошибки в постановке ударений?
- Влияние разговорной речи и просторечия: договор, свекла, слесаря
- Ударение в заимствованных словах: колледж (прав. колледж), маркетинг (прав. маркетинг) , мизерный (прав. мизерный)
- Отсутствие Ё приводит к ошибкам: завороженный вместо заворожённый, новорожденный вместо новорождённый
Место ударения в словах указывают многие типы словарей:
- Орфографические
- Словари ударений
- Толковые
- Орфоэпические (дает сведения о перемещении ударения при изменении слова: жить, живу, прош. Жил, жила, жило, жили
Смыслоразличительная и форморазличительная функция ударения
- Атлас, мало, мука, замок, трусит, хлопок, парить, острота
- Как меняется форма или смысл слова в зависимости от места ударения?
Некоторые активные тенденции развития ударения в современном русском языке
- 1) В глаголах на -ИТЬ в формах настоящего—будущего времени ударение перемещается с окончания на основу: грузить — грузит (архаичное), грузит (новое). Запомните, что нормативные ударения — звонит, творит, растит.
- 2) В глаголах на -ИРОВАТЬ ударение перемещается ближе к началу слова: баллотировать — баллотировать. Но правильно: премировать, бомбардировать, гравировать, гримировать, пломбировать, запломбировать, нормировать; премировать — ударение просторечное.
3) В многосложных словах ударение перемещается с начала или с конца слова на один из серединных слогов: прадедовский — прадедовский.
- 3) В многосложных словах ударение перемещается с начала или с конца слова на один из серединных слогов: прадедовский — прадедовский.
- 4) У существительных мужского рода двух-, трехсложных слов ударение перемещается ближе к началу слова: призрак — призрак. Но во многих словах (договор, квартал и др.) перемещение ударения ближе к началу слова имеет ненормативный характер.
- 5) У существительных женского рода двух-, трехсложных слов ударение перемещается ближе к концу слова: нужда — нужда. Но у некоторых слов (свекла, верба и др.) перемещение ударения ближе к концу слова носит ненормативный характер.
Объясните двойное ударение в приведенных ниже словах. Какое ударение в настоящее время является нормативным? Какое считается архаичным? В каких словах новое ударение является просторечным?
- I. Дарит, манит, кружит, валит, варит, звонит, дружит, солит, творит, шевелит.
- II. Рецензировать, нормировать, маршировать, блокировать, фаршировать.
- III. Процент, каталог, диалог, магазин, аргумент, призрак, суффикс, документ, шофер, инструмент, медикамент, агент, алфавит, квартал, досуг, диспансер, недуг, феномен, приговор, ракурс, планер, заговор.
- IV. Петля, нужда, баржа, кулинария, индустрия, цена, металлургия, маслина, свекла, губа.
Прочитайте следующие словосочетания. Отметьте случаи перемещения ударения на предлоги.
- С глазу на глаз, час от часу не легче, глядеть не на что, со дня на день, хватать за душу, без году неделя, держать нос по ветру, выйти из лесу, вставать на ноги, бросать слова на ветер, как снег на голову, выпускать из виду, на ночь глядя, взять за руку, сидеть нога на ногу, задание на дом, заложить руки за спину, идти по трое, хвататься за голову, заготовки на зиму, переступать с ноги на ногу, поставить с ног на голову, дуть на воду
Прочитайте слова, правильно ставя ударение
- Средства, свекла, искра, красивее, приговор, завидно, лиловее, досуг, шофер, яслей, ненависть, баловать, договор, позвонит, сметливый, офицера (офицеры), обыденный, библиотека, оптовый, приняли, плыла, магазин, добыча, брала, сливовый, агент, арбуз, документ, изредка, квартал, крапива, медикамент, ремень, статуя, начал, окон, боязнь, алкоголь, верба, гусеница, закупорить, злоба, вложить, кашлять, процент, туфля, жаворонок, шавель, зевота, русло, кладбище, кишка, фарфор, пергамент, иероглиф, еретик, диалог, симметрия, ровня, пригоршня, трапеза, счастлив, синоним, эпиграф,
- спала, двоюродный, бармен, гнала, арест, начать, эксперт, предложить, атлет, кухонный, каталог, сформировать, престиж, украинский, эпилог, сантиметр, крови (анализ), занял, престиж, звонят, паралич, бензопровод, завсегдатай, облегчить, дефис, хвоя, диспансер, рудник, столяр, корысть, торты, гражданство, ходатайство, партер, ракушки, иначе, из аэропорта, принудить, юродивый, догнала, цемент, мышление, созыв, километр, доллар, алфавит, банты, отчасти, жалюзи, начавший, красивейший, кидаться, давнишний, безудержный, включит
Слайд 1
Подготовка к ЕГЭ Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка Задание А 1 Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №12 г. Новый Уренгой ЯНАО Береза Галина Владимировна
Слайд 2
Орфоэпические и акцентологические нормы Орфоэпические нормы Орфоэпия – свод закономерностей нормализованного произношения. Стили произношения А) полный стиль: медленный темп речи, четкое произношение звуков и слогов (официальная, торжественная речь) Б) неполный стиль: быстрый темп речи, сильная редукция (неофициальная, бытовая речь) Ср.: сейчас, тысяча, пятьдесят, когда и под. 1 .гласные . 1)аканье . Вода, дала, столы 2)иканье : в лесу, часы, пятак 3)А в первом предударном слоге после Ш и Ж и Ц произносится обычно как А: жара, шагать, цари. Однако как Ы произносится: жалеть, лошадей, ржаной, жакет, жасмин, двадцати, тридцати.
Слайд 3
4 ) В позиции после предлогов на согласный и слов на твердый согласный переходит в Ы: участвовать в игре, кот и мышь 5 ) Переход Е в О под ударением . Обычно в позиции перед твердым согласным и на конце слова произносится О : береста, блекнуть, взбешенный, исчерканный, новорожденный, свекла, жернов, набеленный, никчемный, побасенка, скабрезный, сметка, щелка, белесый, желчь и желчный, заплетший, принесший, привезший и др. Е произносится: бесхребетный, бревенчатый, бытие, житие, двоеженец, иноплеменный, современный, согбенный, недоуменный, опека, хребет, зев, приведший, забредший и др . Смыслоразличительную роль играют: крестный (отец, мать) и крестный (ход, муки), истекший (кровью) и истекший. В иностранных словах закономерности отсутствуют: маневры и маневренный, виндсёрфинг, но афера, гренадер и др. 6) Произношение безударного О : в заимствованных словах А ) в позиции перед гласным и после него : боа, радио, какао, адажио, видео, стерео, трио био -, гео -, нео -, хаос и др. Б) в словах редко употребляющихся : бомонд, моветон, реноме, рококо, каприччо и каприччио, и др. В) вариантно произносятся : бордо, шоссе, поэт и поэзия, форпост, досье, кредо, фойе, вето, маэстро, легато Г ) имена собственные с конечным О : Джордано Бруно, Карузо и др. Д) в словах из сферы искусств в сценической речи произносится О: ноктюрн, Флобер, сонет, и др.
Слайд 4
2. С огласные . 1 ) Г произносится как звук взрывной : город, погода, герб и др. искл : бухгалтер и некот.др . Допустимо в разговорной речи произносить щелевой звук в междометиях ага! Ого! В междометии господи! 2 ) Г оглушается в звук К : снег, вдруг, ногти, когти, искл .: Бог. В сочетании ГК – ХК (легкий, мягкий). ГЧ – ХЧ (мягче, мягчайший, облегчить), искл : тягчайший ( кч ). 3) Твердость -мягкость согласного в положении перед мягким согласны м. А) З и С, Д и Т перед мягкими внутри корня или перед суффиксом смягчаются : часть, здесь, гвозди, мазня, водник, пятница, спутник, одни, приставки и предлоги – мягко: разнес, стер, стянуть, из села, возник перед мягким Л – колебания: ясли, след, разлить, петли, медлить перед Б, П, В, Ф, М – колебания: четверг, ветви, Дмитрий, Людмила, змей, свежий. НО: в суффиксе – изм может смягчаться только перед мягким согласным – организм – в организме б ) Н перед Т и Д произносится мягко : вентиль, бантик, стипендия перед С и З – мягко: рецен ь зия , претен ь зия , но вариантно – бензин, вакансия, балансировать перед Ч и Щ – мягко: клянчить, кончик, барабанщик, обманщик. В) Р перед Д, Т, З, С произносится твердо: портит, форсить, кормить, перед Ч и Щ – твердо: ларчик, сборщик Г) Г перед мягким К смягчается : мягкий, легкий. Д) перед Й пере Ь свсе согласные смягчаются : скамья, бьют, шампиньон, перед Ъ приставки на –З, -С произносятся вариантно : съездил, изъять, на –Д, -Т, -Б – твердо: подъехал, отъехал, объехал
Слайд 5
4 ) Произношение сочетания ЧН . В большинстве случаев произносится как ЧН: точный, прочный, перечный, алчный, вечный, Млечный путь, отлично, античный, начну, качну, печник, ключница , ШН произносится в женских отчествах на – ична : Кузьминична, Ильинична и др. ШН обычно произносится в словах бытовой сферы : конечно, скучно, нарочно, яичница, пустячный, прачечная, скворечник, девичник, троечник, горчичный, горчичники, горчичница Возможны варианты : булочная, порядочный, Устарело ШН в словах молочный, сливочный, коричневый, бутылочный, лавочник, будочник, будничный, взяточник, яичный Смыслоразличительная роль: сердечный (клапан) – сердечный (друг), копеечная (монета) — копеечная (душа), калачный (форма) – калачный (ряд). 5) Произношение сочетания ЖЖ, ЗЖ внутри корня: произносится как долгий мягкий согласный: вожжи, дрожжи, жужжит, жжется, жжение, позже, поезжай и др. Допустимо произносить долгий твердый согласный. 6) Произношение сочетаний ЗЖ, СЖ, СШ, ЗШ на стыке приставки и корня и приставки и суффикса, а также на стыке предлога с последующим словом на Ж, Ш: всегда произносится как долгий твердый шипящий: сшить, изжарил, высший, без жалости. 7 ) Произношение СЧ, ЗЧ на стыке корня и суффикса обычно произносится как Щ: разносчик, подписчик, заказчик, образчик, заносчивый, привязчивый
Слайд 6
На стыке приставки и корня и предлога и последующего слова произносится ЩЧ: исчахнуть, расчистит, бесчисленный, бесчестный. Но: счастье, счет, рассчитать Непроизносимые согласные: А) СТН как СН: честный, местный, лестный, областной, постный, частный, местность, окрестность, шестнадцать, прихвастнуть, хлестнуть, крестник, наместник, капустник. Но: глистный, компостный, шерстка Б) ЗДН как ЗН: поздний, праздник, уездный, наездник, звездный. Но: бездна, безвозмездный В) СТЛ как СЛ: счастливый, завистливый, совестливый, жалостливый. Но: хвастливый, костлявый, постлать. Г) СТС как СС: большевистский, пропагандистский, РГС как РС: перетербургский , оренбургский, НО: вашингтонский . Д) остальные сочетания обычно произносятся как пишутся: ирландка, астма, поездка,
Слайд 7
(9. А ) твердый согласный перед Е в иностранных словах возможен : в основном в словах книжных, мало освоенных русским языком: адепт, альтернатива, аннексия, аутсайдер, ацтеки, астероид, апартеид, бартер, бестсЕллер , гангстер, генетика, генезис, дедукция. Дезавуировать, декаданс, демарш, демпинг, декор, детектор, деноминация, диспансер, интеграция, капелла, киберн е тика, компьютер, кортеж, критерий, лазер, латентный, лотерея, менЕстрЕль , менеджер, мистер, моветон, модель, модерн, неореализм, неофашизм, пантеон, патетика, потенциал, протеин, пейджер, полтергейст, р е ле, реквием, резюм е , реноме, сепсис, сервис, синтез, суперм е н, сонет, тезис, тест, тембр, темп, тенденция, тоннель, фарватер, интенсивный, интеграл, шоссе, интервент, шатен, энергия экзистенция , экстерн, эссе и др. Б) мягкий согласный произносится : абрек, брюнет, гипотеза, дебют, дегенерат, дезинфекция, декламация, дефис, компетентный, конкретный, музей, неолит, патент, претензия, рейд, ренегат, сейф, стратег, термин, фанера, шинель, деполитизация , деструкция, референт, В) вариантно : осн . Тв .: б е зе, бемоль, бизнесм е н, бутерброд, деградация, бандероль, депо, кратер, дезодорант, девальвация
Слайд 8
Осн.мягк .: сессия, агрессия, аллитерация, артезианский, бактерия, глинтвейн, дебет, декан, демобилизация, депр е ссия, конгресс, корнет, крейсер, креп, либретто, прогресс, регресс, ренессанс, сент е нция, термоядерный, террор, экспресс Г ) г, к, х, л всегда произносятся мягко: гегемон, гейзер, генетика, генезис, полтергейст, дегенерат, кемпинг, кегельбан, кейфовать, кельнер, кельты, кентавр, брикет, турникет, хетты, трахея, левиафан, легальный, легитимный, легат, легато, леди, Искл : кеб, хеппи-энд
Слайд 9
Причины орфоэпических ошибок межъязыковая интерференция . Русский язык как неродной. Возникает специфический национальный вариант русского языка. Особенно большое значение имеет взаимодействие близкородственных языков. Недостаточно мягкие губные согласные, сохранение О в безударной позиции, В вместо Ф, твердый Ч, внутриязыковая интерференция . Влияние диалектов. Щелевой Г, яканье, слишком открытый безударный А, оглушение Г в Х, влияние орфографии . Сохранение И после предлогов на согласный (участвовать в игре), произношение сочетаний свистящих с шипящими с сохранением свистящего, неразличение Е и Ё, появление свистящего перед шипящим различные фонетические процессы, обусловленные торопливой, небрежной речью : черезвычайный , друшлаг , лаболатория , переспектива , жакет Московский и петербургский варианты нормы
Слайд 10
Акцентологические нормы Акцентология – раздел языкознания, изучающий закономерности системы ударений. С войства русского ударения . разноместность – возможность разных слогов и морфем быть ударными (деревянный-глиняный). Есть языки с одноместным ударением: польский – предпоследний, чешский и немецкий – обычно первый, французский – последний. 2) подвижность – возможность его различной постановки в словоизменительной парадигме (новости-новостей, стол-столы). В сложных словах бывает основное ударение (падает на последнюю основу) и побочное (на предшествующих основах): самолет, теплоход, многоуважаемый и др. Ф ункции ударения. разграничение омографов: брОня-бронЯ , Ирис- ирИс , Атлас- атлАс , кИрка-киркА разграничение грамматических форм: сестры, учителя, стилистическое разграничение: лАвровый-лаврОвый , шЕлковый- шелкОвый
Слайд 11
3. Основные закономерности ударения. 1) Имена существительные: А) . в сложных словах на –провод ударение всегда ставится на последний слог: нефтепровод, газопровод . Искл .: электропровод, электропривод. Б) . слова, у которых неподвижное ударение на основе : бант, берёста, верблюд, госпиталь, договор, досУг , капля, карман, лектор, лозунг, минус, очерк, проповедь, редактор, сват, свекла, средство, торт, туфля, тюль, шарф, шофер, В). слова с неподвижным ударением на окончании : багаж, графа (во мн.ч . вариантно ), ломоьб , миндаль, ревЕнь , щавЕль Г) . в ед.ч .- на основе, во мн.ч . – на окончании : бал, борт, веер, вензель, директор, доктор, лагерь, орден, ордер, округ, Д). все формы – на основе, а косвенные падежи мн.ч . – на окончании : ведомость, должность, камень, локоть, новость, плоскость, повесть, скатерть, скорость, Е) . в ед.ч . – на окончании, во мн.ч . – на основе : вдова, десна, семья, сирота, Слова, в которых часто допускаются ошибки : Абрис, агЕнт , агронОмия , адюльтЕр , акАфист , акрОполь , алкАть , алкогОль , алфавИт , анАпест , апострОф , аргумЕнт , аристокрАтия , асбЕст , бАрмен , битА , блАговест , благоприобрЕтение , благостЫня , бОбслей , бУйволица , бУнгало , вАльдшнеп , вандАл , вероисповЕдание , вертЕп , ветеренАрия , вЕчеря , ворожеЯ , газопровОд , галА-концерт , гастрОномия , гЕнезис , грЕйпфрут , гренкИ , диоптрИя , диспансЕр , дОгмат , договОр , досУг , дремОта , ЕвАнгелие , еретИк , жалюзИ , жерлО , зАговор , знАмение , знАхарка , изЫски , Иконопись, Искра, искУс , инсУльт , испокОн , кАмбала , каталОг , кАтарсис , каучУк , квартАл , кЕта , кладовАя , коклЮш , колОсс , комбАйнЕр , кремЕнгь , корЫсть , ласО , логопЕдия , ломОта , мАркетинг , медикамЕнты , мессИя , мизЕр , немотА , недУг , некролОг , нефтепровОд , обеспЕчение
Слайд 12
2) Имена прилагательные. а ) . в кратких формах : а) ударение как в полной форме: перегрУжен , перегрУжена ; обычно с суффиксами –ив-, -лив-, — чив -, -им-, — альн -, — тельн -, — ист — б) во всех формах на основе, а в ж.р . – на окончании (обычно с суффиксами –к-, -н- и непроизводные): блИзок-близкА ; , прав, прАвы – правА , вЕсел , вЕселы-веселА , вАжен , важнЫ и вАжны – важнА , груб, грУбы-грубА ; зАперты-запертА . В настоящее время во мн.ч . ударение все чаще передвигается на окончание: бледнЫ и блЕдны ; грешнА , грешнЫ и грЕшны , прилагательные, в которых допускают ошибки: Августовский, автозавОдский , балОванный , безумОлчный , биржевой, бредовой, валовой, великовОзрастный , госпитАльный , гофрирОванный , гравирОванный , грУшевый , заворожЕнный , занятой, заплЕсневелый , заторможЕнный , зубчАтый , Иссиня-черный, кедрОвый , коротковОлновый , лубОчный , мальчикОвый , меновой, митингОвый , кУзонный , наведЕнный , незаконнорождЕнный , нЕнецкий , обЫденный , озлОбленный , оптОвый , оценЕнный , очередной, пЕрченый , перепЕрченный , пересОленный , побелЕнный , подОгнутый , подрОстковый , портОвый , пристЫженный , проторЕнный , развитОй ( прил ) – развитый( прич ), разОгнутый , разОмкнутый , разрежЕнный , слИвовый , сметлИвый , сОгнутый , тигрОвый , трУбчатый , умЕрший , экзальтирОванный , языковой и языкОвый
Слайд 13
3) Глаголы : А) прошедшее время глаголов и кратких страдательных причастий ( бессуфиксные ). Обычно в жен.р . ударение передвигается на окончание, в остальных формах – на основе: брАл-бралА , взЯл-взялА , взятА ; добЫл-добылА , нАчал-началА , начатА ; прИнял-принлА , принятА , Есть глаголы с неподвижным ударением: знать, брить и др., в т.ч . у глаголов на – сть , — зть (лезть, красть, класть). У глаголов на – чь , — сти , — зти ударение во всех формах на окончании: печь, стричь, ползти, нести. Если присоединяется приставка – система ударений сохраняется : забрАл-забралА . Если присоединяется – ся , то ударение передвигается на окончание: забрАлся-забралАсь , забралОсь , забралИсь . У целого ряда глаголов ударение переходит на приставку: отдал, продал, отнял, принял, начал, пережил и др., хотя тенденция к переносу на корень – запИл , перелИл и др. Б ) глаголы с ударным — ить . У них в личных формах ударение обычно переходит на основу: носить, любить, водить и др. Однако у целого ряда глаголов ударение сохраняется на окончании: звонить, углубить, облегчить, поместить, включить, приручить, усугубить, ободрить, вперить, сорить, В) у причастий на – вший , — ший , ударение обычна как в инфинитиве: начАвший , принЯвший , занЯвший , отдАвший , прибЫвший и др. Слова, в которых часты ошибки : баловАть , блокИровать , бомбардировАть , бряцАть , вперИть , гравировАть , дозИровать , закУпорить , заплЕсневеть , запрломбировАть , запорошИть , заржАветь , зачерствЕть , Индеветь, исчЕрпать , маркировАть , нормировАть , облегчИть , освЕдомиться , пЕрчить , подбодрИть , предвосхИтить , премировАть , премИнуть , присовокупИть , принУдить , прояснИть-проЯснить , увЕдомить , углубИть
Слайд 14
Причины акцентологических ошибок 1) влияние диалектов . кетА , зАвидно , отдАл 2) влияние профессиональной речи : шАсси , нефтепрОвод , алкоголь 3 ) многоконтактность в процессе заимствования : еретик, документ, дворянин, каталог, апостроф 4 )незнание ударения в языке-источнике: мизер, маркетинг 5 )незнание грамматических особенностей слова: гренки, туфли
Слайд 15
ЭТО СТОИТ ЗАПОМНИТЬ Часто неверно произносят сложные слова с КОРНЕМ— провОд . Это бензопровОд , воздухопровОд , газопровОд , эернопровОд , керосинопровОд , маслопровОд , мусоропровОд , нефтепровОд , путепровОд , трубопровОд , электропровОд . В словарях их засвидетельствовано около двух десятков. Правильно они произносятся с ударением на последнем слоге второй основы. Первая же основа имеет добавочное, побочное ударение. Чтобы не ошибиться, при произнесении этих слов, ЗАПОМНИТЕ слово « водопровОд ». Чтобы правильно произносить слово « договОр » и все его формы единственного и множественного числа, ориентируйтесь на произношение слова «разговор». Разговор — договОр , разговором — договОром , разговоры — договОры , разговорами — договОрами ; существительные договОр , приговОр имеют ударение на последнем слоге,а существительное зАговор сейчас произносится с ударением на приставке. Формы дОговор , прИговор сейчас даются как допустимые, однако в официальной обстановке лучше произносить договОр , приговОр , тем более что иное произношение может быть расценено собеседником как проявление низкой культуры говорящего.
Слайд 16
Полные прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -н-, — ск -, — овск -, обычно сохраняют ударение на том же слоге, что и существительные: кухня- кУхонный , Август — Августовский перехОд — перехОдный УкраИна — украИнский экспЕрт — экспЕртный устАв — устАвный . Обратите внимание на произношение прилагательных козырнОй , мизЕрный . Если прилагательное имеет окончание –ой, то оно является ударным: валовОй меховОй ножевОй спиртовОй суповОй объезднОй . .
Слайд 17
Прилагательные с суффиксами – ов — , -ев-, образованные от двухсложных существительных, обычно сохраняют ударение на том же слоге, что и существительные: бОмба — бОмбовой грУша — грУшевый слИва ,- слИвовый . Многие из этих глаголов могут служить «лакмусовой бумажкой» уровня общей культуры человека. Особое внимание обратите на формы: углубИть , усугубИть , принУдить , понЯть , принЯть , баловАть , начАть , облегчИть Путаница с ударениями может поставить говорящего в нелепое и смешное положение. В Самарском театре оперы и балета состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». Диктор самарского радио объявляет: «Партию ГрЯзного исполнит такой-то». Кроме того, неправильным ударением на фамилии Григория Грязного диктор на весь город объявляет о своем незнании русской истории, не говоря уж о незнании музыки. Не знать самую знаменитую русскую оперу сегодня как бы уже и не стыдно. А между тем главный герой ее, личность историческая, опричник Ивана Грозного — ГрязнОй . Значит, в родительном падеже его фамилия — ГрязнОго . (Сравните: Толстой — ТолстОго ! А не ТОлстого !). В слове торт ударение является постоянным- на первом слоге: тОрта — тОрту — тОртом — (о) тОрте — тОрты — тОртов — тОр -там — тОртами — (о) тОртах
Презентация на тему «Акцентологические нормы»
-
Скачать презентацию (0.41 Мб)
-
150 загрузок -
3.7 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать презентацию по теме «Акцентологические нормы» по русскому языку, включающую в себя 27 слайдов. Скачать файл презентации 0.41 Мб. Средняя оценка: 3.7 балла из 5. Для учеников 8-11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
27
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Учебное занятие по русскому языку
Особенности русского ударения.
Акцентологические нормы -
Слайд 2
В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим.
Н. М.КарамзинВернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит.
Д. С. Лихачёв -
Слайд 3
Норма — это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений)
-
Слайд 4
Особенности русского ударения. Акцентологические нормы
Нормы ударения в современном
русском языке многолики и нелегки.
Б.Н.Головин. -
Слайд 5
Акцентология – раздел языкознания, посвященный изучению ударения. Акцентологические нормы – правила постановки словесного ударения
-
Слайд 6
Подвижность – способность ударения при изменении формы слова передвигаться с одного его слога на другой
Произнеси правильно:
Произнеси по аналогии:
Поня́ть –
По́нял –
Поняла́-
По́няли
Создать
Прожить
Обнять
Начать -
Слайд 7
Свёкла Шофёр Магази́нМедикаме́нты
Разноместность —
способность ударения падать на любой слог русского слова -
Слайд 8
Особенности русского ударения
Подвижность
Разноместность
?
-
Слайд 9
Подвижность
Разноместность
Изменчивость
? -
Слайд 10
Чрезвычайная ситуация
-
Слайд 11
1.Столяр
2.Завсегдатай
3.Августовский
4.Мусоропровод
5.Туфля
6.Намерение
7.Тяжба
8.Квартал
9.Соглядатай
10.Избалованный
11.Гастрономия
12.Жердочка
13.Корысть
14.Бряцать
15.Завидно
16.Танцовщица
17.Эксперт
18.Знахарь
19.Дояр
20.Сливовый
21.Сетчатый
22.Ломтями
23.Пломбирует
24.Закупоривает
25.Ходатайством
26.Уведомили
27.Приняла
28.Мытарства
29.Облегчит -
Слайд 12
Акцентологические варианты (дублеты)
слова с так называемым двойным ударением:
Иначе, тефтели, баржа, петля
ина́че – и́наче
те́фтели – тефте́ли
ба́ржа – баржа́
пе́тля — петля́ -
Слайд 13
Ирис
замок
атлас
мука
гвоздики
хлопок -
Слайд 14
и́рис — ири́с
замо́к –за́мок
а́тлас – атла́с
мука́ — му́ка
гво́здики –гвозди́ки
хло́пок – хлопо́к -
Слайд 15
Омографы –
разные слова, совпадающие в написании, но различающиеся в произношенииСемантические варианты –
пары слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слова -
Слайд 16
Знак ударения в письменном тексте обычно не ставится. Почему же он поставлен в данных предложениях?
1. Что это тут, духи или духи? (Л.Н. Толстой)
2. Дела в приказе Большого дворца было много, и делапутаные. (А.Н. Толстой)
3. И чувства и мысли так и остаются не столько несказанные, сколько несказанные. (А.Эфрон)
4. Я приехал в Москву, плачу и плачу. (П.Вяземский)
1. Что это тут, духи́ или ду́хи? (Л.Н. Толстой)
2. Де́ла в приказе Большого дворца было много, и дела́ путаные. (А.Н. Толстой)
3. И чувства и мысли так и остаются не столько неска́занные, сколько несказа́нные. (А.Эфрон)
4. Я приехал в Москву, плачу́ и пла́чу. (П.Вяземский) -
Слайд 17
Афера, новорожденный, опека,
осужденный, углубленныйПоставить точки над ё
Афера, новорождённый, опека, осуждённый, углублённый
-
Слайд 18
Омографы также возникают за счет того, что в текстах обычно не проставляют точки над ё
Совершенный , падеж, небо, поем, все
Совершённый , падёж, нёбо, поём, всё
-
Слайд 19
Выполни тест1 вариант 2 вариант
1.Сколько слов будут
являться омографами?
стоящий, мука,горе,
змея, хлопком, село?
(А) 2;(Б) 3;(В) 4;(Г) 5; (Д) 6.
2. В скольких словах букву е можно читать и как е, и как ё:
вел, мел, сел, осел, дел?
(А) в одном; (Б)в двух; (В)в трёх; (Г) в четырёх; (Д) в пяти.
Ключ: 1 – Д; 2 — В
1. Какое слово можно прочитать с ударением на любом слоге?
вырезать, дороги, округа, издали.
(А) Вырезать; (Б) дороги; (В) округа; (Г) издали; (Д) никакую.
2. В скольких словах букву е можно читать и как е, и как ё:
берет, жилет, живет, запрет, скребет?
(А)Ни в одном;(Б)в одном
(В) в 2-х;(Г) в 3-х;(Д) в 4-х.
Ключ: 1 – В; 2 — В -
Слайд 20
«Моцарт и Сальери»
«Я посетил твое кладбище»
«Лебедь, Щука и Рак»
«Я помню чудное мгновенье…»
-
Слайд 21
Нормативно-хронологические варианты – это пары слов, в которых разноместность связана с временны́м периодом употребления данного слова в речи:
но́жны – ножны́
безу́держный – безуде́ржный
случа́й – слу́чай
библио́тека– библиоте́ка
жа́воронок – жаворо́нок
украи́нский – укра́инский
ра́курс – раку́рс -
Слайд 22
Памятка «Говори правильно»
— следи не только за тем, что сказать, но и как сказать;
— говоря вслух, слушай себя как бы со стороны – это позволит избавиться от некоторых произносительных ошибок;
— если сомневаешься в правильности произношения того или иного слова, посмотри в орфоэпический словарь или спроси у учителя; если такой возможности в данный момент нет, замени слово синонимом;
— чаще произноси «трудные» слова вслух;
— тактично исправляй ошибки в речи своих друзей и близких;
— учись говорить правильно у дикторов радио и телевидения, актеров;
— помни, что говорить с ошибками так же стыдно, как и писать. -
Слайд 23
Домашнее задание
Выучить слова из акцентологического минимума
Написать эссе о функции ударения в речи
-
Слайд 24
Саморефлексия
Продолжи предложение:
Сегодня я узнал (а)…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял (а) задания…
Я понял (а), что…
Теперь я могу…Я почувствовал (а), что…
Я приобрел (а)…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог (ла)…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось… -
Слайд 25
Благодарю
за работу! -
Слайд 26
http://otvet.mail.ru/question/8950http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%93%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE5401
http://rvb.ru/18vek/karamzin/2hudlit_/01text/vol2/02criticism/57.htm
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=6&ved=0CDcQFjAF&url=http%3A%2F%2Ffestival.mggu-sh.ru%2Fmodules%2Fget-file.php%3Fid%
http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang/rl5.html
main.isuct.ru/files/Lecture%202.doc
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D1%8B
http://www.plam.ru/azikoved/russkii_jazyk_i_kultura_rechi_shpargalka/p47.php
https://docs.google.com/document/d/1Lq4u5L9_HdGaElRequJveY457HtyUQd1st3LqUeyIL8/edit?pli=1 -
Слайд 27
http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%93%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE
http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2464
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%90._%D0%A1._%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(%D0%9A%D0%B8%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)
http://nearyou.ru/kbrullov/5Krylov.html
http://www.gramota.ru/
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте