Акцентологические и орфоэпические ошибки примеры предложений

Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления

Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.

Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.

О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Причины речевых ошибок

Почему мы совершаем ошибки в своей речи?

Причинами речевых ошибок принято считать:

  • влияние среды;
  • низкий уровень речевых навыков;
  • индивидуальные особенности речи.

Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.

Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.

Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

  1. Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  2. Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  3. Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Так ли важно соблюдать культуру речи

Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.

Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.

Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂

Особенности русского ударения. Типичные акцентологические ошибки

О, прелесть русской речи чистой!
О, бедный мой язык родной,
Кто не глумился над тобой –
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:
«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,
ПравЫ, сочуйствовать, подклЮчить»
Ну, ладно б жулик, или вор,
Иль алкаши и наркоманы,
Но педагог, но прокурор,
Но дикторы с телеэкрана!
Рабочий и интеллигент
Родную речь, как шавку, лупят:
«ОсУжденный и инцидент,
БлагА, сочуйствовать, оглУпят»
Ну, ладно б только бюрократ,
Но журналист, но депутат
Язык недавно исказили.
От сердца я хочу воззвать
Ко всем, кто сын России верной
Пора не нАчать, а начАть
Язык наш очищать от скверны
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!

Как нам известно, русский язык является одним из богатейших языков, созданных человечеством за его многовековую историю. Исследователи утверждают, что его словарный фонд составляет свыше 200.000 слов. Словарный же состав таких великих людей, как Пушкина, Лермонтова, Толстого, по заявлению исследователей их творчества, составляет порядка 20.000 слов. А словарный запас обычного человека с высшим образованием в среднем – 2000 слов. Не надо быть математиком, чтобы подсчитать, что мы используем лишь малую толику того айсберга, именуемого русским языком. В связи с этим возникает весьма правомерный вопрос: зачем же мы, используя в общении с окружающими лишь незначительную часть словарного фонда, искусственно обедняем свою речь, добровольно отказываемся от использования многообразия и красоты нашего языка?

Язык – неотъемлемая часть нашей культуры. Еще Ожегов писал: «Что такое культура речи. это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.

Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного языка. Типы норм: лексические, орфоэпические, акцентологические, морфологические… везде мы можем наблюдать нарушения и отклонения, однако в данном выступлении хотелось бы остановиться на акцентологической норме, ибо устная речь характеризует человека, определяет уровень его образованности и воспитанности.

Нормы ударения в современном русском языке нелегки для усвоения, что объясняется 2-мя его специфическими чертами: разноместностью и подвижностью. Начнем с первого пункта. Ударение бывает неподвижным и свободным. Так, в чешском языке ударение всегда падает на первый слог, в польском – на предпоследний, во французском – на последний. В русском же языке ударение может падать на любой слог. Подвижность объясняется тем, что русское ударение свободно перемещается с одной морфемы на другую. Например: травА – трАвы. Если ударение сложно объяснить и усвоить, то может быть следует от него отказаться и говорить так, как мы хотим? Что нам дает правильная постановка ударения?

Попытаемся ответить на эти насущные вопросы. Необходимость ударения очевидна. Во-первых, оно разграничивает формы слова (трава – травы), во-вторых, видовые пары, в-третьих, разграничивает некоторые лексические формы, в частности, разновидности омонимов – омографы (атлас – атлас)

Казалось бы, что ошибки в ударении свойственны только устной речи, однако это далеко не так. Так, в газете можно прочитать «языкОвый барьер», но языкОвым может быть паштет, а барьер – только языковЫм.

Часто мы задумываемся: как правильно произнести то или иное слово. Конечно, каждый отдельный пример мы можем проверить по словарю – и без этого иногда невозможно обойтись. Но все же норма правильного ударения существует, и проще следовать ей, чем каждый раз обращаться к справочной литературе. Любое отклонение от нормы является речевой ошибкой.

Попытаемся проследить возникновение причин, приведших к нарушению нормы, и произвести классификацию существующих ошибок.

1. Причины акцентологических ошибок

  • Незнание ударения иноязычного слова (мИзерный от фр. мизЕр – мизЕрный)
  • Из-за плохого знания орфографии (бронЯ у танка, брОня – право на что-либо)
  • Незнание морфологической принадлежности слова (рАзвитый – развИтый)
  • Отсутствие в печатном тексте ё (ликвидация двух точек над буквой привело к появлению множества ошибок. НоворОжденный, а не новорождЕнный, жёлчный)

Русский язык – живой организм, вечно растущий, меняющийся, обновляющийся.В связи с этим весьма закономерен тот факт, что старые языковые формы либо постепенно отмирают, либо органично сосуществуют с новыми. Этим и объясняется наличие вариативности русского ударения. В языке существуют следующие варианты:

  • РавноправныеАржа – баржА, Искристый – искрИстый).
  • Варианты нормы, одна из которых признается основной (творОг – осн., твОрог, кулинАрия – кулинарИя, прикУс (общеупот.) – прИкус (спец.)) – стилистические.
  • Допустимо-устаревшие(индУстрия – индустрИя, собрАлся – собралсЯ, запаснОй –запАсный) – нормативно-хронологические.
  • Cемантические варианты разноместность ударения выполняет смыслоразличительную функцию: остротА (лезвия) – острОта (остроумное выражение), трУсить (бояться) – трусИть (бежать).

2. Типы акцентологических ошибок

1. Часто при изменении слова переносят ударение на окончание в тех словах, которые имеют неподвижное ударение на основе во всех формах . Это такие существительные, как: блюдо, госпиталь, грунт, досуг, жбан, квартал, клад, сват, средство, торт, шофёр, шрифт и др.

Следовательно, мы должны произносить: приедут сваты, очередь за тортами, многие шофёры, проблемы грунтов, все средства и т.п.

2. Ошибки допускаются и в существительных, у которых неподвижное ударение на окончании (только если в им. п. – нулевое окончание, то ударение в этой форме падает на основу): графа, жезл, кайма, ломоть, ревень, серп, язык, фитиль и др.

Следовательно: компот из ревеня, размахивать жезлом, нет ломтя хлеба…

3. Наибольшее количество ошибок в прилагательных связано с краткой формой и сравнительной степенью.

Надо запомнить:

Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в кратких формах среднего рода и мужского ударение на основе и обычно совпадает с ударением в полной форме: белый – бела, бел, бело (но кругом белым-бело); ясный – ясна, ясен, ясно.
В большинстве форм множественного числа наблюдаются колебания в постановке ударения: белы – белы, бледны – бледны, близки – близки, низки – низки, пьяны – пьяны, пусты – пусты, ясны – ясны, просты (устар.) – просты.
– Но только легки, правы.
– Если в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме – на суффикс: длинна – длиннее, видна – виднее. Полна – полнее.
– Если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, то и в сравнительной степени ударение на основе: лилова – лиловее, красива – красивее, ленива – ленивее, говорлива – говорливее.

4. Часто встречается неправильная постановка ударения на основе слова, а не на его окончании в глаголах прошедшего времени единственного числа женского рода: взяла вместо взяла, спала вместо спала и т.п.

Надо запомнить:

– Таких глаголов около 280 (непроизводных и производных): брать (собрать, отобрать, прибрать, убрать…), быть, взять, вить, врать, гнать, гнить, дать, драть, ждать, жить, звать, клясть, лгать, лить, пить, плыть, прясть, рвать, слыть, ткать.
– Только приставка вы- «перетягивает» ударение на себя: гнала, прогнала, но выгнала.
– В этих глаголах прошедшего времени единственного числа мужского и среднего рода и множественного числа ударение совпадает с ударением в начальной форме: звать – звал, звало, звали. Но аффикс ся изменяет ударение в глаголах множественного числа и иногда в глаголах среднего рода единственного числа: забралось, забрались; налилось, налились.
– Некоторые глаголы, очень похожие на перечисленные выше, тоже односложные, не входят в этот ряд: бить – била, брить – брила, жать – жала, знать – знала, злить – злила.

5. Многие страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов на –нуть, -ать, -ять, имеют ударение на первом слоге: поднять – поднятый, согнуть – согнутый, отнять – отнятый.

3. Акцентологический минимум

Газопровод, апокриф, досуг, звонит, кремень, ходатайство, ломоть, созыв, форзац, каталог, камбала, некролог, премирование, узаконение, вероисповедание, жизнеобеспечение, феномен.

Подводя итог всему вышеизложенному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что язык – неотъемлемая часть нашей культуры, поэтому не нужно забывать, что вопрос о чистоте языка – не только языковая проблема. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. Мало добиться того, чтобы люди не говорили «выбора» или «ндравиться», надо добиться того, чтобы человек испытывал трепетное и уважительное чувство к своему родному языку, ценил его красоту и благозвучность. В связи с этим уместно привести слова великого классика Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

15 примеров нарушения русского литературного языка в СМИ, Бабаев(а)

1. Но однажды, встретив таинственную девушку Риту, его привычная картина мира… — речевая ошибка (рецензия редакции информационного портала «DTF.RU», 6.12.20).

2. Для проведения ремонта дорог на улице Северная заключены два муниципальных контракта… — заключенО (региональный канал Сясь.ТВ, 24.09.2020).

3. …все мы, прожив эту весну в этом абсолютном дурдоме и непонимании ничего… — тавтология (программа «Время покажет» от 22.12.2020).

4. Огромные средствА были вложены в разработку… (видеорецензия с информационного портала о компьютерных технологиях IXBT.com от 21.12.2020).

5. Авторка статьи указывает характер защищаемой ей теории как индивидуалистический — неуместный феминитив (статья Р.Л. Кочнева, ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК. СЕРИЯ «ОБЩЕСТВО. ИСТОРИЯ. СОВРЕМЕННОСТЬ» № 3 2018)

6. … скорее всего эту статью проплатили кто-то из российской разведки — ошибка в согласовании (программа «Время покажет» от 14.12.2020)

7. В этой связи, как сообщил Собянин… — просторечие (программа «Время от 22.12.2020)

8. Двадцать пять тысяч уже привилось… — неверное согласование (официальное заявление мэра города Москвы Сергея Собянина от 22.12.2020)

9. Вы вправе предъявить претензию по качеству товара продавцу в течении двух лет со дня покупки — в течениЕ (статья «О предъявлении претензий по качеству товара по истечении гарантийного срока»

10. В Набережных Челнах женщина в течении 2020 года родила троих детей — в течениЕ (статья медиапортала «Кайбицкие зори» от 21.12.2020)

11. … более лучше путешествовать (статья с автораздела сайта «Коммерсантъ» от 06.10.2020)

12. Сотрудники в ходе мониторинга местных СМИ и соцсетЕй — соцсЕтей («Волховская городская телерадиокомпания» от 4.09.2020)

13. … по данному адресу незаконно создан притон, деятельность которого вызывала большой общественный резонанс — резонанс является сиюминутным действием, которое не может употребляться вместе с глаголом переходного типа (тот же выпуск «Волховской городской телерадиокомпании» от 4.09.2020)

14. … проводят информационную работу с гражданами, въезжающими в город, узнают цель поездки в Волхов, разъясняют существующую эпидемиологическую ситуацию в городе и вместе определяют реальную необходимость посещения города.

15. За 8 лет компания модернизировала производство, обновила цехА — допустимое, но просторечное выражение, несвойственное профессиональным СМИ (правильно — цехи) («Волховская городская телерадиокомпания» от 27.05.2020).

а ето какой класс?

какой тут может быть класс ето кошмар блять

ну я во втором и у нас такого нет

ну так это третий ебать
мне четвероклашки сказали, он самый сложный

блин(( хоть до 3 еще долго но уже страшно

а в четвортом экзамен будет, он решит вообще все

т.е. после четвертого класса я получу паспорт и пойду на работу? ооооо неееет

а ето какой класс?

Буржуазии

Комментарий удален по просьбе пользователя

У мужика умирает жена. Он приходит к ней в больницу, врачи говорят, что случай безнадежный, ей осталось жить несколько часов, мужик заходит в палату прощаться. Поплакали, порыдали, вдруг жена говорит:
— Дорогой, я вот умираю, а мы с тобой так никогда анальным сексом и не занимались. Давай хоть сейчас займемся.
— Дорогая, ты что с ума сошла! Ты же умираешь.
— Последнее желание умирающей.
Ну делать нечего пришлось мужику исполнять просьбу жены. Проходит день — жена не умерла. Проходит неделя — жена идет на поправку. Через месяц жена выписывается из больницы. Устроили по этому поводу праздник, назвали гостей. Вдруг посреди праздника жена видит, что муж стоит в уголке, задумался о чем-то. Она подходит к нему и спрашивает:
— Любимый, о чем думаешь?
— Странно, почему же дедушка не поправился?

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ето много говорит об нашем обществе?

Комментарий удален по просьбе пользователя

Но ведь я его сдавал

Комментарий удален по просьбе пользователя

он не должен знать

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ему не следует знать столь колкие подробности.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Есть у чукчей такая болезнь — куриная слепота. И кто ей заболевает — умирает через месяц.
Приехал к чукчам ученый и заболел этой болезнью. Ну все местные жители говорят, что через месяц хоронить будем.
Через месяц ученый полностью выздоровел. Подбегает к нему местная женщина в слезах и говорит:
-Как вы излечились? У меня муж сегодня заболел, помогите, прошу Вас!!
-Есть у меня отличное средство, говорит ученый, — берёте яйцо и кладёте на глаза. И по очереди смотрите на него по пол часа каждый день. И болезнь как рукой снимает!
Через месяц встречает он эту женщину и спрашивает:
-Ну как Ваш муж?
-Помер.
-Как помер, я ведь такое хорошее средство ему прописал?!
-Ваш способ полная хуйня, и сам вы ебанутый

Комментарий удален по просьбе пользователя

Огромные средствА

Не понял какая ошибка. Шо должно быть вместо А ?

это ударение так выделено

У нас русский вроде был до 5-го класса. Потом появился снова где-то в 8-ом или 9-ом, но нас почти не учили.

непонял
а как мы уже почти год общаемся?

источники:

http://urok.1sept.ru/articles/560596

http://dtf.ru/u/25635-anime-goth-girl-babayonetta/295280-15-primerov-narusheniya-russkogo-literaturnogo-yazyka-v-smi-babaev-a

Ошибки в речи и метод их устранения

Ошибки в речи и метод их устранения

Орфоэпические ошибки

Орфоэпические ошибки – это такие ошибки, которые связаны только с произношением слова.

Пример: не коТЛета, а коКлета;

не коРидор, а коЛидор.

Для детей представляется затрудненным произношение губного и губно-зубного звуков на слоговом стыке.

Пример: не траМВай, а траНВай.

Часто можно встретить такое неправильное произношение согласных, как замена ЧТ (вместо ШТ).

Пример: скуЧНо, а не скуШНо.

Можно встретить такую речевую ошибку, как подмена слов «все равно» одним словом «сирамно». На этот казус необходимо обращать предельное внимание и тренировать правильное произношение посредством заучивания стихов и проговаривания их наизусть. Идеальны в этом плане стихотворения А.Барто, поскольку они легки в запоминании, вызывают широкий и глубокий ассоциативный ряд, помогают расширить активный словарь, развить память и мышление. Кроме этого, для творчества А.Барто характерны такие особенности, как умная педагогическая тактика, основанная на юморе, который необходим при воспитании правильной речи ребенка. Стихи опираются на знание ребенка, учат его прочувствовать и полюбить родной язык. «С ребёнком надо говорить забавно» (М.Горький). А.Барто не только забавляет ребенка, но и дает толчок к созданию полноценного образа, а образ, в свою очередь, помогает правильно запомнить слова.

Пример:

«Фонарик»

Мне не скуЧНо без огня –

Есть фонарик у меня.

«Мишка»

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

ВСЕ РАВНО его не брошу,

Потому ЧТо он хороший

Нередка замена О на Е. Располагает к этой ошибке современная клавиатура. На ней Ё найти достаточно сложно, проще напечатать Е. Во избежание деформации слова на уровне подсознания можно порекомендовать обращать на Ё предельное внимание.

Пример ошибок: щЕлочка, а не щЁлочка и шЕрстка, а не шЁрстка.

Стихотворение А.Барто «Лошадка»:

Я люблю  свою лошадку,

Причешу ей шЁрстку гладко.

Акцентологические ошибки

За акцентологические ошибки принято понимать неверное ударение в слове.

Пример: запЫхавшись, а не запыхАвшись и раскИдал, а не раскидАл.

Решение проблемы – изучение стихотворений таких авторов, как В.Осеева, С.Маршак и Я.Аким. Они идеальны в обучении правильному словопроизношению для детей благодаря своему ритмическому разнообразию, ведь именно переменный ритм и необычная рифма могут удержать их внимание.

Примеры:

В.Овсеева «Ежинка»:

И вдруг, запыхАвшись, Зайчишка

Бежит, перепуган до слез:

-Скорее! Какой-то мальчишка

Ежинку в корзине унес.

Я.Аким «Неумейка»:

В квартире над нами

Есть мальчик Андрюшка.

По комнате всей раскидАл он игрушки.

Словообразовательные ошибки

Словообразовательные ошибки – это неоправданное словосочинительство, а также искаженное употребление корней и приставок.

Пример: не поСкользнулся, а поДСкользнулся, не Сшить платье, а ПОшить платье.

Избавиться от ошибок такого типа помогут стихотворения А.Барто.

Пример стихотворения «Мальчик наоборот»:

ПоСкользнулся,

Задом пятясь, —

И к милиции

В объятья.

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – это нарушения особого типа. Они связаны с образованием форм слова ненормативного характера. Такие ошибки появляются в результате самостоятельной выработки упрощенного слова. Например, «пальто» изменяется по падежам, а «ножницы» трансформируются в единственное число.

Избавиться от морфологических ошибок можно только при помощи обучения правильному формообразованию слов подобного типа при помощи стихотворений А.Барто.

Лексические ошибки

Лексические ошибки – это искажение нормы слова. Типичное искажение слова «обратно» в значении «снова». Множество примеров правильного употребления слов можно найти в стихотворениях С.Михалкова.

Пример:

У меня ОПЯТЬ

Тридцать шесть и пять.

Синтаксические ошибки

Синтаксическая ошибка – неверное построение предложений и словосочетаний. Источник ошибки – отсутствие в повседневной речи сложных синтаксических конструкций. Именно из-за этого можно часто услышать такое нарушение норм управления и согласования, как «день рождениЕ», а не «день рождениЯ».

В памяти верное построение предложений закрепится, если будет не только выучено стихотворение, но и проведена беседа по его содержанию.

Знания черпаются из речи окружающих. Поэтому необходимо быть крайне внимательным к своей собственной речи и, более того, готовиться к чтению литературы вслух со словарем в руках. Следя за речью не только на проводимых занятиях, но и в ежедневной деятельности, можно избежать укоренения речевых ошибок.

Терехова Елена Сергеевна,

 студентка 3 курса,

Логопедия, ИСО, РГППУ

Задания на урок

Нормы ударения в современном русском языке нелегки для усвоения, что объясняется 2-мя его специфическими чертами: разноместностью и подвижностью. Начнем с первого пункта. Ударение бывает неподвижным и свободным. Так, в чешском языке ударение всегда падает на первый слог, в польском – на предпоследний, во французском – на последний. В русском же языке ударение может  падать на любой слог. Подвижность объясняется тем, что русское ударение свободно перемещается с одной морфемы на другую. Например: травА – трАвы. Если ударение сложно объяснить и усвоить, то может быть следует от него отказаться и говорить так, как мы хотим? Что нам дает правильная постановка ударения? 

Необходимость ударения очевидна. Во-первых, оно разграничивает формы слова (трава – травы), во-вторых, видовые пары, в-третьих, разграничивает некоторые лексические формы, в частности, разновидности омонимов – омографы (атлас – атлас)

Казалось бы, что ошибки в ударении свойственны только устной речи, однако это далеко не так. Так, в газете можно прочитать «языкОвый барьер», но языкОвым может быть паштет, а барьер – только языковЫм.

Часто мы задумываемся: как правильно произнести то или иное слово. Конечно, каждый отдельный пример мы можем проверить по словарю – и без этого иногда невозможно обойтись. Любое отклонение от нормы является речевой ошибкой.

1. Причины акцентологических ошибок

  • Незнание ударения иноязычного слова (мИзерный от фр. мизЕр – мизЕрный)

  • Из-за плохого знания орфографии (бронЯ у танка, брОня – право на что-либо)

  • Незнание морфологической принадлежности слова (рАзвитый – развИтый)

  • Отсутствие в печатном тексте ё (ликвидация двух точек над буквой привело к появлению множества ошибок. НоворОжденный, а не новорождЕнный, жёлчный)

Русский язык – живой организм, вечно растущий, меняющийся, обновляющийся.В связи с этим весьма закономерен тот факт, что старые языковые формы либо постепенно отмирают, либо органично сосуществуют с новыми. Этим и объясняется наличие вариативности русского ударения. В языке существуют следующие варианты:

  • Равноправные Аржа – баржАИскристый – искрИстый).

  • Варианты нормы,  одна из которых признается основной (творОг – осн., твОрог, кулинАрия – кулинарИя, прикУс (общеупот.) – прИкус (спец.)) – стилистические.

  • Допустимо-устаревшие (индУстрия – индустрИя, собрАлся – собралсЯ, запаснОй –запАсный) – нормативно-хронологические.

  • Cемантические варианты  разноместность ударения выполняет смыслоразличительную функцию: остротА (лезвия) – острОта (остроумное выражение), трУсить (бояться) – трусИть (бежать).

2. Типы акцентологических ошибок

1. Часто при изменении слова переносят ударение на окончание в тех словах, которые имеют неподвижное ударение на основе во всех формах . Это такие существительные, как: блюдо, госпиталь, грунт,  досуг, жбан, квартал, клад, сват, средство, торт, шофёр, шрифт и др.

Следовательно, мы должны произносить: приедут сваты, очередь за тортами, многие шофёры, проблемы грунтов, все средства и т.п.

2. Ошибки допускаются и в существительных, у которых неподвижное ударение на окончании (только если в им. п. – нулевое окончание, то ударение в этой форме падает на основу): графа, жезл, кайма, ломоть, ревень, серп, язык, фитиль и др.

Следовательно: компот из ревеня, размахивать жезлом, нет ломтя хлеба…

3. Наибольшее количество ошибок в прилагательных связано с краткой формой и сравнительной степенью.

Надо запомнить:

– Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в кратких формах среднего рода и мужского ударение на основе и обычно совпадает с ударением в полной форме: белый – бела, бел, бело (но кругом белым-бело); ясный – яснаясен, ясно.
– В большинстве форм множественного числа наблюдаются колебания в постановке ударения: белы – белы, бледны –  бледны, близки –  близки, низки – низки, пьяны – пьяны, пусты – пустыясны – ясны, просты (устар.) – просты.
– Но только легки, правы.
– Если в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме – на суффикс: длинна – длиннее, видна – виднее. Полна – полнее.
– Если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, то и в сравнительной степени ударение на основе: лилова – лиловее, красива – красивее, ленива – ленивее, говорлива – говорливее.

4. Часто встречается неправильная постановка ударения на основе слова, а не на его окончании в глаголах прошедшего времени единственного числа женского рода: взяла вместо взяла, спала вместо спала и т.п.

Надо запомнить:

– Таких глаголов около 280 (непроизводных и производных): брать (собрать, отобрать, прибрать, убрать…), быть, взять, вить, врать, гнать, гнить, дать, драть, ждать, жить, звать, клясть, лгать, лить, пить, плыть, прясть, рвать, слыть, ткать.
– Только приставка вы- «перетягивает» ударение на себя: гнала, прогналано выгнала.
– В этих глаголах прошедшего времени единственного числа мужского и среднего рода и множественного числа ударение совпадает с ударением в начальной форме: звать – звал, звало, звали. Но аффикс ся изменяет ударение в глаголах множественного числа  и иногда в глаголах среднего рода единственного числа: забралось, забрались; налилось, налились.
– Некоторые глаголы, очень похожие на перечисленные выше, тоже односложные, не входят в этот ряд: бить – била, брить – брила, жать – жала, знать – знала, злить – злила.

5. Многие страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов на –нуть, -ать, -ять, имеют ударение на первом слоге: поднять – поднятый, согнуть – согнутый, отнять – отнятый.

3. Акцентологический минимум

Газопровод, апокриф, досуг, звонит, кремень, ходатайство, ломоть, созыв, форзац, каталог, камбала, некролог, премирование, узаконение, вероисповедание, жизнеобеспечение, феномен.

Подводя итог всему вышеизложенному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что язык – неотъемлемая часть нашей культуры, поэтому не нужно забывать, что вопрос о чистоте языка – не только языковая проблема. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. Мало добиться того, чтобы люди не говорили «выбора» или «ндравиться», надо добиться того, чтобы человек испытывал трепетное и уважительное чувство к своему родному языку, ценил его красоту  и благозвучность. В связи с этим уместно привести слова великого классика Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый  и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть  в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя  верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

3803

ГрАффити или граффИти, катАлог или каталОг? В нашей речи столько тонкостей, которые порой знают только лингвисты. Но есть ошибки, которые раздражают
подавляющее большинство из нас, а еще снижают баллы в четвертом задании 1 части ЕГЭ по русскому языку.

Перед вами ТОП-20 коварных орфоэпических ошибок, за которые бывает мучительно стыдно. Напомним, что орфоэпия – это наука о правилах произношения звуков и ударений в словах

1. ЗвОнит и звонИт

Лидер рейтинга — звОнит. Неправильное ударение в этом слове способно испортить впечатление от речи, какой бы красивой она ни была. Правильный вариант только звонИт.

2. Проскочила Искра

Распространённый вариант с ударением на последний слог в слове «искрА» — ошибка. Орфоэпические словари единогласно называют нормой ударение на первый слог: Искра, независимо от падежа и числа. С производным глаголом «искрить» всё наоборот: ударение переносится с корня на суффикс или окончание. Например: искрИть, искрЯт, искрИлся, искрИл. Не путайте.

3. ХодАтайство за грамотность

Орфоэпический словарь под редакцией Аванесова пишет, что правильно произносить слово из судебной лексики «ходАтайство» с ударением на второй слог. Рядом указано ударение «ходатАйство» с пометкой «грубо неправильно» (с восклицательным знаком, между прочим!). Слово с ударением на третий слог считается профессиональным
жаргоном в юридической сфере.

4. Посмотрите каталОг

Слово «каталог» очень часто используется в нашей речи. И так же часто многие допускают в нем ошибку. Раз и навсегда запомните: верно – «каталОг». А поможет в этом запоминалка: «Употребившему слово «катАлог» — мы говорим, что слог его жалок. Употребив высокий слог — мы произносим «каталОг».

5. Поддадимся рефлЕксии

И самое важное: постарайтесь не волноваться накануне и во время экзамена. Волнение будет только мешать вам собраться и вспомнить нужную информацию. Если вы выполните все наши рекомендации по подготовке, то для волнений у вас не будет
никакого повода!

Летние городские школы

7 дней интерактивного обучения в центре Москвы на базе современного образовательного центра

6. Закажите трансфЕр

Каждый из нас рано или поздно столкнется с заказом трансфера. Например, от дома до аэропорта. И даже если турагент или кассир будет вас уверять, что вы заказали
«трАнсфер» — не верьте. По нормам русского языка вы заказываете исключительно «трансфЕр».

7. ПулОвер на осень

Наверное, у всех в гардеробе есть хотя бы один пуловер на холодное время суток. Это такая вязаная кофта без воротника и пуговиц или замка. Слово «пуловер» позаимствовано из английского языка (pullover), вот только проблема в том, что очень мало кто
произносит слово верно. Ваш любимый «пуловЕр» на самом деле «пулОвер». Привет всем консультантам в магазинах одежды.

8. Подпишите договОры

Правильно — только «договОры», а не «договорА». По мнению экспертов, эта ошибка зародилась еще во времена Хрущева, когда южный просторечный диалектизм распространился по всему Союзу и зажил своей вполне успешной «чиновничьей» жизнью.

9. Разрисуем стену граффИти

На заборах, на гаражах, на домах — где только мы не встречаем граффити. Можно долго спорить о его принадлежности к искусству, лучше поговорим о самом слове «граффити». Во-первых, это существительное во множественном числе: уличные граффити, средневековые граффити. Формы единственного числа у слова попросту нет, хотя, разумеется, люди давно уже сами придумали, что граффити в единственном числе будет среднего рода. Во-вторых, слово несклоняемое. И в-третьих, ударение падает на второй слог «граффИти». И самое главное: в нём, как и в оригинальном итальянском слове «graffiti», сохраняется удвоение буквы «ф».

10. Не тортЫ, а тОрты

Пожалуй, самый грубый и «вкусный» речевой грех – «тортЫ». И тут большинство, конечно, знает, как правильно, но нет-нет, да и услышишь, как режет слух «тортЫ». Правильно – «тОрты» и только.

image 2366

11. КлАла

Ударение в данном глаголе в разных его формах падает на тот слог, что и в инфинитивном варианте. Не спорим, что многие привыкли произносить слово «клала» с ударением на вторую гласную, но это не соответствует установленным правилам русского языка. Так что впредь запомните это, чтобы не совершать ошибок в речи снова и снова.

12. Не бАловать, а баловАть

Во множестве глаголов на -ова- ударение падает на последний слог. БаловАть – не исключение. Употребление слова «бАловать» относится к просторечию, поэтому правильно расставляйте ударение, чтобы зарекомендовать себя как грамотного человека с красивой речью.

13. ИсчЕрпать

ИсчЕрпать – израсходовать, потратить. Разные источники по-разному толкуют
произношение, но большинство словарей гласят, что единственный правильный вариант: ударение на букву «Е».

14. Не дешевизнА, а дешевИзна

Люди неодинаково произносят это слово во время разговоров, но верно только одно – дешевИзна, никак иначе.

15. Красивее всех

КрасИвее – сравнительная степень прилагательного «красИвый». Хотите сделать речь красИвее? Выучите эту несложную норму, тогда ваш слог будет постепенно преображаться в лучшую сторону.

16. Не зАвидно, а завИдно

Зависть – нехорошее качество, но неграмотность еще хуже. Не забыть правило поможет первоначальная форма глагола «завИдовать». Существует двустишие, чтобы уж точно запомнить орфоэпию:

Когда кричат, что мне завидно

Мне становится обидно.

17. ДонЕльзя

Многие привыкли проговаривать это слово с ударением на букву «О». «Донельзя» обозначает крайнюю степень чего-либо. Правило лучше просто запомнить и держать у себя в голове, так как проверочных слов нет, а разбор слова по морфемам ничего не даст.

18. КровоточАщий, а не кровотОчащий

Все мы в детстве падали по время веселых и активных прогулок, разбивали коленки и локти, получая кровоточащие раны. В то время мы даже не задумывались о правильности произношения слова «кровоточИть». Годы идут, мы растем и развиваемся, обогащаем нашу речь и знание русского языка, поэтому так важно грамотно оперировать
предложениями

Разобьем слово «кровоточить» на 2 части – «кровь и точИть». Проведем анализ и поймем, что в «кровоточащем» никак не может быть ударным третий слог. Один верный вариант – кровоточИть.

19. МусоропровОд

Практически во всех современных домах установлены мусоропроводы, но не все жители правильно называют данную конструкцию. Не мУсоропровод, не мусоропрОвод, а мусоропровОд. Запомните!

20. ВероисповЕдание

Легко проверяется с помощью слова «исповЕдовать», т. е. следовать взглядам и убеждениям. Все гораздо проще, чем кажется!

3797

Выводы

Богатая речь украшает любого человека, позволяет привлечь внимание собеседника и добиться успеха в деловой сфере. Говорите правильно и не допускайте ошибки на ЕГЭ!

Поделиться в социальных сетях

С какими орфоэпическими ошибками сталкивались вы?

Межтекстовые Отзывы

Посмотреть все комментарии

Читайте также

Прочитайте и запомните!!!

     
    Изыскать бы только срЕдства,

     
    Все налоги заплатить,

     
    С тОртом чаю бы попить.

·        
По слову охота запомни легко ты:

     
    ВорОта, ломОта, зевОта, сирОты.

·        
В словах на —ИЯ и на -ЕНИЕ особенное ударение:

     
     Оно падает на —ИЯ лишь в словах ассиметрИя,

                   
                     
                  симметрия,
терапИя. 

     
     Допускается на —ИЯ также в слове индустрия

     
                     
                     
          и ещё — кулинарИя.

     
                     
                     
      НО!

·        
Ты открой энциклопЕдию — найдёшь слово ортопЕдия,

     
     Есть ещё там — агронОмия и, конечно, гастронОмия.

     
     Их не путай с астрономией!

     
     В рифмы мы играем — слова запоминаем. 

     
     Рифма к слову ария? Легко! ВетеринАрия.

     
     А к слову апатия?  Легко! АристокрАтия.

·        
Ударение на -ЕНИЕ, в этом даже нет
сомнения,

     
   В слове есть узаконЕние и в словах на – обретЕние

     
   (приобретЕние, изобретЕние).

     
                     
                     
          НО!

·        
 Хочу запомнить очень я словечко упрОчение.

     
     Ещё знаю точно я, что сосредотОчение.

     
    Запомню по «печени» слово обеспЕчение.

     
    А ещё я ведаю, что верно исповЕдание.



Трудности и особенности русского ударения

Ударение – это
выделение слога в слове. В русском языке ударный гласный в слоге выделяется
длительностью, интенсивностью и движением тона.

К
особенностям (и трудностям) русского ударения относятся: 1) нефик­си­рованность
и подвижность, 2) наличие профессиональных и стилистически окрашенных
типов произнесения слов, 3) наличие акцентологических вариантов,
4) колебания в постановке ударений, 5) ударение в именах
собственных и др. Рассмотрим это на конкретных примерах.

1. В некоторых языках ударение фиксированное (например,
на последнем слоге – во французском языке). Русское ударение нефиксированное
(разноместное) и подвижное (перемещается в разных
грамматических формах одного и того же слова: доска – доски).
Вследствие этого могут возникать пары слов, в которых одно несет нормативное
ударение и используется в литературном языке, а другое – ударение,
встречающееся в профессиональной речи, например:

алкоголь
алкоголь,  шприцы
– шприцы (у медиков);

компас
– компас (у моряков);

кета
– кета (у рыбаков);

добыча
– добыча,  рудник
– рудник (у горняков);

шасси
– шасси (у летчиков);

искра – искра
(у шоферов).

2. Разное ударение имеют слова, принадлежащие
разным стилям речи (просторечному, нейтральному, книжному):

кладбище
(нейтр.) – кладбище (устар., поэтич.);

девица
(нейтр.) – девица (народно-поэтич.);

шёлковый
(нейтр.) – шелковый (народно-поэтич.);

свёкла
(нейтр.) – свекла (прост.);

музыка
(нейтр.) – музыка (устар.)

Запомните!
Профессиональные, просторечные и устаревшие варианты не являются
нормативными.

В
русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические
варианты
. Иногда они равноправны, например:  пиццерия и пиццерия.
Но чаще один вариант становится предпочтительнее другого. Например:

творог
– основной (предпочтительный) вариант, творог – дополнительный;

нет творога
– нет творога (доп.);

тефтели
– тефтели (доп.);

искристый – искристый
(доп.);

ржаветь
– ржаветь (доп.);

кирза
– кирза (доп.);

баржа
– баржа (доп.);

кулинария
– кулинария (доп.)

4. Во многих
словах сегодня наблюдаются колебания в постановке ударения: джинсовый
– джинсовый, металлургия – металлургия, по волнам
– волнам, петля – петля, сажень – сажень.

Однако в
подавляющем большинстве случаев в нарицательных существительных только один
вариант произношения является нормативным: агрономия, алфавит,
баловать, валовой, вероисповедание, гражданство,
дефис, диспансер, жалюзи, завидно, изыск,
исчерпать, каталог, кухонный, мусоропровод, намерение,
обеспечение, облегчить, оптовый, памятуя,
предвосхитить, принудить, сосредоточение, средства,
столяр, углубить,  украинский,
упрочение, феномен, ходатайство, ценовая,
христианин, щавель, эксперт.

Запомните! Валовой
(доход, продукт);

уставный
(фонд, капитал);

опт – оптом –
оптовый – оптовик;

дебитор
– должник, дебиторская задолженность (сумма долгов);

дебет – левая сторона бухгалтерских
счетов.

5. Следует помнить о правильном произношении
общеизвестных имен собственных, таких, например, как Сергий Радонежский,
Сальвадор Дали, Пикассо, Алексий, Соколов-Микитов,
Балашиха, Великий Устюг, Кижи, Ставропольский
край, Никарагуа, Перу, Квебек, Сидней, Шри-Ланка
и т.д.

В некоторых
именах собственных допустимо вариативное ударение: Ньютон – Ньютон,
Рембрант – Рембрант, Линкольн – Линкольн
и
т.д. В именах собственных иноязычного происхождения ударение обычно
неподвижно, например: Мориак – у Мориака. У Бальзака,
в Познани
.

В тех случаях,
когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам,
понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь
словарями, выяснить правильное ударение. Например, Джордж Вашингтон
(первый президент США) – Вашингтон (столица США); Макбет
(персонаж одноименной трагедии Шекспира) – Макбет (название
повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

6. В существительных иноязычного происхождения
правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова. Например, пуловер,
потому что слово пришло из английского языка (
pullover – «свитер, любая вязаная одежда, натягиваемая через
голову»), нувориш – из французского (
nouveauriche – букв. «новый богач»).
Сравни также: импичмент, дефис, саммит, маркетинг,
диспансер, хаос
(беспорядок), некролог, квартал,
генезис, биогенез, феномен, эксперт, каталог.

7. В глаголах на ировать более
продуктивным считается вариант с ударением на и (суффикс -ир-
восходит к немецкому
ieren). В словах же,
вошедших в русский язык только в прошлом веке, ударение часто падает на
последний слог. Сравни:

блокировать
– маркировать;

национализировать
– премировать;

приватизировать
– нормировать;

экспортировать
– бомбардировать.

8. В русском слове, как правило, одно ударение. Но
в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два
ударения: главное и второстепенное, т.е. побочное (на первой части
длинного сложного слова): картофелекопалка, суперобложка,
энергосистема, телепередача, нефтепровод,
машиностроение, среднесуточный, книго­изда­тельский.

Запомните! Нефте-
(трубо-, газо-) провод
(название действия), но: провод
(проволока).

Среди сложных
слов есть и одноударные: самостоятельный,  межреспубликанский, вице-премьер
и др.

9. Ударение в русском языке может выполнять
смысловые и грамматические функции. С его помощью различаются омонимы
(разные по значению слова, совпавшие по написанию, но не по произношению): ирис
– ирис, замок – замок, мука
– мука, угольный – угольный, атлас
– атлас, хлопок – хлопок, орган
– орган. Неправильная постановка ударения влечет за собой
искажение смысла. Сравни: ледник (в горах) – ледник
(погреб); парить (репу) – парить (в облаках);
рефлекторный (от рефлектор) – рефлекторный
(от рефлекс); наголо (держать шашки) – наголо
(остричь); броня (защитная облицовка из стали) – броня
(закрепление чего-либо, за кем-нибудь); видение (призрак) – видение
(точка зрения); проклятый (ненавистный) – проклятый
(подвергшийся проклятью); хоры (балкон в верхней части зала) –
хоры (певческие коллективы); языковая
(подготовка) – языковая (колбаса); занятой
(человек) – занятый (дом).

§2.1. Ударение в отдельных грамматических формах

Определенную трудность (даже для образованного
человека!) представляет сегодня правильная постановка ударения в отдельных
грамматических формах. Обратите внимание на следующие основные правила.

1. Ударение в кратких формах прилагательных и
страдательных причастий прошедшего времени всегда стоит на основе. И только в
форме единственного числа женского рода оно переносится на окончание:

создан
– создана – созданы;

взят
– взята – взяты;

занят
– занята – заняты;

начат
– начата – начаты.

2. Во многих глаголах в прошедшем времени только в форме
женского рода ударение стоит на окончании:

отнять
отнял – отнялаотняли;

понять
– понял – поняла – поняли;

начать
– начал – начала – начали;

но: класть –
клал – клала – клали.

3. Глаголы, образованные от прилагательных, обычно
имеют ударение на окончании:

глубокий –
углубить;

легкий – облегчить;

бодрый – ободрить,
подбодрить.

4. Место
ударения в отглагольных существительных обычно совпадает с местом ударения в
исходном глаголе:

обеспéчивать – обеспечение;

сосредотóчивать – сосредоточение;

упрóчить – упрочение;

упорядочить – упорядочение.

5. Место ударения в форме родительного падежа
множественного числа может быть различным – на окончании либо на основе:

1) область – областей; ведомость –
ведомостей; ступень – ступеней (в развитии
чего-либо); но: ступеней (в лестнице);

2) доска – досок;
сирота – сирот; отрасль – отраслей; мощность – мощностей;
прибыль – прибылей; дно – доньев; торт – тортов;
порт – портов.

Запомните! Среда
– среды – по средам.

Ознакомьтесь с типами наиболее распространенных
орфоэпических ошибок.

Таблица

Распространенные
орфоэпические ошибки

Неправильно произносят

Следует произносить

*включим приемник

включим приемник (включу,
включишь, включит, включим, включите, включат)

*возраста, возрастов

мн.
ч. возрасты, -ов

*возвращение на круги своя

возвращение
на круги своя

*вручат орден

вручат орден (вручу, вручишь, вручит, вручит, вручите, вручат)

*гражданство

гражданство

*2,2% – два и два десятых
%

Два
и две десятых %

*[жу]ри

жюри
[жу]

*истёкшие сутки

истекшие
сутки

*конкурентноспособный

конкурентоспособный

*красивее

красивее

едуг

недуг

*отключено электричество

отключено электричёство (отключённый, отключён, отключена, отключено, отключены)

*оторвало плотину

оторвало плотину (оторвал, оторвала, оторвало, оторвали)

*отставка принята

отставка
принята (принят, принята, принято, приняты)

*сорвало переговорный процесс

сорвало переговорный процесс

*расценено

расценено (расценённый, расценён, расценена, расценено, расценены)

*сняты

сняты

*Ценз осёдлости

Ценз
оседлости

*Киево-Печёрская лавра

Киево-Печерская лавра

*Кижи, Кижей (музей-заповедник
деревянного зодчества)

Кижи, Кижей

Не следует забывать, что голос – первое, что
доносится до слушателя после зрительного восприятия собеседника. И то, как мы
говорим, во многом определяет отношение к нам собеседника.

Вопросы и
задания

1.
Что необходимо делать для успешного овладения орфоэпическими нормами?

2.
Назовите основные черты двух стилей произношения (полного и неполного).

3.
Приведите примеры некоторых трудных 
случаев произношения гласных и согласных звуков.

4.
Каковы правила произношения заимствованных слов?

5.
Каковы основные трудности и особенности русского ударения?

Структурно-логическая схема «Трудности русской
орфоэпии

источник: www.dofa.ruОрфоэпический диктант в режиме ONLINE:http://www.comjuor.crimea.edu/dict.htm


«Орфоэпический словник. ЕГЭ 2012» 

В кратких
причастиях и прилагательных женского рода, а также в глаголах прошедшего
времени женского рода ударение обычно переносится
 на окончание: начат – начата, понял – поняла. Исключения –клала,
крала 
и др.;
в словах 
ТОРТЫ, БАНТЫ, ПОРТЫ, БОРТЫ и в их формах ударение ставится на первый слог: 
глаголы звонить,
включить, вручить, облегчить, черпать 
сохраняют ударение
в формах.
 
     Апострoф,
баловать, валовой, вероисповедание, включишь, вручишь,
генезис, гражданство, дефис, диспансер, доцент,
жалюзи, завидно, звонишь, исчерпать, каталог,
каучук, километр, клала, красивее, кухонный,
мусоропровод, намерение, обеспечение, облегчить,
оптовый, отраслей,
памятуя, по средам 
(с 01.09.2009 допускается по
средам
),предвосхитить,
премировать, принудить, сирот, сливовый, сосредоточение,
средства, столяр, углубить, украинский, упорядочение,
упрочение, феномен, ходатайство, христианин, щавель,
эксперт.
 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Алс ошибка соединения
  • Алогизм это тип логической ошибки
  • Алпикул холодильник автомобильный ошибка f3
  • Алмазные отжимания ошибки
  • Аллоды сообщить об ошибке