Акцентологическая ошибка примеры

О, прелесть русской речи чистой!
О, бедный мой язык родной,
Кто не глумился над тобой –
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:
«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,
ПравЫ, сочуйствовать, подклЮчить»
Ну, ладно б жулик, или вор,
Иль алкаши и наркоманы,
Но педагог, но прокурор,
Но дикторы с телеэкрана!
Рабочий и интеллигент
Родную речь, как шавку, лупят:
«ОсУжденный и инцидент,
БлагА, сочуйствовать, оглУпят»
Ну, ладно б только бюрократ,
Но журналист, но депутат
Язык недавно исказили.
От сердца я хочу воззвать
Ко всем, кто сын России верной
Пора не нАчать, а начАть
Язык наш очищать от скверны
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!

Как нам известно, русский язык является одним
из богатейших языков, созданных человечеством за
его многовековую историю. Исследователи
утверждают, что его словарный фонд составляет
свыше 200.000 слов. Словарный же состав таких
великих людей, как Пушкина, Лермонтова, Толстого,
по заявлению исследователей их творчества,
составляет порядка 20.000 слов. А словарный запас
обычного человека с высшим образованием в
среднем – 2000 слов. Не надо быть математиком,
чтобы подсчитать, что мы используем лишь малую
толику того айсберга, именуемого русским языком.
В связи с этим возникает весьма правомерный
вопрос: зачем же мы, используя в общении с
окружающими лишь незначительную часть
словарного фонда, искусственно обедняем свою
речь, добровольно отказываемся от использования
многообразия и красоты нашего  языка?

Язык – неотъемлемая часть нашей культуры. Еще
Ожегов писал: «Что такое культура речи?.. это
умение правильно, точно и выразительно
передавать свои мысли средствами языка.

Правильной речью называется та, в которой
соблюдаются нормы современного языка. Типы норм:
лексические, орфоэпические, акцентологические,
морфологические… везде мы можем наблюдать
нарушения и отклонения, однако в данном
выступлении хотелось бы остановиться на
акцентологической норме, ибо устная речь
характеризует человека, определяет уровень его
образованности и воспитанности.

Нормы ударения в современном русском языке
нелегки для усвоения, что объясняется 2-мя его
специфическими чертами: разноместностью и
подвижностью. Начнем с первого пункта. Ударение
бывает неподвижным и свободным. Так, в чешском
языке ударение всегда падает на первый слог, в
польском – на предпоследний, во французском – на
последний. В русском же языке ударение может 
падать на любой слог. Подвижность объясняется
тем, что русское ударение свободно перемещается
с одной морфемы на другую. Например: травА
трАвы. Если ударение сложно объяснить и
усвоить, то может быть следует от него отказаться
и говорить так, как мы хотим? Что нам дает
правильная постановка ударения? 

Попытаемся ответить на эти насущные вопросы.
Необходимость ударения очевидна. Во-первых, оно
разграничивает формы слова (трава – травы),
во-вторых, видовые пары, в-третьих,
разграничивает некоторые лексические формы, в
частности, разновидности омонимов – омографы (атлас
– атлас)

Казалось бы, что ошибки в ударении свойственны
только устной речи, однако это далеко не так. Так,
в газете можно прочитать «языкОвый
барьер», но языкОвым может быть паштет,
а барьер – только языковЫм.

Часто мы задумываемся: как правильно
произнести то или иное слово. Конечно, каждый
отдельный пример мы можем проверить по словарю –
и без этого иногда невозможно обойтись. Но все же
норма правильного ударения существует, и проще
следовать ей, чем каждый раз обращаться к
справочной литературе. Любое отклонение от нормы
является речевой ошибкой.

Попытаемся проследить возникновение причин,
приведших к нарушению нормы, и произвести
классификацию существующих ошибок.

1. Причины акцентологических ошибок

  • Незнание ударения иноязычного слова (мИзерный
    от фр. мизЕр – мизЕрный)
  • Из-за плохого знания орфографии (бронЯ
    у танка, брОня – право на что-либо)
  • Незнание морфологической принадлежности слова
    Азвитый – развИтый)
  • Отсутствие в печатном тексте ё (ликвидация двух
    точек над буквой привело к появлению множества
    ошибок. НоворОжденный, а не новорождЕнный,
    жёлчный)

Русский язык – живой организм, вечно растущий,
меняющийся, обновляющийся.В связи с этим весьма
закономерен тот факт, что старые языковые формы
либо постепенно отмирают, либо органично
сосуществуют с новыми. Этим и объясняется
наличие вариативности русского ударения. В языке
существуют следующие варианты:

  • Равноправные Аржа –
    баржА, Искристый – искрИстый).
  • Варианты нормы,  одна из которых признается
    основной (творОг – осн., твОрог,
    кулинАрия – кулинарИя, прикУс
    (общеупот.) – прИкус (спец.)) – стилистические.
  • Допустимо-устаревшие (индУстрия
    – индустрИя, собрАлся – собралсЯ, запаснОй
    –запАсный) – нормативно-хронологические.
  • Cемантические варианты
    разноместность ударения выполняет
    смыслоразличительную функцию: остротА (лезвия)
    – острОта (остроумное выражение), трУсить
    (бояться) – трусИть (бежать).

2. Типы акцентологических ошибок

1. Часто при изменении слова переносят ударение
на окончание в тех словах, которые имеют
неподвижное ударение на основе во всех формах .
Это такие существительные, как: блюдо,
госпиталь, грунт,  досуг,
жбан, квартал, клад,
сват, средство, торт,
шофёр, шрифт и др.

Следовательно, мы должны произносить:
приедут сваты, очередь за тортами,
многие шофёры, проблемы грунтов,
все средства и т.п.

2. Ошибки допускаются и в существительных, у
которых неподвижное ударение на окончании
(только если в им. п. – нулевое окончание, то
ударение в этой форме падает на основу): графа,
жезл, кайма, ломоть, ревень, серп, язык, фитиль и
др.

Следовательно: компот из ревеня,
размахивать жезлом, нет ломтя
хлеба…

3. Наибольшее количество ошибок в
прилагательных связано с краткой формой и
сравнительной степенью.

Надо запомнить:

Если ударение в краткой форме женского
рода падает на окончание, то в кратких формах
среднего рода и мужского ударение на основе и
обычно совпадает с ударением в полной форме: белый
– бела, бел, бело (но
кругом белым-бело); ясный – ясна,
ясен, ясно.

В большинстве форм множественного числа
наблюдаются колебания в постановке ударения: белы
– белы, бледны –  бледны,
близки –  близки, низки
– низки, пьяны – пьяны,
пусты – пусты, ясны –
ясны, просты
(устар.)
просты
.
– Но только легки, правы.
– Если в краткой форме женского рода падает на
окончание, то в сравнительной форме – на суффикс:
длинна – длиннее, видна
– виднее. Полна – полнее
.
– Если в краткой форме женского рода ударение
падает на основу, то и в сравнительной степени
ударение на основе: лилова – лиловее,
красива – красивее, ленива
– ленивее, говорлива – говорливее.

4. Часто встречается неправильная постановка
ударения на основе слова, а не на его окончании в
глаголах прошедшего времени единственного числа
женского рода: взяла вместо взяла,
спала
вместо спала и т.п.

Надо запомнить:

– Таких глаголов около 280 (непроизводных и
производных): брать (собрать, отобрать,
прибрать, убрать…), быть, взять, вить, врать,
гнать, гнить, дать, драть, ждать, жить, звать,
клясть, лгать, лить, пить, плыть, прясть, рвать,
слыть, ткать.

– Только приставка вы-
«перетягивает» ударение на себя: гнала,
прогнала,
но выгнала.
– В этих глаголах прошедшего времени
единственного числа мужского и среднего рода и
множественного числа ударение совпадает с
ударением в начальной форме: звать –
звал, звало, звали.

Но аффикс ся изменяет ударение в
глаголах множественного числа  и иногда в
глаголах среднего рода единственного числа: забралось,
забрались; налилось, налились.

– Некоторые глаголы, очень похожие на
перечисленные выше, тоже односложные, не входят в
этот ряд: бить – била, брить – брила,
жать – жала, знать – знала,
злить – злила.

5. Многие страдательные причастия прошедшего
времени, образованные от глаголов на –нуть,
-ать, -ять,
имеют ударение на первом слоге:
поднять – поднятый, согнуть
– согнутый, отнять – отнятый.

3. Акцентологический минимум

Газопровод, апокриф, досуг, звонит,
кремень, ходатайство, ломоть, созыв, форзац,
каталог, камбала, некролог, премирование,
узаконение, вероисповедание, жизнеобеспечение,
феномен.

Подводя итог всему вышеизложенному, хотелось
бы еще раз подчеркнуть, что язык – неотъемлемая
часть нашей культуры, поэтому не нужно забывать,
что вопрос о чистоте языка – не только языковая
проблема. Чтобы повысить качество своего языка,
нужно повысить качество своего сердца, своего
интеллекта. Мало добиться того, чтобы люди не
говорили «выбора» или
«ндравиться», надо добиться того, чтобы человек
испытывал трепетное и уважительное чувство к
своему родному языку, ценил его красоту  и
благозвучность. В связи с этим уместно привести
слова великого классика Тургенева: «Во дни
сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах
моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о
великий, могучий, правдивый  и свободный
русский язык. Не будь тебя – как не впасть  в
отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но
нельзя  верить, чтобы такой язык не был дан
великому народу!»

Приложение

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Русский язык.doc

Скачиваний:

593

Добавлен:

10.06.2015

Размер:

1.4 Mб

Скачать

К
нормам произношения гласных относят
нормы ударения.
Они изучаются акцентологией (лат.
accentus
− ударение).
В русском языке ударение
свободное
,
то есть может находиться
на любом слоге в слове, в отличие от
некоторых языков
мира, где ударение закреплено за
определенным слогом
− в эстонском, латышском, чешском и
финском языках
− 1 слог, в польском и грузинском −
предпоследний, в армянском
и французском − последний. Другой
особенностью русского ударения является
его морфемная
подвижность


ударение может перемещаться с одной
значимой части слова на
другую в разных его формах и однокоренных
словах. Основная
функция ударения − фонетическое
объединение слова.
Но встречаются слова, где ударение
играет смыслоразличительную
роль: мука
− мук
а,
п
или
− пил
и.
В многосложных
словах, кроме основного ударения,
появляется и второстепенное
(побочное): лавинообразный,
четырёхэтажный.

Чаще
всего
акцентологические ошибки встречаются
при образовании
следующих форм различных частей речи:

  1. в
    односложных существительных мужского
    рода в родительном
    падеже единственного числа ударение
    падает на окончание
    зонт
    – зонта, ковш – ковша, плод – плода,
    герб
    – герба.

    Исключение составляет слова «гусь» и
    «уголь» – гуся
    (гуся – разг.), угля и угля;

  2. существительные
    женского рода 1-го склонения в винительном
    падеже единственного числа имеют
    ударение на окончании
    (золу,
    избу, кирку, козу, нору, полу, росу, смолу,
    сову,
    строфу,
    траву
    ),
    на основе (бороду,
    борону, цену, щёку
    ),
    двоякое
    ударение (реку
    – реку, доску – доску);

  3. некоторые
    существительные 3-го склонения при
    употреблении
    с предлогами «в» и «на» имеют ударение
    на окончании – в
    груди, в кости, в крови, в ночи, на печи,
    в связи, в се
    ни,
    в степи, в тени, в цепи, в чести;

  4. существительные
    3-го склонения в родительном падеже
    множественного
    числа имеют:

  • ударение
    на основе (местностей,
    почестей, прибылей, прорубей, шалостей
    ),

  • двоякое
    ударение (отраслей
    и отраслей, пядей и пядей, ведомостей
    и ве
    домостей),

  • на
    окончании (ветвей,
    горстей, должностей, кре
    постей,
    плоскостей, степеней, скатертей,
    скоростей);

  1. употребляемые
    с существительными и числительными
    предлоги
    могут принимать на себя ударение, делая
    самостоятельную
    часть речи безударной, – без
    вести, без году, без
    толку;
    за зиму, за руку, за душу, за год; из виду,
    из лесу, из
    носу;
    ни воду, ни гору, на спину, ни стену; ни
    два, ни шесть,
    на
    сто; по лесу, по морю, по полю, по два, по
    сто, по трое;
    под
    ноги, под вечер, под нос, под руки;

  2. краткие
    прилагательные имеют ударение на первом
    слоге
    основы в мужском, среднем роде и
    множественном числе. В женском роде
    оно переходит на окончание: боек
    – бойка,
    вёсел
    – весела, глуп – глупа

    и т. д. Двоякое ударение встречается
    в форме множественного числа – бледны
    и бледны,
    близки
    и близки, голодны и голодны, густы и
    густы, дружны
    и
    дружны, жирны и жирны, пусты и пусты,
    тесны и тесны,
    тупы
    и тупы, холодны и холодны;

  3. ударение в глаголах
    прошедшего времени может стоять:

  • на
    основе во всех формах (бить,
    брить, дуть, жать, класть,
    красть,
    мыть, мять, пасть, ржать, шить
    ),

  • на
    основе во всех формах, кроме формы
    женского рода, в
    которой переходит на окончание
    (брать,
    быть, взять, вить, внять, врать, гнать,
    дать,
    драть,
    жить, звать, лить, пить, плыть, рвать,
    снять, спать
    ),

  • на
    приставке во всех формах, кроме формы
    женского рода, в которой
    переходит на окончание (донять,
    замереть, занять, запереть, нанять,
    начать, отбыть, понять, прибыть, придать,
    принять,
    проклясть, убыть)
    ,

  • двоякое
    ударение в формах глаголов
    дожил
    – дож
    ил,
    д
    опил
    – доп
    ил,
    з
    адал
    – зад
    ал,
    н
    ажил
    – наж
    ил,
    отнял
    – отн
    ял,
    отпил
    – отп
    ил,
    п
    одал
    – под
    ал,
    поднял
    – подн
    ял,
    пр
    одал
    – прод
    ал,
    пр
    ожил
    – прож
    ил,
    пр
    олил
    – прол
    ил,
    разд
    ал
    – р
    оздал.

  1. в
    глаголах на —ировать
    выделяют две группы:

  • с
    ударением
    на «и» (блокировать,
    гарантировать, дебатировать, дирижировать,
    дисквалифицировать, информировать,
    компроме
    тировать,
    копировать, суммировать, транспортировать,
    фо
    тографировать
    и др.);

  • с
    ударением на «а» (бомбардировать,
    гравировать,
    гримировать, группировать, пломбировать,
    премировать, формировать

    и др.).

В
образованных от этих глаголов
страдательных причастиях прошедшего
времени форме на
ировать
соответствует форма на ированный,
а форме на -ировать
– форма на -ированный;

  1. у
    страдательных причастий прошедшего
    времени ударение
    в форме женского рода падает на окончание
    (взятый
    взята,
    витый – вита, изжитый – изжита, начатый
    – начата,
    принятый
    – принята
    ),
    в других – на приставку. В причастиях
    на -бранный,
    -дранный, -званный

    ударение падает на приставку (добрана,
    забрана, задрана, зазвана, избрана,
    прибрана, прерванный, призванный,
    содранный

    и т. д.).

Ошибки
в ударении могут быть вызваны и другими
причи
нами,
о которых необходимо помнить.

  1. Незнание
    правил ударения в языке-источнике:
    мизерный
    (лат. miser
    – бедный) из французского «мизер»
    и произносится
    «мизерный».

  2. Отсутствие
    в печатном тексте буквы «Ё». Между тем,
    известно,
    что в соответствии с нормой она всегда
    принимает на
    себя ударение. Ликвидация точек привела
    к тому, что многие
    слова стали произноситься с «Е», а
    ударение перешло на случайное
    место – свекла,
    желчь, желчный, новор
    ожденный,
    завороженный
    (правильно свёкла,
    жёлчь, жёлчный, новорож
    дённый,
    заворожённый).

  3. Незнание
    орфографических правил. Слова «броня»
    и
    «броня»
    являются существительными 1-го склонения.
    Ударение
    выполняет смыслоразличительную функцию:
    броня
    – «преимущественное
    право на получение чего-либо» и броня

    «защитное
    покрытие». Часто встречается неправомерное
    употребление
    слова в форме «бронь».

  4. Незнание
    принадлежности слова к той или иной
    части речи.
    Например, прилагательное «развитой»
    и причастие «развитый».
    Первое употребляется в словосочетаниях
    «развитой
    юноша»,
    «развитая промышленность», «развитое
    сельское хо
    зяйство»
    и ударение падает на окончание. Причастие,
    образованное от глагола «развить»,
    произносится с ударением на первом или
    на втором слоге – развитая
    гражданином N дея
    тельность,
    развитый преподавателем вопрос, развитая
    верев
    ка,
    развитый локон.

Осваивая
нормы русской акцентологии, надо иметь
в виду и явление
вариативности ударения.

Существуют слова, в которых
нормированным признаются:

  1. два
    варианта ударения, варианты «иначе
    – ин
    аче»,
    «п
    етля
    и петл
    я»,
    «рж
    аветь
    и ржав
    еть»,
    «тв
    орог
    и твор
    ог»
    равноправны;

  2. один
    считается книжным, а другой – разговорным,
    «баловать
    и б
    аловать»,
    «догов
    ор
    и д
    оговор»,
    «к
    ета
    и кет
    а»
    – первый книжный,
    второй разговорный;

  3. один
    вариант
    общелитературный, а другой –
    профессиональный;
    «гастрон
    ом
    и гастр
    оном»,
    «к
    омпас
    и
    компас»,
    «р
    апорт
    и рап
    орт»,
    «
    искра
    и искр
    а»,
    «доб
    ыча
    и д
    обыча»,
    «атомный
    и ат
    омный»
    – общелитературный и профессиональный
    соответственно.

Пометы
о принадлежности слова
с тем или иным вариантом ударения к
разговорному или
профессиональному языку даются в
орфоэпических словарях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Задания на урок

Нормы ударения в современном русском языке нелегки для усвоения, что объясняется 2-мя его специфическими чертами: разноместностью и подвижностью. Начнем с первого пункта. Ударение бывает неподвижным и свободным. Так, в чешском языке ударение всегда падает на первый слог, в польском – на предпоследний, во французском – на последний. В русском же языке ударение может  падать на любой слог. Подвижность объясняется тем, что русское ударение свободно перемещается с одной морфемы на другую. Например: травА – трАвы. Если ударение сложно объяснить и усвоить, то может быть следует от него отказаться и говорить так, как мы хотим? Что нам дает правильная постановка ударения? 

Необходимость ударения очевидна. Во-первых, оно разграничивает формы слова (трава – травы), во-вторых, видовые пары, в-третьих, разграничивает некоторые лексические формы, в частности, разновидности омонимов – омографы (атлас – атлас)

Казалось бы, что ошибки в ударении свойственны только устной речи, однако это далеко не так. Так, в газете можно прочитать «языкОвый барьер», но языкОвым может быть паштет, а барьер – только языковЫм.

Часто мы задумываемся: как правильно произнести то или иное слово. Конечно, каждый отдельный пример мы можем проверить по словарю – и без этого иногда невозможно обойтись. Любое отклонение от нормы является речевой ошибкой.

1. Причины акцентологических ошибок

  • Незнание ударения иноязычного слова (мИзерный от фр. мизЕр – мизЕрный)

  • Из-за плохого знания орфографии (бронЯ у танка, брОня – право на что-либо)

  • Незнание морфологической принадлежности слова (рАзвитый – развИтый)

  • Отсутствие в печатном тексте ё (ликвидация двух точек над буквой привело к появлению множества ошибок. НоворОжденный, а не новорождЕнный, жёлчный)

Русский язык – живой организм, вечно растущий, меняющийся, обновляющийся.В связи с этим весьма закономерен тот факт, что старые языковые формы либо постепенно отмирают, либо органично сосуществуют с новыми. Этим и объясняется наличие вариативности русского ударения. В языке существуют следующие варианты:

  • Равноправные Аржа – баржАИскристый – искрИстый).

  • Варианты нормы,  одна из которых признается основной (творОг – осн., твОрог, кулинАрия – кулинарИя, прикУс (общеупот.) – прИкус (спец.)) – стилистические.

  • Допустимо-устаревшие (индУстрия – индустрИя, собрАлся – собралсЯ, запаснОй –запАсный) – нормативно-хронологические.

  • Cемантические варианты  разноместность ударения выполняет смыслоразличительную функцию: остротА (лезвия) – острОта (остроумное выражение), трУсить (бояться) – трусИть (бежать).

2. Типы акцентологических ошибок

1. Часто при изменении слова переносят ударение на окончание в тех словах, которые имеют неподвижное ударение на основе во всех формах . Это такие существительные, как: блюдо, госпиталь, грунт,  досуг, жбан, квартал, клад, сват, средство, торт, шофёр, шрифт и др.

Следовательно, мы должны произносить: приедут сваты, очередь за тортами, многие шофёры, проблемы грунтов, все средства и т.п.

2. Ошибки допускаются и в существительных, у которых неподвижное ударение на окончании (только если в им. п. – нулевое окончание, то ударение в этой форме падает на основу): графа, жезл, кайма, ломоть, ревень, серп, язык, фитиль и др.

Следовательно: компот из ревеня, размахивать жезлом, нет ломтя хлеба…

3. Наибольшее количество ошибок в прилагательных связано с краткой формой и сравнительной степенью.

Надо запомнить:

– Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в кратких формах среднего рода и мужского ударение на основе и обычно совпадает с ударением в полной форме: белый – бела, бел, бело (но кругом белым-бело); ясный – яснаясен, ясно.
– В большинстве форм множественного числа наблюдаются колебания в постановке ударения: белы – белы, бледны –  бледны, близки –  близки, низки – низки, пьяны – пьяны, пусты – пустыясны – ясны, просты (устар.) – просты.
– Но только легки, правы.
– Если в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме – на суффикс: длинна – длиннее, видна – виднее. Полна – полнее.
– Если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, то и в сравнительной степени ударение на основе: лилова – лиловее, красива – красивее, ленива – ленивее, говорлива – говорливее.

4. Часто встречается неправильная постановка ударения на основе слова, а не на его окончании в глаголах прошедшего времени единственного числа женского рода: взяла вместо взяла, спала вместо спала и т.п.

Надо запомнить:

– Таких глаголов около 280 (непроизводных и производных): брать (собрать, отобрать, прибрать, убрать…), быть, взять, вить, врать, гнать, гнить, дать, драть, ждать, жить, звать, клясть, лгать, лить, пить, плыть, прясть, рвать, слыть, ткать.
– Только приставка вы- «перетягивает» ударение на себя: гнала, прогналано выгнала.
– В этих глаголах прошедшего времени единственного числа мужского и среднего рода и множественного числа ударение совпадает с ударением в начальной форме: звать – звал, звало, звали. Но аффикс ся изменяет ударение в глаголах множественного числа  и иногда в глаголах среднего рода единственного числа: забралось, забрались; налилось, налились.
– Некоторые глаголы, очень похожие на перечисленные выше, тоже односложные, не входят в этот ряд: бить – била, брить – брила, жать – жала, знать – знала, злить – злила.

5. Многие страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов на –нуть, -ать, -ять, имеют ударение на первом слоге: поднять – поднятый, согнуть – согнутый, отнять – отнятый.

3. Акцентологический минимум

Газопровод, апокриф, досуг, звонит, кремень, ходатайство, ломоть, созыв, форзац, каталог, камбала, некролог, премирование, узаконение, вероисповедание, жизнеобеспечение, феномен.

Подводя итог всему вышеизложенному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что язык – неотъемлемая часть нашей культуры, поэтому не нужно забывать, что вопрос о чистоте языка – не только языковая проблема. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. Мало добиться того, чтобы люди не говорили «выбора» или «ндравиться», надо добиться того, чтобы человек испытывал трепетное и уважительное чувство к своему родному языку, ценил его красоту  и благозвучность. В связи с этим уместно привести слова великого классика Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый  и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть  в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя  верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение мягкого [н] перед ч и щ. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Ход урока

1.Орг.момент.

В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина есть эпизод, который рассказывает о первой встрече богатырей с царевной, помните:

«Старший молвил: «Что за диво! Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. Кто же? Выдь и покажися, С нами честно подружися»».

Обратили внимание, что царевна в лесном тереме богатырей вела себя не как дочь царя, а скорее как крестьянская девушка?

«И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была».

А как же богатыри догадались, что перед ними царская дочь?

«Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали».

Вывод: Оказывается, иногда достаточно услышать, как человек говорит, чт обы понять, кто он, каков он. Именно произношению мы посвятим сегодня наше занятие. А изучает этот раздел лингвистики орфоэпия. Вот мы и рассмотрим объект изучения орфоэпии, познакомимся с особенностями русского ударения, с таким понятием, как орфоэпическая норма; обобщим сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний; систематизируем и обобщим знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях.

2. Произношение [о] и [э] под ударением после мягких согласных и шипящих

В русском языке звук [э] (графически – е) в положении между мягким согласным или шипящим и твёрдым согласным под ударением обычно чередуется со звуком [о] (графически ё или о – в некоторых формах после шипящих): сестра – сёстры, жена – жёны, справиться с задачей – идти со свечой. Этот процесс идёт очень последовательно.

Однако в целой группе слов такого чередования не наблюдается.

1. Обычно нет чередования в словах старославянского происхождения. Ср. параллельные старославянские и исконно русские формы: бытие – бытьё, львиный зев – позёвывать, единоплеменный, истекший, восприемник, соперник, согбенный. Вместе с тем произношение [о] сейчас активно распространяется и на целый ряд старославянизмов, прежде всего – на отглагольные прилагательные и причастия: запечатлённый, измождённый, истощённый, коленопреклонённый, осведомлённый и др. Иногда произношение слова зависит от его значения: истёкший кровью – истекший срок, оглашённые результаты – кричит как оглашенный, падёж скота – именительный падеж; совершённое преступление – совершенное творение.

2. Нет чередования в большинстве заимствованных слов: аптека, афера (!), блеф, манерный. Следует учитывать, что, во-первых, в настоящее время переход [э] в [о] начинает активно захватывать и иноязычные слова (ср.: манёвр – основной вариант, маневр – допустимый; манёвренный и маневренный – равноправные варианты), во-вторых, произношение гласного под ударением во многом зависит от источника заимствования. Так, в русском языке сохраняется произношение [о] в наименовании польского священника – ксёндз. Особенно много колебаний в произношении слов на 

–ер: гренадер, инженер, интерьер – гримёр, киоскёр, ретушёр. Варианты стартер и стартёр, комбайнер и комбайнёр являются равноправными.

В некоторых случаях надо также учитывать значение слова.

Например, солитёр – «ленточный червь, паразитирующий в кишечнике человека и животного» и солите́р – «крупный бриллиант»; фен – «электрический прибор» и фён – «тёплый и сухой воздух, дующий по горному склону в долину».

Особенно много колебаний наблюдается при произношении ударного гласного в сочетании с шипящими согласными (в древнерусском языке они были мягкими, затем частично отвердели, поэтому произношение гласного здесь идёт то как при мягком, то как при твёрдом согласном): горшочек – горшечник, головёнка – головешка, жёлчь (допустимо – желчь) – жёлчный (допустимо – желчный); шерсть – грубошёрстный, короткошёрстный; жердь – жёрдочка; решетчатый и решётчатый.

2. Безударный [о] в словах иностранного происхождения

Все слова, пришедшие из другого языка, фонетически осваиваются и усваиваются литературным языком данной страны. В русском языке произношение гласных в заимствованных словах подчиняется общим законам русской орфоэпии. В таких заимствованных в свое время словах, как аромат, баобаб, координация, костюм, рояль, безударный гласный [о] произносят так же, как и в исконно русских. Существует небольшая группа слов (бордо, досье и т.д.), в которых в первом предударном слоге [о] сохраняется, хотя несколько ослабленный. Редко [о] произносится во втором предударном слоге без обычной для исконно русских слов редукции: болеро, модерато. Редки случаи произнесения, когда в заударных слогах на месте буквы о произносится гласный [о]: авизо, вето, кредо, какао, радио, хаос. Книжными являются слова, в которых в безударном положении звучит [о]. В основном это термины, т.е. слова с ограниченной сферой употребления: болеро, модерато – музыкальные термины; досье, коммюнике – дипломатические. Безударный [о] произносится в соответствии с общими орфоэпическими законами в заимствованных именах собственных: Португалия – П[ъ]ртугалия. Ослабленный [о] звучит в некоторых именах и фамилиях заимствованных: ДолоресРосси, или на месте начального о в словах: ОтеллоОрфейОрджоникидзеОдиссей.

3.Произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения.

В соответствии с нормами произношения в русском языке перед гласным Е произносится  мягкий согласный звуктекст [т´э], брюнет [н´э], термин [т´э]конкретно [р´э], терапевт [т´э]. Но обычно в книжных словах и терминологии продолжает произноситься с твердым согласным звуком (интеграл [тэ], тенденция [тэ], артерия [тэ], асептика [сэ], фонетика [нэ], Вольтер [тэ], Декарт [дэ], Шопен [пэ], Лафонтен [тэ], бифштекс [тэ], кашне [нэ], тембр [тэ], термос [тэ]). Во многих иноязычных словах после согласных пишется Е, а произносятся согласные твёрдо (ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], парте [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [шэ]). Но в ряде слов согласные произносятся мягко (декада [д´э], академия [д´э], демагог [д´э], музей [з´э], фанера [н´э], фланель [н´э])

4. Произношение безударного [а] после ж и ш.

После твёрдых шипящих [ш] и [ж] в первом предударном слоге звук [а], по нормам орфоэпии, произносится как [а], т.е. в соответствии с написанием: шаги — [ша]ги, шалаш — [ша]лаш, шалун- [ша]лун, Шамиль -[ша]миль; жаркое — [жа]ркое, жаргон — [жа]ргон. На месте звука а в первом предударном слоге после твердых шипящих и [ц] перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э] — [ыэ]. В формах косвенных падежей множественного числа слова лошадь — лошадей, лошадям, лошадями, лошадях на месте ша произносится [шыэ]; в словах —  жалеть, к сожалению, жакет на месте жа произносится [жыэ]; в формах косвенных падежей числительных — двадцать, тридцать — двадцати, тридцати, двадцатью, тридцатью и т. д. на месте ца произносится [цыэ].

5. Произношение сочетаний ЧН и ЧТ.

В современном русском языке слова с сочетанием ЧН, ЧТ можно разделить на три группы: 1) те, в которых ЧН произносится только как [ШН]: конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, что, что-нибудь, что-то, а также женские отчества на ЧНА: Ильинична, Кузьминична, Фоминична; 2) те, в которых ЧН произносится только как [Ч’Н]: точно, удачный, точечный, маскировочный, нечто и др.; 3) те, в которых нормативными считаются оба варианта произношения -[Ч’Н[ и [ ШН[: подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный, ничто; 4) в отдельных случаях варианты произношения разграничивают различные лексические значения: сердечный приступ — друг серде[шн]ый, перечница (сосуд для перца) — чертова пере[шн]ица (о злой, сварливой женщине).

6. Согласный [н] произносится мягко перед [ч] и [щ]: кó[н’чик, жé[н’щина.

7. Особенности русского ударения. Типичные акцентологические ошибки.

О, прелесть русской речи чистой!
О, бедный мой язык родной,
Кто не глумился над тобой –
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:
«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,
ПравЫ, сочуйствовать, подклЮчить»
Ну, ладно б жулик, или вор,
Иль алкаши и наркоманы,
Но педагог, но прокурор,
Но дикторы с телеэкрана!
Рабочий и интеллигент
Родную речь, как шавку, лупят:

«ОсУжденный и инцидент,
БлагА, сочуйствовать, оглУпят»

Ну, ладно б только бюрократ,
Но журналист, но депутат
Язык недавно исказили.
От сердца я хочу воззвать
Ко всем, кто сын России верной
Пора не нАчать, а начАть
Язык наш очищать от скверны
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!

Нормы ударения в современном русском языке нелегки для усвоения, что объясняется 2-мя его специфическими чертами: разноместностью и подвижностью. Начнем с первого пункта. Ударение бывает неподвижным и свободным. Так, в чешском языке ударение всегда падает на первый слог, в польском – на предпоследний, во французском – на последний. В русском же языке ударение может  падать на любой слог. Подвижность объясняется тем, что русское ударение свободно перемещается с одной морфемы на другую. Например: травА – трАвы. Если ударение сложно объяснить и усвоить, то может быть следует от него отказаться и говорить так, как мы хотим? Что нам дает правильная постановка ударения? 

Попытаемся ответить на эти насущные вопросы. Необходимость ударения очевидна. Во-первых, оно разграничивает формы слова (трава – травы), во-вторых, видовые пары, в-третьих, разграничивает некоторые лексические формы, в частности, разновидности омонимов – омографы (атлас – атлас)

Казалось бы, что ошибки в ударении свойственны только устной речи, однако это далеко не так. Так, в газете можно прочитать «языкОвый барьер», но языкОвым может быть паштет, а барьер – только языковЫм.

Часто мы задумываемся: как правильно произнести то или иное слово. Конечно, каждый отдельный пример мы можем проверить по словарю – и без этого иногда невозможно обойтись. Но все же норма правильного ударения существует, и проще следовать ей, чем каждый раз обращаться к справочной литературе. Любое отклонение от нормы является речевой ошибкой.

Попытаемся проследить возникновение причин, приведших к нарушению нормы, и произвести классификацию существующих ошибок.

Причины акцентологических ошибок: незнание ударения иноязычного слова (мИзерный от фр. мизЕр – мизЕрный), из-за плохого знания орфографии (бронЯ у танка, брОня – право на что-либо), незнание морфологической принадлежности слова (рАзвитый – развИтый), отсутствие в печатном тексте ё (ликвидация двух точек над буквой привело к появлению множества ошибок: новорОжденный, а не новорождЕнный, жёлчный)

Русский язык – живой организм, вечно растущий, меняющийся, обновляющийся. В связи с этим весьма закономерен тот факт, что старые языковые формы либо постепенно отмирают, либо органично сосуществуют с новыми. Этим и объясняется наличие вариативности русского ударения. В языке существуют следующие варианты: равноправные Аржа – баржАИскристый – искрИстый); варианты нормы,  одна из которых признается основной (творОг – осн., твОрог, кулинАрия – кулинарИя, прикУс (общеупот.) – прИкус (спец.)) – стилистические; допустимо-устаревшие (индУстрия – индустрИя, собрАлся – собралсЯ, запаснОй –запАсный) – нормативно-хронологические; семантические варианты  разноместность ударения выполняет смыслоразличительную функцию: остротА (лезвия) – острОта (остроумное выражение), трУсить (бояться) – трусИть (бежать).

Типы акцентологических ошибок

1. Часто при изменении слова переносят ударение на окончание в тех словах, которые имеют неподвижное ударение на основе во всех формах. Это такие существительные, как: блюдо, госпиталь, грунт, сват, средство, торт, шофёр, шрифт и др. Следовательно, мы должны произносить: приедут сваты, очередь за тортами, многие шофёры, проблемы грунтов, все средства и т.п.

2. Ошибки допускаются и в существительных, у которых неподвижное ударение на окончании (только если в им. п. – нулевое окончание, то ударение в этой форме падает на основу): графа, жезл, кайма, ломоть, ревень, серп, язык, фитиль и др. Следовательно: компот из ревеня, размахивать жезлом, нет ломтя хлеба…

3. Наибольшее количество ошибок в прилагательных связано с краткой формой и сравнительной степенью.

Надо запомнить:

– Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в кратких формах среднего рода и мужского ударение на основе и обычно совпадает с ударением в полной форме: белый – бела, бел, бело (но кругом белым-бело); ясный – яснаясен, ясно.
– В большинстве форм множественного числа наблюдаются колебания в постановке ударения: белы – белы, бледны –  бледны, близки –  близки, низки – низки, пьяны – пьяны, пусты – пустыясны – ясны, просты (устар.) – просты.
– Но только 
легки, правы.
– Если в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме – на суффикс: 
длинна – длиннее, видна – виднее, полна – полнее.
– Если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, то и в сравнительной степени ударение на основе: 
лилова – лиловее, красива – красивее, ленива – ленивее, говорлива – говорливее.

4. Часто встречается неправильная постановка ударения на основе слова, а не на его окончании в глаголах прошедшего времени единственного числа женского рода: взяла вместо взяла, спала вместо спала и т.п.

Надо запомнить:

– Таких глаголов около 280 (непроизводных и производных): брать (собрать, отобрать, прибрать, убрать…), быть, взять, вить, врать, гнать, гнить, дать, драть, ждать, жить, звать, клясть, лгать, лить, пить, плыть, прясть, рвать, слыть, ткать.
– Только приставка 
вы- «перетягивает» ударение на себя: гнала, прогналано выгнала.
– В этих глаголах прошедшего времени единственного числа мужского и среднего рода и множественного числа ударение совпадает с ударением в начальной форме:
 звать – звал, звало, звали. Но аффикс ся изменяет ударение в глаголах множественного числа  и иногда в глаголах среднего рода единственного числа: забралось, забрались; налилось, налились.
– Некоторые глаголы, очень похожие на перечисленные выше, тоже односложные, не входят в этот ряд: 
бить – била, брить – брила, жать – жала, знать – знала, злить – злила.

5. Многие страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов на –нуть, -ать, -ять, имеют ударение на первом слоге: поднять – поднятый, согнуть – согнутый, отнять – отнятый.

3. Акцентологический минимум

Газопровод, апокриф, досуг, звонит, кремень, ходатайство, ломоть, созыв, форзац, каталог, камбала, некролог, премирование, узаконение, вероисповедание, жизнеобеспечение, феномен.

Подводя итог всему вышеизложенному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что язык – неотъемлемая часть нашей культуры, поэтому не нужно забывать, что вопрос о чистоте языка – не только языковая проблема. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. Мало добиться того, чтобы люди не говорили «выбора» или «ндравиться», надо добиться того, чтобы человек испытывал трепетное и уважительное чувство к своему родному языку, ценил его красоту  и благозвучность. В связи с этим уместно привести слова великого классика Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый  и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть  в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя  верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Варианты ударения:

  1. Акцентологические варианты – двойное ударение:

Краткий перечень равноправных акцентологических вариантов:

апартАменты – апартамЕнты;

базИлика – базилИка;

БАржа – баржА;

бижутЕрия – бижурерИя;

бредовОй – бредОвый;

заржаАветь – заржавЕть;

Иначе – инАче;

Искриться – искрИться;

кИрза – кирзА;

обрОненный – обронЕнный;

пЕтля – петлЯ;

тЕфтели – тефтЕли

  1. Семантические варианты – это пары слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слов (омографы – совпадают по написанию, различаются по ударению).

Краткий перечень слов, различающихся своим значение в зависимости от ударения:

ЗабронИровать (закрепить что-то за кем-то) – забронировАть (покрыть броней);

брОня – бронЯ;

занятОй (человек) – зАнятый (дом);

засОленный (об овощах) – засолЕнный (о почве);

затОченный (карандаш) – заточЕнный (узник);

нАголо (остричь) – наголО (держать шашки);

обходнОй (лист, путь) – обхОдный (маневр);

переноснОй (радиоприемник) – перенОсное (знанчение);

переходнОй (балл) – перехОдный (возраст);

погрУженный (на платформу) – погружЕнный (в воду);

прблИженный (к чему-нибудь) – приближЕнный (близкий);

призывнОй (возраст) – призЫвный (зовущий);

прОклятый (подвергшийся проклятию) – проклЯтый (ненавистный);

развитОй (ребенок) – рАзвитый (в умственном отношении) – развИтый (волосы);

склОнен (к чему-нибудь) – склонЕн (перед кем-то);

слОженный (из деталей) – сложЕнный (обладающий тем или иным телосложением);

хАос (в древнегреческой мифологии) – хаОс и хАос (беспорядок);

харАктерный (человек) – характЕрный (поступок);

языковОй (словесное выражение мыслей) – языкОвый (относящийся к органу в полости рта);

прИкус (общеупотребительное слово) – прикУс (специальное);

шЕлковый (общеупотребительное) – шелкОвый (поэтическое).

  1. Нормативно-хронологические варианты – это пары слов, в которых разноместность связана с временны´м периодом употребления данного слова в речи:

запаснОй (современное) – запАсный (устаревшее);

украИнский (современное) – укрАинский (устаревшее);

рАкурс (современное) – ракУрс (устаревшее).

Газопровод, досуг, звонит, ходатайство, призыв, созыв, форзац, каталог, камбала, некролог, премирование, узаконение, вероисповедание, жизнеобеспечение, феномен, балованный, баловать, включенный, включишь, возбуждено, диспансер, исключит, исчерпать, каталог, квартал, километр, красивее, лекторы, мусоропровод, газопровод, начатые, обеспечение, облегчит, ободрить, ободрённый, оптовый, осведомиться, откупорил, отрочество, позвонит, свёкла, средства, торты, тортов, углубить, углублённый, эксперт, экспертный.    

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ИХ НАРУШЕНИЕ В РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАЛАЧЕВСКОЙ ШКОЛЫ

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Реньжина В.В. 1


1МБОУ «Калачевская СОШ»

Косилова Н.Я. 1


1МБОУ «Калачевская СОШ»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Заговори, чтоб я тебя увидел

Сократ

Проблема орфоэпических ошибок, особенно в области акцентологии, всегда была актуальной для лингвистики. Современные лингвисты Баландина Л.А., Соловьёва Н.Н, Симонова Е.П. в своих исследованиях рассматривали подобные ошибки, но они мало связаны с изучением уровня употребления орфоэпических ошибок в нашей речи. Их исследования в большинстве направлены на выявление норм произношения и ошибок в их употреблении. По этой причине изучение данного явления приобретает особый интерес. [7, с.18]

Начав готовиться к экзамену по русскому языку, я, например, поняла, что часто неправильно ставлю ударение в словах, то же самое могу сказать и про моих одноклассников. Я предположила, что нормативные употребления, зафиксированные в орфоэпических словарях, значительно расходятся с реальной речевой практикой обучающихся нашей школы, так как большинство из них ставит ударение в словах, нарушая орфоэпические нормы. Я решила выяснить, насколько моя точка зрения верна и провела исследование. «Акцентологические нормы и их нарушение в речи обучающихся Калачевской школы»

Выбор уровня орфоэпических ошибок в речи обучающихся нашей школы для исследования был сделан не случайно, поскольку в настоящее время речевая культура играет немаловажную роль в жизни любого человека: как ученика общеобразовательного учреждения, студента, так и будущего специалиста. Правильное литературное произношение, в том числе владение акцентологическими и грамматическими нормами, грамотное письмо – залог профессиональной успешности. В этом заключается актуальность моей работы.

Также определение уровня ошибок в речи поможет вовремя предотвратить их дальнейшее появление и даже полностью искоренить.

Цель исследования: изучение уровня акцентологических ошибок в речи учеников Калачевской школы

Задачи:
1) определить, что такое акцентология; изучить трудности русского ударения;

2) рассмотреть орфоэпические нормы и наиболее часто встречающиеся ошибки, связанные с постановкой ударения;

3) определить уровень употребления подобных ошибок;
4) проанализировать ошибки в речи учащихся и выявить их причины;

5) наметить пути преодоления акцентологических ошибок.

Объект исследования: устная речь обучающихся 7-11 классов Калачевской школы.
Предмет исследования: орфоэпические ошибки, связанные с постановкой ударения.

Для достижения поставленной цели и решения задач использованы следующие методы: поиск и обработка научной информации в литературе и ресурсах Интернет; аналитический метод, сравнительный метод, анкетирование.

Новизна работы в том, что исследование позволило выявить реальное состояние владения акцентологическими нормами именно в нашем образовательном учреждении.

Работа может быть использована как учителями, так и учащимися при подготовке к ЕГЭ, во внеурочной деятельности, на уроках при изучении тем по культуре речи. Также моя работа будет интересна тем, кто неравнодушен к состоянию современного русского языка. В этом заключается практическая значимость моего исследования.

Глава I. Теоретическая часть

Понятие акцентологии. Русское словесное ударение, его особенности

Акцентология – раздел языкознания, занимающийся исследованием системы ударений какого-либо языка или группы языков [1, с 30].

О русском ударении говорили уже в своих грамматиках М. Г. Смотрицкий, М. В. Ломоносов, Н. И. Греч. Объектом же научного рассмотрения оно впервые становится в трудах А. X. Востокова (1831), который выделил его в самостоятельный раздел грамматики. Затем А. А. Потебня ввел в 60-х годах XIX века морфологические критерии в описание русского ударения. Эту линию продолжил И. А. Бодуэн де Куртенэ.

В русском языке ударение не закреплено за каким-то определенным слогом или за какой-то определенной частью слова, оно может падать на любой слог слова, то есть оно разноместное, или свободное. Ударными могут оказаться разные части слова.

В других языках ударение неподвижное, зачастую прикреплено во всех словах к определенному слогу. Например, в чешском и венгерском языках — на первый слог, во французском и турецком языках оно всегда падает на последний слог (эскимо, пломбир, салют, одеколон, дебют), в польском — на предпоследний слог.

Для русского ударения характерна подвижность (в разных грамматических формах слова может переходить с одного слога на другой: голова́, го́лову;при́нял, приняла́; сме́лый, смела́ и т.д.). [http://evartist.narod.ru/text1/74.htm].

Третья особенностьрусского ударения — его изменчивость, которая связана с тем, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения. Например, раньше говорили: паспОрт, эпигрАф, воздУх, кладбИще, призрАк, ,музЫка,[http://festival.1september.ru/articles/609365/, 8]

Трудности русского ударения

С разноместностью, подвижностью и изменчивостью русского ударения связаны все трудности русского языка.

Иногда сложность определения в слове места ударения возрастает, поскольку для некоторых слов существуют варианты ударений. При этом есть варианты, не нарушающие норму и считающиеся литературными: творОг – твОрог, Искристый – искрИстый, мышлЕние – мЫшление, лОсось – лосОсь. В других случаях второй вариант ударения считается неправильным, например, квартал- квартал, звонит- звонит, ходатайство – ходатайство. Основную трудность вызывает постановка ударения в словах, у которых различие в ударении связано с различием в значении: призывной — призывный; слова-омографы: ирИс- Ирис, харАктерный – характЕрный; глаголы на –ировать: нормировать, премировать, маркировать; причастия на – ированный: запланИрованный –запломбирОванный; глаголы прошедшего времени с подвижным ударением: понял. понялА,пОняло, пОняли; краткие страдательные причастия прошедшего времени: сОзван, сОзвана,сОзвано, сОзваны.

Ошибки в ударении могут привести к искажению смысла высказывания. Например, в одной из телепередач демонстрировались картины испанских художников. На одной из них был изображен берег реки, стоящее дерево с богатой кроной, сквозь листья которой виднелось голубое небо, а под деревом сидел монах. Ведущий передачи сказал: «Картина эта называется «Отшельник в пустЫне». Каждый смотрящий передачу, вероятнее всего, удивился и подумал: какая же это пустЫня? Ведь на картине изображена не пустыня, а безлюдное, уединенное место, где живет отшельник, и называется оно пУстынь или пУстыня. Таким образом, неправильно произнесенное слово создало впечатление о несоответствии названия картины ее содержанию.

Поэтому вопрос о произносительных и акцентологических нормах в современном русском языке остаётся открытым как в теоретических, так и практических аспектах. Это ещё раз подтверждает актуальность нашей работы.

Глава II

Практическая часть. Уровень овладения учащимися акцентологическим минимумом

  В русском языке существуют так называемый «акцентологический минимум», которым должен владеть учащийся, выпускник, абитуриент, студент. (Приложение I). В этот минимум включены слова, которые по разным причинам могут вызывать затруднения при постановке ударения. Именно этот уровень овладения акцентологическими нормами проверяется в 4 задании на ЕГЭ по русскому языку.

Для своего исследования я взяла слова именно из этого минимума, чтобы на его основе провести сравнительный анализ, определить, какие слова являются более сложными в постановке ударения, проследить динамику в освоении акцентологических норм от класса к классу. Для получения более объемной картины решила предложить участвовать в исследовании ученикам из разных возрастных групп: 7-11 классам нашей школы.

Обучающимся было предложено расставить ударения в следующих словах: асимметрия, благовест, баловать, банты, ветеринария, газопровод, диспансер, договор, дремота, жалюзи, заключит, закупорить, запломбировать, звонит, знамение, иконопись, каталог, квартал, коклюш, колледж, красивее, мастерски, некролог, обеспечение, отключит, прибывший, свекла, танцовщица, торты, туфля, украинский, умерший, ходатайствовать, черпать, щавель, эксперт.

Кроме этого, респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 5).

В эксперименте приняли участие 83 обучающихся Калачевской школы: 7 класс – 21, 8 класс – 29, 9 класс -17, 10 класс -7, 11 класс – 9.

После обработки карточек, было выявлено: всего было в сумме расставлено ударение в 2 998 словах. В 1892 словах были допущены акцентологические нарушения нормы, что составляет 63%. Наибольшее количество ошибок было сделано в следующих словах: ассиметрия–67 ошибок, знамение — 64, ходатайствовать – 63, иконопись – 60, благовест– 54 ошибки, мастерски –59, прибывший -56, некролог- 54 ошибки. Мною было также выявлено, что школьники неправильно ставят ударение и в заимствованных словах: жалюзи — 45, договор -27, диспансер -35, квартал -19, каталог -29, туфля -35.

Думаю, что это обусловлено редким употреблением данных слов в устной и письменной речи школьников, недостаточно сформировавшейся языковой системой в среднем звене. На неправильное ударение оказывает влияние бытовая разговорная лексика и диалектные произношения, например, звОнишь, полОжил, красивЕе. прИговор, рЕмень, выборА.средствА и др. Также в нашей школе учатся представители других национальностей: 8 класс — 3, 9 класс -1.

Но можно отметить, что от среднего звена к старшему отмечается некоторая положительная динамика в освоении орфоэпических норм. (Приложение 3, Таблица №2) Как видно из таблицы, большинство слов из «Акцентологического минимума» вызывают сложность в 8 классе. Здесь на одного ученика в среднем из 36 слов приходится 25 ошибок, в 7 классе тоже — 25, но процент выполнения лучше, так как работу выполняли 21 человек, а в 8 классе – 29. В 9 классе – 23 ошибки, в 10 – 14, в 11 – 15 ошибок.

Таким образом, проанализировав данные, я обнаружила, что уровень владения акцентологическими нормами в нашей школе на очень низком уровне. Акцентология – слабая сторона в речи учащихся.

Повышение уровня акцентологических норм в 10-11 классах, скорее всего, можно объяснить подготовкой к ЕГЭ. Чтобы в этом убедиться, я проанализировала результаты ЕГЭ наших выпускников по 4 критерию за последние три года. В 2018-2019 учебном году ошибки в 4 задании допустили 33% от числа сдававших, а в 2019-2020 – всего 12,5%. (Приложение 4, Таблица №3).

Также среди учеников 7- 11 классов мною проведено анкетирование, целью которого было узнать, что влияет на речевую культуру школьников. Конечно, я заметила в ответах анкеты кое-какие противоречия, но общая картина вполне реальная.

Ребятам было предложено ответить на следующие вопросы анкеты:

Кто или что влияет на вашу речевую культуру?

Считаете ли вы, что речевые нормы необходимы?

Следуете ли вы речевым нормам?

Замечаете ли вы в чужой речи орфоэпические ошибки?

Как вы поступаете, если замечаете речевые ошибки?

Как вы относитесь к тому, если вам делают замечания по поводу неправильного произношения слова?

Стараетесь ли вы улучшить свою речь?

Каким образом, по-вашему, можно улучшить качество речи?

Говорят ли в вашей семье на других языках?

Результаты анкетирования (Приложение 6, Таблица № 4) позволили сделать следующие выводы.

На качество речи учащихся нашей школы влияют такие факты:

некоторые обучающиеся отрицают необходимость речевых норм: в 7 классе — 6; в 8 классе — 8, в 9 — 4, 11-1.

не собираются загружать себя подобными вопросами: в 7 классе -4; в 8 классе — 5, в 9-3.

считают, что разницы нет, как говорить: в 7 классе-2; в 8 классе — 2, в 9-1.

услышав ошибки в речи друзей, не исправят и не сделают замечание, боясь испортить отношения: в 7 классе-8; в 8 классе — 11, в 9-7, в 10 классе -4, в 11 классе -3.

если сделано замечание со стороны (кроме учителя) обижаются: в 7 классе-5; в 8 классе — 5, в 9-1.

не уделяют внимания самообразованию в области речи: 7 -9, 8-6, 9-4.

русский язык является неродным: 7 класс -1. 8 – 3, 9 -1

На вопрос «Каким образом, на ваш взгляд, можно улучшить качество речи» школьники дали следующие рекомендации: больше читать классическую литературу, постараться выучить слова из акцентологического минимума, чаще произносить слова, в которых испытываешь трудности, слушать грамотную речь дикторов радио и телевидения, образцовую речь мастеров публичных выступлений, известных актеров, обращаться к орфоэпическим словарям. Грамотность речи повысится только тогда, когда каждый осознает ее необходимость и будет стремиться к ее улучшению.

Усвоение речевых норм — дело далеко не простое. Часто механическое запоминание слова не приводит к желаемому результату, и произношение быстро забывается. Эффективным средством закрепления литературного произношения является чтение поэтических текстов, ритм стиха «заставляет» ставить ударение в нужном месте, и, запомнив лишь несколько стихотворных строк, содержащих трудное слово, никогда потом не ошибешься.

Например, из стихотворения А.Блока «Пройдет зима, увидишь ты…»

легко запомнить произношение слова дремота.

Пройдет зима — увидишь ты

Мои равнины и болота

И скажешь: «Сколько красоты,

Какая мертвая дремота!» [6, с.179]

А разные формы глагола понять – пОнял, понялА, пОняло. пОняли, пОнятая, понЯв, можно запомнить, выучив строки из стихотворений Н.М.Рубцова «Меня звала моя природа»:

Я долго слушал шум завода-

и понял вдруг, что счастье тут. [6, с.546]

А.А.Блока «Навстречу вешнему рассвету»:

Душа в стремленьи запоздала,

В пареньи смутном замерла.

Какой-то тайны не познала,

Каких-то снов не поняла. [6, с.547]

И.Ф.Анненского «Сентябрь»:

И желтый шелк ковров, и грубые следы.

И понятая ложь последнего свиданья. [6, с.547]

Игоря Северянина «Байрон»:

Британец, сам клеймящий англичан,

За грека биться, презирая грека,

Решил, поняв, что наилучший лекарь

От жизни — смерть, и стал на грани ран. [6. с.547]

Такой способ запоминания предлагает «Словарь ударений русского языка» И.Л.Резниченко, в котором представлено около 10 000 трудных слов. Практически к каждому слову подобран пример из классической литературы. Другим действенным приемом усвоения норм ударения является обращение к поговоркам, пословицам, загадкам. Многие из них зарифмованы или обладают внутренним ритмом и также наводят на верное ударение, помогая запоминать правильное произношение быстро и ненавязчиво. Я и мои одноклассники нашли в Интернете много различных рифмовок, считалок, загадок на запоминание акцентологических норм, создали небольшую книжку «Говори правильно!», состоящую из 159 запоминалок, которая стала большим помощником в улучшении нашего акцентологического уровня при подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку. Такие запоминалки позволяют немного повеселиться и в то же время служат быстрому усвоению правильных литературных норм (Приложение 7).

Например:

Аты-баты, мост горбатый,

под мостом поет цыгáн,

а танцóвщицысбежали,

напугал их таракан.

Некоторые стишки позволяют запомнить сразу несколько слов:

Фено́мен звони́т по среда́м,
Приня́в догово́р по года́м,
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
Хода́тайство аэропо́рта.

Можно выучить «Песню про ударения» Светы Фефеловой, в нее включены все слова, входящие в акцентологический минимум.

Еще один из способов запоминания правильного произношения слова: воспринимать его как часть группы однотипных терминов.

договОр – приговОр – разговОр;

докумЕнт – инструмЕнт – медикамЕнт;

срЕдства для дЕтства;

звонИт – говорИт;

каталОг – диалОг – монолОг – некролОг;

облегчИть – полечИть;

столЯр – малЯр – школЯр;

шофЁр – монтЁр;

цепОчка для сынОчка;

мЕтр – киломЕтр – сантимЕтр – миллимЕтр;

водопровОд – газопровОд – нефтепровОд – мусоропровОд;

призЫв – позЫв – созЫв;

красИва – смазлИва – прозорлИва.

Во многих случаях ударения ставятся в соответствии с происхождением слова. Если знать, как слово было образовано, можно легко запомнить ударение. Например,

вероисповЕдание – веру исповедовать;

отрочество – от слова “Отрок” (подросток);

опОшлить, опОшлят – от слова “пошлый”;

новорождЁнный – новое рождение;

слИвовый – от слова “слива”.

Заключение

Работая над исследованием«Акцентологические нормы и их нарушение в речи обучающихсяКалачевской школы», я изучила теоретический материал по теме «Русское ударение», выяснила, что ударение — одна из сложных тем русского языка, которая требует особого внимания. Среди основных источников акцентологических затруднений можно назвать разноместность и подвижность русского ударения. Разноместность ударения означает, что в разных словах ударение падает на разные слоги, а подвижность проявляется в том, что в одном и том же слове при изменении его формы ударение может перемещаться с одного слога на другой.

Предположив, что нормативные употребления, зафиксированные в орфоэпических словарях, значительно расходятся с реальной речевой практикой обучающихся нашей школы: большинство ставит ударение в словах, нарушая орфоэпические нормы, я решила проверить гипотезу и провела исследование. Мною был изучен уровень современного состояния культуры речи учеников Калачевской школы в области акцентологии и проанализированы ошибки в речи учащихся 7-11 классов. Нарушения акцентологических норм составили 63%. Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение.

При помощи анкетирования были выяснены причины низкого уровня овладения орфоэпическими нормами в области акцентологии: уровень самообразования и воспитания, влияние бытовой разговорной лексики, диалектного произношения, в отдельных случаях влияние других языковых систем.

Были намечены пути для повышения уровня акцентологических норм учащихся нашей школы, предложены разные способы запоминания ударений в словах, создан сборник стишков-запоминалок.

Чтобы повысилась речевая культура, каждый учащийся должен осознать необходимость ее повышения, понять, что нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Это главный вывод, который я сделала, работая по теме исследования.

Литература

 Вербицкая, Л. Давайте говорить правильно / Л. Вербицкая- М.: Высш.шк. 1993.-143 с.

 Голуб, И. Книга о хорошей речи / И. Голуб, Д. Розенталь- М.: Культура и спорт, 1997. — 268 с.

Горбачевич, К.С.«Нормы современного русского литературного языка»: пособие для учителей

Дунев, А.И. и др. под ред. Черняк, В.ДРусский язык и культура речи.

Москва- Санкт-Петербург: Высшая школа Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002

Колесов, В. Культура речи — культура поведения / В. Колесов. — Л.: Лениздат, 1988. -271с.

Резниченко, Л.И. Словарь ударений русского языка / Л.И.Резниченко-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. -944 с.

Скворцов, Л. Культура русской речи / Л. Скворцов — М.: Знание, 1995. — 256 с.

Коровина, Н. А. Конспект учебного занятия по русскому языку «Словесное ударение. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/609365/

 Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ. Режим доступа: http://www.gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28_297

Гращенкова, А.М.Тренажёр по орфоэпии. – Режим

доступа: http://www.openclass.ru Тренажёр по орфоэпии

Приложение 1

Акцентологический минимум

А

Августовский
аэропОрты, им.п.мн.ч.

АссиметрИя
Б
баловАть 
бАнты, им.п.мн.ч

блАговест
бралА
бралАсь
бухгАлтеров, род.п. мн.н
В

вероисповЕдание

ветеринАрия
взялА
взялАсь
включЁнный
включИм
ворвалАсь
воспринялА
воссоздалА
вручИт
Г

газопровОд
гналА
граждАнство

Д
давнИшний 
диспансЕр
дОверху

догОвор
договорЁнность
докраснА 
докумЕнт
досУг

дремОта
Е
еретИк
Ж
жалюзИ, ср.р.и мн.ч.
ждалА
жилОсь
З
завИдно
зАгнутый
закУпорив
закУпорить

запломбировАть
зАтемно
звалА 
звонИт

знАмение

И
избалОванный

Иконопись
исключИт
исчЕрпать
К
каталОг
квартАл
киломЕтр

коклЮш

кОлледж
корЫсть
крАны
красИвее
кремЕнь
кренИтся
кровоточАщий
кровоточИть
кУхонный
Л 
лгалА
М

мастерскИ
мЕстностей род.п.мн.ч
молодЁжь
молЯщий
мусоропровОд

Н

намЕрение
нарОст
насорИт
нАчал
началА
нЕдруг
недУг
некролОг
О

обеспЕчение
облегчИть
облилАсь
ободрИть
окружИт
опломбировАть
оптОвый
освЕдомиться
откУпорил
Отрочество

П
партЕр 
плодоносИть

поделЁнный
поднЯв

пОнял,
понялА 
портфЕль

прибЫвший
придАное
призЫв
принУдить
С

свЁкла
сверлИт
сирОты
слИвовый 
сОгнутый
сорИт 
срЕдствами 
столЯр
созЫв
Т
тамОжня
тОрты

танцОвщица

тУфля

У
убралА
углубИть

укрАинский
укрепИт

умЕрший

Ф

фенОмен

фОрзац

Х

ходАтайства

ходАтйствовать

Ц
цемЕнт
цЕнтнер
цепОчка

Ч
чЕрпать
Ш
шАрфы
шофЁр
Щ
щавЕль
щемИт
щЁлкать
Э
экспЕрт
Я
языковЫе (явления)

языковая (колбаса)

Приложение 2

Таблица № 1 Нарушение акцентологической нормы

№ п/п

Акцентологическая норма

Нарушение акцентологической нормы (кол-во уч-ся)

7 класс-21

8 класс

29

9 класс-17

10 класс

7

11 класс-9

1

АссиметрИя

21

24

13

5

4

2

БлАговест

21

17

10

3

3

4

БаловАть

16

11

7

1

2

5

БАнты

15

9

7

2

1

6

ВетеринАрия

12

12

8

3

3

7

ГазопровОд

14

15

7

8

ДиспансЕр

8

8

11

1

3

9

ДоговОр

9

9

9

10

ДремОта

10

10

9

11

ЖалюзИ

16

14

10

2

3

12

ЗаключИт

10

8

6

13

ЗакУпорит

16

17

10

1

14

ЗапломбировАть

21

21

15

2

1

15

ЗвонИт

10

11

10

1

2

16

ЗнАмение

19

17

16

4

8

17

Иконопись

17

19

14

6

6

18

КаталОг

11

9

9

19

КвартАл

5

6

5

3

20

КоклЮш

13

14

8

3

4

21

КОлледж

4

6

3

22

КрасИвее

11

9

7

23

МастерскИ

19

19

14

4

4

24

НекролОг

17

18

13

2

2

25

ОбеспЕчение

20

17

8

3

5

26

ОтключИт

15

17

14

2

3

27

ПрибЫвший

19

21

16

28

свЕкла

7

8

2

29

ТанцОвщица

6

7

7

2

3

30

ТОрты

8

8

8

31

ТУфля

10

13

10

1

1

32

УкраИнский

7

9

6

1

33

УмЕрший

12

11

5

34

ХодАтайствовать

21

24

10

3

5

35

ЧЕрпать

16

13

9

36

щавЕль

15

13

12

2

37

Эксперт

Приложение 3

Таблица № 2 Нарушение акцентологической нормы. Количество ошибок

Класс

Допустили ошибок

Среднее количество на 1 ученика

Процент ошибок

7

513

25

67,8%

8

744

25

71,2%

9

400

23

65,3%

10

98

14

38, 8 %

11

137

15

42,2%

Приложение 4

Таблица № 3 Акцентологические ошибки на ЕГЭ

Учебный год

Кол-во сдававших ЕГЭ

Допустили ошибку

Процент от общего

числа

2017-2018

15

4

26,%

2018-2019

9

3

33%

2019-2020

16

2

12,5%

Приложение 5

Анкета для учащихся 7- 11 классов

1. Кто или что влияет на вашу речь?

а) учителя; б) родители; в) друзья; г) телевидение; д) другое

2 . Считаете ли вы, что речевые нормы необходимы?

а) да; б) нет; в) не думаю об этом.

3. Нужно ли следовать речевым нормам?

а) да; б) нет; в) не думаю об этом.

Знаете ли вы о своих речевых ошибках, связанных с ударением?

Напишите, какие слова у вас вызывают трудности. __________________________________________________________________________________

5. Замечаете ли вы в речи друзей, родителей акцентологические ошибки7

а) да; б) нет; в) не думаю об этом.

Если вы замечаете такие ошибки, как поступаете?

а) тактично исправляете; б) ничего не говорю, не хочу портить отношения.

7. Делают ли вам кто-либо замечания при неправильном произношении слова?

а) друзья; б) учителя; в) родители;

8. Как вы относитесь к таким замечаниям?

а) положительно, благодарю; б) обижаюсь; в) стараюсь исправить ошибку

9. Уделяете ли вы внимание самообразованию в области развития речи?

а) да; б) нет; в) не думаю об этом.

10.Каким образом, на ваш взгляд, можно улучшить качество речи:

Запишите ваши предложения: ______________________________________________________

Приложение 6

Таблица № 4 Результаты анкетирования

Вопрос анкеты

Ответы

7 класс

8 класс

9класс

10 класс

11 класс

Кто или что влияет на вашу речь:

а) друзья

3

5

7

   

б) учителя;

5

9

3

4

1

в) родители;

8

4

5

3

4

г) телевидение

3

6

5

 

2

д) другое

 

5

   

2

Считаете ли вы, что речевые нормы необходимы:

а) да;

11

16

10

7

8

б) нет;

6

8

4

 

1

в) не думаю об этом.

4

5

3

   

Нужно ли следовать речевым нормам:

а) да;

11

21

16

7

9

б) нет;

2

2

1

   

в) не думаю об этом.

8

6

     

Замечаете ли вы в речи друзей акцентологические ошибки:

а) да;

2

4

6

3

3

б) нет;

14

15

10

2

3

в) не думаю об этом.

5

10

1

2

3

Если вы замечаете такие ошибки, как поступаете:

а) тактично исправляете;

         

б) отношения дороже, не стоит их портить

8

11

7

4

3

Делают ли вам замечания при неправильном произношении слова:

а) друзья;

   

2

2

2

б) учителя;

11

17

15

7

9

в) родители;

1

3

6

4

3

г) другое

         

Как вы относитесь к таким замечаниям:

а) положительно, благодарю;

         

б) обижаюсь;

5

5

1

   

в) стараюсь исправить ошибку

7

 

8

7

9

Уделяете ли вы внимание само-

образованию в области развития речи:

а) да;

     

7

9

б) нет;

9

6

4

   

в) не думаю об этом

12

23

13

   

Говоря ли в вашей семье на других языках

да

1

3

1

   

Просмотров работы: 751

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Акцентные ошибки это
  • Акустические ошибки на письме примеры
  • Алексей ларин ошибка сказочника возвращение бессмертного
  • Алкотестер lydsto ошибка e2
  • Акцент тагаз ошибка 1123