Акцентные ошибки это

АКЦЕНТНЫЕ ОШИБКИ

нарушения норм ударения. Русское ударение свободное, или разноместное, что делает А.о. обусловленными системой языка. А.о. — следствие этой свободы, но системная свобода ограничена нормами культуры речи.
Во многих случаях русское ударение подвижно, т.е. в разных морфологических формах слова оно может падать на разные слоги. Это вызывает сомнения носителей языка такого рода: дЕньгами или деньгАми, о деньгАх или о дЕньгах, за бОртом или за бортОм, Отняли или отнЯли, в дерЕвнях или в деревнЯх (примеры взяты из фонда радиопередачи «Служба русского языка»).
Кроме того, А.о. появляются и по ряду экстралингвистических причин, связанных с такими характеристиками говорящего, как профессия, возраст, место рождения и проживания. Появление А.о. предупреждается владением нормами литературного языка, тесно связанным с общим уровнем культуры.
Профессиональные акцентные варианты не являются литературными. Они существуют в разных сферах, но наиболее известны особенности речи врачей и юристов. У врачей — это Инсульт (вместо инсУльт), флюорографИя (вместо флюорогрАфия), болЕй (вместо бОлей), плодА (вместо плОда) и др.,у юристов — возбУждено (вместо возбужденО), осУждены (вместо осужденЫ).Некоторые из них, к сожалению, становятся профессиональной «нормой»: уже упомянутые осУжден, возбУждено, а также кОклюш, диспАнсер и т.д. Но следует помнить, что по-настоящему образованный человек, к какой бы профессии он ни принадлежал, должен соблюдать нормы литературного языка. Наиболее культурные врачи и юристы так и поступают.
Ошибки могут быть обусловлены изменением норм, образующих старые и новые варианты: мЫшление и мышлЕние, варЯт и вАрят, фОльга и фольгА, йогУрт и йОгурт, музЫка и мУзыка.Иногда это связано с освоением заимствованных слов: упомянутые музыка и йогурт (музЫка — первоначально из польского, а йогУрт из турецкого языка), мизЕрный, слово, образованное от мизЕр, которое пришло из французского языка (misere — ‘бедность, нужда’), мАркетинг,пришедшее из английского.
Влияет и общая тенденция переноса ударения в массовом сознании во многих двусложных словах на первый слог: звонИт — звОнит, включИт — вклЮчит, начАть — нАчать, творОг — твОрог, баржА — бАржа. Некоторые из них стали нормативно равнозначными, напр., поЯт и пОят. Многие до сих пор остаются ошибочными: звОнит, вклЮчит, нАчать, стОляр, квАртал. Формирует ошибки и аналогия: в слове форзац происходит перенос ударения на второй слог по аналогии с абзац, а каталог произносится, как анАлог.
Возникают ошибки при игнорировании различий между словами, имеющими ударение на разных слогах: Атлас и атлАс, лЕдник и леднИк Иногда у акцентных вариантов развивается разное значение: нормативное договОр сохраняется как обязательное для соглашения между государствами; допустимое уже дОговор применимо при соглашениях между мелкими фирмами, предприятиями, гражданами. В некоторых случаях наблюдаются ошибочные попытки смыслового размежевания слов с помощью места ударения, как, напр., квартАл и квАртал (время и пространство).
В языке действует тенденция к появлению ударного окончания -а(-я) у слов мужского рода в родительном падеже: давно нормативное профессора, тополя (не профессорш, тополи); допустимые редактора, бухгалтера, тенора, теперь уже единственно возможное дома и недопустимые инженера, офицера, вызова. Пересечение акцентных и грамматических норм наблюдается и в косвенных падежах.
Бывают А.о. грубые и негрубые. Негрубые А.о., обычно обусловленные развитием языка, бывают настолько частотными, что становятся узуальной нормой (См. Узуальная норма): обеспечЕние, генЕзис, догмАт, бАловать, рАзвитый. Характерно следующее суждение: СлИвовый — сливОвый (уж не знаю, как правильно) (Ю. Высоцкая. НТВ. Едим вместе).
Широкое распространение узуальной нормы сейчас в основном связывается с влиянием разговорной речи. Но предпочтение узуального варианта кодифицированному, особенно в официальном общении, может быть также квалифицировано как негрубая ошибка, хотя имеющая возможность в будущем стать допустимым вариантом. Соблюдение традиционной нормы ударения в подобных случаях — это, как правило, знак высокой речевой культуры. Принадлежностью этой культуры можно считать и знакомство её носителя с редкими словами (знание их значения и места ударения в них), напр., мит[Э]нки — ‘перчатки без пальцев’, артикУл в значении ‘оружейный приём’.
Грубые ошибки (средствА, благА, красивЕе, свеклА, тортЫ и тортА) являются маркерами низкой, просторечной речевой культуры, поэтому их особенно следует избегать.
Хотя русское ударение трудно поддаётся систематизации и акцентологические нормы наиболее подвижны и изменчивы в современном русском языке, избежать акцентных ошибок помогает знание норм ударения частотных слов и использование основных правил постановки ударения в разных частях речи. Во многих случаях определить место ударения могут помочь и сведения о происхождении слова, так ударение на последнем слоге в словах диспансЕр, жалюзИ, партЕр, апострОф, коклЮш объясняется тем, что они заимствованы из французского языка. Другим надёжным способом избежать А.о. является привычка в случае затруднения обращаться к Орфоэпическим словарям (см.) и словарям, отражающим нормы ударения (см. Акцентологические словари), что, в свою очередь, способствует запоминанию произношения вызвавших сомнение слов.
Лит.: Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М., 2000; Зарва М.В. Русское словесное ударение. Словарь. М., 2001; Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р.И. Аванесова. М., 1997; Резниченко И.Л.Словарь ударений русского языка. М., 2008; Федянина Н.А. Ударение в современном русском языке. М., 1982.
Г.С. Куликова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Особенности русского ударения. Типичные акцентологические ошибки

О, прелесть русской речи чистой!
О,
бедный мой язык родной,
Кто не глумился
над тобой –
Шпана, чиновники,
лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не
выворачивал, не мучил:
«ОблЕгчить,
нАчать, взад, принЯл,
ПравЫ, сочуйствовать,
подклЮчить»
Ну, ладно б жулик, или
вор,
Иль алкаши и наркоманы,
Но
педагог, но прокурор,
Но дикторы с
телеэкрана!
Рабочий и интеллигент
Родную
речь, как шавку, лупят:
«ОсУжденный и
инцидент,
БлагА, сочуйствовать,
оглУпят»
Ну, ладно б только бюрократ,
Но
журналист, но депутат
Язык недавно
исказили.
От сердца я хочу воззвать
Ко
всем, кто сын России верной
Пора не
нАчать, а начАть
Язык наш очищать от
скверны
Друзья, следите за собой,
Когда
по-русски говорите
Ведь это наш язык
родной –
Его для внуков сохраните!

Как нам известно, русский язык является
одним из богатейших языков, созданных
человечеством за его многовековую
историю. Исследователи утверждают, что
его словарный фонд составляет свыше
200.000 слов. Словарный же состав таких
великих людей, как Пушкина, Лермонтова,
Толстого, по заявлению исследователей
их творчества, составляет порядка 20.000
слов. А словарный запас обычного человека
с высшим образованием в среднем – 2000
слов. Не надо быть математиком, чтобы
подсчитать, что мы используем лишь малую
толику того айсберга, именуемого русским
языком. В связи с этим возникает весьма
правомерный вопрос: зачем же мы, используя
в общении с окружающими лишь незначительную
часть словарного фонда, искусственно
обедняем свою речь, добровольно
отказываемся от использования многообразия
и красоты нашего  языка?

Нормы ударения — одна из самых
главных проблем русского языка. Они
многочисленны и нелегки для усвоения.
Ударение усваивается вместе со словом:
надо его запомнить. Часто проще и быстрее
запоминается неверное ударение, что
впоследствии очень сложно устранить.
В этом и состоит задача грамотного
человека — освоить нормы ударения и
правильно применять их на практике.
Русское ударение отличается наличием
большего количества произносительных
вариантов, чем ударение в других языках
(например, во французском языке ударение
всегда падает на последний слог). Норма
– единообразное, образцовое, общепризнанное
употребление элементов языка. Норма
обязательна как для устной, так и для
письменной речи. Различаются нормы:
орфоэпическая (произношение),
орфографическая (правописание),
словообразовательная, лексическая,
морфологическая и синтаксическая.
Языковые нормы – явление историческое.
Изменение литературных норм обусловлено
постоянным развитием языка. То, что было
нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет
назад, сегодня может стать отклонением
от неё. Источники изменения норм
литературного языка различны: разговорная
речь; местные говоры; просторечие.
профессиональные жаргоны; другие языки.
Изменению норм предшествует появление
их вариантов

Трудности в усвоении русского ударения
связаны с двумя его особенностями:
разноместностью и подвижностью.

Разноместность — это способность
ударения падать на любой слог русского
слова: на первый — Иконопись, на второй
— экспЕрт, на третий — жалюзИ, на
четвёртый — апартамЕнты. Во многих же
языках мира ударение прикреплено к
определённому слогу.

Подвижность — это свойство ударения
перемещаться с одного слога на другой
при изменении (склонении или спряжении)
одного и того же слова: водА — вОду, хожУ
— хОдишь. Большая часть слов русского
языка (около 96 %) имеет подвижное ударение.

Орфоэпические ошибки всегда мешают
воспринимать содержание речи: внимание
слушающего отвлекается различными
погрешностями произношения. Правильное
произношение облегчает и ускоряет
процесс общения. Наибольшую трудность
у носителей языка вызывает постановка
ударения в словах (акцентологические
нормы), так как ударение в русском языке
свободно, что отличает его от некоторых
других языков, в которых ударение
закреплено за каким то определённым
слогом. В публичных выступлениях, деловом
общении, обиходной речи часто наблюдаются
отклонения от норм литературного языка.
Например, нередко нарушается норма
ударения в таких словах, как валовОй ,
договрЁнность, нАчал , началА , пОнял ,
понялА , прИнял , принЯть , созЫв , лЕкторы
, инстрУкторы , шофёры, инспекторА ,
денежные срЕдства , квартАл , бухгАлтеры
. Ошибки в ударении могут быть вызваны
различными причинами:

Причины акцентологических ошибок

  • Незнание ударения иноязычного слова
    Изерный от фр. мизЕр
    – мизЕрный)

  • Из-за плохого знания орфографии (бронЯ
    у танка, брОня – право на
    что-либо)

  • Незнание морфологической принадлежности
    слова (рАзвитый – развИтый)

  • Отсутствие в печатном тексте ё (ликвидация
    двух точек над буквой привело к появлению
    множества ошибок. НоворОжденный,
    а не новорождЕнный, жёлчный)

Ошибки, связанные с незнанием ударения,
присущего тому языку, из которого данное
слово заимствовано. Например слово
мизЕрный происходит от франц. c лова
мизЕр .

Ошибки, связанные с отсутствием в
печатном тексте буквы «Ё» . Например,
жёлчь, жёлчный, заворожённый, новорождённый
и т.д.

Ошибки, которые являются следствием
ошибок в написании. Например брОня –
преимущественное право на получение
чего-либо, в отличие от слова бронЯ –
защитное покрытие, бронь – грубая
ошибка. Слово грЕнок – мужского рода
во множественном числе имеет ударение
на конечном слоге – гренкИ , грЕнки –
грубая ошибка.

Разноместность и подвижность приводят
к появлению у одного слова акцентных
вариантов
. Иногда один из вариантов
рассматривается словарями как
соответствующий норме, а другой — как
неправильный. Сравните: полОжил, магАзин
— неправильно; положИл, магазИн —
правильно. Иногда варианты даются в
словарях как равноправные: Искристый
и искрИстый.

Местом ударения различают следующие
варианты слов:

— общеупотребительные и профессиональные
дОбыча

— литературные и диалектные холоднО

— литературный и просторечный
магАзин

— нейтральный и разговорный звОнишь

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ.

Ошибки, связанные с нарушением норм ударения. Причинами таких ошибок являются:

a) такие особенности русского словесного ударения, как разноместность (способность ударения падать на любой слог слова и на разные морфемы) и подвижность (способность ударения перемещаться с одного слога на другой, с одной морфемы на другую при образовании грамматических форм слова);

б) воздействие диалектов, жаргонов, просторечия. В методической литературе по обучению русскому языку как иностранному существует мнение о возможности «снисходительного отношения» к А. о., если такие ошибки не препятствуют пониманию смысла звучащей речи.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР.
.
2009.

Смотреть что такое «АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ» в других словарях:

  • Акцентологические ошибки — – неправильная постановка ударения в словах. Они очень распространены. Это разновидность фонетических ошибок, в частности, ставят неправильное ударение:  в формах множественного числа существительных мужского рода: торты, шарфы, банты и др.;  в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • акцентологические ошибки —    неправильная постановка ударения в словах. Они очень распространены. Это разновидность фонетических ошибок, в частности, ставят неправильное ударение:    • в формах множественного числа существительных мужского рода: торты, шарфы, банты и др.; …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • ОШИБКИ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ — ОШИБКИ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ. См. акцентологические ошибки …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ошибки, свойственные исключительно устной форме речи — Орфоэпические и акцентологические ошибки. Нарушают правильность, а иногда и точность речи …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Фонетические ошибки — – отклонения в произношении слов, обусловленные незнанием орфоэпических норм и правил. Сюда относятся:  побуквенное произношение СШ вместо ШШ: С Шумом вместо Ш Шумом, маСШтаб вместо маШШтаб и т. п.;  произношение СТН вместо СН: чеСТный вместо… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • фонетические ошибки —    отклонения в произношении слов, обусловленные незнанием орфоэпических норм и правил. Сюда относятся:    • побуквенное произношение СШ вместо ШШ: С Шумом вместо Ш Шумом, маСШтаб вместо маШШтаб и т. п.;    • произношение СТН вместо СН: чеСТный… …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • ошибки акцентологические — Вид речевых ошибок, связанных с неправильным ударением. О.а. нарушают правильность речи, иногда ее точность …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ — РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ. Нарушение норм языка в устных и письменных сообщениях. Р. о. связаны с отступлениями от норм литературного языка и нарушениями правильности речи. Традиционно классифицируются в соответствии с уровнями языка и подразделяются на… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Контроль в обучении — абитуриент тест, айзенка тест, анализ ошибок, анализ речи компьютером, анализ урока, анкета, анкетирование, баллы оценочные, валидность теста, векслера тест, гиперкоррекция, грамматико морфологические ошибки, грамматико синтаксические ошибки,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Обучение фонетике — акустический подход, акцент, акцентологические ошибки, апперцепция, артикулирование, артикуляционная база, артикуляционный навык, артикуляционный аппарат, артикуляция, артикуляция речевая, аудиоматериалы, аудирование, аудирование коммуникативное …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

О, прелесть русской речи чистой!
О, бедный мой язык родной,
Кто не глумился над тобой –
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:
«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,
ПравЫ, сочуйствовать, подклЮчить»
Ну, ладно б жулик, или вор,
Иль алкаши и наркоманы,
Но педагог, но прокурор,
Но дикторы с телеэкрана!
Рабочий и интеллигент
Родную речь, как шавку, лупят:
«ОсУжденный и инцидент,
БлагА, сочуйствовать, оглУпят»
Ну, ладно б только бюрократ,
Но журналист, но депутат
Язык недавно исказили.
От сердца я хочу воззвать
Ко всем, кто сын России верной
Пора не нАчать, а начАть
Язык наш очищать от скверны
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!

Как нам известно, русский язык является одним
из богатейших языков, созданных человечеством за
его многовековую историю. Исследователи
утверждают, что его словарный фонд составляет
свыше 200.000 слов. Словарный же состав таких
великих людей, как Пушкина, Лермонтова, Толстого,
по заявлению исследователей их творчества,
составляет порядка 20.000 слов. А словарный запас
обычного человека с высшим образованием в
среднем – 2000 слов. Не надо быть математиком,
чтобы подсчитать, что мы используем лишь малую
толику того айсберга, именуемого русским языком.
В связи с этим возникает весьма правомерный
вопрос: зачем же мы, используя в общении с
окружающими лишь незначительную часть
словарного фонда, искусственно обедняем свою
речь, добровольно отказываемся от использования
многообразия и красоты нашего  языка?

Язык – неотъемлемая часть нашей культуры. Еще
Ожегов писал: «Что такое культура речи?.. это
умение правильно, точно и выразительно
передавать свои мысли средствами языка.

Правильной речью называется та, в которой
соблюдаются нормы современного языка. Типы норм:
лексические, орфоэпические, акцентологические,
морфологические… везде мы можем наблюдать
нарушения и отклонения, однако в данном
выступлении хотелось бы остановиться на
акцентологической норме, ибо устная речь
характеризует человека, определяет уровень его
образованности и воспитанности.

Нормы ударения в современном русском языке
нелегки для усвоения, что объясняется 2-мя его
специфическими чертами: разноместностью и
подвижностью. Начнем с первого пункта. Ударение
бывает неподвижным и свободным. Так, в чешском
языке ударение всегда падает на первый слог, в
польском – на предпоследний, во французском – на
последний. В русском же языке ударение может 
падать на любой слог. Подвижность объясняется
тем, что русское ударение свободно перемещается
с одной морфемы на другую. Например: травА
трАвы. Если ударение сложно объяснить и
усвоить, то может быть следует от него отказаться
и говорить так, как мы хотим? Что нам дает
правильная постановка ударения? 

Попытаемся ответить на эти насущные вопросы.
Необходимость ударения очевидна. Во-первых, оно
разграничивает формы слова (трава – травы),
во-вторых, видовые пары, в-третьих,
разграничивает некоторые лексические формы, в
частности, разновидности омонимов – омографы (атлас
– атлас)

Казалось бы, что ошибки в ударении свойственны
только устной речи, однако это далеко не так. Так,
в газете можно прочитать «языкОвый
барьер», но языкОвым может быть паштет,
а барьер – только языковЫм.

Часто мы задумываемся: как правильно
произнести то или иное слово. Конечно, каждый
отдельный пример мы можем проверить по словарю –
и без этого иногда невозможно обойтись. Но все же
норма правильного ударения существует, и проще
следовать ей, чем каждый раз обращаться к
справочной литературе. Любое отклонение от нормы
является речевой ошибкой.

Попытаемся проследить возникновение причин,
приведших к нарушению нормы, и произвести
классификацию существующих ошибок.

1. Причины акцентологических ошибок

  • Незнание ударения иноязычного слова (мИзерный
    от фр. мизЕр – мизЕрный)
  • Из-за плохого знания орфографии (бронЯ
    у танка, брОня – право на что-либо)
  • Незнание морфологической принадлежности слова
    Азвитый – развИтый)
  • Отсутствие в печатном тексте ё (ликвидация двух
    точек над буквой привело к появлению множества
    ошибок. НоворОжденный, а не новорождЕнный,
    жёлчный)

Русский язык – живой организм, вечно растущий,
меняющийся, обновляющийся.В связи с этим весьма
закономерен тот факт, что старые языковые формы
либо постепенно отмирают, либо органично
сосуществуют с новыми. Этим и объясняется
наличие вариативности русского ударения. В языке
существуют следующие варианты:

  • Равноправные Аржа –
    баржА, Искристый – искрИстый).
  • Варианты нормы,  одна из которых признается
    основной (творОг – осн., твОрог,
    кулинАрия – кулинарИя, прикУс
    (общеупот.) – прИкус (спец.)) – стилистические.
  • Допустимо-устаревшие (индУстрия
    – индустрИя, собрАлся – собралсЯ, запаснОй
    –запАсный) – нормативно-хронологические.
  • Cемантические варианты
    разноместность ударения выполняет
    смыслоразличительную функцию: остротА (лезвия)
    – острОта (остроумное выражение), трУсить
    (бояться) – трусИть (бежать).

2. Типы акцентологических ошибок

1. Часто при изменении слова переносят ударение
на окончание в тех словах, которые имеют
неподвижное ударение на основе во всех формах .
Это такие существительные, как: блюдо,
госпиталь, грунт,  досуг,
жбан, квартал, клад,
сват, средство, торт,
шофёр, шрифт и др.

Следовательно, мы должны произносить:
приедут сваты, очередь за тортами,
многие шофёры, проблемы грунтов,
все средства и т.п.

2. Ошибки допускаются и в существительных, у
которых неподвижное ударение на окончании
(только если в им. п. – нулевое окончание, то
ударение в этой форме падает на основу): графа,
жезл, кайма, ломоть, ревень, серп, язык, фитиль и
др.

Следовательно: компот из ревеня,
размахивать жезлом, нет ломтя
хлеба…

3. Наибольшее количество ошибок в
прилагательных связано с краткой формой и
сравнительной степенью.

Надо запомнить:

Если ударение в краткой форме женского
рода падает на окончание, то в кратких формах
среднего рода и мужского ударение на основе и
обычно совпадает с ударением в полной форме: белый
– бела, бел, бело (но
кругом белым-бело); ясный – ясна,
ясен, ясно.

В большинстве форм множественного числа
наблюдаются колебания в постановке ударения: белы
– белы, бледны –  бледны,
близки –  близки, низки
– низки, пьяны – пьяны,
пусты – пусты, ясны –
ясны, просты
(устар.)
просты
.
– Но только легки, правы.
– Если в краткой форме женского рода падает на
окончание, то в сравнительной форме – на суффикс:
длинна – длиннее, видна
– виднее. Полна – полнее
.
– Если в краткой форме женского рода ударение
падает на основу, то и в сравнительной степени
ударение на основе: лилова – лиловее,
красива – красивее, ленива
– ленивее, говорлива – говорливее.

4. Часто встречается неправильная постановка
ударения на основе слова, а не на его окончании в
глаголах прошедшего времени единственного числа
женского рода: взяла вместо взяла,
спала
вместо спала и т.п.

Надо запомнить:

– Таких глаголов около 280 (непроизводных и
производных): брать (собрать, отобрать,
прибрать, убрать…), быть, взять, вить, врать,
гнать, гнить, дать, драть, ждать, жить, звать,
клясть, лгать, лить, пить, плыть, прясть, рвать,
слыть, ткать.

– Только приставка вы-
«перетягивает» ударение на себя: гнала,
прогнала,
но выгнала.
– В этих глаголах прошедшего времени
единственного числа мужского и среднего рода и
множественного числа ударение совпадает с
ударением в начальной форме: звать –
звал, звало, звали.

Но аффикс ся изменяет ударение в
глаголах множественного числа  и иногда в
глаголах среднего рода единственного числа: забралось,
забрались; налилось, налились.

– Некоторые глаголы, очень похожие на
перечисленные выше, тоже односложные, не входят в
этот ряд: бить – била, брить – брила,
жать – жала, знать – знала,
злить – злила.

5. Многие страдательные причастия прошедшего
времени, образованные от глаголов на –нуть,
-ать, -ять,
имеют ударение на первом слоге:
поднять – поднятый, согнуть
– согнутый, отнять – отнятый.

3. Акцентологический минимум

Газопровод, апокриф, досуг, звонит,
кремень, ходатайство, ломоть, созыв, форзац,
каталог, камбала, некролог, премирование,
узаконение, вероисповедание, жизнеобеспечение,
феномен.

Подводя итог всему вышеизложенному, хотелось
бы еще раз подчеркнуть, что язык – неотъемлемая
часть нашей культуры, поэтому не нужно забывать,
что вопрос о чистоте языка – не только языковая
проблема. Чтобы повысить качество своего языка,
нужно повысить качество своего сердца, своего
интеллекта. Мало добиться того, чтобы люди не
говорили «выбора» или
«ндравиться», надо добиться того, чтобы человек
испытывал трепетное и уважительное чувство к
своему родному языку, ценил его красоту  и
благозвучность. В связи с этим уместно привести
слова великого классика Тургенева: «Во дни
сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах
моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о
великий, могучий, правдивый  и свободный
русский язык. Не будь тебя – как не впасть  в
отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но
нельзя  верить, чтобы такой язык не был дан
великому народу!»

Приложение

Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение Средняя образовательная школа №8 г.Бирска Бирского
района Республики Башкортостан

Секция – русский язык

Тема исследования:

«АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ
ОШИБКА И НОРМА ПРОИЗНОШЕНИЯ»

Работу выполнил:

Гребенщиков Андрей Сергеевич

учащийся 6 класса МБОУ СОШ № 8,

г.Бирск

 Руководитель:

Шушкова Людмила Юрьевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 8,
г.Бирск

Научный руководитель:

Гребенщикова
Надежда Николаевна,

БФ БГУ, кандидат филологических наук

Январь 2014
г.
ВВЕДЕНИЕ

Акцентология (от лат. accentus —
ударение, акцент и греч. logos — слово, учение) — раздел языкознания, изучающий
акцентные средства языка.

      Разработанность
проблемы.
Изучение
литературы по проблеме исследования показало, что русское ударение, в частности
его подвижность, находит отражение уже в грамматиках М. Г. Смотрицкого, М.В.Ломоносова,
Н. И. Греча. Объектом научного рассмотрения оно впервые становится в трудах А.
X. Востокова, выделившего его в самостоятельный раздел грамматики, а затем Я.
К. Грота и А. А. Потебни. Термин «акцентология» был введён в науку Р. Ф.
Брандтом, книга которого «Начертание славянской акцентологии» (1880) явилась
первым печатным трудом по сравнительной акцентологии славянских языков.

     В современных исследованиях по
русскому ударению (с начала 60-х гг.), описана система акцентных единиц в
словоизменении и словообразовании всех грамматических разрядов слов, роль
ударения для выражения грамматических противопоставлений, выявлены
закономерности и правила ударения, влияние различных факторов (грамматического,
семантического, прагматического, фонетического), разрабатываются научные
принципы описания.

        Тема исследования «Акцентологическая ошибка и норма произношения» актуальна, интересна.

        Целью работы является анализ особенностей акцентологических ошибок в речи учащихся.

Для достижения поставленной цели
поставили следующие задачи:

 рассмотреть некоторые нормы русского
словесного ударения;

— провести отбор лексического
материала;

— провести сравнительный анализ
анкетных данных по предложенной группе слов;

— привести примеры по формированию
умения правильной постановки ударения в словах;

— сделать выводы по всему содержанию
работы.

Объект исследования — акцентологические ошибки, нормы орфоэпии.

Предмет – выявление акцентологических ошибок в
речи учащихся, работа по устранению в речи орфоэпических ошибок.

В основе работы лежит следующая гипотеза: при систематической работе над
правильностью постановки ударения с использованием всех достижений методической
мысли можно добиться более осознанного результата в умении учащихся школы
соблюдать орфоэпические нормы.

         Для решения этих
задач использованы следующие методы:
 изучение теоретических материалов, табличный способ, анкетирование,
сравнительный анализ фонетических явлений по материалам анкетирования,
статистическая обработка материала, метод обобщения.

Научно-практическая
значимость
 работы заключается в возможности
использования ее результатов в практике работы учителя русского языка и
учителей других предметов.

Структура: работа состоит из введения,
формулирующего цели и задачи исследования, основной части, состоящей из
теоретической и экспериментальной частей, заключения, подводящего итоги анализа
проблемы, списка использованной литературы, 5 приложений.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

Работая над
изучением проблемы исследования, мы опирались на труды Р.И.Аванесова, К.С.
Горбачевича, где дана научная характеристика понятий «орфоэпия»,
«произношение», «акцентология».

Орфоэпия как наука, занимающаяся
изучением нормативного литературного произношения, появляется в процессе
становления национального
языка в
XVIIв. на основе московского
говора. Орфоэпическая норма, основанная на чертах живого народного языка,
окончательно сложилась к концу XIX в. С начала
XVIII века, когда столицей Русского государства стал Петербург, до
конца XIX в. формировалось петербургское произношение, характеризующееся
сохранением в устной речи особенностей написания, книжностью. Оно не стало
литературной нормой, но некоторые его особенности оказали влияние на развитие
литературного произношения. Нормой продолжало считаться московское
произношение. После 1917г. изменение социального состава интеллигенции вызвало
временное расшатывание культуры устной речи. По мере овладения массами
говорящих литературным языком, повышения их общей культуры, усваивались и
произносительные нормы языка. Труды учёных в области акцентологии начали
появляться в
XIX веке. Основы её были
заложены А.Х. Востоковым (1831), который дал группировки русских слов по типу
ударения. А.А.Потебня вводит в описание русского ударения морфологические
критерии. В ХХ в. русская акцентология получила развитие в трудах И.А. Бодуэна
де Куртенэ, А.А. Шахматова, Л.А. Булаховского». [12] В начале XX в. велась
работа по изучению норм языка и составлению словарей. О правильности  речи
писали В. В. Виноградов, Л.В. Щерба, К.С. Скворцов, С.И. Ожегов. Опытом первого
орфоэпического словаря является словарь «В помощь
диктору» под редакцией К. И. Былинского, на основе его в 1960
г. был создан «Словарь ударений для работников радио и телевидения», последнее
издание вышло в 1971 г. под редакцией Д. Э. Розенталя.
С  именем Р.И.
Аванесова связано рождение орфоэпических словарей: «Словарь-справочник по
орфоэпии»(1955), «Русское литературное произношение и ударение», «Орфоэпический словарь русского языка. Произношение,
ударение, грамматические формы» (1983г.) В 1997
г. издан «Словарь ударений русского языка» Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва и «Словарь
трудностей русского произношения» М.Л. Каленчук, Р.Ф. Касаткиной. В данных
орфоэпических справочниках и словарях можно найти исчерпывающую информацию
о
современных нормах произношения и ударения.

Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения.
Неточное произнесение звуков, неверное ударение в слове затрудняют общение
между людьми, режут слух. Понятна значимость овладения нормами правильного
произношения.

Среди акцентологических норм существуют
следующие орфоэпические правила:

·       слово обладает единственно
правильным значением (свЁкла, откУпорить);

·      
слово
предполагает два равноправных варианта постановки ударения (твОрОг);

·      
слово
сохраняет и допускает устаревшую ударную позицию (рАкурс / ракУрс);

·       вариант ударения указывает на
употребление слова в профессиональной речи, что не является нормой
литературного языка (катАлог/каталОг).

Ударение в русском языке свободное, подвижное, изменчиво во
времени, имеет варианты, поэтому постановка ударения не регулируется едиными
правилами, акцентные нормы трудны для усвоения. В каждом случае надо знать, как
произносится слово, при затруднении обращаться к словарям. Нужно отметить, что
в настоящее время сложные орфоэпические правила упрощаются, намечается
демократизация произношения. Один из последних орфоэпических словарей под
редакцией  И.Л. Резниченко (2003г.) отражает большее количество допустимых
вариантов, которые в недавнем прошлом были невозможны.

ГЛАВА
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА:  
В ходе 
эксперимента мы решали следующие задачи:

1. На основе
изучения, анализа, систематизации лингвистического материала  по теме выделить
и обосновать проблему, цель, задачи исследования.

2. Провести диагностический тест
среди учащихся и студентов.

3. Проанализировать результаты теста
с целью выяснения, какие акцентологические нормы чаще нарушаются. По
результатам составить таблицы, сделать диаграммы.

В
эксперименте на данном этапе участвовало 60 человек. Это учащиеся 5-го класса
(20 чел.),  10 класса (20 чел.), студенты 3 курса БФ БГУ (20 чел.).
«Замер» реального уровня их
орфоэпической грамотности сделали с помощью
диагностического теста. Отбор материала был произведен по результатам
наблюдения и опроса  учителей.  Предложены
задания, где возможны
нарушения произносительных норм, а именно, акцентологических (постановка
ударения в словах).

В данной
главе мы попытаемся подтвердить выдвигаемую гипотезу. Так как ошибки в постановке
ударении встречаются очень часто, мы решили провести следующий эксперимент.
Было выбрано 3 группы:

1 группа – учащиеся 5 класса
2 группа – учащиеся 10 класса

3 группа – студенты 3
курса вуза (педагогическая специальность)

В результате наблюдения над орфоэпическими
ошибками, удалось выявить 30 самых распространённых слов, в которых встречаются
ошибки. Эти данные можно увидеть в Приложении 1 и таблице 1

В этой таблице слова, в
которых чаще всего происходят ошибки в постановке ударения. В ней же предложена
акцентологическая норма употребления слов.

Далее участникам эксперимента было предложено
расставить ударения в данных словах так, как они произносят в обычной жизни (примеры
карточек можно увидеть в Приложении 1). Полученные результаты отражены в Приложениях
2,3,4.

После
составления таблицы, подсчитаны полученные данные каждого испытуемого в
процентах. Так как каждый испытуемый расставлял ударения в 30 словах, выведен
средний показатель его ошибок в ударениях. После этого мною были подсчитаны
средние результаты каждой из возрастных групп.

Получились следующие
результаты:

I группа: 48%.
II группа: 34%.
III группа: 18%.
Наглядно это показывает следующая диаграмма.

Оказалось,
что первая группа допустила большее количество ошибок. Это говорит о том, что
школьники (5 класс)не имеют еще необходимых знаний. А третья группа имеет
наименьший показатель. Это, скорее всего потому, что в эту группу были включены
люди, закончившие школу, обучающиеся в  вузе, т.е. те, которые находятся в
постоянном процессе обновления знаний.

Итак, данное исследование показало, что
выдвинутая гипотеза о том, что

при систематической работе над правильностью
постановки ударения с использованием всех достижений методической мысли можно
добиться более осознанного результата в умении соблюдать орфоэпические нормы. Таким образом, полученные данные
позволяют судить о том, что количество орфоэпических ошибок в речи зависит от
низкого уровеня речевой культуры младших школьников,
влияния среды, средств коммуникации, усугубляющие проблему орфоэпической
неграмотности, от недостаточного количества уроков по орфоэпии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе 
исследования  мы изучили и систематизировали теоретический материал, касающийся
норм произношения, формирования орфоэпической грамотности.

Используя
тестирование, провели диагностику учащихся 5 и 10 классов и группы студентов филологического
факультета 2013/2014 учебного года по выявлению уровня орфоэпической
грамотности.

Прибегнув
к методу социологического опроса учителей русского языка  школы № 8
г Бирска, к анализу результатов ЕГЭ по русскому языку, анализу качества знаний
учащихся по предмету, определили основные причины, которые влияют на понижение
уровня акцентологической грамотности:


низкий уровень речевой культуры общества в целом;


современные средства коммуникации, усугубляющие проблему орфоэпической
неграмотности


недостаточное количество уроков по орфоэпии;


падение интеллектуального уровня школьников.

Причины,
которые  содействуют повышению уровня  орфоэпической грамотности учащихся:

–  высокий уровень мотивации выпускников,
обусловленный сдачей государственных экзаменов;

– целенаправленная работа учителей
русского языка и преподавателей по формированию орфоэпических навыков;

– подготовка к олимпиадам и участие в олимпиадах.

Академик В.В. Виноградов указывал: «Неполное усвоение норм
литературного выражения, и недостаточно бережное отношение к языковой традиции,
и неумение, а иногда нежелание разобраться в смысловых оттенках и
стилистических качествах тех или иных слов, и влияние «дурной моды», различных
жаргонов и многое другое, что свидетельствует о слабой культуре речи»[1].
Неправильное произношение затрудняет понимание, необходимо следовать нормам
орфоэпии. Эти нормы обслуживают литературный язык. От этих норм зависит уровень
культуры каждого человека.

Своей работой мы
не претендуем на полноту исследования, но считаем, что в дальнейшем она поможет
определить пути, ведущие к повышению уровня орфоэпической грамотности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.    
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение.– М., 1984.

2.    
Баландина Л.А. Языковая норма.– М., 2005.

3.    
Виноградов В.В.Русская речь, её изучение и вопросы речевой культуры. –
М., 1961. 

4.    
Горбачевич К.С. Нормы
современного русского литературного языка. М., 1981. С.11.

5.    
Лекант П.А., Леденева В.В.
Школьный орфоэпический словарь. Издание 2-е.-М.,Просвещение, 2006.

6.    
Литневская Е.И. Русский
язык: краткий теоретический курс для школьников. http://www.gramota.ru

7.    
Никонова Н.
В. Проблемы современной акцентологии.
http://www.moluch.ru/  

8.    
Обогащение
словарного запаса на уроках развития речи
http://www.bestreferat.ru

9.    
Орфоэпический словарь
русского языка. Произношение, ударение, грамматические нормы / Под ред. Р.И.
Аванесова. М.: Русский язык, 1998.

10. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского
языка: Произношение, ударение. АСТ, 2003.

11.  Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник
лингвистических терминов. Москва, Просвещение, 1972. –16; 190; 230-231 с.

12.
 Соловьёва Н.Н. Как
сказать правильно? М.: ОНИКС, 2009. Словарь
трудностей произношения и ударения/ Под ред. Горбачевич К.С.– М., 2000.

 Лекант П.А. Современный русский язык.-
М.Просвещение, 1982.

 

13.
 Симонова Е.П. Произносительные нормы, традиции и новые тенденции. –
М.,2005. 

14.
Сороколетов Ф.А.; Федоров А.И. Правильность и выразительность устной речи. – М.,1963.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Класс___________

Фамилия________________

Имя­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________________

РАССТАВЬТЕ УДАРЕНИЯ В СЛОВАХ:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Предложенные слова (5 класс)

Количество допущенных  ошибок

Квартал

Каталог

Километр

Туфлей

Договор

Средства

Процент

Красивее

Вручат

Свекла

Звонят

Сравнить

Щавель

Сироты

Творог

Хозяева

Стерла

Мышление

Обеспечение

Баловать

Поняла

Кухонный

Черпать

Торты

Банты

Обнял

Задали

Клала

Алфавит

Положил

Цепочка

Жалюзи

Компас

Завидно

Алкоголь

Приговор

Сантиметр

Рвала

Включим

Шарфы

Сковороды

Плесневеть

8

7

3

17

6

2

3

16

6

14

8

4

16

1

3

3

10

2

18

13

6

6

20

18

20

5

20

11

4

5

0

18

4

20

1

1

1

3

18

14

17

19

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Предложенные слова (10 класс)

Количество допущенных  ошибок

Квартал

Каталог

Километр

Туфлей

Договор

Средства

Процент

Красивее

Вручат

Свекла

Звонят

Сравнить

Щавель

Сироты

Творог

Хозяева

Стерла

Мышление

Обеспечение

Баловать

Поняла

Кухонный

Черпать

Торты

Банты

Обнял

Задали

Клала

Алфавит

Положил

Цепочка

Жалюзи

Компас

Завидно

Алкоголь

Приговор

Сантиметр

Рвала

Включим

Шарфы

Сковороды

Плесневеть

3

0

0

17

2

4

0

1

10

10

2

1

11

0

12

0

3

2

15

7

3

2

11

1

3

4

19

10

0

1

2

3

4

15

0

0

0

1

16

1

9

14

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Предложенные слова (3 курс)

Количество допущенных  ошибок

Квартал

Каталог

Километр

Туфлей

Договор

Средства

Процент

Красивее

Вручат

Свекла

Звонят

Сравнить

Щавель

Сироты

Творог

Хозяева

Стерла

Мышление

Обеспечение

Баловать

Поняла

Кухонный

Черпать

Торты

Банты

Обнял

Задали

Клала

Алфавит

Положил

Цепочка

Жалюзи

Компас

Завидно

Алкоголь

Приговор

Сантиметр

Рвала

Включим

Шарфы

Сковороды

Плесневеть

0

0

1

11

0

1

0

1

4

3

0

0

7

2

6

0

1

0

11

4

0

4

0

2

4

3

14

9

0

0

0

3

1

3

1

0

0

0

9

2

6

11

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Наша речь – это визитная карточка. Уже давно встречают человека не
только «по одежке», но и по тому, как он говорит.

Одним из наиболее слабых звеньев в речи россиян является ударение. Этот
вывод подтверждается данными проведенного анализа акцентологических ошибок в
речи школьников, студентов, воспитателей, преподавателей, телеведущих,
госслужащих и других представителей Москвы.

Нами были выявлены слова, наиболее часто употребляемые
учащимися школы № 8 (г. Бирск, РБ РФ) и вызывающие множество отклонений от
нормы в устной речи. Приведем список этих слов: квартал, каталог, километр,
туфлей, договор, средства, процент, красивее, вручат, свекла, звонят, сравнить,
щавель, сироты, творог, хозяева, стерла, мышление, обеспечение, баловать,
поняла, кухонный, черпать, торты, банты, обнял, задали, шарфы, клала, алфавит,
положил, цепочка, жалюзи, компас, завидно, алкоголь, приговор, сантиметр,
рвала, включим, шарфы, сковороды, плесневеть.

Помогают усвоить правильную произносительную норму считалки:

При использовании подобных рифмовок запоминание правильного
произношения происходит неосознанно и ненавязчиво. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Акцент тагаз ошибка 0326
  • Акустическая дислексия примеры ошибок
  • Акцент ошибка р1586
  • Акустическая дисграфия примеры ошибок детей
  • Акцент ошибка p0722