Абсолютные и относительные ошибки прямых измерений

Вычисление абсолютной и относительной погрешностей измерений при прямых измерениях

1. Абсолютная погрешность

Оценить отклонение
каждого из результатов измерения от
истинной величины можно лишь при наличии
данных большого числа измерений с
использованием теории вероятности.
Однако на практике, в лабораторных
условиях проводят 3-5 измерений. В этом
случае абсолютная погрешность отдельного
i-го
измерения будет следующей:

|DАi|
= |АСР
— Аi|,

где
АСР
— средняя величина размера А. Средняя
арифметическая величина всех ½DАi½
значений

называется
абсолютной погрешностью опыта.
Окончательный результат изме­рения
может быть записан в виде

А = АСР
±
СР,

где
А — искомая величина, которая лежит
внутри интервала

АСР
±
СР.

Н

14

апример, если сделаем несколько
измерений длины заготовки в столярной
мастерской и получим среднее значение
lСР
= 75.5 см, а среднее
арифметическое абсолютной погрешности
lСР
= 0.3 см, то результат
запишется в виде

l
= (75.5 ± 0.3) см.

Это
означает, что истинное значение длины
заготовки лежит в интервале от 75.2 см до
75.8 см. При этом не имеет смысла вычислять
среднее значение с большим числом знаков
после запятой, так как от этого точность
не увеличивается.

2. Относительная погрешность

Абсолютная
погрешность измерения не характеризует
точности проведенных измерений. Поэтому
для того, чтобы сравнить точность
различных измерений и величин разной
размерности, находят среднюю относительную
погрешность результата (ЕА).
Относительная погрешность определяется
отношением абсолютной погрешности к
среднему арифметическому значению
измеряемой величины, которая определяется
в процентах:

ЕА=100%.

Относительная
погрешность показывает, какая часть
абсолютной погрешности приходится на
каждую единицу измеренной величины.
Это дает возможность оценить точность
проведенных измерений, качество работы.

Так,
например, пусть при измерении бруска
длиной l
= 1.51 см была допущена абсолютная
погрешность 0.03 мм, а при измерении
расстояния от Земли до Луны L
= 3.64.105
км абсолютная погрешность составила
100 км. Может показаться, что первое
измерение выполнено намного точнее
второго. Однако о точности измерения
можно судить по относительной погрешности,
а она показывает, что второе измерение
было выполнено в семь раз точнее первого:

El
=

100% = 0.2%

и
ЕL
=
100%
= 0.03%.

Вычисление абсолютных и относительных погрешностей при косвенных2 измерениях

В
большинстве случаев при выполнении
физических экспериментов исследуемая
величина не может быть измерена
непосредственно, а является функцией
одной или нескольких переменных,
измеренных непосредственно. При косвенных
измерениях абсолютная и относительная
погрешности результатов измерений
находятся вычислением через абсолютные
и относительные погрешности непосредственно
измеренных величин.

Использование формул дифференцирования

Для
определения абсолютных и относительных
погрешностей искомой величины при
косвенных измерениях можно воспользоваться
формулами дифференцирования, потому
что абсолютная ошибка функции равна
абсолютной ошибке аргумента, умноженной
на производную этой функции, то есть
полному дифференциалу функции.

Рассмотрим
это более подробно. До­пустим, что
физическая величина А является функцией
многих переменных:

A
= f
(x,
y,
z
…).

Правило
I.
Вначале
находят абсолютную погрешность величины
А, а затем относительную погрешность.
Для этого необходимо:

1) Найти полный
дифференциал функции


.

2

16

) Заменить бесконечно малые dx, dу,
dz, … соответствующими абсолютными
ошибками аргументовDx,
Dy,
Dz,
… (при этом знаки «минус» в абсо­лютных
ошибках аргументов заменяют знаками
«плюс», так чтобы величина ошибки
была максимальной):


.

Применяя
это правило к частным случаям, получим:


абсолютная погрешность суммы равна
сумме абсолютных погрешностей слагаемых.
Если X
= a
+ b,
то DX
= Da
+ Db;


абсолютная погрешность разности равна
сумме абсолютных погрешностей
уменьшаемого и вычитаемого. Если X
= a
— b,
то DX
= Da
+ Db;


абсолютная погрешность произведения
двух сомножителей равна сумме произведений
среднего значения первого множителя
(aCP)
на абсолютную погрешность второго и
среднего значения второго множителя
(bCP)
на абсолютную погрешность первого. Если
X
= а 
b,
то DX
= aCP

Db
+ bCP

Dа.
Если X
= a n
, то DX
= n
аCPn-1

Dа;


абсолютная погрешность дроби равна
сумме произведения знаменателя на
абсолютную погрешность числителя и
числителя на абсолютную погрешность
знаменателя, деленной на квадрат
знаменателя. Если X
=,
то DX=.

3) По определению
найдем относительную погрешность

.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    12.02.2015183.3 Кб27Пример работы по теме ПЕРЕСКАЗ.doc

  • #

Вычисление погрешностей измерений

Выполнение лабораторных работ связано с измерением физических величин, т. е. определением значений величин опытным путём с помощью измерительных приборов (средств измерения), и обработкой результатов измерений.

Различают прямые и косвенные измерения. При этом результат любого измерения является приблизительным, т. е. содержит погрешность измерения. Точность измерения физической величины характеризуют абсолютная и относительная погрешности.

Прямое измерение — определение значения физической величины непосредственно с помощью измерительного прибора.

Абсолютную погрешность прямых измерений определяют суммой абсолютной инструментальной погрешности и абсолютной погрешности отсчёта Δx = Δиx + Δоx при условии, что случайная погрешность и погрешность вычисления или отсутствуют, или незначительны и ими можно пренебречь.

Абсолютная инструментальная погрешность Δиx связана с классом точности прибора. Абсолютные инструментальные погрешности некоторых средств измерений представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средства измерений Диапазон измерений Абсолютная инструментальная погрешность
Линейки:
металлические
деревянные
пластмассовые

150, 300, 500 мм

400, 500, 750 мм
200, 250, 300 мм

0,1 мм

0,5 мм
1 мм
Лента измерительная 150 см 0,5 см
Мензурки 2-го класса 100, 200, 250 см3 5 см3
Амперметр школьный 2 А 0,05 А
Миллиамперметр от 0 до Imax 4 % максимального предела измерений Imax
Вольтметр школьный 6 В 0,15 В
Термометр лабораторный 100 °С 1 °С
Барометр-анероид 720–780 мм рт. ст. 3 мм рт. ст.
Штангенциркули с ценой деления 0,1; 0,05 мм 155, 250, 350 мм 0,1; 0,05 мм в соответствии с ценой деления нониуса
Микрометры с ценой деления 0,01 мм 0–25, 25–50, 50–75 мм 0,004 мм

Абсолютная погрешность отсчёта Δоx связана с дискретностью шкалы прибора. Если величину измеряют с точностью до целого деления шкалы прибора, то погрешность отсчёта принимают равной цене деления. Если при измерении значение величины округляют до половины деления шкалы, то погрешность отсчёта принимают равной половине цены деления.

Абсолютная погрешность определяет значение интервала, в котором лежит истинное значение измеренной величины:

x equals x subscript изм plus-or-minus increment x.

Относительную погрешность прямого измерения определяют отношением абсолютной погрешности к значению измеряемой величины:

straight epsilon subscript x equals fraction numerator increment x over denominator x subscript изм end fraction times 100 percent sign.

Относительная погрешность характеризует точность измерения: чем она меньше, тем точность измерения выше.

Косвенное измерение — определение значения физической величины с использованием формулы, связывающей её с другими величинами, измеренными непосредственно с помощью приборов.

Одним из методов определения погрешности косвенных измерений является метод границ погрешностей. Формулы для вычисления абсолютных и относительных погрешностей косвенных измерений методом границ погрешностей представлены в таблице 2.

Таблица 2

Вид функции y Абсолютная погрешность Δy Относительная погрешность fraction numerator bold increment bold y over denominator bold y end fraction
x1 + x2 Δx1 + Δx2 fraction numerator increment x subscript 1 plus increment x subscript 2 over denominator open vertical bar x subscript 1 plus x subscript 2 close vertical bar end fraction
x1 − x2 Δx1 + Δx2 fraction numerator increment x subscript 1 plus increment x subscript 2 over denominator open vertical bar x subscript 1 minus x subscript 2 close vertical bar end fraction
Cx CΔx fraction numerator increment x over denominator x end fraction
x1x2 |x1| Δx2 + |x2| Δx1 fraction numerator increment x subscript 1 over denominator open vertical bar x subscript 1 close vertical bar end fraction plus fraction numerator increment x subscript 2 over denominator open vertical bar x subscript 2 close vertical bar end fraction
x subscript 1 over x subscript 2 fraction numerator open vertical bar x subscript 1 close vertical bar increment x subscript 2 plus open vertical bar x subscript 2 close vertical bar increment x subscript 1 over denominator x subscript 2 superscript 2 end fraction fraction numerator increment x subscript 1 over denominator open vertical bar x subscript 1 close vertical bar end fraction plus fraction numerator increment x subscript 2 over denominator open vertical bar x subscript 2 close vertical bar end fraction
xn |n||x|n−1Δx open vertical bar n close vertical bar fraction numerator increment x over denominator open vertical bar x close vertical bar end fraction
lnx fraction numerator increment x over denominator x end fraction fraction numerator increment x over denominator x open vertical bar ln x close vertical bar end fraction
sinx |cosx| Δx fraction numerator increment x over denominator open vertical bar tg x close vertical bar end fraction
cosx |sinx| Δx |tgx| Δx
tgx fraction numerator increment x over denominator cos squared x end fraction fraction numerator 2 increment x over denominator open vertical bar sin 2 x close vertical bar end fraction

Абсолютную погрешность табличных величин и фундаментальных физических постоянных определяют как половину единицы последнего разряда значения величины.

Абсолютная и относительная погрешность


Абсолютная и относительная погрешность

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 2248.

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 2248.

Абсолютную и относительную погрешность используют для оценки неточности в производимых расчетах с высокой сложностью. Также они используются в различных измерениях и для округления результатов вычислений. Рассмотрим, как определить абсолютную и относительную погрешность.

Опыт работы учителем математики — более 33 лет.

Абсолютная погрешность

Абсолютной погрешностью числа называют разницу между этим числом и его точным значением.
Рассмотрим пример: в школе учится 374 ученика. Если округлить это число до 400, то абсолютная погрешность измерения равна 400-374=26.

Для подсчета абсолютной погрешности необходимо из большего числа вычитать меньшее.

Существует формула абсолютной погрешности. Обозначим точное число буквой А, а буквой а – приближение к точному числу. Приближенное число – это число, которое незначительно отличается от точного и обычно заменяет его в вычислениях. Тогда формула будет выглядеть следующим образом:

Δа=А-а. Как найти абсолютную погрешность по формуле, мы рассмотрели выше.

На практике абсолютной погрешности недостаточно для точной оценки измерения. Редко когда можно точно знать значение измеряемой величины, чтобы рассчитать абсолютную погрешность. Измеряя книгу в 20 см длиной и допустив погрешность в 1 см, можно считать измерение с большой ошибкой. Но если погрешность в 1 см была допущена при измерении стены в 20 метров, это измерение можно считать максимально точным. Поэтому в практике более важное значение имеет определение относительной погрешности измерения.

Записывают абсолютную погрешность числа, используя знак ±. Например, длина рулона обоев составляет 30 м ± 3 см. Границу абсолютной погрешности называют предельной абсолютной погрешностью.

Относительная погрешность

Относительной погрешностью называют отношение абсолютной погрешности числа к самому этому числу. Чтобы рассчитать относительную погрешность в примере с учениками, разделим 26 на 374.

Получим число 0,0695, переведем в проценты и получим 7 %. Относительную погрешность обозначают процентами, потому что это безразмерная величина. Относительная погрешность – это точная оценка ошибки измерений. Если взять абсолютную погрешность в 1 см при измерении длины отрезков 10 см и 10 м, то относительные погрешности будут соответственно равны 10 % и 0,1 %. Для отрезка длиной в 10 см погрешность в 1 см очень велика, это ошибка в 10 %. А для десятиметрового отрезка 1 см не имеет значения, всего 0,1 %.

Различают систематические и случайные погрешности. Систематической называют ту погрешность, которая остается неизменной при повторных измерениях. Случайная погрешность возникает в результате воздействия на процесс измерения внешних факторов и может изменять свое значение.

Правила подсчета погрешностей

Для номинальной оценки погрешностей существует несколько правил:

  • при сложении и вычитании чисел необходимо складывать их абсолютные погрешности;
  • при делении и умножении чисел требуется сложить относительные погрешности;
  • при возведении в степень относительную погрешность умножают на показатель степени.

Приближенные и точные числа записываются при помощи десятичных дробей. Берется только среднее значение, поскольку точное может быть бесконечно длинным. Чтобы понять, как записывать эти числа, необходимо узнать о верных и сомнительных цифрах.

Верными называются такие цифры, разряд которых превосходит абсолютную погрешность числа. Если же разряд цифры меньше абсолютной погрешности, она называется сомнительной. Например, для дроби 3,6714 с погрешностью 0,002 верными будут цифры 3,6,7, а сомнительными – 1 и 4. В записи приближенного числа оставляют только верные цифры. Дробь в этом случае будет выглядеть таким образом – 3,67.

Заключение

Что мы узнали?

Абсолютные и относительные погрешности используются для оценки точности измерений. Абсолютной погрешностью называют разницу между точным и приближенным числом. Относительная погрешность – это отношение абсолютной погрешности числа к самому числу. На практике используют относительную погрешность, так как она является более точной.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Светлана Лобанова-Асямолова

    10/10

  • Валерий Соломин

    10/10

  • Анастасия Юшкова

    10/10

  • Ксюша Пономарева

    7/10

  • Паша Кривов

    10/10

  • Евгений Холопик

    9/10

  • Guzel Murtazina

    10/10

  • Максим Аполонов

    10/10

  • Olga Bimbirene

    9/10

  • Света Колодий

    10/10

Оценка статьи

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 2248.


А какая ваша оценка?

Е.И.
Батурина (ГУО «Средняя школа № 39 г. Могилева»)

Лабораторная работа № 5
«Определение абсолютной и относительной погрешностей прямых измерений»

Цель урока: обеспечить условия для
расширения знаний учащихся о причинах, приводящих к появлению погрешностей;
классификации погрешностей; о способах записи приближенных чисел;

способствовать развитию умений
планировать и проводить физический эксперимент, обрабатывать результаты, делать
выводы;

обеспечить формирование умений
определять абсолютную и относительную погрешности прямых измерений и
представлять результат измерений в интервальной форме;

воспитывать наблюдательность,
внимательность, аккуратность, чувство коллективизма.

 Оборудование: металлический
шарик на нити длиной 1 м, секундомер, штатив с лапкой, треугольник.

Ход работы:

Актуализация опорных знаний о шкале прибора, цене
деления шкалы, точности отсчета, прямых и косвенных измерениях.

            Актуализацию опорных знаний можно провести
в процессе работы с простейшими измерительными приборами (линейка, мерная
лента, секундомер), предложив учащимся ответить на следующие вопросы.

      1.
Какая цена деления шкалы каждого прибора?

      2. Какие физические величины можно непосредственно
измерить, т.е. провести непосредственные измерения, данными приборами?

                  Ответ. Длину, промежуток времени.

      3. Какая точность отсчета при работе с данными приборами?

                  Ответ. Точность измерения равна цене
деления шкалы прибора.

      4. Приведите примеры прямых и косвенных
измерений.

            Ответ. В
зависимости от того, каким способом получается значение измеряе­мой величины,
различают погрешности прямых (непосредственных) и косвенных измерений. Прямыми
называются измерения, в результате ко­торых значение измеряемой величины
получается сразу по шкале прибора (например, измерение длины штангенциркулем)
или при помощи какого-либо способа сравнения с эталоном (например, взвешивание
на рычажных весах). Косвенные — это такие измерения, когда для нахождения
некоторой физической величины сначала измеряют прямыми измерениями несколько
других величин, а затем по их значениям с помощью каких-либо формул вычисляют
значение искомой величины. Одну и ту же величину часто можно найти путем как
прямых, так и косвенных измерений. Например, скорость автомобиля может быть
определена по спидометру (прямое измерение) или найдена делением пройденного
расстояния на время движения (косвенное измерение).

            5.
Какие виды погрешностей вы
знаете?

            Ответ. В зависимости от причин, приводящих к возникновению
погрешностей, различают их следующие виды.

Промахи — грубые ошибки в значениях измеряемой величины.
Промахи, как правило, вызываются невнимательностью. Они могут возникать также
вследствие неисправности прибора. От промахов не застрахован никто, однако по
мере приобретения экспериментальных навыков вероятность промахов заметно
уменьшается.

Систематические погрешности — такие погрешности, которые соответствуют
отклонению измеряемой величины от ее истинного значения всегда в одну сторону —
либо в сторону завышения, либо в сторону занижения. При повторных измерениях в
тех же условиях величина погрешности остается неизменной. При закономерных
изменениях условий погрешность также меняется закономерно.

Систематические погрешности могут возникать по ряду
причин, вот некоторые из них:

несоответствие прибора эталону (например,
пластмассовые линейки с течением времени обычно укорачиваются на несколько
миллиметров, се­кундомер может иметь неправильный ход — спешить или отставать
на не­сколько секунд в сутки).

неправильное использование прибора (например,
перед взвешиванием не установлено равновесие ненагруженных весов).

пренебрежение поправками, которые нужно ввести
в результаты измерения для достижения требуемой точности (например, не учтена
зависимость температуры кипения воды от атмосферного давления).

Систематические погрешности, обусловленные некоторыми
из этих причин, могут быть сведены к минимуму проверкой приборов, их тщательной
установкой, анализом необходимых поправок и т.д.

Случайные погрешности. Даже
при очень строгом соблюдении одних и тех же условий повторные измерения одной и
той же величины, как правило, приводят к значением, отличающимся друг от друга,
Эта разница в значениях может вызываться причинами самой различной природы.
Отклонения от истинного значения при этом могут быть как в сторону увеличения,
так и в сторону уменьшения, причем величина отклонения также может быть
различной.

Случайные погрешности вызываются большим числом
неконтролируемых причин, влияющих на процесс измерения. Такие причины могут
быть объективными (неровности на поверхности измеряемого предмета; дуновение
воздуха, ведущее к изменению температуры; скачкообразное из­менение напряжения
электрической сети и т. п.) и субъективными (разная сила зажима предмета между
ножками штангенциркуля, неодинаковое рас­положение глаза по отношению к шкале
прибора, различное запаздывание при включении секундомера и т.п.). Эти причины
могут сочетаться в раз­личных комбинациях, вызывая то увеличение, то уменьшение
значения из­меряемой величины. Поэтому при измерениях одной и той же величины
не­сколько раз получается, как правило, целый ряд значений этой величины,
отличающихся от истинного значения случайным образом).

Приборные погрешности. Предполагая,
что приборные погрешности, имеющие систематический характер, устранены (весы
выставлены по отвесу и уравновешены в отсутствие нагрузки, стрелка отключенного
электроизмерительного прибора показывает на нуль, часы выверены по сигналам
точного времени и т. д.), мы все приборные погрешности будем относить к
случайным. Такие погрешности могут возникать при изготовлении приборов или при
их градуировке. Обычно довольствуются сведениями о допустимых приборных
погрешностях, сообщаемых заводами-изготовителями в паспортах, прилагаемых к
приборам. Завод ручается, что погрешности отсчета по прибору не выходят за
пределы, указываемые в паспорте. При этом остаются неизвестными ни конкретная
величина, ни знак погрешности, получающейся в результате отдельного измерения
данным прибором. Поэтому такие погрешности следует относить к случайным
погрешностям с достаточно большой доверительной вероятностью (порядка 0,95 и
выше). Допустимые погрешности обычно включают в себя и те, которые могут
возникнуть при приведении приборов в рабочее состояние (установке на нуль и т.п.)
при условии выполнения заводской инструкции.

Абсолютная погрешность находится как сумма перечисленных
погрешностей.

Кроме абсолютной погрешности результат также
характеризуется еще и относительной погрешностью, т.е. отношением
абсолютной погрешности к среднему арифметическому значению измеряемой величины.
Относительная погрешность выражается в виде десятичной дроби или в процентах и
показывает качество измерения. Если при измерениях получена относи­тельная
погрешность более 10%, то говорят, что произведено не измерение, а лишь оценка
измеряемой величины. В лабораториях физического практикума относительная
погрешность обычно составляет 1-10%. В научных же лабораториях измерения
некоторых физических величин, таких, например, как длина световой волны,
осуществляется с точностью порядка миллионной доли процента.

6.
Как производится запись
приближенных чисел?

Ответ. Поскольку значения физических величин, полученные в
результате измерений, имеют погрешности, они выражаются не точными, а
приближенными числами. Незначащими цифрами приближенного числа
называются нули, стоящие слева в десятичных дробях до первой отличной от нуля
цифры, и нули, поставленные в конце числа, вместо цифр, отброшенных при
округлении. Остальные цифры называются значащими. Например, в
числе 0,0123 значащие цифры 1,2,3; в числе 508000, полученном округлением числа
507893, три нуля – незначащие. В конце числа могут быть и значащие нули. Так,
например, во втором числе выражения 5 км = 5000 м нули не заменяют отброшенные
при округлении цифры, а выражают точное соотношение между единицами длины.

Для того, чтобы числа не содержали незначащих нулей,
их принято за­писывать в показательной (экспоненциальной) форме с запятой после
первой значащей цифры. В этом случае числа предыдущих примеров имеют

вид: 0,00123 = 1,23;
508000 = 5,08
.
Значащие нули при такой записи не отбрасываются: 5 км = 5,000
м.

В числах, выражающих значения, для которых указана
погрешность, последняя цифра (сомнительная) стоит в том же разряде, что
и первая зна­чащая цифра погрешности. Цифры, находящиеся в следующих разрядах
как самого числа, так и его погрешности, должны быть отброшены как неверные по
правилам округления, причем погрешность округляют всегда в сторону увеличения.
Таким образом, сама погрешность содержит только одну значащую цифру. Однако,
если первая цифра погрешности единица, то в погрешности оставляют две цифры, а
в самом числе сохраняют лишний разряд. Наконец, если данное число не является
окончательным результатом, а будет участвовать в каких-либо вычислениях, то в
нем, как и в его погрешности сохраняют лишний разряд.

Запись окончательного результата измерения. В записи окончательного результата измерения
должны содержаться:

название измеряемой величины и ее буквенное
обозначение;

наиболее вероятное значение измеряемой величины, т.е.
значение, получающееся в результате отсчета по прибору, если измерение проводилось
однократно, или среднее арифметическое этих отсчетов, если измерение
проводилось несколько раз.

полная абсолютная погрешность измеряемой величины;

единица измерения, в которой выражена измеряемая
величина и ее полная абсолютная погрешность;

доверительная вероятность результата;

относительная погрешность, выраженная в виде
десятичной дроби или в процентах.

            При записи результата измерения следует
соблюдать приведенные выше правила записи приближенных чисел.

Порядок выполнения работы

1. К лапке штатива прикрепите нить с
шариком (рисунок). Отведите шарик в сторону (точку А) так, чтобы нить составила
с вертикалью угол α = 300 (определяется треугольником). Отпустите
шарик и, одновременно нажав на кнопку секундомера, измерьте минимальный промежуток
времени, через который шарик снова окажется в точке А. Полученный результат
занесите в таблицу.

2. Повторите опыт не менее пяти раз,
записывая результаты измерений в таблицу.

3. Вычислите и занесите в таблицу среднее значение
промежутка времени:                 

                                        

4. Вычислите абсолютную
случайную погрешность при каждом измерении и среднее значение
 при
пяти измерениях:

    , . . . ,   ;                                        

Результаты вычислений занесите в таблицу.

           ∆ tслуч1 = = 0,04 с

           ∆ tслуч2 = = 0,04 с

           ∆ tслуч3 = = 0,04 с

           ∆ tслуч4 = = 0,16 с

           ∆ tслуч5 = = 0,04 с

           = 0,064 с

5. Определите максимальное
значение случайной погрешности:

. Результаты вычислений занесите в таблицу.

          ∆ tслуч   = 3 0,064 с = 0,192 с

6. Определите и занесите в
таблицу значение абсолютной систематической погрешности:    

Предельную погрешность  секундомера найдите по
таблице (см. приложение). Абсолютную погрешность отсчета
 определите как цену деления
шкалы механического секундомера.

tпр = 1,5 0,2 с = 0,3 с,                    tотсч = 0,2 с 

             ∆ tсист  = 0,3
с + 0,2 с = 0,5 с

7. Вычислите и запишите в таблицу значение абсолютной
погрешности ∆
t прямого измерения промежутка
времени:

t = 0,192 с +
0,5 с = 0,692 с, после округления до одной значащей цифры
t = 0,7 с.

8.  Вычислите и занесите в таблицу
значение относительной погрешности
 прямого измерения промежутка времени t:

            = 35 %

9. Запишите окончательный результат
измерений в интервальной форме:                   
          t  = (2,0 ± 0,7) с,   εt = 35 %

Таблица результатов:

опыта

t, с

│∆
tслуч │,с


tслуч =3 ‹ tслуч ›,с


tсист, с


t

, %

1

2,0

0,04

2

2,0

0,04

3

2,0

0,04

4

2,2

0,16

5

2,0

0,04

Среднее

2,04

0,064

0,192

0,5

0,692

Оконча-тельный
результат

2,0

0,7

35

Контрольные вопросы.

1.  
Почему нельзя абсолютно
точно измерить прибором физическую величину?

Ответ. Измерения
не могут быть выполнены аб­солютно точно. Всегда имеется некоторая
неопределенность в значении из­меряемой величины. Эта неопределенность
характеризуется погрешностью — отклонением измеренного значения величины от ее
истинного значения.

Приведем
некоторые из причин, приводящих к появлению погрешностей:

Ограниченная
точность измерительных приборов. Такие по­грешности могут возникать при
изготовлении приборов или при их градуи­ровке.

Действия
экспериментатора (включение секундомера с некоторым запаздыванием, различное
размещение глаз по отношению к шкале при­бора и т.п.).

Неполное
соответствие измеряемого объекта той абстракции, кото­рая принята для
измеряемой величины (например, при измерении объема пластинка считается
параллелепипедом, в то время как у нее могут быть за­кругления на ребрах).

2.   Будет ли одинаковой относительная погрешность
измерения промежутка времени, если нить с шариком отклонить на угол 45
°? Почему?

 Ответ. Если нить с шариком отклонить на угол 45°, относительная
погрешность измерения промежутка времени может измениться, поскольку
даже при очень строгом соблюдении одних и тех же условий
повторные измерения одной и той же величины, как пра­вило, приводят к
значениям, отличающимся друг от друга, что может привести к изменению случайной
погрешности. Измеряемый же промежуток времени останется прежним, т.к. период
колебаний математического маятника от угла отклонения нити не зависит (это можно
подтвердить опытным путем, если не учитывать сопротивление воздуха).

3.   Если при трех и более повторных измерениях данным
прибором получены одинаковые значения физической величины, то чему равны
абсолютные случайная и систематическая погрешности? Относительная погрешность?

Ответ. В
некоторых случаях при многократных измерениях получается одно и то же значение
измеряемой величины. В этом случае случайной погрешностью пренебрегают, хотя на
самом деле ее исчезновение связано с тем, что измерительный прибор недостаточно
чувствителен, чтобы уловить данную погрешность.

 Величина систематической погрешности при
повторных измерениях в тех же условиях оста­ется неизменной.

 Относительная
погрешность прямого измерения станет меньше, поскольку уменьшится абсолютная
погрешность измерения из-за пренебрежения случайной погрешностью.

     Выводы: выяснили, что при любом измерении физической величины
возникают неточности, вытекающие из несовершенства конструкции измерительного
прибора и  из погрешностей измерений, связанных с действиями экспериментатора
(включение секундомера с некоторым запаздыванием, различное размещение глаз по
отношению к шкале при­бора и т.п.) и объективными условиями
(неровности на поверхности измеряемого предмета; дуновение воздуха и т.д.).

Научились
определять абсолютную и относительную погрешности прямых измерений,
представлять результат в интервальной форме. В результате получили:
t  = (2,0 ± 0,7)
с,  
εt = 34 %. Поскольку относительная
погрешность не должна превышать 10 %, то можно сделать вывод, что для измерения
столь малого промежутка времени нельзя было использовать механический
секундомер (предельная абсолютная погрешность в 1,5 цены деления шкалы за один
оборот секундной стрелки берется в случае измерения промежутка времени, равного
30 – 60 с). Поэтому в нашем случае  нужно было использовать электронный
секундомер с большой точностью измерения.

Домашнее задание: изучить приложение «Обработка
результатов измерений. Оценка погрешностей» (Исаченкова Л.А., Пальчик Г.В. «Физика,
9 класс», МН.: Народная асвета, 2006, стр.188-193)

Методические рекомендации по
выполнению
лабораторной
работы
:

Данная лабораторная работа выделяется
из ряда других работ тем, что ее выполняет учитель, а учащиеся вместе с ним
проводят соответствующие расчеты. Это обусловлено тем, что самостоятельно
выполнить расчет погрешностей учащиеся не могут. Поэтому все этапы получения
экспериментальных данных и их обработки учитель проводит сам, детально объясняя
учащимся цель каждого шага. Такое скурпулезное выполнение измерений и расчет
абсолютной и относительной погрешностей прямых измерений, выполненные учителем
совместно с учащимися, позволяет им в дальнейшем самостоятельно рассчитывать
абсолютные и относительные погрешности прямых измерений соответствующих величин
в последующих лабораторных работах.

Для удобства проведения
эксперимента предлагаем два вида установок:

1.    Установка состоит из листа
картона (1), на котором отмечена вертикальная линия и угол в 300.
Картон закреплен жестко на оси от рычага (2), зажатом в лапке штатива (штатив
на рисунке не изображен). Нить с шариком закрепляется на оси, но не вплотную к
картону.

2.    На демонстрационный стол положить метровую
линейку так, чтобы шарик в положении равновесия находился напротив отметки 50
см, а затем отклонить его до отметки 0
см (в прямоугольном треугольнике против угла 30
° лежит катет, равный половине гипотенузы). Некоторая
неточность такого метода несущественна, т.к. период колебаний математического
маятника не зависит от угла отклонения нити.

Можно выполнить эту работу,
разделившись на три группы: первая будет проводить измерения механическим
секундомером, вторая – электронным секундомером с ценой деления 0,1 с, третья —
электронным секундомером с ценой деления 0,01 с (такие секундомеры имеются на
различных моделях мобильных телефонов). Тогда легко будет сделать вывод о влиянии
точности прибора на величину погрешности.

Таблица результатов, полученных при
использовании электронного секундомера с ценой деления 0,1 с:

 опыта

t, с

│∆
tслуч │,с


tслуч =3 ‹ tслуч ›,с


tсист, с


t

, %

1

2,0

0

2

2,0

0

3

1,9

0,1

4

2,0

0

5

2,1

0,1

Среднее

2,0

0,04

0,12

0,15

0,27

Оконча-тельный
результат

2,0

0,3

15

      t  = (2,0 ± 0,3)
с,  
εt = 15 %

Таблица результатов, полученных при использовании
электронного секундомера с ценой деления 0,01 с:

опыта

t, с

│∆ tслуч │,с 

tслуч =3 ‹ tслуч ›,с

tсист, с  

t

, %

1

2,02

0,040

2

2,11

0,086

3

1,99

0,034

4

2,03

0,006

5

1,97

0,054

Среднее

2,024

0,044

0,132

0,015

0,147

Оконча-тельный
результат

2,02

0,15

7

      t  = (2,02 ± 0,15)
с,  
εt = 7 %

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Абсолютная ошибка теодолитного хода
  • Абсолютной ошибкой приближенного значения некоторой величины называют
  • Абсолютная ошибка среднего значения формула
  • Абсолютная ошибка опыта
  • Абсолютная ошибка определения массы