ЕГЭ. Русский язык. Задание 8.
ШПАРГАЛКА.
Примеры – ответы.
Предлагаю таблицу с наиболее часто встречающимися типами грамматических ошибок на ЕГЭ.
Внимательно вдумайтесь в каждое предложение, поймите, в чём ошибка, посмотрите, как ВЕРНО нужно было составить предложение, прочитайте комментарий, в которых объясняется ошибка.
Думаю, что данная таблица поможет при подготовке к ЕГЭ.
Грамматические ошибки.
Предложения с ошибками. | Предложения без ошибок + комментарии. |
1.Ошибка в построении предложения с однородными членами. |
|
Она очень любит и заботится о своём четвероногом друге. | Она очень любит своего четвероногого друга и заботится о нём.
(Любит кого? Забоится о ком?) |
Писатель изобразил не только зрелые годы героя, а и его детство. | Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство.
Запомните двойные союзы, в которых нельзя заменять слова: не только…, но и; как…, так и; не столько …, сколько. |
Писатель не только изобразил зрелые годы героя, но и его детство. | Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство.
(Первая часть двойного союза должна стоять перед первым однородным членом. Здесь это «зрелые годы»). |
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. |
|
Те, кто знал Павла, не мог не заметить, как он изменился. | Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился. |
Те, кто знали Павла, не могли не заметить, как он изменился. | Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился.
При подлежащем КТО сказуемое всегда в ед. числе). |
Молодёжь города приняли активное участие в субботнике. | Молодёжь города приняла активное участие в субботнике.
(Слово «молодёжь» — ед. числа, хотя с лексической точки зрения это много людей). |
3. Неправильное построение предложения с косвенной речью. |
|
Н.А. Некрасов писал о том, что «я лиру посвятил народу своему». | Н.А. Некрасов писал о том, что он «лиру посвятил народу своему»
(В косвенной речи местоимения употребляются в 3-ем лице). |
4.Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм. |
|
Солнце осветило всё вокруг и открывает необыкновенную красоту. | Солнце осветило всё вокруг и открыло необыкновенную красоту.
(Однородные сказуемые должны стоять в одном и том же времени и виде). |
5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. |
|
Ирина не могла подобрать слов, передававшие всю глубину её чувства. | Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства.
(Слов каких? передававшИХ). |
Ирина не могла подобрать передававших слов всю глубину её чувства. | Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства.
(Определяемое слово должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота, а не в середине оборота). |
6. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. |
|
В романе «Войне и мире» автор изобразил большой исторический период в жизни России. | В романе «Война и мир» автор изобразил большой исторический период в жизни России.
(Если есть нариц. сущ, то название употребляется в им, падеже). |
7. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. |
|
Вопреки ожидания, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью. | Вопреки ожиданию, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью.
(Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются со словами в дат. падеже- чему?) |
По приезду в город, он сначала поселился в местной гостинице. | По приезде в город, он сначала поселился в местной гостинице.
(При предлоге ПО слова ставятся в предложном падеже: о чём? О приезде). |
8. Ошибка в построении сложного предложения. |
|
Дети спросили, что нужно ли брать с собой тёплые вещи. | Дети спросили, нужно ли брать с собой тёплые вещи.
(Если есть частица ЛИ, что подчинительный союз не употребляется). |
Она так была рада встрече, что словно они не виделись целую вечность. | Она так была рада встрече, словно они не виделись целую вечность.
(В СПП в придаточном не должно быть разу два подчинительных союза). |
9. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом. |
|
Создавая проект детской площадки, дизайнером не были учтены особенности местности. | Создавая проект деткой площадки, дизайнером не были учтены особенности местности.
(Подлежащее — особенности, этот предмет не может создавать проект). Верно. Создавая проект деткой площадки, дизайнер не учёл особенности местности. |
10. Ошибка в употреблении имени числительного. |
|
Двое подружек были очень рады встрече. | Две подружки были очень рады встрече.
Собирательное числительное не употребляется с женским родом). Вспомните, когда можно употреблять собирательные числительные: Двое котят (детёныши животных). Двое ножниц (с сущ., которые имеют только мн. число). Трое мальчиков (со словами в мужском роде). |
Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать трое суток. | Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать три дня.
Запомните собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе. Других не бывает. |
По обоим сторонам дороги росли могучие деревья. | По обеим сторонам дороги росли могучие деревья.
(Сторона- сущ. ж. рода, поэтому употребляется числительное женского рода). |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ
7 сентября 2021
В закладки
Обсудить
Жалоба
Теория с примерами.
→ t8.docx | t8.pdf
→ Практика
1) неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом
2) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
3) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
4) неправильное построение предложения с косвенной речью
5) неправильное построение предложения с однородными членами
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
нарушение в построении сложного предложения
9) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Автор: Лазутина Марина Сергеевна.
Грамматические ошибки
Предложения
1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Благодаря имеющихся источников литературоведы пришли к выводу …
Благодаря понимания со стороны родителей…
НАДО: БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ?
Летчик действовал согласно инструкций… НАДО: согласно чему?
Вопреки прогнозов аналитиков… НАДО: вопреки чему?
На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на изучение норм литературного языка. НАДО: уделяется чему? ИЗУЧЕНИЮ
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стали профессиональными спортсменами.
Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
Те, кто видел море лунными вечерами, часто вспоминает о нем.
Каждый из жителей этой местности уделяли особое внимание развитию садоводства.
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В журнале «Ровеснике» печатают много интересных статей.
О пьесе «Вишневом саде» А.П.Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия.
4.Ошибка в построении предложения с однородными членами
Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
НАДО: НЕ ТОЛЬКО…, НО И…
Борис Шергин – «писатель души и сердца», который как раскрыл идеи братства, так и красоты. НАДО: раскрыл как идеи братства, так и идеи красоты.
Я горячо люблю и горжусь своей Родиной. НАДО: люблю что? кого? – горжусь чем? кем?
5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена.
Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от неожиданного успеха.
Работая над окончательным вариантом рукописи, меня ничто так не вдохновляло, как будущий успех моей книги.
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
В рассказе описывается путешествие к замку, находящегося на самой вершине живописного холма.
Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
7. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Пёс от счастья машет хвостом и протянул мне руку.
8. Ошибка в построении сложноподчиненного предложения.
Прекрасные подснежники распускаются ранней весной, которых не увидишь больше ни в одном уголке Земли.
Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.
9. Неправильное употребление имени числительного.
Пятерым медицинским сёстрам для работы в новых условиях необходимо было пройти курсы повышения квалификации.
Случайно встретившись, двое подруг долго рассказывали друг другу последние новости.
10. Неправильное построение предложения с косвенной речью.
И.С.Тургенев писал, что «берегите русский язык, этот клад, это достояние».
Первая часть госэкзамена по «великому и могучему» в прошлом году сильно усложнилась: второе задание, блок «орфография»… Однако больше всего старшеклассников пугает именно задание № 8 ЕГЭ по русскому — огромное, зловещее и невероятно «дорогое»!
В этой статье:
Нарушение в построении предложения с причастным оборотомНарушение в построении предложения с деепричастным оборотомНеправильное употребление падежной формы существительного с предлогомОшибка в построении сложного предложенияНеправильное употребление числительныхНеправильное построение предложения с косвенной речьюОшибка в построении предложения с однородными членамиНарушение в построении предложения с несогласованным приложениемНарушение связи между подлежащим и сказуемымНарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Целых пять первичных баллов — столько не весит ни одно задание из первой части. Что нужно знать, чтобы решать его играючи и всегда на максимум?
До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон и придите первыми в гонке ЕГЭ!
На самом деле все очень просто — нужно лишь разобрать 10 типов ошибок, которые встречаются на экзамене, научиться их видеть и узнавать, и тогда задание № 8 ЕГЭ по русскому покажется вам довольно легким.
Итак, давайте разберем типы ошибок, которые может содержать задание, а также рассмотрим примеры, которые помогут нам научиться их видеть.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Чтобы найти ошибку, нужно уметь выделять в предложении
причастный оборот, а также знать, что:
- Причастный оборот относится к определяемому слову и стоит либо до, либо после него.
- Причастный оборот согласуется с определяемым словом (каким? видевшим каких? видевших)
Неправильно: Я прочитал письма, написанных ею.
Правильно: Я прочитал письма, (какие?) написанные ею.
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Помните, что деепричастие отвечает на вопросы: что делая? что сделав? Деепричастие всегда относится к глаголу и является добавочным действием. Не может употребляться с безличным предложением! Следите за тем, чтобы оба действия выполнялись одним лицом.
Неправильно: Разобравшись с правилами, мною было написано сочинение. (сочинение было написано, разобравшись с правилами?)
Правильно: Разобравшись с правилами, я написал сочинения. (Я разобрался, и я написал — одно лицо выполняет оба действия).
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Чтобы узнавать
эту ошибку, нам потребуются предлоги-маркеры. Запомните, что предлоги
БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:
благодаря (кому?)
вопреки (чему?)
согласно (чему?)
Предлог «ПО» в значении «после»
управляет предложным падежом.
по приездЕ
по истечениИ
по прибытиИ
Неправильно: Благодаря повышения зарплаты.
Правильно: Благодаря повышению зарплаты.
Ошибка в построении сложного предложения
Часто находится методом исключения: все остальные ошибки нашли, простые предложения вычеркиваем, остаётся один вариант. Подобные ошибки чаще всего заключаются в неверном использовании подчинительных союзов.
Неправильно: Учитель объяснил то, что как важно писать грамотно.
Правильно: Учитель объяснил, как важно писать грамотно.
Неправильное употребление числительных
Решая задание № 8 ЕГЭ по русскому, помните о следующих моментах:
- У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово;
- Числительное «оба» относятся к мужскому роду, а «обе» — к женскому;
- Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных (не детёнышей!)
Неправильно: Двое тигров охотились на антилоп.
Правильно: Два тигра охотились на антилоп.
Неправильное построение предложения с косвенной речью
Обнаружить
эту ошибку очень легко. В таких предложениях постоянно кто-то что-то сказал,
возразил, произнёс и так далее. Ошибка происходит из-за смешения прямой и
косвенной речи.
Неправильно: А.С. Пушкин говорил про себя, что я великий поэт.
Правильно: А.С. Пушкин говорил про себя, что он великий поэт.
Ошибка в построении предложения с однородными членами
Очень коварная ошибка! Союз «И» не может связывать разные формы слов, разные части речи или глаголы, задающие после себя разные вопросы. Однородные — на то и однородные, что отвечают на один вопрос, имеют одинаковую форму.
Помните про двойные союзы: «НЕ ТОЛЬКО…, НО И»; «КАК…, ТАК И», « НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО». В этих союзах нельзя пропускать или искажать слова.
Части двойного союза должны находиться перед каждым из однородных членов. Нельзя сказать: «Мама не только приготовила обед, но и ужин» (приготовила и ужин — неоднородные члены!)
Неправильно: Поэты любили и восхищались русским народом.
Правильно: Поэты любили русский народ и восхищались им.
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Эту ошибку очень легко увидеть! Несогласованное приложение — это название книги, журнала, фильма, картины в кавычках.
Теперь разберемся в терминах. Роман «Война и мир»: роман — это родовое понятие, «Война и мир» — приложение. В предложении изменяется по падежам родовое понятие, а несогласованное приложение стоит в именительном падеже и не изменяется: в романе «Война и мир»; картину «Золотая осень», в учебном центре «MAXIMUM» .
Если родового понятия нет, то склоняем приложение: герои «Отцов и детей», смотрю на «Золотую осень», встретимся в «Максимуме».
Неправильно: В романе «Войне и мире».
Правильно: В «Войне и мире».
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Важно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении и помнить, что сказуемое всегда согласуется с подлежащим. Обращайте внимание на конструкции «те, кто», «все, кто». Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
Неправильно: Те, кто умеют ждать, добиваются большего.
Правильно: Те, кто умеет ждать, добиваются большего.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Задание № 8 ЕГЭ по русскому содержит и совсем малозаметные ошибки. Особое внимание нужно обратить на глаголы — они должны быть одного вида, стоять в одном времени в рамках одного повествования.
Неправильно: Мы видим на небе две радуги и остановились, чтобы их сфотографировать.
Правильно: Мы увидели на небе две радуги и остановились, чтобы их сфотографировать.
Итак, мы разобрали все ошибки, которые могут встретиться вам в восьмом задании. Теперь открывайте любой вариант ЕГЭ и, сверяясь с этой статьей, постарайтесь сделать несколько «восьмых». Вы увидите, насколько проще и быстрее теперь они решаются!
№ |
ТИП ОШИБКИ |
ПРИМЕР С ОШИБКОЙ |
ПРИМЕР С ИСПРАВЛЕНИЕМ |
КОММЕНТАРИЙ |
1 |
Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без. См. также Приложение в конце таблицы |
Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален (кого? чего? Р.п.) количества вложенного в него труда. |
Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален (чему? Д.п.) количеству вложенного в него труда. |
Зависимое слово при прил. пропорционален должно стоять в Д.п. |
описывать (о чём? П.п.) о происшествии |
описывать (кого? что? В.п.) происшествие |
Зависимое слово при глаголе описывать должно стоять в В.п. без предлога. |
||
оплатить (за кого? что? В.п.) за билеты |
оплатить (кого? что? В.п.) билеты или заплатить (за кого? что? В.п.) за билеты |
Зависимое слово при глаголе оплатить должно стоять в В.п. без предлога. А при глаголе заплатить в В.п. с предлогом за. |
||
привычка (кого? чего? Р.п.) чтения |
привычка (к кому? к чему? Д.п.) к чтению |
Зависимое слово при сущ. привычка должно стоять в Д.п. с предлогом к, а не в Р.п. |
||
день рождение |
день (кого? чего? Р.п.) рождения |
При склонении словосочетания день рождения слово рождения всегда ставится в Р.п. |
||
поздравить с первым (кем? чем? Т.п.) сентябрём |
поздравить с первым (кого? чего? Р.п.) сентября |
При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в Р.п. |
||
Готовимся к знаменательной дате Восьмому марта (Д.п.). |
Готовимся к знаменательной дате Восьмое марта (И.п.) |
Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в И.п. |
||
Автор поднимает в тексте проблему (о ком? о чём?) о взаимоотношениях. |
Автор поднимает в тексте проблему (кого? чего? Р.п.) взаимоотношений. |
Зависимое слово при сущ. проблема должно стоять в Р.п. |
||
Участковый указал (о ком? о чём? П.п.) о том, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов. |
Участковый указал (на кого? что? В.п.) на то, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов. |
Указывают на что-то (кого-то), а не о ком-то (о чём-то). |
||
вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств благодаря (кого? чего? Р.п.) старания |
вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию |
Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕЗ употребляются только с Д. п. (кому? чему?) |
||
По окончанию срока По истечению срока По прибытию поезда По приезду |
По окончании срока По истечении срока По прибытии поезда По приезде |
Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?) |
||
2 |
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. |
В картине (П.п) «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы. |
В картине (П.п.) «Спящий пастушок» (И.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы или В «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы. |
Несогласованные приложения — имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) — употребляются в И.п. при наличии перед ними имени нарицательного. Если же нарицательное сущ. отсутствует, то имя собственное изменяется. |
3 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. |
ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. |
Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж.р.) |
Кресло-качалка отремонтирована. |
Кресло-качалка отремонтировано. |
Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного. |
||
[Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]. |
[Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина]. |
В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч. |
||
4 |
Неправильное построение предложения с косвенной речью. |
Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (наблюдается смешение прямой и косвенной речи) |
Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает. |
При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица. |
5 |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Раскольников придумал и восхищается своей теорией. |
Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею. |
Если однородные члены имеют общее слово, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с этим общим словом. |
Натянуть и выстрелить из лука непросто. |
Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто. |
Если однородные члены имеют общее слово, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с этим общим словом. |
||
Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма). |
Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма). |
Не допускается объединение в ряду однородных членов полной и краткой формы прилагательных или причастий. Однородные члены должны употребляться в одинаковой форме. |
||
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. |
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. |
Если все однородные члены употребляются с одним и тем же предлогом, то они нередко опускаются, чтобы избежать их «назойливого» повторения. Но если однородные члены имеют разные предлоги, то пропуск одного из них недопустим! |
||
Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой (И.п.). |
Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.). |
Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово. |
||
В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. |
В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы. |
Смешение родо — видовых понятий в ряду однородных членов. |
||
Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей. |
Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей. |
Нарушен порядок слов при использовании двойных сопоставительных союзов (не только…, но и; не столько…, сколько; как…, так и; хотя…, но и др.), повторяющихся союзов (то… то; не то… не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами! |
||
В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах. (нет союза не только…, а также) |
В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах. |
Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами: не только … но и если не…, то как…, так и |
||
6 |
Нарушения в построении предложения с причастным оборотом |
Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате. |
Журналист беседовал с командой футболистов (каких?), участвовавших в чемпионате. |
Причастие должно быть согласовано с определяемым словом. |
Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. |
Одно (какое?) из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. |
Если подлежащее выражено словосочетанием (одно из чудес), то причастие должно быть согласовано с числительным одно. |
||
Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться. |
Делегаты, приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться. Приехавшие на конференцию делегаты должны зарегистрироваться. |
Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот. |
||
Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока. |
Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих в ходе урока или Надо поощрять учеников, которые стремятся к знаниям и активно участвуют в ходе урока. |
Не следует соединять как однородные члены разнотипные синтаксические конструкции: причастный оборот и определительное придаточное. |
||
7 |
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. |
Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу) |
Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер. |
Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. |
Приехав в Москву, мне стало грустно (сказуемое – стало грустно) |
Когда я приехал в Москву, мне стало грустно. |
Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом. |
||
Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят) |
Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз. |
Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием. |
||
8 |
Ошибки при построении сложного предложения. |
[В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом) |
[В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор). |
Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения. Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит. |
Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание). |
Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание). |
Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний. |
Приложение к пункту 1 «Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без».
Запомните также:
доказывать что-либо; поделиться чем-либо с кем-либо; коснуться чего-либо; подтвердить что-либо; объяснить что-либо; привести пример чего-либо; описать что-либо; признаться в чём-либо; подвести итог чему-либо; указать на что-либо.
Обратите внимание на различие управления близких по значению слов:
-
беспокоиться о сыне – тревожиться за сына;
-
возмутиться его словам – обидеться на его слова;
-
вопрос о строительстве – проблемы со строительством;
-
дивиться терпению – восхищаться терпением;
-
добраться до села – подъехать к селу;
-
идентичный прежней формулировке – сходный с прежней формулировкой;
-
извлекать доход из аренды квартир – получать доход с аренды квартир;
-
неосведомлённость в проблеме – незнакомство с проблемой;
-
обидеться на холодный приём – обидеть холодным приёмом;
-
обращать внимание на своё здоровье – уделять внимание своему здоровью;
-
озабоченность/озабоченный делами – тревога о делах/за дела;
-
опираться на результаты исследования – базироваться на результатах исследования;
-
осудить на вечную каторгу – приговорить к вечной каторге;
-
отзыв о монографии – рецензия на монографию;
-
отразиться на результатах – оказать влияние на результаты;
-
отчитаться в своей работе/о работе – отвечать за свою работу;
-
показывать мощь – свидетельствовать о мощи;
-
превосходство над ним – преимущество перед ним;
-
предостеречь от опасности – предупредить об опасности;
-
преисполненный тревоги – проникнутый тревогой;
-
препятствовать развитию – тормозить развитие;
-
привычный для нас – знакомый нам;
-
прижиться в коллективе – привыкнуть к коллективу;
-
приоритет в открытии – патент на открытие;
-
разобраться в делах – распутаться с делами;
-
сказаться на экономике – оказать влияние на экономику;
-
типично для него – свойственно ему;
-
уделять внимание проблеме – обращать внимание на проблему – усилить внимание к проблеме;
-
характерно для него – присуще ему;
-
истинная цена человеку – цены на хлеб – стоимость хлеба.
-
бояться матери (разговорное: бояться мать);
-
венец искусства (неверно: венец искусству);
-
достигать семидесяти сантиметров в длину (неверно: достигать семьдесят сантиметров в длину);
-
то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь);
-
залог успеха (неверно: залог успеху);
-
касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса);
-
избегать опасности (неверно: избегать опасность);
-
колдовать над чем-то (неверно: колдовать что-то);
-
отразиться на зарплате (неверно: отразиться на зарплату);
-
принять участие в ярмарке (неверно: принять участия на ярмарке).
Обратите внимание на сочетаемость таких слов:
-
верить в победу – уверенность в победе;
-
заменить старую деталь новой – сменить старую деталь на новую;
-
платить/заплатить/уплатить за проезд – оплатить проезд;
-
плата за телефонный разговор – оплата телефонного разговора;
-
подключиться к разговору – включиться в разговор;
-
различать друзей и врагов – отличать друзей от врагов;
-
сверять фотографию с оригиналом – проверять время по телефону.
Обратите внимание на следующие конструкции:
приехать с Кавказа, с Украины, с Волги, с Сахалина, с Ямайки – приехать из Крыма, из Белоруссии, из Франции, из Казахстана.
При указании на иностранное государство используется предлог из. В связи с этим в настоящее время наряду с конструкцией типа: приехать с Украины – употребляется конструкция: приехать из Украины.
находиться в университете, в аптеке, в кино, в Крыму, в Белоруссии, в Закарпатье, в Альпах – находиться на факультете, на почте, на станции, на Кавказе, на Украине, на Дальнем Востоке.
-
беседа об экономике (неверно: беседа по экономике);
-
расширять возможности исследования (неверно: расширять возможности по исследованию);
-
вопрос об улучшении условий труда (неверно: вопрос по улучшению условий труда);
-
забота об освоении месторождения (неверно: забота по освоению месторождения);
-
закон об охране детства (неверно: закон по охране детства);
-
замечания об организации работы (неверно: замечания по организации работы);
-
затраты на ремонт (неверно: затраты по ремонту);
-
инициатива в созыве конференции (неверно: инициатива по созыву конференции);
-
инициатива устроить вечер (неверно: инициатива по устройству вечера);
-
обучение гражданской обороне (неверно: обучение по гражданской обороне);
-
отчитаться в использовании/об использовании средств (неверно: отчитаться по использованию средств);
-
весной разъехаться (конструкция: по весне разъехаться – характерна прежде всего для диалектной речи, поэтому не является литературной);
-
надои составляют 10 килограммов от коровы (неверно: надои составляют по 10 килограммов молока…);
-
справка о зарплате (неверно: справка по зарплате);
-
факультет гуманитарных наук (неверно: факультет по гуманитарным наукам).
Обратите внимание на следующие конструкции (в них достаточно часто неправомерно используется предлог о):
-
доказывать это (неверно: доказывать об этом);
-
задача экономного использования ресурсов (неверно: задача об экономном использовании ресурсов);
-
инициатива в созыве (неверно: инициатива о созыве конференции, по созыву конференции);
-
поделиться впечатлениями (неверно: поделиться о впечатлениях);
-
подтвердить это (неверно: подтвердить об этом);
-
дать совет, как воспитывать ребёнка; дать совет по воспитанию ребёнка (неверно: дать совет о воспитании ребёнка);
-
привести примеры плохой работы администрации (неверно: привести примеры о плохой работе администрации);
-
подвести итог работе/работы (неверно: подвести итог о работе);
-
коснуться темы дружбы (неверно: коснуться о теме дружбы).
Обратите внимание на конструкции, в которых достаточно регулярно опускается необходимый зависимый член словосочетания:
-
беседа на тему морали, по теме «Человек и природа» (недопустимо: беседа по морали);
-
более чем ста студентам, более чем на сто рублей, более чем о ста студентах, более ста студентов (недопустимо: более ста студентам, более на сто рублей, более о ста студентах);
-
в свете сказанного важное место отводится… (недопустимо: в этом свете важное место отводится…);
-
оставляет желать лучшего (недопустимо: желает лучшего);
-
рейд по проверке качества торговли (не рекомендуется: рейд по качеству);
-
спросить с мастера за невыполнение плана (не рекомендуется: спросить за невыполнение; спросить с мастера);
-
за нашей командой с отрывом в два очка следует команда «Динамо» (недопустимо: с отрывом следует команда «Динамо»).