В этой статье мы расскажем, почему стоит делать уникальную страницу 404 для сайта и как правильно её оформлять. Покажем удачные и неудачные примеры оформления таких страниц.
В конце статьи вас ждет бесплатный чек-лист и шаблон технического задания на дизайн страницы с 404-ой ошибкой.
Зачем оформлять страницу 404 Not Found?
Существует 2 основные причины появления 404-ой ошибки:
- неправильно введён адрес ссылки;
- страница была удалена.
Пытаясь попасть на несуществующую страницу, пользователь видит ошибку 404 Not Found. Стандартная страница с 404-ой ошибкой никак не связана с вашим сайтом. Именно поэтому большинство пользователей стараются как можно скорее закрыть ее.
Вот так оставлять нельзя:
Рисунок 1. Стандартная страница 404 Not Found
Правильно оформленная страница поможет удержать на сайте заблудившихся посетителей и тем самым улучшить показатели.
Приведем пример количества посещений страницы с 404-ой ошибкой на сайтах, с которыми мы работаем.
Сайт 1:
- 1 143 477 просмотров сайта за год;
- 42 114 просмотров страницы 404 за год (или 3,85%).
Приведем для сравнения такие цифры: у самого популярного раздела каталога 218 011 просмотров за год (19%), что всего в 5 раз превышает количество просмотров 404-ой страницы. А у раздела, который находится на 6 месте по количеству просмотров за год, эта цифра составляет 14 935 просмотров (или 1,3%), что в 3 раза меньше, чем у страницы 404.
Сайт 2:
- 64 625 просмотров сайта за год;
- 547 просмотров страницы 404 за год (или 0,84%).
Из 11 разделов на сайте целых 4 раздела имеют меньше просмотров, чем страница 404.
Только представьте, какое большое количество посетителей сайта попадает на страницу 404-ой ошибки, и в ваших силах удержать и заинтересовать их.
При желании вы можете проверить свой сайт на количество посещений страницы с 404-ой ошибкой через Яндекс.Метрику. Как это сделать, подробно описано в инструкции от Яндекса.
Как оформить страницу ошибки
Существует 5 вариантов:
1. Оставить стандартную страницу ошибки браузера. Но ведь мир и так довольно жесток 🙁
Рисунок 2. Мем
2. Сделать страницу креативной и интересной:
Gif 1. Страница 404 с анимацией с сайта https://rabota.gk-rte.ru/404
На странице 404-ой ошибки посетитель видит анимацию с отсчетом времени до столкновения. В итоге столкновение, конечно, не происходит, но пользователь может задержаться на странице из интереса, чтобы увидеть, чем все закончится. Это, в свою очередь, улучшает поведенческие факторы — увеличивается время на сайте и уменьшается показатель отказов.
3. Сделать страницу полезной для посетителя, помочь ему найти нужную информацию:
Рисунок 3. Страница 404 с полезным контентом с сайта https://drarthurkhristenko.ru/404
Попадая на несуществующую страницу на сайте пластического хирурга, посетитель видит основные услуги, которые оказывает доктор.
4. Совместить предыдущие 2 варианта:
Рисунок 4. Страница 404 с полезным контентом и креативом с сайта https://www.coca-cola.ru/404
Отличный пример совмещения креатива и полезной для посетителя информации на сайте Coca-cola.
Наша рекомендация: используйте именно такой вариант при оформлении страницы с 404-ой ошибкой.
5. Использовать промокод на скидку:
Рисунок 5. Страница 404 с промокодом с сайта https://www.planeta-sport.ru/404/
Хороший пример совмещения креатива и промокода на скидку в спортивном интернет-магазине. Это красивое “извинение” за то, что страницы не существует. В итоге вместо досады или раздражения у пользователя появится дополнительный стимул сделать у вас покупку.
Рисунок 6. Мем
Шапка и футер — оставляем?
Если пользователь знаком с вашим сайтом, то попав на страницу 404, внешне отличающуюся от самого сайта, он решит, что попал не по адресу, и уйдёт. Или перейдёт на главную, а резкая разница в цвете и общем оформлении доставит ему неприятные эмоции. Оба варианта — так себе.
Наша рекомендация: оставить шапку и футер при оформлении страницы с 404-ой ошибкой. Тем более так рекомендует Google:
“Страница 404 должна быть выполнена в том же стиле (включая элементы навигации), что и основной сайт.” — Google.
Создаем блок с ошибкой 404
Это этап креатива. Подумайте над интересным оформлением. Можно взять за основу сферу вашего бизнеса: какие услуги вы оказываете, что продаете.
Рисунок 7. Пример 404-ой страницы на сайте https://kolesa.kz/404/
Сайт по продаже автомобилей использует оригинальную фразу “Докатились” и тут же предлагает посмотреть объявления. Из минусов здесь можно отметить тёмный фон, так как на основном сайте он светлый.
Рисунок 8. Пример 404-ой страницы на сайте https://www.pixar.com/404
* Перевод: “Не плачь. Это всего лишь 404 ошибка. То, что ты ищешь, могло переместиться в долгосрочную память.”
Рисунок 9. Пример 404-ой страницы на сайте https://www.lego.com/ru-ru/404
Рисунок 10. Пример 404-ой страницы на сайте https://www.f1news.ru/404/
Если не получается придумать интересный дизайн, опираясь на деятельность вашего сайта, то рекомендуем использовать минимализм (да простят нас дизайнеры), как на примерах ниже.
Рисунок 11. Пример 404-ой страницы на сайте https://www.tinkoff.ru/404/
Рисунок 12. Пример 404-ой страницы на сайте https://www.aviasales.ru/404
Рисунок 13. Пример 404-ой страницы на сайте https://www.kinopoisk.ru/404/
Определившись с идеей оформления, не забывайте, что дизайн страницы с 404-ой ошибкой должен быть выполнен в общей стилистике самого сайта.
И не стоит делать этот блок слишком большим, выходя за пределы первого экрана. Вряд ли посетитель этой страницы захочет прокручивать экран вниз.
Текст для страницы с ошибкой 404
Пользователю должно быть понятно, что запрашиваемая страница недоступна. Наша задача — помочь ему быстро сориентироваться. На этом этапе составьте сообщение, которое не вызовет отторжения.
Примеры:
- Извините, такой страницы у нас нет. Мы поможем найти нужную информацию.
- Извините, такой страницы у нас нет. Но есть много другой полезной информации.
Элементы навигации
Google рекомендует разместить на странице 404-ой ошибки ссылки на самые популярные статьи или записи блога, а также на главную страницу.
Если ваш сайт предоставляет услуги или продаёт товары, то добавьте ссылку на каталог и основные услуги/товары.
Рисунок 14. Пример 404-ой страницы на сайте https://www.mann-ivanov-ferber.ru/404/
Если на вашем сайте есть блог, то добавьте ссылку на сам блог и на самые популярные статьи.
Рисунок 15. Пример 404-ой страницы на сайте https://www.nytimes.com/404
Например, The New York Times добавил на страницу 404-ой ошибки самые популярные статьи, которыми чаще всего делятся их читатели.
Возможность сообщить о неработающей ссылке
Дайте посетителю возможность пожаловаться на неработающую ссылку. Вы можете не отвечать на эти сообщения, но сделайте такой функционал.
Опишите в техническом задании для программистов, как должна работать эта кнопка. Добавьте ссылку на сайт, где есть та функция, которую вы хотите повторить.
Если это будет всплывающая форма заявки, то опишите дизайнеру, как она должна выглядеть.
Рисунок 16. Пример отработки кнопки “Сообщить о нерабочей ссылке” со страницы https://enjoyme.ru/404/
Основные рекомендации
Резюмируем основные рекомендации из данной статьи:
- Оформите страницу 404 в том же стиле, что и весь сайт. Это касается элементов навигации, шрифта, цвета.
- Подготовьте понятный и короткий текст, который не вызовет отторжения у пользователя. Ему должно быть ясно, что запрашиваемая страница недоступна.
- Добавьте креатив в оформление, чтобы удержать посетителя на сайте.
- Добавьте ссылки на главную страницу, основные категории и услуги, а также на самые популярные статьи или записи блога.
- Вся информация должна помещаться на первом экране. Нет смысла добавлять больше: вряд ли посетитель страницы 404 будет скроллить вниз.
- Дайте пользователю возможность сообщать о неработающих ссылках, даже если не собираетесь проверять эти сообщения.
Блок-схема
Как только вы определитесь с оформлением, нужно нарисовать блок-схему.
И не забудьте подробно описать в техническом задании, как должен выглядеть каждый элемент.
Если вы никогда не составляли блок-схемы или хотите получить больше информации об их составлении, то рекомендуем прочитать нашу статью “Как сделать ТЗ на дизайн сайта бесплатно самому: подробная инструкция”.
Рисунок 17. Пример составленной блок-схемы для 404 страницы Ant-team.ru
Итоги и бонусы
Страница 404 должна выполнять 2 действия: удерживать посетителя на сайте и давать ему самую популярную и полезную информацию, благодаря которой он будет дальше путешествовать по сайту и создавать трафик.
И чтобы процесс создания страницы с 404-ой ошибкой не принес вам лишней головной боли, предлагаем воспользоваться нашим чек-листом и шаблоном технического задания, где подробно описан каждый шаг (читайте красный текст):
- Чек-лист на дизайн для страницы 404
- Шаблон ТЗ на дизайн для страницы 404
А чтобы было ещё понятнее, можете воспользоваться примером заполнения шаблона ТЗ и нарисованной блок-схемой:
- Пример ТЗ на дизайн для страницы 404 Ant-Team
- Блок-схема 404 Ant-Team
Это настоящее техническое задание, которое мы заполняли для нашей страницы 404-ой ошибки.
Автор статьи: Кирилл Агафонов (Ant-team.ru)
P.s. Подписывайтесь на наш телеграм-канал t.me/seoantteam, чтобы первыми узнавать о выходе новых материалов.
При написании статьи использованы источники:
- https://developers.google.com/search/docs/advanced/crawling/soft-404-errors?hl=ru&visit_id=637885645086554669-667034082&rd=1#93641
- https://yandex.ru/support/metrica/stand-out/informative-page-404.html#informative-page-404
Все течет, все изменяется…
Материалы на ваших сайтах постоянно обновляются. Возможно, вы даже со временем проводите небольшую чистку и удаляете какие-то страницы… Так как в них уже исчезла необходимость.
А ссылки на них со сторонних источников могли остаться. Переходят по ним новые посетители и видят перед собой пустой экран с фразой “404 Not found”.
Другая ситуация – каким-то чудом произошли изменения в самом «урле», скажем, вы решили переименовать раздел или же перенести одну статью в другую рубрику.
Посетитель снова видит перед собой «404 Not Found».
Как правило, это по умолчанию совсем невзрачная страница, которая только отталкивает.
Специалисты по созданию и оптимизации сайта уже давно сошлись во мнении, что не стоит эту страницу оставлять без внимания. Нужно ее сделать яркой, запоминающейся, чтобы посетитель захотел перейти на другие страницы сайта, а не дать деру восвояси.
Открывать Америку вам никто не собирается. Просто все четко и системно, чтобы вы могли удобно этим пользоваться:
- Размещение логотипа и имени сайта, компании, проекта – это дает возможность посетителю понимать, что сайт существует. Достаточно лишь кликнуть по лого, и он уже на главной странице.
- Наличие сообщения, которое четко говорит посетителю, что произошло и (желательно) что делать ему дальше.
- Заметная кнопка, переводящая посетителя на главную страницу сайта.
- Допускается наличие контактных данных владельца сайта, чтобы при желании с ним сразу связаться.
- Иконки социальных сетей – раз уж человек пришел к вам в гости, не лишним будет его пригласить в круг читателей и последователей вашего ресурса в социальных сетях.
Нужен ли вообще текст на странице «Ошибка 404»?
Конечно, нужен!
Иначе вы потеряете посетителя. И возникает вопрос – нужен текст-то для чего?
Скажу так: на этой страницы у текста есть 3 последовательные функции:
- Сообщить, что произошло.
- Указать причины происшедшего.
- Подсказать, что делать дальше.
Это стандартный «букет», без креативных ноток. Встречаются еще и другие проявления текстовых сообщений различного рода. Но обо всем по порядку.
Сообщите, что произошло.
Если вы думаете, что каждый посетитель вашего сайта знает, что такое «Ошибка 404» – вынужден вас огорчить, не все пользователи сети одинаково продвинуты.
Всегда найдутся те, которые не поймут, что означает надпись «Ошибка 404» – они запросто могут исчезнуть в любом направлении, только не в сторону главной (или внутренних) страниц вашего сайта.
Среди формулировок сообщения о произошедшем событии, можно использовать абсолютно разные варианты (учитывая специфику ресурса и характеристики аудитории):
- «Извините! Страница, которую Вы ищете, не может быть найдена».
- «Упс… Мы не можем найти то, что Вы ищете».
- «Простите, но у нас возникли проблемы с поиском страницы, которую Вы запрашиваете».
- «Добро пожаловать на страницу 404! Вы находитесь здесь, потому что ввели адрес страницы, которая уже не существует или была перемещена по другому адресу».
- «Так уж получилось, что из множества страниц нашего сайта Вы оказались как раз на той, которая уже не существует…».
- «404… Увы, но эта страница где-то затерялась в галактике Интернета».
- «Дружище, извини, но мы не смогли найти эту страницу…».
- «Ищете что-то интересное на нашем сайте? К сожалению, страница, которую Вы запрашиваете, не существует…».
Укажите причины происшедшего.
Очень часто на странице «Ошибка 404» этот текстовый блок вообще отсутствует
Авторы, порой, вообще ограничиваются «пустым текстом» в стиле: «Ошибка 404. Страницы не существует или он была удалена».
А дальше думайте, как хотите, если вообще хотите думать.
Наше мнение простое: как автор сайта вы просто обязаны все разъяснить своим посетителям, если ими дорожите, конечно.
Вот несколько примеров формулировок указания возможных причин ошибки 404:
- «… Возможно, запрашиваемая Вами страница была перенесена или удалена. Также возможно, Вы допустили небольшую опечатку при вводе адреса – такое случается даже с нами, поэтому еще раз внимательно проверьте».
- «… Скорее всего, это случилось по одной из следующих причин: страница переехала, страницы больше нет или Вам просто нравится изучать 404 страницы».
Подскажите, что нужно делать.
Во-первых, не паниковать…
Во-вторых, всегда можно переадресовать человека на главную страницу сайта (или любую внутреннюю – если в этом есть необходимость).
В-третьих, вы можете использовать в дизайне форму поиска информации на сайте. Человек, не зная, что делать, вводит в поисковую строку запрос по сайту.
Звучит это примерно так:
- «… Чтобы найти интересующую Вас информацию – воспользуйтесь этой формой поиска».
- «… Переходите на главную страницу – там Вы также сможете найти много полезной информации».
- «… Пожалуйста, воспользуйтесь навигацией или формой поиска, чтобы найти интересующую Вас информацию».
Выделяем главное.
Конечно, хочется из всего этого ассорти выделить наиболее ключевые моменты.
Текст на странице «Ошибка 404» – это не набор фраз, а полноценный текст, преследующий определенную задачу. А именно – стимулировать посетителя перейти в другие разделы сайта, а не его покинуть.
Поэтому…
Со своей стороны, позвольте поделиться личным мнением и рекомендациями:
- Избегайте фразы «Ошибка 404», замените ее на более мягкий вариант – «Страница 404», просто слово «ошибка» способно спугнуть посетителя.
- Аналогично – убирайте с дизайна любые предупреждающие знаки («стоп», «внимание») – это также способно спугнуть посетителя.
- Если у вас бизнес-ресурс и ориентированный на клиентов, рекомендуем придерживаться четкого, строго и понятного стиля изложения.
- Если блог и развлекательный портал – можно отходить от «официальностей», подключая юмор и оригинальность – главное, чтобы ваша идея ориентировалась на формат восприятия информации читателей.
- Не нужно ограничиваться сообщением о том, что произошло, обязательно подскажите посетителю, что ему делать дальше.
А если наглядно, вот вам простой пример для сайта компании – строго, четко и понятно:
Здравствуйте!
Добро пожаловать на «страницу 404» нашего сайта.
К сожалению, введенный Вами адрес недоступен. Этому может быть несколько объяснений:
Страница удалена (из-за утраты актуальности информации)
Страница перенесена в другое место
Возможно, при вводе адреса была пропущена какая-то буква (на самом деле, у нас самих так часто получается)
Тем не менее, предлагаем Вам найти нужную информацию с помощью этой простой формы:
ФОРМА
Или же приглашаем Вас посетить другие разделы нашего сайта:
Главная Услуги О компании Примеры работ Отзывы Блог
Если у Вас возникли какие-то вопросы – свяжитесь с нами по тел. ______ или же напишите на e-mail ___________.
Как видите – это простая, строгая, четкая текстовая часть страницы, которая смягчает эффект разочарования при посещении несуществующей страницы.
И не лишним будет в верхней части указать логотип компании, ее позиционирование и даже миссию – тогда вы еще клиенту сообщите, что он точно по адресу (если забыл или не знает название компании), просто слегка ошибся при вводе.
Если у вас блог – можете добавить ссылки на последние или самые популярные публикации.
Пока мы готовили этот материал – решили со временем разработать и собственную страницу. Тактика «сапожник без сапог» возникает тогда, когда много делаешь для клиентов, и нет времени на себя.
Хорошо это или плохо – на самом деле, не важно. Это просто факт.
Дополнительная информация
Источник: Студия Дениса Каплунова.
Автор: Денис Каплунов.
Книги Дениса Каплунова
Рекомендуем изучить книги Дениса Каплунова:
- Эффективное коммерческое предложение — Исчерпывающее руководство.
- Бизнес-копирайтинг — Как писать серьезные тексты для серьезных людей.
- Контент, маркетинг и рок-н-ролл — Книга-муза для покорения клиентов в интернете.
- Копирайтинг массового поражения — Аудиокнига.
- Копирайтинг массового поражения — После покупки Вы сможете скачать книгу в любом из 13 форматов или читать онлайн.
Время на прочтение
4 мин
Количество просмотров 143K
Большинство пользователей, наткнувшись на страницу ошибки 404, постараются как можно скорее ее закрыть и забыть. Чтобы не потерять таким образом своих посетителей, стоит создать для этой ошибки необычное оформление. Рассмотрим детальнее, какие задачи стоят перед страницей 404 и как их воплотить.
В качестве вступления отметим, что страница 404 «Не найдено» (404 Page Not Found) – это один из кодов состояния HTTP, принятых Консорциумом Всемирной паутины (W3C) в 1992 году. Для тех, кому интересно значение цифр 404, вкратце расскажем.
- Первая «4» означает, что произошла ошибка со стороны клиента. Такой ошибкой может быть неверно написанный URL или запрос несуществующей страницы. В свою очередь, первая «5» значила бы ошибку со стороны сервера.
- Цифры «04» — определяют конкретную ошибку Not Found из группы 4хх. Среди других ошибок из этой группы — 400 Bad Request, 401 Unauthorized, 402 Payment Required, 403 Forbidden и так далее.
Если небольшие сайты могут следить за корректностью своих ссылок, то на более крупных сайтах отслеживать битые ссылки, ведущие на удаленные или перемещенные файлы или страницы, становится сложнее. Еще большей проблемой становятся внешние ссылки. Будучи самой распространенной ошибкой, с которой может столкнуться интернет-пользователь, страница может оказаться ненайденной по нескольким причинам:
- был изменен URL;
- страница была удалена;
- ошибка в написании ссылки;
- сайт на данный момент находится оффлайн;
- сайт больше не существует и т. д.
Попробуем взглянуть на проблему с точки зрения пользователя. Когда пользователи сталкиваются с ошибкой 404, первый вопрос, приходящий им в голову: что мне делать дальше? После этого они, скорее всего, покинут сайт, если только Вы не найдете способ их удержать. Очевидно, что есть смысл видоизменить стандартную страницу 404.
В целом, кастомная страница ошибки 404 должна справляться с такими задачами:
- удобный для пользователя дизайн, чтобы не отпугнуть его и удержать на сайте;
- полезный контент, который бы предоставил пользователю ответ на вопрос «что мне теперь делать?» и дал простые и ясные инструкции;
- принятие во внимание вопросов SEO.
Принимая это во внимание, приведем список рекомендаций по созданию кастомной 404-й страницы.
- Будьте любезны с посетителями.Они попали на эту страницу не по своей вине. Постарайтесь выразить свое сожаление и готовность помочь.
- Не углубляйтесь в технические детали. Термин «ошибка 404» сам по себе уже в достаточной мере техничен и в то же время понятен большинству пользователей. Нет никакой необходимости отпугивать посетителей любой другой специфической информацией о причинах этой ошибки. По сути, необязательно даже использовать цифры «404», достаточно просто объяснить суть проблемы.
- Предложите пользователям проверить написание ссылки. Если они вводили адрес ссылки самостоятельно, то вполне вероятно могли допустить ошибку.
- Придерживайтесь единого стиля сайта. Дизайн страницы 404 по оформлению и по ощущениям должен быть выдержан в стиле Вашего бренда, чтобы у пользователей не возникло заблуждения, что они попали на какой-то другой сайт.
- Страница ошибки 404 не должна выглядеть как обычная страница. Ваши посетители должны ясно видеть, что страница не была найдена и не содержит какого-либо контента. Поэтому не стоит наполнять ее слишком большим количеством текста и ссылок.
- Небольшая порция юмора никогда не помешает. Довольно часто 404 страница становится для дизайнеров и разработчиков платформой для выражения своих креативных и юмористических идей. Вместо того чтобы пользователи быстро закрывали ненайденную страницу, лучше удержать их от закрытия сайта, заинтересовав забавно и изобретательно выполненной страницей.
- Будьте полезными и предоставьте ссылки на возможные совпадения. Если пользователи оказались на ненайденной странице, они, вероятно, что-то искали. Так помогите же им это найти. Разместите на странице меню или ссылки на недавно перемещенные страницы. Или почему бы не дать ссылки на самые популярные страницы Вашего сайта? Либо на самый новый и актуальный контент. Так или иначе, пользователи должны быть не более чем в одном клике от перехода на какую-либо другую страницу сайта. И, конечно же, всегда давайте ссылку на главную страницу.
- Добавьте строку поиска. Чтобы не потерять своих посетителей, позвольте им найти то, что они искали, оказавшись на странице ошибки.
- Обеспечьте способ отправить отчет об ошибке. У пользователя всегда должна быть возможность отправить вам сообщение об ошибке, если он пожелает. Это поможет Вам узнать о каких-либо внутренних недочетах сайта. Еще лучшим решением для отслеживания проблем на сайте станет автоматическое уведомление. А если произойдет внезапный всплеск 404-х ошибок, полезным будет мгновенное уведомление. Это позволит исправить проблему в режиме реального времени, пока она еще релевантна.
- Позаботьтесь о вопросах SEO. Для оптимизации сайта важно максимально сократить количество внутренних ссылок на 404-е страницы, а еще лучше вовсе исключить возможность формирования некорректных URL адресов, ведущих на страницы 404. Инструменты для вебмастеров помогут Вам отслеживать ошибки на сайте, в том числе и ошибки с кодом 404 Not found. Более того, эти инструменты помогут Вам понять, откуда берутся ошибки и как они формируются – ошибка в URL ссылки на сайте, либо это атака конкурентов.
Немного отклоняясь от оригинала статьи, добавлю ссылки и скриншоты инструментов, о которых говорится в этом пункте.
Google:Яндекс:
Также рекомендую ознакомиться с официальной информацией о страницах 404 от поисковых систем: Google — здесь и Яндекс — здесь.
Напоследок, мы выбрали несколько самых забавных изобретательных страниц ошибки 404 у различных сайтов в интернете и предлагаем на них взглянуть.
Ошибка 404, либо Error 404 Not Found — ошибка, которая появляется, если браузеру не удалось обнаружить на сервере указанный URL.
Сообщение об ошибке 404
Что означает ответ 404
Error 404 Not Found отображается по-разному: «HTTP 404 не найден», «Ошибка 404 Not Found», «404 Страница не найдена». Смысл надписи всегда остаётся тем же: страница отсутствует либо просто не работает. Not Found в переводе означает «не найдено».
Ошибка 404 — классический код ответа по протоколу HTTP. Он свидетельствует, что связь с сервером установлена, но данных по заданному запросу на сервере нет.
Однако если просто ввести в поисковую строку произвольный набор символов, то браузер не покажет ошибку 404 Not Found — появится сообщение, что установить соединение с конкретным сервером невозможно.
Разберёмся в техническом формировании ответа Error 404 Not Found.
Техническая сторона вопроса. При связи по HTTP браузер запрашивает указанный URL и ждёт цифрового ответа. То есть любой запрос пользователя направляется на сервер размещения искомого сайта. Когда браузеру удаётся связаться с сервером, он получает кодированный ответ. Если запрос корректный и страница найдена, отправляется ответ с кодом 200 OK, что соответствует благополучной загрузке. При отсутствии страницы отправляется ответ об ошибке.
Что значит код «404». В ответе 404 первая четвёрка указывает на то, что запрос был чрезмерно длительным или в самом адресе была ошибка. Ноль предполагает синтаксическую неточность. Завершающая цифра кода отображает конкретную причину ошибки — «4» означает отсутствие данной ссылки.
Какие ещё ошибки бывают. Ошибку 404 не нужно путать с другими ответами, которые указывают на невозможность связи с сервером. Например, ошибка 403 сообщает, что доступ к URL ограничен, а ответ «Сервер не найден» свидетельствует, что браузер не смог обнаружить место размещения сайта.
Google на 404 странице сообщает о возможных причинах ошибки
Причины ошибки
Причины, по которым HTTP возвращает ответ 404 Not Found:
- Неверный адрес. К примеру, при ручном наборе пользователь допустил опечатку в адресе либо ссылка ведёт на несуществующую страницу. При этом домен должен быть написан верно. Если пользователь ошибется в названии домена, страница вообще не загрузится (без показа ошибки).
- Битая ссылка. Это нерабочий URL, который никуда не ведёт. Данный вариант иногда возникает при внутренней перелинковке. К примеру, раньше страница существовала, а потом её удалили и забыли убрать ссылку.
- Удалённая страница. Когда пользователь попытается перейти на удалённую с сервера страницу, он также увидит ошибку 404. Ссылка для перехода может сохраниться в браузерных закладках или на сторонних ресурсах.
- Неправильный редирект на страницу с изменённым адресом. Допустим, в процессе редизайна URL изменили, но оставили без внимания связанные ссылки.
- Неполадки на сервере. Это самый редкий вариант.
В большинстве ситуаций ошибка 404 отображается, когда не удаётся обнаружить нужную страницу на доступном сервере.
Причины отсутствия страницы на сайте бывают разными
Возможные последствия для сайта
Нужно ли считать 404 ошибку опасной для сайтов? Кажется, что нет ничего плохого в том, что пользователь не смог открыть одну веб-страницу. Однако если такая ситуация будет повторяться регулярно, это чревато оттоком аудитории. Одни пользователи решат, что сайт вовсе не существует. Другие подумают, что лучше не заходить на сайт, который работает с ошибками. Третьи будут игнорировать ресурс, на котором не смогли получить обещанную информацию.
Поисковые системы относятся к Not Found более лояльно. Например, Google отмечает, что 404 страницы не влияют на рейтинг. Но если при индексации роботы будут находить все больше ошибочных страниц, вряд ли это приведёт к более высокому ранжированию.
Если вы хотите улучшить взаимодействие с посетителями, важно найти и исправить все ошибки 404 на сайте.
Как выявить ошибку
На небольшом ресурсе легко проверить работоспособность ссылок вручную. Но если на сайте сотни и тысячи страниц, без дополнительного софта не обойтись. Есть немало сервисов и программ, позволяющих находить битые ссылки. Рассмотрим некоторые из них.
Search Console Google
Консоль поиска Google позволяет находить страницы с ошибкой 404 за несколько кликов:
- Войдите в учётную запись Google и перейдите в Search Console.
- Откройте раздел «Ошибки сканирования» → «Диагностика».
- Кликните на «Not Found».
Чтобы получить список страниц с ошибками, подтвердите права на ресурс — добавьте проверочную запись TXT в записи DNS регистратора домена. Такая запись не повлияет на работу сайта. Подробнее о процедуре подтверждения, читайте в справке Google.
Для использования Search Console Google нужно подтвердить свои права на сайт
Яндекс Вебмастер
Сервис для вебмастеров от Яндекса поможет быстро найти все ошибки 404:
- Откройте Вебмастер после авторизации в Яндекс-аккаунте.
- Выберите «Индексирование» → «Доступные для поиска страницы» → «Исключённые страницы».
- В выданном списке выберите фильтр «Ошибка HTTP: 404».
Чтобы использовать Яндекс.Вебмастер, также нужно подтвердить право владения сайтом — добавить метатег в HTML-код главной страницы.
Для входа в Вебмастер авторизуйтесь в Яндексе
Screaming Frog
Для начала загрузите и установите программу на компьютер. После запуска добавьте URL проверяемого сайта и начните поиск проблем. Неработающие ссылки можно искать даже в бесплатной версии.
Инструмент SEO-паук в Screaming Frog помогает найти технические неисправности сайта
SiteAnalyzer
Эта бесплатная десктопная программа позволяет обнаружить технические погрешности на сайте. SiteAnalyzer быстро отыщет нерабочие и несуществующие ссылки.
SiteAnalyzer бесплатно найдёт неработающие URL
Как исправить ошибку Not Found
Выбор конкретного решения зависит от причины ошибки:
- Ссылка ведёт в никуда из-за неверного URL. Для решения проблемы замените ошибочную ссылку на правильный адрес, чтобы сервер отдавал код 200 OK.
- Битая ссылка. Подобная ситуация не редкость при внутренней перелинковке страниц. К примеру, ссылка есть, а саму страницу давно удалили. Решений два: удалить ссылку или заменить её на другую.
Удалять и менять ссылки вручную удобно только на небольших сайтах. Исправление ошибок на крупных порталах лучше автоматизировать. Например, с помощью специальных плагинов для внутренней перелинковки (Terms Description, Dagon Design Sitemap Generator) и для автоматического формирования адресов страниц (Cyr-To-Lat).
Чтобы ошибки 404 появлялись как можно реже, достаточно соблюдать простые рекомендации:
- Не присваивайте сложные адреса основным разделам сайта. Это снизит число ошибок, связанных с опечатками в URL.
- Не меняйте адреса страниц слишком часто. Это неудобно для пользователей и вводит в заблуждение поисковых роботов.
- Размещайте сайт на надёжном сервере. Это предотвратит ошибки, возникающие из-за неработоспособности сервера.
Мы разобрались, как найти и исправить ошибки Not Found внутри сайта. Но неработающая ссылка может быть расположена и на стороннем ресурсе. Допустим, когда-то на другом сайте разместили рекламную публикацию со ссылкой на определённую страницу. Спустя какое-то время страницу удалили. В этом случае появится ошибка 404. Устранить её можно, связавшись с администрацией ссылающегося сайта. Если же удалить/исправить ссылку нельзя, постарайтесь использовать ошибку с выгодой.
Как сделать страницу 404 полезной
Грамотно оформленная страница с ошибкой Error 404 Not Found — действенный инструмент конвертации посетителей. Ограничений по использованию страницы с ошибкой 404 нет. При этом практически все CMS позволяют настраивать дизайн этой страницы.
Что публиковать на странице 404:
- меню с кликабельными ссылками;
- ссылку на главную страницу;
- анонс последних публикаций;
- контакты для обратной связи.
При оформлении страницы-ошибки желательно опираться на рекомендации поисковиков:
- Яндекс настоятельно рекомендует, чтобы страница контрастировала с основным содержанием сайта — иные цвета, другие графические приёмы либо их отсутствие. Необходимо чётко и понятно объяснить пользователю, что запрошенной страницы не существует и предложить другое решение.
- Google советует придерживаться единого стиля оформления. Но также рекомендует понятно рассказать об ошибке и предложить полезные материалы.
Главное — по возможности отказаться от стандартной страницы 404. Подумайте, как привлечь внимание пользователя. Расскажите ему об отсутствии искомой страницы и предложите взамен что-то полезное или интересное.
Примеры оформления страниц 404
Designzillas
Мультяшная страница креативной студии привлекает внимание и её хочется досмотреть до конца. Если прокрутить страницу, можно увидеть, как из яйца вылупится дракон. При этом на странице есть ссылки на все основные разделы сайта.
Меню на сайте Designzillas есть и на 404 странице
Domenart Studio
Веб-студия «Домен АРТ» использует красочную страницу 404, оформленную в единой стилистике ресурса. Заблудившимся пользователям предлагают попробовать ещё раз ввести адрес или перейти в нужный раздел.
Контакты, поиск, меню — и всё это на 404 странице Domenart Studio
E-co
«Эко Пауэр», дистрибьютор производителя источников питания, демонстрирует короткое замыкание как символ ошибки. Посетителям предлагают перейти на главную.
Ошибка 404 «Эко Пауэр» выглядит как страница входа
Дом со всем
Компания «Дом со всем», занимающаяся бурением скважин, разместила на странице 404 свои контакты и перечень услуг. Со страницы можно перейти в любой раздел сайта или заказать обратный звонок. С таким наполнением посетителю не нужно искать дополнительную информацию где-то ещё.
Компания «Дом со всем» предлагает заказать обратный звонок
Kualo
Страница 404 на веб-хостинге Kualo может заставить пользователя забыть, зачем он сюда пришёл. Увлекательная игра притягивает внимание. В конце игры посетителю предлагают посмотреть сайт хостинга.
На странице Kualo можно просто поиграть и заработать скидки
Рано или поздно с ошибкой 404 сталкивается большинство сайтов. При регулярной проверке можно своевременно исправить неработающие ссылки, чтобы в ответ пользователи получали код 200 OK. Но для крупного ресурса лучше настроить оригинальную страницу, которая будет отображаться при появлении ошибки Not Found и подскажет посетителям, что делать дальше.
Главные мысли
Не существует такого сайта, который не имел бы технических проблем. Даже при проведении ежемесячного техаудита и своевременном устранении всех недочетов рано или поздно они могут снова появиться на вашей площадке. Это происходит по многим причинам: неверное написание кода, особенности административной панели, внесение каких-либо изменений в url. Наиболее распространенная проблема — это наличие несуществующих страниц. Они отображаются, когда сервер не может найти релевантную запросам пользователя информацию. Все это негативно сказывается не только на поведенческих факторах, но и на продвижении в целом. В этой статье мы расскажем все об ошибке 404 Page Not Found, объясним, что это значит и как правильно исправлять ее на сайте.
- Немного о термине
-
Причины появления проблемы
-
Неправильный адрес
- Неправильная ссылка на каналах для привлечения трафика
- Технические неполадки
- Битые ссылки
- Неправильная работа сервера
-
Неправильный адрес
- Последствия
-
Код ошибки 404: что это такое и как ее устранить
- Яндекс.Вебмастер
- Google Search Console
- Xenu
-
Screaming Frog
- Netpeak Spider
- 404 that’s an error: как ее исправить
-
Оформление несуществующей страницы
- Развлекательный блок
-
Оформление несуществующей страницы
- Развлекательный блок
- Дополнительная перелинковка на товары или услуги
- Внедрить строку поиска
- Ссылки на основные разделы
- Что предпринять, если проблема осталась
- Заключение
Немного о термине
Этот код образуется, когда сервер не может найти нужный контент по запросам пользователей. Тогда на экране отображается информация, что запрашиваемая страница не найдена. Часто такой сбой раздражает юзеров, и они возвращаются к выдаче, чтобы перейти на площадку конкурента. Если на вашем ресурсе много разделов, которые отражают соответствующий код, это приведет к увеличению процента отказов и к сильной просадке позиций в поиске.
Причины появления проблемы
При переходе на сайт из выдачи или при просмотре категорий пользователи не должны встретить ответ 404. Однако полностью исключить несуществующие разделы довольно сложная задача, особенно если ваш ресурс имеет сотни, а то и тысячи страничек. Выявить наличие такой проблемы позволяют различные сервисы, о которых мы поговорим ниже, а сейчас разберем основные причины появления данной ошибки.
Проведем полный, комплексный SEO аудит сайта, включая: техническая проверку, оптимизацию, коммерческие факторы, внешние характеристики. Никакой воды в отчете! Только описание существующих проблем и их эффективных решений.
Неправильный адрес
Некоторые пользователи пытаются перейти на ваш ресурс по прямой ссылке, однако часто при написании url допускают какую-либо опечатку, и из-за этого отображается информация, что данная страничка не найдена. Это естественная ситуация, которая не требует решения.
Человек сам поймет, что опечатался, перейдет на главную и продолжит искать нужную ему категорию. Например, юзер захотел посетить интернет-магазин https://www.sportmaster.ru/catalog/brendy/reebok/ , но при написании адреса ошибся и вместо доменной зоны .ru, указал .com. В таком случае пользователь увидит следующую информацию:
Неправильная ссылка на каналах для привлечения трафика
Причиной появления ошибки 404 «Страница не найдена» может быть не только сайт и опечатка юзеров. Ошибиться может как и сам владелец, так и подрядчик, который занимается рекламой. Например, если в email-рассылке указан неверный адрес, то пользователь перейдет на ресурс по битому url, увидит, что на страничке нет нужной для него информации и уйдет. В таком случае бюджет на рекламу пропадет впустую, потому что такая оплошность не приведет к росту клиентов.
Технические неполадки
Причиной возникновения несуществующих страничек может быть и сама продвигаемая площадка. Часто на сайте возникают различные ошибки, которые можно обнаружить, если провести тщательный технический аудит. Наиболее распространенные проблемы:
- наличие внутренних линков с неправильным написанием урла;
- неверная настройка сервера для обработки запроса пользователя;
- временная неисправность страницы из-за работы над ней в данный момент;
- изменились url и 301 редиректы не были настроены;
- удалили раздел, потому что он стал неактуален.
Битые ссылки
Присутствие на площадке страничек 404 Нот Фаунд негативно сказывается на распределении веса разделов. Если на сайте размещен адрес на несуществующую категорию, то ссылочная масса теряется, поэтому могут просесть позиции в поисковой выдаче.
Эту неполадку можно обнаружить с помощью различных сервисов: Labrika, Screaming Frog и тд. Чтобы решить проблему, необходимо с битого урла настроить 301 редирект на актуальный или же совсем убрать такие гиперссылки, чтобы пользователь не смог перейти по ним.
Читайте также
Самостоятельная регистрация организации в каталогах и справочниках: как делать и чего ожидать
Неправильная работа сервера
Это очень редкая причина, однако серверные неполадки иногда возникают. Сбой может появиться из-за DDos-атак, перезагрузки системы, чрезмерной активности юзеров. Выявить причину поломки и наладить работу сервера смогут только технические специалисты.
Последствия
Если странички вашего ресурса начали отображать еррор 404 request failed with status code, необходимо как можно скорее обратиться к компетентному специалисту, который обнаружит сбой и поправит его в краткий срок. Такая проблема может негативно повлиять на продвижение сайта, то есть:
- ухудшить поведенческие факторы;
- увеличить процент отказов;
- уменьшить конверсию;
- понизить позиции в поисковой выдаче;
- увеличить количество битых ссылок;
- снизить доверие пользователей к площадке.
Она приводит к тому, что рейтинг веб-ресурса может упасть, пострадают из-за этого не только несуществующие страницы, но и те разделы, которые на них ссылаются. Так площадка теряет ссылочный вес и ухудшается ее индексация. Помимо этого, существует краулинговый бюджет – это максимальное число url, которые роботы смогут обойти за один визит. Если на сайте много несуществующих страничек, то боты могут их посетить, а вот качественные и полезные разделы, наоборот, упустить.
Код ошибки 404: что это такое и как ее устранить
Существует большое количество сервисов, которые позволяют выявить подобные проблемы в краткое время. Разберем подробнее наиболее популярные инструменты, которые будут полезны не только владельцу площадки, но и его подрядчикам.
Яндекс.Вебмастер
Это универсальная программа, которая позволяет отслеживать состояние ресурса и уведомлять о возникновении какой-либо проблемы. Чтобы найти неработающие адреса, необходимо перейти в раздел «Внутренние ссылки»:
Чтобы найти площадки, которые ссылаются на ваш сайт, следует перейти в категорию с внешними линками:
Google Search Console
Чтобы посмотреть, какие странички перестали работать, нужно перейти в инструмент от Google в раздел «Страницы» и найти причину «Не найдено (404)».
Xenu
Это программа, которая устанавливается на компьютер. Чтобы сделать аудит и выявить нерабочие ссылки, необходимо добавить сайт в сервис и запустить проверку.
После того как все url загрузятся, можно просто отсортировать список по статусу и найти обозначение not found:
Screaming Frog
Это многофункциональный сервис для проверки веб ресурсов. Для того чтобы выявить ошибки 404, программа должна отсканировать площадку и выгрузить все гиперссылки. Для начала вам нужно ввести url в специальную строку, а затем нажать на Start, чтобы началось сканирование. После проверки перейдите во вкладку Response Codes и поставьте фильтр Client Error (4xx). После введения всех параметров на экране появятся не найденные странички.
Netpeak Spider
Это платный сервис, который устанавливается на компьютер. После установки необходимо оплатить лицензию. С помощью этой программы вы сможете не только искать странички, которые не работаю, но и проводить полноценный технический аудит. Чтобы найти разделы с 404 кодом ответа сервера, нужно ввести адрес в специальную строку и дождаться выгрузки всех url. Затем кликните на кнопку «Старт», потом на «Отчеты» и после на «Сводка». Как только вы увидите список ссылок, нужно найти в категории «Статус страницы» параметр «Битые».
404 that’s an error: как ее исправить
Чтобы выбрать оптимальное решение проблемы, необходимо выявить конкретную причину ее появления:
- Если указан неверный url, тогда следует заменить его на верный и проверить, чтобы он отражал код 200.
- Если это битый линк, тогда можно заменить его на актуальный, настроить на него 301 редирект или убрать совсем.
Однако удалять адреса не стоит, особенно на больших сайтах. Лучше, если вы настроите Redirect с неактуального раздела на новый. Например, у вас интернет-магазин и одна товарная позиция закончилась и ее поставки больше не будет.
Если вы просто удалите ссылку, то в поиске она еще будет отображаться какое-то время и юзеры будут по ней переходить. Мы рекомендуем настраивать 301 редирект на родительскую категорию или на аналогичный товар, чтобы при переходе по неактуальному адресу из поисковой выдачи пользователь не попал на не найденную страничку.
Мы создаем востребованный контент, который отвечает на запросы потенциальных клиентов, оптимизируем статьи и настраиваем коммерческие триггеры. Вы получаете ощутимый прирост переходов в каталог товаров и услуг из блогового раздела.
Оформление несуществующей страницы
Здесь следует объяснить юзеру, куда он попал, почему не отображается нужная ему информация и что стоит предпринять дальше. Правил в дизайне данной страничке нет, все зависит от предпочтений владельца. Однако мы рекомендуем внедрить следующие элементы.
Развлекательный блок
Если возможности площадки позволяют, то в разделах с 404 кодом ответа можно внедрить различные мини-игры, анимацию или интересную и познавательную информацию о вашем бизнесе. Однако тут нужно быть осторожным, если юзер сильно увлечется, то, скорее всего, забудет о цели перехода на ваш ресурс. Также следует обязательно разместить ссылку на главную, чтобы пользователь не ушел.
Наша студия SEMANTICA специализируется на SEO-продвижении, специалисты занимаются оптимизацией сайта и проводят техаудит. В данный блок задач входит и проверка оформления страницы 404. Проверяем мы ее строго по регламентам и предоставляем клиентам рекомендации по ее наполнению. Сохранять актуальность критериев качества нам помогают процессы. При обнаружении неактуальной информации или ошибок специалисты уведомляют об этом руководителя, а затем принимается решение о внесении изменений в регламент. Если процесс действительно требует внимания и пересмотра критериев качества, сотрудник получает бонус. Слаженная работа специалистов позволяет не только поддерживать репутацию студии, но и радовать клиентов хорошими показателями по трафику.
Оформление несуществующей страницы
Здесь следует объяснить юзеру, куда он попал, почему не отображается нужная ему информация и что стоит предпринять дальше. Правил в дизайне данной страничке нет, все зависит от предпочтений владельца. Однако мы рекомендуем внедрить следующие элементы.
Развлекательный блок
Если возможности площадки позволяют, то в разделах с 404 кодом ответа можно внедрить различные мини-игры, анимацию или интересную и познавательную информацию о вашем бизнесе. Однако тут нужно быть осторожным, если юзер сильно увлечется, то, скорее всего, забудет о цели перехода на ваш ресурс. Также следует обязательно разместить ссылку на главную, чтобы пользователь не ушел.
Дополнительная перелинковка на товары или услуги
На страничках с ошибкой вы также можете разместить блок ссылок на товарные позиции или специальные предложения. Это поможет удержать юзера на площадке и уменьшить процент отказов.
Внедрить строку поиска
Данный элемент позволит пользователю еще раз попробовать отыскать необходимую информацию. Особенно этот функционал будет полезен для людей, которые привыкли переходить на площадку по прямому заходу, но нередко ошибаются в синтаксисе url.
Читайте также
Продающие тексты: как писать маркетинговые статьи для интернет-магазина
Ссылки на основные разделы
Чтобы удержать пользователя и повысить конверсию, можно внедрить перелинковку на родительские категории товаров или услуг. Вероятно, юзера заинтересует какой-либо раздел, и он продолжит просматривать предложения и возможно совершит покупку.
Что предпринять, если проблема осталась
Если вы разобрались, что такое http error 404 not found, нашли причину появления данной ошибки и поняли, как ее исправить, это еще не значит, что она исчезла навсегда. Она может вернуться при следующем внесении изменений в структуру url, при сервисном сбое, при удалении ненужных разделов. Если гиперссылки на несуществующие страницы присутствуют на вашем ресурсе, их всегда могут поправить технические специалисты. Однако если на сторонней площадке размещены url на несуществующие странички вашего ресурса, тогда вам следует написать в техподдержку и попросить заменить адрес или убрать его совсем. Если и это не помогло, тогда стоит тщательнее заняться оформлением неработающих адресов, чтобы пользователи от вас не убежали, а, наоборот, заинтересовались.
Заключение
В этой статье мы разобрали, что означает ошибка 404 на сайте и как ее исправить. Чтобы уменьшить количество таких страниц, следует:
- провести полноценный технический аудит;
- создать простые url, чтобы снизить вероятность допущения ошибок;
- продумать заранее структуру разделов, чтобы впоследствии не изменять их адреса;
- каждый месяц проверять Вебмастера Яндекса и Google на наличие битых ссылок;
- наладить работу сервера, чтобы он смог корректно запрашивать информацию у базы данных;
- внедрить дополнительные блоки контента на несуществующие разделы;
- настраивать 301 редиректы при любом изменении url.