10 основных ошибок начинающего оратора

Основная цель публичного выступления — донести определенную информацию, вдохновить и дать толчок к действиям. Есть особенности, которые объединяют публику и оратора, а также улучшают взаимодействие между ними. Основная проблема новичков ораторского искусства – страх перед выступлением. Он представляет собой основную оборонную функцию организма и от него нельзя избавиться полностью. Кроме страха, есть и некоторые ошибки, которые могут допускать ораторы во время общения с аудиторией.

Требования к публичному выступлению

Чтобы минимизировать риски возникновения ошибок, нужно придерживаться основных требований к публичному выступлению:

  1. Динамичное и спланированное начало выступления. Важно продумать и возможно даже выучить начало речи. Не должно быть ошибок и запинок.
  2. Создание некоторого напряжения, позволяющего создать полемику между аудиторией и выступающим.
  3. Сдержанные эмоции. Публика должна наблюдать взволнованность и воодушевление оратора. При этом выступающий должен испытывать удовольствие (и кайф) даже от волнения.
  4. Лаконичность выступлений.
  5. Речь лучше выстроить в форме диалога. Необходимо разговаривать с публикой и наблюдать за ее реакцией, т.е. не столько выступать перед публикой, сколько общаться с ней.
  6. Речь не должна быть скучной для аудитории, увеличивайте энергетику, интонации, добавляйте эмоций.
  7. Поддержание контакта с аудиторией.

При подготовке выступления нужно выделить основную мысль обращения и обязательно донести ее до слушателей.

Завершение речи также важно, как и ее начало. Оно должно быть понятным и лаконичным. Сообщение стоит закончить красиво и эмоционально.

Ошибки ораторов

Прежде чем приступить к изучению ораторского мастерства, стоит ознакомиться с самыми распространенными ошибками выступления.

Ошибка №1: Неуверенность

Если оратор неуверен в своей речи – это сильно испортит выступление. Не рекомендуется освещать темы, в которых нет понимания. Выступающий должен хорошо разбираться в представленном докладе. Важно тщательно подготовиться к выступлению и изучить вопрос.

При наличии страхов, важно не показать их аудитории. У слушателей не должно возникнуть сомнений в компетентности и профессионализме оратора.

Содержание слов не должно расходиться с языком тела. Аудитория по дрожащему голосу или тону речи, угадает настроение и самочувствие оратора.

Ошибка №2: Оправдания

Аудитории не нужны оправдания по поводу длительной подготовке доклада или по отсутствию опыта в риторике. Ее интересует информация, которая должна быть познавательной, новой и интересной. Если начать оправдываться, аудитория может утратить доверие к выступающему. И даже если речь подготовлена хорошо и насыщена интересными фактами, ее будут слушать невнимательно. Специалисты не рекомендуют  извиняться перед публикой, снимая вину за некачественный доклад.

Ошибка №3: Речь без примеров

Оживить речь и сделать ее более доходчивой помогут примеры из жизни, книг или истории, метафоры, образы и сравнения. Поэтому не стоит их недооценивать. Отличным инструментом являются и визуальные материалы. С их помощью можно лучше объяснить статистические и теоретические данные. Примеры помогают также отвлечь и даже развлечь аудиторию.

Ошибка 4: Лишние жесты и неуправляемая мимика

Начинающие ораторы часто не обращают внимание на свою мимику. А суетливые жесты и хаотичная мимика могут испортить все впечатление. Чтобы научиться контролировать процесс, следует записать выступление и посмотреть на себя со стороны. Такой способ поможет увидеть лишние движения, расширенные глаза или слишком высоко поднятые брови. Лицевые мышцы достаточно трудно поддаются контролю. Поэтому справиться с ними поможет постоянная практика.

Ошибка № 5: Выбор слов

На некоторые слова человек реагирует очень быстро и даже неосознанно. Иногда при подобном восприятии не учитывается значение предложений. Например, частицы с отрицательным значением могут вообще не восприниматься или пониматься с опозданием. Частое применение конструкций с частицей не может привести к противоположному эффекту.

Ошибка №6: Некачественная подготовка

Уверенности в ораторском мастерстве придаст хорошая подготовка. Необходимо разбираться в теме. При плохом владении тематикой доклада в тупик могут поставить вопросы аудитории. В этом случае оратор может растеряться и не завершить речь достойно. Перед выступлением нужно тщательно изучить целевую аудиторию и обязательно разработать запасной план выступления.

Особенно нужно подготовиться к новой теме. Сложности могут возникнуть, если речь готовил зам или помощник. Необходимо ознакомиться со структурой выступления и отметить самый важные и полезные моменты. Если слушатели поймут, что оратор плохо знаком с речью – доверие сразу снизится.

Недостаточная подготовка уменьшает уверенность и энергию у самого выступающего.

Ошибка №7: Монотонная речь

Даже самый увлекательный доклад на интересную тему можно испортить скучным и утомительным голосом. В такой ситуации слова сливаются в единый поток. А тон речи не позволяет понять, где границы предложений. Монотонность может спровоцировать усталость и раздражение у публики. Многие даже не сдерживают зевков.

Люди предпочитают истории и с трудом выслушивают голые факты. А многие слушатели плохо воспринимают данные на слух. Иногда даже хороший слайд не способен исправить ситуацию. Нельзя строить выступление путем перечисления исследований и фактов. В докладе рекомендуется использовать один главный факт и одну главную мысль. Остальные факты должны подчеркивать информацию. Мысль можно преподнести в виде интересной истории. Желательно выступать не дольше 15 – 20 минут. Самое большее 1 час.

Ошибка №8: Не использование пауз

Пауза может стать настоящим секретным приемом для удержания внимания аудитории. Особого внимания заслуживает длительная пауза. Стоит отметить такие особенности восприятия:

  1. Заминка в 1-2 секунды понимается, как будто докладчик забыл речь.
  2. 5 секунд – отличается театральным эффектом.
  3. Молчание на протяжении 10 секунд привлечет даже тех, кто отвлекся на мобильный телефон.

Продолжительная пауза позволяет оратору собраться с мыслями и использовать высокую концентрацию внимания, чтобы подчеркнуть что-то важное в речи. Многие ораторы совершают и такую ошибку, как заполнение коротких пауз словами – паразитами.

Ошибка №9: Отсутствие юмора и всезнайство

Признаком хорошего оратора является умение разбавить свою речь небольшими шутками и юмористическими отступлениями. Занудные ораторы теряют внимание своих слушателей, которые не могут уследить за нитью повествования.

Нужно учитывать, что хороший оратор должен заряжать своей энергией. Это сделает любой материал красочным и интересным. Если после доклада хочется что-то начать делать или возникает переосмысление ситуации, значит цель речи достигнута.

Плохое впечатление вызывают и напыщенные выступающие, слишком уверенные в собственной важности. Такие ораторы считают себя умнее аудитории. Не стоит забывать, что слушатели могут быть гораздо осведомленнее в определенных темах.

Ошибка №10: Суетливость

Многие начинающие ораторы начинают торопливо ходить вдоль стены или суетливо вертеть разные предметы в руках. Публика начинает следить за манипуляциями и перестает слушать доклад. По движениям выступающего можно сделать выводы об его уверенности. Постоянные перемещения свидетельствуют о подсознательном желании оратора сбежать.

Другой стороной суетливости является излишняя зажатость. Возникает ощущение, что докладчику любое движение дается с большим трудом. Следует помнить, что движущиеся предметы привлекают больше внимания.

Не стоит опасаться и вопросов от аудитории. Вопросы посередине выступления является показателем того, что доклад слушают. Стоит воспользоваться предоставленной возможностью и оживить речь. Эффективные презентации аудитория воспринимает, как разговор. При этом монолог может быть только с одной стороны. Профессионалы не рекомендуют отклоняться от дискуссии.

Как избежать ошибок

Важным моментом является подготовка речи. Иногда даже текст следует написать полностью или по крайней мере в виде тезисов (bullet points), не полагаясь только на импровизацию. Перед выступлением многие начинают волноваться, а в таком состоянии им сложно придумать что-то остроумное.

Стоит брать пример с известных ораторов. Специалист по импровизации Стив Аллен сначала переписывал шутки из сборников юмористов. Такой способ помог узнать принцип построения фраз. Важно продумать начало и завершение доклада. Многие ораторы пишут на небольших листиках первые фразы речи.

Упражнение «Репетиция»

Даже известные ораторы тренируются перед  докладом. Некоторые и не по одному разу.

Репетиция должна состоять из следующих этапов:

  1. Запоминание текста. Для этого речь нужно читать вслух и заучивать. Можно не все помнить дословно. Необходимо запомнить последовательность основных мыслей.
  2. Затем следует отрепетировать речь. Важно обратить внимание на интонацию и паузы. Аудитория обращает внимание на то, как говорится текст.
  3. После этого можно приступить к отработке жестов и мимики. Стоит продумать, какие эмоции нужно передать публике, и какие эмоции в этом помогут.

В завершение необходима генеральная репетиция. При этом ее стоит провести перед небольшим количеством знакомых людей. Это могут быть родственники, соседи или близкие люди.

Внешний вид

Во время репетиции следует одеться также, как и на запланированное выступление. Стоит учитывать, что узкая одежда может сковывать движения. А слишком яркие украшения отвлекать внимание слушателей. Аксессуары в виде браслетов и часов могут создавать определенные неудобства. Одежда должна быть выглаженной и чистой. Но не стоит уделять излишнее внимание своему внешнему виду.

Полезные рекомендации

Во время выступления не следует фокусировать внимание на себе или своей компании. Презентация должна содержать немного информации «о себе любимых». В центре внимания должна оставаться аудитория, и ее проблемы и интересы. Это имеет значение для всех типов выступлений, а особенно для продающих.

Перед выступлением нужно просмотреть основные тезисы и связать информацию о себе с нуждами аудитории.

Неумение отвечать на вопросы может стать серьезными препятствием для освоения ораторского искусства. Необходимо продумать возможные вопросы будущей аудитории. Составить список вопросов могут помочь друзья. Можно устроить тренировочное выступление, в ходе которого можно узнать первые впечатления.

Начинающим ораторам помогут следующие советы:

  1. В докладе должно присутствовать четкое руководство к действию. Аудитории будет интересно научиться чему-то новому сразу. Применение материала имеет большое значение.
  2. Отвечать на вопросы нужно сразу, не стоит их откладывать на конец презентации.
  3. Чтобы вовлечь людей в обсуждение, можно задавать вопросы.
  4. Пища, насыщенная белками, стимулирует способности при стрессе и улучшает настроение. Поэтому нужно включить в рацион белковую еду.
  5. При волнениях надпочечники производят кортизол, подавляющий способности и действия. Чтобы уменьшить его действие, нужны физические упражнения.
  6. Перед выступлением рекомендуется продумать запасной план на случай неожиданностей.
  7. Не стоит полагаться на суеверия. Подобные домыслы лучше заменить делом. Можно проверить микрофон, повторить еще раз речь или найти подходящие точки для выступления.
  8. Выступление нужно разбавлять удивительными фактами, о которых многие и не подозревают.
  9. Важно составить структуру выступления так, чтобы была возможность повторять ключевые пункты.

Чтобы не просить людей отключить свои мобильные телефоны, лучше завоевать их внимание. Вдохновляющую и интересную презентацию люди дослушают до конца. Аудитория не обязана проявлять интерес и слушать, заставить ее слушать должен оратор. Один известный тренер по ораторскому искусству заявляет, что выступающему должен помогать специальный человек, в руках которого палка с остро заточенным концом. И он (чтобы слушатели не засыпали) должен периодически тыкать острым конца в спину слушателей – оратора)!

Прежде
чем приступить к постижению секретов
ораторского мастерства, вы должны
научиться избегать распространенных
ошибок. Специалисты в области
коммуникативных технологий проанализировали
и сравнили поведение дилетантов и
профессиональных ораторов. Используйте
их советы на практике, и вы заметите,
как растет ваша уверенность и самоконтроль
во время публичных выступлений.

Ошибка
1: Несоответствие

Когда
содержание ваших слов расходится с
тоном речи, осанкой и языком тела, публика
мгновенно это замечает. Аудитория
обладает безошибочным чутьем в отношении
того, что касается настроения оратора
и его самочувствия. Если вы начнете
говорить «Здравствуйте, как я рад вас
всех видеть….» дрожащим неуверенным
голосом, нервно перебирая пальцами
пуговицы на костюме — будьте уверены, у
слушателей моментально появится
недоверие и к сказанному вами, и к самому
говорящему. Поэтому вместо: «Я рад…» —
радуйтесь на самом деле! Делайте все,
чтобы действительно испытывать радость,
выступая перед публикой. Осознанно
передавайте ваше позитивное настроение
слушателям. Это важно — люди в хорошем
настроении легче воспринимают информацию,
им хочется продолжать контакт. Если же
вы не испытываете радости, не стоит
лгать. Лучше честно признаться: «Сегодня
великий день, поэтому я волнуюсь…»
Тогда вы, по крайней мере, произведете
впечатление честного человека, говорящего
правдивые вещи. 

Ошибка
2: Оправдания

Публике
по большому счету все равно, волнуетесь
вы или нет, как долго вы готовили свой
доклад и какой у вас опыт публичных
выступлений. Поэтому не нужно перед ней
оправдываться в стиле: «Я плохой оратор,
редко говорю перед публикой, поэтому
сильно волнуюсь и могу выступить
неудачно…». Именно так начинают свою
речь многие дилетанты, пытаясь вызвать
сочувствие и заранее получить индульгенцию
за плохое выступление. Посыл, казалось
бы, честный, но он приводит к противоположному
результату. Слушатели недоумевают:
«Зачем мы сюда пришли, если даже сам
выступающий признает, что выступление
будет плохим?».

Публика
эгоистична.   В ее центре внимания
стоит, прежде всего, она сама. Поэтому
с самого начала выступления на первое
место поставьте её, любимую: мысли,
желания и чувства вашей аудитории. Ваша
цель — информировать, мотивировать или
развлечь публику. Поэтому важно не то,
как вы говорите, и что при этом чувствуете.
Важно, какую информацию аудитория при
этом получает. Нужно говорить так, чтобы
большая часть слушателей почувствовала:
вы понимаете их стремления и желания,
говорите для них и обращаетесь к каждому
из них персонально. Если вы будете
действовать именно так, тогда:

а) гораздо
больше слушателей, чем вы думаете, просто
не обратят внимание на ваше волнение
или же снисходительно отнесутся к нему,
потому что интересуются, прежде всего,
собой и своими делами.

б) ваше
волнение улетучивается тем скорее, чем
больше внимания вы уделяете другим
людям, а не собственным ощущениям.

Ошибка
3. Извинения

Эта
ошибка похожа на предыдущую. Начинающие
ораторы любят извиняться, предлагая
снять с них вину за плохое качество
доклада. «Прошу простить меня за… (мой
простуженный голос, мой внешний вид,
плохое качество слайдов, слишком короткое
выступление, слишком длинную речь и
т.д. и т.п.)». Публика — не священник и не
отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только
за одно — за ваши постоянные извинения.
А лучше с самого начала избегайте того,
за что нужно будет просить прощения.
Если действительно есть нечто, о чем вы
сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!».
Но лучше всего — умение превратить
недостаток в достоинство: «У меня сегодня
простуженный голос, поэтому прошу вас
сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким
образом, сплотившись еще больше, мы
продемонстрируем, что мы все — одна
команда, работающая в тесном взаимодействии».

Ошибка
4: Глаза и брови

Вы
действительно уверены, что хорошо
управляете своей мимикой? Большинству
новичков только кажется, что это так.
На самом деле контролировать мимику
неподготовленному человеку нелегко. 
Лицевыми мышцами трудно управлять без
тренировки, а загадочно-соблазнительный
взгляд и широко раскрытые от страха
глаза разделяют всего пара миллиметров,
кардинально меняющих восприятие.

Психологические
исследования показали, что области глаз
оратора публика уделяет в 10-15 раз больше
внимания, чем любой другой части лица.
Брови — главный элемент вашей мимики,
они не только указывают на эмоции, но и
управляют ими. Высоко поднятые брови —
признак неуверенности и некомпетентности.
Обращайте внимание на свои глаза и
брови. Если они будут говорить то же,
что и ваши слова, публика вас полюбит.
Смеющиеся глаза и прямые брови — это как
раз то, что нужно. Слушать вас приятно,
публика уверена в вашей компетентности.
Потренируйтесь перед зеркалом, запишите
собственное выступление на видео и
проанализируйте его.

Ошибка
5: Подбор слов.

Мы
слышим и понимаем отдельные слова
прежде, чем понимаем все предложение
целиком. Поэтому на значение отдельных
слов мы реагируем быстрее и менее
осознанно, чем на значение предложений.
К тому же, отрицательные частицы
воспринимаются позднее, чем остальные
слова, а часто вообще не воспринимаются.
Поэтому постоянное использование таких
конструкций как «…не
принесет убытков», «…не
плохо», «…не
боимся прилагать усилия», «…не
хочу вызвать у вас скуку длинными
статистическими выкладками» вызывают
у слушателя эффект, противоположный
ожиданиям оратора.

Помните:
слова — это картинки в голове! Недаром
в древности учителя риторики говорили
своим ученикам: «Расскажи мне так, чтобы
я это увидел!». Слова должны создавать
нужную вам картинку в голове слушателей.
Поэтому используйте только те слова,
которые подкрепляют желаемую цель.
Пусть до ушей слушателей долетает лишь
то, что должно туда попасть. Если вы
хотите создать позитивный настрой,
тогда вместо: «это не плохо», скажите
«это хорошо». Создавайте позитивное
настроение позитивными словами — ведь
от настроения публики зависит очень
многое!

Ошибка
6: Отсутствие юмора

Всем
студентам известны лекторы-зануды.
«Воздействие внешнего объекта связано,
во-первых, с прогрессирующей эмансипацией
когнитивных функций от примитивных
аффективных структур, во-вторых, с
дифференциацией самих аффективных
структур, их автономизацией от базальных
влечений…», —  бубнит такой преподаватель
битый час, не замечая, что у слушателей
давно уже закипели мозги и они полностью
утратили нить повествования.

Лучше
информативной речи — только интересная
речь! Добавьте в свою серьезную речь
улыбку, разбавьте шутками, расскажите
забавную историю. Людям нужно периодически
отдыхать. Благодарная публика ответит
вам благосклонностью и вниманием. Можно
посмеяться и над собой, если вы допустили
какую-то оплошность — слушатели воспримут
это как признак вашей уверенности в
себе и чувства собственного достоинства.

Разумеется,
никто не требует от вас, чтобы вы
рассказывали анекдоты на траурном
митинге. Но многие темы слишком важны,
чтобы воспринимать их всерьез.  Смех
— это живительная среда для работы мозга.
Высококлассные педагоги знают, что юмор
и хорошее настроение только прибавляют
желания учиться и делают процесс более
эффективным. Смех помогает расслабиться
и приводит к образованию в мозгу такой
химической среды, в которой лучше
происходит восприятие новой информации
— это доказано нейропсихологами. 

Ошибка
7: Всезнайство

Еще
хуже неуверенных и неподготовленных
ораторов — ораторы напыщенные и надутые,
лопающиеся от осознания собственной
важности. Они всегда считают себя умнее
аудитории, к которой обращаются. Выкиньте
из головы заблуждение, что вы знаете
больше, чем все остальные вместе взятые.
Даже если вы хорошо осведомлены в теме
выступления, в отдельных направлениях
слушатели могут знать гораздо больше
вас. Не считайте аудиторию глупее вас,
иначе вам отплатят той же монетой.
Напыщенность и всезнайство могут сыграть
с вами очень злую шутку. Так, однажды
всеми нелюбимому лектору по истории
философии студент-психолог прилюдно
задал каверзный вопрос: как следует
относиться к философу Уоллесу?
Преподаватель, испугавшись, что его
поймают на недостатке эрудиции, долго
и убедительно разъяснял затаившей дух
аудитории ошибки этого философа,
выдуманного студентами накануне лекции.

Чтобы
не попасть в смешное положение, достаточно
было просто ответить: «Нет, этот автор
мне не знаком. Если вы считаете, что его
учение подходит к нашей теме, прошу
рассказать о нем в нескольких словах».
Открыто признаваясь в своем знании или
незнании, вы завоевываете еще большую
симпатию аудитории. Подключайте
слушателей с новой информацией к докладу,
умейте оценить их знания. Этим вы убьете
сразу нескольких зайцев: продемонстрируете
уважение к участникам и внесете оживление
в собственное выступление, дополните
и обогатите его. Вы должны быть благодарны
аудитории за активное участие, ведь
это, как минимум, признак интереса к
вашему выступлению.

Ошибка
8: Суетливость

Отвлекаясь
от страха перед публикой, начинающий
оратор может торопливо ходить от стены
к стене туда-сюда, словно маятник,
проделывать суетливые манипуляции с
предметами (открывать-закрывать крышку
кафедры, постоянно вертеть карандаш в
руках и т.п.) и делать прочие ненужные
движения. В итоге публика начинает
следить за его перемещениями и перестает
следить за темой выступления. По тому,
как движется докладчик, легко понять,
насколько он уверен в себе. Постоянное
«хождение» во время публичного выступления
не случайно. Оно выдает желание
неуверенного в себе оратора сбежать.
Именно так оно и воспринимается
аудиторией. Этим горе-ораторам так и
хочется дать совет строго по Архимеду:
«Найдите же, наконец, точку опоры!»

Найдите
подходящее место и займите позицию,
«пустите корни». Вы можете сидеть или
стоять — это зависит от длительности
публичного выступления, особенностей
помещения и прочих факторов. Главное,
чтобы со своего места вы могли установить
зрительный контакт со всей аудиторией.
Не стоит «окапываться» на одном месте.
Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой
и выходящий лишь в конце публичного
выступления — тоже не лучший вариант.
Перемещайтесь, но перемещайтесь
осознанно, контролируя пространство.
Различные части доклада маркируйте
сменой позиции. Этим вы улучшите
восприятие информации и облегчите ее
запоминание. Например, вы меняете позицию
при переходе от введения к основной
части выступления, при выделении его
ключевых частей, а потом при переходе
к заключению. Когда заканчиваете доклад
и начинаете отвечать на вопросы
слушателей, вы снова спокойно и неторопливо
перемещаетесь в пространстве  в
следующую точку и т.п. Таким образом, вы
ориентируете слушателей в структуре
вашего публичного выступления и вселяете
в них уверенность.

Ошибка
9: Монотонность

Ничто
не утомляет так, как доклад на интересную
тему, читаемый скучным монотонным
голосом. Такие публичные выступления
сродни китайской пытке капающей водой:
вода монотонно капает не темечко
истязаемого и постепенно доводит его
до сумасшествия. Все слова сливаются в
однообразный поток и по тональности
речи нельзя понять, где заканчивается
одно предложение и начинается другое.
Монотонно бубнящие зануды быстро
вызывают раздражение и усталость
аудитории, слушатели еле сдерживаются,
чтобы не начать зевать. Напротив, искусный
оратор мастерски владеет своей речью.
Чтобы держать публику «в тонусе»  он
постоянно варьирует громкость и силу
своего голоса, придавая ему живости.
Когда хочет вызвать  напряженность
и интерес, он заговорщически затихает
и произносит слова чуть медленнее.
Говоря громче, он выделяет главное в
своем публичном выступлении. Когда
нужно, он добавляет голосу значительности
и драматизма.

Обратите
внимание на звучание своей речи. Выделяете
ли вы голосом ключевые моменты публичного
выступления, цитаты, утверждения?
Повышаете ли высоту звука в конце
вопроса? Изменяется ли темп речи в
зависимости от ее содержания? Выражайте
голосом свои чувства, и вы завоюете
публику! Вы предстанете уверенным,
энергичным и увлеченным темой человеком.

Ошибка
10: Отсутствие пауз

Новички
в ораторском ремесле панически боятся
пауз, неизбежно возникающих во время
публичного выступления. Как правило,
они спешат заполнить их разной словесной
чепухой и словами-паразитами («Ээээ…
Значит так… Ээээ… Ну, что еще сказать…
Ээээ…»). В результате публика думает:
«Ээээ… Ну ничего себе! Когда же он
закончит мычать?» Кто-то начинает
считать, сколько раз вы скажете «Ээээ..
», кто-то  погружается в свои мысли и
начинает смотреть в окно, не обращая на
вас внимания, остальные мучаются и
считают минуты до конца лекции.

Полезно
помнить совет блистательной Джулии
Ламберт из моэмовского «Театра»: «Главное
— это умение держать паузу, лучше ее не
делать, но если уж вышло — держи ее,
сколько можешь». Когда нечего сказать
— лучше помолчите, пока придут нужные
слова. Иногда оратору необходимо время,
чтобы подумать, сверится со своими
записями, или же просто попить воды. А
публике нужны паузы, чтобы осмыслить
сказанное вами. Асы ораторского мастерства
используют паузы целенаправленно, чтобы
получить обратную связь от аудитории.
Они активно пользуются интерпаузами,
во время которых публика может обдумать
сказанное, и нагнетающими обстановку
интрапаузами,
когда слушатели должны предугадать
дальнейшее развитие повествования.
Паузу можно использовать для установления
визуального контакта, чтобы
проконтролировать, правильно ли вас
поняли; для усиления напряжения и
драматизма; для возбуждения любопытства
(«…а что он скажет дальше?») и для многого
другого. Поэтому не бойтесь делать
паузы. Обычно публика воспринимает их
длительность гораздо короче, чем это
кажется самому докладчику.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Мы слушаем множество выступлений других людей. Даже если вы не профессионал в публичных выступлениях, вы наверняка сможете оценить как говорит тот или иной оратор. Конечно, вы можете точно не знать, что именно вам не нравится в его выступлении, а может быть вы сосредоточились на одной очевидной ошибке.

Чтобы стать хорошим оратором, нужно сочетание нескольких качеств. Подобным образом, плохой оратор делает несколько ошибок, среди которых порой одна выделяется больше всех остальных. Некоторые из наиболее распространенных ошибок публичного выступления трудно отследить, а еще труднее от них избавиться. Давайте посмотрим, замечаете ли вы следующие ошибки, а может быть и делаете их, не осознавая этого.

1. Слишком тихий голос

Для некоторых людей микрофон является необходимым требованием. Но иногда микрофона нет, особенно если вы выступаете перед аудиторией в небольшом помещении. Если вы будете говорить громко и четко произносить слова, вы сможете лучше донести смысл своего выступления. Если вы бормочете и говорите вполголоса, вас точно не услышат. Говорите громко и четко произносите слова, иначе не стоит говорить вообще!

2. Заикания или паузы

Небольшое количество пауз в речи придают ей естественности. На самом деле, речь докладчика с паузами кажется непринужденной, как если бы это была беседа. Если же пауз слишком много, создается впечатление, что докладчик не уверен в том, что говорит. Чем больше пауз и заикания, чем больше запинаний в речи, тем меньше аудитория будет вовлечена в выступление докладчика.

3. Зажатые движения

Когда участники приходят к вам на презентацию, он ожидают увидеть живого человека, а не робота или манекена. Зажатость и скованность жестов является признаком нервозности и неуверенности. Вы не только выглядите как робот, но это мешает вам установить связь с аудиторией. Постарайтесь быть менее зажатым и придать естественность своим жестам.

4. Плохой зрительный контакт

Общераспространенной ошибкой является страх зрительного контакта, даже в повседневном общении. Сама мысль о зрительном контакте с аудиторией может вызывать ужас. Однако хороший зрительный контакт чрезвычайно важен, поскольку он является универсальным признаком доверия. Если кто-либо говорит с вами и смотрит вам в глаза, вы склонны верить такому человеку. Вы хотите, чтобы ваша аудитория верила тому, что вы говорите?

5. Отсутствие эмоций

Если вы смотрите в пол или держитесь неестественно прямо, ваше выступление будет менее эффективным. Если у вас каменное лицо в течение всего выступления или же выражение вашего лица странное, это может даже отпугнуть людей. Конечно, не у каждого из нас эмоциональное лицо. Но если докладчик хочет оказывать влияние, то, что он говорит, должно соответствовать выражению его лица, и наоборот. Отсутствие эмоций на лице у докладчика может вызвать у аудитории скуку или даже напряжение.

6. Плохая организация

В хорошем выступлении есть некий порядок и ритм, который помогает аудитории сосредоточиться на нем и естественным образом понимать основную мысль. Такое выступление требует не только качественного контента, но и хорошо продуманной организации. Плохо организованное выступление сбивает аудиторию с толку, и участники перестанут вас слушать, если они не смогут уловить смысл того, что вы говорите.

7. Плохая подача материала

Не обязательно пить кофе литрами перед презентацией для энергичности, но ваше выступление должно произвести впечатление. Если оратор плохо представляет материал, это не цепляет аудиторию. Энергичный стиль публичного выступления с правильной интонацией, скоростью речи и объемом представляемой информации является великолепным инструментом для убеждения аудитории. Только Берну Штайну удалось прославиться своей монотонной игрой, но это исключение из правила.

8. Плохо подобрано время

Выступать на публике – это не то же самое, что разговаривать со своим соседом. Чтобы донести свою мысль до аудитории и получить продажи или поддержку от своей аудитории, нужно учиться этому искусству. Многое зависит от правильно подобранного времени – когда и как преподнести основную мысль своего выступления. Вы можете повысить громкость голоса или сделать паузу для придания более драматичного эффекта. Или рассказать перед этим убедительную историю, чтобы придать важность своей мысли.

9. Чтение подготовленного материала

Даже для хорошо подготовленного оратора большим искушением является подсматривание в свой листок с заметками для выступления или в файл PowerPoint. Если вы делаете это время от времени и постоянно поддерживаете контакт со своей аудиторией, такое подсматривание останется незамеченным. Если же оратор постоянно смотрит в свои заметки, создается впечатление, что он плохо подготовился и читает с листа, особенно если при этом он не поддерживает хороший зрительный контакт со своей аудиторией, зажат и заикается.

10. Ходить по кругу во время выступления

Если вы двигаетесь во время презентации по сцене или в небольшом помещении перед аудиторией, это приемлемо и даже поощряется. Такое движение может помогать доносить мысль до аудитории и вовлекать ее свое выступление.

Однако если вы ходите слишком много, это может отвлекать. Ваши собственные движения могут мешать вашей презентации. Если вы слишком много ходите вперед и назад, это выглядит как нервное хождение по кругу, а если вы становитесь перед проектором и закрываете обзор аудитории, становиться непонятно, зачем вообще вы решили его использовать. Найдите компромисс между избыточным перемещением перед аудиторией и полной неподвижностью. Такие крайности вызывают ощущение, что оратор не уверен в себе и боится неудачи.

Никто из нас не является совершенством и не может безупречно выполнять все вышеуказанные правила. Чтобы стать блестящим оратором, нужно постепенно избавляться от ошибок в своих выступлениях до тех пор, пока вы не станете единственным, кто будет замечать их.

У большинства ораторов есть понемногу от всех ошибок. Просто нужно довести до совершенства искусство делать такие ошибки незаметными для аудитории. Чуть больше зрительного контакта, чуть меньше чтения подготовленного материала, и вы будете уверенно продвигаться на пути к тому, чтобы стать звездой публичных выступлений.

Loading…

09 октября 2016 года

Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, нужно научиться избегать самых распространенных ошибок. Исходя из этих ошибок, пользуйтесь советами на практике, и вы заметите, как растет ваша уверенность и самоконтроль во время публичных выступлений.

Несоответствие положения вашего тела и постановки голоса

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Это важно — люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт.

Оправдания перед публикой

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально.

Извинения перед публикой

Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада.Публика — не священник и не отпустит ваши грехи. Учитесь превращать ваши недостатки в достоинства.

Неправильное положение глаз и бровей

Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит.

Неверный подбор слов

Помните: слова — это картинки в голове! Слова должны создавать нужную вам картинку в голове слушателей. Поэтому используйте только те слова, которые подкрепляют желаемую цель.

Отсутствие чувства юмора

Лучше информативной речи — только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием.

Всезнайство,выставляемое на показ

Хуже неуверенных и неподготовленных ораторов -напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные. Даже если вы хорошо осведомлены о теме, в отдельных отраслях люди могут знать гораздо больше вас.

Суетливость оратора

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами. Найдите подходящее место и займите позицию, «пустите корни».

Монотонная речь

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом.Чтобы держать публику «в тонусе», нужно постоянно варьировать громкость и силу своего голоса, придавая ему живости.

Отсутствие пауз

Когда нечего сказать — лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда необходимо время, чтобы подумать, свериться со своими записями или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами.

Основная цель публичного выступления — донести определенную информацию, вдохновить и дать толчок к действиям. Есть особенности, которые объединяют публику и оратора, а также улучшают взаимодействие между ними. Основная проблема новичков ораторского искусства – страх перед выступлением. Он представляет собой основную оборонную функцию организма и от него нельзя избавиться полностью. Кроме страха, есть и некоторые ошибки, которые могут допускать ораторы во время общения с аудиторией.

Требования к публичному выступлению

Чтобы минимизировать риски возникновения ошибок, нужно придерживаться основных требований к публичному выступлению:

  1. Динамичное и спланированное начало выступления. Важно продумать и возможно даже выучить начало речи. Не должно быть ошибок и запинок.
  2. Создание некоторого напряжения, позволяющего создать полемику между аудиторией и выступающим.
  3. Сдержанные эмоции. Публика должна наблюдать взволнованность и воодушевление оратора. При этом выступающий должен испытывать удовольствие (и кайф) даже от волнения.
  4. Лаконичность выступлений.
  5. Речь лучше выстроить в форме диалога. Необходимо разговаривать с публикой и наблюдать за ее реакцией, т.е. не столько выступать перед публикой, сколько общаться с ней.
  6. Речь не должна быть скучной для аудитории, увеличивайте энергетику, интонации, добавляйте эмоций.
  7. Поддержание контакта с аудиторией.

При подготовке выступления нужно выделить основную мысль обращения и обязательно донести ее до слушателей.

Завершение речи также важно, как и ее начало. Оно должно быть понятным и лаконичным. Сообщение стоит закончить красиво и эмоционально.

Ошибки ораторов

Прежде чем приступить к изучению ораторского мастерства, стоит ознакомиться с самыми распространенными ошибками выступления.

Ошибка №1: Неуверенность

Если оратор неуверен в своей речи – это сильно испортит выступление. Не рекомендуется освещать темы, в которых нет понимания. Выступающий должен хорошо разбираться в представленном докладе. Важно тщательно подготовиться к выступлению и изучить вопрос.

При наличии страхов, важно не показать их аудитории. У слушателей не должно возникнуть сомнений в компетентности и профессионализме оратора.

Содержание слов не должно расходиться с языком тела. Аудитория по дрожащему голосу или тону речи, угадает настроение и самочувствие оратора.

Ошибка №2: Оправдания

Аудитории не нужны оправдания по поводу длительной подготовке доклада или по отсутствию опыта в риторике. Ее интересует информация, которая должна быть познавательной, новой и интересной. Если начать оправдываться, аудитория может утратить доверие к выступающему. И даже если речь подготовлена хорошо и насыщена интересными фактами, ее будут слушать невнимательно. Специалисты не рекомендуют  извиняться перед публикой, снимая вину за некачественный доклад.

Ошибка №3: Речь без примеров

Оживить речь и сделать ее более доходчивой помогут примеры из жизни, книг или истории, метафоры, образы и сравнения. Поэтому не стоит их недооценивать. Отличным инструментом являются и визуальные материалы. С их помощью можно лучше объяснить статистические и теоретические данные. Примеры помогают также отвлечь и даже развлечь аудиторию.

Ошибка 4: Лишние жесты и неуправляемая мимика

Начинающие ораторы часто не обращают внимание на свою мимику. А суетливые жесты и хаотичная мимика могут испортить все впечатление. Чтобы научиться контролировать процесс, следует записать выступление и посмотреть на себя со стороны. Такой способ поможет увидеть лишние движения, расширенные глаза или слишком высоко поднятые брови. Лицевые мышцы достаточно трудно поддаются контролю. Поэтому справиться с ними поможет постоянная практика.

Ошибка № 5: Выбор слов

На некоторые слова человек реагирует очень быстро и даже неосознанно. Иногда при подобном восприятии не учитывается значение предложений. Например, частицы с отрицательным значением могут вообще не восприниматься или пониматься с опозданием. Частое применение конструкций с частицей не может привести к противоположному эффекту.

Ошибка №6: Некачественная подготовка

Уверенности в ораторском мастерстве придаст хорошая подготовка. Необходимо разбираться в теме. При плохом владении тематикой доклада в тупик могут поставить вопросы аудитории. В этом случае оратор может растеряться и не завершить речь достойно. Перед выступлением нужно тщательно изучить целевую аудиторию и обязательно разработать запасной план выступления.

Особенно нужно подготовиться к новой теме. Сложности могут возникнуть, если речь готовил зам или помощник. Необходимо ознакомиться со структурой выступления и отметить самый важные и полезные моменты. Если слушатели поймут, что оратор плохо знаком с речью – доверие сразу снизится.

Недостаточная подготовка уменьшает уверенность и энергию у самого выступающего.

Ошибка №7: Монотонная речь

Даже самый увлекательный доклад на интересную тему можно испортить скучным и утомительным голосом. В такой ситуации слова сливаются в единый поток. А тон речи не позволяет понять, где границы предложений. Монотонность может спровоцировать усталость и раздражение у публики. Многие даже не сдерживают зевков.

Люди предпочитают истории и с трудом выслушивают голые факты. А многие слушатели плохо воспринимают данные на слух. Иногда даже хороший слайд не способен исправить ситуацию. Нельзя строить выступление путем перечисления исследований и фактов. В докладе рекомендуется использовать один главный факт и одну главную мысль. Остальные факты должны подчеркивать информацию. Мысль можно преподнести в виде интересной истории. Желательно выступать не дольше 15 – 20 минут. Самое большее 1 час.

Ошибка №8: Не использование пауз

Пауза может стать настоящим секретным приемом для удержания внимания аудитории. Особого внимания заслуживает длительная пауза. Стоит отметить такие особенности восприятия:

  1. Заминка в 1-2 секунды понимается, как будто докладчик забыл речь.
  2. 5 секунд – отличается театральным эффектом.
  3. Молчание на протяжении 10 секунд привлечет даже тех, кто отвлекся на мобильный телефон.

Продолжительная пауза позволяет оратору собраться с мыслями и использовать высокую концентрацию внимания, чтобы подчеркнуть что-то важное в речи. Многие ораторы совершают и такую ошибку, как заполнение коротких пауз словами – паразитами.

Ошибка №9: Отсутствие юмора и всезнайство

Признаком хорошего оратора является умение разбавить свою речь небольшими шутками и юмористическими отступлениями. Занудные ораторы теряют внимание своих слушателей, которые не могут уследить за нитью повествования.

Нужно учитывать, что хороший оратор должен заряжать своей энергией. Это сделает любой материал красочным и интересным. Если после доклада хочется что-то начать делать или возникает переосмысление ситуации, значит цель речи достигнута.

Плохое впечатление вызывают и напыщенные выступающие, слишком уверенные в собственной важности. Такие ораторы считают себя умнее аудитории. Не стоит забывать, что слушатели могут быть гораздо осведомленнее в определенных темах.

Ошибка №10: Суетливость

Многие начинающие ораторы начинают торопливо ходить вдоль стены или суетливо вертеть разные предметы в руках. Публика начинает следить за манипуляциями и перестает слушать доклад. По движениям выступающего можно сделать выводы об его уверенности. Постоянные перемещения свидетельствуют о подсознательном желании оратора сбежать.

Другой стороной суетливости является излишняя зажатость. Возникает ощущение, что докладчику любое движение дается с большим трудом. Следует помнить, что движущиеся предметы привлекают больше внимания.

Не стоит опасаться и вопросов от аудитории. Вопросы посередине выступления является показателем того, что доклад слушают. Стоит воспользоваться предоставленной возможностью и оживить речь. Эффективные презентации аудитория воспринимает, как разговор. При этом монолог может быть только с одной стороны. Профессионалы не рекомендуют отклоняться от дискуссии.

Как избежать ошибок

Важным моментом является подготовка речи. Иногда даже текст следует написать полностью или по крайней мере в виде тезисов (bullet points), не полагаясь только на импровизацию. Перед выступлением многие начинают волноваться, а в таком состоянии им сложно придумать что-то остроумное.

Стоит брать пример с известных ораторов. Специалист по импровизации Стив Аллен сначала переписывал шутки из сборников юмористов. Такой способ помог узнать принцип построения фраз. Важно продумать начало и завершение доклада. Многие ораторы пишут на небольших листиках первые фразы речи.

Упражнение «Репетиция»

Даже известные ораторы тренируются перед  докладом. Некоторые и не по одному разу.

Репетиция должна состоять из следующих этапов:

  1. Запоминание текста. Для этого речь нужно читать вслух и заучивать. Можно не все помнить дословно. Необходимо запомнить последовательность основных мыслей.
  2. Затем следует отрепетировать речь. Важно обратить внимание на интонацию и паузы. Аудитория обращает внимание на то, как говорится текст.
  3. После этого можно приступить к отработке жестов и мимики. Стоит продумать, какие эмоции нужно передать публике, и какие эмоции в этом помогут.

В завершение необходима генеральная репетиция. При этом ее стоит провести перед небольшим количеством знакомых людей. Это могут быть родственники, соседи или близкие люди.

Внешний вид

Во время репетиции следует одеться также, как и на запланированное выступление. Стоит учитывать, что узкая одежда может сковывать движения. А слишком яркие украшения отвлекать внимание слушателей. Аксессуары в виде браслетов и часов могут создавать определенные неудобства. Одежда должна быть выглаженной и чистой. Но не стоит уделять излишнее внимание своему внешнему виду.

Полезные рекомендации

Во время выступления не следует фокусировать внимание на себе или своей компании. Презентация должна содержать немного информации «о себе любимых». В центре внимания должна оставаться аудитория, и ее проблемы и интересы. Это имеет значение для всех типов выступлений, а особенно для продающих.

Перед выступлением нужно просмотреть основные тезисы и связать информацию о себе с нуждами аудитории.

Неумение отвечать на вопросы может стать серьезными препятствием для освоения ораторского искусства. Необходимо продумать возможные вопросы будущей аудитории. Составить список вопросов могут помочь друзья. Можно устроить тренировочное выступление, в ходе которого можно узнать первые впечатления.

Начинающим ораторам помогут следующие советы:

  1. В докладе должно присутствовать четкое руководство к действию. Аудитории будет интересно научиться чему-то новому сразу. Применение материала имеет большое значение.
  2. Отвечать на вопросы нужно сразу, не стоит их откладывать на конец презентации.
  3. Чтобы вовлечь людей в обсуждение, можно задавать вопросы.
  4. Пища, насыщенная белками, стимулирует способности при стрессе и улучшает настроение. Поэтому нужно включить в рацион белковую еду.
  5. При волнениях надпочечники производят кортизол, подавляющий способности и действия. Чтобы уменьшить его действие, нужны физические упражнения.
  6. Перед выступлением рекомендуется продумать запасной план на случай неожиданностей.
  7. Не стоит полагаться на суеверия. Подобные домыслы лучше заменить делом. Можно проверить микрофон, повторить еще раз речь или найти подходящие точки для выступления.
  8. Выступление нужно разбавлять удивительными фактами, о которых многие и не подозревают.
  9. Важно составить структуру выступления так, чтобы была возможность повторять ключевые пункты.

Чтобы не просить людей отключить свои мобильные телефоны, лучше завоевать их внимание. Вдохновляющую и интересную презентацию люди дослушают до конца. Аудитория не обязана проявлять интерес и слушать, заставить ее слушать должен оратор. Один известный тренер по ораторскому искусству заявляет, что выступающему должен помогать специальный человек, в руках которого палка с остро заточенным концом. И он (чтобы слушатели не засыпали) должен периодически тыкать острым конца в спину слушателей – оратора)!

Прежде
чем приступить к постижению секретов
ораторского мастерства, вы должны
научиться избегать распространенных
ошибок. Специалисты в области
коммуникативных технологий проанализировали
и сравнили поведение дилетантов и
профессиональных ораторов. Используйте
их советы на практике, и вы заметите,
как растет ваша уверенность и самоконтроль
во время публичных выступлений.

Ошибка
1: Несоответствие

Когда
содержание ваших слов расходится с
тоном речи, осанкой и языком тела, публика
мгновенно это замечает. Аудитория
обладает безошибочным чутьем в отношении
того, что касается настроения оратора
и его самочувствия. Если вы начнете
говорить «Здравствуйте, как я рад вас
всех видеть….» дрожащим неуверенным
голосом, нервно перебирая пальцами
пуговицы на костюме — будьте уверены, у
слушателей моментально появится
недоверие и к сказанному вами, и к самому
говорящему. Поэтому вместо: «Я рад…» —
радуйтесь на самом деле! Делайте все,
чтобы действительно испытывать радость,
выступая перед публикой. Осознанно
передавайте ваше позитивное настроение
слушателям. Это важно — люди в хорошем
настроении легче воспринимают информацию,
им хочется продолжать контакт. Если же
вы не испытываете радости, не стоит
лгать. Лучше честно признаться: «Сегодня
великий день, поэтому я волнуюсь…»
Тогда вы, по крайней мере, произведете
впечатление честного человека, говорящего
правдивые вещи. 

Ошибка
2: Оправдания

Публике
по большому счету все равно, волнуетесь
вы или нет, как долго вы готовили свой
доклад и какой у вас опыт публичных
выступлений. Поэтому не нужно перед ней
оправдываться в стиле: «Я плохой оратор,
редко говорю перед публикой, поэтому
сильно волнуюсь и могу выступить
неудачно…». Именно так начинают свою
речь многие дилетанты, пытаясь вызвать
сочувствие и заранее получить индульгенцию
за плохое выступление. Посыл, казалось
бы, честный, но он приводит к противоположному
результату. Слушатели недоумевают:
«Зачем мы сюда пришли, если даже сам
выступающий признает, что выступление
будет плохим?».

Публика
эгоистична.   В ее центре внимания
стоит, прежде всего, она сама. Поэтому
с самого начала выступления на первое
место поставьте её, любимую: мысли,
желания и чувства вашей аудитории. Ваша
цель — информировать, мотивировать или
развлечь публику. Поэтому важно не то,
как вы говорите, и что при этом чувствуете.
Важно, какую информацию аудитория при
этом получает. Нужно говорить так, чтобы
большая часть слушателей почувствовала:
вы понимаете их стремления и желания,
говорите для них и обращаетесь к каждому
из них персонально. Если вы будете
действовать именно так, тогда:

а) гораздо
больше слушателей, чем вы думаете, просто
не обратят внимание на ваше волнение
или же снисходительно отнесутся к нему,
потому что интересуются, прежде всего,
собой и своими делами.

б) ваше
волнение улетучивается тем скорее, чем
больше внимания вы уделяете другим
людям, а не собственным ощущениям.

Ошибка
3. Извинения

Эта
ошибка похожа на предыдущую. Начинающие
ораторы любят извиняться, предлагая
снять с них вину за плохое качество
доклада. «Прошу простить меня за… (мой
простуженный голос, мой внешний вид,
плохое качество слайдов, слишком короткое
выступление, слишком длинную речь и
т.д. и т.п.)». Публика — не священник и не
отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только
за одно — за ваши постоянные извинения.
А лучше с самого начала избегайте того,
за что нужно будет просить прощения.
Если действительно есть нечто, о чем вы
сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!».
Но лучше всего — умение превратить
недостаток в достоинство: «У меня сегодня
простуженный голос, поэтому прошу вас
сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким
образом, сплотившись еще больше, мы
продемонстрируем, что мы все — одна
команда, работающая в тесном взаимодействии».

Ошибка
4: Глаза и брови

Вы
действительно уверены, что хорошо
управляете своей мимикой? Большинству
новичков только кажется, что это так.
На самом деле контролировать мимику
неподготовленному человеку нелегко. 
Лицевыми мышцами трудно управлять без
тренировки, а загадочно-соблазнительный
взгляд и широко раскрытые от страха
глаза разделяют всего пара миллиметров,
кардинально меняющих восприятие.

Психологические
исследования показали, что области глаз
оратора публика уделяет в 10-15 раз больше
внимания, чем любой другой части лица.
Брови — главный элемент вашей мимики,
они не только указывают на эмоции, но и
управляют ими. Высоко поднятые брови —
признак неуверенности и некомпетентности.
Обращайте внимание на свои глаза и
брови. Если они будут говорить то же,
что и ваши слова, публика вас полюбит.
Смеющиеся глаза и прямые брови — это как
раз то, что нужно. Слушать вас приятно,
публика уверена в вашей компетентности.
Потренируйтесь перед зеркалом, запишите
собственное выступление на видео и
проанализируйте его.

Ошибка
5: Подбор слов.

Мы
слышим и понимаем отдельные слова
прежде, чем понимаем все предложение
целиком. Поэтому на значение отдельных
слов мы реагируем быстрее и менее
осознанно, чем на значение предложений.
К тому же, отрицательные частицы
воспринимаются позднее, чем остальные
слова, а часто вообще не воспринимаются.
Поэтому постоянное использование таких
конструкций как «…не
принесет убытков», «…не
плохо», «…не
боимся прилагать усилия», «…не
хочу вызвать у вас скуку длинными
статистическими выкладками» вызывают
у слушателя эффект, противоположный
ожиданиям оратора.

Помните:
слова — это картинки в голове! Недаром
в древности учителя риторики говорили
своим ученикам: «Расскажи мне так, чтобы
я это увидел!». Слова должны создавать
нужную вам картинку в голове слушателей.
Поэтому используйте только те слова,
которые подкрепляют желаемую цель.
Пусть до ушей слушателей долетает лишь
то, что должно туда попасть. Если вы
хотите создать позитивный настрой,
тогда вместо: «это не плохо», скажите
«это хорошо». Создавайте позитивное
настроение позитивными словами — ведь
от настроения публики зависит очень
многое!

Ошибка
6: Отсутствие юмора

Всем
студентам известны лекторы-зануды.
«Воздействие внешнего объекта связано,
во-первых, с прогрессирующей эмансипацией
когнитивных функций от примитивных
аффективных структур, во-вторых, с
дифференциацией самих аффективных
структур, их автономизацией от базальных
влечений…», —  бубнит такой преподаватель
битый час, не замечая, что у слушателей
давно уже закипели мозги и они полностью
утратили нить повествования.

Лучше
информативной речи — только интересная
речь! Добавьте в свою серьезную речь
улыбку, разбавьте шутками, расскажите
забавную историю. Людям нужно периодически
отдыхать. Благодарная публика ответит
вам благосклонностью и вниманием. Можно
посмеяться и над собой, если вы допустили
какую-то оплошность — слушатели воспримут
это как признак вашей уверенности в
себе и чувства собственного достоинства.

Разумеется,
никто не требует от вас, чтобы вы
рассказывали анекдоты на траурном
митинге. Но многие темы слишком важны,
чтобы воспринимать их всерьез.  Смех
— это живительная среда для работы мозга.
Высококлассные педагоги знают, что юмор
и хорошее настроение только прибавляют
желания учиться и делают процесс более
эффективным. Смех помогает расслабиться
и приводит к образованию в мозгу такой
химической среды, в которой лучше
происходит восприятие новой информации
— это доказано нейропсихологами. 

Ошибка
7: Всезнайство

Еще
хуже неуверенных и неподготовленных
ораторов — ораторы напыщенные и надутые,
лопающиеся от осознания собственной
важности. Они всегда считают себя умнее
аудитории, к которой обращаются. Выкиньте
из головы заблуждение, что вы знаете
больше, чем все остальные вместе взятые.
Даже если вы хорошо осведомлены в теме
выступления, в отдельных направлениях
слушатели могут знать гораздо больше
вас. Не считайте аудиторию глупее вас,
иначе вам отплатят той же монетой.
Напыщенность и всезнайство могут сыграть
с вами очень злую шутку. Так, однажды
всеми нелюбимому лектору по истории
философии студент-психолог прилюдно
задал каверзный вопрос: как следует
относиться к философу Уоллесу?
Преподаватель, испугавшись, что его
поймают на недостатке эрудиции, долго
и убедительно разъяснял затаившей дух
аудитории ошибки этого философа,
выдуманного студентами накануне лекции.

Чтобы
не попасть в смешное положение, достаточно
было просто ответить: «Нет, этот автор
мне не знаком. Если вы считаете, что его
учение подходит к нашей теме, прошу
рассказать о нем в нескольких словах».
Открыто признаваясь в своем знании или
незнании, вы завоевываете еще большую
симпатию аудитории. Подключайте
слушателей с новой информацией к докладу,
умейте оценить их знания. Этим вы убьете
сразу нескольких зайцев: продемонстрируете
уважение к участникам и внесете оживление
в собственное выступление, дополните
и обогатите его. Вы должны быть благодарны
аудитории за активное участие, ведь
это, как минимум, признак интереса к
вашему выступлению.

Ошибка
8: Суетливость

Отвлекаясь
от страха перед публикой, начинающий
оратор может торопливо ходить от стены
к стене туда-сюда, словно маятник,
проделывать суетливые манипуляции с
предметами (открывать-закрывать крышку
кафедры, постоянно вертеть карандаш в
руках и т.п.) и делать прочие ненужные
движения. В итоге публика начинает
следить за его перемещениями и перестает
следить за темой выступления. По тому,
как движется докладчик, легко понять,
насколько он уверен в себе. Постоянное
«хождение» во время публичного выступления
не случайно. Оно выдает желание
неуверенного в себе оратора сбежать.
Именно так оно и воспринимается
аудиторией. Этим горе-ораторам так и
хочется дать совет строго по Архимеду:
«Найдите же, наконец, точку опоры!»

Найдите
подходящее место и займите позицию,
«пустите корни». Вы можете сидеть или
стоять — это зависит от длительности
публичного выступления, особенностей
помещения и прочих факторов. Главное,
чтобы со своего места вы могли установить
зрительный контакт со всей аудиторией.
Не стоит «окапываться» на одном месте.
Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой
и выходящий лишь в конце публичного
выступления — тоже не лучший вариант.
Перемещайтесь, но перемещайтесь
осознанно, контролируя пространство.
Различные части доклада маркируйте
сменой позиции. Этим вы улучшите
восприятие информации и облегчите ее
запоминание. Например, вы меняете позицию
при переходе от введения к основной
части выступления, при выделении его
ключевых частей, а потом при переходе
к заключению. Когда заканчиваете доклад
и начинаете отвечать на вопросы
слушателей, вы снова спокойно и неторопливо
перемещаетесь в пространстве  в
следующую точку и т.п. Таким образом, вы
ориентируете слушателей в структуре
вашего публичного выступления и вселяете
в них уверенность.

Ошибка
9: Монотонность

Ничто
не утомляет так, как доклад на интересную
тему, читаемый скучным монотонным
голосом. Такие публичные выступления
сродни китайской пытке капающей водой:
вода монотонно капает не темечко
истязаемого и постепенно доводит его
до сумасшествия. Все слова сливаются в
однообразный поток и по тональности
речи нельзя понять, где заканчивается
одно предложение и начинается другое.
Монотонно бубнящие зануды быстро
вызывают раздражение и усталость
аудитории, слушатели еле сдерживаются,
чтобы не начать зевать. Напротив, искусный
оратор мастерски владеет своей речью.
Чтобы держать публику «в тонусе»  он
постоянно варьирует громкость и силу
своего голоса, придавая ему живости.
Когда хочет вызвать  напряженность
и интерес, он заговорщически затихает
и произносит слова чуть медленнее.
Говоря громче, он выделяет главное в
своем публичном выступлении. Когда
нужно, он добавляет голосу значительности
и драматизма.

Обратите
внимание на звучание своей речи. Выделяете
ли вы голосом ключевые моменты публичного
выступления, цитаты, утверждения?
Повышаете ли высоту звука в конце
вопроса? Изменяется ли темп речи в
зависимости от ее содержания? Выражайте
голосом свои чувства, и вы завоюете
публику! Вы предстанете уверенным,
энергичным и увлеченным темой человеком.

Ошибка
10: Отсутствие пауз

Новички
в ораторском ремесле панически боятся
пауз, неизбежно возникающих во время
публичного выступления. Как правило,
они спешат заполнить их разной словесной
чепухой и словами-паразитами («Ээээ…
Значит так… Ээээ… Ну, что еще сказать…
Ээээ…»). В результате публика думает:
«Ээээ… Ну ничего себе! Когда же он
закончит мычать?» Кто-то начинает
считать, сколько раз вы скажете «Ээээ..
», кто-то  погружается в свои мысли и
начинает смотреть в окно, не обращая на
вас внимания, остальные мучаются и
считают минуты до конца лекции.

Полезно
помнить совет блистательной Джулии
Ламберт из моэмовского «Театра»: «Главное
— это умение держать паузу, лучше ее не
делать, но если уж вышло — держи ее,
сколько можешь». Когда нечего сказать
— лучше помолчите, пока придут нужные
слова. Иногда оратору необходимо время,
чтобы подумать, сверится со своими
записями, или же просто попить воды. А
публике нужны паузы, чтобы осмыслить
сказанное вами. Асы ораторского мастерства
используют паузы целенаправленно, чтобы
получить обратную связь от аудитории.
Они активно пользуются интерпаузами,
во время которых публика может обдумать
сказанное, и нагнетающими обстановку
интрапаузами,
когда слушатели должны предугадать
дальнейшее развитие повествования.
Паузу можно использовать для установления
визуального контакта, чтобы
проконтролировать, правильно ли вас
поняли; для усиления напряжения и
драматизма; для возбуждения любопытства
(«…а что он скажет дальше?») и для многого
другого. Поэтому не бойтесь делать
паузы. Обычно публика воспринимает их
длительность гораздо короче, чем это
кажется самому докладчику.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.

Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.

Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.

Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:

  • быть уверенным в себе;
  • уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;
  • кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;
  • уметь заинтересовывать аудиторию;
  • артистизм и харизма;
  • дар убеждения.

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.

Содержание

  • Виды и методы публичного выступления
  • Особенности публичной речи
  • Требования и технология публичного выступления
  • 10 основных ошибок начинающего оратора

Виды и методы публичного выступления

Выступление

Различают следующие виды публичной речи:

  • Социальная публичная речь помогает выразить родственные или общественные отношения. Сюда входят поздравления на праздниках, свадебные тосты, поминальные речи.
  • Церковное красноречие заключается в проведении проповеди, общении с церкви служителями. Такой вид не содержит логики, аргументов, профессиональной терминологии, слушатели не ищут в ней конкретных фактов.
  • Судебное красноречие присутствует в судебной практике. В отличие от церковного содержит четкий стиль изложения и аргументацию. Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную. Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека.
  • Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции.
  • Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях.

Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:

  • Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов.
  • Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права. Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики.
  • Не рекомендуется «растягивание» речи перед большой аудиторией, потому что внимание людей кратковременно, легко рассеивается
  • Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение.
  • Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия. Важную информацию располагают только вначале и конце речи. Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально.
  • Речь оратора должна соответствовать нормам этики. Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи.

Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.

Особенности публичной речи

Скучное выступление

Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно — субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.

Речь оратора имеет ряд особенностей:

  • Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.
  • Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.
  • Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.
  • Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики .

Требования и технология публичного выступления

Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.

Общие приемы и требования к публичному выступлению:

  • Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора.
  • Драма. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий.
  • Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чувствовать не безразличность оратора к теме выступления, его отношение и переживание. Монотонный диалог без выражения эмоций не вызовет должного отклика аудитории.
  • Краткое изложение мыслей. Краткая четкая речь воспринимается слушателями лучше, вызывает больше доверия. Чтобы укладываться в отведенное для выступления время необходимо научится разговаривать кратко. Не зря говорят: «Краткость — сестра таланта».
  • Разговорный стиль речи. Требования к публичному выступлению включают в себя стиль выступления. Он должен быть разговорным, выглядеть как беседа между людьми. Разговорный стиль речи помогает легче усвоить информацию, привлечь внимание к теме. Нельзя употреблять много иностранных, научных терминов, непонятные слова заменяются на понятные.
  • К окончанию выступления подготавливаются также тщательно, как к началу. Завершающий этап речи обязан привлекать внимание яркими и понятными фразами. Заключительные слова нужно отрепетировать для постановки правильной интонации голоса и тона.

Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.

Микрофон

Технология публичного выступления:

  • Определяем цель речи.
  • Изучаем состав аудитории.
  • Создаем образ для выступления.
  • Определяем роль для выступления (кумир, хозяин, покровитель, добро, зло).
  • Пишем речь.
  • Проверяем ее согласно правилам написания публичного текста, соответствию моральным требованиям.
  • Выстраиваем речь согласно правилам визуального, кинетического, аудиального восприятия.
  • При необходимости подготавливаем место выступления.
  • Настраиваемся на удачный исход выступления.
  • Само выступление.
  • Прислушиваемся к критике.
  • Следим за реакцией публики, выполняем анализ произведенного впечатления.

Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.

Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.

Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.

Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:

  • Различие интонации и тона речи с ее содержанием.
  • Недопустимо употребление оправдания это выглядит непрофессионально.
  • Не стоит извиняться перед публикой.
  • Неуместная мимика.
  • Неправильный подбор слов и частиц «не».
  • Скучный монолог без присутствия юмора.
  • Всезнающий вид оратора, высокомерие.
  • Много лишних суетливых движений по сцене.
  • Монотонная не эмоциональная речь.
  • Неправильно расставленные паузы в предложении.

Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:

  • Дейл Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.

  • Игорь Родченко «Хозяин слова».

Игорь Родченко специалист по речевым коммуникациям, директор известной тренинговой речевой компании, ведет тренинг публичного выступления, является заведующим кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета. Книга «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления» Игоря Родченко содержит главные вопросы по психологии публичного выступления, а также взаимодействия участников коммуникации и влияния на аудиторию.

  • Иванова Светлана «Специфика публичной речи».

В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.

Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 10 крупнейших ошибок которые совершают люди
  • 10 какие ошибки приводят к нарушению лексических норм
  • 100 ошибок библии
  • 100 ошибок агронома
  • 100 ошибка сервера